Монголия (Mongolia)

Содержание скрыть

Размерами с Аляску, Монголия – это огромная и малонаселенная страна с богатой древней культурой.

 Монголия во всем мире в первую очередь известна как родина Чингисхана, предводителя монгольских племен, которые безжалостно и быстро построили большую азиатскую империю в 13 веке.

 Столица Монголии, Улан-Батор, сильно изменилась со времен Чингисхана, но сельская местность остается домом для кочевых пастухов, которые ездят на верблюдах и лошадях и живут в войлочных юртах. 

Монголия — это особое место, которое будет интересно в первую очередь тем, кто любит приключения и отдых на природе: обширные пустынные ландшафты, покрытые снегом горные вершины, бездонные ущелья и искрящиеся озера, дома кочевников, буддийские храмы, таинственные руины. 

Главные достопримечательности Монголии

1. Пустыня Гоби (Gobi Desert)

Огромная пустыня Гоби является наверное главной достопримечательностью Монголии. Разнообразные и резкие пейзажи песчаных дюн, скалы, заполненные льдом каньоны и плодородные оазисы. Днем в пустыне Гоби жарко, а ночью холодно. Пустыня Гоби начинается всего в нескольких часах езды от Улан-Батора.

2. Национальный парк Гурван сайхан (Gurvansaikhan National Park)

В отличии от других национальных парков в пустыне Гоби, Гурван сайхан отличает по настоящему интересные достопримечательности, а это окаменелости динозавров, необычные песчаные дюны, скалы и долины в которых находятся ледники и удивительные горы. Парк является местом где обитает более 200 видов птиц, в том числе таких интересных видов, как пустынные славки, грифы и дрофа. Весна приносит настоящие “волны” перелетных птиц. 

Парк богат фауной, здесь произрастает более 600 видов растений. Большинство из них цветет только после сильных дождей, что бывает очень редко. Редкой растительности удается поддерживать удивительное биоразнообразие, в Гурван сайхан можно встретить газелей, козерога, архара, диких верблюдов и самую скрытную кошку на Земле, а именно снежного барса. 

Национальный парк Гурван сайхан находится в 590 километрах к юго-запад от Улан-Батора, недалеко от китайской границы, рядом с городом Даланзадгад, административного центра Южной Гоби. Большинство путешественников именно в этом городе покупает туры на внедорожниках в национальный парк.

3. Каракорум (Karakoram)

Каракорум, бывшая столица Монгольской империи, созданная Чингисханом в 12-м веке. Каракорум расположен в центральной части Монголии вблизи древнего Шелкового пути, что в 400 километрах от современного Улан-Батора.

Сейчас мало что осталось от этого легендарного города, но для местных жителей это место считается святым. Во времена ханов Угэдэя, Гуюка и Мункэ в Каракорум приезжали в знак покорности и почитания государи ближних и дальних стран, включая русских князей.

 Во время царствования Хубилая в 1260 году, столица империи была сначала перенесена в основанный им город Кайпин (Шанду), а  затем — в Пекин в 1264 году.

4. Амарбаясгалант (Amarbayasgalant)

Амарбаясгалант или монастырь безмятежной радости – один из трех крупнейших буддийских монастырей Монголии и один из наиболее интересных монастырей в Монголии для посещения, построен в 1727 – 1736 годах в оазисе богатым монгольской вишней и разнообразными археологическими памятниками. В архитектуре монастыря преобладает китайский стиль, с элементами тибетской архитектуры. Туры с гидом в монастырь Амарбаясгалант начинаются в Улан-Баторе, который расположен в 360 километрах южнее.

5. Национальный парк Богдо-хан (Bogd Khan National Park)

300-летний Национальный парк Богдо-хан находится в 50 километрах к югу от Улан-Батора.

 В нем произрастают более 300 видов растений, что для Монголии с ее климатом очень много, также здесь вы найдете священные горы с наскальными рисунками диких животных, птиц и оленей.

 На территории парка располагается монастырь 18-го века, с великолепным  видом на долину с ручьями, сосновыми лесами  и гранитными валунами. Парк идеально подходит для пеших прогулок и верховой езды.

6. Национальный музей истории Монголии (National Museum of Mongolian History)

Национальный музей расположен в центре города Улан-Батор, Национальный музей монгольской истории содержит большое количество исторических ценностей связанных с временами правления Чингисхана, а также последующей историей страны. Музей устроен, так чтобы проиллюстрировать прогресс и развитие Монголии с третьего века до нашей эры через камень и бронзу до современного государства. 

7. Водопад Хуркри (Orkhon Khurkhree)

Водопад является популярным местом для туристов в Монголии. Воды, которые вытекают из рек Орхон образуют этот водопад. После сильного дождя он является одной  из лучших достопримечательностей Монголии. Здесь вода каскадами падает с высоты 35 метров. Водопад расположен в восточных предгорьях Хангай в центральной части Монголии.

8. Монастырь Зуу (Erdene Zuu Monastery)

Храм Зуу – это самый старый буддийский монастырь Монголии, он находится в центральной части Монголии. Этот монастырь был построен на месте руин столицы Монгольской империи в 1586 году. Храм содержит 108 ступ, круглые по форме, это духовные памятники, которые представляют тело и ум Будды. В стенах монастыря располагаются три храма, которые показывают три этапа жизни Будды.

9. Горячие скалы (The Flaming Cliffs)

Горячие скалы, также известные как Баянзаг ,является частью пустыни Гоби.

Горячие скалы знамениты тем, что именно здесь американского палеонтолога Рой Чепмен Эндрюс в 1920 году впервые нашел яйца динозавров.

Название скалы получили из за своего красного цвета, который особо эффектно смотрится во время заката. Горячие скалы, являются одной из главных достопримечательностей Монголии и основным туристическим направлением в стране.

10. Долина реки Орхон (Orkhon Valley)

Долина реки Орхон внесена в список всемирного наследия Юнеско, такой высокой чести она удостоилась из за богатых археологических находок кочевых культур, которые обитали в этих местах. Долина реки Орхон находится в центральной части Монголии, около 360 км к юго-западу от Улан-Батора.

11. Архангай (Arkhangai)

Один из немногих сохранившихся буддийских монастырей в стране. Первый храм был построен здесь в 1586 году, в 1679 году расширен до 5 храмов. Теперь здесь проживает около 70 монахов и в стенах монастыря расположен музей Этнография и художественных изделий.

12. Бурхан Халдун (Burkhan Khaldun)

Бурхан Халдун – Самая священная гора в Монголии, первая гора объявленная священной самим Чингисханом. Один из сакральных центров в картине мира средневековых монголов. Считается, что именно на склонах горы Бурхан Халдун находится могила великого Чингисхана.

На самом юге пустыни Гоби находится удивительная достопримечательность Монголии – Поющие пески, они является одними из самых крупных и впечатляющих песчаных дюн в Монголии.

Высотой обычно 80 метров, а некоторые барханы достигают высоты 300 метров, 12 километров в ширину и около 100 километров общая протяженность этих дюн. Самые большие дюны находятся на северо-западе. Они очень похожи на дюны Египта. Но эти дюны удивительны не размерами, а своими удивительными звуками.

Считается, что “пение песков ” вызвано частицами песка, движущихся с верху бархана вниз. Этот звук также сравнивают со звуком самолета во время взлета или посадки.

14. Улан-Батор (Ulaan baatar)

Расположенный в северо-центральной части Монголии, город лежит на высоте около 1 310 метров над уровнем моря в долине на реке Туул. Это культурный, промышленный, финансовый центр, являющейся столицей Монголии где проживает более трети населения всей страны.

Улан-Батор был основан в 1639 году как кочевой центр буддийских монахов.

Основными достопримечательностями города являются многочисленные буддийские монастыри, площадь Чингиса, музей естественной истории, мавзолей Дамдина Сухэ-Батора, Дворец Культуры в котором располагается впечатляющая художественная галерея, а также многое другое.

Высотные дома, многолюдные пригороды, хаотическое движение в резком контрасте с тихой, простой жизнью в сельской местности. Восток здесь встречается с Западом и технологии с западными ценностями, сталкиваются с традиционной культурой.

Путеводитель: Достопримечательности ОАЭ

Источник: http://xn--h1aqbff.xn--p1ai/strany/dostoprimechatelnosti-mongolii/

Монастырь Хамрын хийд – энергетический центр Монголии

Буддийский монастырь Хамрын хийд расположена на территории сомона Эрдэнэ аймака Дундгоби в 40 км от аймачного центра.

Он считается энергетическим центром Монголии, в мире существует только два таких центра и один из них – Хамрын хийд. К монастырю можно доехать на поезде или на машине.

Если же вы выбрали поезд, вам придется ехать восемь часов до Сайншанда, а оттуда на машине до самого монастыря.

В 19 веке в Монголии жил монах, последователь секты красных шапок – Данзанравжа. Он родился в бедной семье, мать умерла рано, и им с отцом приходилось побираться, чтобы выжить. В 1809 г отец отдал его в монастырь. С ранних лет мальчик был одаренным, и по прошествии нескольких лет он был признан перерожденцем.

Так начался жизненный путь великого монгольского святого и видного социального и религиозного деятеля. Сложно переоценить его вклад в развитие культуры Монголии. По инициативе Данзанравжаа с начала 1820 года в этой местности были построены монастыри Хамар (Хамрын хийд), Чойлон, Бурдэн.

С 1840 года – монастыри Улаан сахиус, Цагаан толгой, Дэмчиг, буддийская школа “Хуухдийн дацан”.

Произведения Данзанравжаа известны до сих пор. Это более 100 песен, большинство из которых протяжные, более 300 поэм, из которых более 150 на тибетском языке, большой философский том, драматические произведения, десятки произведений на религиозные темы, и даже художественные картины.

За жизнь Данзаравжа скопил большое количество реликвий и артефактов, которые выставлены в музее, находящемся в городе Сайшанда. К сожалению, сокровища хранящиеся в музее – это всего лишь малая часть наследия, оставленного монгольским святым.

Его ученик Байчмнчойжоо взял на себя роль хранителя вещей святого Данзанравжаа. На протяжении пяти поколений ценные реликвии передавались от отцов детям. В 1938 г.

, когда правительством было приказано уничтожить монастырь и все его содержимое, самые ценные вещи были спасены и закопаны в различных местах рядом с монастырем. Из 1500 реликвий было спасено 64. До 1990 г. сокрытые вещи хранились в земле и только в 1991 г. стали доступны для обозрения.

Среди экспонируемых в музее вещей и предметов – личные вещи Данзанравжаа, уникальные театральные костюмы, редкие литературные манускрипты и старинные книги, буддийские религиозные атрибуты.

Мы хотим предоставить вашему вниманию рассказ основателя музея Равжаа хутухты, заслуженного деятеля искусств Алтангэрэла: 

“Существует культура тахилчи. Это люди, которые хранят и оберегают все вещи, которыми пользовались их хозяева. С момента смерти в 1856 году Данзанравжа, этот обычай сохранился до наших дней. С того момента постоянно читают священные мантры, которые он завещал читать. Кроме того, бережно сохранили и все традиции буддийских обычаев.

Сразу же после его смерти тахилчи стал Балчинчойжоо. Затем он передал эту традицию своему сыну Ган-Очир, а тот, в свою очередь, своему сыну Наръяа и, таким образом, все это дошло до моего отца Тудэв. А я тахилчи стал в 1984 году. К тому же уже есть перерожденец хутухты Данзанравжаа.

Это означает, что буддийская религия имеет своего хозяина и начинает находить свое направление. Другими словами, появились религиозные деятели. Такие люди обучались религиозным учениям не за последние 20-30 лет, это именно перерожденцы, то есть уже ученые люди.

Такие люди смогут много сделать в монгольском обществе”.  

Монастырь Хамрын хийд состоит из 4-х основных частей: Западный дацан, Восточный дацан, Цохон и Дуйнхэр. Дацаны построены в монгольском и тибетском стиле.

В Западном дацане чаще всего восседал сам князь ноён хутагт, и здесь же находятся храм Лаврин, дацан Авга, детская школа-дацан, библиотека. Помимо этого находятся монастыри-склепы монахов IV князя ноён хутагт Жамъян Ойдовжамца и VI князя ноён хутагт Лувсандондова.

В храме Лаврин жили ноён хутагт Данзанравжаа и его перерождения. Монастырь “Хамрын хийд” проводил все виды религиозных служб, религиозные танцы “цац гаргах” и чтение молитв «Маана, хедэкш”. Также ежегодно здесь играли пьесу “Саран хохооний намтар”, сочиненную самим хутухта.

 При монастыре в 1830 г. была организована школа по обучению пению, танцу и истории, ставшая известной, как первый монгольский театр.

Очень интересна история построения монастырей. Однажды во время медитации Данзанравжаа увидел змею, направляющую к нему. Он поймал её, кормил 7 дней и сказал своим подданым: 

Попозже Данзанравжаа сам приехал в это место и сказал:

После построения трёх монастырей Данзанравжаа сам лично освятил все камни вокруг, очистил местность от порчи и нечистых сил.

Основное направление буддизма Хамрын хийд является красным течением. В этом месте было построено 80 монастырей, в которых несли службу более 500 лам. Сам же Данзанравжаа считал, что красное направление буддизма наиболее подходит для монголов.

Вокруг монастыря Хамрын хийд очень много красивых природных мест. Севернее находится гора “Хуслийн хан уул”, что в переводе означает Хан гора пожеланий. До 1930 года на горе был венец из драгоценного камня. Хан означает “звание” и таких гор в Монголии более 100, считают специалисты. 

Северо-восточнее от монастыря в двух километрах можно увидеть пещеры, где ламы медитировали. Также можно увидеть и скалы, где человек как бы проходит новое рождение и избавляется от грехов.

В двух километрах от Хамрын хийд находится местечко Луутын цав, где археологи нашли кости травоядного ящера иогундант.

В этом месте постоянно находят ископаемые кости древних ящеров и растительные останки.   

Хутухта умер в возрасте 52 лет и незадолго смерти он назвал монастырь Шамбалой и завещал, что он скоро переродится в этом месте. Множество исследователей действительно считают Хамрын хийд энергетическим центром, и это подтвердил русский ученый Николай Рерих. 

Источник: http://asiarussia.ru/buddhism/11920/

Буддийские монастыри Монголии

Древнейшие монастыри – буддийские – появились во 2 половине. I тыс. до н.э. в Индии и распространились в странах Южной и Юго-Восточной Азии. Монастыри из наземных построек в Китае, Японии, Юго-Восточной Азии (Лингусы в Нанкине, Китай, XIV – XVII вв.

Читайте также:  Природа ума в буддизме – в чем она заключается?

) имели характер живописных комплексов, состоящих из молитвенных и жилых сооружений, мемориальных храмов и пагод, или регулярных осевых ансамблей смежных дворов, окруженных деревянными храмами-павильонами.

Ламаистские монастыри Тибета (обычно располагавшиеся по склонам гор), Монголии, Бурятии, Калмыкии в основном представляли собой регулярные комплексы из ярусных храмов и домов лам.

В Монголии монастыри распространились с конца XVI в. наряду с монастырями типа хурээ (кольцевой план которых связан с кочевым укладом) и юртообразными деревянными храмами строились монастыри китайского сумэ тибетского хийд и смешанных типов (Да-хурээ в Улан-Баторе, с 1651 кочевой, с 1779 оседлый: Чойджин-Ламайн-сумэ в Улан-Баторе, 1904—08; Амарбаясгалант-хийд, XVII—XVIII вв.).

Описание буддийских монастырей Монголии оставил русский ученый А.М. Позднеев после своего путешествия по Монголии в 1876-1879 гг.

  • “Ламайские монастыри известны в Халхе обыкновенно под тремя различными названиями. “Хурээ” обозначает на монгольском языке понятие о каком-либо стане, жилые здания которого располагаются кругом. Так как, по обычаям буддизма, кельи лам, или буддийских монахов, должны располагаться вокруг здания кумирни, то на этом основании монголы дают название “хурээ” только тем из своих монастырей, при которых постоянно живут ламы и которые потому самому представляют собой не одни только здания кумирен, но заключают в своих стенах и кельи монахов.
  • Слово “сумэ” по буквальному его значению знаменует собой кумирню, или молитвенный храм буддистов и потому именем “сумэ” обозначаются у халхасов те монастыри, братья которых не живут при монастырских кумирнях постоянно, а кочуют в различных частях степей и собираются к своему монастырю только в праздники и в дни, назначенные для великих хуралов (богослужений).
  • Что касается третьего прозвания “хит”, то оно присваивается в Халхе тем монастырям, которые служат местопребыванием монахов – отшельников; к разряду их халхасы относят лам – созерцателей, или даянчи, лам, исполняющих разного рода подвиги”.

В рамках реализации программы по охране культурного наследия в настоящее время создаётся база данных монгольских монастырей и храмов, существовавших до массовых политических репрессий 1930-ых годов.

Исторические документы и книги свидетельствуют, что во время репрессий были уничтожены около 700 монастырей из 900 действующих на территории Монголии. В процессе составления базы данных эти показатели уточнены.

Общее число существовавших до репрессий монастырей и храмов в Монголии составляет 1015. Изменения внесены согласно документам, хранящимся в архивах Главного разведывательного управления и Национального архива.

Уничтожая монастыри и храмы, их регистрировали делая их рисунки или снимая фотографии. Обновлению также помогли результаты исследований руин, находящихся на территории аймаков.

Монастыри улан-батора

В начале 19 века пятидесятитысячное население Улан-Батора посещали примерно 100 буддистских храмов и монастырей, большинство из которых были разрушены во время репрессий в конце 30-х годов. В настоящее время постепенно восстанавливаются храмы и монастыри.

  • Дворец музей Богдо Хана – Один из самых интересных и посещаемых музеев Улан-Батора – это Дворец последнего монгольского монарха Богд Хаана VIII. Сегодня дворец-музей Богд хаана предоставляет на обозрение посетителей 8124 интереснейших экспонатах. Среди них портреты всех монгольских Богд хаанов, живших в 17 – 20 веках, шапка из листьев сандалового дерева, подаренная первому Богд хану Занабазару пятым Далай ламой, скульптуры и картины, выполненные самим Занабазаром и т.д.
  • Действующий буддийский Монастырь Гандан – Он стоит в центре монгольской столицы Улан-Батора. Среди кварталов старой юрточной застройки необычайно красивыми кажутся его ярко раскрашенные стены, крыши из разноцветной черепицы, фигуры страшных богов — стражей входа. Глазные ворота храма по традиции обращены на юг. Главной святыней храма является 26-ти метровая позолоченная статуя Мэгджида Джанрайсэга – бодхисаттвы милосердия Авалокитешвара, которая была посвящена VIII богдо-хану.
  • Храм-музей Чойджин-Ламын Сумэ – Монастырь построен между 1904 и 1908 годами в честь государственного оракула Лувсанхайдава, родного брата VIII богдо-хана и является одним из лучших памятников монгольской архитектуры начала ХХ в. Храм – музей расположен в одном квартале от центральной площади Сухэбатора, в окружении строящихся высотных домов.
  • Part of Gandan Khiid, Cesar Sum, at the junction of Khuvisgalyn Orgon Choloo and the western part of Ikh Toiruu, is named after the mythical Tibetan king. The lovely temple is a fine example of Chinese-influenced architecture. It is a popular place for locals to request, and pay for, puja (a blessing ceremony).
  • Tasgany Ovoo. about 300m behind Gesar Slim, is worth a look if you haven’t yet seen an ovoo, a sacred pyramid-shaped collection of stones. A 12m-high Buddhist monument is planned for the top of the hill, which is also known as Zaany Tolgoi, or Elephant’s Head.
  • On the way to Gandan Khiid, the new Lamrim Sum (Stages of the Path Temple) has a small temple with statues of Tsong-khapa, the Tibetan Buddhist reformer, and Sakyamuni, the historical Buddha.
  • The Pethub Stangey Choskhor Ling Monastery also known as the Bakula Rinpoche Temple was founded in 1999 by the Indian ambassador, himself a reincarnate lama from Ladakh. The monastery is used mainly as a centre for Buddhist teaching.
  • Dashchoilon Choijin Lama Museum was originally built at another location in 1890, but was destroyed in the late 1930s. The monastery was recently moved into three huge concrete gers that once formed part of the State Circus. The monastery is now used by over 100 monks. You can get to the lane running past the monastery from Baga Toiruu – look out for the orange and brown roof.
  • Otochmaaramba Khiid can be easily seen from the north-eastern bend of Ikh Toiruu. Although not as interesting as the others, it’s still worth a visit. The monastery is the location of the Manba Datsan traditional medical clinic and training centre, which reopened ten years ago.
  • In the north-eastern suburbs of Ulaanbaatar, Dambadarjaa Khiid, built in 1765, was once home to 1200 monks. Only the ruins of a few of the 30 small temples have been restored, but it is worth a look. The only way to get there is by taxi.

Монастыри центральной монголии

  • Гандан Мунтсаглан (Gandan Muntsaglan) (Арвайхэр ). Этот сравнительно большой монастырь, приблизительно в 300 м. к северу от городского стены, содержит прекрасную коллекцию картин, включая одно изображение оригинального монастыря, который был разрушен в 1937 году. Текущий монастырь был открыт в 1991, и теперь имеет приблизительно 50 монахов в месте жительства.
  • Товхон (Товхон хийд, Дубхан). В 68 км юго-западнее Хархорина в лесной горной местности Шивэт уул в Батулзий суме Убурхангайского аймага на склоне горы находится монастырь Товхон. С трех сторон он окружен густым лесом, подступающим прямо к стенам, и только с юга открыт для обозрения. Фундаментом для монастыря служит просторный выступ скалы на высоте 20 метров, добраться к которому можно только по специально вырубленным степеням или потайному ходу с вершины через расщелину и пещеру. Двухэтажное здание монастыря деревянное, высотой – 5,5 м. В настоящее время монастырь отреставрирован, построено ограждение по краю скального выступа и деревянные храмы, плотно стоящие друг к другу.
  • Шанх (монг. Шанхийн-хийд) — буддийский монастырь в Монголии. Монастырь Шанх расположен в центральной Монголии, в Увэр-Хангайском аймаке, на его крайнем севере — в сомоне Хархорин, в 25 километрах на юго-восток от сомонного центра — города Хархорин. Монастырь находится в долине реки Сарнай возле горы Шанх-уул
  • Эрдэнэ-Зуу

Монастыри северной монголии

  • Амарбайсгалант . Монастырь Амарбаясгалант – один из трех главных буддийских центров Монголии в прошлом. Большой монастырский комплекс находится в северной части Монголии у подножия горы Бурэн-хан, построен в 1737 г.
  • Овгон хийд расположен в 257 км от Улан-Батора по дороге на Арвайхээр, в 173 км от Арвайхээра и примерно в 75 км от Хархорина в горах Хогно-хана. Монастырь Овгон хийд был построен известным религиозным деятелем средневековой Монголии Занабазаром (Ундур-гэгээном) в честь своего учителя. В годы его процветания здесь одновременно находилось свыше 1000 лам. В XVIII в. монастырь стал яблоком раздора между Галдан Бошигтом (западная Монголия) и Занабазаром (центральная Монголия). В результате непримиримого спора началась война. Войска Галдан Бошигта разрушили монастырь Овгон хийд. New. 2009
  • Dashchoinkhorlon Khiid (Булган). most monasteries in Mongolia, this one (built in 1992) replaces the original monastery, Bangiin Khiiree, which was destroyed in 1937. About 1000 monks lived and worshipped at Bangiin Khiiree before they were arrested and, presumably, executed. The remains of several stupas from the old monastery complex can be seen in the surroundings. The modern monastery of Dashchoinkhorlon Khiid contains statues of Tsongkhapa and Sakyamuni and features a painting of the old monastery layout. About 30 monks now reside there.

Монастыри восточной монголии

  • Монастырь Балдан Бэрээвэн – в 1784 был положен каменный фундамент этого монастыря, но постройка была закончена в 1813. Он являлся одним из крупных религиозных центров халха Монголии, здесь находилось 800 ламов. Во время репрессии 30-х годов монастырь был полностью разрушен и был заново построен из дерева в конце 90–х годов.

Монастыри южной монголии

  • Буддийский монастырь Дэмчигийн хийд находится в горах вблизи сомона Ханбогд в восточной части Южногобийского аймага.
  • Улгий-Хийд . мертвый город, самый крупный в Южной Гоби старинный монастырь, в 90 км к востоку от сомона Манлай. Координаты: N 43 36,2 и E 108 12,5 [1] Местоположение монастыря указывает большое обо “Обо чистого сердца” в виде трехступенчатой башни на вершине горы. К нему ведет тропа.

В 1650 г. в монастыре проживало до 2000 лам. Сегодня остатки строений монастыря Улгий-Хийд занимают большую площадь. До настоящего времени сохранились фрагменты высоких стен из песчаника с арочными проходами.

Рядом с храмом имеется пещера, в которой хранятся завернутые красные одежды последнего отшельника, и стоит небольшая статуэтка Будды. Этнограф Н.Л. Жуковская, посетившая Улгий хийд в 1983 году, ещё застала полузасыпанные ямы, в которых были свалены остатки глиняных бурханов.

В 12 км от Улгий-хийда, в небольшой котловине, находится “роща” окаменелых деревьев в виде разбросанных окаменелых обломков стволов и кусков бывшей древесины. Возле монастыря есть колодцы с водой. Сегодня в монастыре восстановлен буддийский храм, в нем ведутся службы.

  • Монастырь Онгийн хийд.

    Значительные глинобитные развалины буддийского монастыря Онгийн хийд (N 45 20 12 E 104 00 39 ) находятся рядом с дорогой между сумами Сайхан-Овоо и Мандал-Овоо, примерно в 187 км юго-восточнее Арвайхээра и в 130 км севернее Булгана.

  • Хамарын-хийд — буддистский монастырь в Восточно-Гобийском аймаке в 40 километрах от города Сайншанда.

    Основан в 1820 году монгольским просветителем и ламой Данзанравжаа. Центр буддистов красной секты и резиденция Данзанравжаа. В 1830 году организована школа по обучению пению, танцу и истории, ставшая известной, как первый монгольский театр.
    К северу от монастыря находятся пещеры для медитации в которых монахи Хамарын-хийда уединялись для практики в медитации и йоге на 108 дней.

  • Монастыри западной монголии

    Дополнительная информация

    Страницы фотоальбома

    Рекомендуем ознакомится: http://www.legendtour.ru

    Источник: http://worldunique.ru/zhivotnyj-mir/turizm/82235-buddijskie-monastyri-mongolii

    Монастырь, который основал третий сын Чингисхана

    ?yael_shoshany (yael_shoshany) wrote,
    2016-11-10 19:43:00yael_shoshany
    yael_shoshany
    2016-11-10 19:43:00

    Монастырь Эрдэнэ Зуу хийдбуддийскийМонголиирядом с городом Каракорум, древней  столицей Монголии..

    История монастыря началась во время Уйгурского каганата в VIII—IX веков н. э.
    Хан уйгуров Богучар, в столице Уйгурского каганата воздвиг статую буддыЭрдэни-Дзу.

    Монгольский великий хан

    Угэдэй, (1186 — 1241) — третий сын Чингис-хана, привёз эту статую в город Каракорум , столицу Монгольской империи, реставрировал и поместил в новом храме. Впоследствии хан Тогон-Тэмур (1320—  1370) , последний император монгольской империи Юань, частью которой был Китай прибыв из Пекина в Монголию, обновил статую в Каракоруме.

    Через несколько столетий храмы пришли в ветхость и запустение. Они уже почти совсем исчезли,  когда Абтай Саин – хан, правитель халхаских монголов  встретился с третьим Далай – ламой и объявил тибетский буддизм государственной религии Монголии.

    Через 8 лет после этой встречи, в 1585 году хан привёз из города Хух-Хото (современной столицы Внутренней Монголии) мастеров, которые реконструировали храмы Эрдэни-Дзу и построили новые.

    Чтобы не тащить издалека, камни брали на развалинах Каракорума,

    Вначале решили сделать внешнюю стену, которая была бы похожа на тибетский буддийский Розарий с  108 ступами. (108 это священное число в буддизме). Но в процессе строительства от этой идеи отказались.

    Читайте также:  Причины страданий в буддизме – как их объяснял будда?

    Три храма, строившихся на личные средства Абатая и посвящённые трём периодам жизни Будды: юности, моменту поворота Колеса Учения и преклонным годам, были завершены уже на следующий год.   После этого построили еще несколько храмов, получивших название «Гэгэновских». В этом же году один из чиновников Абатая воздвиг в монастыре несколько субурганов и небольших храмов.

    Эти три храма занимают  в Эрдэни-Дзу центральное место. Они возведены на высоких беломраморных платформах и перекрыты черепичными крышами с загнутыми кверху краями. Храмы выстроены в один ряд и ориентированы фасадами на восток. Средний, или «Великий» — двухэтажный, а боковые — Левый и Правый — одноэтажные с двухъярусными крышами.

    В 1587 году был проведен ритуал освящения. Позже Далай-лама III отправил в монастырь ламу Шиддиту-Гуши-Цорджи с тем, чтобы он стал первым настоятелем (цорджи) Эрдэни-Дзу[.

    Монастырь, созданный главным образом на средства Абатая, стал считаться родовым монастырём Тушэту-ханов. После смерти Абатая его сын и наследник Эрэхэй построил в Эрдэни-Дзу ещё несколько небольших храмов и субурганов

    В  17 веке , во время очердной  войны между джунгарами и халха монголами монахи ушли. Практичные<\p>

    Эти белые башенки – ритуальные сооружения которые называются  “ступа”.

     В ступе находятся вещи, которыми пользовались просветленные , или пепел праведников.

      Буддисты считают, что ступы обладают магической силой добра, помогают людям, их посещающим, внести гармонию в свою жизнь, очистить себя от  пороков и развить в себе добродетели.

    Одной из религиозных буддийских практик является ритуальный обход ступы по кругу по направлению движения солнца. Эта практика считается возможностью получить более сильное, по сравнению с обычным посещением, магическое воздействие ступы на себя и свою жизнь, и считается одним из видов совершения доброй кармы

    В 1799 году в Эрдени-Дзу построили «ступу Пробуждения» (золотая ступа). В неё заложили множество предметов буддийского культа, а также прах основателя монастыря Абатай-хана.

     В 1808 году между ступами, окружавшими Эрдэни-Дзу, положили кирпичные стены. После этого активного строительства уже не велось; лишь в конце 1840-х годов был построен деревянный храм цанида.

    В 1872 году здесь было 62 храма и  более 1000 монахов.

    В очередной раз несчастный монастырь пострадал от реперессий коммунистов.  В конце 1930-х годов монастырь был закрыт, его штат распущен, храмы частично разрушены.  Но в 1944 году после  визита  вице-президента США Г. Э. Уоллеса и американского монголоведа О. Латтимора, сопровождаемых Н. К.

     Рерихом, Сталин настоял, чтобы Эрдэни-Дзу в исключительном порядке был отреставрирован. Во второй половине 1940-х годов была осуществлена частичная реконструкция. А. в 1947 году в монастыре был устроен музей, содержавшийся на средства государства.

     буддийские службы не отправлялись вплоть до 1990 года.

    В настоящее время на территории монастыря только один действующий храм. Остальные находятся в ведении Улан-Баторского Национального исторического музея и находятся под охраной государства

    Храм Лавран— типичный образец тибетской архитектуры в Эрдэни-Дзу,  единственный действующий храм в монастырском комплексе. Он был построен в конце 18 века настоятелем монастыря ламой Дагвадаржей.

    В 2004 году монастырь вместе с прилегающей территорией, был объявлен ЮНЕСКО Объектом Всемирного наследия № 1081

    Монголия, ЮНЕСКО, архитектура

    Источник: https://yael-shoshany.livejournal.com/42752.html

    По Бурятии и Монголии. «Город драгоценностей» Каракорум

    О роскошной столице Великой Монгольской империи городе Каракорум, а если быть точнее о бескрайней монгольской степи на ее месте

    Название рассказика в лучших традициях «желтой прессы». Главное привлечь внимание. «Города драгоценностей» Каракорум не существует, на его месте бескрайняя монгольская степь.

    Правда, говорят, что, есть в степи, небрежно огороженные участки с торчащим из-под земли синим полиэтиленом.

    Это следы раскопок археологов, которые что-то раскопали, а потом накрыли полиэтиленом и снова засыпали землей. Иногда можно найти остатки кирпича и плитки.

    Это все, что осталось от столицы Великой Монгольской Империи. Ее место определили ученые в начале 20-го века, в самом центре Монголии, на реке Орхон.

    Как вы понимаете, монгольская империя была кочевой, временные ставки из юрт постоянно перемещались по стране, по своим кочевым законам, нам неведомым. Но, тем не менее, Чингис-хан и его последователи, создали свой город, постоянную столицу с каменными зданиями, роскошными церквями и дворцами.

    По своей красоте город великого хана не уступал самым богатым городам мира. Сохранились летописи, согласно которым, в Каракорум свозилась богатая военная добыча со всего мира: золото, серебро, драгоценности, товары, продукты. Есть данные, что ежедневно в город приходило до пятисот груженых верблюдов, и длилось это десятилетиями.

    Сейчас на месте столицы могущественной империи чингизидов чистое поле.

    С середины 20-го века здесь идут археологические раскопки, но, ничего особо интересного не нашли. Никаких сенсаций! Не обнаружили никаких существенных развалин. А про золото и драгоценности даже разговоров не ведут, никаких надежд.

    Из 160 лет своего существования Каракорум был столицей Монгольской империи 40 лет. Начало его конца связано с переносом столицы империи в Пекин, произошло это в 1263 году. Пришло время, и Монгольская империя перестала существовать.

    В конце 14-го века Каракорум захватили войска китайской династии Мин, начались междоусобные войны монгольских феодалов. Город грабили, жгли 200 лет, не оставив от него даже развалин. Хотя, часть камней от каракорумских останков каменных строений все-таки пошла на благое дело.

    В 1586 году из них был построен первый буддистский монастырь Монголии Эрдэнэ-Зуу, который мы скоро увидим. Вот такой бесславный конец!

    Вперед на Хархорин!

    Ах да, я забыл пояснить, как мы оказались в этих местах! Утром 14 сентября 2015 года из столицы Монголии Улан-Батора началась наша экспедиция по монгольской земле. Десять человек на трех арендованных внедорожниках Toyota Land Cruiser под управлением профессиональных водителей монголов отправилась в непростой путь.

    Первый пункт назначения город Хархорин. Некоторые ошибочно называют Хархорин древней столицей Монгольской империи.

    Нет, Хархорин это современный город (если, конечно, можно назвать городом населенный пункт, в котором жителей меньше 15 тысяч человек), находящийся рядом с «развалинами» (теперь — то мы знаем, что и развалин там нет) древнего Каракорума.

    От Улан-Батора до Хархорина 380 километров асфальтированной (удивительно, но это так) дороги, от столицы нужно ехать на юго-запад к центру Монголии. Кстати, не так далеко от Хархорина находится географический центр Монголии.

    Этот участок дороги был достаточно комфортным. Ехали, впитывая в себя виды сельской Монголии.

    Первый день, все интересно, все новое и необычное. Обед в придорожной монгольской кафешке.

    Если в столице страны был огромный выбор едален, на любой вкус, то за ее пределами, исключительно монгольская еда. Но пока в охотку! Много, очень много мяса!

    Правильно чай! Монгольский чай! Делают его так: сначала варят плиточный грузинский зеленый чай с молоком, который полюбился монголам еще с советских времен, а потом бросают туда куски жира и соль, а могут и остатки вчерашнего мяса, чтобы добро не пропадало. Пейте дорогие гости, для вас ничего не жалко!

    Пользуясь случаем, предлагаю небольшой урок монгольского языка. Если вам в кафе захотелось, вот этого забеленного чая, нужно сказать — цай, а если, обычного черного чая из пакетика, говорите — липтон цай. Согласитесь, монгольский язык совсем не трудный.

    На подъезде к Хархорину увидели оазис песчаных дюн, это место называют «Маленькое Гоби».

    Песок, верблюды — потихоньку надо привыкать, через несколько дней будет «Большое Гоби» на сотни километров вокруг.

    О монастыре Эрдэнэ-Зуу, самом древнем буддистском монастыре Монголии

    Приехали в Хархорин. Главная достопримечательность этого места, монастырь Эрдэнэ-Зуу, он самый первый буддистский монастырь Монголии и потому самый древний.

    Строительство храма началось в конце 16-го века по инициативе влиятельного правителя того времени Абатай-хана, а продолжалось вплоть до начала 19-го.

    Как вы уже поняли, построен он на месте бывшей столицы всесильной Монгольской Империи и как считают, некоторые историки, из камней развалин былого великолепия. Так они объясняют полное отсутствие следов некогда впечатляющих каменных строений Каракорума.

    Я конечно, не специалист, но монастырь не такой уж большой — по периметру 420*420 метров, и даже с учетом каменного забора, вряд ли смог бы поглотить столько строительного материала. Каракорум то город был не маленький. Может, стоило бы продолжить археологические раскопки. Может что-то еще и спрятано в недрах монгольской степи.

    Прогуляемся по территории монастыря. Его территория огорожена каменным забором со встроенными в него субурганами.

    Напомню, что субурган это буддистское, а если быть точнее ламаистское культовое сооружение в Монголии, Бурятии и Калмыкии, используемое, как гробница лам или как хранилище священных реликвий. Так вот в каменной ограде таких ступ 108. И это не случайно. Число 108 сакральное во всем буддистском мире: например, именно 108 зерен в буддистских четках.

    https://www.youtube.com/watch?v=d4yLAcorXUQ

    Центральное место в монастыре Эрдэнэ-Зуу занимали три храма, они называются Гурбан — Дзу или «Три сокровища». Эти храмы символизирую три этапа жизни Будды, три его возраста -15, 35 и 80 лет. Выполнены они в китайско-монгольско-тибетском стиле древнего зодчества.

    Все храмы размещены в один ряд, фасадами на восток. Посередине храм, называемый Их-Дзу, он имеет два этажа. А вот те храмы, которые расположены по бокам (Барун-Дзу, Дзуун-Дзу) одноэтажные. Все три храма находятся вблизи друг от друга. Благодаря такому расположению образовался единый архитектурный ансамбль.

    Еще на территории монастыря есть Боди — Субурган «Священный субурган», установленный на высоком постаменте. Он построен в 1799 году. Внутри него заложили 150 000 бурханов (изображений различных божеств) и мощи прославленных лиц буддизма.

    В 1941 году монастырь объявлен историческим памятником архитектуры. В настоящее время здесь находятся музей древней культуры и действующий буддийский храм Лабран — единственный в Монголии сохранившийся до наших дней памятник зодчества чисто тибетского стиля.

    В музее собраны ценные образцы искусства монгольских мастеров. Там представлены бронзовые статуи буддийских божеств, различные литые изваяния, портреты лам, образцы национального орнамента, резьбы, художественного литья, изделия из драгоценных металлов, маски и костюмы. К сожалению, мы всего этого не увидели, приехали под вечер, музей был закрыт.

    Вот таким мы увидели древний монастырь Эрдэнэ-Зуу крупнейший религиозный, культурный и политический центр средневековой Монголии.

    Подходил к концу первый день нашей экспедиции по Монголии, первые сотни километров, первые впечатления. Каждая ночевка на новом месте. Где мы проведем первую экспедиционную ночь? Об этом в следующий раз.

    начало предыдущий рассказ следующий рассказ

    Источник: https://www.tourister.ru/responses/id_13969

    Фонд “Дхармарадж” им. Дандарон Б.Д

    10 интересных буддийских монастырей (14.11.2016)

    Возникший в VI веке до нашей эры буддизм является одной из древнейших религий мира.

    Его отличительная особенность — тесная связь не столько с традиционными верованиями, присутствующими в любой современной религии, сколько упор на философскую концепцию познания самого себя.

    Фактически буддизм – это учение о духовном пробуждении человека, которое становится возможным только при условии определённых действий со стороны самой личности.

    За две с половиной тысячи лет буддизм широко распространился среди разных народов Юго-Восточной Азии, впитав в себя местные верования и культурные традиции. На сегодняшний день в буддизме насчитывается несколько крупных течений, каждое из которых ставит своей целью достижение личного освобождения от связующих пут мира – нирваны.

    Буддийские монастыри мало похожи на религиозные общины других религий. Проживающие в них монахи хоть и живут постоянно в монастырях, но не сильно к ним привязаны. В древности буддийские монахи и вовсе бродили по бескрайним дорогам Азии, живя на пожертвования от населения.

    Сегодня сбор пожертвований также является неотъемлемой чертой быта современного буддийского монастыря.

    Помимо заботы о благосостоянии общины буддийские монахи находятся в постоянном процессе самосовершенствования, что, впрочем, не мешает им время от времени общаться с народом и даже заезжими туристами, которых в буддийских монастырях встречают довольно приветливо.

    Буддийские монастыри

    Монастырь Юмбулаганг (Yumbulagang), Тибет

    Монастырь Юмбулаганг – один из старейших архитектурных и религиозных памятников Тибета. В переводе на русский его название дословно означает – Священный дворец лани, но обычно монастырь называют Дворцом матери и сына.

    Построенный на восточном берегу реки Ярлунг более двух тысяч лет назад для первого короля Тибета, сегодня он является важной буддийской святыней. Четырёх ярусные постройки монастыря заканчиваются главным храмом, украшенным квадратными буддийскими куполами.

    Внутри восточная обитель расписана древними фресками, воспроизводящими раннюю историю Тибета. Сегодня в Юмбулаганге живут несколько буддийских монахов.

    Монастырь Эрдэни-Дзу (Erdene Zuu Monastery), Монголия

    Монгольский монастырь Эрдэни-Дзу относится к числу наиболее древних, дошедших до нас буддийских архитектурных строений. Его название, данное в конце XVI века при закладке первых построек Абтай-ханом, переводится на русский как «Храм драгоценного владыки», то есть Будды.

    Читайте также:  Тувинские обычаи и традиции – как живет этот народ?

    Архитектурный ансамбль Эрдэни-Дзу представляет собой композицию из трёх храмов, сочетающих в себе древние зодческие традиции Монголии, Китая и Тибета. В былые времена на территории монастыря проживало более десяти тысяч лам и стояло около шестидесяти отдельных кумирен.

    Сегодня Эрдэни-Дзу – это действующий храм Лабран и музей древней культуры.

    Монастырь Ганден (Ganden Monastery), Тибет

    Тибетский монастырь Ганден, расположенный на горе Вангбур, на высоте в четыре с половиной тысячи метров над уровнем моря, считается одним из наиболее серьёзных буддийских организаций в мире. Здесь располагается университет буддийской школы Гэлуг, известной под названием «жёлтая вера».

    Настоятелем монастыря является глава учения, призывающего истинных буддистов придерживаться нравственности и строгого монастырского уклада. Ганден был основан в начале XV века. Монастырь сильно пострадал в 60-е годы во время «культурной революции» в Китае.

    Сегодня он ещё не до конца восстановлен, но уже принимает на своей территории посетителей.

    Монастырь Ки Гомпа (Key Gompa), Тибет

    Изумительной красоты монастырь Ки Гомпа, затерявшийся в суровых горах долины Спити, издалека напоминает своим внешним видом сказочную игрушку.

    Основанный в XI веке в качестве религиозного форта для наблюдений за близлежащей местностью, сегодня он представляет собой действующий буддийский монастырь, в котором в зимнее время года проживает не меньше 250 лам. Пополняющие монастырь монахи – вторые сыновья местных жителей.

    В стенах Ки Гомпа собрана богатая коллекция скульптур, музыкальных инструментов, книг и оружия. За свою историю монастырь несколько раз разрушался, что и обусловило его современную архитектурную форму – необычную, многоярусную.

    Тибетский буддийский храм Юнхэгун (Yonghe Temple), Китай

    Буддийский храм Юнхэгун, принадлежащий тибетской школе Гэлуг, располагается на Северо-Востоке Пекина. За ним закреплено несколько названий: например, «Дворец Мира и Гармонии», «Ламаистский храм» или «Лама храм».

    Возведённый в конце XVII-начале XVIII века, Юнхэгун в начале выполнял функцию резиденции дворцовых евнухов и только спустя десятилетия стал постепенно переходить под власть тибетских монахов.

    Архитектурно Юнхэгун представляет собой сочетание пяти залов – Небесных Царей, Гармонии и Мира, вечной защиты, Дхармачакры и Павильон десяти тысяч удач.

    Тикси Гомпа (Thikse Monastery), Индия

    Расположенный в Северной Индии, на вершине холма, стоящего на берегу реки Инд, буддийский монастырь Тикси Гомпа состоит из двенадцати уровней белоснежных построек с красными и жёлтыми вкраплениями отдельных зданий.

    Десять буддийских храмов, женский монастырь, зал для собраний и многочисленные хозяйственные строения были возведены в XV веке. Сегодня Тикси Гомпа – действующий монастырь, принадлежащий школе Гэлуг.

    Главной достопримечательностью буддийской общины является храм будущего Будды с огромной, в пятнадцать метров, статуей Майтрея, выполненной из глины, меди и золота.

    Крепость-монастырь Пунакха-дзонг (Punakha Dzong), Бутан

    Бутанский монастырь Пунакха-дзонг – само «Счастье» в архитектурной плоти, ведь именно так и переводится его название на русский язык.

    Приставка «дзонг» указывает на крепостную функцию строения, возведённого в XVII веке в качестве укреплённой крепости, в которой располагался не только буддийский монастырь, но и администрация города.

    В случае с Пунакха-дзонг – речь идёт об одноимённо городе Пунакха, бывшем долгое время столицей Бутана. Построенный на месте слияния двух рек Пунакха-дзонг представляет собой необычайно красивый архитектурный комплекс, состоящий из двух храмов и библиотеки.

    Монастырь Таунг Калат (Taung Kalat), Мьянма

    Буддийский монастырь Таунг Калат получил своё название по названию горы, на которой он расположен. Возвышающийся над городом, практически парящий в облаках, мьянмский архитектурный ансамбль отличается изящными архитектурными чертами и настоящим человеческим бесстрашием.

    Гора Таунг Калат – потухший более 24 веков назад вулкан, поросший в наше время зелёными деревьями – составляет идеальную природную основу для белоснежных храмовых построек, к которым с земли ведут 777 ступенек.

    Местные жители верят, что в глубинах горы Таунг Калат живут духи – наты, поэтому посещать монастырь нужно обязательно с их любимым свежим мясом.

    Такцанг-лакханг (Paro Taktsang), Бутан

    Такцанг-лакханг, что в переводе означает «Гнездо тигрицы», получил своё название в силу древней легенды о том, как буддийский учитель Падмасамбхава вознёсся на высокую гору, сидя верхом на своей жене, временно превратившейся в дикого зверя.

    Монастырь-крепость для наблюдения за окрестностями, располагается на высоте в три тысячи метров над уровне моря и в семьсот метров над местной долиной Паро.

    Основанный в 1692-м году Такцанг-лакханг практически полностью был уничтожен огнём в 1998-м году и восстановлен к 2005-му.

    Сюанькун-сы (Hanging Monastery), Китай

    Китайский монастырь Сюанькун-сы – уникальный храмовый комплекс, относящийся к «висячим» типам архитектурных конструкций. Основанный в 491-м году нашей эры в китайской провинции Шаньси, вблизи священной горы Хэншань, Сюанькун-сы объединяет в себе представителей трёх религий.

    Помимо буддистов здесь обосновались также конфуциане и даосисты. Здания монастыря крепятся к горе деревянными сваями. Их задней стенкой служат плотные горные породы.

    Сюанькун-сы состоит из сорока залов и павильонов и содержит в себе более восьмидесяти священных для восточных народов статуй.

    Источник: PhotoTravelGuide

    (Средний балл: 5,00)
    Загрузка…

    Источник: http://www.dandaron.com/10-interesnyx-buddijskix-monastyrej/

    Через Монголию с крестом. Интервью с настоятелем Свято-Одигитриевского Собора г.Улан-Удэ священником Евгением Старцевым / Православие.Ru

    Летом 1939 г. в Монголии на реке Халхин-Гол погибли многие тысячи советских солдат в боях с японскими захватчиками. Спустя 66 лет — в августе 2005 г. на месте боёв впервые была отслужена панихида и установлен памятный православный крест. Об этом событии и о современной Монголии рассказывает организатор Крестного хода по Монголии священник Евгений Старцев.

    — Отец Евгений, расскажите, как родилась идея установки православных крестов в Монголии?

    — Мы заинтересовались тем, что произошло в Монголии в 1939 г. Японцы имели перед собой чёткую цель: пройти через всю Монголию и выйти на территорию Советского Союза в районе пограничной станции Наушки. Цель японцев была пресечена гениальной мыслью наших полководцев.

    В ожесточённых боях на реке Халхин-Гол, которые длились в течение нескольких месяцев, погибли тысячи советских солдат. Они погребены там. И нам неизвестно, чтобы кто-нибудь помолился или тем более отпел их.

    И мы решили сделать это, получив благословение Епископа Читинского и Забайкальского Евстафия.

    Нас поддержали кадеты 5-ой школы посёлка Сосновый бор, а также наши собратья во Христе — сотрудники Фонда Андрея Первозванного, которые уже не первый раз совершали подобного рода рейды.

    Мы были в Монголии с 12 по 21 августа 2005 г., проехав 1700 км на машине и отчасти — на лошадях через Улан-Батор и Чойболсан на Халхин-Гол.

    Помимо кадетов и сотрудников Фонда Андрея Первозванного, в состав экспедиции вошли воспитатели, водители, полковник и священник.

    В то время в Монголии свирепствовал ящур, и через кордоны никого не пропускали, но в отношении нас сделали исключение, пропустив 6 человек на Халхин-Гол, в том числе 1 кадета. В Улан-Баторе уже на обратном пути мы соединились и вернулись домой все вместе.

    — Сколько Вами было установлено крестов? Как местное население реагировало на их установку?

    — Мы установили два 5-метровых креста из лиственницы. Один — на месте захоронения советских солдат у реки Халхин-Гол, другой — на старом русском кладбище Урги (так раньше назывался Улан-Батор)[1].

    Мы везли кресты на крыше автомобиля через всю Монголию на самую границу с Китаем. Многие недоумевали, для чего они. В конце концов мы доставили их до места, преодолев все кордоны.

    Кроме того, мы отслужили панихиду в Чойболсане (в 500 км от места боёв), где самураи вырезали целый полк наших лётчиков[2].

    У монголов свидетельством особого почитания какого-то места или предмета являются повязанные на них шарфы, ленты. На одном из захоронений мы увидели наш танк, к стволу которого, как к большой святыне, была привязана лента. Такое, хоть и языческое, отношение свидетельствует о глубоком почитании того, что сделали наши предки.

    Сначала монголы с недоумением смотрели на нас, готовящих, собирающих, а потом несущих на себе несколько километров крест[3].

    Они не брались его нести, потому что мы им это не предлагали, но они были в совершенном восторге от того, что происходило.

    С какой радостью они бегали вокруг нас, подходили к кресту, фотогафировались около него, с каким особым благоговением брали в руки старинные иконы!

    Глава администрации, который вырос там, при прощании прослезился и сказал: «Я от имени тех солдат, которые убиты и похоронены здесь, выношу Вам великую благодарность за то, что Вы для них сделали».

    Нас благодарили монголы(!) за то, что мы сделали для русских солдат. Эти солдаты являются для них, быть может, единственным образцом жертвенности и святости.

    Это тронуло нас, потому что мы увидели абсолютную открытость и полудетский восторг от того, что сделали.

    — Есть ли какие-то памятники на Халхин-Голе?

    — Там степь и мемориал советских времён. Среди стелл выделяется одна, на которой высечены мужественные лица воинов, как бы устремлённых на врага. Нельзя было выиграть войну у японцев только одним полководческим гением Жукова. Нужно было иметь воинов, способных реализовать его блестящие тактические замыслы.

    Ставка Жукова располагалась на холме, и с него было видно непосредственно всё. Мы поднялись туда, и я представил, как страшно было ему видеть многие-многие тысячи соотечественников, им посланных на смерть. Это такой момент, который я раньше не понимал.

    Перед возвращением на Родину мы заехали на этот мемориал и увидели там молодых людей, приехавших на каникулы из учебных заведений Монголии, России и Европы. Нас очень порадовало, что собрались они именно на этом месте.

    — Мы почти ничего не знаем о современной Монголии. Что Вам особенно запомнилось?

    — Монголия — удивительная страна. То, что мы видели, произвело на нас сильное впечатление. Мы проехали через пустыню и степь в пору цветения её трав.

    Мы останавливались у монголов в юртах. Они делились с нами кровом, пищей и были крайне приветливы.

    Наши опасения в части установки крестов быстро рассеялись, потому что монголы были очень рады долгожданному факту нашего прибытия туда.

    Люди, которые живут в районе тех событий, воспитаны на памяти того, что произошло в 1939 г. Для них очень важно, что советские воины вместе с их отцами сложили свои головы за независимость Монголии.

    К своему удивлению, в Монголии я испытал чувство спокойствия. В России вот беспокойно.

    — Каково духовное состояние современных монголов?

    — Монголы находятся в уязвимом состоянии, поскольку не имеют серьёзных духовных корней и потому очень сильно подвержены внешним влияниям.

    Едешь по степи и видишь: юрта, около неё ветряки, генераторы, солнечные батареи и огромная спутниковая тарелка.

    Мне было горько и обидно за тех, кто с таким удовольствием погружается в эту смрадную линию глобализации, не понимая, какой опасностью это может обернуться для них в ближайшем будущем.

    Очевидно, что не имея опеки со стороны духовно зрелых руководителей, эти люди в ближайшее время могут просто погибнуть.

    — Что Вы можете сказать о Православии в Монголии? Сколько русских живёт там?

    — В Монголии проживает 3200 русских, 1200 — постоянно, в основном, в Улан-Баторе. Есть приход, который окормляет о. Алексий Трубач, сотрудник ОВЦС.

    Батюшка трудится совершенно самоотверженно на этом поприще в окружении, с одной стороны, языческого мира, а с другой,— русских людей, не до конца понимающих нашу Веру. Храм о. Алексия домовый. Ревностен батюшка своим радением. В храме он служит один: сам кадило подаёт, сам читает и поёт. Планы у о.

    Алексия большие. Я думаю, что в большей части им суждено сбыться, т.к. он священник серьёзный. Уверен, что и хор у него появится и пономари. Благодетель уже есть.

    Мы встречались с эмигрантами. Отрадно, что для встречи с нами они пришли именно в церковь. Я даже встретил там своих родственников по материнской линии. Очень тепло встретил нас Временный Поверенный в делах России в Монголии Иван Сергеевич Мостыка. Мы наметили планы и проекты, которые могут быть реализованы общими усилиями.

    Я считаю, что мы не должны потерять Монголию — доступное нам духовное пространство. Для этого на самом деле не требуется много сил. Для этого требуется наше точное представление, что мы хотим.

    В частности, поддержать этот приход и провести другие серьёзные мероприятия. Мы хотели бы, чтобы государственные структуры проявили большую заинтересованность в Монголии.

    Мы рады, что представительство Бурятии в Монголии во главе с Николаем Атановым восприняло наши идеи и поддержало нас.

    — Собираетесь ли Вы ещё поехать в Монголию?

    — На следующий год, даст Бог.

    Источник: http://www.pravoslavie.ru/4650.html