Китайский дракон – могущественный символ Китая
Главная страница » Китай » Философия и культура Китая » Китайский дракон — могущественный символ Китая
Китайскую культуру смело можно назвать культурой дракона.
Ни одно другое существо, будь то реальное или мифическое, не пользовалось такой же популярностью в Китае. Китайцы называют себя «детьми дракона», или «потомками дракона».
Китайский дракон, в некотором роде, является знаком этнической идентичности китайцев.
Скульптура Дракона в парке Ихэюань, Пекин
Представления о драконах существовали и на Востоке, и на Западе. Западные драконы, описания которых можно встретить во многих литературных произведениях, мифах, сказках, а также на полотнах живописцев, в значительной степени отличаются от китайского дракона. Основное качество китайского дракона – доброжелательность. Он приносит удачу, богатство и процветание.
Западный дракон в большинстве случаев – воплощение зла, коварства: достаточно вспомнить Змея-Горыныча из русских сказок или дракона из произведений Толкиена. За редким исключением у китайских драконов одна голова, а у их европейских сородичей – несколько, как правило, число кратное трем (три, шесть, девять).
Трудно сказать, откуда появились китайские драконы, на этот счет существует множество более или менее правдоподобных гипотез (подробнее об этом: «Происхождение представлений о драконе»).
Дракон сочетает в себе черты различных животных. В китайском искусстве драконы обычно изображаются как длинные, чешуйчатые, змееподобные существа с четырьмя ногами.
Будучи воплощением благой силы, они также повелевают водной стихией, контролируют дожди и наводнения.
Китайский дракон считается воплощением ян, активного мужского начала, которое дополняется инь – пассивным женским началом, которое олицетворяет фэнхуан – китайская мифическая птица-феникс (например, миф о рождении озера Сиху).
На Западе дракон часто символизирует государство Китай. Однако в самом Китае и на Тайване его использование в качестве символа нации не общепринято. В отдельные эпохи, например, во время правления династии Цин (1644-1912), дракон изображался на знаменах. Дракон здесь используется в основном как символ культуры и как символ власти, силы и удачи.
Вместе с буддизмом в Китай пришло отношение к драконам как злым существам. И потому для китайского буддизма характерна некая двойственность в восприятии дракона.
В частности, будучи повелителями водной стихии, драконы наделялись качествами разрушителей посредством наводнений, приливных волн, штормов. Разрушительные наводнения и другие катаклизмы – это результат действий драконов.
Подобное отношение к драконом просматривается, например, в пагоде Люхэта (六和塔, Пагода Шести гармоний) в Ханчжоу, которая выступала в качестве защиты от приливных волн и усмирительницей драконов.
Дракон издревле символизировал китайского императора. Уже в эпоху Чжоу (XII-III вв. до н.э.) существовало разделение: дракон с пятью когтями предназначался Сыну Неба, с четырьмя когтями – чжухоу, с тремя – дафу. В эпоху Цин (1644-1911) дракон появился на национальном флаге Китая.
Однако, поскольку в культурах, находящихся под европейским влиянием, дракон считался агрессивным и воинственным, китайское правительство в настоящее время уклоняется от использования дракона как государственного символа. Но большинство китайцев не вполне с этим согласно.
В Сянгане (Гонконг) дракон стал своеобразной маркой, символом, международным брендом.
В 70-е годы ХХ века появилась тенденция использования животных символов для обозначения тех или иных азиатских народов. Так, монголов символизировал волк, тибетцев – обезьяна или лев. Сегодня в китайской культуре дракон в основном используется в декоративных целях.
Но при этом существует табу на уродливое или неподобающее изображение дракона. Так, показателен эпизод с рекламной кампанией Nike. В ролике показывался американский баскетболист Джэймс Леброн, убивающий дракона с помощью приемов кунфу.
Это вызвало бурные акции протеста и китайское правительство было вынуждено запретить ролик.
Преклонение перед драконом нашло свое воплощение и в китайском языке. Например, выдающиеся люди часто сравниваются с драконом, а неспособные к свершениям, бесталанные – с другими животными, например, змеей.
Существует также множество пословиц и чэнъюев (идиом), которые ссылаются на дракона, например «надеяться, что сын станет драконом» (望子成龙 wàng zǐ chéng lóng), т.е. будет удачливым и сильным, как дракон.
Или «Е-гун – любитель драконов» (叶公好龙 yègōng hào lóng) – выражение любви к тому, чего на самом деле боишься.
Китайские драконы проникли и в другие страны Азии, так или иначе попавшие под китайское влияние. Однако существуют некоторые региональные различия между китайскими, вьетнамскими, корейскими и тюркскими драконами, которые, впрочем, в общих чертах соответствуют китайскому дракону.
Драконы заняли прочное положение в китайской культуре. Так, во время некоторых китайских праздников, особенно в 端午节 – Дуаньу-цзе (пятый день пятого лунного месяца по традиционному китайскому календарю), устраиваются гонки на драконьих лодках.
Почти на всех праздниках устраиваются «Драконьи танцы» с марионетками драконов. Драконы описаны во многих китайских классических произведениях, например, знаменитом «Путешествии на Запад». Японские анимэ подхватили тему дракона.
Дракон часто встречается и в компьютерных играх как персонифицированный образ Китая.
Статьи о драконе:
© “Путешествия с Марией Анашиной”, 2009-2018. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены
сайта:
Telegram ВКонтакте Instagram RSS
Поделитесь этой статьей в социальных сетях:
Источник: https://anashina.com/kultura-drakona/
Китайские драконы
Жители Поднебесной почитают дракона как доброе, мудрое и милостивое к людям существо, в этой стране его называют Лун. Народ поклоняется в Китае этому мифическому животному с давних лет.
Китайские драконы по легенде были прародителями драконовидных существ, обитавших в странах Европы, но отличаются от них нравом. Все европейские особи представлены злыми и кровожадными, в китайской философии — дракон символ энергии Ян.
Драконов относят к роду пресмыкающихся. Внешний вид существа в разных мифологиях немного отличаются, но общее описание их примерно такое: туловище пресмыкающегося длинное, в образ входят части тела разных животных, и обязательно есть хвост, они могут летать, передвигаться по земле, плавать.
У некоторых видов драконов имеется несколько голов, хвостов, ног, они могут быть разумны и мудры, обладать огненным дыханием, пестрой яркой окраской с металлическим блеском.
Образ дракона людям современности знаком по фэнтези, восточным гороскопам и популярной системе (науке) фэншуй, но отношение в разных религиях к ним не однозначное и отличается.
Мифология Востока китайским драконам отводит главное место.
Когда в Китае появились драконы?
Китайские легенды гласят: Лун родился в эпоху династии Ся, его местом обитания были озера, реки или моря, но также он был способен летать в небесах.
Именно к этим временам относят первые его изображения. Змей-лун в Китае ассоциировался с богом, повелевающим влагой, он непременно связывался с культом плодородия.
Китайцы вызывали дождь с VI века до н.э. только с изображением дракона.
Китайцы верят не только в хороших, мудрых драконов, но и в злых, которые живут в горах. Именно они насылают все несчастья и славятся сверхъестественной силой.
Облик дракона за всю историю существования претерпевал различную интерпретацию: его голова напоминала голову верблюда, его глаза могли быть похожи на кроличьи, на голове находились коровьи уши, туловище имело сходство с телом змеи, лапы были тигра, а когти – орла. На некоторых рисунках его голова изображалась как у лошади, образ дополнялся крыльями, хвостом змеи и четырьмя лапами с когтями.
Существовали и особи, у которых на голове (макушке) был нарост, он награждал своего обладателя магическим умением без участия крыльев летать. Максимально размеры китайского дракона могли достигать 300 метров.
Самки его обладали способностью откладывать яйца, но рождение детенышей могло наступать не скоро, а даже спустя 1000 лет, обычно это явление сопровождалось всегда природными явлениями разрушительной силы: мощными ливнями с градом, грозой или метеорным дождем.
Виды китайских драконов
Мифология Востока выделяет и рассматривает трех драконов благородных кровей:
- Лунг, он самый могущественный среди всех, обитает на небе. У него множество разновидностей и типов: без крыльев, безрогие, без чешуи, с рогами.
- Чиа-дракон, обитающий в горах или иногда в болотах, обладает телом покрытым чешуей (имеет внешнее сходство со змеей) передвигается на 4 лапах, у него маленькая безрогая голова. Цвет груди его – ярко красный, бока – желтого цвета, а на спине – зеленые полосы.
- Ли-дракон, житель океана, он безрогий у него на голове нет рогов, называют его еще «дракон моря». Различают четырех драконов, они все управляют морями и носят названия соответствующие сторонам света.
Классификация драконов
Весомая роль в Поднебесной отводилась дракону Лун-Ван, он властвует над стихией воды и позиционируется здесь как Царь над всеми драконами. Царь сочетает в себе символ мира и благополучия и в его обладании бесчисленные богатства. Кроме него в водных глубинах обитают еще 5 драконов.
Размер Лун-вана был в длину около 500 метров, его изображали с головой, на которой красовался гребень или оленьи рога. Глазки его были заячьими, уши — коровьими, шея- змеиной. Хребет туловища украшался 81 шипом и чешуей карпа.
Лапы существа были похожи на тигриные, а когти на них – на ястреба. Голос дракона – звучал как гонг. Под его подбородком чешуя немного выступала (на 12 дюймов) и росла в обратном направлении. Этого было достаточно, чтобы сразить человека.
На голове у Луна прямо на лбу был некий нарост (гора Бошань), а под подбородком блестела жемчужина.
История Лун-ван
Дракон Лун, проживавший во времена Инь, служил олицетворением всей земли целиком и являл собой единение неба и воды. Согласно легендам Лун жил в колодцах и обитал около «земных жил», которые защищал и охранял. Также он сторожил клады. Когда Лун повзрослел, он стал владыкой морей и поднялся на престол царя, управляющего всеми драконами.
В китайской философии Лун воплощал небесную мужскую силу Ян, его связь с землей и женским началом Инь была безвозвратно утрачена.
Место обитания Луна со временем тоже менялось: летом он парил в небе, осенью перебирался в море, а в зимний период – спал под землей. Иногда Лун-вана можно увидеть парящим в небе в белоснежных облаках, объятым оранжевыми языками пламени и плывущим на лазурных волнах океана.
Еще чуть позднее Лун-ван обрел могущественную силу и подчинил себе несколько богов: Лэй-гун (владыку грома), Фэн-бо (властелина ветра) и непревзойденную богиню Дянь-му (владычицу молний) и Юй-ши (бога дождя).
После появления учения о взаимосвязи цветов и пяти элементов (начало 4 века до н. э.), владения Луна увеличились, но он не смог успевать везде, из-за этого Лун разделился на 5 братьев.
Они проживали в 5 звездных дворцах, которые имели название согласно сторонам света:
- Сюань-у – северный дворец
- Цин-лун – восточный дворец
- Бай-ху – дворец западный
- Чжу-цяо – дворец южный
- Тай-и – серединный.
Во дворцах соответственно проживали драконы всех 5 цветов, они и защищали весь мир:
• черных драконов звали Сюаньлун;
• зеленых — Цинлун;
• красных – Чилун;
• белых — Байлун;
• желтых, отвечающих за землю и ее центр – Хуанлун.
По внешнему виду у драконов тоже существовали различия:
• чешуйчатые существа носили имя — цзяо
• драконы крылатые звались — ин
• безрогие существа – чи
• рогатые – цю
Другие виды драконов
В мифологии Китая существовали и другие виды драконов, в древних китайских текстах говорится более чем о 100 видах лун. Среди них выделялись некоторые породы драконов:
- Фуцанлун – это дракон скрытых подземных сокровищ, охраняет он драгоценные камни и металлы, находящиеся под землей, может содрогать землю вулканами. Проживает он очень глубоко под землей. Изображается под подбородком или во рту с магической жемчужиной, символ богатства и высшей мудрости. Вдоль его спины тянется зубчатый гребень. Когда она взлетает в небо — в горах просыпаются вулканы. Когда он выгибает свою спину – вырастают новые холмы.
- Тяньлун – Небесный дракон, защищает владения богов, сопровождает их и возит богов на колесницах. Признан самым сильным среди драконов. Камни от его прикосновения превращаются в золото, дыхание его – вызывает языки пламени или завихрения облаков. Является символом могущества и власти.
- Инлун – Божественный крылатый дракон, влияет на погоду, от него зависит дождь, ливни, наводнения.
- Дилун – Земляной дракон, он властвует над водной стихией, подчиняя себе моря, реки, озера и другие источники воды. Живет в воде на большой глубине во дворце. Драконы иногда совокуплялись с земными женщинами и от этой связи рождались — полудраконы, полулюди.
- Шэньлун – повелитель грома, изображается с головой человека на теле и большим круглым животом. Обитает дракон на небе, имеет синий цвет, повелевает облаками и ветром, от них зависит урожай. Если шеньлун обиделся и разозлился – жди плохой погоды, неурожай, наводнения или засухи.
Китайские драконы Земляной и Божественный в народе ассоциируются с царями драконов, они похожи на человека, но голова у него была — дракона. Проживали они в водах морей, океана и озер в великолепных дворцах на дне водоема: в Южно-Китайском море, в водах Индийского океана, Восточно-Китайского моря, и водной глубине озера Байкал. Едой драконам служат драгоценные опалы и жемчуг.
По поверьям китайцев контролировать и отпугивать драконов может зелень кельрейтерии метельчатой (ее еще называют мелия иранская), железо, воск, пятицветная нить шелковая, или многоножка.
Во все времена драконов по всему Китаю почитали и считали царем над животными, он соответственно являлся и неприкосновенным символом Императорского могущества и власти.
Существует поверье, что настоящий император обязательно имеет на теле родинку похожую на дракона.
В одном из китайских мифов рассказывается о Желтом императоре, который в конце своей земной жизни обернулся драконом и поднялся высоко в небеса.
Читайте также: Техника выполнения шавасаны – поэтапное описание
Значение драконов в Китае
На протяжении почти всей истории существования Китая драконов почитали в каждом населенном пункте, деревне и городе, в честь царя-дракона ставили кумирню, возжигали благовония, делали жертвоприношения божеству.
Значение этого мифического существа в жизни китайского народа велико, это доказывает и то, что к 7 веку до нашей эры изображения драконов встречалось на всех одеждах, музыкальных инструментах, воротах, рукоятке мечей, посуде, воротах и других архитектурных сооружениях.
https://www.youtube.com/watch?v=p67-sNKsLPM
Великое влияние драконов на китайскую культуру, менталитет и воспитание доказывает множество народных поговорок с участием этих существ, более того, народ всегда говорил о своем императоре с добавлением слова «лун», это касалось и личных вещей правителя, и его потомства и некоторых личностных качеств.
Практически во всех династиях императорский трон назывался «драконьим престолом», а герб государства украшало изображение дракона. За ношение простолюдином одежды с изображением этого великого существа он подлежал смертной казни.
Во времена легендарного правителя Фуси в Китае были введены чины и ранги с присвоением каждому драконьего покровителя. Высшие чиновники (7 ранг) носили халаты и одеяния украшенные золотыми драконами лун с 5 когтями на лапах.
На одеянии более низких чинов красовался дракон манн с четырьмя когтями. В те времена иерархия драконов зависела от числа когтей на лапах и способности летать. На высшей ступени стояли летающие драконы, у них в подчинении были духи-драконы, далее земные, они некогда летали, но способность эту потеряли.
Список замыкали подземные существа, им вменялась обязанность охраны кладов.
Мифологические существа драконы оказали влияние и на китайскую зоологию, а точнее на происхождение многих видов земноводных.
Утверждалось: что более 10 тысяч существ произошли от драконов, в том числе пернатые, чешуйчатые, покрытые шерстью, панцирные и другие.
Каждый житель Поднебесной четко представлял характер и повадки драконов, он знал, что это длинное чешуйчатое существо может скрываться и быть невидимым, оно взлетает в небо в дни весеннего равноденствия, и ныряет в бездну в дни равноденствия осенью. Зимой дракон впадает в спячку.
В современном китайском обществе влияние дракона на народ немного ослабло, но до сих пор, китайцы почитают и любят его изображение, оно встречает в быту и искусстве, образ этого могущественного существа по сей день внушает жителям некий благоговейный страх. В существование драконов в Китае верили все, не только простолюдины, но и императоры, полководцы, мандарины, художники, писатели и даже серьезные ученые.
По преданиям в Китае существовало бесчисленное множество драконов от крошечных до гигантских.
Дракон в китайской культуре
Все китайцы верят, что драконы их прародители, и китайцы произошли от них в буквальном смысле. По поверью именно драконы – основоположники цивилизации на Земле и ее первые разумные существа. Некоторое время они населяли землю, а потом ушли в другой мир.
Некоторая часть этих разумных существ осталась на Земле для защиты и обучения людей наукам и ремеслам.
В настоящее время они проживают в ином мире и благополучно там обитают, в их власти возможность появляться среди людей, если они этого захотят сами или их позовут.
Китайские драконы — священное мифологическое существо Востока, дыхание которых – космическая чистая энергия, им придают большое значение и древняя наука Фен-Шуй. Она основана на притяжении космической божественной энергии и силы дракона в мир человека.
В Китае каждый год устраиваются великие празднества и карнавалы в честь дракона, на праздник люди надевают маски драконов и танцуют. Считается, что своим танцем они отпугивают злых духов, которые могут помешать их успеху и благополучию. Дракон – символ китайской нации, а лазурный дракон еще и предвестник хороших перемен и защитник Востока.
Источник: http://AziaLand.ru/kitajskie-drakony/
Татуировка дракон: значение, описание, фото, смысл
Дракон – это образ могущества, силы и мудрости. В наши дни он является одним из самых популярных и известных мифических существ. Он изображается в виде огромного существа, чем-то похожего на змею, с большими когтями, рогами и длинной бородкой, и с умением выдыхать огненное пламя.
Дракон – это мистика, сверхъестественное. История появления Драконов глубоко уходит в сказания и мифы разных народов Азии и Западной Европы. На Западе его символизировали со злом, тёмными силами, на Востоке с божественной мощью, считали его защитником и спасителем.
Поэтому отношение к Дракону, у разных народов сильно разница.
Как упоминалось уже, образ Дракона пришёл к нам с Азии и Западной Европы, а конкретней с Китая и Японии.
Для Китайской культуры – Дракон символизируется как божество, у которого во власти управление дождём, молнией и четырьмя природными стихиями. Способности это мифического существа настолько огромны, что ему подвластно свойство перевоплощения. Он олицетворяет силу, бесконечную мудрость и гармонию своего внутреннего мира.
В Японскую культуру Дракон пришёл с Китая, и означал удачу, мудрость, опеку и силу. По легендам священный карп Кои (символ храбрости и везения) имел способность превращаться в Дракона. Многие императоры имели за честь на одежде и символике изображать символ Дракона, как признак величества и некого происхождения от этого существа.
В отличие от положительных восточных образов, в Западной Европе Дракон был негативным существом. Он изображался в виде ящера, с огромными крыльями, хвостом и толстой непробиваемой кожурой.
По легендам, он выжигал целые селения, нападал на людей и утаскивал их в свои подземелья.
С приходом христианства, европейскому образу Дракона присвоили лик дьявола, и он изображён в «библии» как неистовое зло.
У кельтов Дракон олицетворял жёсткость и жизненную мудрость. Он прислуживал богу земли и был символом суверенной власти.
На Руси аналогом Дракона был Змей-Горыныч. Он являлся очень подлым и опасным существом. По легендам, кто смог победить его, считался храбрым и мужественным человеком.
В греческой и римской цивилизации изображение Дракона означало символ террора. Его наносили на доспехи римские воины, с целью запугать своих противников.
В буддизме Дракон является защитником Будды и его законов. Его символ наносили на храмы, чтобы защитить их от тёмных сил.
Значение и положение татуировки Дракон
Тату в виде Дракона для каждого человека несёт разный смысл и может означать многое. Тем не менее, основными значениями татуировки Дракон в Восточной интерпретации являются:
- Величие;
- Сила;
- Огромная мудрость;
- Храбрость;
- Долголетие;
- Загадочность;
- Власть.
Что касается Западной Европы, то здесь значение имеет обратную сторону и означает:
- Зло;
- Хаос;
- Разрушение;
- Коварство.
В криминальных группировках Восточной Азии, таких как Триада или Якудза красочное изображение татуировки Дракона является очень уважаемым и почитаемым символом.
В общем, значение тату Дракона имеет массу вариантов как плохих, так и хороших. Всё зависит от стилистики тату, выбора эскиза и цвета.
В зависимости от значений тату Дракона, существует большое количество вариантов этого рисунка:
- Спящий дракон – символ душевной гармонии;
- Дракон, в разноцветном окрасе (зачастую это белый, чёрный, красный и синий) — указывает на связь с природными стихиями;
- Дракон с Тигром — вариация символа Инь-Ян.
- Дракон, летящий ввысь – указывает на дружелюбные намерения;
- Рогатый дракон — означает решительность хозяина тату;
- Дракон с крыльями — укрепление веры и силы духа;
- Дракон, ползущий по земле — указывает на связь между земной и небесной стихией;
- Дракон, с оскаленными зубами – агрессия и опасность;
- Дракон, с золотыми оттенками – указывает на мудрость и стремление к познаниям нового;
- Дракон, летящий вниз – обозначает недружелюбные намерения;
- Дракон с монетами – богатство и процветание;
- Дракона в кельтском стиле — означает власть, силу и духовность;
- Два Дракона, которые соревнуются между собой – дуэль сил Инь-Ян;
- Драконы, которые гоняются за хвостами друг друга – символ созидательно действия Инь-Ян.
Перед тем как набить «tattoo» на тело, следует очень тщательно выбрать месторасположение. После чего выбирается оптимальный размер и стиль татуировки. Дракон является величественным существом и в основном изображается в масштабных вариантах и на больших частях тела:
- спина;
- грудь;
- или комбинируется, то есть рисунок делается переходящим на плечо, руку, шею, ключицу или бедро.
Мастера с помощью своей фантазии изображают тату в виде Дракона на спине настолько ярко, красочно и гармонично, и смотря на конечный результат, невозможно оторвать взгляд, потому что это великолепное и захватывающее зрелище.
В древние времена Китайские императоры наносили татуировку Дракона на всю спину, чтобы показать свою власть и могущество.
Тату в виде Дракона тату мастера не рекомендуют наносить на мелкие части тела, такие как стопа, икра, предплечье или запястье. Это связано с тем, что из-за маленького участка тела, невозможно отобразить всё могущество и красоту Дракона.
Но если вы всё-таки остановили свой выбор на одной из перечисленных частей тела, то рекомендуется наносить тату Дракона в китайском стиле. С помощью тонких линий и выразительности, этот рисунок будет выглядеть более органично на вашем теле.
Цветовая гамма и стиль тату
Как правило, тату с изображением Дракона наносят на тело в ярких цветах, с целью показать все красоты этого существа. Цвета палитры тату Дракона играют очень большую роль и говорят о многом:
- Чёрный – символизирует уважение;
- Синий – спокойствие, открытость;
- Жёлтый – победу, завоевание;
- Золотой – мудрость, сострадание;
- Красный – страсть, злость и враждебность;
- Тёмно-зеленый – мужество, отвагу.
Татуировка Дракона на теле изображается обычно в следующих стилях:
- Ориентал;
- Нью-скул;
- Традишнл;
- Трайбл.
Что касается девушек, то они в основном выбирают изящные эскизы с узорами и добавлением разных цветов, надписей.
Значение для парней и девушек
Дизайн тату в принципе одинаков для обоих полов. Парни, в свою очередь, выбирают «агрессивные эскизы tattoо» такие, как Дракон с открытой пастью, Дракон с пламенем, Дракон с мечом и т. д. В данных тату преобладают тёмные оттенки, однако, имеют место и другие цвета.
Что касается девушек, то они в основном выбирают изящные эскизы с узорами и добавлением разных цветов, надписей. В свою очередь, очень игриво смотрятся мультипликационные тату Дракона.
Сочетаемость тату с другими символами
В основном татуировку Дракона изображают соло, или в сочетании с другими элементами:
- Тигр;
- Карп Кои;
- Иероглиф;
- Феникс;
- Огонь, Пламя;
- Крест;
- Меч;
- Цветы.
Заключение
Подводя итог, хочется добавить только одно, что такое благородное существо, как Дракон будет только украшать ваше тело, а вы, в свою очередь, должны подойти к выбору эскиза тату с большой ответственностью, чтобы выбрать именно тот рисунок, который понравится вам не только на глаз, но и подойдёт к вашему внутреннему миру.
Источник: https://vsetattoo.com.ua/znachenie-tattoo/magic/drakon/
Китайский дракон Лун (龙) как символ китайской традиционной культуры
Трофимова С. М., Цзя Ч. Китайский дракон Лун (龙) как символ китайской традиционной культуры // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1389-1392. — URL https://moluch.ru/archive/114/29831/ (дата обращения: 18.09.2018).
В китайской культуре дракон занимает важное место. Дракон — это мифологическое и фантастическое животное, выступающее как волшебное существо и существующее в сердцах китайцев. В Китае дракон — символ добра, мира и процветания.
Китайцы считают себя потомками «легендарных императоров» Яньди и Хуанди, продолжателями рода дракона. Они сами говорят о себе с гордостью и воодушевлением.
Внешне китайский дракон описывается через некоторые подобия: голова верблюда, рога оленя, глаза зайца, туловище змеи, чешуя карпа, когти орла, лапы тигра и уши коровы. Внизу мы приводим изображения дракона:
Примерно 8000 лет тому назад, во времена неолита уже возник образ дракона, который в процессе непрестанного развития общества принимал различные образы и формы и глубоко проник в жизнь людей.
С древних времен китайцы верят, что дракон может опускаться в морские пучины, подниматься в высокие небеса, у него способность вызвать ветер и дождь. Он повелитель вод, священное животное.
В мечтах китайцев существуют драконы, которыемогут выполнять все желания.
В древности дракон считался символом китайского императора и его императорской власти. Императоры всех династий считали себя сыновьями Неба, истинными потомками дракона, поэтому их лица называли лицом дракона, трон императора назывался троном дракона, на их одежде всегда изображался дракон и т. д. Внизу приводится одеяния императоров и его трон.
Образ дракона — символ императорской власти, поэтому он так широко почитается китайцами и в народе и является неотъемлемой частью традиционной народной культуры. В народе образ дракона воплощает дух народа, мечты о будущем и стремление к счастью.
Во-первых, образ дракона символ справедливости, дракон как бы наказывает злых людей и фей, он являются образом молнии и грома. Гром и молния — своего рода голос и движение дракона, во-вторых, дракон помогает бедным и слабым людям.
Так, например, в древности, да и не только, китайцы занимались растениеводством, а для выращивания растений нужен всегда дождь. Достаточная дождевая вода для китайцев очень важна. Когда поле засушливое, крестьяне просят помощи у дракона. Китайцы верят, что дракон знает об этом и им помогает: тучами покрыто небо, значит будет дождь.
И в Китае есть пословица, например, 龙能治人能治火 (досл.: дракон может управлять водой, человек может управлять огнем, в-третьих, вид у дракона молодцеватый, бравый, обладающий огромной властью. Каждый народ хочет быть здоровым и иметь сильный дух. У китайцев есть даже пословица, например, 龙飞凤舞 (досл.
: взлёт дракона и пляска феникса), в-четвертых, образ дракона — символ процветания. В древности люди считали, что их процветание связано с рождением сыновей. Цифра «девять» в древности считалась самой значимой цифрой, конечно, это все условно, поэтому люди верят, что у дракона было девять сыновей.
Читайте также: Дхармашастра – как регулировалось поведение в древней индии
Существует пословица, например, 龙生九子不成龙 (досл.: у дракона девять сыновей, которые отличаются друг от друга. Китайцы боготворят дракона, считают себя его потомками. В Китае ежегодно проводят праздник Дуань-У (пятое число мая по лунному календарю Китая), во время которого по традиции устраивают «дракон-лодочные гонки».
Эти лодки внешне напоминают дракона, которые называются Лун Чуань или Лун Чжоу (в переводе с китайского Лун — это дракон, Чуань или Чжоу — это лодка), т. е. состязания на лодках-драконах, также во время этого праздника запускают танцующего дракона, летающего дракона. Внизу приводятся вышеуказанные изображения.
Этот праздник отмечается по всей стране, существует мнение, что этот праздник связан с памятью великого поэта Цюй Юань. Он был сановником и мыслителем княжества Чу (475–221 гг. до н. э.), который подвергся гонению и бросился в реку Милоцзян. Жители княжества Чу, узнав о его гибели, вышли в море на лодках, чтобы спасти его.
Также китайцами отмечается праздник весны и фонарей (15 числа первого лунного месяца). На этом празднике можно увидеть весело танцующих драконов. Танец дракона в народе называют У Лун (досл.: танец дракона). В туловище этого дракона втыкают специальные палочки, светящиеся в темноте.
Танцующий дракон выглядит красивым и веселым — это своего рода олицетворение добра, счастья и благополучия.
В Китае очень развита традиция: украшать разные предметы, например, трость с головой дракона, а также струнный музыкальный инструмент с головой дракона, который появился более тысячи лет назад и разные другие украшения с изображениями драконов. Внизу изображения выше названных предметов.
Следует отметить, что у китайцев очень распространена фамилия «Лун», где-то 2.8 миллиона людей носят такую фамилию. Многие родители хотят, чтобы у их ребенка в имени был иероглиф龙«Лун». У китайцев есть пословица望子成龙(досл.
: родители желают сыну быть драконом) со значением, чтобы сын достиг больших успехов в будущем, например, это самые известные голливудские кинозвёзды 李小龙(Ли Сяолун) и 成龙(Чэн лун), владеющие в совершенстве китайским кунг-фу.
Внизу их портреты.
Несколько слов о китайской каллиграфии, которая занимает достойное место в области традиционного искусства Китая, это не только средство общения, но и средство выражения внутреннего мира человека в эстетическом смысле. По традиции каллиграфия является одним из классических видов китайской живописи, куда входит и иероглиф龙. Примеры китайской каллиграфии:
Большой популярностью у китайцев пользуется «Путешествие на Запад» — это один из четырёх классических романов на китайском языке, занимающий определенное место в истории китайской литературы. В «Путешествии на Запад» главными героями являются цари-драконы четырёх морей: Восточного, Западного, Южного и Северного морей.
Богиня Нюйва (сестра легендарного императора Фуси, которому подвластен небосвод) командирует этих царей-драконов в народ, чтобы они управляли народным морем, ветром и дождём. В «Путешествии на Запад» присутствуют также персонажи — Белый конь-дракон, который раньше был принцем, третий сын царя-дракона Западного моря.
Для искупления своей вины он превращён в коня и определён везти танского монаха на протяжении всего паломничества.
Таким образом, на протяжении более 8 тысячи лет образ дракона и его влияние проникли во все уголки общественной жизни и отразились на его культуре.
Литература:
- Лю Чжисюн, Ян Цзинжун. Дракон и китайская культура. Изд-во: Жень мень, 1992 — 刘志雄.杨静荣. 龙与中国文化. 人民出版社. 1992年.
- Пан Цзинь. Образ дракона в китайской литературе. Изд-во: Чун Цинн, 2008 — 进. 中国龙文化. 重庆出版社. 2008年.
- У Чэнъэнь. Путешествие на Запад. Изд-во: Жень мень, 2007 — 吴承恩. 西游记. 人民文学出版社. 2007年.
- Цзянь Вэньчжун. Фамилии всех семей. Изд-во: Цзян Су Вэнь и — 钱文忠. 百家姓. 江苏文艺出版社. 2013年.
- Чжан Сяохэн. Таинственная литература дракона. Изд-во: Си Ван, 2007 — 张笑恒. 神秘的龙文化 西菀出版社. 2007年.
- http://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2012/03/05/drakon-simvol-kitayskoy-kultury
Основные термины (генерируются автоматически): дракон, образ дракона, Китай, китаец, танец дракона, китайская каллиграфия, голова дракона, императорская власть, Запад, танцующий дракон.
Источник: https://moluch.ru/archive/114/29831/
Мистические обитатели Китая – все о китайских драконах(龍)
Драконы и китайская культура – это два совершенно не разделимых понятия, ведь с самого начало возникновения Китая и по сей день драконы являются божественным символом для самих китайцев, предметом поклонения и культа.
Следует отметить, что облик китайских драконов коренным образом отличаются от облика драконов европейских. Последние вошли в историю как существа злые, хищные и кровожадные, они уничтожали посевы и разрушали города, приносили множество неприятностей жителям средневековой Европы.
Драконы же для китайцев – это мудрые величественные существа, символ доброты, божественной силы и справедливости.
Как выглядели драконы в Китае?
В основном драконы походили на гигантскую змею, страшную и мудрую одновременно.
К основным характеристикам внешнего облика драконов относится: чешуйчатое удлиненное тело с длинной змеиной шеей (причем цвет и размер чешуи определяет принадлежность к тому или иному виду), остроконечный хвост, тигриные лапы с когтями орла, крупная верблюжья голова, которую украшают оленьи рога и коровье уши, яркие демонические глаза, острозубая челюсть, небольшие крылья. У некоторых драконов на голове есть особые наросты – такие драконы могут летать без крыльев. Но не следует забывать, что все приведенные выше характеристики носят обобщенный характер, и не все драконы (а их огромное многообразие) под них подходят.
Драконы в Поднебесной имеют размер от одного до трехсот метров. Новые детеныши появляются из яиц. Самка откладывает яйцо, но вот вылупиться из него маленький дракон может и через 1000 лет. Его появление непременно будет сопровождаться сильными природными катаклизмами.
По-китайски дракон – это Лунг (упрощенно 龙,традиционно 龍) – символ доброго мужского начала Ян. Он неразрывно связан со стихией воды, дождем и плодородием.
Упоминания о драконах нашли свое отражения уже в 6 веке: без великого Змея не обходились праздники плодородия, ритуалы по вызыванию дождя и управлению водными стихиями.
Великий Змей-лун обитал в морях, реках и озерах, характеризуя водную стихию, однако он также мог взлетать в небеса и находиться в воздушной стихии.
Драконы Китая – символ божественной императорской власти
По одной из легенд китайские драконы – прародители всего живого на земле. Они пришли в этот мир, чтобы поделиться своей мудростью, добротой и силой с людьми.
Китайцы верят, что драконы и по сей день живут рядом с ними, ведь дракон может менять облики и формы, принимая также и человеческое обличие.
Сейчас в Китае практически все элементы культуры и искусства неразрывно связаны с изображением драконов.
В ходе развития китайской цивилизации эти мифологические существа занимали центральное место в истории всех династий. Драконам было принято поклоняться, делать жертвоприношения, появление драконов среди людей было очень символично и характеризовало большие перемены.
Драконы охраняли дворцы и покои императора, святыни и другие значимые места. Китайцы верили в причастность драконов к божественной императорской власти. Дракон считался царем животных и всего земного, он неразрывно ассоциировался с могущественным императором.
Императорский трон на протяжении правления многих династий носил название «трон дракона», дорогие одежды и оружие правителей Поднебесной украшали изображения этого фантастического змея.
Простолюдина же за ношение одежды, укушенной драконом, могли казнить или жестоко наказать.
Китайцы верят, что их мудрые покровители драконы до сих пор живут на земле. Они населяют моря и океаны, реки и озера. Они считают, что драконы появляются сами, когда считают нужным, однако если к дракону обратиться с просьбой, то он также может появиться.
Императорский чай Лучшие сорта зеленого чая или как выбрать свой вкус? Польза зеленого чая Виды китайского чая или развинчиваем мифы Чем отличается зеленый чай от черного Исинская глина и посуда из нее Почки пуэра Источник: https://www.bailong-tea.ru/blogs/tea/misticheskie-obitateli-kitaya-vse-o-kitayskih-drakonah Дракон фен шуй – верный хранитель вашего дома Согласно древнему учению фен шуй, Дракон – это настоящий символ достатка. Он приносит своему обладателю хорошие деньги и олицетворяет собой власть, благосостояние, щедрость и мудрость. Китайская мифология гласит: «Дракон является могущественным животным». И хотя во многих европейских преданиях это просто кошмарная рептилия гигантских размеров, китайцы поклоняются ему, как божеству. Сильные магические способности этого персонажа в сочетании с его могучей волей позволяют оказывать помощь в решении проблем любому нуждающемуся. Дракон, выполненный в виде статуэтки фен шуй, имеет гибкое туловище, напоминающее змеиное тело. Отличительными его чертами являются острые шипы на спине и четыре когтистые лапы. Чаще всего рептилия представлена с распахнутой пастью и с жемчужиной, зажатой в передней лапе (в отдельных случаях лапы пустые). Несмотря на то, что у китайского Дракона фен шуй отсутствуют крылья, он прекрасно летает, и это не единственная его уникальная черта. Уши этого существа очень похожи на козлиные, рога напоминают оленьи, когти подобны орлиным, а чешуя такая же, как у ящерицы. Для людей посвященных Дракон олицетворяет благородство, для подавляющего большинства – это сказочный персонаж. Для тех же, кто знает его больше остальных – это потрясающее существо, наделенное уникальными способностями. Значение символа по фен шуй
Древняя китайская легенда повествует о том, что однажды небесный сын Дракон сошел на Землю в императорском облике. Он должен был защищать людей и сделать их богатыми и счастливыми.
Это существо обладало энергией Ци и своим дыханием приносило счастье.
Поэтому в Китае к Дракону до сих пор относятся с почтением и любовью – его изображение можно встретить практически в любом китайском доме.
Талисман символизирует безопасность, возрождение и перемены.
В современных восточных городах огнедышащих дракончиков нередко изображают на стенах домов и учреждений для привлечения богатства, а так же для защиты от разного рода нечисти.
Этот талисман фен шуй бережет бизнесменов от недобросовестных партнеров, он способствует продвижению по карьерной лестнице, оказывает поддержку в финансовых операциях и различных начинаниях.
Окраска дракончиков довольно разнообразна. В специализированных лавках, торгующих сувенирами фен шуй, можно купить статуэтки зеленого, золотого, голубого и красного цвета. Каждый оттенок символизирует собой определенные магические свойства:
- Зеленый олицетворяет благополучие, везение и счастье;
- Золотой – процветание;
- Голубой – финансовое могущество, власть;
- Красный – страсть, возбуждение, энергию, удачу.
Дракон фен шуй – покровитель мужчин, так как он символизирует мужскую энергию Ян. Кроме того, он является истинным олицетворением природной силы. Соответствующая ему цифра «9» – это знак удачи. Также существо ассоциируется со стабильностью и изобилием.
Какую фигурку выбрать?
Магазины, торгующие символикой фен шуй, предлагают несколько вариантов изображений китайских Драконов. У каждого талисмана есть своя, строго определенная, цель.
Изогнутый Дракон с распахнутой пастью, который зажал в когтях жемчужину – это самый распространенный вариант амулета.
Для него характерна гармония и целенаправленность, однако он не должен смотреть на стену, дверной или оконный проем. Поэтому устанавливайте статуэтку «лицом» в помещение.
Иногда рядом с Драконом изображен Феникс. Как правило, эти существа глядят друг на друга, а драгоценная жемчужина лежит между ними. Драконья пасть распахнута, а крылья птицы расправлены.
Данная композиция, окрашенная в золотой цвет, является символом семейного благополучия.
Если же подобный талисман находится в офисе на рабочем столе, то он надежно оберегает своего владельца от наговоров, интриг и лжи.
Встречаются статуэтки, которые по фен шуй изображают Дракона-черепаху. Летающий змей восседает на горе монеток, а на его спине располагается небольшая черепашка. Такой амулет способен привлекать счастье и здоровье для маленьких деток. Его можно установить в спальне ребенка или в игровой комнате.
Встречаются изображения драконов фен шуй с разным количеством пальцев: их у него может быть четыре либо пять. Пятипалая рептилия обладает самой мощной энергетикой, такой Дракон зовется императорским.
Для домашней обстановки наилучшим вариантом будет четырехпалый экземпляр. Он никогда не принесет в семью энергетического переизбытка, но станет надежным защитником домашнего очага.
Иногда изображение сказочной рептилии украшает текстильные и ковровые изделия. В интерьерах можно встретить ковры, подушки, покрывала, портьеры или ширмы, на которых красуется Дракон. Существуют правила использования таких вещей.
Например, панно с Драконом следует повесить на стену. Лежащий на полу ковер не даст ему возможности для полета.
В вашей спальне такого талисмана быть не должно – дракончик может стать помехой, когда вы заснете, и тогда вам будут сниться тревожные, тяжелые сны.
Где поместить статуэтку
Данный талисман невероятно силен! Его неправильное расположение в доме приведет к тому, что рептилия начнет вами манипулировать и оказывать на вас давление. Подобный эффект может наблюдаться и в том случае, когда изображение Дракона слишком велико и занимает необоснованно большую площадь в помещении.
Обычно статуэтки фен шуй помещают в восточной части жилого помещения. Если такой возможности нет, то нужно проследить хотя бы за тем, чтобы голова мифологического существа смотрела на восток. Поставьте свой оберег слева от входа «лицом» в комнату, и он оградит вас от любого негатива. Люди, у которых Дракон стоит в гостиной на видном месте, будут одарены богатством и здоровьем.
Для привлечения финансового успеха Дракон по фен шуй располагается в рабочем кабинете или непосредственно на рабочем столе в юго-восточной части помещения.
Расположенная в северной части офиса фигурка способствует продвижению по службе. Для привлечения покровительства могущественных людей талисман нужно поместить в северо-западной части офиса.
Чтобы определить нужную сторону света, воспользуйтесь обычным компасом!
Как нельзя использовать статуэтку
Фигурка Дракона, поставленная в ванную комнату, может разорить вас и сделать неудачником. Помните, что талисман не должен «смотреть» на вас свысока – желательно, чтобы он находился ниже уровня ваших глаз.
Читайте также: Причины страданий в буддизме – как их объяснял будда?
Кроме того, общее количество фигурок в доме должно быть не более пяти.
В противном случае энергия, исходящая от Дракона, выйдет из-под контроля, и вместо того, чтобы оказывать помощь, рептилия начинает вами манипулировать.
Как активировать оберег
Дракон будет приносить пользу, независимо оттого, из какого материала он изготовлен. Это может быть медь, бронза, нефрит, фарфор и т. п. Цвет чудесного существа также может быть практически любым. Но, чтобы талисман начал работать в полную силу, нужно «открыть» его глаза.
Для этой цели необходимо выполнить специальный ритуал. Время его проведения – с семи до девяти часов утра (в китайской мифологии это «час Дракона»). В этот временной промежуток нанесите кистью две небольшие черные точки на глаза рептилии.
Для этой цели можно использовать любую черную краску, жидкую тушь и т.п. При выполнении ритуала важно, чтобы взгляд Дракона был обращен на восток.
Согласно учению фен шуй, пробуждение Дракона активизирует энергию Ян, которая принесет в ваш дом удачу и благополучие.
Если вы купили картину или репродукцию с изображением сказочной рептилии, у которой глаза уже раскрыты, то для активации амулета потребуется использовать ладан. В «драконий» час проведите ароматической палочкой из ладана по глазам существа – это символизирует его пробуждение.
Амулеты с драконьей символикой
Никогда не носите оберег с Драконом возле сердца – это негативно отразится на вашем самочувствии. Лучше, если это будет кулон на короткой цепочке. Дракончик на шее – отличное средство защиты от врагов. Кроме того, подобный кулончик или брошка смотрится весьма привлекательно.
Булавка с Дракончиком, приколотая к воротничку, является мощным талисманом. Женщины должны ее носить справа, а мужчины – слева. Такой амулет фен шуй надежно защищает от любых невзгод и заболеваний.
Настенные репродукции или постеры с изображением этого мифологического существа используются в офисных помещениях. Они необходимы для успешного создания бизнес-планов, свежих идей и новой жизни. Если над кроваткой своего малыша вы повесите такой талисман, то вся дальнейшая жизнь ребенка пройдет в радости, любви и благополучии.
Источник: http://vse-talismany.ru/drakon-fen-shuj
Китай: как дракон сотворил Вселенную
Несколько лет назад Ассоциация культуры драконов направила официальное прошение правительству КНР, со всей серьезностью требуя ходатайствовать в ООН о введении международного запрета переводить китайское слово «лун» словом «дракон»: китайские крылатые змеи, в отличие от европейских собратьев, настроены к людям доброжелательно. В китайской мифологии мудрым небесным драконам случалось править миром, но они никогда не жгли мирных деревень и не похищали беззащитных девушек.
«Четыре больших духа»
Если в европейской культуре дракон олицетворяет слепую силу хаоса и разрушения, несущую миру зло, ужас и погибель, то на Востоке все наоборот: усатый китайский лун воплощает в себе лучшие качества мудрого конфуцианского правителя – благородство, щедрость и доброту.
Более того, не будь драконов Поднебесья, соткавших небосвод своими телами, не было бы ни земли, ни человечества: согласно китайским традиционным представлениям, в начале времен не было никого и ничего, кроме «четырех больших духов» — четырех братьев-драконов, сотворивших четыре моря и четыре стороны света: золотой Гуан-де повелевал Восточным морем; огненно-красный Гуан-Ли властвовал над Югом, синий Гуан-жун царил на Западе, а белому Гуан-цзе досталось Северное море. Обитали они в прекрасных хрустальных дворцах, охраняемых солдатами-креветками и крабами-генералами.
«Огромное сооружение с длинными аркадами, загнутой по углам крышей, причудливыми крытыми переходами и круглыми окнами и дверьми.
Все его залы наполнены такими богатствами, о которых на земле и понятия не имеют: золотые резные двери художественной работы, украшенные драгоценными камнями, коралловые решетки, мозаичные картины из редких камней; стены, испещренные жемчугом и бирюзой; яшмовые полы, — всюду соединение блеска, красоты и достатка.
В задних комнатах лежат груды драгоценностей, ссыпанные прямо на пол; в кладовых — неисчерпаемые запасы чрезвычайно вкусных кушаний и отличных вин», — живописует летопись владения благородного Гуан-де.
Бессмертные драконы, чье тело суть вся видимая Вселенная, скрашивали вечность блаженством и созерцанием. Изредка они забывались сном, порождая в грезах множество сущностей и миров, в том числе и нашу многострадальную землю. «Десять тысяч существ… произошли от драконов, — учит летопись.
– Юйцзя, предок пернатых, породил летающего дракона. Летающий дракон породил феникса. После этого появилась птица Луанъ и все пернатые. Маоду породил дракона-инлун. Инлун породил Цзянъма. Затем появился Цилинь… и так произошли все звери. Цзелинь, мифический предок чешуйчатых, породил дракона-цзяо.
Цзяо породил рыбу Кунъ, и так произошли все чешуйчатые…».
Мало-помалу иллюзия, обретая плоть и кровь, зажила самостоятельной жизнью. Люди начали забывать истинные имена своих создателей. Так великий Гуан-де превратился в Лунвана – царя драконов.
Наблюдая за бурлением земных страстей, многочисленное потомство Лунвана не заметило, как измельчало – не к лицу богоподобным существам всерьез увлекаться собственными снами, пренебрегая трудами духовными.
Так могущественное племя небесных драконов-лунов раскололось на неисчислимые мириады драконоподобных существ, застывших на разных степенях удаления от Абсолюта. К примеру, самая младшая раса носит имя цзяо и является в облике змееподобных созданий, покрытых сверкающей чешуей.
Далее следуют крылатые драконы-инлун, рогатые цю и безрогие чи, мчащие солнечную колесницу по горизонту.
Некоторые источники высказывают предположение, что разные расы драконов на самом деле отражают разные возрастные стадии одного и того же существа: «Цзяо по достижении им возраста в тысячу лет превращается в дракона-лун; лун по достижении им возраста в пятьсот лет — в дракона-Цю, а в возрасте тысячи лет — в крылатого дракона».
Повелители стихий
У каждого из четырех владык имелась своя пресмыкающаяся гвардия: стражи востока – цин-лун, юга – чжуняо, севера – сюань-ю и запада – бай-ху. Небесные Бирюзовые драконы тян-луны, населявшие неприступные горные вершины, считались защитниками государства и императора.
Уровнем ниже, среди скал, обитали земные Желтые драконы – хуань-луны и красно-голубые шен-луны, управлявшие ветром, тучами и дождями, к которым возносили мольбы при засухе. Со временем образы Бирюзового и Желтого дракона прочно утвердились в придворном церемониале Поднебесной империи, постепенно сливаясь в единое целое.
На парадных одеждах принцев крови времен династии Мин было принято изображать 12 лунов.
Обычно геральдисты чаще всего аппелировали к образу дракона, свернувшегося кольцом, который символизировал гармонию мироздания и совершенство государевой власти: как Лунван властвует над Вселенной, будучи началом и первопричиной всего сущего, так и богдыхан – единоличный властитель империи и отец всех китайцев. Шагающий дракон син-лун олицетворял вечные перемены, возносящийся дракон указывал на покойного монарха, который возвращался на небеса к своим божественным предкам, а дракон низвергающийся напоминал подданным о преемственности власти.
Подземные фу-тсан-луны и пан-луны ведали сокровищами недр, водяные драконы — тай-луны и чанг-луны строили города на дне рек, а загадочные лунмэ, на земле и в облаках подобные коню и оленю, могли вознести своих избранников в солнечные чертоги. После такого путешествия человек обретал мудрость и поэтическое вдохновение.
По легенде, однажды такой дракон явился монаху Фу-си, погруженному в размышления, и раскрыл ему тайну триграмм Книги Перемен. А дракон по имени Ин Лун по просьбе поэта Цюй Юаня помог великому герою Да Юю усмирить потоп, прочертив гигантским хвостом речные линии для отвода паводков, после чего возникли реки Хуанхэ и Янцзы.
Но горе тому, кто распорядится небесным даром недостойным образом! Стремительные лунмэ настигали нечестивца и увлекали его в бездну вод, которая их породила. Как только копыта волшебных скакунов касались зеркальной глади, лошади превращались в стремительные подводные течения, не оставляющие горемыке ни единого шанса выбраться на берег.
К слову, легенды о заколдованных лошадях-водяных в ходу у многих народов мира, что дает последователям юнгианской концепции личности основания предполагать работу мощного архетипического конструкта, призванного предупреждать Эго о том, насколько опасными могут быть заигрывания с силами подсознательного, питающими любое творчество.
Пока психологи сушат головы над хитроумными теориями, простые китайцы предпочитают задабривать водных драконов живописными праздниками. Так, в южных регионах КНР время от времени устраивают зрелищные лодочные гонки Лун Чуань. Готовясь к старту, участники регаты украшают носы лодок деревянными головами драконов, стараясь перещеголять друг друга в яркости красок и богатстве декора.
Рептилоиды наступают
Изучая китайские сказания, французский ориенталист Анри Мосперо обратил внимание на ряд параллелей между лун и индийскими нагами – змеелюдьми, вынужденными скрываться в подземных городах после проигранной апокалиптической битвы между земными змееподобными божествами и новыми богами, сошедшими со звезд. Первые поклонялись Луне, вторые чтили Солнце.
Согласно поэме «Махабхарата», по итогам перемирия, заключенного между змеелюдьми и антропоморфными титанами, наследник победившей солнечной расы был обязан женится на принцессе из лунной династии, дав начало благословенному роду арийских царей.
Тем временем доблестные лун также вели войны со злобными океаническими драконами ли, насылающими на побережье шторма и цунами.
В китайской мифологии родословная императоров Цинь и Хань также восходит к любовной связи между Лунваном и обыкновенной женщиной.
Традиционное обращение к богдыхану обычно переводят как «Сын Неба», хотя, по мнению этнографов, правильнее было бы – «Сын Дракона». Даже просто увидеть грозного небожителя во сне предрекало простолюдинке рождение героя.
По мнению исследователя, можно поставить знак равенства между Лунваном и Нагараджей – Владыкой змей, фигурирующим в индуистских и буддийских священных текстах.
Есть и другие сходные моменты. Так, нагам и лун свойственна высшая мудрость, оборотничество и способность подчинять себе законы пространства.
«Лун — глава всех чешуйчатых и панцирных, может становиться невидимым, а может — себя полностью проявлять; может становиться крохотным и огромным; может уменьшаться в длину и может увеличиваться.
Когда наступает весеннее равноденствие, поднимается на небо; в осеннее равноденствие скрывается в пучине», — говорится в древнекитайской энциклопедии «Шо вэнь».
Индийские же божества охотно прибегали к услугам чаровниц-нагини, когда требовалось ввести во грех очередного возгордившегося йогина: оборачиваясь прекрасными танцовщицами и музыкантшами, девы-змеи обольщали самых стойких аскетов. Кожа, сброшенная драконом или нагом, даровала ясновидение и бессмертие.
Теоретики палеоконтактов во главе с экстравагантным британским конспирологом Дэвидом Айком склонны усматривать здесь доказательство существования глубоко законспирированной магической расы разумных ящеров, питающей недобрые намерения в отношении человеческой цивилизации.
Нашумевшее исследование канадского палеонтолога Дейла Рассела, результаты которого были опубликованы в 70-х гг.
прошлого столетия, подлило масла в огонь: оказывается, наука не имеет оснований отрицать вероятность существования разумной расы рептилоидов, возникшей вследствие эволюции стенонихозавров и птицеподобных заврорнитоидов, чей мозг по объему приближался к человеческому.
Поскольку культ дракона сложился на территории Китая уже в эпоху неолита около 10 тысяч лет тому назад, первые синантропы вполне могли застать последних динозавров.
Судя по результатам раскопок, первобытные ящеры водились на территории восточных, южных и юго-западных провинций, а также на территории Шаньдунского полуострова, где обнаруживается наибольшее количество украшений и предметов утвари с изображениями драконов.
К слову, топонимика здешних краев изобилует драконьей тематикой – корень «лун» встречается почти повсеместно. Что, если местные племена могли заодно и наблюдать непостижимые будни гипотетической рептилоидной цивилизации, впоследствии сокрушенной каким-нибудь катаклизмом?
Тревога отменяется
Справедливости ради стоит признать, что как бы ни стройно ложились на бумагу фантазии криптоисториков, серьезные ученые и слышать ничего не хотят о нашествии рептилоидов: ведь если бы такая цивилизация действительно существовала, от нее наверняка остались бы пафосные захоронения людей-ящеров при полном боевом параде. А на нет, как говорится, и суда нет…
Зато мест погребения земных людей с изображениями мистических существ в Китае обнаружено множество, что однозначно указывает на то, что Великий дракон суть феномен культурный, а не зоологический.
К примеру, в провинции Хэнань не так давно была найдена могила влиятельного царедворца, датированная V веком до н. э.
: по обе стороны от человеческого скелета находились силуэты знаменитого пятиугольника стихий Ба-гуа – Бирюзового дракона и Белого тигра, выложенные крупными ракушками.
Ученые мужи по-разному объясняют неоспоримый факт засилья драконов в китайской культуре.
Так, удивительное совпадение повадок нагов и лун легко отнести на счет использования китайскими буддийскими проповедниками индуистской сутры «Садхарма пундарика», в которой говорится не только о змеелюдях, но и о многих других, не менее удивительных существах – многоруких ракшасах, разумных обезьянах и людях с лошадиными головами.
Хрестоматийная «Золотая ветвь» Фрэзера мотивирует учение о всеохватности Лунвана, который, подобно нашему славянскому Индрику, «всем зверям зверь», необходимостью консолидации разных племенных группировок во время первой неолитической революции.
В те далекие времена у каждого племени было свое тотемное животное, оскорбление которого в представлении первобытного человека было чревато всевозможными карами. В результате первая генерация китайских вождей была вынуждена слить все тотемы воедино, дабы никто не ушел обиженным.
Вот и получился дракон, похожий одновременно на всех и на кого, каким его описывают хроники эпохи Мин: «Лун показывается с головой верблюда, оленьими рогами, глазами зайца, коровьими (бычьими) ушами, змеиной шеей, животом морского чудовища, телом, покрытым чешуей карпа, и тигриными лапами, заканчивающимися когтями ястреба».
Психоаналитик добавил бы в копилку еще и трактовку сакрального брака между Лунваном и земной женщиной как зеркальное отображение обретения сознания первобытным синантропом: при соприкосновении с человеческим аморфная диктатура импульсов бессознательного, воплощенная в образе всепроникающего владыки, лишенного постоянной формы, отстраняется на второй план и подчиняется воле новорожденного Эго в облике императора, созидающего новую реальность. Так что в плане имперских традиций китайцы и вправду потомки Великого дракона.
Подготовила Анабель Ли,
по материалам extratime2000.livejournal.com; www.dopotopa.com; stygminum.livejournal.com; psylib.com
Источник: http://yagazeta.com/nepoznannoe/mistika/kitajj-_kak_drakon_sotvoril_vselennuyu/
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.