Буддийские термины – основные понятия учения по алфавиту

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Специально для вас мы собрали все основные буддийские термины и прописали их значение в одной статье. Чтобы навигация по статье была проще, мы разделили все понятия по четырем категориям: основы учения, личности, атрибутика и состояния.

Все термины внутри категории расположены в алфавитном порядке. Некоторые из них будут выделены ссылками, чтобы вы смогли ознакомиться с ними подробнее в отдельных статьях.

Приятного просвещения!

Основы учения

Ваджраяна – направление буддийской мысли, которое входит в тройку самых главных. Также ее называют «алмазный путь» или «алмазная колесница». Особое внимание уделяется практикам, медитациям. В Тибете также ее называют «тантрой».

Восьмеричный путь – восемь ступеней, из которых должна складываться жизнь буддиста. Состоит из совокупности правильных:

  • понимания;
  • установок;
  • мыслей;
  • слов;
  • поступков;
  • образа жизни;
  • стараний;
  • сосредоточения.

Дацан – университет или другое учебное заведение при монастыре. В Бурятии так называют монастырь в целом.

Дерево бодхи – растение, под тенью которого Будда Шакьямуни достиг Просветления.

Дзадзен – медитативная практика в направлении дзен.

Дзен – одна из известных традиций буддизма, распространенная в последнее время. В Китае также известна под названием «Чань». Дзен направлен на достижение спонтанного Просветления.

Дхарма – в общем смысле это буддийское учение в целом, путь буддиста. Иногда под этим термином подразумевают диктуемый учением закон, справедливость, предписываемое поведение.

Карма – закон причинно-следственной связи, согласно которому любое действие или мысль, которая имела место быть в прошлом, повлечет за собой последствие в будущем. Это значит, что благие причины порождают благие следствия и наоборот.

Коан – упражнение-загадка, часто нелогичное, которое используется в процессе постижения дзен.

Махаяна – самое крупное по числу последователей направление буддийской мысли. Она также известна под названием «Великая колесница». Предполагает множество обрядов, ритуалов, имеет много сутр. Среди махаянцев много мирян, потому что для проведения обрядов, медитаций не нужно быть обязательно монахом.

Меру – священная гора всех буддистов. Здесь находится центр Вселенной и потому живут высшие божества.

Необуддизм – новое направление в буддистской философии. Возникло на стыке 19-20 столетий из-за необходимости буддизма адаптироваться к современным условиям жизни, в том числе на Западе.

Палийский канон – сборник писаний, священных сутр. Был написан еще в 5-3 столетии до нашей эры, почти сразу после времен Гаутамы Будды. Его 3 раздела называются «Трипитака».

Праджня – божественная, высшая мудрость, признается в течении махаяны.

Прибежище – знакомство с природой Будды, принятие буддийского пути. Принятие прибежища происходит как специальный обряд. При этом буддист принимает одновременно 3 прибежища, или драгоценности:

  • в Будде;
  • в дхарме;
  • в сангхе.

Сангха – община буддистов, которое состоят из монахов – бикху. Ими могут быть и женщины, и мужчины.

Сансара — обычная человеческая жизнь, бытие, которое полно страданий, привязанностей. Круговорот сансары предполагает постоянные рождения, смерти и перерождения в новых воплощениях.

Ступа – сооружение культового характера конусообразной формы.

Срединный путь – путь, образ жизни, которому должен следовать каждый буддист. Он проявляется в соблюдении «золотой середины», избегании крайностей между полным аскетизмом и роскошной, пресыщенной жизнью.

Сутра – священные тексты буддийской культуры. Иногда также называются «сутта».

Тантра – одно из названий ваджраяны, а также ее писания. В ней в большом количестве используются практики йоги, часто с элементами мистицизма.

Тхеравада – самая первое направление буддизма. Отличается консерватизмом, почти полным отсутствием обрядов, ритуалов. Предполагается, что тхеравадины должны обладать званием архатства. Также известна под названием «хинаяна» – «малая колесница».

Чань – то же самое, что дзен, но китайский его вариант. Монастыри боевых искусств, в их числе знаменитый Шаолинь, берут начало именно отсюда.

Шамбала – невидимая страна, которая открывается только тем, кто удостоен высшего духовного развития. Предполагается, что находится на тибетских землях. Многие исследователи и просто любопытные отправлялись на поиски Шамбалы, но тщетно.

Личности

Авалокитешвара – будда сострадания, обладающий большим весом в буддийском пантеоне. Считается символом милосердия, а в мире людей воплощается в Далай-ламе.

Дакини — богини тантры, которые символизируют женское начало, мудрость, энергию, знание. Их способности могут быть как созидательными, так и разрушительными.

Архат – буддист, достигший высшего уровня духовного роста через 4 ступени. К ним обычно относят преемников Будды и прилежных учеников.

Бодхисаттва – просветленный человек, который отказался от нирваны, чтобы остаться в мире людей и избавить их от страданий, передав знания.

Будда – существо, достигшее просветления и оставшееся в нирване.

Будда Шакьямуни (Будда Гаутама) – имя основоположника буддизма. Он был обычным человеком, сыном правителя из рода Шакьев, но, став взрослым, он увидел несправедливость мира и отправился один в леса в поисках Просветления. После Просветления он проповедовал свое учение, в на девятом десятке лет жизни покинул наш мир, войдя в Паринирвану.

Далай-лама — высший лама, духовный и политический лидер буддистов Тибета, воплощение Авалокитешвары.

Лама – учитель в тибетском буддизме.

Майтрейя – Будда Будущего, который должен явиться и спасти человечество, принеся новое учение.

Сиддхартха – имя Будды Шакьямуни в миру, до Просветления.

Атрибуты

Ваджра – культовый символ буддийской философии (как крестик в христианстве или полумесяц в исламе). Он похож на молнии, имеющие загибающиеся кончики, которые сходятся в середине.

Восемь драгоценностей – главные атрибуты, символы буддизма:

  • зонтик;
  • золотые рыбки;
  • ваза;
  • бутон лотоса;
  • раковина;
  • узел;
  • священная гора Меру или победное знамя;
  • колесо с 8 спицами.

Мандала – изображение мира с сакральным смыслом. Выполняется на плоскости, бумаге, песке.

Мантра – набор из священных слов, молитва, которая обладает сильным воздействием на сознание и окружающий мир за счет особых вибраций.

Медитация – практика средоточения, взгляда внутрь себя, созерцания. Путем долгих медитаций можно познать собственную природу, что позволит приблизиться к состоянию Пробуждения.

Мудра – особое положение кистей, рук, пальцев, которое заключает в себе определенный символ.

Свастика – олицетворение буддизма, главный его знак.

Янтра – условное обозначение Вселенной в виде квадрата и разных геометрических фигур внутри. Применяется при медитативных практиках.

Состояния

Авидья – невежественное, заблужденное состояние.

Аскетизм – отрешение от излишеств и всех благ цивилизации ради концентрации только на духовном росте.

Ахимса – правило ненасилия, когда никому из живых существ не причиняется вреда.

Бардо – состояние между смертью и перерождением. Подробно его описывает  священный текст «Бардо Тодол», больше известный как «Тибетская книга мертвых».

Бодхи – состояние просветления, духовного пробуждения.

Нирвана – освобождение от привязанностей, страстей, желаний, а значит – выход из череды перерождений, из колеса сансары. Представляется главной целью буддистов, потому что предполагает постоянное блаженство.

Паринирвана – окончательная нирвана. От нирваны она отличается тем, что возможна только вместе с умиранием физической оболочки человека.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, и будем искать истину вместе.

Источник: http://o-buddizme.ru/osnovy-buddizma/buddiyskie-terminy

Словарь основных буддийских терминов

4 вида знаний, присущих Будде и некоторым арахантам.

Слово встречается в различных постканонических благословительных строфах.

Одно из звеньев обусловленного возникновения.

Бывание – одно из звеньев “обусловленного возникновения”.

Рождение – одно из звеньев “обусловленного возникновения”, также один из видов страданий в первой реальности для благородных.

Старость и смерть – последнее звено “обусловленного возникновения”, включающее в себя также всю остальную массу страданий.

Список, включающий в себя основные факторы, приводящие к постижению.

Четыре искажения восприятия заставляют воспринимать изменчивое неизменным, мучительное приятным, не являющееся мной или моим как являющееся мной или моим, некрасивое как красивое.

Слово чаще всего используется для описания предмета медитации, который Будда подбирает ученикам в соответствии с их склонностями.

Искуситель, представавший перед Бодхисаттой, Буддой и арахантами в попытках нанести различный вред.

Одно из “возвышенных состояний”, в которых пребывают жители мира брахм. Состоит в желании существам не потерять то, что они приобрели. Противостоит зависти.

Стандартная формула, описывающая как пресыщение (обычно пятью совокупностями или “всем”) приводит к освобождению. В патисамбхидамагге объясняется, что бесстрастие является путём, а освобождение – плодом. Бесстрастие по отношению к 5 совокупностям описывается как “это не я, это не моё”.

Читайте также:  Три обезьяны – не вижу, не слышу, не скажу – что значит этот символ?

Практика сдерживания способностей чувственного восприятия, входящая в “совершенное усилие” Благородного восьмеричного пути. В наставлении о плодах отшельничества эта практика идёт сразу после нравственности.

В понятие четырёхчастной очищающей нравственности входят правила монашеской дисциплины и принципы ведения монашеской жизни.

Слово описывает поступки телом, речью и умом, приносящие неблагоприятные последствия в виде страданий.

Шесть сфер чувств делятся на два класса – внутренние и внешние.Схема, используемая для классификации объектов присвоения и отождествления человека.

Внимание, в особенности основательное и неосновательное.

Индивидуальность, обычно означает физическое тело.

Качество, работающее вместе с памятованием, в процессе практики четырёх способов установления памятования.

Стандартная формула, предваряющая встречу.

Архатство является результатом практики, при котором уничтожаются последние 5 из 10 оков, привязывающих к сансаре. Достигший архатства является закончившим обучение (asekha) в системе обучения Будды.

Невозвращение является результатом практики, благодаря которому достигается перерождение в “чистых землях” мира Брахм с последующим достижением. На этом этапе уничтожаются оковы чувственного желания и недоброжелательности.

Ступень практики, при достижении которой ослабляются оковы чувственных желаний и недоброжелательности, привязывающих к Сансаре и практикующему гарантировано лишь одно перерождение в мире страсти.

Ступень в практике, при достижении которой отбрасываются первые три из десяти оков.

Страх наказания за проступки – одно из качеств, необходимых практикующему.

Стыд совершать дурные поступки.

Слово употребляется в палийских текстах в ряде значений, в основном в значении “первичный элемент”.

Один из первоэлементов материи, в теле соответствующий процессам движения и колебания.

Один из первичных элементов материи, в теле человека относящийся к процессам тепловыделения и переваривания пищи.

Один из первичных элементов, в теле соответствующий жидким составляющим.

Один из первоэлементов материальных тел, отвечающий за твёрдость. pathavī дословно “земля”

При подготовке лекции использовались материалы статьи «Чему учил Будда» бханте Валпола Рахула и статьи «dukkha» из серии Path to Freedom с портала accesstoinsight.org     

Как прежде, так и сейчас, монахи, я учу только страданию и прекращению страдания (МН 22).

Термин комментаторской литературы, участвующий в описании перерождения. Также используется в описании процесса познания объекта (?).

Первый момент ума в новом рождении (бывании)

Момент ума, являющийся последним в текущей жизни живого существа.

Влечения, уничтожение которых является целью практики и осуществляется при достижении архатства.

Неведение – первая часть цепи “обусловленного возникновения”. Состоит в незнании “четырёх реальностей для благородных”. Также одна из 10 оков.

Слова, ссорящие людей, являются одним из десяти неблаготворных поступков, отказ от которых входит в фактор “совершенной речи” благородного восьмеричного пути.
В это входит клевета, сплетни и прочее.

Это стандартная формула, высказываемая монахами, когда Будда задаёт им вопрос, обычно в краткой форме, а они не могут ответить и просят его самого объяснить значение.

Полный вариант:
Bhagavaṃmūlakā no, bhante, dhammā, bhagavaṃnettikā, bhagavaṃpaṭisaraṇā. Sādhu vata, bhante, bhagavantaññeva paṭibhātu etassa bhāsitassa attho bhagavato sutvā bhikkhū dhāressantīti

Это прилагательное используется для обозначения поступков и поведения, имеющих благоприятные последствия в будущем. Также используется для обозначения мастерства в каком-то деле, умелого его исполнения.

kusala kamma – благотворный (приносящий благо) поступок
kusalā dhammā – благотворное поведение

Пресыщение в отношении 5 совокупностей или 6 сфер, когда видна их изменчивость или недостатки.

Ненадлежащий взгляд – порочный, не ведущий из сансары, осуждаемый мудрыми.

А.В. Парибок в “вопросах милинды” переводит как “ложный”.

Дружелюбие – входит в 4 “возвышенных состояния” и является девятым совершенством бодхисатты.

Целеустремлённость – восьмое совершенство бодхисатты.

Правдивость – седьмое совершенство бодхисатты.

Терпение – шестое совершенство Бодхисатты.

Источник: https://www.theravada.su/dictionary

Основные буддийские термины

Алмазный путь (тиб. дордже тхегпа, санск. Ваджраяна) — часть Великого пути (Махаяны).

С помощью глубоких и быстрых методов, применяемых на основе Просветленного настроя, цель — совершенное Просветление — превращается в путь.

Алмазный путь можно практиковать только с готовностью видеть все как в основе своей чистое (см. также Чистое видение). Синонимы Алмазного пути — Тантраяна и Мантраяна.

Благословение — согласно тибетским текстам, весьма действенное средство передачи духовной зрелости. Оно возможно, благодаря тому что пространство и радость одинаковы везде, а природа Будды присуща каждому существу.

В Алмазном пути, если ученик обладает открытостью и вдохновением, то с помощью учителя он может взглянуть на свою природу ума.

Тем самым учитель передает ему привкус возможностей, присущих каждому, и глубокую уверенность в его развитии.

Бодхисаттва (санск.; тиб. джанг чуб сем па) — человек, стремящийся к Просветлению для блага всех существ. Данный настрой соответствует идеалу буддизма Махаяны, к которой также относится Алмазный путь. Бодхисаттва, с одной стороны, это тот, кто понял пустоту и развил сочувствие, с другой — этот термин применяется ко всем, кто дал обещание Бодхисаттвы.

Будда (санск.; тиб. Сангье) — название просветленного состояния ума. «Санг» означает «полностью очистившийся» от всех завес, омрачающих ясность ума.

«Гье» означает «полное раскрытие» всех качеств ума, к которым относятся бесстрашие, бесконечная радость, безграничное сочувствие, мудрость и активность для блага существ.

Будда нашего времени — это исторический Будда Шакьямуни, четвертый из тысячи исторических Будд нашей эпохи. Каждый исторический Будда начинает новый период
Дхармы.

Природа Будды, или природа Просветления — природа ума, возможность достичь состояния Будды, присущая всем существам.

Формы Будд, аспекты Просветления (тиб. йидам) — один из Трех корней. Нескончаемые качества просветленного ума выражаются в многочисленных формах из энергии и света.

Если мы отождествляемся с ними в медитации и повседневной жизни, они пробуждают в нас присущую каждому природу Будды. Они рассматриваются как неотделимые от Ламы.

Чтобы на них медитировать, необходимо разрешение или посвящение от учителя, у которого есть передача.

Ваджраяна (санск.) — см. Алмазный путь.

Великая печать (тиб. чагчен, чагья ченпо, санск. махамудра) — «Великая печать» постижения. Будда дал обещание, что это — его наивысшее поучение.

Используется главным образом в школе Кагью и ведет к непосредственному опыту постижения ума. Великая печать охватывает основу, путь и цель.

Доверяя природе Будды, мы упражняемся в том, чтобы пребывать в неразделимости воспринимающего, воспринимаемого и восприятия. В результате мы полностью пробуждаем ум, «скрепляем печатью» его Просветление.

Дордже (тиб.; санск. Ваджра, буквально «господин камней, алмаз») — символ неразрушимости и непоколебимости, которыми характеризуется высшее состояние ума, Просветление. Называемый так ритуальный предмет символизирует средства Алмазного пути, а также сочувствие и радость. См. также колокольчик.

Дхарма (санск.; тиб. Чё) — буддийское Учение. Часть буддийского Прибежища. Ее подразделяют по-разному, часто на Тхераваду, Махаяну и Ваджраяну — три уровня поучений, данных Буддой ученикам с различным настроем.

Защитники (тиб. чёкьонг) — один из Трех корней. Их функцией является устранение препятствий на пути к Просветлению. Благодаря их силе любой опыт становится частью пути.

Защитники — источник просветленной активности Будд — являются, как и Йидамы, выражением Состояния радости Просветления и по своей сути неотделимы от Ламы.

В линии преемственности Кагью важнейшими Защитниками являются Черный Плащ и Сиятельная Богиня.

Йогин, йогиня; осуществляющий(-ая) Учение (санск.; тиб.

налджорпа, налджорма) — мужчина или женщина, который(-ая) практически применяет буддизм в жизни и независимо от своих общественных установок и надежности жизненной ситуации настраивается в первую очередь на познание природы ума.
В Азии буддисты были монахами, мирянами или йогинами. Сегодня на Западе стили жизни мирян и йогинов смешиваются.

Кагью, Кагьюпа (линия преемственности, школа) — одна из четырех главных школ тибетского буддизма; передача, ориентированная на практику и постижение. Охватывает старые и новые поучения, достигшие Тибета.

Поскольку Кагью уделяет особое внимание практическому применению Учения, она называется «устной» школой, или традицией «совершенств».

Ее принес в Тибет около 1050 года герой Марпа, и она черпает свою силу в близкой связи учителя и ученика.

Четыре большие и восемь малых школ Кагью берут свое начало в деятельности четырех главных учеников Гампопы. Эти линии преемственности называются «большими» и «малыми» в зависимости от того, насколько прямой является их преемственность от Гампопы.

У четырех больших (или главных) она непосредственная, а у восьми малых (или второстепенных) — опосредованная, через одного из учеников Гампопы. Сегодня все большие линии влились в школу Карма Кагью, главой которой является Кармапа.

Что касается восьми малых линий, то у школ Другпа и Дрикунг Кагью много приверженцев соответственно в Бутане и Ладакхе.

Карма (санск.; тиб. ле; букв. «действие») — закон причины и следствия, согласно которому мы воспринимаем мир в соответствии с хранящимися в уме впечатлениями, которые мы сами создаем своими действиями тела, речи и ума. Это означает, что, действуя здесь и сейчас, мы определяем собственное будущее.

Читайте также:  Буддийские храмы в китае – 5 самых интересных монастырей

Кармапа (тиб., букв. «осуществляющий активность Будд», или «человек просветленного действия») — первый сознательно перерождающийся Лама Тибета и духовный глава линии преемственности Кагью начиная с XII века.

Кармапа воплощает действия всех Будд, его появление было предсказано еще Буддой Шакьямуни и Гуру Ринпоче. Многие Кармапы незадолго до смерти оставляли письма, содержащие точные описания обстоятельств их следующих рождений.

Колокольчик —ритуальный предмет, который используется часто вместе с дордже и символизирует мудрость, или пространство. Вместе с дордже они означают неразделимость пространства и блаженства, мудрости и сочувствия.

Лама (тиб.; букв. «высший принцип») — один из Трех корней. Буддийский учитель. Особенно важен в Алмазном пути. Без него нет доступа к глубочайшим поучениям. Посредством Гуру-йоги — медитации на Ламу — мы получаем его благословение. В это время в течение нескольких мгновений переживается истинная природа ума. Лама воплощает для ученика Три состояния Просветления.

Мала (санск.; тиб. тхренгва) — буддийские четки, используемые для подсчета мантр во время медитации или для напоминания о внимательности во время многочисленных повторений.

Мантра (санск.; тиб. нгаг) — естественная звуковая вибрация формы Будды. Активизирует поле силы Будды. Во многих медитациях Алмазного пути имеется фаза, во время которой произносятся мантры.

Медитационное (буддийское) уединение (также англ. ретрит) — занятия медитацией, продолжающиеся несколько дней, недель или лет (см. также трехлетнее отшельничество) в спокойном, уединенном месте, без отвлечения на коллизии жизни.

Уединенная медитация дает наибольший эффект, когда у практикующего есть ясная цель и определенный распорядок дня, ему обеспечена забота и кураторство в каком-либо буддийском центре, и уединение согласовано с учителем. Медитационные уединения бывают открытые или закрытые, одиночные, парные или групповые.

Благодаря им человек может выработать больше отстраненности от повседневной суеты, и они углубляют опыт медитации.

Медитация (буддийская) — тибетское слово «гом» означает «знакомиться с чем-то» и указывает на упражнение, во время которого ум учится сбрасывать свои завесы.

При этом используются методы, позволяющие превращать в наш собственный опыт то, что мы уже поняли интеллектуально. Медитация — это пребывание без усилий в том, что есть.

На различных уровнях буддийских поучений передаются различные методы, которые в основном можно объединить в две группы: шинэ и лхагтонг.

Важнейшими средствами в Алмазном пути являются отождествление
с Просветлением, пробуждение просветленных полей силы с помощью мантр и поддержание чистого видения. Как и раньше в пещерах йогинов Тибета, сегодня медитация с ведущим (тиб. гом лунг) открывает многим медитирующим доступ к бесчисленным средствам Алмазного пути.

Медитация на Шестнадцатого Кармапу — эта медитация была составлена самим Шестнадцатым Кармапой. Она является формой Гуру-йоги и используется, согласно пожеланию Кармапы, в качестве главной практики для совместных медитаций в центрах Алмазного пути на Западе.

Нирвана (санск.; тиб. ньянг нген ле депа) — вообще — освобождение от страданий сансары. В Махаяне — состояние совершен­ства (состояние Будды).

Освобождение — выход из круговорота бытия (сансары), то есть состояние ума, в котором полностью преодолено страдание вместе с его причинами. На этом уровне отпадают все мешающие чувства, но о Просветлении мы говорим, лишь когда отброшены последние жесткие идеи о реальности.

Основополагающие упражнения (тиб. чаг чен нгёндро, букв. «подготовка к Великой печати») — состоят из четырех общих (Четыре основные мысли) и четырех особенных подготовительных упражнений.

С помощью особенной подготовки — основополагающих упражнений — мы создаем в своем подсознании бессчетное множество хороших впечатлений, которые образуют основу для Великой печати.

В каждом упражнении делаются
111111 повторений.

Прибежище (тиб. Кхьяб дро, букв. «приходить под защиту») — встреча с собственной природой Будды. Мы обращаемся к ценностям, на которые действительно можно положиться.

Мы принимаем Прибежище в Будде как цели, в Дхарме — Учении — как пути, и в совершенной Сангхе — Бодхисаттвах — как друзьях и помощниках на пути. Это так называемые Три драгоценности. В Алмазном пути мы принимаем Прибежище дополнительно в Трех корнях.

Принятие Прибежища у Ламы является ритуальным началом пути. Он создает связь между просветленной природой ученика и вневременной мудростью Будды.

В качестве доброго знака дается буддийское имя и отстригается немного волос, что является символическим напоминанием о соответствующем поступке Будды: он состриг волосы, после того как оставил родину, решив посвятить все свое время и энергию поиску Просветления.

Пространство — пространство вневременно, оно есть везде, в качестве присущей всем возможности ума. Оно содержит
в себе знание, переживает радость и выражает себя как любящее и разумное.

Постоянное знание этого пространства в себе и вокруг себя является полным Просветлением. Часто неправильно понимаемое как ничто, некое отсутствие или черная дыра, оно на самом деле все связывает.

Будда описывал его как пустоту; оно охватывает и знает все времена и направления.

Пустота (тиб. тонгпаньи, санск. шуньята) — все является пустым в смысле отсутствия независимого существования. Ничто не возникает само по себе — все происходит на основе тех или иных условий. Пустота является действительной, окончательной природой всех внешних и внутренних явлений и не может быть понята посредством концепций.

Ринпоче (тиб.) — «драгоценный» — почетный титул, нередко присваиваемый буддийским учителям.

Сансара (санск.; тиб. Кхорва) — круговорот бытия. Вынужденные перерождения в обусловленных состояниях.

Сангха (санск.; тиб. гендюн) — сообщество практикующих. Как часть буддийского Прибежища — совершенные друзья на пути. Часто так называется буддийская группа.

Ступа (санск.; тиб. чортен) — форма, часто в виде архитектурного сооружения, которая символизирует совершенное
Просветление, чаще всего наполненная реликвиями, написанными мантрами и т. д.

Это слово означает в дословном переводе с тибетского (чо — «подарок», тен — «основа, основание»), «основание для дарения подарков» (тела, речи и ума) Просветлению.

Поучения об этом Будда дал в «Сутре взаимозависимого возникновения».

Ступа воплощает преобразование всех чувств и первоэлементов в пять видов просветленной мудрости и пять семейств Будд. Используется буддистами как место для совершения внеличностных пожеланий для блага всех существ: ее обходят по часовой стрелке. Часто символизирует Сангху.

Ум — поток отдельных моментов ясного и осознанного восприятия. В непросветленном состоянии его способности мышления, восприятия и воспоминания выражаются через сознание. Его истинная, просветленная сущность свободна от привязанности к «я» и переживает себя неотделимой от пространства — как открытое, ясное и неограниченное осознавание.

Источник: http://buddhism.zp.ua/buddhism/osnovnye-buddijskie-terminy

Словарь понятий и терминов индуизма и буддизма от А до Я

Атман – в индуизме индивидуальное духовное начало.

Ахимса — принцип ненасилия, согласно которому любое проявление жизни священно.

Ашокд (275—238 до н. э.) — индийский император, перешедший из индуизма в буддизм. Он проводил мудрую политику и способствовал распространению буддийских учений.

Бонза — так в Европе называли буддийских монахов.

Брахма — верховный бог индуизма.

Брахман — космическое духовное начало, лежащее в основе всего сущего, а также наименование члена высшей жреческой касты индуизма.

Бхакти — религиозное течение в индуизме, отрицающие деление на касты, провозглашающее равенство людей. Из бхакти развился сикхизм.

Веданта — одна из философских систем индуизма. Считает основной целью бытия освобождение, достижение изначального тождества Атмана и брахмана.

Вишну — бог созидания.

Гуру — учитель, наставник.

Дзэн — форма буддизма. Элементом практики дзэн является критическое отношение к тексту как средству передачи знания, вера в возможность обретения просветления посредством размышления над бессмысленным с позиции логики вопросом или диалогом.

Дхарма — одно из основных понятий индуизма — вечный моральный закон, нравственно-социальное установление для правильной жизни; каждый человек имеет свою дхарму. В буддизме дхарма — вечные, постоянные элементы бытия и жизнедеятельности личности; их волнение — источник страданий — прекращается в состоянии нирваны.

Йога — одна из философских систем индуизма, признающая существование в человеке неосознаваемых сил и возможность управления ими. Основная философская идея — соотнесенность человеческой психофизиологии и тела вселенной — космоса.

Йога-карма — йога действия, система необходимых действий, учение и метод управления психикой и физиологией человека в целях достижения нирваны.

Калпа — мировой период в индуистской космогонии.

Карма — в широком смысле сумма совершенных каждым существом поступков и их последствий, определяющих характер его нового воплощения, а в более узком смысле влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования.

Касты — освященное индуизмом обособление людей, имеющее иерархический характер — от высших, брахманов, до низших, шудр.

Лакшми — богиня счастья и красоты, олицетворение творческой силы Вишну.

Ламаизм — ти6ето-монгольская форма буддизма.

Мантра — магическая формула, ритуальное заклинание в буддизме. Первоначально — текст из «вед».

Читайте также:  Еше цогьял – жизненный путь буддийской дакини и супруги падмасамбхавы

Нирвана — «освобождение» высшая цель человеческих стремлений, состояние полной, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, освобождение oт желаний, отрешенность от внешнего мира, материи, бесконечной игры рождений и смертей.

Пагода (6хавагат) — буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий в виде павильона или башни.

Пали — литературный среднеиндийский язык, на котором изложен буддийский канон.

Пракрити — первоматерия, вечное материальное начало.

Пуруша — дух, сознание, духовное начало, в противоположность пракрити.

Рама — инкарнация Вишну, верховный бог индуизма.

Ригведа — собрание религиозных гимнов (Х век до н. э.).

Сангхи — монашеская община буддистов.

Санкхья — одна из шести систем индуизма, основанная на противопоставлении пуруши и пракрити. Пуруша побуждает пракрити к деятельности созидания всего материального и психического мира.

Сансара — перевоплощение души или личности в цепи новых рождений.

Санскрит — священный язык индуизма.

Ступа — буддийское культовое сооружение, хранящее священные реликвии, или надгробья.

Тантризм — эзотерическое направление в индуизме и буддизме, разрабатывающее концепцию о женском и мужском энергетическом начале в человеке — микрокосме.

Тримурти — проявление триединства верховных богов брахмы, вишну и шивы.

Факир — общинный слуга, фокусник, дрессировщик, знахарь.

Шива — бог-разрушитель.

Шиваизм — одно из главных течений в индуизме, почитающее Шиву как верховного всемогущего бога.

Шрути — священные тексты индуизмд.

Мой новый загородный дом скоро будет построен, осталось узнать скважины бурение область, в которой нужно будет бурить, так как я хочу получить полноценное экономичное и эргономичное водоснабжение.

Источник: http://pochemuha.ru/slovar-ponyatij-i-terminov-induizma-i-buddizma-ot-a-do-ya

Философия буддизма

«Мир Вам!». Вступайте в наше сообщество Господи, Спаси и Сохрани. Нас почти 4000 человек и растем. Так же публикуем ваши молитвенные просьбы от имени сообщества. Нам важна ваша поддержка, подписывайтесь. «Ангела Хранителя Вам!»

Буддийское вероучение как одна из основ жизненного миропонимания приносит с собой свет понимания и притягивает к себе внимание с каждым годом все большее количество приверженцев. В этом религиозном учении сторонники пытаются отыскать знания о людях, о собственных возможностях и о мире.

Таким образом вероучение повествует людям о них же самих и поэтому и вызывает к себе такой интерес, будоража человеческий разум.

Узнать об учении о сознании, учении о страдании в буддизме, его основах, понятии вероучения, истории появления, об особенностях и не только — вы сможете в этой статье.

Понятие философии буддизма

Буддизм представляет собой философско-религиозное учение, мировое верование, указывающее на личность мудреца в качестве просветленного человека и затрагивает его переворотный подход к отношению между Господом и человеком в сравнении с существовавшей в тот период религиозной системой.

Стоит заметить, что буддийское учение сконцентрировано на человеческой точке зрения то бишь главных положениях вероисповедания. В котором, в частности в нынешнем его веянии идет речь о том, что человек сам должен быть в ответе за собственную судьбу, причем не только в данном бытие, но и во всех последующих воплощениях незабвенной души.

Интересна история возникновения буддизма. Считается, что Сиддхартха Гаутама является первым человеком, кто смог погрузиться в нирвану.

После чего отправившись в город близ Бенареса Сарнатх, просветленный окружил себя пятью монахами, которые в свою очередь и стали его первыми учениками и изложил им свои наставления. Сама проповедь содержала кратко изложенные четыре мысли, которые составляли основу его учения.

Такого рода «символ верования» стал именоваться «арья сатьи», то есть возвышенные истины. По Индии довольно быстро стало распространять известие о новом пророке.

Так же читайте:  Женщина в буддизме

Высказываемые им идеи на деле оказались очень привлекательными.

Согласно же красочной легенде пророческий путь мудреца был победным шествием, в особенности в тот период, когда он смог обратить в свое вероучение известного затворника и пророка Кашьяпу, а также его 600 последователей.

Примечательно, что даже большое количество популярным брахманов отступили от собственного вероучения, становясь проповедниками буддийского учения. Однако, все же большее количество приверженцев пророк имел в вайшьев, варнах и кшатриев.

Истины и основы буддийского вероучения

Прежде чем приступить к познанию истин вероучения следует разобраться в таком вопросе, как буддизм это религия или философия? Философские буддийские убеждения, как и сама практика несут в себе цель прояснить помыслы и необратимую личностную перемену. Помимо этого, учение дает возможность получить осмысление сущности большинства явлений, происходящих в сознании человека и окружающей его реальности.

Что касается религиозной части учения, то он имеет очень мало общего с монотеистическими японскими и китайскими верованиями, из чего следует что в полной мере причислять его к такому направлению будет неверно.

Основы учения буддизма лишены привычной религиозной атрибутики в виде священного писания, Господа, грехосвершений, догм и т. д.

Как бы то ни было, но внешней учение в действительности чем-то напоминает верование, но исключительно благодаря своей ритуальности, возникающей в нем в течении последних веков.

Из этого следует, что учение можно отнести к верованию опыта, приводящее к просветлению и осмыслению, но только после постижения воздействия на человека от той или иной практики.

Существуют некие особенности философии буддизма. Представленное верование трактуется не столько в мистическом плане, а в философском включая в себя всего три базовые концепции:

  • Дхарма является мудростью и истиной, являя саму основу трансцендентного буддийского учения.
  • Карма – это причинно-следственная взаимосвязь действий, закладывающих, как нынешние, так и будущие условия жизни.
  • Нирвана – считается великой завершающей концепцией вероучения и представляет собой лучший способ поощрения за все свершенные благие деяния не только по отношению к самому себе, но и другим людям, миру что вокруг и жизни в целом.

Так же читайте:  Течения буддизма, махаяна

Моральное же и этическое учение буддизма основываются на принципах не причинения умеренности и вреда. На ряду с этим в человеке начинает формироваться и развиваться мудрость, концентрация и чувство морали. А при проведении медитаций алохань узнают механизм действия ума и каковы причинно-следственные соединения между психологическими, физическими и душевными процессами.

Буддийское учение является основой для большинства школ, связывающее то, что каждая достигается своей точки осмысления жизненного уклада и вероисповедания мудреца. В буддизме учение о сознании использования своего ума, речей и тела, направляется как раз-таки на развитие человека всесторонне.

Но так как верование всесторонне и формируется не на самом веровании, а на приобретенных уменьях, то недостаточно обходиться лишь воссозданием его сути.

В этом духовном пути отличительные черты становятся заметны лишь по сравнению с иными миросозерцаниями и верованиями.

Присоединяться же к буддийскому вероисповеданию нужно только после того, как энергия сознания высвободится от навязываемых нравственных норм.

Философские идеи буддизма: в чем заключается суть практики? Алохань устремлены к освобождению затуманенного разума, искажающего действительность. То бишь ужас, гневность, безделье, необразованность, самолюбие, алчность, ревностность, недовольство и не только. Такое вероисповедание помогает приобрести и развить благотворные и незапятнанные способности разума, такие как:

  • добросердечность;
  • великодушие;
  • старательность;
  • разумность;
  • милосердие;
  • признательность и т.д.

Постепенно все это дает возможность постигать, а также очищать ум свой, что дает начало для появления стойкого чувства благополучия.

Делая сознание красочным и сильным алохань снижают проявление недовольства и встревоженности, приводящих к неурядицам и депрессивному состоянию.

В результате вероучение считается просто необходимым условием для достижения глубокого просветления, приводящих к конечному освобождению сознания.

Древняя философия буддизма является довольно простой и опирается на такие классические принципы:

  1. Жизнь – это страдание.
  2. Такая истина дает разъяснение того каково происхождение и причины страданий.
  3. Этот принцип учения говорит о выходе из-под влияния страданий и искоренении истоков его появления.
  4. Последнее правило является своего рода подробной инструкций, в которой приведены возможные пути прекращения страданий.

Так же читайте:  Добро и зло в буддизме

Основы буддизма простым языком. Завершающим этапом практики вероучения считается достижение окончательного просветления или как его еще называют состояние Будды, другими словами достижение вне зависимости от интеллектуальных и физических целей духовного совершенства.

Смотрите еще видео рассказ о краткой сути буддизма:

Источник: https://tolkovanie.info/filosofiya-buddizma/