Архат – кто это такой и чем он отличается от бодхисаттвы

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Многие люди, интересующиеся буддизмом и тем, каких состояний последовательно достигает буддист в поисках просветления, задаются вопросом: «Архат — кто это такой?»

Дорога к пробуждению нелегка, она сравнивается с переходом через бурные воды реки. Обычному человеку не под силу вырваться из круговорота перерождений, пока он не поставит себе чёткую цель и не научится контролировать своё сознание при помощи специальных упражнений и медитации.

В зависимости от того, добрые поступки он совершает или дурные, он обеспечивает себе всего лишь очередное перерождение, более высокое или более низкое.

Но всё меняется, когда верующий становится «благородной личностью», то есть вступает на добродетельный восьмеричный путь, ведущий к заветной цели. 

В тхераваде, старейшей ветви буддийского учения, такой целью является сама нирвана, а в махаяне, другом его ответвлении, – обретение пробуждения для принесения блага всем живым существам.

Но случится ли это в текущем перерождении, зависит от того, на какой стадии продвижения по пути верующий находится в данный момент.

Давайте рассмотрим, кто такой этот святой в разных направлениях учения.

В школах раннего буддийского течения

В добуддистской Индии термин «архат», обозначавший святого человека, тесно ассоциировался с волшебной силой энергетики и аскетизмом. 

Буддисты чётко разграничивают понятия буддийского и индийского святого – архата. В буддизме волшебная божественная мощь этого святого не служит более решающей при определении его отличительных черт или миссии.

В ранних буддистских школах существовали взгляды об относительном совершенстве архатов. В общем, в школах проповедовали, что будды и бодхисаттвы имеют трансцендентную и сверхъестественную природу, а архаты подвержены отклонениям от пути и ошибкам.

Некоторые из школ утверждали, что бодхисаттва превосходит архата, в силу того что последний может ошибаться и пребывать в неведении.

Например, в сутре «Нагадатта» школы Сарвастивада говорится о том, что демон Мара воплотился в отца бхикшуни Нагадатты и попытался убедить её, что лучше достичь более низкой степени архатства, чем стараться стать полностью просветлённой (самьяксамбуддой).

Он сказал: «Ты задумала слишком серьёзное дело. Буддовости очень трудно достичь. Нужно сотни тысяч кальп, чтобы стать буддой. Так как очень мало людей становятся пробуждёнными, почему бы тебе не стремиться к архатству? Полученный опыт равносилен нирване, кроме того, его легко достичь».

На что Нагадатта ответила: «Мудрость Будды может помочь достичь пробуждения бессчётному количеству людей. А архаты уступают ему в этом».

В этот период полагалось также, что архаты не освободились полностью от всех желаний, что они не достигли полного совершенства и могут вернуться к образу жизни обычного человека.

В буддизме тхеравады

По мнению тхеравадинов, архат – это человек, достигший нирваны, который избавился от всех нездоровых корней, из которых возникают  оковы сансары. 

После смерти он не рождается ни в каком мире, поскольку нити (оковы), привязывающие человека к круговороту перерождений, окончательно исчезают.

В Палийском каноне иногда используется слово «татхагата», как синоним «архату», хотя обычно им называют самого Шакьямуни.

После погружения в нирвану пять совокупностей – 

  • физическая форма,
  • чувства и ощущения,
  • восприятие,
  • ментальные формирования,
  • сознание

продолжат функционировать, поддерживаемые жизненной силой тела. Этот этап называется нирваной с остаточными явлениями. 

Но как только святой умирает, пять совокупностей дезинтегрируются с физическим телом и прекращают действовать, таким образом уничтожая все его следы в материальном мире и полностью освобождая от убогости сансары. 

Теперь это называется нирвана без остаточных явлений. Со смертью к просветлённому приходит паринирвана.

В буддизме тхеравады сам Шакьямуни вначале идентифицируется как архат, так же как и его просветлённые последователи. Они свободны от всех загрязнений:

  • жадности,
  • ненависти,
  • заблуждений,
  • невежества, 
  • страстных желаний.

Лишаясь такого «наследия», которое неминуемо привело бы к будущему перерождению, эти святые знают и понимают реальность здесь и сейчас.

Это достоинство демонстрирует их безупречную чистоту, подлинную ценность и достижение конечной цели – нирваны.

В школах Тхеравады имелась тенденция отрицать возможность обретения архатства мирянами. Хотя в соответствии с Питакой оно открыто для всех, в более поздний период среди тхеравадинов – членов монашеской сангхи – бытовало мнение, что эта ступень доступна только тем, кто носит рясу.

Если же случись так, что мирянин стал святым, то в течение одного дня он должен был или вступить в сангху, или умереть.

В Палийском каноне Ананда утверждает, что монаху можно достичь нирваны одним из четырёх способов:

  • он развивает сначала душевное равновесие, а затем познание глубинных причин и взаимосвязей;
  • он развивает сначала познание глубинных причин и взаимосвязей, а затем душевное равновесие;
  • и то, и другое развивается поэтапно;
  • ум монаха охватывает возбуждение, связанное с дхармой, и он развивает душевное равновесие и  избавляется от оков сансарического мира.

Послушник, только вступивший на дорожку, ведущую к просветлению, называется сотапанна. Он узнаёт учение, совершенствует свои моральные качества, укрепляет уважение к трём буддийским драгоценностям. Просветление охватит его не позже, чем через семь перерождений.

На следующую ступень поднялись сакадагами. Они ещё раз родятся в человеческом мире, затем уже станут архатами.

Те, кто избавился от жадности и ненависти (больше их не ощущает), но имеют остатки заблуждений, называются анагами, или невозвращающиеся. 

Анагами после смерти родятся вновь не в человеческом мире, а на небе, в Чистом Прибежище, где живут только они. Там они обретут полное пробуждение.

Архатство завершает эту тропу освобождения.

В буддизме махаяны

Махаянские буддисты считают самого Сиддхартху Гаутаму идеалом, к которому нужно стремиться в духовных исканиях.

Иерархия этапов достижения просветления такова:

  • архат,
  • пратьекабудда,
  • самьяксамбудда,
  • татхагата.

В сравнении с целью стать полностью просветлённым бодхисаттвой, путь шравака, ищущего личного освобождения из сансарического мира, считается эгоистичным и нежелательным. Есть даже несколько махаянских текстов, которые утверждают, что стремление к архатству и личному освобождению не соответствуют целям Махаяны.

Вместо того чтобы стремиться стать архатом, адептам махаянского направления предлагается вступить на тропу бодхисаттвы и не возвращаться к уровню архата или шравака. Таким образом, с этой точки зрения архат должен продвигаться вперёд, чтобы постепенно стать бодхисаттвой.

Если архату не удастся сделать это в течение той жизни, в которой он достиг архатства, то он погружается в состояние глубокого самадхи – пустоты, чтобы оттуда перейти на тропу бодхисаттвы, когда будет готов.

В махаянском учении считается, что шравака направляет в его стремлениях боязнь остаться в колесе перевоплощений, что делает его неспособным стремиться к обретению буддовости. Ему не хватает мужества и мудрости бодхисаттвы.

Новоявленные бодхисаттвы иногда сравниваются со шраваками и архатами. В Праджняпарамита сутре перечисляется шестьдесят таких бодхисаттв, которые стали архатами, вопреки предпринятым усилиям на тропе бодхисаттвы. 

Им не хватило понимания праджняпарамиты и умения прогрессировать, как бодхисаттва, по дороге к полному просветлению. Этому препятствовали возникающие в уме привязанность и боязнь перерождения.

В Праджняпарамита сутре эти люди сравниваются с гигантской птицей без крыльев, которая стремительно падает на землю с вершины Сумеру.

В махаянском течении обретение шраваком архатства рассматривается как меньшее достижение, чем полное просветление. Но эти просветлённые пользуются уважением за их относительные достижения. 

Поэтому царство будд изображается населённым как шраваками, так и бодхисаттвами. Достижения архатов считаются впечатляющими, потому что они выходят за рамки земного мира.

Такую точку зрения приняли китайский буддизм и другие восточно-азиатские буддийские направления. Среди особых групп архатов почитаются Шестнадцать, Восемнадцать и Пятьсот Архатов.

Шестнадцать Великих Архатов

Первые знаменитые портреты этих святых принадлежат кисти китайского монаха Гуаньсюя и написаны в 891 году нашей эры. Он подарил их храму Шеньчина, который находится в современном Ханчжоу, где они и хранятся заботливо и уважительно.

Заключение

В некотором отношении два пути – архатства и полного просветления – имеют общую основу. Однако их отличительной особенностью является то, что махаянская доктрина настаивает на эмоциональной и когнитивной непривязанности к их логическому завершению.

На этом, друзья, прощаемся с вами. Рекомендуйте статью в социальных сетях, если она вам понравилась.

Источник: http://o-buddizme.ru/obraz-zhizni/arkhat

Обзор пройденного; кто такой архат

Хорошо иметь ясное понимание, что с нами произойдёт, когда мы станем архатами. Есть много представлений о том, кто такой архат, но, если мы следуем пути махаяны, мы не согласны с представлениями хинаяны о том, что после смерти архата его поток ума заканчивается. У нас другое понимание архатства.

Два типа архатов в зависимости от времени развития бодхичитты

Есть два типа освобождённых существ, или архатов. Первый тип – архат, который сначала стремился к архатству, а после освобождения зарождает бодхичитту и вступает на путь бодхисаттвы. И другой тип – архаты, которых называют «архатами определённой линии».

Это означает, что задолго до достижения архатства они развивают бодхичитту и устремляются к просветлению, достигая архатства на пути к состоянию будды. Давайте назовём первый тип хинаянскими архатами. После смерти их поток ума переходит в чистый мир. Архаты определённой линии могут либо отправиться в чистый мир, либо проявиться на обычных уровнях существования.

В отличие от «нечистых» сансарных миров, чистые миры лишены страданий. Но они не похожи на рай, как он описывается в других религиях. Это места, где обстоятельства наиболее благоприятны для дальнейшего изучения и практики Дхармы.Оба типа архатов превзошли существование в сансаре – неуправляемое перерождение. Но это не означает, что они управляют своими перерождениями.

Проблема в том, что слово «управлять» может ассоциироваться с властью или силой. Смысл в том, что они больше не переродятся под влиянием беспокоящих эмоций и кармы.

Архаты в чистых мирах

У освобождённых существ в чистых мирах больше нет так называемых «получающих совокупностей», то есть совокупностей, которые мы получаем, находясь под властью беспокоящих эмоций и кармы по принципу 12 звеньев зависимого возникновения. У них есть совокупности – тело и ум, – но не обретённые в силу кармических беспокоящих эмоций.

Тело архата состоит из тонких элементов. В буддизме «элементы» (стихии) – это земля, вода, огонь и ветер, то есть, в западном понимании, твёрдое, жидкое и газообразное состояния, а также энергия. В чистом мире эти тонкие элементы видимы для других архатов, но обычные люди их не воспринимают.

Такое тело также называют «ментальным телом», но оно не похоже на то, что мы видим во сне. Скорее, оно напоминает тела существ уровня нематериальных форм («мира форм»).

У них нет болезней, старости и смерти: жизнь может длиться там бесконечно, и они могут пребывать в состоянии, которое называют «крайностью удовлетворённости», продолжая медитировать на пустотность или другие темы, связанные с четырьмя благородными истинами.

Либо они зарождают бодхичитту и продолжают изучать и практиковать махаяну в чистом мире. Кроме этого, они могут проявиться в обычных мирах, таких как наш.Следуя ламриму, последовательным стадиям пути махаяны, мы не хотим болтаться в чистой земле. Конечно, в тантре есть практики для переноса сознания в чистый мир.

Там нет отвлечений и бодхисаттва не живёт в своё удовольствие, а непрерывно изучает и практикует Дхарму, 24 часа в сутки. Став архатом или бодхисаттвой-архатом, можно или оставаться там, или проявиться в нашем мире и продолжить помогать другим. Скорее всего, это связано с личными склонностями или характером.

Тело архатов в обычном мире

Когда тонкие элементы тела архата проявляются в обычном мире, они соединяются с грубыми элементами спермы и яйцеклетки родителей, подобно тому как когда в этот мир приходит будда. Это не «душа» и не материальное тонкое тело, которое входит в грубые элементы спермы и яйцеклетки, и не отдельная вещь, которая использует более грубое тело или владеет им.

Здесь мы применяем такой же анализ пустотности, как и при исследовании отношения между «я» и совокупностями. Точно так же как «я» может быть приписано на основе грубых элементов тела и ума, тонкие элементы тела архата или будды можно приписать на основе грубых элементов спермы и яйцеклетки родителей. То, что приписано, и основа для приписывания – не одно и то же.

Грубые элементы тела (основа приписывания) подвержены рождению, болезни, старению и смерти, но тонкие элементы тела архата или будды от этого освобождены. В каком-то смысле, став освобождённым существом, мы не уходим, оставляя духовных учителей и друзей: мы не собираемся отдыхать в чистой земле, наслаждаясь так называемым покоем нирваны.

Мы по-прежнему можем быть вместе с гуру и друзьями, но без привязанности. Это небольшое пояснение к тому, о чём идёт речь.

Читайте также:  Тибетская медицина. типы людей — ветер, желчь, слизь. как питаться

Испорченные и неиспорченные совокупности

Согласно определению прасангики гелуг, испорченные совокупности создают видимость истинно обоснованного существования, а неиспорченные такой видимости не создают.

Пока архат полностью поглощён пустотностью, его ум не создаёт видимости истинно обоснованного существования и его совокупности – неиспорченные. В периоды последующего достижения, когда архат не находится в полной поглощённости пустотностью, его ум создаёт видимость истинно обоснованного существования.

В это время совокупности архата относятся к испорченным. Таким образом, иногда совокупности архатов испорченные, а иногда нет. С другой стороны, совокупности будды всегда неиспорченные, потому что будда всё время пребывает в полной поглощённости пустотностью.

Следовательно, между тонкими элементами тела будды и архата есть разница, хотя оба, проявляясь в мире, приписываются на основе грубых элементов тел своих родителей – спермы и яйцеклетки.

Информации очень много, но давайте попробуем начать с ней работать и попытаемся понять, что здесь имеется в виду. Мы хотим стать освобождённым существом. Достигнув архатства, мы хотим встать на путь бодхисаттвы, чтобы помогать другим. Поэтому мы продолжаем проявляться в этом мире.

Речь не о том, что перед нами окажется список кандидатов, из которого мы сможем выбрать новых родителей. Но вследствие многочисленных зависимо возникающих факторов будет установлена связь между нашими тонкими элементами архата и грубыми элементами спермы и яйцеклетки двух людей.

Архаты не страдают

Разумеется, грубые элементы подвержены законам непостоянства, поэтому будут возникать проблемы и болезни. Они изнашиваются и однажды больше не смогут служить основой для ума освобождённого существа. На них распространяются законы физики, но на происходящее с ними не влияют беспокоящие эмоции и карма.

Однако тонкое тело не подвергнется болезни, старению и смерти.Также в состоянии архатства мы будем переживать происходящее с грубыми элементами тела, не испытывая ни одного из трёх видов страданий: страдания несчастья, страдания обычного счастья и всепроникающего страдания.

Все наши переживания будут сопровождаться либо счастьем, либо беспристрастием, которые не смешаны ни с цеплянием за истинное существование, ни с привязанностью. Будучи архатами, мы можем пребывать в состоянии поглощённости на одном из высших уровней умственной устойчивости, в которых есть только беспристрастие.

Но в состоянии будды мы бы не испытывали ничего, кроме счастья, свободного от всех беспокоящих эмоций. В тантре это называют блаженным осознаванием.

Эта тема заняла у нас какое-то время, но нам нужно знать, что будет после освобождения, если мы хотим выбраться из сансары. Без ясного понимания этого нам будет сложно сказать: «Да, я хочу освободиться от перерождений в сансаре!»

Источник: https://studybuddhism.com/ru/tibetskiy-buddizm/put-k-prosvetleniyu/poetapnyy-put/transformatsiya-s-pomoschyu-etapov-puti-lamrima/obzor-proydennogo-kto-takoy-arhat

АРХАТЫ

Архат в переводе с санскрита — «достойный».
Понятия Архата и Адепта всегда относились к числу наиболее загадочных понятий эзотерической философии. Адепты необходимы в Природе земного и надземного.

Они проводники воли Богов, последователи оккультной науки, стражи духовного знания, представляют собой связующее звено между людьми и Богами. «Боги» же — это души Великих Адептов и Учителей давно прошедших рас и веков, вплоть до порога Нирваны.

И эта последовательность нерушима.

Феноменальные способности, свойственные Архатам, являются простым приложением к определённой ступени духовно-нравственного развития, психических, ментальных и духовных сил.

И человек, поднявшийся до состояния Архата в прошлой Манвантаре, получает эти способности, как дар Природы, своего собственного Существа, и сознания его многих воплощений. Он становится воплощением III ЛОГОСА.

Понятие Архат в Учении употребляется для обозначения «посвящённого» высшего уровня, независимо от дальнейших его степеней. И Бодхисаттвы, и Будды — все они являются Архатами.

Сам Владыка Майтрейя говорит от имени Учителей: «Мы, Архаты…», Понятие Архата соответствует буддийскому понятию Бодхисаттвы, достигшему Нирваны или же Архата, следующего путём Махаяны. Женским эквивалентом Архата является Богиня Тара, когда-то прошедшая сама путь Бодхисаттвы.

В философии буддизма Архатом называется человек, достигший четвёртой ступени на пути к Нирване и благодаря этому разорвавший круг кармической обусловленности своего бытия.

Получив таким образом возможность не перевоплощаться более на физическом плане или воплощаться только по своему желанию, Архат познаёт Нирвану ещё при жизни. Для него она не является посмертным состоянием. Во время самадхи он испытывает блаженство Нирваны. В Буддизме Махаяны существует понятие о трёх телах Будды — «трикая».

Тело совершенного Будды — Дхармакайя — тело «закона», — вообще не тело, а чистое дыхание, слившееся с мировым сознанием, душа, лишённая всех атрибутов.

Адепты или Будды, став Дхармакайя, оставляют позади себя всякую возможную связь с Землёй. Разорвав Антахкарану и став невозвращенцами, их сознание проходит через уровень рупалоки и достигает арупалоки. Но, чтобы помогать человечеству, некоторые из них отказываются от тела Дхармакайя.

И остаются в теле Нирманакайя — теле «воплощения». Это состояние Бодхисаттв, отказавшихся от Нирваны, чтобы «будить спящих». В этом состоянии духовное и чувственное, сознание и материя — все двойственности сливаются в единстве.

Гаутама Будда с несколькими из своих Архатов, и есть такой Нирманакайя, в этом теле он проявляется и проповедует своим Бодхисаттвам.

Существуют четыре тропы к Нирване, или четыре степени Посвящения, это Сротопанна — вступивший в поток, Сакридагамин — однажды возвращающийся, Анагамин — не возвращающийся, и Архат в нашем Четвёртом круге.

Поэтому Архат не есть ещё высший Посвящённый, ибо он сам становится Челою Высшего Посвящённого. И если он хочет достичь вершины лестницы Архатства, им должны быть достигнуты ещё три высшие степени.

Есть такие, кто достигал этого в нашей Пятой Расе, хотя способности для достижении высших степеней будут вполне развиты в конце этой Коренной Расы, а особенно в Шестой и Седьмой.

Андрогинная Третья Раса стала Ваханом Владык Мудрости, высших Дхиани предыдущих Манвантар, она создала посредством Крияшакти потомство, названное «Сынами Воли и Йоги» или «Сынами Огненного Тумана», святых отцов, предков Архатов. «Сыны Мудрости и Сыны Ночи спустились и сказали: «Мы можем избрать, мы мудры». Некоторые вошли в чхая тех, третьих, готовых.

Из своей собственной рупа наполнили они кама. Те, кто вошел, сделались Архатами». Так описано во II томе Тайной Доктрины в VII станце 24 шлоке. Вначале это было Чудесное Существо, называемое «Инициатором», а позднее — группа полубожественных, получеловеческих Существ.

Таким образом, III Раса создала Духовных Праотцов — всех последующих и настоящих Архатов или Махатм — истинно безпорочным путём.

Но это потомство не было Расою и было совершенно отделено от остального человечества и создано сознательно для определённых целей — создать питомник для будущих человеческих Адептов на нашей Земле на протяжении настоящего Цикла, это были «Сокровенные семена» будущих Спасителей человечества, это произошло в III Расе III подрасе.

«Существо», «Инициатор» есть Древо, от которого в последующие века ответвились все исторически известные Мудрецы и Иерофанты, подобные Риши Капиле, Гермесу, Еноху, Орфею. Он изменяет форму, оставаясь вечно тем же «не имеющим имени», именуемым «Великой Жертвой».

Он есть духовный авторитет всех посвящённых Адептов во всём мире.

Под молчаливым руководством этого МАХА-ГУРУ со времени пробуждения человеческого сознания все эти Великие Учителя и Наставники стали руководителями младенческого человечества, получив от них свои первые понятия о всех искусствах и науках и о духовном знании.

Безчисленное множество раз воплощалась эта Высочайшая Индивидуальность на Земле, жертвуя своим высшим счастьем во имя спасения малоразумных существ, ради продвижения их сознания. Ныне, как Майтрейя — Владыка Шамбалы, Он завещан грядущим Спасителем человечества.

Огнём духа Архата насыщаются сферы вокруг, и зажигаются сознания и сердца духовным устремлением. «Он — пробуждающий спящих, Он — к Свету зовущий, Он — указующий путь». Ничего не желать для себя, ни к чему для себя не стремиться, ничего не хотеть для себя на Земле — таков облик Архата.

Если сознание обычного человека живёт тем, что его окружает, погружаясь в плотные, а затем в тонкие миры посредством соответствующих проводников, то Архат, находясь в плотном теле, может сознательно действовать на этих и других планах — Локах существования — материи, души и духа.

Архат знает, что и в Мире Надземном его ожидает ещё более напряжённый труд. Имея на Земле ясную цель на спасение Мира и избранный путь к Свету, Архат не останавливается ни перед какими преградами, и чудовища мрака не могут остановить его. Он являет собой космическое творчество, непрестанно овладевая хаосом.

Мысль Архата постоянно касается первичных элементалов и одевает на них узду мысли. Элементы яро сопротивляются и вступают в битвы. Иногда эти битвы настолько ужасны, что элементалы уничтожают все оболочки Архата.

Владыка Мория говорит, что Архат не ужасается уничтожению, ведь он перенёс сознание в зерно Духа, а оно неуничтожимо.

Особенностью Архата является его непрерывная активность сознания и состояние постоянного бодрствования и напряжённого равновесия.
Освобождение от всех видов Майи — задача Адепта.

Столько препятствий и иллюзий нужно преодолеть, прежде чем сознание освободится и получит знания. Хорошее знание человеческой природы не даёт право на нехорошее отношение к несовершенству людей. Знать — и всё же являть дружелюбие и помощь — будет свойством Адепта и Архата.

Цветок Будды — Адепт, живущий не для себя, а из любви и сострадания к людям.

Одним из особых качеств Бодхисаттв, Архатов является БЕЗСТРАШИЕ, потому что для них жизнь потеряла свой ужас и страдания — своё жало; так как они насытили это своё земное существование НОВЫМ СМЫСЛОМ, не проявляя к миру отвращения, несмотря на его несовершенства. Новый смысл — это Бодхичитта (мысль о просветлении — мысль Бодхи), которая является искрой глубокого сознания в процессе посвящения превращающаяся в активную всепроникающую побеждающую силу.

Будда и многие его ученики оставили нам практику постижения этого глубокого сознания через постижение природы своего ума (от ума, как 6-го органа чувств, до ума просветлённого — ума ясного света).

Сам по себе этот факт намного важнее, чем все научные и философские теории, ибо он указывает человеку путь в будущее, к просветлению. И для человека есть лишь одна проблема — пробудить внутри себя это глубочайшее сознание и постичь то состояние, которое Будда назвал «Пробуждением».

Просветление — это Бодхисаттва-марга, путь реализации «Буддовости» внутри нас самих.

Вернейший путь к этому — увидеть себя в соответствующей перспективе, которая открывается нам учениками просветлённых, проиллюстрирована их жизнями и подчёркнута Учением Великой Колесницы (Махаяны).

Будда настаивал, что просветление возможно только на собственном опыте, так как смысл Жизни и Вселенной лежит внутри нас — свой опыт и есть опыт «Буддовости» (цель эволюции настоящего человечества (5-й расы 5-й и 6-й подрасы) — стать земными Буддами, а в следующей Манвантаре — БОГАМИ.

Будда не учил бегству от страданий. Путь Адепта — это победа над ними. Поэтому Будд и называют «Джиннами» или Победителями, которые рассматривали страдания человечества, как общий удел всех живых людей и Бодхисаттв.

Будды вечно в действии, им неведома неподвижность, подобно вечному движению, действия Сынов Победителей проявляются в мирах. Есть три радости Боддхисаттвы — счастье даяния, счастье помощи и счастье вечного познавания.

В этом духе звучит клятва Бодхисаттвы для тех, кто хочет следовать святому пути Будды, и для тех, кто уже на этом пути: «Я беру на себя груз всех страданий, я буду нести их. Я не поверну назад, не побегу и не задрожу. Я не боюсь, не отступлю, не поколеблюсь.

Почему же? Потому что Освобождение всех существ — мой обет. Я тружусь для того, чтобы среди существ утвердилось царство знания. И заинтересован я не только в своём собственном спасении.

Всех существ я должен спасти из океана сансары мною — носителем совершенного Знания». (отрывок из книги: Лама Анагарика Говинда «Основы тибетского мистицизма»).

Читайте также:  Буддийские музыкальные инструменты – как на них играют?

Архат, Бодхисаттва освещает всё вокруг, подобно Солнцу, ибо он сам, как Солнце, есть проявление III Логоса и способствует трансмутации и трансформации всего вокруг.

Защитная энергия Архата, Учителя несёт силу и активность группе, ученику, преобразуя каждый опыт в шаг пути к просветлению.

В эзотерике в плотноматериальном теле энергетическим центром сознания является сердце.

Именно этот центр является хранителем духовной, творческой интуиции — Принципа Будхи — Манаса, или Духовного Ума или Высшей Мудрости.

В отличие от интеллекта индивида — Духовный Ум представляет собой высшее эволюционное начало человека, где источник его на 2 Плане Бытия, на Калачакре в центре сектора АУМ — Сердце Божественного Ума.

Именно поэтому в проявленном мире принцип сердечности и любви ко всему сущему считается высшим морально-этическим идеалом Учителей Шамбалы. Явление пламенного сердца вело сотрудников Братства на костёр, на крест, на мучения, придуманные злобными невеждами.

Но они никогда не уходили от жизни, и когда проявлялись, ничем не отличались от остальных людей на первый взгляд. Учителя неоднократно подчёркивали, что даже самый высокий адепт, живущий на земном плане в физическом теле, не в состоянии избежать основных закономерностей земного бытия.

Адептам, пусть в меньшей мере, чем обычным людям, тоже свойственны и ошибки, и проблемы, которым могут подвергаться простые смертные. Адепт, как высочайший, так и находящийся на самых первых ступенях ученичества, является Адептом только в течение применения им оккультных сил.

Каждый раз, когда эти силы нужны, суверенная воля отпирает двери ко внутреннему человеку (Адепту), который может явиться и свободно действовать только при условии, что его тюремщик, внешний человек, будет совершенно или частично парализован по требованию данного случая.

Малейшее применение оккультных сил требует усилия — поэтому когда внутренний человек отдыхает, Адепт становится обычным человеком. Но внутренний Адепт всегда наготове, всегда бодрствует… Поэтому все собратья и сотрудники внешне несут обычные земные облики; и лишь сердечность, ясный ум и мудрость сквозят в каждом их взгляде, улыбке и в их действиях.

Е.И. Рерих писала в письмах о духовном значении сердца: «Без развития нашего сердца мы бесплодны, нет творчества психожизни, нет и жизни в высших сферах, и недоступен венец Архата. Только сердцем мы можем приблизиться к сознанию Архата.

Чистое, ясное сознание Просветлённого сияет ослепительно ярко и гармонично, обладая силой Шакти. Через эту очищенную линзу сознания Он проводит нам огненные мысли, идеи Махата и Божественного ума.

Сердце Братства Архатов бережёт человечеству путь к Общему Благу и реализации эволюционной задачи человечества.

Чтобы стать Адептом и тем более Архатом, необходимо духовное развитие и самосовершенствование ученика на протяжении целого ряда перевоплощений. Архат, как пламя, несёт в своём сердце все огни жизни.

Духовный опыт прошлого, накапливающийся в хранилищах жемчужин Нити Сутратмы, как реализованной программы ЧИТ, и проявляется в сердце — Чаше.

Опыт реализованной программы ЧИТ составляет нетленное сокровище человека; и рано или поздно приводит к достижению им уровня Адепта, Архата, а в последующей Манвантаре затем и Бога, ибо в Т.Д. сказано: «Каждый атом стремится стать Богом…».

Одной из эволюционных задач Архатов является следующая: через определённые регулярные периоды времени в каждом цикле Они дают человечеству правильное представление о задачах духовного развития на данный цикл.

Архаты приходят в мир, чтобы учить народы, и остаются в истории, как основатели новых Учений. Такими Учителями были: Кришна, Зороастр, также Будда и Шанкарачарья, таким был и Назаретянин — Иисус. Е.

П Блаватская писала, что в последней четверти уходящего цикла приходят Учения и Учителя для подготовки человечества к грядущим переменам; помочь в эпоху Водолея достичь человечеству Ума Ясного Света через раскрытие 16 Кайя на определённых уровнях Тала и Лок, и для подготовки астрального тела к переходу на Новую Землю в эпоху Козерога в VI Расе VI подрасе.
Так дана была Тайная Доктрина через вестника эзотерических знаний Елену Петровну Блаватскую.

Соединённые усилия многих поколений Йогов, Святых и Адептов, в особенности Нирманакайя, создали как бы охранную стену человечеству — «Сторожевую Стену», которая охраняет его от худших бед, от тёмных усилий злых сил.

Здесь, в Земной Твердыне Братства, Архаты пребывают в одиночестве, ибо служение человечеству принимает на себя наиболее тяжкие поручения.

Разнообразие задач требует и различного состояния, потому некоторые Архаты пребывают в уплотнённой астральной оболочке, и лишь небольшая группа Их, в силу особой Миссии, сохраняет тела физические. Истинно, тягость работы Их на Общее Благо превышает всякое воображение. Из Писем Е.И.

Рерих: «В кровавом поту, в вечном несменном дозоре, в великом терпении и ценой страшных усилий, следя за ходом корабля человечества, полагая жизнь за други своя, выправляют ОНИ крен его и направляют в спасительное русло».

Чтобы спасти Землю от гибели, Учителям приходится вести борьбу с мощными скоплениями негативных пространственных энергий, порождённых агрессивным, эгоистичным, низковибрационным мышлением большей части человечества. В этой недоступной простым смертным борьбе Архаты используют силу своей мысли и психической энергии.

На помощь сотрудникам Братства приходят и их уникальные научные и технические достижения — сверхмощные приборы и аппараты, усиливающие в пространстве мыслительные посылки Архатов и направляющие их в центр опасных, угрожающих природными катаклизмами скоплений разрушительной астральной энергетики.

Так на Сторожевой Башне не знают ни сна, ни отдыха.
И каждый из нас имеет такую скромную возможность присоединиться к трудам Великих Братьев.

Некоторые из нас имеют Принцип рождения в этом секторе Калачакры, уже имея задачу реализовать такие деяния, как результат достижения Мудрости и Свободы (из предыдущего направления Пространства).

Натали Зибирева, г. Юрга, Источник

Источник: http://xn--e1acddbor0ewc.xn--c1avg/?p=4458

Путь бодхисаттвы: ступени развития, практика

Очень часто человек, который посвящает свою жизнь религии, ставит перед собой определенную цель. В буддизме данной целью может служить бодхисаттва.

Человек, который выбрал Путь развития, может столкнуться с тем, что нет чёткого описания этого явления, его представителей, их способа жизни и необходимых условий для достижения данного состояния.

Давайте разберемся, что же это такое, и какую роль оно играет в учении буддизма.

Определение понятия

Путь бодхисаттвы — это посвящение собственной жизни спасению всех существующих в мире, живых существ. Поскольку в буддизме существует круг перерождений, в процессе которого человек формируется, улучшает свои качества и, при достижении идеального образа жизни, соответствующего всем необходимым канонам и нормам, индивид достигает состояния нирваны.

Важно! Тот, кто отказался принять состояние нирваны и остался на переходном этапе и считается достигшим бодхисаттвы.Делает он это с непосредственной целью спасения всего живого на Земле. Само слово состоит из двух частей: «бодхи», что означает достижение просвещения, а также «сатва» — суть, или существо. Можно сказать, что это принятие решения стать Буддой во благо всего существующего. Этимология слова имеет определенную особенность, частица «саттва» – означает герой, или человек с большой смелостью, в то время как «сатва» имеет значение самого существа, в связи с этим часто возникает путаница. В целом оно означает человека, который имеет альтруистическую цель.

История происхождения

Появление термина «будда бодхисаттва» прежде всего, связано с именем Гаутамы Будды. Именно при его поисках пути освобождения и перерождения его определили как первого Будду.

После этого слово начали применять непосредственно в значении человека, который хочет достичь состояния Будды и пожертвовать нирваной ради спасения всего живого. Многие пытаются достичь состояния нирваны, но им нужен проводник или помощник, и именно в этом поможет такой человек.

Но он должен достигнуть определенного уровня осознания, а именно первую бхуми. Период перед этим называется джатисаттва. Еще разъяснение этого понятия можно встретить в трактатах: «Мадхъямикаватара» и «Праджня». Основы мадхьямики».

Упоминания о них можно найти в ранних сутрах, например в Саддхармапундарика-сутре 23 раза упоминалась бодхисаттва, как всеобъемлющая мудрость, в Вималакирти нирдеша сутре слово употреблялось более 50 раз.

Предназначение

Главной идеей является несение альтруизма, безусловно, это не отрицает собственного просвещения на пути достижения нирваны, но в первую очередь — это стремление просветить других и избавить их от страданий. Поскольку жизнь полна несчастий, то одним из целей является постижение эмпатии.

В некоторых сутрах указано, что проявляя глубокое сострадание к человеку, индивид на достижение бодхисаттвы может даже заболевать. Еще при ответе на вопрос о том, кто же такой бодхисаттва, говорят, что это тот, «кто имеет великую смелость достигать Пробуждения от сна неведения для блага всех существ».

Также различают три вида мотивации для достижения данного явления:

  • король. Сначала достигну сам, позже помогу другим;
  • лодочник. Достигну просвещения вместе с остальными;
  • пастух. Достигает просвещения в последнюю очередь, так как сначала указывает путь другим.

Подобный настрой получил название «бодхичитта» — мотивация для достижения благополучия для всех живых существ.

Качества, которыми должен обладать Бодхисаттва

Считается, что те, кто достигают определённых этапов развития, имеют уже другой облик и качества, поэтому человеку на пути Познания необходимо:

  • умение общаться с другими не свысока;
  • хорошие ораторские навыки, чтобы убедить людей в том, как следует действовать и рассказать им о страданиях, которых можно избежать;
  • чувство беспредельного сострадания;
  • неутомимость и смиренность;
  • готовность помогать без поощрения и благодарности;
  • любовь к абсолютно всем живым существам.

Качества можно принять в понимании «парамиты» — силы, которая помогает достичь просветления, или специальная способность. Обычно выделяют 10 необходимых парамит:

  1. Дхьяна — сосредоточенность, или парамита созерцания.
  2. Дана — проявление щедрости и доброты.
  3. Бала — сила, уверенность в намерениях.
  4. Шила — умение соблюдать всё данные обеты и заповеди, которые необходимы для достижения нирваны.
  5. Вирья — целеустремленность, усердность, сосредоточенность.
  6. Джняна — универсальность знаний, умение достичь самостоятельного существования.
  7. Кшанти — умение отрицать негативные чувства, или парамита терпения.
  8. Праджня — чистота мысли, мудрость.
  9. Пранидхана — парамита клятв.
  10. Упайя — умение найти особый подход к каждому живому существу.

Также во время становления человек должен принять специальный обет бодхисаттвы, который закрепит определенные правила и будет служить дополнительной мотивацией для их воплощения в жизнь. Главной целью обета является то, что мы перестаем служить своим собственным интересам, или стремиться к достижению комфорта, а посвящаем всё полностью другим. Обеты можно встретить в таких сутрах: Ланкаватара, Бодхипатхапрадипа, или Светоч на пути к Пробуждению.

Ступени развития

Именно с принятия обета начинается путь бодхисаттвы, он может быть разнообразным и включать гораздо больше элементов, нежели 10 основных. После этого необходимо пройти 4 ступени развития:

  • Пракритичарья — первая ступень, осознание духа просветления, или бодхичиттотпада.
  • Пранидханачарья — вторая ступень, принятие чёткого решения о становлении на путь и приношение нерушимого обета перед Буддой.
  • Ануломачарья — третья ступень, начало деятельности строго в соответствии с обетом.
  • Анивартаначарья — четвертая ступень, нерушимое следование выбранному пути, также имеет название пути, с которого нет возврата.

Помимо 4 ступеней, также присутствует достижение определенных уровней, которые называются бхуми, или «земли бодхисаттвы». Для достижения каждой бхуми необходимо соблюдать законы и правила обета.

Бодхисаттва в хинаяне

Хинаяна – одно из учений традиций, имеет второе название «Малая Колесница». В контексте данного учения бодхисаттва понимается как будущий Будда. Всего в данном течении насчитывается 24 бодхисаттвы.

Это число невелико, поскольку не все способны достичь данного состояния, а только предшествующего ему состояния архата.

При этом они преследуют, в первую очередь, достижения собственного просветления, а позже — других.<\p>

Бодхисаттва в махаяне

Махаяна, или «Великая Колесница» представляет бесконечное число бодхисатв.

Важно! Каждый мирный житель может породить желание стать Буддой.Именно в этой концепции главной целью является достижения просветления других, а после себя. И улучшение жизни всех живых существ, и избавление их страданий в колесе перерождений — сансаре.

Читайте также:  Как выглядел будда на самом деле и какой национальности он был?

Бодхисаттва в ваджраяне

Ваджраяна, или «Алмазная Колесница» также представляет бодхисаттву в своей иерархии божественных существ. Переносит на себя идеи махаяны, поскольку является одним из подвидов данного учения.

Во всех из них используется 37 практик бодхисаттвы.

То есть, можем сделать вывод, что для достижения статуса Будды необходимо иметь искренние побуждения, определенные качества и быть готовым к трудностям на Пути Просвещения!

Источник: https://lifegid.com/bok/1943-kto-ili-chto-takoe-bodhisattva.html

Архат и бодхисаттва

⇐ ПредыдущаяСтр 147 из 214Следующая ⇒

Традициям Тхеравады и Махаяны присущи различные концепции природы идеального человеческого существа.

Идеал Тхеравады — архат, тот, кто полностью избавился от ограничивающей человека привязанности к семье, собственности и удобствам, чтобы стать совершенно независимым от этого мира.

Архат буквально означает «тот, кто убил врага» или тот, кто преодолел все страсти в процессе интенсивных духовных упражнений. Архат, как правило удалившийся от мира монах, сумел избавиться от гордыни, себялюбия, ненависти и алчности, став мудрым и сострадательным.

Один буддистский текст описывает архата следующим образом:

«Он прилагал усилия, он бился и боролся, и наконец он понял, что этот круг «Рождения и Смерти»… пребывает в постоянном движении.

Он отверг все условия существования, которые обусловлены совокупностью обстоятельств, поскольку они в силу своей природы обречены на порчу и разрушение, изменение и уничтожение. Он отказался от всего «загрязняющего» и обрел архатство…

Золото и ком земли стали для него равнозначными. Небо и ладонь его руки стали в его понимании одним и тем же» (in: Conze, 1959 а, р. 94).

«Пусть другие обретают Просветление; я не вступлю в Нирвану, пока последняя травинка не обретет Буддовость» (Bodhisattva vow[19] in: Conze, 1959 b).

Архат добивается нирваны, освобождения от страдания путем искоренения страсти. Человек, преобразившийся подобным образом, воспринимает нирвану как абсолютную истину или конечную реальность, состояние, выходящее за рамки этого мира вечно меняющихся феноменов.

Идеал Махаяны — бодхисаттва, буквально «просветление-существо». Бодхисаттва — это глубоко сострадательное существо, которое дало обет оставаться в мире до тех пор, пока все остальные не будут избавлены от страдания.

Правильно понимая принцип отсутствия «я», бодхисаттва осознает, что он является составной частью всех остальных наделенных чувствами существ и что, пока все существа не избавятся от страдания, он не сможет добиться полного освобождения. Бодхисаттва дает обет не вступать в нирвану, пока не обретет просветления каждое наделенное чувствами существо, каждая травинка.

«Столько существ, сколько их во вселенной…

рожденных из яйца, рожденных из утробы, рожденных из влаги или рожденных чудесным образом; имеющих или не имеющих форму; наделенных восприятием, не наделенных восприятием или лишенных и восприятия, и невосприятия (насколько постижима какая бы то ни было мыслимая форма существ) — всех их я должен привести в нирвану» (Diamond Sutra in: Conze, 1959, p. 164).

Сострадание является величайшей добродетелью бодхисаттвы, результатом искреннего переживания страданий всех существ как своих собственных. С точки зрения Махаяны, эта установка равносильна просветлению. В опыте просветления преодолевается не мир, а себялюбивое эго.

Путь бодхисаттвы предполагает отказ от мира, но не от существ, его населяющих. Путь архата придает особое значение поиску внутреннего совершенства и отказу от мира, не акцентируя внимания на служении.

Позиция архата заключается в следующем: те, кто желает помочь другим, должны сначала преобразиться сами.

Человек, погрязший в заблуждении, неспособен помочь другим или научить их чему-то; следовательно, саморазвитием необходимо заняться в первую очередь.

Эти два идеала можно рассматривать, скорее, как взаимодополняющие, а не как противоречащие один другому. Модель архатства делает упор на самодисциплине, тогда как идеал бодхисаттвы подчеркивает важность служения другим; оба являются неотъемлемыми компонентами личностного роста и развития.

Динамика.

В дзэн психодуховный рост традиционно иллюстрируют с помощью серии картинок «В поисках быка». Этот набор содержательных образов дает яркие примеры состояний осознания, выходящих за рамки тех, которые обычно рассматривает западная психология.

Классические дзэнские тексты рассматривают также помехи на пути, в частности «три огня» — алчности, ненависти и заблуждения — и проблему гордыни или эготизма.

«Одно разумное слово, приносящее покой, лучше тысячи пустых речей» (Dhammapada,Lal,1967).

⇐ Предыдущая142143144145146147148149150151Следующая ⇒

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Источник: https://arhivinfo.ru/2-21449.html

Обеты бодхисаттвы

Памятка для посещения крупных учений

Обеты бодхисаттвы могут передаваться ученикам как в рамках отдельной церемонии, так и в ходе тантрических посвящений; по сути, любое тантрическое посвящение подразумевает обновление этих обетов. В тех случаях, когда обеты невозможно принять от учителя, обеты с помощью особой практики могут быть самостоятельно приняты в присутствии объектов, представлящих тело, речь и ум Будды.

После принятия обетов бодхисаттвы следует изучить и соблюдать двенадцать коренных и сорок шесть второстепенных обетов.

Учителя также рекомендуют ежедневно повторять список коренных падений, углубляя свое понимание обетов; по возможности ежедневночитать молитву обновления обетов (например, ту, что приведена ниже, или ту, что входит в развернутую шестиразовую гуру-йогу традиции гелуг – строфа А4); и, при совершении нарушений, очищать обеты с помощью очистительных практик, таких как как “Практика исповеди перед 35 Буддами” (также известная как “Исповедь бодхисаттвы в совершенных падениях”).

Обновление обетов бодхисаттвы

Эта практика может выполняться лишь теми, кто принимал эти обеты.

Мотивация

Цель моей жизни – освободить всех моих добрых матерей – живых существ – от страданий и привести их к просветлению. Для этого мне нужно обрести просветление. Без обетов бодхисаттвы это невозможно. Посему, я приму обеты бодхисаттвы ради блага всех моих добрых матерей – живых существ.

КОН ЧОГ СУМ ЛА ДАГ КЬЯБ ЧИ
Обращаюсь за прибежищем к Трем Драгоценностям
ДИГ ПА ТХАМ ЧЕ СО СОР ШАГ
Исповедуюсь в каждом из своих неблагих деяний.
ДРО ВЭЙ ГЕ ЛА ЧЖЕ ЙИ РАНГ
Сорадуюсь добродетелям всех существ-скитальцев.
САНГ ГЬЕ ЧЖАНГ ЧУБ ЙИ КЬИ СУНГ
Обращаю ум к совершенному состоянию Будды.

САНГ ГЬЕ ЧО ДАНГ ЦОГ ЧОГ ЛА
В Будде, Дхарме и высшем собрании Сангхи
ЧЖАНГ ЧУБ БАР ДУ ДАГ КЬЯБ ЧИ
Ищу прибежища вплоть до просветления,
РАНГ ЩЭН ДОН НИ РАБ ДРУБ ЧИР
Чтобы обрести просветленный ум.

ЧЖАНГ ЧУБ СЕМ НИ КЬЕ ПАР ГЬИ
Чтобы осуществить цели — свои и других существ
ЧЖАНГ ЧУБ ЧХОГ ГИ СЕМ НИ КЬЕ ГЬИ НЭ
Я разовью совершенную просветленную мотивацию,
СЕМ ЧЭН ТХАМ ЧЭ ДАГ ГИ ДРОН ДУ НЬЕР
И по отношению ко всем живым существам, приглашенным мной гостям,
ЧЖАНГ ЧУБ ЧО ЧХОГ ЙИ ОНГ ЧЭ ПАР ГЬИ
Буду вершить высшие просветленные деяния.
ДРО ЛА ПХЭН ЧХИР САНГ НЬЭ ДРУБ ПАР ШОГ (3х)
Да стану я буддой ради блага всех существ! (3х)

С уверенностью думайте, что обрели полный чистый набор обетов бодхисаттвы (те обеты, что были нарушены, восстановлены, а те, что соблюдались, усилены).

18 коренных падений бодхисаттвы

  1. Восхвалять себя и принижать других.
  2. Не делиться Дхармой или богатством.
  3. Не слушать извинения других людей или бить их.
  4. Отвергать учения махаяны и проповедовать выдуманные учения.
  5. Присваивать подношения, предназначенные для Трех Драгоценностей.
  6. Оставлять святую Дхарму.
  7. Расстригать монахов или монахинь или совершать такие действия, как кража их одеяний.
  8. Совершать любое из пяти чудовищных злодеяний (1. убийство отца, 2. матери, 3. архата; 4. злонамеренное пролитие крови Будды или 5. создание раскола в монашеской общине).
  9. Придерживаться извращенных воззрений.
  10. Уничтожать места – например, города.
  11. Обучать пустотности тех, чей ум неподготовлен.
  12. Отвращать других от полного просветления.
  13. Отвращать других от обетов пратимокши.
  14. Принижать колесницу шравак.
  15. Ложно заявлять о постижении пустотности.
  16. Принимать то, что было украдено у Трех Драго-ценностей.
  17. Устанавливать несправедливую политику.
  18. Отказываться от бодхичитты
  19. Принижать других саркастическими стихами или словами.

Коренное падение – полная потеря обетов бодхисаттвы – происходит, если совершение любого из этих поступков (кроме 9 и 18) сопровождается четырьмя факторами – мы не считаем совершаемый поступок пагубным; не отвергаем желание вновь этому поступку предаваться; радуемся тому, что совершили, или наслаждаемся этим; и не испытываем стыда или угрызений совести.

46 второстепенных падений бодхисаттвы

46 второстепенных падений разделены на 7 категорий; первые шесть относятся к шести нравственным совершенствам – парамитам, далеко ведущим состояниям ума (каждое из конкретных действий противодействует нашей практике соответствующего совершенства); седьмая категория посвящена нашей способности помогать другим в целом. Совершение этих падений, тем не менее, не ведет к полной  потере обетов бодхисаттвы, хотя наша практика махаяны и  ослабевает.

Семь ошибочных действий, вредящих практике щедрости

Два действия, ослабляющих нашу готовность даровать другим материальные объекты

  1. Не совершать посредством наших трех врат – тела, речи и ума – подношения Трем Драгоценностям.
  2. Следовать за своим полным желаний умом.

Два ошибочных действия, повреждающих нашу готовность даровать другим защиту от пугающих ситуаций

  1. Не проявлять уважение к старшим.
  2. Не отвечать тем, кто задает нам вопросы.

Два ошибочных действия, в которых мы не предоставляем другим обстоятельства для взращи-вания и практики щедрости

  1. Не принимать приглашение в гости.
  2. Не принимать материальные дары.

Ошибочное действие, препятствующее развитию щедрости дарования учений

  1. Не даровать Дхарму тем, кто хочет учиться.

Девять ошибочных действий, вредящих практике нравственной самодисциплины

Четыре ошибочных действия, касающиеся ситуаций, в которых нас в первую очередь заботят другие

  1. Пренебегать теми, кто нарушил правила нравственности.
  2. Не поддерживать нравственную дисциплину ради веры других.
  3. Проявлять мелочность, когда речь идет о благополучии других.
  4. Не совершать деструктивное деяние, когда его требуют любовь и сострадание.

Три ошибочных действия, касающиеся нашей собственной ситуации

  1. Зарабатывать на жизнь ненадлежащим способом.
  2. Впадать в возбужденное состояние и предаваться легкомысленным видам деятельности.
  3. Намереваться ограничиться блужданием в сансаре.

Два ошибочных действия, касающиеся как нас, так и других

  1. Не избавляться от поведения, которое ведет нас к потере репутации.
  2. Не поправлять тех, кто действует под влиянием беспокоящих эмоций и помыслов.

Четыре ошибочных действия, вредящих практике терпения

  1. Отказываться от четырех благих тренировок (– отказа от мести, когда нас (а) оскорбляют или критикуют словами, (б) делают объектами гнева других, (в) бьют или (г) унижают.
  2. Игнорировать тех, кто на нас сердится.
  3. Отказываться принять извинения других.
  4. Поддерживать гнев.

Три ошибочных действия, вредящих практике радостного упорства

1. Собирать круг последователей в силу жажды поклонения и уважения.
2.Ничего не делать в силу лени и тому подобного.
3. В силу привязанности коротать время за разными историями.

Три ошибочных действия, вредящих практике сосредоточения

  1. Не искать средств обретения погруженного сосредоточения (самадхи).
  2. Не освобождаться от факторов, препятствующих устойчивости ума.
  3. Считать ощущение блаженства, вызываемого устойчивостью ума, главным ее преимуществом.

Восемь ошибочных деяний, вредящих практике мудрости (различающего осознавания)

  1. Оставлять колесницу шравак (слушателей).
  2. Прилагать усилия в [учениях шравак], при этом имея собственные методы [учений бодхисаттв].
  3. Прилагать усилия в изучений небуддийских текстов, когда этого делать не следует.
  4. Даже когда возможность изучать такие тексты есть, очаровываться ими.
  5. Оставлять колесницу махаяны.
  6. Восхвалять себя и принижать других.
  7. Не отправляться куда-то ради Дхармы.
  8. Принижать учителя на основе языка.

Двенадцать ошибочных действий, противоречащих трудам ради блага других

  1. Не отправляться куда-то, чтобы помочь другим.
  2. Отказываться прислуживать больным.
  3. Не устранять страдания.
  4. Не учить безрассудных в соответствии с их характером.
  5. Не отплачивать другим за оказанную ими помощь.
  6. Не устранять умственное горе других.
  7. Не даровать тем, кто нуждается.
  8. Не заботиться о потребностях своего круга.
  9. Не уступать предпочтениям других.
  10. Не восхвалять таланты и благие качества других.
  11. Не наказывать в соответствии с обстоятельствами
  12. Не использовать такие вещи, как сверхфизические силы или способность совершать заклинания.

Составлено на основе материалов ламы Сопы Ринпоче, досточтимой Робины Куртин и доктора Алекса Берзина.

Подробное объяснение коренных и второстепенных обетов бодхисаттв см. в “Библиотеке Берзина”:

Ссылка: Библиотека Берзина — Коренные обеты бодхисаттвы

Ссылка: Библиотека Берзина — Вторичные обеты бодхисаттвы

Запись опубликована в рубрике Обеты и обязательства с метками обеты, обеты бодхисаттвы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://fpmt.ru/bodhisattva_vows/