Касты в Индии: мифы и реальные факты о кастовой системе

Содержание скрыть

Полторы тысячи лет до нашей эры индийское общество разделилось на 4 сословия. Их назвали варнами. С санкскрита это переводится как “цвет”,”качество” или “категория”. Согласно “Ригведе”, варны или касты появились из тела Бога Брахмы. В Древней Индии были такие варны:

  • Брахманы;
  • Кшатрии;
  • Вайшья;
  • Шудры.

Согласно легенде Брахма создал 4 касты из частей своего тела

Причин возникновения варн или так называемых индийских каст называют много.

Например, арии (не путать со лженаучными “арийцами”), завоевав индийскую землю, решили поделить местный народ по цвету кожи, происхождению и материальному положению.

Это упрощало социальные взаимосвязи и создавало выигрышные условия для правления. Арийцы возвели себя, очевидно, в касту высших, и брали в жены только девушек-брахманов.

Более подробная таблица индийских каст с правами и обязанностями

Большинство людей путают понятие “каста” и “варна”, многие считают их синонимами. Но это не так, и с этим следует разобраться.

Каждый индиец, без права выбора, рождался в закрытой группе — в варне. Иногда их называют индийской кастой. Однако, каста в Индии — это подгруппа, расслоение в каждой варне, поэтому каст сегодня существует бессчетное количество. Только в 1931 году, согласно переписи населения, были опубликованы данные о 3000 индийских кастах. А варн всегда 4.

На самом деле каст в Индии более 3000, а варн всегда четыре

Джати — это второе название касты и подкасты, и джати есть у каждого жителя Индии. Джати — принадлежность к той или иной профессии, к религиозной общине, она тоже закрыта и эндогамна. В каждой варне есть свои джати.

Можно провести примитивный аналог с нашим обществом. Например, есть дети богатых родителей. Это — варна. Они учатся в отдельных детских садах, школах и университетах, общаются преимущественно, между собой.

Эти дети, вырастая в подростков, делятся на субкультуры. Кто-то становится хипстером, кто-то — “элитным” предпринимателем, другие — творческой интеллигенцией, а кто-то — свободным путешественником.

Это — джати или каста.

Касты в Индии могут делиться по религии, профессии и даже интересам

Они могут делиться по религиозным признакам, по интересам, по выбранным профессиям. Однако, как это ни странно, люди этой варны редко “смешиваются” с другими, низшими варнами и даже кастами, и всегда стремятся к общению с теми, кто выше их.

Брахманы — высшая варна или каста в Индии. К ней относились жрецы, священнослужители, мудрецы, учителя, духовные наставники и те люди, которые связывали других людей с Богом. Брахманы были вегетарианцами и могли есть только ту пищу, которую приготовили люди их каст.

Брахманы — высшая и самая уважаемая каста в Индии

Кшатрии — это индийская каста или варна воинов, защитников своей страны, дружинников, солдатов и, как ни удивительно, царей и правителей. Кшатрии были защитниками брахманов, женщин, стариков, детей и коров. Им разрешалось убивать тех, кто не соблюдал дхарму.

Наиболее яркими представителями касты кшатриев-воинов являются сикхи

Вайшьи — это свободные общинники, торговцы, ремесленники, земледельцы, рабочий класс. Не любили заниматься тяжелым физическим трудом и крайне щепетильно относились к пище. Среди них могли быть очень зажиточные и богатые люди — владельцы индийских магазинов, предприятий и земель.

Каста вайшьи зачастую это богатые купцы и землевладельцы, которые не любят тяжелой черновой работы

Шудры — низшая варна или каста Индии. В нее входили слуги, разнорабочие и чернорабочие. Все те, кто не имел ни дома, ни земли, и выполнял самую тяжелую физическую работу. Шудры не имели права молиться богам и становиться “дваждырожденными”.

Шудры — низшая каста в Индии. Они живут бедно и очень тяжело работают

Религиозный обряд, который проходили три верхних варны или касты Индии назывался “упанаяна”. В процессе посвящения на шею мальчика надевали освященный шнур, соответствующий его варне, и с тех пор он становился “двиджа” или “дваждырожденным”. Он получал новое имя и считался брахмачари — учеником.

У каждой касты свои обряды и посвящения

Индуисты верят, что праведная жизнь позволяет родиться в более высокой касте в следующей жизни. И наоборот. А брахманов, которые уже прошли большой цикл перерождений на Земле, ждет воплощение на других, божественных планетах.

Отдельное внимание нужно уделить неприкасаемым. Существование 5-ти индийских каст — это миф. На самом деле, неприкасаемые — это те люди, которые не попали в 4 варны по каким-то причинам.

Согласно индуизму, они вели неблагочестивую жизнь в прошлом перерождении. “Каста” неприкасаемых в Индии — это чаще всего бездомные, нищие люди, которые осуществляют самую унизительную и грязную работу. Они попрошайничают и воруют, живут в трущобах.

Своим присутствием оскверняют индийскую касту брахманов.

Вот так живет каста неприкасаемых в Индии сегодня

Правительство Индии в некоторой степени защищает неприкасаемых. Уголовно наказуемо называть таких людей неприкасаемыми или даже внекастовыми. Запрещена дискриминация по социальному признаку.

Какие касты есть в Индии в наше время? — спросите вы. А каст в Индии тысячи. Некоторые из них немногочисленны, однако есть и известные на всю страну касты. Например, хиджры.

Это — индийская каста неприкасаемых, в Индии к ней относят трансгендеров, транссексуалов, бисексуалов, гермафродитов, интерсексуалов и гомосексуалов. Их шествия можно встретить на улицах больших и маленьких городов, где они совершают подношения матери-Богине.

Благодаря множественным акциям протеста, индийская каста хиджр добилась признания себя “третьим полом” официально.

Люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией(Хиджры) в Индии также относятся к касте неприкасаемых

Варны и касты в Индии в наше время считаются некоторым пережитком прошлого, но зря — система остается. В больших городах границы несколько стираются, а вот в деревнях старый уклад по-прежнему сохранен.

Согласно Конституции Индии, запрещена дискриминация людей по варне или касте. Существует даже Конституционная Таблица Каст, в которой, кстати, вместо “индийская каста” используется термин “община”.

В ней указано, что каждый гражданин Индии имеет право получить соответсвующий документ, который свидетельствует о принадлежности к касте.

В Индии любой желающий может получить документ о принадлежности к касте

Итак, кастовая система в Индии не просто сохранилась и дошла до наших дней, она работает и по сей день. Более того, другие народы тоже делятся на варны и касты, просто не дают этому социальному делению названия.

Источник: https://IndiaStyle.ru/article/kasty-indii

Шудры: история происхождения, обязанности и ограничения низшей касты в Индии

Фото 1

Индусы считают, что шудры по замыслу создателя должны смиренно служить остальным варнам. Этот термин, имеющий значение “категория”, употребляется вместе с названиями четырех основных каст в Индии.

Как гласят ведические писания, люди произошли от разъединенного первочеловека. “Рот его стал брахманом, руки – кшатрием, бедра – вайшья, ноги – шудрой”. Данное превращение божественного начала подразумевает деление не на касты, а на составляющие социальной структуры.

История

Сегодня деление на варны носит формальный характер. Ранее при посвящении в ученики шудрам вручался особый отличительный шнур, символизирующих разные варны, который они были обязаны носить всю жизнь.

Данное расслоение общества произошло еще в древнеиндийском обществе, но на самом деле четыре варны говорят о природе человека.

Представители каждой варны имеют свое жизненное предназначение и выполняют совершенно разные задачи.

Считается, что варна шудр образовалась позже всех. В самом начале туда входили аборигены, подчиненные захватчиками (ариями), рабы, арендаторы и все те, кто не имел своих земельных угодий. Позднее в варну шудр стало входить земледелие, скотоводчество, ремесленничество. Еще позже, в средние века, шудры стали делиться на высших и низших (тех, от кого брахман не может принимать пищу).

Обязанности и ограничения

Фото 2

Служение трем высшим варнам может быть любым, это не только физический труд, но и, например, актерство. В отличие от всех остальных варн, шудры раньше считались “однорожденными”, им не разрешено совершать обряды. В отношении представителей данной касты не делалось посвященческого ритуала, из-за отсутствия инициации они имели ущемленные религиозные права, им было запрещено изучать Веды.

Взаимодействие шудр с людьми более высоких варн имело четкие предписания. В социальном и правовом смысле тоже имелись ограничения. На практике все было не так однозначно, как в теории.

Кроме общего деления на варны, шудры, в свою очередь, тоже делились на несколько разновидностей.

Кроме того, в некоторых районах аграрное население, благодаря своей многочисленности и владению большими земельными угодьями, играло весомую роль в экономической и социальной политике.

Занимающиеся сельскохозяйственными работами нанимали к себе в работники представителей других варн, например, для торговли, арендовали у них землю и т.д.

Однако даже при таком положении, относительно уравнивающем статусное положение, всегда, в том числе, сегодня, межварновые браки запрещены.

Правила, касающиеся ритуалов, связанных с пищей, у шудр менее строгие, и в целом имеется “более широкое пространство” для различных предписаний в любой сфере жизни.

Порой здесь разрешено даже больше, чем у представителей остальных варн, например, замужество вдов и разведенных женщин.

Традиции

Ремесленники считаются более низшими шудрами, чем представители сельского хозяйства. Их ремесло передается по наследству, но имеет место и ученичество. Если ремесленник может купить землю, то ему не запрещено приобрести более высокий статус.

Принадлежность к варне определяется с помощью ведической нумерологии. Рождение под определенной варной свидетельствует о наличии определенных качеств, присущих только одной из них. Под делениями на варны, на самом деле, имеется в виду принадлежность не к касте, а к определенному классу, со своими характеристиками.

То есть классификация на варны не подразумевает под собой социальное деление, а основана на уровне развития человеческого сознания каждого отдельно взятого индивидуума. Эту степень развития путают с индийскими кастами, и это неправильно.

Однако путаница возникла давно, и произошла она из-за того, что в древнеиндийском обществе принадлежность к варнам наследовалась (то есть наследники брахманов тоже были брахманами). В данной классификации шудры тоже являются “низшими существами”.

Они не могут эффективно руководить, зато являются отличными исполнителями, не самостоятельны, им требуется контроль. Их природа такова, что они расположены к подчинению и физическому труду, который, тем не менее, не всегда только неквалифицированный.

Вам может быть интересно

Источник: https://mymind.yoga/kasty-v-indii/shudry.html

Индийские касты. Касты в Древней Индии. Деление на касты в современной Индии :

Любой путешественник, решивший посетить Индию, наверняка слышал или читал о том, что население этой страны делится на касты. Ничего подобного в других странах нет, касты считаются чисто индийским феноменом, поэтому каждому туристу просто необходимо познакомиться с этой темой подробнее.

Как появились касты?

По легенде бог Брахма создал из частей своего тела варны:

  1. Уста – брахманы.
  2. Руки – кшатрии.
  3. Бедра – вайшьи.
  4. Ступни – шудры.

Варны – более общее понятие. Их всего 4, тогда как каст может быть великое множество. Все индийские сословия отличались друг от друга целым рядом особенностей: они имели свои обязанности, жилища, индивидуальный цвет одежды, цвет точки на лбу и особую пищу.

Браки между членами разных варн и каст строго запрещались. Индусы верили, что человеческая душа перерождается. Если кто-то на протяжении всей жизни соблюдал все правила и законы своей касты, в следующей жизни он поднимется на сословие выше.

В противном случае он потеряет все, что имел.

Немного истории

Считается, что первые касты в Индии появились в самом начале формирования государства. Это произошло около полутора тысяч лет до нашей эры, тогда, когда на территории современной Индии стали жить первые переселенцы.

Они делились на 4 сословия, позже данные группы были названы варнами, что в дословном переводе означает “цвет”. В самом слове “каста” заложено определенное понятие: происхождение или чистая порода. Каждую касту на протяжении веков определяла в основном профессия или вид деятельности.

Семейное ремесло переходило от отца к сыну, не менялось десятками поколений. Любые индийские касты жили под определенным сводом предписаний и религиозных традиций, которые регулировали нормы поведения их членов. Страна развивалась, и вместе с ней увеличивалось число различных групп населения.

Множественные касты в Индии поражали своим количеством: их насчитывалось более 2000.

Деление на касты в Индии

Каста является неким уровнем в социальной иерархии, делящим все население Индии на обособленные группы низкого и высокого происхождения.

Принадлежность к той или иной части определяет род деятельности, профессию, место жительства, а также то, на ком человек может жениться. Деление на касты в Индии постепенно утрачивает свое значение.

Читайте также:  Свадебные традиции в китае – как проходит торжество

В современных крупных городах и образованной среде официально деление на касты запрещено, но до сих пор существуют сословия, которые во многом определяют жизнь целых групп населения Индии:

  1. Брахманы – самая образованная группа: священники, наставники, учителя и ученые.
  2. Кшатрии – воины, знать и правители.
  3. Вайшьи – ремесленники, скотоводы и земледельцы.
  4. Шудры – рабочие, слуги.

Существует еще и пятая группа, представляющая индийские касты, – неприкасаемые, которые в последнее время стали называться угнетенными. Эти люди занимаются самой тяжелой и грязной работой.

Характеристики каст

Все касты в Древней Индии характеризуются некоторыми критериями:

  1. Эндогамией, то есть браки могут заключаться только между членами одной касты.
  2. Наследственностью и преемственностью: нельзя перейти из одной касты в другую.
  3. Нельзя трапезничать с представителями других каст. Кроме того, любой физический контакт с ними строго запрещен.
  4. Определенным местом в структуре общества.
  5. Ограниченным выбором профессий.

Брахманы

Брахманы являются представителями наивысшей варны индуистов. Это высшая индийская каста. Основная цель брахманов – учить других и учиться самим, приносить дары богам и делать жертвоприношения. Основной их цвет – белый.

В самом начале брахманами были только священнослужители, только в их руках находилось право толковать слово Божье. Благодаря этому данные индийские касты стали занимать самое высокое положение, так как выше был только сам Бог, и только они могли с ним общаться.

Позднее к высшей касте стали относить ученых, учителей, проповедников, чиновников.

Мужчинам этой касты нельзя работать в поле, а женщинам можно было заниматься только домашней работой. Брахману нельзя есть еду, приготовленную человеком из другого сословия. В современной Индии более 75% государственных чиновников – представители этой касты.

Среди различных подсословий существуют неравные отношения. Но даже самая нищая подкаста брахманов занимает более высокую ступень, чем другие. Убийство представителя высшей касты в Древней Индии – это величайшее преступление.

Оно испокон веков каралось смертной казнью в жестокой форме.

Кшатрии

В переводе “кшатрии” означает “властные, благородные”. К ним относятся дворяне, военнослужащие, управляющие, цари. Главная задача кшатрия – защита слабых, борьба за справедливость, закон и порядок. Это вторая по значимости варна, представляющая индийские касты.

Данное сословие поддерживало свое существование благодаря взиманию минимальных налогов, пошлин и штрафов с подчиненных. Раньше воины имели особые права. Им единственным разрешалось применять наказания в отношении представителей других каст, кроме брахманов, включая казнь и убийство.

Современные кшатрии – это военные, представители правоохранительных органов, руководители предприятий и фирм.

Вайшьи и шудры

Главная задача вайшьи – это работа, связанная с разведением скота, возделыванием земли и уборкой урожая. Это любое уважаемое в обществе занятие. За эту работу вайшьи получает прибыль или зарплату. Цвет их – желтый. Это основное население страны. В современной Индии – это клерки, простые наемные работники, которые получают за свой труд деньги и остаются этим довольны.

Представители низшей касты в Индии – это шудры. Они испокон веков занимались самой тяжелой и грязной работой. Их цвет – черный. В Древней Индии это были рабы и слуги. Предназначение шудр – прислуживать трем высшим кастам. Они не имели своего имущества и не могли молиться богам. Даже в наше время – это самый бедный слой населения, который часто живет за гранью нищеты.

Неприкасаемые

К этой категории относятся люди, чья душа сильно согрешила в прошлой жизни, самый низший слой общества. Но даже среди них есть многочисленные группы.

Самые высшие сословия, представляющие неприкасаемые индийские касты, фото которых можно увидеть в исторических изданиях, – это люди, которые имеют хоть какое-нибудь ремесло, например, уборщики мусора и туалетов. В самом низу иерархической кастовой лестницы находятся мелкие воришки, которые воруют скот.

Самым необычным слоем общества неприкасаемых считается группа хиджру, в которую входят представители всех секс-меньшинств. Интересно то, что этих представителей нередко приглашают на свадьбы или рождения детей, и они часто участвуют в церковных церемониях.

Самый худший человек – это тот, который не принадлежит ни к одной касте. Название этой категории населения – парии. К ним относятся люди, которые родились от других париев или в результате межкастовых браков и которые не признаются ни одним сословием.

Современная Индия

Хотя и бытует общественное мнение, что современная Индия избавлена от предрассудков прошлого, на сегодняшний день это далеко не так. Система разделения на сословия никуда не исчезла, касты в современной Индии также сильны, как и прежде.

Когда ребенок поступает в школу, его спрашивают, какую религию он исповедует. Если это индуизм, следующий вопрос будет о принадлежности его к касте. Также при поступлении в вуз или колледж каста имеет большое значение.

Если будущий студент принадлежит к высшей касте, ему нужно набрать меньше баллов и др.

Принадлежность к тому или иному сословию влияет на трудоустройство, а также на то, как человек хочет устроить свое будущее. Девушка из семьи брахманов навряд ли выйдет замуж за человека из касты вайшьи. К сожалению, это так.

Но если жених по социальному положению стоит выше, чем невеста, иногда делается исключение. В таких браках принадлежность ребенка к касте будет определяться по отцовской линии.

Такие кастовые правила относительно заключения брака полностью неизменны с древних времен и не терпят никакого послабления.

Стремление к тому, чтобы официально приуменьшить значение касты в современной Индии, привело к отсутствию в бланках последних переписей населения строчки о принадлежности к определенной группе. Последние данные о кастах в переписях публиковалось в 1931 году.

Несмотря на это, громоздкий механизм разделения населения на сословия работает и до сих пор. Особенно это заметно в глухих провинциях Индии. Хоть кастовая система и появилась тысячи лет назад, на сегодняшний день она жива, работает и развивается.

Она дает возможность людям находиться рядом с себе подобными, обеспечивает поддержку собратьев и определяет правила и поведение в обществе.

Источник: https://www.syl.ru/article/167006/new_indiyskie-kastyi-kastyi-v-drevney-indii-delenie-na-kastyi-v-sovremennoy-indii

Кастовая система в Индии

Порой кажется, что мы настолько привыкли к XXI столетию с его равноправием, гражданским обществом, а также развитием современных технологий, что существование в обществе строгих социальных слоев воспринимается с удивлением. А вот в Индии люди так и живут, принадлежа к какой-то определенной касте, (которая определяет объем прав и обязанностей), уже со времен, существовавших до нашей эры.

Варны

Первоначально индийский народ делился на четыре сословия, которые назывались «варнами»; и это деление появилось вследствие разложения первобытно-общинного слоя и развития имущественного неравенства. Принадлежность к каждому из сословий определялась исключительно рождением. Еще в индийских Законах Ману можно найти упоминание о следующих индийских варнах, которые существуют и по сей день:

  • Брахманы – жрецы. Брахманы всегда были самым высшим слоем в кастовой системе почетной кастой; сейчас эти люди – в основном духовные сановники, чиновники, учителя;
  • Кшатрии – воины. Главной задачей кшатриев являлась охрана страны. Сейчас, помимо службы в войсках, представители этой касты могут занимать различные административные должности;
  • Вайшья – земледельцы. Занимались скотоводством и торговлей. В основном, это — финансы, банковские дела , так как вайшья предпочитали не участвовать в обработке земли напрямую;
  • Шудры – ущемленные члены общества, не обладающими всей полнотой прав; крестьянский слой, который первоначально находился в подчинении у других высших каст.

Государственное управление сосредотачивалась в руках первых двух варн. Переходить из одной варны в другую категорически запрещалось; также были ограничения на смешанные браки. Более подробно об этом Вы можете узнать из статьи «Что такое индийские варны«.

Касты

Постепенно в Индии формируется кастовый строй. Варны начинают делиться на касты, причем каждой касте свойственна определенная профессия. Таким образом, кастовое деление отражало общественное разделение труда.

До сих пор в Индии очень сильна вера в то, что, соблюдая все правила касты и не нарушая запретов, человек в следующей жизни перейдет в более высокую касту (а тех, кто нарушает требования, ждет понижение по социальной лестнице).

Касты в современной Индии

Каста, как социальная организация в обществе, существует повсеместно по всей Индии, но в каждом регионе она может быть своя. Более того, каждая каста содержит в себе множество подкаст (джати), что делает их количество действительно бесчисленным.

Все это даже привело к тому, что в переписях населения перестали учитывать принадлежность к касте, ибо с каждым годом их число все более и более увеличивается.

Например, существуют касты портных (Дарзи), водоносов (Джхинвар), мусорщиков (Бханги) и даже каста брахманов, живущих благодаря милостыне (Бхатра).

Конечно, кастовая система в современной Индии уже давно не имеет того значения, какое ей придавалось в древние времена.

Сейчас же происходит тенденция к сокращению влияния каст, социальных слоев на жизнь жителей страны.

Если раньше почти все определялось социальным происхождением, то теперь, к примеру, и продвижение на службе возможно благодаря индивидуальным характеристикам, умениям и навыкам человека, а не только из-за рождения.

Неприкасаемые

Неприкасаемые – это особое наименование некоторых каст, которые занимают самое низшее положение в современной Индии (причем, это целых 16% от всего населения страны). Неприкасаемые не входят в четыре индийские варны, а находятся как бы за пределами этой системы, да и даже за пределами общества в целом. Они занимаются самой грязной работой – уборкой туалетов, мертвых животных и т.д.

Считается, что представители этой кастовой группы способны оскорбить другие варны, особенно брахманов. Долгое время даже храмы оставались закрытыми для неприкасаемых.

Источник: https://indiada.ru/istoriya-indii/kastovaya-sistema-v-indii.html

Варны, касты, сословия. Варны, их отличия и особенности. Брахманы, Кшатрии…

Нет в мире высшего блаженства Чем осознание Пути. Когда достигнув совершенства

Ты всё же вынужден уйти.

Александр Дольский

Такие понятия как варна и каста обычно подаются как синонимы. С нашей же точки зрения есть несколько ключевых различий в этих понятий, характеризующих принадлежность человека к определённому слою общества.

Каста – это социально обусловленный слой, в котором родился и, чаще всего, проводит свою основную деятельность человек. Каст существует огромное множество – каста торговцев, каста ремесленников, каста земледельцев и др.

Понятие варна связано с природной предрасположенностью (выбором души) к определённому виду деятельности.

По индийским источникам (Ведам) существует четыре основные варны – Шудры, Вайшью, Кшатрии, Брахманы.

В нашей Школе разработана теория варн, основанная на шести основных варнах – Вумстахи, Шудры, Гугоущи, Вайшью, Кшатрии, Брахманы. Дадим краткую характеристику каждой из варн.

Вумстахи

Поведение строится от возникающих инстинктивных импульсов (потребностей). Не видят смысла в какой-либо деятельности. Девиз – «день прожил и хорошо». Наример, даже в Советском Союзе, где всех заставляли работать, находились люди, которые не хотели работать. Их называли тунеядцами, людьми без определённого места жительства.

Шудры

Девиз – «поменьше работать, побольше получать». Наёмные рабочие. Рабочий – раб на очах. Т.е. требуют постоянного контроля со стороны руководства. Стараются не нести ответственность ни за что: «ты начальник, я дурак».

Гугоущи

Мастера своего дела. Стараются показать своё мастерство и через свои работы показать, что они люди с большой буквы. Ставят личное клеймо, подпись на своих произведениях. Девизы – «красота спасёт мир», «если хочешь что-то сделать хорошо, сделай это сам». Берут личную ответственность за то, что они делают, производят. Примером гугоущи могут быть артисты.

Вайшью

Представители этой варны занимаются организацией дела (производства) – товарного, сельскохозяйственного, торговли, услуг. Мотивацией деятельности является получение прибыли, выгоды, создание и организация своего дела. Девиз – «благополучие и всеобщая занятость». Вайшью кормят все остальные варны.

Кшатрии

Варна, занимающаяся управлением, устанавливает определённый миропорядок в стране, области. Следят за соблюдением законов, защитой устоев государства, прав и обязанностей граждан. Люди долга. Служат правителю, родине или идеалам. Продают свою жизнь.

Брахманы

Представители этой варны получают новые знания из Космоса, разрабатывают методики адаптации к этим знаниям и обучают этим знаниям. Девиз – «служение Природе ради эволюции всего живого на Земле и в Космосе». Примеры – учёные, работы которых приводят к открытиям, Учителя.

Йога воспринимается каждой из варн по-разному, хотя представители каждой из варн могут найти в арсенале йоги методы самосовершенствования, соответствующие их уровню развития.

Читайте также:  Школы японского буддизма – какие направления существуют в стране

Переход из варны в варну как этап духовного роста

Ещё раз отметим, что варны – это выбор души человека. И в соответствии с этим выбором формируются различные системы организма человека, в различных пропорциях распределяется энергия по телам человека.

Исходя их этого, можно сделать вывод, что при природном устройстве человеческого сообщества необходимо давать различное образование представителям разных варн, предоставлять рабочие места в соответствии с природными задатками человека и особенностями развития нервной системы особи. Если этого не делать, происходит ситуация описанная в произведении Пушкина «Сказка о Золотой рыбке». Садись в свои сани, т.е. живи по своей варне. Это даёт состояние внутреннего удовлетворения, а также ощущение того, что человек проживает именно свою судьбу (дхарму) – то, зачем он родился. По сути, это и есть выполнение своей миссии на Земле.

Понимание природной принадлежности людей к той или иной варне есть один из этапов духовного развития человека.

Поняв свою принадлежность к варне, человек может сознательно проработать законы, качества, необходимые его душе на этом уровне развития.

Наработав опыт, человек может естественным, природным путём перерасти варну, в которой родился, и перейти в следующую. По информации нашей Школы человек может в течении жизни пройти все варны.

Благодаря знаниям, которые даёт Школа Йога Гуру Ар Сантэма и продвижению ученика по пути гармоничного духовного развития у человека есть возможность заполнить все уровни отражения сознания. Что, в свою очередь, означает гармоничное заполнение качеств души на уровне человека и естественный переход к йоговскому уровню.

Источник: http://yogin.org.ua/varny-varna-kasty-kasta-indii-india.htm

Касты Индии, от варн к современности

Индийское общество традиционно было построено на системе сословий, каст, хотя применительно к Индии выражение “кастовый строй” не корректно, ибо слово каста происходит от латинского.
В Индии исторически существуют 4 сословия – варны (varna), которые в свою очередь подразделяются на джати (jati – профессиональные группы), собственно индийские джати и принято называть касты.

Возникновение варн Древней Индии. История и миф

Система варн сформировалась еще в древней Индии. Само слово варна означает в переводе с санскрита цвет, внешний облик или качество. Упоминание в четырех варнах – “чатурхварна” впервые встречается в Ригведе (Пуруша сукта 11-12), которая сообщает:

Этим система варн древней Индии ограничивалась. Все остальные, не вошедшие в варновую (кастовую) систему, будь то иностранцы, чуждые ведических ценностей, или изгнанные из своей варны за прегрешения, – являлись внекастовыми неприкаемыми – млеччха и дасью (пария) соответственно, всех неприкасаемых вместе именуют также как далиты.

Деление людей на варны первоначально осуществлялось исходя из врожденных предрасположенностей и качеств человека, присущих ему социально полезных свойств и качеств.

Так, считалось, что дети из варны браминов при прочих равных отличаются от детей иных варн тягой к познанию мира, способностями к обучению и учению других, вдумчивостью и созерцательностью, потому наиболее подходящими профессиями для них будет исполнение жреческих функций, обучение письменности, лечение болезней и естественно декламирование священных текстов.

Дети из варны кшатриев обладают высокой степенью раджаса, они воинственны по-природе и очень энергичны, в отличие от вайшиев, которые склонны к мирным занятиям и тщательности и мед, шудры же не обладая никакими особыми талантами и умственными способностями рождаются для того, что бы служить трем первым варнам, выполняя севу – то есть трудиться не за деньги, а за совесть.

Дхарма, то есть обязанности (свойства, качества) различных варн описаны в Бхагавад Гита (часть древне-индийского эпоса Махабхарата).
Шри Кришны (Бхагавад Гита) говорит о дхарме четырех варн в связи с характеристиками личности:

Первые 3 варны назывались “двиджды” – дваждырожденными, поскольку имели право на второе “духовное” рождение в процессе инициации и упаяны – повязывание священного шнура. После 2 рождения мальчик имел право слушать и читать Веды, что было не доступно шудрам.

Переход из одной варны (касты) в другую

В период веданты сохраняются упоминания на то, что варна человека определяется в первую очередь в соответствии с его качествами, а не происхождением. Так, Чхандогья упанишада повествует историю Сатьякамы – одного из великих индийских учителей ведантистского периода, который был рожден вне касты.

Мать Сатьякамбы была служанкой по вызову и даже не знала от кого она зачала своего сына. Однако, когда мальчик Сатьякамба вырос он почувствовал стремление учиться истине и стал искать учителя, который принял бы его. Он пришел к учителю Харидрумате Гаутаме, который был естественно, брамином и попросил взять его в ученики-брахмачарины.

Когда учитель спросил какой мальчик готры (рода), тот честно признался, что его мать служанка, а своего отца он не знает, поэтому у него нет готры.

На что старик-брамин ответил: “Я вижу, что по духу ты брамин, никто кторое брамина не может быть таким правдивым, любой другой скрыл бы нелицеприятные подробности своего происхождения” и принял Сатькаму в ученики.

Махабхарата как указано выше дифференцирует принадлежность к определенной варне качествами человека, связывая дхарму варны как социальный закон и дхарму человека, то есть врожденный нравственный закон и долг человека перед обществом. В тоже время Шри Кришна в Бхагавад Гите делает акцент на собственной дхарме человека, как определяющей его место в мире и род деятельности:

Отсюда мы видим, что приоритет все еще отдается собственной природе и личной дхарме, а не наследованию фамильной варны, то есть во времена Бхагавад Гиты система варн еще не стала жесткой.

О переходе из одной варны в другую читайте в статье Варны Древней Индии, в жизни и литературе

Законы Ману – оформление кастовой системы Индии

Законы Ману (Манавардхама шастра) датированные 2 веком до нашей эры говорят, пересказывают историю создания варн немного иначе:

Прим.

Из-за этого отрывка возникает определенная путанница в понимании откуда взялись варны, поэтому надо либо читать изначальный миф в источнике – Пуруша Сукте (Ригведа) либо читать Законы Ману (как и любую другую интерпретацию) очень внимательно ?
Индийская литература на первый взгляд “грешит” тем, что одно и то же слово (понятие) употребляется в разных смыслах, например, запутаться можно в Брахманах и брахманах, но это только на первый ?

Далее законы Ману вводят жесткую кастовую систему как социальный институт, относя человека к определенной варне (или касте-джати) исключительно по праву рождения и вообще игнорируя его личные качества. Переход человека из одной касты в другую или не возможен вообще или крайне продолжителен.

Законы Ману также вводят понятие джати – смешанных варн, которым предписывается определенный род деятельности (то есть каст). На этом формирование системы каст в Индии на сколько мне известно нормативно заканчивается.

Подробнее о закреплении кастового строя в статье Формирование каст в древней Индии и Законы Ману

Касты в современной Индии

В 20 веке Конституция Индии не делает различий для людей по кастовому признаку, кроме того Матахмой Ганди предпринимались попытки признать некастовых индийцев (индусов, в данном случае, сикхи, джайны имеют собственные системы разделения) и самых низких представителей кастовой системы – неприкасаемых, им было дано название “хариджаны”, то есть дети Бога. Официально дискриминация по признаку касты в Индии запрещена.

На практике кастовая система существует и дискриминация тоже. Так, наличествуют квоты для поступления в учебные заведения для представителей различных каст.

Деление на касты в Индии очень явно видно за пределами мегаполисов. Один мой знакомый белый житель Гималаев рассказал мне, что брал молоко у ближайшего соседа.

К нему пришла делегация тхакуров (северо-индийских кшатриев) с требованием покупать молоко у них, а не у соседа, который является низкорожденным шудрой, в пртивном случае местные тхакуры обещали организовать обструкцию белому йогину.

Знакомый, правда, был не согласен с постановкой проблемы, и спросил тхакуров: “Если корова является воплощением Матери-земли может ли она быть касты шудр или тхакуров. Я беру молоко от коровы, значит оно чисто и божественно по своей сущности”. Тхакурам нечего было возрашить и инцидент рассосался.

Однако, кастовые законы являются большой проблемой и постоянным источников преступлений за пределами городов. Индийская пресса пестрит статьями и кровавыми историями любви молодых людей из разных каст (джати) и готр, которые как правило заканчиваются трагически.
Подробнее о правовых аспектах каст в современной Индии

Автор и источник публикации: 

achadidi специально для indonet.ru

Источник: https://indonet.ru/article/varna-i-kasta-indii

Касты в Индии: особенности общества

Индийское общество разделяется на сословия, именуемые кастами. Такое разделение произошло много тысяч лет тому назад и сохранилось до сих пор. Индусы считают, что следуя правилам, установленным в своей касте, в следующей жизни можно родиться представителем уже чуть более высокой и почитаемой касты, занять гораздо лучшее положение в обществе.<\p>

История происхождения кастовой системы

Индийские Веды рассказывают о том, что еще даже древние арийские народы, проживающие на территории современной Индии приблизительно за полторы тысячи лет до нашей эры, уже имели общество, разделенное на сословия.

Гораздо позже эти социальные слои стали именоваться варнами (от слова «цвет» на санскрите — по цвету носимой одежды). Иной вариант наименования варн — касты, происходящий уже от латинского слова.

Изначально в Древней Индии было 4 касты (варны):

  • брахманы — священнослужители;
  • кшатрии — воины;
  • вайшья — рабочие люди;
  • шудры — разнорабочие и слуги.

Подобное разделение на касты появилось из-за различного уровня благосостояния: богатые хотели находиться в окружении только подобных себе, преуспевающих людей и брезговали общаться с более бедными и необразованными.

Главные характеристики каст

Каждая индийская каста обладает своими особенностями и уникальными характеристиками, правилами существования и поведения.

Брахманы — высшая каста

Брахманы в Индии — это священники и жрецы в храмах. Их положение в обществе всегда считалось самым высоким, даже выше, чем должность правителя. В настоящее время представители касты брахманов также занимаются духовным развитием народа: преподают различные практики, смотрят за храмами, работают учителями.

Брахманы имеют очень много запретов:

  • Мужчинам нельзя работать в поле и заниматься любым ручным трудом, но женщины могут заниматься различными домашними делами.
  • Жениться представитель касты священников может исключительно на себе подобном, но в качестве исключения разрешается свадьба на брахмане из другой общины.
  • Брахман не может есть то, что приготовил человек, состоящий в другой касте: брахман скорее станет голодать, чем примет запрещенную еду. Но кормить он может представителя абсолютно любой касты.
  • Некоторым брахманам нельзя употреблять в пищу мясо.

Кшатрии — каста воинов

Представители кшатриев всегда исполняли обязанности солдат, охранников и милиционеров.

В настоящее время ничего не изменилось — кшатрии занимаются военным делом либо идут на административную работу. Жениться они могут не только в своей касте: мужчина может взять в жены девушку из касты уровнем ниже, но женщине выходить за мужчину из нижестоящей касты запрещено. Кшатриям можно есть продукты животного происхождения, но они также избегают запрещенной еды.

Вайшья

Вайшья всегда были рабочим классом: они занимались земледелием, разводили скот, торговали.

Сейчас представители вайшьев занимаются хозяйственными и финансовыми делами, различной торговлей, банковской сферой. Наверное, эта каста наиболее щепетильна в вопросах, связанных с приемом пищи: вайшья как никто иной следят за правильностью приготовления еды и никогда не примутся за оскверненные блюда.

Шудры — низшая каста

Каста шудров всегда существовала в роли крестьян или даже рабов: они занимались самой грязной и тяжелой работой. Даже в наше время этот социальный слой — самый бедный и часто живет за гранью нищеты. Шудрам можно жениться даже на разведенных женщинах.

Неприкасаемые

Отдельно выделяется каста неприкасаемых: такие люди исключены из всех общественных отношений. Они занимаются самыми грязными работами: убирают улицы и туалеты, сжигают мертвых животных, выделывают кожу.

Поразительно, но представителям этой касты нельзя было даже наступать на тени представителей более высших сословий. И только совсем недавно им разрешили заходить в храмы и подходить к людям других сословий.

Уникальные особенности каст

  • Имея по соседству брахмана, ему можно подарить массу подарков, но ответного ждать не стоит. Брахманы никогда не дарят подарков: они принимают, но не дают.
  • Среди иностранцев ходят шутки о том, что все индийские программисты принадлежат к касте брахманов.
  • В плане владения земельными угодьями шудры могут быть даже более влиятельны, чем вайшья.
  • Шудры низшего слоя практически не используют денег: за работу им платят пищей и бытовыми принадлежностями.
  • Можно перейти в низшую касту, но получить касту рангом выше — невозможно.

Читайте также:  Почему монахи не едят мясо – обычаи в буддизме

Касты в современной Индии

Сегодня индийские касты стали еще более структурированными, в них появилось множество различных подгрупп, называемых джати.

В период последней переписи представителей различных каст, насчитывалось более 3 тысяч джати. Правда, перепись эта проходила более 80 лет тому назад.

Многие иностранцы считают кастовую систему пережитком прошлого и уверены, что в современной Индии кастовая система больше не работает. На самом деле, все совершенно иначе.

Даже индийское правительство не смогло прийти к единому мнению касательно такого расслоения общества.

На разделении общества на слои активно работают политики во время выборов, добавляя в свои предвыборные обещания защиту прав той или иной касты.

В современной Индии более 20 процентов населения относится к касте неприкасаемых: им приходится и жить в своих отдельных гетто либо за чертой населенного пункта. Таким людям нельзя заходить в магазины, государственные и лечебные учреждения и даже использовать общественный транспорт.

В касте неприкасаемых есть совершенно уникальная подгруппа: к ней отношение общества довольно противоречиво. Сюда относятся гомосексуалисты, трансвеститы и евнухи, зарабатывающие на жизнь проституцией и просящие у туристов монеты. Но какой парадокс: присутствие такого человека на празднике считается очень хорошим знаком.

Еще одна удивительная подкаста неприкасаемых — пария. Это люди, совершенно изгнанные из общества — маргиналы. Раньше стать парией можно было даже прикоснувшись к такому человеку, а сейчас ситуация немного изменилась: парией становятся либо родившись от межкастового брака, либо от родителей-париев.

Заключение

Кастовая система зародилась тысячелетия тому назад, но до сих продолжает жить и развиваться в индийском обществе.

Варны (касты) делятся на подкасты — джати. Существует 4 варны и множество джати.

В Индии есть общества людей, не входящих ни в одну касту. Это — изгнанные люди.

Кастовая система дает людям возможность быть с себе подобными, обеспечивает поддержку собратьев и четкие правила жизни и поведения. Это — естественная регуляция общества, существующая параллельно с законами Индии.

Смотрите видео по индийским кастам

? Скорей подписывайтесь на обновления сайта по RSS, или следите за обновлениями ВКонтакте, Одноклассниках, , или Google Plus.

Есть свое видение по поводу статьи? Тогда комментарии вам в помощь: обсуждайте, спрашивайте и делитесь мнениями прямо на сайте!

Источник: http://indianochka.ru/kultura/obshhestvo/kasty.html

Как устроено кастовое общество Индии

С детства нас учили, что нет ничего хуже кастового общества. Но как ни странно, касты дожили до наших дней, чем свидетельествуеи, например, Индия. А что, собственно, мы знаем о том, как функционирует система каст?

Каждое общество состоит из неких базовых единиц, его образующих. Так, применительно в Античности – такой единицей можно считать полис, современный Западу – капитал (или владеющий им социальный индивид), для исламской цивилизации – племя, японской – клан и т.д. Для Индии с древнейших времён до наших дней таким базовым элементом были и остаётся каста.

Кастовая система для Индии вовсе не дремучая архаика или «пережиток Средневековья» как долгое время нас учили. Индийская система каст – часть сложной организации социума, исторически сложившееся разностороннее и многоплановое явление.

Касты можно попытаться описать через ряд признаков. Однако исключения все равно будут. Индийская кастовая дифференциация – система социальной стратификации обособленных общественных групп, связанных единых общим происхождением и правовым положением своих членов. Они строятся по принципам:

1) общей религии;

2) общей профессиональной специализации (как правило, наследственной);

3) браков только между «своими»;

4) особенностей питания.

В Индии существует вовсе не 4 (как многие из нас до сих пор думают), а около 3 тысяч каст и они могут называться в разных частях страны по-разному, а люди одной профессии могут в разных штатах относится к разным кастам. То, что по ошибке иногда считают индийскими «кастами» – это вовсе не касты, а варны («чатурварнья» на санскрите) – социальные страты древней общественной системы.

Варна брахманов (браминов) – это жрецы, врачи, учителя. Кшатрии (раджанья) – воины и гражданские руководители. Вайшья – это земледельцы и торговцы. Шудры – слуги и безземельные крестьяне-батраки.

Каждая варна имела свой цвет: брахманы – белый, кшатрии – красный, вайшаи – жёлтый, шудры – чёрный (когда-то каждый индус носил специальный шнур цвета своей варны).

Варны, в свою очередь, теоретически дробятся на касты. Но очень сложным и замысловатым образом. Явная прямая связь видна человеку с европейским менталитетом далеко не всегда. Само слово «каста» происходит от португальского casta: право рождения, род, сословие. На хинди этому термину тождественно «джати».

Печально известные «неприкасаемые» – это не какая-то одна отдельная каста. В Древней Индии всех, кто не входил в четыре варны, автоматически относили к «маргиналам», их всячески избегали, не давали селиться в деревнях и городах и т.п.

Вследствие такого своего положения «неприкасаемым» пришлось брать на себя самую «непрестижную», грязную и низкооплачиваемую работу и они сформировали свои обособленные социальные и профессиональные группы – по существу, собственные касты.

Таких каст «неприкасаемых» несколько и, как правило, они связаны либо с грязной работой, либо с убийством живых существ или смертью (так что все мясники, охотники, рыболовы, кожевенники, мусорщики, ассенизаторы, прачки, рабочие кладбищ и моргов и пр. должны быть «неприкасаемыми»).

В то же время, было бы неверно полагать, что каждый «неприкасаемый» – это обязательно кто-то вроде бомжа или «опущенного».

В Индии, даже ещё до обретения ей независимости и принятия ряда законодательных мер по защите низших каст от дискриминации, были «неприкасаемые», достигшие весьма высокого социального статуса и заслужившие всеобщее уважение.

Как, например, выдающийся индийский политик, общественный деятель, борец за права человека и автор конституции Индии – доктор Бхимаро Рамджи Амбедкар, получивший юридическое образование в Англии.Один из многочисленных памятников Бхимаро Амбедкару в Индии

У «неприкасаемых» есть несколько наименований: млеччха – «чужой», «чужестранец» (то есть формально к ним могут быть отнесены все неиндусы, включая иностранных туристов), хариджан – «дитя Бога» (термин, специально введенный Махатмой Ганди), парии – «отверженные», «изгнанные». А наиболее часто употребляемое современное название «неприкасаемых» – далиты.

Юридически касты в Индии была зафиксированы в Законах Ману, составленных в период со II века до нашей эры по II век нашей эры. Система варн традиционно сложилась в гораздо более древний период (точной датировки не существует).

Как уже было сказано выше, касты в современной Индии до сих пор отнюдь нельзя считать просто анахронизмом. Напротив, все они сейчас там тщательно пересчитаны и перечислены в специальном приложении к нынешней действующей Индийской конституции (Таблица каст).

Кроме того, после каждой переписи населения в эту таблицу вносятся изменения (как правило, дополнения). Дело не в том, что появляются какие-то новые касты, а в том, что они фиксируются в соответствии с данными, указанными о себе участниками переписи. Запрещена только дискриминация по признаку касты. Что прописано в статье № 15 индийской Конституции.

Индийской общество очень пёстрое и разнородное по своей структуре; кроме деления на касты в нём есть ещё несколько других дифференциаций. Существуют как кастовые, так и некастовые индийцы.

Например, адиваси (потомки основного коренного темнокожего населения Индии до её завоевания арийцами) за редкими исключениями не имеют своих каст. Кроме того, за некоторые проступки и преступления человека могут изгнать из его касты.

И некастовых индийцев довольно много – о чём свидетельствуют результаты переписи населения.

Касты существуют не только в Индии. Подобный общественный институт имеет место в Непале, Шри-Ланке, Бали и на Тибете. Кстати, тибетские касты с индийскими не соотносятся вообще – структуры этих обществ сформировалась совершенно обособленно друг от друга. Любопытно, что Северной Индии (штаты Химачал, Уттар-Прадеш и Кашмир) система каст имеет не индийское, а именно тибетское происхождение.

Исторически, когда подавляющая часть населения Индии исповедовала индуизм – все индусы принадлежали к какой-либо касте, исключение составляли только изгнанные из каст парии и коренные неарийские народы Индии. Потом в Индии стали распространяться другие религии (буддизм, джайнизм).

По мере того, как страна подверглась нашествиям различных завоевателей, представители других религий и народов стали перенимать у индусов их систему варн и профессиональных каст-джати.

Джайны, сикхи, буддисты и христиане в Индии также имеют свои собственные касты, но они так или иначе отличаются от индусских каст.

А как же индийские мусульмане? Ведь Коран изначально провозглашал равенство всех мусульман. Закономерный вопрос.

Несмотря на то, что Британская Индия в 1947 году была разделена на две части: «исламскую» (Пакистан) и «индуистскую» (собственно Индия), на сегодняшний момент мусульман (примерно 14 % от всех индийских граждан) в абсолютном исчислении в Индии проживает больше, чем в Пакистане, где ислам – государственная религия.

Тем не менее, кастовая система присуща в Индии и мусульманскому обществу. Однако кастовые различия среди индийских мусульман не столь сильны, как у индусов. У них практически отсутствуют «неприкасаемые». Между мусульманскими кастами не существует таких непроницаемых барьеров, как у индусов – допускается переход из одной касты в другую или браки между их представителями.

Кастовая система утвердилась у индийских мусульман сравнительно поздно – во времена Делийского султаната в XIII-XVI веках. Мусульманская каста обычно именуется бирадари («братство») или бияхдари. Часто их возникновение приписывается мусульманскими богословами влиянию индуистов с их кастовой системой (сторонники «чистого ислама» видят в этом, разумеется, коварные происки язычников).

В Индии, как и во многих исламских странах, среди мусульман также есть свои знать и простонародье. Первые именуются шарифами или ашраф («благородные»), вторые – аджлаф («низкие»).

К ашраф в настоящее время принадлежат около 10% мусульман, проживающих на территории Республики Индия. Они обычно возводят свои родословные к тем внешним завоевателям (арабам, тюркам, пуштунам, персам и пр.

), которые вторгались в Индостан и селились на протяжении многих веков.

В большинстве же своем индийские мусульмане – это потомки всё тех же индусов, которые по тем или иным соображениям переходили в новую веру. Насильственное обращение в ислам в средневековой Индии было скорее исключением, чем правилом.

Обычно местное население подверглось воздействию медленной исламизации, в ходе которой элементы чужой веры ненавязчиво включались в местную космологию и ритуальную практику, постепенно вытесняя и заменяя собой индуизм. Это был неявный и вялотекущий социальный процесс.

Люди в ходе него сохраняли и оберегали замкнутость своих кругов. Это и объясняет сохранение кастовой психологии и обычаев среди широких слоев индийского мусульманского общества.

Таким образом, даже после окончательного обращения в ислам браки продолжали заключаться лишь с представителями своих каст.

Ещё более любопытно, что в систему индийских каст оказались включены даже многие европейцы. Так, те христианские миссионеры-проповедники, которые проповедовали высокородным браминам, со временем оказались в «христианской браминской» касте, а те, кто, например, нёс Слово Божье «неприкасаемым»-рыбакам – стали христианским «неприкасаемыми».

Зачастую нельзя бывает точно определить, к какой именно касте относится тот или иной индиец только по его внешнему виду, поведению и роду занятий.

Бывает, что кшатрий работает официантом, а брамин торгует и убирает мусор в лавке – и особо не комплексуют по этим поводам, а шудра ведёт себя как прирождённый аристократ.

И даже если индиец точно скажет из какой он касты (хотя такой вопрос считается бестактным), иностранцу это мало что даст для понимания того, каким образом устроено общество в такой диковинной и своеобразной стране как Индия.

Республика Индия декларирует себя «демократическим» государством и помимо запрета кастовой дискриминации ввела определённые льготы для представителей низших каст. Например, там приняты специальные квоты для их поступления в высшие учебные заведения, а также на должности в государственных и муниципальных органах.

Проблема дискриминации людей из низших каст и далитов, тем не менее, стоит довольно серьезно. Кастовая структура до сих пор является фундаментальной основой жизни сотен миллионов индийцев. За пределами крупных городов в Индии прочно сохраняется кастовая психология и все вытекающие из неё условности и табу.

Источник: http://wi-fi.ru/desktop/news/4/1575690