Вегетарианство в индии – почему жители этой страны не едят мясо?

Мобильный вегетарианский гид №1 в России и СНГ

12 Дек 2015 3262

Вегетарианство в Индии — это один из самых обсуждаемых и спорных вопросов. Одни говорят, что большее число  жителей страны не едят мясо, рыбу и яйца, другие – твердят обратное.Вот уже на протяжении нескольких тысяч лет Индия несёт в себе ведическую культуру, в основе которой лежит принцип ненасилия  и вегетарианский рацион в питании.

** По некоторым данным около 40 % населения страны являются вегетарианцами.

Первое английское общество вегетарианцев, открытое в 1847 году, распространилось благодаря английским колонизаторам. В Индии они впервые встретились с такими учениями, как: буддизм, индуизм и джайнизм. Англичане распространили концепцию вегетарианства по Европе.

Некоторые побуждающие мотивы к переходу на вегетарианство:

  • Морально-нравственные (этические) – непричинение насилия и страданий животным, избавление их от убийства и эксплуатации.
  • Медицинский – вегетарианский образ питания снижает ряд заболеваний желудочно-кишечного тракта и сердечно-сосудистой системы.
  • Мотивы, основанные на религиозном убеждении.
  • Экономические – вера в то, что отсутствие в рационе мяса экономит семейный бюджет.
  • Экологические – убеждённость в том, что выращивание животных на убой, в больших количествах и производственных масштабах, сильно сказывается на загрязнении окружающей среды. Происходит регулярная вырубка лесов под пастбища, на многих фермах производители используют антибиотики для профилактики заболеваний у животных, возникающих из-за стрессовых условий содержания.
  • Прочие – вера в то, что мясо неестественная пища для человека.

В Индии (в некоторых религиозных традициях) уже в 8 веке до н. э. практиковался принцип ненасилия к животным (ахимса). Но не все те, кто отказался от участия в убийстве, отказывался от употребления в пищу мяса этого животного.

Есть письменное упоминание о том, что группа монахов-учеников Будды покинула общину монастыря, выразив своё желание следовать более строгим правилам, одно из которых было полный отказ от мясной пищи.

Да и сам буддизм зародился в Индии как глубокая философия, направленная на отказ от кровавых жертв животных во славу богов. В 300 годах до н. э. последователь буддизма, царь Ашока ввёл законы, запрещающие ритуальные жертвоприношения животных.

** В Индии, в штате Гуджарат есть город Палитана, который провозгласил себя 100% территорией вегетарианства. В ответ на бессрочную голодовку 200 монахов, правительству этого штата пришлось сдаться и запретить официально продажу мяса, рыбы, яиц, забой и жертвоприношения животных.

В окрестностях этого города расположено 860 храмов исповедующих джайнизм, самой миролюбивой религии в мире, насчитывающей приблизительно 5 миллионов последователей проживающих в Индии. Но не все в городе рады таким реформам, многие жители города, кто зависел от продажи мяса, понесли ощутимые убытки от таких запретов.

  • В Индии с 2012 года действуют два вегетарианских Макдональдса.
  • А с 2014 года в этой стране запретили тестировать косметику на животных.
  • В штате Махараштра за продажу или употребление в пищу говядины положено  5 лет тюремного заключения.

** В Индии проживают около 500 миллионов человек, которые с рождения не употребляют мясо. Этот образ питания закреплён у них в поколениях и все необходимые микроэлементы они получают из молока и растений.

Традиционные вегетарианские блюда Индии:

  1. Дал – одно из самых популярных блюд, которое готовится из чечевицы и множества специй. Если он густой, то идёт как приправа к рису, а если жидкий, то как обычный суп.
  2. Лепёшка с картофельной начинкой – Пратха.
  3. Манчжурия – обжаренные шарики из натёртых овощей, специй и муки.
  4. Идли – рисовые лепёшки на пару.
  5. Пакора – овощи в кляре из гороховой муки.
  6. Суп из сладкой кукурузы.
  7. Панир со шпинатом.

Список можно продолжать бесконечно.

**Настоящая ахимса (ненасилие) – это не есть мясо!

В Индии ограниченное количество продуктовых магазинов, все продукты индийцы покупают с утра на рынках, там можно купить практически всё.

С глубокой древности на территории Индии мясо разрешалось есть только представителям низшей касты Шудрам. Также мясо употребляют представители агхори (чёрные маги) – они едят трупы и экскременты, используют наркотики и носят ожерелья из костей.

** По ведическому знанию все, кто хоть как-то связан с поеданием, убийством или приготовлением животных, в равной степени преступны и виновны. Сам акт употребления мяса крайне порочен и даже простое его наблюдение является грешным.

Другая сторона ведической Индии.

Вегетарианство в Индии не было изначальным, доказательством тому являются тексты из гимнов Риг веды и Упанишад. В них говорится, что древние арии ели мясо и не брезговали говядиной. Во многих священных писаниях Индии описываются способы приготовления мясных блюд для определённых церемоний и ритуалов.

Вегетарианство в Индии не распространялось  когда-либо на всё население страны, а всё дело в кастовой системе разделения общества.

** Вегетарианцами были и есть до сих пор только брахманы, представители высшей касты.

В Индии корова считается священным животным, в связи с законами предотвращающих их убийство вся Индия и дороги заполнены ими.

Самое большое поголовье рогатого скота в Индии, но живётся коровам не сладко, как хотелось бы думать. Большинство из них страдает от плохого обращения и голода.

Их желудочно-кишечный тракт зачастую забит полиэтиленовыми пакетами от поедания мусора.

Тех, кто своё отжил, тайно переправляют в Бангладеш на бойни, а потом из шкур делают различные изделия, которые продаются в дорогих магазинах от Индии до Америки.

Местные поклонники Шивы поедают жареную козлятину, курицу, рыбу. В буддийских монастырях традиционным блюдом является похлёбка с рисом, курицей и мясом буйвола. Во многих штатах меню в закусочных и ресторанах состоит из мясного рациона. Регулярные жертвоприношения животных богине Кали.

Очень странным и шокирующим является тот факт, что Индия занимает третье место в мире по экспорту говядины. Времена меняются, и ведическая Индия постепенно избавляется от своих табу.

Вегетарианство, навязанное обществом губит людей и скот, порождает лицемерие и безразличие.

Вегетарианство в Индии, взятое за основу ведического знания, на сегодняшний день превращается в проклятие, возврат к доведической эре кровавого культа Кали.

Постепенно с Индией происходит то же, что и с Японией, традиции вытесняются, а ведические знания остаются на уровне высших каст, как и материальное благосостояние.

Источник: http://happy-korova.ru/blog/vegetarianstvo-v-indii/

Вегетарианство – проклятие Индии, от которого пора избавиться

Известное индийское издательство, специализирующееся на учебниках, недавно выпустило книгу, в которой те, кто ест мясо, были названы лжецами, склонными к мошенничеству и преступлениям сексуального характера. Эта книга, адресованная 11-12-летним читателям, вновь разожгла в индийском обществе один из самых скандальных споров в его истории.

В 1890-х годах Махатма Ганди верил, что британцам удается править Индией, потому что они едят мясо, а индийцы – вегетарианцы. Во время голода 1914-17 годов индийские деревни поразила засуха. Земледельцев-брахманистов заставляли выращивать сахарный тростник и индиго, хотя они голодали и были похожи на обтянутые кожей скелеты.

При этом брахманизм и кастовая гордость не давали им даже подумать о своем многочисленном скоте как о пище. В религии без жестких предписаний единственным общим фактором остается вера в то, что корова – это символическая мать и ей нельзя причинять вред.В результате дети гибли от малокровия, недоедания, истощения и вредных испарений.

Кости становились хрупкими, грудные клетки – ввалившимися, а у матерей пропадало молоко.

Город

Но даже съедобных диких животных почти никто не трогал. Мясо в деревнях ели только люди из касты дом – неприкасаемые и отверженные корзинщики, мусорщики и кожевники. И пока люди из высших каст иссыхали, скрючивались и гибли, дом процветали. В Индии – самое большое поголовье крупного рогатого скота в мире.

По всей Индии дороги заполонены коровами. Национальная конституция требует, чтобы штаты принимали меры, предотвращающие убийство коров и телят. Во многих штатах запрещена публичная продажа говядины. В Дели по супермаркетам ходят инспекторы, проверяющие – не торгуют ли тайно в магазинах коровьим мясом.

При этом индийские коровы совсем не так счастливы, как принято думать. Большинство из них страдает от недоедания и плохого обращения. Их животы раздуты, пищеварительные тракты забиты полиэтиленовыми пакетами, а ребра жалко торчат под натянутой шкурой, как клавиши ксилофона.

Тех из них, кто отжил свое и больше не нужен, скрытно переправляют поездами или грузовиками на бойни в Бангладеш. Дорога туда занимает примерно неделю. Кожу потом везут обратно в Индию, выделывают и шьют из нее ботинки и сумки, которые потом продаются в дорогих магазинах по всему миру – от Дели до Далласа.

Сильнее всего, пожалуй, шокирует тот факт, что в этом году Индия займет третье место в мире по экспорту говядины, обогнав Соединенные Штаты.

Бессмысленное табу

Однако времена меняются, как и должно быть. В этом году далиты (неприкасаемые, – прим. пер.) и мусульмане устроили «белковый бунт», в ходе которого примерно 1500 далитов были накормлены в Хайдерабаде бирьяни с говядиной. Возможно, это было провокацией, но вполне красноречивой и ясно дававшей понять, что люди не готовы продолжать подчиняться архаическим табу.

Миру пора покончить с бессмысленными запретами. Мнимая индийская любовь к коровам может обманывать некоторых сентиментальных европейцев, но в действительности она представляет собой всего лишь устаревшую слезливую чушь. Индийское вегетарианство пагубно и для людей, и для скота.

Западное избирательное вегетарианство – это порождение моды и самодовольного ханжества, явление того же разряда, что йога для собак или злаковые батончики, но оно – результат личного выбора. А вот индийское повальное вегетарианство, навязываемое обществом, – это проклятие.

Пора Индии избавиться от своего знаменитого табу.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Tweet

Агрегатор новостей 24СМИ

Источник: https://inosmi.ru/india/20121220/203562270.html

Вегетарианство или почему люди мясо не едят

       

Пока прогрессивная молодежь повально увлекается вегетарианством, а закоренелые мясоеды спокойно пережевывают привычные зажаренные стейки — Всемирная организация здравоохранения выносит вердикт Сыроедам и поклонникам преимущественно травоядной пищи, приравнивая их к психически неуравновешенным людям. Для того, чтобы убедиться в агрессивности некоторых вегетарианцев не обязательно пытаться обличать пропагандируемый ими образ жизни, достаточно ясно выразить свою позицию по отношению к мясу, точнее намекнуть на то, что кушать мясо может быть приятно.

Не так давно в случайном диалоге с одной вегетарианкой я как раз таки заикнулась о том, что люблю мясо. После чего напоролась на резкое негодование с её стороны: «Как только можно наслаждаться поеданием живых существ, как не противно есть трупы?».

Опущу поднятые ею тут же вопросы морали и уважения к природе. Любопытным для меня стал лишь один вопрос, из обрушившегося потока: «Почему ты ешь мясо?», спросила она меня. Кроме того, чтобы ответить — «мне нравится вкус» — я ничего не нашла.

Но сам по себе вопрос запал в память.

Многим сегодня в принципе известно, почему, например, некоторые индивиды отказываются от мяса, но никому на ум не приходит узнать – а почему другие продолжают употреблять его в пищу? И как ни странно, ответов в сети на этот вопрос я нашла немного.

В основном они сводятся к медицинским показателям, например, по некоторым данным, в противовес веганам, наличие определенных веществ в мясе позволяет человеку утолять чрезмерную агрессию.

Обычные же любители мясной кухни, как правило, отвечают на подобный вопрос, по аналогии со мной – «нравится вкус, полезно, сытно» и так  далее. Но оставим мясо и перейдем к «овощам».

Очевидно, что мирные мясоеды и воинствующие вегетарианцы уже долгие годы талдычат на весь мир друг другу о противоположных вещах. При этом каждый отстаивает свою позицию — на благо своему желудку или философским и религиозным взглядам.

Однако во всем этом предсказуемом балагане мне всё-таки не даёт покоя один вопрос – почему травоядное питание набирает обороты в России?в стране, где большая часть населения проживает в анти-вегетарианских условиях.

В сегодняшней статье речь пойдет именно об этом.

Известно, что вегетарианство впервые зародилось в Индии много веков назад, и было направлено на практику ненасилия относительно мира животных, а также на формирование особой философии питания в различных религиозных группах.

Что касается Западного мира, то здесь активно практиковать вегетарианство начали лишь в конце 19 начале 20 веков.

Однако и до этого местами, в разные эпохи, например, в период Возрождения, в Европе присутствовало течение людей, принципиально не употребляющих в пищу мясо.

Само по себе определение вегетарианства на сегодня приравнивается к специфическому образу жизни, отличительной чертой которого является питание, исключающее из употребления мясо любых живых существ.

Также стоит отметить, что вегетарианцы осмысленно отрекаются от использования продуктов животного происхождения и в пище и в быту.

То есть не едят яйца, производимые курицами на свет, и не носят меха и кожаные вещи, варварски содранные, по их мнению, с животных.

А теперь давайте отойдем от истории и терминологии и обратимся к имеющей непосредственную актуальность современности.

Заметили ли вы, насколько стремительным стало распространение вегетарианства в России в последние годы? Особенно это касается молодежи в таких крупных городах как Москва и Санкт-Петербург, всё чаще увлекающейся духовными поисками, йогой и восточными религиями, в попытках абстрагироваться от шума и гама окружающей действительности. Задавались ли вы вопросом – почему это происходит?

Если рассматривать обращение к вегетарианству людей в целом, то в мировом масштабе принято выделять ряд причин, побуждающих людей отказываться от животной пищи.

Во-первых, это моральные мотивы – то есть вегетарианцами становятся на благо всех живых существ, дабы не доставлять им страданий, а напротив — предотвращать их умышленные смертельные исходы. Ключевой составляющей этического мотива выступает защита прав животных, а также солидарность с ними. Однако на этот счет в нашей стране имеются нюансы.

Вероятно, не все вегетарианцы знают о том, что существуют так называемые северные народы, которым кроме как рыбой и мясом питаться в своих климатических условиях круглый год — нечем.

Взять хотя бы жителей Ханты-мансийского автономного округа или коренное население Камчатки. Так вот, относительно данных групп вегетарианские морали, можно сказать, не являются универсальными, а значит, не могут являться истиной в одном лице.

Согласитесь, погода на севере Индии разительно отличается от климата крайнего севера России.

Во-вторых, мотивом, побуждающим к вегетарианству, могут стать медицинские показания.

Некоторые врачи, например, рекомендуют своим пациентам вегетарианские диеты, способствующие снижению риска таких заболеваний как рак,  сердечнососудистые недомогания, болезни желудка или кишечника, а также развитие атеросклероза.

И здесь уже, сложно поспорить, особенно, если учесть, что доктора советуют использовать травоядные диеты далеко не на постоянной основе. Веским тому подкреплением служит ранее упомянутое отнесение тотального вегетарианства к психическим заболеваниям, по мнению ВОЗ.

В-третьих, отказаться от мяса человек может из религиозных побуждений. И тут я плавно приближаюсь к тем самым духовным искателям, среди молодых людей, которые возникают по всей России и тут и там, и помимо проповедей о Кришне или Будде ведут активную пропаганду вегетарианства.

Что касается непосредственно религий, которые включают в себя анти-мясоедские воззрения, то сюда относят — буддизм, индуизм, адвентистов седьмого дня, джайнизм, а также совершенно новую, карикатурную религию — растафарианство.

Спорить с законами «церкви» и прочих соборных учреждений, как и с показаниями медиков, полагаю, бессмысленно, поэтому оставим данные мотивы вегетарианцев без лишней критики и отправимся дальше.

Следующим поводом для того, чтобы отказаться от мяса служит обычная экономия. То есть, среди вегетарианцев серьезно имеются люди, обрекшие себя на поедание исключительно растительных продуктов из-за недостатка средств или нежелания тратить деньги на мясо.

Последователи подобного обоснования отказа от животных продуктов любят посудачить о том, что цена на мясо неоправданно завышена и поэтому питаться им совершенно невыгодно. Если честно подобный подход к вегетарианству несколько обескураживает.

Ведь тут резонно напрашивается вопрос о том, что если бы фрукты и овощи были в ценовой категории мяса? Тогда бы экономные вегетарианцы с легкостью перевоплотились в мясоедов?

Но если не усугублять отношение к этой позиции, можно заметить, что экономичная сторона как путь к вегетарианству обусловлена еще и тем, что мясо якобы плохо воздействует на здоровье людей, при этом оно  дорого стоит, что в результате ставит под сомнение вообще его значимость для всего человечества.

Однако тут стоит опять-таки обратить взор на нашу матушку Россию, с её раскидистыми северными территориям, где в некоторых регионах в зимнее время года подчас апельсины стоят дороже куска говядины.

Если посмотреть на ситуацию с подобного ракурса, то экономическая выгода от вегетарианства на территории нашей страны становится не то чтобы сомнительной, а совершенно невозможной! Об этом отчетливо заявил и А.

Богданов — сотрудник клиники Института питания РАМН в своем интервью Первому каналу, объяснив тем самым, что питаться по вегетарианскому принципу в большинстве регионов России финансово проблематично.

Правда, если жить, скажем, на юге страны, где большую часть года можно с легкостью выращивать или покупать свежие фрукты, ягоды и овощи, то вполне себе возможна экономия, таким образом, на еде.

Среди прочих мотивов, побуждающих современного человека стать вегетарианцем, необходимо выделить и заботу об экологии.

Наряду с моральным аспектом, этот пункт является, пожалуй, одним из самых популярных среди веганов, активно соблюдающих растительную диету.

Здесь ключевой является критическая позиция вегетарианцев относительно животноводства, поддерживаемого ради потребления мяса.

Идея в том, что в виду глобального потепления и обостряющегося с каждым днем загрязнения окружающей среды, веганы настаивают и на вреде  от специального разведения животных.

Ведь свиньи и коровы, в свою очередь, также как и люди потребляют и без того истощающиеся запасы пресной воды, негативно влияют на земельные ресурсы, а в итоге вовсе идут на убой, ради сиюминутной радости человека.

Так зачем в таком случае вообще выращивать животных, если конечной целью станет зажаренный кусок мяса, а человечество при этом потеряет и плодородные земли, и бесценную водицу?

Более того, дотошные Гринписовцы даже подсчитали несколько лет назад, что на прокорм крупного рогатого скота с ферм в США, который затем идет под раздачу – то есть на скотобойню, уходит 70% выращенного за год зерна.

Затраты на обеспечение кормом животных сопоставимы с теми, что хватило бы для прокорма девяти миллиардов человек.

Нужно сказать, что сей факт обезоруживает, и позволяет защитникам экологии и вегетарианских взглядов основательно подтвердить целесообразность своих позиций и принципов отношения к пищи.

Естественно, приведенные здесь доводы того, почему люди с разных уголков земли, в том числе, часть осознанной или подверженной веяниям моды молодежи России становятся вегетарианцами, являются лишь основополагающими, но не конечными. А это значит, что если вы имеете свой повод для перехода на растительную пищу – то флаг вам в руки.

Возвращаясь к вопросу – почему в Россию столь активно стало проникать вегетарианство, справедливо будет также вспомнить, что практиковалось оно здесь отдельными коалициями и во второй половине 18 века, в частности с легкой руки Льва Толстого, активно выступающего против поедания животных. К характерным заявлениям классика на эту тему принято относить следующие:

«Десять лет кормила корова тебя и твоих детей, одевала и грела тебя овца своей шерстью. Какая же им за это награда? Перерезать горло и съесть?»,  Или

«Чтобы стать человеком, нужно стать вегетарианцем».

Второй волной активизации вегетарианства явилось падение «железного занавеса», тогда же в нашу страну свободно хлынули самые разные потоки и относительно религий, и относительно философий образа жизни.

Считается, что именно в 80-ых в России стали вновь образовываться сообщества вегетарианцев, на сей раз потворствующие и моде Запада, и религиям Востока.

На сегодня тяга к растительному питанию, в частности среди молодого населения страны лишь усиливается.

Всё чаще в крупных развитых городах России можно встретить  людей осознанно отказывающихся от мяса. Эксперты связывают данные тенденции с повышением уровня сознания и ответственности за сохранение жизни на земле у новых поколений.

Некоторые медики вкупе с всемирными организациями, как я уже не раз говорила выше, напротив – относят данное увлечение к психическим заболеваниям. Другие же — пропагандируют вегетарианские диеты.

Ну а оставшиеся завсегдатаями мясоеды спокойно уплетают себе за обе щеки привычные стейки и особенно не противятся вегетарианским потугам, вероятно, думая про себя: «нам же больше достанется».

Поразмыслив о том, хорошо это или плохо быть вегетарианцем, я решила попридержать свое окончательное мнение при себе и спросить вас, что думаете на счет вегетарианства вы? И что, если люди совсем перестанут употреблять в пищу мясо и будут полностью травоядными?

Что будет, когда слова великого учёного и художника Леонардо да Винчи станут реальностью: «Придет время, когда люди, как и я, будут смотреть на убийство животных так же, как сейчас на убийство человека»?

Вам также может быть интересно:

Источник: http://droplak.ru/?p=1357

Есть ли польза от вегетарианства? Комментирует биолог – Антропогенез.РУ

Вопрос: большинство приматов – растительноядные. Означает ли это, что и  человек тоже “от природы” растительнояден? От вегетарианцев можно услышать, что мясо для человека  очень вредно (обычно следует длинный список болезней, которые “от мяса”).   Поэтому надо отказаться от мяса и питаться исключительно растительной пищей. Так, например, издревле питаются индусы…

Утверждения, что «жители Индии – вегетарианцы» – одна из наиболее распространенных и устойчивых в европейском обществе легенд. Прежде всего, нужно иметь в виду, что вегетарианство индуистов – обычай довольно поздний.

Древние ритуальные тексты-грихьясутры, регламентировавшие многие стороны быта индусов, напротив, указывали, что различные виды мяса необходимы для достижения различных целей: изобилия еды, поддержания быстроты движений, формирования плавности речи, продления продолжительности жизни.

Древние индусы не воздерживались от приема мясной пищи, если она приносила духовные и физические силы.

Тенденция к вегетарианству стала проявляться в индийском обществе лишь в средневековье, как развитие идеи ахимса (непричинения вреда). Но и тогда полного исключения пищи животного происхождения не требовалось.

Напротив, молоко, сливочное масло и кисломолочные продукты (простокваша) считались лучшей пищей для ребенка, а многие ритуальные книги упоминали блюда из мяса и рыбы.

И в наше время мясо составляет значительную часть рациона представителей «средних» и «низших» каст жителей тропических штатов Индии: Уттар-Прадеш, Ассам, Андхара-Прадеш, Тамилнад.

При этом, действительно, для многих народов южной Индии пища растительного происхождения служит основным источником энергии. В некоторых группах населения до 98% калорийности пищи обеспечивают продукты из злаковых культур, около полутора процентов калорийности рациона приходится на молоко, и лишь 0,5% энергии поставляют мясо и рыба.

Специфика ситуации в том, что в данном случае речь не идет о собственно вегетарианстве, то есть сознательном полном отказе от животной пищи. Для подавляющего большинства индийских крестьян и представителей «низших» каст мясная пища попросту остается недоступной по экономическим причинам.

Очень печальные последствия такой диеты для здоровья подтверждены многими исследованиями.

Из-за нехватки незаменимых аминокислот (мы получаем их с мясом, яйцами и молоком или кисломолочными продуктами) развивается белковая недостаточность, в тяжёлых случаях приводящая к специфической болезни – квашиоркору, при котором нарушается синтез в организме собственных жизненно важных белков.

Для современной Индии характерны чрезвычайно высокая доля новорожденных с массой тела меньше 2500 г (30%) и ужасающий показатель младенческой смертности: 57 из 1000 родившихся живыми малышей в 2006 г не прожило и года. Это напрямую связано с несбалансированностью рациона и недостатком полноценного пищевого белка.

«Настоящее» вегетарианство (подчеркну, включающее потребление значительных количеств молока и кисломолочных продуктов) характерно в основном для представителей «высших» каст Индии. По-видимому, преимущественные контакты европейцев с представителями именно этих каст и привели к распространению представлений о вегетарианстве жителей «загадочной Индии».

Современные индийские рестораны в Европе во многом ориентированы на поддержание «вегетарианского» имиджа индийской кухни, а индийцам, живущим в европейских городах, они предоставляют «престижную» пищу. Соответственно, в Лондоне, например, большинство индийских ресторанов вегетарианские.

Лет десять назад коллеги из Лондонского университета решили познакомить меня с индийской невегетарианской кухней. Но оказалось, что их излюбленный ресторанчик в трех минутах ходьбы от здания Гальтоновской лаборатории несколько дней назад то ли закрылся, то ли куда-то переехал.

В поисках другого подходящего заведения мы обошли пять или шесть индийских ресторанов, но оказалось, что все они специализируются на вегетарианской кухне.

Любопытно, что для знакомства с таким количеством индийских ресторанов в центре Лондона пришлось затратить не более 20 минут… (Да, потом невегетарианский ресторан всё-таки нашли. Было вкусно).

Как мы знаем, вегетарианство распространилось и на «западный» мир. Но серьезные научные исследования не подтверждают распространенного мнения о благоприятном влиянии вегетарианских диет на здоровье.

Даже поклонники вегетарианских диет, с которыми доводилось общаться, не могли продемонстрировать мне ни одной статьи, в которой при изучении достаточных по объёму выборок, с соблюдением всех принципов организации медицинского исследования, подтверждалась бы однозначная польза «веганства» (строгого вегетарианства) или его заметные преимущества перед смешанным питанием. И самому в добротных медицинских или биологических журналах таких работ не удавалось найти (я имею в виду издания, в которых поданные материалы проходят экспертную оценку, прежде чем допускаются к публикации). К сожалению, убеждённые вегетарианцы по большей части реагируют на отсутствие подобных статей с позиций конспирологических: дескать, существует некий «сговор врачей», в рамках которого публикаций по некоторым темам просто не допускают. Увы, мотив «мировых заговоров» – один из самых верных аргументов того, что к серьёзной науке та или иная проблема не относится (посмотрите в связи с этим старую, но не устаревшую статью Станислава Лема о науке и псевдонауке).

Сторонники вегетарианства часто выдвигают аргументы, сводящиеся к тому, что обезьяны – существа растительноядные, а потому для нас, их эволюционных потомков, мясная пища «чужда». В таких утверждениях есть целый ряд слабых мест.

Прежде всего, о какой «глубине эволюционного родства» идёт речь? Древнейшие приматы были родственны насекомоядным – млекопитающим если не хищным, то всеядным. Почему бы не «отсчитывать» от этих древнейших предков? Тогда получается, что именно всеядность следует считать исходным, исконным типом питания человека.

А дальше – освоение разных биотопов требовало от приматов адаптации к разным видам пищи. В результате растительноядность присуща далеко не всем видам современных приматов: это подтверждают многочисленные материалы, полученные в полевых исследованиях второй половины XX века.

Специалисты-приматологи могут привести более точные цифры, но насколько я помню, в популяциях шимпанзе и павианов доля мясной пищи колеблется от 5 до 15%, что выше, чем у бедняков-индусов. Так что «эволюционно-приматологический» аргумент в пользу вегетарианства не срабатывает.

В отношении фруктово-овощной диеты с заменой мяса повышенным количеством молока и кисломолочных продуктов с добавлением орехов и бобовых возражений, в общем, нет. Такой вариант «мягкого» вегетарианства вполне может обеспечить современному человеку комфортное существование (правда, хорошо бы рыбы добавить).

Взрослому человеку нужно не так уж много незаменимых (полноценных, содержащих все нужные аминокислоты) белков – в среднем, грамм на килограмм собственного веса. Другое дело – организм растущего ребёнка, беременной женщины или кормящей мамы.

Им нужно повысить потребление белков, и это должны быть протеины животные.

В принципе, я согласен с большинством серьезных диетологов, которые считают, что в европейском обществе вегетарианство – скорее, отражение мировоззренческой позиции («я никого не ем!»).

Для меня сильным аргументом в пользу этой точки зрения стало «рррреволюцьонное кафе» в канадском Виннипеге, куда мы зашли как-то с коллегами попить чайку. В соседнем зале располагался, как сказали бы советские читатели, «магазин политической книги».

Распределение книг по стеллажам было строго тематическим: «Марксизм», «Анархизм», «Права женщин», «Вегетарианство»…

Источник: http://antropogenez.ru/interview/348/

Как начиналось вегетарианство

В священном индийском труде – Дхаммапада – есть изречение Будды: «…будут утверждать, что я позволял есть мясо и сам ел его, но знай же, я никому не позволял есть мясо, сейчас не позволяю и никогда не позволю».

И это в литературе, датируемой третьим веком до нашей эры! А ведь многие считают, что вегетарианство – еще одна современная модная диета.

Всем, кто так считает, стоит узнать побольше об этой культуре питания, которая недалека от философии или даже религии.

Первые вегетарианцы в истории

Знакомясь с историей вегетарианства, часто встречается мнение, что авторство этой диеты принадлежит Великобритании. Англичане, правда, в XIX веке первыми назвали повседневный отказ от мясных блюд вегетарианством. Однако «пальма первенства» принадлежит не им, эта философия существовала задолго до этого.

Ученые-антропологи считают, что первые люди на Земле жили за счет собирательства и ели исключительно растительную пищу. Убивать животных им было незачем, так как места их обитания были полны плодами, ягодами, корнеплодами.

Для чего тратить драгоценную энергию на изнурительную охоту, если вокруг уже есть готовая еда? Но с наступлением Ледникового периода картина древнего мира сильно изменилась.

Человек вынужден был искать другие источники питания, так как растительности не было.

Так, по мнению науки, люди стали хищниками и мясоедами. Однако догадки о том, что все мы когда-то были вегетарианцами остаются только догадками.

Многие из ученых ставят под сомнение такую идею, ведь на наскальной живописи нет рисунков яблок или бананов. Зато сцены коллективной охоты наши пращуры очень любили изображать.

Первые письменные подтверждения о вегетарианстве были найдены в Египте, датируются они IV-V веком до н. э.

На берегах Нила жрецы отказывались есть мясо и носить шкуры животных. Однако точно неизвестно, почему они это делали. Есть предположение о том, что священнослужители боялись, как бы убитые животные не помешали общению с богами. Может быть и так. Ведь почти весь египетский пантеон состоял из богов-животных. Каждое живое существо здесь ценилось очень высоко и обладало душой.

Немного позже в античной Греции идея отказа от мяса появилась без всякой мистики. Здесь сформировалась именно та философия, которую преследуют и современные вегетарианцы.

Родина философов и математиков в свое время была очень прогрессивным и новаторским государством: первая демократия, массовое обучение женщин (в Европе до XIX века считали, что образованность очень вредна для женского мозга), искусство т. д. Здесь многие ученые мужи сознательно не ели мясо убитых животных, среди них были: Сократ, Плутарх, Платон.

Считается, что самый весомый вклад в развитие античного вегетарианства внес Пифагор (VI век до н. э.). Он слыл мудрым философом и окружал себя учениками, которым и передавал свои идеи.

Ученый полагал, что у каждой твари есть душа и верил в реинкарнацию, осуждал убийство животных и питался только растительной пищей. Ему подражали его последователи – пифагорийцы. Сегодня их называют «первым обществом вегетарианцев».

Спустя еще два века отец медицины – Гиппократ – описал вегетарианство как способ лечения.

В это же время идея отказа от мяса процветала в другой частях планеты. Вегетарианства придерживались:

  • племена инков (точно не установлено);
  • воины Спарты (считали, что мясо забирает силу и вредит сознанию);
  • даосы (в силу религии);
  • эллинское племя гипербориан (за это их называли «чистыми людьми»);
  • римляне (руководствовались рекомендациями врачей, в том числе Гиппократа).

Но родиной вегетарианства считают Индию, так как многие индийские религии не допускают поедания животных. Эта страна и сегодня лидирует по количеству вегетарианцев среди населения.

Еще до появления Будды индусы отказывались убивать животных ради еды, так как считалось, что мясо мешает достичь гармонии духа и тела.

Также древние индусы верили, что такая пища вызывает агрессию и негативные мысли, порождает моральную слабость.

В I тысячелетии Сиддхартха Гаутама, который впоследствии стал основателем буддизма, продолжил идею неприкосновенности каждого живого существа.

Духовный наставник учил своих последователей: «…стремящийся к обретению сострадания, да не вкушает плоти живых существ…». Однако в силу климатических условий не каждый буддист является вегетарианцем.

Запрет на вегетарианство

История развития вегетарианства не лишена «белых пятен». С начала зарождения христианства и до эпохи Возрождения в Европе письменных упоминаний об этой идее очень мало.

Известно лишь, что некоторые монахи в Средние века отказывались от мяса в силу собственных убеждений.

Именно появление и широкое распространение христианской религии, которое пришлось на III век нашей эры, считают причиной забвения вегетарианства.

Хотя и в священных трудах этого вероучения четко сказано: «И плоть умерщвленных тварей в теле его станет его собственной могилой…поедающий плоть убиенную — вкушает от тела смерти» (Евангелие от ессеев).

В первой книге Ветхого Завета можно прочесть: «…только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Бытие, IX глава). Однако христианская церковь поддерживала пищу из мяса, руководствуясь тем, что Иисус ел его.

Сегодня теологи еще спорят об этом, так как слово «тропхе» в древнегреческих текстах раньше переводили как «мясо», а сегодня как «еда».

Тем не менее в Средние века мясо было общедоступным продуктом для богачей и обычных крестьян и есть его никто не запрещал. Монахи-вегетарианцы, пытавшиеся оспорить такое положение никак не повлияли на ситуацию.

Церковь умела решать вопрос с негодующими: всех, несогласных с ней хоть в чем-то просто сжигали, в том числе осмелившихся упрекнуть религию в убийстве.

Период, растянувшийся почти на 1000 лет (с IV века до XIV) можно назвать упадком вегетарианства.

Конечно, такая картина была не везде, в той же Индии люди, как и раньше, не ели мясо и их никто не сжигал за это. Однако на большей части Евразии уже никто не прославлял эту идею. Разве что, в голодные годы люди поневоле становились вегетарианцами.

Возрождение философии

Вновь об отказе от мяса смело заговорили только к началу эпохи Просвещения. Новые идеи и веяния стали модными, кроме этого вторая волна популярности настигла древнегреческих философов.

Учения мудрых греков стали пропагандировать заново, в том числе и растительную диету. Одним из самых ярких ее последователей был любитель всего необычного и прогрессивного – Леонардо да Винчи.

Он полагал, что вскоре убийство животного будет равносильно убийству человека.

Считается, что официально возрождение вегетарианства произошло в Великобритании. Англичане привозили из Индии – своей самой большой колонии – самые разные диковинки: животных, пряности, ткани, краску, благовония.

Также среди «импорта» была ведическая религия, культура и вегетарианство, которое тогда называлось просто «индийская диета». Идеи о растительном питании и запрете на убийство животных получило и здесь своих поклонников.

К 1847 году в Манчестере появилось вегетарианское общество, которое пропагандировало свои идеи (хоть и не навязчиво). Отсюда эта философия распространилась на другие страны и континенты. В это время в Америке и Европе был экономический кризис и традиционные мясные продукты стоили достаточно дорого. Такое положение на рынке способствовало развитию растительной диеты.

Как и со многими нововведениями, Россия немного припозднилась с процветанием вегетарианства. Примерно в 1885 году знаменитый деятель и писатель Лев Толстой встретился с Владимиром Гейнсом (Уильям Фрей), который сумел доказать Толстому, что организм человека не способен нормально переваривать и усваивать мясо.

С тех пор Лев Николаевич стал ярым противником мясного рациона. Первое российское вегетарианское общество образовалось в Питере в 1901 году. Здесь даже открыли специальную столовую, где последователи этой идеи могли наслаждаться блюдами без мяса.

Немного позже такое же заведение открыли в Москве на Никитском бульваре.

Однако после 1917 года коммунистическая философия никак не состыковывалась с вегетарианством.

Животноводство должно было процветать, а кому это надо, если все откажутся от мяса? Как когда-то христианская церковь, коммунисты запретили подобные пристрастия, разговоры и мысли.

А для тех, кому вздумается найти информацию об этой пищевой культуре в Большой советской энциклопедии записали: «Вегетарианство основывается на ложных идеях и гипотезах, в Советском Союзе не имеет приверженцев». Таким и оставалось положение до новой эпохи.

Вегетарианство сегодня

В наши дни идею абсолютной растительной диеты может придерживаться каждый. Гуманное отношение к живым существам пропагандируется и подобная культура питания набирает популярности.

Как и прежде, больше всего вегетарианцев – индусы. Также немалую часть от этого миллиарда составляют тайванцы и китайцы. В Америке примерно 5% населения отказываются от насилия над животными и не едят их (статистические данные на 2012 год).

В Европе отношение к вегетарианству до сих пор неоднозначно. Например, в Польше эта культура практически не находит последователей, а некоторым неизвестен даже сам термин.

В 2013 году портал по подбору персонала Superjob организовал опрос россиян. 4% из них отнесли себя к ряду противников насилия над животными.

Среди старшего поколения оказалось больше всего несогласных с этим движением, возможно в силу того, что «в Советском Союзе не было приверженцев».

Многие наши современники говорят о том, что переход на растительную диету не просто право выбора, а обязанность человека перед нашей планетой. Массовое производство мяса в развитых странах загрязняет окружающую среду не меньше других видов промышленности.

Например, продукты жизнедеятельности животноводческих ферм загрязняют ее больше, чем канализация мегаполисов почти в 10 раз. Также, чтобы создать потребляемое количество мяса, человечество тратит огромную долю питьевой воды.

В 2006 году ООН доложило, что скотоводческие фермы вырабатывают больше парниковых газов, чем машины.

Как можем догадаться, в наши дни вегетарианство переживает еще один пик своей популярности. Возможно, как предсказывал да Винчи, скоро мы все будем относится к убийству животного также, как и к убийству человека. Если снова не появится новая религия или политическая партия.

Источник: https://FoodandHealth.ru/vegetarianstvo/kak-nachinalos-vegetarianstvo/

Вегетарианская кругосветка: 10 стран для тех, кто не ест мясо

Когда переходишь на веганство или вегетарианство, рискуешь встретиться с недовольством окружающих, вплоть до того, что тебя могут назвать сектанткой. Кажется, что весь мир ополчился против. Однако есть места, где отказ от животной пищи в почете — в страны из нашей подборки ты можешь спокойно отправиться в отпуск, вкусный рацион тебе там обеспечен.

Индия

Первое место в рейтинге, конечно же, занимает Индия. Что неудивительно — более 40% (по некоторым данным до 80%!) населения страны ярые вегетарианцы. Да и вообще, в этой стране живут 70% вегетарианцев всего мира. Оно и понятно — вряд ли при погружении в глубокую восточную философию с ее принципом ненасилия (Ахимса) и в этом теплом климате тебе захочется есть мясо.

 Обязательно стоит попробовать местные овощи и фрукты и оценить разнообразную индийскую кухню, особенно богатую на сладости. Здесь не составит труда найти сытные, вкусные и дешевые вегетарианские блюда.

Даже в индийском McDonald’s ты сможешь найти вегетарианский раздел! Конечно, большей популярностью в Индии пользуется лакто-вегетарианство, но и к веганам и к сыроедам в этой стране относятся весьма дружелюбно.

«Родиной» вегетарианства считается Южная Индия, поэтому (если хочешь обратиться «к истокам») отправляйся в такие штаты, как Керала, Андхра и Тамилнад.

Удивлена включением этой страны в наш рейтинг? Тем не менее Соединенные Штаты Америки — это не только страна фастфуда. Хотя идея веганства и противоречит устоявшимся традициям страны, ее население не отличается консерватизмом и активно идет навстречу всему новому.

Первые шаги к развитию вегетарианства в этой стране сделал Бенджамин Франклин еще в середине XVIII века. Кстати, именно в Америке в далеком 1770 году появился соевый сыр тофу, который так любят веганы по всему миру, а особым почетом он пользуется в азиатских странах.

10% населения Америки — вегетарианцы. Веганство в США набирает стремительные обороты, и для вегетарианцев и веганов здесь созданы все условия.

Кафе, рестораны и целые специализированные отделы в супермаркетах ты без труда найдешь в любом штате, но самыми «продвинутыми» можно назвать Калифорнию, Чикаго и Колорадо.

Вот, например, в 2012 году в Лос-Анджелесе одобрили резолюцию, согласно которой все понедельники в Городе Ангелов должны быть постными. Эта мера является частью международной кампании по сокращению потребления мяса ради здоровья и по экологическим причинам.3

Вопреки стереотипам о «фиш-энд-чипс» и сочных стейках, количество вегетарианцев в Англии увеличивается с каждым годом начиная еще с середины XX века. Сейчас их число составляет почти 10% от всего населения. Первое мировое сообщество вегетарианцев было создано именно в Великобритании в 1847 году. Они задались целью доказать, что здоровье и долголетие вполне совместимы с растительной диетой.

Вегетарианские рецепты завозились в страну из Индии и быстро полюбились англичанам.

Немало в Англии ты найдешь и традиционных блюд без мяса — разнообразные пироги, гороховый и картофельный супы, картофель в разных видах, а на десерт — потрясающие крамблы.

В настоящее время в этой стране наибольшее количество вегетарианских ресторанов в Европе. Строгое веганство, кстати, в Англии тоже в почете.

Традиционные итальянские блюда — паста, ризотто, лазанья, ньокки и запеканки — повсеместно готовятся как с мясом, так и без него.

Даже привередливые гурманы не откажутся от чашечки итальянского кофе со вкуснейшими десертами и знаменитого джелато.

Стоит ли упоминать, что веганскую и вегетарианскую опции ты найдешь в кафе и ресторанах без труда? Неудивительно, что в Италии проживает немало вегетарианцев — около 5% от всего населения, и это число постоянно растет.

Однако не все так радужно — в 2016 году в Италии был предложен законопроект, по которому предлагалось сажать в тюрьму родителей-веганов, которые вредят здоровью своих детей, не давая им полноценного питания.

Справедливости ради стоит отметить, что речь идет лишь о фанатичных людях, кормящих детей «одной травой» и заменяющих материнское молоко овощными соками.

Сбалансированное и рациональное же веганское питание медики в этой стране справедливо считают безопасным и даже полезным для здоровья.

Количество веганов и вегетарианцев в Финляндии пока не слишком высоко — чуть меньше 5%, но страна активно развивается в этом направлении. Веганское питание доступно даже детям в обычных школьных столовых, не говоря уже об обычных заведениях общепита.

А выбор веганских продуктов в обычных магазинах поразит воображение любого гурмана. Мороженое, растительные молоко, сыр, сосиски и колбасы, разные полуфабрикаты — все это легко можно найти по приемлемым ценам.

Зато с традиционными и, казалось бы, вполне подходящими для веганов продуктами стоит быть повнимательнее — например, в финском хлебе вполне могут оказаться перемолотые сушеные кузнечики.

Правда, иногда фанатизм финнов кажется чрезмерным — в последнее время там всерьез обсуждается вопрос о запрете наименования вегетарианских продуктов такими «мясными» словами, как «сыр», «колбаса» или «молоко» — это якобы вводит покупателей в заблуждение. Правда, остается неясным, от кого исходит эта инициатива — от самих веганов или же от их яростных противников.6

Швейцария

Еще одна европейская страна, в которой рады тем, кто не ест мясо. Согласно исследованиям, вегетарианцами здесь себя считают 9% населения. В традиционной швейцарской кухне ты найдешь немало аппетитных блюд без мяса, наше любимое — местные оладьи решти, а на сладкое — шоколадное фондю с фруктами. А вегетарианцы смогут побаловать себя такими изысками, как сырное фондю и ароматный раклет.

Правда, судя по всему, в Швейцарии рады только туристам-веганам, а при получении гражданства веганство может стать причиной отказа. Примером может послужить Нэнси Холтен, проживающая в стране более 34 лет, но так и не получившая заветного документа. Либо, может не стоит сразу навязывать окружающим свои убеждения, как это делала Нэнси?7

Израиль

Самая веганская локация на Ближнем Востоке, где вегетарианцами называют себя 8% населения, а веганами — 5%. Именно из традиционной израильской кухни пришли столь любимые вегетарианцами по всему миру фалафель, хумус и муджадра.

Кроме того, местные рестораторы активно осваивают и европейскую кухню, предлагая посетителям веганские вариации таких блюд, как лазанья, пицца и бургеры.

А еще круглый год здесь прекрасный выбор овощей и фруктов — так что проблем с едой тут ты точно не встретишь.

Популярность веганства резко возросла после появления в СМИ страны репортажа с птицеводческой бойни. После этого министр сельского хозяйства Израиля приказал оборудовать все скотобойни камерами наблюдения, чтобы предотвратить попытки насилия над животными.

На веганство перешли многие израильские общественные деятели и знаменитости, и даже в израильской армии появились веганское меню и вариант обмундирования из искусственной кожи — специально для тех молодых людей и девушек, чьи убеждения не позволяют носить шкуры убитых животных.8

Сюда стоит отправляться не столько вегетарианцам и веганам, сколько любителям экзотики.

Попробовать необычные фрукты и овощи, которых не встретишь в России, а также полакомиться яркими блюдами с восточным колоритом — если ты мечтаешь об этом, то смело покупай путевку в Таиланд! 90% всех блюд здесь состоят только из вегетарианских продуктов, а их стоимость не разорит даже самых экономных путешественников.

Конечно, в первую очередь рекомендуем тебе обращать внимание на местные фрукты — где еще ты такие попробуешь? Но если перспектива питаться только ими тебя не прельщает, обрати внимание на пометку «джей» на кафе или продуктах в магазине. Ты без труда найдешь веганские сосиски, бекон, ветчину, наггетсы, креветки и другие подобные изделия. И все — с абсолютно растительным составом. Впечатляет!9

Турция — не та страна, которая сразу же ассоциируется с вегетарианством, но тем не менее здесь множество овощных блюд и сногсшибательных десертов без использования продуктов животного происхождения.

Даже самые простые баклажаны в Турции могут приготовить таким количеством разных способов, что они не успеют приесться тебе за все время отпуска.

Сюда стоит поехать, чтобы насладиться этичным колоритом, ведь вегетарианцев в Турции, ни много ни мало — 15% от всего населения.

Источник

Источник: http://rk-positiv.ru/vegetarianskaya-krugosvetka-10-stran-dlya-teh-kto-ne-est-myaso/

Вегетарианство в Индуизме

К вегетарианству индуизм более чем склонен – многие направления индуизма прямо предписывают такой образ питания. Индуисты составляют подавляющее большинство населения Индии (700 млн. жителей) – почти все они вегетарианцы.

Азию поистине можно назвать континентом рекордов: она обладает самой большой площадью суши, самыми высокими горами, самым большим народонаселением и т. п.

Именно она провозгласила вегетарианство неотъемлемой частью жизни верующего – и именно она остаётся сегодня лидером в этом аспекте: 80 % населения Индии – приверженцы ведической традиции, и подавляющее большинство из них – вегетарианцы.

В рамках индуизма главным направлением, согласно самим Ведам, считается бхагавата-дхарма (вайшнавизм), поклонение Всевышнему Господу Вишну (Шри Кришне), и о вегетарианстве вайшнавов стоит говорить отдельно.

Бхагавата-дхарма (вайшнавизм)

Ведические писания Индии, появившиеся задолго до буддистского периода, утверждают, что принцип ахимсы является этической основой вегетарианства. «Мясо невозможно получить, не причинив вреда живым существам, – говорится в „Ману-самхите“, древнем своде законов для человечества, – поэтому пусть каждый воздерживается от употребления мяса». В другом разделе «Ману-самхиты» (5.

49) даётся совет: «Помня о том, каким отвратительным способом добывается мясо, и о той жестокости, с которой содержатся в неволе обречённые живые существа, человек должен раз и навсегда отказаться от употребления в пищу мяса». «Ману-смрити» также гласит (6.60): «Тот же, кто не лишает жизни ни одного из существ, сам заслуживает спасения». «Ригведа» (10.87.

16) предписывала царю остановить или – если это не удаётся – жестоко наказать человека, который «вкушает мясо лошади или иного животного». В «Аюрведе» (12.32) говорится: «Не смей использовать дарованное тебе Богом тело для убийства тварей Его – будь то люди, животные или кто-нибудь другой».

В «Падма-Пуране» сказано: «Человек, услышь суть праведности и следуй ей: не делай другим того, чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе».

В «Махабхарате» (эпической поэме, которая считается самой большой поэмой в мире) есть множество предписаний, запрещающих убивать животных.

Вот некоторые из них: «Тот, кто наращивает своё мясо, поедая плоть других созданий, обрекает себя на страдания, в каком бы теле он ни родился»; «Нет на свете более жестокого и эгоистичного человека, чем тот, кто увеличивает свою плоть, поедая плоть невинных животных»; «Тот, кто хочет долго жить, сохранив красоту, твёрдую память и хорошее здоровье, а также обладать физической, моральной и духовной силой, должен воздерживаться от животной пищи».

Веды осуждают не только мясоедов. Не меньшая вина лежит на тех, кто соучаствует в убийстве живого существа, санкционирует его, разделывает (обрабатывает) мёртвую плоть, покупает, продаёт мясо и даже подаёт на стол. Только тот, кто не участвует ни в одном из этих деяний, может считаться человеком, следующим принципам ахимсы.

Всякая жизнь достойна почитания, так говорят Веды. Согласно ведическим текстам, существует 8 миллионов 400 тысяч видов жизни, хотя, безусловно, часть из них относится к более высокоразвитым, нежели все остальные. Однако жестокое обращение с любыми видами противоречит принципу ахимсы.

Интересно, что задолго до того, как св.

Франциск был признан европейцами покровителем животных, мудрецы Индии признавали наличие души абсолютно у всех живых существ! Веды утверждают, что вечная душа переходит из тела в тело, от существа к существу, пока, наконец, не воплотится в форму человека, обладающего способностью познать Абсолютную Истину. Тем самым завершается цепь рождений и смертей. Душа получает шанс вернуться в царство Господа.

В «Бхагавад-гите», главном ведическом священном писании, говорится, что душа является источником сознания и животворящей силой в теле каждого живого существа.

Согласно Ведам, живое существо, которое находится на более низкой ступени развития, чем человек, постепенно поднимается по эволюционной лестнице, пока в конце концов не получает человеческое тело. Только та душа, которая обрела тело человека, может обратить своё сознание к Богу и перенестись в момент смерти в духовный мир.

Чтобы достичь этого, человек должен подчиняться всем основным законам вселенной. Иначе говоря, убийство животного замедляет эволюцию сознания, а убийца неизбежно будет страдать от последствий этого греха.

Господь Шри Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (9.26): «Предложи Мне листок, цветок, плод или воду с любовью и преданностью, и Я приму их». В противном случае, если человек ест невегетарианскую пищу или не предлагает пищу вначале Господу, он навлекает на себя дурные кармические последствия.

В другом месте «Бхагавад-гиты» утверждается, что пища в благости, которая рекомендована для человека, – это вегетарианская пища, а пища в невежестве – животная, убойная (амедхьям – «неприкасаемая»).

Овощи, злаки, бобовые, фрукты и молоко вместе с молочными продуктами – вот пища, которую должны принимать люди, поскольку так предписано Самим Всевышним.

Летописец Бардесан (2–3 вв. н.э.), происходивший из вавилонских земель, так описывает пищу, которую употребляли брахманы в Индии ещё с древнейших времён: «Употребление в пищу чего-либо другого (кроме вегетарианских продуктов), равно как и прикосновение к животной пище, рассматривается ими как верх нечистоты и бесчестия… Пища их состоит из риса, пшеничного хлеба, плодов и зелени».

Благодаря высокому духовно-нравственному развитию общества древняя Индия была страной, в которой запрещалось потребление мяса и жестокое обращение с животными.

Согласно религиозным воззрениям индусов, последователей бхагавата-дхармы, все животные, пернатые и рыбы считаются младшими братьями людей, поскольку их отец – тот же Всевышний Господь (индийские Веды утверждают монотеизм). Поэтому и существует предписание гуманного обращения с животными. Всё живое на земле является одной семьёй.

Этот принцип ахимсы (ненасилия) проповедовали все святые и мудрецы Индии. Ахимса – это и неубийство, и позитивная любовь. Другими словами, это такое отношение к миру, которое необходимо для совершенствования души.

В ведических писаниях принцип гуманного отношения к животным определяется словами сарва-бхута-хита (доброта ко всем существам), в противоположность более ограниченной морали – лока-хита (доброта только к человеку). Первый принцип естественным образом включает в себя и второй, ничуть не умаляя его.

В Ведах напрямую говорится, что те люди, которые совершают насилие над безвинными животными, будут караться после смерти. Животные, убитые людьми, будут съедать их в последующем рождении. Слово мамса в санскрите означает «мясо». Мамса буквально переводится «меня (мам) также (са)», и оно было частью такого утверждения: мам сах кхадатити мамсах.

Эти слова предписывалось произносить во время заклания животного – если кто-то не мог прожить без мяса, ему следовало самому убить животное, но произнося такие слова. В этом слове, мамса, и отражена вся суть мясоедения – «сначала я тебя, а потом ты меня». Идея кармы поддерживает убеждение в необходимости гуманного отношения к животным.

А поедающий мясо – даже если он не убивает животное сам – также становится соучастником преступления и должен будет понести соответствующее тяжёлое наказание вместе с убийцей, мясником или продавцом мяса. Святые и мудрецы Индии много сделали для защиты животных и осознания их прав.

Они, по сути, опередили нравственное сознание европейцев и народов других континентов. Те идеи, которые пытаются донести до сознания западного человека ведущие гуманисты нашей эпохи, уже несколько тысячелетий назад были достоянием народа в Индии.

Бхактиведанта Свами Прабхупада, приехав из Индии в западные страны, порой говорил: «Вначале прекратите убивать (есть мясо), только после этого возможны обсуждения глубоких вопросов религиозной философии». Современная западная цивилизация и официальная христианская религия не признают, что у животных есть душа, но животным от этого не легче – их беспощадно убивают на скотобойнях тысячами и миллионами, чтобы человеку, «центру мироздания», было «сытно и радостно». Разве в момент смерти в глазах этих животных нет выражения горя, страха, боли? Откуда появились у них эти чувства, если они «бездушны»? Бездушными можно назвать только их убийц и тех, кто санкционирует такую бойню.

Религия Гаудия-вайшнавов не поощряет даже религиозные жертвоприношения животных.

В своих наставлениях царю Прачинабархи, которого приводили в восхищение пышные жертвоприношения, мудрец Нарада Риши раскрывал кармические последствия мясоедения: «О правитель, посмотри на небеса – и ты увидишь там животных, принесённых тобою в жертву – без жалости и сострадания убиенных.

Смотри – все эти животные ждут твоей смерти, чтобы отплатить тебе за страдания, причинённые им. Как только дни твои будут сочтены, они с гневом набросятся на тебя, пронзят твоё тело железными рогами и примутся за твоё мясо» («Шримад Бхагаватам», 4.25.7–8).

Разумеется, все эти впечатляющие цитаты из священных писаний мы приводим здесь не для того, чтобы повергнуть читателя в ужас. Страх – оружие сильное, но, так сказать, «из-под палки» вегетарианцем не станешь. Личное дело каждого – решить, продолжать есть мясо дальше или всё же остановиться.

Истинные приверженцы ведического знания никогда не изменяли своей преданности вегетарианству. Это объясняется в значительной мере тем, что идея вселенского милосердия занимает центральное место в ведической литературе, с точки зрения этической ценности.

Веды учат, что человек должен уметь видеть во всех живых организмах единый жизненный источник, независимо от того, во что «облачена» душа. Тот, кто не способен узреть в братьях меньших источник жизни, не способен понять, что есть сущность жизненного начала – от такого человека трудно ждать гуманности.

Одним из высших этических идеалов Веды провозгласили стремление делать добро всем живым существам. Идеал этот по-прежнему является одной из главных заповедей ведической религии.

Санскритские рукописи утверждают, что в некоторых случаях души, облачённые в тела животных, достигали освобождения от перерождений. Это лишний раз доказывает, какой высокой степени достигало равноправие людей и животных с точки зрения Вед.

Ни одна другая мировая религия не оставляет права душам животных достичь Царства Божьего! Согласно ведическим писаниям, душа животного достигает освобождения, когда удостаивается дружеского расположения великого святого либо Господа. Такие события случаются нечасто, поэтому приобретают особую значимость.

Самый недавний пример – из жизни Шри Чайтаньи Махапрабху, воплощения Самого Господа Кришны. Во время паломничества в Южную Индию Шри Чайтанья шёл через лес Джхарикханда.

«Шри Чайтанья-чаритамрита», бенгальский текст, датируемый XVI веком, рассказывает, что в этот момент Чайтанья исполнился любви к Богу и стал танцевать, вдохновенно воспевая Харе Кришна маха-мантру. И тогда слоны, тигры, олени и птицы подхватили это пение и принялись танцевать вместе с Ним.

Столь велика была любовь Шри Чайтаньи к Господу, что подвигла бессловесных тварей воспевать славу Всевышнему – каждого на своём языке. Далее сообщается, что все эти животные впоследствии были спасены, то есть избавлены от необходимости воплощаться в новых телах в материальном мире, и достигли Царства Бога.

В «Чайтанья-чаритамрите» имеется ещё одно весьма любопытное повествование о Шри Чайтанье и собаке, приручённой Им. В рукописи рассказывается, как паломники, пришедшие поклониться Чайтанье Махапрабху, увидели собаку, лежащую у Его ног. Великий учитель кормил животное мякотью кокосового ореха.

«Восславь имя Кришны! – сказал Чайтанья собаке, и она отчётливо пролаяла: „Кришна! Кришна!“» Рукопись повествует, что душа животного удостоилась великого блага – освободилась из этого мира и пришла в духовный мир.

Нелишне отметить, что «Шри Чайтанья-чаритамрита» признана вайшнавами частью ведического канона.

Таким образом, ведическая религия в целом и религия вайшнавов, как её основное направление, проповедует вегетарианство и духовное равенство всех живых существ.

Как можно поднять руку на львов и слонов, танцующих в духовном блаженстве, или на собаку, ставшую способной произнести имя Бога и войти в Его Царство?! Только исповедуя религиозное вегетарианство можно утверждать, что ты считаешь всех Божиих тварей равноправными.

Для строгих последователей Вед принятие в пищу любого мяса является грехом, но самым тяжким грехом считается поедание мяса коров и быков. В ведической духовной традиции корове отведено особое место. Корова считается священным животным, особо любимым Шри Кришной.

Вайшнавская религия есть первоначало ведической религии, а потому воспевание особой благосклонности Кришны к коровам встречается в священных текстах повсеместно.

Священное писание повествует о том, что первая корова, Мать Сурабхи, была создана посредством пахтания космического океана, и с той самой поры считается, что пять продуктов, даваемых коровой – молоко, творог, топлёное масло (гхи), моча и навоз – обладают очищающей силой.

Люди должны чтить корову как одну из семи матерей (семь матерей человека – это мать, дарующая рождение, его кормилица, жена его гуру (если гуру женат), жена брахмана, царица, земля и, наконец, корова). Ведь она вскармливает человека молоком точно так же, как и его собственная мать.

Корова играет важнейшую роль в осуществлении ведического идеала жизни, приближенной к Богу, построенной по принципу «простой жизни и возвышенного мышления», предлагаемого Ведами. До недавнего времени индийцы жили за счёт небольших земельных наделов и коров, способных обеспечить их всем необходимым. Навоз – недорогое и безвредное удобрение.

Заключённый в подземные резервуары, он вдобавок способен выделять метан, используемый для отопления. В Европе немногие знают, что чистый не коснувшийся земли навоз обладает дезинфицирующими свойствами на тонком и грубом плане бытия.

По этим причинам корова удостоена в ведическом словаре целых девяти имён, три из которых – агхнья (та, что не должна быть убита), ахи (то же значение) и адити (не могущая быть зарезанной) – содержат в себе строгий запрет отправлять это животное на бойню. Обобщая оттенки всех этих синонимов, великий индийский эпос «Махабхарата» заключает: «Имя всех коров – агхнья, и оно говорит о том, что недопустимо убивать это животное. Кто же посмеет совершить это? Только тот, кто готов сотворить самое отвратительное из злодеяний».

Невозможно себе представить, на какие страдания обрекает себя человек, поедающий корову, кормилицу человечества. Причём Веды утверждают это не только для тех, кто родился в Индии, но вообще для всех людей Земли, homo sapiens.

Хотя корова занимает столь особое место в традиционной культуре Индии, удивительно, что на Западе к ней не проявляют никакого сострадания или внимания (помимо так называемой «заботы» ради своих корыстных интересов по отношению к ней – получению её молока и плоти).

Даже большие «любители животных» могут спокойно поедать мясо коровы, говядину. Но Праматерь-корова (го-мата) даёт человеку незаменимые продукты, необходимые для жизни, – молоко, сыр, творог, масло и даже навоз.

Шри Кришну также называют «Говинда» и «Гопал» (Тот, кто делает коров счастливыми; Защитник и Хранитель коров).

Из книги «Духовный свет Истины»

Источник: http://karatala.ru/vegetarianstvo-v-induizme.html

Ссылка на основную публикацию