Жизнь и быт кочевников

Наши древнейшие предки, тюрки, вели подвижный, т.е. кочевой, образ жизни, переселяясь из одного места жительства на другое. Поэтому их назвали кочевниками.

Сохранились древние письменные источники, исторические произведения, описывающие образ жизни кочевников.

В одних сочинениях их называют смелыми, отважными, сплочёнными кочевыми скотоводами, храбрыми воинами, а в других, наоборот, представляют дикарями, варварами, захватчиками других народов.

Почему же тюрки вели кочевой образ жизни? Как уже было сказано выше, основу их хозяйства составляло скотоводство.

Главным образом они разводили лошадей, держали крупный и мелкий рогатый скот, а также верблюдов. Животные круглый год находились на подножном корме.

Люди были вынуждены переезжать на новое место, когда старые пастбища истощались. Таким образом, два-три раза в год менялись места стоянок — кочевья.

Чтобы вести такой образ жизни, требовались большие просторы. Поэтому тюрки осваивали всё новые и новые земли. Кочевой образ жизни являлся своеобразным способом охраны природы.

Если бы скот всё время находился на одном и том же месте, то степные луга вскоре были бы полностью уничтожены. По той же причине в степи было сложно заниматься земледелием, тонкий плодородный слой быстро разрушался.

В результате же перекочёвок почва не успевала истощаться, а наоборот, к новому возвращению луга вновь покрывала густая трава.

Юрта кочевников

Мы все хорошо знаем, что люди не всегда жили, как мы сейчас, в больших каменных многоквартирных домах со всеми удобствами. Тюрки, ведущие кочевой образ жизни, жили в юртах. В степи было мало дерева, зато в избытке скота, дававшего шерсть.

Не удивительно, что стены юрты были сделаны из войлока (спрессованной шерсти), одетого на деревянный решётчатый каркас. Два-три человека могли очень быстро, всего за час, собрать или разобрать юрту.

Разобранная юрта легко перевозилась на лошадях или верблюдах.

Способ расположения и внутреннее устройство юрты были строго определены традициями. Юрту всегда устанавливали на ровном открытом солнечном месте. Она служила тюркам не только жилищем, но и своеобразными солнечными часами.

Для этого жилища древних тюрков ориентировались дверью на восток. При таком расположении двери служили и дополнительным источником света. Дело в том, что в юртах не было окон и в тёплые дни двери жилища стояли открытыми.

Внутренние убранство юрты кочевников

Внутреннее пространство юрты условно делилось на две части. Обычно левая от входа сторона считалась мужской. Тут хранились вещи хозяина, его оружие и инструменты, конская упряжь.

Противоположная сторона считалась женской, там хранились посуда и прочая домашняя утварь, женские и детские вещи. Такое деление соблюдалось и во время застолий.

В некоторых юртах, чтобы отделить женскую часть от мужской, использовали специальные занавески.

В самом центре юрты находился очаг. В центре свода прямо над очагом было дымовое отверстие (дымник), которое являлось единственным «окном» кочевого жилища. Стены юрты украшались войлочными и шерстяными коврами, разноцветными тканями. В богатых и зажиточных семьях вешались шёлковые ткани. Пол был земляной, поэтому его покрывали войлочными подстилками и шкурами животных.

Часть юрты напротив входа считалась самой почётной. Там выставлялись семейные реликвии; стариков и особо почётных гостей приглашали в эту часть. Хозяева обычно садились, поджав ноги, а гостям предлагали маленькие табуретки или усаживали их прямо на пол, на постеленные шкуры или войлочные подстилки. В юртах также могли быть и низкие столики.

Правила поведения в юрте

У древних тюрков были свои обычаи и традиции, связанные с правилами поведения в юрте, и каждый в семье старался их соблюдать. Их нарушение считалось дурным тоном, признаком невоспитанности, а иногда даже могло оскорбить хозяев.

Например, при входе нельзя было наступать на порог, садиться на него. Гость, умышленно наступивший на порог, считался врагом, объявляющим хозяину о своих злых намерениях. Тюрки старались воспитывать в своих детях уважительное отношение к огню домашнего очага.

Запрещалось лить воду, а тем более плевать в огонь, нельзя было вонзать нож в очаг, касаться огня ножом или острым предметом, бросать в него мусор, тряпки. Считалось, что это оскорбляет духа домашнего очага. Запрещалось передавать огонь очага в другую юрту.

Считалось, что тогда счастье может покинуть дом.

Переход к оседлой жизни

Со временем, когда древние тюрки кроме скотоводства стали заниматься и другими видами хозяйственной деятельности, изменяются и условия их жизни. Многие из них начинают вести оседлый образ жизни.

Теперь уже одних только юрт им было недостаточно. Появляются и другие виды жилища, более соответствующие оседлому образу жизни.

Используя камыш или дерево, они начинают строить землянки, углублявшиеся в землю на один метр.

В дом вели ступеньки из камня или дерева. Если дверной проём был небольшой, то его закрывали деревянной дверью. Широкие проёмы завешивали шкурами животных или войлочным покрывалом. В избе делались нары и полати, традиционно расположенные вдоль передней части избы. Полы были земляные.

На них стелили сплетённую из лыка рогожу. Поверх рогожи клали войлочные подстилки. Для хранения посуды и другой домашней утвари служили полки. Землянки освещались жировыми и масляными лампами, сделанными из глины. Как правило, в землянках не было отопления, очень редко в них находят следы очага.

Возможно, их обитатели зимой согревались теплом жаровен.

Такое жилище требовало постоянной уборки и проветривания, чтобы защитить его от сырости, пыли и копоти. Наши предки стремились держать в чистоте не только свои жилища, но и окружающую дом территорию. В Булгаре археологи нашли небольшие улочки, покрытые деревянным настилом.

Первые деревянные дома кочевников

Постепенно дома начинают строить из дубовых или сосновых брёвен в виде сруба. Как правило, люди одной профессии селились по соседству, мастера жили вблизи своих мастерских. Так возникали слободы гончаров, кожевников, кузнецов и т. д.

У занимавшихся земледелием булгар почти в каждом хозяйстве были погреба (обшитые досками зерновые ямы) и ручные мельницы. Хлеб и другие мучные изделия они пекли сами.

Археологи находят на раскопках булгарских селений следы полукруглых печей, в которых готовили еду, которыми обогревали жилище.

Традиция разделения жилища на две части, распространённая у кочевых народов, сохранялась и в это время. Основную часть дома занимала передняя часть дома с печью— «тур як». Основу обстановки составляли нары (широкий дощатый помост), расположенные вдоль передней стены.

Ночью на них спали, днём, убрав постельные принадлежности, на них накрывали стол. Перины, большие подушки и стёганые одеяла складывались стопкой на одной стороне нар у боковой стены. Если имелся стол, он обычно ставился к боковой стене у окна или в простенке между окнами.

В это время столы, как правило, пользовались лишь для хранения чистой посуды.

Сундуки служили для хранения праздничной одежды и украшений. Их ставили около печи. На эти сундуки обычно сажали почётных гостей.

За печью располагалась женская половина, где также находились лежанки. Днём здесь готовили еду, а ночью спали женщины и дети. Вход посторонним в эту часть дома был запрещён.

Из мужчин сюда могли заходить лишь муж и свёкор, а также, в особых случаях, муллы и врачи.

Посуда. Древние тюрки пользовались в основном деревянной или глиняной посудой, а в более зажиточных семьях — и металлической. Глиняную и деревянную посуду большинство семей делали своими руками. Но постепенно, с развитием ремёсел, появились мастера, занимающиеся изготовлением посуды на продажу. Они встречались как в крупных городах, так и в деревнях.

Глиняную посуду первоначально лепили вручную, но затем начали использовать гончарный круг. Мастера использовали местное сырьё — чистую, хорошо промешанную глину. Из глины изготавливали кувшины, кумганы, копилки, посуду и даже водопроводные трубы. Обожжённую в специальных печах посуду украшали выдавленными орнаментами, раскрашивали яркими красками.

Дворцы ханов

Когда тюрки вели полукочевой образ жизни, у хана было два жилища. Зимний дворец из камня и летняя юрта. Конечно, ханский дворец отличался своими большими размерами и внутренним убранством. В нём было много комнат и тронный зал.

В переднем углу тронного зала находился роскошный царский трон, покрытый дорогими заморскими тканями. Левая сторона царского трона считалась почётной, поэтому во время церемоний жена хана и самые дорогие гости усаживались по левую руку от хана. По правую руку от хана располагались предводители племён.

Гости, заходя в тронный зал, в знак уважения, должны были снимать головные уборы и вставать на колени, приветствуя таким образом правителя.
Во время застолий первым попробовать блюда должен был сам правитель, а затем по очереди угостить своих гостей.

Он собственноручно раздавал по кусочку мяса каждому из гостей, по старшинству.

Только после этого можно было приступать к застолью. Праздничные застолья у булгарской знати продолжались долго.

Здесь они читали стихотворения, соревновались в красноречии, пели,танцевали и играли на разных музыкальных инструментах. Таким образом, тюрки умели приспосабливаться к самым разным условиям жизни.

С изменением среды обитания менялись и образ жизни, и даже виды жилища. Неизменным оставалась любовь к труду и верность обычаям и традициям предков.

Источник: http://history-doc.ru/zhizn-i-byt-kochevnikov/

Как живут современные кочевники

Люди западной цивилизации привыкли считать, что кочевники давно ушли в историю, то, что их воинственные набеги приводили к упадку и исчезновению цивилизованных оседлых соседей, и что их дикий образ жизни не оставил ничего ценного в человеческой культуре.

В действительности, это негативное представление о кочевниках не более чем миф. Кочевники живут и сейчас, причем число их не так мало, они кочуют по степям Азии и Монголии, высокогорьям Тибета, по тундрам Америки и России, выживают в пустынях Африки.

Этнограф Константин Куксин, директор музея кочевой культуры в Москве, рассказывает об истории и сегодняшнем быте кочевников.

— Что же такое кочевая культура и как получилось, что целый интересный пласт человеческой культуры существует сейчас на нашей планете и о нем практически никто не знает?

— Современные люди крайне мало знают о кочевниках и, к сожалению, если знают, то информацию негативную, то есть что кочевники – это дикари, и не просто дикари, а особо жестокие дикари, которые разрушали достижения оседлых цивилизаций, а собственную культуру не создали. Как-то стало обидно за оставшихся в степи. Мало того, что о них не знают, а еще знают информацию неверную, обидную.

И я решил начать собирать материалы, чтобы показать их и духовную, и материальную культуру, потому что культура кочевая — она призрачная. Вот они собрали юрту и только пятно от очага осталось, и они ушли. Поэтому кажется, что культуры нет. Начались экспедиции. За несколько лет мы собрали очень интересные коллекции, сейчас в музее представлены Монголия, Бурятия, Казахстан, Киргизстан.

— Как живут кочевники в XXI веке?

— Когда-то переход к кочевому образу жизни был колоссальным прорывом в экономике. Были земледельческие культуры, но во время экономического кризиса в давние эпохи часть людей перешла к одомашниванию животных и кочеванию со стадами. Это был прорыв и большое достижение человечества. Поскольку приручить животных гораздо сложнее, чем выращивать злаки, допустим.

В разных регионах это произошло в разные эпохи: от восьми тысяч лет до трехсот. Скажем, на Ямале всего триста лет назад приручили дикого оленя — это культура одна из самых молодых. У кочевников Великой степи — от Китая до Каспия — есть пять видов скота — это овцы, козы, яки, верблюды и лошади.

Например, яки используются как вьючное животное, так и для получения молока, масла, сыра.

— Где еще сохранились такие очаги кочевой культуры?

— Центральная Азия, Монголия, Казахстан, Кыргызстан, западный Китай, Тибет. В Тибете есть кочевая народность, живущая на нагорьях на очень большой высоте — около четырех километров над уровнем моря. Наша республика Тыва. В Бурятии сохранилась кочевая культура.

Весь Крайний Север — народы, живущие в тундре как у нас, так и в Канаде. Северная Африка — бедуины, туареги. Есть некоторые племена в Южной Америке, кочующие недалеко от озера Титикака, но в меньшей степени.

Это районы с очень суровыми условиями: пустыни, полупустыни, тундра, то есть это места, где невозможно земледелие. Как только в Казахстане подняли целину, кочевая культура исчезла. Вообще культура кочевников очень экологична.

Они умеют жить в очень суровых условиях и действительно берегут окружающий мир, считая себя частью его.

Читайте также:  Что такое ступа в буддизме и какие их виды существуют

— Случались ситуации, когда из-за деятельности кочевников возникали экологические кризисы. Есть опасность «перевыпаса».

— Совершенно верно, были такие ситуации. В древности это все регулировалось войной. Если определенный участок степи или пустыни может прокормить определенное количество людей, то кочевые племена вели постоянную войну, как они называли «война за лошадей и за женщин». То есть война шла постоянно, и война убирала людей, которых было слишком много.

И конечно, кочевники очень сильно зависели и зависят от природных условий. То есть начинается засуха, если степь высыхает, они вынуждены уходить. И когда они уходили, их вытесняла сама природа, они шли на землю оседлых соседей и с этим были связаны набеги кочевников во многом.

Каждый кочевник – это воин, мальчишку до сих пор маленьким сажают на коня, он вырастает воином, свободно владеет лошадью и оружием.

— С кем сегодня воют кочевники?

— Они, к счастью, ни с кем не воюют. Иногда бывают конфликты в пограничных регионах, когда угоняют лошадей, похищают женщин, но это уже внутренние племенные войны. Кочевники не были более злыми, чем их оседлые соседи. Взять ту же эпоху Чингисхана, по крайней мере, кочевники не использовали пытки, если казнили человека, то казнили его просто, в отличие от оседлых соседей, китайцев, допустим.

— Но они очень жестоко казнили русских князей после победы на Калке.

— С русскими князьями вообще любопытная история. Во-первых, почему казнили русских князей? Потому что до этого князья убили посла. Монголы были наивными людьми, они не понимали, как можно убить человека, который пришел безоружным на переговоры.

Это было страшное преступление, за это уничтожались целые города. Это первое. А второе – князьям оказали честь, их казнили, закатав в ковры, скрутив концы. Потом на них сели и пировали. Смерть без пролития крови – это смерть для знатных, так казнили монгольских ханов.

В крови находится душа человека, поэтому кровь проливать было нельзя.

— Как сейчас кочевникам удается сохранять свою культуру, вокруг города электричество, интернет? Разве им совсем не хочется приобщиться к этому комфорту, к благам цивилизации?

— Им хочется, и они приобщаются. В Монголии почти у каждой юрты стоит спутниковая тарелка, внутри DVD, телевизор, маленький генератор «Ямаха», который дает свет и можно вечером смотреть телевизор. Можно увидеть монгольскую девушку, которая едет на лошади и говорит по спутниковому телефону с друзьями.

То есть они принимают достижения цивилизации, сохраняя традиционную культуру. Но, они действительно соблюдают заветы предков, совершают жертвоприношения, разводят своих животных. Это работа очень тяжелая.

Они живут в юртах, кочуют по маршрутам, которые установлены для каждого рода, но при этом используют достижения цивилизации, которые не мешают им кочевать. Вот у народов, которые в прошлом были кочевниками или сейчас кочуют, для них вести кочевой образ жизни – это очень престижно.

Каждый мальчишка мечтает стать скотоводом-кочевником, он чувствует себя ханом, повелителем степи. Колоссальное внутреннее достоинство у этих людей, они гордятся тем, что они кочевники.

— Какова численность кочевников? Она постоянная или уменьшается со временем?

— В последнее время в Монголии наблюдается даже прирост численности. Учитывая, что система здравоохранения налажена, это в основном советская система, детей много — пять-семь детей в семье, отсюда прирост населения. Постепенно какие-то достижения цивилизации доходят, продолжительность жизни увеличивается и наблюдается прирост населения.

— Что представляет собой культура кочевников?

— Я уже называл такие моменты, как экологичность культуры, жизнь в гармонии с миром – это важно, особенно сейчас, в XXI векe. Они осознают, что мир живой, что они часть этого мира.

На Севере человек не срубит дерево просто так, он подойдет к нему, спросит разрешение, скажет, что ему холодно, что его детям холодно в чуме, и только после этого срубит. Даже если дерево мертвое, сухое, все равно. Потом животные, овцы, лошади, особенно лошади и олени на Севере — это не просто ходячий корм — это братья, лошадь ближайший друг.

И потом много достижений современной цивилизации, которые мы считаем своими, они были сделаны кочевниками. Допустим, колесо, вьючный транспорт, караванные пути.

— Сохранились ли у них какие-то предания, песни, музыка?

— Часто кочевников обвиняют в том, что они не создали письменность, хотя они и создали несколько систем письменности, что у них нет книг. На что я отвечаю: они рады были создать книги, но книги невозможно с собой возить.

Представляете, возить с собой не только юрту, свой дом, какие-то вещи, но еще книги. Как они передавали знания? Были специальные люди, которые помнили колоссальный объем информации.

Допустим, киргизский эпос «Манас», в нем полмиллиона стихотворных строк, человек знал его на память и нараспев читал – так передавалось эпическая традиция.

Это самое крупное в истории человечества эпическое произведение, для сравнения – «Манас» раз в двадцать больше, чем «Илиада» и «Одиссея». Человек приезжал в гости в кочевье, садился и нараспев, импровизируя, дополняя, пел. Пение «Манаса» занимает с перерывами на сон, на еду где-то полгода.

— Но ведь сейчас молодые люди, наверное, слушают Бритни Спирс, и устная культура должна отмирать?

— Конечно, они слушают современную музыку, но при этом очень любят сами петь. Сказания, предания тоже живы, старики рассказывают, и молодежь легко может присоединиться.

В западной Монголии, когда я жил с казахами, имам читал молитву, а рядом сидел парень из поселка, современный парень с плеером. Имам устал, попросил его продолжить чтение Корана на память, и парень продолжил.

И вот так же сохраняются другие эпические традиции, сказочная традиция, традиция загадок, импровизаций, все это живет.

— Должно ли цивилизованное общество как-то помогать кочевникам, создавать дополнительные условия, чтобы сохранить эту культуру?

— Обычно при столкновении цивилизаций, даже позитивном столкновении, какая-то цивилизация должна исчезнуть. Поэтому, на мой взгляд, главное — не мешать.

Американская модель, при которой индейцам платят колоссальные пособия, на которые можно жить, ничего не делая, приводит к тому, что они спиваются, молодежь уходит в преступные группировки в города. Это негативная тенденция.

На мой взгляд, лучше дать им возможность кочевать и продавать продукты своего труда. Пока человек работает, он остается человеком.

Источник: https://www.svoboda.org/a/381162.html

Путешествия: все о кочевом образе жизни

Кочевой образ жизни снова становится популярным. Современные кочевники (digital nomad) не держат скот, не разжигают конфликтов между нациями и не грабят оседлых жителей, набивая свою поклажу золотом.

Современные кочевники нашли способ созидать, работая из любой точки земного шара. Они создатели собственного бизнеса и социальных проектов. Они пишут, рисуют, переводят, программируют. Они новаторы, которые предпочитают альтернативные способы прожить жизнь. Их дом – это не стены и не стулья. Они усердно работают, даже когда из окна видно море.

Никита Куимов и Анастасия Климова-Куимова — современные цифровые кочевники (digital nomad). Они буквально живут в путешествии. Дать ответ на вопрос «откуда вы» для них не самая простая задача. У них за спиной опыт работы более чем в двадцати странах мира.

Сразу хочется оговориться, что ребята не занимаются пресловутым дауншифтингом. Они не проживают под пальмой рентные платежи, капающие ежемесячно от сдачи в аренду столичной квартиры.

Они — профессионалы своего дела, организаторы бизнеса и социальных проектов, фотографы и видеографы.

Ребята рассказали о том, почему они предпочитают кочевой образ жизни оседлому, как они организовывают бизнес из разных точек земного шара, как они подбирают гардероб и заботятся о себе.

Зачем вы путешествуете?

Нам нравится жить и работать в разных точках земного шара, потому что это насыщает время событиями. Каждый проект, в котором мы участвуем в новой стране, сам по себе похож на целую жизнь. При этом наши путешествия не похожи на туристические поездки. У них всегда есть смысл и цель.

Например, сейчас мы живем в Нью-Йорке, и этот город хорош для бизнеса. Мы здесь, чтобы вывести наш семейный бизнес по созданию Зачарованных Ёлочных Шаров на новый уровень. Недавно мы познакомились с девушкой из Англии.

Она кондитер и путешествует по США в том числе, чтобы познакомиться с мастерами, поработать в кондитерских и узнать интересные рецепты. Такой подход к путешествиям мы считаем самым лучшим.

Мы любим учиться у каждого народа, перемешивать в себе культуры. В Марокко мы учились местному восприятию времени. У марокканцев его как будто не существует. Нам хотелось активности и деятельности, решения вопросов и результатов.

Но мы были просто вне контекста места. Тогда мы  расслабились и пили с местными чай по три часа, молчали и радовались такой неспешности.

Сейчас в Нью-Йорке мы иногда воспроизводим это неспешное марокканское чаепитие, чтобы в суете большого города помнить о том, что действительно важно.

В Индии нет чужих детей. В домах индусов все дети одинаково любимы мамами и папами, дядями и тетями, бабушками и дедушками.

Любой заплакавший ребенок будет утешен если не мамой, то сестрой мамы или двоюродным братом, который приехал погостить из соседнего штата. Иной раз вообще сложно сказать, кто кому кем приходится.

За взаимодействием детей в Индии наблюдаешь с умилением: все профессионально нянчат друг друга вне зависимости от возраста. Это то отношение, которому всем нациям стоит поучиться.

В Китае вместо «как дела?» спрашивают «ты поел?», и независимо от ответа вы все равно идете есть.

Проживание в буддийском монастыре научило нас творить медитацию буквально из всего: из ходьбы, из молчаливого приема пищи, из созерцания природы. Каждое движение может быть медитацией и молитвой.

Люди на планете Земля такие разные и одновременно похожие. Нам нравится ощущать это единение с людьми независимо от национальности и места проживания, а также учиться у них.

Мы имеем возможность профессионально развиваться, при этом постоянные встречи с людьми вдохновляют нас на новые проекты и сотрудничество. Люди с различным опытом настолько по-разному смотрят на мир.

Никакой университет не даст столько разнообразных мнений на окружающую действительность, сколько может дать жизнь и работа в новом месте. Люди дают не только теорию, но и механизмы реализации задуманного.

Дефицита идей у нас не бывает никогда.

Чем, на ваш взгляд, современные кочевники отличаются от дауншифтеров?

Эра дауншифтинга прошла. У вечного отдыха нет смысла и нет цели. Дауншифтер – это человек, который чем-то занимался, куда-то стремился, а потом решил, что ему надо остановиться и перестать двигаться. Нам эта идея не близка, потому что в таком существовании нет развития. Максимум месяц мы могли оставаться вне созидания, отдыхая на пляже.

Современные кочевники профессионально развиваются, стремятся к своим целям, создают проекты, учатся и учат. В современном мире появляется все больше возможностей сделать работу удаленной. Мы пользуемся этими возможностями.

Никита преподает английский по скайп, мы снимаем видео для небольших бизнесов из любой точки земного шара, постепенно расширяем сеть магазинов, где будут продаваться наши елочные шары.

Таким образом, мы профессионально реализуемся и имеем возможность жить так, как мы хотим.

Ребята, расскажите, пожалуйста, про ваши проекты.

У нас есть семейный бизнес. Мы создаем елочные шары. Наши мамы весной сажают цветы, летом сушат их.

Осенью мы заполняем прозрачные шары цветами, травами, ракушками, пишем пожелания на красивой бумаге, зимой мы их продаем на ярмарках и в магазинах Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Нью-Йорка. Нам очень нравится самим продавать шары на новогодних маркетах.

Общение с покупателями дает нам столько радости. Люди рассказывают нам истории из своей жизни, связанные с шарами, приводят своих друзей для встречи с нашими неутомимыми мамами. Поэтому мы по возможности сами стоим у прилавков перед новым годом.

А весной мамы снова сажают цветы. Нашему семейному бизнесу уже пять лет. И это для нас большая радость, вся семья стала невероятно сплоченной, мы каждый день общаемся с родителями по поводу нашего бизнеса.

Также мы создатели группы в контакте под названием Bye bye bad boss. В этой группе мы публикуем вакансии, стажировки и волонтерские проекты со всего света, которые показались нам интересными.

Волонтерство для нас – это способ научиться новому и попробовать деятельность, которой мы планируем заниматься, в реальной жизни.

Читайте также:  Что символизирует цветок лотоса в разных уголках нашей планеты?

Например, в Марокко мы управляли гест-хаусом, чтобы понять, стоит ли нам открыть свой.

В итоге сейчас мы организуем проект Смена. Мы всегда путешествуем и работаем вместе, но нас только двое. В определенный момент нам захотелось окружить себя единомышленниками, чтобы делать совместные проекты, чтобы быть в кругу людей, с которыми мы на одной волне.

Также мы делаем видеопродакшн, рекламные ролики для маленьких бизнесов. Нам очень нравится эта часть работы, потому что мы имеем возможность помогать проектам, в которые мы верим и чьи идеи разделяем.

Здорово снять ролик для проекта производства инновационного нижнего белья для лиц со специальными нуждами, чтобы создатель проекта залил его на kickstarter, собрал нужные ему 15 тысяч долларов и запустил производство белья. К тому же мы можем делать эту работу из любой страны.

Мы никогда не сотрудничаем с теми проектами, которые не соответствуют нашим идеологическим соображениям. Нам радостно делать рекламу для тех проектов, которые нравятся нам самим.

На самом деле вариантов удаленно работать превеликое множество, и это не только программирование. Фотография, видео, журналистика, SMM, преподавание языков, лайфстайл проекты. Все это позволяет не привязываться к офису.

Расскажите про организацию работы в вашей паре?

Елочные шары – семейный бизнес, как мы уже говорили. Остальные проекты мы с Никитой ведем вдвоем. У нас нет команды, но надеемся, что на Смене мы ее найдем.

У нас есть долгосрочное планирование нашей жизни и цели на пять, десять, а также на текущий год, месяц, неделю, день.

Мы всем советуем прочитать статью Екатерины Иноземцевой «Семья и KPI: как использовать бизнес-инструменты в личной жизни».

В свое время этот материал помог понять сильные и слабые стороны каждого из нас, договориться, куда мы идем и зачем. Наша большая удача, что нас двое. Мы друг друга проверяем, вдохновляем, подталкиваем, когда нужно, анализируем реализацию целей.

Также у нас есть система встреч, когда мы ставим цели на неделю и день и по итогам проверяем, достигнуты ли цели или нет, и почему.

Как вы организуете свой бюджет?

Мы умеем зарабатывать и мало тратить. Вот и весь наш бюджет. Когда у нас есть конкретная цель, проект или идея, которую мы хотим воплотить в жизнь, мы всегда находим деньги для реализации. Девиз «много денег на просто так» в нашем случае не работает.  

Мы не покупаем то, что не нужно. Мы не покупаем бесполезные вещи. Если я не уверена, что вещь мне нужна, я не буду ее покупать. Мы стараемся не искать радость вещах. Каждую конкретную вещь мы воспринимаем как инвестицию.

Предпочитаем купить одну хорошую куртку на три года, нежели менять плохие каждый сезон. Никита недавно купил скейтборд, и благодаря этому у него появилось средство транспорта, которое он может возить с собой по планете.

Это тоже маленькая инвестиция, которая помогает экономить время.

Настя, наверное, вопрос в первую очередь тебе: как ты подбираешь гардероб и ухаживаешь за собой?

Иногда со мной происходили ситуации, когда я переезжала в следующее место жительства, а перед поездкой прилетала в Москву, и в Москве не было ни одних штанов. Сейчас я пришла к минимальному набору вещей, с которым я могу путешествовать по всему миру и всегда выглядеть хорошо.

Я очень люблю приложение Насти Сартан про сорок предметов одежды.

Утром в фейсбук мне приходит сообщение от робота с предложением, что мне надеть сегодня из тех сорока предметов, которые сочетаются друг с другом.

Я работаю в творческой среде и занимаюсь бизнесом, мне нужно принимать много решений в течение дня. Это приложение помогает мне не тратить энергию на еще одно решение, что же мне сегодня надеть.

В моем гардеробе много винтажных вещей. Мне нравится, например, прийти на Fashion Week в платье, которое носила моя мама во время беременности. Я люблю вещи с историей. Плюс у меня много азиатских вещей нестандартного кроя.  

Что касается ухода за собой, я стараюсь все делать, как делают местные женщины. Коже нужно разное в жарких тропиках и большом городе. Поэтому я практически не вожу косметику с собой, за исключением моего любимого лосьона для тела.

Спортом также можно заниматься везде. Йога, например, есть практически в любом городе мира. Для занятий только коврик нужен. В Нью-Йорке мы ходим на бесплатные утренние занятия вместе с бабушками и дедушками, они нам очень рады, а мы, в свою очередь, общаемся со старшим поколением района, в котором живем.

Для Тай Чи, который мы любим, даже коврик не нужен. Поэтому мы находим места и возможности для спорта в любом месте.  

Что обязательно присутствует в вашем чемодане?

Мы больше любим рюкзаки. Мы непременно берем с собой компьютеры, страховки путешественников, большой шарф, термос, гирлянду, холщовую сумку. Также мы берем небольшие полезные мелочи, которые радостно оставлять на память новым знакомым, и поларойд.

Мы предпочитаем страховку путешественника большой аптечке: если что-то случится, лучше получить квалифицированную помощь, нежели заниматься самолечением.  Для создания уюта и ощущения дома в любом месте на планете мы возим с собой любимую гирлянду. Это наш способ делать каждое место, где мы живем, своим.

Холщовая сумка всегда нам пригождается, она экологична, мы не любим пластиковые пакеты.

Настя, какие минусы ты видишь в кочевом образе жизни?

Мне иногда не хватает своего гнезда. Мне хочется покупать красивые марокканские пуфики и красивое постельное белье. Мне хочется вешать на стены красивые картины. Мне хочется иметь своего постоянного косметолога.

Оседлость дает возможность красиво обустроить место, в котором живешь. Рутина тоже бывает довольно приятной, когда знаешь все кафе в округе и места для спорта. В оседлости есть своя прелесть. Иногда я устаю от постоянной смены места жительства.

Тогда мы с Никитой устраиваем себе рутину, даже приехав в новое место на несколько месяцев.  

Конечно, в случае с оседлостью есть больше возможностей видеться с семьей, но родители часто приезжают к нам в гости, поэтому в принципе наш образ жизни не противоречит нашим семейным ценностям.

Если я оборачиваюсь на свою жизнь и рассуждаю о том, что уже сделано и о каком будущем я мечтаю, то проблема марокканских пуфиков перестает меня волновать.

Что для вас дом?

Место, где человек вырос, важно, но это место не называется домом. Мы чувствуем связь с русской культурой. Если бы перед нами стоял выбор: жить в России или путешествовать без возможности вернуться в Россию, мы бы выбрали жить в России.

Понятие дома за годы путешествий сильно трансформировалось. Дом — это место, где мы вместе. Нам нравится на вопрос «Где ты чувствуешь себя местным?» отвечать перечислением стран, в которых мы жили. Это позволяет собеседнику лучше понять нашу историю и наш образ жизни.

Каково это – быть человеком мира?

Быть человеком мира – это быть открытым к другим культурам.

Фото

Нравятся наши тексты? Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!

Instagram    VK

Источник: https://organicwoman.ru/bez-gnezda-vse-o-kochevom-obraze-zhizni/

Степная культура в контексте развития кочевых народов

Хухэ М. Степная культура в контексте развития кочевых народов // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 477-479. — URL https://moluch.ru/archive/38/4462/ (дата обращения: 18.09.2018).

Исследование столь сложной и объемной темы как материальная и нематериальная культура степняков-кочевников занимает не одно поколение ученых и исследователей. Научное сообщество до сих пор находится в дискуссиях и спорах между дифференциацией степной культуры и кочевой культуры.

Степная культура и кочевая культуры в определенном смысле понятия идентичные, но есть качественные различия между ними которое не может быть проигнорировано исследователями.

В данном исследовании степная культура как социокультурный феномен, рассматривается в историко-культурном процессе развития кочевников. Кочевники (номады) сыграли немаловажную роль в истории и культуре степных народов.

При исследовании степной культуры и кочевой культуры, необходимо определить, что такое культура степная и кочевая культуры, хотя это сделать нелегко, но мы попытаться это сделать.

У всех монгольских народов была общая древняя культура, своими корнями, уходящая в центрально-азиатскую цивилизацию, ценности которой складывались в течение многих веков. XX век с его темпом жизни изменил мир самым принципиальным образом.

Во многих регионах мира произошли социальные революции, разрушившие традиционный уклад и вековые устои кочевников. Передвижение в истории народов мира имеет огромное значение. Завоевание внешней культуры связано с периодическими передвижениями отдельных человеческих сообществ.

Местоположение, окружающая среда, ее ресурсы, природные и климатические особенности в огромной степени определяли причины кочевания и размещения кочевых народов, их основные хозяйственные деятельности.

В зависимости от географической среды развивалась материальная культура народа, а от уровня его общественно-социального состояния и культура духовная [1, с. 8].

Кочевье – это особая социокультурная система, специфический культурный тип, связанный с особым образом жизни, мировоззрением, ценностями и т.п. Кочевой образ жизни народов степи сыграл важнейшую роль в создании оригинальной культуры и формировании других социальных систем.

Кочевание представляет собой уклад жизни людей, приручивших животных для обеспечения своей жизнедеятельности. Кочуя вместе со своим скотом, пастушеские народы осваивали естественную природу, идентифицируя себя как ее часть.

Ментальность кочевников определяется в первую очередь их хозяйственно-трудовой деятельностью – разведением, выпасом и содержанием одомашненных четвероногих животных для получения молока, мяса, кож и т.д. Культурно-историческое развитие мира номадов – это история постоянных конфликтов кочевников с оседлыми земледельческими народами.

Оседлость земледельческих культур, которые привязаны к земле это один из базовых элементов противопоставления кочевой культуре степи. Дифференциация между кочевым пастушеским и оседлым земледельческим образом жизни заключается в проблеме территориальности, природных ресурсов и культурно-поведенческих норм.

Кочевое сообщество отлично от земледельческого, как свободное животное, которое может передвигаться в окружающей среде, от растения, которое навсегда привязано к одному месту. Территориальное пространство земледельца это его земля или поселение с ее окрестностями, которое определено и ограничено [4, с.17].

Кочевники как самые подвижные категории населения Евразии, были подвержены частым передвижениям в поисках лучших пастбищ для скота, являлись основными проводниками культурных связей между кочевыми, охотничьими и оседлыми народами.

На культуру и искусство кочевников большое воздействие оказывали входившие с ними в соприкосновение народы земледельческой культуры. Но не следует преувеличивать значение этих контактов.

Кочевники перенимали у других народов только то, что соответствовало их эстетическим вкусам, что могло быть использовано в их довольно сложном кочевом скотоводческом хозяйстве [3, с.13]

В отличие от оседлого земледельца, укоренившегося на своей земле, кочевник-степняк находился в постоянном движении, поэтому для пастуха-кочевника пространство было безгранично в этом смысле географический кругозор земледельца, гораздо ограниченнее в отличие от пространственной осведомленности кочевника.

Кочевой народ все свое имущество перевозит и носит с собой и ни от чего не зависит. По мере кочевания по степям в поисках пастбищ для скота и свободных земель кочевые народы образовывали могучие империи от Китая до Европы. Основным занятием кочевников-степняков было скотоводство.

Они разводили крупный рогатый скот (быков, яков, сарлыков), лошадей, овец, коз и верблюдов. Существенную роль в хозяйстве кочевников играла охота. Они знали и земледелие [7, c. 16]. Номадизм это мобильный образ жизни, сущность которого заключается в постоянном перемещении по степи для поиска лучших условий существования.

Исследования показывают, что в культурах кочевых скотоводческих групп и народов, занимающихся охотой и рыболовством, имеются немало общих черт, свидетельствующих об интенсивных историко-культурных связях их между собою.

Эти общие черты нашли свое отражение в максимальном приспособлении искусства к условиям хозяйства и быта, в особенностях орнамента, украшающего одежду и обувь, посуду и утварь, сбрую и оружие, а также мужские и женские ювелирные изделия.

В современной науке выделяются некоторые категории кочевников: охотники и собиратели, такие как австралийские аборигены, арктические индуины, африканские кунгсаны, живущие в естественной природе, незнакомые с сельским хозяйством или животноводством; кочевники, занимающиеся торговлей и ремеслом, такие как туареги или цыгане, которые регулярно передвигаются с целью осуществления торговли или выполнения некоторых ремесленных работ; кочевые скотоводческие народы и племена от древних сарматов, скифов, гуннов до современных бедуинов, монголоязычных народов, сезонно кочующих со скотом с одного пастбища на другие [6].

Читайте также:  Где живет далай-лама – лидер тибетской школы буддизма?

Кочевники привлекали и дополнительные источники жизнеобеспечения. К ним относились такие формы ведения хозяйствования как охота, рыболовство, собирательство и земледелие. Так, одним из любимых занятий кочевников была охота, и зачастую она служила тренировкой навыков ведения военных действий.

Занятие земледелием (и в некотором отношении рыболовство) предполагало привязанности к определенному месту. Регулярные передвижения, связанные с овладением природой и поиском новых, удобных для занятий мест, относятся не только к кочевым народам. То же относится и к земледелию в его первоначальной форме. На заре земледелия человек является время от времени еще периодическим кочевником.

Перешедшие к занятию земледелием степняки считали свое состояние вынужденным и временным и при первой возможности приступали к кочеванию и занятию скотоводством. Одним из главных видов хозяйствования степняков-скотоводов являлось подвижное и экстенсивное скотоводство [2; 5]. Содержание скота на пастбищах в течение года определяло вид и состав стада домашних животных.

В первую очередь такими являлись лошади, которые могли доставать зимой корм из-под снега, а затем крупный рогатый скот, овцы и козы.

Пастбищно-стойловая форма содержания домашних животных наиболее распространенный тип хозяйства полукочевого скотоводства [8].

Для экстенсивного скотоводства как для специализированной формы кочевого скотоводства характерны следующие признаки: скотоводство является важнейшей хозяйственной деятельностью; возделывание земли вообще отсутствует, или практикуется в незначительном объеме; экстенсивное скотоводство, связано с выпасом скота на пастбищах круглогодично, без содержания в стойлах; скотоводческое хозяйство требует мобильности в пределах определенных территорий. Занятие скотоводством не единственная форма ведения хозяйствования кочевников-скотоводов некоторые степные племена и народы занимались торговлей. Ведение торговли с отдаленными странами осуществлялась разными способами, например, у некоторых народов и племен преобладала караванная торговля, у других – экспедиционная. С развитием земледелия и переходом к прогрессивному сельскому хозяйству перемещения ограничивались, а с определением системы чередования обработки земли на пашню и пар передвижения прекратились. С установлением оседлости меняется и форма человеческого жития. Община утверждается в определенной области, члены общины расселяются по соседству, родовая система переходит в систему поселений. Переход многих степных народов к занятию земледелием обуславливало оседлость и коренным образом повлияла на изменение отношения кочевника к степи. Вместе с тем в истории человечества кочевое скотоводство в течение длительного времени существовало параллельно с оседлым ведением хозяйства [6].

Кочевой образ жизни, скотоводство с элементами земледелия составляли основу традиционного хозяйственного уклада степняков-номадов и социальной организации степной культуры.

Итак, по нашему мнению степная культура это культура и образ жизни кочевых народов поколениями живущих в степях в этой конкретной природной среде.

Народы, живущие в степной среде, вступая во взаимодействие, в ходе межкультурного общения друг с другом и другими народностями, создали культурное наследие – подразумевающее мироустройство и мудрость кочевых народов, способы существования, образ жизни, методы производства, нравственные ценности, способы мышления, эстетические и религиозные убеждения, моральные качества, и т.д., которые в полной мере относятся к жизнедеятельности современных степняков и степной культуре. В настоящее время степная культура в процессе развития, образования и установлении границ государствами утратила способы кочевания как образ жизни и передвижения по степи со своим имуществом на дальние расстояния с целью поиска пастбищ для скота. Исследование культуры степи сегодня является своеобразным ключом к пониманию и разрешению конфликтов промышленников с современными степняками скотоводами в различных странах (например, КНР).

Литература:

  1. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Улан-Удэ, 2004. 228 с.

  2. Барфилд Т. Кочевое скотоводство во Внутренней Азии / Кочевая альтернатива социальной эволюции. М., 2002. С. 59 – 85.

  3. Кочешков Н.В. Проблемы историко-культурнных связей монголоязычных народов (на примере народного декоративного искусства XIX в. – середины XX в.) // Этнические и историко-культурные связи монгольских народов. Сб. ст. Улан-Удэ.: БФ СО АН СССР. 1983. 148 с.

  4. Тишков В.А. Культурный смысл пространства // V Конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. – Омск, 9-12 июня, 2003. С. 16-24.

  5. Хазанов А.М. Кочевники евразийских степей в исторической ретроспективе // Кочевая альтернатива социальной эволюции. М., 2002. С. 37-59.

  6. Церенова Ж.Н. Концепт «кочевье» в калмыцкой, русской и американской лингвокультурах. Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Волгоград. 2005 [Электронный ресурс]. URL: http://31f.ru/dissertation/page,2,474-dissertaciya-koncept-kocheve-v-kalmyckoj-russkoj-i-amerikanskoj-lingvokulturax.html (дата обращения: 02.02.2012).

  7. Цултэм Н.-О. Искусство Монголии. М.: Изобраз. Искусство. 1984. 232с., ил.

  8. Эрдниев У.Э. Калмыцкий фольклор как источник этнопедагогики (Опыт анализа) // Вопросы сравнительной этнографии и антропологии калмыков. Сб. науч. тр. КНИИИФЯ. Элиста, 1980. С. 102 – 109.

Основные термины (генерируются автоматически): степная культура, народ, кочевая культура, экстенсивное скотоводство, занятие земледелием, кочевое скотоводство, крупный рогатый скот, образ жизни, занятие скотоводством, окружающая среда.

Источник: https://moluch.ru/archive/38/4462/

Ответы@Mail.Ru: Кто такие кочевники?

КОЧЕВНИКИ – скотоводы, вынужденные перемещаться вседа на новое место из -за необходимости перемены пастбищ. Поэтому и жилища их были удобны для разборки и перевоза но новое место. У казахов это были ЮРТЫ. Особенно ценной для КОЧЕВНИКА была площадь, которая служила им для передвижения по огромным степным просторам.

Скот находился ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на ПОДНОЖНОМ КОРМУ. ( трава) . Степь давала молоко и мясо. Именно поэтому КОЧЕВНИКИ были вынуждены совершать постоянные передвижения – ежегодные переходы с зимних пастбищ ( стоянок) на летние, где много было травы, и прочих растений пригодных для пищи скоту.

Вот таков будет краткий ответ, если не вдаваться в историю КОЧЕВЫХ ПЛЕМЕН Центральной и Западной Азии.

Люди которые всегда перемещаются например эти на верблюдах

Люди такие, которые не знаю где остаться.

Это скотоводы, которые не живут на одном месте переезжают с места на место, восновном это жители азии

Это те кто ездит вокруг света и никогда нигде долго не будет.

Люди у которых нету дома, они КОЧУЮТ

которые сбежали из дому и живут в лесах

казахи-которые щас прикидываются оседлыми :))типа городские

Филин благодаря вашей империи мы уже не прикидываемся оседлыми а уже и есть оседлые. Вас то давно оседлали нас пока по временному интервалу лет как 100.

КОЧЕВНИКИ – скотоводы, вынужденные перемещаться вседа на новое место из -за необходимости перемены пастбищ. Поэтому и жилища их были удобны для разборки и перевоза но новое место. У казахов это были ЮРТЫ. Особенно ценной для КОЧЕВНИКА была площадь, которая служила им для передвижения по огромным степным просторам.

Скот находился ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на ПОДНОЖНОМ КОРМУ. ( трава) . Степь давала молоко и мясо. Именно поэтому КОЧЕВНИКИ были вынуждены совершать постоянные передвижения – ежегодные переходы с зимних пастбищ ( стоянок) на летние, где много было травы, и прочих растений пригодных для пищи скоту.

Вот таков будет краткий ответ, если не вдаваться в историю КОЧЕВЫХ ПЛЕМЕН Центральной и Западной Азии.

КОЧЕВНИКИ – скотоводы, вынужденные перемещаться вседа на новое место из -за необходимости перемены пастбищ. Поэтому и жилища их были удобны для разборки и перевоза но новое место. У казахов это были ЮРТЫ. Особенно ценной для КОЧЕВНИКА была площадь, которая служила им для передвижения по огромным степным просторам.

Скот находился ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на ПОДНОЖНОМ КОРМУ. ( трава) . Степь давала молоко и мясо. Именно поэтому КОЧЕВНИКИ были вынуждены совершать постоянные передвижения – ежегодные переходы с зимних пастбищ ( стоянок) на летние, где много было травы, и прочих растений пригодных для пищи скоту.

Вот таков будет краткий ответ, если не вдаваться в историю КОЧЕВЫХ ПЛЕМЕН Центральной и Западной Азии.

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/25041860

Кочевой образ жизни

Кочевой образ жизни

Наши представления о кочевой жизни во времена античности во многом определяются летописцами прошлого, для которых степные кочевники были, прежде всего, врагами. Поэтому неудивительно то противопоставление, которое возникло между кочевым скотоводством и оседлым земледелием.

Однако, как и все противоположности, они оказались связаны друг с другом, хотя бы торговыми и культурными связями. Другое распространенное заблуждение — считать кочевое скотоводство более примитивным занятием, нежели земледелие.

В действительности, скотоводство — более поздний феномен человеческой культуры, который не менее чем земледелие требует умения примеряться к климатическим условиям.

Скифия, V век до н.э.

Оседлым народам требовалась политическая и климатическая стабильность. Война и природные бедствия губили посевы. Например, Рим, так же как и перед тем Греция, покоился на спинах земледельцев и лишь затем на кошельках торговцев.

Греция и Рим были классическими государствами, построенными на понятии стабильность. Степные культуры не оставили нам каменных построек, книг и законов. Поэтому мы не имеем полного представления о том, как шло развитие их культуры.

Степь была совершенно иным миром, чуждым оседлым народам. Вильгельм Руйсбрукский писал в середине XII века о том, что степняки «придают мало внимания вещам своего мира. Они живут на земле, словно их нет здесь.

Они не возделывают почву, не строят домов, они только проходящие мимо странники, чувство, наполняющее их изнутри, заставляет их совершать долгие путешествия».

Чтобы понять кочевников и их образ жизни, необходимо определиться с тем, кто же такие эти кочевники. Известно несколько разновидностей кочевничества, мы же под кочевниками будем понимать людей, которые следуют за своими стадами в поисках воды и корма.

По определению кочевник — скотовод, круглый год живущий со своими стадами, совершающий периодические переходы в зависимости от условий климата и наличия корма для скота. По этой причине кочевники не могут создать постоянного государства. Кочевники живут племенами или кланами, их вожди получают свой статус за личные достоинства.

Кочевники обычно держатся небольшими группами по нескольку семей. Связь между группами семей достаточно слабая, причем отдельные семьи могут без проблем переходить из одной группы к другой. Вся жизнь кочевников крутится вокруг ухода за животными: овцами, конями, козами, верблюдами, яками или крупным рогатым скотом.

У кочевников нет фиксированных зимних и летних лагерей, они скитаются без определенного маршрута.

Скифы и сарматы вели кочевой или полукочевой образ жизни, они жили на огромной территории, не имея определенных границ. Впрочем, они имели представление о своей земле и могли говорить о вторжении. При этом они не знали о собственности на землю.

У них не было определенных зимних и летних стоянок, хотя некоторые места были лучше приспособлены для зимовок, а другие для летнего пребывания. Отсутствие у скифов представления о личной земельной собственности хорошо иллюстрирует рассказ Геродота о неудачной попытке Дария покорить скифов.

После долгой и безуспешной погони Дарий понял, что скифов невозможно покорить как народ, занимающий какую-либо территорию. На вопрос Дария, почему скифы не принимают бой, царь скифов Иданфирс ответил:

«Мое положение таково, царь! Я и прежде никогда не бежал из страх перед кем-либо и теперь убегаю не от тебя. И сейчас я поступаю так же, как обычно в мирное время. А почему я тотчас же не вступил в сражение с тобой — это я так объятню. У нас ведь нет ни городов ни обработанной земли. Мы не боимся их разорения и опустошения и поэтому не вступили в бой с вами немедленно.» (Геродот, 4.127).

Так как скифам нечего было оборонять, они знали, что персы рано или поздно уйдут, так и не захватив их степи.

Оседлые народы, жившие рядом со степью, содержали животных, но только в качестве дополнения к земледелию. Но истинные скотоводы живут лишь за счет своих стад, иногда помогая себе охотой. Однако, кочевые народы обычно не живут изолированно.

Они обменивают продукты животноводства у оседлых народов на зерно, ткань и ремесленные товары. Кроме того, кочевники покупали оружие, а также предметы роскоши, которые скрашивали им тяжелую кочевую жизнь. Например, скифы были большими любителями вина, которое они покупали у греков из черноморских колоний.

Страбон упоминает о такой торговле между греками и скифами, описывая Танаис, греческую колонию на Черном море:

«Это был обычный рынок, составленный частично азиатскими, а частично европейскими кочевниками, а также теми, кто приплыл из-за Боспора. Кочевники приносили рабов, кожи и другие вещи, которые могут добывать кочевники. А приплывшие продавали одежду, вино и другие плоды цивилизации» (Страбон, 9.2.3).

Важность такой торговли не следует недооценивать, поскольку для современников невозможность вести подобную торговлю была весьма болезненной. Гунны, разграбив Европу, в итоге заключили мир с Римом, главным образом для того, чтобы можно было вести торговлю.

Рекомендуем ознакомится: http://ciwar.ru

Источник: http://worldunique.ru/punkt-1/istoriya/34124-kochevoj-obraz-zhizni