Описание религии сикхизм, кто такие сикхи

Индия славится большим количеством народов, каждый из которых очень часто исповедует собственную религию, например, сикхизм, индуизм, джайнизм, буддизм и многие другие течения.

Разношерстный этнический состав данной страны является крайне благодатной почвой для развития подобного политеизма.

Религиозное течение, о котором пойдет речь в статье, насчитывает по всему миру около 22 миллионов последователей, их большая часть обитает в индийских областях Харьяна и Пенджаб. Эта статья призвана подробно раскрыть тему такой религии, как сикхизм, её ритуалов, философии и истории.

История возникновения

Данная религия сформировалась как самостоятельное течение к началу XVI века в регионах Индии, размещенных ближе к северо-западной её границе.

Сикхизм относится к дхармическим религиям, считается, что он возник в результате взаимовлияния ислама и индуизма.

Людей, которые впоследствии стали исповедовать сикхизм, в первом не устраивало его повсеместное внедрение господствующей на тот момент в Индии династии Великих Моголов, а во втором — повсеместное разделение людей на касты.

Основателем сикхизма считают первого гуру Нанака, который родился в 1469 году в городе Райбхол-ди-Тальванди.

Считается, что он был великим путешественником и много времени проводил в походах, проповедуя свои идеологические принципы.

После 25 лет подобных путешествий он принял решение организовать общину для последователей своих идей в Картапуре в Пенджабе (индийский район), вокруг которой впоследствии и сформировалась данная религия.

Титул гуру сикхов передавался по наследству до 1708 года, когда 10 по счету лидер, Гобинд Сингх, отменил подобное право и вручил всю власть в руки общины. Впоследствии всю территорию, на которой проживали сикхи, поделили на 12 мисалей (военных объединений). А уже к 1767 году они сформировали на их основе собственное государство, где во главе каждого мисаля стоял свой вождь.

Сикхи вели затяжные военные действия против монголов и афганцев. В 1820 году власть над всеми мисалями сумел захватить Ранджит Сингх. А к началу 1850-х годов молодое государство проиграло войну против англичан, пришедших с экпансионными намерениями в Индию.

Основные постулаты

Главным положением сикхизма является вера в творца, не имеющего ни какого-то конкретного имени, ни внешности, ни конкретной формы, и рассматривающегося двояко, в качестве Ниргуна (абсолютного Бога) и Саргуна (личного божества внутри каждого человека). Сикхи считают, что только Богу ведома истинная причина и стремление всего им сотворенного; всё, что надлежит знать об этом человеческому существу, это то, что сотворенное преисполнено только благими побуждениями и любовью.

До того как произошёл процесс сотворения всего сущего, Бог, по их мнению, существовал в качестве Абсолюта. А в процессе творения решил выразить себя, начав с общих понятий, в результате чего сформировалась природа, в каждом из явлений и объектов которой он присутствует в одинаковой пропорции. Бог, согласно их религии, олицетворяет все разумное, вечное, доброе и высокоморальное.

Каждое человеческое существо, по их представлениям, уже существовало ранее. То, в каких условиях оно провело свои предыдущие жизни, в большой степени влияет на его теперешнюю ипостась.

Но, помимо этого, у каждого человека есть воля, с помощью которой он может управлять своими личностными качествами.

Путем «расширения» собственного сознания каждый человек должен научиться воспринимать себя как часть других и наоборот.

Женщина в сикхском обществе

Женщина, по признанию сикхов, является тождественной мужчине в духовно-интеллектуальном отношении.

Гуру сикхов хорошо осознавали скрепляющую позицию, которую отыгрывали женщины в обществе, и проводили серьезную работу, направленную на их эмансипацию.

Согласно писаниям этой религии только тандем мужчины и женщины делает социум идеально сбалансированным, и они не могут рассматриваться в качестве угрозы друг для друга.

Гуру Амардас разрешил девушкам на подконтрольной ему территории прекратить носить парду (вуаль), если они того сами не желают, а также категорически запретил высказывания о женщинах как о детородных машинах. Он утверждал, что женщина интеллектуально равна мужчине и обладает достаточным уровнем чувственности и понимания духовных дел.

В сообществах сикхов женщинам и девушкам надлежит заниматься любой работой, которую они считают достойной себя, которая является физически для них выполнимой, и которая будет приносить существенную пользу обществу. Современных женщин-сикхов можно найти абсолютно на любой должности, начиная от повара и заканчивая лидирующими позициями в той или иной общине.

Форма поклонения Богу в сикхизме

Изначально сикхами считалось, что различные ритуалы, обряды и иное идолопоклонничество совершенно бесполезны и последователям данной религии они не рекомендованы. Однако впоследствии многие ритуалы начали возникать в ходе её институционализации.

Согласно постулатам данной религии, никто кроме Бога не достоин поклонения и служения ему.<\p>

Поклоняться Богу надлежит посредством пения молитв, а также медитацией Именем Его. Всего в день необходимо совершать два обряда поклонения: утренний и вечерний, каждый из которых занимает около 2 часов.

Молитвы не обладают выраженной строгостью форм, позволяется возносить их в импровизационной манере.

Важно! В ходе совместных молитв и медитаций надлежит повторять все слова за сикхом, проводящим богослужение.

Ритуалы и обряды сикхов

Каждый их новообращенных сикхов должен пройти через обряд инициации, который носит название пахул или амршпа-саискар. Перед совершением ритуала принимающему религию проводят омовение и облачают его в новые одежды. Вступить в ряды сикхов может всякий человек вне зависимости от национальности, предыдущего вероисповедания и происхождения.

Каждому ребенку, который родился внутри общины, дается одно и то же отчество в зависимости от пола: для девочек — Каур, а для мальчиков — Сингх. Все последователи данной религии по достижении определенного возраста обязаны создать семью. Церемония создания семьи называется anand kāraj.

Согласно обрядам, развод является недопустимым ни для мужа, ни для жены. Детские браки запрещены.<\p>

Существуют также особые ритуалы, проводимые по случаю присвоения имени, а также смерти и кремации. После сожжения тела и проведения соответствующих церемоний, пепел умершего надлежит высыпать в какой либо водоем.

Умершим, которые исповедовали данную религию, не принято возводить памятники.

Несмотря на то, что люди, исповедующие сикхизм, не придают слишком глубокого значения различным обрядам и ритуалам, они полагают эти действия достаточно важными для совместного изучения писаний и традиций, взаимной помощи в осознании себя части сообщества и сплочения людей.

Правило пяти «К»

Согласно установленным нынче положениям, каждый исповедующий сикхизм должен иметь при себе пять предметов, являющихся символом их согласия с главными постулатами религии и помогающими отождествить себя со своим ближним. Эти пять предметов включают:

  • kesh — неостриженные волосы, которые надлежит прятать под специальный тюрбан;
  • kangsha — гребень из дерева, предназначенный для поддерживания волос;
  • kara — браслет из металла;
  • kaccha — нижнее белье, спускающееся до колен;
  • kirpan — кинжал либо короткий меч, обычно спрятанный в складках одежды либо под неё.

Эти атрибуты по первым буквам их названий именуют «5 К». Меч при этом, по мнению гуру сикхов, носит скорее воспитательную и декоративную функцию и не должен применяться для угроз, насилия или диктования своей воли. Сикхи, зная, что у их собратьев при себе всегда есть оружие, с уважением относятся друг к другу и всегда могут рассчитывать на поддержку товарища в случае какого-либо конфликта.Важно! При встрече с сикхом помните о том, что у него с собой всегда есть оружие, поэтому угрожать ему или вступать с ним в конфликт будет не самым разумным поступком с вашей стороны.

Представления о загробной жизни

Согласно основным постулатам данной религии, все попытки содержать себя в строгости при жизни, аскеза, держание постов, различные обеты и совершение благих деяний с целью попасть после смерти в рай — это все лишь попытки одних смертных манипулировать другими. Они отрицают все классические представления о структуре чистилища и рая.

Исходя из их трактовок, человек после своей смерти сливается со всем сущим, и в том числе с Богом, становясь его неотъемлемой частичкой для того, чтобы впоследствии воплотится вновь в новом теле и в новое время.

Итак, надеемся, что данная статья помогла вам найти ответы на возникшие у вас вопросы относительно сикхизма. Уважительное отношение представителей данной религии к своим собратьям и представителям других религиозных воззрений просто потрясает.

Если стараться наследовать их в этом аспекте, тогда мир, возможно, станет чуточку лучше и светлее.

Источник: https://lifegid.com/bok/1898-religiya-sikhov-osnovnye-svedeniya.html

Сикхи

Из-за чего религиозным символом может быть нижнее белье и почему сикхи совершают ритуальные убийства — на эти и многие другие вопросы ответ есть, и он проще, чем кажется.

Сложно представить на улицах Москвы человека в тюрбане, с огромной бородой и кинжалом. Тем не менее, сикхи, приверженцы сикхизма, живут где-то далеко своей жизнью и не ведают, что они — настоящий антиквариат в современном мире стекла и железа.

На северо-западе Индии на границе с Пакистаном есть одно удивительное место. Государство в государстве, штат Пенджаб, был разделен между двумя странами — Индией и Пакистаном в 1947 году по умыслу вероломных британцев, разделявших все, что только попадалось им на глаза.

На самом же деле ранее территория современных Индии, Пакистана и Бангладеш была единой — все это составляло вместе Индию.

И когда после окончания Второй мировой войны иметь колонии стало как-то совсем неприлично, Великобритания услышала воззвания двух лидеров Индийской борьбы за независимость — миролюбивого Махатмы Ганди (его истинное имя, кстати говоря, Мохандас, а Махатма значит «большая душа») и немногим более чем воинственного Джавахарлала Неру.

Дать волю такой огромной территории, какую Индия составляла на тот момент, было бы неразумно — Великобритания никоим образом не смогла бы сохранить тот баланс сил в Азии, который ей удалось установить за все годы большой игры. И, как все гениальное, простое решение пришло в аристократические головы.

Необходимым условием независимости Индии стало разделение территории на два государства: преимущественно индуистскую Индию и мусульманский Пакистан, восточный и западный — то, что позднее стало просто Пакистаном и Бангладеш. Так что все было еще интереснее — одна страна была разделена тысячей вражеских километров.

В результате такого распределения территории некоторые изначально однородные в плане населения, вероисповедания и власти земли были разделены между двумя враждующими государствами, например Пенджаб. Половина его находится в Индии, половина в Пакистане, бывшая столица и религиозный центр Амритсар — в 30 км от границы.

Помня все индо-пакистанские конфликты, совершенно очевидным становится то, почему в дальнейшем Амритсар перестал быть столицей индийского штата Пенджаб, а из Франции в срочном порядке командировали эксцентричного Ле Корбюзье и он спроектировал свой второй город — горизонтальный Чандигарх, невообразимое чудо модернизма посреди сельских пейзажей Индии.

И вот в эти неспокойные земли занесло меня во время первого путешествия по Индии. Я поселилась в небольшом провинциальном городке Джаландхаре с населением в 1,5 млн человек. 20 иностранцев на город объясняли то внимание, которое нам уделяли местные жители.

«Если хочешь попросить у кого-то помощи, проси ее у сикха!» — такой совет дал мне один из моих индийских друзей, индуистов по происхождению.

Действительно, немного пугающие своей суровостью сикхи — это те, кто с наибольшей вероятностью поможет в трудной ситуации, в которую может попасть молодая одинокая иностранка в Индии, а не попытается каким-то образом использовать эту ситуацию для своей выгоды. Конечно, все относительно.

«Саб куч милега», — говорят в Индии, что значит: «Возможно все». И правда, здесь все возможно, причем в обе стороны эмоционального спектра — от крайнего позитива до Марианской впадины негатива.

Кто такой сикх?

Сикх — это землевладелец. В 1469 году в семье государственного чиновника и кшатриев, касты воинов, родился мальчик, которого назвали Нанак. Однажды Нанак ушел купаться и пропал.

Все считали его погибшим, но он вернулся домой через три дня, повторяя одну и ту же фразу: «Там нет индуистов, там нет мусульман».

Так зародилось новое учение, в котором у бога нет временных и пространственных границ, нет размера, имени и прочих характеристик, укладывающихся в наше мировосприятие. Нет рая и ада, и после смерти человек растворяется там же, откуда он пришел.

Зародившись в среде вечно враждующих индуистов и мусульман, сикхизм отличается небывалой веротерпимостью и принимает все религии мира, заявляя, что во всех религиях говорится об одном и том же. Из-за этого в Золотом храме, главной святыне сикхизма, есть четыре двери по направлению четырех сторон света для того, чтобы люди всех религий могли зайти в него и помолиться.

Есть три основных столпа сикхизма, название которого происходит от пенджабского слова «сикх», то есть «последователь».

Читайте также:  Новый год в буддизме – необычные традиции и обряды

В сикхизме не признаются другие ритуалы, кроме медитации и пения мантр. Члены монашеского ордена Кхальса — единственные, на кого не распространяется требование заводить семью, — как правило, встают в «час амброзии», четыре утра, для того чтобы начать свой день с медитации.

Сикхизм — это религия домохозяина. Выбирая срединный путь, сикх обязан содержать свою семью, вести хозяйство. Считается, что зарабатывание на жизнь своим трудом угодно богу.

Благотворительность и разделение своего имущества с сикхской общиной — последний столп. В любом сикхском храме, гурудваре, можно бесплатно поесть и переночевать. Благотворительность возведена в ранг абсолютной добродетели.

Первое посещение Золотого храма в Амритсаре ни для кого не проходит бесследно. И впечатляет далеко не архитектура, не облицованный золотом храм, не причудливо одетые люди или карпы размером с маленького крокодила, плавающие в озере. Впечатляет отношение сикхов к своей религии.

Каждый сикх хотя бы раз в жизни обязательно моет пол в Золотом храме — это считается одним из видов религиозного поклонения. Чистота во всем — одна из самых значимых добродетелей. Недаром среди прочего религиозным символом считается кушера, что является не короткими штанами, а на самом деле простым нижним бельем, ношение которого не принято у индуистов.

Сикх — это воин. Все сикхи носят одну и ту же фамилию: мужчины — Сингх, а женщины — Каур, что означает «лев» и «львица». Окружение, в котором зародилась религия, вечное противостояние мусульман и индуистов, привело к тому, что сикхи увидели необходимость защищать ту истину, которая досталась им в наследство от гуру.

И дело не только в простом противоречии свой — чужой, но и в идеалах, которые рьяно защищают сикхи. Так как сикхи не верят в существование рая и ада и считают, что бог непознаваем простыми смертными, любое толкование людьми подобных материй, например жизни после смерти, считается исключительно попыткой нажиться на братьях по вере.

Подобные толкования — попытка манипулировать людьми, играя на их страхе перед смертью, и это осуждается.

Как у настоящего воина, у настоящего сикха всегда при себе есть оружие — кинжал. Это оружие — чисто символическое и может быть спрятано в тюрбане. Второй вид оружия, который всегда при себе, — это железный браслет. Раньше у браслета были острые, как лезвия, края, и им можно было пользоваться в ближнем бою, рассекая горло противника.

Сикхи не боятся смерти, ведь все в жизни — по воле бога, и, умирая, человек вновь растворяется в божественной любви. Умереть, защищая истину, считается достойным. Именно поэтому вплоть до недавнего времени существовал весьма странный обычай.

В мирное время, когда не было войн и мужчины доживали до преклонного возраста, раз в год молодые и старые сикхи собирались в назначенном месте, где в импровизированном бою старые умирали от руки молодых — для старого сикха смерть в бою была почетной, а для молодого почетным было боевое крещение.

Будучи воинами, сикхи всегда составляли элиту индийской армии, что в свое время не учла Индира Ганди. Пытаясь подавить сикхский сепаратизм, она ввела в их святая святых, Золотой храм, военный контингент. Это было расценено как небывалое по дерзости оскорбление. Неудивительно, что ее вскоре убили ее собственные телохранители, которые, конечно же, были сикхами.

Сикхи — вегетарианцы и строго порицают курение. До того строго, что курить запрещено в радиусе 1 км от Золотого храма. Они никогда не стригут волосы, говоря, что это излишнее внимание к внешности, а женщины не пользуются косметикой.

Остальные индийцы подшучивают над ними из-за их тюрбана, считая сикхов немного «медленными», ну а самым большим оскорблением для сикха является осквернение тюрбана.

Если вы хотите завершить свою жизнь каким-нибудь особенным способом, просто подойдите к сикху и сбейте тюрбан с его головы. Нет ничего более страшного, чем это.

Сикхи — одни из самых богатых людей в Индии. У них, как правило, есть свои поля, на которых работают многочисленные слуги, а их дети толпами отправляются учиться в Канаду, Англию, США. Но даже на улицах Лондона, разъезжая на «Феррари», сикх будет гордо носить свой тюрбан.

Что заставляет молодых людей, даже уезжая из своего родного окружения и попадая на самые современные проспекты, продолжать растить бороду, носить тюрбан и всячески отличаться от сверстников? Наверное, это можно понять только посетив хотя бы раз Золотой храм, послушав мантры, пообедав в бесплатной столовой, где простые люди готовят, простые люди разносят еду и такие же простые люди ее едят; где таким естественным является «давать» что-то и таким смиренным становится «просить».

Страница Марии Вдовкиной во «» — vk.com/myasiatour.

Источник: https://www.moya-planeta.ru/travel/view/sikhi_5907/

Сикхи: на службе империи и республики

Одной из самых известных религиозно-этнических групп Индостана являются сикхи, знаменитые своей воинской доблестью.

Первые сикхские части были сформированы в Бенгальской армии Британской Ост-Индской компании 170 лет назад.

С того времени представители немногочисленного (по индийским меркам) народа составляют заметную часть вооружённых сил многонациональной Индии и, в особенности, её офицерского корпуса.

Истоки

Сикхизм как религия возник в начале XVI века в Пенджабе.

Позаимствовав отдельные положения индуизма и мусульманского суфизма, основатель новой религии гуру Нанак создал строгое монотеистическое течение, последователи которого поклонялись Единому Богу, всемогущему и всепроникающему Творцу.

Новая религия, провозглашавшая равенство всех людей перед богом, независимо от касты и социального положения, отрицавшая сложную обрядность, обрела множество последователей среди городских и сельских жителей Пенджаба.

Гуру Гобинд Сингх

Окончательно учение оформилось при десятом (и последнем) гуру Гобинд Сингхе на рубеже XVII и XVIII веков. Именно он вменил каждому сикху в обязанность всегда носить оружие и быть готовым вступить в бой. От десятого гуру и пошла традиция, согласно которой каждый мужчина-сикх обязан в своей жизни стремиться стать святым-воином, дабы защитить угнетённых.

В остром противостоянии с империей Великих Моголов в Пенджабе сложилось милитаризированное государство сикхов. Оно просуществовало до 1849 года, когда после двух кровопролитных войн англичанам удалось покорить Пенджаб.

На службе Британской Империи

Ещё до окончания войны в 1846 году в составе Бенгальской армии Ост-Индской компании были сформированы два пехотных полка сикхов – Лудхианский и Ферозпурский. Вслед за ними последовало создание ряда других сикхских частей.

Во время Индийского национального восстания 1857 года сикхи сохранили верность британцам и приняли активное участие в усмирении взбунтовавшихся сипаев.

Это обеспечило им расположение колониальных властей, вплоть до того, что именно сикхи первыми из солдат Британской империи получили право носить свои традиционные головные уборы – красные тюрбаны. Даже шотландцам разрешили носить балморалы и гленгарри гораздо позже.

Сикхи 15-го полка с британскими офицерами, 1885 год

В дальнейшем сикхи активно участвовали во всех войнах Британской Индии, привлекались к колониальным экспедициям в Африку и Китай. Они традиционно несли службу на беспокойной северо-западной границе, где и произошёл знаменитый бой за Сарагарх, когда в сентябре 1897 года 21 сикх из Лудхианского полка отбил атаку 10 тысяч пуштунов.

Сикхи 35-го полка в Судане, 1896 год

Теория «воинских рас», сформулированная в окончательном виде генерал-лейтенантом Фридриком Робертсом, командовавшим Индийской армией в 1885–1893 годах, провозглашала, что в большинстве своём индийцы слишком миролюбивы и не могут быть хорошими воинами. Исключение делалось для отдельных групп населения, которые якобы самим происхождением предрасположены к военному делу.

Четырьмя лучшими воинскими расами Индостана считались гуркхи, гархвалы, кумаоны и догры. Сикхов англичане ставили на ступеньку ниже. Вот только сикхов в Индостане жило гораздо больше, чем горцев, поэтому к 1913 году из 161 тысячи военнослужащих Индийской армии сикхами являлись 35 тысяч, или 22%.

«Сикхи – очень стойкие, очень храбрые и выполнят приказ любой ценой», – так описывал своих подчинённых последний главнокомандующий британской Индийской армией фельдмаршал Клод Окинлек, начинавший воинскую службу в 62-м Пенджабском полку.

Британцы характеризовали сикхов как храбрых и надёжных солдат, особо отмечая их великолепные качества в стрессовых ситуациях, но считали, что им не хватает инициативности.

Также сикхов отличала неуёмная жажда деятельности – поэтому британские наставления рекомендовали офицерам всегда их чем-то занимать. Хотя бы спортом.

Сикхи в мировых войнах

К началу Первой мировой войны в составе Индийской армии имелось 10 сикхских полков, набираемых из основной массы сикхов, выходцев из крестьян-джатов, и три полка сикхских пионеров, формируемых из низкокастовых ткачей и далитов – рамдасия и мазхаби. Также сикхи вместе с пенджабскими мусульманами служили в 13 пенджабских полках.

В годы Первой мировой более 100 тысяч сикхов сражалось на Западном фронте, полуострове Галлиполи, Ближнем Востоке, в Месопотамии. Прозванные арабами «чёрными львами», они славились своим героизмом и готовностью к самопожертвованию.

Сикхи 15-го полка во Франции, 1915 год

Сикхский солдат Индар Сингх, павший на Сомме в 1916-м, писал домой:

Часть сикхов, попавших в плен на Западном фронте, немцы посчитали мусульманами и отправили их сражаться за Османскую империю. Оттуда те благополучно дезертировали, пробравшись через Персию на родину, чтобы снова сражаться за Британию.

Сикхские солдаты изучают захваченную немецкую САУ, 1945 год

Первым из сикхов Крестом Виктории, высшей военной наградой Британской империи, был награждён Ишвар Сингх из 28-го Пенджабского полка, отличившийся в 1921-м во время кампании в Вазиристане. Во время следующей мировой войны сикхи сражались в Малайе, Бирме, Северной Африке, Италии. Кресты Виктории получили ещё тринадцать отличившихся в боях Второй мировой сикхов.

Сикхский солдат СС приносит присягу фюреру, 1943 год

Более трёх тысяч сикхов, попавших в плен (прежде всего, к японцам при падении Сингапура), воевало и на стороне противников Британии – в составе созданной японцами Индийской национальной армии (капитан Мохан Сингх стал её первым командиром) и созданного немцами легиона СС «Свободная Индия».

Всего в двух мировых войнах пало 83 тысячи сикхов.

Сикх в составе экипажа британского бомбардировщика перед налётом на Германию, 1945 год

При разделе Британской Индии в 1947 году сикхи продолжили службу в индийской армии. Индии при разделе вооружённых сил отошли 2-й Пенджабский полк, 11-й Сикхский полк (ведущий историю от первых частей сикхов в 1846 году) и полк Сикхской лёгкой пехоты (наследник частей сикхских пионеров).

Сикхская лёгкая пехота на параде

Также в состав индийской армии вошли воинские части присоединённых к Индии сикхских вассальных княжеств – Патиалы, Джинда, Набха Акал. Они были включены в состав Пенджабского полка.

Пенджабский полк индийской армии на параде

В настоящее время Пенджабский и Сикхский полки насчитывают по 19 регулярных батальонов, а Сикхская лёгкая пехота – 16 батальонов.

Сикхский полк индийской армии на параде

15-й батальон Пенджабского полка, являющийся наследником 1-го батальона княжества Патиала, сформированного в 1705 году, является старейшим пехотным батальоном индийской армии. А 9-й батальон Сикхской лёгкой пехоты является единственной частью индийской армии, предназначенной для морских десантных операций.

Солдаты 9-го батальона Сикхской лёгкой пехоты на борту американского десантного корабля в ходе совместных учений, 2006 год

Из сикхов комплектуются 1-е батальоны Парашютного полка и гвардейской бригады, 4-й и 8-й батальоны Мотострелкового полка. Также сикхи составляют примерно половину состава кашмирских полков – Джамму-и-Кашмирских стрелков и Джамму-и-Кашмирской лёгкой пехоты.

Среди сикхов чрезвычайно популярна военная карьера. Традиционно они составляют большой процент среди офицеров. Известный генерал-сикх Джогиндер Джасвант Сингх вспоминал, что при поступлении в военную академию дедушка напутствовал его такими словами: «Волею Бога сын рядового стал полковником, значит, сын полковника должен стать генералом!»

Солдаты Сикхского полка – молитва перед боем, 1970-е годы

Сикхи, составляющие 1,87% населения Индии, дают 20% офицерского корпуса и около 15% рядового состава индийской армии.

Два сикха занимали высший пост индийской армии – начальника штаба сухопутных сил, ещё два сикха были начальниками штаба ВВС.

Фельдмаршалов-сикхов в индийской военной истории не было, но Арьян Сингх единственным в истории имеет аналогичное высшее звание маршала авиации ВВС.

Маршал авиации ВВС Арьян Сингх с президентом США Бараком Обамой, 2015 год

Славная боевая история сикхских частей на службе Индии началась в Кашмире. Переброска воздухом в Сринагар 1-го батальона Сикхского полка в октябре 1947-го обеспечила присоединение к Индии Кашмирской долины.

Читайте также:  Круг сансары – что это такое и как из него выйти?

Сикхские части активно участвовали и в последующих войнах независимой Индии.

Рота Альфа 23-го батальона Пенджабского полка защищала Лонгевалу («индийские Фермопилы») в Третьей индо-пакистанской войне 1971 года, а 8-й батальон Сикхского полка участвовал в самом знаменитом бою Каргильской войны 1999-го года – за Тигриный холм.

Сикхские солдаты в Кашмире во время индо-пакистанской войны 1965 года

Из 21 военного, награждённого высшей военной наградой Индии – Парамвир Чакрой – четверо являются сикхами.

Лэнс-наик Сикхского полка Карам Сингх был награждён в ходе Первой индо-пакистанской войны 1947–48 годов, субедар Сикхского полка Джогиндер Сингх – в ходе индо-китайской войны 1962 года (посмертно), флайинг-офицер ВВС Нирмалджит Сингх Сехон – в ходе Третьей индо-пакистанской войны 1971 года.

Наиб-субедар Джамму-и-Кашмирской лёгкой пехоты Бана Сингх получил Парамвир Чакру за штурм пакистанского поста на высоте 6500 метров в ходе конфликта на леднике Сиачен в 1987 году.

Солдаты Сикхского полка на совместных учениях с НОАК, 2012 год

Один из сикхских кавалеров Креста Виктории, джемадар Сикхского полка Нанд Сингх, павший в первых боях в Кашмире в 1947-м, был награждён 2-й по значимости воинской наградой независимой Индии – Махавир Чакрой.

Также сикхские части активно представляли Индию в ходе различных миротворческих операций ООН.

Сикхи-миротворцы в голубых тюрбанах в Конго, 2011 год

В истории службы сикхов Индии был и один критический момент.

Он связан с операцией «Голубая звезда» в 1984 году – штурмом святого для любого сикха Золотого храма в Амритсаре, где окопались вооружённые сепаратисты, выступавшие за создание независимого государства сикхов – Халистана. Эти события вызвали волнения в отдельных сикхских частях армии.

Дело дошло до мятежа в 9-м батальоне Сикхского полка (к слову, в составе Сикхского полка больше нет батальона под номером 9). После этого появились идеи по переводу сикхских полков на «многонациональный» принцип комплектования, но от них быстро отказались.

Снова на британской службе?

Помимо Индии, большие общины сикхов живут и за её границами, прежде всего в бывшей метрополии – Британии. В настоящее время около 160 сикхов служат в британской армии – преимущественно в гвардии и Шотландском полку. Командование армии пошло навстречу сикхам, разрешив носить тюрбаны вместо уставных медвежьих шапок и гленгарри.

Солдат-сикх в строю Шотландской гвардии, 2015 год

Периодически в обществе возникают разговоры о создании отдельной сикхской части в целях продолжения «славных традиций сикхских частей на службе Британии». В июле 2007-го британское Министерство обороны от создания Сикхского полка отказалось из-за опасений быть обвинённым в расизме.

Но в 2015 году разговоры о создании сикхской части возобновились – хотя бы в форме отдельной роты. Идею поддержали принц Уэльский Чарльз и ряд влиятельных политиков.

Бывший министр обороны (и внук Уинстона Черчилля) Николас Соамс призвал: «Настало время покончить с гнилой политкорректностью и ликвидировать досадный пробел в наших вооружённых силах, не дающий одним из самых доблестных и преданных наших солдат иметь собственный полк».

Лидеры полумиллионной сикхской общины Британии выражают уверенность, что если Сикхский полк будет создан, им без труда удастся обеспечить вербовку туда положенных семи сотен сикхов. Вопрос остаётся в стадии обсуждения.

Сикхские кадеты ВВС Канады, 2014 год

Служат сикхи и в армиях ряда других стран мира, где, бывает, из-за своих бород и тюрбанов испытывают проблемы.

Например, последние несколько лет Пентагон ведёт оживлённую переписку с сикхскими организациями и поддерживающими их отставными генералами по вопросу разрешения сикхам, желающим служить в армии США, носить традиционные тюрбаны и не стричь волосы и бороды.

Литература:

  • Фурсов К. А. Львы Пятиречья: сикхи — великие воины Азии. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011
  • Allen Charles. Plain Tales From The Raj: Images of British India in the 20th Century: Images of British India in the Twentieth Century – Abacus, 2000
  • Allen Charles. Soldier Sahibs: The Men Who Made the North-West Frontier – John Murray, 2012
  • Amandeep Singh Madra, Parmjit Singh. Warrior Saints: Three Centuries of the Sikh Military Tradition – I.B. Tauris & Co Ltd, 1999

Источник: https://warspot.ru/5774-sikhi-na-sluzhbe-imperii-i-respubliki

Сикхские обычаи и ритуалы

Особое место в сикхской культовой практике принадлежит общей, совместной сикхской молитве.

Сикхское моление может проводить любой сикх; эта традиция была заведена для того, чтобы не вызывать к жизни целый класс священников с их претензиями на власть.

Проводить его может даже женщина, потому что сикхизм провозглашает и проводит в жизнь равенство мужчины и женщины. Это может быть обычное чтение гимнов киртан или совместный молитвенный ритуал с элементами проповеди, который называется ардас.

Предрассветная совместная молитва в храме является одной из самых святых сикхских традиций. Общей молитвой в храме сикхи приветствуют наступление нового дня, благодарят Бога за спокойно проведенную ночь и испрашивают Его благословения на дневные дела. Такая утренняя молитва называется киртан (буквально: «прославление»).

Во время нее исполняются начальные страницы Книги Ади Грантх. Это Мул Мантра (буквально: «корневая мантра»), которая открывает Книгу. Собрание из 26 гимнов гуру Нанака Джапджи, расположенное вслед за «Мул Мантрой», содержит сикхский символ веры и исполняется каждый день. После этого распределяется карах прасад.

Обязательная для всех ежедневная храмовая молитва на этом завершается, и дальнейшее храмовое расписание зависит от многих обстоятельств. Обычно стараются, чтобы в храме было проведено за день пять полных молитвенных служб (число 5 в сикхизме священно). В течение дня в любом случае обязательно исполняются определенные части Ади Грантх.

Поэма Аса-ди Вар гуру Нанака, Ананд Сахиб, сочинение гуру Амар Даса, или Сукхмани, написанная гуру Арджуном, исполняются чаще всего. По окончании чтения этих молитв также распределяется карах прасад.

В течение дня, после обязательных молитв, почти всегда проводится ардас. Этот вид совместного моления сикхской общины, содержащий элементы проповеди, проводится во всех сколько-нибудь значимых случаях в жизни общины или отдельного ее представителя. Во многих случаях проведение ардаса по просьбе сикха или его семьи отмечает важные моменты и переходные точки жизненного пути человека.

Ардас совершается перед началом путешествия, перед всяким важным делом, перед вселением в новый дом. Ардас всегда проводится во время ритуалов жизненного цикла. Для участия в молении ардас сикхи собираются в храме или на дому у того, по чьей просьбе оно проводится.

Собравшихся должно быть не менее пяти человек, как это вообще принято в сикхизме, и обязательно действо проводится в присутствии Гуру Грантх.

Молитвенный ритуал ардас принят в хальсе со времен гуру Гобинд Сингха и имеет четкую структуру. Все присутствующие принимают активное участие в молитве, часто восклицая знаменитую сикхскую формулу: «Да пребудет хальса Великого Гуру, да пребудет слава Великого Гуру».

В первой части молитвы произносится несколько стихов из Книги, в которых упоминаются Бог и все десять гуру. Во второй части моления сикхи вспоминают свою героическую историю и говорят о том, как община прошла через испытания.

Они призывают помнить о прошлых испытаниях и победах Пантха, а также о святых мучениках сикхской религии, о «тех верных членах хальсы, кто был обезглавлен за веру, четвертован, скальпирован, колесован, распилен на куски; кто принес свои жизни в жертву, защищая святые гурдвары, никогда не отказываясь от своей веры; тех, кто был тверд в своей верности нестриженым волосам истинного сикха; передан им свою милость, о хальса, и призови Бога, говоря Вахигуру». В третьей части моления ардас упоминается повод, по которому оно проводится, и приводятся религиозные формулы и тексты, подходящие к случаю. Заканчивается моление пожеланиями благополучия всей хальсе. Его обычно исполняют в унисон все члены общины. После ардаса карах красил распределяется всем присутствующим.

Во время Бхог, завершающей, вечерней части ежедневного чтения, перед общиной сангат исполняются шлоки гуру Тегх Бахадура Мундавни и Раг Мала, то есть последние четыре страницы Книги. Затем Книга накрывается покрывалом румал. и на сегодня ее оставляют отдыхать.

Главная религиозная церемония в жизни сикха, это без сомнения, церемония посвящения в сикхскую общину, хальсу. Она называется амршпа-саискар или пахул. Посвящение в общину проводится в сикхском храме в присутствии всей общины или в сикхском ломе в присутствии родственников и друзей сразу для многих мальчиком и девочек.

достигших юношеского возраста и способных сознательно пойти на этот шаг. Обычно это молодые люди из сикхских семей. Провозглашенная сикхскими гуру возможность вступления в сикхскую общину для представителей любой веры и происхождения теоретически остается в полной силе, но практически теперь не реализуется.

Сикхская община сама превратилась в своего рода замкнутую кастовую группу, и для нее также характерны наследственные профессии, браки внутри общины (эндогамия) и культурное своеобразие. В этом проявилось действие социальных механизмов индийского традиционного общества.

Более того, в этом обществе закрытость общины воспринимается со стороны других сект и каст как правильная и естественная.

Ритуал проводится так, как некогда его совершил десятый гуру Гобинд Сингх, учреждая хальсу. Для проведения ритуала избираются пять особо уважаемых членов общины, которые в память о первых героических посвященных в хальсу сикхах называются Панч Пьяре.

Эти пятеро должны иметь при себе все полагающиеся члену хальсы пять символов. Сами принимающие посвящение должны перед этим совершить омовение и надеть чистые одежды. Обряд проводится перед Книгой Ади Грантх. Один из посвящающих рассказывает собравшимся неофитам о принципах хальсы и спрашивает, принимают ли они их.

После того как те дали согласие, один из посвящающих начинает читать молитву. Одновременно для церемонии приготовляется в железном сосуде амрита — особый ритуальный напиток, символ бессмертия, которому в обряде посвящения отводится главная роль. Ее готовят пять посвящающих.

Они ставят в центр большой железный сосуд с водой, взятой из пруда около Золотого Храма, и сладкими добавками. По очереди они читают молитвы и гимны из Ади Грантх, при этом размешивают воду мечом. (Сикхская традиция гласит, что при первых гуру амрита не приготовлялась и обряд посвящения в сикхи был другим.

Тот, кто хотел стать сикхом, пил воду, в которой были омыты ноги гуру, – в знак полного подчинения его воле.)

Когда напиток готов, начинается собственно посвящение. Каждый кандидат вызывается для принятия амриты. Он или она складывает руки в пригоршню, чтобы жидкость не проливалась, и выпивает пять раз полную пригоршню, приговаривая вслед за произносящими молитву Панч Пьяре формулу: «Да пребудет хальса Великого Гуру, да пребудет слава Великого Гуру».

Затем ему пять раз брызгают амритой в глаза и лицо, пять раз на голову и волосы. Всякий раз вступающий произносит сикхскую молитвенную формулу. Затем вступающий пьет амриту прямо из сосуда. После этого он читает пять раз молитву «Мул Мантра».

Затем Панч Пьяре рассказывают новообращенным о правилах поведения сикха и других важных указаниях сикхских гуру. С этого момента прошедшие обряд считаются принятыми в хальсу. Они получают добавление к имени Сингх («Лев») для мужчин и Каур («Принцесса») для женщин.

Новообращенные сикхи получают все права члена общины: они могут отныне посещать все собрания, сикхские святыни и вступать в брак. Обязанности сикха должны отныне исполняться ими неукоснительно. Важнейшие из этих обязанностей — ежедневно совершать молитвы, передавать 1/10 своего дохода на цели общины и носить атрибуты хальсы, «пять К».

Главными грехами, которые сикх не должен допускать, считаются: стрижка волос и бритье бороды и усов; употребление мяса, приготовленного по мусульманским правилам; нарушение супружеской верности; употребление табака.

В сикхизме предусмотрена возможность повторной инициации для тех, кто по каким-либо причинам (в том числе и по причине совершения греха) выбыл из общины. Такие люди должны сообщить о своей причине Панч Пьяре, выдержать возложенное наказание и после этого могут присоединиться к остальным посвящаемым.

Сикхизм прославляет обычную семейную жизнь как фундаментальную основу бытия. Служение Богу в простоте будничных дел, провозглашенное гуру Нанаком, не предполагало совершения особых ритуалов.

Но существующую у всех народов традицию сопровождать особыми обрядами узловые, переходные моменты в жизни человека сикхизму изменить не удалось.

Третий гуру Амар Дас разработал сикхские обряды, знаменующие рождение, церемонию бракосочетания и похоронный ритуал.

Наречение имени. При рождении ребенка практически сразу проводится специальный обряд. На кончик кирпана (сикхского кинжала) берется капля меда или сладкой воды, над ним прочитывается молитва «Мул Мантра», и этот освященный мед кладется прямо с кинжала в рот новорожденного.

Читайте также:  Буддизм алмазного пути карма кагью – зарождение и развитие

Подобный обряд есть и в индуизме, но освященный молитвами мед кладется в рот ребенку с третьего пальца правой руки. Это символизирует предрекание сладкой жизни явившемуся на свет божий. Когда мать младенца окрепнет настолько, что сможет выходить из дому, она идет с родственниками и друзьями в гурдвару, где будет проведен обряд наречения имени младенцу.

Как правило, это бывает, когда ребенку’ всего несколько дней. В присутствии всей общины читается часть Гуру Грантх, выбранная произвольно. Главный содержательный момент обряда состоит в том, что Священная Книга Ади Грантх раскрывается наугад, и первая буква первого слова на раскрытой странице указывает, что именно с этой буквы должно начинаться имя новорожденного.

Все члены общины могут предлагать свой вариант имени, а родители выбирают его. Строгих предписаний насчет выбора имени нет: используются индуистские, даже мусульманские и европейские имена, хо-тя есть и излюбленные – имена гуру и других великих людей.

Добавление к имени «Сингх» или «Каур», по которым сикхи так известны, они получают в момент посвящения (если таковое имеет место) в хальсу. После того как имя выбрано, читается завершающая молитва «Ананд Сахиб», и всем присутствующим устраивается угощение.

Бракосочетание в сикхизме совершается во время церемонии ананд карадж, которая, как считают исследователи, имеет много общего с индуистской. Сахадждхари-сикхи тоже проводят именно такую церемонию бракосочетания. В 1909 г. был принят специальный закон «Anand Marriage Act», который легализовал браки, заключенные по сикхским традициям.

В брак не вступают родственники и свойственннки. Первые шаги в организации брака предпринимают родители молодого человека. Сваты жениха приходят в дом невесты, где их должны хорошо; принять, угостить и выслушать. Если предложение принимается, то родственники невесты пересыла-ют жениху со сватами кинжал кирпан и сласти.

Все это общение проводится в присутствии Ади Грантх Удобную для всех дату назначают сами родственники.

У сикхов нет обычая давать за невестой приданое. Накануне бракосочетания вечером жених с друзьями и родственниками идет к дому невесты или в гурдвару, где невеста уже ждет его, и будущие су-пруги могут познакомиться, если до этого не знали. друг друга. Читаются гимны из Ади Грантх, и потому все расходятся.

Сама церемония бракосочетания проводится на рассвете. Сикхская община собирается в гурдваре, где проводятся молитвенные приготовления, приходят музыканты. Бракосочетание проводится перед Книгой Ади Грантх — как в присутствии гуру. Невесту усаживают по левую руку от жениха.

Ведущий церемонию уважаемый сикх произносит благословляющие брак молитвенные формулы и читает специальный свадебный гимн Лаван (Лава), который сочинил гуру Рам Дас. Он рассказывает молодым об их новых обязанностях и о том, что брак — это союз для духовного развития и жизненной поддержки, а не для физических наслаждений.

После этого невесте дают в руку кончик шарфа ее жениха, и они четыре раза обходят вокруг Священной Книги Ади Грантх, жених впереди, невеста за ним. При этом четырежды читаются свадебные гимны. Это главный момент церемонии. После этого читаются другие гимны и молитвы из Ади Грантх.

По окончании церемонии для гостей устраивается угощение — обычно стороной невесты. В тот же день молодая жена может перейти жить в дом мужа.

В сикхской традиции нет запрета на замужество вдов. Сикхские гуру порицали индуистский обычай добровольного самосожжения вдовы на погребальном костре мужа, который называется сати. Гуру Амар Дас говорил, что настоящая сати — это такая жена, которая умирает от потрясения, узнав о смерти мужа. В случае второго брака или брака со вдовой также проводится церемония ананд карадж.

Похоронный обряд. Если это возможно, около постели умирающего собираются родственники и друзья, которые читают молитвы Джап джи или Сукхмани. В момент смерти они произносят молитвенную формулу «Да пребудет хальса Великого Гуру, да пребудет слава Великого Гуру».

Плач, рыдания, оплакивание и другие проявления эмоций абсолютно запрещены в сикхизме. Смерть тела, как считается, дает душе возможность соединиться с Богом. Тело обмывается, обряжается и снабжается пятью атрибутами хальсы, и процессия направляется на место кремации, которое бывает устроено на берегу реки или водоема.

Сикхи кремируют умерших, и обряды, связанные с этим печальным событием, во многом общие с индуистскими. Читаются гимны из Ади Грантх. В том случае, если кремацию невозможно осуществить, останки предаются воде. Осиротевшая семья, как правило, проводит Патх — сплошное чтение всей Книги Ади Грантх, которое обычно длится семь дней и долее.

Период траура длится четыре—десять дней. На десятый день друзья и родственники собираются на молитвы Бхог, то есть чтение последних четырех страниц Ади Грантх; считается, что эти молитвы и гимны особенно важны для души умершего. После этого проводится поминальная трапеза.

Сикхизм запрещает совершать поминальные жертвоприношения для предков, которые у индуистов называются шраддха. Также не принято ставить памятники в честь умерших. Сикхи верят в перерождение и бессмертие души.

Автор и источник публикации: 

Константин Родин. Источник

Источник: https://indonet.ru/article/sikhskie-obychai-i-r

Как живут индийские сикхи?

Бывают фамилии, выдающие национальность своего хозяина. А вот фамилия «Сингх» выдает еще и религиозную принадлежность ее владельца, это – сикх.

Индию иной раз называют субконтинентом, намекая не только на почти миллиард людей, там проживающих, но и на огромное количество народов, религий и рас,  разместившихся  на этом треугольнике.

При такой мешанине не удивительно, что здесь постоянно возникали войны. Поводом могло быть все что угодно, а иной раз и повода не искали. Но один из поводов для розни остался до сих пор, и с повестки дня не снимается. Это жестокое противоречие между индуистами и мусульманами.

Индуизм – многобожие, а значит, язычество. Приверженцев которого ислам велит либо уничтожать безжалостно, либо обращать в «правильную веру».

Последнее, что сделали британские колонизаторы перед тем, как покинуть Индию, был раздел ее территории на индуистскую и мусульманскую части, на собственно Индию и Пакистан. Что бы там не говорили противники колониализма, это был правильный шаг.

Иначе бы Индия запылала так, что мало бы не показалось никому. Ведь даже сейчас вражду между индуистами и мусульманами сдерживает взаимная сила двух больших, могучих и ядерных государств.

Надо сказать, что мусульманство имело существенное преимущество перед индуизмом. Оно не признавало никаких каст.

Все обратившиеся или обращенные в ислам становились (хотя бы теоретически) равными членами единой мусульманской уммы (народа).

 В отличие от индуизма с его системой каст, определявших жизнь и занятия каждого человека безоговорочно и навсегда. Какие там социальные лифты? «Если был, как дерево, родишься баобабом, и будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь»

Сикхизм – это религия, которая попыталась совместить в себе индуизм и аврамические религии. Естественно, что механически совместить эти учения не возможно.

Сикхи не исповедуют ортодоксальный индуизм, но и не приняли ислам. Десять духовных учителей, Гуру, выработали довольно оригинальное вероисповедание. Все сикхи считают себя учениками своих Гуру.

Слово «сикх» на хинди, как раз и означает «ученик».

Согласно вере сикхов Бог един, и это – Бог-творец всего мира. Постичь человеческими чувствами и человеческим сознанием Творца невозможно. Сикхи верят, что цель творения их Бога – Любовь, и что Творец преисполнен Милосердия.

До момента творения Бог существовал сам по себе, и не было ничего кроме него. В процессе творения он выразил себя во всем многообразии сотворенного. Появился реальный мир, природа, человек. Все это, созданное Творцом, существует в удивительной взаимосвязи и развитии.

Все сущее – Бог, и все идеи, существующие в человеческом сознании – тоже Бог: любовь, милосердие, мораль, право, красота и вера.  Люди живут так же, как и весь созданный мир, за счет жизненной энергии, которая тоже является одним из бесчисленных проявлений Бога-Творца.

Всякие другие божества, духи и демоны существуют, но поклонения не достойны и думать о них не следует, тем более, приносить им жертвы. А Богу-творцу следует поклоняться только посредством  молитв  и медитации. Чувство единения с Богом, достигаемое в ходе медитации – самое прекрасное чувство, дарованное человеку при создании.

Согласно учению сикхов, человек существует до своего рождения , а после смерти возвращается к Творцу.

Душа человека растворяется в природе, но не исчезает, а живет во всем сущем и может воплощаться в другом человеческом теле неоднократно.

Учения о рае и аде, грехах и карме, загробной жизни и воздаянии после смерти у сикхов нет. Посты, обеты и благодеяния на последующую жизнь души влияния не оказывают.

Следует сказать, что это – красивая и довольно стройная религиозная система. Это отчасти связано с тем, что сикхизм появился относительно недавно, в 15 веке и его основатели, Гуру, восприняли многое из уже существовавших религий, размышлявших над вечными вопросами жизни и смерти, человека и Творца, свободы воли и предопределенности.

Священная книга сикхизма называется «Ади Грантх». Священная книга – главный объект религиозного почитания у сикхов, как Коран у мусульман, Тора у иудеев и Библия у христиан.  Вероучение изложено в виде стихотворных гимнов. Всего святая книга сикхов содержит около 6 тысяч стихов.

Книга «Ади Грантх» хранится в главном храме сикхов. Этот храм находится в городе Амритсаре. Фактически город  Амритсар вырос вокруг искусственного пруда, в центре которого на острове и расположен храм, который называется Хармандир-Сахиб. Другое его название – Золотой храм, поскольку он имеет позолоченную крышу.

Те, кто исповедуют сикхизм считают себя одним народом, сикхами. Главный этнос в составе народа сикхов – пенджабцы. Пенджаб — индийский штат на севере Индии, в районе реки Инд. Это – колыбель индийской цивилизации и индийской культуры.

Здесь же находилось место смешения индийской культуры с другими культурами. До этих мест дошли солдаты Александра Македонского, принесшие сюда эллинизм. Здесь были распространены ранние формы христианства. Здесь же в конце 12 века ислам окончательно победил индуизм.

 Из Пенджаба же началось распространение на весь Индостан власти Великих Моголов. В начале 18-го века здесь образовалось государство сикхов. Власть сикхов распространялась по всему северу Индии  до Кашмира и Хайберского перевала.

В середине 19-го века англичане завоевали Пенджаб и присоединили его к Британской Индии.

Общая численность сикхов – около 20 миллионов человек. Сикхи живут не только в индийском штате Пенджаб, но и в других районах Индии. Кроме того, они проживают  в Великобритании и в бывших британских колониях: Бирме, Южной Африке, на острове Фиджи.

Мужчину-сикха легко отличить по специфическому головному убору-чалме, который они носят. У сикхских мужчин принято носить бороду. Волосы не стригутся, а прячутся под чалму. Среди прочего, принадлежностью мужской одежды является короткий кинжал или меч, который не держат на виду, а прячут под верхнюю одежду.

Говорят, что причиной того, что сикхи вежливы с другими представителями своего народа – знание того, что у другого сикха также,  как и у него,  имеется кинжал. Женщины носят юбки и обязательно покрывают головы.

Формально сикхи не обращают внимания на касты, но вне религии кастовые различия имеют значение, особенно при вступлении в брак. Так сказать, теория и практика.

Вообще сикхи проповедуют равенство и братство по отношению ко всем людям. Они не признают национальной и религиозной розни. Они уважают свободу других, не приемлют завоевательных войн, но за свою свободу готовы бороться.

Сикхская религия не вынуждает заниматься добрыми делами, поскольку они не верят в посмертное воздаяние. Но добрые деяния приветствуются, как возможность проявить в себе общность с Богом.

  Всякого рода плохие поступки, в том числе жадность, ненависть и злодеяния, сикхи считают  направленными против Бога, а значит, противоестественными. Кроме того, считается закономерным, что другие люди, и даже сама Природа противится увеличению зла и, следовательно, злодейства невыгодны.

Насилие, принуждение и манипуляции другими людьми считаются у сикхов страшным грехом. Главным же счастьем почитается проявление любви во всем, особенно в простых и обыденных действиях.

В современной Индии сикхи занимают важное место в государственной,  политической и экономической жизни. В индийской армии сикхи занимают 20 процентов всех командных должностей. При этом количество сикхов в Индии – только 2 процента. Многие сикхи успешно занимаются сельским хозяйством и являются богатыми фермерами.

на сайте ТопавторПолезные ссылки:

Источник: https://eponim2008.livejournal.com/354661.html