Кратко о философии дзен буддизма – каковы ее основы?

Дзен буддизм

«Мир Вам!». Вступайте в наше сообщество Господи, Спаси и Сохрани. Нас почти 4000 человек и растем. Так же публикуем ваши молитвенные просьбы от имени сообщества. Нам важна ваша поддержка, подписывайтесь. «Ангела Хранителя Вам!»

Эта разновидность учения является одним из наиболее крупных течений буддийского вероисповедания, нашедшее огромное количество приверженцев со всего мира. В особенности популярно учение в таких странах, как Япония, Индия, Китай и других азиатских государствах.

Та, литература которая написана о вероучении обучает внимательности, восприятию и отрешенности от имеющихся сложностей. Именно это верование относится к числу одной из наиболее крупных школ буддийской религии, что неоднократно упоминалось в СМИ, литературе и прочих источниках.

Из нашей статьи вы сможете подробнее ознакомиться, что представляет собой вероучение, что такое Чань буддизм и Дзен буддизм, кто основатель учения его принципы и не только.

Основные сведения о вероучении и его принципах

Свое движение по миру учение начало в тот период, когда Китай посетил великий индийский мудрец Бодхидхарма, которого большое количество людей считает первым патриархом и основателем Дзен буддизма, который утверждал, что истинная сущность всего это пустота и пустота, которая является единственным путем.

В переводе же с древнеиндийского Дзен именуется как дхьяна, то бишь созерцание. Также следует отметить, что в различных государствах оно именуется по-разному, а именно:

  • в Китае – чань;
  • во Вьетнаме – тхиен;
  • в Корее – сон.

Основной принцип учения гласит так: по своей натуре любой человек и есть пророк и каждый способен открыть для себя такую основу просветления. Притом открыть без каких-либо усилий и без свершения действий со стороны простого разума. Посему учение является прямой дорогой, где пророка можно найти не снаружи, а внутри.

Основные идеи Дзен буддизма заключаются в следующем:

  • не ссылаться на слова и тексты;
  • приблизиться к природе пророка возможно через восприятие своей сущности;
  • решительная установка на разум.

Так же читайте:  Храмы буддизма

Что представляет собой коаны и медитация Дзен буддизма. Как правило, когда человек идет, к примеру, по улице то он замечает все, что может узреть, но не замечает главного, а именно того, кто все это наблюдает.

Таким образом выполнение медитации из дзенского буддизма каждый день не составит каких-либо сложностей – когда человек идет, то просто идет, наблюдая того, кто идет, а именно наблюдая самого себя.

Когда человек что-то делает, например, моет, копает, сидит, стрижет или работает – следует наблюдать за собой, смотреть, кто это ест, работает, пьет, сидит.

Коаны дзен буддизма представляют собой краткие повествования, основывающиеся на парадоксальном осознании, которое схоже с шоковой терапией, помогая тем самым остановить разум.

К примеру, мудрец задает вопрос «ветер какого цвета?», а ученик его отвечает «тем, что мудрецу дует в лицо». Так как в обычной жизни человек все время обусловлен своим разумом и тем как его мысли направлены на осмысление чего-то внешнего.

И стоит только вообразить, что разум на какую-то долю секунды не осознает, о чем его известили и что ему сказали.

Если предположить, что на вопрос последователя «откуда пришел Бодхидхарма», мудрец ответит «спроси вон у того дерева» – разум последователя, как и обычного человека будет находиться в замешательстве и на некоторый период времени возникнет за пределами сознания лишь внутренняя глубина без какой-либо опоры. Таким образом может появиться просветление или еще как его именуют сатори.

Самураи в буддизме

Что привлекало самураев в Дзен буддизме? По существующей легенде в известный всему миру Шаолиньский монастырь боевые искусства принес мудрец из Индии – Бодхидхарма.

Мастер говорил, что каждый человек должен быть подготовлен ко всему. Связано это было естественно с тем, что монахам этого учения в то время приходилось очень часто перемещаться по всей стране, а в Китае на тот период было не спокойное время, требующего умения постоять за себя при возникновении сложной ситуации.

Так же читайте:  Священное животное буддизма

Истинным мастерам боевых искусств тем не менее иногда необходимо было действовать без всякой логики, доверяясь по большому счёту только внутреннему чутью и интуиции, моменты, когда простое создание уже не выполняет работу или же его не хватает для получения победы над более сильным противником.

Из этого получается, что все приемы в боевых стилях включают в себя основные принципы Дзен буддизма, которые опережают сознание и воин начинает двигаться благодаря телу и «внутреннему разуму», что в свою очередь позволяет ему ощутить созерцание или состояние дзен.

Большое количество людей знают, что путь самураев является верной смертью. И несложно догадаться что их воинское искусство также основывается на этом учении, т. к.

если для человека не имеет значения, когда он умрет, ибо он уже умер при жизни, то тогда лишь остается важным разум и состояние сознания, которые никак не изменяются и не подвергаются колебаниям из-за внешнего.

Таким образом может появиться просветление или сатори, пусть и не на долгое время, но человек уже будет знать, что представляет собой это состояние и встанет на путь вероучения.

Дзен буддизм и Эрих Фромм

Эрик Фромм является одним из крупнейших мыслителей прошлого столетья, относится к великой философской кагорте от психологии, а также является духовным лидером Франкфуртской школы социологии.

Работы этого мыслителя и по сегодняшний день пользуются огромной популярностью, так как главной тематикой проведенных им исследований было выявление сущности человеческой в качестве осуществления жизнетворческого и продуктивного начала.

В трудах мыслителя Дзен буддизм и психоанализ представляет собой стремление к сравнению нескольких философских теорий, которые довольно подробно воссоздают характерные признаки, как восточного, так и западного менталитета. В своей книге он раскрывает такие темы, как:

  • духовный распад и какова значимость психотерапии;
  • задачи и значимость психоаналитического учения по Фрейду;
  • человеческое благосостояние через призму психологического формирования;
  • основа сознательного, а также изгнание и пересиливание вытеснения;
  • принципы одного из направлений буддийского вероучения;
  • пересиливание вытеснения и прозрение.

Так же читайте:  Смерть в буддизме

Философия Дзен буддизма в двух словах — это учение не основывается на умственных способностях, текстах и философии, а напрямую указывает на природу пророка и просветленного в каждом из людей.

Смотрите еще виедо рассказ о дзен учении:

Источник: https://tolkovanie.info/dzen-buddizm/

Дзен-буддизм и его философия

Новости и общество 21 мая 2013

Дзен-буддизм – это восточное учение, которое учит достижению просветления. Если более широко взглянуть на это направление, то оно скорее является образом жизни и находится за пределами рационального. Цель практики довольно широка: это и духовное пробуждение, и раскрытие сущности абсолюта, и постижение самого себя.

Первым в линии дзен находится Будда Шакьямуни. За ним следует Махакашьяпа, которому Будда передал особое состояние пробуждения, причем это произошло без помощи слов (так была основана традиция дзен о прямой передаче учения «от сердца к сердцу»). 

Свое начало это учение получило в Китае в пятом веке н.э. Его принес буддийский монах Бодхидхарма. Позднее он стал первым патриархом «чань» на территории Китая. Бадхидхарма является основателем известного монастыря Шаолинь. В наше время он считается колыбелью чань-буддизма (китайского).

Последователями Бодхирхармы было пять патриархов. Потом учение разделилось на южную школу и северную. Южная, в свою очередь,  разделилась на пять школ дзен (в наше время осталось две: Линьцзи и Цаодун.

Дзен-буддизм достиг Европы в середине XIX века, но первое знакомство западных людей с учением состоялось в 1913 году, именно тогда вышла в свет книга «Религия самураев», но она не получила популярности. Ей заинтересовался узкий круг специалистов.

Философия дзен-буддизма начала набирать поклонников после выхода книг Судзуки Д.Т.,  это послужило толчком для роста популярности дзен. Уотс был первым западным автором, который написал об учении. Его первая книга получила название «Дух дзен».

К Концу 50-х годов стало появляться множество литературы по данной тематике. Это были и европейские, и американские дзен-буддисты, которые описывали уже свой опыт погружения в медитацию и постижения истины.

В этих книгах европейскому читателю все рассказывалось на доступном языке, употреблялись понятные термины. Описывались практические и теоретические стороны учения.

Линия передачи в дзен должна быть непрерывной, формироваться непосредственно от учителя к ученику. Это обеспечивает стабильность процесса обучения. Учителя не приветствуют написанные тексты и обсуждения («Истина не может быть выражена словами»).

Известно, что практикующие – спокойные и уравновешенные люди. Занятия дзен способствуют лучшему развитию интеллектуальных способностей. В основе практик лежит медитация.

Отмечается, что в процессе обучения происходит профилактика болезней, а также решаются проблемы здоровья. Ученик без труда может победить любой стресс. Сознание становится ясным, ум – глубоким и острым. Концентрация внимания увеличивается во много раз.

Помогает быстрому и уверенному принятию решений. Развиваются экстрасенсорные способности.

Это и есть дзен-буддизм, философия, понятная многим в наши дни. Даже в самых критических ситуациях учение позволяет чувствовать себя раскрепощенным и уверенным в себе. Практикующие могут увидеть красоту в самых незначительных вещах, возможно, именно поэтому это учение и находит все больше поклонников.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Духовное развитие
Буддизм в Китае и его влияние на культуру страны

Влияние буддизма на культуру Китая велико, к тому же это учение имеет глубокие корни в самых разных странах. Но в чем заключается это влияние и что оно несёт людям? Понимают ли жители страны настоящие ценности названн…

Новости и общество
Античная философия: Демокрит. Атомизм Демокрита и его основные положения кратко. Демокрит и философия атомизма кратко

Демокрит, атомизм и биографию которого мы рассмотрим, – известный греческий философ времен античности. Годы его жизни – 460-371 до н. э. Именно он первым понял, что мир не имеет конца и что он является скоплением атом…

Новости и общество
Эпикуреец – это кто? Философия Эпикура и его последователи

Вам знакомо такое понятие, как эпикуреец? Это слово в последнее время стало звучать все чаще и чаще. Причем далеко не всегда его упоминают к месту. Именно поэтому о значении и происхождении данного слова уместно погов…

Самосовершенствование
Принцип детерминизма и его проявление в философии и психологии

Понятие детерминизм происходит от латинского слова determino – определяю, и в самом общем смысле означает некую закономерную обусловленность всех событий и явлений, происходящих в природе и жизни общества. Данна…

Автомобили
Квадроцикл «Стелс-300» и его особенности

Сегодня квадроциклы приобретают всё большую популярность. Кто-то приспосабливает эту выносливую технику с большой проходимостью для полевых работ и хозяйственных нужд, а кого-то жажда приключений гонит на опасные спор…

Автомобили
Мотоцикл «Стелс 450» и его характеристики

Название “Стелс 450” эндуро точно характеризует эту технику – лёгкую, предназначенную для езды по бездорожью и обычным дорогам города. Внешность модели довольно тривиальна для мотоциклов этого класса: мощные про…

Автомобили
Тросик спидометра и его замена

Спидометр – это та составляющая, без которой не обходится ни один автомобиль. При помощи данного механизма можно точно определить, с какой скоростью движется транспортное средство. Согласно правилам дорожного дв…

Автомобили
Готлиб Даймлер и его достижения

На закате XΙX века талантливые инженеры из Германии Карл Бенц и Готлиб Даймлер, не зная в первое время о существовании друг друга, закладывали в своих мастерских фундамент будущего автомобилестроения. Бенц раньше…

Автомобили
Прицеп КМЗ и его виды

Легковой прицеп КМЗ можно встретить везде. И на дорогах, и возле реки, и в снегу. Вот уже много лет автовладельцы приобретают модели именно данной марки. Так давайте разберемся, почему они так популярны.Общее …

Автомобили
Автобус МАЗ-152 и его характеристики

Для перевозки пассажиров на дальние расстояния используется автобус МАЗ-152, фото которого вы сможете увидеть в статье. Данный автобус производит автомобильный завод в городе Минске (Республика Беларусь). Он собираетс…

Читайте также:  Тувинские обычаи и традиции - как живет этот народ?

Источник: http://monateka.com/article/175494/

10 правил дзен – философия дзен-буддизма для повседневной жизни

Дзен — это учение о полном осознании природы реальности, о просветлении.

Считается, что эта разновидность буддизма была принесена в Китай индийским монахом Бодхидхармой, а уже оттуда распространилась в Японию, Корею и Вьетнам, а в 19-м и 20-м веках и на Запад.

Сам Бодхидхарма определил дзен-буддизм как “непосредственный переход к пробужденному сознанию, минуя традицию и священные тексты”.

Считается, что истина дзен живет в каждом из нас. Нужно просто заглянуть внутрь и найти ее там, не прибегая к посторонней помощи. Практика дзен останавливает любую мыслительную деятельность при помощи концентрации мысли на том, чем вы заняты в настоящий момент, здесь и сейчас.

Жизнь в стиле дзен

   – Мастер, вы достигли почтенного возраста и глубокого просветления. Как вам это удалось?- Все потому, что я не прекращаю практику дзен.- Дзен – что это?- Ничего особого. Познать дзен – это просто.

Когда я хочу пить – пью, когда хочу есть – ем, когда хочу спать – сплю. А в остальном – следую природе и законам естественности. Это и есть основные идеи дзен-буддизма.

– Но разве не все делают то же самое?

– Нет. Посуди сам: когда нужно пить – ты перебираешь в голове свои проблемы и неудачи, когда нужно есть – ты думаешь, о чем угодно только не о еде, когда нужно спать – ты пытаешься решить все мировые проблемы.

Пьет, ест, спит только твое тело. Мысли же твои крутятся вокруг денег, славы, секса, пищи и еще много чего. Но когда я голоден, я только ем. Когда я устал, я только сплю.

У меня нет мышления, и поэтому у меня нет внутреннего и внешнего.

Задача для практикующего дзен-буддизм — увидеть уникальность, простоту и суть каждой вещи. А увидев это – найти гармонию с миром, каждой вещью в нем и самим собой. 

Человек дзен-буддизма ни к чему не привязывается, и ничего не отвергает. Он, словно облако, которое движется, куда захочет.

Живет с открытым сердцем и позволяет жизни спокойно протекать сквозь него, принимая все ее дары: горе и радость, приобретения и потери, встречи и расставания. Быть дзен – значит делать все совершенно.

Совершенно заблуждаться, страдать от боли в животе, наблюдать за бабочкой, варить суп или составлять отчет.

Так вы способны, отбросив предвзятости и ограничения, проникнуть в суть самой жизни. Прямо сейчас. Философия дзен непосредственно перед вами в этот момент. 

Что такое дзен? 10 правил дзен-буддизма для достижения гармонии 

   – Будьте внимательны ко всему, что вы делаете в настоящий момент. Если вы моете чашку, мойте чашку. Вкладывайтесь на 100% разумом и сердцем в то, чем занимаетесь прямо сейчас, и тогда вы достигнете по-настоящему хороших результатов. Ум всегда будет острым и свежим, если вы научитесь концентрироваться на настоящем моменте.

Это несложно, надо просто напоминать себе о том, чтобы быть внимательным. Когда вы едите, осознавайте вкус и фактуру пищи – кстати, так очень легко похудеть, потому что вы больше не будете автоматически съедать лишнего. Когда спускаетесь по лестнице, сосредоточьтесь на спуске, не думайте о бумагах, которые ждут вас в офисе, или о человеке, живущем в другом городе.

Монахи практикуют медитацию при ходьбе, – они осознают, как их ступни касаются или отрываются от земли. Отличный способ избавиться от мыслей – слушать свое дыхание. А когда такая внимательность войдет в привычку, ваш КПД возрастет в несколько раз. Вы научитесь легко сосредотачиваться, ни на что не отвлекаться. Станете великим переговорщиком, тонко чувствующим собеседника.

И вообще, в работе вам не будет равных. (Но для вас, дзенствующего, амбиции не имеют значения.)

   – Действуйте, а не только рассуждайте. Вот настоящий секрет успеха. На Востоке слова без практики не имеют цены: мастерства можно достичь, если каждый день класть кирпичи, но не чтением книг об этом.

Бодхидхарма просил своих учеников сжигать писания, чтобы они не становились рабами слов вместо того, чтобы практиковать учение, выраженное словом.

Знание – это карта, на которой указана конечная цель, но, чтобы ее достигнуть, нужно самому пройти весь маршрут.

   – Совершайте прямые действия. Многочасовые раздумья на тему “что будет, если…” – это не про дзен. Он простой, прямой и непосредственный.

Поэтому, если вы хотите что-то сказать или сделать, просто скажите или сделайте, не усложняя. Например, обнимите отца со словами: “Знаешь, папа, я очень тебя люблю”. Или скажите начальнику, что вам нужно повысить зарплату.

(Или обнимите начальника со словами: “Знаешь, папа, тебе нужно повысить мне зарплату”.)

   – Расслабьтесь. Это самое приятное в повседневном дзен. Правда, если мир иллюзорен, стоит ли напрягаться? Зачем беспокоиться, если события нельзя изменить? А если можно – беспокоиться тем более не о чем.

Позвольте себе немножечко пожить, как трава, поплыть по течению… Примите себя и свои проявления: недостатков не существует, это люди их придумали. Вы совершенны. И перестаньте себя за все укорять. Укоряя себя, вы укоряете божественное начало, Абсолют в себе, как будто он может быть несовершенен.

Это все равно что упрекать луну за то, что она недостаточно желтая, а солнце чересчур горячее.

   – Отдыхайте. Используйте тихие мгновения, возникающие в течение дня, как время самонаблюдения и спокойствия, медитации или непродолжительного сна. Даже молодым людям пойдет на пользу короткий послеобеденный отдых. Выучите какое-нибудь из упражнений цигун или научитесь дышать животом. Созерцайте что-нибудь приятное. Не забывайте перезаряжать внутренние батареи.

   – Слушайте свое сердце. Каждый раз обращайтесь к нему, когда принимаете важное решение. Дон Хуан предупреждал: если у твоего Пути нет сердца, он убьет тебя.

Перестаньте заниматься тем, что вам не нравится, и займитесь любимым делом. Если до сих пор вы не выбрали Путь, вспомните о своих мечтах. О самых сокровенных детских желаниях.

Может, это как раз то, что вам сейчас нужно?

   – Принимайте вещи такими, какие они есть. Приспосабливайтесь к ним. События происходят так, как происходят, а мы делим их на плохие и хорошие вместо того, чтобы взглянуть на факты прямо.

Знаете, все что угодно может стать источником конфликта, угрозы или насилия. Но может – сострадания, любви и радости. Все зависит от угла зрения.

Наблюдайте за жизнью и двигайтесь согласно ее течению: это поможет вам жить и развиваться.

   – Будьте открыты. Слушайте людей не только головой, но всем сердцем, и не ради того, чтобы продолжить свой монолог, когда возникнет пауза. Воспринимайте новые идеи и принципы независимо от того, каким умудренным и опытным вы себя чувствуете.

Откройтесь навстречу переменам и неожиданным возможностям – иногда то, что кажется отклонением от пути, оказывается кратчайшей тропой к вашей цели.

Продолжайте искать новых друзей, не отгораживайтесь от незнакомцев – кто-то из них может изменить вашу жизнь и оказать огромную помощь.

   – Находите смешное в повседневной жизни. Дайте волю своему чувству юмора, не относитесь ко всему слишком серьезно. Серьезность – это способ сделать простые вещи сложными.

Почитайте руководство для начинающего медитатора: “Вас подставили. Вас кинули на все ваши бабки до цента. Все деньги – иллюзия. У вас ничего нет. И не было”. Или: “Не бойтесь остаться наедине с собой.

Вы не кусаетесь”.

   – Просто будьте. Войдите в свое чистое существование без границ. Дзен не содержит ничего, что сковывает человеческую природу. Среди историй о дзене есть такая: ученик приходит к Учителю и просит показать ему путь к освобождению. “Кто же тебя неволит?” – спрашивает Учитель. “Никто”, – отвечает ученик и тут же достигает просветления.

   Философия дзен-буддизма в притчах: 101 дзенская история

Источник: https://resheto.net/raznosti/174-10-pravil-dzen

Принципы дзен буддизма. Религия или философское учение?

Дзен-буддизм, будучи во многом похож скорее на философское учение, чем на религию, был и остается предельно простым в своих основных догматах. Главные принципы дзен буддизма можно выразить всего парой строк, а стремиться к их исполнению – долгие и долгие годы, не прекращая кропотливую и безжалостную работу над собой в течение всей жизни.

Принципы дзен буддизма — три главных «за»

Три главных «за», которым уже несколько веков подчиняются последователи буддизма со всего мира, звучат как вера, сострадание и преданность. Что стоит за этими тремя казалось бы простыми и понятными концептами?

Буддисты объясняют это так. Вера означает безграничное доверие учителям и духовным деятелям, на наставления которых опираются адепты в своем ученичестве. Авторитет духовных учителей неприкасаем и не подлежит критике. Задача ученика – внимать советам старших и более опытных братьев, искать отклик им в своем сердце.

При этом важно заметить, что буддизм, в отличие от двух других мировых религий, христианства и ислама, не предполагает творящего демиурга, Бога и властелина земли – вся работа человека по очищению и постижению религиозной природы происходит в его собственном сознании.

Однако это совсем не отменяет беспрекословное почитание и уважение лам и духовных деятелей.

Что касается сострадания, то оно должно быть направлено ко всем живым существам на земле. Сострадать – значит, постичь страдание каждого существа в борьбе за себя и свою жизнь и, не осуждая, проникнуться им.

Сострадание означает глубокую эмпатию и сопереживание, чувство равенства всех существ, среди которых каждое отдельное «я» — лишь песчинка. В буддизме не существует «меня» как центра личности – задача практикующего умалить свои достоинства, воспринимая себя без гордости и самодовольства.

Суть философии буддизма в формировании простого отношения – и к самому себе, и к другим людям.

Преданность говорит о безграничном и полном следовании выбранному пути, ступив на который однажды, адепт не имеет права отказаться. Нельзя сегодня быть буддистом, а завтра взять выходной. Это учение охватывает всю человеческую жизнь, все ее стороны, благодаря чему и возможно изменить свою природу, стать больше, чем ты есть на самом деле.

Три «против» дзена

Мы поговорили о светлой стороне буддизма – перейдем к тому, чего строго убеждают избегать духовные учителя. Три «против» дзена звучат как агрессия, привязанности и тупость. Рассмотрим эти принципы дзен буддизма.

Пожалуй, было бы излишним говорить о том, что буддисты выступают против любой агрессии, во всех смыслах этого слова — как против ссор и перебранок, так и против насилия и убийства. Главный принцип буддизма – не навредить другим живым существам.

Отсутствие привязанностей означает независимость личности, ее свободу от чего бы то ни было, будь то деньги, власть вещей или же эмоциональные связи. Все это необходимо преодолеть в себе для того, чтобы постичь чувство безграничного полета и всеохватности жизни. Лишь тот, кто абсолютно свободен, может смотреть на этот мир широко открытыми глазами.

Преодоление привязанностей, в свою очередь, помогает нам избавиться от тупостей – как в широком, так и в узком смысле.

Во-первых, буддизм, в отличие от иных религий, одобряет науку и интеллектуальное развитие человека, ведь, как известно, лишь тот может судить о мире, кто достаточно знает о нем.

Во-вторых, буддизм призывает ничему не верить на слово, подвергая анализу ту информацию, что получает человек. Именно поэтому у буддистов нет Бога, той безграничной власти, которой надлежит следовать.

Смысл религии дзен – исследуй свое сознание, чтобы проникнуть глубже в природу человека, не причиняй вреда другим и оставайся верен себе.

Источник: https://miruspehinfo.ru/duxovnyj-rost/principy-dzen-buddizma.html

ДЗЕН-БУДДИЗМ

одно из направлений буддизма. Возник в Китае в 6 в., наибольшее распространение получил в Японии. Основу Д.-б.

Читайте также:  Биография лао цзы - жизненный путь основоположника даосизма

составляет представление о единстве Будды и всех существ и учение о естественном “пути” — дао, к-рый выше всех теоретических методов. В отличие от др. школ Д.-б. проповедует “мгновенное просветление”, постижение истины — сатори.

Иррационализм и интуитивизм Д.-б., его экзотическая обрядность привлекают западноевропейских и амер. философов, особенно в последние десятилетия.

Источник: Философский энциклопедический словарь

одно из направлений буддизма, наибольшее распространение получившее в Японии. Возник в Китае в 6-7 вв. н.э. Сущность его состоит в том, что он призывает видеть действительность непосредственно, найти Будду и Истину сейчас, во всем и прежде всего в самом себе.

Отрицает стремление к туманной нирване, утверждая, что человек должен жить сейчас, беря от жизни все, что она может дать. Обожествлению буддийских текстов он противопоставляет личный духовный опыт человека, который при этом должен быть подготовлен для постижения жизни.

Посвящение человека начинается с парадоксов, с отрицания необходимости знания, непризнания никаких канонов и авторитетов. Интеллектуальный анализ он считает недостаточным в постижении сущности мира; чтобы познать истину, требуется внезапное озарение – сатори, которое снисходит только на посвященного.

Озарение носит внезапный характер, подобно интуитивному толчку, следовательно, нет нужды в длительных медитациях. Дзэн-буддизм практикует постоянную медитацию, ибо озарения не приходят часто, поэтому надо всегда быть готовым к ним.

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

от санскр. дхиана – сосредоточение; кит. чань, япон. дзэн) – одна из школ махаянистского буддизма, проповедующая “мгновенное просветление”. Согласно буддийской традиции, З.-б. основан Бодхидхармой, инд. монахом, прибывшим в Китай в 520 н.э. В последний период династии Тан (9–10 вв. н.э.) Зен стал господств. формой буддизма в Китае и достиг расцвета в 12 в.

В этот период Зен проникает в Японию и с 16–17 вв. оказывает большое влияние на философию, религию, иск-во и языки япон. народа. В основе “пути Зен” лежит представление о единой реальности, в к-рой “растворяются” и субъект и объект и по сравнению с к-рой понятия субъекта и объекта, времени и движения, добра и зла условны и относительны.

Эта единая реальность, в конце концов, оказывается тождественной индивидуальному сознанию. На протяжении всей истории З.-б. соперничал с буддийскими школами, третировал конфуцианство как учение, погрязшее в искусств. понятиях, противостоял материалистич. традиции в кит. философии (Ван Чун, Фань Чжэнь) и науч. познанию мира. З.-б.

, так же как даосизм, буддизм, йога, ставит своей целью достижение “просветления”, “состояния свободы”. Характерной чертой всех этих учений являются интуитивизм и иррационализм. Отказ от понятийного мышления роднит З.-б. с мадхъямикой, осн. пунктом к-рой было учение об относительности, условности понятий, и с йогой, поскольку одной из задач йогич.

тренировки является подавление дискурсивного, словесного знания. Отличие З.-б. от других школ буддизма и йоги заключается, прежде всего, в методе достижения “просветления”. Согласно З.-б.

, состояние “свободы” достигается не путем длительной тренировки и “накопления заслуг”, не путем “подавления” всех ощущений, восприятий и мыслей, а “непосредственно”, путем “мгновенного просветления” (сатори). При этом З.-б. исходит из учения Бодхидхармы о том, что природа Будды и каждого человека – одна, и что поэтому состояние Будды, т.е.

“просветление”, надо открыть в себе, а не искать в канонич. книгах. Причем “просветление” представляется как нечто совершенно естественное, как “истинная природа” человека, открытие к-рой может произойти каждый момент. Вместе с тем с 12 в. в З.-б. развивается новое направление, применяющее особую систему тренировки (школа ринзай) в противоположность прежнему направлению (школе сото).

Один из крупнейших представителей Зен в начале 18 в. разработал сложную систему тренировки, состоящую из шести ступеней и длящуюся 30 лет. З.-б., так же как и даосизм, проповедует “естественную жизнь”.

“Как рыба плавает в воде, не думая о воде, как птица летает в воздухе, не зная ничего о воздухе”, так и зен-буддист живет, “не поднимая волн, когда нет ветра”, и не думая ни о чем, кроме и сверх самой жизни. В одной из поэм Зен говорится: “Ничего нет равного тому, чтобы носить одежду и есть пищу. Вне этого нет ни Будд, ни Патриархов”.

В то же время в качестве подготовки к “просветлению” зен-буддисты предлагают неподвижное сидение в течение нескольких часов, при этом не менее, чем йоги, уделяют внимание правильной позе и правильному дыханию. З.-б. отрицает реальность Будды, реальность самой религии, необходимость религ. обрядов. В то же время весьма важное место в нем занимают различные церемонии и ритуалы.

Церемонии зен-буддистов посвящены реализации догмы о том, что “каждый человек есть Будда”. Каждое действие человека (хождение, сидение, лежание, стояние) выполняется в храме как реализация существа Будды. Учение З.-б. с его интуитивизмом и иррационализмом становится предметом особого внимания совр. бурж. философии, особенно таких ее направлений, как экзистенциализм, семантика и фрейдизм.

Начиная с 40-х гг. 20 в. модернизированный З.-б. получает широкое распространение в Европе и особенно в США. В наст, время центр З.-б. находится в Японии. Лит.: Humphreys Сh., Zen Buddhism, L., 1957; Suzuki D. T., An introduction to Zen Buddhism, L., 1957; его же, Essays in Zen Buddhism, [v. 1–3], L., 1958; его же, Manual of Zen Buddhism, N. Y., 1960; Suzuki D. T. and Frоmm E., Zen Buddhism and psychoanalysis, L, 1960; Вlоfeld J., The Zen teaching of Huang Po on the transmission of mind, L., 1958; Fung Vu-Lan, A history of Chinese philosophy, N. Y., 1958; Fujisawa Chikao, Zen and Shinto, N. Y., 1959; Linssen R., Essais sur le bouddhisme en g?n?ral et sur le Zen en particulier, P., 1960.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Источник: http://terme.ru/termin/dzen-buddizm.html

2.2 Дзэн-буддизм

Среди многочисленных буддийских сект – особенно тех, которые выросли в Китае и Японии, – мы находим один уникальный орден, претендующий на то, что он передает сущность духа буддизма непосредственно от его автора, причем без помощи какого-либо тайного документа или таинственного обряда.

Этот орден – один из самых значительных в буддизме не только сточки зрения его исторической важности и духовной жизненности, но и с точки зрения непревзойденной оригинальности и притягательной силы. Научное название этого пути – «Сердце Будды» «Буддха-хридайя»), а более популярное – «дзэн».

Позже мы объясним, что «дзэн» и «дхьяна» – не одно и то же, хотя «дзэн» – это китайская транслитерация этого слова с санскрита («чань-на» – по-китайски, «дзэна» – по-японски).

В истории религии эта школа уникальна во многих отношениях. Ее доктрины в теоретическом виде могут показаться спекулятивным мистицизмом, но они представлены таким образом, что только посвященные, посредством долгой тренировки действительно достигшие прозрения на этом пути, могут понять их подлинный смысл.

Для тех, кто не обрел этого проникновения знания, то есть для тех, кто не испытывает дзэна в повседневной деятельности жизни, его учение, или, скорее, изречения, принимают непонятный и даже загадочный смысл.

Такие люди, расценивая дзэн, так или иначе, с точки зрения понятий, считают его абсолютно абсурдным и бессмысленным или намеренно запутанным с целью скрыть его глубокие истины от непосвященных. Однако последователи дзэна говорят, что его кажущиеся парадоксы не придуманы специально для того, чтобы их авторы могли скрываться за ширмой обскурантизма.

Эти парадоксы возникли потому, что язык человека является очень плохим средством для выражения глубочайших истин, истины эти не могут быть превращены в предмет, умещающийся в узкие рамки логики. Они должны быть пережиты в бездонной глубине души, после чего они впервые станут осмысленными.

Фактически же нет более ясных и более откровенных выражений, которыми когда-либо пользовались люди для выражения своих внутренних переживаний. «Уголь черный» – это довольно ясно; но дзэн протестует: «Уголь не черный» – и это тоже довольно ясно, и даже яснее, чем первое утверждение. Но чтобы понять это, нужно углубиться в суть вопрос.

В связи с этим личный опыт в дзэне – это все. Никакие идеи не понятны тем, у кого они не подкреплены личным опытом. Это ясно как божий день. У ребенка нет никаких идей, так как его ум еще не развился настолько, чтобы воспринимать мир посредством идей.

Если бы они у него были, то они, вероятно, представляли бы собой нечто такое абсурдное и нелепое, что не может иметь никакой связи с действительностью. Поэтому, чтобы достичь самого ясного и полного понимания вещи, нужно иметь личный опыт. Если же вопрос касается самой жизни, то здесь личный опыт крайне необходим.

Без такого опыта ничто, связанное с ее сутью, никогда не может быть осознано и правильно понято. Основой всех понятий является простой, непосредственный опыт. Этому опыту дзэн придает самое большое значение, считая его фундаментом, и над ним он сооружает здание из слов и понятий, как это видно в литературе, называемой «Записями бесед».

Хотя «здание» и содержит в себе средство достижения сокровенной реальности, оно все же носит искусственный характер, а потому теряет свое значение, если само принимается за высшую реальность. Природа человеческого разума принуждает нас не возлагать больших надежд на это «здание». Дзэн в принципе далек от всякого рода мистификаций, но те, кто не решил центральной проблемы жизни, не могут не видеть ее в нем. Однако стоит только добраться до «фундамента» – и то, что казалось мистификацией, сразу исчезнет и в то же время обнаружится просветление, называемое «сатори».

Итак, дзэн самым серьезным образом настаивает на необходимости внутреннего духовного опыта. Он не придает большогозначения священным сутрам или их толкованиям мудрецами и учеными.

Личный опыт прямо противопоставляется авторитетам и внешнему откровению, а самым практическим методом достижения духовного просветления последователи дзэна считают практику дхьяна, называемой в Японии «дзадзэн» («дза» означает «сидеть», а «дзадзэн» можно, в общем, перевести как «сидеть в медитации».

Здесь необходимо сказать несколько слов в отношении той тренировки, которую проходят последователи дзэна для достижения духовного прозрения, о котором упоминалось раньше и которое составляет основу дзэна, так как именно в этом отношении дзэн в принципе отличается от всех других форм мистицизма.

Для большинства мистика – такое сугубо личное, духовное переживание – является чем-то изолированным и неожиданным. Христиане используют молитву, умерщвление плоти или своего рода созерцание с целью вызвать в себе наступление этого состояния, а его дальнейшее развитие предоставляют божественной милости.

Но поскольку дзэн не видит в таких вещах сверхъестественного посредничества, то методы его духовной практики отличаются практичностью и систематичностью. Уже в Древнем Китае ясно намечалась такая тенденция, и со временем в конце концов образовалась стройная система. В .

настоящее время последователи дзэна имеют в своем распоряжении эффективные методы духовной практики для достижения своей цели. В этом заключается практическая ценность дзэна.

Дзэн не учит нас ничему в смысле умственного анализа, а также не предлагает никакой определенной доктрины в качестве руководства для своих последователей. В этом отношении дзэн, если можно так выразиться, произволен. Последователи дзэна могут иметь свои доктрины, но эти доктрины носят сугубо личный, индивидуальный характер и не обязаны своим возникновением дзэну.

Поэтому дзэн не имеет дела с какими-либо «священными писаниями» или догматами, а также не содержит в себе никаких символов, посредством которых раскрывалось бы его значение. Какие бы учения ни содержались в дзэне, они исходят только из умов их создателей. Мы сами себе создаем учения. Дзэн только указывает путь.

Если этот факт сам по себе не есть учение, то в дзэне, положительно, нет никаких специально созданных принципиальных доктрин или какой-либо основной философской системы.

Дзэн претендует на свое родство с буддизмом, но все буддийские учения, содержащиеся в сутрах и шастрах, с точки зрения дзэна не больше чем макулатура, польза которой состоит лишь в том, что с ее помощью можно только смахнуть пыль с интеллекта, но не больше. Не думайте, однако, что дзэн – это нигилизм. Всякий нигилизм – это самоуничтожение, не имеющее конца.

Читайте также:  История китая - период с начала iii века до наших дней. часть 2

Негативизм разумен как метод, но высшая истина – это утверждение. Когда говорят, что дзэн не имеет никакой философии, что он отрицает всякий авторитет, что он отбрасывает всю так называемую «священную литературу», не следует забывать, что в самом этом отрицании уже содержится нечто совершенно положительное и бесконечно утверждающее.

Является ли дзэн религией?

Это не религия в популярном понимании, так как в дзэне нет бога, которому можно было бы поклоняться, нет также никаких церемониальных обрядов, ни земли обетованной для отошедших в мир иной, и, наконец, в дзэне нет также такого понятия, как душа, о благополучии которой должен заботиться кто-то посторонний и бессмертие которой так сильно волнует некоторых людей. Дзэн свободен от всех этих догматических и религиозных затруднений.

Дзэн не отрицает существование Бога. Дзэн не имеет дела ни с утверждением, ни с отрицанием. Когда что-либо отрицается, то само отрицание уже включает в себя противоположный элемент. То же самое может быть сказано и об утверждении. В логике это неизбежно.

Дзэн стремится подняться выше логики и найти высшее утверждение, не имеющее антитезы. Поэтому дзэн ни отрицает Бога, ни утверждает его существования, так что в дзэне нет такого Бога, к которому привыкли еврейские и христианские умы.

Дзэн в равной мере не являeтcя ни религией, ни философией.

Что касается тех различных изображений и статуй Будд, бодхисаттв, дзэна и других существ, которые можно встретить в храме дзэна, – это не больше чем куски дерева, камня или металла. Их можно сравнить с прекрасными цветами в саду. Дзэн – это условности.

Дзэн берет на себя смелость заявить: безупречные йоги не погружаются в нирвану, а нарушающие обет монахи не попадают в ад. Для обыкновенного ума это стоит в противоречии с общепринятыми законами морали, но здесь также заключается истина и жизнь в дзэне. Дзэн – это дух человека.

Дзэн верит во внутреннюю чистоту этого духа и его божественность. Все, что неестественно прибавляется или с силой вырывается, вредит целостности духа. Поэтому дзэн решительно против всяких религиозных условностей. Его религия, однако, налицо.

Тот, кто поистине религиозен, с удивлением обнаружит, что, в конце концов, в варварских утверждениях дзэна содержится так много религии. Но сказать, что дзэн – это религия в том смысле, как ее понимают христиане или магометане, будет ошибкой.

Источник: http://fil.bobrodobro.ru/5007

Дзен буддизм: духовное развитие и просветление

Дзен буддизм: духовное развитие и просветление

Краткое содержание статьи:

 

Религии

Человек, будучи по своей сути любознательным существом, с незапамятных времен задавался вопросами, затрагивающими проблему сущности бытия, происхождения мира и предназначения в нем человечества. Однако даже в наше время, несмотря на все научные достижения и открытия, получить конкретные ответы пока не удается.

Поэтому многочисленные религиозные учения, объясняющие все происходящее с токи зрения сверхъестественного умысла, и поныне остаются актуальными для подавляющего большинства людей на нашей планете.

И хотя сегодня на Земле насчитывают свыше 5 тысяч верований, исторически так сложилось, что самыми распространенными из них стали христианство, ислам, индуизм, иудаизм и буддизм. Краткие сведения о них содержатся в таблице 1.

Таблица 1. Мировые религии

Религия Времяи место зарождения Вид Приблизи-тельное число приверженцев Ветви
Христианство I век н. э., Палестина монотеистическая 2,5 млрд. католицизм, православие, протестантизм
Ислам VII век н. э.,Западная Аравия монотеистическая 1,5 млрд. суннизм,шиизм, хариджизм, суфизм
Индуизм XII век до н. э.,полуостров Индостан генотеистическая/политеистическая 1 млрд. вайшнавизм, шиваизм, шактизм, смартизм
Иудаизм X век до н. э.,север Аравийского полуострова, Палестина монотеистическая 14 млн. ортодоксальный, реформистский, консервативный, реконструкти-вистский
Буддизм VI век до н. э.,южная Азия генотеистическая/монотеистическая 600-800 млн. хинаяна,махаяна,ваджраяна,ламаизм

Каждое из представленных вероучений по-своему привлекательно и достойно внимания, но буддизм вызывает к себе особый интерес, обусловленный разительным отличием его идейного наполнения от истин, предлагаемых остальными религиями. Он объединяет в себе несколько течений, называемых колесницами, и  десятки школ, включающих в себя и дзэн буддизм.

 Буддизм история

Как уже было отмечено ранее, буддийское учение зародилось очень давно и обоснованно причислено к старейшим религиозным воззрениям. Условной датой его возникновения принято считать 543 год до н. э.

Если верить сохранившимся письменным источникам, то именно в это время Будда постиг абсолютное просветление, лишившись своей физической оболочки

. С исторической точки зрения, появлению буддизма предшествовал кризис идей брахманизма – религии, господствовавшей в то время на территории Индии и предполагавшей строгое разделение общества на отдельные слои (касты), переход между которыми был невозможен. В виду постепенного размывания кастового строя появились люди, не обремененные навязанными взглядами на устройство мира. У них, таким образом, появилась возможность сформировать свое видение правильного жизненного пути, которой они и не преминули воспользоваться, попутно распространяя свои мысли среди населения.

Сиддхартха Гаутама

Множество экспертов в области истории и религии склонны считать, что у истоков буддизма стоял действительно проживавший на северо-востоке Индии человек, называвший себя Сиддхартха Гаутама. Удивительно, но он был членом царской семьи и с самых пеленок купался в роскоши, не зная ни печали, ни нужды.

Так бы Гаутама и прожил благополучно свою безмятежную жизнь, если бы не ряд происшествий во время одной из прогулок за пределы царского дворца: по дороге он встречает поочередно немощного старца, разбитого болезнью человека и похоронный экипаж. Принц, ни разу до этого не сталкивавшийся со страданиями, был потрясен до глубины души и это сподвигло его к переоценке своих жизненных принципов.

В скором времени Гаутама отправился путешествовать, пытаясь отыскать ответы на обеспокоившие его вопросы у различных мудрецов. За 6 лет странствий принц понял, что посторонние люди не могут ему помочь, так как истину следует искать только внутри себя. Это открытие посетило Сиддхартху во время размышлений под знаменитым деревом Бодхи.

Познав просветление, Гаутама поспешил поделиться своим учением с другими людьми, которые незамедлительно прозвали его Буддой – «Постигшим свет».

 Буддизм религия

Буддизм представляет собой скорее философское, чем мистическое учение, основывающееся на концепции духовного развития и последующего просветления, основоположником которой считается Сиддхартха Гаутама, более известный как Будда

. Последователей этого вероисповедания сегодня можно обнаружить в любой точке мира, но наибольшее их число традиционно проживает в ареале первоначального возникновения религии – Юго-Восточной Азии, а именно в таких странах, как Индия, Китай, Монголия, Непал, Бутан, Корея, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд и других. В некоторых российских регионах (Бурятия, Калмыкия, Тува) основная масса населения также официально исповедует «Учение Просветленного».

Выделяют следующие базовые элементы, на которых строится данная религия:

  • описание жизненного пути Гаутамы Будды;
  • понятия кармы, сансары, мокши;
  • доктрина «Четырех благородных истин и Восьмеричного пути», содержащая основные цели и пути их достижения;
  • принцип анатмавады.

Безусловно, некоторые из перечисленных терминов нуждаются в расшифровке:

  1. Карма – закон вселенского масштаба, по которому судьба человека предопределяется его поступками.
  2. Сансара – цикл перерождений, количество которых обусловлено продуктивностью движения к освобождению духа (мокша).
  3. Анатмавада – утверждение о том, что индивидуальная и вечная душа не существует.

Философия дзен буддизма

Развиваясь с течением времени, буддизм разделился на несколько школ, объединенных одной целью, но по-разному трактующих способ ее достижения. Самой известной из них стал дзен буддизм, получивший широкое распространение в странах Запада с середины XIX века. Главные принципы дзен обозначил буддийский монах Бодхидхарма в V веке н. э.:

  • отказ от прямого использования выдержек из «Учения Будды»;
  • отказ от словесного выражения истины;
  • непосредственное указание на человеческое сознание;
  • созерцание, выполнявшее в практиках древнего буддизма дополняющую роль, в дзен становится главным способом достижения просветленности.

Ученики дзен стремятся постичь состояние сатори (освобождения от мирского), которое поначалу длится очень короткое время. Его продолжительность увеличивается соразмерно прикладываемым духовным усилиям. И если человек способен находиться в нем на протяжении суток, то считается, что на него снизошло полноценное озарение, и он стал буддой

.

Источник: http://1-ru.info/28-dzen-buddizm-duhovnoe-razvitie-i-prosvetlenie.html

Дзен – буддизм: философия нерушимых истин

Дзен – буддизм одно из самых сложных для понимания ответвлений буддийского учения. Зародившись в Китае в тринадцатом веке, дзен – буддизм особенно широко распространился в Японии и стал доктриной самураев, в чьих железных руках была сосредоточена вся политическая власть.

Поэтому во времена расцвета ордена самураев, в 14-16 веках, дзен-буддизм в странах Юго-востока стал главным направлением среди приверженцев исповедующих учения Будды.

Учение дзен-буддизма является, пожалуй, самым уникальным и непонятным для европейского человека.

Мы с  нашим конкретным и не привыкшим трудиться сознанием, не можем сразу воспринять простые и ясные для восточного человека вещи.

Ведь учение  дзен, основывается на передаче самой сущности божества (в данном случае Будды) без всяких священных книг, писаний, всяких мистических обрядов и прочих таинственных манипуляций.

Дзен – буддизм не является религией, в узком аспекте, но это и не  философия, хотя он воплощает в себе все философии восточных учений. Он не приемлет логического анализа, не учит, как действовать, а лишь указывает путь, по которому следует идти для приобретения внутреннего созерцательного опыта.

Целью дзен-буддизма, или как его еще называют в Китае – Чань – буддизма, является просветление ума и приобретение внутреннего опыта для достижения свободы от всех внешних помех и условностей.

Согласно концепции дзен – буддизма, психический потенциал человека наиболее полно раскрывается, когда его мышление становиться неосознанным, спонтанным, не связанным никакими нормами и правилами.

Правильное ощущение сознания приходит, когда человек не концентрирует свои мысли на проблеме, а доверяет свои мысли, краешку подсознания, смотря на все происходящее внутри себя как бы боковым зрением.

Эти качества достигаются в результате систематических занятий медитацией – «Дхьяна-дзен»  что зачастую толкуется как «размышление», но это в корне неправильно. «Дхьяна-дзен» – медитация, которая не имеет объекта сосредоточения, она  приводит к освобождению разума, без мыслительного процесса.

Где искать последователей дзен – буддизма?

В самом чистом виде дзен-буддизм практикуется в монастырях. Только в Японии таких общин насчитывается около шестидесяти. Эти обители удалены от внешнего мира, расположены в лесах или на труднодоступных горных склонах, где послушников ничто не отвлекает от внутреннего мира.

В основном при монастырях практикуют два направления дзен – буддизма – школа Ринзай, более динамичная и более значительная и школа Сото, статичная и менее распространенная. Но в направлении любой школы цель – достижение озарения, явившееся Будде. Именно достижению этой цели и способствует практика «Дхьяна-дзен».

Адепты дзен-буддизма считают, что постигший таинства этого учения человек, обладает разумом подобному зеркалу.

Он воспринимает, но не хранит, не отрицая ни дурного, ни хорошего, а лишь скользя краем незамутненного сознания по туманным образам своего очищенного разума.

Нет цели, подавить свои мысли, нет цели, удержать их или вмешиваться в их течение. Это достигается тренировкой осознания своих ощущений, мыслей и чувств.

Цель – кристальная ясность сознания, в котором все происходящее снаружи или внутри уходит, только отразившись в сознании, мимолетно, так как облако в жаркий летний день, отражается от водной глади.

Философия дзен-буддизма в общих ее чертах, воспитывает ум спокойный, невозмутимый, но не праздный и совсем не бездеятельный.

Человек, следующий учению дзен-буддизма, достигает полной гармонии своей личности, через постижение истины, которая скрыта глубоко в сознании человека.

Источник: http://valtasar.ru/preligia/dzen.php

Ссылка на основную публикацию