Школы буддизма

Буддизм никогда не завоевывал себе сторонников «огнем и мечом». Обычно он распространялся как интересная философия в сочетании с умственными упражнениями и практичными советами для повседневной жизни.

Приходя в очередную культуру, он не уничтожал предыдущую, но приспосабливался к ней, впитывал ее особенности. Сегодня буддизм существует в виде десятков разных традиций и школ.

Их поучения подходят разным людям, но основное содержание буддийского пути неизменно: его методы ведут к освобождению от страданий, внутреннему покою и раскрытию качеств ума для блага всех существ.

В буддизме выделяют три основных цикла поучений – это так называемые Три колесницы: Хинаяна, Махаяна и Ваджраяна.

В первом поучении, Хинаяне, или Малой колеснице, Будда объяснял, что всякий, кто хочет освободиться от страданий, в своем образе жизни должен избегать двух крайностей – аскетизма и излишеств.

Если намеренно причинять боль или вред своему телу, осложнять себе жизнь, невозможно достичь Освобождения. Также невозможно прийти к нему, живя в роскоши.

Поэтому Будда ввел понятие Срединного пути, сказав: «Это путь вне крайностей, ведущий к умственному покою и возвышенной мудрости».

Чтобы полностью отсечь любую возможность совершать ошибки, практикующие Хинаяну становятся монахами или монахинями. Они принимают большой набор внешних обетов, регулирующих поведение. Всякий, кто следует Восьмеричным путем, может  навсегда освободиться от страданий. Сегодня Хинаяна существует в виде школы Тхеравада – южного буддизма.

Будда учил Хинаяне много лет, после чего у него появились другие ученики – более зрелые, обладающие бóльшим сочувствием. Их тревожило не собственное страдание, а боль других. Эти люди хотели знать, как правильно помогать существам в освобождении от страданий. В ответ они получили то, что позднее было названо Махаяной, Великой колесницей.

Здесь Будда объяснял, что настоящее счастье заключается в том, чтобы заботиться о счастье других. Махаяна – это учение о сострадании и любви, которая, подобно солнцу, одинаково светит всем существам, не исключая никого. Это также учение о мудрости, которая знает истинную природу всех вещей.

Тот, кто обладает такой интуитивной мудростью, знает все, потому что ни от чего не отделен.

Принцип Хинаяны – успокоить ум и отказаться от причинения вреда и неприятностей другим. Принцип Махаяны – желать всем счастья и мудро действовать на благо других. Сегодня Махаяна развита в Китае, Японии, Корее и Вьетнаме.

Но у Будды были и иные ученики, которым он давал Учение третьего поворота, составившее основу Ваджраяны, или Алмазной колесницы. Эти очень способные люди уже умели не причинять никому вреда, обладали состраданием и мудростью.

Их отличало еще одно важное качество – доверие к тому, что в уме каждого человека, каждого существа есть семя Просветления – природа Будды. Благодаря этому они могли отождествляться с Буддой, видеть в нем свое просветленное отражение. Их путь – во всем стараться вести себя и действовать как Будда.

Так можно быстро раскрыть все качества ума. В наши дни Ваджраяна развита в Северных Гималаях, Тибете, Бутане, Монголии, Бурятии, Калмыкии и Туве.

Источник: http://www.buddhism.ru/teachings/shkolyi-buddizma/

Ответы@Mail.Ru: в каких странах существует Буддизм?

Будди́зм (санскр. बुद धर्म, buddha dharma?; пали बुद्ध धम्म, buddha dhamma, «Учение Пробуждённого» ) — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи) , возникшее около VI века до н. э. в южной Азии на основе идей Будды Шакьямуни.

Буддизм по странам Южная Азия – Индия, Кашмир, Шри-Ланка, Бангладеш, Пакистан, Мьянма, Таиланд, Камбоджа, Лаос Юго-Восточная Азия – Вьетнам, Малайзия, Сингапур, Индонезия, Гималаи, Тибет, Бутан, Непал, Монголия, Ладакх, Сикким, Замскар, Аруначал Роcсия – Бурят-Монголия, Тыва, Алтай, Калмыкия Дальний Восток – Китай, Маньчжурия, Тайвань, Япония, Корея Европа и Америка – Эстония, США, Германия, Италия Статуя Будды. Таиланд Основные сведения В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания. Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью – праджней. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване. Буддизм наиболее распространён в Тибете, Мьянме, Таиланде, Шри-Ланке, Камбодже, Монголии, Вьетнаме, Корее, Китае и Японии. На территории России буддизм был распространён от Кавказа до Сахалина. Сегодня это основная религия в Бурятии, Туве и Калмыцкой степи. Традиционно буддизм делят на Махаяну и Тхераваду, так называемые Великую колесницу и Учение старейших. Отличительной чертой Махаяны является учение о Бодхичитте — стремлению к спасению всех без исключения живых существ, подразумевающим безграничное сострадание и любовь к ним; и проистекающем из него понятием Бодхисаттвы — существа, готового отказаться от индивидуального достижения Нирваны с целью спасения всех живых существ. К Махаяне относится тибетский буддизм, китайский буддизм и несколько отдельных буддийских школ. Последователи Махаяны подразделяют буддизм на Великую Колесницу (собственно махаяну) и Малую Колесницу («хинаяну») , которую называют также Колесницей Шраваков и Пратьекабудд. Само название «хинаяна» (санскр. हीनयान, hīnayāna, буквально «Малая колесница» ) было введено методически для обозначения буддистов, ограниченных только стремлением к индивидуальному просветлению, и применялось в исторической полемике с другими, ныне не существующими, школами раннего буддизма и с целью объяснения понятия Бодхичитты. Тхеравада — единственная сохранившаяся из школ Никая (раннего буддизма) . Применение по отношению к ней термина «Хинаяна» невежливо и некорректно. Тхеравада активно использует понятие метта-бхавана, аналогичное понятию Бодхичитты в Махаяне, и под определение Хинаяны не подпадает. В тибетском буддизме вводится также понятие «ваджраяна» (Алмазная колесница или тантрический буддизм) . Иногда её считают отдельной, третьей колесницей, иногда — одной из школ Махаяны. См. Тантра. Эта ветвь распространена в Непале, Тибете и отчасти в Японии и России. Из Тибета пришла в Монголию, оттуда — в Бурятию, Туву и Калмыцкую степь.

Почти во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе

япония, китай, индич, монголия

Непал. Монголия. Китай ( Тибет ) . Кампучия. Вьетнам. Индия. Индонезия. Еще там рядом.

Китай Япония Таиланд Индия Корея Монголия Тибет Непал

Корея, индия, Япония, Китай

Зародился в Индии, а сейчас по всему миру разошёлся.

Буддисм существует повсюду!!! ! а вот в каких странах считаеться национальной или государственной религией это уже другой вопрос!!!!

Чего это дофига перечислять!

В России буддизм, изначально, исповедуют в Бурятии и Калмыкии.

Будизм наиболее развит в Азиатских странах, в частности в Индии )))

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/13244659

Буддизм в Японии – религия и культура, японские буддийские секты – Отдых с детьми самостоятельно

Большинство японцев исповедуют буддизм наравне с синтоизмом. Буддизм в Японии появился из Индии, его основатель принц Сиддхартха (по достижении совершеннолетия — Гаутама), разочаровавшись в индуистском толковании источника человеческих страданий, отверг аскетизм как метод духовного совершенствования и обратился к медитации.

После шести лет скитаний он достиг состояния просветления (нирваны), когда сидел под деревом Бодхи (познания).

Оставшуюся жизнь Гаутама, ставший Буддой (просветленным), посвятил учению о том, что «праведные мысли» и «праведные поступки» должны привести к отказу от всех материальных и душевных желаний, чтобы уйти от действительности и достичь «высшего просветления» — нирваны.

Махаяна (Большая колесница) — широкий путь спасения, одно из основных направлений буддизма, согласно которому достичь нирваны может не только монах, но всякий, кто соблюдает определенные заповеди и предписания.

Учение махаяны попало в Японию из Китая в середине VI века.

Как и многое другое, японцы прекрасно приспособили это заимствование к своим культурным ценностям; Будда рассматривается ими как всемогущий ками, а с течением времени неудобные аспекты учения, например обет безбрачия, исчезли, и внимание стало уделяться в основном личной медитации.

Буддизм принес в Японию многообразие китайской культуры. В течение двух столетий монахи, артисты и ученые отправлялись в Китай для изучения религии, искусства, музыки, литературы и политических наук, что оказало громадное влияние на развитие культуры Японии.

Буддизм оказался причастным к политическим противостояниям периодов Нара и Хэйан — слабые императоры использовали буддийскую и китайскую культуру для укрепления собственной власти и придания изысканности своим дворам, а также для ослабления приверженцев синтоизма.

В то же время буддизм не конфликтовал с синтоизмом — храмы и святилища часто располагались рядом, некоторые ками становились стражами и покровителями буддийских храмов, а различные фигурки и символы на синтоистских алтарях помогали ками подняться до уровня Будды, рассматриваемого как высшее духовное существо.

До конца Хll века японский буддизм оставался религией высшей аристократии. Приблизительно в это время доминирующая секта Тэндай дробится на новые секты: Дзёдо, Дзёдо синею, Нитирэн и дзэн-буддизм. Каждая из них апеллировала к определенным социальным группам.

Первые две завоевали особую популярность среди простого населения весьма простыми формами отправления ритуалов.

Секта Нитирэн требовала более серьезного подхода, тогда как практика медитации секты Дзэн, направленная на внутреннее совершенствование, больше подходила самурайскому сословию и оказала огромное влияние на японские традиционные искусства, в том числе и боевые. Почти все современные японские буддисты вышли из этих сект, которые продолжают сохранять свое влияние и сегодня.

Однако с XV века синтоизм начинает возвращать утраченные позиции. Различные синтоистские школы восстанавливают приоритет коми над Буддой, пытаясь доказать, что коми — всего лишь японский вариант Будды.

Этот процесс достиг верхней точки после Реставрации Мэйдзи 1868 года, когда синтоизм официально становится государственной религией. Большинство буддийских предметов было изъято из синтоистских храмов и уничтожено, и буддизм был в опале до конца Второй мировой войны, когда в Японию вернулась свобода вероисповедания.

Читайте также:  Буддизм – философия или религия |  к чему относится это учение?

В наши дни буддизм и синтоизм снова мирно сосуществуют, их придерживается подавляющее большинство населения Японии.

Основные буддийские секты Японии

Секты Тэндай и Сингон были основаны в начале IX века, в их основе лежало китайское учение эзотерического буддизма. Исповедуя медитацию и различные обряды, они обосновались в горах и напоминали секту горных отшельников Сюгэндо.

Секта Тэндай (Небесная опора) была основана монахом Сайте (767-822) на горе Хиэй-дзан, рядом с Киото, где и преуспевает до наших дней.

Основанная на верховенстве «Сутры Лотоса», которая содержит буддийскую истину в последней инстанции, Тэндай определяет все остальные религии, включая синтоизм, как различные части одной универсальной энергии.

Секта Сингон (Истинное слово), основанная Кобо Дайси (774-835), базируется на горе Коя-сан, к югу от Нары, и объединяет различные религиозные течения вокруг центрального образа Дайнити Нёраи, космического Будды, воплощающего суть мироздания.

Сингон делает акцент на идее общей взаимосвязанности и взаимозависимости, выраженной манда-лами (графические изображения буддийского мира), и допускает, что просветление может быть достигнуто в течение одной жизни путем чтения нараспев сутр и медитации.

Веками адепты секты Сингон стремились к духовному очищению, совершая паломничество по 88 храмам на Сикоку.

Дзёдосю, секта «Чистой Земли», основана в 1133 году монахом Хонэном; это было время голода, предательств и борьбы кланов.

Хонэн допускал, что мир по сути своей порочен, и, поскольку невозможно достичь просветления в этой жизни, люди должны искать спасения в жизни загробной. Вера в Будду Амида (властителя рая) принесет блаженство в следующем мире.

Культовая практика амидаистов весьма проста — многократное повторение магической нэмбуцу Шаму Амида Буцу» (Слава Будде Амида). Задав темп, Хонэн иногда повторял нэмбуцу 60 000 раз в день.

Секта Дзёдо Синею, «Истинная Школа Чистой Земли», основана радикально мыслящим монахом Синраном после его ухода из Дзёдо в 1224 году.

Он верил, что избавление возможно не только в потустороннем мире; если усиленно молиться Амиде, можно спастись и в жизни нынешней. Синран сократил все религиозные обряды и утверждал, что достаточно произнести нэмбуцу один раз, но со всей искренностью.

Подобная новация сделала секту Дзёдо Синею еще более популярной среди простого народа, сегодня это одна из самых многочисленных буддийских сект в Японии.

Секту Нитирэн, названную по имени основателя, отличал глубокий философский подход. Сам Нитирэн (1222-1282) верил, что истина, просветление и спасение могут прийти лишь в результате изучения буддийских сутр, особенно «Сутры Лотоса». Все остальные учения и секты он считал еретическими.

Фанатичные последователи Нитирэна с воинственными криками «Ному Мёхо Рэнгэ Кё!» (Хвала сутре Лотоса) яростно отстаивали свои убеждения. К тому же Нитирэн прекрасно ориентировался в политической ситуации на азиатском материке.

Мастерски выбрав момент, он предсказал, что, если люди не покаются в своих грехах и не примут его учение, небеса их накажут иностранным вторжением; вскоре последовало нападение монголов на Японию. Неугомонный Нитирэн перевернул судьбы слишком многих людей своими фанатичными проповедями, попал в опалу и по ряду причин был сослан.

По одному делу его даже собирались казнить, но, согласно легенде, Нитирэн получил помилование (конечно, с помощью своей сутры), когда меч разлетелся, коснувшись его шеи.

Дзен-буддизм в Японии

Более тщательно разработанное учение Дзэн большее внимание уделяло внешней обрядовой форме, практике и ритуалам, чем схоластике. Здесь просветление и избавление могли прийти только изнутри, от самого человека.

Последователи дзэн-буддийской школы Сото старались достичь полного отрешения от мирских забот и страстей через медитацию, сидя в позе лотоса (дзадзэн).

С другой стороны, последователи школы Риндзай стремились к той же цели, в процессе медитации решая специфические задачи-головоломки — коаны, где единственный правильный ответ и означал просветление.
Возможно, самый известный коан — «Каков звук хлопка одной ладонью?».

Оба метода преследуют одну цель — отвлечь верующего от мирских забот и перенести его в более высокие материи, где он сможет постигнуть истинного Будду.

Впервые учение дзэн попало в Японию из Китая в VII веке, но приобрело популярность лишь после 1192 года, когда его стал проповедовать монах Эйсай. Большой успех ожидал дзэн-буддизм в среде приверженцев нового военного режима (сёгуната), обосновавшихся в Камакуре.

Доктрина дзэн с ее целенаправленными ритуалами и тренировочными упражнениями, развивающими самодисциплину и спартанский образ жизни, как никакая другая отвечала запросам самурайского сословия, которое оказывало всяческую поддержку великим дзэн-буддийским монастырям Камакуры и, позднее, Киото.

Аскетичность дзэн и синтоистское восприятие природы оказали решающее влияние на японское традиционное искусство и садово-парковое творчество.

Каменные дзэн-буддийские сады, составляемые из валунов, разбросанных в «море» волнообразного белого песка или гравия, помогают создать настроение отрешенности, размышлений о вечном и преходящем, сравнивая весь мир и песчинку как его ничтожную часть.

Буддийские храмы и церемонии

Как и синтоистские святилища, буддийские храмы (в названиях имеются окончания -тэра, -дэра или -дзи) являют богатое разнообразие архитектур-ных стилей, зависящее от времени постройки и секты, владеющей храмом; но в них всегда чувствуется сильное влияние искусства Китая и Кореи.

Главный зал храма называется кон-до или хон-до; здесь обычно находятся основная скульптура Будды и стол для пожертвований. Иногда входные ворота (санмон) уже являются частью храма, представляя собой двухэтажную постройку с парой ярко раскрашенных свирепых стражей — Нио, или Конго рикиси.

Несмотря на грозную внешность, Нио на самом деле существа добродушные, но только не для злых духов.

На территории некоторых храмов стоят пагоды, обычно трех-пятиэтажные, каждый этаж имеет отдельную крышу, а верх пагоды венчает металлический шпиль. Исторически пагоды, где хранятся мощи Будды, служили центром буддийских церемоний.

В зависимости от размеров храмовых комплексов, в них могут размещаться и другие строения: учебный зал (ко-до), сокровищница или хранилище сутр, жилые помещения и прихрамовый магазинчик.

Дзэн-буддийские храмы, особенно живописные сооружения в Киото, также известны своими прекрасными каменными садами и ландшафтными парками, созданными специально для занятий медитацией.

Буддизму, в отличие от синтоизма, не свойственны красочные праздники и обряды. Вместо этого простая молитва, незабываемый запах курящегося ладана и пожертвования: еда, цветы или деньги.

Сильное впечатление оставляет картина медитирующих в позе лотоса приверженцев дзэн-буддизма; замедленное дыхание, освобождение сознания от всего лишнего и время от времени удары бамбуковой палкой (чтобы не упали, уснув), за что бедняги еще и благодарят своего экзекутора.

Важнейший буддийский праздник — Обон (с конца июля до середины августа), когда духи усопших предков возвращаются домой на землю. Затем идут весеннее и осеннее равноденствия (о-хиган), обычно 21 марта и 23 сентября, — еще один повод навестить могилы предков.

И все-таки самым большим событием считается Новый год — Сёгацу, хотя это больше синтоистский праздник, чем буддийский.

Несколько нерабочих дней позволяют хорошо повеселиться, неплохо выпить и при этом не забыть навестить местный храм или святилище, помолиться об удаче в наступающем году.

Смотрите также статьи Как съездить в Японию самостоятельно

Источник: http://travel-child.ru/buddizm-v-yaponii-religiya/

Направления буддизма

Как известно, сколько людей, столько и мнений. Именно благодаря этому разнообразию мнений каждая религия со временем разделяется на разновидности и течения.

Не обошел этот удел и такую религиозную традицию как буддизм.

Эта древняя индийская религия ещё в самом начале своего существования разделилась на множество направлений, из которых впоследствии выделились три основных: Махаяна, Тхеравада и Ваджраяна.

Первое из них, – Махаяна или Великая Колесница, считается самым распространённым течением в буддизме.

В центре этого направления буддизма стоит понятие «Бодхисаттвы», – существа, которое благодаря огромной череде своих перерождений, в конце концов, достигло нирваны, но отказалось от неё ради возвращения в мир сансары и освобождения от страданий всех остальных живых существ.

Таким образом, в Махаяне как направлении буддизма главный акцент ставится не на индивидуальном спасении от круговорота смерти-рождения, а в бесконечном сострадании ко всем созданиям, отягощённым кармой. По своей сути это направление буддизма является сводом правил для человека, вставшего на путь, ведущий к состоянию Бодхисаттвы.

Направление буддизма Махаяна смогло объединить в себе ранние доктрины буддизма с более поздними влияниями других восточных философий.

Благодаря такому плюрализму и демократичности Махаяна впоследствии развивалась во многих направлениях, среди которых можно назвать тибетский, корейский, японский и китайский буддизм.

В общей сложности Махаяна как направление буддизма насчитывает приблизительно 600 миллионов последователей.

Следующее направление буддизма, –  Тхеравада, зародилось ещё во времена Будды. Оно единственное из всех ранних школ буддизма, которое смогло сохраниться до наших дней. Тхеравада отличается от предыдущего направления в основном своей консервативностью и исповедованием первичных принципов буддизма, провозглашенных самим Гаутамой.

Тхеравада или Учение Старейшин характеризуется рационализмом и стремлением к полному освобождению от заблуждений. В этом направлении буддизма понятие Бодхисаттвы сильно отличается от аналогичного в Махаяне и подразумевает не высшее просветлённое существо, а лишь человека, практикующего Дхарму (духовный путь буддиста).

В наше время Тхеравада наиболее распространена на Шри-Ланке, в Таиланде, Лаосе и Камбожде.

Также среди направлений буддизма выделяют Ваджраяну или Алмазную Колесницу. Это течение ещё называют тантрическим буддизмом. Главная особенность Ваджраяны – оккультный характер её практики.

Основные методы достижения состояния будды в Ваджраяне – это йогическая практика в сочетании с магией.

 Последователи Ваджраяны считают, в отличие от остальных направлений буддизма, что человек может достичь просветления всего за одну жизнь с помощью своей личной мантры (сакрального сочетания звуков) и следованию наставлениям своего учителя.

Ваджраяну считают самостоятельным течением в основном в регионах её наибольшего распространения – Тибете, Непале и Монголии. Оккультный характер этого направления буддизма как раз и объясняется синтезом классической Махаяны с древними верованиями Тибета и Монголии.

Читайте также:  Отличия буддизма от синтоизма – традиционной религии японии

Иногда выделяется ещё и  четвёртое направления буддизма – Хинаьяна (Малая Колесница). Но, на самом деле, Хинаяна вовсе не является полноценным направлением буддизма. Это всего лишь термин, придуманный последователями Махаяны для обозначения всех школ, отличных от их собственной.

Изначально в буддизме существовало огромное множество школ и направлений. До наших дней сохранились только три выше перечисленных, вытеснив собой более мелкие школы и распространившись по всем уголкам Азии, образовав там многочисленные разветвления.

                                                                     автор: Валентина

2014-11-18 10:42:07

Источник: https://www.astrostar.ru/articles/drevnie-kultury/indiya/napravleniya-buddizma.html

Буддизм в японии

Служители сметают пыль веков. Большой Будда из монастыря Тодайдзи.

Стражи врат монастыря Тодайдзи.

Учение Будды зародилось в Древней Индии, оно проделало долгий путь, преодолев хребты Гималаев, великие равнины Китая, горы и долины Кореи. Целое тысячелетие потребовалось буддизму, чтобы прийти на Японские острова.

На длительном пути к ним он впитывал в себя верования народов, по землям которых шел, включал в свой пантеон их богов и святых, обогащался изысканиями индийских и китайских мудрецов.

Все это безбрежное богатство мысли нашло отражение в сотнях и тысячах сутр, трактатов, комментариев. Вот такую сокровищницу веры и знаний получили японцы.

Считается, что буддизм пришел в Японию в VI веке. Фактически он проник туда гораздо раньше, японские хроники отмечают, что он появился вместе с китайскими и корейскими переселенцами еще в IV и начале V века.

Однако новое учение тогда успехом не пользовалось, и народ оставался при своих прежних синтоистских верованиях (культ божеств природы и предков).

А вот в VI веке учение Будды утвердилось в Асука, столице государства.

В Японии во второй половине VI века происходила борьба двух могущественных родов – Сога и Минонобэ. Сога – ревностные приверженцы буддизма, а Минонобэ – защитники своих прежних богов.

Причина борьбы крылась в соперничестве за власть в нарождавшемся государстве, и окончилась она победой Сога. Как видим, буддизм на этом этапе своей истории принадлежал больше политике, чем религии.

И понадобилось время и подвижники, чтобы это вероучение пустило глубокие корни, адаптировалось к местным условиям и процветало в течение столетий.

Японцы поначалу восприняли будду как “ками” – синтоистское божество, но только чужеземное. По утверждениям почитающих его, оно обладало безграничным могуществом и, следовательно, было пригодно на роль всеобщего покровителя и заступника.

Однако должно было пройти немало времени, должна была сложиться буддийская храмовая организация, должен был образоваться слой ученых монахов, которые бы начали систематически изучать привезенные из-за моря сутры (правила) и разрабатывать на этой основе собственные концепции спасения.

Но должен был подняться и культурный уровень образованного слоя японского общества, чтобы буддизм раскрылся во всем своем богатстве и разнообразии.

Буддийские проповедники не стремились ниспровергать местных богов, которые по-прежнему считались охранителями местности. И сооружение буддийского храма никогда не начинали до тех пор, пока на это не получат соизволение местных богов.

Даже такой ревностный приверженец буддийского учения, как Сётоку-Тайси, говорил в 607 году: “Разве может кто-нибудь перестать уважать и возносить молитвы небесным и земным богам? Поэтому пусть все мои приближенные всем сердцем почитают богов Неба и Земли”.

Буддийские xpaмы возводили по китайским образцам, из Китая же привозили и утварь для богослужения, лишь со временем ее стали изготовлять в Японии.

Нужны были священные изображения – появилась живопись и скульптура, развивалось искусство художественного литья. VII-VIII века в Японии – время расцвета искусства, которое так или иначе было связано с буддизмом.

А буддийские молитвы нашли широкое отражение и в художественной литературе того времени.

СЁТОКУ-ТАЙСИОСНОВАТЕЛЬ ЯПОНСКОГО БУДДИЗМА

Как повествуют японские хроники, в 552 году (по другим сведениям, в 538-м) ко двору царей Ямато прибыло посольство из корейского государства Пэкче. Послы привезли сутры, изображения будд и послание от царя Пэкче.

Так учение Будды пришло на Японские острова. Ревностным его почитателем, покровителем и активным распространителем стал принц Умаядо, более известный под посмертным именем Сётоку-Тайси – принц “Святые Добродетели” (574-622).

Неслучайно его считают основателем японского буддизма.

Достоверных сведений о Сётоку-Тайси сохранилось мало. Он был сыном царя Емэй, но после смерти отца ему достался не трон, а пост регента при своей тетке – царице Суйко. В этой роли Сётоку пробыл 30 лет, проявив себя выдающимся государственным деятелем. В поисках средств укрепления центральной власти он обратил свой взор к Китаю.

Принц увидел их в сложившейся там централизованной бюрократической системе и стремился перенести ее на японскую почву. Идея новой государственной организации свое первое выражение получила в Японии в виде “Закона из 17 статей” (604 год), авторство которого приписывают Сётоку-Тайси.

Этот закон пронизан конфуцианскими и буддийскими идеями; текст его включает термины из древнекитайской философии и исторической литературы. Прекрасный стиль древнекитайского языка, широкая для своего времени эрудиция автора, сильно выраженная идея абсолютной монархической власти вызывают сомнение в авторстве Сётоку.

Но существует и иная точка зрения, допускающая, что текст, написанный Сётоку, был утерян, а известный ныне текст написан на основе сохранившихся фрагментов и легенд.

Вот некоторые выдержки из него в переводе известного советского востоковеда академика Н. И. Конрада.

“Важнейшее в управлении народом – общественные нормы. Если наверху таких норм нет, внизу нет порядка. Если внизу нет порядка, неизбежно рождается преступность”.

“Тщательно разбирайся в заслугах и в проступках. Награды и наказания обязательно должны соответствовать делу. А в последнее время награды даются не по заслугам, наказания – не по провинностям”.

“Большие дела сам не решай! Обязательно советуйся с народом”.

Кто бы ни составлял эту своего рода декларацию принципов государственного управления, он хорошо был знаком с основными направлениями китайской общественной мысли. Нормы конфуцианства наглядно прослеживаются в совете не отрывать людей на другие дела, когда они заняты работой на полях, иначе “что мы будем есть?”

С именем Сётоку связывают и “Табель 12 рангов”. Он был введен в 603 году, чтобы упорядочить чиновничий аппарат. Лицам, которым присваивалось то или иное звание, предписывалось носить специальной головной убор, сшитый из материи разных цветов. Сами звания заключали в себе значения конфуцианских добродетелей.

В 607 году Сётоку-Тайси направил послание китайскому императору, открыв тем эру официальных сношений с Китаем.

Это первое официальное обращение к китайскому двору, где соседнее государство называло себя китайским словом “Жибэнь” – по-японски оно звучало как “Ниппон” или “Нихон”, то есть страна “Солнечного Восхода”.

В 608 году в Китай была послана группа молодых людей для получения там образования, в нее входили и ученые-монахи. С тех пор посольства направлялись регулярно до конца IX века, к ним присоединялись многочисленные группы людей, стремящихся изучать науки и искусства.

Сётоку стал ревностным почитателем буддизма не на словах, а на деле и зачинателем целого периода в истории духовной жизни японцев.

Он написал комментарии к трем буддийским сутрам, его стараниями начато сооружение буддийских храмов, к концу его жизни их было построено 46. До нашего времени дошла шелковая завеса с вышитой картиной “Небесное царство”.

Предание утверждает, что вышивка – дело искусных рук супруги принца, а слова принадлежат ему. Вот эти слова: “Наш мир – обман. Только Будда – истина”.

В 607 году Сётоку удалился в селение Икаруга. Здесь родилась его любимая наложница – дорогое его сердцу место. Молва утверждала, что укрылся он там, устав от интриг и решив в тиши серьезно заняться изучением буддизма. Поселившись в селении Икаруга, принц повелел построить храм, которому было суждено войти в сокровищницу мирового зодчества. Это знаменитый монастырь Хорюдзи.

В 670 году пожар уничтожил постройку, но ее восстановили. Монастырь горел еще не раз, но возрождался из пепла. При каждом восстановлении в нем кое-что изменялось.

Специалисты считают, что главное здание – золотой храм, его пятиярусная пагода, центральные ворота, галерея, деревянные колонны, балюстрада с узором буддийской свастики сохраняют стиль периода Асука – времени жизни и деятельности Сётоку-Тайси.

***

Буддизм – одна из трех мировых религий. В центре ее – учение о “четырех благородных истинах”: страдание, его причина, освобождение и путь к нему.

В буддизме нет противопоставления духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего существа. Будда – нe только имя, данное основателю этой религии, легендарному принцу Гаутаме (VII-VI века до н.э.

), но и название существа, достигшего состояния высшего совершенства (“просветления”).

Сутры – в древнеиндийской литературе так называются краткие высказывания и своды таких высказываний. В сутрах излагались разные области знания и религиозные учения.

Синтоизм – религия, распространенная в Японии. В ее основе – культ божеств природы и предков. Высшее божество – Аматэрасу.

Конфуцианство – этико-политическое учение в Китае, основы которого заложены Конфуцием (VI-V века до н.э.). Оно объявило власть правителя священной, а разделение людей на высших и низших (“благородных мужей” и “мелких людишек”) – всеобщим законом справедливости.

См. в номере на ту же тему

Е. ЭТИНГОФ – Живая история.

Источник: https://www.nkj.ru/archive/articles/6376/

Буддизм в Японии – История религий Библиотека русских учебников

С VI в, рядом со становлением синтоизма, происходит процесс восприятия влияния конфуцианства в религиозной форме и буддизма. Еще до. Этого, в V в, было воспринято китайскую письменность, усилился китайски й культурное влияние. Конфуцианцы и буддийские идеи упали на восприимчив почву, они были нужны государству, шла путем объединения земель.

Читайте также:  Тибетские ламы – кто эти люди в буддизме и какие они бывают?

Клановая борьба, сопровождала это объединение, тем ускл аднювала пути религиозного развития, но тенденция религиозного синкретизма постоянно пробивала себе путь. Синтоизм, конфуцианство и буддизм – все признавалось государством, властью, и государственная власть при потребности би корректировала отношения между ними. Распространялись в.

Японии и даосские идеи, но без особого успеха успіху.

Поскольку конфуцианство не имело специальной церковной организации, оно не смогло оказаться в. Японии иначе, как просто идейным влиянием без”особых последствий. Даосизм был слишком китайским, чтобы найти ты себе почву для развития в японском обществльстві.

А вот буддизм с его опытом активного прозелитства, с гибкими организационными принципами упорно искал в. Японии еще одной родины

Своеобразие феодального развития. Японии проявлялась в борьбе отдельных кланов за власть. Она длилась века

В конце VI в к власти пришел клан Coгa, который уже признал буддизм и использовал его для победы над другими феодальными группировками. С начала VTI в началась победная поступь буддизма по всей стран нїні.

Клан Coгa в 545 р потерял власть, это был известный переворот. Тайна (30, 64) (35,11), власть поделили кланы. Сумерачи и. Накатоми. Первые получили формальную власть, все”императорские прерогативы”Накатоми, в в лице своего главы.

Каматари, получают роль фактического правителя (33, 11). Буддизм при этом усилил свое влияние, храмы и монастыри укрепляют свое экономическое могущество и становятся центрами политических интро г. По указу императора.

Синму 741 г в каждой провинции были построены буддийские храмы. Императрица. Сетоку в 765 г поставила буддизм на один уровень с религией синто.

Буддийские монастыри получали щедростью и пожертвования, становились крупными землевладельцами, претендовали даже на власть, имели свои вооруженные силы и защищали свои привилегии и собственность с оружием в рукаь зі зброєю в руках.

Такой успех буддизма объясняется очень просто: как отмечает. МЙ. Конрад, буддийская церковная иерархия предоставляла.

Японии готовую модель феодального общества, буддийские храмы и монастыри могли быть и стали и опорными пунктами централизованной системы управления. Так и произошло в.

Японии церковное и административное районирование совпадало, управлению провинции (коку-фу) отвечал провинциальный монастырь (коку-. Бундз) (ЗО, 67 67).

Ко времени миграции в. Японию буддизм в. Китае уже раздробился на несколько крупных и большое количество мелких сект

Распространение буддизма в. Японии связано с деятельностью двух крупных буддийских школ -. Тэндай и. Сингон

Школа. Тэндай -“Опора неба”еще в. Китае при своем создании ставила задачу объединить все существующие буддийские направления, ее деятели активно синтезировали учение старых и новых школ на; основе сутры.

Лотоса которая утверждала, что любой человек, любого социального положения, уровня образования и т.д. может получить озарение, нирвану и подняться на уровень. Будды. Безусловно, это не так просто.

Надо человеку перейти через 10 ф аз веры, 10 – знания, 20 – религиозной практики, 10 – познание истины, а две последние дадут желаемое озарениежане осяяння.

Религиозный культ, практикующий. Тэндай, очень сложный. Ведь. Тэндай кланяется всем богам буддизма, а их немало. Жрецы секты создают себе особое положение и высокий авторитет. Школу. Тэндай в. Японии начал.

Сайте (767 – 822), известный впоследствии как святой. Денге. Дайси. Он добивался создания единой государственной церкви в. Японии, включая и синто, которая должна была стать основой императорской власти. Такая п олитична тенденция обеспечивала школе.

Тэндай должное общественное признаниенання.

В 788 ??г на горе. Хией вблизи. Киото было построено главный монастырь школы. Гненсай -. Энрякудзи (35, 19). Эта школа и в наше время влиятельная в. Японии, она более 4300 храмов, более 4 млн верую каяих.

Школу. Кингон -“Истинные слова”начал буддийский монах. Кукай (774 – 835), (34, 159, 168), также получивший посмертный статус святого с именем. Кобо. Дайси. Эта школа пришла в. Японию непосредственно из. Индии, а потом уже из. Японии попала в. Китай,. Тибет и на. Яву. Это поздний индийский буддизм, уступивший индуизм и уже испытал наслоения открытого мистицизмо містицизму.

Сингон считает, что существует два учения. Будды:. Кенга – обычное, для всех верующих и всем известно, и. Мике – только для посвященных, оно существует только в форме устной традиции

Учение. Мике прежде исповедует широкий пантеизм – вся. Вселенная, что является телом будды. Вайрочаны. В нем есть шесть элементов: земля, вода, огонь, воздух, эфир и сознание, они и составляют. Вселенную. У св ветви есть три тайны: мысли, слова и действия людей и здесь повсюду присутствует.

Вайрочана. Человек может почувствовать это присутствие через мистические обряды, тогда она приобретает озарение. Обрядов три: химмицу – составление свай цев в символические фигуры, гомицу – утверждение мистических формул, гомицу – глубокое созерцание и забвение.

Эти обряды лучше всего осуществлять перед рисунком мандалы – графическим изображением. Вселенной в различных ст адиях его существования с различными элементами, которые символизируются различными буддами и бодисотвамы.

Безусловно, мандалы не охватывают весь пантеон эпигонских богов, но выбор для поклонения и просьбохань є.

просьбы к богам в школе Cингoн уделено должное внимание на каждое желание, просьбы свое божество и свои нормы обращения к нему. Поэтому верующий может позаботиться не только о будущем достижение нирваны, а но и о свои земные дела. Религия вступает полезного практическое значение – гендез. РИЯКО, что сыграло положительную роль в распространении буддизмзму.

Школа. Сингон дожила в. Японии до наших дней. Ей принадлежит 12 тыс. храмов, в нее 11 млн последователей

Между школами. Тэндай и. Сингон никогда не было враждебных отношений. Они также охотно шли на сближение с синто. И главное – они активно поддерживали феодальные порядки

Школа. Сингон построила в начале IX в монастырь на горе. Койяте (Койясан), который играл значительную не только религиозную, но и политическую роль. Как и монастырь школы. Тэнди -. Енря-Кудзу,. Койяте имел вооруженные отряд ни монахов из нескольких тысяч человек, которые принимали участие в настоящих военных схваткаах.

В конце XII в феодальная борьба в. Японии усиливается. Власть императора имеет формальное значение. Фактически власть находилась в руках представителя клана феодалов, который захватил власть и получил звание сегуна – полководца. Сегун опирался на своих вассалов, а те – на мелкое военное дворянство – самураев. Постепенно укрепляется крупная феодальная земельная собственность.

Буддизм еще с IX-XI вв в феодальной. Японии ста является государственной религией, его исповедует вся феодальная верхушка, но он нос не становится общенародной религией. Эта задача решил амидаизма – буддийское учение, проповедовало возрождения в другой жизни в”чистой земли”- в раю, где правит будда. Амитаба (Амида). Попасть в рай к. Амитаба очень просто, надо только истово верить в.

Буддевно вірити в. Будду.

Проповедовали новое учение две школы: дзедо сю – школа чистой земли, которую возглавлял. Хонэн (1132-1212) и дзедо син сю – школа истинно чистой земли проповедника. Синрану (1173-1262)

Обе школы предоставляли приоритет веры перед религиозным культом, ни в коем случае не отрицая последнего. Спасение человеку может принести и принесет только вера. Для этого не нужны никакие хитроумные учения, никакие знания спасется последний дурак, только он искренне верил – так любил повторять. Хонэнену.

Культовый обряд, который ввел. Хонэн, был довольно простым. Следовало раз за разом повторять призыв:”Наму. Амида. Буцу!”. Будды и поощрить его к акту спасения. Стойкие. Последователи. Хонэн повторяли магическую формулу 70 тысяч раз в сутки, используя для счета четкитовуючи для лічби чотки.

Помогают делу и кудоку – благотворительные поступки, что, безусловно, нравятся. Будде. К ним принадлежало переписывания буддийских сутр, которые затем раздавались другим. Это был действенный способ распространения буддийской литературы.

Кудоку считалось и мастерской миниатюрных пятиэтажных буддийских храмов-пагод. Эти модели часто бывали настоящим произведением искусства и украшали храмы. Таким же священным даром храма является и скульптурные изображения будд. Они часто тоже имели высокохудожественное значение.

Но чаще были продуктом массового тиражирования, обычного ремесленничества. Итак, путь завоевания симпатий божества был не такой у же и тяжелый. Это привлекало к буддизму простых людей.

Упростив к минимуму обряд, проповедники амидоизму учили, что”чистой земли”может достичь каждый, независимо от общественного положения, ибо перед. Бу ддою все уровни. Именно это и сделало буддизм в. Японии массовымидизм у. Японії масовим.

Еще одна попытка упрощения и приспособления буддизма к японским условиям сделал проповедник. Нитирэн (1222 – 1282). Будда, за. Нитирэн, имеет космический характер, он растворен во. Вселенной в чем-либо, что есть в нем. Вот поэтому и в каждом человеке есть.

Будда. И чтобы обратиться к. Будде, далеко ходить не надо, надо обратиться к людям, к себе. Такая постановка вопроса делала учения. Нитирэн более демократичным. Вместе с тем. Нитирэн упростил вероучение и культ буддизма, чтобы сделать их более понятнымілими.

Нитирэн считал, что большое количество течений и школ в буддизме снижает его действенность. Он решительно осуждал амидаистську формулу”Наму. Амида. Буцу”и считал, что каждый, кто так скажет, непременно попадет в п ад. Единственная спасительная формула – это”Наму ме хо. Ренге ке!” в буддизмикам домогтися єдності в буддизмі.

Источник: http://uchebnikirus.com/religiovedenie/istoriya_religiy_-_lubskiy_vi/buddizm_yaponiyi.htm