Далай-лама XIV

Далай-лама XIV (Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо) – духовный лидер последователей тибетского буддизма. Лауреат Нобелевской премии мира (1989). До 27 апреля 2011 года также возглавлял Тибетское правительство в изгнании (его сменил Лобсанг Сангай).

Далай-лама XIV, Тэнцзин Гьямцхо, является духовным лидером тибетского народа. Тибетские буддисты верят, что Далай-ламы являются воплощениями на земле Авалокитешвары (Ченрези), Бодхисаттвы Сострадания; они рождаются здесь, чтобы служить людям. Признанный Далай-ламой Лхамо Дхондруб получил новое имя – Чжецун Чжампел Нгагванг Ешэ Тэнцзин Гьямцхо. 

Место рождения. Образование. Далай-лама XIV родился 6 июля 1935 в бедной крестьянской семье в маленькой деревушке Такцер, расположенной на северо-востоке Тибета в провинции Амдо. Сейчас эти земли входят в состав китайской провинции Цинхай.

Его отец Чойкьон Цэринг и мать Сонам Цомо (её имя было в дальнейшем изменено на Дики Цэринг), занимались выращиванием овса, пшеницы и картофеля. При рождении он получил имя Лхамо Тхондуп “богиня, исполняющая желания”.

В Тибете при выборе имён не учитывают пол младенца, поэтому будущий Далай-лама получил женское имя. Лхамо был девятым из шестнадцати детей в семье (выжили – семь). Самой старшей была его сестра Цэринг Дролма.

Старший брат, Тхубтен Джигме Норбу, был признан реинкарнацией высокого ламы Такцер Ринпоче, и в дальнейшем стал настоятелем одного из самых знаменитых монастырей Тибета – Кумбум. Ещё один брат, Лобсанг Самтен, тоже стал монахом.

В 1909 Далай-лама XIII, совершая паломничество по святым местам, посетил деревню Такцер. Он отметил красоту этого места и сказал, что хотел бы вернуться сюда вновь. В 1937, уже после кончины Далай-ламы XIII, в деревню Такцер прибыла особая группа лам, искавшая его новое воплощение.

После соответствующих испытаний (в частности, когда ему показали различные реликвии и игрушки предыдущего Далай-ламы, он сказал: “Это моё, это моё!”) двухлетний Лхамо Тхондруб был признан реинкарнацией своего предшественника. Сам Далай-лама XIV считает, что далеко не все инкарнации далай-лам были подлинными.

Он уверен, что является воплощением Далай-ламы V (которого в Тибете называют за заслуги “Великий Пятый”), так как в детстве у него было очень много ярких снов, связанных с этой прошлой жизнью.

Далай-лама обучался с шести до двадцати пяти лет от роду, чтобы получить высшую учёную степень геше-лхарамба (“доктора буддийской философии”). В возрасте двадцати четырёх лет он сдал предварительные экзамены в трёх главных монастырских университетах Тибета: Дрепунге, Сэре и Гандене.

Заключительные экзамены прошли в главном храме Лхасы во время ежегодного молитвенного празднества (монлама) зимой 1959 года. Утром в экзаменационный день Далай-лама сдавал экзамены по логике тридцати учёным. Во второй половине дня он участвовал в философском диспуте с пятнадцатью учёными. Вечером тридцать пять учёных экзаменовали его по вопросам монашеской дисциплины и метафизики.

Далай-лама блестяще сдал все экзамены в присутствии более 20 000 учёных-монахов и получил звание геше-лхарамбы.

Восхождение на трон. Восточный район Тибета, где находилась деревня Такцер, был под контролем Китая. После длительных переговоров между тибетским правительством и местной администрацией, 10 июля 1939 года 4-летний Лхамо в составе большого каравана отбыл из родительского дома в направлении столицы Тибета. Через 3 месяца, в октябре 1939 года, караван прибыл в Лхасу.

Далай-лама был возведён на трон 22 февраля 1940 в Лхасе, столице Тибетского государства.

После вторжения в Тибет китайских коммунистов в 1949 и в 50-х годах и одобрения им Соглашения по мирному освобождению Тибета в 1951 году, он в течение девяти лет предпринимал попытки мирного сосуществования с центральной властью КНР.

После подавления антикитайского восстания он был вынужден оставить Лхасу в ночь на 17 марта 1959 года, чтобы найти убежище в Индии. С этого времени живёт в Дхарамсале (штат Химачал-Прадеш), где находится Тибетское правительство в изгнании.

Председатель Тибетского правительства в изгнании. В марте 2011 года Далай-лама объявил о сложении с себя полномочий политического лидера Тибета в пользу демократически избранного правительства, подчеркнув при этом, что останется духовным лидером тибетцев.

Вскоре после этого были проведены всенародные выборы, по результатам которых премьер-министром Тибета стал 44-летний юрист Лобсанг Сангай (Lobsang Sangay). Для официальной передачи власти Далай-лама подписал поправки в конституцию Тибета.

В измененном варианте конституции отмечается легитимность Центральной тибетской администрации (ЦТА), в частности, ее демократически избранных институтов, в качестве законного представителя тибетского народа. Ранее эти обязанности возлагались и на ЦТА, и на Далай-ламу.

Самого Далай-ламу новая конституция определяет как “защитника и символа Тибета и тибетского народа”.

Социальная позиция. Далай-лама напоминает, что буддизм считает аборты убийством, однако отмечает при этом, что могут быть исключения, если ребенок будет иметь серьезную умственную отсталость или его рождения создаст серьезную проблему для родителей, следовательно, нужно принимать или осуждать аборты в зависимости от конкретной ситуации.

В Тибете мясо является самым распространенным продуктом питания, поэтому так сложилось исторически, что тибетские монахи, включая Далай-ламу, употребляют мясо.

В течение некоторого времени Далай-лама был вегетарианцем, но после заболевания язвой врачи посоветовали ему вернуть мясо в рацион.

Поэтому было довольно большой неожиданностью, когда Далай-лама прилетел в США, и во время посещения Белого Дома ему предложили вегетарианское меню, на что он заявил: “Я буддийский монах, а не вегетарианец”.

В 2001 году Далай-лама сказал одной девочке из школы в Сиэтле, что допустимо стрелять в кого-то, кто имеет оружие, если он пытается вас убить, но добавил при этом, что выстрел не должен привести к смертельному исходу.

В 2012 году Далай-лама в своем блоге в написал: “Я все больше убежден, что пора искать духовность и этику вне религии”.

Награды. Нобелевская премия мира. В сентябре 1987 года Далай-лама предложил политическую программу под названием Зона ахимсы или Зона мира (англ.

Zone of Ahimsa), заключающуюся в расширении “полностью демилитаризированной зоны ненасилия, которой он предлагает сделать сначала Тибет, до размеров земного шара”.

В программе предполагается, что Тибет как зона мира будет освобождён от любых видов оружия и будет местом гармонического сосуществования человека и природы.

За выдвижение плана, как его ещё называют, “срединного пути” Далай-лама XIV был удостоен Нобелевской премии мира в октябре 1989 года.

Нобелевский комитет отметил постоянное противодействие Далай-ламы применению насилия в борьбе за освобождение Тибета от китайской оккупации и его конструктивные и дальновидные предложения для решения международных конфликтов, вопросов о правах человека и глобальных экологических проблем”.

В 2007 году награждён высшей наградой США – Золотой медалью Конгресса.

Далай-лама XIV в киноискусстве. Воспоминания о своём семилетнем общении с Далай-ламой XIV австрийский путешественник, альпинист и писатель Генрих Харрер описал в книге “Семь лет в Тибете”, переведённой на 53 языка мира. В 1997 году по этой книге был снят одноимённый фильм с Брэдом Питтом в главной роли.

22.12.2017 г.

Источник: http://file.liga.net/persons/dalay_lama-xiv

Далай-лама XIV – наместник будды на земле (стр. 1 из 2)

Министерство образования и науки республики Казахстан

Алматинский колледж новых технологий

Реферат

по предмету

«культурология»

на тему:

«Далай-лама XIV :

наместник будды на земле »

Выполнил: учащаяся ТОР-23-К

Сенникова

Проверила:

Алматы 2000

Встреч с ним ищут звезды Голливуда, ведущие политики и бизнесмены. Он удостоен Нобелевской премии и других высоких наград. Единственное, чего лишен Далай-лама XIV , – это права вернуться на родину и быть официальным партнером лидеров великих держав.

Его Святейшество Далай – лама – воплощение бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары, Великий Учитель.

Сочетание Далай Лама, означает “высший”, “океан мудрости”. Это высший лама в традиции Гелуг тибетского буддизма. Так исторически сложилось, что Далай Ламы являются главами тибетского правительства, резиденция которого находилась в Лхасе, во дворце Потала.

Считается, что Далай Ламы являются воплощением бодхисаттвы сострадания Авалокетишвары и сознательно реинкарнируются, из жизни в жизнь. То есть для тибетцев, Далай Лама живший 500 лет назад и нынешний, по сути – один и тот же человек.

К настоящему времени, насчитывается уже 14 Далай Лам. Последний, Тэнзин Гьяцо родился 6 июля 1935-го года и здравствует по настоящее время. К Далай Ламам принято обращаться уважительно, говоря о них Его Святейшество. Вы можете подробнее познакомиться с биографией Его Святейшества Далай Ламы XIV Тэнзин Гьяцо.

С точки зрения политики и организации общества, именно Далай Лама является руководителем тибетцев.

С точки же зрения буддизма вообще, Далай Лама является одним из нескольких лам, держателей традиции тибетского буддизма . То есть помимо него, есть и другие ламы, сознательно раинкарнирующиеся и являющиеся держателями традиции (например, Кармапа).

Многие европейцы, до сих пор находятся в заблуждении, считая Его Святейшество Далай Ламу “главным буддистом всех времен и народов”. Само понятие Главный, в буддизме не отражает такой четкой подчинительной иерархии как у нас.

Положение человека в “буддистском обществе” определяется в первую очередь его духовными заслугами и делами. Так же, как например, сравнивая две яблони в своем саду, мы судим их не по возрасту, а по вкусу и сочности плодов, которые они приносят.

Именно поэтому, у всех буддистов и знающих его людей, Его Святейшество Далай Лама пользуется искренним и безмерным уважением.

Далай-лама XIV, в мирской жизни Тенцзин Гьятсо (при рождении он также получил имя Лкхамо Тхондуп, что означает «Богиня, исполняющая желания»), родился 6 июля 1935 г. (год Дерева Свиньи согласно тибетскому календарю). В небольшой деревушке Амдо на северо-востоке Тибета.

Его отец Чойкьон Цэринг и мать Сонам Цомо (ее имя было в дальнейшем изменено на Дики Цэринг) были простыми крестьянами. В своей автобиографии “Моя земля и мой народ” Его Святейшество пишет: “Если бы я родился в богатой аристократической семье, я бы не смог проникнуться чувствами и чаяниями беднейших тибетцев.

Но благодаря своему простому происхождению я могу понять их, предвидеть их мысли, и именно поэтому я так сильно сострадаю им, и всегда пытался сделать все, чтобы облегчить их долю”. Очевидцы свидетельствовали, что это был вполне обычный ребенок, ничем не отличавшийся орт своих сверстников.

Но когда ему исполнилось пять лет, он поразил не только своих родных и близких, но и весь мир- в соответствии с религиозной традицией его объявили преемником умершего Далай-ламы XIII.

В отличие от других мировых религий, где избрание духовного лица происходит традиционным путем – при помощи тайного ания и при участии только церковных иерархов (на закрытых конклавах в Ватикане или в ходе поместных соборов Русской православной церкви), выборы, а, вернее, поиски Далай-ламы являют собой сложнейший мистический ритуал. После смерти одного ламы на Львиный трон в тибетской столице Лхасе садится другой, считающийся реинкарнацией своего предшественника, а еще точнее – самого первого Далай-ламы. Происходит таинство, объяснить которое, по выражению Далай-ламы XIV, «могут только боги».

В последний раз чудо совершилось почти 70 лет назад.

В середине декабря 1933 обитатели дворца Потала – духовного центра ламанизма в Тибете – были по-особому сдержаны и торжественны. Далай-лама XIII – «истинно покорный, превосходнейший самосуществующий Будда Запада»- доживал последние дни.

Смерть, по буддийским верованиям, над живыми существами не властна: покинув телесную оболочку священного старца, его божественная сущность через девять месяцев должна была воплотиться в чистом и безгрешном младенце мужского пола.

17 декабря 1933 года Далай-лама XIII тихо скончался, и стоявшие у его изголовья священнослужители приступили к поиску преемника.

Забальзамированное тело умершего посадили на трон во дворце Потала. Спустя какое-то время его голова повернулась с юга, куда она смотрела изначально, на северо-восток. Чуть позднее регент-правитель Тибета увидел в священном озере Лхамо Латсо мерцание букв и очертание дома с можжевеловой крышей. Буквы сложились в название местности Андо, куда и отправилась экспедиция монахов.

Лишь в 1937 году желанная цель была обнаружена. Ребенок по имени Тенцзин Гьятсо, которому глава экспедиции показал некоторые вещи покойного Далай-ламы, признад их за свои и даже, как гласит молва, назвал не только имена близких умершего, но и рассказал о некоторых интимных сторонах его жизни. Откуда он знал это, не может объяснить даже сам Далай-лама XIV: «просто интуитивно».

Читайте также:  Морин хур — музыкальный инструмент монголии и бурятии

Кстати, сложный ритуал поиска преемника и до его официального возведения в сан за малолетнего Далай-ламу XIV правили регенты; в 1950 году он был досрочно провозглашен верховным иерархом ламаистко й церкви и объявлен «самостоятельным».

Спешка объяснялась чисто политическими мотивами – новая коммунистическая власть в Пекине не скрывала, что намерена присоединить независимый с 1911 года Тибет к КНР.

Через два месяца после возведения Далай-ламы на трон народно-освободительная армия Китая оккупировала 1,5-миллионную страну.

В ходе переговоров с иерархом Мао Цзэдун пообещал, что верховный монах Тибета займет особое положение в новой административной структуре, и, по сути, сохранит за собой права суверенного монарха. В середине 50-х Далай-лама стал заместителем председателя Постоянного комитета ВСНП (парламента).

Однако фактически всем в Тибете распоряжался представитель Китайской компартии. По указанию Пекина в Тибете начался невиданный эксперимент в духе известной маоисткой теории «большого скачка» – одним махом «перекинуть» архаичный Тибет из феодализма в светлое будущее. В закрытую доселе страну тысячами шли воспитатели-пропагандисты председателя Мао.

Те, кто противился «коммунизации Тибета», беспощадно искоренялись.

В 1959 году жители Лхасы подняли восстание против «построения социализма» и засилья китайской культуры. Восстание подавили танками и артиллерией, а далай-лама вместе с семьей, личной гвардией им несколькими тысячами ближайших сподвижников бежал в Индию.

Правительство Индии по просьбе Далай-ламы предоставило ему 10 самолетов «Дакота» для перевозки драгоценностей ламаистской церкви (около 12 тонн золота и 18 тонн серебра) в Калькутту. Основав в североиндийском Дхармсале правительство в изгнании, духовный лидер Тибета провозгласил тактику «ненасильственного сопротивления».

С 1960 года Его Святейшество живет в Индии, в городе Дхарамсала (штат Химачал Прадеш). Этот город часто называют “маленькой Лхасой”.

Его Святейшество делал и делает все возможное, чтобы в Индии сохранить сокровища тибетской цивилизации, которая была почти полностью уничтожена в Тибете в период с 1955 по 1979 год: 99% монастырей были разрушены полностью, уничтожены бесчисленные произведения буддийского искусства и памятники литературы, длительное время под запретом находилась сама религия.

Политику Пекина в отношении своей родины он открыто называет геноцидом, результатом которого стали смерть 1,2 миллиона тибетцев, разрушение 6254 монастырей и полное уничтожение традиционного тибетского общественного уклада.

Но далай-лама уверен, что перевоспитать власти КНР могут не грубая сила, не террор, а его веское слово и поддержка мирового сообщества. С первых лет своего изгнания его Святейшество не раз обращался в ООН по проблеме Тибета.

Эти обращения имели свои результаты – 3 резолюции, принятые Генеральной ассамблеей в 1959, 1961 и 1965 годах, призывающие Китай к соблюдению прав тибетского народа, включая право на самоопределение.

Режиссер Бернардо Бертолуччи снял про детские годы Далай-ламы XIV фильм «Маленький Будда», отмеченный «Оскаром», а в 1989 году тибетский лидер был удостоен Нобелевской премии мира. В КНР же он был объявлен человеком вне закона. Только за хранение его изображения жителям Тибета грозит трехлетний срок заключения.

До поры до времени непререкаемым считалось вести поиск преемника умершего Далай-ламы внутри самого Тибета или близ его границ – в Индии или в Непале. Тем более неукоснительно соблюдалась традиция, когда новым верховным монахом становился представитель мужского пола.

Первым, кто решился высказаться против этого, стал сам 67-летний «живой Будда».

В начале в одном из интервью он заявил, что не видит ничего зазорного, если новым реинкарнируемым Далай-ламой станет женщина: «даже столетия назад в Тибете имелись высокопоставленные женщины-ламы.»

В прошлом году Далай-лама XIV заявил, что, если во время его земной жизни Тибет не добьется независимости от Китая, к новой жизни он должен будет возродиться только на территории свободного государства.

А именно – реинкарнируется в любой другой стране, возможно, не очень благосклонно настроенной к Китаю.

В переводе с Тибетского на язык политический это заявление означает, что в случае непредоставления Тибету независимости или по крайней мере автономии влияние Пекина на выбор следующего Далай-ламы будет равно нулю, что равносильно объявлению Китаю религиозной войны.

Источник: http://MirZnanii.com/a/128766/dalay-lama-xiv-namestnik-buddy-na-zemle

Фонд “Дхармарадж” им. Дандарон Б.Д

ДАЛАЙ – ЛАМА О ШКОЛАХ БУДДИЗМА (08.11.2016)

Порой нам приходится слышать, что приверженцы школы Гелуг уделяют слишком много внимания интеллектуальному аспекту, а используемый ими анализ и логическое размышление препятствуют медитации и тормозят духовное развитие. Я лично считаю, что это глупые разговоры, которые люди ведут от недостатка знаний.

Проявлять узость мышления в отношении писаний или линий преемственности Дхармы из сектантского фанатизма все равно, что превращать целебное лекарство в яд. Мания величия в религиозной сфере делает из человека глупца.

Я получил монашеское посвящение и прошел обучение в школе Гелуг, но все линии тибетского буддизма очень тесно связаны между собой, и, к примеру, одна из основных медитаций в школе Гелуг относится к линии преемственности, которую принес в Тибет основатель школы Кагью, Марпа Лоцава.

Моя практика на тридцать процентов состоит из учений Ньингмапинской линии преемственности. Я также встречался и обменивался идеями со многими японскими учителями, последователями Тхеравады и другими. Большинство тибетских лам поступает именно таким образом. Когда приходит понимание природы духовного пути, нет надобности искать противоречия между разными формами буддийской практики.

***

Будда передал широкое разнообразие учений не для того, чтобы смутить умы людей и заставить их гадать, что есть чистый буддизм, а что ― нет; что есть высший уровень, а что ― низший. Любой, кто обрел глубинное понимание намерения Просветленных, сумеет распознать чистую Дхарму в каждом слове каждого наставника, к какой бы традиции или линии преемственности он ни принадлежал.

… Подобно тому как путешественник, перемещающийся из страны в страну, должен облачаться в одежды разного рода, чтобы адаптироваться к тем или иным климатическим условиям, так и всякая линяя преемственности Дхармы, распространяясь, приобретала свой собственный уникальный характер, дабы соответствовать духу эпохи и особенностям той или иной культуры.

Тем не менее, если мы обратимся к истокам данной линии преемственности, то обнаружим, что она идет от самого Будды Шакьямуни и никогда не прерывалась.

У того ученика, который однажды открывает для себя всю широту и глубину учений Будды, собранных воедино и истолкованных древнеиндийскими Учителями буддизма, такими как Нагарджуна, Асанга, Васубандху, Дхармакирти, незамедлительно само собой рождается почтительное отношение к любой из линий преемственности Дхармы.

Нам также следует стараться придерживаться в своих взглядах подобного подхода, которым руководствовались многие Учителя прошлого.

И это вовсе не означает, что мы должны смешивать все практики, превращая их в один большой суп.

Скорее, мы должны быть открыты для всех учений, являющих собой достоверную передачу мысли Просветленных, а также источник знания, которое может поддержать и укрепить ту линию преемственности, которую мы для себя избрали.

Перевод с тибетского Гленн Муллин
Перевод с английского Елена Лохнина

(Средний балл: 5,00)
Загрузка…

Далай-Лама

Источник: http://www.dandaron.com/dalaj-lama-o-shkolax-buddizma/

Далай-Лама XIV как духовный лидер всего человечества

?Николай Подосокорский (philologist) wrote,
2015-07-06 01:01:00Николай Подосокорский
philologist
2015-07-06 01:01:00“Настоящее счастье происходит от чувства братства”

6 июля одному из крупнейших духовных лидеров современного мира, Далай-Ламе XIV исполняется 80 лет.

Тэнцзин Гьямцхо (одно из имен нынешнего Далай-Ламы) – не только живой символ сопротивления тибетского народа, но и один из духовных учителей всего человечества, призывающий видеть в каждом ближнем друга и брата, независимо от его национальности или религии. До 2011 года он также возглавлял Тибетское правительство в изгнании.

Буддисты верят, что что Далай-ламы являются воплощениями на земле Авалокитешвары (Ченрези), Бодхисаттвы Сострадания; они рождаются здесь, чтобы служить людям. Примечательно, что Далай-Лама XIV в интервью Би-би-си в декабре 2014 года сказал, что, вполне возможно, у него не будет преемника.

Это еще раз доказывает, что мир стоит на пороге каких-то глобальных перемен, ведь, согласно известному “Пророчеству о римских папах” святого Малахии (XII век), нынешний глава римско-католической церкви Франциск также является последним римским папой.

80-летняя жизнь Далай-Ламы была чрезвычайно богата на события. Как сообщает Википедия, он родился 6 июля 1935 в бедной крестьянской семье в маленькой и бедной деревушке Такцер, расположенной на холме над широкой долиной на северо-востоке Тибета в провинции Амдо. Девять его братьев и сестёр умерли в раннем детстве. При рождении он получил имя Лхамо Тхондуп («богиня, исполняющая желания». В Тибете при выборе имён не учитывают пол младенца, поэтому будущий Далай-лама получил женское имя. Об этом он сам вспоминал с юмором). Лхамо был девятым из шестнадцати детей в семье (выжили — семь). В своей автобиографии «Моя земля и мой народ» Далай-лама XIV пишет: «Если бы я родился в богатой аристократической семье, я бы не смог проникнуться чувствами и чаяниями беднейших тибетцев. Но благодаря своему простому происхождению я могу понять их, предвидеть их мысли, и именно поэтому я так сильно сострадаю им и всегда пытался сделать всё, чтобы облегчить их долю».

В 1937 году после кончины Далай-ламы XIII (умер 17 декабря 1933 года), в деревню Такцер прибыла особая группа лам, искавшая его новое воплощение.

После соответствующих испытаний (в частности, когда ему показали различные реликвии и игрушки предыдущего Далай-ламы, он сказал: «Это моё, это моё!») двухлетний Лхамо Тхондруб был признан реинкарнацией своего предшественника. Сам Далай-лама XIV считает, что далеко не все инкарнации далай-лам были подлинными.

Он уверен, что является воплощением Далай-ламы V (которого в Тибете называют за заслуги «Великий Пятый»), так как в детстве у него было очень много ярких снов, связанных с этой прошлой жизнью. Восточный район Тибета, где находилась деревня Такцер, был под контролем Китая.

После длительных переговоров между тибетским правительством и местной администрацией, 10 июля 1939 года 4-летний Лхамо в составе большого каравана отбыл из родительского дома в направлении столицы Тибета. Через 3 месяца, в октябре 1939 г., караван прибыл в Лхасу.

Далай-лама XIV Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо во младенчествеДалай-лама был возведён на трон 22 февраля 1940 в Лхасе, столице Тибетского государства. После вторжения в Тибет китайских коммунистов в 1949 и в 50-х годах и одобрения им Соглашения по мирному освобождению Тибета в 1951 году, он в течение девяти лет предпринимал попытки мирного сосуществования с центральной властью КНР. После подавления антикитайского восстания он был вынужден оставить Лхасу в ночь на 17 марта 1959 года, чтобы найти убежище в Индии. С этого времени он живёт в Дхарамсале (штат Химачал-Прадеш), где находится и Тибетское правительство в изгнании.

В России Далай-Лама XIV был трижды – в 1991, 1992 и 2004 годах – все три раза он посещал с краткими визитами Калмыкию, большинство населения которой исповедует буддизм.

Российские буддисты неоднократно выражали надежду увидеть его с более продолжительным визитом, однако, всё упирается в недовольство правительства Китая, с которым Кремль не хочет портить отношения.

Более того, в сентябре 2014 года Далай-Лама XIV подверг резкой критике политику Владимира Путина,заявив, что тот слишком долго находится у власти в своей стране. “Господин Путин был сначала президентом, потом премьер-министром, потом снова президентом. Это многовато…

Это демонстрирует, что он имеет эгоцентричную установку: я, я, я!”, – сказал духовный лидер буддистов, подчеркнув, что именно в этом кроется корень российских проблем.

Далай-лама также отметил, что в отличие от Китая Россия и ее президент Путин в настоящий момент не стремятся стать частью глобальной политической системы и в течение длительного времени принимать международные правила игры. Он подчеркнул, что “Путин, похоже, пытается возвести новую Берлинскую стену, но при этом наносит ущерб своей стране”. По его мнению, изоляция для России – сродни самоубийству.

Читайте также:  Правила поведения в дацане – буддийском храме

Визит Далай-Ламы в Калмыкию, сентябрь 1992 года.

Сам Далай-Лама является довольно открытым и современным человеком. На его страницу в фейсбуке и аккаунт в твиттере подписаны более 11 миллионов человек. Для сравнения, у официального аккаунта папы Франциска в твиттере менее 7 млн.

подписчиков, а у официальной страницы патриарха Кирилла в соцсети ВКонтакте – менее 0,15 млн. читателей. Официальный сайт Далай-Ламы существует на многих языках, в том числе на русском.

“Он часто повторяет, что в нынешнем воплощении у него есть три основных обязательства: разъяснять людям важность общечеловеческих ценностей и секулярной этики, способствовать гармонии между представителями разных вероисповеданий и оказывать помощь тибетскому народу в его стремлении сохранить свою самобытность, культуру и религию. Каждый, кому близки идеи гуманизма, ненасилия и сострадания, непременно найдет опору и вдохновение в каждодневных трудах Его Святейшества Далай-ламы”, – говорится на главной странице русскоязычной версии его сайта.

В 1989 году Далай-Лама XIV получил Нобелевскую премию мира “за неустанную проповедь добросердечия, любви и терпимости в отношениях между отдельными людьми, сообществами и народами”. На следующий год после его награждения эту премию получил Михаил Горбачев…

В своей нобелевской речи, произнесенной 10 декабря 1989 года в Осло, Далай-Лама, в частности, сказал следующее: “Независимо от того, уроженцами какой части мира мы являемся, мы все в основе своей одинаковые человеческие существа. Мы все стремимся к счастью и пытаемся избежать страданий.

У нас одни и те же основные человеческие потребности и заботы. Все мы, люди, хотим быть свободными и иметь право определять свою судьбу как индивидуально, так и в качестве народов. Это человеческая природа.

Огромные перемены, происходящие по всему миру, от Восточной Европы до Африки, служат ясным подтверждением этому”.

Далай-Лама в 1989 годуКоснувшись вопроса о преследованиях тибетцев в коммунистическом Китае, Далай-Лама также заявил: “Как буддийский монах, я забочусь обо всех членах человеческой семьи, и вообще обо всех чувствующих существах, испытывающих страдания. Я считаю, что все страдания происходят от неведения. Люди причиняют боль другим в эгоистической погоне за счастьем, или удовлетворением. Но настоящее счастье происходит от чувства братства. Нам нужно развивать чувство универсальной ответственности друг за друга и за нашу общую планету. И хотя я нахожу свою собственную буддистскую религию полезной для развития любви и сострадания, даже по отношению к тем, кого мы считаем своими врагами, я убежден, что каждый может воспитывать в себе доброе сердце с помощью, или без помощи, религии.С постоянно растущим влиянием науки на нашу жизнь, религии и духовности должна принадлежать большая роль в том, чтобы напоминать нам о нашей человечности. Между тем и другим нет противоречий. Наука и религия помогают нам лучше понять одна другую. Как наука, так и учения Будды говорят нам о фундаментальном единстве всех вещей. Понимание этого чрезвычайно важно, если мы собираемся предпринять действенные и решительные меры по такой назревшей глобальной проблеме, как экология”.В начале 2000-х годов Далай-Лама сформировал 18 правил жизни. Они звучат следующим образом:1. Примите во внимание, что большая любовь и большие успехи связаны с большим риском.2. Когда вы проигрываете, вы не теряете накопленный опыт.3. Следуйте вечным трем правилам:- уважай себя,- уважай других,- не уходи от ответственности за свои действия.4. Помните, что не всегда то, что вы хотите – действительно вам нужно.5. Учите правила, чтобы вы знали как их правильно нарушать.6. Не позволяйте маленькому спору разрушить большую дружбу.7. Если вы ошиблись – немедленно сделайте всё, чтобы исправить ошибку.8. Иногда нужно прислушиваться к себе, наедине.9. Чувствуйте себя свободными, но не нарушайте границ.10. Помните, что иногда молчание является лучшим ответом.11. Проживите достойную жизнь, чтобы потом, в старости, вам было что вспомнить.12. Любящая атмосфера является основой для вашей жизни.13. В спорах говорите только о настоящем, не припоминайте прошлое.14. Делитесь своими знаниями. Это способ достичь бессмертия.15. Будьте нежны с Землей. Любите её.16. Раз в год отправляйтесь туда, где вы никогда не были раньше.17. Помните, что лучшие отношения, это те, в которых каждая половинка, с кем бы она не была, помнит о друг друге.

18. Иногда нужно отказаться от того, что вы хотите, чтобы получить это.

Вы также можете подписаться на мои страницы в фейсбуке: https://www..com/podosokorskiy

и в твиттере: https://.com/podosokorsky Далай-лама, буддизм, мораль

  • Пятигорский А.М. Избранные статьи по индологии и буддологии: 1960-1970-е годы / Отв. ред. Л.Н. Пятигорская; сост. В.Г. Лысенко. – М.: РГГУ, 2018. -…
  • Махавайрочана-сутра / пер. с кит., предисл., примеч., прил. А.Г. Фесюна. – М.: Восточная литература, 2018. – 718 с. ISBN: 978-5-02-039787-3.…
  • В Москве разрушается буддийская ступа «Трех Драгоценностей», расположенная недалеко от Кремля, на территории старинной усадьбы Лопухиных…
  • Тайваньская компания Acer анонсировала выпуск умных молитвенных четок для буддистов. Разработчики оснастили одну из деревянных бусин специальным…
  • Винокуров Владимир Васильевич, Давыдов Иван Павлович, Дмитриев Сергей Владимирович, Панин Станислав Александрович, Родиченков Юрий Фёдорович, Сурина…
  • Торчинов Е.А. Путь Будды. Словарь. – СПб.: Пальмира, 2017. – 295 с., илл. Евгений Алексеевич Торчинов (22 августа 1956 — 12 июля 2003) —…
  • Капра Ф. Дао физики. Исследование параллелей между современной физикой и восточной философией. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 368 с. ISBN…
  • Полиция разыскивает вандалов, которые осквернили самую северную буддийскую ступу, установленную в Апатитском районе, – сообщает NEWSru со ссылкой на…
  • Сандо Кайсен. Дзэн. Медитация без Медитации / Пер. с польского А. Рымарь. – М.: Ганга, 2017. – 176 с. Тираж 1200 экз. Сущность практики дзэн —…

Источник: https://philologist.livejournal.com/7674350.html

ДАЛАЙ-ЛАМА XIV

ДАЛАЙ-ЛАМА XIV (Тенцзин Гьяцо) (14-th Dalai Lama, Tenzin Gyatso) (р. 1935) – духовный лидер буддистов Тибета, Монголии, Бурятии, Тувы, Калмыкии и Бутана, лауреат Нобелевской премии мира 1989. (См. также ДАЛАЙ-ЛАМА)

Тенцзин Гьяцо (в переводе с тибетского – «океан держатель учения») родился 6 июля 1935 в крестьянской семье в северо-восточной тибетской провинции Амдо. Согласно тибетской традиции, в 2 года его признали воплощением (реинкарнацией) его предшественника Далай-ламы XIII.

В 6 лет началась его подготовка к будущей миссии – изучение «пяти больших наук» (логики, тибетского искусства и культуры, санскрита, медицины, буддийской философии) и «пяти малых наук» (поэзии, музыки и драматического искусства, астрологии, словесности).

В 25 лет стал доктором буддийской философии, с отличием сдав экзамены в три крупнейших монастырских университета (Дрепунг, Сэра и Ган-дэн), а также в университете в Джокханге (Лхаса).

В 16 лет (1950) был возведен в сан духовного и светского главы Тибета на фоне начавшегося в 1950 вступления в Тибет китайских войск под лозунгами борьбы с мировым империализмом. После присоединения Тибета к КНР в 1951, Далай-лама занял символический пост вице-президента Постоянного комитета (реальная власть сосредоточена в руках китайского генерал-губернатора).

В 1951 Далай-Лама заключил с центральным правительством «соглашение о мероприятиях по мирному освобождению Тибета», которое предоставляло Тибету фактическую национальную автономию в составе КНР.

Занимал государственные посты: члена Всекитайского комитета Народного консультативного совета Китая (1951–1959), депутата всекитайского собрания народных представителей (1954–1959), председателя подготовительного комитета по созданию в составе КНР Тибетского автономного района, почетного председателя Китайского общества буддистов (1953–1959).

В середине 1950-х в Тибете при поддержке ЦРУ началось движение против китайских властей, вылившееся в открытое восстание и подавленное армией КНР в 1959.

Далай-лама эмигрировал в Индию, где поселился в деревне Дхармасала (шт. Химачал-Прадеш). В течение 40 лет за ним последовало около 130 000 тибетцев.

Он возглавил правительство Тибета в изгнании, созданного с целью борьбы за независимость этой территории.

Благодаря его усилиям в 1959, 1961 и 1965 были приняты 3 резолюции ООН по проблеме Тибета.

В 1987 он выдвинул план мирного урегулирования, предусматривавший восстановление самоуправляющегося Тибета «в сотрудничестве с Народной Республикой Китай», состоявший из 5 пунктов и охарактеризованный им как наиболее реалистичный путь восстановить национальную идентичность и права тибетцев. Проект предлагал:

– определить Тибет зоной мира;

– прекратить массовое переселение на его территорию китайцев;

– восстановить уважение к демократическим нормам и правам человека в регионе;

– сохранить уникальную экологию Тибета;

– прекратить хранение и производство на его территории ядерного оружия и материалов.

КНР рассматривает его инициативы как сепаратистские и считает Тибет неотъемлемой частью своей территории.

В отличие от своих предшественников, Далай-лама поддерживает широкие международные контакты с религиозными лидерами разных стран и конфессий. Между 1979 и 1996 он семь раз посещал российских буддистов, был награжден орденом Дружбы народов. В 1994, находясь в Москве, выступал в Госдуме. В конце ноября 2004 он побывал в Калмыкии, встречаясь с буддистами.

В 2002 Далай-лама сложил с себя обязанности политического лидера Тибета, оставив себе духовные функции. Главой тибетского правительства в изгнании является теперь его премьер-министр Самдонг Ринпоче.

В 1990-х постепенно отошел от жесткого требования полной независимости Тибета. В своей деятельности Далай-лама использует только ненасильственные средства: мирные демонстрации, акции гражданского неповиновения, работу с мировым общественным мнением и т.д.

Развиваемая им этика ненасилия подразумевает, что конфликты могут быть разрешены не с помощью военной силы и гонки вооружений, даже не политическим и дипломатическим путем, а прежде всего нравственными средствами.

В своих заграничных турне он развивает идею об универсальной ответственности каждого живущего на земле. «Проблемы одной нации более не могут быть полностью решены ею самостоятельно. Таким образом, без чувства универсальной ответственности само наше существование оказывается под угрозой.

По существу, универсальная ответственность – это переживание страданий других людей так, как будто это были бы наши страдания. Это осознание того, что даже наш враг целиком и полностью руководствуется стремлением к счастью.

Мы должны понять, что все живые существа хотят того же, чего хотим и мы. Это путь к достижению истинного понимания, свободного от надуманных соображений».

В 1989 удостоился Нобелевской премии мира за заслуги в области прав человека и ненасильственную борьбу за освобождение Тибета. Написал более 20 книг. Как на Западе, так и на Востоке почитается среди ламаистов как воплощение Авалокитешвары, бодхисатвы сострадания. История жизни тибетского Далай-ламы показана в фильме режиссера Мартина Скорсезе Кундун, запрещенном к показу в Китае.

Труды: Freedom in Exile. The Autobiography of the Dalai Lama. New York: Harper Collins, 1990; ДалайЛама. Моя страна и мой народ: Воспоминания Его Святейшества Далай-Ламы XIV СПб.

: Нартанг: Corvus, 2000; Этика для нового тысячелетия.СПб.: Центр тибет. культуры и информ., 2001; Мир тибетского буддизма: Обзор его философии и практики СПб.: Нартанг, 1996; Этика в новом тысячелетии Киев; М.

: София, 2004.

Интернет-ресурсы: «Я был очень ленивым», Газета.ru, 6 июля 2005

Михаил Липкин

Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/DALA-LAMA_XIV.html

В мальмё далай-лама прочел публичную лекцию «искусство счастья и мира»

Мальмё, Швеция, 12 сентября 2018 года – Вчера Его Святейшество Далай-лама вылетел из Дели в Швецию. В аэропорту Мальмё было ветрено и сыро, зато в аэропорту тибетского духовного лидера тепло встречали Бирте Мюллер и Энн Свенсен, председатель и генеральный секретарь фонда «Individuell Människohjälp».

Деятельность «Individuell Människohjälp» направлена на борьбу с бедностью и отчуждением в обществе. Фонд был основан в 1938 году Бриттой Холмстром и сегодня действует в тринадцати странах мира, отстаивая права человека на образование, здравоохранение и возможность достойно прожить свою жизнь.

Читайте также:  Как выглядел будда на самом деле и какой национальности он был?

Сегодня утром на короткой пресс-конференции Энн Свенсен представила Его Святейшество журналистам, рассказав, что в этом году их организации исполняется 80 лет, кроме того, это 50-я годовщина сотрудничества фонда с тибетцами.

Она добавила, что в 2016 году фонд «Individuell Människohjälp» [в дословном переводе со шведского – «Индивидуальная помощь человеку». – Прим. пер.] запустил программу «Гуманный металл» – изготовление металла путем переработки нелегального оружия.

«Мы очень рады видеть вас здесь, – сказала Свенсен Далай-ламе, – и с нетерпением ждем начала беседы».

«Во-первых, надо отметить, что нас связывают не политические интересы и не деньги, – начал Его Святейшество. – Наша дружба – это отношения между людьми, оказавшимися в трудной ситуации, и теми, кто протянул им руку помощи.

Ученые находят свидетельства в пользу того, что по природе своей человек склонен к состраданию, и “Individuell Människohjälp” – организация, которая претворяет сострадание в действие.

В первые дни в изгнании будущее рисовалось тибетцам в темных тонах, но многие люди и благотворительные фонды пришли нам на помощь – среди них были и вы, за что мы очень признательны.

Одна из моих целей – сделать мир лучше, прививая людям сострадание. Мы можем взращивать сострадание в своем сознании, однако если сделать оружием менее доступным, это тоже поможет удержать кого-то от произвола и насилия. Нашей задачей должно стать полное разоружение во всем мире.

Если мы поставим себе такую цель и приложим усилия сейчас, в начале 21-го века, то наступит более счастливая эра без войн и кровопролития. Проблемы будут возникать всегда, но решать их нужно по-другому. Необходимо вести диалог, а не пытаться добиться своего с помощью грубой силы».

Первый вопрос касался мнения Его Святейшества по поводу неожиданных результатов недавних выборов в Швеции. Чтобы делать какие-то выводы, ответил Его Святейшество, ему понадобилось бы глубже изучить ситуацию, но у него нет такой возможности. Он надеется, что Швеция останется такой же благополучной, мирной страной, в которой разрыв между бедными и богатыми относительно невелик.

«Меня восхищает не ядерный арсенал США, а их желание продвигать демократию, свободу и независимость, и я надеюсь, эти ценности будут и дальше процветать в Швеции.

В последние время Европу наводнило огромное число беженцев, многие с Ближнего Востока, которые вынуждены были покинуть родные страны из страха за собственную жизнь.

Им предоставляют крышу над головой и поддержку.

Однако с точки зрения долгосрочного решения проблемы важно давать беженцам образование, особенно детям, чтобы, когда восстановится мир, нынешние беженцы могли вернуться в родные страны и отстроить их заново».

На вопрос о ненависти, которую порой разжигают в социальных сетях, Его Святейшество заметил: «Мы все одинаковые люди, и я стараюсь донести до других мысль, что основной источник нашего счастья – это доброе сердце и спокойное сознание. Необходимо уделять больше внимания покою ума».

Один из журналистов спросил, расстраивает ли Его Святейшество, что из-за возрастающего экономического влияния Китая все меньше президентов и премьер-министров готовы встречаться с ним.

Далай-лама ответил, что его это не расстраивает, потому что, с одной стороны, он считает своей главной задачей встречи с обыкновенными людьми, и с другой, с 2001 года, когда тибетцы впервые избрали свое правительство, он удалился от политических дел.

Более того, он положил конец многовековой традиции, по которой Далай-ламы были и светскими, и духовными руководителями Тибета.

Еще один журналист поинтересовался, заботят ли Далай-ламу изменения климата, и Его Святейшество ответил, что в месте, где он живет, с каждым годом выпадает все меньше снега.

Журналист спросил, что нам делать, и Его Святейшество напомнил, что было время, когда в протекающей через Стокгольм реке из-за промышленных загрязнений погибла вся рыба. Мы можем изменить ситуацию, если изменим свое поведение.

Как только заводы прекратили сбрасывать отходы в реку, рыба вернулась. По мнению Его Святейшества, крайне важно действовать сообща, в соответствии с положениями Парижского соглашения.

Его Святейшество согласился с другим журналистом, сказавшим, что сокращение объемов производства и торговли оружием крайне важно для мира во всем мире. Он не теряет надежды, что лауреаты Нобелевской премии мира будут активно участвовать в этом процессе.

Он напомнил, что на встрече лауреатов Нобелевской премии мира в Риме несколько лет тому назад была принята резолюция об уничтожении ядерного оружия, на той же встрече он предложил установить график уничтожения ядерного оружия, которого придерживались бы ядерные державы. Однако никаких дальнейших шагов не последовало.

Его Святейшество упомянул, что попросил президента Обаму и индийского лауреата Нобелевской премии мира Кайлаша Сатьяртхи возглавить это движение.

В конференц-зале «Malmö Live» Его Святейшество встретила и представила тысяче двумстам собравшимся шведская журналистка и телеведущая Каттис Алстром. Для начала она пригласила всех послушать песню в исполнении Лизы Экдал и Рикарда Содерберга. Перед началом беседы Его Святейшество попросил сделать освещение поярче, чтобы он мог видеть лица слушателей.

«Братья и сестры, мы все одинаковые люди. Шведы мы или тибетцы, не так важно. Физически, интеллектуально и эмоционально мы очень похожи.

Мы все хотим жить счастливо, однако большинство проблем, с которыми мы сталкиваемся, таких как жестокое отношение, обман и нищета, мы создаем собственными руками.

В то же самое время, будучи общественными животными, мы не в состоянии выжить без остального сообщества. Поэтому мы обязаны решать эти проблемы и обеспечивать благополучие других.

Нам нужны друзья, а дружба строится на доверии, которое, в свою очередь, рождается из заботы о других. Даже с чисто эгоистической точки зрения нам выгодно заботиться о благе других.

В ходе диалога с современными учеными, который мы ведем уже около 40 лет по вопросам космологии, физики, нейробиологии и психологии, мне стало известно о результатах экспериментов с участием маленьких детей, которые не умели еще даже говорить.

Им показывали сценки кукольного театра, в которых один герой помогал своим товарищам, а другой чинил им препятствия. Малыши без всяких сомнений одобряли действия первого и очень расстраивались, когда наблюдали вредоносное и разрушительное поведение.

Исследователи пришли к выводу, что по природе своей человек склонен к состраданию.

Душевная теплота и сострадание рассеивают подозрения и вселяют в нас уверенность, позволяющую вести себя честно и правдиво. Каждый из семи миллиардов людей Земли обязан своим рождением матери, наше выживание зависело от ее доброты. Исходя из личного опыта, могу сказать, что моим первым учителем сострадания стала моя мать.

«Я всегда считаю себя просто еще одним человеком, а не кем-то особенным, Четырнадцатым Далай-ламой. С кем бы я ни встречался, я приветствую его улыбкой.

Выполняя свою ежедневную практику, я размышляю о том, как дороги мне все живые существа, вот почему я начинаю свои беседы словами “Братья и сестры…”.

Чрезмерный упор, который мы делаем на таких различиях между нами, как национальность, раса или вероисповедание, лишь создает ненужные проблемы, ведь по сути мы все одинаковые люди.

Я также всегда подчеркиваю важность межрелигиозной гармонии. Войны и убийства во имя религии, которые мы наблюдаем сегодня в мире, просто не укладываются в голове. В Индии, несмотря на огромное разнообразие, процветает межрелигиозная гармония.

Из личного опыта мы видим, что семьи, члены которых живут в мире и согласии, счастливы, даже если они небогаты.

А в тех семьях, где царит подозрительность, нет счастья, даже если они очень состоятельны.

Я знаю, что девушки нередко тратят много времени и денег на косметику, стараясь выглядеть привлекательнее, но ведь если лицо перекошено от гнева, его не сделает красивым даже самый искусный макияж.

В первые дни в изгнании один хорошо знакомый мне монах из тибетской администрации сложил с себя монашеский сан и женился.

Я однажды пошутил, что его жену не назовешь красавицей, на что он ответил, что внешность у нее, возможно, самая обычная, зато она отличается необыкновенной внутренней красотой.

На это мне нечего было возразить, но я понял, что внутренняя красота, добросердечие – залог долговременного и счастливого брака».

Затем Каттис Алстром начала зачитывать вопросы из зала к Его Святейшеству. Первый касался беженцев, переполнивших Европу, и Его Святейшество еще раз повторил слова, сказанные ранее журналистам: предложить помощь нуждающимся – это очень хорошо.

Однако в долгосрочной перспективе большинство беженцев хотят вернуться на родину. Крайне важно восстанавливать мир там, откуда они пришли, и давать им, особенно молодежи, образование, чтобы по возвращении они могли заново отстраивать свои страны.

Очень важно также трезво оценивать свою возможность помочь.

«Тибетцы живут в изгнании уже почти 60 лет, однако мы не теряем надежды на возвращение домой. Будучи беженцами в Индии, мы прикладываем усилия, чтобы давать образование нашим детям, сохранять свой язык, национальную самобытность и культуру в надежде, что позже, когда сложатся благоприятные условия, мы сможем возродить их в Тибете».

На вопрос, как справляться с ненавистью в обществе, Его Святейшество заметил, что люди, обладающие сложным языком и развитым интеллектом, единственные существа на планете, которые развязывают войны.

А войны – это не что иное, как планомерное насилие. Такие хищники, как тигры или львы, никогда не нападут, если не голодны. Если их хорошо кормят в зоопарке, другие животные рядом с ними в безопасности.

По мнению Его Святейшества, современное образование неадекватно, поскольку неспособно привести к обретению покоя ума.

Нас обучают правилам физической гигиены для поддержания физического здоровья, но точно так же детям нужен навык обуздания разрушительных эмоций, правила эмоциональной гигиены, способствующие здоровью ума и внутреннему покою.

Он добавил, что образовательные учреждения должны принять на себя ответственность за привитие внутренних ценностей и нравственных принципов светским путем. Его Святейшество убежден, что Индия обладает огромным потенциалом и может ввести в современное образование древнее индийское понимание об устройстве сознания и эмоций.

Поинтересовались, питает ли Его Святейшество надежды на лучшее будущее, и он ответил, что если сегодня мы начнем стараться сделать мир лучше и безопаснее, меняя систему образования и по-новому обучая юное поколение, то лет через 30 мы увидим перемены.

Что касается Тибета, то тибетцы не стремятся к независимости, хотя в прошлом существовало три великих империи – китайская, монгольская и тибетская.

Тибетцам может быть полезно оставаться в рамках Китайской Народной Республики, если китайские власти будут уважать тибетскую самобытность, культуру и язык, как это закреплено в китайской конституции.

Бирте Мюллер поблагодарила Его Святейшество за визит, вручила подарок на память и попросила помахать рукой ее внукам, сидящим в зале на балконе.

Его Святейшество пообедал вместе с меценатами «Individuell Människohjälp».

Энн Свенсен снова говорила о проекте «Гуманный металл» и о том, какие замечательные вещицы из этого металла получаются – браслеты и украшения, ручные часы, волчки и другие игрушки для детей.

Она добавила, что из гуманного металла делают также символ ненасилия – пистолеты самых разных размеров, дуло которых завязано узлом. Она поблагодарила Его Святейшество и всех гостей.

В завершение Его Святейшество сказал спасибо своим гостеприимным хозяевам за обед. «Еда придает физических сил, – произнес он, – однако если физической силой не управляет спокойное сознание, не миновать беды. Поскольку внешнему разоружению должно сопутствовать разоружение внутреннее, я искренне благодарен вашей организации за усилия на поприще построения мира во всем мире».

Сфотографировавшись на память с друзьями и сторонниками «Individuell Människohjälp», Его Святейшество удалился для отдыха. На следующий день он встретился со студентами университета Мальмё.

Перевод: Ольга Селезнева
dalailama.ru

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/2018/09/v-malmyo-dalaj-lama-prochel-publichnuyu-lekciyu-iskusstvo-schastya-i-mira/

Источник: http://buddhist.ru/buddhist-news/site/9133-v-malme-dalai-lama-prochel-pyb