10 правил поведения в буддийских храмах

Содержание скрыть
1 10 правил поведения в буддийских храмах
1.1 | travelscience Самым красивым в архитектурном плане городом дальневосточного региона является, причём с большим отрывом, город Шанхай, один из крупнейших мегаполисов планеты. Сей факт, несмотря на свою очевидность и бесспорность, вовсе не является широко известным. Я, например, заглянул в Шанхай на несколько часов в качестве пересадки между авиарейсами и решил погулять по городу просто “для галочки”. Результатом стало более 150 снимков, так как гулять по Шанхаю и не щёлкать всё подряд – это тяжкий труд. Летел я из Японии, и могу сказать наверняка: интересных зданий в одном Шанхае больше, чем во всех городах Японии, вместе взятых.Центр Шанхая делится на три архитектурных зоны, резко отличающихся друг от друга.1) Колониальный исторический центр со своей главной улицей – набережной Бунд. Застройка в стиле “колониальный ампир” до боли похожа на выдающиеся места центра Москвы, но, в отличие от последнего, в Шанхае исторические здания образуют последовательный ансамбль и почти не перебиваются современными сооружениями.2) “Город будущего”. Находится напротив Бунда через реку. Большинство открыточных видов, показывающих чудеса современного экономического роста Китая, сделаны тут. Район небольшой, но действительно красивый. За пределами района, по краям исторического центра, тоже попадаются интересные небоскрёбы.3) Базарные районы в псевдокитайском стиле. Самая бойкая и людная часть города. Здания, конечно, новодельные, но сделаны определённо со вкусом, внутри – почти исключительно магазины, из-за чего этот район можно считать огромным ТЦ под открытым небом. В следующих постах цикла расскажем подробнее о каждом из районов.

travelscience

Пост написан по заказу пользователя kmaal.В принципе правильно вести себя в буддийском храме гораздо проще, чем в православной церкви, например. Правил обычно мало, они интуитивно понятны и обычно незначительно отличаются между регионами и направлениями буддизма.

Тем, кто знаком с индуизмом, будет ещё проще – например, буддисты и индуисты одинаково делают пуджу. Что будет за нарушение? А ничего не будет, иногда могут сделать замечание.

Правило 1.

В буддийском храме, в отличие от индуистского храма, синтоистского капища или православной церкви, необязательно делать что бы то ни было, имеющее культовое или ритуальное значение. Все пуджи, простирания и так далее – дело добровольное.

Более того, если вы не буддист, то и не надо ничего делать – а то вдруг сделаете неправильно, насмешите местных. В тибетской Махаяне иногда просят всех перед входом покрутить барабан, но я думаю, что это самодеятельность распорядителей храма, а не этикет.

Правило 2. Самое главное правило, о котором все вспоминают применительно к буддизму – это обувь: надо разуваться. Носки можно оставлять. Это же правило и самое сложное, так как изобилует деталями на тему “куда именно нельзя входить в обуви и что с обувью делать”.

Правило 2А. Китай, Корея, Япония, Тибет, Вьетнам, Таиланд и его сателлиты. Территория монастыря или храма делится на культовые помещения под крышей и всё остальное.

Снимать обувь надо только при входе в храмовые здания, которые часто покрыты ковролином, а по территории можно и нужно ходить в обуви. Оставлять обувь можно просто у входа в храм или на специальной стоечке для обуви.

Также надо разуваться на открытой местности в радиусе около метра-полутора от разного рода малых святилищ перед статуями. Чтобы отделить границу зоны разувания, кладутся коврики или делаются небольшие возвышения.

Правило 2Б. Индия, Непал, Шри-Ланка, Бирма. Культовых помещений как таковых в монастырях обычно нет. Есть только монашеские корпуса и ступа, открытое пространство вокруг которой используется для разных алтариков и т. п.

Снимать обувь надо при входе на всё это открытое пространство вокруг ступы, за обувью обычно следит специальный гардеробщик, которому надо дать мелкую денежку. Понятное дело, что этот вариант гораздо менее удобен, особенно если вы в закрытой обуви.

Хотя пространство регулярно подметается, это не особо помогает в и без того не особо чистых азиатских странах, а уж после дождя вообще всё плохо – но формально этот вариант лучше соответствует канонам буддизма. Особенно сложно дело обстоит со священными горами в указанных странах – там могут попросить разуваться перед всем подъёмом на гору.

На Шри-Ланке местные считают правильным ходить без обуви по всей территории крупных храмовых комплексов вроде Анурадхапуры, но формально такого требования нет. Во всех указанных странах в высшей степени рекомендуется ходить по храмам в носках – в жаркий солнечный день обжечь ноги совсем не сложно.

Правило 3. Головной убор надо снимать! Почему-то про это правило забывают гораздо чаще, чем про обувь. Любой головной убор надо снять при входе на монастырскую территорию (а не только в храмовые здания), независимо от пола. Девушки-мусульманки – извините! Следят за выполнением менее строго, чем за обувью, но иногда всё же следят.

Правило 4. Вся прочая форма одежды – свободная, но в рамках обычных правил приличий. В шортах по монастырям ходить не стоит – да, впрочем, в шортах вообще путешествовать не стоит, это давно и хорошо знают все опытные путешественники.

Правило 5. Нельзя дотрагиваться до других людей. Важное, но часто забываемое правило. Если вы находитесь в действующем монастыре, то это правило уже относится не к этикету, а к порядочности.

Монахи, особенно молодые, проводят много времени в медитации в попытке избавиться от плотских влечений и увиденное монахом объятие мужчины с женщиной может похоронить месяцы тренировки.

Тем паче нельзя трогать самого монаха, особенно если вы противоположного пола – даже если инициатива исходит от вас, грех отмаливать будет монах.

Правило 6. Нельзя садиться на возвышения. Буддисты, когда молятся, или стоят, или садятся на землю или на пол.

В монастырях обычно имеются возвышения, как будто приглашающие, чтобы на них сели, но делать этого нельзя – это места для монахов, так как они по этикету должны сидеть выше, чем миряне.

Обычные стулья имеются нечасто, предназначены обычно для людей пожилых, как в православной церкви. Исключение – площадки и церемониальные залы на территории монастыря, не являющиеся храмами, там спокойно можно садиться на стул.

Правило 7. Родственно предыдущему, но работает только в тех странах, где есть храмовые здания – нельзя садиться на пол ногами вперёд, то есть так, чтобы ноги смотрели на основное алтарное пространство. Можно садиться по-турецки или же подворачивать ноги под себя. Совершенно запрещено лежать в храме, независимо от позы.

Правило 8. В большинстве стран буддизма ступу и открыто стоящие в центре какого-либо пространства статуи желательно обходить по часовой стрелке. Это не жёсткое правило, замечаний за неправильное направление делать не будут – просто так принято.

Правило 9. Обычно можно фотографировать. Запреты на фотографирование чаще всего встречаются в храмах Махаяны, но даже там по умолчанию фотографировать можно и интерьеры, и верующих, и служителей культа.

Правило 10. По поводу денег. На территории почти любого монастыря хватает разных ёмкостей по сбору пожертвований. В целом правильно положить туда маленькую денежку – типа “билета” за просмотр достопримечательности.

Эти деньги обычно идут на благоустройство территории и реставрацию храмов. Бывают случаи, особенно в Непале, когда особо наглые товарищи пытаются выпрашивать деньги. Гоните их в шею, особенно если они одеты по-монашески – монаху деньги брать запрещено.

Отдельный случай – храмы с фиксированным “пожертвованием” за вход. Моё мнение по их поводу таково – если это не памятник археологии, то делать в таком храме уже нечего, колорита там уже давно нет, а туристов больше, чем верующих.

Продажа всякой всячины мирянами на монастырской территории (но не внутри храма!) грехом не считается.

| travelscience Самым красивым в архитектурном плане городом дальневосточного региона является, причём с большим отрывом, город Шанхай, один из крупнейших мегаполисов планеты. Сей факт, несмотря на свою очевидность и бесспорность, вовсе не является широко известным. Я, например, заглянул в Шанхай на несколько часов в качестве пересадки между авиарейсами и решил погулять по городу просто “для галочки”. Результатом стало более 150 снимков, так как гулять по Шанхаю и не щёлкать всё подряд – это тяжкий труд. Летел я из Японии, и могу сказать наверняка: интересных зданий в одном Шанхае больше, чем во всех городах Японии, вместе взятых.Центр Шанхая делится на три архитектурных зоны, резко отличающихся друг от друга.1) Колониальный исторический центр со своей главной улицей – набережной Бунд. Застройка в стиле “колониальный ампир” до боли похожа на выдающиеся места центра Москвы, но, в отличие от последнего, в Шанхае исторические здания образуют последовательный ансамбль и почти не перебиваются современными сооружениями.2) “Город будущего”. Находится напротив Бунда через реку. Большинство открыточных видов, показывающих чудеса современного экономического роста Китая, сделаны тут. Район небольшой, но действительно красивый. За пределами района, по краям исторического центра, тоже попадаются интересные небоскрёбы.3) Базарные районы в псевдокитайском стиле. Самая бойкая и людная часть города. Здания, конечно, новодельные, но сделаны определённо со вкусом, внутри – почти исключительно магазины, из-за чего этот район можно считать огромным ТЦ под открытым небом. В следующих постах цикла расскажем подробнее о каждом из районов.

Источник: https://travelscience.livejournal.com/12650.html

Одежда буддистского монаха

Одежда буддистских монахов тысячелетиями изготавливается по строгим канонам, в которых оговариваются мельчайшие подробности как пошива, так и замены или её починки. У монаха всего лишь один комплект одежды, и любая его часть подлежит замене лишь в том случае, если на ней уже есть 10 заплат.

Особо оговорены случаи, когда и какого размера куски ткани монах может получать в дар, как должен их использовать, если уж, но никак не появляется — словом, регламент расписан фундаментально на все случаи жизни. Почему? Потому что одежда буддистского монаха является одной из святынь.

Цитирую:В традиции Сото-дзен существуют особые ежедневные правила хранения и одевания кесы и ракусы.Хранить одеяния рекомендуется на алтаре в сложенном виде.Если алтаря нет — на «чистом месте» — на уровнем не ниже пояса.

Запрещается кесу и ракусу класть на землю, носить на спине, заходить с ними в туалет, оставлять надолго в неположенных местах (вне алтаря).

Ежедневный ритуал одевания состоит из двух этапов:— свернутую кесу или ракусу снимают с алтаря двумя руками и делают поклон головой вперед, касаясь головой одеяния;— раскладывают одеяние и трижды в поклоне касаются лбом знака «сото». Три поклона символизируют Прибежище: Будду, Дхарму, Сангху.После поклонов-прибежища, кесу или ракусу одевают. При снятии одеяний, ежедневный ритуал проводится в обратном порядке: снимают, делают три поклона, складывают, кладут на алтарь.

Во время медитаций (дзадзен), поводимых в зале Дхармы в монастырях, кесы и ракусы хранят на «малом» алтаре перед залом. Для таких медитаций существует расширенный ритуал одевания…

Одежду монаха не может постирать монахиня, если она не доводится ему родственницей — и это лишь одно из многочисленных предписаний! При таком отношении к жизни “просто напялить и пойти” не получится.

Просто напялить и пойти не получится, даже если слишком захочется.

Один из 5 обязательных элементов одежды — уттара санга — такой себе кусочек ткани размером 2 метра на 7 метров , оборачивается вокруг тела по особой системе.

Поэтому новоиспечённому монаху ещё очень долго нужна будет помощь посторонних, чтобы не запутаться в плаще-палатке буддистской святыне, в которую он должен завернуть свою плоть.

В Тайланде распространена традиция временного монашества: молодые люди после окончания школы и перед женитьбой, дабы очиститься перед вступлением во взрослую жизнь, на некоторое время стригутся в монахи .

Одним из важнейшим условий — сделать совершенно недоступным для посторонних глаз при любых обстоятельствах пупок монаха. Кстати, для принятия душа предусмотрено специальное одеяние, так что монах никогда не бывает полностью обнажённым.

Набор одежды буддистского монаха стандартен для любой страны, хотя на местных языках её элементы называют по-разному.

Источник: http://turbina.ru/guide/Tailand-124118/Zametki/Odezhda-buddistskogo-monakha-53519/

Буддийские монахи, их община и правила :

Буддизм относится к числу древнейших мировых религий. Его основоположником принято считать принца Сиддхартху Гаутаму, жившего в Древней Индии в VI ст. до н. э. В 29 лет он отказался от своего богатства и добровольно ушёл из дворца.

Став отшельником, Гаутама посвятил себя размышлениям о смысле жизни, в результате чего стал просветлённым (Буддой).

До глубокой старости он проповедовал своё учение, смысл которого сводился к самоограничению и медитации ради достижения наивысшей степени блаженства (нирваны).

Распространённость буддизма

Постепенно буддизм стал популярен в ряде стран Азии. Сегодня его исповедуют в Индии, Китае, Шри-Ланке, Таиланде, Камбодже, Вьетнаме, Корее, Тибете, Непале, Бутане, Японии, Монголии, Лаосе, а также в некоторых регионах России (в Калмыкии, Туве, Бурятии).

По данным исследователей, в современном мире насчитывается примерно 800 млн сторонников буддизма. Из них около 1 млн человек составляют монахи, отрёкшиеся от благ цивилизации и посвятившие себя следованию заповедям Гаутамы. Простому обывателю они могут показаться особыми людьми, жизнь которых окутана тайнами.

Но так ли это на самом деле? Давайте узнаем, кто такие буддийские монахи и как они живут.

Особенности питания

Монахи, исповедующие буддизм, обитают в монастырях. Каждый их день проходит по жёсткому расписанию, отклонение от которого считается большим грехом. Буддийские монахи просыпаются в 6 часов утра и начинают свой день с молитвы. После её окончания они приступают к завтраку, состоящему из продуктов, принесённых в храм местными жителями.

Сами себе еду отшельники не добывают и не готовят, по предписаниям религии они должны питаться только тем, что им достаётся от верующих в виде подаяний. В некоторых странах после молитвы монахи отправляются по улицам города просить милостыню. Еда, которую им дадут горожане, станет их завтраком.

По традиции они должны съесть всё, что находится у них на тарелке, даже если продукты уже испортились.

Правила буддийских монахов позволяют им кушать дважды в сутки: рано утром и в полдень. После обеда им разрешено только пить воду и настои трав. Обитатели монастыря питаются исключительно скромными продуктами, пища для них является не удовольствием, а источником получения жизненных сил.

Рацион буддийских монахов состоит преимущественно из растительной пищи, однако и здесь есть свои ограничения. Отшельники очень редко едят чеснок и лук, так как считается, что эти пряности усиливают половое влечение, а это для них недопустимо.

Монахи не являются вегетарианцами, но мясо они могут употреблять только в том случае, если уверены, что животное было убито не ради получения пищи. А вот алкоголь, табак и наркотики у них категорически запрещены.

Запрет на приём пищи после полудня существует не просто так.

В это время буддийские монахи занимаются самосовершенствованием, медитацией и чтением религиозной литературы (трипитаки), а наполненный едой желудок будет мешать им концентрировать свои мысли в нужном направлении. Также после обеда они принимают верующих, которые приходят в храм оказать материальную помощь, помолиться или получить благословление.

Вещи, необходимые для достижения нирваны

Община буддийских монахов живёт очень аскетично. Она должна чётко следовать постулатам религии, гласящим, что человеку для нормальной жизни нужны только 3 вещи: еда, одежда и крыша над головой. Всё остальное считается лишним и мешает достижению нирваны.

К сожалению, современные жители монастырей не так чтят буддийские правила, как их предшественники, и нередко обзаводятся мобильными телефонами, компьютерами и даже личными машинами.

По-настоящему праведных монахов, в точности соблюдающих все правила религии, с каждым годом становится всё меньше.

Внешний вид

Весьма необычно выглядят буддийские монахи. Фото, на которых они изображены, позволяют рассмотреть их внешний вид. Монахи всегда предстают перед народом лысыми. Они бреют головы, считая, что время, потраченное на мытьё, стрижку и расчёсывание волос, лучше всего посвятить внутреннему самосовершенствованию и поискам пути к нирване.

Традиционная одежда буддийских монахов состоит из верхней накидки, прикрывающей торс и левое плечо, и внутреннего саронга, который обматывается вокруг бедёр и прячет ноги.

В странах с холодным климатом монахам разрешается носить поверх религиозного одеяния тёплые палантины. Свои наряды они обычно красят в такие яркие цвета, как карри, шафран и тмин.

Иногда можно встретить отшельников в одеждах серых и чёрных оттенков.

Кто может принять обет?

Перед тем как стать буддийским монахом, человеку необходимо несколько лет провести в статусе послушника. Принять обет могут не только мужчины, но и женщины, решившие посвятить себя религии.

Читайте также:  Бурятские национальные игры – как развлекаются ойраты?

Стать послушником монастыря разрешается любому ребёнку, достигшему семилетнего возраста.

А вот постричься в монахи может только взрослый, которому исполнилось 20 лет с момента зачатия или 19 лет и 3 месяца после дня рождения.

Основные правила монахов

Всякий, кто вступает в общину, обязан отказаться от всех земных удовольствий, оставить семью и все принадлежащие ему богатства.

Главными правилами для него с этих пор являются: не убей, не укради, не пей спиртное, не ври, не прелюбодействуй, не пой и не танцуй, не отдыхай на мягкой постели, не будь корыстолюбивым, не принимай пищу в неположенный час, не пользуйся вещами, которые имеют сильный аромат.

На протяжении жизни буддийские монахи имеют право 3 раза вернуться домой, чтобы решить важные дела или оказать родным помощь. Всякий раз после этого в назначенный срок они обязаны занять своё место в монастыре. Если человек примет обет, а затем передумает и откажется от него, он будет осуждён обществом.

Самосожжение буддийского монаха

На протяжении всей истории своего существования буддизм неоднократно подвергался притеснениям. Одним из самых ярых его защитников стал Тхить Куанг Дык — вьетнамский монах, совершивший акт самосожжения в знак протеста против преследования религии президентом страны Нго Динь Зьемом. 10 июня 1963 г.

в центре Сайгона (старое название Хошимина) появилась огромная толпа монахов, несущих в руках транспаранты с призывами прекратить притеснения буддистов. Во главе процессии ехал голубой автомобиль, которым управлял Тхить Куанг Дык. Недалеко от президентского дворца, на многолюдной улице машина остановилась. Вместе с Тхить Куанг Дыком из неё вышли 2 монаха.

Один из них постелил на асфальте мягкую подушку, а второй достал из автомобиля канистру с бензином.

Тхить сел на подготовленное для него на земле место в позу лотоса, после чего один из участников акции облил его горючим. Читая молитву, монах зажёг спичку и подпалил себя. Он вспыхнул, словно факел, однако до последнего оставался сидеть с прямой спиной в позе лотоса.

Через 10 минут его тело оказалось полностью уничтожено огнём. Журналистам удалось запечатлеть на фотоплёнку самосожжение буддийского монаха. Снимки с пылающим Тхить Куанг Дыком облетели весь мир и громогласно заявили о наличии серьёзных религиозных проблем в стране.

Источник: https://www.syl.ru/article/200430/new_buddiyskie-monahi-ih-obschina-i-pravila

Обряды в буддизме

«Мир Вам!». Вступайте в наше сообщество Господи, Спаси и Сохрани. Нас почти 4000 человек и растем. Так же публикуем ваши молитвенные просьбы от имени сообщества. Нам важна ваша поддержка, подписывайтесь. «Ангела Хранителя Вам!»

Если вас давно интересует, какие есть обряды в буддизме, и какие праздники они отмечают, то в этой статье вы найдете ответ на все главные вопросы. Ритуальная сторона буддизма разнообразна, в его большом количестве обучающих школ обращают особое внимание на основные элементы культа: молитву, церемонии, приношения в монастырь.

Обряды этой культуры, сопутствуют верующих людей с момента рождения и до смерти. Существует множество религиозных обрядов в буддизме, которые во всех странах имеют свой традиционный оттенок.

Обычаи и обряды Буддизма

Буддизм – стоял еще у истоков религии. Но он имеет значительные отличия от других религий, так как в нем, не идет речь о Боге, здесь его вообще нет. Это скорее философская система, которая напрямую связана с особенными обычаями и обрядами. Жизнь религиозного человека складывается с некоторых действий:

  • посещения храмов,
  • медитаций,
  • преклонений,
  • приношений,
  • чтения молитв.

В различных течениях и направлениях, эти действия могут немного отличаться, но суть везде одинакова. Ритуалы бывают ежедневными, еженедельными или календарными, или такими, которые человек выполняет лишь один раз в жизни.

Ритуал при рождении ребенка

Этот ритуал проводиться, когда человек рождается на свет. Приглашают в дом монаха, который ставит знак запрета.  Это значит, что посторонним нельзя заходить к новорожденному на протяжении первого месяца жизни. После чего, лама, стает покровителем ребенка на всю его жизнь.

Свадебный ритуал

Свадебную церемонию, проводят, когда буддист находит спутника жизни. Ее  проводят в храме, по всем традициям.  Ламы и монахи читают мантры и поджигают благовония. Молодоженов окутывают специальными гирляндами, белого цвета, с их помощью, они имеют возможность соединиться с монахами, и получить благословение.

Обряд при становлении в монахи

Самое важное событие для юного человека, которого называю неофитом – это день, когда он стает монахом. Для начала ему бреют голову, и одевают в желтую одежду монаха. Затем ему необходимо произносить молитвы, которые сильно напоминают клятву, а лама задает ему вопросы. Именно так проходит посвящение в монахи.

Так же читайте:  Храмы буддизма

Похоронные обряды

Еще один обряд связанный с молитвами в буддизме называется – похоронным. Этому ритуалу уделяют особое внимание, ведь именно во время смерти, душа находит спасение, если выйдет из круга прерождения.

Но самостоятельно, она этого сделать не может, и для этого, возле тела усопшего читают книгу Бардо Тходол – священное писание, которое известно во всем мире, под названием «Тибетская книга мертвых».

Слова из книги, придают спокойствия душе и описывают, что необходимо сделать для разрыва круга перерождения.

После чтения книги, следует захоронение, которое также проходит по специальным традициям, оно обязательно сопровождается чтением мантр. Народ верит, что это помогает избежать новых жертв в этой семье.

Посещение храмов

Еженедельные обряды в буддизме напрямую связаны с посещением храма, ведь это неотъемлемая часть любого верующего. Службы проводят не только каждую неделю, но и по лунному календарю, ведь буддисты считают, что дни новой и полной луны обладают невероятной силой.

Верующий ходит в моленную, где неотъемлемым атрибутом является – статуя Будды. Здесь обязательно нужно снимать обувь, ставать на колени, кланяться и начинать общение с божественным.

Сопровождения обрядов в буддизме – это звуки молитвенных барабанов, считают, что они помогают донести и усиливают молитву.

Вера сопровождает буддийцев, даже вне храма. Они медитируют, проводят ритуалы у домашнего алтаря и читают священную литературу. Также, у них существует такое понятие как обет –  они сдерживают себя в пище, ведут более аскетичный образ жизни и приближаются к внутренней и внешней гармонии.

Самые важные обряды в буддизме

В буддизме обряды и ритуалы могут менять свое название, в зависимости от региона, но суть остается неизменной. Об этих традициях, могут не знать европейские жители  но монахи показывают к ним ответственное отношение и верят в то, что они действенны.

Так же читайте:  Дзен буддизм

Рассмотрим самые интересные из них.

  • Мэнгын Засал. Буддисты считают, что каждые 9 лет человек встречает кризис, к примеру, в 9, 18, 27- м году жизни и так дальше. Чтобы его избежать, стоит обратиться к ламам. Собирают 9 камей и проносят монаху, он проводит с ними обряд, читает особые молитвы и освящает. Затем лама советует выбросить эти камни в разные стороны;
  • Тчаптуй. Если человек имеет постоянные неудачи и болезни, считается что у него грязная аура и её нужно очистить с помощью мантры. Берут посудину с водой и читают над ней молитву множество раз. Буддисты уверены, что такая вода наделена целебной силой, которая смоет плохую энергетику.
  • Мандал Шива. Ритуал проводят во время начинаний, например при рождении, или строительстве нового дома. Необходимо сделать подношения богине Зеленой Таре, подарить ей 37-звенную мандалу и читать специальные молитвы.
  • Дзул-хурал. Этот обряд совершают в преддверии зимы. Люди, молятся о прощении перед животными, которым они принесли вред или плохо обращались. Ведь в буддизме считается, что умершие родственники могли перевоплотиться в этих животных. Раскаяние должно освободить от греха, который приводит к плохому перерождению после смерти.
  • Обо. Обряд происходит летом. Гору камней, слаживают на вершине холма или склоне горы. Монахи и верующие, собираются вокруг них и вымаливают помощь у святых духов. На камнях обязательно оставляют жертву – деньги, платки из шелка или пищу, нередко приносят в жертву домашний скот. Особенно сильно молятся во время посухи, так как считается, что дождь посылают «хозяева местности».

Религиозные обряды в буддизме отличаются неповторимостью и многогранием, об этом говорят множественные церемониальные ритуалы, которые учат жить в гармонии с окружающим миром. Они кажутся —  непонятными и таинственными, но самое интересное, что они действительно работают – нужно только поверить.

Так же читайте:  Пути буддизма

Смотрите еще видео как проходит поминальный ритуал в Камбоджи:

Источник: https://tolkovanie.info/obryady-v-buddizme/

| Буддизм: религия, философия, культураAllowwonder

Существует три мировых религии: ислам, христианство и буддизм. Сегодня мы поговорим о последнем: что за религия буддизм, какие ее основные концепции и идеи, понятия буддизма, а так же о его культуре.

Существует мнение, что буддизм нельзя назвать религией, так как она предполагает:

  • Поклонение сверхъестественному существу.

Будду нельзя назвать сверхъестественным существом, так как это вполне реальный человек, живший на севере Индии.

Делать что-то опираясь исключительно на веру, тоже не является необходимостью, ведь всё то, что проповедует буддизм вполне можно испытать на практике и решить для себя, хочешь ты соблюдать эти порядки или нет.

Также буддизм отличается от других религий тем, что не принуждает к выполнению всех законов и правил. Человек может следовать тем буддийским учениям, которым хочет, но просветления можно достичь только строго следуя определенным правилам, о которых я расскажу ниже.

Это вероучение меня поразило своей толерантностью.

Далай Лама говорил:

(Реинкарнация является основополагающей буддизма).

Возникновение буддизма

Буддизм возник на севере Индии, там жил парень по имени Сиддхартха Гаутама, в настоящее время известный как Будда. Он жил в королевской семье. У него было всё, что он пожелает. Он не знал ни боли, ни страдания, ни смерти.

Сиддхартхе было 29 лет, когда он вышел за пределы замка и увидел старика, больного и покойника, которого везли на кладбище. Это очень изменило его мировоззрение.

На утро следующего дня парень ушел из дома, оставив жену и родившегося этой ночью сына.

Будда провел 6 лет, кочуя по горам и лесам Индии, в поисках просветления, которого он в итоге достиг. Это просветление называют выходом в нирвану.

Нирвана

Нирвану может достичь абсолютно каждый человек, Будда создал 84000 методик для достижения просветления, так что, при наличии желания, для себя вы точно что-то подберете.

Что такое нирвана?

Нирваной считается то состояние, в котором человек перестает страдать, желать, быть зависимым от чего-либо.

Нирвана – окончательное освобождение от страданий.

Согласно буддизму наш мир не единственный, существуют множество других миров и вселенных, но только на земле можно выйти в нирвану.

Живя в другом мире, существо нарабатывает положительную карму, а когда ее накапливается достаточное количество, то оно перерождается и начинает свою жизнь на земле.

В китайском буддизме считается, что просветления может достичь не только любой человек, но и любое существо (насекомые, грибы, растения, животные). Кем ты родишься в этом мире, зависит от уровня твоей кармы в прошлой жизни.

Как достичь просветления

Существует такая методика, как Восьмеричный путь спасения, следуя ему, каждый человек сможет достичь просветления.

Восьмеричный путь спасения

Очень важным является выполнение этих пунктов последовательно, так как одно помогает выйти на другое.

Этот пункт является отправной точкой, по достижению просветления, заключается он в осознании четырех благородных истин

  1. Вся жизнь – страдание.
  2. Как и у всего в этом мире, у страдания есть причина.
  3. Осознание того, что страдания можно прекратить.
  4. Осознание того, что восьмеричный путь является путем к спасению.

Не идти на поводу у своих желаний, эмоций. Стремиться к независимости.

Не врать, не сквернословить, не болтать много лишнего, не прислуживаться перед кем-либо.

Не воровать, не убивать, не прелюбодействовать.

  • Вести правильный образ жизни

Согласно буддизму человек должен быть здоровым как изнутри, так и снаружи.

Хоть буддизм и призывает не иметь привязанности к чему-либо, однако это совсем не значит, что человек должен жить бедно, это было бы нечестно, ведь у Будды было всё, о чем он только мог пожелать. Чтобы жить в благополучии, каждому из нас даны задатки, которые, к сожалению, приглушаются еще в детстве под давлением общества.

Полностью отдавать себе отчет, что ты делаешь и зачем. Полный контроль всех своих действий.

  • Правильное сосредоточение

Овладеть Буддийский медитацией.

Буддийская медитация

Все люди погружены в суету, проблемы, тревогу. Вокруг нас много негативного. Это мешает нам успокоиться и сосредоточиться на самом важном, достичь гармонии с окружающей средой.

Суть этой медитации заключается в том, чтобы научиться управлять своим сознанием. Уметь сказать “стоп” всем своим мыслям, воссоздать гармонию и уравновешенность внутри себя. Научиться концентрироваться на чем-то одном.

Для осуществления этой медитации необходима постоянная практика, т.к. невозможно просто сесть и сосредоточиться на одной мысле, обычно наши мысли скачут с одной на другую. Цель – полный контроль над своим сознанием.

  Фараоны – боги или люди?

Также важно то, для чего вы делаете это. Причиной должна быть не забота о себе, а  польза для окружающих. Овладея медитацией, вы станете излучать хорошую энергию для других людей и передавать полученный опыт, например работая в монастырях.

Три основные школы буддизма. Одежда монахов

Хинаяна (В наше время ее называют Тхеравада)

Суть этого учения заключается в том, что нужно найти срединный путь. Не нужно намеренно заставлять себя страдать, так не прийти к освобождению. Жить с излишествами также не подходит. Нужно поймать золотую середину. Чтобы найти эту середину, люди соблюдают огромное количество разных законов, которые направляют человека на правильный образ жизни.

Одежда

В этой школе принято носить одежду коричневого, бордового и оранжевого цветов. Цвет зависит от проживания монахов (горы, леса).

Состоит из:

  • Антаравасака – прямоугольная ткань, которая затягивается на талии.
  • Уттара санга – ткань выше пояса на манер тоги.
  • Сангати – плотная ткань на случай ненастной погоды.

Источник фото: tairoom.ru

Священная литература

  1. Винайя-питака.
  2. Сутта-питака.
  3. Абидхамма-питака.

Махаяна

Ее основа – приносить счастье и радость другим людям. Всё для других.

Одежда

Цвета одежды: бордовый, оранжево-желтый.

Состоит из:

  • Нижнее белье представляет собой саронг (ткань большого размера обвязанная вокруг тела) и безрукавку
  • Дхонка – рубашка с короткими рукавами
  • Шемдап – верхний саронг
  • Зен – накидка

Источник фото: tairoom.ru

Священная литература

“Праджняпаралшта сутру

Ваджраяна

В этой школе находятся монахи, достигшие высшей степени учения. Эти люди не способны причинять кому-либо вред. Обладают лишь состраданием и мудростью. Полностью доверяют тому, что у человека на уме, благодаря всему этому они приравниваются к Будде.

Буддийские праздники

Сагаалган – Новый год

Новый год наступает на первое весеннее новолуние, это происходит примерно с января по март.

Считается, чтобы получить благословение богини, в ночь праздника нужно бодрствовать до 6 утра, совершая определенные обряды, так же можно присутствовать на молебнах.

Читайте также:  Тибетские ламы – кто эти люди в буддизме и какие они бывают?

Первый день нового года обязательно нужно провести дома с семьей, на второй день можно идти гулять с друзьями. Продолжительность праздников составляет месяц.

Праздник Калачакры. Дуйнхор-хурал

Этот праздник проводится с 14 по 16 день третьего лунного календаря.

Разделяется на три этапа:

Выбирают место, благословляют его и строят там мандалу из песка.

Происходит молебна. Монахи в особенных головных уборах зачитывают выдержки из трактата Калачакра-лагху-тантра-раджа.

Совершается жинсрег – подношение.

Разрушается построенная мандала и погружается в воду.

Согласно буддизму, обряды, совершаемые в этот праздник, помогают прийти к просветлению.

Дончод-хурал

Дату проведения этого праздника ежегодно высчитывают, поэтому определенного дня нет.

Дончод-хурал посвящен трем самым важным событиям в жизни Будды:

  • Рождение
  • Просветление
  • Выход в нирвану

Этот праздник длится неделю.

В этот день во всех монастырях проводятся молебны, по городу шествия и процессии.

Еще немного полезной информации о буддизме

  • В буддизме нет Бога.
  • Духовных лидеров называют “Далай-лама”.
  • Для буддистов мир произошел из ниоткуда, они не уделяют этому большого внимания, их интересует то, что происходит после смерти, а именно —  реинкарнация.
  • Согласно буддийским учениям “постоянно только непостоянство”.
  • Каждый человек рожден с определенной целью, которая должна быть обнаружена самим человеком.
  • Дети выбирают своих родителей.
  • Задатки человека напрямую зависят от уровня его кармы в прошлой жизни.
  • Земля – единственный мир, в котором можно выйти в нирвану.
  • Нирвана – освобождение от желаний, страстей, привязанностей.
  • Любовь в буддизме не актуальна, так как она предполагает привязанность.
  • На место любви встает сострадание.
  • Основа буддизма – управление своим сознанием.

Даже не желающему достичь просветления человеку это вероучение будет очень полезным для общего развития, а практика буддийской медитации научит полностью контролировать свое сознание.

by HyperComments

Источник: https://allowwonder.com/buddizm/

Одежда буддийских монахов

Во время торжественной церемонии посвящения буддист, принимая первые монашеские обеты, получает и соответствующие атрибуты, в т. ч. монашеское облачение, которое призвано скрывать индивидуальность и демонстрировать принадлежность к общине (сангхи). Правила и требования к таким одеяниям собраны в каноническом своде Виная.

Поскольку монах, уходя из мирской жизни, отказывается от ее ценностей, то он не должен владеть какими-нибудь ценными вещами. И поэтому его одежда состоит из минимально необходимого набора вещей минимальной ценности. Считается, что первоначально она шилась из тряпок и окрашивалась «землей».

Сейчас в разных традициях и школах существуют свои отличия, но, в общем, они сводятся к трем основным элементам одежды: нижней, верхней и внешней.Традиционные цвета облачений тоже складывались на основе доступности в данной конкретной местности недорогих натуральных красок, и поэтому они различны.

Так на Шри-Ланке, в Мьянме и Таиланде, где придерживаются традиции Тхеравада, используется коричневый цвет и цвет горчицы.Монахи в городах носят одеяния оранжевого цвета, а монахи «лесной» традиции бордового. Этот же бордовый цвет, наряду с желто-оранжевым характерны для Индии, Тибета, Монголии , Бурятии и Калмыкии (традиция Махаяна).

На Дальнем Востоке, где распространена традиция Сото-дзен, характерны темные оттенки:черный, белый в Японии;черный, серый и темно-коричневый в Китае,серый, бордовый в Корее.Поскольку монашеские одежды – символ традиции, которая передается от мастера (учителя) к ученику, и происходят от одеяний самого Будды Шакьямуни, им поклоняются как святыне.

Поэтому в Винае строго расписан порядок ношения одежды, ее изготовления, чистки, замены, принятия в дар или обмена и др.

Например:нельзя находиться отдельно от любой из своих одежд даже одну ночь;монах должен самостоятельно изготовлять, красить, чистить свою одежду;если нижняя одежда износилась так, что на ней стало больше 10 заплат, то необходимо ее заменить на новую;изношенную одежду в традиции Тхеравада сжигают, а в традиции Махаяна требуется оставить в «чистом» месте;в традиции Сото-дзен есть целые ритуалы одевания и снятия одежды.Хотя монашеская одежда служит принципу унификации по внешнему виду, тем не менее, разрешаются декоративные элементы, которые показывают набожность и аскетизм буддиста. В современных тенденциях это декоративные заплаты или эффект искусственного старения ткани.Новые времена также проявляются и в использовании в одежде современной фурнитуры, синтетических или смесовых тканей, окрашенных анилиновыми красителями, пользование современным бельем (Сото-дзен и Махаяна).Тхеравада (Бирма, Таиланд, Шри-Ланка)

Монашеская одежда здесь наиболее приближена к каноническому образу.

1.1 ЦветГорчичная или коричневая окраска ткани наиболее соответствует «цвету земли». В «лесной» традиции используется бордовый цвет, а вот монахи в городах придерживаются оранжевой расцветки.1.

2 СоставВ традиции Тхеравада одежда буддийских монахов складывается из 3-х вещей:Антаравасака – прямоугольный кусок ткани, носящийся как саронг, закрепляется на талии поясом;Уттара санга (тивара, чивон) – ткань 2 х 7 м для драпировки плеч и верхней части тела;Сангати – 2 х 3 м более плотной ткани, служит накидкой для защиты от непогоды, обычно носится сложенной узкой полосой и перекинутой через левое плечо.1.3 Неканонические отклонения

В наше время требования к одежде позволяют использование вместо тивары безрукавки ангсы без правого плеча. Крой и фасон ее может бать разным, возможно применение современной фурнитуры. На Шри-Ланке вместо ангсы монахи используют рубашку с рукавами.

А во Вьетнаме буддисты внутри монастыря носят широкие штаны «кангкэнг» и рубашку «сыа» с 3-5 пуговицами и с длинными рукавами, в остальных случаях сверху надевают халат «анг-хо», а на левое плечо кладут тивару.

В Бирме в холодное время разрешается носить теплые вещи.

Монахини пользуются белыми одеяниями.Махаяна (Бурятия, Калмыкия, Индия, Тибет, Монголия)2.1 Цвет

В монашеской одежде буддистов Махаяна применяются бордовый и оранжево-желтый цвета.

2.2 СоставНижнее белье (саронг и безрукавка);Дхонка – рубашки с короткими рукавами-крылышками с синим кантом по краю;Шемдап – верхний саронг;Зен – накидка.2.3 Неканонические отклоненияНа Тибете монахи носят головные уборы особой формы, а также разрешается ношение рубах и штанов.Сото-дзен (Япония, Китай, Корея)3.1 Цвет

В Китае убранство монахов окрашено в темно-коричневый, серый или черный цвет, в Корее – серый, а накидка – в бордовый. В Японии используется черно-белая гамма.

3.2 Состав (Япония)Шата – нижний халат белого цвета;Коломо – верхний черный халат с поясом;Кеса (кашая, ракуса).3.3 Неканонические отклонения

В перечень разрешенных вещей включено современное нижнее белье.

Источник: https://www.colors.life/post/266339/

Ответы на самые распространенные вопросы о буддизме в Таиланде

Основная часть туристов из России очень далеки от буддизма. Между нашей страной и Таиландом существуют колоссальные различия как на религиозном, так и культурном уровне.

И не удивительно, что путешествуя по королевству, россияне, порой, сталкиваются с обескураживающими ситуациями.

В нашей статье мы решили разобрать ЧаВо (часто задаваемые вопросы) по буддизму, и помочь в понимании новой, необычной страны и людей, которые в ней живут.

В отведенные для посетителей часы в храмы Таиланда могут заходить все желающие. Однако, при этом, следует соблюдать несколько простых правил:

Ступа в Чианг Мае над храмом Ват Умонг

1. Подобающе одеваться

Имеется в виду, что плечи и ноги посетителя должны быть прикрыты непрозрачной одеждой. Также не допускается пляжная одежда. В этом тайские каноны не совершают революцию. Очень многие религии требуют соблюдения приличий и выражения должного уважения к местам поклонения и их обитателям. Очутившись в неподобающем виде в храме, человек, прежде всего, обнаруживает собственное невежество.

Следует отметить, что строже всего оценивают посетителей крупные центральные ваты. Провинциальные же храмы относятся более терпимо к неудачной одежде, требуя лишь исключения слишком откровенных нарядов.

2. Снимать обувь при входе

Эта традиция связана с кастовостью частей человеческого тела в буддизме. Ноги, при этом, считаются самыми грязными, по той причине, что они соприкасаются с землёй. Когда человек снимает обувь, которая, к слову, часто изготовлена из кожи убитых животных, его ноги становятся чище.

Подземный храм в Чианг Мае — Ват Умонг

Кроме этого, традиции буддизма предполагают, что посетители храмов много времени проводят на полу. И потому, с точки зрения общей гигиены, привычка оставлять обувь при входе, становится вполне оправданной.

3. Располагаясь в храме, возбраняется садиться так, чтобы ноги были вытянуты в сторону алтаря, представителей духовенства и изображений Будды и святых

Это правило является логическим продолжением предыдущего. Если вы хотите сесть в храме, то, дабы никого не оскорбить, лучше расположиться в позе лотоса или поджав ноги под себя.

Сидеть в храме можно, поджав ноги под себя

Можно ли фотографировать в буддийских храмах?

В большинстве мест поклонения Таиланда фотографировать позволяется. Если же этого делать нельзя, об этом известят многочисленные знаки с перечеркнутым фотоаппаратом. Например, фото- и видеосъемка запрещены в зале Изумрудного Будды, который располагается в Королевском Дворце в Бангкоке.

Помимо этого, будьте крайне аккуратны в своих намерениях сфотографироваться с посетителями и служителями храмов. Может статься, что вам встретятся монахи южного течения буддизма, которым нельзя дотрагиваться до представителей противоположного пола.

Что можно увидеть в буддийском храме?

Внутри каждого храма вы найдете алтарь с изображением Будды. Он ориентирован по сторонам света таким образом, чтобы лик божества обращался к востоку. Кроме главной скульптуры, которая располагается в центре и имеет самые большие размеры, в храме, обычно, присутствуют еще несколько, более мелких, изваяний. Они, как правило, изображают разные периоды жизненного пути святого.

Кроме этого, буддийский алтарь могут украшать фигуры известных монахов. Они всегда стоят чуть ниже, чем изображения Будды. Перед алтарем всегда можно найти поддон для свечей, и масляную лампу, от огонька которой можно зажечь свою. Урны с песком или пеплом предназначены для курящихся палочек, пропитанных благовониями.

Буддийский храм в Чианг Мае — Ват Чеди Луанг

Посетители храма за небольшую плату покупают подношения. Туда обычно входят цветки орхидей или лотосов, свечи и ароматические палочки.

Внутри вата они садятся на пол, складывая руки в жесте приветствия и почтения «вай», затем на алтарь выкладываются цветы, поджигаются свечи и благовония. В наборе всегда лежит три палочки, одна является символом Будды, другая – Дхаммы, его учения, а третья – Сангхи – монашеского сообщества.

После принесения подношений, прихожане три раза прикасаются лбом к полу, отдавая дань уважения трем основам буддийского учения.

Статуи Будды в храме Дои Сутхеп

Порой в наборе можно найти тонкие пластинки сусального золота. Ими украшают фигуры Будды или статуи монахов. Причем место прикрепление пластины должно соответствовать тем пожеланиям, о чем молится человек.

Что такое палочки «сиамси»?

Многие посетители являются в храм не только, чтобы помолиться. Очень часто они приходят за ответами на конкретные вопросы, и в этом им помогает гадание на палочках «сиамси». Хоть буддизм достаточно ясно выражает свое отрицательное отношение к подобным вещам, тем не менее, эта традиция очень крепко вошла в повседневный быт храмов.

Палочки лежат в специальном сосуде, и каждая из них имеет номер от 1–го до 28-ми. Человек, желающий узнать ответ на волнующий его ответ, осторожно встряхивает сосуд до тех пор, пока из него не упадет одна палочка.

Узнав ее номер, гадающий переходит к специальной доске, на которой прикреплены пронумерованные листки с текстами. Они и содержат иносказательные ответы на вопросы.

Если человека не устраивает то, что он прочитал, он должен свернуть листик и привязать к ветке специального дерева у входа в храм. Таким образом, он просит небеса об изменении его судьбы.

Почему в определенные дни в Таиланде не продают алкоголь?

Действительно, в некоторые дни во всех магазинах, барах и ресторанах висит объявление о том, что сегодня весь алкоголь не продается. И связано это с религиозным праздником — днем Будды. Днями Будды называются все буддийский праздники, которые проходят в течение года.

Что собой представляют буддийские амулеты?

Практически все тайцы от мала, до велика, носят различные обереги и амулеты. Как и наши православные кресты, они оберегают их от всяческих бед и напастей. Обереги изготавливают монахи и продают в специальных магазинчиках при храмах. Их может купить любой желающий.

Зачем тайцам шнурки и браслеты на руках?

Еще одной древней традицией в Таиланде является ношение на запястьях шнурочков и плетеных браслетов. Их могут одевать для привлечения удачи, или в качестве оберега.

Тайцы верят, что сила, способствующая процветанию и здоровью, время от времени может покидать человека. В этом случае помогают браслеты. После проведения определенных ритуалов, на правое запястье, через которое возвращается утерянная энергия, повязывают первый браслет и следом за этим – на левое, чтобы возвращенная сила не утекла обратно.

Тайцы верят, что завязанная на запястье веревочка принесет удачу

Сегодня такой оберег можно получить в храме. Причем для мужчин и женщин ритуалы будут различаться. Так представителям сильного пола, после того как они преклоняют колени перед монахом, браслеты повязываются на руку. Женщинам же их кладут в протянутые ладони.

Для чего нужны цветочные гирлянды, которые продаются у храмов?

Ими украшают статуи Будды, изваяния монахов и домики духов. В качестве защиты от демонов их подвешивают в любых транспортных средствах — машинах, лодках, автобусах и т.д. Кроме этого, гирляндами увешивают дерево «Ботхи» — под которым Будда достиг просветления. Его можно найти во всех буддийских храмах Таиланда.

Что за деревья с деньгами вместо листьев можно порой увидеть в храмах?

Иногда в буддийских храмах можно заметить интересные деревья, увешанные денежными купюрами. Это денежные деревья.

Основой в них являются стволы банановой травы, в которые вставляют спицы, с прикрепленными к ним деньгами.

Обычно такие деревья стоят в комнатах храмов, где любой может повесить на него свой денежный листок. Бывает, что уже оформленное дерево подносится вату в качестве пожертвования.

Денежное дерево возле храма

Эта традиция берет свое начало из древности, когда монахам возбранялось принимать помощь из рук мирян. Люди оставляли одежду и еду в лесу, либо прикалывали деньги к веткам деревьев.
Почему рядом с буддийскими храмами часто можно встретить клетки с птицами и водоемы, населенные всевозможной живностью?

Буддисты верят, что за любой хороший поступок судьба обязательно отблагодарит их в этой или будущих жизнях. Как, впрочем, и за плохой придется рано или поздно отвечать. Хорошими делами считаются и дарование свободы, и отправление в естественную среду обитания всех божьих тварей: птицу в небеса, рыбу в море или реку и так далее.

Что это за «почетные» доски можно иногда увидеть рядом с храмами?

Действительно, порой рядом с буддийскими храмами можно увидеть своеобразные доски с фотографиями или именами людей. Особенно часто они встречаются в провинциях. На самом деле это список людей, с чьей материальной помощью был построен данный храм.

Что за емкости с водой стоят иногда в храмах и зачем?

Это, практически, то же самое что и святая вода в христианстве. Как и в наших церквях, подобную воду получают, читая над ними молитвы (мантры). Потом ее используют для умывания, окропления прихожан, лечения, освящения помещений, в общем, все то же самое что и у православных.

Читайте также:  Школы японского буддизма – какие направления существуют в стране

Почему в храмах так много ваз, в которых растут лотосы?

Цветы лотоса являются священными цветами в буддизме. По легенде, в месте, где ступала нога новорожденного Будды, расцветали именно они.

Лотосы в вазе возле храма

Кроме того, особенности роста лотосов прекрасно отображаю философию буддистов: развитие души посредством жизненного опыта от невежества и материализма к совершенному сознанию. Так и эти прекрасные цветы зарождаются в грязи, стебли их стремятся к солнцу через воду, а сам цветок, прекрасный и чистый, расцветает на водной глади под ласковыми лучами небесного светила.

Души невежественных людей символизирует еще нераскрывшийся цветок, а достигших просветления – распустившийся. Именно поэтому Будда всегда изображается на расцветшем лотосе.

Источник: https://easythai.ru/otvety-na-voprosy-o-buddizme/

«Не взирает Бог на твое внешнее» (женщина в буддизме). Часть 1

ЖЕНЩИНА В РЕЛИГИИ. Woman in buddhism. Part 1

 Вопрос поиска религиозной духовности никогда не стоял на первом мести в эпоху атеизма и богоборчества советского времени, не зазвучал он и в «новорусскую» эпоху, невзирая на заметно активизировавшиеся конфессии разного вида и толка, появившиеся в нашей стране на волне перемен.

Кто или что в этом виновато? Утрата источников – живых носителей культуры и материальных первоисточников (литературы, храмов, школ)? Прыжок нашей культуры из неторопливого феодального прошлого в светлый технократический капитализм? Или все можно объяснить зигзагами судьбы непонятной русской души? Верить ли в то, что рано или поздно эта душа «воспрянет ото сна» и вернется к тому, чем всегда выделялся и славился русский народ – к тонкой духовности, связи с небесными космическими законами и к правде души?

Что мы знаем о сущности религии, религий, о роли человеческого и божественного в каждой из них? Почему в Азии возник Ислам, удел Востока – буддизм, даосизм и индуизм в разных формах, а мы, европейцы, знаем лишь своего Бога – Иисуса Христа? А как трактует каждая религия понятие мужчины и женщины, ведь мы такие разные? Есть ли отличия внутри одной и той же религия для представителей разных полов?

В нашей стране таких исследований практически нет, вероятно, актуальность темы еще не очевидна. Мы привыкли пользоваться тем, к чему привыкли, не задавая вопросов. А давайте попробуем взглянуть на основные религиозные течения с позиции исследования роли и места женского образа в них.

Рассматривать этот вопрос можно с разных точек: в контексте исторического развития или анализируя современную действительность, в рамках и терминах самого направления или в критической оценке других конфессий.

Однако давайте попробуем обратиться к первоисточникам и фактическим свидетельствам ранней истории каждой из религиозной культур.

Вдруг это поможет взглянуть на эти традиции по другому и переоценить себя и свою жизнь, нащупав некую путеводную тропу к своей собственной духовности.

Итак, первое направление исследования – буддизм.

 ЖЕНЩИНА В БУДДИЗМЕ

В то время как в некоторых религиозных направления женщинах зачастую рассматривается как более неполноценное существо, чем мужчина (например, она создана из части тела мужчины, именно она повинна в совращении мужчины и т.д.), в Буддизме нельзя найти развития подобных положений.

Говоря о происхождении человечества и развитии нашей мировой системы, Будда указывал, что изначально люди не были сексуально дифференцированы. Только позже, когда появилось разделение труда во время сбора урожая риса, появилось различие полов.

С этой самой поры и до наших времен существует лишь половое размножение, однако в начале времен существа воплощались на нашей планете духовными средствами.

В Буддизме самой высокой и реальной целью человечества — идеалом жизни — считается достижение абсолютной свободы, то есть достижение состояния, где человек перестает быть обусловленным и контролируемым проявлениями своей природы.

Независимость от всех преходящих и пустых вещей может быть обретена только в нирване, которую можно достичь уже в этой жизни. Это путь к обретению природы Бодхи (bodhi, просветления или совершенства). Данное спасение может быть обретено одинаково и мужчинами, и женщинами.

Сложно найти даже малейшие различия в этом вопросе — ни в методах, ни в качестве конечной цели достижения.

Будда обнаружил, что пол не имеет никакого значения на пути обретения свободы. Женщина-святая, архат (Arahat), или женщина, посвятившая себя обретению святости, никоим образом не может рассматривать как менее полноценная, чем мужчина-святой или мужской последователь Будды.

В соответствии с учением Будды, не существует практического различия между полами. Мужчина и женщина равны в своей зависимости друг от друга, которую они должны преодолеть. Они имеют одинаковые права и обязанности в своем партнерстве (как Будда описал это для своих мирских последователей в известной проповеди к Singalako (Digha-nikaya No.31)).

Для тех же людей, чаянием которых являлось обретение самых высоких ступеней духовной жизни уже в этом воплощении, Будда основал Орден (Sangha) — орден для монахов и орден для монахинь.

Основание женского ордена было поистине революционным шагом для древней Индии, так как до этого не существовало ни одной общины для женщин. Организуя Орден монахинь, Будде пришлось принять во внимание специфику социального положения женщин в традиции Брахманизма (Brahmanism) того времени.

В индийском обществе шестого века до н.э. женщины не имели никакой подготовки или образования, достаточного  для того, чтобы суметь принять жизнь в религиозном сообществе аскетического типа. Поэтому Будда сформулировал для монахинь восемь специальных правил, которые приравнивали их к ордену монахов.

Эти правила можно рассматривать как защиту и помощь монахиням на этапе образования и становления женской монашеской общины (Anguttara-Nikaya VIII, 51).

К сожалению, позже, на многие столетия Орден женщин-монахинь (the Bhikkhuni Sangha) исчез в Южной и Юго-восточной Азии. Как религиозный институт он сохранился лишь в некоторых странах, достаточно закрытых в политическом, экономическом и культурном аспектах для влияния извне (например, Корея, Тибет).

РАЗЛИЧИЯ

Однако сам факт того, что в его учении появлялись как мужчины, так и женщины-последователи, вынудил Будду сформулировать свое отношение к вопросам о биологической, социальной и экзистенциальной разнице между мужчиной и женщиной.

Биологические различия

В Samyutta-Nikaya (37,3) Будда перечислил пять особых страданий женщины. Первые три страдания связаны с телом женщины, это менструация, беременность и рождение ребенка. Эти страдания существуют только для некоторых животных и людей; уже на уровне женских божеств низших уровней женщины свободны от них.

Страдания четыре и пять имеют социальную природу и связаны с особенностями индийского общества того времени. В Индии женщина, выходя замуж, была вынуждена оставить родительский дом и жить, прислуживая мужу и во всем ему подчиняясь.

Будда не называл эти страдания необходимыми или божественным, он относился к ним как к некой реальности женского существования (страдания 1-3), либо как к особенности уклада индийского общества (страдания 4 и 5).

Он не считал необходимым говорить об относительно меньшей физической силе женщины как об «особом страдании женщин». Это имеет значение только в том случае, если женщина собирается конкурировать с мужчинами в спорте или бизнесе.

Однако индийские женщины всегда были больше заинтересованы духовными вопросами, чем спортом.

Терминологические различия

В языке средней части Индии во времена Будды существовало два имени для женщины:  нейтральный термин itthi (женщина) и уничижительный термин matugama. Буквально, matugama означает «мать (matar) в деревне (gama)» и описывает женщину, которая не видит дальше горизонта и не имеет более высокого идеала, чем материнство.

Каждый matugama — itthi, но не, каждый itthi — matugama. Когда тексты говорят о примитивных женщинах и женских кознях, тогда женщины называются matugama, но не itthi.

Только в пост-канонической литературе контуры этих понятий размоются и станут неясными, так как возникла тенденция обобщать всех женщин как matugama, описывая их как опасность для аскетической жизни монахов, особенно в рассказах о перерождении (Jataka).

Экзистенциальные различия

Высказывание Будды о том, что женщины не способны занять пять ведущих положений, может быть, наиболее трудный момент для понимания. В частности, Будда говорит, что женщина не может получить власть над адом, небесами, браминами, что она не может управлять миром людей и что она не может стать полностью Просветленной (Samma-Sambuddha).

Однако можно считать, что Шакьямуни ни изобрел эти ограничения, ни защищал их; он только сообщал, что в своем космическом ясновидении он никогда не видел женщину в этих пяти положениях ни в одной из неисчислимых вечностях, в которые он смотрел. Будда также полагает, что это невозможно.

Мы можем только попробовать понять, почему мудрость Пробужденного пришла к такому заключению.

То, что женщина не может управлять адом и злыми духами, ни в коем случае не является недостатком женщины, а скорее наоборот, может считаться ее достоинством.

Управление чувственными богами, браминами и миром людей — также нечто преходящее и суетное и не имеет никакой ценности для духовного подвижника.

Женщина, которая обладает необходимыми добродетелями и следует по пути к обретению нирваны, имеет во много раз больше, чем может дать любая власть в нижнем, нашем или верхнем мирах.

Будда говорит, что женщина не может обрести «Sakkatta», то есть положение Sakka, властителя 33 богов в чувственных небесах. Однако он не утверждает, что женщина не может взаимодействовать с другими, более высокими небесами. Каждая женщина может стать Брамином, жителем мира вне чувственности, как и любой мужчина. Брамины не являются мужчинами или женщинами, ибо они вне половых различий и условностей.

Женщина может стать архатом (Arahat) (святым) и Pecceka-Buddha (Pratyekabuddha, тихий Будда), но ей недоступно состояние Samma-Sambuddha. Почему? Будда говорит, что существуют только четыре вещи, которые не могут быть поняты разумом, и одна из них — область способностей Полностью Просвещенного (Anguttara-Nikaya IV, 77).

ИСТОРИЯ

Последователями Буддизма на ранних этапах его формирования становились представительницы самых верхних слоев общества и самых удаленных уголков. Так, например, когда в 290 г. до н.э.

король Асока Великий разослал мисси на девять сторон света с целью распространения буддизма, то Принцесса Анула, невестка Короля Деванампииа Тиссы на Шри-Ланке, выражала желание принять Буддизм и стать биггуни (bhikkhuni, женщина-монах).

Принцесса приняла посвящение и организовала на Шри-Ланке орден женщин-монахов.

В Китае Чин Чьен (Ching Chien) была первой китайской женщиной, ходатайствовавшей о посвящении и получившей ее от мужчины-монаха Sangha. Позже, приблизительно в 430 году н.э., Бигуни Девасара (Bhikkhuni Devasara) из Шри-Ланки была приглашена наряду с группой из 10 биггуни в Нанкин (Nanking), где они дали посвящение 300 китайским женщинам.

Из китайского буддистского Ордена отделилась ветвь, которая принесла и основала Орден Биггуни  в Корее и Восточной Азии. Там эта традиция сохранилась наиболее полно в наши дни.

Маха Пажапати Готами, основатель Ордена Монахинь

Пажапати Готами была приемной матерью Будды, а также его тетей по линии матери. Она чувствовала себя несчастной и одинокой, когда Принц Сиддхарта, Рахула, его сын, и ее собственный сын Нанда отказались от мирской жизни для более возвышенной жизни в благородном монашеском ордене.

Посвящение стало занимать основное место в ее мыслях.
Она приблизилась к Будде во время его посещения Капилаватху и попросила о милости позволить ей создать Орден Монахинь. Но три раза Будда отвергал ее просьбу. Удрученная, Пажапати Готами вернулась домой.

Дома ее окружили 500 девушек, которые в силу разных причин тоже искали монашества и посвящения. Поэтому Ражапати Готами решила еще раз испытать судьбу.
Она обрила голову и выкрасила одежду в желтое. Ее примеру последовали и 500 девушек.

Капилаватху был отделен от монастыря Джетевана расстоянием в 357 миль. Все это расстояние Ражапати Готами прошла пешком босая. В конце пути ее ноги были сбиты и истерты.

У входа в монастырь Ражапати Готами посчастливилось встретить Ананду, который в силу доброты своего сердца и сострадания выступил посредником для делегации.
Снова и снова Почтенный Ананда просил Будду, но тот вновь и вновь давал отказ.

Наконец Почтенный Ананда спросил Будду, а может ли женщина достичь состояния святости. На что Будда ответил, что женщине это доступно так же, как и мужчине. В конце концов он дал согласие на основание женского буддистского ордена, но женщинам было заповедано 8 условий, которые они должны были неуклонно выполнять.

1. Биггуни, даже если она состоит в Ордене 100 лет, должна уважать мужчину-монаха, даже если он пробыл в Ордене всего лишь день.

2. Биггунидолжна проживать на расстоянии 6 часов путешествия до монастыря, где живет мужчина-монах, способный консультировать ее в ее вопросах.

3. В дни Почитания Биггуни должна консультироваться с мужчиной-монахом.

4. Биггуни должна проводить ретрит во время дождей, следуя указаниям и мужчины-монаха (биггу) и  женщины-монахини (биггуни).

5. Биггуни должна строить свою жизнь, следуя указаниям обоих Орденов.

6. Биггунидолжна получить посвящение более высокого порядка (Upasampatha) от обоих Орденов через два года своего посвящения.

7. Биггунине может повышать голос на Биггу.

8. Биггунине может давать советы Биггу, скорее, она сама должна стараться искать совета у Биггу.

Когда Почтенный Ананда передал эту новость Маха Пажапати Готами, она искренне и с радостью приняла условия, поставленные Буддой. Следуя этому пути, она в скором времени достигла состояния Араханта.
Маха Пажапати Готами прожила 120 лет, но возраст никак не отразился на ней. Ее волосы и зубы походили на волосы и зубы 16-тилетней девушки.

В конце своей жизни Маха Пажапати Готами и ее последовательницы прошли через ритуал великого освобождения. Эта церемония была освящена Буддой, на ней присутствовали и люди и божества. Когда погребальный костер угас, на возвышении, как жемчуг, светились останки Преподобной Маха Пажапати Готами.

Они были собраны в горшок и переданы Будде, который объявил Маха Пажапати Готами святой и своей ученицей.

Будда никогда не избегал женщин. Он принимал их и беседовал с ними в любое подходящее время, ибо он обрел просветление и перешагнул границы человеческого. В одной из своих бесед он рекомендовал монахам относится к женщинам преклонного возраста так, как они относились бы к своим матерям.

Позволив женщинам присоединиться к учению и начать создавать монашеские общины, Будда ясно указал, что отныне женщины должны в основном изучать и практиковать его обучение, отказавшись от роли домохозяйки, привязанной только к домашним хозяйственным работам.

И мужчины-монахи, и женщины оставили свои домашние жизни позади ради стремления обрести духовное знание.

Каждый посвященный человек должен научиться заботиться о себе сам и организовывать свое расписание так, чтобы уделять больше времени своей духовной цели, а именно поиску просветления.

Ольга Ерухова

14 ноября 2007

Источник: http://www.d-vinci.ru/materials/articles_da_vinci/woman_in_buddhism/