Буддизм и наука – в чем схожесть этих двух систем знаний

Буддизм и наука – в чем схожесть этих двух систем знаний

Буддизм и наука - в чем схожесть этих двух систем знаний

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Тема нашей сегодняшней беседы будет очень интересной – мы поговорим о том, как соотносятся буддизм и наука.Возможно, вас удивит, что две такие, казалось бы, абсолютно разные системы одинаково смотрят на некоторые вещи, которые можно назвать основополагающими в мире.

Статья поведает о том, как буддизм смотрит на науку, в чем они сходятся, как к науке относятся важные буддийские деятели, в частности, нынешний Далай-лама XIV.

Впереди много интересного!

Отношение буддизма к науке

Противостояние религии и науки старо, как мир. Мировой истории известны случаи, когда оно доводило до печальных событий вроде жестокого угнетения ученых или насильственного подавления религиозных течений.

И хотя сейчас вера с наукой относительно мирно сосуществуют друг с другом, на многие вещи они смотрят по-разному. Наверное, самое главное «яблоко раздора» в этом вопросе – происхождение мира.

Религии говорят о божественном начале, в то время как наука предлагает множество гипотез, начиная с теории большого взрыва о возникновении Вселенной и заканчивая дарвинской теорией о происхождении людей.

Буддизм в этом отношении занял срединную позицию. Все дело в том, что это и не религия вовсе. Правильнее будет назвать его учением или философией, что само по себе указывает на близкое отношение к науке.

Пожалуй, буддизм ближе всех других вероисповеданий к науке. Его основоположник – Будда Шакьямуни – не считается всемогущим Богом, это такой же человек, как все, однако сумевший достичь истины и потому ставший великим Учителем. Буддийское учение отрицает создание мира Богом.

Несмотря на то, что в некоторых направлениях буддистской мысли встречаются многочисленные обряды, ритуалы, молитвы, основные практики так же, как и в науке, сводятся в главному – изучению природы ума. Это также подтверждает, что буддизм во многом поддерживает научные методы. Особенно это проявляется в буддийских суждениях о разуме, материи, сознании.

В буддизме прослеживается большой авторитет священных писаний, и последователи учения стараются принимать на веру высказывания выдающихся учителей, будд, бодхисаттв и конечно же самого Будды Шакьямуни. Это похоже на аксиомы в математике, которые не требуют доказательств.

Но при этом в одной из сутр, известной как «Калама сутра», Учитель Шакьямуни говорит о том, что знания нужно получать в первую очередь эмпирически, то есть полагаясь на собственный опыт, а не на слова тех или иных учителей.

Отличной иллюстрацией сближения научного и буддистского мира можно считать фигуру нынешнего Далай-ламы XIV Тэнцзина Гьяцо. Он  часто участвует во встречах с представителями современной науки: физиками, генетиками, политологами — и явно хочет найти как можно больше точек соприкосновения.

Далай-ламу самого можно назвать человеком науки: он неоднократно читал лекции в известных университетах мира. Его библиография очень обширная, при этом добрая часть его книг перекликается с наукой.

Даже по отношению к практике клонирования Далай-лама в свое время отнесся весьма благосклонно – он считает, что она возможна, если поможет отдельным людям. Но все же Его Святейшество не поддерживает идеи повсеместного распространения клонирования. Также он считает, что недалеки времена искусственного сознания.

Буддийские и научные параллели

Согласно учению буддистов, причина страданий в этом мире – неведение. Чтобы достичь пробуждения, нужно получить особые знания, которые отражают истинную природу внешнего и внутреннего мира. И хотя методы получения знаний в буддизме и науке зачастую разнятся, они имеют множество точек соприкосновения.

В первую очередь можно провести параллели между буддизмом и направлениями философии. К ним относятся:

  • метафизика – раздел о реальной природе мира и бытия;
  • онтология – изучает принципы бытия;
  • гносеология – уделяет внимание познанию;
  • аксиология – раздел философии о ценностях;
  • логика – изучает законы, методы интеллектуального познания.

Связь духовного и научного начал особенно прослеживается в буддийских монастырях, которые выступают полноценным учебным заведением, где сотни монахов получают фундаментальное образование. Здесь они изучают философию, медицину, антропологию, участвуют в логических диспутах между собой.

Что касается точных наук, то здесь буддийское учение находит поддержку в трех направлениях:

  • астрофизика, которая отвечает на вопросы появления Вселенной;
  • элементарная физика, изучающая предметы на атомном и материальном уровне;
  • нейрофизиология, которая исследует, как работает мозг человека.

С физической точки зрения все представляется в виде материи или энергии. Их никто не может создать или уничтожить, они только преобразовываются. 

Это наталкивает на мысль, которую диктуют и физика, и буддийское учение: Бога, сотворившего Вселенную, не может существовать. А также это подтверждает, что перевоплощение – это не умирание одного существа и новое рождение другого, а преобразование.

В буддизме мир условно делится на материальную и нематериальную составляющие. Таким же образом все вокруг видят и физики: материя имеет форму частиц, а нематерия – это энергия, которая выглядит как волны.

Физические опыты показали, что форма субъективна и меняется в зависимости от наблюдателя – именно от него зависит, будет исследуемый предмет, явление материей или энергией. То же самое утверждает буддизм: любая ситуация зависит от восприятия ее наблюдателем.

При этом предметы в физике взаимосвязаны. Пребывая в единстве, все частицы и волны влияют друг на друга, преобразование одного ведет к преобразованию другого. Отсюда вытекает такое количество физико-математических законов, теорий.

Вам это что-то напоминает? Верно, об этом также говорит в первую очередь закон кармы – все явления взаимосвязаны, любой поступок имеет причины и влечет за собой кармические последствия.

Еще одна точка соприкосновения буддизма и науки относится к разряду нейрофизиологии, которая исследует особенности работы мозга. Для нее ум – это работа нервной системы, которая выливается во взаимодействие многочисленных импульсов. 

Они являются основополагающими для нормального функционирования человеческого организма. Другими словами, ум – наше все. Об этом же говорил Будда Шакьямуни двадцать пять веков назад.

Заключение

Во многом благодаря буддийской мысли и вкладу ее выдающихся представителей научный и духовный миры становятся все ближе друг к другу. Такая тенденция не может не радовать, потому что всестороннее развитие человека не представляется возможным без сочетания и того, и другого.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть вашу жизнь наполнит гармония, а тяга к знаниям не иссякнет никогда. Поделитесь статьей в социальных сетях, если она вам понравилась, и будем искать истину вместе.

До встречи!

Источник: http://o-buddizme.ru/filosofiya-buddizma/buddizm-i-nauka

Буддизм и наука

Д-р Берзин: Диалог между буддийскими учителями, такими как Его Святейшество Далай-лама, и учеными касался до сих пор преимущественно трех областей. Во-первых, это астрофизика и прежде всего вопросы возникновения и развития Вселенной.

Имеет ли она начало? Была ли она однажды сотворена или является частью вечного процесса? Во-вторых, это физика элементарных частиц, вопросы, относящиеся к структуре атомов и материи. В-третьих, это нейрофизиология, а точнее, вопросы о том, как работает мозг.

Эти три области являются основными во взаимодействии буддизма с современной наукой.

Один из выводов, к которому пришли и наука, и буддизм, состоит в том, что не существует творца. В физике теория сохранения материи и энергии утверждает, что материя и энергия не могут быть ни сотворены, ни разрушены, но лишь преобразованы. Буддисты полностью соглашаются с этим законом и распространяют этот принцип и на сознание.

«Ум» в буддизме означает осознавание явлений – как сознательное, так и бессознательное, – и осознавание явлений не может быть ни создано заново, ни разрушено, а только преобразовано.

Таким образом, перерождение – это просто преобразование в продолжающемся потоке личного осознавания явлений, но теперь уже с другим телом в качестве физической основы.

Физики – специалисты по элементарным частицам – часто говорят о роли наблюдателя при формулировании определения для какого-либо явления. Например, с одной точки зрения свет является материей, а с другой он представляет собой энергию.

К какому типу явлений относится свет, зависит от многих переменных, в частности от концептуальных рамок, которые использует исследователь для своего анализа.

Таким образом, явления не существуют сами по себе, как то или это, вне связи с сознанием, которое их постигает.

Буддизм утверждает то же самое: то, как существуют вещи, зависит от наблюдателя и концептуальных рамок, в которых он их рассматривает. Например, воспринимается ли определенная ситуация как ужасная проблема или как нечто решаемое, зависит от наблюдателя, то есть от участвующего в этой ситуации человека.

Если ее воспринимать в контексте: «Это безвыходная ситуация, и ничего нельзя поделать», – тогда действительно будет иметь место неразрешимая проблема.

Однако если ум определяет ситуацию иначе: «Это запутанно и сложно, но есть выход, если подойти к этому с другой стороны», – человек оказывается более открытым и с энтузиазмом подходит к возможным путям решения задачи. То, что становится грандиозной проблемой для одного, нисколько не пугает другого.

Это зависит от наблюдателя, так как наши жизненные ситуации не существуют сами по себе в качестве чудовищных проблем. Таким образом, наука и буддизм приходят к одному выводу: явления существуют как то или другое в зависимости от субъективного восприятия того, кто их наблюдает.

Сходным образом и нейрофизиологи, и буддисты отмечают зависимое происхождение вещей. Например, когда нейрофизиологи исследуют мозг, пытаясь отыскать ту его часть, которая ответственна за принятие решений, они обнаруживают, что в мозге нет отдельного органа или участка, «принимающего решения».

Нет маленького персонажа, называемого «я», который сидит в нашей голове, получая информацию от глаз, ушей и других органов чувств на дисплей, и, принимая решения, нажимает на кнопку, чтобы рука делала это, а нога то. Скорее решения являются результатом сложных взаимодействий обширнейшей системы нервных импульсов, а также химических и электрических процессов.

Все вместе они производят результат, то есть решение. Это случается без существования отдельной сущности, которая была бы «принимающей решения». Буддизм подчеркивает то же самое: нет постоянного, устойчивого «я», сидящего в нашей голове и принимающего решения.

Условно мы говорим: «Я переживаю то-то и то-то, я делаю то-то и то-то», – но в действительности то, что происходит, – результат очень сложного взаимодействия самых разнообразных факторов. В подходе к этим вопросам позиции современной науки и буддизма очень близки.

Буддизм определяет время как «меру изменения». Мы можем измерять изменение с помощью таких показателей, как движение планет или положение солнца на небе.

Мы можем измерять его и количеством лекций, посещаемых за семестр: мы уже прослушали двенадцать лекций, а две еще остались. Или мы можем измерять его физиологическими циклами: менструальными циклами, количеством дыханий и так далее.

Все это – различные способы измерения изменений, и время – это просто одна из таких мер изменения.

Время действительно существует, но, в зависимости от того, как мы его себе представляем, оно по-разному влияет на нас. Например, мы думаем: «У меня остался только один день до экзамена!» Поскольку мы воспринимаем данный отрезок времени как незначительный, то начинаем беспокоиться, так как времени не хватает.

Если мы подумаем по-другому: «Есть еще целых двадцать четыре часа», – тогда покажется, что времени для подготовки достаточно. Психологически все зависит от того, как мы на это смотрим. Если мы рассматриваем время как нечто плотное, фиксированное и тягостное, мы будем подавлены им, и нам его будет не хватать.

Однако если мы посмотрим на него открыто, тогда, сколько бы времени у нас ни было, мы будем стараться использовать его конструктивно, вместо того чтобы отчаиваться.

Буддизм не требует этого. Мы можем понять это из буддийского определения того, что можно назвать существующим. Существующее определяется как то, что может быть познано.

Если что-то не может быть познано, тогда оно не существует, например, рога зайца, волосы черепахи или губы цыпленка.

Мы можем вообразить человеческие губы у цыпленка, мы можем вообразить нарисованные в мультфильме губы цыпленка, но мы никогда не увидим губы цыпленка у самого цыпленка, поскольку их не существует. Этого явления не существует, так как оно не может быть познано.

Это подразумевает, что все существующее может быть познано. Наш ум, а именно умственная активность осознавания явлений, может охватить все. В текстах встречаются утверждения, что абсолютное находится за пределами ума и за пределами слов.

Прежде всего, я не люблю переводить этот термин (dam pa’i don) на английский как «абсолютное», потому что тогда по смыслу получается, что оно превыше нас, оно как бы находится наверху, в небесах. Вместо этого я предпочитаю переводить это как «глубочайшая истина о явлениях». Глубочайшая истина о явлениях действительно существует.

Она за пределами ума и за пределами понятий и слов в том смысле, что она за пределами наших обычных способов восприятия вещей. Язык и концептуальное мышление подразумевают, что вещи существуют в категориях черного и белого: хороший человек – плохой человек, идиот – гений.

Использование языка подразумевает, что вещи действительно существуют в строго оговоренных, независимых категориях: «Это глупый человек. Он не может ничего сделать правильно», «Это великий человек». Постижение реальности заключается в том, чтобы видеть, что вещи не существуют такими придуманными, невозможными способами, в категориях черного и белого.

Читайте также:  Хадаки - значение их в буддизме разных стран и республик

Вещи более многогранны и динамичны. Человек, может быть, не в состоянии сделать что-либо сейчас, но это не означает, что он идиот. Он или она может восприниматься в разных иных категориях и качествах – как друг, как отец или мать и так далее.

Итак, когда мы говорим, что глубочайшая истина о вещах – в том, что способ существования явлений выходит за пределы ума и за пределы слов, это означает, что вещи не существуют теми способами, которые подразумеваются при использовании языка и понятий. И наше сознание действительно способно усвоить это.

Речь не идет о том, что наш ум не может объяснить определенные явления и потому нам требуется уверовать, чтобы их постичь. Буддизм никогда не требует от нас слепой веры. Наоборот, Будда говорил: «Не принимайте на веру то, что я говорю, только из уважения ко мне, но проверяйте это сами, как вы проверяли бы золото, перед тем как его купить». Это верно на всех уровнях буддийского учения.

Возможно, вначале логика некоторых положений буддийского учения вовсе не покажется нам очевидной. Однако мы не отвергаем что-либо просто потому, что сразу не можем это понять. Благодаря терпеливому изучению и исследованию того, что мы прежде не понимали, постепенно оно начинает приобретать для нас смысл.

Видео: Геше Лхакдор — «Вклад буддизма в науку»
Чтобы включить субтитры, кликните на иконке «Субтитры» в правом нижнем углу окна с видео. Сменить язык субтитров можно, кликнув по иконке «Настройки».

Источник: https://studybuddhism.com/ru/prodvinutyy-uroven/istoriya-i-kultura/buddizm-v-sovremennom-mire/buddizm-i-nauka

Буддизм и наука: точки соприкосновения

УДК 294.321

БУДДИЗМ И НАУКА: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

А.В. Дубоделова

Сибирский кадровый центр, г. Томск E-mail: anastasiya. dubodelova@mail. ru

Автор излагает свою точку зрения на возможность сотрудничества между современной наукой и религиозностью. С целью создания диалога и сотрудничества между физикой и буддизмом.

На основе главных положений и открытий современной науки автор рассматривает вопрос возможности выработать единую точку зрения в отношении таких, казалось бы, несовместимых представлений как наука и религия, создавая тем самым предпосылки для целостного взгляда на мир, в котором они становятся двумя равноправными подходами к изучению единой реальности.

Ключевые слова:

Материальный мир, мировоззрение, буддизм, реальность, наука, рассматривать, связь, религия, открытие, познание, пустота, источник, понимание, физика, единство.

Современная нау^ достигла высокого уровня развития в том, что касается изучения материального мирa. Могут ли противоречить эти достижения традиционным мировоззренческим системам (например, буддизму). И как буддизм перекликается с научными открытиями последнего столетия? Как современная наука понимает реальность? Каков буддистский взгляд на реальность?

Цель настоящей работы – определить и разобраться, что общего между этими взглядами на реальность. Именно поэтому в данной работе сделана попытка найти связи между наукой и буддизмом. Задачей автора, в первую очередь, было рассмотреть наиболее общие точки соприкосновения науки и буддизма.

Существует общепринятое мнение, что религия и наука – это совершенно разные области. Эмпирическое царство науки представляет собой набор теорий и явлений, которые касаются мира, видимый вокруг, тогда, как религия оперирует догмами и делает основной упор на моральные ценности.

Несмотря на то, что в буддизме, бесспорно, присутствует набор таких религиозных элементов как храмы (дацаны), монахи (ламы), ритуалы и молитвы, он обладает широким спектром эмпирических методов для исследования природы ума, выдвижения различных гипотез и их доказательств; буддизм строит и обосновывает теоретические системы, которые описывают универсум.

Можно найти много общего между буддийским взглядом на реальность и тем, как ее понимает современная наука. Эти идеи не принадлежат, конечно, исключительно буддизму -их можно найти в большинстве древних восточных философских систем. Однако буддизм на удивление гармонично перекликается с научными открытиями последнего столетия.

Чтобы проиллюстрировать эту мысль, рассмотрим три основных понятия буддизма – пустоту, взаимозависимость и природу реальности, и их аналоги в современной научной мысли [1].

С точки зрения буддизма, две кажущиеся взаимоисключающими модели восприятия – материалистическая и нематериалистическая, духовная и научная, интуитивная и рациональная, есть не что иное, как способы познания реальности.

Пустота – это то, из чего все появляется, и куда все возвращается. Будда учил, что реальность возникает из пустоты – недвойственного и неисчерпаемого источника. Например, стул, на котором вы сидите, компьютер, в который смотрите, и даже ваше тело возникают в

Дубоделова Анастасия Викторовна, магистрант кафедры инженерного предпринимательства Института социально-гуманитарных технологий ТПУ, менеджер по работе с персоналом Сибирского кадрового центра, г. Томск. E-mail:

anastasiya. dubodelova@mail.ru Область научных интересов: теория познания, соотношение религии и науки, методология наук, религиоведение.

настоящий момент из пустоты. Пустоту можно считать полем, обладающим неограниченным потенциалом возможностей, чтобы понять это, нам потребуется пересмотреть наше понимание материальной реальности. И тогда мы увидим, что пустота очень близка к понятию квантового поля в квантовой физике.

Наша реальность обладает дуалистической природой. Вещество, из которого состоят предметы и явления, одновременно существует в нематериальной форме волны и материальной форме частицы. Частица в волновой форме не имеет определенного положения в пространстве и времени, она одновременно находится повсюду, распределена по всей вселенной.

Идея единства или взаимозависимости в буддизме означает, что все во вселенной тесно взаимосвязано. Представление, будто мы существуем независимо от других людей и от окружающего нас мира, – это иллюзия. Подлинная природа и нас самих, и реальности – это полное слияние или единство. Рассмотрим, как эти идеи согласуются с тем, что говорит нам современная физика.

А. Эйнштейн не принял квантовую теорию. В 1935 г. совместно с физиками Борисом Яковлевичем Подольским и Натаном Розеном он выпустил работу, которая дополнила квантовую теорию. Эйнштейн и его соавторы обнаружили еще одно странное явление квантовой физики – квантовую перепутанность.

Это явление заключается в том, что две частицы, взаимодействующие друг с другом, «перепутываются», между ними возникает особое состояние взаимосвязи.

Теперь, когда на одну из этих частиц оказывают воздействие, например путем измерения или наблюдения, другая частица моментально и в точности повторяет поведение первой независимо от того, находятся ли они в разных концах комнаты или вселенной [2].

По сути, «перепутанные» частицы ведут себя, как если бы они были одним объектом, а не несколькими, и этим можно было бы объяснить странное взаимодействие на расстоянии. Независимо от положения во времени и пространстве две частицы всегда будут взаимосвязаны.

Всё, что мы есть – это конечный результат наших мыслей. «Ум – это всё», – Будда.

В буддизме ум является центром нашей реальности. Он не просто часть реальности, он же и создаёт реальность. Восточные традиции считают ошибочной идею существования мира вне контекста нашего сознания, мира, отделенного от ума. В действительности, всё – это ум.

Похоже, почти через два с половиной тысячелетия после Будды квантовая физика обнаружила ту же самую истину.

Всякое вещество существует лишь благодаря силе (которая вызывает колебания атомных частиц и поддерживает целостность микроскопической солнечной системы атома). За этой силой кроется сознательный разум, являющийся матрицей всякой материи.

Известный немецкий физик Вернер Гейзенберг предположил, что самим фактом наблюдения за атомным миром мы воздействуем на него. Он пришел к выводу, что невозможно одновременно знать скорость частицы и ее положение в пространстве. Если положение электрона точно определено, невозможно ничего сказать о его скорости. Он назвал это принципом неопределенности.

«То, что мы наблюдаем, – это не сама природа, а природа, которая выступает в том виде, в каком она представляется нам благодаря нашему способу постановки вопросов. Сознательное наблюдение связано с наблюдаемым событием и фактически определяет его место в пространстве. Реальность создается наблюдающим её умом.

Далай-лама еще в 2007 г. говорил: «Мы все глубоко заинтересованы в близких отношениях между современной наукой и исследованием внутренних измерений человеческого сознания. Ведь мы живем в физическом мире. У нас есть помимо сознания физическое тело, и они тесно связаны между собой.

Действительно ведь именно переживание нами физических ощущений и связанных с ними эмоций наделяет нас чувствами.

Однако если сравнивать влияние физического и ментального на нашу жизнь, то оказывается, что сознательными усилиями можно подавить физическую боль; следовательно, духовное благополучие и удовлетворение оказывается, в конце концов, более важным для нас, нежели физический дискомфорт или неустроенность.

Это одна из причин того, что духовность, внимание к нашему внутреннему миру столь важно. С другой стороны, если человек в духовном смысле не счастлив, то простой физический комфорт не облегчит его душевную боль.

До недавнего времени эти две области – наука и духовность, оставались далеки друг от друга, но по-моему, ситуация меняется.

К примеру, хоть я и буддист, но, если бы я держался только за буддистское учение и пренебрегал современными научными данными, я бы считал, что мир плоский и находится в центре вселенной и что Солнце и Луна вращаются вокруг него.

Очевидно, что если бы я занял такую крайнюю позицию и держался в стороне от науки, тогда я сам бы страдал от недостатка знания» [3].

Далай-лама не устает повторять, что смысл жизни в том, чтобы быть счастливым, его перу принадлежат книги с такими названиями: «Смысл жизни», «Буддийская практика: путь к жизни, полной смысла».

Между Буддизмом и наукой существует как удивительные сходства, так и различия. Теперь посмотрим, какой диалог может завязаться между ними и какую пользу он может принести.

Некоторые темы скорее допускают диалог между наукой и буддизмом, чем другие. Например, как в современной физике, так и в буддизме имеется четкое представление о таких понятиях, как пространство, время, фундаментальная природа материи и т. д.

Хотя их взгляды на эти фундаментальные вопросы различаются, тем не менее, существуют области, в которых может завязываться плодотворный диалог. С другими темами возникает больше проблем.

В то время как в буддизме, к примеру, выработана четкая концепция природы сознания, в современной науке не существует общепринятого взгляда на природу сознания: множественность мнений относительно природы сознания, имеющая место в современной науке, затрудняет диалог с буддизмом на эту тему.

Наука концентрируется скорее на состояниях сознания или на содержании сознания, чем на внутренней и субъективной его стороне. Но, не смотря на трудности, плодотворное взаимодействие все же возможно.

Приведем конкретный пример. Гнев – злейший знак сострадания, и буддизм много говорит на эту тему.

С точки зрения науки гнев имеет много физиологических и психологических компонентов, поддающихся численной оценке и измерению, таких как изменение кровяного давления, пульса, сигналов мозга и тому подобное.

То есть сразу видно, что гнев легко может стать темой для совместной дискуссии буддистов и ученых. Это область, в которой они могут содействовать друг другу.

Величайшим поборником диалога науки с буддизмом является Далай-лама. Он вложил столько своего времени и энергии в этот диалог.

В своей работе «Вселенная в одном атоме» есть одна фраза, которую он часто произносил и раньше, о том, как наука может повлиять на буддизм.

Он пишет: «Мои рассуждения о науке основываются на моей глубокой вере в то, что как в науке, так и в буддизме понимание природы реальности достигается средствами критического исследования» [3].

Возникает вопрос, может ли буддизм влиять на содержание и практику науки? Например, буддизм может многое сказать о различных ментальных состояниях, таких как радость или гнев, а изучение этих состояний может предоставить информацию и сформулировать науку. В качестве примера рассмотрим влияние медитации на мозг.

Последние исследования состояния мозга во время медитации обнаружили значительные изменения, которые можно отнести именно к медитации. Это, безусловно, является плодотворной областью для взаимодействия науки и религии и дальнейших исследований.

Далай-лама приводит и другие примеры таких плодотворных в смысле взаимодействия науки и буддизма областей.

Исходя из всего сказанного, можно утверждать, что буддизм способен направлять полемику между религией и наукой в новое русло.

Читайте также:  Четыре истины буддизма - в чем они заключаются?

Главным различием между буддизмом как исследовательской традицией и наукой в ее нынешнем состоянии – доминирование объективистского метода независимого исследования в науке интроспективного и субъективного наблюдения в буддийской медитативной практике [4]. По мере того как развивались технологии нейровизуализации, стало возможным ближе наблюдать физические соответствия богатого мира нашего субъективного опыта, такие как нейронные связи, биохимические реакции.

Буддийский подход к изучению сознания основан на рассмотрении всех возможных состояний ума и способов его функционирования, а также на понимании причинной динамики этих процессов. Именно в этой области современных ученых может заинтересовать буддийское

понимание, поскольку, как и в науке, буддийские исследования сознания основаны на эмпирическом опыте.

Буддизм никогда не требует от людей слепой веры. Наоборот, Будда говорил: «Не принимайте на веру то, что говорю, только из уважения ко мне, но проверяйте это сами, как вы проверяли бы золото перед тем, как его купить» [5]. Это верно на всех уровнях буддийского учения.

Сам Далай-лама глубоко заинтересован в сближении духовности и науки.

Он регулярно встречается с западными учеными, чтобы сопоставить учения буддизма с последними исследованиями в области нейрофизиологии, астрофизики и физики (прежде всего вопросы возникновения и развития Вселенной).

В своей книге «Вселенная в одном атоме» он пишет: «Если в ходе научных исследований будет доказана ложность некоторых утверждений Буддизма, то мы должны отказаться от них и признать открытия, сделанные учеными» [3].

Есть замечательная книга Фритьофа Капры «Дао физики» [6]. В ней он описывает вопросы пересечения новой физики с восточными учениями. Он утверждает, что практические результаты исследования зависят от образа мышления самого ученого.

Общие законы человеческого познания, которые проявляются и в открытиях атомной физики, не являютсяся чем-то невиданным. Они существовали в нашей культуре, занимая важное место в индуистской философии и буддизме.

Восточные мистики стремятся к непосредственному восприятию действительности, превосходящему как чувственное, так и рациональное познание. Буддисты называют такое знание «абсолютным», поскольку оно не опирается на разграничения, абстракции и классификации интеллекта, которые всегда условны и приблизительны.

Интеллект расценивается как одно из средств, помогающих «расчистить путь» для непосредственного мистического прозрения, который в буддизме называется «пробуждение». Сама действительность или пустота – единственный источник всей жизни и единственное содержание всех форм [2].

По мнению автора, все существа, и в особенности человек, имеют право на счастливую и успешную жизнь. В этом смысле наука и технология дали нам многое.

Благодаря успехам науки и технологии некоторые фундаментальные проблемы человечества были решены, но другие страдания – болезни и голод, например, остаются.

Нет сомнений, что наука и технология могут помочь нам стать счастливыми и что наука – очень ценный, неисчерпаемый источник знания.

Однако, несмотря на достижения во многих областях, мы пока не знаем, как наука и технология смогут справиться с бедами и несчастиями, от которых страдает так много людей.

Более того, автор полагает, что главное лекарство от ментальных проблем по своей природе лежит в самом сознании и что реальная возможность решить проблемы с сознанием существует только на ментальном уровне.

Следовательно, наряду с наукой и технологией также необходимо развитие духовности, включая воспитание милосердия и сострадания, которые лежат в основе нашего счастья.

Говорить о буддизме как о религии можно лишь в самом общем, неопределенном смысле. Потому что изучать буддийскую литературу и буддийские дисциплины – совсем не то же самое, что исследовать, например, идеи, которые более значимы для римской католической церкви.

Подлинные основы буддизма ближе к сфере психотерапии или к офтальмологии, чем к выбору между различными системами веры, которые, как считают на Западе, и есть религии. Буддизм, будь то хинаяна или махаяна, не является системой доктрин и заповедей, которые требуют нашей веры и послушания.

Скорее, это метод коррекции нашего способа восприятия, метод преображения сознания [7]. Он в большей степени экспериментален и эмпиричен. Подлинной же сущностью буддизма следует считать непосредственный, невербальный опыт, а не набор верований, идей или же правил поведения.

Реальное содержание и цель буддизма состоит в расширении нашего сознания, через философские наставления и рассуждения Будды. И только это, а не какая-то совокупность концепций, должно стать значимым для развития современной мысли.

В заключение хотелось бы сказать, что буддизм и современная наука могут идти рука об руку. Диалог между буддийскими учителями, такими как Его Святейшество Далай-лама, и учеными продолжается.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кочетов А Н. Буддизм. – М.: Наука, 1983. – 404 с.

2. Мэнфилд В. Тибетский буддизм и современная физика. – М.: Новый Акрополь, 2010. – 208 с.

3. Далай-лама XIV Тензин Гьяцо. Вселенная в одном атоме. Наука и духовность на служении миру. – Элиста: Океан Мудрости, 2010. – 208 с.

4. Альбедиль М.Ф. Буддизм. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.: ил.

5. Берзин А.Г. Чодрон Тубтен. Буддизм и наука. – Сингапур: Буддийский центр амитабхи, 1999. – 325 с.

6. Капра Ф. Дао физики. – М.: ОРИС, 1994. – 165 с.

7. Торчинов Е.А. Краткая история буддизма. – СПб.: Амфора, 2008. – 349 с. Поступила 28.01.2013 г.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/buddizm-i-nauka-tochki-soprikosnoveniya

Буддизм и наука, или что необуддизм знает об эволюционной психологии

— Учитель, во время медитации мой мозг продолжает блуждать.
— Это хорошо
— Но я заметил, что это происходит постоянно!
— Очень хорошо.
— Почему?
— Хорошо, что ты всегда это замечаешь ⓘДиалог из книги Why Buddhism is True: The Science and Philosophy of Meditation and Enlightenment (by Robert Wright, 2017); на русский язык не переводилась. — Прим. автора..

Представьте, что вы находитесь в устаревшем космическом корабле и вам нужно совершить полет за пределы орбиты, но система едва ли на это рассчитана — мощности критически не хватает, а навигационное оборудование бессовестно лжет. Так вот, пилот – это и есть ваше сознание, закованное в тело и пытающееся выйти за пределы иллюзий, разработанное в мире, которого больше нет: привет, эволюция!

Журналист и лауреат Пулитцеровской премии Роберт Райт в своей последней, ещё не переведённой на русский язык книге «Почему буддизм – правда», предлагает медитацию в качестве супертоплива для космических полетов и делится личным опытом пути к просветлению человека, который раньше мог прийти в ярость по пути на работу или поглотить обед в виде банки сардин прямо над раковиной [1].

Интерес Роберта к природе человеческого поведения был сформулирован еще в книге «Моральное животное», вышедшей в 1994 году и захватившей умы не только диванных философов, но и выдающихся современников [2].

Истоки наделения Нео красной таблеткой можно искать в тех далеких временах, когда, еще будучи братьями, Вачовски дали молодому Киану Ривзу «Моральное животное» в качестве домашнего чтения при подготовке к съемкам первой части «Матрицы».

В своей последней работе Райт рассматривает буддизм, максимально освобождая его от флера сверхъестественности. Здесь Сиддхартха Гаутама – не мистическое божество, а исследователь своего времени, сам-себе-психолог, ищущий избавления от страданий, называемых Дуккха ⓘДуккха (санск.

— «беспокойная неудовлетворенность»).

В то же время Райт не пытается доказать, что сверхъестественные идеи кармы и реинкарнации являются устаревшими моральными доктринами, которые позволяли придерживаться достаточно успешной модели поведения лишь в контексте палийской культуры 2,5 тысячи лет назад.

Авторский подход к буддизму пропитан научным интересом и знанием достижений эволюционной психологии, что вообще характерно для новой волны обращения к восточным практикам в западном мире.

Восточная философия и физика: что их объединяет

Первые две случились, когда миссионеры из Новой Англии открыли мир Востока в девятнадцатом веке и впечатлили выдающихся современников — от Льва Николаевича Толстого ⓘРечь о работе Л. Н. Толстого «Сиддарта, прозванный Буддой, т. е. святым» (1886 г.). — Прим. автора.

до Карла Густава Юнга, написавшего собственный комментарий к Тибетской книге мертвых.

Затем, с середины двадцатого века, увлечение восточной философией вылилось в то, что мы называем поколением хиппи, представители которого выступали против милитаризма и чрезмерного потребления, и сделали некогда из Непала своеобразную «Мекку» культуры Нью Эйдж.

Сегодняшний интерес к медитации трансформировался в ультимативное учение по увеличению эффективности, почти такое же, как семинары Тони Роббинса.

Книги вроде «Как достичь просветления: практическое руководство по 10-минутной медитации», «Осознанность как инструмент масштабирования бизнеса» эффектно используют современные ценности, размывая буддизм до еще одного тренда буржуазного общества вроде йоги или зеленых смузи.

Именно поэтому наступающая третья волна необуддизма на западный мир въезжает на рельсах научных достижений эволюционной биологии и поведенческой психологии, осознанно равно удаляясь от мистики и популизма.

Роберт Райт наряду с буддийским исследователем Стивеном Батчелором ⓘСтивен Батчелор – исследователь буддизма и просветитель, автор ряда книг, в том числе «После буддизма». — Прим. авт. и израильским историком Юваль Ной Харари, автором нашумевшей «Sapiens. Краткая история человечества», объясняют, почему мы, люди, столь несовершенны, хоть и кажемся себе прекрасными созданиями природы.

И если вы думаете, что человек – это сознание, наделенное чувствами, то знаменитая нейроанатом Джил Боулт Тейлор в своей книге «Мой инсульт был мне наукой» спешит вас расстроить: человек – это машина, обрабатывающая чувства, у которой есть элементы сознания.

Итак, медитация, по мнению Райта, – это не метафизический путь к высшему плану. Это сознательная попытка исследовать себя и сделать свою жизнь лучше. Райт пишет:

Медитация позволяет увидеть, насколько эмоциональные реакции могут быть разрушительными и совершенно неадекватными и какие триггеры вызывают их.

С точки зрения устройства у мозга нет задачи дать точное отражение реальности, основной фокус – это передача генного материала следующим поколениям, и искажения восприятия, которые нам присущи, нацелены именно на это.

Кроме того, человеческое восприятие мира основано на пяти чувствах, и собираемая информация проходит через лимбическую систему, которая наполняет ее эмоциями. Это означает, что восприятие мира наделяется эмоциями до попадания в зону мозга, отвечающую за логическое мышление.

Смотрите по теме Существует ли реальность? Да, но мы её не видим (Дональд Хоффман на TED)

Например, многие иррационально страдают от арахнофобии, испытывая неконтролируемый ужас при виде пауков.

Недавно было проведено исследование новорожденных, подтверждающее, что они испытывали больший страх перед изображениями пауков по сравнению с изображениями цветов.

Страх, заложенный в нас эволюцией, помогал выжить на протяжении 90% времени существования нашего вида, но едва ли адекватен условиям современности.

Несовпадение между причиной и реакцией глубоко заложены в эволюции. Мы собрали от своих человеческих и нечеловеческих предков целый комплекс генных реакций, сформированных для успешного существования в мире, которого уже не существует.

Иррациональность собственного поведения Райт исследовал на примере со сладким пончиком: организм обожает получать ценные источники энергии, заключенные в сахарах.

Дикому человеку нечто сладкое попадалось не так уж часто.

Тогда инстинкты кричали – «Бери, это редчайшая возможность!» Прекрасно осознавая факт вредности такого рода еды, мы продолжаем быть к ней привязанными нашими базовыми инстинктами.

Это еще одна иллюстрация иллюзорности власти сознания над действиями индивида, и мера нашей возможности контролировать и осознавать свое поведение гораздо меньше, чем нам кажется. В качестве примера попробуйте заставить свой мозг сфокусироваться на дыхании и больше ни на чем – так мускул медитации позволит контролировать остальные сферы жизни, и здесь нет никакого мистического секрета.

Люди – это животные, закованные в цикл поиска удовольствий и плохо ощущающие себя между этими остановками. По мнению тибетского учителя Йонге Мингьюра Ринпоче, счастье – это выбор между дискомфортом понимания своих ментальных привязанностей и дискомфортом возможности быть ими подчиненным.

Казалось бы, что может быть проще? Однако сегодня, чтобы выбраться из колеса привязанностей, не обязательно обретать просветление. Некоторым достаточно научиться на этом зарабатывать: последняя Нобелевская премия в области экономики была отдана за открытия в области поведенческой экономики, раскрутившей колесо денежной сансары до небывалых доселе скоростей.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

медитациянаукарелигияфилософия

Источник: https://monocler.ru/buddizm-i-nauka/

Буддизм и наука

Буддизм и наука – ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ: ПУСТОТА, ЕДИНСТВО И ПРИРОДА РЕАЛЬНОСТИ.

Между буддийским взглядом на реальность и тем, как ее понимает современная наука, можно найти много общего. Эти идеи не принадлежат исключительно буддизму – их можно найти в большинстве древних восточных философских систем.

Однако буддизм на удивление гармонично перекликается с научными открытиями последнего столетия.

Чтобы проиллюстрировать эту мысль, рассмотрим сперва три основных понятия буддизма – пустоту, взаимозависимость и природу реальности и их аналоги в современной научной мысли.

Мы будем исходить из того, что две кажущиеся взаимоисключающими модели восприятия – нематериалистическая и материалистическая, интуитивная и рациональная, духовная и научная, – есть не что иное, как два способа познания реальности, две стороны одной медали. Во время просмотра этого видео важно не забывать, что существует огромная разница между тем, как мы воспринимаем реальность и тем, какова она на самом деле.

Пустота

Читайте также:  Что такое ступа в буддизме и какие их виды существуют

Пустота это то, из чего все появляется и куда все возвращается. Будда учил, что реальность возникает из пустоты – не двойственного и неисчерпаемого источника. Например стул, на котором вы сидите, компьютер, в который смотрите, и даже ваше тело возникают в настоящий момент из пустоты. Чтобы проиллюстрировать эту мысль, представьте себе сон.

В этом сне есть слон, и есть вы. Вы думаете: «Вот это я, а вот это слон». Кажется, что это два независимых существа. Но когда вы просыпаетесь, то понимаете, что и вы сами и слон в вашем сне были проявлениями вашего сознания во время сна – источника этого сна и бесконечного многообразия всевозможных миров сновидений.

Пустоту можно также представить как страницу книги. Мы можем воспринимать страницу книги, на которой ничего не написано, как пустую. Хотя сама по себе страница не несет смыслового послания, на ней можно разместить бесконечное многообразие слов, предложений и историй.

Таким образом, пустоту можно считать полем, обладающим неограниченным потенциалом возможностей. Чтобы приблизиться к пониманию этого, нам потребуется пересмотреть наше понимание материальной реальности. И тогда мы увидим, что пустота, или то, что называют Дао в даосизме и Брахманом в индуизме, очень близка к понятию квантового поля в квантовой физике.

Но для начала давайте рассмотрим то, что выглядит как материальная реальность.

Параллели: Корпускулярно-волновой дуализм

Наша реальность обладает дуалистической природой. Вещество, из которого состоят предметы и явления, одновременно существует в нематериальной форме волны и материальной форме частицы. Частица в волновой форме не имеет определенного положения в пространстве и времени. Можно сказать, что она одновременно находится повсюду, распределена по всей вселенной.

Представьте, что вы держите в руке яблоко. Как частица это яблоко обладает точными координатами в пространстве и времени, в нашем случае – находится у вас в руке.

Но может ли яблоко быть не только у вас в руке, но и растянутым по всем возможным состояниям? Возможно ли это? Как может то, что кажется твердым, одновременно твердым не быть? И как может то, что вроде обладает определенным положением в пространстве и времени, быть распределено в пространстве?Как ни поразительно выглядит этот факт, он подтвержден экспериментами, проведенными тысячи раз с одним и тем же результатам. И то, что сперва привело сообщество физиков в шок, теперь стало хорошо известным и общепринятым фактом. В конечном итоге выяснилось, что фактором, определяющим будет ли частица вести себя как частица или как волна, является сам наблюдатель – человеческое сознание. Свойства частицы не установлены заранее, они определяются самим сознанием, воспринимающим частицу. Итак, то, что выглядит как «твердая» реальность, это лишь один из двух аспектов реальности, которая может иметь форму волны и форму частицы.

Пустота атомов

99 целых и двенадцать девяток после запятой процентов атома занимает пустое пространство. Этот факт снова заставляет нас пересмотреть то, как мы воспринимаем самих себя и реальность. Если наше тело и все вокруг нас большей частью состоит из пустого пространства, почему тогда предметы выглядят твердыми на взгляд и на ощупь? Это ощущение твердости создается силами отталкивания или притяжения между атомами, похожими на силы, действующие между двумя магнитами, поднесенными друг к другу. Наши руки, ноги, пальцы на самом деле никогда ни к чему не прикасаются, а лишь испытывают силу отталкивания, которая создает ощущение твердости. Хотите верьте, хотите нет, но на самом деле вы не касаетесь стула, на котором сидите, а скорее висите над ним, за счет того что атомы стула и вашего тела отталкивают друг друга. В действительности всё скрепляет и заставляет реальность выглядеть «твердой» океан колеблющейся энергии, а не что-то вещественное. Не только ваше тело, но и все что вы видите, чувствуете и с чем взаимодействуете, по большей части состоит из пустоты.

Квантовое поле

В квантовой физике есть понятие квантового поля. Это электромагнитное поле, из которого происходит материя. Частицы, происходящие из этого поля, не являются самостоятельными, но представляют собой разные формы одной системы. То есть поле и материя, возникающая из этого поля, есть одно и то же.

Следовательно, мы могли бы рассматривать вещество, как области пространства, где поле чрезвычайно сильно… В нашей новой физике не было бы места и для поля, и для вещества, поскольку единственной реальностью было бы поле. ~ Альберт Эйнштейн.Представьте, что поле это бурный океан.

Волны постоянно поднимаются и опускаются. Самая верхушка гребня волны и есть источник, из которого появляется вещество и наша реальность. Остальная часть океана лежит за пределами нашего восприятия, но, тем не менее, существует как потенциальный источник вещества.

Итак, вещество возникает из поля и в поле возвращается. Это поле – сплошная среда, распределенная по всему пространству и времени. Можно провести параллель между понятием поля и идеей пустоты.

Из этого поля появляются не только все частицы, которые мы воспринимаем, но также основы всех без исключения атомов, составляющих нас самих и вселенную в целом.

Единство

Идея единства или взаимозависимости в буддизме означает, что все во вселенной тесно взаимосвязано. Представление будто мы существуем независимо от других людей и от окружающего нас мира, это иллюзия.

Подлинная природа и нас самих, и реальности это полное слияние или единство. Рассмотрим, как эти идеи согласуются с тем, что говорит нам современная физика.

Параллели: Квантовая перепутанность

Эйнштейн не принял квантовую теорию. В 1935 году совместно с физиками Подольским и Розеном он выпустил работу, которая не только не развенчала квантовую теорию, но и дополнила ее. Попутно Эйнштейн и его соавторы обнаружили еще одно странное явление квантовой физики – квантовую перепутанность.

Это явление заключается в том, что две частицы, взаимодействующие друг с другом, «перепутываются», между ними возникает особое состояние взаимосвязи.

Теперь, когда на одну из этих частиц оказывают воздействие, например путем измерения или наблюдения, другая частица моментально и в точности повторяет поведение первой независимо от того, находятся ли они в разных концах комнаты или вселенной. Эйнштейну это показалось столь странным, что позднее он назвал это явление «призрачным действием на расстоянии».

Чтобы понять насколько странно это явление, представим, что у вас и у вашего друга есть два бейсбольных мяча, которые «перепутались». Как бы далеко друг от друга вы ни находились, каждый из мячей будет моментально реагировать при любом воздействии на другой мяч. Это может происходить на расстоянии метра, километра и даже сотен световых лет.

По сути «перепутанные» частицы ведут себя, как если бы они были одним объектом, а не несколькими, и этим можно было бы объяснить это странное взаимодействие на расстоянии. Независимо от положения во времени и пространстве две частицы всегда будут взаимосвязаны.

Если теперь мы мысленно вернемся к сингулярности, предшествовавшей Большому взрыву, когда вся наша вселенная была сжата до точки размером меньше атома, мы поймем, что всё вещество и энергия, воспринимаемые нами сейчас, были и всегда пребудут «перепутанными» или взаимосвязанными. Не указывает ли квантовая перепутанность на подлинное единство всего во вселенной?

Квантовое поле

Мы существуем в море энергии, соединяющем все атомы от тех, которые участвуют в создании этого видео до тех, что возникают при рождении новой звезды во вселенной.

Поле, из которого появляются атомы, распространено по всему пространству и времени подобно паутине. Квантовое поле это паутина, соединяющая жизнь, энергию вещество и существование в единую систему.

Все, что мы ощущаем, имеет единый взаимосвязанный источник.

Ум и реальность

Всё, что мы есть – результат наших мыслей. Ум – это всё. ~ Будда.В буддизме и многих других мистических традициях ум является центром реальности. Он не просто часть реальности, он же и создаёт реальность, подобно тому, как наше сознание в момент сна создает миры наших сновидений.

Восточные традиции считают ошибочной идею существования мира вне контекста нашего сознания, мира, отделенного от ума. В действительности, всё – это ум. Похоже, почти через два с половиной тысячелетия после Будды квантовая физика обнаружила ту же самую истину.

Всякое вещество существует лишь благодаря силе…[которая вызывает колебания атомных частиц и поддерживает целостность микроскопической солнечной системы атома…] Мы должны предполагать, что за этой силой кроется сознательный разум, являющийся матрицей всякой материи.

~ Макс Планк, создатель квантовой физики.

Параллели: Принцип неопределенности

Известный немецкий физик Вернер Гейзенберг предположил, что самим фактом наблюдения за атомным миром, мы воздействуем на него. Он пришел к выводу, что невозможно одновременно знать скорость частицы и ее положение в пространстве. Если положение электрона точно определено, невозможно ничего сказать о его скорости. Он назвал это принципом неопределенности.

«То, что мы наблюдаем, – это не сама природа, а природа, которая выступает в том виде, в каком она представляется нам благодаря нашему способу постановки вопросов». Вернер Карл ГейзенбергЭто происходит не из-за ограниченности нашего восприятия или несовершенства измерительных приборов, и указывает на то, что по своим свойствам электроны схожи с миражом.

Сознательное наблюдение связано с наблюдаемым событием и фактически определяет его место в пространстве или импульс.Реальность создается наблюдающим её умом.Физик Джон Уиллер, считая активное участие наблюдателя самой важной особенностью квантовой теории, предложил заменить слово «наблюдатель» словом «участник».

Эксперимент с двумя щелямиЭксперимент с двумя щелями, изначально задуманный для изучения природы света, произвел революции в квантовой физике и нашем понимании реальности. В этом эксперименте частицы пропускают через две щели, за которыми расположен чувствительный элемент, фиксирующий место их падения. То, что увидели физики, было поразительно.

Частицы, считавшиеся до сих пор материальными, вели себя как волны. И поведение их зависело от того, наблюдают их или нет. В отсутствие наблюдения разные возможные варианты поведения частиц находятся в суперпозиции (накладываются друг на друга). В присутствии наблюдателя частицы фиксируются на поверхности за барьером согласно конечным вероятностям.

Представим себе, что проводим этот эксперимент с бейсбольными мячами. Тогда, если бы мы смотрели на мячи, проходящие сквозь щели, то увидели бы, как они ударяются в строго определенное место на экране с другой стороны. Если мы не смотрим, как мячи проходят через щель, то в результате получим интерференционную картину.

Другими словами в отсутствие наблюдателя бейсбольный мяч ведет себя как волна, то есть проходит через обе щели одновременно. У бейсбольного мяча появляется положение в пространстве только тогда, когда ваш ум или сознание определят его, но не раньше. Этот эксперимент проводили тысячи раз с частицами размером с молекулу из 80 атомов углерода, и всякий раз получали одинаковый результат.

Реальность не существует без ума, определяющего её. В отсутствие сознания реальность существует лишь как бесконечный набор вероятностей. Физики столкнулись с тем, о чем мистики говорят уже более двух тысяч лет. Реальность это проекция ума.

Выводы и последствия

Границы между наукой и духовностью неизбежно становятся все более размытыми, а понятия взаимозаменяемыми. Погрузившись в науку в попытках уйти от всего духовного, религиозного, мистического, мы остались стоять на пороге важных перемен в человеческой истории.

За этим порогом нас ждет новая цивилизация, свободная от вчерашних догм, принимающая новое видение мира, и создающая новую мифологию 21-го века.

Чтобы перешагнуть через порог, нам надо хотеть задавать вопросы, надо быть готовыми разобрать на части собственную систему верований, оставив предубеждения пуститься на поиски истинной природы реальности.

Последствия будут огромными, и они полностью в наших руках, ведь подлинные перемены берут начало в нас самих.

Во имя тех, кто был до нас, и тех, кто придет после нас, мы должны пробудиться к новому глобальному взгляду, который видит не ненависть, но любовь, не разделение, но единство, не конфликт, но сострадание. Я оставляю вас с этим посвящением: «Пусть все существа будут счастливы, пусть все существа избавятся от страданий, да не будут они разлучены со счастьем, да пребудут в равностности, свободной от ненависти и привязанности». Спасибо за внимание!

Буддизм и наука – точки соприкосновения

Джеральд Пенилла (Gerald Penilla)

Перевод и озвучание: Наталья Иноземцева и Максим Брежестовский

Источник: https://whymagic.ru/nayka/226-buddizn-and-nayka

Ссылка на основную публикацию