Древний Китай кратко и самое главное в фактах, династии Китая

Содержание скрыть

Древний Китай это самая древняя культура, которая практически не поменяв уклада жизни до наших дней. Мудрые Китайские правители смогли провести великую империю сквозь тысячелетия. Давайте кратко рассмотрим все по порядку.

Появление древнего Китая

Древнии люди, вероятно, достигли Восточной Азии в период между 30 000 и 50 000 лет назад. В настоящее время куски глиняной посуды, керамики были обнаружены в китайской пещере охотника-собирателя, примерный возраст пещеры составляет 18 тысяч лет, это самая старая керамика, когда-либо найденная.

Историки считают, что сельское хозяйство появилось в Китае около 7 000 лет до нашей эры. Первым урожаем было зерно, называемое просом.

Рис начали выращивать тоже примерно в это время и, возможно, рис появился чуть раньше, чем просо.

Так как сельское хозяйство стало давать больше пищи, стало увеличиваться население, также это позволило людям делать другие работы, отличные от постоянного поиска пищи.

Большинство историков согласны с тем, что китайская цивилизация сформировалась примерно в 2000 году до нашей эры вокруг Желтой реки. Китай стал домом для одной из четырех ранних цивилизаций. Китай отличается от других цивилизаций, культура, которая развивалась, осталась и по сей день, конечно на протяжении тысячелетий произошли изменения, но суть культуры осталась.

Другие три цивилизации исчезли или были полностью поглощены и ассимилированы новыми людьми. По этой причине люди говорят, что Китай — старейшая цивилизация в мире. В Китае семьи, которые контролировали землю, стали лидерами семейных правительств, называемых династиями.

Династии Китая

История Китая с древних времен до позапрошлого века делилась на разные династии.

Династия Ся

Династия Ся (2000 г. до н.э.-1600 до н.э.) была первой династией в истории Китая. Ее период длился около 500 лет и включал царство 17 императоров — император тоже самое что и король. Люди Ся были фермерами, обладали бронзовым оружием и глиняной посудой.

Шелк является одним из самых важных продуктов, которые когда-либо создавал Китай. Большинство историков согласны с тем, что династия Ся производила шелковую одежду, при этом шелковое производство, возможно, началось намного раньше.

Не все историки согласны с тем, что Ся была настоящей династией. Некоторые считают, что история Ся всего лишь мифическая история, потому что некоторые моменты не соответствуют археологическим открытиям.

Династия Шан

Династия Шан (1600 г. до н.э.-1046 г. до н.э.) первоначально была кланом, живущим вдоль Желтой реки во время династии Ся. Клан — это группа очень близких семей, которые часто рассматриваются как одна большая семья. Шан завоевали землю Ся и получили контроль над китайской цивилизацией. Династия Шан длилась более 600 лет и ее возглавляли 30 разных императоров.

Шан были самой старой китайской цивилизацией, оставившей после себя письменные записи, которые были нанесены на панцири черепах, костях крупного рогатого скота или других костях.

Во времена династии Шан, люди поклонялись многим богам. Также поклонение предкам было очень важно, поскольку они полагали, что их члены семьи становятся богоподобными после смерти.

Важно понимать, что другие меньшие китайские семьи тоже существовали в разных частях Китая в то же время, что и Шан, но Шан, по-видимому, был самыми передовыми, так как оставили после себя много письменности. В конце концов Шан были побеждены кланом Чжоу.

  Изобретения древней Индии

Династия Чжоу

Династия Чжоу (1046 г. до н.э.-256 до н. э.) существовала дольше, чем любая другая династия в истории Китая. Из-за раскола в династии со временем Чжоу разделилась на части, называемые Западный Чжоу и Восточный Чжоу, .

Чжоу сражались с вторгшимися армиями с севера (монголами), они строили большие курганы из грязи и камня в качестве барьеров, которые замедляли врага — это был прообраз Великой стены. Арбалет был еще одним изобретением этого времени — он был чрезвычайно эффективен.

Все сельскохозяйственные земли принадлежали дворянам (богатым). Дворяне позволяли крестьянам обрабатывать землю, подобно феодальной системе, которая развивалась в Европе в средние века.

Появление философии Китая

Во времена династии Чжоу развились две важнейшие китайские философии: даосизм и конфуцианство. Великий китайский философ Конфуций разработал образ жизни, называемый конфуцианством. Конфуцианство говорит, что всех людей можно обучать и совершенствовать, если найти подход.

Основные постулаты: люди должны сосредоточиться на том, чтобы помогать другим; семья самая важная ценность; старейшины общества самые почитаемые. Конфуцианство и по-прежнему важно сегодня, но оно не получило широкого распространения в Китае до периода династии Хана.

Основателем даосизма был Лаози. Даосизм — это все, что следует за «Дао», что означает «путь». Дао является движущей силой всех вещей во Вселенной. Символ Инь Янь обычно ассоциируется с даосизмом. Даосы считают, что вы должны жить в гармонии с природой, быть смиренными, жить просто без лишних вещей и сострадать всему.

Эти философии отличаются от религий, потому что у них нет богов, хотя идея предков и природы часто рассматривается как боги. Сила императора также была связана с религиозными убеждениями.

Чжоу говорил о Мандате Небес как о законе, который позволял китайским императорам править, — он сказал, что правитель был благословлен Небесами, чтобы управлять народом.

Если он потерял благословение небес, его следует удалить.

К 475 г. до н.э. провинции королевства Чжоу были более мощными, чем центральное правительство Чжоу. Провинции восстали и сражались друг с другом на протяжении 200 лет. Этот период называется периодом Воюющих царств. В конце концов, одна семья (Цинь) объединила всех остальных в одну империю. Именно в этот период появляется понятие Имперский Китай.

Династия Цинь

С 221 до н. э. До 206 г. до н. э. династия Цинь получила контроль над цивилизованным Китаем. Правление Цинь длилось недолго, но оказало важное влияние на будущее Китая. Цинь расширили свою территорию и создали первую империю Китая.

Жестокий лидер Цинь Ши Хуан объявил себя первым истинным императором Китая. Эта династия создала стандарт валюты (деньги), стандарт размера колесной оси (чтобы сделать дороги все одного размера) и единые законы, применяемые во всей империи.

Цинь также стандартизировал различные системы написания в одну систему, которую сегодня используют в Китае. Цинь Ши Хуан навязывал философию «Легализма», которая фокусируется на людях, которые следуют законам и получают инструкции от правительства.

Монгольские нашествия с севера были постоянной проблемой в Китае. Правительство Цинь приказало, чтобы стены, построенные ранее, были объединены. Это считается началом создания Великой китайской стены.

Каждая династия строила новую стену или улучшила стену предыдущей династии. Большая часть стен периода Цинь в наши дни разрушено или были заменены.

Стена, которая существует сегодня, была построена более поздней династией под названием Мин.

Для императора была сделана удивительная гробница, больше, чем футбольное поле. Она по-прежнему запечатана, но легенда гласит, что внутри нее есть реки ртути. За пределами гробницы находится армия из глины в натуральную величину, обнаруженная в 1974 году.

Хотя династия Цинь правила недолго, ее стандартизация китайской жизни оставила глубокое влияние на более поздние династии в Китае. Именно из периода этой династии мы получили название «Китай».

Первый император этой династии умер в 210 г. до н. э. ему на смену пришел слабый и маленький сын.

В результате чего началось восстание, и член армии Цинь взял под свой контроль Империю, которая начала новую династию.

  Языческие боги древней Руси

Династия Хань

Династия Хань началась в 206 году до нашей эры и продержалась 400 лет до 220 года н.э. и считается одним из величайших периодов за всю историю Китая.

Как и династии Чжоу, династия Хань делится на Западный Хань и Восточный Хань. Ханьская культура сегодня определяет китайскую культуру.

Фактически, большинство китайских граждан сегодня заявляют о «хань» как об этническом происхождении. Правительство сделало конфуцианство официальной системой империи.

За это время империя сильно выросла, завоевав землю в современной Корее, Монголии, Вьетнаме и даже в Центральной Азии. Империя настолько выросла, что императору потребовалось более крупное правительство, чтобы управлять ею. В это время было изобретено много вещей, включая бумагу, сталь, компас и фарфор.

Династия Хань также была известна своей военной мощью. Империя расширилась на запад до края пустыни Такла-Макан, что позволило правительству охранять торговые потоки в Центральной Азии.

Пути трассы караванов часто называют «Шелковый путь», потому что этот маршрут использовался для экспорта китайского шелка. Династия Хань также расширила и укрепила Великую китайскую стену, чтобы защитить Шелковый путь. Другим важным продуктом Шелкового пути была религия буддизма, которая дошла до Китая в этот период.

Китайские династии будут продолжать править Китаем до Средневековья. Китай сохранил свою уникальность, потому что испокон веков они чтят свою культуру.

Интересные факты о Древнем Китае

  • Последний император Китая, Пу И, стал правителем, когда ему было всего 3 года.
  • Китайцы используют палочки для еды уже более 4000 лет.
  • После изобретения печатного станка самым популярным типом буклета были буддийские изречения и молитвы.
  • “Искусство войны” — известная книга о боевой стратегии, написанная военным стратегом Сунь-Цзы во время весеннего и осеннего периодов. Несмотря на то, что ей уже больше 2500 лет, ее часто цитируют и сегодня.
  • В Древнем Китае самыми основными реками были Желтая река и река Янцзы.
  • Янцзы — третья по протяженности река в мире, а Желтая — шестая.
  • В Китае дракон — символ удачи и силы. Дракон часто был символом Императора.
  • Ученые, которые служили чиновниками, были самым уважаемым классом. Сразу после них были крестьяне-фермеры, которых уважали, потому что они снабжали страну едой.
  • Древние китайцы были первыми, кто начал пить чай. Сначала они использовали чай для лечения.
  • Хотя коренные жители говорили на разных диалектах китайского языка, письменность и алфавит были одинаковы.
  • Самый большой фестиваль года — это празднование Нового года. В это время все отдыхают и празднуют.
  • Согласно легенде, шелк был обнаружен Си-Линг-Ши, женой императора Хуан-Ти, в саду императора в 2700 году до н.э.

Оцените, пожалуйста, статью, автор старался ? :

Источник: https://oldinvent.ru/?p=823

История Китая

Китай – это волшебная страна с особенной культурой, традициями и древней историей. Китайская цивилизация – одна из древнейших в мире, чей возраст насчитывает около 5 тыс. лет.

Самые первые письменные упоминания о ней относятся к 4 тыс. до н.э. Китайская цивилизация зародилась в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы.

Здесь в поселениях древних земледельцев появились первые города и государственные объединения Китая. 

Историю Китая можно условно разделить на три периода:

1. Доимперский Китай (династии Ся, Шан, Джоу до 221 года до н.э.);
2. Имперский Китай (дин. Цинь 221 год до н.э. – дин. Цин 1911 год);
3. Новый Китай (1911 – современность).

Для истории Китая доимперского периода характерна нестабильная политическая власть, которая часто была сосредоточена в руках религиозных лидеров.

Наместники мелких уделов и провинций были фактически независимы от власти правителя.

Самой сильной из трех династий этого периода считается династия Шан, однако и она не избежала междоусобных войн, которые, в конце концов, привели государство Шан-Инь в упадок.

История императорских династий Китая охватывает огромный отрезок времени с 221 года до н.э. до 1911 года н.э. За время правления восьми сильнейших династий: Цинь, Хань, Суй, Тан, Сун, Юань, Мин и Цин Китай превратился в одну из сильнейших стран мира, став лидером на азиатском континенте.

https://www.youtube.com/watch?v=JJjaK4OcM8c

Становление Китая как единой целостной страны начинается с правления императора Цинь Шихуан-ди (221 год до н.э.), который объединил семь китайских царств и завоевал множество соседних территорий.

Однако, император Цинь Шихуан-ди знаменит не только своими политическими заслугами перед Китаем, но и знаменитой терракотовой армией, которая вот уже 2 тысячи лет охраняет вход в его гробницу. Неизгладимый след в истории Китая оставила династия Тан (618-907 гг.

н.э.), чьё правление часто называют «золотым веком» Китая.

В XIII веке Китай подвергся нападению монголов во главе с Чингисханом.

Этот период истории Китая один из самых трагичных, так как монголы оккупировали практически весь Китай, основав свою монгольскую династию Юань.

Во второй раз Китай подвергся нападению в 1644 году, когда манчжуры уничтожили династию Мин, став правителями Китая. Манчжурская династия Цин была последней императорской династией Китая.

В 1911 году в Китае началась Синхайская революция, которая привела к падению Империи и образованию народной республики. В 1949 году после победы коммунистической партии Китая над партией Гоминьдан была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР), во главе который стал Мао Цзэдун.

Источник: https://www.advantour.com/rus/china/history.htm

История существования Древнего Китая

Китай — одно из самых больших и населенных государств мира, он также занимает лидирующие позиции по экспорту продуктов. Кроме того, Поднебесная может легко похвастаться многотысячелетней историей государства, которая по разным оценкам начинается от 3500 до 5000 лет назад.

История существования

В большей мере Древний Китай был имперской страной, но можно выделить еще и некоторые другие эры.

Итак, самые крупные периоды существования:

  • доимперское время (от начала палеолита и до появления первого государства);
  • Древний Китай (ранние формы правления и ранние империи);
  • классический период (с 3 в. до 1912 г.);
  • современная эпоха.

Пять императоров и три династии

Несколько мифической считается ранняя история Китая во времена правления пяти императоров, которые менялись один за другим:

  • Желтый император;
  • Чжуань-сюй;
  • Гао-Синь;
  • Яо;
  • Шунь.

Эти императоры в разное время вели жестокую борьбу за власть, чтобы быть у престола. Так продолжалось с 27 века до н. э. и до 23 века до н. э.

После этого наступило затишье в виде первой династии Ся, которая правила с начала 23 века до н. э. и до середины 18 века до нашей эры.

Читайте также:  Монастыри монголии – три храма с древнейшей историей

Восточная страна начала свое активное развитие в период правления следующей династии — Шан-Инь, которая правила в 17-11 вв. до н. э. и была разделена на две эпохи – ранний Шан-Инь и поздний.

Читать также:

Китай: интересные факты о восточной стране

В это время зародилась письменность, поэтому об этом периоде известно уже больше. Также сформировались первые политические основы государства, а земледелие обрело новую форму возделывания почвы.

Борьба за власть следующей династии — Чжоу — привела к тому, что Шан-Инь была свергнута.

Эпоха Чжоу на ранних этапах западного периода (11 в. до н. э. – 771 год до н. э.) имела исключительно центральную власть. Но постепенно происходила децентрализация власти, особенно в восточный период (771-475 гг. до н. э.).

Династию Чжоу в Древнем Китае сменяет период борющихся царств, где несколько независимых государств начинают борьбу за власть и территории. Самыми большими из них были:

  • Чжао;
  • Вэй;
  • Янь;
  • Цинь;
  • Хань.

Развитие восточной страны

Несмотря на постоянную борьбу, которая велась во времена борющихся царств, Древний Китай меняется во всех областях жизни. Бронзу сменяет железо, появляются новые ремесла, увеличиваются города.

Было создано немало произведений искусства, которые до сих пор пользуются огромной популярностью.

Появляются две основные философско-религиозные школы – конфуцианство и даосизм — благодаря Конфуцию и Лао-цзы. Обе школы с течением времени набирали популярность, и в современном Китае большая часть населения исповедует эти учения.

Объединение под правлением царства Цинь

В 221 году до н. э. династии Цинь удается объединить все земли в едином государстве, чему способствовали единый язык, культура, религия.

Царство Цинь имеет, наверное, самый короткий период правления – всего 11 лет, но за это время были проведены невероятные реформы, которые касались практически всех сфер жизни обычных людей.

Император Цинь Шихуанди смог сделать то, что не получалось ни у одного раннего императора. Кроме того, строительство одного из чудес света, которое сохранилось до наших дней, – Великой китайской стены, началось именно при этом императоре.

Ханьская эпоха в истории Китая

Империя Хань быстро сменила Цинь, но в этот период ничего не было утеряно, а наоборот, произошло значительное расширение территории: от пустыни Гоби до Южно-Китайского моря, от гор Памир до Ляодунского полуострова.

Древний Китай был великим и воинствующим в эпоху Хань, ведь удалось сокрушить сильных гуннов и основать Великий шелковый путь, который начал приносить большую прибыль государству.

Именно на династии Хань и заканчивается история Древнего Китая и начинается классическая эра.

Если вы хотите узнать больше о существовании Древнего Китая и его правлении, советуем вам просмотр следующего видео:

Источник: http://megapoisk.com/drevnij-kitaj-vsja-pravda-o-vostochnoj-strane

История Китая с древнейших времен до начала XXI века: в 10 т. Т. I

?Николай Подосокорский (philologist) wrote,
2016-10-30 04:25:00Николай Подосокорский
philologist
2016-10-30 04:25:00История Китая с древнейших времен до начала XXI века : в 10 т. Т. I. Древнейшая и древняя история (по археологическим данным): от палеолита до V в. до н.э. / Гл. ред. С.Л.

Тихвинский; отв. ред. А.П. Деревянко. – М.: Восточная литература, 2016. – 974 с.

ISBN: 978-5-02-036576-6Первый том «Истории Китая с древнейших времен до начала XXI века», трактующий разнообразный круг проблем, связанных со становлением современного человека как биологического вида, началом его орудийной деятельности, адаптацией ранних человеческих коллективов к меняющейся природной среде огромного региона Восточной Азии, находится на грани взаимодействия наук о природе и гуманитарных знаний. Соединение археологических данных со сведениями исторических документов позволяет верифицировать многие моменты ранней истории китайской государственности, сложного хода исторического процесса, превратившего разрозненные коллективы земледельческого населения Северного и Южного Китая в единую демографическую структуру, способную с одинаковой степенью устойчивости переживать как яркие взлеты, так и периоды упадка, перемежавшиеся в развитии страны на протяжении тысячелетий.

Оглавление

К читателю (С.Л. Тихвинский)…..5Введение (А.П. Деревянко)…..8Часть IИСТОРИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИСТОРИОГРАФИЯ КИТАЙСКОЙ АРХЕОЛОГИИГлава 1. История археологических исследований в Китае…..19Зарождение китайской археологии (П.М. Кожин, С.А. Комиссаров)…..19Иностранные научные экспедиции в Китае конца XIX – начала ХХ в. (Б.А. Литвинский, И.Ф. Попова, Ю.С. Худяков, С.А.

Комиссаров)…..24Русские археологи в Маньчжурии (В.Е. Ларичев, С.В. Алкин)…..32Становление и развитие национальной археологической школы в Китае (А.П. Деревянко, В.Е. Ларичев, С.А. Комиссаров, П.В. Мартынов)…..35Организация археологической науки на Тайване (после 1945 г.) (Ю.А. Азаренко)…..42Глава 2. Изучение археологии Китая за рубежом…..

45Тематика, методы, принципы исследований археологии и древней истории Китая на Западе (П.М. Кожин)…..45Российская школа исследователей археологии Китая (В.Е. Ларичев, С.А. Комиссаров, П.В. Мартынов)…..50Часть IIПАЛЕОЛИТ (А.П. Деревянко)Глава 1. Палеогеография и климат Китая в четвертичный период…..56Глава 2. Древнейший палеолит (1,8–1,5 млн – 150 тыс. л.н.)…..

62Раннеплейстоценовые местонахождения с галечно-отщепной индустрией…..67Раннеплейстоценовые местонахождения с микролитической индустрией…..74Среднеплейстоценовые местонахождения на севере Китая…..84Среднеплейстоценовые местонахождения Центрального и Южного Китая…..101Глава 3. Древний палеолит (150–30 тыс. л.н.)…..107Глава 4.

Формирование верхнепалеолитической культуры (30–15 тыс. л.н.)…..112Глава 5. Финальный этап палеолита – эпоха распространения микролитической индустрии…..133Глава 6. Формирование человека современного анатомического типа на территории Китая…..144Часть IIIНЕОЛИТ (IХ – середина III тыс. до н.э.)Глава 1. Неолит исторического региона Восточная Азия (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов)…..

151Период неолита как часть исторического процесса на территории Восточной Азии…..151Географическое членение исторического региона Восточная Азия…..152Этнолингвистическая ситуация…..158Об археологических культурах и их выделении…..160Смена эпох: о появлении керамики и шлифованных орудий на юге Восточной Азии (за пределами исторических границ региона)…..

161Ранний неолит (9000–5500 гг. до н.э.)…..162Первый этап (9000–7000 гг. до н.э.)…..162Второй этап (7000–5500 гг. до н.э.)…..168Средний неолит (5500–3500 гг. до н.э.)…..181Первый этап (5500–4500 гг. до н.э.)…..181Второй этап (4500–3500 гг. до н.э.)…..214Поздний неолит (3500–2500 гг. до н.э.)…..255Первый этап (3500–3000 гг. до н.э.)…..257Второй этап (3000–2500 гг. до н.э.).

….286Глава 2. Неолит областей за пределами исторического региона…..303Северо-восток современной КНР (С.В. Алкин)…..303Вопросы палеоэкологии…..303Характеристика культур раннего неолита…..304Культура Хуншань…..308Культура Фухэ…..315Культура Синьлэ…..321Северо-запад современной КНР (пров. Ганьсу) (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов)…..327Тибет (Е.И. Кычанов, П.В. Мартынов, С.А.

Комиссаров)…..328Юго-восток современной КНР (пров. Фуцзянь) (Ю.А. Азаренко, С.В. Лаптев)…..332Южные районы современной КНР (пров. Гуандун и Гуанси-Чжуанский автономный район) (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов)…..340Тайвань (Ю.А. Азаренко, С.В. Лаптев, С.А. Комиссаров)…..354Общие итоги развития Восточной Азии в неолите (П.М. Кожин)…..357Часть IVЗАРОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

РАННЯЯ И СРЕДНЯЯ БРОНЗА (2500–1300 гг. до н.э.)Глава 1. Ранний бронзовый век исторического региона Восточная Азия (2500–1800 гг. до н.э.)…..363Переход от эпохи камня к эпохе металла на территории Восточной Азии (В.И. Молодин, П.М. Кожин)…..363Периодизация бронзового века в регионе (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов)…..367Памятники региона, на которых были найдены ранние изделия из бронзы..

…368Полезные ископаемые и металлургическое производство (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов)…..370Первый этап раннего бронзового века (2500–2100 гг. до н.э.) (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов)…..371Нижняя Янцзы…..371Средняя Янцзы…..389Шаньдун…..396Великая равнина…..403Восток Средней Хуанхэ…..403Запад Средней Хуанхэ…..407Верхняя Хуанхэ…..

410Второй этап раннего бронзового века (2100–1800 гг. до н.э.) (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов)…..412Нижняя Янцзы…..412Шаньдун…..420Великая равнина…..421Средняя Янцзы…..422Запад Средней Хуанхэ…..423Верхняя Хуанхэ…..426Восток Средней Хуанхэ…..429Глава 2. Средний бронзовый век исторического региона Восточная Азия (1800–1300 гг. до н.э.)…..436Нижняя Янцзы (Д.В. Деопик, М.Ю.

Ульянов)…..436Шаньдун (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов)…..452Великая равнина (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов)…..454История Раннего Шан (XVII–XIV вв. до н.э.) по письменным и археологическим источникам…..456Восток Средней Хуанхэ…..459Культура Сяциюань (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов)…..459«Северный город» (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов)…..460Городище Тайси (Е.А. Гирченко, П.М. Кожин)…..

469Культура Эрлитоу (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов)…..470Городище Яньши (Е.А. Гирченко, П.М. Кожин)…..479Культура Эрлиган (Е.А. Гирченко, П.М. Кожин)…..480Средняя Янцзы (С.А. Комиссаров, А.В. Варенов)…..481Памятник Паньлунчэн (около 1400–1300 г. до н. э.)…..481Запад Средней Хуанхэ (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов)…..484Верхняя Хуанхэ (А.В. Варенов)…..

485Итоги развития исторического региона Восточная Азия в среднем бронзовом веке (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов)…..488Глава 3. Культуры раннего и среднего бронзового века за пределами исторического региона…..489Северо-восток современной КНР (С.В. Алкин)…..489Культура нижнего слоя Сяцзядянь…..489Северо-запад современной КНР…..496Памятники эпохи бронзы на территории Синьцзяна (В.И.

Молодин, Б.Л. Литвинский, Ю.С. Худяков, С.А. Комиссаров)…..496Культура Цзунжи (С.А. Комиссаров, П.В. Мартынов)…..499Культура Сыба(В.И. Молодин, С.А. Комиссаров, А.И. Соловьев)…..502Культура Гумугоу (афанасьевская) (В.И. Молодин, С.В. Алкин)…..506Культура Сяохэ(В.И. Молодин, С.А. Комиссаров)…..509Чемурчекский культурный феномен (А.А. Ковалев)…..

512Юго-восток и юг современной КНР (С.А. Комиссаров)…..515Культура раковинных куч Цуньтоу (Ю.А. Азаренко, С.В. Лаптев)…..516Культура Хуангуашань (Ю.А. Азаренко, С.В. Лаптев)…..519Прибрежные памятники Гуандуна и Сянгана (С.А. Комиссаров, Ю.А. Азаренко)…..519Часть VПЕРИОДЫ ШАН-ИНЬ И ЗАПАДНОЕ ЧЖОУ (конец XIV – VIII в. до н.э.). ПОЗДНИЙ БРОНЗОВЫЙ ВЕКВведение (П.М. Кожин)…..

525Глава 1. Государство Шан-Инь (около 1300 – 1027 г. до н.э.)…..531Источники по истории Шан (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов)…..531Политическая история Шан (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов)…..535Историко-археологическая характеристика столичного центра Шан (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов при участии Е.С. Аникушиной)…..547Духовная культура и социально-политическое устройство (Д.В. Деопик, М.Ю.

Ульянов)…..602Духовная культура…..602Структура власти и аппарат управления…..609Ремесла и сельское хозяйство…..613Военное дело…..614Соседи Шан и взаимоотношения с ними…..616Государственные образования за пределами Шан (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов)…..619Восток Средней Хуанхэ…..619Великая равнина…..620Шаньдун…..621Средняя Янцзы…..622Нижняя Янцзы…..

623Северные соседи Шан (П-образный изгиб Хуанхэ и Верхняя Фэньхэ)…..625Верхняя Хуанхэ…..625Археологические памятники Раннего Чжоу (около 1200 – 1027 г. до н.э.) (С.А. Комиссаров, С.И. Блюмхен)…..626Памятники района столиц – городов Фэн и Хао…..633Битва при Муе и конец государства Шан (В.Е. Ларичев, С.А. Комиссаров, М.А. Кудинова, Е.Г. Гиенко)…..639Глава 2.

Государство Западное Чжоу (1027–771 гг. до н.э.)…..647Западночжоуская эпиграфика как исторический источник (В.М. Крюков)…..647Политическая история Западного Чжоу (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов)…..658Социальная структура и государственное устройство (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов)…..670Социальная структура…..671Верования и культы…..676Религиозные церемонии и религиозная утварь…..

677Владения, суверенные государства и народы Восточной Азии в XI–VIII вв. до н.э. (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов)…..680Цзинь…..680Цинь…..681Жуны…..683Вэй…..684Чжэн…..685Сун…..686Хуайские и…..686Лу…..687Ци…..688Другие государства Шаньдуна…..689Восточные и…..689Чу…… 689У….. 693Археологические памятники периода Западное Чжоу…..694Местонахождения долины Хуанхэ (С.

А. Комиссаров, М.А. Кудинова)…..694Памятники бассейна Янцзы (С.В. Лаптев, Е.А. Соловьева)…..714Глава 3. Культуры поздней бронзы за пределами исторического региона Восточная Азия…..722Синьцзян (А.И. Соловьев, С.А. Комиссаров)…..722Культура Каяо…..722Ганьсу-Цинхайское плато (С.А. Комиссаров, А.И. Соловьев)…..727Культуры Синьдянь и Сыва…..727Верховья Янцзы (С.А. Комиссаров, Е.

А. Гирченко)…..729Культура Саньсиндуй (около 1300 – 1000 г. до н.э.)…..729Прибрежные памятники Гуандуна и Фуцзяни…..736Район рек Миньцзян и Цзюлунцзян (С.В. Лаптев, Е.А. Соловьева)…..736Культура Хуантулунь (С.В. Лаптев, Ю.А. Азаренко)…..737Культуры Хоушань и Фубинь (С.В. Лаптев, Ю.А. Азаренко, С.А. Комиссаров)…..739Тайвань (Ю.А. Азаренко, С.В. Лаптев, С.А. Комиссаров)…..

742Культура Чжишаньянь…..742Культура Инпу…..743Культура Даху…..743Культура Фэнбитоу…..744Культура Бэйнань…..744Культура Цилинь…..748Культура Юаньшань…..749Культура Чжиуюань…..750Часть VIПЕРИОД ЧУНЬЦЮ (771–453 гг. до н.э.).РАННИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕКНачало железного века в Китае (В.И. Молодин, П.М. Кожин, С.А. Комиссаров)…..751Глава 1.

История и культура региона Восточная Азия в период Чуньцю (771–453 гг. до н.э.)…..755Источники…..755Надписи на бронзовых сосудах (В.М. Крюков)…..755Надписи на оружии (В.М. Крюков)…..757Надписи на каменных барабанах (шигувэнь) (А.Н. Чистякова)…..758Письменные документы на бамбуковых и деревянных планках (М.В. Корольков)…..759Политическая история (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов)….

.768Структура власти и аппарат управления (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов)…..784Система подготовки гражданских и военных кадров и создание «философских школ» (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов)…..788Верования и жречество (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов)…..789Глава 2. История и материальная культура царств на территории исторического региона…..793Личное владение вана (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов)…..

793Царство Цзинь…..796Политическая история (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов)…..796Столичный комплекс (М.Ю. Ульянов,П.В. Халтурина)…..798Могильник Тяньма (С.А. Комиссаров, А.Н. Чистякова)…..800Царство Ци…..805Политическая история (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов)…..805Столица царства Ци: памятник Линьцзы (С.А. Комиссаров, А.Н. Чистякова)…..809Царство Лу…..814Политическая история (Д.В.

Деопик, М.Ю. Ульянов)…..814Столица царства Лу: г. Цюйфу (А.Н. Чистякова, С.А. Комиссаров)…..818Царство Чжэн (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов)…..819Царство Сун (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов)…..823Царство Чжуншань (С.А. Комиссаров, О.А. Хачатурян)…..826Царство Янь (А.В. Костылев, С.А. Комиссаров, А.Л. Нестеркина)…..830Царство Чу…..832Политическая история (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов)…

..832Материальная культура (С.В. Лаптев, С.А. Комиссаров)…..843Царства чуского круга (Цай и Цзэн) (С.А. Комиссаров, С.В. Лаптев)…..849Царство У…..852Политическая история (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов)…..852Материальная культура (С.В. Лаптев при участии Е.А. Соловьевой)…..855Царство Юэ…..857Политическая история (Д.В. Деопик, Н.О. Азарова, М.Ю. Ульянов)…..

857Материальная культура (С.В. Лаптев при участии Е.А. Соловьевой)…..858Глава 3. История и культура государства Цинь в период Чуньцю…..860Политическая история (Д.В. Деопик, М.Ю. Ульянов, М.С. Целуйко)…..860Материальная культура (С.А. Комиссаров, О.А. Хачатурян)…..863Глава 4. Культуры раннего железного века за пределами исторического региона Восточная Азия…..

871Северо-восток современной КНР (С.А. Комиссаров)…..871Культура верхнего слоя Сяцзядянь…..871Север современной КНР (Д.П. Шульга, С.А. Комиссаров, Е.С. Богданов)…..876Могильник Юйхуанмяо…..876Памятники группы Таохунбала…..876Культура Маоцингоу…..878Группа памятников Янлан…..882Синьцзян…..885Культура Чауху (С.А. Комиссаров)…..885Культура Яньбулак(С.А. Комиссаров)…..

888Долина Или (саки и усуни)(Н.А. Сутягина)…..892Ганьсу-Цинхайское плато и Тибет…..895Культура Шацзин (Н.А. Сутягина)…..895Культура Цюйгун (Чойгун) (Е.И. Кычанов, С.А. Комиссаров, П.В. Мартынов)…..897Памятники с каменными ящиками (С.А. Комиссаров, П.В. Мартынов)…..900Юго-запад и юг современной КНР…..902Культура Ба-Шу (С.В. Лаптев, С.А. Комиссаров)…..

902Донгшонско-дяньская цивилизация (VIII–III вв. до н.э.) (С.В. Лаптев, Н.В. Полосьмак, С.А. Комиссаров)…..909Донгшонские находки в Сянгане (С.А. Комиссаров, Ю.А. Азаренко)…..915Послесловие (А.П. Деревянко, П.М. Кожин)…..918Хронология основных исторических событий периодов Шан и Чжоу…..924Избранная библиография…..930Указатель имен…..950Указатель географических названий…..954Указатель памятников и культур…..958

Список авторов тома…..966

Вы также можете подписаться на мои страницы:
– в фейсбуке: https://www..com/podosokorskiy

– в твиттере: https://.com/podosokorsky
– в контакте: http://vk.com/podosokorskiy Китай, археология, история, книги, первобытное общество

  • Маслов А.А. Китай: наука управления. – М.: Рипол Классик, 2018. – 272 с., илл. В VII в. на китайский трон взошел молодой и амбициозный правитель Ли…
  • Китайская мечта: что она означает для Китая и для всего мира / под ред. Жэнь Сяосы; пер. Н.Ю. Демидо. – М.: Восточная литература, 2018. – 159 с.…
  • В июне 2018-го в США впервые опубликовали дневники Альберта Эйнштейна, которые он вел в своих путешествиях, сообщает “Медуза”. В книге,…
  • Страны и народы Востока. Вып. XXXVII: Государство на Востоке / под ред. И.Ф. Поповой, И.В. Богданова. Ин-т восточных рукописей РАН; Вост. комиссия…
  • Актуальные проблемы развития КНР в процессе её регионализации и глобализации: материалы X Междунар. науч.-практ. конф. / Забайкал. гос. ун-т ; науч.…
  • С 19 по 21 апреля в Доме-музее Ф.М. Достоевского в Старой Руссе прошли XX Международные юношеские чтения «Произведения Ф.М. Достоевского в…
  • Вячеслав Рыбаков, востоковед, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института восточных рукописей РАН: “Еще две очень важные черты…
  • Текст приводится по изданию: Грот де Я.Я.М. Демонология Древнего Китая. – СПб.: Евразия, 2000. ПРИЗРАКИ – БЕЗЖИЗНЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ Отличительной…
  • Пивоварова Э.П. Черты преемственности и новизны в экономической политике пяти поколений руководства КНР. — М. : ИДВ РАН, 2018. — 52 с.…

Читайте также:  Даосизм – что заключает в себе данное учение?

Источник: https://philologist.livejournal.com/8815725.html

История Китая

История Китая на протяжение 5000 лет волновала общество, как одна из самых длительных и загадочных государственных хроник, которая отражает красоту китайской культуры и морали! Как и в большинстве других великих цивилизаций мира, развитие Китая можно проследить по его культуре, по переходу от малых первобытных племен до настоящего времени.

В течение длительной истории Китай был кузницей многих выдающихся людей, которые внесли неоспоримый вклад в развитие своей страны и обогатили ее историю.

В их числе присутствуют императоры (Цинь Шихуанди — династия Цин, Ханьуди — династии Хань и Ли Шимин — династии Тан), философы (Конфуций, Лао Цзы), поэты (Цюй Юань), астрономы и математики (Цзу Чун Чжи), литераторы и государственные деятели, кроме них были и еще тысячи героев в китайской истории, которых помнит и чтит современное общество.

Они как сияющие звезды, которые живут в сердце китайского народа. Их большой вклад в развитие истории и культуры сделал Китай более привлекательным и интересным для изучения. Общество Китая прогрессировало и в своем развитии преодолело пять основных стадий — первобытное, рабское, феодальное, полуфеодальное и полуколониальное, социалистическое общество.

Взлеты и падения в течение всей истории следовали за Китаем и отражались на его культуре и сознании людей. С момента основания КНР — 1 октября 1949 года, Китай стал социалистической страной, и сегодня, спустя 5000 лет продолжает развиваться уже в 21 веке.

Древний Китай и рабовладельческое общество (1,7 млн. — 476г. до н.э.)

«Пекинский человек» — самое раннее захоронение, которое было обнаружено археологами в г. Юаньмоу в провинции Юньнань, возраст его был приблизительно равен 1,7 миллионам лет.

Позже были обнаружены останки в пещере Чжоукоудянь близ Пекина, возраст которых был около 600-800 тыс.

лет, он мог ходить вертикально, изготавливать и использовать простые инструменты и умел добывать огонь.

Сегодня термин «Пекинский человек» применяют ко всем останкам «человека прямоходящего», найденным в Китае. Находки археологами сельскохозяйственных орудий, свидетельствуют, что 6000 — 7000 лет назад люди занимались выращиванием риса и проса, и занимались возделыванием земель. 

Наиболее древняя династия Китая, о который известно сегодня — это династия Ся, обособление ее произошло приблизительно в 2070 г. до н.э. и продолжалось до 1600 г. до н.э. Она занимала земли Западной части современной провинции Хэнань и Южной части современной провинции Шаньси.

Ее влияние распространялось на Северные и Южные районы Желтой реки. В этот период рабовладельческого общества появились еще две династии — династия Шан (1600 — 1027 гг. до н.э.) и Западная Чжоу (1046 — 770 до н.э.).

Позже последовал период Весны и Осени (771 — 481 до н.э.) и период Воюющих государств (475 — 221 гг. до н.э.) — периоды характеризующиеся снижением влияния и мощности правящего дома, а также борьбы за власть между региональными державами.

Это период перехода от рабовладельческого общества к феодальному. В этот исторический период в Китае была основана технология выплавки бронзы, и железные инструменты вошли во всеобщее употребление уже в правление династии Шан — 3000 лет назад. Была произведена белая и цветная глазурованная керамика, было значительно развито производство шелка, появились технологии жаккарда.

В период Весны и Осени производственные технологии занимали главенствующее положение в государстве. Также в период Воюющих государств произошел резкий всплеск интеллектуальной деятельности, мир узнал многих философов — Лао Цзы, Конфуций, Мэн-Цзы, Мо-Цзы и известный военный ученый Сан Ву — автор книги «Искусство Войны».

Император Цинь Шихуанди (259-210 до н.э.) и его империя

В 221 г. до н.э., Цинь Шихуан — первый император Династии Цинь положить конец соперничеству среди независимых княжеств в Период Воюющих государств, которое длилось 250 с лишним лет, и положил начало единому, многонациональному феодальному государству Китая — Династии Цинь (221-206 до н.э.).

Он более известен как Цинь Шихуанди, или «Первый император Цинь». Он ввел единые стандарты весов и меры, создал систему префектур и графств. Он объединил свыше 300 000 человек в течение десятков лет на построение Великой Китайской Стены, которая имеет протяженность свыше 8000 км.

и проходит через весь Северный Китай. Цинь Шихуанди в самом начале своего правления начал работы по строительству огромного мавзолея — Терракотовой армии, которые были обнаружены археологами в 1974 году .

Терракотовые фигуры воинов, колесниц и коней из «подпольной армии», стоявшие на страже многие-многие столетия поразили весь мир.

Династия Хань (206 до н.э. — 220 гг. н.э.) и «Шелковый путь»

Лю Бан — основатель мощной династии Хань. Во время его правления достигли расцвета сельское хозяйство, ремесла и торговля, и многие другие области человеческого труда и культуры получили развитие.

Были расширены территории империи в западный регионах (современный Синьцзян и Центральная Азия). Были налажены торговые отношения с западом, куда он дважды отправлял своего посланника Чжан Цяня, и в процессе был положен маршрут, известный всем, как «Шелковый Путь» через современный Синьцзянь и Центральную Азию и к восточному побережью Средиземного моря.

Вдоль «Шелкового Пути» шла торговля великолепными шелковыми товарами Китая. Контакт Востока и Запада стал причиной распространения Буддизма на территории Китая уже в первом веке н.э. Чиновник по имени Цай Лунь в 105 г. н.э. синтезируя опыт своих предшественников, открыл метод изготовления тонкой бумаги, его изобретение породило настоящую революцию в области связи и обучения.

Эпоха Троецарствия (220 — 280 гг. н.э.)

Эпоха Троецарствия, также известна как Саньго — период времени в древнем Китае с 220 г. по 280 г., вошедший в историю как борьба и противостояние между тремя различными государствами Китая — Вэй, У и Шу.

Период правления Династии Тан (618-907 гг.)

После Династии Хань настал Период Трех Королевств (220-280 годы). Династия Цзинь (265-420 гг.), Южная и Северная Династии (420-589) и Династия Суй (581-618 гг.). За ними поледовала Династия Тан, зарождению которой поспособствовал Ли Юань в 618 г.

Его сын, Ли Шиминь (626-649) был приверженцем либеральной политики, благодаря чему, феодальное общество Китая достигло наивысшего пика своего развития в сельском хозяйстве, ремеслах и торговле, процветала технология текстильного производства и крашения, производства керамики и фарфора.

Развитие получило судостроение, улучшились сухопутные и морские перевозки. До 660 г. влияние Китая распространилось на территории Таримского и Джунгарского бассейнов, и простирались на многие государства в Центральной Азии. В это время были установлены экономические и культурные отношения с многими странами, в их числе Япония, Корея, Индия, Персия и Аравия.

Династия Сун (960-1279 гг.)

После Династии Тан в истории Китая настал период непрерывной войны, известный как Период Пяти Династий и Десяти Царств. В 960 г. — Чжао была правящей династией. При Династии Сун, столица государства переехала на Юг, поэтому исторически сложилось название династии — Южная Сун, это дало мощный импульс экономического и культурного развития. 

Китай во времена династии Сун был мировым лидером в науке, астрономии, технике и технологии печати. Би Шен изобрел новую технологию печати, что стало крупнейшим прорывом в истории книгопечатания.

Династии Юань (1271-1368)

В 1206 году Чингисхан основал монгольское Ханство. В 1271 году Хубилай — внук Чингиз-Хана захватил центральные Равнины и основал Династию Юань (1271-1368), и сделал г. Даду (ныне Пекин) столицей своей империи. Он сформировал единое государство, под влиянием которого оказались Синьцзян, Тибет и Юньнань.

Династии Мин (1368-1644)

В 1368 году, Чжу Юань Чжан ,известный также как Тай-Цзу основал Династию Мин (1368-1644) в Нанкине.

Когда его сын и преемник Чжу Ди (1360-1424) взошел на престол в 1402 году, он в больших масштабах создал, и расширил уже имеющиеся дворцы, храмы, крепостные стены и рвы в Пекине, а в 1421 году Пекин стал официальной столицей империи.

Во время его правления, евнух по имени Чжэн Хэ собрал флот из большого количества кораблей, дабы совершить шесть дальнодействующих рейсов. В 1431 году Чжу Ди (внук императора Сюань Цзуна) отправляет Чжэн Хэ в седьмое путешествие.

В своем путешествии он прошел страны Юго-Восточной Азии, Индийский океан, Персидский залив и Мальдивские острова. Он исследовал Сомали и Кению на восточном побережье Африки. Это была одна из самых масштабных и длительных экспедиций в мире до эпохи Колумба.

Но стоит заметить, что хотя Китай и совершал многие географические открытия и осваивал новые территории, для мира он оставался закрытым государством, что во многом повлияло на дальнейшее падение империи, не сумевшей выдержать натиск  маньчжуров с севера.

Династия Цин (1644-1911 гг.)

Маньчжуры (Северо-Восточный Китай) дали начало следующей Династии Цин (1644-1911 гг.) в 1644 году. Пожалуй, самый известный из императоров Династии Цин — это Канси (1661-1722). Он восстановил центральную империю с Тайванем, и сопротивлялся вторжению царской России.

Для административного усиления Тибета он сформулировал правила и положения, согласно которым тибетским лидерам необходимо было пройти подтверждение своих полномочий. Развивалась аграрная экономика и наука, порицалось инакомыслие. В 1840 г. произошла опиумная война.

Великобритания была поставщиком крупных партий опиума в Китае, что вызвало необходимость запрета на наркотики. В целях защиты своей торговли опиумом, Великобритания начала агрессивную войну против Китая в 1840 году. Многие страны — Великобритании, США, Франция, Россия и Япония  принудили правительство Цин подписать различные неравноправные договора после Опиумной Войны.

Демократическая Революция (1919-1949)

Массовое антиимпериалистическое движение 4 Мая 1919 года имело идеологическое происхождение. Его непосредственной причиной явились неравные договоры, навязанные Китаю после Первой Мировой Войны. Студенты, мотивированные чувством патриотизма стали инициаторами движения, которое позже стало национальным протестом и привлекло внимание многих людей.

Оно также стало причиной появления в Китае различных новых идеологий, среди которых получил особое распространение марксизм-ленинизм. Под влиянием Октябрьской Революции 1917 г.

в России, 12 делегатов, включая Мао Цзэдуна, представляющие коммунистические группы по всей стране провели первый республиканский Конгресс в Шанхае в 1921 г.

с целью образования Коммунистических партий Китая (КПК).

Китайская Народная Республика (1949)

1 октября 1949 года состоялась торжественная церемония на которой председатель Народного Правительства — Мао Цзэдун провозгласил основание Народной Республики (КНР).

Свидетелями этого события стали толпа людей, собравшиеся на площади Тяньаньмэнь в Пекине. После освобождения от японских агрессоров, китайское правительство успешно провело земельные реформы в сельских районах, и 300 млн.

крестьян получили около 47 млн. га земли.

Удивительные достижения были сделаны в ходе первого пятилетнего плана, в период с 1953 г. по 1957. Среднегодовой прирост национального дохода превзошел 8.9 процентов.

Китай создал основные отрасли промышленности, необходимые для индустриализации страны.

Начали производить самолеты, автомобили, тяжелое машиностроение, точное машиностроение, энергетическое, металлургическое и горное оборудование, сталь и цветные металлы.

В 1979 году в Китай началась политика по открытости внешнему миру под руководством Дэна, и акцент сместился в сторону модернизации. Были предприняты значительные усилия по реформированию экономической и политической системы страны. Шаг за шагом, Китай двигался по дороге к социалистической модернизации. Произошли многие глубокими изменения в стране, поскольку

Китай вступил в новый период политических реформ и открытий.

И, пожалуй, это наилучшее время с момента основания КНР, которое характеризуется энергичным ростом экономики и повышением жизненного уровня населения.

В 1989 году Цзян Цзэминь стал Генеральным секретарем ЦК КПК и главой государства в 1993 году. На должность Генерального секретаря ЦК КПК он назначил Ху Цзиньтао в 2002 году, а в 2003 году он стал президентом Китая.

Сегодня центральный комитет УПК во главе с Ху Цзиньтао, постоянно придерживаются политики Дэн Сяопина, которая подразумевает реформирование и открытость. В результате этой политики, Китай пользуется массовой народной поддержкой, а стабильная политическая ситуация, растущая экономика и активные дипломатические отношения помогают ему стремительно развиваться дальше.

История Китая — это взлеты и падения, научные открытия и философские воззрения общества, это не просто сухие факты, о которых хочется забыть, это история развития целого государства и его народа, летопись которой продолжается и в наши дни.

Источник: http://AziaLand.ru/istoriya-kitaya/

Периодизация истории и культуры Древнего Китая

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Периодизация истории и культуры Древнего Китая

  1. Древнейший период – V – III тыс. до н.э.

  2. Период Шань-Инь – сер. II тыс. до н.э. (XVI – XI вв. до н.э.), I китайское государство

  3. Периоды Чжоу и Чжаньго XI – III вв. до н.э.

  4. Династия Цинь – 221 г. до н.э. – 206 г. до н.э.

  5. Империя Хань – с 206 г. до н.э. – династия Хань

С конца конца III века н. э. до сер. XIX века продолжалось средневековье в Китае. Период Древнекитайской цивилизации закончился в ІІІвеке н.э.

Китай = Срединное царство = Восточная и Центральная Азия появляется примерно 6 тыс. лет назад как древнейшая цивилизация на земле.

Китайская письменность стала основой письменности корейцев, вьетнамцев, японцев.

Китайские великие изобретения: шелк, порох, компас, фарфор, бумага, кисти, тушь, книгопечатание.

Религия и духовные школы древнего Китая

Основными религиями Древнего Китая были конфуцианство и даосизм.

Конфуцианство – восходит к учению Основатель Конфуций ≈ ( 551 – 479 гг до н.э.). Он хотел придать авторитет древним традициям. Он не оставил после себя никаких письменных трудов, его идеи дошли до нас в поздней книге «Лунь Юй». Его теория – это основа для практической жизни и полностью консервативна.

Основные добродетели, которым нужно подражать, с точки зрения конфуцианства, были таковыми: человечность, честность, приличие, мудрость, лояльность.

Они реализуются в фундаментальных отношениях между людьми, и правитель должен показывать нравственный пример, и навести порядок последовательно во всех сферах жизни: в своем государстве – своей семье – своем характере – своем сердце – своих мыслях, и изначально он должен прийти к проницательности.

Читайте также:  Кратко об основных идеях буддизма – что он из себя представляет?

Конфуций разработал программу упорядочения понятий, идеалом в ней является благородный муж – мудрец. Мэн-цзы (374 – 289 гг до н.э. ) считал, что человек добрый от природы, следовательно, основа всех добродетелей заключена в самом человеке. Высочайшей целью правителя должно быть благополучие и нравственность народа.

С ХІ века в Древнем Китае господствующей религией становится неоконфуцианство. У него был дуалистический характер: есть два основных начала мира – ли (мировой разум) и ци (принцип материальной деятельности).

В это же время появляется учение Инь – Ян, основанное на осмыслении «Книги перемен» (« И Цзин»).

Ян – это начало мужское, светлое, прочное, сильное, Инь – это начало женское, пассивное, темное, податливое. Это два космических первоначала.

И их взаимодействие объяснят появление и превращения всех вещей и явлений на земле. От их взаимодействия созданы пять основных элементов: огонь, вода, металл, дерево, земля.

Всеобщий порядок и правила:

– Семья – вечный установленный Небом порядок отношений в семье

– Общество

– Этикет – система правил и норм поведения человека – ритуал

– Духовная жизнь – правила для всех духовных проявлениях жизни

– Искусство – законы в музыке, литературе и живописи

Даосизм.

Его классическим текстом является книга «Дао де дзинь» (около V – III вв. до н.э.). Автор – легендарный философ Лао-Цзы, но его существование не доказано.

«Книга о пути (Дао) и свойствах природы, человека», приписывается Лао-Цзы.

Дао безымянно и необъяснимо, так как оно находится вне системы языковых понятий, это верховный принцип по ту сторону всех различий.

Несколько тезисов даосистской мудрости.

Согласно даосизму, истинная мудрость состоит в том, чтобы позволить Дао руководить собой, и отказаться от эгоистической деятельности. Мудрец действует через недеяние: это не бездействие, это чуткость к происходящему и отсутствие необходимо вмешательства. «Дао во веки веков есть недеяние, и все же – ничто не остается несделанным!»

Во всем необходимо соблюдать минимальную необходимость.

Мудрец живет в простоте и действует посредством мнимой слабости. Его сравнивают с водой: «она полезна всем живым, но, несмотря на всю мягкость воды, ничто ЖЕСТКОЕ НЕ ПРИЧИНИТ ЕЙ ВРЕДА!» NB! Творческое задание: как вы понимаете эту древнюю китайскую мудрость?

Чжуан-цзы (IVвек до н.э.) – второй идеолог даосисзма, презирал конфуцианство за потерю изначально добродетельной простоты.

Дао поддается описанию лишь в парадоксальных, отменяющих самих себя формулировках, например: Дао – это ничто, Дао – это все!

Дух должен отказаться от сопротивления, и тогда ветер Дао понесет его, словно лист… Нужно найти свой даосистский поток и попасть в него, и тогда все в жизни будет получаться само собой, автоматически. Но главный труд – это постаить правильную цель.

NB! Творческое задание: выписать текст песни В. Высоцкого «Колея» и найти соотношение между ее идеей и даосизмом.

Мо-цзы (V – IV вв до н.э.) – третий идеолог даосизма, создавший его новую форму – моизм. Причина зла – в отсутствии любви к ближним.

Несколько парадоксальных определений Дао:

– Дао – это все, Дао – это ничто

– Путь Вселенной

– Вечная изменчивость мира, подчиненная законам природы

– Равновесие возможно благодаря женским и мужским началам – янь + инь

– Естественные законы Вселенной, нарушать их нельзя, иначе нарушается гармония жизни

– Путь природы

– Путь индивидуальной жизни

– Мерило человека – земля, мерило земли – небо, мерило неба – Дао, мерило Дао – оно само

– Поэзия гор и вод

– Голос сердца

– Вдохновение из сокровенных бездн мироздания

– Небытие, пустота, безмолвие,

– Ничто – обитель Великого Дао

– Источник всего сущего =

– Проявление образов вещей в зримом мире, вырывание их из пустоты

– Ритм вселенной

– Энергетические потоки

– Всё во вселенной движется в Пространстве и Времени, повинуясь ритму Великого Дао

– Природа

– Абсолютный дух

– Универсальный разум

– Таинственный узор, запечатлевающий законы вселенной

  1. Древнейший период – V III тыс. до н.э.

  • Племена заселили долины рек Китая приблизительно V – III тыс. до н.э.

  • Поселения состояли из глинобитных хижин

  • Земледелие, животноводство, ремёсла – развивались постепенно

  • Произведения искусства: сосуды Яншао – первая керамика в Дрвнем Китае, необычайная правильность форм

  • Сложные геометрические рисунки на сосудах неразгаданной символики

  1. Период Шань-Инь – XVI – XI вв. до н.э.

Период Шань – Инь(название периоду дано по имени племени) ознаменовался созданием первого китайского государства в долине реки Хуанхэ.

Первые представления о вселенной формировали древнекитайскую космологию и философию бытия, вот ее основные постулаты:

  1. Явления природы – это только воля духов и богов

  2. Обожествление всех явлений природы: облака, дождь, ветер, гром и представлялись в образах разных животных

  3. Защитниками живых являлись их умершие предки, отсюда появился настолько развитый культ предков, во время которого живые служили душам умерших, ухаживали за могилами, клали в нее все ремесленные изделия

  4. Небо – это верховное божество Вселенной

  5. Представления о земле и небе: земля – квадратная, Китай – в ее центре, а небо – это окружность. Полукруглая сфера над квадратом земли; отсюда пошло древнее название Китая «Срединное царство» и «Поднебесная империя»

  6. Жертвоприношения небу совершались на круглых алтарях за пределами поселений, прямо на земле создавались квадратные алтари как маленькие образы всей земли

  7. Правитель государства Китай назывался «ван», он же был одновременно и = одновременно верховным жрецом в государстве.

Развитие науки, техники, архитектуры и искусства:

– В этот период появились: шелкопрядение, бронзовое литье, иероглифическое письмо, основы градостроительства

– Бронзовое литьё

– Изображение животных, птиц

– Резьба по нефриту, кости, дереву

– Обожествление природы и предков

– Предметы декоративного искусства (бронза, нефрит)

– Лаковая утварь (только в Китае)

– Магические сосуды для жертвоприношений, тяжелые, бронзовые, с богатым рельефом

– Рельеф включал в себя изображения птиц, драконов, цикад, быков, баранов, их задача – охранять человека и посевы

– Столица – г. Шан, в городе – дворец Правителя на прямоугольной платформе

– Найдены подземные захоронения знати: две подземных камеры крестообразной формы, их площадь – 400 м²

В XI в. до н.э. государство Шань-Инь было завоевано племенем Чжоу, но к концу VII в. до н.э. начались затяжные междоусобные войны.

Период V – III вв. до н.э. в китайской истории назван Чжаньго – это значит «Борющиеся Царства». В этот период к Китаю были присоединены обширные области соседних территорий.

Были открыты месторождения железа, стали появляться железные орудия труда. Развивалась торговля. Впервые появились круглые монеты. Усиление роли государства. Рост городов.

В наука произошло значительное событие: открылось первое учебное заведение, которое называлось «Академия».

В этот период зарождаются и развиваются два основных религиозных учения, духовных школы, две древнекитайских философии – конфуцианство и даосизм.

Развитие архитектуры и других видов искусства:

  1. Скульптуры из мрамора

  2. Императорские мавзолеи

  3. Стенная роспись и каменные рельефы погребенных храмов:

  • Изображение сцен жизни, легенд, музыкантов

  • Труд народа на соляных копях ( рельеф из г.Чанду )

  1. Изображение человека ( резьба, литьё)

  2. Картины на шелке «Девушка, феникс и дракон»

  3. Шелковые ткани и «Великий шелковый путь»

  1. III вв. до н.э. – начала строиться Великая Китайская стена

  2. Города-крепости

  3. Основная черта древнекитайской архитектуры – пагода: крыша с загнутыми углами

Краткая хронологическая таблица истории и культуры Древнего Китая

4 тыс. до н.э. – культура Яншао (4000 – 2400 до н.э.): красная керамика, геометрический спиралевидный рисунок

≈ 2500 гг до н.э. – появление иглоукалывания ( = акупунктура )

≈ 2400 гг до н.э. – культура «луншань» возле реки Хуанхэ ( Желтая река )

≈ 2160 гг до н.э. – первое свидетельство о наблюдении за затмением Солнца

≈ 2000 гг до н.э. – полулегендарная династия Ся

XIX – XVIII вв до н.э. – хетты основывают свое государство

Конец XVIII в. до н.э. – эпоха династии Шань-Инь, до 1025 г. до н.э.

  • Техника бронзовых изделий

  • Письменность

  • Древнекитайские бронзовые ритуальные предметы

XIV в. до н.э. – строительный план г. Аньян, новая столица эпохи Шан-Инь

≈ 1025 гг до н.э. – династия Чжоу (пришла на смену Шан-Инь )

  • распространение письменности

722 гг до н.э. – период «Весна и осень», Восточное Чжоу ( 722 – 481 )

  • растут города – дворцы – столицы

≈ 600 гг до н.э. – древнекитайская поэзия «Шицзин» (собрание)

481 гг до н.э. – период «воюющих царств»

Конец IV в. до н.э. – китайский философ Чжуан Цзы – автор произведения с его именем, начало даосизма

III в. до н.э. – конфуцианство (или Мэн Цзы – название произведения), даосизм («даодэцзин» = «Книга о пути (Дао) и свойствах природы, человека», приписывается Лао-Цзы

  • «Чжуан Цзы» – тоже даосское направление в религии

  • Хань Фэй (умер 233 до н.э.) – трактат «Хань Фэйц-зы» – понятие «закон»

  • Создается квазибумага – из шелкового волокна

221 гг до н.э. – начало правления I императора Цинь Шихуанди, объединение Китая

  • Начало строительства великой Китайской стены

  • 213 гг до н.э. – император приказал: сжечь все старые книги как символ старых порядков

  • 210 гг до н.э. – воины из крашенной глины в натуральную величину из захоронения

≈ 206 д гг доо н.э. – завершение династии Цинь, начало династии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.)

200 гг до н.э. – столицу переносят в г. Чань-ань

165 гг до н.э. – впервые проходят официальные экзамены при наборе государственных чиновников

134 гг до н.э. – китайский император У-Ди, начало правления Мандаринов

125 гг до н.э. – открыта возможность торговли с Индией и Ираном

119 гг до н.э. – империя Хань – разбивает кочевников и берет под контроль «Великий шелковый путь»

80 гг до н.э. – Сым Цянь пишет «Исторические записки» – первый прообраз истории Китая

23 гг н.э. – начало династии Восточная (Младшая ) Хань, столица – Чантьана переименована в Лоян

40 г. – восстание во Вьетнаме против китайских захватчиков

48 г. – южные хунну – сюнну признают власть Ханьской империи, ее территория распространяется по 2 стороны китайской стены

58 г. – Мин Ди – Лю Чжуан стал императором Китая – расширяется территория государства

68 г. – I буддийские поселения в Китае ( г. Лоян = Хэнань )

92 г. – умер китайский историк Бань Гу, автор «Истории династии Хань»

105 г. – изобретение бумаги из растительного волокна китайским ученым Цай Лунь

123 г. – северные хунну побеждены китайцами

184 г. – восстание «Желтых повязок» ( вожди были сторонниками даосизма)

190 г. – начало правления династии Сянь Ди (Лю Се) – это последний китайский император династии Восточная я Хань

220 г. – начало периода внутренней раздробленности – до 581 г.

220 – 280 гг – эпоха Троецарствия: империя распадается на 3 самостоятельных государства: север – Вэй (столица Лоян), Цао Пэй центр – Шу (столица Чэндру, Хань Лю Бэем); южная часть – столица Вушанг, потом – Нанкин

260 г. – китаец Лю Хуэй открывает решение системы уравнений и вычисляет число ∏ ≈ 3,14159

265 г. – Сыма Янь захватывает власть в Вэй, Шу и основывает новую династию: Западная Цзинь

317 г. – настала эпоха Южной и Северной династий (317 – 589 гг), в Египте –формируется коптское искусство, появляется искусство монофизитов, отличительное от эллинистически-римского

420 г. – династия Западных Цзинь на юге Китая заменяется династией Сун, правившей в Нанкине

325 г. – Шапу II и национальный синод закрепляет окончательный текст «Авесты» – священной книги маздеизма

479 – династия Сун сменяется династией Ци.

Общий вывод по культуре Древнего Китая.

Мировое значение древнекитайской культуры заключается в ее уникальном гармоническом соединении силы и слабости, твердости и мягкости, общественного и индивидуального, материального и духовного, деятельного и созерцательного и т.п.

Символы Инь и Ян стали на все времена и для всех народов земли спасительной монадой понимания единства и борьбы противоположностей, что легло в основу европейской диалектической философии.

Чайная церемония Древнего Китая для всех последующих бурных и трагических периодов борьбы человечества за свое существование стала навеки отдушиной и лучшим способом релаксации уставших людей.

Человечество обязано китайцам многими техническими достижениями (компас, сейсмограф, бумага, порох и многое другое).

Китайскую культуру относят к числу традиционных. Многим это давало основания полагать, что она как бы не способна к научному и техническому прогрессу. Однако, во-первых, научный и технический прогресс является важным, но далеко не единственным показателем уровня культурного развития общества.

Во-вторых, если иметь в виду способность общества удовлетворять свои повседневные запросы, древнекитайская культура в период между I в. до н.э. и XY в. н.э. была более эффективной, чем культура Запада.

В древнекитайской культуре поощрялось созерцательное отношение человека к природе, и это давало свои плоды: среди всех древних народов китайцы были величайшими естествоиспытателями.

И сам образ жизни древнекитайского общества весьма поучителен для современного человечества.

Теория даосоизма и образ Великого Дао уникальным образом способны соединить человека с его личным космосом, вселенной, мирозданием, дают нам почувствовать свою неодинокость в безграничных просторах времени и пространства, протягивают нам руку нежности Великого – к малому…

NB! Творческое задание: какие духовные личные открытия позволило Вам сделать знакомство с древнекитайской культурой и что она значит лично для Вас?

Источник: http://works.doklad.ru/view/Z9ZLhZC4jY8.html