Буддизм – философия или религия | К чему относится это учение?

Содержание скрыть

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Наверное, у каждого, кто хотя бы немного интересуется буддийским учением, возникал вопрос: «Буддизм – философия или религия?» С одной стороны, все вокруг говорят, что буддизм – это одна из главных мировых религий. С другой стороны, мы обычно называем ее «буддийская философия, учение». 

Так где же правда? Попытаемся в этом разобраться. В статье ниже мы рассуждаем на тему того, что такое философия и религия, по каким признакам можно причислить буддизм к философии, а по каким – к религии. В конце мы обобщим все доводы и прийдем к выводы, к какой же категории относится буддизм – к философской или религиозной.

Философия и религия – в чем различия?

Наш мир очень многогранен. И в плане мировоззрения здесь можно встретить сотни разных взглядов. Одни из них зовутся философией, другие – религией. Сложность заключается еще и в том, что в странах Востока, где в основном распространен буддизм, нет четкого разграничения между понятиями «религия» и «философия».

На этой почве веками ведутся споыр, и исследователи все никак не могут прийти к единому мнению. Разногласия по поводу буддизма не утихают в первую очередь потому, что с каждым годом он охватывает все больше новых приверженцев. Чтобы понять, к какой категории можно его отнести, стоит для начала определить, что есть философия, а что – религия.

Дословно философию с греческого можно перевести как «любить мудрость», что отлично отражает суть понятия. Философия всегда стремится изучить со всех сторон мир, нашу жизнь, устройство Вселенной. Разные направления философии изучают процесс познания, систему ценностей, бытие, знания, основанные на собственном опыте, причинно-следственные связи.

Философские концепции имеют своих основоположников, а со временем дополняются, трансформируются. В их основе лежат научные труды, теории, законы. Философия «дружит» с наукой и в какой-то степени ее саму причисляют к науке.

Религия же – это совокупность взглядов, которые строятся на вере — в высшие силы, в сверхъестественное, в единого Бога или в нескольких богов. Религия объединяет людей и диктует свои непререкаемые правила, догмы. 

При этом верующие объединяются в организации, где проводятся обряды, священные действия, службы, ритуалы. Для этого они собираются в специально отведенных местах, например, в церквях, храмах, монастырях, синагогах.

И философия, и религия отвечают на важные для человека вопросы: можно ли познать мир, где таится истина, есть ли Бог, что из себя представляет человек, что такое хорошо и что такое плохо.

 Но при этом философия приводит доводы (зачастую логические), в которые человек может верить, а может не верить, принимать их или нет, и которые могут меняться с течением времени в зависимости от научных открытий и новых концепций.

В религии Бог трансцендентен, истины беспрекословно принимаются на веру, так или иначе говорится о высших силах, существуют правила, которые обязательны для выполнения.

Буддизм как философия

Буддизм говорит не о божественном начале, которое есть во Вселенной и в каждом из нас, а о духовном Пробуждении – бодхи. Буддисты не «рабы Божьи», а «последователи Учения».

То есть, в отличие от взгляда религий, мы должны стремиться не к Богу, а к собственному Просветлению. В основе лежит именно Учение, которое само по себе говорит о близости к философии.

У этого Учения есть основоположник – Будда Шакьямуни. Он был не Богом, а великим Учителем, который смог пройти свой путь, познать истину и бросить все свои силы для помощи другим. Он был обычным человеком, и мы знаем о нем то, что его звали Сидхартха Гаутама, он жил в Индии, был сыном царя из рода Шакья, у него была жена и сын, и действительность его существования не вызывает сомнений.

В учении не говорится о божественном происхождении мира и о потусторонних силах. Существует множество буддийских сутр, которые существуют со времен раннего буддизма и становятся текстами, где подробно излагается суть учения. 

В некоторых из них можно узнать о различных демонах, божествах, бодхисаттвах – но нельзя говорить об их божественной или адской природе, потому что они, так же, как и мы, являются живыми существами и крутятся в сансаре – круговороте смертей и перерождений. И им никто не поклоняется – даже Учитель Будда говорил о том, чтобы не делать культа из него или кого-нибудь другого.

В буддизме нет греха и его искупления – есть понятие кармы. Она, так же, как философия, объясняет, что за любым действием последует результат в будущем, то есть все имеет свои причины и следствия. 

Также буддийское Учение – это не слепая вера тому, что сказал авторитет. Любое правило, изречение должно пропускаться через призму собственного опыта, проверяться «на своей шкуре». Будда также об этом говорил.

Резюмируя особенности буддизма, можно сказать, что у него нет тех основных черт, присущих религии:

  • Бога, который сотворил мир и правит им
  • грехов и их искупления;
  • бескомпромиссной веры;
  • строгих правил, догм;
  • единого канона, который считается священным для всех направлений религии.

С этой точки зрения буддизм не может считаться религией. Кроме того, в последнее время буддийская мысль все больше овладевает Западом и приобретает массовость.

Идеи буддизма воплощаются в современной культуре, например в литературе: Джек Керуак и его «Бродяги Дхармы», Герман Гессе и роман «Сиддхартха», Виктор Пелевин и его «дзен-буддистский», как он сам его называет, роман «Чапаев и пустота». Такое восприятие далеко от религиозного и больше походит на философское.

Буддизм как религия

С другой стороны, главная цель буддизма – это спасти людей, помочь им достичь истины, обрести свободу. Чем это не цель религии?

Буддизм давно вышел за границы определенных стран и национальностей, охватив множество последователей по всему миру. Именно по этому признаку его называют мировой религией наряду с мусульманством и христианством.

За 2,5 тысячи лет существования учение Будды сильно изменилось, разделившись на множество школ, взгляды которых могут быть совершенно разными. В некоторых направлениях, например в ваджраяне, имеет место ритуальность, которая так присуща религии.

В каких-то традициях даже Будда, а также другие бодхисаттвы обожествляются: им устанавливают алтари, воздвигают статуи, делают подношения. Все мы так хорошо знаем о буддийских мантрах, которые по сути являются молитвами, встречающимися и в других конфессиях.

Существуют разного рода буддийские храмы, монастыри, дацаны, хуралы. Здесь же проводятся службы, праздники, обряды, чего никак не встретишь в философии. Монахи, ламы, пуджи, подношения, чтение сутр, тханки, которые так похожи на иконографию, определенная одежда – это, без сомнения, признаки религии, которые очень явно проявляются в буддийской традиции.

Подводя итог

Не зря «Википедия» определяет буддизм именно как религиозно-философское учение. Он сочетает в себе черты и того, и другого, поэтому однозначно ответить на поставленный вопрос очень сложно.

Конечно, атрибуты вроде храмов, обычаев, обрядов, скульптур являются религиозными, в то время как само Учение – это в чистом виде философия.

Из-за многогранности и множественности направлений буддизм можно назвать и конфессией, и философским мировоззрением. Во многом понимание зависит от контекста и от конкретного направления мысли.

Так, к примеру, популярная сейчас, в том числе и на Западе, школа дзен представляется философией. Вместе с этим традиция гелуг тибетского толка, которая распространена в России, имеет все черты религии. Поэтому буддийскую мысль следует рассматривать с точки зрения и религии, и философии. И, конечно, учитывать, что в разных своих направлениях буддизм все-таки рразный.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, в нашей статье вы нашли ответ на интересующий вас вопрос.

, чтобы узнать еще больше интересного!

!

Источник: http://o-buddizme.ru/filosofiya-buddizma/buddizm-filosofiya-ili-religiya

Буддизм: кратко о религии. Доступно и понятно

Статья о буддизме — философском учении, которое часто принимают за религию. Вероятно, это не случайно. Прочитав небольшую статью о буддизме, вы сами решите, насколько буддизм можно отнести к религиозному учению, или, скорее, он является философской концепцией.

Буддизм: кратко о религии

Прежде всего, давайте с самого начала обозначим, что, хотя для большинства людей буддизм — это религия, в том числе и для его последователей, однако, на самом деле буддизм никогда не был религией и быть ей не должен.

Почему? Потому что один из первых просветлённых, Будда Шакьямуни, несмотря на то, что сам Брахма вменил ему в обязанности передавать учение другим (о чём буддисты предпочитают умалчивать по очевидным причинам), никогда не хотел делать из факта своего просветления культ и тем более культ поклонения, который всё-таки впоследствии привёл к тому, что буддизм всё больше и больше стали понимать как одну из религий, и тем не менее буддизм таковой не является.

Буддизм — это в первую очередь философское учение, цель которого — направить человека на поиск истины, выхода из сансары, осознание и видение вещей такими, какими они являются (один из ключевых аспектов буддизма). Также в буддизме нет понятия бога, т. е. это атеизм, но в смысле «не-теизма», поэтому если и относить буддизм к религиям, то это нетеистическая религия, также как и джайнизм.

Ещё одно понятие, которое свидетельствует в пользу буддизма как философской школы, — это отсутствие каких-либо попыток «связать» человека и Абсолют, в то время как само понятие ре-лигии (‘связывание’) и есть попытка «связать» человека с Богом.

В качестве контраргументов защитники концепции буддизма как религии представляют то, что в современных обществах исповедующие буддизм люди поклоняются Будде и делают подношения, а также читают молитвы и т. д.

На это можно сказать, что тенденции, которым следует большинство, никоим образом не отражают сути буддизма, но лишь показывают, насколько современный буддизм и его понимание отклонились от изначальной концепции буддизма.

Таким образом, уяснив для себя, что буддизм не является религией, мы можем наконец приступить к описанию главных идей и концепций, на которых базируется эта школа философской мысли.

Коротко о буддизме

Если говорить о буддизме кратко и понятно, то его можно было бы охарактеризовать двумя словами — «оглушительная тишина», — потому что понятие шуньяты, или пустоты, является основополагающим для всех школ и ответвлений буддизма.

Нам известно то, что, во-первых, за всё время существования буддизма как философской школы сформировалось множество его ветвей, самыми крупными из которых считаются буддизм «большой колесницы» (Махаяна) и «малой колесницы» (Хинаяна), а также буддизм «алмазного пути» (Ваджраяна). Также большое значение приобрёл дзен-буддизм и учение адвайты. Тибетский буддизм гораздо больше отличается от основных ветвей, чем другие школы, и некоторые считают именно его единственно верным путём.

Однако в наше время довольно сложно сказать, какая из множества школ действительно наиболее приближена к изначальному учению Будды о дхарме, потому что, к примеру, в современной Корее появились ещё более новые подходы к трактовке буддизма, и, разумеется, каждый из них претендует на право истинности.

Школы Махаяны и Хинаяны опираются главным образом на Палийский канон, а в Махаяне к ним добавляют ещё и Махаянские сутры.

Но мы должны всегда помнить о том, что сам Будда Шакьямуни ничего не записывал и передавал свои знания исключительно устным путём, а иногда и просто через «благородное молчание».

Лишь гораздо позже ученики Будды стали записывать эти знания, таким образом они дошли до нас в виде канона на языке пали и махаянских сутр.

Во-вторых, из-за патологической тяги человека к поклонению были возведены храмы, школы, центры по изучению буддизма и т. д., что естественным образом лишает буддизм его первозданной чистоты, и с каждым разом нововведения и новообразования снова и снова отдаляют нас от основополагающих концепций.

Людям, очевидно, гораздо больше по душе концепция не отсечения ненужного с целью видения «того, что есть», а, наоборот, наделения того, что уже есть, новыми качествами, приукрашиванием, что лишь уводит от изначальной истинности к новым трактовкам, неоправданным увлечениям ритуальностью и, как следствие, к забвению истоков под грузом внешнего декора.

Эта участь не только одного буддизма, а, скорее, общая тенденция, которая свойственна людям: вместо того, чтобы понять простоту, мы отягощаем её всё новыми и новыми умозаключениями, в то время как нужно было делать обратное и избавляться от них.

Читайте также:  Кто такой бодхисаттва и какими качествами он должен обладать?

Об этом и говорил Будда, об этом и его учение, и конечная цель буддизма как раз в том и состоит, чтобы человек осознал себя, своё Я, пустоту и недуальность сущего, чтобы в конце концов понять, что даже «Я» в действительности не существует, а оно есть не что иное, как конструкция разума.

В этом и состоит суть понятия шуньяты (пустоты). Для того чтобы человеку было проще осознать «оглушительную простоту» буддистского учения, Будда Шакьямуни учил о том, как правильно выполнять медитацию.

Обычный ум получает доступ к знаниям через процесс логического дискурса, точнее, он рассуждает и делает выводы, таким образом приходя к новым знаниям. Но насколько они новы, можно понять из самих предпосылок их появления.

Такое знание никогда не может быть действительно новым, если человек пришёл к нему логическим путём из пункта А в пункт Б. Видно, что он использовал отправные и проходящие точки для того, чтобы прийти к «новому» выводу.

Обычное мышление не видит в этом препятствий, в целом, это общепринятый метод получения знаний. Однако не единственный, не самый верный и далеко не самый эффективный. Откровения, посредством которых были получены знания Вед, — это другой и принципиально отличный способ доступа к знаниям, когда сами знания открывают себя человеку.

Особенности буддизма кратко: медитация и 4 вида пустоты

Мы провели параллель между двумя противоположными способами доступа к знаниям не случайно, т. к. медитация — это и есть тот метод, который позволяет со временем получать знания непосредственным образом в виде откровений, прямого видения и знания, что принципиально не возможно сделать, пользуясь так называемыми научными методами.

Конечно, Будда не дал бы медитацию для того, чтобы человек научился расслабляться.

Расслабление — это одно из условий для входа в состояние медитации, поэтому говорить о том, что сама медитация содействует расслаблению, было бы ошибочно, но именно так часто представляют медитационный процесс людям несведущим, новичкам, отчего складывается неверное первое впечатление, с которым люди и продолжают жить.

Медитация — это тот ключ, который раскрывает перед человеком величие пустоты, той самой шуньяты, о которой мы говорили выше. Медитация — это центральная составляющая учения буддизма, потому что только через неё мы можем познать пустоту. Опять же, речь идёт о философских концепциях, а не о физико-пространственных характеристиках.

Медитация в широком смысле слова, в том числе медитация-размышление, также приносит свои плоды, потому что человек уже в процессе медитационного размышления понимает, что жизнь и всё сущее обусловлено, — это и есть первая пустота, санскрита шуньята — пустота обусловленного, что означает, что в обусловленном отсутствуют качества необусловленного: счастье, постоянство (вне зависимости от продолжительности) и истинность.

Вторая пустота, асанскрита шуньята, или пустота необусловленного, также может стать понятной благодаря медитации-размышлению. Пустота необусловленного свободна от всего обусловленного. Благодаря асанскрите шуньяте, нам становится доступно видение — видение вещей такими, какие они есть на самом деле.

Они перестают быть вещами, и мы наблюдаем лишь их дхармы (в этом значении дхарма понимается как некий поток, не в общепринятом смысле слова «дхарма»). Однако и здесь путь не заканчивается, потому что Махаяна считает, что и сами дхармы есть некая вещественность, поэтому и в них нужно найти пустоту.

Отсюда мы приходим к третьему виду пустоты — Махашуньяте. В ней, а также в следующем виде пустоты шуньяте шуньяты, кроется отличие буддизма традиции Махаяны от Хинаяны.

В двух предыдущих видах пустоты мы всё ещё признаем двойственность всего сущего, дуальность (это то, на чём основана наша цивилизация, противоборство двух начал — плохого и хорошего, злого и доброго, малого и великого и т. д.). Но в этом и коренится заблуждение, т. к.

нужно освободиться и от принятия различий между обусловленностью и необусловленностью бытия, и даже больше — нужно прийти к тому, чтобы понять, что пустота и непустота — лишь ещё одно порождение ума.

Это умозрительные концепции. Конечно, они помогают нам лучше разобраться в концепции буддизма, но, чем дольше мы цепляемся за дуальную природу сущего, тем дальше мы находимся от истины.

В этом случае под истиной опять же понимается не некая идея, потому что и она была бы вещественной и принадлежала, как и любая другая идея, к миру обусловленного, а следовательно, не могла бы быть истинной. Под истиной следует понимать ту самую пустоту махашуньяты, которая приближает нас к истинному видению.

Видение не судит, не разделяет, поэтому его и называют видением, в этом его принципиальное отличие и преимущество перед мышлением, потому что видение даёт возможность увидеть то, что есть.

Но и сама махашуньята — это ещё одна концепция, а следовательно, не может быть полнейшей пустотой, поэтому четвёртой пустотой, или шуньятой, называется свобода от каких бы то ни было концепций. Свобода от размышлений, но чистое видение. Свобода от самих теорий. Только свободный от теорий ум способен увидеть истину, пустоту пустоты, великую тишину.

В этом величие буддизма как философии и его недосягаемость по сравнению с другими концепциями. Буддизм велик тем, что он ничего не пытается доказать или в чём-то убедить. В нём нет авторитетов. Если же вам скажут, что есть, — не верьте. Бодхисаттвы приходят не для того, чтобы вам что-то навязать.

Всегда помните изречение Будды о том, что если вы встретите Будду, убейте Будду. Нужно открыться пустоте, услышать тишину — в этом правда буддизма.

Его апелляция — исключительно к личному опыту, открытию для себя видения сути вещей, а впоследствии и их пустоты: в этом заключена кратко концепция буддизма.

Мудрость буддизма и учение о «Четырех благородных истинах»

Здесь мы сознательно не стали упоминать о «Четырёх благородных истинах», которые повествуют о дуккхе, страдании, — одном из краеугольных камней учения Будды.

Если вы научитесь наблюдать за собой и за миром, вы и сами придёте к этому выводу, а также к тому, каким образом можно избавиться от страдания, — тем же самым, каким вы его обнаружили: нужно продолжать наблюдать, видеть вещи без «соскальзывания» в суждение. Только тогда их можно увидеть такими, какие они есть.

Невероятная по своей простоте философская концепция буддизма между тем доступна своей практической применимостью в жизни. Она не выдвигает условий и не раздаёт обещаний.

Учение о колесе сансары и реинкарнациях также не является сутью этой философии. Объяснение процесса перерождения — это, пожалуй, как раз то, что делает её применимой для использования в качестве религии.

Этим она объясняет, почему человек появляется в нашем мире раз за разом, также это действует в качестве примирения человека с действительностью, с той жизнью и воплощением, которое он проживает в этот момент.

Но это лишь объяснение, уже данное нам.

Жемчужина мудрости в философии буддизма заключена именно в способности и возможности человека увидеть то, что есть, и проникнуть за завесу тайны, в пустоту, без какого бы то ни было вмешательства со стороны, при отсутствии посредника.

Это именно то, что делает буддизм гораздо более религиозным философским учением, чем все другие теистические религии, т. к. буддизм предоставляет человеку возможность найти то, что есть, а не то, что нужно или кто-то предписал искать.

В нём нет цели, а следовательно, он даёт шанс для настоящего поиска или, правильнее сказать, для видения, открытия, потому что, как бы парадоксально это ни звучало, но нельзя найти того, к чему стремишься, что ищешь, чего ожидаешь, т. к. искомое становится всего лишь целью, а она запланирована.

По-настоящему найти можно лишь то, чего не ждёшь и не ищешь, — только тогда это и становится настоящим открытием.

Источник: https://www.oum.ru/literature/buddizm/buddizm-kratko-i-ponyatno/

Буддизм: философия, идеи, суть

Многие слышали об одной из мировых религий — буддизме. О ее основах учат даже в школах, но чтобы познать истинный смысл и философию этого учения, необходимо капнуть глубже.

Главный предводитель и духовный наставник всех буддистов в мире — Далай Лама говорит, что к счастью есть целых три пути: познание, смирение или созидание.

Каждый волен выбирать то, что ближе всего ему. Сам великий Лама выбрал симбиоз двух путей: познания и созидания.

Он величайший дипломат на этой планете, который борется за права людей и предлагает переговорами идти к пониманию на всей Земле.

Философия буддизма

Будда — в оригинальном переводе означает «просветленный». Эта религия основана на реальной истории одного простого человека, который смог достичь просветления. Изначально буддизм был учением и философией, а только потом стал религией. Появился буддизм около 2500-3000 лет назад.

Сиддхартха Гаутама — так звали одного счастливого человека, который жил безбедно и праздно, но вскоре ощутил, что ему чего-то не хватает. Он знал, что у таких людей, как он, не должно быть проблем, но они его все равно настигли. Он стал искать причины разочарований и пришел в выводу, что вся жизнь человека представляет собой борьбу и страдания — страдания глубинные, душевные и высшие.

После того, как он провел много времени с мудрецами и прожил долго в одиночестве, он стал рассказывать людям, что познал истину. Он делился с людьми своими познаниями, а они их принимали. Так идея переросла в учение, а учение в массовую религию. Сейчас в мире почти полмиллиарда буддистов. Эта религия считается самой гуманной.

Идеи буддизма

Далай Лама говорит, что буддизм помогает человеку жить в гармонии с самим собой. Это кротчайший путь к пониманию своего существования несмотря на то, что достичь этого знания получается не всем в этом мире.

Успех ждет только тех, кто сможет выяснить причину своих неудач, а также тех, кто попытается понять высший замысел Вселенной. Попытки выяснить, кто мы и откуда, дарят людям силы к движению вперед.

Философия буддизма не пересекается с философиями других религий, потому что она многогранна и абсолютно прозрачна.

Главные идеи буддизма гласят:

  • мир представляет собой океан скорби и страданий, которые всегда будут вокруг нас;
  • причина всех страданий — эгоистичные желания каждого отдельно взятого человека;
  • чтобы достичь просветления и избавиться от страданий, необходимо избавиться в первую очередь от желаний и эгоизма внутри нас. Многие скептики говорят, что такое состояние приравнивается к смерти. В буддизме оно называется нирваной и представляет собой блаженство, свободу мысли, освобождение;
  • нужно следить за своими мыслями, которые являются первопричиной любых бед, за своими словами, которые приводят к действиям, за поступками.

Каждый может выполнять простые правила, ведущие к счастью. Это довольно трудно в современном мире, потому что слишком много соблазнов, которые ослабляют нашу волю. Это под силу каждому из нас, но не все стараются на сто процентов. Многие буддисты уходят в монастыри, чтобы избавить себя от мыслей о соблазнах. Это трудный, но верный путь к познанию смысла бытия и достижению нирваны.

Буддисты живут по законам Вселенной, которые рассказывают об энергетике мыслей и поступков.

Это очень просто для понимания, но, опять-таки, трудно для воплощения, ибо контроль мыслей в информационном мире почти невозможен. Остается только пользоваться помощью медитаций и укреплять силу воли.

Такова суть буддизма — она состоит в поиске пути и познании истин. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Богатыми хотят быть все, ибо деньги даруют нам свободу. Вы можете делать то, что захотите, …

У каждого из нас есть своя карма. Жизненный путь любого человека отражает его прошлые жизни …

Читайте также:  Тибетские ламы – кто эти люди в буддизме и какие они бывают?

Множество людей по всему миру делает татуировки на своем теле, не подозревая, что они могут …

Каждый желает очистить свой дом от негатива и защититься от недугов и бед, чтобы с уверенностью сказать: «мой дом — моя …

Источник: https://dailyhoro.ru/article/buddizm-filosofiya-idei-sut/

Православие и буддизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви

  • Что это за религия
  • Отличие от православия
  • Отношение православия

Буддизм — это знаменитая религия индусов, которая распространилась сегодня по территории всего мира. Она насчитывает более миллиона последователей, а исторический ареал ее сосредоточен в Азии. Сегодня, благодаря глобализации, в России также достаточно много последователей.

Как христианам реагировать на последователей данного течения и каково отношение православия к буддизму? Понять это можно только после глубокого изучения, что за религия это и каковы основные различия между ней и православием.

Что это за религия

Основателем течения считается Гаутама Сиддхартха (род Шакья), который жил на территории современного Непала в VI-V вв. до н.э. Многие считают, что Будда — это его имя, полученное в процессе перерождения и достижения нирваны, но на самом деле это духовный титул, который в переводе с санскрита означает «пробудившийся».

Статуя Будды

Будда, до начала своей духовной жизни, был принцем и наследником царства, но, по мере знакомства с несчастными и больными людьми, он ужасался человеческой жизни и вскоре отказался от наследства. Гаутама сбежал и стал отшельником. Используя различные духовный практики, в частности медитацию, Гаутама вскоре достиг состояния пробуждения.

Это, по мнению его адептов, означает мистическое озарение, которое приводит человека к гармонии с собой и окружающим миром. Вскоре после своего пробуждения, Будда начал проповедовать и распространять свое учение. Вплоть до самой смерти в возрасте 80 лет он активно набирал учеников и учил их духовным практикам.

Настоящее его учение переросло в религиозную практику, в более современном понимании, зародился на территории современной Индии, но не как ветвь индуизма, а как отдельное религиозное течение.

Оно имеет существенные отличия от религии индусов:

  • оно не принимает ведийский канон;
  • отрицает понятие «атман», которое является ключевым в индуизме.

В данном течении есть своеобразное ядро, вокруг которого вертится все — это личный духовный опыт, которым последователи все измеряют.

Внимание! Основанием самой этой религии стал мистический опыт Будды, и теперь личный духовный опыт является критерием, по которому определяют правильность и истинность любого религиозного учения.

У этой религии нет теории — все познается через духовные практики. Нет никакой истины или учения. Единственными положениями являются 4 благородные истины:

  1. Есть страдание, которое заключается в неудовлетворенности, беспокойстве, чувстве страха и ощущением неполноты.
  2. У каждого страдания есть причина и желание, которое основывается на человеческом «Я».
  3. Есть возможность прекратить страдание.
  4. Есть путь к избавлению.

Отношение церкви к буддизму

Основополагающими истинами выступают учения:

  • о карме;
  • о принципе без сущности, т.е. анти-души;
  • о мгновенности;
  • космология.

Таким образом, буддизм — это совокупность непонятных практик, целью которых является духовное созерцание и стремление к всеобщей гармонии.

Отличие от православия

Самым главным различием, и основополагающим, является представление о начале мира. Если православие верит, что есть Творец всего сущего и Он Есть Бог, и эта истина является основой всей веры, то буддизм отрицает наличие любого бога.

Основа православия заключается в 4 стихе 8 главы послания к коринфянам: «Мы знаем, что нет иного Бога, кроме одного». Вся библия пронизана этой мыслью, причем вера в Бога предполагает и веру в Его Слово, как в истину, которой следует руководствоваться.

Без принятия этой истины никто не сможет стать полноценным членом православной Церкви, ведь в ее уставе написано «Отрицающим бытие Божие… — анафема». Во главе христианства стоит Господь Бог и вера в Него делает эту религией истиной и существующей. Без этой аксиомы православие как таковое перестанет существовать, как и другие ветви христианства (католики, протестанты).

Буддизм напротив крайне терпеливо относиться к разным культам, более того, он поощряет их множество. Если разобраться, то в нем сочетается масса культов, последователи поклоняются различным богам и духам, что поощряется.

На территории Индии религия не только заняла место наравне с индуизмом — она поглотила все множество богов и духов индийского пантеона. Как это происходит и в любой другой стране, где присутствуют несколько религий. Отсюда следует вывод, что понятие бога в данном учении просто не существует, а если оно ест, то его смысл утерян и искажен.

Также высмеиваться практика молитв. Сам Будда по преданию, высказывался высокомерно и насмешливо обо всех, кто принимали Господа как Личность и молились Ему. Отсюда и безразличие к культам.

Буддийский храм

Основой учения считаются различные учения об устройстве Вселенной, в то время как православие опирается на догмы и традиции. Христианство можно рассмотреть, как пирамиду:

  1. Верхушка — могущественный Бог.
  2. Бока — это священство, которые образуют тесную связь между верхушкой и основанием. Основание — это люди, созданные по образу и подобию Божьему.

Буддизм же можно сравнить с множеством точек, каждая из которых — отдельный человек. Будда выступает родоначальником течения, но каждый, кто достигнет такого же просвещения, займет позицию, равную его.

Первопричиной мира они рассматривают безликую сущность, которой безразличен созданный мир и все, кто в нем живет.

Такую же безразличность адепты стремятся взрастить и в себе, именно поэтому они выглядят мирными и не воинственными, в отличие от христиан.

Но на самом деле, это не вселенская любовь, это вселенское безразличие. Также, можно выделить несколько основополагающих различий от православия:

  • Мир и человек — буддизм рассматривает страдание, как привязанность к вещам и христианство также. Но христиане избавляются от привязанностей, чтобы их единственной привязанностью стал Бог, а Будда высказывается о любом желание как о зле. Т.е. человек не должен желать вообще ничего. Христианство говорит, что любовь ко всем — это то, к чему каждый должен стремиться, а данное течение говорит, что необходимо стереть границу между любовью и ненавистью и стать безликим. Христианство четко говорит о существовании души человека, а буддизм говорит, что личность — это иллюзия.
  • Происхождение зла и страданий — обе религии сходятся в том положении, что современный мир искажен злом. Но буддизм, в отличии от православия не объясняет происхождение зла, он лишь отвлекает внимание от него вопросами реинкарнации и кармы.
  • Подвижничество — обе религии подвижнические, с древней монашеской традицией. Но монахи-буддисты говорят и учат о том, что нельзя полагаться на кого-либо, лишь на себя. И только человек оказать себе помощь, в то время как православные иноки учат о необходимости полагаться на Господа Бога и в Нем искать силы.

Буддизм насквозь пропитан гордостью, в то время как православие говорит о гордости как о грехе и препятствии, призывая смириться пред Господом.

Безобидные учения о карме и реинкарнации лишь отвлекают внимание от бессмысленности самого течения, основы которого противоречат всем основам православия. Учение отрицает и нивелирует понимание Господа как Творца. Помимо существенной разницы в главных истинах, буддизм по своей сути является лишь ересью.

Молитва буддистских монахов

Отношение православия

Любая политеистическая религия является язычеством с точки зрения христианства, а буддизм как раз такой религией и является. Так что по сути, отношение православного христианина к подобным практикам должна быть однозначной — как к любой ереси.

Если рассмотреть подробно течение — мантры, йога, махаяны, ваджраяны — все это многочисленные духовные школы, которые поклоняются различным духам и божествам. Отношение Господа к язычеству можно прочитать в Ветхом Завете, где израильский народ вырезал все языческие народы так, чтобы не оставалось никого живого, поскольку язычество могло быстро распространиться вновь.

Важно! Православные люди должны понимать, что буддизм проповедует идею человекобожества, что конкретно противоречит христианским убеждениям и истинам.

Буддизм — это религия, в основе которой лежит человек, а не Бог, поэтому она является Богопротивной и следовать ей категорически нельзя. Наполненный языческими богами, гордостью, духами и бесами, буддизм является ересью и язычеством.

Видео о том, что говорит Православная церковь о буддизме

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavie-i-buddizm.html

Буддизм — это религия или философия?

Источник: http://Buddha.by/buddizm-eto-religiya-ili-filosofiya

Буддизм. Религия или философия?

Надо сказать, что термин «буддизм» придумали европейцы в 19 веке. Сами же последователи этой религии во все времена называли ее БУДДАДХАРМОЙ, что означает «учение Будды» или «учение просветленного».

Так почему все-таки буддизм – не столько религия, сколько философия? Между буддизмом и остальными мировыми религиями (христианством, иудаизмом и исламом) есть очень и очень значительное различие. В буддизме нет фигуры Бога.

В основе буддизма стоит не единение с Богом, а медитативное созерцание собственного духа и окружающего мира. Будда – это и не Бог, и не сын Божий, и не пророк. Это человек, достигший «просветления», пробудивший свой разум и познавший природу мира.

Буддизм гласит, что просветленных на самом деле неисчислимое множество, и такие люди были еще до основания этой религии.

Будда – основатель религии
Будда, основавший эту религию, – это вполне конкретный человек. Он жил 2600 лет назад на севере Индии. Известно, что он родился в семье правителей небольшого индийского княжества и получил при рождении имя Сиддхартха Гаутама.

Отец, возлагавший на него большие надежды, ограждал сына от любых религиозных влияний и знаний о бренности жизни, желая воспитать великого государя. Юноша жил в роскоши и был окружен красотой и благополучием, был отлично развит в науках и спорте, чрезвычайно умен и рассудителен.

В 16 лет он женился на принцессе (это было обычным возрастом для того времени), и у него родился сын.

Великое отправление
Однажды уже в возрасте 29 лет Сиддхартха Гаутама выбрался из своего прекрасного дворца и увидел «четыре зрелища», изменившие всю его последующую жизнь.

Это были нищий старик, больной человек, разлагающийся труп и отшельник, отрекшийся от мирских страстей.. Хрупкость жизненного благополучия и жестокость реальности потрясли молодого человека.

Он остро осознал, что ничто в мире не может оградить от несчастий – болезни, мучения, старение и смерть неизбежны.

Осознание было настолько пронзительным, потрясение настолько сильным, что этот во всех смыслах успешный человек оставляет свой дом, семью, имущество и уходит искать ответ: как можно спастись от страданий.

Как гласят старинные писания, «стук копыт его лошади был приглушён богами», и отъезд произошел втайне ото всех. В сопровождении лишь одного слуги принц выехал за пределы города, там поменялся одеждами с первым встречным нищим и отпустил слугу.

Буддисты называют это событие «Великим отправлением».

Поиск истины
Итак, Сиддхартха отправляется на поиски Истины. В своих странствиях он ведет жизнь аскета, даже просит милостыню на улице.

У двух отшельников-брахманов он учится йогической медитации, покидает их и далее учится медитации у самого Удаки Рамапуты, но достигнув высшего уровня медитативного сосредоточения, покидает и его. Странствия приводят Гаутаму в юго-восточную Индию.

Там он и его 5 спутников пытаются достичь просветления через крайне жесткие аскетические методы. Однако через 6 лет такой жизни он обнаружил себя на грани смерти и вынужден был признать, что путь истязания плоти затуманил его разум, изнурил тело, но никак не приблизил к духовному просветлению.

Гаутама отказывается от этого пути и снова продолжает свои странствия в одиночестве. Интересно, что выглядел он настолько истощенно, что какая-то женщина принесла ему подаяние, приняв его за дух дерева.

Достижение просветления
Под сенью фикусового дерева (сейчас его называют деревом Бодхи), Сиддхартха Гаутама принял решение не покидать это место, пока не найдет Истины. И через 49 дней медитации он достиг наивысшего Пробуждения.

Перед ним открылось и понимание причины человеческих страданий, и то, каким путем можно от них освободиться. Такое состояние наивысшего просветления получило название «нирвана». А Сиддхартху Гаутаму стали звать после этого Буддой или «Пробудившимся».

На тот момент ему было 35 лет.

Кстати надо сказать, что Будда не сразу спустился к людям и стал распространять свое учение.

Он провел под деревом Бодхи еще несколько дней, оправляясь от потрясения и размышляя, стоит ли доносить свои знания людям, ведь идеи эти глубоки, тонки и нелегки для понимания.

И все же такое решение было им принято, и последующие 45 лет своей жизни он учил тому, что познал в состоянии Просветления сам. Так родился буддизм.

4 благородные истины
В момент просветления Будда постиг четыре благородные истины:

  1. Вся жизнь человеческая сопровождается страданием (дуккхой).
    Мы страдаем уже при своем рождении, и смерть тоже сопровождается страданием. Болезни, старость, разлуки, неудачи, разбитые надежды причиняют нам страдания, вводят в состояние дуккхи (дуккха означает страдания, беспокойную неудовлетворенность, дискомфорт, расстройство).
  2. Причина страдания – желание, ненасытная жажда.
    Так в чем же причина страданий человеческих? Причина кроется в самом человеке, в его постоянных желаниях и привязанностях. Неудовлетворенные желания причиняют нам горести и страдания, а удовлетворенные – радуют только на время и лишь порождают новые и новые желания. Желая снова и снова, мы замыкаем круг и не можем освободиться от состояния неудовлетворенности своей жизнью.
  3. Освободиться от страданий возможно.
    Для освобождения от страданий и неудовлетворенности необходимо освободиться от неуемных желаний и страстей, привязанностей и нетерпимости. Мы не умеем ценить то, что имеем, и принимать то, что есть, таким, каким оно есть. Это вызывает негармоничное существование с миром, людьми и самими собой, загрязняет наше сознание и отравляет жизнь.
    Важно отметить, что существует ошибочное, неверное понимание этой истины, как полный отказ от всех желаний вообще, самоистязание и полное ограничение всех потребностей, достижение полностью обезличенного и бесчувственного состояния. Будда еще при жизни предостерегал от такого неверного толкования.
  4. Есть путь освобождения от страданий.
    Этот путь получил название «восьмеричного или срединного пути». Следовать этому пути – значит соблюдать золотую середину между физическим и духовным, наслаждениями и аскетизмом, не впадать ни в одну, ни в другую крайность.

Читайте также:  Что такое реинкарнация души – как буддисты понимают перерождение

Вот как говорит сам Будда:
«Две есть крайности, которым не должно следовать. С одной стороны, — влечение к вещам, вся прелесть которых зависит от страстей и от чувственности: это низкий путь похоти, недостойный, недолжный для того, кто отдалился от мирских обольщений.

С другой стороны, путь самоистязаний – недостойный, мучительный, бесплодный.

Есть средний путь, далекий от тех двух крайностей, путь, отверзающий очи, просветляющий разум, и ведет тот путь к душевному миру, к возвышенной Мудрости, к совершенству пробуждения, к Нирване! Истинно! То восьмеричный Благородный путь:

  • истинное воззрение
  • истинное намерение
  • истинная речь
  • истинные поступки
  • истинный образ жизни
  • истинное усердие
  • истинное размышление
  • истинное сосредоточение»

Принцип следования учению
Свое учение Будда не называл непреложной истиной, которую надо принимать на веру, а подчеркивал – принимать только путем проверки через собственный опыт: «Проверяйте моё учение, и только убедившись в его истинности, принимайте его».

Буддизм имеет очень важный аспект – здесь нет предрешенности или высшей воли. Все зависит только от самого человека, его личного выбора, решимости и действий. И одна из основополагающих идей буддизма – идея сострадания.

Интересно, что буддизм тоже имеет свои заповеди. Их пять: – не убей – не укради – не распутничай – не лги

– не одурманивай (не опьяняй) свой разум

За несоблюдение этих заповедей не предусматривалась кара. Упор делался только на здравый выбор для достижения личной и социальной гармонии.

В возрасте 80 лет Будда объявил своим ученикам, что скоро достигнет конечной стадии бессмертия, освободив своё земное тело. Перед смертью он спросил их, остались ли у них какие-то сомнения или вопросы. Их не было. Последними его словами были: «Стремитесь к собственному высвобождению с особым усердием».

Типитака – священное писание буддизма
Очень важным наставлением Будды было — следовать не за лидером, а следовать за учением, Дхармой.

Учение передавалось из уст в уста и так распространялось по разным странам. Только через 600 лет после смерти великого Будды учение его  стали записывать на пальмовых листьях. Эти листья были помещены в три особые корзины. Так появилось первое священное писание буддистов с колоритным названием Типитака, что означает «Три корзины мудрости».

Со временем в буддизме стали наблюдаться отдельные течения. На каждой конкретной территории в учение Будды впитывались местные верования и обрядовые практики. Писались новые священные книги.

Насколько эти новые течения соответствуют тому, чему учил сам Просветленный Будда, сложно сказать.

Но самой близкой к нему по времени была и есть Типитака, поэтому именно ее и можно считать наиболее близкой к учению Будды.

Игрушка способная увлечь и детей и взрослых. Дроид BB-8™ это нескончаемый источник позитивных эмоций. Совсем недавно я познакомила вас с забавным роботом, обладающим яркой

Затмение 11 августа может стать дверью в тот вариант вашей судьбы, который принято называть Мечтой. Независимо от того, верите вы

Знаменитые на весь мир авторы – писатели, поэты, драматурги, баснописцы – покорили читателей своими удивительными историями и волшебством владения СЛОВОМ.

Очень познавательный тест, который поможет Вам понять, приятны ли вы в общении. Людям порой очень сложно взглянуть на себя со

Источник: http://www.touchofwoman.com/2017/02/25/712/

Буддизм: cуть и основные положения философии

  1. Основы
  2. Основные идеи
  3. Священные книги
  4. Распространение в России

Буддизм – это одна из самых древних религий на земле. Он возник в Индии примерно в 1-м тысячелетии до н. э. Основатель  – Сиддхартха Гаутама. Он учился у многих философов, искал свой путь и предавался размышлениям о жизни, ее сути и цели каждого человека на земле. Он пытался найти способы избавить людей от смерти и понять причины их страданий.

В определенный момент он отказался от всех благ и начал вести аскетический образ жизни, который чуть не погубил его. Спустя 6 лет такого существования он достиг просветления, и ему открылась тайна знания. Так он стал Буддой (просветленным), и множество человек пожелало следовать за ним и постигать истину.

Еще изначально в истории буддизма сам Гаутама никогда не считал себя воплощением бога на земле, называясь учителем. Он является не высшим существом, а проводником. 

Основы

Гаутама открыл 4 истины, составляющие основы буддизма:

  • Жизнь – страдание. Все этапы человеческого существования наполнены им. Начиная с самого рождения и заканчивая смертью.
  • Причиной страданий являются пороки и желания людей, стремление к наслаждениям и удовольствию.
  • Для избавления от страданий необходимо подавить в себе все эмоции и желания, ведь именно они становятся источником всех проблем и нарушают внутреннюю гармонию.
  • Единственная возможность избавиться от страданий – следовать по пути спасения и придерживаться правил, которые открыл Гуатама.

В современном мире существует много последователей этой веры. Разные исследователи определяли его не только как религию, но и как философское и этическое направление. Однако буддийские деятели дали ему определение науки о сознании.

Основные идеи

Буддисты верят, что мир возник сам по себе, не было бога-творца, который создал все. У него для этого была своя причина. В жизни ничего не происходит просто так. Человек принимает науку как средство познания окружающего мира и его составляющих. Этим он разительно отличается от остальных религий.

Далай Лама, который является одним из символов этой веры, говорил: «Если ученые докажут, что реинкарнации нет, мы с этим согласимся». Этот духовный лидер в 1989 году получил Нобелевскую премию мира.

Главным отличием буддизма от других религий является не поклонение Будде, как богу, а размышления над сущностью бытия, медитация.

Верующий должен стремиться к достижению нирваны – состоянию полной гармонии с природой, в котором он не испытывает никаких чувств и эмоций. В этом состоит суть .

Необходимой составляющей является также чтение мантр (особых текстов), которые помогают на пути к спасению и очищают ауру. Также отсутствует понятие церкви, ее функцию несет община, в которой царит строгая дисциплина и организация.

Видео о сути буддизма

Существует несколько направлений в этой религии, отличаются они лишь способами достижения нирваны.

Каждый последователь старается достигнуть нирваны, как высшей степени единения с природой и вселенной, избавления от желаний и земных страданий. При ее достижении череда перерождений завершается.

Однако погрузиться в нирвану имеет возможность только монах, ведущий аскетический образ жизни или простой человек с помощью бодхисатв или будд.

Они добровольно отказались от достижения нирваны для того, чтобы учить и направлять других на истинный путь.

К основным положениям буддизма также относится вера в карму и расплату за все содеянное в течение жизни. Любой поступок, мысль или чувство имеет свои последствия. Каждый из них оставляет свой кармический след и приводит к определенным последствиям.

Вселенная насыщена всевозможными духами, богами и полубогами, они имеют свою иерархию.

 Однако только человек может вырваться из круга перевоплощений, потому что только он обладает свободой выбора и возможностью взять под контроль свою жизнь.

Для того чтобы достигнуть нирваны, буддисту необходимо освободиться от всех земных желаний и эмоций. Он должен стать свободным духом, который, по сути, не отличается от мертвого человека.

Кратко основные идеи буддизма можно передать 5-ю правилами (заповедями), обязательными к исполнению:

  • Нельзя воровать, т. е. желать и брать чужое.
  • Необходимо воздерживаться от причинения вреда любым живым существам.
  • Не допускать неправильное сексуальное поведение.
  • Нельзя злоупотреблять чужим доверием, обманывать.
  • Нужно избегать употребления спиртных напитков и других средств, которые могут влиять на самоконтроль.

Соблюдение этих заповедей обязательно для каждого буддиста независимо от того, посвящен он уже или нет.

Священные книги

Главной книгой буддизма является Трипитака (в переводе «три корзины»). Это собрание священных буддийских текстов. Трипитака была написана вскоре после просветления Будды Шакьямуни. Вариантов этой книги есть множество, они содержат различные перечни текстов, но наиболее распространенная из них Тхеравада. Трипитака состоит из трех разделов:

  • Винайя-питака. В ней содержатся тексты для регулирования жизни монашеской общины. Они представляют собой описание около 500 различных процедур и правил для поддержания гармоничного существования в общине монахов. Кроме этого, эта часть книги включает в себя всевозможные притчи и историю каждого предписания. А также примеры того, как сам Гаутама в свое время решал проблемы для поддержания гармонии в общине.
  • Сутра-питака содержит больше 10 тыс. высказываний (сутр), которые принадлежат Будде и повествуют о его жизни.
  • Абхидхарма-питака представлена в виде философских трактатов, которые помогают систематизировать учение Будды, и анализируют основные положения Дхармы, представляющей собой своеобразный закон бытия. Эта часть является теоретической, тогда как предыдущие две рассчитаны на практическое применение.

Видео об основных положениях буддизма

Долгое время священная книга буддизма передавалась из уст в уста путем заучивания текстов. Однако при угрозе их утери они были записаны монахами на пальмовых листьях. Трипитака содержит в себе информацию о жизни древней Индии, несмотря на то, что ее тексты были много раз переписаны, и первоначальный смысл немного исказился. 

Распространение в России

Буддизм исповедуют на территории Калмыкии, Бурятии, в Алтайском крае и других районах России. На данный момент он признан одним из 4-х официальных религий на территории РФ.

Возникновение религии на территории Российской федерации произошло в 8-м веке н. э. С 18-го столетия эта религия была признана официальной. Однако в 30-е года 20 века она претерпела гонения и была запрещена. Только в середине прошлого века буддизм начал возрождаться, но окончательная его реабилитация произошла в 90-е. 

Существует множество сообществ в Санкт-Петербурге и Москве, которые представляют собой буддийские общины. В последнее время последователей этой религии с каждым годом становится все больше. Интерес к нему постоянно растет. Многие считают, что православие является только своеобразным мостом к загадкам востока.

Буддизм дает больше ответов на извечные вопросы бытия. Он дает понимание, что человек сам в ответе за свои действия, и у каждого есть возможность пойти по пути спасения и достичь нирваны. В буддизме четко представлена зависимость действий человека и их последствий.

Буддизм в России с каждым годом становится все более популярным. На данный момент насчитывается около полумиллиона человек, практикующих эту религию и придерживающихся ее правил и канонов.

Буддизм не требует от человека даже отказа от поклонения другим богам, но по этому поводу существует предупреждение, гласящее, что это приведет только к временному облегчению и успокоению. Кроме того, эта религия с детства приучает человека не бояться смерти и не думать о ней на протяжении жизни как о чем-то ужасном и неизбежном.

Это является своеобразным освобождением разума от постоянного гнета. Смерть дает надежду, что при соблюдении правильного образа мыслей и следовании правилам и законам в течение жизни, череда перерождений завершится.

Считаете ли Вы буддизм одной из главных религий мира? Являетесь ли Вы приверженцем этой религии? Расскажите об этом в комментариях.

Источник: https://www.rutvet.ru/in-sut-i-osnovnye-polozheniya-buddizma-8050.html