Vikent – Четыре благородные истины буддизма

Учение Будды было облечено в форму Четырех Благородных истин.

«Первая Благородная истина утверждает, что основной характеристикой человеческого существования является духкха, то есть страдание и разочарование. Разочарование коренится в нашем нежелании признать тот очевидный факт, что всё вокруг нас не вечно, всё преходяще.

«Все вещи возникают и исчезают» – говорил Будда, и представление о том, что текучесть и изменчивость суть основные свойства природы, являются фундаментом его учения. По мнению буддистов, страдание возникает в том случае, если мы сопротивляемся течению жизни и стараемся удержать некие устойчивые формы, которые, будь то вещи, явления, люди или мысли, всё же являются майей.

Принцип непостоянства воплощается также в представлениях о том, что не существует особого эго, особого «я», которое было бы постоянным субъектом наших изменчивых впечатлений. Буддисты считают, что наша уверенность в существовании отдельного индивидуального «я» – ещё одна иллюзия, ещё одна форма майи, интеллектуальное понятие, лишенное связи с действительностью.

Если мы будем придерживаться подобных взглядов, как и любых других устойчивых категорий мышления, то неизбежно испытаем разочарование.

Вторая Благородная истина разъясняет причину страданий, называя её тришна, то есть «цепляние», «привязанность». Это бессмысленная привязанность к жизни, проистекающая из невежества, называемого буддистами авидья.

Вследствие нашего невежества мы пытаемся разделить воспринимаемый нами мир на отдельные самостоятельные части и таким образом воплотить текучие формы реальности в фиксированных категориях мышления. До тех пор, пока мы рассуждаем так, нас постигает разочарование за разочарованием.

Стараясь устанавливать отношения с вещами, которые кажутся нам твёрдыми и постоянными, но на самом деле являются преходящими и изменчивыми, мы попадаем в порочный круг, в котором любое действие порождает дальнейшее действие, а ответ на любой вопрос ставит новые вопросы.

В буддизме этот порочный круг известен как сансара, круговорот рождений и смертей, движущей силой которого является карма, непрекращающаяся цепочка причин и следствий.

Согласно Третьей Благородной истине, можно прекратить страдания и разочарования. Можно покинуть порочный круговорот сансары, освободиться от уз кармы и достичь состояния полного освобождения – нирваны.

В этом состоянии уже не существует ложных представлений об отдельном «я» и постоянным и единственным ощущением становится переживание единства всего сущего.

Нирвана соответствует мокше индуистов и не может быть описана более подробно, так как это состояние сознания лежит вне области интеллектуальных понятий. Достичь нирваны означает пробудиться, то есть стать Буддой.

Четвертая Благородная истина указывает средство избавления от страданий, призывая следовать Восьмеричному Пути самосовершенствования, который ведёт к состоянию Будды. Как уже упоминалось, два первых шага на этом пути имеют отношение к правильному видению и истинному знанию, то есть к правильному пониманию человеческой жизни.

Ещё четыре шага имеют отношение к правильному действию. Они содержат описание правил, которым должен следовать буддист, – правил Срединного Пути, лежащего на равном удалении от противоположных крайностей.

Последние два шага приводят к правильному осознанию и правильной медитации, к непосредственному мистическому восприятию реальности, что и составляет конечную и высшую цель Пути.

Будда рассматривал свое учение не как последовательную философскую систему, а как средство достижения просветления.

Его высказывания об этом мире имеют одну цель – подчеркнуть непостоянство всего сущего. Он предостерегал последователей от слепого почитания каких-либо авторитетов, включая и себя самого, говоря, что может лишь указать путь к буддовости и каждому надлежит самому идти по этому пути, прилагая собственные усилия.

Последние слова Будды на смертном одре характеризуют все его мировоззрение и учение. Перед тем как покинуть этот мир, он сказал: «Разложение – удел всех составленных вещей. Будьте настойчивы».

За несколько веков после смерти Будды ведущие деятели буддийской церкви несколько раз собирались на Великих соборах, где зачитывались вслух положения учения Будды и устранялись разночтения в их толковании. На четвёртом соборе, состоявшемся в I в. н. э. на острове Цейлон (Шри-Ланка), учение, изустно передававшееся на протяжении пяти столетий, было впервые записано.

Оно получило название палийского канона, так как буддисты тогда пользовались языком пали, и стало опорой ортодоксального буддизма хинаяны.

С другой стороны, махаяна основывается на некотором количестве так называемых сутр – сочинений значительного объёма, написанных на санскрите одним или двумя столетиями позже, которые излагают учение Будды более подробно и обстоятельно, чем палийский канон.

Школа махаяны называет себя Великой Колесницей буддизма, так как предлагает своим последователям множество разнообразных методов, совершенных средств, для достижения состояния будды – буддовости.

Эти средства включают в себя с одной стороны, религиозную веру в учение основателя буддизма и, с другой, высокоразвитые философские системы, представления которых очень близки к категориям современного научного познания».

Фритьоф Капра, Дао физики: общие корни современной физики и восточного мистицизма, М., «София», 2008 г., с. 109-111.

Источник: http://vikent.ru/enc/1021/

Чему учил Будда: Четыре Благородные Истины

Просветление Будды указывает человеку путь в жизни, который ведет к освобождению от страдания. Когда кто-нибудь задавал Будде метафизические вопросы о том, отлична ли душа от тела, бессмертна ли она, конечен или бесконечен мир, вечен он или невечен и т. д., – он отказывался отвечать.

Он считал, что обсуждение проблем, для разрешения которых нет достаточных возможностей, приводит лишь к образованию различных пристрастных мнений, напоминающих противоречивые односторонние описания слона, сделанные слепыми, которые ощупали различные части его тела.

Будда, приводя в пример ряд метафизических взглядов предшествовавших ему мыслителей, показал, что все они отличаются друг от друга, так как они основывались на неопределенном чувственном опыте, желаниях, надеждах и опасениях.

Будда неоднократно указывал, что следует избегать умозрений подобного рода, ибо они не только не приближают человека к его единственной цели  – состоянию освобождения от всякого страдания, но, наоборот, запутывают его в им же самим сплетаемую сеть теорий. Самая настоятельная задача – положить конец несчастьям.

Тот, кто посвящает себя теоретическим умствованиям о душе и мире, изнывая в то же время от страданий, поступает как глупец, который, вместо того, чтобы попытаться немедленно извлечь вонзившуюся в его бок отравленную стрелу, размышляет о том, как была сделана эта стрела, кто ее сделал и кто ее пустил.

Будда часто упоминает десять вопросов , которые он считает неопределенными и этически бесполезными.

Он считает бесполезными следующие вопросы: 1) Вечен ли мир? 2) Или он невечен? 3) Конечен ли мир? 4) Или он бесконечен? 5) Тождественна ли душа с телом? 6) Отлична ли душа от тела? 7) Бессмертен ли познавший истину? 8 ) Или он смертей? 9) Будет ли познавший истину одновременно и бессмертным и смертным? 10) Будет ли он бессмертным или смертным? Эти вопросы известны в буддийской литературе как «десять неразрешимых вопросов» и являются предметом трактата Авьяката Саньютты, называемого «Саньютта-никая». Вместо рассмотрения метафизических проблем, бесполезных для морального усовершенствования и недоступных познанию. Будда всегда стремился просвещать людей по самым важным для них вопросам: о страдании, его происхождении и прекращении, а также о пути, ведущем к прекращению страдания. «Это, – говорит Будда, – приносит пользу, способствует святости жизни, приводит к отвращению от всего земного, к уничтожению страстей, к прекращению страдания, к успокоению, познанию высшей мудрости, к нирване».

Ответы на эти четыре вопроса составляют, как мы знаем, сущность просветления Будды, которым он стремился поделиться со всеми ближними. Они стали известны под названием «четырех благородных истин».

Четыре Благородные Истины (чатур арья сатьяни) представляют собой формулировки, вполне сопоставимые с формулировками врача, ставящим больному диагноз и назначающим лечение.

Эта метафора далеко не случайна, поскольку Будда и видел себя врачом живых существ, призванным исцелить их от страданий сансары и прописать лечение, ведущее к выздоровлению — нирване.

И действительно, первая Истина (Истина о страдании) — констатация болезни и постановка диагноза; вторая (Истина о причине страдания) указывает на причину болезни, третья (Истина о прекращении страдания) — прогноз, указание на возможность исцеления и, наконец, четвертая (Истина о Пути) представляет собой прописанный больному курс лечения. Таким образом, буддизм с самого начала своего существования мыслился как своеобразный проект преобразования человека из существа страдающего и онтологически несчастного в существо свободное и совершенное.

Рассмотрим Четыре Благородные Истины подробнее.

Итак, Первая Истина — это истина о страдании. В чем же она заключается и что такое страдание (духкха)?

Несмотря на то, что многие исследователи предлагали отказаться от слова «страдание» как от имеющего коннотации, несколько отличные от санскритского «духкха» при переводе этого понятия, и заменить слово «страдание» такими словами, как «неудовлетворенность», «фрустрация» и даже «проблемы».

Тем не менее представляется оптимальным все-таки оставить здесь русское слово «страдание» как наиболее экзистенциально сильное и выразительное.

Что касается несомненных отличий семантических полей русского и санскритского слов, то они вполне выявятся в ходе дальнейшего рассмотрения первой истины.

«Все есть страдание. Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разлучение приятным — страдание. Поистине все пять групп привязанности суть страдание».

Вторая Благородная Истина — истина о причине страдания. Эта причина  — влечение, желание, привязанность к жизни в самом широком смысле.

При этом влечение понимается буддизмом максимально широко, ибо в это понятие включается и отвращение как оборотная сторона влечения, влечение с противоположным знаком.

В основе жизни  — влечение к приятному и отвращение к неприятному, выражающееся в соответствующих реакциях и мотивациях, базирующееся на фундаментальном заблуждении, или неведении (авидья), выражающемся в непонимании того, что суть бытия есть страдание.

Влечение порождает страдание, если бы не было влечений и жажды жизни, то не было бы и страданий. А этой жаждой пронизана вся природа. Она как бы сердцевина жизнедеятельности каждого живого существа. И регулируется эта жизнь законом кармы.

Цепь причинно-зависимого происхождения состоит из двенадцати звеньев (нидан), и, в принципе, безразлично, с какой ниданы начинать изложение, поскольку наличие любой из них обусловливает и все остальные. Однако логика изложения требует тем не менее определенного порядка, который будет соблюден и здесь.

I. Прошлая жизнь  или точнее, промежуток между смертью и новым рождением, (антарабхава).
1. Авидья (неведение). Неведение (в смысле непонимания и непрочувствования) четырех Благородных Истин, заблуждение относительно собственной природы и природы существования как такового обусловливает наличие —
2.

Самскар (формирующие факторы, мотивации, базовые подсознательные влечения и импульсы), влекущих умершего к новому переживанию бытия, новому рождению. Промежуточное существование заканчивается, и происходит зачатие новой жизни.
II. Данная жизнь.
3.

Читайте также:  Архат – кто это такой и чем он отличается от бодхисаттвы

Наличие самскар обусловливает появление сознания (виджняна), неоформленного и аморфного. Наличие сознания обусловливает формирование —
4. Имени и формы (нама-рупа), то есть психофизических характеристик человеческого существа. На основе этих психофизических структур формируются —
5.

Шесть баз (шад аятана), то есть шесть органов, или способностей (индрия), чувственного восприятия. Шестой индрией является манас («ум»), также считающийся органом восприятия «умопостигаемого». В момент рождения шесть органов восприятия приходят в —
6.

Соприкосновение (спарша) с объектами чувственного восприятия, в результате чего возникает —
7. 7. Чувство (ведана) приятного, неприятного или нейтрального. Чувство приятного и желание вновь испытать его, приводят к появлению —
8.

Влечения, страсти (тришна), тогда как чувство неприятного формирует отвращение. Влечение и отвращение как две стороны одного состояния образуют —
9. Упадану (схватывание, привязанность). Влечения и привязанности составляют сущность —
10. Жизни, сансарического бытия (бхава).

Но эта жизнь непременно должна привести к —
III. Следующая жизнь.
11. Новому рождению (джати), которое в свою очередь непременно закончится —
12. Старостью и смертью (джала-марана).

Вот краткое и сжатое перечисление звеньев цепи причинно-зависимого происхождения.

Его главный смысл заключается в том, что все этапы существования причинно обусловлены, причем эта причинность носит сугубо имманентный характер, не оставляющий места для скрытой таинственной трансцендентной причины (Бог, судьба и тому подобное).

Вместе с тем живое существо (не только человек), влекомое своими подсознательными импульсами и влечениями, оказывается, по существу, рабом неумолимой обусловленности, находясь не столько в деятельном, сколько в страдательном положении.

Третья Благородная Истина — истина о прекращении страдания, то есть о нирване (синоним — ниродха, прекращение).

Как врач, сообщающий больному благоприятный прогноз, Будда утверждает, что несмотря на то что страдание пронизывает все уровни сансарического существования, тем не менее существует состояние, в котором страдания больше нет, и что это состояние достижимо. Это и есть нирвана.

Так что же такое нирвана? Сам Будда никогда не давал прямого ответа на этот вопрос и старался молчать, когда этот вопрос все-таки задавали.  Нирвана, о которой учит Будда — не Бог и не безличный Абсолют и его молчание — не апофатическая теология.

Нирвана — не субстанция (субстанций буддизм вообще не признает), а состояние, состояние свободы и особой внеличностной, или надличностной, полноты бытия. Но это состояние также абсолютно трансцендентно всему нашему сансарическому опыту, в котором нет ничего, подобного нирване.

Поэтому даже психологически правильнее ничего не говорить о нирване, чем сравнивать ее с чем-то нам известным, ибо иначе мы немедленно сконструируем «нашу» нирвану, создадим некий ментальный образ нирваны, вполне неадекватное представление о ней, привяжемся к этому представлению, сделав, таким образом, и нирвану объектом привязанности и источником страдания. Поэтому Будда и ограничивался самыми общими характеристиками нирваны как состояния, свободного от страданий, или как состояния высшего блаженства (парамам сукхам).

Но как же достичь освобождения, нирваны? Об этом говорит Четвертая Благородная Истина — истина о пути (марга), ведущем к прекращению страданий — то есть о Благородном Восьмеричном Пути (арья аштанга марга).

 buddhism.org.ru, ru.indopedia.org

Источник: https://meditation-portal.com/chemu-uchil-budda-chetyre-blagorodnye-istiny/

Четыре Благородные Истины и Восьмеричный Путь

Несмотря на наличие множества самых различных школ в буддизме, в их основе всегда лежат Четыре Благородные Истины и Восьмеричный Путь. Конечно, с течением времени истолкование и применение несколько изменились, но эти предпосылки по-прежнему являются основными.

Изначально Будда искал решение проблемы, которую считал наиболее важной и центровой для всех живых существ, – проблемы страдания. Доктрина Четырёх Истин является его предписаниями по излечению человеческих страданий и поиску истинного счастья.

Истина первая: жизнь есть страдание Размышляя, Будда пришёл к выводу, что все люди неуклонно идут к смерти: бывают счастливые моменты, бывают грустные и годы летят очень быстро.

Хорошее не длится вечно и, значит, первым шагом по пути буддизма будет осознание того, что жизнь по сути есть не что иное как страдание (духкхи). «Рождение связано с болью, старение болезненно, болезнь приносит боль, и смерть приносит боль.

Союз с неприятным болезнен, болезненна и разлука с приятным, и любая неудовлетворенная страсть тоже болезненна» – так объяснял это Будда.

Сначала кажется, что такое описание является примером негативного мышления, но ведь Будда не рассматривает страдание как окончательный вывод, страдание на самом деле выступает в качестве отправной точки. Выбрав такую точку, Будда предлагает конкретный набор по излечению.

Истина вторая: корень страдания Вторая Благородная Истина гласит: у страдания есть причина (танха – «желания»), но Будда вовсе не призывает покончить со всеми желаниями; он говорит лишь о желаниях эгоистических, основанных на неправильном видении человеком самого себя и окружающего мира, что и приводит к страданиям. Чем больше мы стремимся удовлетворить собственное эго, тем более ограничивающим и требовательным это эго становится. Кроме того, наши эгоистические желания никогда не могут быть удовлетворены полностью, так что мы неизбежно окажемся разочарованными.

Истина третья: вы можете положить конец страданиям Страдание дает возможность заглянуть внутрь себя. Понимание того, что мы в силах пресечь страдание, и есть третья Благородная Истина. Но для этого требуется внутреннее преобразование.

Истина четвертая: Восьмеричный Путь Там, где есть проблема, должно быть и решение. Именно его предлагает Четвертая Благородная Истина. Этот способ называется Восьмеричным Путем и ведет людей к разрешению проблем, обретению свободы от страданий и открытию счастья и удовлетворенности в просветлении.

«Правильные взгляды» — это первый шаг на Пути. «Правильные взгляды станут факелом, освещающим его путь» (цитата из Бенаресской проповеди Будды). Для того, чтобы начать внутренние преобразования, люди должны прежде всего сориентироваться.

А сориентироваться они смогут, если узнают, что ждет их впереди. Благородные Истины — это первый шаг по направлению к правильным взглядам, они учат людей надеяться на перемену к лучшему, поскольку многие их проблемы на самом деле иллюзорны и созданы ими же самими.

Жизнь станет куда лучше, когда вы повернете в правильном направлении, следуя Восьмеричному Пути.

«Правильные намерения» — это второй шаг. «Правильные цели будут его проводником». Чтобы серьезно решиться на этот шаг и пойти буддистским путем исцеления, люди должны всем сердцем ощутить, что это именно то, чего они хотят.

Третьим шагом является «правильная речь». К этому времени мы уже готовы включиться в этот процесс. «На этом пути правильные слова — место его обитания»: мы начинаем практиковать буддийское учение, обращая внимание на самих себя и замечая, что именно мы говорим.

Если вам когда-либо приходилось слышать свой голос записанным на магнитофон, вы, возможно, были удивлены его звучанием и сказанными словами.

Прислушайтесь к собственным словам — и вы сможете начать познавать самих себя, но просто прислушиваться — этого недостаточно, нужно еще сознавать, когда в этих словах звучит злоба, и научиться понимать, почему это происходит. Правильная речь — существенный шаг на пути к переменам.

Далее следует четвертый шаг на этом пути — «правильное поведение». «Его шаг будет ровным благодаря правильному поведению»: подобно тому как практикующие, наблюдая за собственной речью, начинают сознавать мотивы сказанного ими, точно так же они должны обращать самое пристальное внимание и на свое поведение.

Когда люди начинают наблюдать за тем, что они делают, они могут быть весьма удивлены тем, какое количество действий совершается ими бессознательно. Иногда привычки приносят пользу — например, когда вы ведете автомобиль, но в других случаях бессознательные поступки могут привести к неприятностям – понимание этой разницы начинается с наблюдения.

Будда верил, что, когда люди совершают добрые поступки и живут в соответствии с правилами хорошего поведения, их страдания уменьшаются. Затем следует поразмыслить над результатами наблюдений и спросить себя, чем были вызваны те или иные поступки.

Буддисты стараются не позволять себе действий эгоистических и вместо этого открывают свои сердца заботе о благе других, следуя пути бодхисаттв.

«Правильные средства к существованию» — это пятый шаг. «Правильный способ добывания средств к жизни восстановит его силы»: когда люди размышляют над тем, на что уходит их жизнь, большинство из них понимает, что основную часть времени они работают.

Будда верил, что, поскольку труд занимает большую часть времени, людям не стоит надеяться на обретение внутреннего мира в том случае, если их занятие противоречит буддийским ценностям.

Будда каждого просил подумать над своей работой и удостовериться, что она совместима с просветленной жизнью.

Шестой шаг – «Правильные усилия».

«Правильное усилие станет его ступенями»: Будда считал, что, если люди предпринимают усилия к продвижению в правильном направлении, в них благодаря этому происходят положительные перемены, но если они пытаются сделать что-то дурное, они сворачивают на стезю, неизбежно приводящую к несчастьям и страданию.

Будда поощрял своих последователей к благотворным усилиям и говорил о необходимости избегать усилий неблаготворных, то есть таких, которые имеют в своей основе алчность и преступление. Если вы постоянно будете направлять свои усилия в хорошую сторону, вы в конечном счете преуспеете в продвижении по пути.

Правильные усилия означают также правильный расчет шага. Развитие в себе глубокого осознания каждого слова и каждого действия может поначалу показаться трудным и даже беспокоящим занятием, но не следует делать слишком больших усилий, пока вы к ним не готовы. Будьте усердны, но всегда держитесь в пределах собственного уровня готовности.

«Правильные мысли» — это седьмой шаг. «Правильные мысли [будут] его дыханием». Правильное мышление так же важно для жизни, как и дыхание.

Основной целью Будды было преодоление неведения, но глубокие перемены невозможны, пока человек не обретет контроль над своим умом, используя с этой целью понимание.

«Полезно усмирять ум, который трудно удержать, — изменчивый, рыскающий, куда ему вздумается; усмиренный же ум приносит счастье».

Если люди обращают внимание на каждую свою мысль, на каждое чувство и ощущение, они начинают замечать, насколько все это мимолетно и преходяще.

Точно так же и восприятие человеком самого себя оказывается просто рядом ощущений, которые как бы сливаются воедино. Сама идея о некоем устойчивом эго — иллюзия.

Когда люди осознают это, они смогут начать развивать правильное мышление, чтобы увидеть жизнь такой, какова она есть на самом деле. Страдание исчезает. Ум становится спокойным.

«Правильное сосредоточение» — это последний, восьмой шаг. Посредством правильного сосредоточения «достигается чувство свободы, знания мгновенного и ничем не ограниченного, охватывающего весь мир, распростертый внизу, — вроде чистого водоема, в котором видны каждая рыбка и каждый камешек».

Читайте также:  Буддийские заповеди – по каким правилам живут буддисты

В таком состоянии практикующий вкладывает все свои умения, которые он развил на пути, в медитацию — подобно тому как это делал Будда, достигший просветления во время медитации под деревом бодхи.

Затем медитирующий углубляет сосредоточение, превращая его в подобие только что заточенного ножа, и вспарывает им иллюзию, чтобы постичь подлинную реальность. Буддисты верят, что прямое восприятие не только возможно, но и истинно.

Как сказал Будда: «Кто в своей жизни следует правильному пути вне мимолетного, тот достигает Подлинной Реальности, сладчайшего плода. И когда он достигает ее, он познает нирвану». Достигнув просветления, вы окончательно избавляетесь от страданий.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://leit.ru

Источник: http://diplomba.ru/work/117312

Какие 4 истины буддизма?

Духовное развитие 19 октября 2016

Около 2,5 тысяч лет назад было положено начало одному из величайших известных человечеству духовных опытов. Индийский царевич Сиддхартха Гаутама Шакьямуни достиг особого состояния, Просветления, и сформировал одну из древнейших мировых религий – буддизм.

Немного о Будде

Легенды о ранних годах жизни царевича Сиддхартхи хорошо известны.

Он рос в роскоши, не зная лишений и тревог, пока однажды случайность не заставила его столкнуться с простыми человеческими страданиями: болезнью, старостью и смертью.

В этот момент Сиддхартха осознал, насколько иллюзорно и непостоянно то, что люди называют «счастьем». Он отправился в долгое уединенное странствие, чтобы найти способ избавить людей от страданий.

Сведения о жизни этого человека опираются в основном на многочисленные сказания, и точной информации очень мало. Но для современных последователей буддизма гораздо важнее духовное наследие Гаутамы.

В созданном им учении объяснялись закономерности земного существования, и утверждалась возможность достижения Просветления.

Его главные положения можно найти в «Сутре запуска Дхармачакры» – источнике, который подробно раскрывает, каковы основные 4 истины буддизма, сформированный Гаутамой.

Одна из древних индийских сутр гласит, что за всю историю человечества на Земле появится около 1000 Будд (то есть тех, кто достиг Просветления). Но Шакьямуни был не первым и имел трех предшественников.

Считается, что новый Будда будет появляться в тот момент, когда учение, сформированное предыдущим, начнет приходить в упадок.

Но все они должны совершить двенадцать особых подвигов, как это сделал в свое время Гаутама.

Возникновение учения о 4 благородных истинах

4 благородные истины буддизма подробно раскрыты в «Сутре запуска Колеса Дхармы», которая переведена на многие языки и на сегодняшний день хорошо известна.

Согласно сохранившимся жизнеописаниям Шакьямуни, первые проповеди он дал спустя 7 недель после Просветления своим сподвижникам-аскетам. По легенде, они увидели Гаутаму сидящим под деревом в окружении яркого свечения.

Именно тогда и были впервые озвучены положения учения, которое традиционно признавал в качестве основного и ранний, и современный буддизм – 4 благородные истины и Восьмеричный путь.

Видео по теме

Истины буддизма кратко

4 благородные истины буддизма кратко можно изложить в нескольких тезисах. Жизнь человека (точнее, цепь последовательных воплощений, Сансара) есть страдание. Причина этого – всевозможные желания.

Страдание может быть прекращено навсегда, и вместо него достигнуто особое состояние – нирвана. Для осуществления этого есть конкретный способ, который носит название Восьмеричный путь.

Таким образом, 4 истины буддизма кратко могут быть представлены как учение о страдании, его истоках и способах его преодоления.

Первая благородная истина

Первое утверждение – истина о дукха. С санскрита этот термин обычно переводят как «страдание», «беспокойство», «неудовлетворенность». Но есть мнение, что такое обозначение не совсем правильно, и под словом «дукха» на самом деле имеется в виду вся совокупность желаний, пристрастий, которые по ощущениям всегда болезненны.

Раскрывая 4 благородные истины буддизма, Шакьямуни утверждал, что в беспокойстве и неудовлетворенности проходит вся жизнь, и это обычное состояние человека. Через судьбу каждого из людей проходят «4 великих потока страдания»: при рождении, во время болезни, в старости, в момент смерти.

В своих проповедях Будда выделял также «3 великих страдания». Причина первого из них заключается в переменах. Второе – это страдание, усугубляющее другие. Третье – объединяющее.

Говоря о понятии «страдание», следует подчеркнуть, что с точки зрения буддизма к нему относятся любые переживания и эмоции человека, даже те, которые, по общепринятому мнению, максимально соответствуют представлению о счастье.

Вторая благородная истина

4 истины буддизма во втором своем положении повествуют о возникновении дукха. Будда называл причиной появления страдания «ненасытное стремление», иначе говоря, желания. Именно они заставляют человека пребывать в круговороте сансары. А как известно, выход из цепи перерождений – главная цель буддизма.

Как правило, после исполнения очередного желания человека на короткое время посещает чувство покоя. Но вскоре появляется новая потребность, которая становится поводом постоянного беспокойства, и так до бесконечности. Таким образом, страдание имеет всего один источник – все время возникающие желания.

Стремление удовлетворять желания и потребности тесно связано с таким важным в индийской философии понятием, как карма. Она является совокупностью мыслей и реальных поступков человека. Карма – нечто вроде результата стремлений, но она также является и причиной новых, будущих действий. Именно на этом механизме и основан круговорот сансары.

4 истины буддизма также помогают объяснить причину плохой кармы. Для этого выделялись 5 эмоций: привязанность, гнев, ревность, гордость и неведение. Привязанность и ненависть, вызванная непониманием истинной природы явлений (то есть искаженным восприятием реальности) – основная причина повторения страданий в течение многих перерождений.

Третья благородная истина

Известна как «истина о прекращении дукха» и приближает к пониманию Просветления. В буддизме считается, что состояние за пределами страдания, полностью освобожденное от желаний и привязанностей, вполне может быть достигнуто. Осуществить это можно через осознанное намерение, при помощи приемов, подробно описанных в последней части учения.

Факты своеобразной трактовки третьей благородной истины известны из жизнеописания Будды. Монахи, присоединившиеся к его странствиям, нередко понимали это положение как полное отречение от всех, даже насущных желаний.

Они практиковали подавление всех своих физических потребностей и занимались самоистязанием. Однако сам Шакьямуни на определенном этапе жизни отказался от такого «крайнего» воплощения третьей истины.

Подробно раскрывая 4 истины буддизма, он утверждал, что главная цель – держаться «срединного пути», но не подавлять абсолютно все желания.

Четвертая благородная истина

Знание о том, каковы 4 истины буддизма, было бы неполным без представления о Срединном пути. Последнее, четвертое положение посвящено практике, ведущей к прекращению дукха.

Именно оно раскрывает суть учения о Восьмеричном (или Срединном) пути, который в буддизме понимается как единственный способ избавления от страдания.

А грусть, гнев и отчаяние неизбежно будут порождаться всеми состояниями ума, кроме одного – Просветления.

Следование Срединному пути понимается как идеальный баланс между физической и духовной составляющими человеческого существования. Наслаждение, чрезмерное пристрастие и привязанность к чему либо – крайность, равно как и противоположный ему аскетизм.

По сути, средства, предложенные Буддой, являются абсолютно универсальными. Главным из них является медитация. Другие методы направлены на задействование всех без исключения способностей человеческого тела и ума. Они доступны всем людям, вне зависимости от их физических и интеллектуальных возможностей. Большая часть практики и проповедей Будды была посвящена именно разработке этих методов.

Просветление

Просветление – высшая цель духовного развития, которую признает буддизм. 4 благородных истины и 8 ступеней Срединного пути – это своего рода теоретическая и практическая база для достижения этого состояния.

Считается, что оно не имеет ничего общего со всеми доступными обычному человеку ощущениями. Буддийские тексты говорят о Просветлении достаточно обобщенно, языком метафор и с помощью философских притч.

Но хоть сколько-нибудь конкретно выразить его через привычные понятия не представляется возможным.

В буддийской традиции Просветлению соответствует термин «бодхи», который буквально означает «пробуждение». Считается, что потенциально возможность выйти за пределы обычного восприятия реальности заложена в каждом человеке. Однажды обретая Просветление, невозможно утратить его.

Отрицание и критика учения

4 базовые истины буддизма являются учением, общим для всех его школ. В то же время ряд течений Махаяны (санскр.

«Великая колесница» – одно из двух крупнейших направлений наряду с Хинаяной) придерживается «Сутры сердца». Как известно, она отрицает 4 благородные истины буддизма.

Кратко это можно выразить следующим образом: не существует страдания, значит, нет и его причин, прекращения и пути для этого.

«Сутра сердца» почитается в буддизме Махаяны как один из основных источников. Она содержит описание учения Авалокитешвары, ботхисаттвы (т. е. того, кто принял решение стать просветленным во благо всем живущим). «Сутра сердца» в целом посвящена идее избавления от иллюзий.

По мнению Авалокитешвары, основные догматы, к которым относятся и 4 благородные истины, лишь дают попытку объяснить реальность. И понятие о страдании и его преодолении – только одна из них.

«Сутра сердца» призывает к постижению и принятию вещей такими, как они есть на самом деле.

Истинный ботхисаттва не может воспринимать реальность искаженно, следовательно, он не считает истиной идею о страдании.

По мнению некоторых современных специалистов по восточной философии, 4 истины буддизма – это поздняя «добавка» в древней версии жизнеописания Сиддхартхи Гаутамы.

В своих предположениях они опираются в основном на результаты исследования множества древних текстов.

Существует версия, что не только учение о благородных истинах, но и несколько других концепций, традиционно связанных с Шакьямуни, не имеют прямого отношения к его жизни и были сформированы его последователями лишь столетия спустя.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Дом и семья
Сыпь у ребенка, как распознать истину

Когда на теле у ребенка появляется сыпь, это, несомненно, повод для беспокойства. Сразу оговоримся, диагноз и лечение должен назначать врач, это не обсуждается. Однако и маме нелишне иметь представление о том, какие в…

Новости и общество
Что практика как критерий истины включает в себя?

Философия – наука абстрактная. Вследствие этого к понятию «истина» она особенно неравнодушна.Многозначность истиныЛегко определить, истинно ли утверждение, что сахар закончился. Вот с…

Автомобили
Как разморозить замок автомобиля: 4 способа

В межсезонье дневные оттепели сменяются ночными заморозками, и многие водители сталкиваются с проблемой замерзания замков и дверей. Как разморозить замок автомобиля?

Бизнес
Азбучные истины здоровой пищи: как обезжирить сухое молоко

Всем известное с детства молоко можно приобрести как в жидком состоянии, так и в порошкообразном. Сегодня, когда о здоровом образе жизни стал задумываться каждый второй, многие говорят о том, что, перед тем как исполь…

Читайте также:  Индийские национальные блюда – угощения на родине будды

Дом и семья
4 ноября: какой праздник в Беларуси отмечают в этот день

Белорусы любят гуляния и зрелища, любят создавать праздничную атмосферу для себя и своего окружения. В статье как раз и пойдет речь об этом, а точнее – о 4 ноября. Какой праздник в Беларуси празднуется в этот день, вы…

Дом и семья
Какими свойствами обладает самогонный аппарат ХД-4?

Самогонный аппарат ХД-4 признан идеальным приспособлением для проведения ректификации и дистилляции. Он позволяет получать чистый самогон в незначительных количествах и предназначен для домашнего применения.

Дом и семья
Как составить список книг для детей 3-4 лет?

Любовь малыша к чтению педагоги и психологи советую прививать не то что с раннего детства, а с нахождения в утробе. Уже тогда можно читать добрые сказки вслух, ведь малыш улавливает мамин голос, равномерность и тембр …

Дом и семья
Как отучить ребенка писать в кровать ночью в 2, 3, 4 года, в 5, 6 лет народными методами?

Когда малыш еще совсем маленький, все проблемы с туалетом решает подгузник. Его надевают как днем, так и на ночь. Если он является качественным, то малыш до утра будет спать спокойно. Однако наступает момент, когда ре…

Дом и семья
Праздники в июле в России. Какой праздник в России 1, 3, 4, 12 июля?

Праздничных дней все ждут с нетерпением. В каждой стране, помимо международных праздников, есть и собственные красные дни календаря. В России таких дней тоже немало, но не каждый житель нашего государства знает их все…

Дом и семья
Как проводить занятия с ребенком 4-5 лет?

Мнения о том, когда и как нужно развивать свое чадо, у родителей различаются. Некоторые считают, что необходимы только занятия с ребенком 4-5 лет, а другие предполагают, что проводить подобные мероприятия с малышом сл…

Источник: http://monateka.com/article/47206/

Четыре Благородные Истины буддизма

Будда искал пути преодоления страдания и ограниченности, которые показались ему неизбежной частью человеческой жизни. Он обрисовал основные характеристики человеческого существования как Четыре Благородные Истины.

Первая Истина касается существования неудовлетворённости.

На уровне психологического состояния среднего человека неудовлетворённость или страдание неизбежно.

Вторая Истина состоит в том, что неудовлетворённость – результат стремления или желания.

В Дхаммападе (произведении, составленном из изречений Будды) сказано: “Как паук, завёрнутый в собственную паутину, человек опутан собственными желаниями”.

Большинство людей неспособно принять мир таким, каков он есть, потому что они привязаны к своим желаниям позитивного и приятного и отвращаются от негативного и болезненного. Желание всегда порождает неустойчивое состояние ума, в котором настоящее никогда не удовлетворяет.

Если желание неудовлетворено, индивидуум влеком желанием изменить настоящее; если удовлетворено, возникает страх изменения, которое принесёт вновь разочарование и неудовлетворение.

Поскольку всё проходит, наслаждение осуществляемым желанием всегда окрашено пониманием, что это удовольствие лишь временно. Чем сильнее желание, тем более интенсивно разочарование при понимании, что исполнение непродолжительно.

Третья Истина говорит о том, что устранение желаний приводит к исчезновению страдания.

Согласно учению Будды, можно научиться принимать мир таким, каков он есть, не чувствуя неудовлетворённости от его ограничений. Устранение желаний не означает их искоренения.

Это означает лишь прекращение привязанности или веры в то, что счастье зависит от исполнения определённых мечтаний. Желания нормальны и необходимы. Они поддерживают нас пробуждёнными.

Если бы все желания немедленно удовлетворялись, мы могли бы соскользнуть в пассивное, лишённое мысли состояние удовлетворённости.

Четвёртая Истина утверждает, что существует путь устранения желаний и неудовлетворённости – это Благородный Восьмеричный Путь, или Срединный путь.

Большинство людей ищет наибольших возможных чувственных удовольствий. Другие, понимания ограниченность этого, отдаются другой крайности – самоумерщвлению. Буддийский идеал – умеренность.

“Избегайте этих двух крайностей, монахи. Каких двух? С одной стороны, низменного, грубого и бесполезного потакания страстям; с другой – болезненной, низменной и бесполезной практики самовредительства и самоумерщвления. Придерживайтесь Срединного

  • Первая
  • Назад
  • Далее
  • Последняя

Источник

От глупости лекарство одно – учёба и учёба.
–из книг Секлитовой Л.А., Стрельниковой Л.Л.

Когда человек готовит что-то, он не только помещает в это свой магнетизм, но и голос его души воспроизводится в той вещи, которую он готовит. Например, для человека интуитивного не…

Развитие сознания Экман: Человеческие существа обладают сознанием, оно имеет­ся у всех нас, нам нет необходимости его вырабатывать. Оно при­суще всем нам. Далай-лама: Да. Экман: Но есть другой тип…

Стрельников А.И., Стрельникова Л.Л. Откровения Космоса Контакты с Высшим Космическим Разумом Данная книга знакомит читателя с начальными понятиями индивидуальной программы человека,…

Источник: http://www.bio-pc.ru/chetyre-blagorodnye-istiny-buddizma

Финансовый буддизм: практическое применение четырех буддийских истин

Буддизм – одна из наиболее популярных и главных религий мира, у него много последователей и проповедников.

Интересно, что созданное Сидхартхой Гаутамой верование на сегодняшний день даже эволюционировало, превратившись в серьезнейшую жизненную философию с множеством сфер применения.

Думаю, вы не удивитесь, если я скажу, что буддизм можно рассматривать и с финансовой точки зрения, сквозь призму денежной культуры.

Это, само собой, может показаться настоящим кощунством сторонникам, глубоко знающим все нюансы данной религии.

Ведь буддизм всеми своими принципами отвергает все материальное в нашем мире и прочит просветление только тем, кто сумел отказаться от физически ощутимых, материальных благ.

Однако именно с этой позиции и интересен буддизм для нас, простых обывателей, ведь с помощью его постулатов можно понять, что важнее в нашей жизни, а чем уж слишком заботиться не стоит.

В основе буддизма лежат четыре истины, которые учат последователей этой философии систематическому подходу к жизни. С его помощью реальность воспринимается глубже, будто на совершенно другом уровне, а те вещи, которые беспокоили и заботили ранее, становятся каким-то абстрактными и неважными – я, само собой, опять же имею в виду материальную сторону нашей жизни.

Жизнь по буддийским законам – это самодисциплина, самосовершенствование, мотивация, осознанность с обязательным использованием мыслительного анализа и логического обоснования действий.

Звучит, конечно, не очень романтично и не слишком возвышенно, но как показывает практика, именно созерцание всего окружающего и раздумья над перспективами запланированных действий на самом деле очень облегчают жизнь.

Любой из принципов буддизма каждый человек может применить к собственным жизненным ситуациям и понять, как лучше поступить и какие решения принять.

Особенно интересно, как применимы эти постулаты к финансовой стороне нашей простой обывательской жизни, с ее желаниями, страхами и возможностями.

Я хочу рассмотреть уже упомянутые четыре истины буддизма с денежной точки зрения и сделать выводы относительно того, как же буддизм может привести нас к личной финансовой нирване.

Первая истина гласит, что жизнь есть страдания, мир и его жители несовершенны, и таким образом, все мы обречены на страдания от утрат, разочарований и неудач. По крайней мере, время от времени. То есть, все эти нелицеприятные моменты нужно принимать как часть нашей жизни и учиться преодолевать их.

В финансовом плане страдания как раз и заключаются в возможности, точнее даже, в риске потерять то, что мы наживали и к чему стремились. Главное в таком случае – не зациклиться на поражении, а принять его и идти дальше, меняя планы, поведение или стратегии. Счастья достичь не удастся, если только сидеть, жалеть себя и оплакивать потерю.

Нужно продолжать путь, несмотря на препятствия. Тогда добиться можно даже большего, чем ожидается.

Вторая истина утверждает, что причиной страданий является привязка к материальной составляющей нашей жизни. Мы все хотим владеть чем-то осязаемым, и предпочтительно, самым лучшим вариантом желаемого.

Деньги, собственность, власть или слава – все это ценности, которые вряд ли в итоге принесут глубокое моральное удовлетворение при их получении. Скорее, придет разочарование и ощущение пустоты. С другой стороны, все эти блага можно легко потерять.

Богатым стать можно, не накапливая богатство, а обучаясь, делая то, что по душе, реализуя мечты и живя по совести. Быть рабами материальных благ – это очень в стиле нашего современного общества потребления, и именно такой образ жизни противоречит буддийской философии.

В жизни есть масса вещей, которые сделают нас счастливыми и без огромного состояния, а умеренность во всем облегчит наше существование.

По мнению буддистов, прекратить страдания можно – достигнув нирваны, или просветления. Нужно только понять, что же причиняет нам страдания, и затем избавиться от этого источника.

Для простого обывателя страдания заключаются в стремлении cкопить или купить больше, когда средства тратятся, покупки накапливаются, а радость не наступает, разве что временная эйфория, сменяемая досадой и желанием покупать еще.

Так что важно понять, что зарабатывать много не нужно, покупать все на свете не стоит, а жизнь полна других радостей, нематериальных, простых и доступных.

Нет, я не призываю уволиться с работы и жить в бочке, ходить в мешке из-под картошки и отказаться от благ современной цивилизации. Достаточно только быть умеренным и изменить образу жизни современного потребителя.

Покупать последние новинки нет необходимости, работать сутками напролет, не видя родных, не стоит усилий, делать нелюбимую работу только потому, что за нее платят лучше вообще досадно.

Найдите золотую середину и научитесь жить в достатке и при этом легко, радостно и с удовольствием, без зацикливания на том, что бы еще такого купить, или какой еще высоты достичь – только ради этой высоты и престижа, а не ради себя.

Наконец, четвертая истина заключается в пути к прекращению страданий, состоящем из восьми ступеней. В их числе – мудрость, ментальное развитие и этичное поведение. Не стоит забывать и о щедрости, целеустремленности, терпении и концентрации (в идеале – медитативной).

В практическом плане, когда речь идет о финансах, в своем отношении к деньгам нужно быть также этичными, нежадными, терпеливыми, хотеть и работать над собой и собственным образованием в тех сферах, где нам не достает знаний.

Тогда у нас и получится управлять своими личными финансами без ущерба для семейного бюджета.

Буддизм – удивительная, глубокая и этически богатая религия, хотя при этом способная помочь рассмотреть нашу жизнь с весьма практической точки зрения. Именно поэтому и стоит обратиться к ней, если вам не чужды философские экзерсисы, и если вы мечтаете о личной финансовой нирване.

2 Комментария

Источник: http://hacklive.ru/finansovyj-buddizm-prakticheskoe-primenenie-chetyrex-buddijskix-istin/