Ойраты в Предбайкалье

Согласно легендам бурят, несшим персонифицирующий характер, когда все племя именовалось от легендарного первопредка, таковым был Барга-баатар, т.е. лидер племени баргутов.

Его сыновьями были Илюдэр, Буряадай и Хореодой. От первого произошли олеты (ойраты), от второго – буряты (эхирит-булагаты), от третьего – хори-монголы.

 Легенда эта появилась гораздо позже другой, согласно которой бурятские племена появились от животных-тотемов.

Так или иначе, любопытен тот факт, что олеты в этом мифе про трех братьев, неотделимы от бурят, коими тогда считались только эхириты и булагаты, и хори-монголов. И этому есть причины.

XVII и XVIII века были драматичными и трагическими для народа ойрат, или джунгаров. Они пережили битвы в казахских степях, несколько миграций, вплоть до берегов Каспия и обратно, братоубийственные войны с халхасцами, геноцид от цинского императора.

Не собираясь затрагивать всю историю этого народа, хотелось бы остановиться на ойратах, поселившихся на западной стороне Байкала.

Основную волну миграции джунгаров в Предбайкалье (территория нынешнего Усть-Ордынского округа и ряда районов Иркутской области) историки датируют временами ойрат-халхасской войны 1688 года. Времена «Сайн-хана смятенья, Бушагты наступленья». Тогда, спасаясь от кровопролития, на север ушли многие рода как халхов, так и джунгаров.

И если халх-монголы в основной массе своей осели на территории нынешней Южной Бурятии, то ойраты ушли дальше, на земли реки Куды, Лены и Киренги. По направлению миграционного потока, это были в основном выходцы с Саяно-Алтая, что называется истинные «ой арад» – лесной народ.

Они отличались от степных джунгар Галдан Бошогт-хана, воевать не хотели, и при первой возможности бежали.

Сбором и систематизацией родовых легенд в начале – середине XX века занимался ученый-этнограф Сергей Петрович Балдаев.

Многие данные, собранные им у информаторов, зачастую противоречивы, несут печать либо совершенно архаических культов, либо наложившихся друг на друга мифов, легенд, и исторических заблуждений.

Работать с этим материалом нелегко, и на многие вопросы до сих пор нет однозначных ответов.

Сэгэнуты – «третья сила» Предбайкалья

В родовых преданиях булагатов и эхиритов часто встречаются рассказы о набегах, боях и целых битвах этих племен с сэгэнутами. Это было сильное и многочисленное племя, часто сэгэнуты нападали на соседей, грабили, убивали, похищали скот и женщин.

Они могли выставить более трехсот человек конного войска. Позже, когда племя сэгэнут ослабло, эхириты и булагаты стали нападать на них, мстя за прежние грабежи и насилия.

Жили сэгэнуты в долине реки Лены и устье реки Киренги, примерно на территории нынешнего Байкало-Ленского заповедника.

По одной из легенд, с сэгэнутами сталкивались еще молодые Булагат и Эхирит. По другой – они пришли в долину Лены с южных берегов Байкала, убив своего родового нойона.

Еще одно предание гласит, что путь сэгэнутов был довольно долгим, и шел по маршруту Саяно-Алтай – долина реки Хэм (Енисей, район нынешнего Канска), долина Ангары – долина реки Зулхэ (Лены).

На происхождение сэгэнутов указывает не только время их миграции (ойрат-халхасская война) и место их проживания (Саяно-Алтай). Указывает также и то, что информаторы Балдаева часто называли их «цэгэнуты»,

Сэгэнуты полностью ассимилировались среди булагат и эхиритов. Но родовая память хранит образы вождей, часто носивших почетные звания «баатар», «мэргэн», «бухэ».

По легенде, из Монголии сбежали три семьи и одна беременная женщина, Дулагай. Муж ее, Сулма, был убит преследователями. Она родила сына Уха Шара, который стал первым предводителем сэгэнутов. От него пошел I Сэгэнутский род, от трех семей – II род.

По другому преданию, первый вождь сэгэнутов, Уха Шара, родился от женщины-сэгэнутки в плену у эхиритов. Она сбежала из плена, но родичи не принимали мальчика, называли его чужаком. Со временем, он стал знаменитым охотником, борцом и наездником, возглавлял облавные охоты и был провозглашен баатаром.

Во время одной из охот – зэгэтэ аба, Уха Шара победил трех эхиритских борцов из рода Шоно, которые потом устроили ему засаду и убили вождя сэгэнутов. Есть любопытная легенда о том, что сэгэнуты ведут свою родословную от самого Сэгээн Сэбдэг тэнгэри, некогда бывшего «третьей силой» между западными и восточными тэнгриями. Такой же силой выступали сэгэнуты.

Родственники сэгэнутов – икинаты и зунгары

Ближними родами сэгэнутов, были еще несколько самостоятельных подразделений. Всех их связывало общее предание о выходе из предгорий Саяно-Алтая, и время этого исхода – ойрат-халхасская война.

Икинаты к XVII веку занимали довольно обширные территории, примерно в треугольнике нынешних городов Братск, Канск и Нижнеудинск. К появлению русских икинаты находились на стадии племенного формирования, как и их соседи ашаабагаты.

Между этими племенами происходили постоянные стычки. В итоге ашаабагаты заручившись поддержкой русских служилых людей из Красноярского острога, нанесли икинатам поражение.

Со временем племя совершенно ослабло, и рассеялось по унгинским и аларским степям, примкнув к булагатам.

По легенде, Икинат был племянником Сэгээна и пришел с ним к Ангаре с реки Хэм (тюрк. – Кем, рус.- Енисей). Икинат решил остаться и кочевать между реками Ангара, Ока и Бирюса, а дядя ушел дальше, в сторону Лены (Зулхэ мурэн).

По другому преданию, племянником Сэгээна был некто Барта. Когда они поселились возле Зулхэ мурэн, они приумножились, стали нападать на соседей – эхиритов и булагатов.

Те, объединившись, истребили сэгэнутов, в живых остались только Сэгээн и Барта. Как-то Барта ушел на охоту, а его дядя тем временем, проголодавшись, съел единственную овцу.

Родственники поссорились, и Барта откочевал. От него пошел зунгарский род.

Зунгары считают себя выходцами с запада, и соответственно, потомками западных тэнгриев.

По одной из зунгарских легенд, их род, как и рода сэгэнутов и икинатов, произошли от небесного посланника Сээжин Сагаана и дочери некоего Аюхан-хана. От них родился первый вождь племени – Сэгээдэй мэргэн.

Эта легенда любопытна также и тем, что Сээжин Сагаан спускается с неба в сопровождении Буха-нойона, который, по некоторым легендам, забодал пестрого быка и украл дочь Тайжа-хана.

Так, неперсонифицированно, у булагатов назывались ойратские правители, то есть от титула «тайж». 

По еще одному преданию, племянником Зунгара был Икинат. Они жили на южно      й стороне Алтая, и ушли оттуда из-за войны Галдан-Бошогту хана. Кочевали по реке Уде (Нижнеудинский район Иркутской области), из-за стычек с местными были вынуждены откочевать в район Балаганска у Ангары. Позже часть зунгаров ушла в Байкало-Кудару, близ дельты Селенги.

Эта фотография калмыцких девушек в Интернете была названа “бурятские девушки”.

«Рассыпались, как стрелы из саадака…»

Война 1688 года была страшной. Голод, люди умирали тысячами, некому было хоронить мертвых. Воздух до небес был наполнен смрадом гниющих трупов людей и животных, пишет Балдаев.

От войны спасались целыми родами как халхасцы, так и ойраты. Первенство в неформальной иерархии ушедших к Байкалу ойратов было у племени сэгэнутов. Достаточно крупными были племя икинат и род зунгар. Помимо них также существовали и другие ветви ойратов.

В Осинском районе Иркутской области проживает небольшой род мунхалют. Жена одного из сэгэнутов, не стерпев жестокого обращения, бежала с сыном в сторону реки Осы, где ее нашли булагаты янгутского рода. Сын этой женщины, Мунхалют, с детства был метким охотником.

Хайтальский род также жил близ реки Зулхэ (Лена) вместе с сэгэнутами, по преданию, они имеют одни корни и вместе бежали от войны. Когда русские стали продвигаться по Верхоленью, хайтальцы ушли на остров Ольхон, затем ряд из них позже переселился в дельту Селенги.

Оттуда несколько семей ушло в село Ильинка Заиграевского района и село Эгита Еравнинского района Бурятии. Также хайтальцев можно встретить в Нукутском районе Иркутской области. Сохранились упоминания об обогольском роде, родственном хайтальскому, ныне вымершем.

 

Также из сэгэнутов выделился род боронут. Ныне из них мало кто остался, так как род рассеялся по разным селам в Качугском, Аларском, Эхирит-Булагатском, Баяндаевском районах Иркутской области.

Курумчинский род, по легенде появился в долине реки Лены во время разгрома Джунгарии. У Балдаева приход Хурэмшэ датирован XVII веком, что скорее всего, ошибочно, так как ханство ойратов было уничтожено в 60-х годах XVIII века.

В итоге, непонятно, мигрировали ли они вместе с сэгэнутами и прочими, либо веком позже.

Они, как и другие осколки ойратов, расселились довольно широко, в Качугском, Баяндаевском, Эхирит-Булагатском районах Иркутской области, Кабанском, Иволгинском и Баргузинском районах Бурятии. 

К ойратским, возможно, относятся рода букотский, шаранутский, дурлайский, ехэнутский, зодский, замотский, шэбхэнский, наратский. Сведения о них, у Балдаева, к сожалению, довольно скудны и обрывочны.

Устные предания не сохранили для нас сведений об особенностях ойратских родов – об их быте, костюме, языке. К концу XIX века, когда в Предбайкалье стали работать первые этнографы и фольклористы, эти рода уже были полностью ассимилированы западными бурятами, сохранив лишь общую память о том, откуда и почему они пришли.

PS: Тесные связи западнобурятских и ойратских племен отразились во многих легендах, мифах, родовых преданиях и сказаниях. Соперничество Буха-нойона и быка Тайжа-хана, кровное братство трех – ойратов, эхирит-булагатов и хори-монголов…

Совместным памятником двух народов является эпос «Шоно баатар». Шоно был младшим сыном ойратского Хунтайж Цыбен Рабдана. Старшим братом Шоно-баатара был Галдан Цырен, правитель Джунгарии до 1745 года. Их мать, Налхан-хатан, была дочерью Аюка-хана.

Падение ойратов было воистину трагическим. Империя Цин жестоко расправилась с непокорным народом, за один 1763 год было убито до миллиона ойратов. Оставшиеся рассыпались, как стрелы из колчана.

Вариант эпоса, записанный в 1936 году фольклористом Хамгашаловым у сказителя из села Бильчир Осинского района Иркутской области Шанаршеева, стал составной частью духовного наследия бурят-монгольского народа.  

См. также – “Байкальские джунгары”. 

Источник: http://asiarussia.ru/articles/5832/

Бурятская народная игра «Шагай наадан» (Правила игры) – Проекты (Республика Бурятия). Информационный портал Родное село

Зимний вид бурятской народной игры «шагай наадан» возрождается, сохранив все особенности и правила. Игры, которые устраивались на второй-третий день Сагаалгана (Новый год по лунному календарю) были не ради развлечения, они призывали благополучие, счастье, здоровье, плодородие и богатство.

«Шагай наадан» – символ жизни и плодородия. Одновременно это символ скотоводства, обозначающий «табан хушуун мал» – традиционные пять видов скота, которые имелись у бурят: хонин (овца), ямаан (коза), ухэр (корова), морин (лошадь), тэмээн (верблюд).

Шагай – это баранья лодыжка. Игра лодыжками  была известна ещё в древней Месопотамии более 30 столетий назад. В игру из косточек бараньей лодыжки – «шагай» – играли не только дети, но и взрослые.

Эти игры были разнообразны и требовали ловкости, быстроты, терпения – качеств, необходимых кочевнику. В каждом доме имелись эти косточки, хранились в специально сшитых мешочках и постоянно пополнялись. Косточки раскрашивались в разные цвета.

Каждый гордился своей коллекцией и старался не отставать от других.

Шагай настолько разнообразна и захватывающа, что люди специально собирались вечерами и играли до поздней ночи. Косточки по своей форме имеют шесть характерных позиций, и каждая имеет своё название. В игре участвуют несколько человек. Перед началом заранее оговаривают условия игры и обязательно их соблюдают.

ПРАВИЛА ИГРЫ

Прежде всего, важно запомнить, как выглядит и как называется каждая сторона «шагай»

Хонин (овца)               Ямаан (коза)              Тэмээн (верблюд)       Морин (лошадь)      Үхэр (корова)

Правила игры в «шагай наадан» очень разнообразны. Мы приведем здесь те, которые используются Федерацией национальных видов спорта Республики Бурятия при проведении турниров.

Няhалалга – «Щелканье»

Игра проходит в 2 этапа. Начинает игру тот, у кого при жеребьевке (бросании костей) выпадет наибольшее количество бүхэ. Сначала игроки бросают на кон по одинаковому количеству костей так, чтобы они ложились не кучей, а вразброс.

Играющие щелкают по косточке, направляя кости на одинаковые, например, бухэ на бухэ, хонхо на хонхо и т.д. Косточка должна идти, не задевая другие косточки, кроме цели, косточка-цель, откатываясь от удара, так же не должна задевать соседние косточки.

При правильном попадании играющий берет одну косточку себе на выбор ту, которую сбил, или ту, которой сбил. Игрок не должен забирать выигранную кость той рукой, которой щелкал. В противном случае, считается ошибкой.

Читайте также:  Мантра будды шакьямуни – как она звучит и что означает?

Если играющий промахнется, он передает ход другому игроку. Так продолжается до тех пор, пока на кону не остается три косточки. В этом случае начинается заключительный этап игры.

Когда остается 3 косточки,  тот, кто в данный момент играет этими костями, собирает и бросает все 3 косточки.

Если выпадают все 3 одинаковые косточки, то тот, кто успеет их взять первым, тот и забирает их себе. Если выпадает 2 одинаковых кости, то игрок щелкает одинаковые кости как на первом этапе. Если ему удается, то игра заканчивается. Если нет, то кости передаются следующему игроку по солнцу. Выиграет тот, у кого наибольшее количество косточек.

Кроме этого необходимо помнить следующие правила:

– Шагай бьют средним пальцем правой руки, выигранные лодыжки забирают только левой рукой.

– При щелчке и при собирании выигранных шайгай нельзя задевать остальные лодыжки.

– При подготовке к щелчку нельзя, нацелившись на одну пару, переходить на другую.

Шагай шүүрэлгэ

Каждый игрок подбрасывает четки – «шүүрэгшэн» –  вверх: пока четки летят, игрок  должен успеть отделить от общей кучи горстку косточек и успеть поймать четки одной рукой, не задевая четками стола, не прижимая к груди. Подбросив четки вторично, игрок захватывает в горсть любое количество по желанию косточек, не задевая при этом другие кости, и  должен успеть подхватить летящие  четки – этой же рукой. 

Считается ошибкой, если четки при падении задели грудь или стол, или  были взяты на грудь или живот, из взятой горсти костей  какая-либо выпадет, при захвате задеты соседние косточки.

Если  захват осуществлен по этим правилам, то эти косточки считаются выигранными.  По нашим турнирным правилам, независимо от исхода попытки,  ход передается следующему игроку. Игра идет до тех пор, пока не закончатся косточки на столе.

В результате выигрывает тот, кто собрал наибольшее количество косточек.

Мори урилдаан – «Конские бега»

Играющие выбирают по одному «бегунцу» из свободной кучи лодыжек и ставят их по обеим сторонам первой в ряду лодыжки.  Затем берут пять лодыжек и бросают их на кон по очереди.

Если среди них окажется «конь» (стоящий боком), бросающий берёт своего коня и ставит рядом со второй лодыжкой в ряду, если окажется два «коня», ставит рядом с третьей, если три – рядом с четвёртой и т.д.

Если ни одна из лодыжек не упадёт в положении «коня», то конь бросающего  игрока остаётся на месте. Остальные играющие проделывает то же самое, берут своего коня и ставят рядом со второй лодыжкой в ряду.

После нескольких попеременных «бросаний»  чей-нибудь ретивый конь проходит все двенадцать  лодыжек ряда. Значит, он и выиграл бега.

За этот материал портал Родное село благодарит:

Аюшееву Цэржэ-Мэдэг Баяртуевну, руководителя школьного кружка  «Шагай наадан», МОУ Гильбиринская СОШ, которая на страницах нашего портала рассказала об этой замечательной игре

Федерацию национальных видов спорта Республики Бурятия в лице ее председателя Алексея Васильевича Гыргенова, за предоставленное Положение о конкурсе 2016

Жанну Чимитовну Дымчикову, руководителя информационного центра Министерства культуры Республики Бурятия,  за предоставленные фото и методические материалы. 

Марк Агнор

источник: selorodnoe.ru

Источник: http://selorodnoe.ru/projects/show/id3695158/

Презентация “Бурятские народные игры”

Инфоурок › Классному руководителю › Презентации › Презентация “Бурятские народные игры”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Выполнила: Гындунова З.Д. БУРЯТСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

2 слайд Описание слайда:

Национальные игры всегда занимали значительное место в повседневной жизни бурятского народа. Существовали различные виды состязаний и игр: стрельба из лука, конные скачки, борьба.

3 слайд Описание слайда:

Сурхарбан — бурятский спортивный народный праздник. Древнее название — «Эрын гурбан наадан» («Три игры мужей»). «Сур-харбан» с бурятского языка переводится как «стрельба в сур» — кожаную мишень.

Мишени для стрельбы из лука делали из кожаного ремня — «сур». Потом это название перенесли на другие мишени из кожи, а соревнования по стрельбе в сур — Сур-харбан — стало названием всего праздника.

«Сурхарбан»

4 слайд Описание слайда:

Состязание «Стрельба из лука» пришло из далекой древности, когда монголы и буряты (а это родственные племена, раньше составлявшие один народ) занимались в основном охотой, а лук был единственным орудием стрельбы.

Соревнования по стрельбе у бурят проводятся так: на расстоянии 30 луков и 20 луков (один лук – 160 см) ставятся горизонтально суры (мишени) на высоту лука; через расстояние, равное длине лука, сзади и спереди суров проводится черта. Стрела не должна падать ближе передней черты и выбивать сур за черту.

Выпускают поочередно по две стрелы, но когда остается по одному суру на каждом из участков, то выпускают по одной стреле. Стрельба из лука

5 слайд Описание слайда:

С древности у бурят-монголов были очень популярны конные скачки. Раньше на соревнования допускали только коней-меринов, а теперь допускаются производители и кобылицы.

Из двух меринов, пришедших первыми, один подносился в дар старшему ламе, второй – старшему нойону, а имена владельцев лошадей даже не объявлялись; теперь владельцы лошадей-победителей получают специальный приз и поощрение к улучшению породы. Получает приз и наездник. Конные скачки

6 слайд Описание слайда:

Третий вид соревнований на сурхарбане – борьба, которая считается национальным видом спорта у бурят. На ламаистских праздниках также устраивались соревнования по борьбе и проходили они в соответствии с религиозным этикетом: перед схваткой борцы подходили к ламе за благословением, а после схватки победитель подносил ламе часть своего приза. Борьба

7 слайд Описание слайда:

Бабки-лодыжки (Шагай наадан) Бросание лодыжек (таранных костей) имеет много разновидностей: 1. Несколько лодыжек расставляют в ряд друг против друга по краям стола. Игроки разделяются на две команды. Они по очереди щелкают любую лодыжку из своего ряда в противоположную сторону. Сбитые лодыжки соперников они забирают себе.

Выигрывает та команда, которая больше сбила лодыжек. 2. Большим пальцем щелкают по одной лодыжке, чтобы попасть в другую. Если попадание было удачным, то игрок сшибает следующую и т. д. Сбитые лодыжки забирает себе. 3. Бег лодыжек: игрок щелчками по лодыжкам добивается, чтобы его лодыжки обогнали лодыжки соперника. 4.

Бодание баранов: два игрока одновременно щелчками с противоположных сторон пускают друг на друга лодыжки. Побеждает тот, чья лодыжка упала на бок или перевернулась. 5. Кидание лодыжек с ладони вверх. Пока одна летит вверх, надо собрать в кучу лодыжки, расположенные врассыпную на столе.

Правила игры: следует точно соблюдать приемы игры.

8 слайд Описание слайда:

Волк и ягнята (Шоно ба хурьгад) Один игрок — волк, другой — овца, остальные — ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду», — говорит волк.

«А зачем нас ждешь?» — «Чтобы всех вас съесть!» С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их.

Правила игры: – ягнята держатся друг за друга и за овцу; – волк может ловить только последнего ягненка; – ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы; – волку нельзя отталкивать овцу.

9 слайд Описание слайда:

Иголка, нитка и узелок (Зун, утахн, зангилаа) Играющие дети становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него.

Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры: – иголка, нитка, узелок держатся за руки; – их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

10 слайд Описание слайда:

Ищем палочку (Модо бэдэрхэ) Участники игры становятся по обе стороны бревна (скамейки, доски), закрывают глаза. Ведущий берет короткую палочку (10 см) и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, где упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку.

Выигрывает тот, кто найдет ее, незаметно подбежит к бревну и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и запятнать. Тогда палочка переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных.

Правила игры: осаленный должен быстро передать палочку.

11 слайд Описание слайда:

Табун (Хурэг адуун) Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки, подражающие лошадиному ржанью. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков.

А два-три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребенка и увести его в свое логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков. Если он осалит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит или не перебьет всех волков.

Правила игры: – волк может разрывать круг; – пойманного жеребенка он должен ловко увести к себе в логово.

12 слайд Описание слайда:

Стрельба по соломенным бабкам (Сурхарбан) Стрельба из лука по связкам соломенных бабок или щиту, составленному из вязанок соломы или спутанных веревок, широко бытует под названием сурхарбан, как один из спортивных элементов национального праздника. Другой ее вариант: стрелу пускают не на соломенную бабку, а просто вдаль. Побеждает тот, чья стрела улетит дальше. Правила игры: соблюдать правильный прием стрельбы.

13 слайд Описание слайда:

Благодарим за внимание!

Не тот материал, который искали? Воспользуйтесь поиском по нашей базе из 3113202 материалов.

Искать

Рейтинг материала: 5

Проало пользователей: 1

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya___buryatskie_narodnye_igry-180670.htm

Логика миграций бурятских племен

Фото с сайта http://rus.ruvr.ru В период 1560 – 1640-х годов, пока шло завоевание Московией Сибирского ханства и строительство острогов в Восточной Сибири, бурятские племена и группировки интенсивно мигрировали.

Результат миграций получился весьма интересный. К началу XVII века карта запада этнической Бурятии словно сделала попытку вернуться к состоянию, которое имела до походов полководцев Чингисхана.

 Поэтому, чтобы понять, что двигало миграцией бурятских племен, ненадолго вернемся и мы в XIII век. В 1207 году старший сын Чингисхана Джучи привел под власть отца лесные народы нынешних Тувы и Хакасии практически без единого выстрела. В списке племен, покорившихся Джучи, указаны буряты.

И это маленькое указание в «Сокровенном сказании монголов» до сих пор вызывает горячие споры. Какой смысл в него вкладывали тогда монголы? Но ученые считают, что этот уникальный поход не затронул основную территорию расселения этносов, позднее составивших костяк бурятского народа.

По мнению некоторых историков, речь идет о небольшом этносе, жившем у реки Бурят, что где-то в современной Туве. Одно известно точно – среди народов, встречавших ханского сына с данью, не упомянуты ни  баргуты, ни хори-туматы. Зато летописцы пишут про тоёлёсов, вероятно, предков сэгэнутов, также подчинившихся империи Чингисхана.

Баргуты вошли в нее позже и добровольно, но с особой гарантией. За них «поручителями» стали хунгиратские нойоны, с которыми баргуты приняли акт побратимства.

Читайте также:  Буддизм – философия или религия |  к чему относится это учение?

– На протяжении завоеваний чингисидов баргуты с берегов Байкала уходили большими и маленькими партиями на запад, как минимум до современного Узбекистана.

Последняя их группировка, державшаяся на родине, отошла в сторону озер Хулун и Буйр относительно недавно. Возможно, это случилось в середине XVI века или чуть раньше.

Впрочем, некоторые исследователи не исключают, что баргуты еще успели повстречаться с казаками, – говорит исследователь этнической истории бурятского народа, ученый БНЦ Дорж Цыбикдоржиев. 

Расцвет хори

Больше всего на изменения этнической карты Бурятии в XIII веке повлияли хори-туматы – крупнейшее в Баргуджин-ороне (земли вокруг Байкала) вокруг военно-политическое объединение. Оно в ту пору переживало период своего расцвета, по крайней мере, в территориальном смысле.

С древних времен населяя степи Ольхонского района, Верхнюю Лену, Приангарье, они также имели выдвинувшийся глубоко на юг клин. Горские хори-туматы занимали Тунку и Хубсугульский край. Именно оттуда происходит легендарная женщина, изменившая этнополитическую карту онон-керуленских степей и гор. Имя ее Алан-Гоа.

Большинство исследователей полагает, что она родилась у нынешней реки Ариг (Ариг ус или Аригийн гол), на восточной стороне Хубсугула. С небольшой группой хоринцев она переселилась на восток, ближе к Керулену. Алан-Гоа почитала как праматерь особая группа монголов – нируны.

Внутри нирунов два племени – борджигины и тайчиуты – претендовали на власть и соперничали между собой. Победителем в этой борьбе и вышел будущий Чингисхан, а тогда просто борджигинский Тэмуджин. Хори-туматы же в этой борьбе поддерживали своих ближайших соседей – тайчиутов.

Хоринцы предоставляли убежище и другим соперникам Тэмуджина, мэркитам из племени хоас, тоже своим непосредственным соседям. Такая политика понятна и сейчас: никому не хочется иметь под боком врага.

– Но был у хори-туматов еще один вектор политических интересов. Вектор, благодаря которому до недавних пор булагаты оставленные хоринцами памятники называли «китайскими».

Речь идет не о ханьцах, собственно китайцах, а о киданях, монголоязычном народе Маньчжурии, – объясняет Цыбикдоржиев. – После гибели своей Железной империи крупная партия киданей отошла далеко на запад, где создала государство Кара Кидань. Я поддерживаю версию Л.Н.

Гумилева о том, что в середине XII века от него отложилась северная часть, образовавшая Найманское ханство. Судя по всему, хоринцы контактировали с киданями со времени их империи и продолжали сотрудничество с найманами.

Этим я объясняю тот факт, что, согласно летописям, многие хори-туматы еще до 1207 года оказались на землях хакасов (енисейских кыргызов).

Предки нынешних хакасов потерпели крупное поражение от киданей и позднее входили в состав Наймана. Хоринцы же в союзе с киданями получали шанс ликвидировать давний натиск енисейских кыргызов на свои западные земли. 

Обрывки военного знамени

Именно к тому времени Дорж Цыбикдоржиев относит появление особенностей национальной одежды хоринцев и многих других этносов на территории, где судьба разметала осколки хори-туматов и киданей. Это и «маньчжурский» воротник-стойка, и прямоугольный борт энгэра и цветные нагрудные нашивки. Этот покрой, видимо, принесен киданями.

Он не был широко распространен у халхасцев, булагатов, южных монголов вплоть до XVII века. Зато мы видим его у дархатов в Хубсугуле, у тофаларов, в женской одежде эхиритов, в костюме некоторых шаманских родов булагатского ареала, у алтайцев и некоторых групп хакасов, а также у бурят-хонгодоров. Родство этих двух племен отражается и в наши дни в костюмах.

На одной из хонгориад гости праздника приняли по костюмам одну из делегаций за хори-бурят.

– Можно образно выразиться, что все это обрывки старинного знамени. Сравнение тем более справедливое, что цветные полосы на груди идут, если верить легендам, от традиции нашивать на одежду цвета боевых знамен, – объясняет Дорж Цыбикдоржиев. 

Вольные люди

Хори-туматы довольно долго не подчинялись Чингисхану. Но в конце концов империя взялась за чересчур вольных людей. Потерпев ряд поражений, воины Чингисхана все же сумели, пройдя по известной в летописях горной тропе «красных быков», добиться крупных успехов.

Долгое время ученые не могли понять, что имелось в  виду под  тропой «красных быков». Как не была понятна и география туматских войн.

Только несколько лет назад ученый Дорж Цыбикдоржиев пришел к выводу, что «красные быки» – это дикие яки и что тропу необходимо искать в районах, населенных современными хонгодорами.

– Тут и обнаружились топонимы, легенды, культы, напоминающие о событиях XIII века. В Тунке нашлось культовое место, духа-хозяина которого представляют в образе красного быка.

Там же, в Тунке, находится завершение тропы Бычья (Бухатай), что ведет из Закамны, – рассказывает ученый. – Легенда гласит, что по этой тропе прибыл легендарный Буха-нойон, считающийся предком булагатов.

Известно, что монгольский полководец Буха-нойон из племени джидинских баяутов и был проводником в походах имперской армии на лесные народы.

– Считается, что Джиду населяют в основном сартуулы. Моя бабушка была из бурятских казаков. Думаю, что родословная многих джидинцев хранит предания о предках – воинственных баяутах,  – говорит директор нашего издательства по маркетингу Аркадий Зарубин.

Джидинский баяут Буха-нойон разделил войско на две части, одна из которых, видимо, попала в засаду и была уничтожена, после чего горцы расслабились и затеяли пир. Тем временем вторая часть монгольского корпуса с топорами, тесаками и пилами продиралась по тропе Бухатай в тыл хори-туматам.

В первый и единственный раз офицерам пришлось применить розги для понукания дисциплинированной имперской армии. Наконец степняки буквально прогрызли себе путь и обрушились на празднующих победу горцев. Так монголы установили свой контроль над Тункой и отсекли горскую часть хоринцев от ангаро-ленских собратьев, рассказывается в «Сокровенном сказании».

А поскольку первыми из покорившихся лесных народов были ойраты (хойты), Чингисхан и подчинил им горских хори-туматов и передал им часть их земель. Этот момент и стал поворотным в истории региона.

Хотя северная группировка туматов сражалась примерно до 1260-х, разделение этого крупного народа в 1217 году имело далеко идущие последствия. Ойраты, до того представлявшие собой небольшой этнос в 4 тысячи воинов, начали набирать силу за счет включения в свой состав осколков баргутских народов.

До сих пор в составе ойратов встречаются хоринские по происхождению роды галзут, шарайт, кубут, гучит, будангут. Позже, во время антиманьчжурских восстаний, одни только галзуты имели 4 тысячи кибиток. Но они были рассеяны объединенными войсками халха-монголов и маньчжуров далеко на западе.

Не намного меньше было в Джунгарии и шошолоков. Сэгэнутские роды, как уже говорилось в прошлой статье, не просто влились в ойратский союз, но и принесли странное на первый взгляд название – Джунгария. 

 Откуда появились хонгодоры?

А что же стало с горскими хоринцами? Спор ученых о происхождении хонгодоров идет десятилетиями. Одни считают их осколком ойратов, незадолго до прихода русских как-то оказавашимся в Бурятии, другие видят их осколком восточных монголов, третьи – омонголенными тюрками.

– Но над всеми этими версиями нависает этническое самосознание самих хонгодоров и близких к ним шошолоков.

По их этногенетической мифологии, они – потомки небесной девы-лебеди, а Хонгодор, Шошолок и Хоридай (предок хоринцев) являются родными братьями! Так что хонгодоры не пришли в Бурятию откуда-то, они вернулись на свои родные земли, где некогда громили монгольские войска и славились по всему региону в качестве храбрых воинов – туматов, – считает Дорж Цыбикдоржиев.

Да и сам язык хонгодоров неопровержимо свидетельствует о том, что эта группа не разрывала надолго своих связей с бурятским языковым ареалом.

Хонгодоры, скорее всего, периодически кочевали между Тункой и Тувой, находясь в орбите сначала хойтских князей, затем – хотогойтов (ветвь хойтов). Окончательно хонгодоры покинули «землю Хотогойто» примерно в 1580-х годах и начали массами возвращаться на родину предков.

Если говорить о западной Бурятии, то к аларским хонгодорам принадлежат такие знаменитые фамилии ученых, как Махосоев, Сактоев, Басаев, Матханов.  

Оплот немирных племен

Ангарские, ленские и ольхонские хори-туматы сражались с чингисидами еще очень долго после 1217 года. Недавно обнаруженные бурятские исторические очерки и родословные показывают, что оплотом немирных туматов стали Ольхон и прибайкальские горы.

Для «контроля ситуации» империя Чингисхана вынуждена была снимать войска с востока и запада и размещать их на территории современной Иркутской области, причем размещали их с условием военного поселения, чем-то напоминающего казачьи войска.

Археологи находят под стенами ангарских укреплений останки принесенных в жертву жителей Средней Азии, которых чингисиды отправляли на Ангару для создания торговых факторий. Так по-новому кроилась карта региона.

– Предполагают, что только в 1260-х годах, когда началась междоусобная война между сторонниками братьев-чингисидов Ариг Буги и Хубилая, прекратилось сопротивление туматов.

На Ангаре, Енисее, в горах Саян и у Хубсугула население выбрало сторону Ариг Буги. На Лене, Ольхоне, в Куде хоринцы не захотели признавать Ариг Бугу.

Ведь это означало признать власть ойратов (основных союзников претендента), с чем немирные туматы категорически не могли согласиться, – говорит Дорж Цыбикдоржиев.

 Та часть, что выбрала сторону Хубилая, ушла со своей многовековой земли, колыбели культуры и языка. Ушла на восток, там, где находился оплот Хубилая. Летописи хори рассказывают: «шли девять долгих месяцев, пока не вышли к берегу Великого океана».

Этот колоссальный рывок к Тихому океану и история той дальневосточной группы заслуживают отдельного рассмотрения. Пока же отметим, что повсюду в Западной Бурятии остались осколки хори.

На Нижней Уде всего 20 – 30 лет назад старики еще помнили о какой-то крупной войне, в которой не захотели участвовать потомки белой птицы Саган шубуун. Не война ли Ариг Буги имеется в виду? На Лене и Ольхоне остались осколки галзутского и шарайтского родов.

Так,  уроженец Ольхона руководитель Агентства по спорту Владислав Бумбошкин является хори-бурятом из рода галзууд. Президент ассоциации бурят Качуга был представителем рода шарайд. Агван Доржиев тоже происходит из качугских галзутов. 

Загадочные ашабагаты

Загадкой до сих пор остается происхождение ашабагатов, о которых известна поговорка: «ашабагаты прибыли в обозе (или с обозом)».

– Не могли ли они быть отставшей во время переселения группой хоринцев? Их название аша абга (внук и дядя по отцу) звучит странно, но именно так называются у хоринцев особые отношения между двумя родами, один из которых именуется родом внуков, второй – родом дядей, – высказывает предположение ученый.

Как видно по карте, ашабагаты к XVII веку зафиксированы двумя крупными группами в Куде и на Нижней Уде, между которыми расположились булагаты.

Именно удинские ашабагаты облагали данью кетские и тюркские племена бассейна Енисея.

Именно ашабагаты стали первыми бурятами, весть о силе и воинственности которых докатилась до Томского острога, откуда воеводы слали в Москву донесения о «прилегших к городу ордах», среди которых перечисляются и буряты.

Но прежде чем  рассказывать о первых контактах бурят с казаками, нам необходимо видеть картину в целом. Мы подробно узнали, как расширилось до западных границ бурятских племен Московское царство, раздираемое Смутой. А  на юге и востоке от этнической Бурятии к XVII веку происходили не менее бурные события.

Источник: https://www.tuva.asia/news/ruregions/1841-buryat.html

Бурятские игры

До революции значительная часть бурят – забайкальские буряты – вела кочевой образ жизни, занимаясь скотоводством и охотой. Только в западной части Бурятии развивалось земледелие, крупной промышленности не существовало. Еще в конце XIX в. английский путешественник Диксон, посетив бурятский край, писал: «Сюда, кажется, никогда не дойдет европейская цивилизация».

За годы Советской власти народ прошел путь, равный столетиям. Уже после второй декады бурятского искусства в Москве (1959 г.) центральная печать отмечала, что не только «европейская цивилизация» пришла к бурятам, но и буряты ныне способны обогатить европейскую культуру.

Читайте также:  Биография далай ламы четырнадцатого – удивительный путь

Изменились в советское время народные игры бурят. Наряду с широким распространением интернациональных игр и видов спорта популярными стали лучшие из традиционных народных игр, во многих из них произошло переосмысление сюжетов, изменились условия применения этих игр.

Например, игра «Слепая баба» (Хохор хамга-шаалга») носила прежде обрядовый характер, отображая условно мор, падеж скота от болезней. Играющие убегали от «слепой бабы», как от слепой силы, от злой судьбы.

Теперь обрядовый смысл забылся и получилась веселая детская игра типа «Жмурок».

Преобразились популярные в народе праздники игровых танцев и песен («Наа-дан») и праздник народных спортивных состязаний и игр («Сурхарбан»).

Раньше участники праздника ютились в юрте какого-нибудь состоятельного скотовода, а теперь праздник проводится на стадионе, специально оборудованных и украшенных площадках. Праздники эти стали всенародными.

В современный «Сурхарбан» входит целый комплекс народно-национальных игр и состязаний: национальные виды стрельбы из лука, конных скачек, бурятская борьба (барилдаан), бег, прыжки и др.

Современные игры в Бурятии сейчас такие же в своей основе, как и в других советских республиках, но многие из них имеют и самобытные черты, связанные с особенностями истории народа и с природными условиями республики.

В краю потомственных скотоводов много разнообразных игр, участники которых изображают животных (лошадей, верблюдов, волков, маралов и др.) или используют кости животных (разные виды игры «Шагай», игры «Хонгордоолго», «Таалсалга» и др.).

В популярных среди молодежи шуточных танцах-играх часто также изображаются действия животных или птиц («Медвежий танец» – «Баабгайн наадан», «Танец тетеревов» – «Хурайн наадан» и др.).

В этих танцах-играх нашел отражение охотничий промысел, распространенный в лесных районах Бурятии.

Континентальный климат края с его коротким летом и долгой суровой зимой также отразился на тематике игр (например, игра «Рукавицу гнать» – «Бээлэй тууха»).

Игры без предметов

Верблюжонка верблюд ловит (Ботогон буурашалга)

В игре участвует 10-30 и более человек, чаще дошкольники или младшие школьники. Играть можно на небольшой площадке (5-7 м в поперечнике).

Описание. Эта игра напоминает игру «Кошки-мышки», только действующие лица в ней иные – типичные животные для степных районов: верблюд (буура), верблюжонок (ботогон). Эти роли (роли водящих) распределяются по желанию или по считалке. Остальные играющие образуют круг, взявшись за руки.

«Верблюжонок» становится в круг, а «верблюд» остается за кругом и пытается прорваться в него, но образующие круг препятствуют этому, не расцепляя рук. Если «верблюду» все же удается прорваться, то он пытается схватить «верблюжонка».

Тот увертывается и выскакивает из круга (его пропускают под руками), а «верблюда» снова задерживают.

Если «верблюду» долго не удается поймать «верблюжонка», его заменяет кто-нибудь другой по желанию. Когда «верблюжонок» пойман, игра заканчивается или возобновляется с новой парой водящих.

Правила.

  1. «Верблюд» может прорываться через сомкнутые руки, но не имеет права применять болевые приемы.
  2. «Верблюжонок» считается пойманным, если «верблюд» осалит его.

Участвует в этой игре 7-15 человек, чаще младшие школьники.

Описание. Из игроков выбираются по желанию «баба» и ее «дочь». Они отходят в сторону и ждут, когда придет время их действий. Остальные играющие, став в затылок один другому и держа друг друга за пояс, садятся на корточки. К ним подходит «баба». Она говорит, что ищет шило и ножницы, чтобы вытащить занозу из носа верблюда.

Играющие прячут от нее пучок травы или палочку – «ножницы» и «шило». Когда «баба» просит «ножницы» и «шило» у первого играющего, тот отвечает, что надо искать в задних рядах. Она толкает его, стараясь вывести из равновесия, чтобы ему пришлось опереться рукой о землю, а сама подходит к следующему и т. д.

В это время играющие говорят: «Поднимается ветер, он гонит сюда дождевую тучу. Баба, баба, собирай аргал» (сухой навоз, который служит в степи для топлива). «Баба» уходит. Тогда один из игроков встает и, «похитив» «дочку», «прячет» ее (сажает среди остальных игроков)..

«Баба», вернувшись, спрашивает: «Где моя дочь?» Ей отвечают: «Там, за западной канавой, женщина ищет свою дочь».

Вся игра ведется в комическом тоне: «баба» ищет то «дочь», то «шило» и «ножницы». В некоторых вариантах игра так и продолжается, пока не надоест играющим.

У бурят, живущих в Агинском автономном округе, конец этой игры иной: после «похищения дочери» «баба» находит ее в цепочке играющих и пытается отнять. Играющие встают, сохраняя цепочку. Передний игрок расставляет широко руки, не давая водящей приблизиться к «дочке».

Водящая мечется из стороны в сторону, но вся цепочка увертывается от нее. Начинается игра, в сущности похожая на известную игру «Коршун и наседка», где у водящей цель – отрывать игроков от цепочки, защищаемой первым игроком.

Игра продолжается до тех пор, пока «баба» не поймает свою «дочь».

Правила.

  1. Игрок, которого «баба» оторвала от цепочки, должен сразу выйти из колонны, а остальные вновь берут друг друга за пояс.
  2. Во время движения отрываться от цепи нельзя. Если это произойдет, то игра приостанавливается и все опять берутся за пояс.

Играют 10-20 и более мальчиков и девочек младшего и среднего школьного возраста (на лужайке или площадке длиной 30-50 м и шириной 10-15 м).

Ястреб и утка

Описание. 2-3 участника по желанию вызываются быть «утками», а один (особенно быстрый и ловкий) становится «ястребом». Чертят «озеро» (круг радиусом 1-2 м). В 10-15 м от него становятся в 1-3 ряда произвольно (на расстоянии 0,5-1,5 м друг от друга) все играющие, изображают «заросли камыша».

В 10-15 м от них располагаются «утки», а через следующие 10-15 м – «ястреб» (рисунок). Когда все играющие займут свои места, «ястреб» издает громкий крик и устремляется к «уткам», чтобы «поймать» (осалить) их. Иногда он взмахивает при этом руками, как крыльями. «Утки» спасаются среди «камыша», потом в «озере», в котором их салить уже нельзя.

Та из них, которую «ястреб» осалит, выбывает из игры. Когда остальные «утки» спасутся в «озере», «ястреб» возвращается на исходную позицию. Это же делают «утки», и начинается следующий тур игры. Заканчивается она, когда «ястреб» поймает всех «уток» или убедится, что не в силах их переловить. Тогда вызывается быть «ястребом» другой участник и игра повторяется.

Иногда «ястребу» заранее дают ограниченный срок – 5-15 мин или 2-3 попытки.

Правила.

  1. Игроки, изображающие камыши, могут раскачиваться всем туловищем, мешая «ястребу» догонять «уток», но при этом они не имеют права действовать руками или сходить с места. «Ястреб» может раздвигать «камыш» туловищем, но тоже без участия рук.
  2. «Утка» может сразу спасаться в «озере», но должна не реже чем через раз задерживаться в «камышах», пока «ястреб» не попытается осалить ее здесь.

«Игра в лодыжки» (специально обработанные кости надкопытных суставов овечьих ног) широко распространена среди бурят. Она имеет несколько разновидностей. Ниже приводится одна из наиболее простых. Участвовать в ней могут мальчики и девочки 7-15 лет, 2 человека и более.

Описание. Игроки кладут на землю, или на дощечку, или на стол в общую кучку условленное число лодыжек, например каждый по 5 костей. Очередность в игре определяют по считалке или жеребьевке.

Первый игрок подбрасывает одну лодыжку. Сразу же (той же рукой) берет лодыжки из кучи и ловит подброшенную вверх. Лодыжки, которые он успел схватить из общей кучи, откладывает в сторону до конца игры.

Потом повторяет все снова и так продолжает игру до тех пор, пока не уронит подброшенную лодыжку. Тогда вступает в игру следующий игрок. Выигрывает тот, кто заберет больше лодыжек из общей кучи. Выигрыш подсчитывают, когда в куче не останется лодыжек.

Потом их складывают в общую кучу и игра повторяется.

Правила.

  1. Игрок передает очередь следующему не только тогда, когда не успевает поймать подкинутую лодыжку, но и в том случае, если не успеет взять лодыжку из общей кучи или уронит её, ловя подброшенную вверх.
  2. Играть можно любой рукой, но в ходе игры запрещается менять руку или помогать другой рукой.

В разновидностях этой игры задания усложняются (например, подкинутые лодыжки ловят на тыльную сторону ладони, берут лодыжки, положенные не на землю, а себе на колени, и т. д.). В Бурятии можно наблюдать игру «Шагай» во время езды на лошадях (это очень характерно для потомственных скотоводов).

Рукавицу гнать (Бээлэй тууха)

В прежние времена эту игру проводила молодежь, собираясь у кого-нибудь в доме. Теперь играют и младшие школьники, причем не только в помещении, но и на улице. Рукавицу нередко заменяют платком, шарфом и т. п. Игра проходит интереснее, если в ней 15 и более участников.

Описание. Играющие, сев тесным кругом лицом к центру, незаметно передают из рук в руки за спиной рукавицу. Кому она попадет в руки, тот начинает раскачиваться из стороны в сторону и напевать: «Рукавицу, рукавицу, рукавицу гони» («Бээлэй, бээлэй, бээлэй туу»).

Водящий, находящийся в середине круга, услышав пение, бросается в ту сторону, где поют. Но пока Он приблизится, пение и покачивание там прекращаются, переходя дальше по кругу – как бы катится волна. Это значит, что рукавица ушла дальше.

Задача водящего – обнаружить рукавицу в руках одного из играющих, который после этого становится новым водящим.

Правила.

  1. Игрок, получивший рукавицу, не задерживает ее у себя до конца пения, а передает сразу в любую сторону, продолжая петь до конца фразы.
  2. Остальные играющие не должны начинать пение до того, как придет к ним в руки рукавица.
  3. Названный водящим игрок должен немедленно показать свои руки, не передавая дальше рукавицу, если она у него находится.

Эта игра широко распространена едва ли не у всех народов, для которых традиционным является скотоводство, особенно степное. Ее считают своей народной игрой казахи, киргизы, каракалпаки, калмыки, буряты и, многие другие народы. Поиск нужного предмета (белой палки, белого шерстяного мяча и т. п.

) в степи лунной ночью позволяет развить и проявить навыки, высоко ценимые среди потомственных скотоводов. Отсюда популярность и традиционность игры во многих скотоводческих районах, включая Бурятию.

Здесь эта игра имеет некоторые особенности, связанные с наличием в Бурятии не только степной, но и лесистой местности: в игре используются большая жердь и маленькая деревянная палочка.

Игра проводится в летнюю лунную ночь. Участвует в ней обычно 20-30 человек, чаще это юноши и подростки. Прежде, по свидетельству Г. Н. Потанина, и взрослые люди, даже женщины, принимали участие в этой игре.

Описание. Играющие делятся на две равные по силам команды. Игровым инвентарем служат жердь (длиной 3-6 м) и короткая палочка (10 см длиной), свежеобструганная, белая (чтобы легче было найти ее ночью), без сучков и заусенцев. Команды идут на ровное открытое место, куда приносят жердь, и строятся вдоль нее в ряд.

Один из играющих бросает вдаль что есть силы короткую палочку с криком «кик-кук!», что служит сигналом начала поисков. Кто первый нашел, кричит: «Бии олооб!» – и бежит к жерди или передает палочку (так, чтобы никто из соперников не заметил этого) более сильному товарищу из своей команды. Если соперники обнаружат палочку, то стараются отнять ее и донести до жерди сами.

Побеждает команда, которой удастся стукнуть палочкой по жерди. Этот стук служит сигналом к прекращению игры. После этого она обычно повторяется. И так несколько раз.

Правила.

  1. Во время борьбы можно хвататься только за саму палочку, а не за руки, ноги, одежду соперников.
  2. Найденную палочку можно только нести или передавать из рук в руки, но нельзя, перебрасывать ее друг другу.

Источник: http://kazinosalon.ucoz.ru/publ/burjatskie_igry/1-1-0-40