Искусство Древней Японии. Японские музыкальные инструменты. – презентация

1 Искусство Древней Японии. Японские музыкальные инструменты.<\p>

2 Народные инструменты Японии. Народные музыкальные инструменты в Японии использовали и используют для аккомпанемента при пении буддийских притч и военных сказаний. Как неизменный атрибут аристократического образования и времяпрепровождения их использовали мастера дзэн для исполнения медитативных мелодий. Национальные музыкальные инструменты в Японии широко известны и любимы. Популярность обусловлена не только уважением японцев к своей культуре и истории, но и использованием национальных инструментов в традиционном японском театре прежде всего в театре Кабуки и Бунраку и даже в современном искусстве.<\p>

3 Струнные музыкальные инструменты. Бива (яп. ) национальный японский инструмент. Термин бива объединяет ряд японских музыкальных инструментов лютневого семейства. В Японии издавна получили распространение (упоминаются в письменных источниках VIII века) две разновидности бива гакубива и гогэнбива. Сямисэ́н (яп. букв. «три струны»), также сангэн; устар. сямизен, сямисен), японский щипковый трёхструнный музыкальный инструмент. Ближайший европейский аналог сямисэна лютня. Сямисэн наряду с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и цитрой кото относится к традиционным музыкальным японским инструментам.Сямисэн появился в Японии примерно в XV-XVI веках. Предшественник сямисэна сансин(яп. ), на котором играли в королевстве Рюкю, в то время ставшем префектурой.Сансин, в свою очередь, происходит от китайского инструмента саньсянь, произошедшего из центральноазиатских инструментов. В отличие от Европы, где традиционные/старинные инструменты не пользуются большим вниманием, сямисэн и другие национальные инструменты в Японии широко известны и любимы. Популярность обусловлена не только уважением японцев к своей культуре и истории, но и использованием национальных инструментов, в частности сямисэна, в традиционном японском театре прежде всего в театре Кабуки и Бунраку. Обучение игре на сямисэне входит в программу обучения майко будущих гейш.<\p>

4 Кото – щипковый инструмент. Ко́то (яп. ) или японская цитра японский щипковый музыкальный инструмент. Кото наряду с флейтами хаяси и сякухати,барабаном цудзуми и лютней сямисэном относитс я к традиционным музыкальным японским инструментам. Сходные инструменты характерны для культуры Кореи (каягым) и Китая (цисяньцинь). История кото как японского музыкального инструмента насчитывает более тысячи лет. Он был завезён в Японию из Китая в период Нара ( гг. н. э.) в качестве инструмента для дворцового оркестра и использовался в музыке гагаку ( ). Своего расцвета котодостиг в эпоху Хэйан, как неизменный атрибут аристократического образования и времяпрепровождения. Одной из самых известных пьес написанных специально для кото является созданная в XVII веке слепым мастером Яцухаси Кэнгё композиция «Рокудан-но сирабэ» (яп., «Музыка шести ступеней»). На кото играют с помощью накладных ногтей-медиаторов (котодзумэ, яп. ), надевающихся на большой, указательный и средний пальцы правой руки. Лады и тональности настраиваются с помощью струнных подставок (мостов) непосредственно перед началом игры. Игра на кото является одним из традиционных японских национальных видов искусства, получивших распространение, прежде всего, при императорском дворе. Однако и сегодня этот инструмент пользуется большой популярностью. Благодаря своей пластичности кото находит применение в современной японской музыке и способствует её развитию.<\p>

5 Духовые и ударные инструменты. Сякухати (яп. ) продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара. Китайское название флейты сяо (дунсяо). На сегодняшний день существует около двадцати разновидностей сякухати. Стандартная длина флейты 1,8 японских футов (что составляет 54,5 см). Это определило само японское название инструмента, так как «сяку» значит «фут», а «хати» «восемь». Инструмент имеет особый, неповторимый звук, который может в значительной степени меняться по желанию играющего мелодию. Это свойство использовалось мастерами дзэн для исполнения медитативных мелодий (практика суйдзэн). Цудзуми (яп. ) японский малый барабан китайско-индийского происхождения, относится к семейству симэ- дайко (яп. ?), барабанов, настраиваемых шнурами. Его корпус делают в виде песочных часов с двумя мембранами, через обод от одной мембраны к другой пропускают шнуры, которыми можно регулировать её натяжение. Музыкант может менять высоту звука прямо во время представления. За инструментом сложно ухаживать, так как он производит лучший звук при увлажнении. Перед выступлением музыкант должен подышать на мембрану или даже смазать её слюной. Цудзуми используется для аккомпанирования музыке в Но и Кабуки, в народных песнях минъё.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/828541/

Урок музыки по теме: “Музыкальное путешествие в Японию”

9

Урок музыки по теме:”Музыкальное путешествие в Японию”

4 класс

4 четверть

Цель:

знакомство с музыкальной культурой и традициями Японии.

Задачи: ;

  • познакомить с музыкальными особенностями Японской музыки (японские народные инструменты, пентатоника);
  • развивать вокально-хоровые, пластическо-интонационные, импровизационные навыки;
  • создать условия для позитивного отношения к музыке разных народов

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: путешествие.

Оборудование: телевизор; магнитофон; эл. носитель с записью материалов к уроку; муз. инструмент для учителя (фортепиано); детские муз. инструменты для учащихся; текст песни “Вишня”, “Японский журавлик”, 2 веера

Ход урока:

Звенит 1 звонок Дети входят в класс под музыку, становятся возле своих парт.

Звенит 2 звонок

Ребята, прозвенел звонок

Организационный момент

Итак, начинаем наш урок с … (музыкального приветствия) СЛАЙД 1(музыкальное приветствие)

Музыкальное приветствие

Занимайте свои места

Итак, начнём!

Ребята, cкажите пожалуйста, как называется тема второго полугодия? (Музыкальные путешествия)

СЛАЙД (музыкальные путешествия)

Мы путешествуем по разным странам.

Ребята, а какой язык, кроме разговорного, есть в каждой стране, у каждого народа и этот язык понимают во всех странах, все люди земного шара? (Музыкальный язык)
– Да, это язык музыки. Каждый народ имеет свой музыкальный язык. И этот музыкальный язык в отличие от языка разговорного понятен всем другим народам без перевода, потому что музыка – это язык… (чувств).

– Скажите, а какие музыкальные особенности есть в каждой стране, у разных народов? – У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, национальные танцы, народные песни и свои композиторы, свои интонации, своя музыкальная культура.  Так же, как во всем мире не найти двух совершенно одинаковых людей, так нет на карте и двух одинаковых стран. Народ каждого государства имеет свои, порой причудливые для других, особенности. 

Итак, путешествуя, мы знакомимся с музыкальными особенностями той страны, в которую мы попадаем.

Во многих странах мы уже побывали, а сегодня…

Сегодня мы продолжаем наши музыкальные путешествия.

СЛАЙД

Сегодня мы путешествуем по стране, которую называют очень странно – «Страна наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, едят палочками, спят на полу, а ещё её называют страной восходящего солнца.

О какой стране идёт речь? Вы уже догадались? (Япония).

Итак, сегодня мы продолжаем путешествие по Японии.

Сообщение темы и задач урока.

ИТАК, ТЕМА УРОКА: Музыкальное путешествие по Японии СЛАЙД

Цель: продолжить знакомство с музыкальной культурой и традициями Японии

Итак, тему урока мы обозначили

Давайте сформулируем, чем мы будем заниматься на уроке?

ЗАДАЧИ: СЛАЙД

  • знакомиться с музыкальными особенностями Японии;
  • совершенствовать умения выразительного пения, движения под музыку и инструментального музицирования;
  • учиться понимать, уважать и чувствовать музыку других стран

Итак, ЯПОНИЯ

Страной восходящего Солнца

Назвали соседи её.

Встаёт из – за моря здесь Солнце,

За горы садится оно.

Т. к. Япония – страна восходящего Солнца…

Солнышко японское будет нашим помощником на уроке, вокруг него мы будем собирать наши знания – ключевые слова по теме.

Начнём с небольшой викторины “Что мы знаем о Японии” СЛАЙД

Где находиться Япония? (На Востоке) СЛАЙД

Столица Японии? (Токио) СЛАЙД

Японского искусства составления цветочных композиций? (Икебана) СЛАЙД

Искусство складывания из бумаги? (Оригами) СЛАЙД

Японская анимация? (Анимэ)

Японская национальная борьба? (Сумо)

Японская национальная одежда? (Кимано)

Неотъемлемая часть национальной одежды? (Веер)

(Обратите внимание,веера у нас есть на партах. Они тоже нам понадобятся на уроке)

Я вижу, вы много знаете о Японии.

Поэтому давайте продолжим знакомство с Японией с просмотра следующего видеофрагмента.

Просмотр видеофрагмента (инструменты, пентатоника) СЛАЙД

Что узнали из ролика?(увидели и услышали японские музыкальные инструменты)

Японские музыкальные инструменты СЛАЙД

Похожи на наши?

Давайте остановимся на них поподробнее…

Кото – японский 13-струнный щипковый музыкальный инструмент. Звук извлекается при помощи ногтей – медиаторов – цумэ, изготавливаемых из слоновой кости, и одеваемые на 1,2,3 палец правой руки.

Сякухачи – бамбуковая флейта, на котором играют, дуя в отверстие.

Шамисен – трехструнный щипковый музыкальный инструмент, на котором играют при помощи плектора.

Давайте ещё раз хором назовём инструменты

Названия прикрепим к нашему солнцу и постараемся запомнить. 1 особенность – свои японские музыкальные инструменты

О какой ещё особенности японского музыкального языка шла речь в ролике?

Слайд ПЕНТАТОНИКА 2 особенность!!!

В звуковой системе народов востока, в частности в Японии, используется пентатоника – пяти ступенчатая звуковая система, не содержащая полутонов. Если на фортепиано нажимать подряд только черные клавиши мы услышим пентатонику. Пентатоника имеет необычное для нашего уха звучание, японские мелодии не похожи на наши.

Чтобы ярче ощутить японские интонации мы попробуем на черных клавишах построить мелодии в японском стиле

Импровизация

Итак, мы познакомились с музыкальными инструментами и узнали что такое пентатоника

Оценим себя на этом этапе – заполнение таблицы

Самооценка веерами

Я знаю японские музыкальные инструменты и что такое пентатоника

  • ДА – веер вверх
  • НЕТ – веер вниз

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Раз мы взяли веера, выполним несколько движений, которые пригодятся нам в конце урока.

А когда ребята звучит музыка обычно? (на праздниках)

А какому празднику посвящен следующий слайд?

(День цветения САКУРЫ)

Что о нём знаем?

Когда?

Как празднуют?

О чём думают?

Традиционный японский праздник – это день цветения вишни – сакуры. С конца марта по начало апреля Япония полностью преображается: сотни деревьев зацветают повсюду белыми и розовато-белыми цветами.

Каждый год в парках, аллеях, садах, возле дворцов и храмов собирается множество людей, чтобы полюбоваться поистине прекрасным и захватывающим зрелищем. Этот обычай получил название «ханами», что дословно означает «рассматривание цветов».

Это момент не только любования, но и глубокого раздумья о красоте и хрупкости мира. Время цветения сакуры – любимый японский праздник.

Какая японская народная песня посвящена красоте цветущих вишневых садов?

(Это японская народная песня «Вишня») СЛАЙД.

Давайте её вспомним.

Вокально-хоровая работа

1. Слушание

2. Беседа

Какая мелодия у песни, охарактеризуйте словами? (грустная, задумчивая, нежная, лёгкая, волшебная, красивая…) и короткая…

Приняли певческую установку

3. Распевание

4. Повтор мелодии

5. Исполнение вместе под ф-но

6. Исполнение под фонограмму с солистом и треугольником

Эта часть урока была посвящена пению -…

Оценим своё исполнение при помощи вееров

Я могу передать характер музыки при исполнении

И веерами…

Продолжим наше путешествие.

Кому нравиться путешествовать, поднимите руки. А как вы думаете композиторы любят путешествовать? Но композиторы прежде всего внимание обращают на музыку.

Наш современник, композитор XX века, Д.Б. Кабалевский однажды тоже посетил Японию. И конечно выразить свои чувства от увиденного композитор мог в своём творчестве, и вернувшись на родину, написал произведение вариации на тему японской народной песни.

СЛАЙД

А что такое ВАРИАЦИИ? музыкальное произведение, где основная тема при повторении изменяется

Слушание (помним что мы слушаем внимательно, от начала до конца и только потом даём ответы)

Читайте также:  Где находится катманду и в чем уникальность этого места?

Обсуждение

– Ребята, я видела, что вы с большим интересом слушали вариации.

Учитель: – В исполнении какого инструмента прозвучала музыка?

Дети: – фортепиано.

Учитель: – Узнали ли вы, тему, лежащую в основе вариаций?

Дети: – Японская народная песня «Вишня».

Учитель: – А так же нежно, как в народной песне, звучала музыка?

Дети: – нет, она стала тревожной, напряженной, грозной, скорбной и даже страшной.

Учитель: – Если бы я предложила вам нарисовать картину к этому произведению, какой бы цвет преобладал в вашем рисунке?

Выберите из предложенной цветовой гаммы и покажите карточку цвета, который будет преобладать.

Учитель: – Почему вы выбрали темный цвет?

Дети: – музыка драматичная, в ней больше темных красок.

Сам собой напрашивается ВОПРОС ПОЧЕМУ?

– Почему же композитор так её изменил нежную и лёгкую как ветерок мелодию Вишни? Что он хотел этим выразить?

(Видно не только красота вишни его поразила, но и что-то ещё и это что-то ещё было какое?)

Постараемся найти ответ на этот вопрос в исторических событиях этой страны

В истории этой прекрасной страны были и печальные моменты. В 1945 году в Японии случилась страшная трагедия.

6 августа 1945 года в 8 часов утра, когда японцы спешили на работу, на город Хиросима с американского самолёта была сброшена ядерная бомба, которая превратила город в руины и поднялась над ним невиданным грибообразным облаком. Люди сгорали заживо.

 В аду оказались ни в чём неповинные жители Хиросимы. А 9 августа та же участь постигла другой японский город – Нагасаки. Погибли сотни и сотни тысяч людей, а те, кто выжил, были обречены.

Когда мы об этом узнаём, всё встаёт на свои места (Красота превратилась в руины)

ЗАЧЕМ? для чего Кабалевский рассказывает нам об этом? ( чтобы люди узнали, почувствовали, ощутили как больно, как тяжело и чтобы такого ужаса не повторилось больше никогда, чтобы мы не забыли вызвать сочувствие, сопереживание

И действительно

Как вы понимаете, последствия взрывов потрясли и ужаснули всех.

Трагедии японского народа сочувствовали и сопереживали люди всего мира.

Как напоминание о той страшной трагедии до нас дошла история о японской девочке, которая погибла от последствий взрыва

В числе пострадавших от последствий ядерного кошмара была и японская девочка Садако Сасаки, которая была больна, но поверив в древнюю японскую легенду, что если сложить из бумаги тысячу журавликов, то исполниться её желание – победить болезнь.

ИСПОЛНЕНИЕ

Слайд (памятник) после песни

Хиросимской девочке, умершей от последствий атомного кошмара, поставлен памятник.

А символом мира и надежды с тех пор Японии является журавлик.

Давайте подумаем актуально ли музыка Кабалевского сегодня?

В истории каждого государства могут быть тяжёлые времена, стихийные бедствия, цунами, землетрясения и даже войны, если над стихиями природы люди не властны, то мир – это то, что мы должны беречь

Самооценка

После той трагедии японский народ всё же возродился и сейчас Япония… СЛАЙД

А весной – это страна превращается в прекрасный цветущий сад СЛАЙД

И танец, который мы сегодня мы тоже назовём ЯПОНСКИЙ САД

ТАНЕЦ С ВЕЕРАМИ

ИТОГ УРОКА

Наше путешествие подошло к концу

Что узнали? (муз. особенности -инструменты и пентатоника)

На какими навыками работали?

Поднимите руки кому понятна, была музыка звучащая сегодня на уроке итак музыка – это язык понятен всем

Рефлексия

А хотелось бы вам побывать в Японии, увидеть цветущие сады? (но это нелегко)

А хотите ли бы вы увидеть частичку цветущего сада у нас в классе – это мы можем сделать с помощью впечатлений, которые мы получили в нашем путешествии от увиденного, услышанного сегодня на уроке Те, чьи впечатления яркие возьмут большие цветочки и прикрепят на веточку, а чьи впечатления не так велики – те маленькие цветочки и украсят нашу веточку и пусть у нас и в японии будет мирное небо и цветут красивые сады!!!

Возвращаясь из путешествия, мы привозим сувениры. Пусть веер будет вашим сувениром из путешествия по Японии.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-muzyki-po-tiemie-muzykal-noie-putieshiestviie-v-iaponiiu.html

Традиционная и классическая японская музыка

Принявшись за статью по достаточно знакомой, как казалось мне, теме, я уже знала, что напишу о современном японском инструментале.

Дело виделось совершенно несложным, немного подкрепиться историческими сведениями и готово! Выросшая на общепринятой европейской истории развития классической музыки я наивно полагала: как на Западе — так и везде. Ибо, ни для кого не секрет, что заимствование в такого рода искусстве — дело обычное.

Сначала вокал, потом орган, клавесин-клавикорд-фортепиано, скрипка и так далее по списку. Однако, открыв первый же труд на музыкальную тематику, я застыла в немом ужасе.

Столько неизвестного и достаточно непонятного текста, щедро сдобренного трудночитаемыми и труднопроизносимыми словам (коими я тут же пополнила свой запас ругательств), я совсем не ожидала увидеть. Но, запасшись терпением, я отыскала все доступные варианты работ (каких на самом деле не много) и решила сравнить общепринятую историю музыки с японской.

Известно, что современная музыка берет свое начало из двух источников, коими являются народные лады (песни трудовые и обрядные) и религиозные песнопения. Изначально она (как, в общем, и любое другое искусство) была достоянием людей состоятельных, а вовсе не «общенародной».

Более того, любая музыка в своем развитии всегда подвергалась влиянию религии, так как ее зачастую использовали как средство управления массами. Лишь значительно позже, с развитием орудий труда и уменьшением религиозной составляющей, она вбирала в себя черты народных песен, становилась «светской» и уходила в массы.

Церковные многоголосые хоралы в Европе, поначалу тонально строгие, со временем органично смешались с народными, бытовыми мотивами. Так было и в Японии, где первоначально на музыкальное развитие очень сильно влияли такие религиозные течения как синтоизм, буддизм, даосизм. Но, несмотря на схожие пути, итог развития двух географических составляющих разительно отличается друг от друга.

Предположительно, дело в том, что церковная музыка, прежде всего, сосредотачивала людское внимание на себе. Она, в совокупности с текстом была инструментом воздействия, внушая и завораживая слушателей. Цель же японской музыки была совершенно другой. Она носила философский и медитативный характер и не была предназначена для привлечения внимания.

Изначальный принцип — «фоновость», которая позволяла сопровождать действо, будь то чайная церемония, созерцание, каллиграфия или танец. Музыка, прежде всего, способствовала творчеству.

Следует упомянуть, что в Японии наравне с фольклорной (оригинальной) музыкальной формой, существовало множество форм заимствованных и адаптированных зарубежных музыкальных стилей (по количеству значительно преобладавших над традиционными), которые теперь считаются исконно народными.

Дабы не утомлять читателя обилием специфических терминов и названий, приведем только самую общую историческую цепочку развития музыки в Японии, отмечая лишь ключевые моменты.

Двумя старейшими формами японской музыки являются буддийские песнопения сёмё и оркестровая музыка гагаку. Датируются они периодами Нара (710—794) и Хэйан (794 — 1185). И, если с песнопениями все более-менее понятно, то гагаку представляла собой оркестровую музыку без какой-либо вокальной партии. С одобрения властей гагаку стала музыкой дворцовых ритуалов.

В период Камакура (1185–1333) и на протяжении эпохи Муромати (1333–1568) наблюдается развитие народного театра, выросшего из ритуальных пьес и из крестьянских танцев, исполнявшихся в период посадки риса. К концу ХIV века получает развитие художественная драма, в сопровождении музыки хогаку и танцем, известным как симаи.

Хогаку состоит из двух элементов: вокального (утаи – песня-рассказ о каком-либо событии, которая исполняется двумя актерами и хором из восьми певцов) и инструментального (хаяси – исполняется на бамбуковой флейте и трех барабанах).

Кстати, западная музыка, в лице музыки церковной, появилась в Японии в 1549 году, вместе с христианскими миссионерами, но исчезла с запретом христианства.

В период Адзути-Момояма (1568–1600) несколько музыкальных инструментов претерпели заметные изменения и модификации.

Так, примитивная флейта превратилась в художественную сякухати, а старая дворцовая цитра стала более звучной кото.

В пении появляется несколько стилей, например, гидаю-буси (повествовательная часть в кукольном театре Бунраку), или киёмото и токивадзу, которые часто выступают в качестве аккомпанемента для танца в Кабуки.

Что же касается современности, то тут можно говорить о двух основных направлениях классической музыки. Во-первых, это баллады энка, во-вторых – классическая музыка, пришедшая с Запада.

Энка – это японские популярные песни, грустные и душевные баллады об утраченной любви, о тоске по родному дому, которые как жанр сформировались еще в 30-е годы прошлого века и получили новое развитие с начала 70-х.

Что касается западной классики — в Японии ее развитие приобрело поистине масштабные формы. Начиная с сооружения специальных залов с прекрасной акустикой и заканчивая расширением стандартного музыкального образования, куда были введены многочисленные элементы западной классической музыки.

Примечательно, что одним из излюбленных заимствованных инструментов японцев стало фортепиано. Сейчас в Японии существует несколько крупных фирм, которые занимаются производством роялей, синтезаторов и фортепиано, признанных на мировом уровне. Самыми известными из них являются Yamaha и Kawai.

Даже один из известнейших русских исполнителей Святослав Рихтер отметил качество японских роялей.Кстати, в саундтреках к аниме фортепианные вставки встречаются постоянно, в том числе в работах Йоко Канно, Юки Кадзиуры, да и многих других известных аниме-композиторов.

И, несмотря на то, что структура мелодий, в отличие от зарубежного инструментала, как правило, достаточно проста, если не сказать – примитивна, сами мелодии весьма приятны на слух. И даже люди, не жалующие классику именно по причине ее сложности, с удовольствие заливают в плейлисты саундтреки из любимого аниме.

Кото – японская арфа – завезена в Японию из Китая около тысячи лет назад. Игра на ней считается обязательным атрибутом аристократически образованного человека. Сегодня кото органично вписывается в современную японскую музыку и используется в двух вариантах в зависимости от размера:

– длиной 1м (7 струн) для сольного исполнения; – длиной до 2м (от 13 струн) для оркестрового исполнения.

Сякухати– японская флейта из бамбука также начинает свою историю в Китае. Ее длина – чуть больше 50 см. Позиционируется как народный инструмент, поскольку проста и недорога в исполнении. Использовалась дзэнскими монахами во время медитаций.

Сямисэн – японский аналог лютни. Трехструнный инструмент, история которого насчитывает лишь пять столетий. Игра на сямисэне – показатель глубины образования гейши. Кроме того, сямисэн – обязательный аксессуар и участник японских театральных представлений.

Суйкинкуцу – зарытый в землю, перевернутый кувшин, над которым течет вода. Попадая внутрь через отверстия, она издает звук, похожий на колокольчик.

Наиболее красивый звук получается при использовании керамических кувшинов, но в настоящее время все чаще применяют металлические.

Суйкинкуцу – частый атрибут японского сада и даже используется для создания необходимого настроения перед проведением чайной церемонии.

Аниме примерк статье: Nodame Cantabile / Нодамэ Кантабиле

Источник: http://www.animag.ru/article/tradicionnaya-i-klassicheskaya-yaponskaya-muzyka

Японские музыкальные инструменты

На этот раз речь пойдёт не про японских исполнителей, а про традиционные музыкальные инструменты. Эта информация будет полезной и познавательной в первую очередь для тех, кто увлекается музыкой.

Читайте также:  Вегетарианство в индии – почему жители этой страны не едят мясо?

Бива – это национальный японский инструмент. Относится он к семейству под названием “лютни”. Уже очень давно в стране Восходящего солнца стали широко известны две разновидности бива — гакубива и гогэнбива.

Гакубива – это инструмент, имеющий грушевидную форму с короткой шейкой, на которой расположены 4 лада, и отогнутой назад головкой. Эта головка в свою очередь имеет четыре колка для настройки четырех струн, сделанных из шёлка.

Настройка согласуется с шестью ладотональностями классической японской музыки гагаку. Размеры гакубива имеет следующие: длина – 122 см и ширина – 41 см. Звук извлекается при помощи плектра (18 см).

Чтобы сберечь деку от ударов плектра, поперёк её центральной части наклеивают широкую ленту из кожи, как правило чёрного цвета.

Позже появились и другие разновидности бива (сацумабива, сасабива, хэйкэбива). Чаще всего их использовали для аккомпанемента при пении буддийских притч и военных сказаний.

Кото – это японский щипковый музыкальный инструмент. Кото, вместе с флейтами сякухати и хаяси, барабаном цудзуми, а также лютней сямисэном, относится к традиционным музыкальным инструментам Японии. Внешне кото очень схож с нашими гуслями.

Играют на этом инструменте с помощью накладных ногтей-медиаторов. Они надеваются на большой, указательный и средний пальцы правой руки. Непосредственно перед началом игры, с помощью струнных подставок (мостов) настраиваются лады и тональности. Игра на кото является одним из традиционных японских национальных видов искусства.

Сякухати – это продольная бамбуковая флейта. В Японию она пришла из Китая в период Нара. Китайское название флейты — сяо (дунсяо).

Сегодня существует около 20-ти разновидностей сякухати. Стандартная длина сякухати – 1,8 японских футов или 54,5 см. Своё японское название данный музыкальный инструмент получил, исходя именно из своей длины (по-японски «сяку» — значит «фут», а «хати» — «восемь»).

Сякухати имеет особый, неповторимый звук. Исполнитель может по своему желанию менять звук, издаваемый фейтой, придавая мелодии необычность и завораживающее звучание. Данное свойство флейты использовалось мастерами дзэн для исполнения медитативных мелодий (практика суйдзэн). Для того, чтобы извлечь звук, музыкант приставляет верхний конец флейты к губам и направляет поток воздуха на клин.

На сегодня знакомство с традиционными японскими музыкальными инструментами закончено. А напоследок предлагаю насладиться их приятным звучанием.

Источник: http://viewout.ru/news/japonskie_muzykalnye_instrumenty/2013-03-03-283

Национальная японская музыка и инструменты « Япония « Азия

Национальная японская музыка и инструменты

Страна Восходящего Солнца Япония имеет самобытную и неповторимую культуру. Наследие великой нации тесно связано с музыкой. Национальная японская музыка является таким же самобытным явлением, которое было обусловлено изолированностью страны.

Народ Японии всегда бережно и с уважением относится к памяткам культуры своей родины. Любая музыка невозможна без музыкальных инструментов. Музыкальная культура Японии имеет свой собственный неповторимый жанр. Это объясняет разнообразие инструментов, которые используются для создания музыкальных шедевров.
Известные музыкальные инструменты

Одним из наиболее известных японских музыкальных инструментов является сямисен, который является аналогом лютни. Он принадлежит к разряду трехструнных щипковых инструментов. Он произошел от сансина, который, в свою очередь, произошел от сансяня, родиной которого является Китай.

Японские музыка и танцы не обходятся без сямисена, который и на сегодняшний день почитается на Японских островах и часто используется в японском театре Бунраку и Кабуки. Важен, также, тот факт, что игра на сямисене входит в программу обучения для гейш — майко.
Фуе

Национальная японская музыка, также, неразрывно связанна с флейтами. Музыкальный инструмент фуе принадлежит к семейству флейт, которые известны своим высоким звучанием. Их делают из бамбука. Эта флейта появилась из китайской свирели — «пайсяо«.

Самой известной флейтой из семейства фуе является сякухати, которая используется как музыкальный инструмент дзен буддийских монахов. По легенде, сякухати изобрел обычный крестьянин. Когда он перевозил бамбук, то услышал дивную мелодию, которая исходила из бамбука когда в него дул ветер.

Флейту фуэ, также как и сямисен, часто используют для аккомпанемента в театрах Банраку и Кабуки, и разного рода ансамблях. Отдельные из фуэ могут быть настроенными на западный лад, и таким образом становиться солирующими. Интересно, что ранее игра на фуэ была характерной только для японских бродячих монахов.
Суйкинкуцу

Еще одним инструментом, который представляет японскую культуру является суйкинкуцу. Он имеет форму перевернутого кувшина, сверху над которым течет вода.

Попадая во внутрь через определенные отверстия она заставляет инструмент издавать звук, который очень похож на звон колокольчика.

На этом инструменте играют перед чайной церемонией, а также используют в качестве атрибута традиционного японского сада.

Кстати говоря, чайная церемония для удобства может проходить именно в саду. Звук инструмента повергает человека в необъяснимое чувство релаксации, создает созерцательное настроение. Подобное состояние очень подходит для погружения в дзен, поскольку отдых в саду во время чайной церемонии является частью дзен традиций.
Тайко

Более понятным для нашего восприятия является инструмент тайко, что в переводе на русский обозначает «барабан». Тайко прославился в военном деле, кстати говоря, также, как и его аналоги в других странах. Как говорится, в хрониках Гундзи Есю девять по девять ударов обозначало призыв к бою, а в свою очередь девять по три означало, что врага необходимо преследовать.

Необходимо учитывать, что во время выступления барабанщика, обращают внимание на эстетичность предлагаемого им представления, поскольку важны не только мелодия и ритм исполнения, но и внешний вид инструмента на котором воспроизводится мелодия.
Жанры японской музыки

Народная музыка Японии прошла довольно долгий путь своего развития. У ее истоков были магические песни, позже на развитие и становление музыкального жанра повлияли конфуцианство и буддизм.

Таким образом, японская музыка, так или иначе, связанна с обрядами, традиционными праздниками, представлениями театра и прочими действиями.

Японская этническая музыка, слушать онлайн которую, в современном мире, можно в любое время суток и в любом месте стала важной частью культурного наследия страны.

Существуют два основных наиболее популярных вида национальной японской музыки. Первый это сёмё, который представляет собой буддийские песнопения.

Второй — гагаку, который представляет собой оркестровую придворную музыку.

Но, также, существуют и такие жанры, которые не имеют древних корней. К ним принадлежат ясуги буси и энка.

Наиболее популярным жанром народных японских песен является ясуги буси, который назван в честь города Ясуги. Тематика жанра связанна с древней историей и мифо-поэтическими сказаниями. Но ясуги буси это не только песни, но и танец додзё сукуи, а также искусство жонглирования под музыку дзени дайко, в котором как музыкальный инструмент используются стебли бамбука, которые наполнены монетами.

Энка, как жанр, возник сравнительно недавно, в послевоенное время. В нем народные японские мотивы переплетаются с джазовой и блюзовой музыкой.

Таким образом, японская музыка имеет свои национальные особенности, и, таким образом, отличается от других музыкальных жанров других стран.

Так, существуют музыкальные инструменты, которые называют как поющие колодцы, которые вы не увидите нигде на земле, разве что на Тибете.

Японская музыка характеризуется постоянно меняющимся темпом и ритмом. Часто в ней отсутствует размер. Японская музыка приближена к звукам природы, что делает ее еще более загадочной и необычной.

Видео: Японская музыка онлайн

Источник: http://www.animacity.ru/node/124558

Музыкальное воспитание детей в Японии

Из всех цивилизованных и развитых стран мира Япония, пожалуй, одна из немногих, которая до сих пор проникнута традициями предков. Это касается и жизненного уклада, праздников, воспитания детей.

Что касается музыки, то на протяжении веков ее основы значительно не изменились, и, вместе с тем, она отражает и преобразования, происходящие вокруг. Но даже и классические произведения современности до сих пор несут в себе яркие национальные черты.

Продолжение национальных традиций

Поэтому передавая культурное наследие последующему поколению, японцы стараются, как можно раньше заложить эти основы в музыкальное образование детей.

С национальными музыкальными произведениями дети знакомятся на праздниках, которые устраиваются в Японии, посещение театров, где театрализованные и кукольные представления сопровождаются песнями, рассказывающими о событиях и похождениях героев постановки.

Многие дети получают музыкальное образование, дома, так как родители, знают, что оно дает их чадам более широкие возможности в будущей взрослой жизни. Но не все могут позволить учить ребенка музыке, нанимая частных учителей или в музыкальной школе. Это образование очень дорого и доступно не всем.

Особенности музыкального воспитания детей в Японии

Детская самодеятельность в стране популярна, существуют камерные ансамбли, хоровые группы, оркестры из духовых инструментов. В начальной школе много внимания уделяется развитию творческих музыкальных способностей и слуха.

Здесь ставится задача научить детей тонко чувствовать музыку, понимать ее и самовыражаться в ней. Программы для таких уроков разрабатывает Национальное министерство просвещения. На их основе детей вначале обучают правильно дышать и сидеть во время пения, понимать, что означают взмахи дирижерской палочки.

Детей учат петь напевно, легко. Только потом песни разучиваются и исполняются.

У школьников вырабатывается чувство ритма, их учат видеть ритмичный рисунок и темп мелодии. Затем они уже сами пробуют играть на простых музыкальных инструментах: треугольниках, барабанах, бубнах, кастаньетах, тарелках.

В школе происходит подробное знакомство с нотной грамотой и после этого дети играют уже на физгармонии, губной гармошке, металлофоне. Они разучивают слова песен, а потом ее ноты, затем действие происходит наоборот.

Развитие музыкального творчества

Фольклорные песни детей рассказывают об их повседневной детской жизни: о запуске змея, о том как они играют играют. Это и песенки колыбельные, праздничные, есть и сценические. Современные авторы стали сочинять новые песни о счастливом детстве, об детских переживаниях и чувствах, играх, природе. Люди очень любят песни в исполнении детей, посещают концерты, слушают их по радио.

В Японии знают и любят музыку, творчество приветствуется и такому образованию уделяется особое значение, хотя, оно и вводится в школы государства, но все-таки в основном дети обучаются дома и в специализированных школах.

Источник: http://hoppediz.ru/muzyikalnoe-vospitanie-detey-v-yaponii/

Музыка Японии (стр. 1 из 2)

http://encycl.yandex.ru/norobot/japan/m85.htm

Впервые значительную эволюцию в своей истории японская музыка претерпела в период Хэйан (794–1185).

По мере того как музыка, которая пользовалась популярностью среди простых людей, все более усложнялась, усваивались и модифицировались все виды музыки предшествующих двух столетий из различных стран Азии, явственно приобретая японские характерные черты. Гагаку стала той музыкой, которая исполнялась главным образом при дворе перед аристократией и высшим сословием.

Гагаку подразделяется на три категории: оригинальная иностранная музыка, чисто японская музыка и музыка, сочиненная в Японии с использованием веяний других стран.

Характерный жанр гагаку уходит своими корнями в Китай, Корею и другие страны, расположенные в Юго-Восточной или Южной Азии, и подразделяется на два типа, а именно: тогаку, или музыку китайского происхождения, и комагаку, или музыку корейского происхождения.

Это оркестровая музыка без какой-либо вокальной партии. Музыка, сопровождаемая танцем, называется бугаку.

Чисто японская музыка, называемая кокуфу-кабу, или японский песенный танец, является вокальной музыкой, исполняемой под аккомпанемент инструментов.

Читайте также:  Национальные блюда шри-ланки – что едят ланкийцы?

Она основана на весьма древней музыке, исполнявшейся как во время ритуалов у мест поклонения, так и в ходе дворцовых церемоний.

Последняя категория включает в себя саибара, ведущую свое происхождение от народных песен, и роэи, используемую как сопровождение при декламации китайских поэм.

Инструменты, используемые в гагаку, состоят из губных гармоник, инструментов флажолетного типа, флейт, барабанов и цитры. Аранжировка этих инструментов различается в зависимости от жанра музыки.

В дополнение к гагаку в период Хэйан сформировался другой важный музыкальный стиль – сёмё. Он представляет собой вокальную музыку, использовавшуюся в ходе буддистских служб, которая стала весьма значительным источником японской вокальной музыки, развившейся позже.

В период Камакура (1185–1333) и на протяжении эпохи Муромати (1333–1568) наблюдался неуклонный рост народного театрального искусства, произраставшего из ритуальных пьес и из крестьянских танцев, исполнявшихся в связи с посадкой риса. К концу ХIV в.

получила развитие художественная драма но со своей собственной музыкой, носящей название хогаку, и танцем, известным как симаи. Но – это высокостилизованная символическая драма, которая обычно исполняется несколькими актерами-мужчинами и музыкантами.

Главный герой часто носит маску, которая соответствует его роли.

В хогаку имеется два элемента: вокальный и инструментальный. Вокальная часть, носящая название утаи, исполняется обоими актерами и хором из восьми певцов и повествует о каком-либо событии.

Эта вокальная часть, которая происходит от сёмё (буддистского сказа), включает в себя песнопение и речь, стилизованные под определенный образец интонации. Пение не всегда сопровождается исполнением на музыкальных инструментах.

Инструментальная часть, известная как хаяси, состоит из бамбуковой флейты и трех барабанов.

Хогаку пользовалась покровительством высшего военного сословия. После Реставрации Мэйдзи, когда старая иерархия была отброшена, были сделаны попытки завоевать поддержку и среди широкой публики.

Период Адзути-Момояма (1568–1600) важен с точки зрения исторического развития нескольких инструментов.

Примитивная флейта претерпела модификацию, превратившись в художественную сякухати, в то время как старая дворцовая цитра стала более звучной кото.

Сямисэн (трехструнная гитара типа балалайки) также приобрел свой нынешний вид. Все три инструмента различными путями стали крайне популярными в эпоху Эдо (1600–1868).

Сякухати первоначально являлась любимым инструментом бродячих буддистских монахов.

Хотя сякухати превратилась в чисто музыкальный инструмент, исполнение на котором ведется музыкантами, сольные номера с сильным религиозным значением до сих пор считаются наиболее важными из музыки, исполняемой на сякухати. Началось также использование ее вместе с сямисэном и кото для чисто музыкального исполнения без выделения религиозной подоплеки.

Сямисэн используется как аккомпанемент в двух типах вокальной музыки – мелодичном пении и сказительном пении. Первый тип имеет два отличных друг от друга направления – дзиута и нагаута. Дзиута давала удовольствие как чистая музыка, музыка сама по себе. Нагаута сформировалась как аккомпанемент для танца в традиционных драмах Кабуки.

Сказительное пение также имеет несколько музыкальных стилей, таких как гидаю-буси, киёмото, токивадзу и синнай. Гидаю-буси используется главным образом в кукольном театре Бунраку в качестве повествовательной его части. Киёмото и токивадзу часто используются в качестве аккомпанемента для танца в Кабуки. Но они также исполняются и как отдельная музыка, как это делается в случае с синнай.

Во времена эпохи Эдо сямисэн стал любимым инструментом для развлечений как в небольших районах, так и в крупных городах.

Сякухати, кото и сямисэн часто сводятся в трио для исполнения чисто музыкальных произведений.

Огромное число народных песен существует в различных районах Японии. Большинство этих песен первоначально ассоциировалось с религиозными событиями или ежедневным трудом, таким как обработка земли, рыболовство, работа в горах, извоз.

Впоследствии, поскольку стиль жизни, который генерировал такие песни, резко изменился, они утратили свою связь с первоначальными функциями и теперь в основном исполняются либо как произведения фольклорного искусства, либо на досуге, для развлечения.

К тому же и региональная принадлежность каждой песни была почти утрачена вследствие развития средств массовой информации. Подавляющее большинство народных песен, поющихся сегодня, было сложено в эпоху Эдо и период после нее.

Хотя происхождение народных песен, по существу, анонимно, в двадцатых годах ХХ столетия некоторые одаренные поэты и композиторы, заинтересовавшись фольклорным искусством, создали ряд произведений в традиционном стиле.

Существует два основных музыкальных стиля народных песен – один со свободным ритмом и другой с десятичным ритмом. Первый тип песен исполняется одним певцом, иногда под аккомпанемент сякухати. Другой тип теперь часто сопровождается барабанами или сямисэном. Народные песни пользуются популярностью главным образом среди старших поколений.

Японская популярная музыка, естественно, пользуется поддержкой наибольшего числа горячих поклонников, но есть и любители американского джаза и поп-музыки, французских песенок, латинской музыки из Южной Америки, серенад Италии… В последнее время рок, соул и народная музыка из США завоевали широкую популярность, в особенности среди более молодых поколений.

Песни, ставшие хитами в Европе и США, почти мгновенно получают распространение и в Японии, а записи их оперативно поступают в продажу. Широкий спектр иностранных исполнителей постоянно и очень успешно гастролирует в Японии. Их песни затем иногда исполняют и японские популярные певцы – либо на языке оригинала, либо в переводе на японский.

Музыкой, которая пользуется самой широкой поддержкой со стороны публики вообще, является японская оригинальная популярная музыка, прозванная каёкёку. Людям нравится не только слушать песни каёкёку на концертах в живом исполнении, по радио и телевидению, но также и петь их под записанный оркестровый аккомпанемент в барах или дома.

Основные стили каёкёку появились в 10–20-е гг. ХХ столетия. Они проистекали из музыкальных стилей тех песен, которые обычно сочинялись для целей школьного образования. Гаммы, используемые в школьной музыке и каё-кёку, представляют собой смесь западной и японской гаммы.

Мелодии, основанные на пятитональных гаммах, часто характеризуются трелями и фиоритурами, которые обычно встречаются в традиционных народных песнях более раннего времени. Сохраняя такого рода базовый стиль в качестве главного элемента каёкёку, ее форма в то же время была в значительной мере расширена под влиянием западных популярных песен.

В подборках нового стиля мелодии становятся более сложными, а ритм более четко выраженным путем громко отбиваемого такта.

В шестидесятых годах английская рок-группа “Битлз” и американские певцы стиля кантри, такие как “Питер, Пол и Мэри”, “Четверо Братьев”, Джоан Баэз, оказали огромное влияние на молодежь тех дней. Молодое поколение начало сочинять свои собственные мелодии и лирику и само их исполнять.

Было образовано немало самодеятельных групп, различные оркестры, выступавшие в стилях рок и народная песня, начали проводить концерты во всех концах Японии, не только завоевывая множество последователей, но в равной мере и рафинируя свою собственную музыку, а в конечном счете обретая возможность привлекать широкие слои почитателей.

Произведения, сочиненные теми, кто шел следом за поколением “Битлз”, в музыкальном отношении являются более вестернизированными, чем когда бы то ни было раньше.

Японские детские песни могут быть подразделены на традиционные и современные. Имеются различные типы традиционных песен для детей в Японии, включая колыбельные, сценические песни, праздничные песни. С давних времен в песнях для маленьких детей поется о том, как прыгают через веревочку, запускают воздушного змея, баюкают кошку, играют в волан, в прятки.

В ходе движения за новые детские песни, которое началось в конце первой мировой войны, появилось множество песен, отражающих радости дней детства. Знаменитые писатели и поэты сочиняли в тот период большое число великолепных песен.

Писательские воспоминания о собственном детстве были излюбленными темами этих современных детских песен. Сегодня поэты и композиторы создают для детей такие песни, в которых больше внимания уделяется чувствам и устремлениям самих детей.

Источник: http://MirZnanii.com/a/316373/muzyka-yaponii

Японская народная музыка: национальные инструменты и жанры, Музыкальный класс

x

Check Also

Музыкальные зашифровки (о монограммах в музыкальных произведениях) Монограмма – одно из таинственных явлений в музыкальном искусстве. Она представляет собой музыкальный шифр в виде буквенно-звукового комплекса, составленного на основе имени автора музыкального произведения или имён дорогих ему людей.

Вечный спор: с какого возраста начинать учить ребенка музыке? Споры о возрасте, с которого можно начинать учиться музыке, ведутся давно, но по большому счету в этих спорах так и не родилась однозначная истина.

Что дети изучают в музыкальной школе? Любому взрослому интересно узнать, чем занимаются дети на протяжении 5-7 лет в музыкальной школе, что изучают и каких результатов достигают.

Музыкальный лад Музыкальный лад – ещё одно понятие из музыкальной теории, с которым мы познакомимся. Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект.

Как поступить в музыкальную школу: информация для родителей Занятия музыкой (в любой форме) помогают детям развивать не только слух и ритм, но и память, внимание, координацию, интеллект, усидчивость и многое другое.

История церковного пения: основные вехи развития храмовой музыки в России История церковного пения корнями уходит в глубокую седую древность. Пример подал сам Христос, когда, после Тайной вечери, «воспев», отправился на Елеонскую гору в сопровождении своих учеников.

Главные тайны Вольфганга Амадея Моцарта В марте в городе Баден-Бадене нашли фортепиано, на котором, по предположению, играл В. А. Моцарт. Но хозяин инструмента даже не подозревал, что на нем некогда играл этот знаменитый композитор.

Музыкальная культура барокко: эстетика, художественные образы, жанры, музыкальный стиль, композиторы Знаете ли вы, что эпоху, подарившую нам Баха и Генделя, называли «причудливой»? Причём называли далеко не в положительном контексте.

Зарубежная музыка начала 20 века Стремление композиторов максимально использовать все возможности хроматического звукоряда позволяют выделить отдельный период в истории академической зарубежной музыки, который обобщил достижения предыдущих веков и подготовил человеческое сознание к восприятию музыки вне 12 тоновой системы.

Военный духовой оркестр: торжество гармонии и силы Уже в течение нескольких столетий военные духовые оркестры создают особый антураж на торжествах, церемониях государственной важности и многих других мероприятиях.

Старинный детский музыкальный фольклор: нечто интересное из жизни наших далёких предков Для того чтобы понять происхождение и значение детского музыкального фольклора, нужно знать особенности славянского мировоззрения.

Какие бывают стихотворные размеры? В русской поэтике принята силлабо-тоническая система стихосложения, введенная с легкой руки Ломоносова и Тредиаковского.

Mузыкальная археология: самые интересные находки Музыкальная археология – это одно из интереснейших направлений в археологии. Памятники искусства, исследование музыкальной культуры можно изучить, познакомившись с таким направлением как музыкальная археология.

Как выбрать синтезатор для домашнего обучения? Учащиеся музыкальных школ не всегда имеют возможность приобрести полноценное фортепиано. Чтобы решить вопрос с домашними занятиями, преподаватели предлагают приобрести качественный синтезатор.

Искусство трубадуров: музыка и поэзия Слово «трубадур» с прованского языка переводится как «находить», «изобретать», ведь мелодии и песни – это своего рода находки и изобретения.

Самообразование учителя музыки Самообразование учителя музыки, как и любого другого педагога, начинается ещё во время прохождения обучения. Оно включает в себя сразу несколько сторон развития его личности.

Источник: http://xn--b1altabgdr.org/isskustvo-dlya-dushi/yaponskaya-narodnaya-muzyka-nacionalnye-instrumenty-i-zhanry-muzykalnyj-klass