Искусство икебаны: национальная гордость японцев

Содержание скрыть

Искусство икебаны – одна из наиболее старинных и при этом наиболее красивых традиций жителей Японии. Это древнее искусство, которое сами японцы считают истинной гордостью своего народа, зародилось в Киото, а столь необычное слово «икебана» в переводе с языка жителей «страны восходящего солнца» означает не что иное, как «живой цветок».

Наименование довольно удачно передаёт общий смысл этого традиционного японского искусства, заключающегося в создании изысканных цветочных композиций, обладающих определённым смыслом и в целом образующих видение гармонии в мире.

Ещё иногда наименование этого восточного искусства трактуют как «второе рождение цветов», но не в смысле продления жизни растения, а в качестве придания ему особого смысла, «новой реальности» бытия.

От буддийского ритуала к искусству гармонии

Если поискать корни японских традиций искусства икебаны, то окажется, что пришло оно в Японию из Китая, вместе с культом хризантемы, ставшей цветком японских императоров, а его основоположниками считаются буддийские монахи. Изначально икебана была частью религиозного подношения Будде. За многие века эта традиция видоизменилась и обогатилась культурными обычаями самих японцев.

Искусство икебаны живёт по своим специфическим законам и требует от тех, кто желает им овладеть, не только наличия профессиональных знаний, но и особого умения находить утончённые грани прекрасного для создания гармоничного букета. Японцы считают, что, как для написания музыки нужен тонкий музыкальный слух, так и для создания икебаны нужно идеальное зрение – в значительной мере, внутреннее, духовное.

Символичность икебаны

Искусство создания икебаны базируется на главном мотиве большинства сказок мира: противостоянии света и тьмы.

За основу композиции обычно брались 2 ветки, которые отождествляли небо и землю, и лишь примерно в 7 веке в икебане появляется третий элемент, ставший символом самого человека и его гармоничного взаимодействия с природой.

В основе композиции лежит треугольник, который японцы считают образцом идеальной гармонии. При её создании учитывается множество нюансов: начиная с формы и цвета вазы и заканчивая освещением и местом, где будет располагаться композиция, — всё влияет на гармонию.

Икебана может быть настолько символична, что сочетание её элементов может читаться как самое настоящее стихотворение, а любование самой композицией в значительной мере можно приравнять к духовной медитации.

Искусство икебаныИскусство икебаныИскусство икебаны
Искусство икебаныИскусство икебаныИскусство икебаны

Эволюция японских традиций в икебане

Первым известным мастером икебаны был буддийский монах, живший в небольшой хижине у озера – «икенобо», от наименования которой и произошло название первой, наиболее древней школы этого восточного искусства.

Монах составлял довольно скромные композиции для храма, используя лишь 3 ветви или цветка. Первые цветочные композиции были огромны, достигая до 1,5 м высоты. Их называли «рикка», что значит «стоящие цветы».

В таких композициях каждый элемент обладал определённым сакральным смыслом и своим особым наименованием.

Ближе к 9-10 векам икебаны становятся не только храмовым украшением, но проникают и в обычные дома японцев, а сами композиции обретают большую лёгкость, изящность и естественность. Это эпоха, когда в Японии во всём царит культ прекрасного. В 12-14 вв.

вместе с самурайской аскетой икебана окончательно лишается своей прежней пышности и вычурности, а с приходом в Японию буддийской философии дзэн становится и частью пути постижения Истины, соответствуя Пути Цветка.

В этот период искусством икебаны занимаются монахи и мудрецы при дворцах правителей, а композиции становятся максимально лаконичными.

Истинной ценностью периода 17-19 вв. становятся простые человеческие радости и искусство наслаждения жизнью, что не могло не найти отражение в создание икебан, когда это древнее японское искусство достигло своего настоящего расцвета.

Гармоничная красота мира занимает первое место в икебане, отодвигая на второй план весь символизм.

С этого момента искусство икебаны распространяется в широких массах: его включают в состав общеобразовательных программ, появляются миниатюрные разновидности рикки — сэйка и сека, возникает множество новых школ икебаны. В конце 19 в.

появилось такое направление как морибана, позволяющее отображать красоту и гармонию природы в невысоком сосуде с водой, которое стало основным направлением школы Охара. Не смотря на распространение влияния западных традиций, искусство икебаны оказалось ими не затронуто, оставшись исключительно восточной традицией без веяний Запада.

Современное искусство икебаны

Сейчас в Японии насчитывается более 200 школ икебаны, а само искусство «живых цветов» вышло далеко за рамки религиозных традиций, став немаловажной частью культурной жизни общества. Школа Икенобо входит в число 3-х наиболее популярных в Японии школ икебаны. В ней сохранены традиции наиболее древнего вида — рикка.

Школа Согэцу – наиболее молодая, её основатель сделал искусство икебаны свободным от условностей. Европейцы считают икебану лёгким и интересным развлечением, но в самой Японии икебана остаётся особым ритуальным действом, требующим особой осмысленности, длительного обучения и не мене длительного процесса составления каждой композиции.

Это не только частица национальной культуры японского народа, но и особая восточная модель мироздания.

Искусство икебаны, прошедшее длительный путь от древних веков до современности, подвластно любому человеку, в любом возрасте, но, как считают сами японцы, создавая композицию икебаны, необходимо отдать ей частицу своей души, чтобы добиться особой гармонии красоты и смысла.

Источник: http://sweeteast.com/ikebana-japan/

Искусство икебаны согревает дом

Искусство икебаны – традиционное японское искусство составления букетов. В переводе с японского слово икебана означает «цветы, которые живут». Искусство икебаны несет глубинный смысл, здесь имеет значение все: сочетание растений, их расположение, форма и вид композиции.

Особенности искусства икебаны

Искусство икебаны дает возможность не только проявить свой вкус, но и выявить природную сущность растений, собранных в композицию.

В отличие от европейцев, предпочитающих роскошные, пышные букеты, японцы отдают предпочтение строгости и лаконизму. Нередко в икебане присутствует всего три веточки какого-либо простого растения.

В этом смысле произведения японских любителей икебаны напоминают японские же трехстишья хайку. Для них характерна та же лаконичность, глубина и совершенство.

Икебана в Японии и в Европе

В современной Японии искусство икебаны считается одним из самых популярных занятий. Оно почитается японцами как проявление национального своеобразия и высокого художественного вкуса. Как и любое дело, занятия икебаной японцы доводят до совершенства.

Этому виду искусства долго обучаются, и для многих составление икебаны становится своего рода ритуальным действом, в результате которого в цветочной композиции воплощается модель мироздания. В Европе икебана также стала популярной.

Но здесь скорее, это занятие приобрело оттенок легкости и воспринимается как приятное занятие, которому можно посвятить свободное время.

Правила составления композиций

Растения собираются в икебану по строгим правилам и нормам. Основой икебаны являются ветви. Как правило, их должно быть три. Но иногда количество ветвей может колебаться от двух до девяти. В соответствии с канонами составления икебаны все элементы в композиции должны быть установлены асимметрично, при этом элементы не должны располагаться в одной плоскости.

Сосуд для композиции подбирается однотонный, кроме того, он должен сочетаться с используемыми растениями. Пропорции букета определяются размерами сосуда – его высотой и диаметром. По своим размерам и форме икебана может быть разной.

В Европе преобладает свободный стиль составления икебаны, который позволяет отступить от строгих правил составления композиций, использовать любую форму, любые материалы.

Стили икебаны

Торжественный стиль составления икебаны получил название «рикка». Самым простым стилем составления цветочной композиции считается «Нагире», когда создается впечатление, что цветы небрежно поставили ив вазу. Именно в этой непринужденности и заключается глубинный смысл этого стиля. Стиль «сэйка» помогает воплотить животворные силы земли.

Три основных элемента композиции, составленной в соответствии с этим стилем, направлены к источнику света. Стиль «морибана» отличается таким расположением растений, когда они не касаются краев вазы, а прямо поднимаются над водой.В настоящее время популярно составление икебаны в стиле «плавающий букет».

Это срезанные под корешок цветы и листья, помещенные в низкую вазу.

Праздничные букеты

Есть определенные правила составления букетов к праздникам.  Так к Новому году икебану составляют из  веток сосны и листьев бамбука, а к свадьбе составляют композиции из цветущих веток сливы и абрикоса. Из всех растений японцы отдают предпочтение хризантеме, которая является символом страны восходящего солнца, а также орхидее, дикой сливе и побегам молодого бамбука.

Смысл композиций

Икебана несет в себе самый глубокий философский смысл. В ней может быть воплощен образ идеального мира, она может содержать некий урок, а может явиться дружеским или любовным посланием.

Пользуясь символикой икебана можно выразить свое настроение или чувства.

Несмотря на то, что овладеть этим искусством весьма непросто, это очень интересно и увлекательно, поскольку позволяет не только выразить себя, но и способствует духовному совершенствованию.

Источник: http://www.raut.ru/article/iskusstvo_ikebani_sogrevaet_dom.html

Икебана – японское искусство

Красивый дизайн современного интерьера во многом обязан развитию японского искусства, которое всем хорошо известно под названием Икебана. Икебана описывает целый ряд правил создания композиций из цветов и растений. Современные фитодизайнеры используют различные методики при создании красивого вида жилищ, домов, офисов, торжественных залов и так далее.

Япония является страной, где уходу за цветами и составлению из них различных композиций из букетов придают очень важную роль. Икебана – это часть целой культуры, которая заключает философию жизни через образы цветов.

С древних времен буддийские монахи учились давать вторую жизнь сорванным цветам, вплетая их в различные букеты и используя другие материалы для получения прекрасных композиций. Использование различных предметов не только усиливало восприятие цветовых композиций, но и имело особый смысл.

Старая легенда рассказывает о случае, связанном с появлением этого искусства. Однажды после очень неблагоприятной погоды, сильного дождя и грозы множество садов было уничтожено. Цветы гибли на глазах у монахов.

Служители Будды обратились к своему Богу и возложили к его статуе ветки цветов и деревья, которые были поломаны градом. Они просили его восстановить сады и растения, которые повредила плохая погода.

Будда сжалился над монахами и восстановил деревья и цветы, которые вскоре начали цвести.

В знак благодарности люди начали благодарить небеса, устанавливая цветочные композиции в храмах, букеты должны были быть ассиметричными и эффектными. Они получили название икебан, что значило возрождение цветов. Другими словами такие композиции назывались «kado» или дорога цветов.

В западных странах основой букетов являются цветы разного количества и разных сортов, в японской культуре для этого используются не только цветы, но и веточки, прутья, листья. Сами цветы не являются главной составляющей икебаны.

Одним из важных элементов цветочных композиции у японцев является контейнер. Он представляет собой треугольник, в котором углы обозначают небо, человека и землю. Они выделялись прутьями или ветками.

Икебаной занимаются уже на протяжении шести веков, это традиционное японское искусство. По мнению буддийских монахов, такой ритуал связывал души мертвых с цветами. После XV века, во времена появления первых стилей в дизайне икебану стали использовать не только с религиозной точки зрения, она достигла художественного значения, сохраняя свое первоначальное предназначение и философский аспект.

Первыми учителями, студентами и преподавателями были священниками. Они являлись членами благородных обществ. Со временем благодаря старой школе возникли различные направления, икебана начала распространяться по всему японскому обществу.

Буддизм и его влияние на развитие искусства икебаны

Ритуал монахов требовал регулярного возношения цветов Будде. Если в Индии буддисты могли ограничиться рассыпанием цветочных листков около статуи Будды, то японцы старались собирать цветы в композиционном виде, используя для этого контейнеры. Только священники имели право собирать икебаны и подносить их в храм.

Синтоизм и учение буддизма оказали огромное влияние на формирование философии икебаны. Последняя настолько глубоко была пронизана религиозно-философским смыслом, что даже и в наши дни, спустя много веков и сильно изменившись, она не освободилась от символики и некоторых традиционных постулатов восточных религий.

Читайте также:  Искусство танки в буддизме – как их создают в тибете

Еще во времена, когда в стране господствовал синтоизм, икебана основывалась на философии противостояния двух сил — света и тьмы, символизирующих Небо и Землю. Соответственно, конструктивную основу аранжировки составляли два главных элемента (две ветки), но в середине VII в.

, после посещения Китая монахом Сэнму и под влиянием конфуцианства, к этим двум веткам в структуру икэбаны привнесен третий элемент, символизирующий Человека

Большое влияние на искусство икебаны оказало учение буддийской школы Дзен (1141-1215), которое утверждало значимость бытия в его непосредственной данности и сиюминутности, отрицает пышные религиозные обряды и ритуалы, считает, что высший смысл жизни кроется в самом обыденном.

Икенобо – начало Икебаны

Буддистский священник по имени Икенобо Сенкеи стал основоположником этого старого искусства еще в XV столетии, школа цветов носила его имя. Именно он создал искусство постоянных цветов – рикку. Таким образом, буддисты показывали свое восхищение природой: ее водопадами, холмами, долинами, полянами.

К концу XVII столетия это искусство дошло до аристократии и получило большую популярность и утонченность. С развитием торговли появился и более упрощенный стиль композиции цветов – сейка или сёка. В сейке показывали значение трех составляющих: человека, земли и небес. Отдельной формой икебаны считалась нагейре, цветочная композиция, предназначенная для чайной церемонии.

В конце XIX столетия образовалась современная школа Охары Неголень, которая откололась от традиционного Икенобо. В основу своих композиций представители новой школы использовали цветы, сложенные на плоском контейнере – морибана. Это направление получило сильное влияние от Европейской культуры и включало в себя использование многих растений, родиной которых был Запад.

В начале XX века после войны искусство икебана получило большую популярность в остальных странах. Начали открываться школы, привлекались люди различных сословий.

Жены американских военных начали увлекаться икебаной, что послужило распространению этого искусства далеко за границами Японии. Со временем в икебанах стали использоваться различные материалы: сталь, пластмасса, дерево, пластик.

На сегодняшний момент во всем мире насчитывается около трех тысяч школ по изучению икебаны. Около 60 тысяч учителей икебоно работают по всему миру. В Японии икебаной занимаются преимущественно молодые девушки.

Стили, их развитие

Развитие искусства икебаны и ее популярность дошла до того, что к XVI столетию цветочные композиции упростились так, что обычные люди могли их создавать и пользоваться ими. Развивались также и художественные формы, стили и требования по изготовлению икебаны.

Со временем она стала настолько популярной, что использовалась даже в основе эмблем некоторых фестивалей. Выставки таких цветов проводились по всему свету.

Прописывались правила, материалы, а используемые для композиций цветы, должны были переплетаться по выработанным техниками.

В те времена в композиции икебаны должны были быть обязательны три стебля, один из которых был центральным и вертикальным. В стиле рикка было семь отделений, каждый из них значил что-то свое.

Для замков шестнадцатого века, которые поражали своей красотой и великолепием императорские слуги должны были постоянно составлять цветочные композиции, которые не только украшали сооружения, но и придавали им пышности, важности и философскую направленность.

Символом Японии являются цветы хризантемы. Естественно, что эти цветы — частый мотив икебаны: искусство составления композиций из хризантем продумано японскими мастерами с особой тщательностью.

Философско-поэтические ассоциации, связанные с этим цветком, особенно многоплановы и глубоки. Хризантемы уподобляют одиноким вершинам с их чувством собственного достоинства и покоем, они словно благородные люди с их чувством долга.

Такие растения уникальны — они возвышаются над пошлостью и воплощают сущность осени.

Икебана в доме

В современных домах икебана привносит восточные нотки, украшает интерьер дома и создает спокойствие и умиротворенность.

Для получения современной икебаны можно использовать различные виды материалов, живые и сухие цветы, а также ветки и корни. В Японии букеты из сухих цветов имеют особую популярность. Живые и сухие цветы выделяют фитонциды, которые обладают антисептическими веществами, очищают воздух и обеззараживают пространство.

В современном мире искусство составления цветочных композиций настолько развито, что услугами флористов пользуются почти на всех мероприятиях. Можно выбрать нужный букет в интернете, предоставленном каталоге или в цветочном магазине. Икебану можно сделать и своими руками.

Главное соблюдать красоту, изящность и вкус. Нужные материалы можно купить в магазинах или воспользоваться подручными средствами, собрать веточки или листочки в саду или парке.

Используя домашнюю вазу или кендзан (подставка для икебаны) можно составить букет в соответствии с Вашими предпочтениями.

Подарок в виде икебаны понравится Вашим родным, любимым и друзьям.

Источник: http://newpix.ru/ikebana-yaponskoe-iskusstvo

Искусство составления икебаны

Икебана – японское традиционное искусство аранжировки срезанных цветов в вазах. Икебана, если перевести на русский язык, обозначает “Жизнь цветов” (Ике – “жизнь”, Бана – “цветы”).

В наше время икебана прочно вошла в направление фитодизайн. Прошло то время, когда икебаной занимались лишь избранные мастера Востока.

Сегодня икебана доступна всем и даже используется в качестве одного из направлений фитодизайна офиса.

Несмотря на то, что истинный культ “оживления” цветов пришел в мир из Японии, появилось впервые искусство “Икебана” в Индии. Изначально икебана представляла собой не просто составление букетов, но и духовно-практическую технику единения человека с живой природой.

В основу каждой композиции была заложена духовная основа, которая отражала душу ее составителя, его мировоззрение и эмоции.

Появившись в Китае, Корее и Японии, икебана из ритуального составления цветочного подношения Будде стала отдельным и очень уважаемым направлением древнего японского искусства и стала неотъемлемой частью духовной жизни народа Японии, а позже превратилась также в один из символов страны и народа.

Икебана прочно связана с живой природой, в ней нашел свое отражение один из ключевых постулатов буддизма, говорящий об эфемерности и мимолетности истинной красоты мира, о краткости и бренности бытия человека. В мире нет ничего вечного и устойчивого.

Икебана быстро стала одной из наиболее удачных художественных форм, где находили свое отражение эти естественные процессы.

В изменчивых цветах, которые рано или поздно все равно опадают, четко прослеживается постоянство лишь самой природы, а точнее ее основополагающих законов жизни и смерти.

Подобно средневековому тексту, икебану можно “читать” и на самом потаенном философско-религиозном уровне, который представляет нам образ идеального мира или же в тоже время она может восприниматься как объединение нескольких символов, в которых скрыт нравственный урок.

Из истории икебаны:

Изначально икебана была основана на философских и эстетических принципах синтоизма, а затем уже переняла эстетику и философию буддизма. Согласно синтоизму, любой природный предмет, тело, явление заключает в себе бессмертный божественный дух и по данной причине требует к себе уважения и поклонения.

Японцы привыкли отождествлять себя с природой, и стараются по данной причине жить с ней в гармонии и уважении, поддерживая баланс тела и духа в себе. Истоки икебаны, как правило, принято искать в древнейшем обычаем подношения цветов умершим предкам.

В буддийских храмах всегда существовал ритуал установки цветов и цветочных композиций у изображений Будды. При этом внешняя форма вазы и эстетичное, роскошное великолепие самого букета, составляемого по определенным, строго оговоренным правилам, символизировали торжество и величие буддизма.

Тем не менее, с последующим развитием мировой и национальной культуры философско-религиозный смысл икебаны понемногу терялся. Становление икебаны в Японии как отдельного направления искусства относится к XV веку, ею тогда занимались чаще всего священнослужители храмов и монастырей.

Но постепенно икебана завоевывала все большую популярность и в высших слоях общества, а затем она была перенята и простыми людьми, прочно войдя в их быт как предмет искусства.

В основе икебаны Японии лежит не просто идея продления прежней жизни растения, а идея сотворения “иной реальности”, особого микромира, живущего на новом уровне и представляющего природу в естественной, но необычной манере.

Обучение искусству икебаны японский мастер в большинстве случаев начинает рассказом о двух эпизодах из истории данного искусства. Известный мастер чайной церемонии Сэнно Рикю (16 век) разработал оригинальную композицию, поместив цветы в сосуд, выполненный из колена бамбука.

При создании этой вазы бамбук чуть треснул, поэтому из трещины в вазе понемногу капала вода. В ответ на удивленные вопросы учеников, ошеломленных особенной красотой икебаны и не знающих, можно ли считать композицию совершенной, если сосуд в ней надтреснут, Сэнно Рикю ответил: “И моя жизнь однажды тоже дала трещину”.

Эта ваза позже была признана одним из национальных сокровищ Японии. Иная история тоже связана с именем этого величайшего мастера. Его сад, прославленный удивительными цветами повилики, однажды пожелал лицезреть тогдашний правитель Японии – сегун Тоетоми Хидэеси.

Ранним утром он пришел в этот сад, и велико же было его удивление, когда он увидел, что все цветы срезаны и лишь из одного выполнена икебана в его честь. Сэнно Рикю пояснил гостю свое необычное поведение: “Множество цветов рассеяло бы ваше внимание, а этот одинокий, самый прекрасный, должен воплотить красоту всего сада”.

Растительный материал – собственно аранжировка веточек, цветов и трав – конструируется в икебане согласно строгим правилам, стилистическое своеобразие икебаны должно быть выражено наиболее ярко тем или иным соотношением ключевых конструктивных элементов – “ветвей Сэнно”.

Чаще всего в современном направлении озеленения интерьера посредство икебаны их три, но может насчитываться и от двух до девяти.

Особенности стиля икебаны выражаются и в характере геометрической фигуры, которую она образует, и в определении пространства, в абрисе пауз между основными конструктивными элементами.

Фитодизайн интерьера, выполненный с учетом основных правил составления икебаны всегда будет смотреться выигрышно, поэтому далее будут приведены данные правила, использовать которые можно не только лишь в классической икебане, так как они универсальны.

Правил составления классической икебаны всего лишь три:

  1. Все элементы в икебане должны быть установлены ассиметрично и являть собою некое подобие треугольника, причем его элементы не могут находиться в единой плоскости.
  2. Пропорции трех ключевых элементов букета определяются размерами сосуда – его диаметром и высотой.
  3. При составлении композиции желательно чтобы сосуд сочетался с используемым материалом. Лучше всего чтобы сосуд был однотонным.

Источник: http://Serissa.ru/articles/iskusstvo-sostavleniya-ikebany.html

Икебана: правила составления икебан, элементы икебаны – Flowertimes.ru

Составление оригинальных букетов – это настоящее искусство, которому не может научиться каждый желающий без природного дара чувствовать и понимать язык цветов и видеть их настоящую красоту. У истинного мастера икебаны это чутье заложено генетически.

Ведь очень непросто увидеть гармоничную композицию, состоящую из различных видов цветов и сухих веток, которые сами по себе не представляют никакой ценности, а в букете играют важную роль и имеют свое значение.

Идеально составленный букет и умело подобранный к нему сосуд могут передать не только настроение составителя, но и его мысли, переживания, чувства.

Профессионально составленная цветочная композиция – это как произведение искусства, потому что в ней каждое растение, его цвет и форма объединяются одной мыслью, общим значением. В букете все имеет свое место расположения и гармонирует друг с другом.

Такой гармонии и идеального сочетания предметов можно достигнуть только с многолетним опытом работы и с помощью специальных технических приемов.

Создание индивидуального пространства, массы, особого фона и различных линий – это и есть те секреты икебаны, которые понятны только настоящему мастеру.

Значение линий

Мастера икебаны из Японии точно знают, что цвета и оттенки растений в букете являются не самым главным элементом. Гораздо важнее и значимее линии, при помощи которых цветочная композиция приобретает высоту, глубину и ширину.

Линиями, расположенными в различных направлениях, можно усилить и выделить определенную тему, показать истинное назначение данной икебаны.

Например, равнодушное и холодное отношение можно передать горизонтальными линиями, большую радость и хороший душевный настрой – диагональными, а вот горе и скорбь при помощи диагоналей, направленных вниз.

В каждой цветочной композиции линии являются основой для создания гармоничного букета. Когда разнообразные материалы (например, сухие ветки, опавшие или сорванные листья и др.) полностью заполняют все пространство между линиями, то назначение икебаны считается достигнутым, так как она становится индивидуальностью.

Читайте также:  Кратко о философии дзен буддизма – каковы ее основы?

Значение цветовой массы

Цветовая масса в букете – это то же самое, что основной фон в картине.

Главный цвет композиции обычно располагают у ее основания, а для его создания используют большое количество мелких цветов (одинакового оттенка) или ветки с лиственных и хвойных растений.

После выбора основного цвета (или нескольких цветовых масс) на цветочную картину наносятся многочисленные штрихи при помощи других растительных экземпляров. Очень важно, чтобы цветочные массы, если их в икебане несколько, идеально подходили к друг другу.

Такие цветущие растения, как бегонии, гиацинты, крокусы, фиалки, герань, герберы чаще всего применяются для создания цветовой массы.

Значение цвета

Сочетание цветов и оттенков – это тоже целая наука, потому что цвет способен менять настроение человека в лучшую или худшую сторону, вызывать разные чувства и влиять на общее состояние.

Такие яркие цвета, как оранжевый, желтый и красный, вызывают положительные эмоции и пробуждают теплые чувства. Японские мастера икебаны очень часто используют золотистый и желтый цвет в качестве основы композиции, так как они словно увеличивают остальные предметы букета и привлекают внимание ко всей картине в целом.

Синий, фиолетовый и голубой цвета используют в сдержанных по настроению и чувствам букетах, потому что они считаются холодными.

Очень востребованными и популярными являются композиции, основанные на контрасте цветовых оттенков. Необходимо учитывать классические сочетания и сопоставления цветов, которые гармонично смотрятся друг с другом – голубой и оранжевый, желтый и фиолетовый, синий и красный, белый и черный, белый и красный, черный и красный.

Зеленый цвет в икебане связывает между собой все остальные цвета и считается нейтральным.

При составлении цветочной композиции необходимо учитывать сочетание окраски цветов, основного фона и емкости, в которой она будет находиться.

Как сделать икебану своими руками (видео)

Источник: https://flowertimes.ru/pravila-sostavleniya-ikebany/

Икебана-отражение гармонии вселенной

Икебана (в переводе буквально «живые цветы») – это японское искусство аранжировки цветов.В отличие от искусства составления букетов в западном мире, где  на первом месте стоит качество самих цветов, икебана направлена на создание определенной композиции.

Икебана уделяет все внимание линии, ритму и цвету, композиция направлена на контакт с внешним миром  и несет определенный смысл.

Искусство икебаны

Искусство состоит в том, чтобы с помощью нескольких простых растений, их расположения и отдельных природных материалов воссоздать гармонию мироздания. Икебана  это, прежде всего символ живой природы. Если на западе больше внимания уделяют цвету и качеству цветов, то японцы основной акцент делают на форме и геометрии композиции.

Икебана это древнее храмовое искусство. Первоначально это было в возложение ритуальных цветов душам умерших в буддийских храмах. Первые сведения об икебане относятся к 6 веку н.э.

Поэтому первыми людьми, практиковавшими икебану, были буддийские священники. Название Икенобо отсылает к буддийскому храмовому комплексу Ikenobo Rokkakudo  в Киото. Вазы для цветочных композиций японцы начали использовать в 10 веке н.э.

Затем  искусство  икебаны перешагнуло пороги японских храмов.

В чем философский смысл икебаны

Чтобы разобраться в этом вопросе, не обойтись без принципа Инь и Ян. Для икебаны не нужна пышность и яркость букета. Ведь создать гармонию можно и лаконичными средствами на маленьком пространстве

Принцип Инь- Ян и гармония 5 цветов

Гармонию вокруг нас создают Инь и Ян, в традиционном  японском варианте это  камни и вода, и созерцание сада камней.  Если нет сада, то прекрасный вариант это картина с изображением сада. Любой сад, где царит красота и порядок, отражает  нашу Вселенную в миниатюре, где в гармонии пребывают все силы и энергии.

Но кроме Инь и Ян, существуют и пять первоэлементов. То есть  кроме гармонии Инь и Ян необходима и гармония пяти элементов или пяти стихий в окружающем пространстве. Гармония нужна нам везде и всегда. Древнее искусство икебаны позволяет создать гармонию везде. Даже в самом миниатюрном пространстве необходима гармония.

Предельная строгость, несколько веточек и пара цветов — этого достаточно, чтобы выразить гармонию вселенной. В искусстве икебаны нет случайных элементов, все имеет свое значение и смысл. Пять стихий, а, следовательно, вся сила природы отражается в небольшой композиции.

Какие  основные цвета  присутствуют в икебане

Сочетание цветов в икебане

Зеленый цвет. Это цвет дерева. Энергия дерева это рождение, рост, увеличение.  Зеленый цвет символизирует Весну, а также олицетворяет Восток, место, где рождается день.

Красный цвет. Красный-это цвет огня. Это энергия  середины лета, буйства всего живого. Это цвет юга.

  Белый цвет. Белый – цвет металла.  Энергия успокоения и спада. Белый – цвет осени, когда вызревает белый рис. Это цвет запада.

Черный цвет. Это цвет воды. Черный – цвет самого темного времени года-это цвет зимы и цвет севера.

Желтый цвет. Цвет Земли. Энергия конца лета, когда земля дарит все свое богатство и наиболее сильны ее силы. Желтый цвет – цвет центра, где сходятся все стороны цвета. Желтый цвет всегда находится в центре композиции.

В икебане обязательны треугольные формы. Треугольник – символ единства  всего земного и всего небесного. Сосуд треугольной формы и сочетание пяти цветов — это классическое выражение гармонии вселенной в икебане.

пять элементов в икебане

Композиция должна быть глубоко символична. Она соединяет в себе прошлое, настоящее и будущее. Прошлое олицетворяют уже распустившиеся цветы, различные засохшие листья и стручки. Настоящее — это цветы, которые  только начинают распускаться, свежие зеленые побеги. Будущее — это набухшие почки, появившиеся ростки и бутоны.

Сочетание растений в икебане

Композиция несет энергию вечной молодости, радости, долголетия и мира. Сосна и роза – это сочетание символизирует вечную молодость и долголетие.

Сосна и роза

  • Сосна и родея — это сочетание олицетворяет молодость и вечность
  • Сосна и пион – молодость и процветание
  • Пион и бамбук – процветание и мир
  • Хризантемы, орхидеи, цветы декоративной капусты – символизируют радость жизни
  • Во всех композициях сосна и бамбук, как  вечнозеленые растения, символизируют  долголетие и молодость
  • Бамбук символизирует вечную молодость и прочность.  Если вы поставите в вашем доме композицию из бамбука, то это принесет молодость в дом, столь же прочным как бамбук будет и ваше здоровье
  • Жасмин символизирует наслаждение жизнью, ее силой и полнотой. Белизна и совершенство цветов жасмина прекрасны как сама жизнью
  • Цветущая ветка яблони приносит в дом мир и покой

Составление  икебаны кроме изящной композиции несет в себе глубокий смысл, зная  значения и символы растений, можно читать композицию как увлекательный рассказ.

Интересное по теме:

Самые неприхотливые комнатные растения

Как вырастить алоэ

Если вам понравилась статья, поставьте лайк. Просто поделитесь с друзьями в соц.сетях. Это поможет нам сделать сайт лучше. Спасибо!

Источник: http://telo-v-delo.ru/dom/ikebana/

Искусство икебаны

Икебана (или икэбана) в переводе на русский означает «живой цветок». Это традиционное японское искусство, связанное с использованием цветов в качестве подношений божественным духам.

Японцы, исповедовавшие религию синто, считали, что такие духи окружают нас повсеместно и скрываются в растениях, а также в неодушевленных предметах, например, камнях.

Из-за этого к цветам в Стране восходящего солнца было принято относиться как к божествам.

Интересно, что когда Япония приняла буддизм, обряд никуда не исчез. Он трансформировался в подношения цветов Будде. Проводить такой процесс должны были монахи мужчины. Тогда же искусство икебана начало формироваться в том виде, в котором оно дошло до наших дней.

Вы также можете попробовать сделать икебану своими руками и подарить её близкому человеку. Или же выберите более традиционный вариант – недорогие букеты кустовых роз.

Становление искусства икебаны

Первая школа икебаны под названием Икэнобо была открыта в 15 веке в городе Киото. Ее основателем стал Икэнобо Сэнкэй.

Первым стилем этой школы стал рикка, который был создан для прославления Будды. Стиль отличался размахом (композиции имели высоту более полутора метров) и идеальной точностью геометрических линий. Неудивительно, что основой для него служили бамбук и сосна, а остальные растения органично их дополняли.

На то, чтобы выполнить одну композицию, требовалось огромное количество сил и времени. Занимались этим всего несколько мастеров, пока об икебане не узнали сначала правящая элита, а потом и простой народ. Так популярность искусства начала стремительно расти.

Дальнейшее развитие

Несмотря на то, что стилю рикка обучалось все больше людей, он продолжал оставаться тяжелым и энергозатратым. В связи с этим в начале 18-го века был разработан стиль под названием сёка. Тремя его центральными элементами стали: Человек, Земля и Вселенная.

Сёка хорош тем, что такие композиции можно ставить не только в высоких, но и в низких вазах. На первых этапах развития стиля в нем и вовсе было принято использовать всего одно растения (травы или деревья). Уже потом, по мере развития, мастера стали сочетать между собой разные дары растительного мира.

Влияние Запада

19 век охарактеризовался началом торговых отношений с Европой и США. В итоге, в Японии появилось множество товаров, о которых здесь никогда не знали. Все это повлекло за собой изменения в разных сферах жизни, в том числе и в искусстве икебана.

Завезённые с Запада цветы и растения изначально не допускалось использовать при создании композиций. Но человек по имени Унсин Охара выступил новатором и разработал еще один новый стиль.

Речь идет о морибана – разновидности икебана, характеризующейся использованием низких горшков-плошек, нетипичных для Страны восходящего солнца цветов и даже воды (она играет роль дополнительного художественного элемента).

В дальнейшем Охара решил не ограничиваться низким вазами и создал дополнительный подвид своего стиля – хайку. Это все тот же морибана, только в сосудах другой формы.

Современность

Разительные изменения ожидали искусство икебана в конце 30-х годов прошлого столетия. Именно в это время Софу Тэсигахара основал школу Согэцу.

Ранее Тэсигахара, как и его отец, был последователем идей школы Икэнобо. Но он решил пойти дальше и решился на самостоятельное творчество. Более того, совместно с другим мастерами он принимает декларацию «Новой икебаны». Этот документ, по сути, снял с искусства оковы, мешавшие ему развиваться. Пропала необходимость соблюдать строгие и местами устаревшие формы и правила.

Софу Тэсигахара стал использовать в процессе создания композиций не только живые, но и сухие растения, а также металлы, камни, веревки и другие материалы. Его последователи продолжили эту линию, и сейчас школой Согэцу управляет Аканэ Тэсигахара – его дочь.

Всего в Японии насчитывается несколько сотен школ икэбана, однако наибольшее влияние все еще имеют – Икэнобо, Охара и Согэцу.

Источник: http://viewout.ru/ikebana

Стили Икебаны с фото

Необыкновенно высокое развитие цветочного искусства в Японии можно отнести к их безусловной любви к природе. Во всех странах люди ценят природную красоту, но в стране Восходящего солнца она стала почти религией.

Японцы всегда чувствовали сильную связь и близость с их естественной средой обитания, и даже в современной деловой жизни среди бетона и асфальта в больших городах они проявляют удивительно сильное желание иметь рядом хоть немного природы в любом из ее проявлений. Японский дом без каких-либо растений и цветов является довольно редким.

Создание изящных  цветочных композиций практиковалось в Японии на протяжении веков и икебана является одной из таких форм, в которой используется минимальное количество растительных элементов и  большое значение придается простым выразительным линиям.

Икебана означает  «искусство, дающее жизнь цветам» или ка-до – путь цветов.  Японцы создавали ее для выражения основных принципов  буддийской философии и помещали  в храмах, что было основным символически значимым ритуальным обрядом в течение долгого времени.

Природа постоянно меняется, она имеет свой собственный ритм и порядок – растения развиваются, покрываются листьями, распускаются цветы и созревают плоды. Осознание этого является первым шагом в изучении  и создании икебаны, которая стала символом изысканного вкуса во всем мире.

Читайте также:  Система образования в китае – каковы ее особенности?

Сама композиция фокусируется в виде треугольника, с тремя преобладающими элементами символизирующими небо, землю и человечество.

Хотя такого вида флористика занимает годы обучения и практики в специальных школах, любой желающий может узнать несколько основных шагов, чтобы проектировать красивые растительные композиции азиатских школ, которые независимо от стиля, приносит гармонию и дарят чувство прекрасного.

Из-за своего трехмерного эффекта их можно считать реальными цветочными скульптурами. В этом заключается разница между икебаной и другими видами флористики.

Так же, как все другие направления искусства, японское создание композиций из растений является творческим выражением мыслей и чувств.

В качестве компонентов используется любой растительный материал – ветви, листья, травы, мох, ягоды, кора дерева и цветы.

В результате сочетания данных элементов в виде природных форм, изящных линий и смысла, скрытого в общей аранжировке создается японская композиция, главной чертой которой является краткость, глубина и совершенство.

Икебана – это гораздо больше, чем просто цветочный декор. В Японии подобное творчество используется в качестве украшения на уровне с картинами и другими предметами искусства и продолжает оставаться объектом глубокого и серьезного познания, длительного и кропотливого обучения, стремления к совершенству и умению. Многие японцы видят в искусстве икебана модель совершенного мироздания.

Каждый, у кого есть желание и время, может приобрести достаточный навык в этом виде флористики. Тем не менее, необходимо овладеть определенными основными знаниями и принципами, прежде чем приступать к подобному творчеству. Мастер – аранжировщик сочетает материалы так, чтобы вложить в свое искусство определенный смысл, используя при этом простоту и лаконичность форм.

Чем отличается японская икебана от других подобных направлений? Прежде всего, своей асимметрией, простотой, лаконичностью и гармоничным сочетанием растительных элементов и сосудов.

Виды стилей

За семь веков своего развития, японское искусство икебаны разработало множество различных стилей и школ. За сотни лет они изменились совсем немного: от торжественной обстановки в храме до уютной атмосферы нашего дома.

Среди наиболее распространенных – rikka (стоящие цветы), seika или shoka (живые), nageire (брошенные цветы), а также стиль  moribana школы Охара.

– Рикка (фото 1и 2), является одним из основных стилей, в создании которого используется высокая ваза и подчеркиваются вертикальные линии.

Главной его особенностью является акцент на природную красоту цветов, располагая их с простым изяществом.

На протяжении многих лет rikka совершенствовалась, становясь все более стилизованной, со строгими правилами подбора, как растительного материала и типа контейнера, так и в размещении нечетного числа элементов (обычно семь или девять).

– Стиль Сейка (фото 3 и 4) появился в середине XVIII века. Он представляет собой более простую рикку, но его составление также требует определенных  правил. Работают только три основных компонента, подчеркивающих внутреннюю красоту растений и уделяется меньше внимания традиционной формализации.

– Нагэирэ (фото 5) берет свои корни в XVI веке и предназначался для украшения чайных домиков и чайных церемоний. Для его создания можно применять свободную аранжировку с использованием высоких ваз без какой-либо фиксации. Разрешается также класть цветы на ободок горла вазы.

– Moribana (фото 6) использует мелкий контейнер и кэдзан – специальный держатель с множеством острых шипов, в которые вставляются цветы. Важной особенностью морибана является широкое пространство, естественные формы, которые создают впечатление ландшафта. Он стал использоваться всего около ста лет назад и правила его создания не так строги и трудоемки, как в других направлениях.

Формы, которые одинаково применимы ко всем стилям, включают в себя вертикальное расположение элементов композиции, косое и каскадное.

Необходимые материалы

Hasami (щипчики или ножницы) для обрезки цветов и стеблей до желаемой длины. Обычно обрезают под углом.

Kabin – высокие вазы, используемые в искусстве икебана сейка. Перемычки в сосуде обеспечивают стойкость и положение стеблям.

Кэдзан – низкий, мелкий сосуд для moribana с тяжелым держателем с множеством острых иголок из латуни от 2 до 10 см, на которые прочно крепятся толстые прочные стебли.

В Японии большое значение придают символике, поэтому сочетание компонентов создает сложный язык. Например, бамбук олицетворяет молодость и вечность, а орхидеи – радость. Сосна, бамбук и слива – долголетие. Хризантема является символом Японии, и ее довольно часто применяют во всех стилях и формах.

Источник: https://www.domrastenia.com/floristika/iskusstvo-ikebana

Япония – родина флористики (икебана) | MIUKI MIKADO • Виртуальная Япония

Очень динамично развивающейся ветвью современного дизайна сейчас является фитодизайн интерьера с наработанными техниками и правилами создания фитокомпозиций. Родиной флористики считается Япония. Страна, в которой цветы и умение составлять из них изысканные композиции (икебана) считаются неотъемлемой частью культуры.

Много веков назад в Киото буддийские монахи научились оживлять цветы, создавая из них и прочих природных материалов удивительные композиции. С этой традицией связана такая легенда. Однажды, после особенно жестокой грозы, уничтожившей много цветущих садов, монахи воззвали к милосердию Будды, возложив к подножию его статуи сломанные цветы и ветки деревьев.

Монахи умоляли Будду воскресить то, что уничтожила непогода. И вскоре сады оправились от разрушений, деревья вновь стали плодоносить, распустились цветы. С тех пор в буддистских храмах стали специально устанавливать эффектные асимметричные композиции, которые получили название икебана, что переводится как «оживление цветов».

<\p>

Икебана — это японское искусство составления композиций из цветов, также известное как «kado» («путь цветов»).

В отличие от обилия цветов, типичных для композиций западных стран, японская композиция цветов базируется на линиях прутов и/или листьев, украшенных небольшим количеством цветов.

Контейнер — также является ключевым элементом композиции.

Структура японской цветочной композиции базируется на разностороннем треугольнике, очерченном тремя главными точками, обычно прутьями, в некоторых школах символизирующих небеса, землю и человека.

Икебаной, одним из традиционных искусств Японии, занимались в течение более чем 600 лет. Это искусство развилось из ритуала буддистов, связывающих цветы с духами мертвых.

К середине пятнадцатого столетия, с появлением первых классических стилей, Икебана достигла статуса художественной формы, независимой от ее религиозного происхождения, хотя она и продолжала сохранять сильный символический и философский подтекст. Первые преподаватели и студенты были священниками и благородными членами общества.

Однако, поскольку то время прошло, много различных школ возникло на основе старой, изменились стили, и Икебана стала реальной для всех уровней японского общества.

Влияние Буддизма

Зарождение искусства Икебаны может быть прослежено к 6-му столетию, началу Буддизма в Японии. Часть поклонения предполагало возложение цветов на алтарь в честь Будды.

В Индии, месте зарождения Буддизма, цветы возлагались не регулярно, а иногда только лепестки рассыпались вокруг. Однако к 10-му столетию японцы возлагали свои подношения в контейнеры.

Возложения на алтарь были ответственностью только священников храма.

Происхождение Икебаны: Икенобо

Икенобо – это самая старая школа икебаны, основанная священником Буддистом — Икенобо Сенкеи в 15-м столетии. Он, как думают, создал стиль «рикка» (постоянные цветы).

Этот стиль был развит как выражение буддистами красоты природы, с семью отделениями, представляющими холмы, водопады, долины и другие виды природы, расположенные формализованным способом.

Среди священников и аристократов этот стиль становился все более утонченным до конца 17-го столетия, в то время как растущий класс торговцев развивал более простой стиль, названный «seika» или «shoka».

«Шока» использует только три главных отделения, известных как тен(небеса), чи (земля) и дзин (человек) и предназначен для того, чтобы показать красоту растения непосредственно. Другая старая форма икебаны – «nageire» — используетяя в чайной церемонии.

Первая из современных школ была сформирована, когда Охара Неголень откололась от школы Икенобо в конце 19-го столетия. Школа Охара обычно делает «moribana» (сложенные сверху цветы) в мелком, плоском контейнере.

Школа была открыта, когда западная культура сильно начала влиять на Японию, и стиль морибана часто использовал западные растения. Но это был все еще формальный стиль. Влияние художественных движений начала 20-го столетия привело к развитию композиций «jiyuka».

Несмотря на все изменения, икебана была все еще только искусством для высших сословий.

В 1930-х годах и затем больше в послевоенный период, интерес к икебане стал намного более широко распространенным. Открывались школы икебаны, которые привлекали людей всех социальных классов.

В течение занятий, многие жены американских служащих подняли искусство и позже помогли ему распространиться за границу.

Во главе с Тешигахарой Софуой, основателем в 1927 году школы «Sogetsu», дзэн-эйбана или авангардная икебана ввела все виды новых материалов, типа пластмассы и стали.

Сегодня, существует приблизительно 3 000 школ икебаны в Японии и более тысячи во всем мире. Школа Икенобо имеет приблизительно 60 000 преподавателей во всем мире. Икебаной занимаются примерно до 15 миллионов человек в Японии, главным образом молодые женщины.

Развитие стилей

Образцы и стили развивались так, что к концу 15-го столетия, композиции были достаточно простыми, так что они стали доступны обычными людьми, а не только императорскому семейству и его слугам.

Таким образом, началось развитие художественной формы с установленными требованиями. Тексты говорят, что самой старой была «Sendensho», компиляция, охватывающая годы с 1443 до 1536.

По прошествии времени Икебана стала основной эмблемой традиционных фестивалей, и выставки Икебаны стали периодически проводиться во всем мире. Были написаны правила, и материалы должны были быть объединены определенными способами.

В этих ранних формах высокий центральный вертикальный стебель должен был сопровождаться двумя более короткими стеблями; три стебля, как и раньше, представляют собой небеса, человека и землю. Определенные японские названия для них отличались в разных школах Икебаны.

В 1545 году школа Икенобо, теперь всемирно известная, сформулировала принципы композиции «rikka», предполагающие семь основных отделений, используемых в этом типе композиции.

В течение периода Момойама в Японии, 1560-1600 года, было построено много великолепных замков. В течение того же самого периода дворяне и королевские слуги делали в них большие декоративные цветочные композиции в стиле «rikka».

Икебана в домашнем интерьере

В Вашем доме икебана создаст атмосферу востока, подарит умиротворенность и покой. Икебана это не только сочетание японской философии и эстетики: оригинальные композиции из цветов могут быть и просто очень красивым дополнением к домашнему интерьеру.

Икебану можно составлять как из живых цветов, так и из сухоцветов, корней и веток. В японских интерьерах сегодня более популярны композиции из сухих цветов. Большинство растений и в “сухом виде” выделяют фитонциды и антисептические вещества, благотворно влияя на микроклимат в вашем доме или офисе.

В настоящее время можно встретить большое количество цветочных салонов и студий, предлагающих икебаны. Понравившийся букет вы можете выбрать по каталогу, и получить с доставкой на дом.

Любители цветочных украшений могут составить икебану сами. Главное правило здесь – простота и изящность.

Необходимые материалы – вазу, цветы (ветки и листья), а также специальную подставку “кендзан”, в которой фиксируются растения, можно приобрести в любом достаточно крупном цветочном магазине.

Важно помнить, что сухим цветам нужна забота ничуть не меньше чем живым. При правильном уходе композиция будет сохранять парадный вид долгие годы. Икебана из сухоцветов требовательна к влажности помещения, ее лучше не располагать на солнце.

Если влажность воздуха менее 40%, то сухие цветы становятся слишком хрупкими. Икебану ни в коем случае нельзя ставить на отопительную батарею или подоконник.

Пыль с икебаны осторожно стряхивают перьевым веничком, а также сдувают феном со слабым напором холодного воздуха.

Похожие записи на сайте miuki.info:

Источник: http://miuki.info/2011/11/yaponiya-rodina-floristiki-ikebana/