Буддийские пещерные храмы – удивительная архитектура азии

Буддийские пещерные храмы – удивительная архитектура Азии

Буддийские пещерные храмы - удивительная архитектура Азии

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Храмы и монастыри – это святые места, где люди могут соединиться с божественным, с невероятной силой, со Вселенной. Кроме мощнейшей энергетики, они таят в себе особенную красоту, и огромную роль в этом играет, конечно же, архитектурное искусство.

Особого пика мастерство достигало, когда сооружения строились прямо в пещерах, камень за камнем обтесывались, приобретая четкие контуры, усыпанные мелкими деталями. Яркое тому доказательство – буддийские пещерные храмы, о которых сегодня и пойдет речь.

Статья ниже расскажет о самых любопытных и популярных храмах в пещерах, которые возводились в разное время в разных странах. Вместе мы узнаем, каким образом и кем они были воздвигнуты, как выглядели тогда и как выглядят сейчас, на что стоит обратить внимание, если жизнь заведет вас в эти края.

Что же, начинаем наше путешествие.

Аджанта

Пещерные храмы можно встретить тут и там по всей Азии, особенно там, где почитают буддийскую мысль. Их размеры разнятся от крошечных ступ до настоящих гигантов, которые состоят из целого комплекса пещер с удивительными фресками, настенными скульптурами, широкими проходами. 

Целые стены и отдельные статуи вырубали из пещерных пород – а это требовало огромных усилий нескольких поколений восточных ремесленников. Сегодня сложно представить, как тогда, много веков тому назад, без современных орудий и технологий могли возводить такие шедевры архитектуры. Одним из них по праву можно назвать индийский храмовый комплекс Аджанта.

Это один из самых знаменитых буддийских храмов во всей Индии. Он находится в штате Махараштра, в сотне километров от города Аурангабад, на берегу реки Вагхур.

Храмовый комплекс Аджанта, Индия

Аджанта имеет весьма интересную историю. Ее начали возводить, а точнее, вырубать, еще в начале 3-го столетия нашей эры, когда процветала империя Гуптов – последняя древнеиндийская династия, объединившая к тому же север и центр государства.

Это был живописный утес, формой напоминавший подкову, усыпанный тремя десятками крупных пещер-храмов. Одни из них были местом молебнов и обрядов, другие – жильем монахов, третьи – хозяйственными помещениями.

Если воссоздать картину того времени, от вида и масштабов может захватить дух. Каждая пещера имела собственный выход к широкой реке, которая давала воду для питья и приготовления пищи. Технологии и система водоснабжения были на уровне: здесь накапливалась дождевая вода во время муссонов, которая позволяла спокойно существовать монастырю в период засухи.

Все поменялось на закате 6-го столетия, когда прекратило существование семейство Харишена. Именно оно было источником финансирования строительства. Через полвека, к середине 7-го века, строительство было полностью остановлено.

Монахи вынуждены были оставить насиженное место, а природа взяла свое: входы оказались замурованы растениями, заросли скрыли рукотворную красоту. Внутри самих пещер образовался такой микроклимат, благодаря которому удалось оставить статуи, фрески в первозданном виде.

Так все великолепие оказалось почти нетронутым временем, и поэтому сегодня в Аджанте мы можем переместиться на несколько веков назад.

Внутри Храмового комплекса Аджанта

В 1819 году офицер английской армии Джон Смит охотился в этих местах и случайно увидел арку – это был вход в десятую пещеру. Позже было открыто еще 29 пещер. Их расчистили, привели в порядок и для удобства назвали их просто – дали каждой порядковый номер.

В 1838 году Юнеско причислил пещерные храмы Аджанты в список своего материального наследия. Сейчас почти все из них можно посетить, воочию увидеть былую мощь древнеиндийской цивилизации и прикоснуться к буддийской культуре. Здесь сохранились удивительной красоты фрески и статуи божеств.

Главное достояние – скульптурные изваяния, которые повествуют о жизни и деятельности Будды Шакьямуни, а также бодхисаттв Джатаки и Падмапани. Снаружи стены украшены искусной резьбой, некоторые техники которой до сих пор остаются загадкой. Уму непостижимо, как такого уровня мастерства можно было добиться почти тысячелетие назад.

Дамбулла

Еще более древний храм – Дамбулла, построенный в первом столетии до нашей эры. Он также известен под названием «Золотой храм». Все благодаря тому, что именно тут расположилась огромнейшая коллекция статуй великого Учителя Шакьямуни, а больше семидесяти из них покрыты настоящим золотым напылением.

Дамбулла находится на острове Шри-Ланка, бывшем Цейлоне, в полутораста километрах от столицы Коломбо, близ городка Матале. Это крупнейший пещерный храмовый комплекс на просторах юга Азии.

Храм Дамбулла, Шри-Ланка

Дамбулла также строился не один век, и в его возведении участвовали многие поколения царствующей династии. Пять главных пещер и руины двадцати пяти монашеских домов раскинулись на высоте почти полкилометра – на высшей точке холма. 

Местную природу сложно описать словами, чтобы передать всю прелесть: снизу простирается гора, почти полностью покрытая лесом, густой растительностью, свежий воздух перехватывает дыхание, а все вокруг дышит древней цивилизацией. 

Стены уцелевших зданий покрыты росписью с буддийскими мотивами. Здесь же таятся больше 150 статуй Шакьямуни, три изваяния правителей острова, скульптуры, слепленные по подобию божеств буддизма. Суммарная площадь произведений живописи достигает две тысячи квадратных метров.

Статуи Будды в храме Дамбулла

Все пещеры-храмы отличаются друг от друга, тая в себе «изюминку»:

  • Девараджалена – тут лежит Будда 15 метров длиной, у ног которого восседает Ананда. 4 изваяния Будды соседствуют с индуистским богом Вишну, часовенка которого находится неподалеку.
  • Махараджалена – это крупнейшая пещера всего комплекса. Главная ступа окружена многочисленными скульптурами, одиннадцать из которых – воплощения Будды.
  • Маха-алут-вихара – здесь спит Будда длиной в десять метров. Кроме того, тут же расположились тринадцать Будд, сидящих в падамасане, и сорок два, стоящих на ногах.
  • Паччима-вихара – небольшой храм, в середине которого находится ступа.
  • Девана-алут-вихара – здесь раньше располагался склад, а сейчас – одиннадцать Будд, один Вишну, один Катарагама и божество Девата Бандара.

Дамбулла – буддийская жемчужина прошлого всего острова и обязательное место для посещения, если вы оказались неподалеку от ланкийской столицы.

Лунмынь

В тройку главных китайских храмовых комплексов входит Лунмынь, известный также как Лунмень или Пиньинь. Это название переводится как «Пещеры из камня у ворот дракона». 

Монастырь Луньмэнь, Китай

Комплекс находится в Китае, в провинции Хэнань, на десять километров южнее местечка Лоян. В конце 5-го столетия здесь протекала речка Ихе, а ее с обеих сторон окружали известняковые горы Сяньшань и Лунмэньшань. Последняя и дала название храму, который начал строиться в 495 году нашей эры, когда правило семейство Северная Вэй.

Активно возводился храм, когда у власти находилась династия Тан – с 7-го по 9-е столетие. В это время было построено больше половины от общего числа всех статуй. Завершение глобального строительства относят к рубежу 9-го и 10-го веков.

Сегодня храм отнесен в список мирового наследия Юнеско. Но даже сейчас сложно сказать точно, сколько здесь таится уникальных скульптур, фресок, произведений живописи. Несколько сотен пещер, больше 2300 гротов, 43 храма, почти три тысячи надписей и сто тысяч картин на буддийские мотивы – цифры в самом деле поражают.

К главным пещерам относятся:

Здесь заключены работы выдающихся мастеров, которые воплощены в барельефах и скульптурах будд, монахов, дакинь. Среди них можно выделить пятнадцатиметровое изваяние Будды Вайрочана. Всю архитектуру хочется охарактеризовать как сочетание четких мелких деталей и мягких очертаний фасадов.

15-ти метровая статуя Будды Вайрочаны в пещерном храме Лунмэнь, Китай

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!

Будем благодарны, если вы поддержите проект — поделитесь ссылкой на статью с друзьями в соцсетях)

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на наш блог, и будем искать истину вместе.

Источник: http://o-buddizme.ru/mesta-i-svyatyni/peshhernye-khramy

Пещерные храмы Аджанты

Индийский храмовый комплекс Аджанта — это крутой утес, в котором вырублены три десятка пещер. Сотни лет здесь находили покой и уединение буддийские монахи, возносившие молитвы богам среди могучих колонн. А в перерывах между молитвами монахи украшали стены пещер красочной настенной росписью.

Индийский храмовый комплекс Аджанта

Рождение и закат буддийских пещер

Храмы Аджанты высекали в скалах в течение веков, но энтузиазм строителей пошел резко на убыль, когда буддизм утратил ведущее значение в Индии.

Пещерные храмы Аджанты в течение веков создавались в центральной части Индии. Этот в значительной части буддийский храмовый и монастырский пещерный комплекс находится на территории штата Махараштра.

На южном склоне изогнутого утеса, вытянувшегося вдоль речки Вагур, сделано почти три десятка рукотворных пещер. Они разделяются на две группы, согласно буддийским традициям.

Пять пещер-чайтья представляют собой молельные залы, уходящие вглубь утеса. Вход в пещеру без дверей, высота входа равняется высоте сводов. Вдоль стен пещеры-чайтья выстроились два ряда колонн. В самой глубине, фактически в торце пещеры, устроена апсида.

В 24 пещеры-вихара ведут изящно оформленные проходы в виде портика или террасы. Внутри находится квадратный зал. С трех сторон в стенах каждой пещеры вырублены кельи и ниши-святилища, в некоторых из них установлены статуи Будцы.

Пещеры-вихара — монастырская обитель, жилье буддийских монахов.

Сейчас вдоль пещер проложены дорожки, но в древности к каждой из них приходилось подниматься по отдельной деревянной лестнице или каменным ступеням от берега речки на высоту до 35 м. Для простоты описания все пещеры пронумерованы с востока на запад — от 1 до 29.

Принято выделять два периода строительства.

Первому периоду — от 100 г. до н. э. до 100 г. — соответствуют пять пещер: две из них представляют собой храмы-чайтья, в трех расположены обители-вихара. Считается, что строительство велось под покровительством правившей в Южной Индии династии Сатавахана. Это были воины и верные последователи буддизма, потратившие огромные средства на буддийское искусство и архитектуру.

Первый период строительства Аджанты также именуют «периодом Хинаяны»: под Хинаяной, или Малой колесницей, подразумевается этап раннего буддизма, когда Будду считали преимущественно образцом совершенства, которому следовало подражать.

Будда воспринимался как символ, и поэтому в пещерах периода Хинаяны нет его изваяний в камне. На рисунках в пещерах Будда всегда в одиночестве. Иногда встречаются небольшие иллюстрации, на которых изображены сцены из жизней Будды.

Второй период соответствует V в. — эпохе правления всесильного махараджи Харишены, одного из самых могущественных правителей державы Ватаков второй половины V в. Он покровительствовал всему, что касалось буддизма.

Не без основания можно считать, что, поощряя создание новых храмов-пещер в Аджанте и повелев устанавливать в них как можно больше изваяний Будды, Харишена тем самым утверждал в верующих мысль, что он сам и есть земное воплощение Будды.

Темы рисунков на стенах храмов расширились: все больше их воспевало победоносного Харишену — могучего воина.

Второй период принято именовать «периодом Махаяны»: Махаяна, или Великая колесница, — освобождение от страданий и достижение нирваны, в котором изображения Будды играют важную роль. За это время было создано более двадцати пещерных храмов.

Когда Харишена утратил влияние и был низвергнут, никто более не захотел поощрять и оплачивать строительство новых храмов. На склоне утеса осталось несколько незавершенных и едва начатых пещер, а также несколько небольших святилищ Будды. В период 480-650 гг. храмы были заброшены и их поглотили джунгли.

Двадцать девять «лиц» храма

Каждая пещера — это особый мир, созданный только для этого уголка Аджанты.

Внешний вид всего комплекса пещер чаще всего сравнивают с подковой. Но в индийской мифологии Аджанту также называют «подписью Будды». Действительно, с высоты кажется, что кто-то провел по земле громадным инструментом, оставив черный росчерк на зеленом фоне и обнажив дугообразный утес.

В разное время в пещерах жили от двух-трех монахов до нескольких сотен.

В 1819 г. пещеры заново открыл офицер английского колониального корпуса в Махараштре Джон Смит.

Занимаясь любимым развлечением английских военных в Индии — охотой на тигра, капитан-кавалерист случайно обнаружил вход в одну из пещер (это была пещера №10 по современной классификации).

Оказалось, что местные жители тайно навещали пещеры, чтобы вознести молитвы богам при свете коптилок. Это удавалось делать далеко не во всех пещерах: во многих поселились дикие животные — обезьяны, тигры и медведи, выводившие здесь потомство.

В 1822 г. шотландский востоковед Уильям Эрскин (1773-1852 гг.) сообщил об открытии на своей лекции в Бомбее и пещеры стали всемирно известны.

Самые впечатляющие пещеры Аджанты — № 1 и № 2. Первая — она же и одна из последних построенных, потому и лучше всего сохранилась. Она отличается самым сложным оформлением фасада с изображениями резных фигур, каждая стена зала внутри составляет почти 12 м в ширину и 6 м в высоту. Вторая пещера поражает огромными мощными колонами.

Роспись пещер и изваяния Будды считаются всемирной исторической и художественной ценностью, шедевром буддийского религиозного искусства.

В особенности это относится к иллюстрациям к джатакам — разновидности буддийского фольклора.

Особенность росписи Аджанты заключается в том, что сюжеты некоторых из них отражают быт народа на время создания рисунка. Причем росписями покрыты не только стены, но и потолки пещер.

Сюжеты рисунков традиционны для буддийских храмов: бодхисаттва Падмапани — воплощение бесконечного сострадания всех Будд, бодхисаттва Ваджрапани — защитник Будды и символ его могущества. Но встречаются рисунки с совсем приземленными сюжетами: танцующие девушки, влюбленные пары, слоны и всадники.

Читайте также:  Девадатта ганди - рассказ о родственнике будды

Безымянные художники с особой тщательностью прописывали детали каждого рисунка. На иллюстрации к сюжету «Будда укрощает бешеного слона» изображена торговая улица в древнеиндийском городе: лавки с товарами, посуда и инструменты, тележки, полотняные навесы от солнца на бамбуковых шестах и, разумеется, люди, в панике разбегающиеся кто куда перед взбешенным слоном.

Стиль, в котором выполнены фигуры Будды, характерен только для этого района Индии, но сами изваяния стали символом всей страны и имеются в каждом учебнике по истории и культуре Индии.

Среди них — изображения восьми фигур Будды в белых и розовых одеждах на черном фоне, восьми счастливых влюбленных пар, а также монументальные скульптуры богинь священных рек — Ганга и Джамны, стоящих на каменной черепахе и крокодиле в обрамлении густой листвы.

В Индии пещеры Аджанты носят официальный статус охраняемого памятника. В 1983 г. они были внесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Исторические:

■ Пещеры №№ 1-29.

■ Рисунки.

■ Каменные изваяния.

■ Кельи.

Интересные факты

■ Капитан английской кавалерии Джон Смит понятия не имел, с какой ценностью столкнулся, когда открыл пещеры Аджанты. И не придумал ничего лучше, как нацарапать на бесценных настенных рисунках свое имя и год: «Джон Смит. 1819». Надпись находится довольно высоко, так как Смит стоял на полутораметровом слое мусора, за века скопившемся на полу пещеры.

  ■ Пока Низам аль-Мульк (правитель) Хайдарабада не построил в конце XIX в. хорошую дорогу к ставшим всемирно известным пещерам Аджанты, поездка к ним была сопряжена со смертельной опасностью. Путников подстерегали ядовитые змеи, скользкие от ливней тропы на крутых склонах и вооруженные до зубов воины народа бхилы, настроенные крайне недружелюбно.

  ■ Пещеры Аджанты находятся в 100 км от не менее известных пещер Эллоры с буддийскими, индуистскими и джайнскими храмами VI—IX вв.   ■ Рисунки в храмах Аджанты выполнены в технике фреско-секко, или сухая фреска, предполагающей роспись по сухой штукатурке.   ■ Копии рисунков из пещер Аджанты, сделанные в период с 1844 по 1863 г.

, показывают, насколько поблекли их цвета после открытия пещер для посещения туристами.   ■ Пещеры сделаны в утесе, сложенном из вулканической породы — базальта: Аджанта находится в пределах траппов плато Декан — большой магматической провинции на западе плоскогорья Декан.

  ■ Рисунки на стенах пещерных храмов Аджанты оказали значительное влияние на формирование особого стиля живописи в храмах и монастырях Тибета, Шри-Ланки и индонезийского острова Ява. Также они помогли развить свой уникальный стиль известным индийским художникам Абаниндранату Тагору (1871-1951 гг.) и Нандалапу Босу (1882-1966 гг.).

 

■ Некоторые рисунки на стенах светятся в темноте. До сих пор ученые не смогли с точностью вычислить состав светящейся краски, изготовленной живописцами древности.

Общие сведения

Местонахождение: центр полуострова Индостан. Административная принадлежность: округ Аурангабад, штат Махараштра, Индия. Ближайшие города: Аурангабад — 1 137 426 чел. (2011 г.), Джалгаон — 460 468 чел. (2011 г.). Языки: маратхи, английский, хинди, урду, гуджарати, каннада.

Этнический состав: маратхи — большинство, бихарцы, гуджаратцы, панджабцы, парсы, каннара, тамилы. Религии: индуизм, ислам, буддизм, джайнизм, христианство (католицизм). Денежная единица: индийская рупия. Река: Вагур.

Ближайший аэропорт: международный аэропорт Мумбай Чатрапати Шиваджи (Мумбай).

ЦИФРЫ

Количество пещер: 29. Возраст пещер: от II в. до н. э. до 480-650 гг. Длина пещерного комплекса: более 500 м. Высота утеса: 75 м. Максимальная высота пещеры: до 6 м. Расстояние до пещер от берега реки Вагур: от 10 до 35 м.

Удаленность: 52 км от города Джалгаона, 104 км от города Аурангабад.

КЛИМАТ

Тропический муссонный. Средняя температура января: +20°С. Средняя температура июля: +25°С. Среднегодовое количество осадков: 750 мм.

Относительная влажность воздуха: 60%.

ЭКОНОМИКА

Сфера услуг: туристические, транспортные, торговые.

Источник: http://MirChudes.net/geography/775-peschernye-hramy-adzhanty.html

Архитектура индуистского храма и буддийской ступы

В Древней Индии началось строительство первых памятников архитектуры и изобразительного искусства в эпоху Хараппской цивилизации. Наиболее выдающиеся произведения архитектуры были созданы в Кушано-Гуптскую эпоху. В Древней Индии создавались памятники архитектуры как религиозные, так и светские.

Практически все сооружения строились из дерева и глины, поэтому они не сохранились до наших дней. От деревянного дворца царя Чендрагупты остались только развалины каменных колонн. В начале нашей эры в качестве строительного материала начинают использовать камень. Религиозная архитектура этой эпохи состоит из пещерных комплексов, храмов и ступ.

Ступами назывались сооружения, построенные из камня, где находились реликвии Будды.

https://www.youtube.com/watch?v=R7YxV8HZFLc

Пещерные храмы, храмы, сделанные из камня или кирпича, относятся к началу первого тысячелетия нашей эры. В эпоху средневековья уже начали возводить каменные постройки с декоративными украшениями и скульптурами.

В период правления династии Маурья (IV – II век до н. э.) активно строились города, дворцы и храмы. Большого развития достигла архитектура при императоре Маурья – Ашока 1. Во время его правления возводятся дворцы, буддийские ступы и стамбха (колонны, на капители которых сделаны фигуры). Некоторые из этих архитектурных построек можно увидеть в Непале.

Внешне ступы похожи на часовни, которые строили христиане. Форма ступы представляет собой полусферу, которая строится из кирпича или камня. Реликварий располагается над куполом. На огромном кубе, сделанном из металла, изображены «глазы Будды». Увенчивает постройку шпиль.

Интересные пещерные комплексы расположены в городах Карле и в Эллоре. В Карле находится уникальный пещерный храм, высота и ширина которого составляет 14 м, длина – 38 м. Он украшен многочисленными скульптурами и ступами. Великолепны индуистский храм и ступа, расположенные в Санчи.

Ступа сделана из кирпича, а внешне облицована камнем. Необычно выполнены ограда и забор. Они построены из камня в технике деревянного забора. Самая огромная ступа располагается недалеко от Катманду в Непале.

В Гуптскую эпоху в Эллоре приступили к постройке пещерного комплекса, работы продолжались на протяжении нескольких веков.

После Маурья происходит разделение архитектурного стиля на южный и северный. Характерной особенностью северного стиля являются криволинейные башни, южного – наличие обрезанных пирамид.

Северное направление в архитектуре храмов Нагара преобладает на большей территории Индии, исключая южную часть субконтинента. Храмы Нагара, построенные на севере, как правило, несколько меньше таких же на юге. Основание храма имеет форму квадрата или прямоугольника.

Иногда храмы Нагара состоят из двух зданий: помещения для танцев и помещения для предложений. Храмы подобного плана на юге не встречаются.

Отличаются своими архитектурными особенностями храмы, не только расположенные на разных территориях, но принадлежащие разным династиям.

Поделиться ссылкой

Источник: http://SiteKid.ru/kultura_i_iskusstvo/dostoprimechatel/arhitektura_induistskogo_hrama_i_buddijskoj_stupy.html

Пещеры Эллоры: уникальный храмовый комплекс и «вершина мира»

Адрес: Индия, с 30 км. от г. Аурангабад, д. Эллора
Создание: с VI по IX век нашей эры
Количество пещер: 34 шт.
Координаты: 20°01'21.5″N 75°10'45.1″E

Загадочная и, даже можно сказать, мистическая Индия с ее огромным количеством уникальных памятников истории и архитектуры, интереснейшей культурой и многочисленными религиозными культами еще в древние времена привлекала к себе внимание путешественников и торговцев.

Любой ученый, который попытается выделить наиболее интересные и значимые достопримечательности этой густонаселенной страны, столкнется с довольно трудной задачей: слишком многообразно и даже многолико это древнейшее государство нашей планеты.

Одно из самых интересных мест («одно из», а не самое) Индии – это, конечно же, пещеры Эллоры. Они находятся в штате Махараштра, и наряду с такими памятниками, как египетские пирамиды, святилища майя и Стоунхендж до сих пор являются предметом споров среди ученых.

Даже в наше время практически невозможно объяснить, как были построены в древние века такие огромные комплексы.

Эта загадка, а также потрясающие скульптуры, храмы, таинственная атмосфера, пронизывающая все это немного мрачноватое и даже пугающее место, сделали пещеры Эллоры своеобразной «визитной карточкой» Индии.

Стоит только представить себе, что в темных пещерах расположено 34 храма, относящихся к трем религиозным культам, как сразу же возникает вопрос: каким образом древние мастера, не имея под рукой ультрасовременных инструментов, могли создать такое великолепное и огромное чудо.

Стоит отметить, что чудес в пещерах Эллоры довольно много, просто принято считать, что все 17 индуистских, 12 буддистских и 5 джанайских храмов являются одним комплексом. В Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО описаны именно пещеры Эллоры, а не каждый отдельный храм.

Кстати, на вершине гор Кайласа есть еще один огромный храм – шиваитский, называется он Кайласанатха. Он также отнесен к комплексу пещер Эллоры. Так вот по преданиям древних индусов считается, что именно этот храм ведет на небо, и именно в нем обитает сам Шива.

Это святилище высечено из монолитной скалы и украшено резьбой, красоту которой практически невозможно описать словами: повторить работу древних мастеров, пожалуй, не решится даже огромная строительная компания, обладающая самыми ультрасовременными инструментами.

К слову, Кайласанатху сделали под руководством человека, а не бога или представителя инопланетной цивилизации. Об этом говорит табличка из меди, найденная в одном из тайников шиваитского храма.

Она гласит примерно следующее: «О, Великий Шива, как же мне удалось без волшебства построить такое чудо?». После расшифровки обращения мастера к богу Шиве, становится понятно, что Кайласанатху построили самые обычные люди.

Как же тогда в глубокой древности удалось в буквальном смысле слова вырезать этот храм? На этот вопрос ответа пока, увы, не существует: есть предположения археологов, строителей и архитекторов, однако они остаются лишь теориями, которые еще только предстоит объяснить нашим потомкам.

В настоящий момент можно лишь удивляться работе древних мастеров, которые явили миру одно из самых значимых чудес Индии – загадочные пещеры Эллоры.

Пещеры Эллоры: строительство и история

В начале этого раздела следует еще раз сделать акцент, что никаких подтвержденных версий о том, как именно были построены пещеры Эллоры, пока не выдвинуто учеными.

Есть лишь теории и совсем немного фактов, говорящих о том, в какое время были вырезаны в скале 34 храма.

По некоторым древним манускриптам и медным табличкам можно утверждать, что легендарные индийские пещеры Эллоры начали украшать и строить в них храмы примерно в середине VI века нашей эры. Все работы были завершены только в IХ веке.

Большинство ученых, изучающих историю и культуру Индии, настаивают на том, что храмы в этом месте были построены неслучайно: именно здесь в древние времена проходил самый крупный торговый путь.

Какое отношение имеют религиозные культы к торговле? Ответ на этот вопрос может показаться слишком простым и даже банальным: «Самое прямое!». Дело все в том, что Индия в древние века вела бесперебойную торговлю: ее товары необычайно высоко ценились в других странах.

Многие купцы и махараджи были необычайно богатыми людьми. Они и жертвовали определенную часть своих доходов на строительство религиозных храмов и возведение скульптур в пещерах Эллоры.

Далеко отправлять золото, которым оплачивалась работа древних искусных мастеров, не приходилось. Храмы строились прямо у торгового пути, в месте, где и заключалось большинство сделок.

Если внимательно изучить историю Индии, можно понять, почему в пещерах Эллоры преобладают индуистские храмы. С середины VI века нашей эры на большей части территории страны буддизм стал вытесняться индуизмом.

Раскопки археологов и изучение возраста храмов в комплексе пещер Эллоры лишь в очередной раз доказывают, что первыми были вырезаны буддистские храмы, а уже потом индуистские. В VIII веке был построен огромный храм Кайласанатха, а уже к концу Х века были вырезаны пять джайнских храмов.

По большому счету, пещеры Эллоры – это своеобразный учебник по истории, рассказывающий при помощи храмов и скульптур о религиозных культах, которые возникали в Индии в тот или иной промежуток времени.

Все пещеры Эллоры для удобства ученых, гидов и туристов пронумерованы в порядке их возведения. Чуть ниже в материале будут описаны самые интересные храмы и самые интересные скульптуры одной из главной достопримечательности Индии.

Естественно, удобнее всего их будет описывать по номерам, однако в первую очередь, все же, следует остановиться на монолитном (!) храме Кайласанатха, расположенном на вершине гор Кайласа. Дело все в том, что это самый большой и самый интересный храм, поэтому о нем и будет в первую очередь идти речь.

Правда, как уже говорилось выше, вырезан в базальтовой скале он был уже в VIII веке, после появления в пещерах Эллоры буддистских храмов.

Храм Кайласанатха: «вершина мира»

Самый высокий пещерный храм Кайласанатха был создан мастерами по указанию индийского раджи, входящего в легендарный род Раштракутов. Современные архитекторы утверждают, что это святилище было построено по выверенному до мельчайших деталей плану.

Историки, изучавшие древние документы, сохранившиеся до наших дней, говорят: «Храм Кайласанатха имел важнейшее значение: он являлся вратами в небо и представлял собой промежуточное звено между человеком и высшими силами». Его начали вырезать в скале сверху вниз, постепенно придавая ему форму с боков.

Читайте также:  Буддийские богини - подробное знакомство с женским пантеоном

Такой метод в строительстве уникален и нигде больше не применялся. На вершине рабочие прорыли в камне глубочайшую траншею, которая позволяла бы резчикам со всех сторон создавать проходы в огромные залы. Параллельно с этим сверху мастера вырезали крышу «вершины мира».

Из этого можно сделать вывод, что изначально был вырыт своеобразный колодец, а уже потом в нем и велись все работы.

Если посмотреть на архитектурные элементы храма Кайласанатха, можно даже предположить, что его стиль напоминает Дравидский. Правда, лишь напоминает… Огромное святилище, высота которого составляет 30 метров, ширина 33 метра, а длина 61 метр, уникально в своем роде.

Уникален и его план, и метод строительства. В самом начале материала говорилось о том, что пока не удается объяснить, благодаря каким технологиям удалось вырезать в скале Кайласанатху.

Расчеты современных специалистов проливают свет на то, с какими трудностями пришлось столкнуться древним рабочим в VIII веке.

Чтобы полностью завершить строительство храма, который посвящался Шиве, пришлось выдолбить и убрать от объекта более 400 000 тонн (!) скальной породы. Даже невозможно представить, сколько людей было занято в строительстве «вершины мира».

Кайласанатха, согласно плану архитектора, был разделен на три части. Кроме этих трех частей можно насчитать еще огромное количество дополнительных помещений, каждое из которых посвящено определенному божеству. В храме можно увидеть скульптуру самого Шивы, многорукого демона по имени Раван, который согласно культу являлся повелителем всех темных сил.

Если внимательно осмотреть все святилище, на что, к слову, может уйти несколько часов, то можно даже без помощи гида сделать вывод: храм строили долго и на совесть. Ни одной гладкой поверхности: все стены в Кайласанатхе покрыты узорами, которые при ближайшем рассмотрении кажутся трехмерными.

Чего только стоят фигуры священных львов и слонов, выполненных скульпторами с соблюдением мельчайших деталей.

Индийский храм Кайласанатха, даже если смотреть на его фасад, завораживает и вводит путешественника, которого пути-дороги привели в Индию, в состояние немого ступора. Особенно волшебное зрелище он представляет собой на закате.

Как только солнце опускается к горизонту и от вырезанных фигурок появляется множество теней, кажется, что они вот-вот оживут и начнут возносить молитвы к Шиве. Этот визуальный эффект не случаен: скорее всего его тщательно продумал и воплотил в жизнь неизвестный архитектор.

То, что это был один человек, уже доказано благодаря медной табличке, найденной в древнем тайнике. Но вот его имя пока надежно скрывает пелена времени.

Описать словами все декоративные элементы храма в одном материале не получится: более того, даже практически невозможно собрать на одной странице фото Кайласанатха, которые бы дали полное представление обо всем великолепии этого шиваитского святилища.

Буддистские храмы в пещерах Эллоры

Буддистские пещеры обозначены во многих путеводителях под номерами 1-12. Каждый номер пещер – это, как говорилось выше, своего рода храм. Однако если внимательно изучить все их по порядку то напрашивается вывод, что это не отдельные святилища, а храмовый комплекс.

К примеру, пещеры Эллоры под номером 1 и 5 – это самые обычные кельи для монахов, где они отдыхали после тяжелого дня, проведенного за работой, молитвами и медитацией.

Буддистскую пещеру под номером 2, в которой можно и сейчас увидеть скульптуры хранителя земных сокровищ и покровительницы детей, скорее всего, монахи использовали для длительных медитаций.

Если попытаться выделить одну из самых интересных пещер, в которых поклонялись Будде, то это будет, пожалуй, пещера под номером 6. Именно в ней лучше всего сохранились до наших дней фигуры Будды и его учеников, Тары и богини Махамаюри, которая в буддизме покровительствует обучению.

Особый интерес вызывает и пещера под номером 11. До 1876-го года никто не знал о том, что у нее существует еще и третий ярус, который по неизвестной причине был искусно замаскирован строителями или же буддистскими монахами. То, что «одиннадцатая» пещера подвергалась реконструкции, уже никто не сомневается.

После того, как ее покинули буддисты, пещеру попытались переделать в индуистский храм. Однако статуи Будды по непонятным причинам так и остались на своих местах, только на задней стене были выполнены изображения божеств Ганеши и Дурги. Именно эти два представителя высших сил относятся к индуистской религии.

Пещеры Эллоры: индуистские храмы

Индуистских пещер в храмовом комплексе Эллоры насчитывается больше всего: 17. Они имеют номера с 13 по 29. Они удивительным образом похожи на буддистские пещеры, среди них есть кельи для монахов, залы для медитации, общения с богом Шивой и трапезные.

Главное отличие в том, что среди многочисленных скульптур не встретишь Будды: чаще всего в индуистских пещерах Эллоры встречаются изображения Шивы и других божеств, относящихся к этому культу. Описать все пещеры, построенные до конца VIII века, каждая из которых по-своему уникальна, просто не представляется возможным.

Главное, что будет интересно узнать туристу, который собирается посетить самый огромный и самый интересный храмовый комплекс на нашей планете, так это то, что в число индуистских храмов входит легендарная «крыша мира» Кайласанатха. Она, так же как и все пещеры Эллоры, имеет свой номер – 16.

Большинство туристов, приехавших в это загадочное и таинственное место, сразу направляются к «шестнадцатому номеру».

«Крыша мира» в Индии была более-менее подробно описана в середине материала.

Однако в этом подразделе, хотелось бы добавить, что согласно уверениям местных гидов, которые непонятно откуда черпают информацию, строительство пещеры № 16 продлилось полтора века, а участие в ее вырезке приняли более 7 000 человек.

Это утверждение нельзя принимать всерьез, дело все в том, что 7 000 человек (три поколения) просто не смогли бы успеть за полтора века вырезать и вынести 400 000 тонн горной породы: и это не считая огромного количества узоров и скульптур, которыми славится на весь мир Кайласанатха.

Джайнские пещеры Эллоры

Пять пещер под номерами с 30 по 34-й, в которых короткий промежуток времени процветал джайнский культ, меркнут перед величием индуистских и буддистских храмов. Интерес у туриста может вызвать лишь пещера под номером 32.

В ней можно составить представление о Гоматешваре, джайнском религиозном культе, и о том, какое значение уделялось в нем медитации. В ней сохранилась полностью обнаженная скульптура божества, пребывающего в состоянии глубокой медитации.

Настолько глубокой, что время не властно над ним: свешенные ноги опутаны лианами, а под самой скульптурой видны изображения скорпионов, змей и даже животных.

Все остальные пещеры, относящиеся к джайнскому культу, так и остались незаконченными. Правда, стоит отметить, что служители этой религии попытались в свое время создать нечто подобное Кайласанатхе.

Миниатюрная копия шиваитского храма, которую так и не успели полностью завершить, находится в пещере под номером 30.

Если подсчитать количество джайнских пещер Эллоры и осмотреть их внутренний интерьер, можно с уверенностью сказать, что Гоматешваре, Паршванатхе и Джине Махавире в Индии поклонялись совсем недолго.

Пещеры Эллоры: небольшая памятка туристу

Перед посещением пещер Эллоры следует помнить, что все они занесены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО и постоянно находятся под охраной. Все, что разрешается на территории пещерного храмового комплекса, так это экскурсии, во время которых можно сделать потрясающие фото пещер Эллоры.

Брать на память «камушки» из этого мистического места строго запрещено: практически везде туристов сопровождают охранники, которых, к слову, довольно трудно отличить от местных туристов или гидов.

Они обнаруживают себя лишь тогда, когда незадачливый путешественник попытается нарушить правила пребывания на территории пещер Эллоры.

Комплекс пещер, который состоит и 34 храмов и огромного количества скульптур, открыт с восхода солнца и до его заката. Никаких временных ограничений не существует.

Как только первые лучи солнца осветят достопримечательность, которая практически наравне «Золотым храмом» и храмом в Бодхгайе считается самым посещаемым туристами местом в Индии, вход на ее территорию разрешен.

После заката солнца, по действующим правилам, в пещерах Эллоры имеют право находиться только их смотрители.

Стоимость экскурсии составляет всего 250 рупий, что совсем немного, если учесть сколько тратится правительством Индии на сохранение самого крупного пещерного храмового комплекса в мире.

«Как добраться до пещер Эллоры?», – такой вопрос может задать турист, который только в Индии узнал об этом удивительном месте. Проще всего доехать до храмового комплекса из города под названием Аурангабад, находящимся в 40 километрах от пещер.

Кстати, в этом городе есть аэропорт, поэтому даже если путешественник прибыл в Дели, он за короткий промежуток времени сможет преодолеть расстояние между столицей Индии и Аурангабадом.

Рейтинг достопримечательности

Источник: https://putidorogi-nn.ru/aziya/59-peshchery-ellory

Пещерный храм Аджанты

Продолжаем раздел “Туризм” и подраздел “Индия” статьёй Пещерный храм Аджанты. Ранее мы уже сталкивались с пещерными храмами — в статьях Пещерный замок крепость Вардзиа и Пещеры Ванис Квабеби. И теперь из Грузии перемещаемся в совсем другую страну, и смотрим на совершенно другую религию. 

Пещерный храм Аджанты — это один из наиболее выдающихся памятников древнеиндийского искусства. Создавался он на протяжении нескольких столетий, в 200-650 годах. Комплекс представляет собой череду пещер, высеченных в скалах и соединенных широкой тропой — утес в виде подковы с 29 интересными пещерами. Храм Аджанты расположен в индийском штате Махараштра.

Аджанта – это комплекс пещерных храмов, которые являются одним из наиболее выдающихся памятников древнеиндийского искусства. Он был создан в эпоху империи Гуптов — последнего крупного государства Древней Индии, объединившего в 320 году северную и центральную части страны. 

В пяти пещерах расположены храмы (вихары), в остальных двадцати четырех — монашеские кельи (чайтьи). Типичный пещерный храм Аджанты состоит из большого квадратного зала с маленькими кельями, расположенными вокруг него.

Пещерные храмы Аджанты: где уже более двух тысяч лет назад, за три века до рождения Христа, звучали молитвы — начали возводиться в период расцвета буддизма при императоре Ашоке.

Всего в Индии около 1200 рукотворных пещер, и тысяча из них — в западном штате Махараштра.

Там в изобилии был вулканический базальт, из которого они высекались, и более десятка мест, где расположены ряды пещерных храмов. 

По бокам зала, отделенные колоннадами, находятся боковые проходы, предназначенные для религиозных процессий. Потолки пещер поддерживают резные или покрытые росписями колонны, резные колонны украшают и входы в пещеры.

История пещерных храмов такова. По западным территориям Индии издревле проходили торговые пути из Европы в Азию. Равнинная, засушливая местность Махараштры, с редкими массивами холмистых гор, была обжитой и активной в торговом отношении. Стремившиеся к уединению монахи уходили в базальтовые скалы и селились в живописных холмах близ рек и озер.

Торговые караваны, получавшие в монастырях пищу и отдых, предоставляли средства на строительство храмов. Строители имели также царственных покровителей (из династии Маурьев и Гупта, в потом Раштракута и Чалукта), которые сыграли большую роль в возведении и отделке храмов Аджанты.

Аджанта стала знаменита из-за своих замечательных росписей. Они сохранились до наших дней только благодаря уединенности и отдаленности храмового комплекса, в то время как другие древние храмы разрушали религиозные фанатики. Но другим врагом древних росписей стали время и климат. В результате из всех пещер только тринадцать сохранили фрагменты древней живописи.

Сооружение пещерных храмов длилось около 17-ти веков (последний храм датируется XIV веком). Все это время в пещерах Махараштры жили монахи. Но мусульманские набеги и владычество великих моголов способствовали тому, что храмы были заброшены и забыты.

Пещерам Аджанты, спрятанным в дебрях гор, повезло больше, чем любым другим храмам: здесь сохранились уникальные фрески, хотя большую их часть попортила дикая растительность. Фрески Аджанты напоминают росписи Шри Ланки — и в них просматривается влияние Греции, Рима и Ирана.

Росписи Аджанты — своеобразная энциклопедия жизни Индии на протяжении целого исторического периода — V-VII веков. Большинство росписей Аджанты представляют собой иллюстрации к буддийским легендам.

Пещеры Аджанты, демонстрирующие искусство раннего буддизма, находятся в живописном скальном массиве на реке Вангхора. Аджанта — деревня, пещерные храмы в стороне: до них ехать минут 15, по красивому серпантину ходят экскурсионные автобусы (новые и не обшарпанные, как обычные рейсовые).

Место специально оборудовано для туристов: близ пещер есть камера хранения, где можно оставить вещи, душ и ресторан. Вход — 10 рупий, а для иностранцев, с недавнего времени — 5 долларов.— Правда, можно бесплатно пройти с другой стороны реки, как это делают местные жители. Но индусы — внимательный народ, и маневр иностранцев вряд ли укроется от их взгляда.

Когда мы поднялись на холм напротив пещер, и вернулись через реку обратно, они вновь спросили у нас билеты.

Однако, наряду со строго каноническими изображениями Будды и святых-бодхисатв, имеется множество изображений, не связанных с канонами и показывающих сцены из жизни Древней Индии с удивительной жизненностью и правдивостью. Это объясняется тем, что на живопись пещерных храмов Аджанты оказало сильное влияние не сохранившаяся до наших дней живопись светского характера, некогда украшавшая дворцы царей и вельмож.

Пещерные храмы Аджанты строились тысячу лет — до VII века н.э. Потом на тысячу лет о них забыли. Они были вновь обнаружены случайно: в 1819 г. английский офицер, с самым банальным именем Джон Смит, охотился в горах, преследуя тигра. След скрывшегося животного привел его в пещеры, уникальные по красоте росписей.

Читайте также:  Шаманизм в туве - древнейшее верование республики

Росписи Аджанты создавались на протяжении столетий несколькими поколениями мастеров, поэтому с них нашли свое выражение многие характерные черты, направления и стили изобразительного искусства Древней Индии.

Объемы росписей просто поражают: так, только в одном из подземных залов живопись занимает более тысячи квадратных метров, причем расписаны не только стены, но и колонны и потолки.

И так было во всех двадцати девяти пещерах.

Расшифровка надписей дала датировку и информацию о сюжетах фресок и скульптур. Их создатели и сами считали свои творения шедеврами. Они сознательно стремились к тому, чтобы дело их рук пережило тысячелетия.

Надпись в одной из самых древних пещер Аджанты гласит, что человек должен возводить памятники, долговечные, как солнце и Луна, ибо он будет наслаждаться раем столько, сколько на Земле жива память о нем. А надпись 5 века н.

э. сообщает:

Индийские мастера как будто стремились перенести в тесный мир подземелий все богатство и разнообразие внешнего мира. Они щедро заполняли стены и потолки пещер изображениями деревьев, животных и людей, стремясь заполнить живописью каждый сантиметр поверхности.

И вот уже более тысячи лет на стенах мрачных пещер, некогда освещавшихся огнем светильников и факелов, среди причудливых скал и развесистых деревьев живут своей жизнью суетливые маленькие обезьяны, ярко-голубые павлины, львы и фантастические сказочные существа с человеческими торсами, звериными хвостами и птичьими лапами. Мир людей и мир небесных духов, мир буддийских сказаний и реальный мир “далекой Индии чудесной” — все это с удивительным искусством воплощено на стенах пещерных храмов Аджанты.

Наряду с картинами из жизни Будды в росписях Аджанты присутствуют картины эротического содержания. Это тесное сосуществование религиозных и эротических сюжетов является традиционным для средневековой Индии и присутствует практически во всех буддийских и индуистских храмах.

Пещеры выбивались из камня не подряд. Наиболее древние пещеры (8-13 и 15) находятся посредине массива. Архитектура позволяет выделить пещерные храмы хинаянского и махаянского периода.

Согласно традициям искусства Хинаяны, более ранней формы буддизма (его “узкой колесницы”, ставящей акцент на индивидуальном внутреннем совершенстве), Будду не принято было изображать. На него намекают только символы: например, дхармачакра — колесо закона.

Эти пещеры лишены скульптур. Зато их храмы (9 и 10 залы, с рядами восьмиугольных колонн, датируемые 2-1 веками до н.э.), имеют огромную монолитную звучащую ступу — и их потрясающе звучная акустика лучше всего подходит для пения мантр.

Возникает желание попеть — или зайти в маленькие четырехугольные кельи по бокам 12-й пещеры: посидеть на каменных ложах и ощутить, как жили монахи.

Более того, эротические сцены нередко служат иллюстрациями религиозных сюжетов из жизни и учения Будды. То, что для европейцев выглядит непристойным, никогда не воспринималось таковым в Индии, где признавались законными все проявления человеческой жизни, в том числе и такие, на которые в других местах накладывалось табу.

А более поздние пещеры Махаяны (“широкой колесницы”, акцентирующей роль боддхисаттвы, спасающем все живые существа), по обе стороны от центральных, отличают изображения будд, боддхистаттв и богов.

Фрески и скульптуры в нишах дают богатейший материал для созерцания. Частые скульптуры буддийских персонажей в пещерах Аджанты — богиня процветания Харити с ребенком и наги, змееподобные божества с головой кобры.

На потолках пещер — резные орнаменты лотосов и фрески мандал.

Исследователи обращают внимание на реализм, с которым изображена жизнь во дворцах, селах и городах Индии сер.

I тысячелетия нашей эры, в результате чего настенная живопись Аджанты приобретает характер исторического документа.

Так, в сцене “Будда укрощает бешеного слона” можно видеть, как выглядела торговая улица в древнеиндийском городе: лавки с товарами, утварь, повозки, полотняные навесы на бамбуковых шестах, защищающие лавки от солнца.

Наиболее интересны скульптурные группы 26-й пещеры. Одна рисует искушение Будды демоном Марой: медитирующего Будду окружают соблазнительные женщины, животные и демоны. На другой — огромная скульптура лежащего Будды с закрытыми глазами: его уход в нирвану.

Но Будда и в смерти улыбается той же полуулыбкой, которая является отличительной чертой буддийских скульптур. Резные фигуры у потолка изображают шесть мудр Будды.

Сказочно богатый и многообразный мир росписей Аджанты стал известен всему миру только после 1819 года, когда давно забытые пещерные храмы Аджанты были вдруг случайно обнаружены. В 1920-х годах живопись в пещерах была тщательно отреставрирована и с тех пор находится под охраной.

То есть, пещерные храмы заново открыли англичане 200 лет назад. После независимости Индии они стали национальным достоянием и археологическими памятниками, охраняемыми ЮНЕСКО. Это не мешает тому, что для индусов это — святые места. Чтобы войти внутрь любого пещерного храма, надо снять обувь (а если учесть, что в Аджанте их 29, там проще ходить босиком).

Таким образом, пещерный храм Аджанты — это действительно сокровище мирового масштаба

По материалам http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post140621893/

Источник: http://interesko.info/peshhernyj-xram-adzhanty/

Лестница в небо — архитектура буддийских храмов

У большинства людей буддийская архитектура на Дальнем Востоке ассоциируется с ее типичным элементом — пагодой, то есть величественным ярусным сооружением с выступающей изогнутой крышей на каждом уровне.

В народном воображении пагоды — это неотъемлемый признак города и пригородного пейзажа, но чаще всего их можно встретить в отдаленных горных местностях, особенно пригодных для молчаливого сосредоточения, для размышлений и уединения, характерных для буддийской традиции.

В Китае, Корее и Японии пагода возвышается над кучкой зданий, окруженных забором с большими воротами, что производит впечатление огражденного города.

Этот комплекс зданий образован из храмов и монастыря, поскольку буддийскими храмами пользуются и монахи, постоянно там живущие, и миряне, в отличие от христианского Запада, где существует разделение между соборами и церквями, которые строятся в людном месте, и монастырями, расположенными в уединенных местностях.

Комплекс «храм-монастырь» формировался в течение длительного периода развития. При раннем буддизме культовых требований придерживались исключительно в пределах монашеских общин.

И хотя именно в Индии, колыбели буддизма, монахи и миряне стали впервые совместно пользоваться гостеприимством священных монастырских центров, храм-монастырь и в дальнейшем имел свое полное самовыражение в самых отдаленных уголках буддийского мира, особенно в имперских владениях династии Тан в VII и VIII веках в Китае.

МОГИЛЬНЫЙ КУРГАН И МОНАШЕСКИЕ КЕЛЬИ

Первым буддийским памятником стал могильный курган с мощами духовного пастыря Гаутамы Будды («Просветленного»), который жил в V веке до нашей эры в северной Индии.

Символизируя Вселенную, холм или ступа, представляла собой полусферический курган, где на вершине был установлен шпиль, а вокруг построено кругообразное ограждение с воротами на все четыре стороны света. Венчали центральную башню несколько дисков, каждый из которых был знаком соответствующих небесных сфер потустороннего мира.

Впоследствии ступы получили коническую или пирамидальную форму с четырьмя гранями. А еще позже в Китае стали возводить башнеобразные ступы, которые постепенно превратились в пагоды.

Первые буддийские общины не имели ни помещений для медитации, ни постоянных домов. Монахи вели жизнь странствующих проповедников, отказавшись от материальных благ, добывали себе пищу попрошайничеством, как их великий Учитель и другие традиционные священники в Индии.

Первые места для коллективных богослужений религиозных ритуалов появились у буддистов во втором и первом веках до нашей эры, когда монахи западной Индии начали для этих целей приспосабливать пещеры. Видимо, это объясняется тем, что монахи имели привычку использовать пещеры для своих медитаций во время сезона дождей, так как путешествовать тогда было невозможно.

Подобного рода «архитектура», которая наполовину была творением природы, оказалась такой популярной, что пещерные святилища продолжали использовать в буддийском мире, особенно в Центральной Азии и Китае, наравне с отдельно построенными храмами. В некоторых случаях, как, например, в Дуньхуа, в китайской провинции Ганьсу, перед входом в пещеры строили деревянный фасад или из камня высекали что-то вроде деревянной конструкции.

В культовой буддийской архитектуре сложились, следовательно, две разновидности зданий — помещение для медитаций, которое возникло на смену монастырской келье, и ступа, или сооружение для хранения реликвий. Сначала эти две разновидности четко отличались друг от друга, но уже через три — четыре века после смерти Будды, когда строили храмы в Карле и Бхай в западной Индии, они слились в одно целое.

ХРАМ И РЕЛИГИОЗНАЯ ОБРЯДНОСТЬ

Буддизм исторически был основан жизнью своего основателя, и в этом заключается ключевой момент этого вероучения.

Жизнь и труд мудрого Гаутамы сделались изначально главным символом веры, а путь, указанный им, стал духовной тропой для его последователей.

Неудивительно, что первым буддийским памятником должен стать могильный курган, то есть гробница, которую представляла собой ступа. Она лучше, чем любой другой знак, указывала на связь Будды с историей.

Впоследствии архитектура начала задавать себе долгосрочную цель, стремясь удовлетворить потребности все большего числа людей, совместно выполняющих ритуалы единого для всех богослужения.

Раскол, который произошел в первом веке между теми, кто остался верен монастырской ортодоксальности (хинаяна, или «Малая колесница»), и реформаторами, которые выступали за более широкое приобщение населения к духовным занятиям (махаяна, или «Большая колесница»), сказался на культовой архитектуре.

Размеры молитвенных помещений были увеличены, чтобы там могли разместиться ученики и последователи Будды, и, что очень важно, вокруг изображения Будды появился пантеон бодхисаттв, которым поклонялись массы.

СКАЛЬНЫЕ ГРОБНИЦЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Две разновидности культовой архитектуры — святилище в виде пещеры, вырубленной в скальной поверхности горы, и загражденное место, на котором расположены храмы, монастырь и ступа, — сформировались в оазисах «Шелкового пути» в китайском Туркестане, превратившимся в центр буддийской культуры после падения буддизма в Индии.

Гробницы в скале наподобие тех, что в Юнкан в китайской провинции Шаньси, часто называют «пещерами тысячи Будд» (определение, указывающее на их отличие от храмов в узком смысле слова), имея в виду ряды каменных Будд, отчеканенных на склонах обрывов.

Вид пещер отразил заметную трансформацию архитектурного стиля в период активной религиозной деятельности, продолжавшейся от V до VIII или IX века.

Древнейшие сооружения с прадаксиною (дорожкой для обхода) вокруг обожаемой ступы несут на себе печать влияния ранних буддийских верований из Индии.

В Центральной Азии ступа представляет собой четырехугольный столб, каждая плоскость которого может быть украшена скульптурным изображением Будды, часто в окружении спутников.

Такие ступы являются образцом начатого еще в Древней Индии сообщения памятника-символа и культового изображения.

В то же время стены пещер постепенно покрывались рисунками, воспроизводившими различные сцены из жизни Будды.

Ступ в виде столба с обходной дорожкой уже нет в пещерных центрально-азиатских святилищах, построенных в VII и VIII веках, и это свидетельствует об изменении в религиозной обрядности.

В нише, выдолбленной в стене дальнего угла пещеры, напротив входа, вырезали алтарь с несколькими статуэтками.

Новый подход способствовал разнообразию монументальной скульптуры — Будду теперь уже изображали в роли проповедника, окруженного группой респектабельных лиц (выдающихся монахов, бодхисаттв, богоподобных царей, воинов). Как правило, это было большое собрание окрашенных скульптур.

Исчезновение обходной дорожки привело к уменьшению количества изображений различных сцен из жизни Будды, которыми могли любоваться правоверные во время ритуального похода вокруг ступы. Благочестивые прихожане смотрели на Будду как на божество общечеловеческого масштаба.

Доброжелательные черты его лица предоставлены многими удивительными статуями, которые уверенно и удобно размещались на достаточно большой площади.

С подробностями изображался вид того мира, где верующие надеялись обрести второе рождение, а поэтому каждая стена пещеры была украшена гигантскими мистическими композициями, каждая из которых создавалась как самостоятельное произведение.

ХРАМ-МОНАСТЫРЬ КАК ОБРАЗЕЦ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ

Хотя в оформлении пещер-гробниц просматривается стремление воссоздать столбы, балки, консоли и другие элементы деревянных зданий, они не могли сравниться с изысканной архитектурой отдельно построенного храма, этого гармоничного комплекса святилищ и других достопримечательностей.

Известно, что такие отдельно построенные храмы существовали в городах-оазисах Куча, Хотан и Тумчук в Центральной Азии, но именно в Китае храмовая конструкция достигла такого уровня стилевой завершенности и такой силы в передаче религиозного идеала, что она была заимствована Кореей и Японией как классический образец.

Древние китайские предписания, по которым определялась символика пространства, оказали свое влияние на архитектуру буддийского храма. Представление о центре и четырех сторонах света легло в основу расположения алтарей вдоль оси север — юг и четырех ворот храмовой ограды.

Этот символический план без конца повторяется в соотношении различных элементов и воспроизводится также вертикальной надстройкой, которая символизирует землю внизу и небесный свод вверху. Рольф А.

Стейн писал: «Было ли это значение первоначально в ней заложено, или нет, ступа стала соответствующим образом ориентированной башней с квадратным или восьмиугольным фундаментом, на которую можно подняться по спирали, словно проходя разные уровни небес».

Жан Жие.

Источник: http://waking-up.org/religii-mira/lestnitsa-v-nebo-arhitektura-buddiyskih-hramov/

Ссылка на основную публикацию