Что такое медитация, буддийская медитация, основы медитации — OUM.RU Здравый Образ Жизни

Содержание скрыть

«Когда я через три года вернулся, мои друзья спрашивали, чего я достиг там, на своей горе. Я не мог сказать, что достиг чего-то особенного. Я не научился летать и творить чудеса. Но я стал немного мудрее».

Медитация — это состояние, в котором миры, Внешний и Внутренний, соединяются в Пустоту. И это состояние, эта практика выходит за пределы всех религиозных догм. И одновременно с этим представляет суть всех религий.

Это практика, которая позволяет тем, кто ей занимается, войти в прямой контакт со своей истинной сущностью. Возможно, получить ответ на вопрос: Кто ты есть? Если такой вопрос имеется.

Две основные практики буддийской медитации называются на санскрите Шаматха и Випашьяна. По-тибетски: Шинэ и Лхатонг.

Перевод с тибетского:

Ши — замедление, отдых, расслабление;
Нэ — удержание, соблюдение;
Шинэ — тип медитации, ставящий целью достижение ментального покоя;
Лхаг — ясный, высший;
Тонг — узреть;
Лхатонг — «медитация прозрения».

Тело и Ум

1) Существует связь между позой тела и позицией ума. Правильная поза в медитации служит для того, чтобы направить наш ум в требуемое русло.

Если посмотреть тханки и статуи Будды и других божеств — когда тело изображено сидя, ноги всегда скрещены в падмасане. Это в некоторой степени является визуальным руководством.

Любая сохранившаяся буддийская живопись — это «зашифрованная» техника для практики. В данном случае — практики медитации.

Согьял Ринпоче в «Тибетской книге жизни и смерти» пишет:

Спина должна быть прямой, как «стрела», тогда «внутренняя энергия», или прана, легко будет течь по тонким каналам тела, и ваш ум найдёт своё истинное состояние покоя.

Геше Джампа Тинлей говорит:

Центральный канал, Авадхути, должен быть прямым. Если он хотя бы немножко изогнут, то в этих местах могут появляться дополнительные ветры — энергии, которые будут искажать процесс медитации.

Если мы занимаемся йогой недавно и тело не готово к продолжительному нахождению в медитативной позе, возникает естественное препятствие в виде дискомфортных ощущений, и все мысли заняты только своими конечностями.

Лучше на некоторое время найти такое положение с прямой спиной, которое позволит не отвлекаться на страдания в ногах, позволить себе поменять положение ног, сесть удобнее, постараться не обращать на тело внимание.

2) Что касается восприятия любых других проявлений окружающей действительности: если мы слышим звуки, шумы, не оценивать эти явления, не думать, что они нам мешают, нам мешают не они, а наша на них реакция.

Можно попробовать отпустить какие бы то ни было эмоциональные оценки — «нравится/не нравится», «мешает медитации». Мы наблюдаем своё присутствие в настоящем моменте, наблюдаем то, на чём мы концентрируемся.

Наблюдаем за своими мыслями, как бы со стороны, не увлекаясь.

3) Если в какой-то момент, занимаясь медитацией, мы получаем определённое переживание, это, конечно, будет для нас радостью, открытием, чем-то удивительным — так вот, здесь важно не привязываться к этому переживанию.

Иначе нам, как с любым позитивным опытом, захочется повторить это. Когда мы будем приступать к медитации в следующий раз, бессознательно мы будем ждать момент, который наступил в прошлый раз, а это уже лишнее напряжение.

Чтобы в медитации что-то «случилось», проявилось, нужно отпустить любые ожидания.

Шаматха

Это медитация с опорой на объект. Для реализации шаматхи лучшей целью (объектом) является тело Татхагаты.

Геше Джампа Тинлей в тексте «Шаматха. Основы тибетской медитации» говорит:

«Существует много объектов медитации для шаматхи. И великие мастера, с точки зрения сутры, предлагают обычно выбрать для медитации образ Будды. На уровне тантры иногда рекомендуют концентрироваться на букве А или на Ясном Свете.

Объект медитации, образ Будды, должен быть небольшим, размером с большой палец. Золотого цвета. И вы должны чувствовать, как из него исходят лучи. При этом вы не должны визуализировать его как статуэтку.

Вы должны визуализировать живого, настоящего Будду. Он находится от вас где-то на расстоянии вытянутой руки. Кроме того, рекомендуется визуализировать Будду не слишком высоко и не слишком низко, — на уровне лба.

Почему образ Будды визуализируется таким маленьким? Это тоже имеет причину. В визуализации нет случайных деталей. Маленьким мы визуализируем его для того, чтобы улучшить концентрацию: если бы мы визуализировали большой образ Будды, внимание рассеивалось бы. Итак — это объект медитации для развития шаматхи.

Чтобы сделать процесс медитации легче, очень хорошо на первое время иметь перед собой статуэтку. Вы смотрите на эту статуэтку время от времени, а потом пытаетесь ее воспроизвести при визуализации. По мере того, как ум будет привыкать к образу, визуализировать будет все легче.

Наверное, никому не составит труда представить себе образ друга, которого вы хорошо знаете и помните. Ваш ум с ним хорошо знаком. Также и здесь: чем больше ваш ум будет привыкать к образу статуэтки, тем легче будет визуализировать её. Поэтому рекомендуется вначале использовать статуэтку».

Руководство к технике визуализации можно также найти у Ело Ринпоче в « к практике осуществления безмятежности»:

«Когда вы визуализируете, опираясь сначала на изображение или статую, в вашем уме этот образ не должен проявляться как нарисованный или как статуя.

Он должен проявляться в образе живого Будды, который не является нарисованным, не является изображением, не является сделанным из золота, серебра или глины.

Это настоящее тело Будды, радужное тело, от которого идут лучи, и это тело не из обычной плоти. Это действительно тело Будды».

Удерживание образа тела Будды, Татхагаты — способ проявить определённую связь с этим «явлением». Чем больше мы практикуем, тем яснее и стабильнее удерживается образ. В буддизме есть точка зрения: у человека, установившего связь с определённым божеством, есть возможность в момент смерти — направить свои мысли к этому божеству и таким образом «проявиться» в измерении последнего.

Это можно по-разному воспринимать. Если допустить что сущность человека — тончайшее сознание, настолько тонкое, что в материальной реальности даже нет аналогов, продолжает своё существование после смерти физического тела, то оно («сознание», если это так назвать ) попадает в состояние Бардо.

Это то промежуточное состояние, после которого сознание имеет возможность «проявиться» снова, например, в Мире Людей — в момент соединения мужского и женского частей — направиться в ту точку, из которой начинает формироваться будущее человеческое существо.

То, куда сознание перерождается, определяется так называемым «кармическим ветром». Здесь можно говорить о карме, о том благостно ли мы жили и т. д., но по сути — направление, куда ты отправляешься, зависит от «тяжести» тела.

Тела в данном случае не физического — грубой материи — а тела, можно сказать духовного, то есть той самой тончайшей частички. Чем более грубые эмоции, мысли посещают человека, тем тяжелее его вибрация. Чем «сознание» легче, тоньше, тем в более тонкий мир оно способно попасть.

Иногда люди говорят, что чувствуют связь с определённым проявлением, например, когда человек читает или видит образ Падмасамбхавы, Миларепы или Тары, он может ощущать радость, подъём, то, о чём говорят «родное». Тогда можно, концентрируясь на этом образе, перемещать своё сознание от проявленной, материальной реальности вокруг в более тонкую.

То есть божество, образ является Проводником.

Возникает вопрос: проводником к чему? К Абсолюту? Что есть Абсолют? Что есть Пустота?

В разных учениях, религиях, философиях об одном и том же говорят разными словами. Первоматерия, первоприрода, из которой состоит всё сущее. В Дзогчен это называют Ригпа, в буддизме — Шуньята. Термины могут быть разные, любые слова — форма, словесная в данном случае.

Есть нечто, что человеку сложно описать — это можно только Пережить.

Люди, пробуя присвоить символ, словесную форму необъятному, дают имя этим состояниям. Но их невозможно понять с помощью Ума, чтения или объяснения, это именно тот опыт, переживание которого с человеком может «случиться» как бы само.

Переживание пустоты или как угодно по-другому названное состояние — это нечто, которое, если ни испытал, объяснить не сможешь. Интеллектуально не постичь — у нашего Ума нет аналогов. Все сравнения недостаточны. Любые сравнения ограничены.

А это то, в чём нет ограничений как таковых.

Здесь нет ответов, потому что уже нет вопросов.

Ом!

автор статьи преподаватель йоги Гапонова Лилия

Источник: https://www.oum.ru/literature/buddizm/meditaciya-v-buddizme-klyuchevie-momenti/

«Это что-то очень простое. Не ждите чудес». Буддийский гуру — о пользе медитации

РБК Стиль 12:17

Медитация с приставкой «mindfulness», то есть «осознанная», завоевывает мир, как в свое время йога. «РБК Стиль» встретился с мастером Гьетрулом Джигме Ринпоче, чтобы узнать, что это такое и почему древняя духовная практика сегодня необходима всем.

Джигме Ринпоче называет себя буддистом нового поколения, или «социально вовлеченным буддистом», для которого актуальны вызовы и проблемы современного общества. Мастер буддийской медитации и философии, наследник духовной Линии Рипа, возникшей в Тибете еще в XII—XIII веках, Ринпоче — настоятель действующих монастырей в Индии, Непале и духовный лидер более 10 тыс. учеников по всему миру.

В начале сентября гуру презентовал в России свою новую программу Ripa Awareness Meditation — светский, практический вариант медитации, который может освоить каждый. «РБК Стиль» поговорил с Ринпоче о том, почему эта техника подойдет каждому, независимо от вероисповедания, возраста и пола, и как с ее помощью можно изменить жизнь к лучшему.

Как появилась Ripa Awareness Meditation

С детства родители уделяли большое внимание моему духовному воспитанию. Моим наставником стал отец — настоящий держатель Линии Рипа. Благодаря ему я начал медитировать очень рано, с трех лет. Сначала я садился и полностью копировал его движения.

Я ходил в обычную школу, затем окончил университет и стал магистром философии. Мой отец, он же мой гуру, говорил, что «развивать интеллект очень важно, но необходимо, чтобы интеллектуальные знания спустились в сердце, на уровень осознания и переживания», поэтому я посвятил себя медитативным практикам.

У меня была уникальная возможность учиться под началом великих мастеров. Я завершил несколько длительных ретритов, совершенствуя и развивая свой духовный мир. Все знания, что мне удалось получить от них, я собрал воедино и создал программу «Медитация осознанности Рипа» (Ripa Awareness Meditation — R.A.M), которая, уверен, будет полезна каждому человеку и обществу в целом.

© Игорь Музалевский

Что такое медитация

Для меня медитация — инструмент поиска внутреннего покоя. Когда мы не можем обрести что-то во внешнем круговороте обстоятельств, мы заглядываем внутрь себя.

Я осознаю, что, когда злюсь, становлюсь менее счастливым. Когда я сомневаюсь, тоже становлюсь менее счастливым. Как устранить эту проблему? Научиться позитивному мышлению и отношению к себе и окружающим.

А что рождает позитивное мышление? Медитация. Мне она помогает очень сильно, и я стараюсь передать эти знания людям.

В конце концов, мы все плывем в одной лодке, так почему бы не сделать это путешествие прекраснее?

В окружающем мире так много стресса, недопонимания и конфликтов. Все они идут из головы, из мыслей. В этом случае медитация позволяет разобраться в том, что происходит, и успокоить разум. Если внутри нас живет гармония, то мы можем сделать мир вокруг нас таким же счастливым и зарядить окружающее пространство позитивной энергией.

© Игорь Музалевский

Как и где начать медитацию

Прежде чем погрузиться в медитативный процесс, важно удостовериться, что ваше сознание полностью открыто новому опыту и чувствам. Чем меньше занят будет ваш ум другими делами, тем лучше и эффективнее пройдет медитация.

Медитация состоит из нескольких этапов. Первый — подготовительный. Это очень важная часть: она предваряет процесс и предполагает, что вы должны выделить свободное время и выбрать наиболее удобное место для медитации.

Не нужно ставить в этот момент еду в духовку или включать чайник: так вы никогда не сможете полностью расслабиться. Забудьте на время о пище и воде, о технике, о книгах, даже о музыке — оставайтесь наедине с собой в полной тишине.

Я не рекомендую медитировать на кровати: лучше всего, если вы сможете оборудовать в квартире особый уголок, где вы будете больше настроены на духовную практику.

Далее необходимо выбрать позу. Это сделать достаточно просто. Многие предпочитают медитировать в «полу-лотосе», сидя на дзенской подушке дзафу, чтобы таз немного возвышался над уровнем ног.

Обязательно нужно выровнять спину и расправить плечи, подбородок немного прижать к шее. Руки можно опустить на колени или сложить на бедрах ладонями вверх.

Садитесь естественным образом, не прилагая особых усилий, чтобы вам было комфортно на протяжении всего процесса. Не зажмуривайте глаза, но и не оставляйте их полностью открытыми.

Читайте также:  Религия бон в тибете – приоткрываем завесу тайны

© Игорь Музалевский

Как правильно дышать

В процессе медитации осознанности мы сосредоточиваем все свое внимание на дыхании. Собственно, из этого и состоит практика: сидеть, дышать и осознавать себя в настоящем моменте. Дыхание обязательно должно быть глубоким и естественным. Ощущайте, как опадает и поднимается ваш живот во время выдохов и вдохов.

Не изучайте, не исследуйте и не оценивайте свое дыхание. У вас может возникнуть ощущение, что что-то идет не так. Оно появляется из-за того, что в обычной жизни мы не привыкли дышать так полно, но эту нерешительность нужно преодолеть. Постепенно, начав ощущать, как движется тело, вы привыкнете просто наблюдать за дыхательными циклами.

Чтобы помочь себе сосредоточиться на дыхании, можно считать в уме каждый цикл. Попробуйте дойти до цифры 21, а затем повторить еще несколько раз. Если вы отвлекаетесь, начинайте заново. Важно не игнорировать то, что приходит на ум, но и не цепляться за возникающие явления: просто отмечайте каждую мысль, чувство или ощущение, а затем снова возвращайтесь к наблюдению за дыханием.

© Игорь Музалевский

Когда медитировать

Нет никакого особенного времени для медитации. Хорошо медитировать тогда, когда вы можете, но традиционно рекомендуется делать это по утрам. Перед сном тоже полезно провести сеанс. Это поможет улечься всем событиям уходящего дня.

Если во время медитации вы испытываете сонливость и ощущаете некую притупленность, это говорит о том, что у вас неверная техника. В моменте настоящего должно присутствовать ощущение пробужденности и точности. Представляйте себе яркий луч света, который направлен прямо в ваше межбровье.

Как завершить медитацию

Завершая практику, посвятите ее себе и другим людям. Пожелайте, чтобы всем существам на свете стало легче, и они нашли утешение в вашей медитации. Сохраняйте позитивный настрой до следующего сеанса, пребывайте в настоящем моменте, улыбайтесь и будьте собой.

Медитация — это что-то исключительно простое. В этом процессе нет никакой зрелищности. Не ждите чудес. Занимаясь медитацией, мы не пытаемся никому ничего доказать. В ее концепции нет острого рвения к Богу. Это просто способ показать себе того, кем я сам являюсь.

Занимаясь медитацией, мы не пытаемся никому ничего доказать. В ее концепции нет острого рвения к Богу. Это просто способ показать себе того, кем я сам являюсь.

О медитации как модном тренде

Когда-то слово «счастье» использовало не так много людей. Никто не искал его, не страдал без него. Оно не употреблялось так часто и повсеместно, а у некоторых народов было в каком-то смысле даже под запретом.

В один момент все изменилось: все начали искать способы стать счастливыми. Этот процесс перестал быть интимным. Реклама начала нас убеждать, что большинство продуктов могут подарить счастье.

Даже зубные пасты!

Теперь такое же время настало для слова «медитация». Оно превратилось в модный тренд, о котором говорят практически все. Отчасти это происходит из-за того, что существует масса научных исследований, которые доказывают пользу медитации.

Я рад, что эта практика стала доступной. Но опасность состоит в том, что смысл медитации как модного явления начинают искажать. Перед собой я ставлю важную задачу: рассказать всю правду о подлинной традиции.

Кому нужна медитация

Медитация осознанности Рипа, основанная на традиционных техниках Шаматха и Випашьяна, — светская программа. Это мое желание — чтобы медитация как техника стала известна не только среди буддийского круга, но и для всех людей, независимо от их религии, социального и материального положения.

Буддийская медитация дает понимание, как справляться с ситуациями и собственным состоянием, эмоциями. Медитация уже интегрирована по всему миру в разные социальные сферы. В России этот процесс только зарождается.

Мне хотелось бы привнести духовные практики в целый спектр общественных институтов: в школы и университеты — чтобы повысить обучаемость, в больницы и госпитали — чтобы помогать людям восстанавливаться после длительных заболеваний, в бизнес-среду — чтобы предотвратить эмоциональное выгорание у людей и, наконец, в места лишения свободы — чтобы избавляться от агрессии и заново учиться сострадать.

© Игорь Музалевский

О повседневной жизни

В моей повседневной жизни нет ничего необычного. У меня тоже бывает хорошее и плохое настроение, я проявляю разные эмоции. Конечно, я достаточно дисциплинирован: просыпаюсь очень рано и первое, что делаю утром — медитирую час-полтора.

Я стараюсь сделать свою жизнь максимально осознанной, насколько это возможно. После этого начинаются мои обычные обязанности: я преподаю не только медитацию, но и философскую науку. В роли главы монастыря веду множество социальных проектов по всему миру.

Из последних благотворительных программ — профилактика малярии, поддержка детей-сирот, проект «Чистая вода» в Индии. Под моим управлением сейчас находятся 8 центров тибетского буддизма по всему миру, включая Россию.

Поэтому время впустую тратить некогда. Медитация осознанности во всем этом круговороте помогает и мне самому не потерять себя, не попасть в ловушку или не упустить важное из виду. Медитация — это моя поддержка, опора.

Я обучаю людей практике медитации уже больше двадцати лет, и мне это нравится. На Западе думают слишком много: размышляют, анализируют без причины.

Это приводит к повышенному уровню гормона стресса в организме. Конечно, это не значит, что на Востоке люди не задумываются о проблемах.

Просто мы уделяем больше внимания практике и духовному развитию, у нас остается намного меньше времени, чтобы попусту нервничать. 

Источник: https://gazeta-margust.ru/ehto-chto-to-ochen-prostoe-ne-zhdite-chudes-buddijjskijj-guru-o-polze-meditacii

Когда и в какое время лучше медитировать

Всем привет, с вами вновь Руслан Цвиркун. В этом видео я расскажу о том, когда и в какое время лучше всего медитировать, так как от этого зависит сосредоточенность и глубина медитации.

Итак, смотри видео или читай текстовый вариант.

Утро лучшее время для медитации

Чтобы медитация была более глубокая и осознанная необходимо спокойствие в Уме.

До того как начался активный трудовой день, если Ты часть своего времени посвятишь медитации, то сможешь почувствовать на своем опыте, что утро это лучшее время.

Потому что Ум наиболее спокоен как раз таки утром. И более того, если Ты утром хорошо помедитируешь, то увидишь как и весь день проходит достаточно в уравновешенном состоянии. Даже если приходится решать много проблем, текущих вопросов и выполнять свои прочие обязанности.

Поэтому ранние утренние часы — это наиболее благоприятное время для практики.

В Индии например, где я провожу достаточно много времени, практически все те кто серьезно занят духовным самосовершенствованием, йогой и другими практиками уделяют должное внимание медитации именно утром.

Брахма мухурта — так на санскрите, древнейшем языке называют предрассветные часы примерно за 2 часа до восхода Солнца.
Это то время, когда просыпаются тысячи и тысячи духовных искателей и устремляют свой взор внутрь себя, медитируя и пытаясь постичь Истину.

Я понимаю, что в условиях интенсивной городской жизни такой ранний подъем может оказаться не по силам. Но в тоже самое время попытайся начать свой утренний сеанс медитации хотя бы на восходе Солнца, и я тебе обещаю, что это будет самое незабываемое время.

Я также делаю это уже много лет подряд.

Медитация вечером на закате

Вечером на закате, на самом деле, тоже хорошее время для медитации. Особенно если Ты к этому времени успел закончить все свои текущие и важные дела. О медитации вечером читай здесь.

Это время, конечно не такое как утро и имеет несколько другое настроение.

Утром мы медитируем и настраиваемся на текущий день, напоминаем себе о главной цели жизни, чтобы не терять ее из виду в течении дня, а вечером подводим некий итог.

Могу сказать на своем опыте, что днем концентрироваться сложней, так как есть много отвлекающих факторов. Но в тоже самое время все то, что я сказал не является каким-то законом. Это скорей рекомендация, и Ты можешь начать медитировать в любое время, которым располагаешь. Будь то утро, день или вечер.

Единственный совет, который я могу дать — если Ты хочешь, чтобы медитация была осознанной и стала ежедневной частью Твоей жизни, медитируй каждый день в одно и тоже время, таким образом Ты сможешь приучить ум концентрироваться и сможешь достичь большей глубины.

Источник: http://veda108.ru/kogda-i-v-kakoe-vremya-luchshe-meditirovat/

Как медитировать

Медитация – это инструмент, который помогает успокоить ум, уменьшить стресс и развить хорошие качества. Многие начинающие хотят приступать к медитации сразу, не познакомившись с буддийским учением. Однако лучше всего продвигаться постепенно. Ваша медитация будет становиться всё глубже по мере того, как вы будете знакомиться с наставлениями Будды.

Давайте рассмотрим общие рекомендации о том, как медитировать. Продвинутый практикующий может медитировать в любое время и где угодно. Для начинающих важно найти спокойное место, потому что окружающая обстановка влияет на нас.

Видео: 41-й Сакья Тризин — «Медитация для начинающих»
Чтобы включить субтитры, кликните на иконке «Субтитры» в правом нижнем углу окна с видео. Сменить язык субтитров можно, кликнув по иконке «Настройки».

Иногда люди думают, что лучше всего для медитации подходит комната со свечами, статуями и благовониями. Если вы хотите создать такую атмосферу – хорошо, но все эти сложности необязательны. Тем не менее, важно, чтобы комната была чистой и опрятной.

Также очень важна тишина, особенно в начале. Но если мы живём в большом городе, это может быть непросто. Поэтому многие медитируют рано утром или поздно вечером. Когда вы продвинетесь в практике, шум не будет вас беспокоить, но поначалу он может сильно отвлекать.

Медитация под музыку

В буддизме не советуют медитировать под музыку. Музыка – внешний объект, который может помочь успокоиться, но мы хотим научиться успокаивать ум изнутри.

Поза для медитации

Самое главное – сидеть в удобной позе с прямой спиной; при этом плечи, шея и мышцы лица должны быть расслаблены. Если вы предпочитаете сидеть в кресле, это нормально. Сессия медитации не должна превращаться в пытку! В некоторых дзенских практиках нужно сидеть не шевелясь. Занимаясь другими типами медитации, можно менять позу, если возникает необходимость: это не такая большая проблема.

Время для медитации

В начале рекомендуется медитировать короткими промежутками – от трёх до пяти минут, – потому что концентрироваться дольше будет трудно. Лучше проводить короткие сессии с более высоким качеством сосредоточения, чем более длинные, в которых ваш ум блуждает, вы грезите наяву или засыпаете.

Важно, чтобы тело и ум были расслаблены; не переусердствуйте. Иногда вам будет хотеться медитировать, иногда нет. Прогресс не будет линейным. В какие-то дни вы будете чувствовать себя замечательно, а в другие – не так уж и хорошо. Через несколько лет вы увидите, что качество вашей медитации постепенно улучшилось.

Как часто медитировать

Самое главное – усердие. Медитируйте каждый день, начиная с нескольких минут. Прервитесь, а потом помедитируйте ещё несколько минут. Лучше практиковать таким образом, чем делать сессию пыток на час.

Медитация на дыхании

Большинство людей сначала осваивают медитацию, во время которой нужно просто спокойно сидеть, сосредоточившись на дыхании. Это особенно полезно, если вы чувствуете сильный стресс.

  • Дышите через нос, естественно – не слишком быстро и не слишком медленно, не слишком глубоко и не слишком поверхностно.
  • Сосредоточьтесь на одном из двух участков тела. Если вы чувствуете сонливость и хотите взбодриться, сосредоточьтесь на ощущениях в ноздрях, когда воздух входит и выходит через них, а если ваш ум блуждает и его нужно сделать более устойчивым – сосредоточьтесь на ощущениях в животе, который движется вперёд и назад.
  • Дышите внимательно, подсчитывая циклы вдохов и выдохов, считая от одного до десяти. Когда ум начинает блуждать, мягко возвращайте его к дыханию.

Не пытайтесь выключить ум. Основная задача в том, чтобы как можно быстрее замечать, когда внимание начинает блуждать, и возвращать его обратно. Почувствовав вялость и сонливость, постарайтесь взбодриться.

Это непросто! Мы привыкли не замечать притупленность и блуждание ума, особенно если возникает беспокоящая эмоция, например, мы думаем о человеке, на которого злимся.

Но дыхание всегда с нами: это надёжный объект, к которому мы можем возвращать внимание.

Польза дыхательной медитации

Помимо того, что медитация на дыхании помогает справляться со стрессом, у неё есть много других преимуществ.

Если вы постоянно витаете в облаках, концентрация на дыхании поможет вам возвращаться к реальности. Дыхательные медитации применяются в некоторых больницах в США, чтобы пациенты легче переносили боль.

Медитация на дыхание может облегчить не только физическую, но и эмоциональную боль.

Развитие любви к другим

Успокоив ум с помощью дыхательной медитации, вы можете использовать это спокойное, открытое и бдительное состояние, чтобы почувствовать больше любви к другим. В начале будет недостаточно просто сказать: «Теперь я всех люблю», чтобы действительно это почувствовать. У этой мысли не будет силы. Поэтому нужно использовать цепочку размышлений, чтобы развить это чувство:

  • Все живые существа взаимосвязаны, все мы живём вместе.
  • Все мы равны в том, что хотим быть счастливыми и не хотим страдать.
  • Все мы хотим нравиться другим и никто не хочет, чтобы его не любили или игнорировали.
  • Все существа одинаковы, в том числе я.

Читайте также:  Национальные блюда камбоджи – знакомимся с экзотической кухней

Поскольку все мы взаимосвязаны, мы чувствуем:

  • Пусть все будут счастливы и обладают причинами счастья. Как было бы замечательно, если бы все были счастливы и ни у кого не было проблем.

После этого размышления представьте в своём сердце тёплый жёлтый свет, подобный солнечному, излучающий любовь во всех направлениях, к каждому существу. Если ваше внимание начинает блуждать, возвращайте его назад к этому чувству: «Пусть все будут счастливы».

Медитация в повседневной жизни

Благодаря практике этих медитаций у вас появятся инструменты, которые вы сможете использовать в повседневной жизни. Конечная цель не в том, чтобы концентрироваться на дыхании целый день, а в том, чтобы использовать развитые навыки в повседневной жизни, чтобы сосредотачиваться на том, что вы делаете.

Когда вы разговариваете с другим человеком и ваш ум начинает блуждать: «Когда же наконец он замолчит?» – практика поможет вам вспомнить: «Это человек. Он хочет нравиться другим и хочет, чтобы его слушали, точно так же как я».

Таким образом медитация поможет вам в повседневной жизни, например во время общения с другими.

Источник: https://studybuddhism.com/ru/osnovy/kak/kak-meditirovat

Лучшее время для медитации

Если вы серьезно относитесь к своей духовной жизни, вы должны медитировать, по крайней мере, один раз в день. Если у вас много энтузиазма, вы можете медитировать три раза в день – рано утром, в полдень или во время обеденного перерыва и вечером.

Утренняя и вечерняя медитации могут быть более продолжительными: 15 минут или полчаса, тогда как дневная медитация может продолжаться всего пять или десять минут. Если невозможно кормить вашу душу трижды в день, то, пожалуйста, накормите ее хотя бы один раз. Почувствуйте, что душа – это маленький божественный ребенок.

Если вы не кормите божественного ребенка внутри вас, он не сможет вырасти и проявить ваши внутренние божественные качества и возможности вашей души.

Лучше медитировать хорошо всего один раз в день, утром, чем пять или шесть раз в день сидеть с закрытыми глазами и просто плывущими в голове приятными мыслями.

Каждый раз, когда вы медитируете, вы должны чувствовать, что вы предлагаете дыхание своей жизни Всевышнему и выносите на передний план свет вашей души. Только тогда ваша медитация чего-то стоит.

Если вы чувствуете, что можете медитировать с душой всего один раз, рано утром, то этого достаточно. Вы должны видеть свои реальные возможности, искренность, готовность и радость.

Если есть вдохновение, то это значит, что вы получили одобрение Всевышнего, и вы побежите очень быстро. Некоторые люди медитируют во время обеденного перерыва или, когда у них в офисе пьют кофе. Это прекрасно. Но, пожалуйста, начинайте свой день утренней медитацией. Если вы действуете правильно с раннего утра, тогда вы будете воодушевлены целый день.

Утренняя медитация – самая лучшая

Если вы будете медитировать утром, то обнаружите, что ваша медитация будет наиболее плодотворной. До восхода солнца сознание Земли еще не возбуждено. Мир еще не погрузился в свой повседневный шум. Природа тиха и спокойна и поможет вашей медитации.

Когда природа крепко спит, животное в нас или наше непросветленное сознание также спит. В это время мы все еще в мире дающих энергию и сбывающихся грез, из которых может вырасти реальность.

Вот почему пробужденное устремленное сознание может получить больше всего от медитации рано утром.

Когда пробуждается день, Мать-Земля наполняется божественной энергией или небожественным беспокойством. Особенно на Западе из-за присущей ему динамичности есть некоторое ощущение раздражения в космосе или во внешней природе.

Эти беспокойные качества мира не должны проникать в вас, но обычно они стремятся сделать это. Когда люди вокруг в движении, их вибрации немедленно проникают в вас, независимо от того, где вы находитесь.

Воздух, свет, все вокруг вас пропитывается вибрациями человеческой деятельности и человеческих тревог. Мир стоит перед вами как рычащий лев.

Как вы можете войти в свою высочайшую медитацию перед рычащим львом? Но если вы сможете медитировать до того, как мир пробуждается, когда космос спокоен и люди вокруг вас отдыхают, то вы сможете медитировать глубже.

Медитировать в течение дня очень трудно. Вечером медитация также немного трудна, потому что восемь или десять часов вы были в толчее и суматохе мира. В течение дня вы встречались со многими неустремленными людьми, и их небожественные мысли и нечистые идеи бессознательно проникли в вас.

Поэтому, если вы внутренне не очень сильны, вы немедленно впитаете много неустремленных и невдохновляющих сил из мира. Вследствие этого медитировать вечером с той же надеждой и свежестью становится очень трудно. Если вы перед медитацией примите душ, это поможет.

Если вы пообщаетесь с духовными людьми, это тоже поможет.

Утром все эти небожественные силы и переживания уходят из вашей памяти, хотя бы на время. Когда вы спите, все нечистое, что пришло к вам от других, вымывается прочь. В часы вашего сна ваша душа, как божественный вор, потихоньку наблюдает за вами.

Обычный вор украдет у вас что-нибудь, а этот божественный вор будет только давать и давать. Если вам нужен покой в каком-то месте, душа положит его туда.

Душа действует подобно матери, неслышно приходящей рано утром в комнату ребенка, чтобы приготовить для него вещи, которые понадобятся ему днем. Ночью, пока вы спите, ваша душа получает возможность сделать то, что необходимо для вас.

Но в течение дня, когда вы погружены в деятельность внешнего мира, душе чрезвычайно трудно давать, а вам – принимать. В силу всех этих причин утренняя медитация – наилучшая.

Вечерняя медитация

Если вы не можете медитировать утром, то следующее лучшее время – вечер, потому что вечером окружающая среда, по крайней мере, становится тихой и полной покоя.

Днем природа – дикая и беспокойная, поэтому ваша медитация может быть не очень глубокой или интенсивной. Но вечером природа готовится отдохнуть и не мешает вам.

Когда вы медитируете вечером, вы можете смотреть на заходящее солнце и попытаться почувствовать, что стали полностью едины с космической сущностью.

Вы можете почувствовать, что свою роль в течение дня сыграли наилучшим образом и, подобно солнцу, собираетесь удалиться на покой.

К вечеру вы устаете и чувствуете, что весь мир тоже устал. Однако есть небольшое различие между отношением мира к истине и вашим отношением. Когда мир устанет, он не будет устремленным.

Он хочет только отдохнуть. А вы понимаете, что можете преодолеть усталость, принося в себя больше света и энергии.

Когда вы молитесь и медитируете, в это время новая жизнь и новая энергия проникают в вас и освежает вас.

Шри Чинмой родился 27 августа 1931 года в небольшой деревушке Шакпура в Восточной Бенгалии, ныне Бангладеш. В семье Шри Чинмой был самым младшим из семи детей.

В 13 лет, после ухода из жизни его отца, а затем и матери, Мадал (детское имя Шри Чинмоя по индийской традиции) переехал в ашрам известного йога и основателя интегральной йоги Шри Ауробиндо в Пондишери, где до 1964 года Шри Чинмой учился, работал и практиковал духовную дисциплину.

С юных лет Шри Чинмой проявил замечательные способности в сочинении стихов, эссе, музыки и песен, а также достиг значительных успехов в различных видах спорта, особенно в спринте и десятиборье.

В 1964 году Шри Чинмой приехал в Нью-Йорк, чтобы предложить современному западному миру секреты внутреннего мира устремления.

С тех пор Шри Чинмой прочитал сотни лекций в университетах всего мира, включая Оксфордский, Кембриджский, Гарвардский университеты, Московский государственный университет, Йельский университет и Сорбонну.

В своих лекциях Шри Чинмой раскрывает глубокий смысл многих аспектов человеческого существования. Эти лекции были опубликованы и переведены более чем на двадцать языков.

Жизнь Шри Чинмоя – это выражение безграничного творческого потенциала.

Его творческий потенциал на протяжении многих лет щедро проявляется в сфере музыки, поэзии, живописи, литературы, спорта и гуманитарной деятельности. Вклад Шри Чинмоя в каждую из этих областей поразителен.

Достижения Шри Чинмоя – это уникальный для современности взгляд на смысл существования человека.

Шри Чинмой рассматривает устремление человека к внутреннему совершенству, осознанию и проявлению божественности как источник, из которого рождаются великие свершения в области искусства, культуры, спорта, науки и совершенствования личности.

Живя в сердце и стремясь превосходить свои собственные достижения, человек проявляет лучшее в себе и находит путь к миру и гармонии. Говоря словами Шри Чинмоя, “наша цель – в движении от яркого света к более яркому свету и самому яркому свету, от высокого к более высокому и высочайшему.

И даже в высочайшем нет конца нашему прогрессу”.

Шри Чинмой регулярно совершал поездки по всему миру, давая концерты и лекции, встречался с руководителями мирового и национального уровня. При этом Шри Чинмой обсуждал с ними вопросы мировой гармонии. Концерты, лекции, выставки живописи и спортивные соревнования Шри Чинмоя всегда проводились бесплатно для всех желающих.

Постоянное время – это важно

Медитируете ли вы утром или вечером, самое важное – делать это в установленное время. Даже младенец просит материнского молока в определенные часы. Если вы владелец магазина и всегда открываете двери в девять часов, то люди будут уверены, что они могут прийти в девять и ваш магазин действительно будет открыт.

Все имеет свой собственный час. Ваше внутреннее существо и ваш Внутренний Пилот, Всевышний, всегда ведут наблюдение. Если вы придерживаетесь определенного времени, тогда Всевышний уверен в вас. Всевышний говорит: “В этот час он не слоняется без дела; он медитирует.

Если я предложу ему что-нибудь в этот час, он определенно будет там, чтобы принять это”.

Вам и Богу следует договориться о точном часе вашей ежедневной встречи. Если вы будете крепко спать, когда Он придет в этот час, Он простит вас. Если вас там не будет на следующий день, вы опять будете прощены. Но вы не сможете оправдаться перед собой.

Ваше единство с Богом не позволит вам простить себя. Ваша душа будет причинять вам такие страдания, что вы почувствуете себя несчастным. Любовь вашей души к Высочайшему очень важна для вас. Когда приходит ваш Вечный Друг, вы как хозяин хотите быть готовым.

Человеческий ум очень ненадежен. Предоставленный сам себе, невежественный, темный ум попытается помешать вам делать духовно правильные вещи. Он найдет множество предлогов, чтобы удержать вас от осуществления намерений вашей души. Но если ваша устремленность искренна и интенсивна, дисциплина медитировать в установленное время поможет вам бороться с вялостью и непостоянством ума.

Когда вы не будете уделять внимание бесчисленным внешним предметам, вы увидите, что истина смотрит прямо на вас и дает вам силу дисциплинировать вашу жизнь.

Допустим, вы хотите медитировать в шесть тридцать. Это выбранное вами время. Если вы встанете в семь, ваша собственная вялость и бездействие унесут прочь все ваше вдохновение. С одной стороны, ваша вялость попытается оправдать себя. Она проникнет в ваш сознательный ум и скажет: “О, я пришел домой очень поздно, вот почему я не смог подняться”.

Или: “Прошлые шесть дней я вставал в шесть тридцать. Так как Бог – сама доброта, сегодня Он простит меня”. У вашего ума существует так много способов для оправдания того, что вы поздно встали. Но даже если вы пришли домой поздно, это не значит, что вы не сделаете в первую очередь самое главное.

Самое главное – это медитация; самое главное – это Бог.

Если, начав однажды свое путешествие, вы не продолжаете двигаться к цели, вы потеряны. Вы можете подумать: “Сегодня я устал, поэтому я остановлюсь здесь и отдохну. Завтра я опять пойду дальше”. Но вы должны знать, что невежество более проворно, чем ваше собственная устремленность. Как только вы начинаете оправдывать себя, этому не будет конца. Регулярность скажет вам, что цель реальна.

А если вы пунктуальны, то немедленно появится определенный динамизм и движение. Ваша регулярность – как двигатель. Так как у вас есть двигатель, вы в любой момент можете поехать. Пунктуальность – это когда вы действительно поворачиваете ключ и заводите двигатель. С регулярностью вы получаете только смутную идею, что вы сделаете это. Но с пунктуальностью вы действительно делаете это.

Читайте также:  Буддисты – вегетарианцы или нет? питание монахов разных школ

Если вы будете регулярны и пунктуальны в своем медитации, вы заметите свой собственный прогресс. Если вы сможете искренне и с душой медитировать в определенный час каждый день, придет время, когда вы станете опытны.

Тогда вы будете в состоянии медитировать, делая что-нибудь, и вам не нужен будет постоянный час. В конце концов вы сможете медитировать 24 часа в сутки, даже разговаривая с людьми и занимаясь разнообразной повседневной деятельностью.

Но для этого вам нужно много лет, возможно, много жизней практики.

Никакой путь не будет для вас слишком трудным, если вы имеете дар Божий: веру в себя.

  Шри Чинмой

Рубрика:   Занятия Йогой

Источник:   yogatrain.ru

Источник: http://YogaTrain.ru/sty.php?sty_id=156

Как подобрать вид медитации

Каждый человек ежедневно сталкивается с огромных количеством информационного шума, особенно “благодаря” интернету и соцсетям.

По подсчетам ВОЗ (Всемирная Организация Здоровья) к 2020 году в пятерку самых распространенных заболеваний людей войдут психические расстройства. Но можно уже сейчас подстраховаться и научиться контролировать стресс.

Один из самых эффективных способов – медитация. Как выбрать правильную именно для вас медитацию – в статье ниже.

Медитация для большинства все еще остается чем-то эзотерическим, не внушающим серьезного доверия и не особо помогающим. Это зря. К примеру, некоторые мировые компании уже вносят медитацию в свое ежедневное расписание (Google). Также медитацию используют параллельно с психотерапией. Представляем небольшой гид по видам медитации. Вы точно найдете что-то для себя.

1. Направленная медитация

Для тех, кто хочет сам заняться медитацией, не тратя при этом сильно много времени.

Все, что нужно – это одно из популярных приложений (например, ZENIFY, Aware). Включаете его и слушаете инструкции. Можно выполнять все без плана, а можно выбрать режимы на определенный срок (неделя, две…). Самый большой плюс – все можно делать самому, быть дома, медитировать в любое время.

2. Дыхательные практики

Для тех, кто хочет тишины.

Каждый человек в разной мере может контролировать свое дыхание. Чередования спокойного и глубокого видов отлично помогают расслабиться.

3. Майнфулнес (медитация осознанности)

Для тех, кто хочет просто результат, и не ищет дополнительно духовных практик.

Это адаптированный вариант буддистских техник (випассана, например). Вам нужно быть “здесь” и “сейчас”, наблюдать процессы вне и внутри себя. При этом делать это осознанно. Место и время не имеют никакого значения.

4. Дзен-медитация

Для тех, кто интересуется не только медитацией, но и буддизмом.

Да, медитация и буддизм неразрывно связаны. Поэтому некоторым важно знать не только способы медитации, но и как и с чем их едят в буддизме.

Основа – спокойное тело и дух, осознание своего существования в рамках религии (буддизм). Нужно сесть на пол (подушку) в позе лотоса, лучше – повернутым к стене. Спина прямая, двигаться запрещено, дышать – правильно. Можно сконцентрироваться на дыхании, можно просто спокойно “бездумно” сидеть и смотреть, что происходит с твоим сознанием.

5. Мантры

Для тех, кому хочется окунуться в культуру и атмосферу Индии.

“Ман” – ум, “тра” – освобождать. Мантра успокаивает голову и разум, снимает стресс и напряжение. Нужно будет сесть в удобном положении с закрытыми глазами и повторять мантру (вслух или про себя)ю

6. Медитация-йога

Для тех, кто хочет быстрой результат, кто устал и хочет лежать в “позе собаки головой вниз”.

Йога сама по себе включает в себя много медитативных элементов (например, чакровые практики). Заниматься йогой лучше с профессионалом в специализированном центре.

absolutera.ru

Еще по теме:

Медитация: почему она становится популярна

Ученые о влиянии медитации на мозг человека

Медитация полезна, но в меру

Опасности медитации: реальность и мифы

Музыка для медитации “очищает” душу

Волшебная медитация для женщин

Источник: http://www.pora.ru/health/prophylaxis/psychotherapy/23953.html

Позы для медитации

Источник: http://Buddha.by/pozy-dlya-meditatsii

3 дня медитации: Буддийский храм

 Елена Захарьева

В начале мая, во время череды праздников, называющихся в Японии “Золотой неделей”, я провела три дня на “дзен-ретрите” в храме Сёгакудзи (Храм Истинного Просветления) в горах в префектуре Сайтама.

Сёгакудзи принадлежит к школе Сото японского буддизма. Монах Догэн, основатель этой школы, верил в то, что путь к Просветлению – уже и есть Просветление.

Иными словами, Просветление наступает не вследствие практики медитации, а во время неё.

Три дня ретрита включали в себя жизнь в храме с соответствующим распорядком дня (отбой в 21:30, подъем в 5:30), утренние работы по уборке храма и сада, храмовую еду, минимальное использование телефонов и интернета, и главное – интенсивную программу медитаций.

Медитация может иметь разные формы в зависимости от техники, цели и личного опыта. Различные техники включают в себя наблюдение за дыханием, счёт дыхания, концентрацию на объекте, мантре, эмоции, воспоминании и т. д. Дзен-медитация (дзадзен), по сути, это просто сидение. Одновременно самая простая и самая сложная техника.

Наш инструктор Питер – мужчина-ирландец, несколько лет назад получивший сан буддийского священника – говорил, что дзен-медитация даёт возможность мозгу обработать накопившийся в нем избыток информации. По этой причине он не рекомендовал во время медитации концентрироваться на чем-либо постороннем, вроде дыхания или мантры. Всего и делов – просто сидеть.

Лучше всего в позе лотоса или полулотоса на небольшой круглой подушке, но можно и на коленях в позе сэйдза. Я сама не верила, что это имеет значение, пока не убедилась на собственном опыте. Полулотос действительно больше подходит для медитации, в нем проще ощутить своё тело все целиком.

Настоятель храма учил нас, что в полулотосе надо класть левую ногу поверх правой, и точно также складывать руки: левую в правую, так как только Будда складывает ноги и руки наоборот.

Во время медитации не следует слишком упорно бороться с мыслями, от них сложно избавиться окончательно, главное – стараться не увлекаться ими, не думать их, отстраненно наблюдая, как одна мысль сменяется другой, одновременно максимально чётко ощущая сейчас.

Каждый раз, отвлекшись на какую-то мысль, нужно осознать это и вернуть внимание в настоящее. В какой-то момент мысли заканчиваются, и на несколько секунд в голове наступает полная тишина. Затем они приходят снова, густые, тягучие.

Возможно, в этом кроется загадка того, почему время в медитации течёт по-другому: обычно за пять минут времени наш мозг способен подумать о сотнях разных вещей, особенно при избытке информации, поступающей через зрение и слух.

Медитация предполагает отсутствие любого лишнего шума, а глаза следует либо закрыть, либо сконцентрироваться на одной (не слишком интересной) точке перед собой (второй вариант более предпочтителен в дзен-медитации, именно поэтому монахи часто медитируют, сидя лицом к стене).

Таким образом, любые оставшиеся в голове мысли естественным путём замедляются, истончаются, исчерпывают себя, а ощущение времени либо исчезает совершенно, либо сильно искажается, и сорок минут в медитации проходят незаметнее, чем можно себе представить. Разумеется, на словах все звучит проще, чем есть на самом деле.

Лирическое отступление: один из руководителей нашей группы рассказал про эксперимент, в ходе которого группе мужчин предложили на выбор либо бить себя электрошоком, либо 15 минут провести в полной тишине наедине с собой. 2/3 испытуемых предпочли электрошок.

Важно понять, что в медитации очень размытая граница между получилось-не получилось.

Для меня фраза “у меня не получается медитировать” значит, что я не в состоянии выносить сидение в тишине на одном месте, поэтому мне проще встать и уйти.

Во время ретрита это случилось со мной однажды, когда во время долгой утренней сессии сразу после подъема в 5:30 я поняла, что не выдержу ещё 20 минут сидения, потому что просто усну на месте.

Иногда бывает действительно очень сложно сосредоточиться и отстраниться от повседневных мыслей. Для таких случаев в дзен-буддизме существует прием под названием кёсаку – удар бамбуковой палкой по плечу. Не меняя позы, медитирующий совершает поклон на 45 градусов, тем самым прося настоятеля подойти к нему.

Настоятель берет бамбуковую палку и легонько совершает “предупреждающий” удар по правому плечу. После чего медитирующий наклоняет голову налево, и настоятель снова ударяет его по правому плечу, на этот раз достаточно сильно. Пару раз и я решилась на такой шаг: ощущения сравнимы с тем, как если ранним утром, едва проснувшись, окунуть голову в ледяную воду.

Разбежавшиеся упрямые мысли возвращаются в настоящий момент, можно начинать сначала.

Наше расписание включало в себя около четырех часов медитаций в день: короткие сессии дзадзена по 40 минут и сессии длинною в час – дзадзен – кинхин (медитативная ходьба) – дзадзен, по 20 минут.

Медитативная ходьба (кинхин) – это та же самая дзен-медитация, но во время медленной ходьбы по кругу: руки сложены в районе солнечного сплетения, делаем по пол шага в несколько секунд, идя по цепочке друг за другом, взгляд устремлён в какую-то условную точку перед собой.

Медитировали мы в большом зале для церемоний с алтарем. Иногда к нам присоединялся настоятель. Учил нас, как правильно ходить по комнате с татами: в таких помещениях не принято наступать на стыки между татами, так как в старину сквозь них могли просовывать лезвия мечей.

После медитации с настоятелем мы обычно пели Сутру Сердца под аккомпанемент барабана. В Сутре Сердца содержатся основополагающие принципы буддизма не просто как религиозного течения, но как философской концепции.

Для большинства увлекшихся дзен-буддизмом европейцев дзен-буддизм – это не религия, а образ жизни и мышления. Иными словами, не обязательно верить в Будду, чтобы практиковать дзен, как и не обязательно отрекаться от христианства или любой другой своей религии. Так, в нашей группе, например, был один индуист.

Три раза в день мы ели монастырскую еду. Японское название для неё – сёдзинрёри. Это строго вегетарианская пища, однако это не единственная ее особенность. Тот, кто готовит еду, должен быть полностью сконцентрирован на процессе готовки, не думая ни о чем другом. Это тоже своего рода медитация. Перед приемом пищи читается короткая молитва-благодарность за еду.

Во время еды строго запрещено разговаривать, необходимо быть полностью сосредоточенным на процессе, тщательно прожевывая каждый кусочек и производя как можно меньше шума палочками. Основа любого приёма пищи – суп-мисо и рис.

Помню, как на первом курсе мне казалось забавным, что по-японски название приемов пищи можно буквально перевести как “утренний рис”, “дневной рис” и “вечерний рис”, так вот: больше не кажется. Помимо этого, подавали по-разному приготовленные овощи, зелень, грибы, бобы, тофу, иногда фрукты, а один раз даже мякоть бамбука (кстати, очень вкусно).

В конце все ждут, пока последний человек закончит приём пищи. Важная деталь: съесть нужно все, оставив несъеденным только кусочек маринованного дайкона. После этого по кругу передаётся чайник с горячей водой. Немного воды нужно налить в одну из плошек и при помощи палочек и дайкона тщательно её почистить.

Эту процедуру нужно провести с каждой плошкой, переливая воду из одной плошки в другую, после чего выпить воду и съесть дайкон. Таким образом, съедается вся еда без остатка. После того, как все закончили, хором читается ещё одна короткая молитва-благодарность, и подносы с плошками уносятся на кухню.

Дважды нам довелось поучаствовать в уборке храма и храмовой территории. Не припомню, чтобы я когда-либо видела помещение чище. Секрет в том, что обитатели храма не ждут, пока накопится пыль и грязь, а совершают лёгкую уборку каждое утро.

Для человека с моим режимом самым тяжелым испытанием во время ретрита обещали стать подъемы в 5:30 утра и отбой в 9:30 вечера.

Однако то ли накопившаяся усталость дала о себе знать, то ли горный воздух так на меня подействовал, то ли тишина вокруг и непривычная тишина в голове, и уют толстых футонов… одним словом, ближе к десяти вечера я уже с удовольствием засыпала и просыпалась на утро со сравнительной легкостью.

На обратном пути в Токио вечером третьего дня я думала о том, что уже очень давно не ощущала себя настолько наполненной энергией. Словно впервые за много месяцев зарядилась до ста процентов и физически, и эмоционально. Восхитительное чувство, которое мне, к сожалению, не удалось растянуть. Зато теперь я знаю, куда за ним можно вернуться.

Источник: http://vostalk.net/3-dnya-meditacii-buddijskij-xram/