Оленье платье и берёзовый дом младших братьев Саянских гор

Во время Великой Отечественной войны фашисты называли представителей этого народа “чёрной Смертью” – за то, что те ни разу не дрогнули перед противником, даже если он намного превосходил их по численности, в самом кровопролитном бою стояли насмерть и пленных не брали.

Один немецкий офицер потом говорил на допросе, что его солдаты восприняли “этих варваров” как полчища Аттилы и потеряли под их натиском всякую боеспособность, напуганные бесстрашными воинами в национальных одеждах с шаманскими амулетами, которые мчались в атаку на низкорослых мохнатых лошадях.

Сами себя представители этого этноса называют тыва, а в старину были также известны как сойоны, урянхайцы или танну-тувинцы.

Тувинцы или “тубинцы”, как их ещё называют в некоторых источниках, поскольку они живут на реке Тубе (приток Енисея), упоминаются уже в китайских летописных хрониках.

В летописи Танской династии, в частности, говорится про “лыжных тупо”, которые покрывают дома берёзовой корой, одеваются в соболье и оленье платье, а кто победнее – в птичьи перья, ездят по льду на “деревянных лошадях” и подпирают досками ноги: “Если на кривое дерево (палку) упереть подмышку, то внезапно с силою устремляются на 100 шагов”.

Считается, что предки современных тувинцев, тюркоязычные племена Центральной Азии, пришли на территорию современной Тувы не позднее первого тысячелетия и смешались там с кетоязычными, самодийскоязычными и индоевропейскими племенами.

Окончательно тувинский этнос сформировался в конце XVIII – начале XIX веков, когда все нетюркские жители Восточной Тувы были полностью тюркинизированы и попали под власть маньчжурской династии Цин. В 1914 Тува под названием Урянхайский край была принята под протекторат России.

В 1921 году появилась Народная Республика Танну-Тува, а с 1926 она стала независимой Тувинской Народной Республикой, которая вошла в состав Российской Федерации как автономная область только в 1944 году, в 1961 преобразована в Тувинскую АССР, с 1991-го года известна как Республика Тува, а с 1993 – как Республика Тыва.

Верования

Тувинцы считаются единственным в мире тюркоязычным народом, который исповедует буддизм. При этом их традиционная религия – шаманизм.

Тувинцы до сих пор особо почитают семейный очаг и “кормят” огонь, а кроме того, поклоняются кустарникам и деревьям, особенно лиственнице. Например, духи неправильно сросшихся деревьев у них считаются духами-покровителями одиноких странников или духами-опорами шаманов.

Духам-хозяевам отдельных мест тувинцы приносят в жертву ленточку из материи – “чалама”.

Особым почитанием у тувинцев всегда пользовались духи-хозяева целебных источников “аржаанов”, а священные родовые горы тувинцы называют своими старшими родственниками. Тувинцы верили, что духи одаривают человека дичью только если он проявляет к ним должное уважение и поэтому, например, не позволяли себе справлять естественную нужду возле водоёма.

Традиции

В старину всё добытое на охоте члены рода делили поровну безотносительно, кто сколько дичи принёс. Точно так же жители одного поселения делили мясо домашних животных. Если кто-то забивал корову, то по древнему обычаю каждый житель села должен был получить хотя бы по кусочку колбасы.

Ещё один обычай называется “хап дүптээр”. Его суть в том, что мешок, в котором родственники или соседи приносят гостинцы, нельзя возвращать пустым. В него обязательно клали хотя бы кусочек сыра или лепёшки.

Любого человека, который случайно проходил или проезжал мимо аала или юрты, тувинцы непременно приглашали к себе в жилище, чтоб поднести ему в знак гостеприимства “аяк”  – пиалу горячего чая с молоком.

Самой большой драгоценностью у тувинцев считаются дети. Тувинцы их не целуют, а нюхают, считая именно такое проявление ласки наивысшим проявлением свои нежных чувств.

Если маленького ребёнка нужно было вынести из дома, его лоб обмазывали сажей, а к одежде пришивали когти медведя или орла. Кроме того, у тувинцев бытовал обычай давать ребёнку несколько имён, в том числе неблагозвучных, чтобы злым духам было труднее украсть его душу.

Быт

Уклад западных и восточных тувинцев издревле различался. Западные тувинцы до середины прошлого века занимались в основном кочевым скотоводством и охотой. При этом у них были очень развиты ремёсла. В начале XX века в Туве, в частности, насчитывалось до полутысячи кузнецов-ювелиров, которые работали на заказ.

Восточные тувинцы кочевали в горной тайге Восточных Саян и занимались охотой и оленеводством. Кроме того, восточные тувинцы преуспели в собирательстве. Они, например, заготавливали по сто и более килограммов луковиц сараны и кедровых орехов на семью. И ещё славились своим умением выделывать шкуры и обрабатывать бересту.

Западные тувинцы жили в юртах из деревянных планок, скрепляемых кожаными ремешками или в чумах, покрытых войлочными полстями. Восточные тувинцы-оленеводы предпочитали чумы из наклонно поставленных шестов, которые в тёплое время года крыли берестой, а зимой – лосиными шкурами.

Традиционная одежда тувинцев изготавливалась в основном из шкур и войлока.

Тувинский халат отличался ступенчатым вырезом в верхней части левой полы и длинными рукавами. Зимой тувинцы носили длиннополые шубы со стоячим воротником. В торжественных случаях они наряжались в шубы из шкур ягнят, подбитых яркой шёлковой тканью или в халаты, полы, ворот и обшлага которых были обшиты полосками разноцветной ткани, а швы на воротнике образовывали причудливые узоры.

Наиболее характерный для тувинцев головной убор – овчинная куполообразная шапка с наушниками, которые завязываются на затылке, и назатыльником, прикрывающим шею. Кроме того, тувинцы нередко носили войлочные капюшоны, а также шапки из рыси или ягнёнка, которые имели высокую тулью, обшитую цветной тканью. К верхней части шапки пришивали шишечку в виде плетёного узла с красными лентами.

Обувью тувинцам служили кожаные сапоги с многослойной войлочной подошвой и загнутым заострённым мыском. Зимой в сапог вправлялись войлочные чулки с орнаментальной вышивкой.

Восточные тувинцы-оленеводы летом носили одежду из оленьих шкур или косульей ровдуги. Иногда она выкраивалась из цельной оленьей шкуры, которая перекидывались через голову и обёртывалась вокруг туловища. 

Головные уборы восточные тувинцы шили себе из шкур с голов диких животных, а также из утиной кожи и перьев. Осенью и зимой они обувались в унты мехом наружу и опоясывались ремнём из кожи косули с копытцами на кончиках.

В качестве нижней одежды тувинцы использовали рубашку и короткие штаны-натазники, которые они иногда шили из ткани, но чаще из шкур.

У тувинцев косы носили как мужчины, так и женщины. Разница лишь в том, что мужчины брили переднюю часть головы. Поэтому этот народ всегда высоко ценил накосные украшения в виде пластин с гравировкой, чеканкой и драгоценными камнями.

Национальная кухня

Традиционная тувинская кухня – это разнообразные мясные и молочные продукты, в том числе сыры и кисломолочные напитки: у западных тувинцев – кумыс, у восточных – оленье молоко.

Из всех видов мяса тувинцы предпочитают баранину и конину. Самое известное блюдо – кровяная колбаса “изиг-хан”, что означает “горячая кровь”. Традиционные лепёшки называются “далган”, а мучне шарики – “боорзаки”.

И конечно, тувинцы – знатные чаёвники, только чай они пьют подсоленным и обязательно с молоком.  

Культура

Тувинцы славятся на весь мир своим горловым пением и национальной борьбой хуреш. Среди тувинских борцов хуреша есть спортсмены, которые также становились чемпионами мира по борьбе сумо.

Некоторые историки считают, что состязания по хурешу проводились за тысячу лет до Олимпийских игр. Победитель в хуреше по традиции изображает полёт орла. Иногда ему в ладонь кладут кусочек сыра, чтобы он сперва отведал этого угощения сам, а потом разбросал остатки в разные стороны, как бы подкармливая духов гор. 

Самые зрелищные состязания проходят во время главного тувинского праздника – Наадыма в середине августа.

Этот праздник животноводов имеет тысячелетнюю историю и начинался как жертвоприношение в честь духа-хозяина местности и предков рода.

В советское время он был запрещён и возобновился только в 1993 году, а с 2007 года кожууны (муниципалитеты) Республики Тыва ежегодно состязаются за право принимать его у себя.   

Источник: http://nazaccent.ru/content/26330-olene-plate-i-beryozovyj-dom-mladshih.html

Традиции и обычаи тувинского народа

Тема исследовательской работы:«Традиции и обычаи тувинского народа».

  Любой народ имеет свою страну, где он живет, свой язык, на котором разговаривают и общаются люди этого народа, свои традиции и обычаи, которые они соблюдают.

  Возрождение национальных традиций и обычаев является актуальным на сегодняшний день. Республика Тыва – не исключение. Веками тувинцы рождались и жили в юртах, в ней формировались традиционные нормы поведения, многие из которых стали сегодня элементами тувинских правил хорошего тона. У тувинцев с течением веков сформировалась своя традиционная культура, правила и нормы поведения.

   Нас заинтересовало, как же соблюдаются обрядовые традиции тувинцами на сегодняшний день? Необходимы ли в современных условиях знания обрядов и традиций своей национальности?

  Из данной проблемы и определилась тема нашей работы: «Традиции и обычаи тувинского народа».

  Цель данной работы: Показать  обряды и традиции тувинского народа нынешнему поколению.

  Задачи: 1. Узнать, какие тувинские обычаи и традиции были у наших предков.

                2. Убедиться в необходимости бережного сохранения этих обрядов и традиций и                                                                                                                                                                                           передачи их из поколения в поколение.

  Традиции – это нравственные законы, отражающие суть, характер человека будь он плохой или хороший. Традиции долговечны и устойчивы. С появлением народа на земле возникли и традиции, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются у каждой определенной группы народа в течение длительного времени.

Традиции появились задолго до появления письменности.

  Тувинцы воспитали детей на добрых традициях предков. Привив ребенку с младенчества добрые качества, черты характера, родители на старости не могут нарадоваться достоинством своего чада. Вырастить детей добрыми людьми – высший для тувинца закон, которому следовали в веках.

Действия, которые противопоказаны детям

-Детям нельзя проходить перед взрослыми.

-Детям не положено прямо называть старших по имени, это считалось крайне неприличным.

– Дети не должны воровать чужую вещь.

– Дети не должны обманывать.

– Дети не должны говорить злые слова.

– Дети не должны пить и курить.

– Дети не должны вмешиваться в разговоры взрослых и т. д.

Охота и рыболовство в Туве существует с давних времен. Наши предки, чтобы прокормить свои семьи, вырастить детей и избежать голода по мере надобности занимались охотой на зверей и птиц, а также рыболовством. Но они очень бережно относились к лесному богатству: зверям, птицам, рыбам. Была добрая традиция, согласно которой строго запрещалось хищническое истребление зверей, птиц и рыб.

  Запрещалось истребление птенцов. Запрещалось охота на зверя с детенышем. Тувинские охотники никогда не убивали косулю или маралиху с маленьким детенышем. Предки говорили, что у человека, который убил косулю с козленком, неизбежно заболеют дети. Люди просто обходили их стороной.

  С давних времен тувинцы весьма бережно относились к горам, рекам, озерам и ко всем недрам земли. Запрещалось рубить плодоносные растения. При сборе ягод рвали только ягоды, а сами растения не повреждали. Запрещалось перекрывать ручьи и реки.

  В древние времена  тувинский человек  имел обычай – он брызгал чай с молоком в сторону тайги, горы и солнца, обращался к ним с просьбой о том, чтобы у него в семье все было хорошо.

Хозяйка юрты ежедневно утром брызгала чай девятиглазником в огонь, затем выходила из юрты и брызгала чай с молоком тос – караком ( девятиглазником)  в сторону восходящего солнца, тайги, горы, реки и молилась.

После завершения молитвы хозяйка, вернувшись в юрту,  наливает чай в пиалу и подает его, прежде всего, хозяину, т. е. мужу.

  У тувинцев в древние времена были священные обряды, правила и запреты:

– Нельзя плевать в огонь

– Нельзя бросать мусор в огонь

– Нельзя перешагивать через огонь

– Нельзя загрязнять воду

– Нельзя бросать мусор в реку

– Нельзя рубить лес

– Нельзя справлять естественные нужды около реки

  Особого внимания заслуживает комплекс обрядов, сопутствующий детям в период младенчества – от рождения до трех лет. Дети для тувинцев – самое дорогое из того , что у них есть; в них они видят главный смысл своей жизни.

К ним относятся удивительно нежно и заботливо, их никогда не наказывают, до трех лет держат нагишом, а зимой укутывают в меха, кормят грудью до тех пор, пока не начнут ходить.

Ребенка не целуют, а нюхают, что является наивысшей формой ласки у тувинцев.

Читайте также:  Что такое ретрит в буддизме и для чего он нужен?

    Бездетность в тувинской обществе воспринимается как большое несчастье, поэтому нет ничего предосудительного в том, чтобы взять на воспитание чужого ребенка. Ребенок – это лучшее, что может пожелать себе человек.

У тувинцев содержать детей в большом количестве не считается бременем, напротив, многодетность обеспечивает им дальнейшее продолжение рода.

Существует множество защитных обрядов и табу, чтобы уберечь ребенка от всего злого.

  К числу последних относится целая система иногда рациональных, но часто суеверных предписаний, например, обмазывание лба ребенка  сажей, если вечером его должны вынести из дома; пришивание к его одежде когтя медведя или орла, которое по поверьям защищают от порчи и сглаза; запрет перешагивать через одежду ребенка, дабы не лишить его покровительства добрых сил; обычай давать ребенку несколько имен, чтобы обманывать таким образом злых духов, вознамерившихся забрать его душу.

   Если дети в семье часто умирают, то желая сохранить новорожденному жизнь, ему дают неблагозвучное имя. Имена детей у тех родителей, у которых дети раньше не задерживались, умирали, были своеобразными: Мальчики. Чудек – оол (Некрасивый), Калдар – оол (Чумазый), Черлик – оол (Дикий) и т.

д. Девочки. Багай – кыс ( Нехорошая девочка), Кушкаш (Птичка) и т. д. В этих же целях иногда мальчика называют женским именем, девочку – мужским; или девочку одевают как мальчика, а мальчика как девочку, при этом первой стригут волосы, второму, наоборот, их отращивают и заплетают в косу.

   Очень популярны у тувинцев праздник «первой колыбели», устраиваемый на третьи или седьмые сутки  после рождения ребенка. До этого он безотлучно находится с матерью и спит с ней в одной постели. Поскольку тувинские семьи, как правило, имеют больше одного ребенка, детей принято растить в одной и той же колыбели, которая переходит от старших детей к младшим.

   Прежде чем положить новорожденного в колыбель, его обмывают освященной и ароматизированной можжевельником водой, затем его пуповину кладут в маленький мешочек, который привязывают к изголовью колыбели, где он висит до тех пор, пока малыш не покинет свое первое ложе.

Под малыша подкладывают одек – сушенный овечий помет, который выполняет функцию «активного памперса», т. к. помимо задачи  пропускать и впитывать влагу, удерживать тепло, он еще обладает определенным бактерицидным свойством.

Праздник «первой колыбели» называют обрядом очищения матери и ребенка от скверны, якобы всегда сопутствующий родам – нечистому акту с точки зрения традиционных представлений.

  Раньше у тувинцев широко бытовала традиция усыновлений, а другими словами – рационального «перераспределения» детей между многодетными и бездетными семьями.

В этом смысле владельцы тысяч голов стад – князья, у которых в юртах не было слышно детского плача, считались бедными и несчастными в сравнении с многодетными, а значит – счастливыми аратами, пасущими их скот.

И традиция велела отдавать ребенка тем, кого Небо не наделило своими.

  Приемные дети почитались, их любили, ничем не отличали от родных. Отношение к усыновленным становилось даже лучшим, когда в этой семье начинали рождаться      родные дети.

Приемные в этом случае считались драгоценными существами, приносящими счастье, ибо «привели» за собой «на хвосте» в этот мир других малышей.

Бездетные семьи, принося дары, специально просили чужого ребенка не просто как спасение от одиночества, а как своего рода средства от бесплодия. И многодетные матери – отцы понимали насколько это важно для просящих, не могли им отказать.

    Древние тувинцы очень бережно относились к колыбели ребенка,  никогда грубо не клали ее на землю, считая что такое обращение с колыбелью приведет к тому, что душа ребенка может покинуть тело. Древние тувинцы никогда не ломали колыбель своего ребенка, считая ее священным предметом.

Общинные нормы и обычаи проявлялись у тувинцев также и в охоте на зверя. Обычно на охоту отправлялись вместе (небольшой группой) жители одного аала. Добычу делили между всеми охотниками поровну независимо от количества и качества убитых зверей.

  Среди жителей одного аала независимо от того, являлись они кровными родственниками или нет, бытовал обычай обязательного наделения мясом всех семей общины.

Например, если кто – нибудь в аале колол свою овцу или корову, то, по обычаю, каждый житель данного аала – общины должен был получить хотя бы кусочек кровяной колбасы ( хан) или варенных тонких кишок (чореме). В каждую семью – юрту давали хотя бы немного сырого мяса, чтобы сварить один обед или ужин.

Охотники в свою очередь наделяли мясом убитых зверей все семьи аала. О таком взаимном распределении продуктов свидетельствует и обычай хап дуптээр ( «мешок не пустой»).

Обычай этот заключается в том, что мешок, в котором родственники или одноаальцы привозили или приносили друг другу любые продукты ( гостинцы и т. д.), не возвращали пустым. В него обязательно клали хотя бы маленький кусочек какого – либо продукта ( сыра, лепешки, мясо и т. д.).

Когда кололи барана или корову и посылали соседу кусок вареного мяса на на блюде, то блюдо тоже не возвращали пустым, на него обязательно клали что- нибудь из продуктов. Маленьким детям гость привозил гостинцы, а пожилым людям табак или другой подарок, это являлось знаком любви к детям и уважения к старшему.

   Был у тувинцев такой обычай: любого человека, проезжающего мимо аала или юрты, обязательно приглашали в жилище отдохнуть с дороги, поднося в первую очередь аяк (пиалу) горячего чая с молоком.

В народе говорили: «Акты амзадыр, аяк эрнин ызыртыр» – «Белую пищу попробовать, пиалу слегка пригубить». Это было еще не угощение, а скорее форма выражения доброго отношения хозяина к гостю, которому подносится многими азиатскими народами «белая пища» – «ак чем», цвет молока.

И за чашкой чая обменивались новостями. Перед гостем ставят все виды самого вкусного кушанья.

Изучив традиции и обычаи тувинского народа мы сделали вывод, что часть тувинских обрядов и традиций утеряны и требуют детального изучения и восстановления для сохранения и передачи нашим потомкам.

Значимость рассмотренных обрядов велика т. к. это наша история, это жизнь наших предков.

Таким образом, необходимо знать традиции и обряды своего народа, сохранять и умножать их, передавать из поколения в поколение.

Тема: «Традиции и обычаи тувинского народа»

Кыргыс Дан – Хаяа Викторовна, 5класс

Россия, Республика Тыва, г. Кызыл

ГОУ РТ школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Руководитель: воспитатель, Онгай – оол Чодураа Алдын – ооловна школа – интерната для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Краткая аннотация

  Традиции – это нравственные законы, отражающие суть, характер человека будь он плохой или хороший. Традиции долговечны и устойчивы. С появлением народа на земле возникли и традиции, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются у каждой определенной группы народа в течение длительного времени.

Традиции появились задолго до появления письменности. В современных условиях происходит исчезновение традиций и обрядов тувинского народа. Этот факт послужил возникновению повышенного интереса к ее изучению.

Об обрядовых традициях тувинского народа существует немного публикаций, но хотелось бы узнать о них из первых уст, ведь скоро это  будет невозможно, потому что остается очень мало людей, которые могли бы о них рассказать.

 В данной работе мы показали некоторые  традиции и обряды тувинского народа: обряды сопутствующие детям в период младенчества –  от рождения до трех лет, охотничьи обычаи, запрещенные действия в отношении к земле, воде, растениям, обычай хап дуптээр («мешок не пустой»), обычай уважительного ухаживания за гостем.

Хочется надеяться, что вы услышав эту работу, захочете сами прикоснуться к истокам традиций, обычаев, обрядов, верований, воззрений своего народа, возгоритесь желанием понять их сущность, написать что – то свое, задумаетесь о возвращении в жизнь наиболее ценных из них. И начнете с себя, «очищая себя под них».

Тема: «Традиции и обряды тувинского народа»

Кыргыс Дан – Хаяа

Россия, Республика Тыва, г. Кызыл

ГОУ РТ школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Руководитель: Онгай – оол Чодураа Алдын – ооловна воспитатель ГОУ РТ школы – интерната для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ТЕМА: ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ТУВИНСКОГО НАРОДА

Кыргыс Дан – Хаяа Викторовна 5 класс

Россия, Республика Тыва, город Кызыл

ГОУ РТ школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Тезисы

Цель работы: Познакомить  с обрядами и традициями тувинского народа воспитанников школы-интерната.

Задачи: 1. Изучить литературные источники по обычаям.

2.Узнать, какие тувинские обычаи и традиции были у наших предков.

3.Убедиться в необходимости бережного сохранения этих обрядов и традиций и  передачи их из поколения в поколение.                                                                                                                              

Любой народ имеет свою страну, где он живет, свой язык, на котором разговаривают и общаются люди этого народа, свои традиции и обычаи, которые они соблюдают.

  Возрождение национальных традиций и обычаев является актуальным на сегодняшний день. Республика Тыва – не исключение. Веками тувинцы рождались и жили в юртах, в ней формировались традиционные нормы поведения, многие из которых стали сегодня элементами тувинских правил хорошего тона. У тувинцев с течением веков сформировалась своя традиционная культура, правила и нормы поведения.

Вывод: Изучив традиции и обычаи тувинского народа мы сделали вывод, что часть тувинских обрядов и традиций утеряны и требуют детального изучения и восстановления для сохранения и передачи нашим потомкам. Значимость рассмотренных обрядов велика т. к. это наша история, это жизнь наших предков.

Таким образом, необходимо знать традиции и обряды своего народа, сохранять и умножать их, передавать из поколения в поколение. Пора начать воспитателям интернатных учреждений углубленное изучение тувинских обычаев с детьми, у которых нет родителей или которые остались без попечения родителей.

Возрождение традиций народа с обязательным учетом современной жизни на основе науки и передовых технологий может служить верным средством оздоровления нынешних и будущих поколений.

Оглавление

  1. Введение
  2. Охотничьи обычаи
  3. Обряд, сопутствующий детям в период младенчества
  4. Традиция усыновления у тувинцев
  5. Обычай хап дуптээр («мешок не пустой»)
  6. Обычай уважительного ухаживания за гостем
  7. Вывод
  8. Литературные источники

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/05/27/traditsii-i-obychai-tuvinskogo-naroda

Здесь живы традиции предков – Республика Тыва

Между бескрайних горных массивов расположилась Республика Тыва. Место, где гармонично сочетается современный уклад жизни и тысячелетние традиции предков.

Здесь шаман вам предскажет будущее, буддистский монах расскажет смысл бытия. А в далёких горах встретятся люди гордо называющие себя кочевниками. Как и сотни лет назад перемещающиеся по территории Тывы вместе со своим стадом.

Республика Тыва полна тайн и загадок. Многие местные достопримечательности окутаны древними легендами и мифами. А причины возникновения некоторых из них по сей день неизвестны.

Пор-Бажин – крепость посреди озера Тере-Холь

С этим местом связано несколько приданий. По одному, крепость принадлежала Китайской империи и была окружена долиной, а не озёрами. Но, однажды, комендант крепости был проклят за оскорбление местного ламы. Тотчас из под земли начали бить ключи и затопили долину, закрыв доступ к крепости.

Ещё одна версия гласит, что долина была затоплена специально с целью обороны крепости. К слову, построенной Уйгурами в 8-м веке.

Шаманы же считают, что озеро Тере-Холь охраняется духами. А крепость это вход в подземный мир и по его тоннелям можно обойти всю планету.

Республика Тыва имеет уникальную историю. Она входила в состав Монгольской и Китайской империи. Пока, более 100 лет назад, добровольно не перешла в состав России.

Долина Царей

Крупнейшее погребальное сооружение в Северной Азии. Здесь в X-VII веках до н.э. были похоронены родовые и племенные вожди кочевых народов.

Не смотря на то, что курганы неоднократно грабили в древности, его масштабы по сей день позволяют находить богатства царей и их вельмож во время раскопок.

Вес золотых украшений и доспех, которые достали археологи лишь из одной гробницы составил 30 кг!

Читайте также:  Искусство икебана – как оно появилось и в чем его секрет?

Целебное озеро Сватиково

Озеро расположено всего в 45 км от столицы Тывы города Кызыл. Здесь можно и погреться на солнышке и подлечить здоровье. В состав воды входит: йод, фтор кальций и прочие солевые осадки.

Кстати, вода в озере на столько солёная, что ты лежишь на неё словно на матрасе и не тонешь.

На территории республики Тува берёт своё начало Енисей – одна из самых крупных в мире рек.

Первозданная природа Монгун-Тайги

Горный массив Монгун-Тайга – Высшая точка Восточной Сибири, Массив назван в честь входящей в него одноимённой горы, высотой почти 4000 метров.

У подножья массива живут коренные народы Тывы, занимающиеся скотоводством. На «альпийских» лугах пасутся яки, овцы и другая живность.

Кроме вершин гор поля окружают зелёные леса, кристально чистые реки и озёра. Монгун-Тайга входит в заповедник «Убсунурская котловина».

80% всей территории Тывы занимают горные хребты.

Шаманская клиника «Тос Дээр»

Тос Дээр – клиника нетрадиционной медицины, которая объединила в своих стенах семь сильнейших шаманов Тывы.

Здесь в деталях отражена древняя шаманская культура. Обряды и их атрибуты. Желающим могут предсказать будущее, «настроить» внутренние ритмы, «вылечить» любую болезнь.

Кызыл – столица Тувы

Географический центр Азии. Город сочетает в себе постройки современной эпохи и советского союза.

Центральная площадь украшена в буддистском стиле, что ещё раз свидетельствует об исторических традициях и вероисповедании коренных народов республики Тува.

Как добраться?

Путешествие по Республики Тува можно начать из столицы, города Кызыл.

До Кызыла можно добраться на автобусе или автомобиле по трассе М54. Либо на самолёте.

Использованы материалы с сайтов:

Источник: http://sib100.ru/zdes-zhivy-tradicii-predkov-respublika-tyva/

Обычаи и традиции — душа народа… | “Тувинская правда”

Тува маленькая, но очень многонациональная республика. Одна из самых многочисленных диаспор — киргизская, её представители умелые повара, торговцы и мастеровые. Традиция гостеприимства развита у этого народа невероятно сильно. Гостей принято потчевать самыми лучшими яствами, хозяева приложат максимум усилий, чтобы пришедший чувствовал себя как дома.

 «Дружба Народов Тувы» — яркое и значительное название масштабного проекта, задуманного Национальным музеем РТ в рамках Года тувинского гостеприимства. Его цель — познакомить подрастающее поколение с обычаями и традициями народов, которые проживают в республике. Первой представила многовековую культуру своего народа киргизская диаспора.

Встреча состоялась в пятницу, 26 февраля. Музей распахнул свои гостеприимные двери для мальчишек и девчонок из 11-й школы. Делегацию киргизской диаспоры возглавила Тамара Эгембердиева.

Тамара Калиновна живет в Туве уже более 15 лет, по специальности психолог, успешно занимается народной медициной и пользуется заслуженным уважением среди земляков. Женщина отметила, что у тувинцев и киргизов много общего. Оба народа вели кочевой образ жизни, успешно занимаются животноводством.

Особо почитают умелых борцов, лучников и охотников. Традиционным жилищем является юрта, а национальные костюмы практически близнецы-братья. Это сходство — не случайность.

В древности киргизские племена жили в долине реки Енисей — в Минусинской котловине. После возникновения Монгольской империи киргизы Южной Сибири были поглощены ею.

Во время распада монгольских государств предки современных киргизов мигрировали на Тянь-Шань, где и расположена их современная родина.

Часть народа, которая не пожелала уходить с насиженных мест, стали прародителями хакасов, алтайцев и шорцев. Ребят очень заинтересовал краткий экскурс в историю.

Киргизы славятся своим крупнейшим героическим эпосом Манас. Так зовут его главного героя — богатыря, в старину сумевшего объединить весь киргизский народ. Эпос включен в список шедевров нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО и Книгу рекордов Гиннесса как самый большой в мире. Он в 20 раз больше знаменитой «Одиссеи» Гомера.

Уважением и почитанием в Туве пользуется Шагаа. Киргизы отмечают похожий праздник, но они исповедуют ислам, а не буддизм. Нооруз (мусульманский Новый год) ежегодно празднуется 21 марта. В честь его люди шьют или покупа­ют себе новую одежду. Накануне готовят угощения, одно из главных блюд, которым угощают гостей, –сумаляк, он готовится из пшеницы.

У киргизов принято торжественно и пышно отмечать появления в семье ребенка. В жентек той (праздник рождения) молодые родители угощают соседей лакомствами, тем самым показывая свою радость. А особо почитаемым гостям они преподносят сары май — топленое масло домашнего приготовления.

Для этого используется желудок специально забитого ягненка или теленка, где и хранится сары май. Большое значение имеет первый день новорожденного в колыбели. Этой памятной вехе в жизни малыша уделяется много внимания. Называют это знаменательное событие бешик той (праздник колыбели).

Бешик — традиционная деревянная колыбель для укачивания детей.

Дала земля киргизская миру и выдающихся деятелей культуры. Среди них известный киргизский и русский писатель, лауреат многих государственных премий СССР Чингиз Айтматов. Он автор таких книг, как «И дольше века длится день», «Белый пароход», «Первый учитель», и других. По многим его произведениям сняты фильмы.

Среди них картина «Первый учитель», она завоевала приз Венецианского кинофестиваля. Экранизировал это произведение Андрей Кончаловский. В этом фильме снимались такие известные киргизские актеры, как Наталья Аринбасарова, Болот Бейшеналиев.

В нем зрителям показывают киргизскую деревню, живущую по старым патриархальным порядкам.

В завершение встречи представительницы киргизской диаспоры пригласили всех отведать блюда традиционной кухни. Хозяйки постарались на славу, получился настоящий пир! От обилия мясных, молочных и мучных блюд рябило в глазах.

Первыми отведать яства были приглашены представители старшего поколения, младшие не были обиженны, угощения хватило для всех.

Ребята, посетившие эту встречу, ушли в отличном настроении, ведь они узнали для себя много нового и интересного.

Для каждого народа, живущего в Туве, очень много значат такие нерушимые постулаты, как уважение к старшим, почитание родителей, дружба и верность данному слову. Это далеко не все качества, которые нас объединяют. Мы живем на одной земле, любим её, пока мы вместе, мы монолитны и непобедимы.

Кирилл САМОХВАЛОВ

Источник: http://tuvapravda.ru/?q=content/obychai-i-tradicii-dusha-naroda

Исследовательской работы:«Традиции и обычаи тувинского народа»

Тема исследовательской работы:«Традиции и обычаи тувинского народа». Любой народ имеет свою страну, где он живет, свой язык, на котором разговаривают и общаются люди этого народа, свои традиции и обычаи, которые они соблюдают.Возрождение национальных традиций и обычаев является актуальным на сегодняшний день. Республика Тыва – не исключение.

Веками тувинцы рождались и жили в юртах, в ней формировались традиционные нормы поведения, многие из которых стали сегодня элементами тувинских правил хорошего тона. У тувинцев с течением веков сформировалась своя традиционная культура, правила и нормы поведения.

Нас заинтересовало, как же соблюдаются обрядовые традиции тувинцами на сегодняшний день? Необходимы ли в современных условиях знания обрядов и традиций своей национальности?Из данной проблемы и определилась тема нашей работы: «Традиции и обычаи тувинского народа».Цель данной работы: Показать обряды и традиции тувинского народа нынешнему поколению.Задачи: 1.

Узнать, какие тувинские обычаи и традиции были у наших предков.2. Убедиться в необходимости бережного сохранения этих обрядов и традиций и передачи их из поколения в поколение.Традиции – это нравственные законы, отражающие суть, характер человека будь он плохой или хороший. Традиции долговечны и устойчивы.

С появлением народа на земле возникли и традиции, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются у каждой определенной группы народа в течение длительного времени. Традиции появились задолго до появления письменности.Тувинцы воспитали детей на добрых традициях предков.

Привив ребенку с младенчества добрые качества, черты характера, родители на старости не могут нарадоваться достоинством своего чада. Вырастить детей добрыми людьми – высший для тувинца закон, которому следовали в веках.

Действия, которые противопоказаны детям

-Детям нельзя проходить перед взрослыми.-Детям не положено прямо называть старших по имени, это считалось крайне неприличным.- Дети не должны воровать чужую вещь.- Дети не должны обманывать.- Дети не должны говорить злые слова.- Дети не должны пить и курить.- Дети не должны вмешиваться в разговоры взрослых и т. д.Охота и рыболовство в Туве существует с давних времен. Наши предки, чтобы прокормить свои семьи, вырастить детей и избежать голода по мере надобности занимались охотой на зверей и птиц, а также рыболовством. Но они очень бережно относились к лесному богатству: зверям, птицам, рыбам. Была добрая традиция, согласно которой строго запрещалось хищническое истребление зверей, птиц и рыб.Запрещалось истребление птенцов. Запрещалось охота на зверя с детенышем. Тувинские охотники никогда не убивали косулю или маралиху с маленьким детенышем. Предки говорили, что у человека, который убил косулю с козленком, неизбежно заболеют дети. Люди просто обходили их стороной.С давних времен тувинцы весьма бережно относились к горам, рекам, озерам и ко всем недрам земли. Запрещалось рубить плодоносные растения. При сборе ягод рвали только ягоды, а сами растения не повреждали. Запрещалось перекрывать ручьи и реки.В древние времена тувинский человек имел обычай – он брызгал чай с молоком в сторону тайги, горы и солнца, обращался к ним с просьбой о том, чтобы у него в семье все было хорошо. Хозяйка юрты ежедневно утром брызгала чай девятиглазником в огонь, затем выходила из юрты и брызгала чай с молоком тос – караком ( девятиглазником) в сторону восходящего солнца, тайги, горы, реки и молилась. После завершения молитвы хозяйка, вернувшись в юрту, наливает чай в пиалу и подает его, прежде всего, хозяину, т. е. мужу.

У тувинцев в древние времена были священные обряды, правила и запреты:

– Нельзя плевать в огонь- Нельзя бросать мусор в огонь- Нельзя перешагивать через огонь- Нельзя загрязнять воду- Нельзя бросать мусор в реку- Нельзя рубить лес- Нельзя справлять естественные нужды около рекиОсобого внимания заслуживает комплекс обрядов, сопутствующий детям в период младенчества – от рождения до трех лет. Дети для тувинцев – самое дорогое из того , что у них есть; в них они видят главный смысл своей жизни. К ним относятся удивительно нежно и заботливо, их никогда не наказывают, до трех лет держат нагишом, а зимой укутывают в меха, кормят грудью до тех пор, пока не начнут ходить. Ребенка не целуют, а нюхают, что является наивысшей формой ласки у тувинцев.Бездетность в тувинской обществе воспринимается как большое несчастье, поэтому нет ничего предосудительного в том, чтобы взять на воспитание чужого ребенка. Ребенок – это лучшее, что может пожелать себе человек. У тувинцев содержать детей в большом количестве не считается бременем, напротив, многодетность обеспечивает им дальнейшее продолжение рода. Существует множество защитных обрядов и табу, чтобы уберечь ребенка от всего злого.К числу последних относится целая система иногда рациональных, но часто суеверных предписаний, например, обмазывание лба ребенка сажей, если вечером его должны вынести из дома; пришивание к его одежде когтя медведя или орла, которое по поверьям защищают от порчи и сглаза; запрет перешагивать через одежду ребенка, дабы не лишить его покровительства добрых сил; обычай давать ребенку несколько имен, чтобы обманывать таким образом злых духов, вознамерившихся забрать его душу.Если дети в семье часто умирают, то желая сохранить новорожденному жизнь, ему дают неблагозвучное имя. Имена детей у тех родителей, у которых дети раньше не задерживались, умирали, были своеобразными: Мальчики. Чудек – оол (Некрасивый), Калдар – оол (Чумазый), Черлик – оол (Дикий) и т. д. Девочки. Багай – кыс ( Нехорошая девочка), Кушкаш (Птичка) и т. д. В этих же целях иногда мальчика называют женским именем, девочку – мужским; или девочку одевают как мальчика, а мальчика как девочку, при этом первой стригут волосы, второму, наоборот, их отращивают и заплетают в косу.Очень популярны у тувинцев праздник «первой колыбели», устраиваемый на третьи или седьмые сутки после рождения ребенка. До этого он безотлучно находится с матерью и спит с ней в одной постели. Поскольку тувинские семьи, как правило, имеют больше одного ребенка, детей принято растить в одной и той же колыбели, которая переходит от старших детей к младшим.Прежде чем положить новорожденного в колыбель, его обмывают освященной и ароматизированной можжевельником водой, затем его пуповину кладут в маленький мешочек, который привязывают к изголовью колыбели, где он висит до тех пор, пока малыш не покинет свое первое ложе. Под малыша подкладывают одек – сушенный овечий помет, который выполняет функцию «активного памперса», т. к. помимо задачи пропускать и впитывать влагу, удерживать тепло, он еще обладает определенным бактерицидным свойством. Праздник «первой колыбели» называют обрядом очищения матери и ребенка от скверны, якобы всегда сопутствующий родам – нечистому акту с точки зрения традиционных представлений.Раньше у тувинцев широко бытовала традиция усыновлений, а другими словами – рационального «перераспределения» детей между многодетными и бездетными семьями. В этом смысле владельцы тысяч голов стад – князья, у которых в юртах не было слышно детского плача, считались бедными и несчастными в сравнении с многодетными, а значит – счастливыми аратами, пасущими их скот. И традиция велела отдавать ребенка тем, кого Небо не наделило своими.Приемные дети почитались, их любили, ничем не отличали от родных. Отношение к усыновленным становилось даже лучшим, когда в этой семье начинали рождаться родные дети. Приемные в этом случае считались драгоценными существами, приносящими счастье, ибо «привели» за собой «на хвосте» в этот мир других малышей. Бездетные семьи, принося дары, специально просили чужого ребенка не просто как спасение от одиночества, а как своего рода средства от бесплодия. И многодетные матери – отцы понимали насколько это важно для просящих, не могли им отказать.Древние тувинцы очень бережно относились к колыбели ребенка, никогда грубо не клали ее на землю, считая что такое обращение с колыбелью приведет к тому, что душа ребенка может покинуть тело. Древние тувинцы никогда не ломали колыбель своего ребенка, считая ее священным предметом.Общинные нормы и обычаи проявлялись у тувинцев также и в охоте на зверя. Обычно на охоту отправлялись вместе (небольшой группой) жители одного аала. Добычу делили между всеми охотниками поровну независимо от количества и качества убитых зверей.Среди жителей одного аала независимо от того, являлись они кровными родственниками или нет, бытовал обычай обязательного наделения мясом всех семей общины. Например, если кто – нибудь в аале колол свою овцу или корову, то, по обычаю, каждый житель данного аала – общины должен был получить хотя бы кусочек кровяной колбасы ( хан) или варенных тонких кишок (чореме). В каждую семью – юрту давали хотя бы немного сырого мяса, чтобы сварить один обед или ужин. Охотники в свою очередь наделяли мясом убитых зверей все семьи аала. О таком взаимном распределении продуктов свидетельствует и обычай хап дуптээр ( «мешок не пустой»). Обычай этот заключается в том, что мешок, в котором родственники или одноаальцы привозили или приносили друг другу любые продукты ( гостинцы и т. д.), не возвращали пустым. В него обязательно клали хотя бы маленький кусочек какого – либо продукта ( сыра, лепешки, мясо и т. д.). Когда кололи барана или корову и посылали соседу кусок вареного мяса на на блюде, то блюдо тоже не возвращали пустым, на него обязательно клали что- нибудь из продуктов. Маленьким детям гость привозил гостинцы, а пожилым людям табак или другой подарок, это являлось знаком любви к детям и уважения к старшему.Был у тувинцев такой обычай: любого человека, проезжающего мимо аала или юрты, обязательно приглашали в жилище отдохнуть с дороги, поднося в первую очередь аяк (пиалу) горячего чая с молоком. В народе говорили: «Акты амзадыр, аяк эрнин ызыртыр» – «Белую пищу попробовать, пиалу слегка пригубить». Это было еще не угощение, а скорее форма выражения доброго отношения хозяина к гостю, которому подносится многими азиатскими народами «белая пища» – «ак чем», цвет молока. И за чашкой чая обменивались новостями. Перед гостем ставят все виды самого вкусного кушанья.Изучив традиции и обычаи тувинского народа мы сделали вывод, что часть тувинских обрядов и традиций утеряны и требуют детального изучения и восстановления для сохранения и передачи нашим потомкам. Значимость рассмотренных обрядов велика т. к. это наша история, это жизнь наших предков. Таким образом, необходимо знать традиции и обряды своего народа, сохранять и умножать их, передавать из поколения в поколение.
Тема: «Традиции и обычаи тувинского народа»Кыргыс Дан – Хаяа Викторовна, 5классРоссия, Республика Тыва, г. КызылГОУ РТ школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Читайте также:  Кратко о философии дзен буддизма – каковы ее основы?

Руководитель: воспитатель, Онгай – оол Чодураа Алдын – ооловна школа – интерната для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Краткая аннотация

Традиции – это нравственные законы, отражающие суть, характер человека будь он плохой или хороший. Традиции долговечны и устойчивы. С появлением народа на земле возникли и традиции, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются у каждой определенной группы народа в течение длительного времени.

Традиции появились задолго до появления письменности. В современных условиях происходит исчезновение традиций и обрядов тувинского народа. Этот факт послужил возникновению повышенного интереса к ее изучению.

Об обрядовых традициях тувинского народа существует немного публикаций, но хотелось бы узнать о них из первых уст, ведь скоро это будет невозможно, потому что остается очень мало людей, которые могли бы о них рассказать.

В данной работе мы показали некоторые традиции и обряды тувинского народа: обряды сопутствующие детям в период младенчества – от рождения до трех лет, охотничьи обычаи, запрещенные действия в отношении к земле, воде, растениям, обычай хап дуптээр («мешок не пустой»), обычай уважительного ухаживания за гостем.

Хочется надеяться, что вы услышав эту работу, захочете сами прикоснуться к истокам традиций, обычаев, обрядов, верований, воззрений своего народа, возгоритесь желанием понять их сущность, написать что – то свое, задумаетесь о возвращении в жизнь наиболее ценных из них. И начнете с себя, «очищая себя под них».

Тема: «Традиции и обряды тувинского народа»

Кыргыс Дан – Хаяа
Россия, Республика Тыва, г. Кызыл
ГОУ РТ школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Руководитель: Онгай – оол Чодураа Алдын – ооловна воспитатель ГОУ РТ школы – интерната для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ТЕМА: ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ ТУВИНСКОГО НАРОДА

Кыргыс Дан – Хаяа Викторовна 5 классРоссия, Республика Тыва, город КызылГОУ РТ школа – интернат для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Тезисы

Цель работы: Познакомить с обрядами и традициями тувинского народа воспитанников школы-интерната.

Задачи: 1. Изучить литературные источники по обычаям.

2.Узнать, какие тувинские обычаи и традиции были у наших предков.3.Убедиться в необходимости бережного сохранения этих обрядов и традиций и передачи их из поколения в поколение. Любой народ имеет свою страну, где он живет, свой язык, на котором разговаривают и общаются люди этого народа, свои традиции и обычаи, которые они соблюдают.Возрождение национальных традиций и обычаев является актуальным на сегодняшний день. Республика Тыва – не исключение. Веками тувинцы рождались и жили в юртах, в ней формировались традиционные нормы поведения, многие из которых стали сегодня элементами тувинских правил хорошего тона. У тувинцев с течением веков сформировалась своя традиционная культура, правила и нормы поведения.

Вывод: Изучив традиции и обычаи тувинского народа мы сделали вывод, что часть тувинских обрядов и традиций утеряны и требуют детального изучения и восстановления для сохранения и передачи нашим потомкам. Значимость рассмотренных обрядов велика т. к. это наша история, это жизнь наших предков.

Таким образом, необходимо знать традиции и обряды своего народа, сохранять и умножать их, передавать из поколения в поколение. Пора начать воспитателям интернатных учреждений углубленное изучение тувинских обычаев с детьми, у которых нет родителей или которые остались без попечения родителей.

Возрождение традиций народа с обязательным учетом современной жизни на основе науки и передовых технологий может служить верным средством оздоровления нынешних и будущих поколений.

Оглавление

  1. Введение
  2. Охотничьи обычаи
  3. Обряд, сопутствующий детям в период младенчества
  4. Традиция усыновления у тувинцев
  5. Обычай хап дуптээр («мешок не пустой»)
  6. Обычай уважительного ухаживания за гостем
  7. Вывод
  8. Литературные источники

Источник: http://zakon.znate.ru/docs/index-20269.html

Тувинцы: шокирующие факты

Территория республики Тыва расположена на высокогорном плато между отрогами Саянских гор. Сюда ведут только две автомобильные дороги из России и одна из Монголии. Такая труднодоступность позволила тувинцам сохранить не только первозданную природу, но и свою национальную самобытность.

Хан и солёный чай

Тувинская кухня шокирует каждого, кто в первый раз приобщается к кулинарным традициям этого народа. Самое распространённое угощение для гостей – это хан, блюдо из целого барана, после приготовления которого от животного остаются только шкура, рога и копыта.

Тувинцы с большим уважением относятся к животным. Они считают, что хан получится только из барана, который не боялся смерти. Если животное испытывает страх, это портит вкус его крови.

Поэтому перед убиением барана вводят в транс: кладут его на спину, копытами вверх. Кровь – важная составляющая хана, и она не должна вытекать из тела.

Для этого животное убивают молниеносно, в одну секунду перерезая ему трахею.

При разделке туши в отдельную ёмкость собирают всю кровь для приготовления кровяной колбасы. Затем тщательно промываются кишки – череме, наполняются кровью и варятся на костре в большом казане. После варят мясо. Примечательно, что в насыщенный бульон не добавляют никаких специй, кроме лука и соли.

Удивительный напиток – тувинский хан-чай. Собственно чая там немного: в большой казан с кипящим молоком добавляют пару горстей чёрного или зелёного чая. А вот вместо сахара кладут соль и иногда добавляют топлёное масло. Тувинцы говорят, что такой напиток освежает в жару.

На весь мир знаменито тувинское горловое пение – хоомей. Звуки извлекаются не при помощи ых связок, а благодаря сокращению диафрагмы. Профессиональные хоомейджи редко живут долго: из-за постоянного дрожания внутренних органов они быстро изнашиваются.

Только несколько лет назад исполнение песен в национальной манере в Тыве было признано профессией, и теперь тувинские хоомейджи получают государственную пенсию.

Человеческое ухо не в состоянии услышать весь диапазон звуков, издаваемых мастерами горлового пения. Однако ультразвук слышат некоторые животные, также они могут воздействовать на подсознание человека.

Самым первым известным хоомейджи считается Соловей-разбойник – тот самый монгольский воин, от свиста которого замертво падали лошади.

Буддийский календарь

Тувинцы живут по тибетскому лунному календарю. Новый год – Шагаа – у них празднуется обычно в феврале. Каждый житель республики отлично ориентируется в тибетском гороскопе и очень серьёзно к нему относится.

От того, родился человек в год Крысы или Собаки, зависит вся его жизнь. Также этот фактор учитывается в бытовых вопросах. Например, разливать спиртные напитки могут лишь те, кто родился в год Лошади, тогда застолье пройдет мирно.

При выборе даты для крупных событий и торжеств тувинцы обязательно советуются с ламами. Буддийские монахи подскажут лучшее время для свадьбы или дальней поездки.

Официальная религия – буддизм – в тувинском сознании прекрасно сочетается с шаманизмом, который в республике весьма развит. Причем в отличие от других «шаманских» регионов здесь нет артистов, пляшущих с бубном на потеху публике.

Шаман – очень важный человек в Тыве. К нему ходят, если нужно поправить здоровье, найти потерянную вещь, узнать прошлое и будущее, пообщаться с умершими родственниками и даже заказать погоду на определённый день.

У каждого тувинского рода есть свой звериный покровитель – волк или ястреб, змея или лиса. Вообще, тувинцы близко общаются с миром дикой природы. Некоторые чабаны даже умудряются приручать снежных барсов. А обитатели отдалённых пастбищ «договариваются» с местными волчьими стаями, чтобы те не нападали на их скот.

Детские скачки

По преданию, мать Чингисхана была тувинкой, да и могилу его до сих пор ищут где-то здесь, в Саянах. Тувинцы свято чтят это историческое родство.

С малолетства тувинские мальчишки воспитываются как мощные борцы, поэтому монголы называют Тыву «землей богатырей». Одно из подтверждений тому – двукратный чемпион мира по борьбе сумо тувинец Аяс Монгуш.

А национальная борьба – хуреш – очень популярна среди тувинских пацанов.

Еще одна страсть тувинцев – лошади. Каждый год в Туве проводятся скачки, в которых может принять участие любой желающий. Этот вид спорта настолько популярен, что победителям достаются действительно дорогие призы, например, автомобили.

Но самое удивительное – это жокеи. Средний возраст всадников – три-четыре года. Ведь чем легче наездник, тем быстрее скачет конь.

Место в раю за пятерых

В Туве немало странных обычаев. Например, девушки выходят замуж только в «нечетном» возрасте – 17, 19, 21 год. При этом если она забеременеет вне брака – это не порицается.

Тувинцы очень любят детей и стремятся к многодетности. Считается, что если женщина родила пятерых, ей автоматически достается место в раю. Это правило распространяется и на приёмных детей, поэтому в Тыве беспризорников вообще нет.

Интересны и похоронные традиции. Только в XX веке в Тыве появились обычные кладбища. Ранее покойных в землю не закапывали, а оставляли в степи, соорудив над телом каменный курган. Покойников принято провожать аплодисментами, чтобы отогнать злых духов.

Если ребенок, играя, хлопал в ладоши, то его руки разводили в стороны, плевали три раза на ладони и сажей чертили крестики (в ладоши хлопают при плохих вестях). Поэтому хлопанье в ладоши, а тем более бурные рукоплескания для выражения восторга совершенно чужды тувинцам.

Источник: https://cyrillitsa.ru/narody/58822-tuvincy-shokiruyushhie-fakty.html