Священное дерево Бодхи. Дерево Бодхи: описание, история и интересные факты

Содержание скрыть

Бодхи – дерево просветления, которое является священным сразу в нескольких религиях. Это такие вероисповедания, как индуизм, буддизм и джайнизм. Во многих уголках земного шара чтят это растение, считая его одним из главнейших символов мира и спокойствия.

А название пришло, собственно, из буддизма, поскольку Будда Гаутама, пройдя через муки, которые продолжались 7 недель, в результате достиг под этим деревом просветления. Также легенды гласят, что в родовых муках его мать держалась руками за ветви этого растения.

Дерево Бодхи: описание и история

У него имеется несколько традиционных современных, а также древних названий. Религиозные тексты на санскрите содержат упоминания о дереве «Ашваттха», на пали – о растении «Руккха». На хинди чаще всего употребляется название «Пипал».

В русском языке – это дерево именуют «Фикус священный». Современное его название на сингальском (языке коренных жителей Шри-Ланки) – Bo-tree, а на английском – Sacred fig.

А, вообще, его биологическое название, используемое в научных справочниках – Ficus religiosa.

Для буддистов Бодхи – дерево, имеющее очень важное значение в культовых ритуалах, а его древесина, по их мнению, обладает целебными свойствами. Под ним традиционно медитируют. Это вошло в практику еще с древнейших времен ведь согласно легенде, именно под сводами указанного дерева медитировал Будда Гаутама.

Будда Гаутама и дерево Бодхи

В первую очередь следует отметить, что история появления на свет Будды и сейчас покрыта тайной. Мнений и предположений о том, где и когда он рожден – великое множество.

Одна из версий гласит, что родина основоположника буддизма – Лумбини. Это относительно достоверная информация. А вот точно определить время рождения ученым так и не удалось.

Предположительно обозначаются следующие интервалы: 380 – 350 гг. до нашей эры.

Дерево Будды не напрасно называют деревом просветления, ведь именно под его сенью Гаутама получил окончательный ответ на вопрос о своем предназначении. По преданию, он с рождения чувствовал, что внутри живет небывалая и сверхъестественная сила и энергия, но уверенности в этом у него не было.

Гаутама решился проверить свое предположение и пошел к дереву Бодхи. Прежде чем начать молитву, Гаутама 3 раза обошел дерево Бодхи, а потом сел на землю под его сводами. Произнеся обет, он принялся медитировать.

И здесь же внезапно начались муки и страдания, пройдя через которые, Будда Гаутама убедился в своем предназначении.

Испытания под священным деревом

В первом испытании Гаутаме предстояло отражать атаки бесов, которые напоминали ему людей, встречавшихся ранее на его жизненном пути. Будда излучал яркий священный ореол, и поэтому, достигая его, стрелы и камни чудесным образом превращались в прекрасные цветы, которые тихо опадали на землю.

Но это было только начало. Чтобы искусить Гаутаму, к нему были посланы дочери Мары, но и тогда он смог выстоять и не подался соблазну.

Медитируя, Будда провел под деревом 7 недель, по прошествии которых началась невероятная буря, небывалая в этих краях. Но Гаутама смог выдержать и это испытание, даже не шелохнувшись.

На нем было лишь тонкое одеяние, и от сильнейшего потока дождя его укрывал Царь-Змей – Мукалинда. Через 7 дней буря утихла, и Мара спустился к Будде.

Он хотел забрать его в мир иной, но тот сказал, что до ухода ему нужно оставить после себя учеников, чтобы передать свой ценный дар, и лишь после этого уходить.

Дерево просветления в буддизме

Бодхи – дерево, под которым можно мысленно приблизиться к сути буддизма. Его мощные ветви укрывают, медитирующих под ним верующих, спасая от жары и даря покой. Многие священные картины и скульптуры изображают Будду именно под сводами священного дерева.

В тех уголках света, где распространена эта религия, деревьям придается очень важное значение. Миллионы паломников со всего мира приезжают к священным деревьям, дабы преклониться перед ними и загадать свои заветные желания.

Есть ли в России дерево Будды?

Последователи буддизма теперь могут сами вырастить в своих странах священное дерево Бодхи. Семена можно приобрести в различных интернет-магазинах или непосредственно в местах, где произрастают эти деревья.

На территории нашей страны священный экземпляр есть лишь в Бурятии, а точнее, он расположен на территории Иволгинского дацана. Там имеется специальная оранжерея, в которой дерево и растет. История его появления в этом регионе связана с именем Хамбо Ламы Доржи Гомбоева – он в 1970 году привез из Индии маленький отросточек, из которого дерево Будды (Бодхи) потом выросло.

Это не только место преклонения буддистов, но и одна из главных достопримечательностей этого района. Структура его весьма интересна: растение выпускает корни не только под землей, но и из надземной части ствола, образуя таким образом замысловатые хитросплетения. Постепенно стареющие воздушные корни засыхают, сменяясь новыми.

Известно, что главный атрибут для медитации – это четки. Дерево Бодхи, а точнее его семена, служат материалом для изготовления четок. Используя их, легко достичь высшей концентрации, чтобы приблизиться к святыням буддизма.

Также весьма популярны ювелирные украшения с изображением этого дерева. Например, кольцо, серьги или кулон с деревом Бодхи.

Дерево Махабодхи

Дерево, под которым долгих 7 недель медитировал Будда Гаутама, носит название Дерево Махабодхи. Оно, наряду с Ваджрасаной, является самой почитаемой святыней для буддистов всей планеты.

Ваджрасана, по сути, представляет из себя каменную плиту, расположенную под сводами дерева на месте просветления Гаутамы.

Так была впоследствии названа релаксационная поза, по-другому именуемая «алмазным троном».

Место расположения Махабодхи – это западная сторона храма Mahabodhi в Бодхгая (Индия, штат Бихар). Высота его составляет почти 80 м, а возраст достигает 120 лет.

Священное дерево на Шри-Ланке

Как гласят поверья, прямой потомок священного Бодхи – дерево, посаженное на Шри-Ланке.

По историческим преданиям существует две версии того, как саженец от первого дерева попал на Шри-Ланку. Согласно первой из них, его привезла туда одна из дочерей индийского царя Ашоки во II веке до н. э. А потом, когда растение в Бодхгайе умерло от старости, ветвь дочернего дерева, растущего на Шри-Ланке, была привезена на исходное место. Таким образом святыню удалось возродить.

Если верить другому преданию, саженец был привезен любимым учеником и родственником Гаутамы – Анандой.

Немного ботаники

Священное дерево Бодхи, описание которого приведено в данной статье, относится к роду Фикусовых и семейству Тутовых. Оно является вечнозеленым деревом, произрастающим в Индии, Непале, Шри-Ланке, юго-западе Китая.

Характерным признаком является наличие сильных ветвей серо-коричневого цвета и сердцевидных листьев, размер которых варьирует от 8 до 12 см. У листьев гладкие краешки и длинное капельное острие. Соцветие – котелок, дающее несъедобное соплодие фиолетового цвета.

Родственниками Бодхи являются и инжир, и фикус каучуконосный, и баньян.

Вообще фикусы могут начинать свою жизнь двумя различными способами. Из семени, которое прорастает в земле или из ветки дерева-опоры. Второй способ называют эпифитным.

Философия буддизма

Главный символ этой религии – именно Бодхи (дерево). Философия буддизма основана на просветлении, которое и получил Гаутама под таинственными сводами священного растения.

Буддизм – это даже не религия, а, скорее, мировоззрение, которое с каждым годом насчитывает все больше последователей. Это не только вера, а свод жизненных устоев, касающихся всех сфер существования человека: семьи, работы, политической и экономической жизни.

Данное течение сформировалось гораздо раньше ислама (на 1000 лет).

И пусть за многие тысячелетия это учение обросло тайнами, преданиями и мистическими загадками – его последователи чтят все священные факты, стремясь к максимально глубокому постижению этой философии и просветлению.

Источник: http://snite-mebel.ru/article/svyaschennoe-derevo-bodhi-derevo-bodhi-opisanie-istoriya-i-interesnye-fakty/

Священные деревья: фото и интересные факты

Священные деревья – это многолетние растения, возведенные в культ. Есть священные деревья и в Индии, и в Египте, и во многих других странах мира – везде с ними связано немало мифов и легенд.

Поклоняются священным деревьям и в буддизме, и в иудаизме, и в язычестве.

Интересных фактов о финиковой пальме, фикусе, сикиморе, баньяне и других священных деревьях настолько много, что можно посвятить этой информации целую книгу.

Фикус – священное дерево в буддизме

Слово «фикус» у многих ассоциируется с комнатным растением. Однако это не соответствует действительности. В природе фикусы — это и могучие деревья, и растения, паразитирующие на чужом стволе.

Это и инжир, и фикус религиозный, являющийся в Индии священным. Вот такие необычные родственники у простого фикуса, растущего у нас на подоконнике.

Большинство видов фикуса — вечно-зеленые, но есть листопадные.

Самый известный фикус носит много разных названий. Это фиговое дерево, или смоковница обыкновенная, или смоква, или винная ягода, или инжир. Возможно, это самое древнее культурное растение. Сначала его начали выращивать в Аравии, потом — в Финикии, Египте, Сирии. Ведь плод фигового дерева — инжир, или фига, очень полезен для здоровья.

Фикус священный не зря так назван: легенда гласит, что именно под этим деревом обрел просветление Сиддхартха Гаутама, который известен во всем мире как Будда — основатель религии буддизма. В Индии, Шри-Ланке, Мьянме фикусы высаживают рядом с храмами.

В Индии, в Бодх-Гая, существует даже дерево Бодхи (от слова «просветленный»), которое, как считается, ведет свое происхождение от семени того самого первого дерева Будды, которое перенесли на Шри-Ланку.

Здесь на территории каждого буддийского монастыря есть свое дерево Бодхи, обычно обнесенное каменной загородкой.

Интересные факты о фикусе

Может ли священное дерево фикус кого-нибудь задушить? Оказывается, может, но не человека, и не животное, а другое дерево.

Обратите внимание на фото священного фикуса в дикой природе: в тропическом лесу мало света, и поэтому некоторые фиги начинают свою жизнь из семечка, застрявшего в коре чужого дерева.

Молодой фикус постепенно опускает корни вниз, чтобы достичь земли, а побегами обвивает ствол растения-хозяина, чтобы подняться выше, к свету.

В итоге хозяин погибает, задушенный фикусом, который обретает высокий, но чужой и мертвый ствол.

Ещё один интересный факт о фикусе – из этих деревьев делают «живые» мосты. В Индии очень высокая влажность, и деревянные мосты быстро сгнивают. Но жители индийского штата Мегхалай очень давно нашли выход: они выращивают живые мосты из каучуконосного фикуса.

Для этого сначала над преградой укладывают бамбуковые шесты и направляют на них корни фикуса. Корни постепенно обвивают шесты и дорастают до противоположной стороны. Для выращивания моста может потребоваться 10—15 лет. Однако такое сооружение остается невредимым и прочным несколько веков.

Длина некоторых мостов достигает 30 м, и они выдерживают вес более 50 человек.

Баньян — священное дерево в Индии

Название «баньян» придумали европейцы, путешествующие по Индии. Они видели, как торговцы («баниас») собираются под огромными деревьями, и назвали их «баньянами» — «деревьями торговцев».

А вот на санскрите, древнем языке Индии, дерево называется «ньягродха», или «растущее вниз», а также «бахупада», то есть «многоногое».

Это вполне справедливо, ведь баньян — это не просто дерево определенного вида, это особам жизненная форма растения: фикус бенгальский, или священный.

В Ботаническом саду Калькутты растет 250-летний Великий баньян высотой 24,5 м и окружностью кроны 420 м. У этого священного дерева Индии около 3000 воздушных корней-стволов. Дерево-лес занимает площадь 14428,44 м2.

В 1925 г. в старое дерево ударила молния и расщепила главный ствол. Его пришлось удалить, но дерево продолжает жить. Правда, без основного ствола оно, строго говоря, уже не дерево, а так называемая клональная колония, или объединение клонов — генетически идентичных организмов.

Когда священному баньяну, чтобы получать воду и питательные вещества, не хватает обычных корней, оно образует из ствола и ветвей воздушные корни. Некоторые из них достигают земли и укрепляются в ней, а позднее утолщаются и превращаются в новые мощные стволы. Так возникает роща, состоящая из одного-единственного дерева. Яркий тому пример — фикус бенгальский, растущий на Сейшельских островах.

Баньян считается священным в двух религиях — индуизме и буддизме. И может быть, не случайно, что корни этого великого дерева оплели ворота камбоджийского храма Та Сом, построенного еще в XII в. и заброшенном три столетия спустя.

Сикимора — священное дерево египтян

Под сходными названиями «сакамор», «сикимор» и «сикимора» известны несколько растений — явор, планера водная и дерево из рода фикусов. Именно это дерево является самой «правильной» сикиморой.

Читайте также:  Что значит “поймать дзен” | философия востока

Это одна из древнейших плодовых культур, вечнозеленое дерево высотой до 40 м с раскидистой кроной и твердой древесиной. Родиной сикиморы считается Египет, но произрастает она по всей Восточной Африке и в Передней Азии.

У древних египтян она считалась священной.

Строго говоря, фига — это не плод, а соплодие, образующееся у растений рода фикусов из соцветия. Соплодием этого священного дерева египтян является оранжево-розовая фига 25—50 мм в диаметре. По вкусу она напоминает инжир, из нее также можно варить варенье и джемы. Сикимору культивируют в Иордании и на Кипре.

В Эфиопии из застывшего млечного сока сикиморы делали ароматические палочки. Местные жители считали, что, окуривая помещение, они изгоняют злых духов. В Египте поклонялись древней сикиморе, на которой, как тогда думали, бог Атум написал свое имя.

В древнеегипетской мифологии Хатор являлась богиней неба, любви и женственности. Воплощением богини, то есть ее телом, считалась священная сикимора.

Интересные факты о пальме-лиане

При слове «пальма» мы чаще всего представляем себе дерево. Однако среди пальм есть не только деревья, но и кустарники, и лианы длиной до 180 м. Эти вечнозеленые пальмы-лманы похожи друг на друга тем, что листья у них растут непрерывно на верхушке ствола или стебля, а крона напоминает веер или пучок перьев. Растут пальмы в теплых странах по всему миру.

Дум-пальма — священное растение Египта

Дум-пальма отличается от своих сородичей тем, что имеет несколько стволов. Ее еще называют пряничным деревом или имбирной пальмой, потому что ее плоды на вкус напоминают имбирный пряник.

Чай, приготовленный из измельченных плодов, помогает от воспалений. Наверное, поэтому дум-пальма считалась священным деревом у жителей Древнего Египта.

Даже в гробнице фараона Тутанхамона найдены корзины с остатками плодов этого дерева.

Кокосовые пальмы и обезьяны

Люди используют все части кокосовой пальмы. На островах Океании из нее строят дома: из стволов делают стены, а из листьев — крышу. Из волокна оболочки кокосового ореха — койра — делают веревки и канаты, не боящиеся морской воды. Кокосовое молоко, содержащееся в этом орехе, пьют, а мякоть едят сырой или делают из нее масло.

Внутри у кокосового ореха имеются воздушные полости, и поэтому океанские течения легко переносят его на сотни и тысячи километров. Далеко от родных берегов, попав в почву, орех прорастает. Кокосовая пальма может достигать высоты девятиэтажного дома — около 30 м.

Когда португальские моряки впервые увидели плод кокосовой пальмы, он напомнил им обезьянью мордочку, и они назвали его «коко» — «обезьяна».

Но оказывается, между этими животными и растениями есть еще кое-что общее.

В Таиланде для уборки кокосов привлекают специально обученных обезьян! Работы в сезон им хватает: цветы пальмы собраны в соцветия, и орехи завязываются по 15—20 штук, а потом целый год созревают.

Интересные факты о финиковой пальме

Родиной финиковой пальмы считается междуречье рек Тигр и Евфрат в Месопотамии. Там ее начали разводить почти 6000 лет назад.

С тех пор она стала культурным растением в Западной Азии и Северной Африке, попала на Канарские острова, встречается и на юге Европы.

А для жителей Востока ее плоды — финики — веками служили главным источником питания. Поэтому срубить пальму для них и сегодня означает то же, что «убить пальму».

В род финиковых пальм входит около 17 видов. Самый известный из них — фи ник пальчатый — дерево, которое может вырасти до 15—30 м. Названа пальма так за продолговатую форму своих плодов.

Финиковые пальмы создают тень для других культурных растений — пшеницы, винограда, маслин. Поэтому там, где растут эти пальмы, расцветает жизнь. Сегодня плантации финиковых пальм разводят на огромных территориях — в засушливых и орошаемых районах от Индии до Испании и даже в Америке.

Плоды финиковой пальмы — сочные мясистые костянки, которые иногда считают ягодами. Эти плоды, которые мы привыкли видеть сушеными и темными, в свежем виде обычно имеют обычно красный, желтый или коричневый цвет.

В жарких странах финики называют «хлеб пустыни». Раньше путешественники, отправляясь в долгий путь, брали с собой по два мешка фиников на каждого, прикрепляя их к седлу.

Существуют легенды о том, что кому-то удавалось прожить несколько лет, питаясь только финиками и водой.

Действительно, в этих фруктах есть множество незаменимых для жизни веществ — аминокислоты, из которых состоят белки, витамины и другие химические элементы.

Во второй половине XX в. у финиковой пальмы появился враг. Это был красный пальмовый долгоносик — жук, обитавший в тропических районах Азии. Он кормился на пальмах, в основном на ослабленных и больных деревьях.

Затем он стал продвигаться на запад и уничтожать плантации культурных финиковых пальм, поедая и здоровые деревья. В начале 1980-х гг. его впервые обнаружили в Испании, а в 2006 г. — во Франции.

Личинки жука развиваются в самой сердцевине ствола пальмы и выгрызают изнутри зачатки листьев. Без листьев дерево погибает, и от него остается только мертвый ствол.

Многие опасаются, что долгоносик уничтожит все финиковые пальмы в Западном Средиземноморье. Поэтому с жуками идет постоянная борьба. Для того чтобы, не допустить к пальме вредителей, ее оборачивают особой пленкой.

Финиковая пальма полезна не только своими плодами. Из ее стволов издавна строили хижины, а листья шли на крыши. Сегодня, как и в старые времена, на Востоке из пальмовых листьев делают шляпы от солнца, корзины, циновки.

Источник: http://parasola.ru/dhudh-dhunedhudh-dhunedhun.html

Фикус священный на родине Будды и в комнатных условиях

Рубрика: Полезная информация

Семенова Наталия коллекционер комнатных растений, редактор GreenInfo.ru (раздел комнатные растения)

Очень интересным представителем большого рода фикусов семейства Тутовых является  Фикус священный, или религиозный (Ficus religiosa). Еще его называют Деревом Бодхи или просто Бо, а также Пипал.

Дерево родом из Индии, его естественный ареал простирается  от предгорий Гималаев на восток, юго-запад Китая, северный Таиланд и Вьетнам.

  Последователи буддизма, индуизма и джайнизма почитают и поклоняются этому дереву. 

Согласно легенде, тысячи лет назад князь из Северной Индии Сиддхартха Гуатаума сидел под фиговым деревом и медитировал. Когда Сиддхартха полностью понял смысл жизни, он достиг высшего и совершенного просветления Бодхи и стал Буддой Верховным, или Пробужденным.

По преданиям, в тени дерева Бо родился не только  Будда, но и Вишну. В буддизме это дерево – символ удачи и процветания. Вокруг него обвязывают шелковые нити красного, желтого и белого цвета и  молятся о награждении родителей  потомством.

В Индии дерево Бодхи повсеместно высаживают вокруг храмов. 

Дерево, считавшееся исторически связанным с Буддой, росло на Бодх Гае в северном индийском штате Бихар, однако во II веке до н.э. оно было уничтожено королем Пушпиамитра, но его возобновили позднее на том же месте полученным от него новым растением. В VII веке н.э. оно было повторно уничтожено королем Сассанка. А дерево Бодхи, находящееся сейчас на Бодх Гае, высажено в 1881 году.

Потомок того растения, в тени которого Будда получил просветление, Шри-Мадха Бодхи, был посажен в 288 г.до н.э. в Анурадхапуре на Шри-Ланке и считается старейшим деревом среди цветковых растений.

Фикус священный растет как вечнозеленое или полулистопадное дерево, достигает высоты 30 м. Произрастая в климате, где никогда не бывает морозов, он сбрасывает только часть старых листьев в сезон засухи. Листья располагаются на гладких поьегах по спирали. Черешки длинные, достигают 13 см.

Листовая пластинка широко яйцевидная, 7-25 см длиной и 4-13 см шириной, тонко кожистая, с цельными, иногда гофрированными краями. Отличительным их признаком служит наличие тонкого оттянутого кончика в виде хвоста. Четко проступает центральная жилка, хорошо видны боковые жилки. Прилистники овальные и достигают 5 см.

Как и у всех фикусов, у пипала есть млечный сок. Псевдоплоды (сиконии) шаровидные, расположены попарно в пазухах листьев, достигают 1,5 см в диаметре, при поспевании становятся фиолетовыми. За них растение получило еще одно название – Священная фига. Это однодомное растение. Цветет фикус священный в течение всего года.

Опыляет цветки оса определенного вида. Фруктами питаются птицы, обезьяны, летучие мыши, свиньи, которые и разносят семена.

Жизнь растение начинает зачастую как эпифит, поселяясь в листовой подстилке в дуплах других деревьев.  Оттуда пипал спускает воздушные корни, которые в дальнейшем служат ему опорой, формируя баньян.

Воздушных корней от боковых веток, как у других фикусов, у этого вида не образуется. Он растет как одноствольное дерево, диаметр ствола с гладкой, светло-серой корой, может достигать 3-х и более метров.

Как и положено божественному растению, оно исцеляет недуги. В медицине широко используют все части дерева Бо. Наиболее ценны листья. Из них выжимают сок или делают порошок, применяют для облегчения лихорадки, при дизентерии, запорах, фурункулах.

Фрукты используют для нормализации пищеварения, применяют при обезвоживании и сердечных заболеваниях, а также при отравлениях. Корни помогают справиться с воспалительными процессами.

Вытяжка из корней снижает уровень мочевой кислоты в организме, тем самым помогая при подагре. Кора с корней помогает при любом воспалении в области рта и горла, при лечении боли в спине и язв.

Млечный сок, как один из компонентов, применяется при лечении многих грибковых заболеваний кожи. Кора применяется для лечения ран, семена помогают при болезнях мочевого пузыря.

В настоящее время фикус священный произрастает в тропических садах по всему миру. Его ценят за внешнюю эстетичность и связанное с именем Будды религиозное почитание. В странах, где нет осы-опылителя, его размножают вегетативным способом (черенкованием).

Дерево Бо предпочитает жаркий влажный климат, может расти в помещении, но предпочитает полное прямое солнце. К почвам неприхотливо, но оптимальны легкие суглинки с нейтральной или слабокислой реакцией.

 

Содержание и уход в комнатных условиях

Фикус священый довольно часто встречается и у наших цветоводов-любителей. Пипал выращивают и как горшечное растение, последователи буддизма  наряжают его в День Бодхи (8 декабря). Главное, что надо учитывать для его успешного выращивания – это большая потребность в свете.

Состав грунта. В покупной грунт необходимо добавить дерновой земли и песка (3 части торфяной земли, 1 часть дерновой земли, 1 часть песка). Пересадку проводить весной-летом по мере заполнения корнями объема горшка.

Полив умеренный, по мере подсыхания грунта. Предпочитает легкую пересушку обильному поливу.

Подкормки универсальным удобрением в весеннее-летний период.

Обрезку переносит хорошо, а часто просто в ней нуждается для поддержания формы кроны. Проводится она в конце зимы-начале весны.

Зимой желательно поместить растение на яркий свет, температуру понизить до +180С, полив сократить, часто опрыскивать.

Летом желательно предоставить фикусу место на открытом воздухе под прямым солнцем (внимательно следя за уровнем увлажненности субстрата). В жаркие дни  необходимо часто опрыскивать.

Вредители. В домашних условиях фикус священный очень подвержен поражению паутинным клещом, поэтому нужно почаще  увлажнять воздух. Может также поражаться щитовкой, мучнистым червецом.

О мерах борьбы с этими насекомыми – в статье Вредители комнатных растений и меры борьбы с ними.

Размножение. Легко размножается черенками. Укоренение длится от 2 до 4 недель.

О технологии черенкования подробнее – в статье Черенкование комнатных растений в домашних условиях.

Источник: https://www.greeninfo.ru/indoor_plants/ficus_religiosa.html/Article/_/aID/5357

Растительный мир в индуизме

Буддизм тесно связан с растительным миром. Любовь человека к природе здесь стоит на особом месте. По преданию, Будда родился под деревом ашока, под деревом пиппал обрел просветление, свое новое учение проповедовал в манговых рощах и в тени баньянов – гигантских фикусов, а умер среди зарослей деревьев сал. Связанные с жизнью Будды, эти деревья считаются священными.

Один из самых важных буддийских символов – дерево Бодхи, под которым Будда достиг прозрения.

«Бодхи» – термин буддизма, который обозначает высшее состояние сознания, духовное просветление.

Традиционно деревом Бодхи считается пиппал (фикус священный), но по другим источникам существует семь деревьев. Термин «Бодхи» характеризует дерево, подчеркивая его роль в жизни Будды.

Считается, что достижение духовного просветления возможно только под деревом Бодхи, потому оно и является неотъемлемым атрибутом всех будд. Храм в Баруте – прямое доказательство значимой роли деревьев в буддизме.

Читайте также:  Горловое пение тувинцев – древнее вокальное искусство

В скульптуре Баруты Будда представлен в виде символов: лотос, означающий его рождение, пиппал – просветление и т. д.

Важное место среди скульптур деревьев и растений занимают семь деревьев бодхи.

Изображение дерева пиппал особо тщательно вырезано на памятном столбе Празенаджит.

Среди других деревьев, запечатленных в скульптуре Баруты, встречаются также баньян, фиговое дерево, сал и манго.

Манговое дерево можно увидеть чаще других. Так, оно изображено в рельефе, показывающим дароприношение в монастыре Джетавана. На одном из барельефов присутствует тала – широко известная пальма пальмира. Храм Санчи в Центральной Индии также указывают на то, что в первые века священные деревья играли для буддистов важную культовую роль.

Цветы в буддизме означают преходящий характер тела и приносятся в жертву при богослужении.

Лотос полон глубокой символики в буддизме и является священным цветком.

Будда считается сердцем лотоса, восседая на троне, который имеет вид полностью раскрывшегося цветка. По легенде, в момент рождения Будды с неба полил сильный дождь из лотосов, и всюду, где бы ни ступал божественный младенец, вырастал цветок огромного лотоса.

Бамбук в буддизме символ силы и гибкости — способствует восстановлению баланса энергий инь и ян.

В индийском эпосе часто упоминается Кальпа-врикша – «дерево желаний», его образ запечатлен в древнеиндийских скульптурных украшениях.

Считается, что в лесу Вриндавана (дословно «лес из деревьев Туласи»), любимом месте Кришны, где 5 тысяч лет назад проходили его духовные игры, раньше произрастали кальпа-врикши. Однако какие именно это были деревья, установить не удалось. Кальпа-врикшей часто называют баньян и кокосовую пальму.

Кришнаиты убеждены, что эти деревья исполняют желания далеко не всякого просящего. Сначала нужно стать преданным Господа Кришны. Дерево желаний беспристрастно и свободно от всего материального. Оно исполняет желания только тех, кто заслуживает такой почести.

Деревья кадамба и тамала

Дерево кадамба олицетворяет Радху – царицу леса и возлюбленную Кришны, а дерево тамала – самого Кришну. Много деревьев кадамба растет на берегах реки Ямуны. Они цветут мелкими золотистыми цветами, напоминающими цвет тела Радхи. Собранные в шаровидные соцветия, цветы наполняют воздух пьянящим травяным ароматом.

Трансцендентное тело Кришны, в котором он явился на землю, цветом похоже на синеватое дерево тамала.

Туласи, или тулси – базилик священный

Туласи олецетворяет Лакшми (супругу Вишну) или Радхи. В переводе с санскрита слово «туласи» означает «несравненная».

Деревца туласи и их листья играют очень важную роль в вайшнавизме. Священные писания рекомендуют вайшнавам оказывать туласи ежедневное почитание (поливать и т.д.) и собирать его листья для поклонения Вишну и Кришне.

Туласи выращивают для подношения богам в каждом доме и храме. Без него не может совершиться ни один религиозный ритуал. Деревце источает сильное благоухание, которое по индийским верованиям помогает вылечиться от многих болезней.

Из веток туласи делают бусы и чётки, которые являются священным атрибутом вайшнавов и кришнаитов.

Согласно одной из историй, Туласи была одной из гопи (гопи — санскритское слово, означающее «девочка-пастушка»), которая влюбилась в Кришну и была проклята другой его возлюбленной — Радхой.

В результате этого проклятия, Туласи из духовного мира попала в материальный мир, обретя форму растения.

Известный кришнаитский гуру говорил о Туласи как о самой любимой преданной Кришны, поэтому её цветы и листья также очень дороги Ему.

Дерево баньян, или фикус бенгальский

Баньян посвящен хранителю мира – богу Вишну. В литературе фикус бенгальский – это то дерево, которое символизирует индуизм. Раскидывая свои ветви в разные стороны, питаясь от многих корней, баньян все же вырастает из единого большого ствола.

По преданию, сам Вишну превратился в баньян, потому в индуизме и совершается завязывание шнура на дерево и его «женитьбы» на Туласи. Поскольку это дерево-долгожитель, а его ветки пускают свисающие вниз корни, давая жизнь все новым «отпрыскам», оно считается бессмертным.

В заключение можно только произнести мантры из древних индуистских писаний: «О дерево! Ты стоишь передо мной на жизненном пути. Живи долго и будь счастливо… О дерево!»

Анастасия Рогач специально для интернет-портала

садового центра «Ваш сад»

Источник: С использованием материалов книги Долма Джангкху (Мария Николаева & Юлия Тарасова) «Экодизайн в индийской традиции»

комментариев
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Источник: http://www.vashsad.ua/plants/interesting_plants/show/7777/

Живой символ буддизма, или дерево Бодхи шагает по планете

Николай Цыремпилов

Маленький грязный городок Бодхгайя, который находится в беднейшем штате Индии – Бихар, ежегодно привлекает к себе миллионы туристов. Этот поток растет с каждым годом с начала XX  века, с тех пор, как британский археолог Кэннингэм и сингальский буддист Анагарика Дхармапала вернули это место буддистам

Маленький грязный городок , который находится в беднейшем штате Индии – , ежегодно привлекает к себе миллионы туристов. Этот поток растет с каждым годом с начала XX века, с тех пор, как британский археолог и сингальский буддист Анагарика вернули это место буддистам. Паломников влечет к себе старый (лат.

ficus religiosa) – дерево, под сенью которого две с половиной тысячи лет назад Сиддхартха открыл великую тайну бытия. Древняя буддийская говорит о том, что после многих лет безуспешных поисков ответов на вечные вопросы молодой царевич осознал ошибочность пути изнурительного самоистязания. Тогда он омыл свое тело в водах протекавшей неподалеку реки и отправился навстречу своей великой судьбе.

В роще священных фикусов Сиддхартха облюбовал себе одно из деревьев, смастерил подстилку из листьев и травы и поклялся не вставать с нее, пока не откроет миру путь к спасению. Через несколько дней это, наконец, произошло. А потом в течение еще нескольких дней Сиддхартха с благодарностью на дерево, под сенью которого он стал Буддой.

Так дерево Бо обрело бессмертие и стало одним из главных символов буддизма, подобно христианскому распятию или мусульманскому полумесяцу.

На входе в парк, где растет дерево Бо, нужно снять обувь или надеть бахилы. Обойдя по кругу величественное здание храма Махабодхи, паломники видят то, ради чего проделали свой путь в этот бедный городок.

Ветви дерева раскинулись широко, и под его сенью паломники ждут дуновения ветра, которое, возможно, сорвет листочек или веточку с этого самого священного дерева в мире. Мальчишкам, торгующим засушенными листьями «с того самого дерева» уже мало кто верит.

За подлинные листья туристы готовы платить по 500 долларов США за штуку. Вокруг дерева камеры внешнего наблюдения, чтобы защитить дерево от негодяев, обрывающих его листья.

Они были установлены после того, как выяснилось, что охранники парка продавали ростки с дерева богатым туристам за тысячи долларов. Кругом целый парк точно таких же фикусов, но всех интересует только один из них, огороженный металлической оградкой. Ее, кстати, установили для защиты от диких слонов.

Людей греет вера в то, что именно под этой благородной кроной произошло великое таинство. Но так ли это? На самом деле возраст этого дерева известен. Ему, увы, всего лишь около 140 лет. В 1881 году его посадил британский археолог сэр Джон Маршалл, но об этом чуть позднее.

История дерева Бодхи полна событий. Во времена и несколько веков после ухода Будды Шакьямуни его последователи поклонялись дереву как святыне. Долгое время это вообще была единственная буддийская святыня, если не считать Сандалового Будду. Во II веке до нашей эры дерево постигли бедствия.

Царь Ашока, яркий представитель блестящей индийской династии , поклоняясь дереву, под которым Будда достиг просветления, вызвал тем страшную ревность своей супруги . Возможно, это был единственный в истории случай, когда жена приревновала мужа к дереву.

Эта ревность оказалась разрушительной, и по приказу царицы легендарное дерево было срублено. Благочестивая дочь Ашоки принцесса успела спасти отросток с дерева, привезла его в буддийскую Шри-Ланку и в 288 году до нашей эры посадила росток в городе .

Выросшее дерево, которое сингальцы уважительно называют , живо и поныне. Ему уже 2300 лет, и оно официально самым старым деревом, посаженным человеком. Дерево Джая Шри Маха Бодхи также многое повидало на своем веку.

Только в XX веке его порядочно потрепали штормы, сумасшедший фанатик в 1929 году его срубить, а в 1985 году тамильские террористы у его подножия нескольких буддийских монахов. Но несмотря ни на что дерево продолжает жить.

А как же дерево в Бодхгайе? Уничтоженное ревнивой женой Ашоки, дерево проросло из своих корней. Ашока распорядился поливать молодые ростки и окружил их трехметровым каменным забором. В VII веке китайский паломник еще его остатки.

Буддисты считают, что это дерево не просто дало приют Сиддхартхе в самый важный момент его жизни. Дерево Бо – это ось, вокруг которого вращается все мироздание. Прямо над ним на немыслимой высоте расположена самая высшая точка сансары – небеса .

Глубоко под его корнями находится самый нижний из буддийских адов – , где избывают свою карму убийцы будд и те, кто намеренно вносил раскол в общину. Когда настанет конец мироздания и сансару пожрет космическое пламя, дерево Бодхи сгорит последним.

Когда по закону бытия мир сансарического существования вновь возникнет из пепла, он начнется с дерева Бодхи. Дерево Бо – это главный символ буддизма. У него даже есть свой день. 8 декабря буддисты мира празднуют

После смерти Ашоки дерево снова было срублено, на этот раз по приказу индуистского царя . И снова корни дали новые ростки. В VII веке нашей эры дерево Бодхи было уничтожено по приказу бенгальского короля , а его корневая система выжигалась несколько дней. Но на обогащенной золой почве дерево проросло снова, а рядом с ним в X веке бирманские монахи построили храм .

После мусульманского северной Индии буддийские святыни были на много столетий преданы забвению. На жизнь дерева больше уже никто не покушался, но оно перестало быть объектом почитания. В храме Махабодхи поселились , а буддизм остался где-то в далеком прошлом.

Дерево благополучно дожило до 1876 года, широко раскинуло постаревшую крону, пока однажды его не свалил сильный шторм.

Буддисты заново открыли свои святыни через много веков спустя, в конце XIX века. Британский археолог сэр Каннингэм, который вел в Бодхгайе, не только способствовал реставрации древнего храма Махабодхи. В 1881 году его коллега, первооткрыватель Хараппской цивилизации посадил новое дерево Бодхи на месте упавшего.

Для этого известный сингальский буддист, основатель Всемирного братства буддистов Анагарика Дхармапала привез саженец от старого дерева из Анурадхапуры. Ростки прижились, и прямой потомок «того самого» дерева снова стал объектом почитания буддистов. Но на этот раз поток почитателей приобрел поистине глобальные масштабы.

Круглый год, и в сезон дождей, и в период засухи буддисты со всего мира в Бодхгайю, чтобы воочию увидеть «то самое дерево». И уже не важно, что в Бодхгайе они видят внука настоящего дерева Бо. Дерево стареет и уже поражено различными возрастными болезнями. и (Дерадун, Индия) уже с тревогой констатируют, что чрезмерно разросшиеся ветви дерева могут в любой момент привести его к падению.

Этими организациями разработан поэтапный план по минимизации рисков. Мониторинг состояния дерева ведется постоянно. Его ежегодные результаты в Интернет.

Не только паломники посещают дерево. С недавних пор само дерево зашагало по планете. Ростки из Бодхгайи и Анурадхапуры дали жизнь множеству других деревьев. Уже стало традицией высаживать ростки, официально взятые от дерева Бо в буддийских вихарах Азии – от Таиланда до Японии.

Считается, что дерево предотвращает засуху и излечивает болезни. В 1970 году Пандито Хамбо-лама Жамбал-Доржи Гомбоев из Бодхгайи ростки дерева и посадил их в Иволгинском дацане. Для этого на территории дацана построили специальный обогреваемый стеклянный павильон.

Так Бурятия стала самой северной точкой произрастания генетического потомка легендарного дерева Будды. Бурятскому дереву Бо уже более 40 лет.

А недавно информационные агентства , что посетивший Шри-Ланку бывший президент Калмыкии, президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов договорился с представителями буддийской общины Шри-Ланки о том, что ростки дерева Джая Шри Маха Бодхи будут доставлены в Калмыкию.

До этого, в 2011 году сингальские монахи уже привезли в элистинский Центральный буддийский храм Будды Шакьямуни.

Читайте также:  Животный мир японии – знакомимся с обитателями страны

По правилам, принятым сингальской буддийской общиной, в случае, если саженец дерева из Анурадхапуры вывозится за пределы острова, к нему должен быть прикреплен хранитель, лицо, лично ответственное за его благополучие. В случае с Калмыкией таковым назначен Кирсан Илюмжинов, который по признанию сингальских буддистов, многое делает для распространения и укрепления учения Будды. Церемония посадки саженца должна была состояться этой весной, однако в силу различных политических Кирсан Илюмжинов пока не принял решение, станет ли Калмыкия домом для дерева Бо.

Пока же дерево Бодхи на территории России растет только в Бурятии. Однако с недавнего времени семена или саженцы дерева Бодхи из Шри-Ланки или Бодхгайи можно приобрести . Их распространяют те, кто когда-то получил семена, вырастил деревья и со всеми желающими саженцами или семенами бесплатно.

Ведь дерево Бо можно выращивать даже в домашних , если строго следовать всем рекомендациям специалистов. Значит, можно смело говорить о том, что потомки «того самого» дерева уже расширяют ареал своего произрастания в глобальном масштабе, и каждый буддист может завести себе личное дерево Бодхи.

Источник: http://asiarussia.ru/buddhism/281/

Семена, используемые для изготовления бусин Бодхи в Китае

Вашему вниманию статья китайских этноботаников, опубликованная 30 января 2014 года, которые исследовали разнообразные бусины из семян, используемых для изготовления буддийских четок, имеющие общее собирательное название “Бусины Бодхи”.

В качестве спойлера – “бусины Бодхи” не делаются из семян дерева Бодхи, а бусины из “семян лотоса” не имеют отношения к лотосу)Переведена бОльшая часть статьи, наиболее интересная в разрезе буддизма.Помимо этого уточняю, что я не ботаник, поэтому прошу людей в этом разделе науке сведущих, если что-то не так, указать на ошибки.Приступим.

Бусины Бодхи – это буддийский молитвенный предмет, сделанный из семян. Бусины Бодхи имеют большой и развивающийся рынок в Китае, и спрос на бусины особенно возрос в регионах буддизма, в том числе в Тибете. Многие люди начали собирать и развивать культуру бусин Бодхи. Но ни одно исследование не исследовало исходные растения Бодхи бусин.

Поэтому этноботанические исследования были проведены в шести провинциях Китая для изучения и документирования растений Бодхи.
Вступление47 видов (в том числе 2 разновидности) в 19 семействах и 39 родах представляли 52 вида бусин Бодхи, которые были собраны. Самые популярные растения Бодхи-бусин имеют долгую историю и религиозное значение.

Большинство растений, дающие Бодхи-бусины, можно использовать в качестве лекарств или продуктов питания, и их семена или фрукты являются основными элементами в этих целях. «Семена Бодхи» исторически использовались в других странах для изготовления украшений, особенно семена семейства бобовых.

Многие факторы помогли сформировать культуру Бодхи в Китае, но ее основа была в индийской буддийской культуре.Люди используют семена (в том числе плоды с околоплодником, который не может быть легко удален, обычно также называемые «семенами») разными способами.

Семена яркие, долговечные и легкодоступные, поэтому люди просверливали в них отверстия и нанизывали на нити, делая ожерелья и браслеты в течение тысяч лет. Кроме того, из-за разнообразия лекарственных и пищевых свойств растений и деревьев люди высоко ценят эти виды растительности, и это сохраняется и в наше время.

Некоторые люди наделяют бусины конкретным смыслом для предотвращения катастрофы, развития мудрости, успокоения и расслабления.Бодхи бусины – это буддийские молитвенные предметы, которые были традиционными инструментами для подсчета повторений мантр, также молитвенные бусины использовались в других мировых религиях.

Бусины Бодхи называются Pu Ti Zi по-китайски: Pu Ti означает дерево Бодхи (Ficus religiosa), а Zi означает семена; но бусины Бодхи не сделаны из семян дерева Бодхи (Ficus religiosa). Название Pu Ti Zi впервые появилось в раннем медицинском тексте «Compendium of Materia Medica», в котором говорилось о семенах Coix lacryma-jobi.

Кроме того, семена Sapindus delavayi и Sapindus tomentosus назывались Pu Ti Zi или «семена Бодхи» в Юньнани. В наше время «семена Бодхи» не относятся к какому-либо конкретному растению, а вместо этого относятся в основном к семенам и плодам различных растений, используемых для изготовления молитвенных бусин.

В последнее время растет интерес к коммерческой ценности бусин Бодхи, и в Китае появилось много книг о культуре бусин Бодхи. Хотя в книгах и связанных с ними материалах основное внимание уделяется значению каждого вида Бодхи-бусины, почти все публикации игнорируют вопрос о том, какое растение или растения произвели семена Бодхи.

Бусины обычно описывались как «семена редких растений», и это описание способствовало убеждению, что ценность бусин Бодхи связана с дефицитом их источников, а не с их эстетической и культурной ценностью. Чтобы помочь исправить это недоразумение, мы исследовали растительные источники «семян Бодхи» или Pu Ti Zi и изучили культурные ценности растений Бодхи-шариков.

Обследования проводились на местных рынках и в электронных коммерческих платформах шести провинций Китая: Тибет, Юньнань, Фуцзянь, Чжэцзян, Пекин и Гуандун. Полевые работы проводились с сентября по октябрь 2012 года и с августа по сентябрь 2013 года. Баркхор-стрит – знаменитая улица, окружающая храм Джохана в Лхасе, Тибет, была основным местным рынком.

Традиционная культура и местный образ жизни были хорошо сохранились здесь более чем за 1300 лет. Мы выбираем этот рынок из-за большого разнообразия бусин Бодхи, торгуемых там между поставщиками, паломниками и туристами из Непала, Бутана, Индии и других мест в Китае.

Были также исследованы другие торговые центры, в том числе Шангри-ла и Куньмин в провинции Юньнань, Сямынь в провинции Фуцзянь, а также культурные рынки и храмы в Пекине.Пятьдесят два типа бусинок Бодхи были задокументированы, состоящие из семян из 47 видов (включая 2 разновидности), принадлежащих к 19 семействам и 39 родам.

Большинство растений Бодхи принадлежали Arecaceae (к семейству Пальмовые) (12 родов и 13 идентифицированных видов) и Fabaceae (к семейству Бобовые) (7 родов и 8 идентифицированных видов). Роды, представленные наибольшим количеством видов, были Caesalpinia (Цезальпиния, род растений семейства Бобовые) (3 идентифицированных вида).

Большинство семян определенного вида могут производить только один тип Бодхи. Тем не менее, различные степени обработки Corypha umbraculifera (Корифа зонтоносная, или талипотовая пальма), Daemonorops jenkinsiana (разновидность каламуса, или ротанговой пальмы) и Elaeis guineensis (Масличная пальма, или Африканская масличная пальма, или Элеис гвинейский) могут использоваться для изготовления различных видов Бодхи-бусинок. Семена с 2-, 3- или 4-локулярными косточками Ziziphus abyssinica (вид рода Зизифус семейства Крушиновые) могут быть использованы для создания «Глаз Феникса», «Глаз Дракона» и «Глаз Килина» соответственно.Китайские названия большинства бусин Бодхи соответствуют морфологическим характеристикам их соответствующих семян; например, бусинки под названием «Луна и звезды» обычно имеют поверхность цвета слоновой кости с небольшими отверстиями (луны) и крошечными черными точками (звездами).

Семена Caesalpinia bonduc (Цезальпиния бондук, или гвиландина — вид древесных растений, входящий в род Цезальпиния семейства Бобовые) являются сероватыми, блестящими, яйцевидными до шаровидных и похожими на луну; поэтому название соответствующей бусины Бодхи – «Семя Луны».

В Китае не встречаются три вида растений для Бодхи-шариков: Phytelephas macrocarpa (Фителефас — род растений семейства Пальмовые), Caesalpinia major и Ziziphus abyssinica. Тридцать один вид является родным для Китая, причем 19 видов в основном распространены в тропических и субтропических районах, а другие виды широко распространены по всему Китаю. Двенадцать выращиваются, и большинство из этих видов были одомашнены в юго-западном и южном Китае.

Наиболее часто встречаются четыре типа Бодхи-шариков (не менее 50%), среди них «Кинг-Конг» (рудракша), «Луна и звезды» (семена лотоса), «Корень Бодхи» и «Глаз Феникса» (семена бодхи). Это самые популярные Бодхи-бусины на рынках.

Бодхи бусины на рынке Бархор-стрит, Лхаса.A: «Кинг-Конг»;B: «Глаз Феникса»;C: «Корень Бодхи» (слева) «Луна и звезды» (в центре и справа).

Рудракша

Наиболее распространенный Бодхи-шарик «Кинг-Конг» сделан из плодов Elaeocarpus angustifolius. «Двухбороздчатый Кинг-Конг» сделан из плодов Elaeocarpus hainanensis. Растения Elaeocarpus распространены в Хайнане, Юньнани, Гуанси, Тибете Китая и других частях Азии, включая Непал, Бутан, Индию, Индонезию и низменности Гималаев.

«Кинг-Конг», возможно, был самой ранней формой молитвенной бусины в Индии, названной «Рудракша» на местном языке, что означает «глаз Шивы». Для рудракши важны борозды твердого эндокарпия плодов. Различные числа борозд имеют разные значения. Шероховатая поверхность символизирует суровую жизнь, ожидаемую от поклонников.

Обычны бусины с количеством борозд от 5 до 14, в то время как другие очень редки.

Семена лотоса

«Луна и звезды» – очень популярная и традиционная Бодхи-бусина в китайском буддизме и является тяжелым и плотным семенем Daemonorops jenkinsiana. Название «Луна и звезды» означает маленькие отверстия (луны) и крошечные черные точки (звезды), покрывающие поверхность семени. Этот вид в основном распространен на юге Китая, Индии, Непала, Бутана и Бангладеш. Не было никаких записей об истории этого типа Бодхи-бусин, но мы нашли много старых «Лун и звезд» в Тибете; поэтому мы предположили, что на тибетский буддизм повлиял буддизм материкового Китая.

Корень Бодхи

Семена Corypha umbraculifera используются для изготовления бусинок «Корень бодхи». Этот вид является родным для Индии и Шри-Ланки. В Индии его также называют «растительной слоновой костью» и представляет собой традиционный инструмент для вырезания буддийских сутр, потому что листья являются гибкими и мягкими при сушке.

Из-за ранних индийских буддийских влияний, C.umbraculifera выращивали в храмовых садах в Сишуанбаньне провинции Юньнань в Китае, и более 50 000 томов буддийских сутр, вырезанных на листьях, были сохранены там. Кроме того, на его листьях были написаны древние книги и письма стран Юго-Восточной Азии. Поэтому C.

umbraculifera считается одним из культовых буддийских растений в Азии.

Семена Бодхи

«Глаз Феникса» и «Маленький Глаз Феникса» сделаны из плодов Ziziphus abyssinica и Ziziphus jujuba var. spinosa, соответственно. Название «Глаз Феникса» относится к форме, подобной глазу, которая появляется на твердой оболочке семени. Z. abyssinica является родным для Индии и не культивируется в Китае. Оба были использованы для изготовления украшений в Индии. Ziziphus упоминается более одного раза в Рамаяне и Махабхарате. Дерево и плоды этого рода имеют большое значение в традиционной культуре Индии. Деревья jujuba – одно из немногих священных деревьев сикхов в Индии.

Иное применение Бодхи-растений

В дополнение к изготовлению бусин Бодхи, все растения Бодхи в Китае имеют другие виды использования. В качестве медикаментов также используются 36 видов (76,6%). Семена или плоды большинства видов являются основными лекарственными частями.

Некоторые виды могут использоваться для лечения заболеваний сердца, диспепсии, гипертонии, ревматизма и других заболеваний. За исключением Mucuna gigantea, все семена семейства бобовых, используемые для изготовления Бодхи, имеют лечебные функции.

Например, для лечения кожных заболеваний можно использовать семена Abrus precatorius, Akazia confusa и Adenanthera pavonina. Семена Afzelia xylocarpa обладают противовоспалительной функцией, а семена Caesalpinia bonduc или C. minax могут использоваться для лечения ревматизма. Хотя не было никаких данных о том, культивируется ли C.

major в Китае, оно было зарегистрировано в традиционной китайской медицине.Двадцать видов (42,6%) бобовых растений Бодхи также используются в качестве ландшафтных растений или для эстетических целей, особенно видов в Arecaceae. Семена этих растений являются основными источниками материалов для изготовления бусин Бодхи.

Большинство видов Arecaceae являются сортами, ввезенными в Китай, и в основном выращивались как декоративные растения в парках, живописных местах или на обочинах дорог. Пять видов в Arecaceae являются важными волокнистыми растениями (10,6%).

Основа Daemonorops jenkinsiana может использоваться для изготовления мебели и является важным источником материала из ротанга в Южном Китае. Листья Corypha umbraculifera могут оставаться гибкими в течение длительного периода времени и могут использоваться для изготовления вентиляторов, ковриков, зонтов, корзин, соломы, кровли и т.д.

Шестнадцать видов растений Бодхи (34,0%) являются съедобными. Основными съедобными частями являются их семена или плоды, такие как Draconteelon macrocarpum и Ziziphus jujuba var. spinosa. Центральная мягкая часть стебля C. umbraculifera является богатым источником крахмала, который можно приготовить для саго.

Наиболее ценными коммерческими растениями Бодхи-шариков являются четыре масличных вида и девять видов, дающих древесину. Elaeis guineensis называют масляной пальмой, она является основным источником масла в тропических районах. Содержание масла в его плодах превышает 50%, и этот вид обладает наивысшей продуктивностью среди масличных растений в мире.

Таблица со списком из всех 52 образцов бусин Бодхи

Оригинал статьи

Источник: https://aelenriel.livejournal.com/51361.html