Учитель в буддизме – почему так важен наставник на пути к просветлению

Различные уровни духовных учителей и учеников

Учитель в буддизме - почему так важен наставник на пути к просветлению

Ученики махаяны могут двигаться по пути к просветлению посредством методов как сутры, так и тантры. Сутры содержат базовые учения Будды о методах для достижения положительных качеств, таких как нравственная самодисциплина, сосредоточение, сострадание, бодхичитта и понимание пустоты.

В тантрах Будда представил более продвинутые методы в дополнение к практикам сутры для достижения просветления более эффективно и стремительно. Эти методы фокусируются на использовании воображения для преобразования своего образа себя посредством модели медитативного образа будды.

Все традиции тибетского буддизма наставляют в путях к просветлению, которые сочетают в себе практики сутры и тантры.

Как упоминалось ранее, входная дверь, открывающая путь тантры в целом, – это посвящение (ванг, тиб.: dbang) от духовного наставника в конкретный образ Будды. Образ Будды может быть частью практики, относящейся к любому классу тантры.

В традиции ньингма выделены шесть классов тантры, в то время как в остальных тибетских традициях говорится о четырех. Три высших класса тантры в ньингма эквивалентны высшему классу тантр по другим традициям.

Если мы используем термин тантрический мастер в его наиболее общем значении, то он относится к духовному наставнику, который передал нам посвящение по любому из этих классов тантр.

Например, в тексте «Прояснение “Пятидесяти строф об учителе” Ашвагхоши» Драгпа Гьялцэн, третий из пяти основоположников сакья, в частности, употреблял термин тантрический мастер в этом смысле.

Однако Конгтрул определял тантрических мастеров как духовных наставников, перед которыми ученики принимают тантрические обеты во время посвящений и перед визуализированными образами которых ученики обновляют или усиливают эти обеты во время «самопосвящения» после того, как они проделают тантрические затворничества. Принятие тантрических обетов происходит только при посвящении в третий (йога-тантра) или высший класс тантр. Тантрические обеты включают в себя обещания по поводу того, как ученики будут относиться к своим тантрическим учителям и обращаться с ними. Таким образом, в строго терминологическом смысле под выражением тантрический мастер подразумеваются только духовные наставники в двух высших классах тантры. Царчен, например, именно так употреблял этот термин в своем комментарии к тексту Ашвагхоши.

В соответствии с текстом «Трудные пункты относительно помощи и выражения почтения гуру», анонимного индийского комментария к тексту Ашвагхоши, ввезенного в Тибет переводчиком кагью/ньингма Гой-лоцавой, наставление видеть в своем тантрическом мастере будду относится специфически к высшей тантре.

Из всех учений о взаимоотношениях ученика – учителя это наставление вызывает больше всего замешательства и путаницы.

Поскольку высшая тантра предлагает самое ясное объяснение этого учения, мы далее ограничим термин тантрический мастер в соответствии с его использованием в этом анонимном тексте и ограничим наше обсуждение рамками высшей тантры.

Такое ограничение термина также согласуется с его использованием в контексте широко распространенной тантрической практики гуру-йоги (ламе-нелчжор, bla-ma'i rnal-'byor), как установил в своем тексте «Осуществление посредством гуру» Наропа, индийский предтеча линии кагью.

В тантрической гуру-йоге ученики представляют получение четырех посвящений через четыре потока света, проистекающих из их тантрических мастеров. Четыре посвящения – это исключительно черта высшей тантры.

Поэтому сходным образом мы будем использовать термин тантрическая гуру-йога тогда, когда имеем в виду гуру-йогу в высшей тантре.

Поскольку высшая тантра фокусирует свое внимание на подчинении внутренних энергий для использования в духовной практике, давайте заимствуем образ ракеты для прояснения роли тантрических мастеров.

Образы Будды, на которые ученики получают посвящение, подобны классам и моделям космических кораблей, которые они используют для того, чтобы предпринять в духовном «внутреннем пространстве» путешествие к просветлению. Умения, которые они получают на пути сутры в махаяне, подготавливают эти системы к полету кораблей.

Для оптимального путешествия, как только они стартовали, получив посвящение, им требуется пополнить свою энергию с помощью дополнительных ступеней ракет (чженанг, rje-gnang – разрешение) и дозаправкой мантрами (нгагту, sngags-btu; собрание мантр).

Более того, чтобы продолжить курс по пути высшей тантры, им требуется также получить еще подзарядку (лунг, lung; устная передача) по соответствующим текстам и направляющее руководство (ти, khrid; инструктирование), объясняющее тонкие моменты медитативных практик. Тантрические мастера обеспечивают учеников всеми этими духовными условиями.

В обсуждении вопроса о том, как относиться к тантрическим мастерам, Ашвагхоша явным образом упоминает только тех наставников, которые передали посвящение. Однако Цонкапа проясняет этот момент в своем комментарии на текст Ашвагхоши «Полное удовлетворение чаяний учеников».

Здесь он утверждает, что тот этикет, которому полагается следовать в отношении наставников, также применяется и к другим тантрическим мастерам, – например к тем, которые объясняют тексты и дают сущностные учения (меннгаг, man-ngag).

Это так, потому что получение объяснений или сущностных учений для особой практики высшей тантры требует предварительного посвящения и – таким образом – тантрических обетов.

Тантрические мастера в таком случае – это духовные наставники, которые посвящают (прим. пер.: empower – букв.: наделяют силой), поднимают (в воздух), дозаправляют, подзаряжают и дают направляющее руководство нашим путешествиям «во внутреннем пространстве» высшей тантры.

Как постоянные источники вдохновения они поддерживают наши двигатели в работающем состоянии.

Кроме того, посредством продолжающейся опеки и инструкций наши тантрические мастера обеспечивают управление с Земли и системы навигации, которые позволяют достичь наших целей точно и безопасно.

Наши тантрические мастера могут уже быть нашими учителями махаяны или могут быть другими духовными учителями, с которыми у нас есть только редкий контакт.

Бывает, один и тот же тантрический мастер дает нам посвящение, последующий подъем, дозаправку мантрами, подзарядку, направляющее руководство и сущностные учения по определенному образу Будды, или же мы можем получить все эти шесть от разных мастеров.

До того, как мы получим тантрические посвящения, наставники могут даровать нам устные передачи тантрических предварительных практик (нгондро, sngon-'gro) или различных мантр.

Они могут также объяснять тантру в целом или даже теорию высшей тантры с целью рассеять наши неправильные представления. Однако получение такой устной передачи или объяснения не устанавливает отношений тантрического ученика – мастера.

Отношения эти берут начало от принятия тантрических обетов при полном посвящении.

Источник: https://studybuddhism.com/ru/prodvinutyy-uroven/lamrim/otnosheniya-uchenika-i-uchitelya/sovpadenie-urovnya-uchitelya-s-urovnem-uchenika/razlichnye-urovni-duhovnyh-uchiteley-i-uchenikov

Учитель и ученик. Лама Оле Нидал | Буддизм Алмазного пути

декабрь 1991 года

Много сильных, зрелых людей думают: «К чему мне учитель? Вся истина лежит во мне самом». К счастью, совершенствование возможно и без наставника. Вопрос только в том, как быстро мы хотим продвигаться.

Будда учил нескольким путям. На одном из них развитие происходит в течение многих жизней методом проб и ошибок. Человек испытывает возможности существования и постепенно обнаруживает, что именно приносит счастье, а что — страдание.

Для таких опытов, основанных на привычках и воспоминаниях, учитель не нужен. Мы осознаем, что определенные действия, слова и мысли «поощряются» извне и изнутри хорошим чувством, в то время как другие ведут к трудностям и плохим вибрациям.

Это происходит как в экспериментах, где червячок, которого заставляют ползти через Y-образную трубку, однажды понимает, что в левом ответвлении он все время получает электрические разряды, а в правом — что-нибудь поесть. На этом уровне мы просто стараемся избежать неприятностей, и нам будет достаточно нескольких простых поучений, которые Будда дал во время первого поворота колеса Дхармы.

Однако развитие будет происходить быстрее, если убедительный учитель скажет: «Эти действия ведут к таким-то результатам». Тогда его взгляды будут понятнее и опыт — полнее. На многих лекциях, например, профессор говорит меньше, чем написано в его книге, которую можно легко прочитать самому. Однако благодаря его комментариям информация становится более насыщенной, в ней больше силы.

На этом уровне не требуется много поучений, и того, кто их дает, не особо выделяют. Это можно увидеть в странах Тхеравады, таких как Таиланд, Бирма, Шри-Ланка. Хотя учителя и являются примерами, но окрыляющую и дарящую силу работу, которая так важна в Алмазном пути, там вряд ли найдешь.

Если разумный образ жизни уменьшил наши трудности, люди автоматически развивают внутренний мир. Это проявляется, с одной стороны, как сочувствие — способность сопережить стремление других к счастью, а с другой стороны — как мудрость, позволяющая видеть вещи неличностно.

Возникает рациональный уровень. Человек видит  то, что есть на самом деле, а не собственные ожидания и антипатии. На этой ступени можно продвинуться и при помощи книг, так как там речь идет о здравом смысле.

С уровня представлений впечатления постепенно просачиваются в oсознавание, и человек меняется. Если мы отчетливо наблюдаем за тем, что происходит повсюду, сочувствие и мудрость возникают сами по себе. Однако это случится быстрее, если кто-нибудь поделится с нами своим опытом.

На Великом пути учитель важен, но не незаменим. Он прежде всего наш хороший и вдохновляющий друг на пути.

Если бы все поучения Будды внезапно исчезли и старые книги обнаружили и прочитали спустя 500 лет, то сразу бы появились уровни Хинаяны и Махаяны. Они не были бы потеряны. 

Но с третьей — высшей — ступенью поучений дело обстоит иначе. Здесь речь идет о воображении и трансформации чувств, о том, чтобы перенять все аспекты опыта.

Если мы хотим раскрыть все богатства, силы и способности, лежащие в нас, учитель совершенно необходим.

Кто хочет, скажем, через 15 или 20 лет удалить все, что заставляет нас переживать старость, болезнь и смерть как огромные трудности, должен иметь этот непосредственный доступ.

Кто желает оставить личностные ограничения так далеко позади, чтобы беспрепятственно работать для других, тот мимо этого не пройдет. Человеку просто нужен кто-то, знающий ум, чтобы самому пережить такой же опыт. Наш с Ханной первый учитель, Лопён Цечу Ринпоче, однажды сказал: «Даже у Будды были учителя».

Мне потребовалось некоторое время, пока я не понял: Просветление — результат развития в течение жизней. Если опыт, благодаря силе учителя, будет перенесен на неличностный уровень проникновения в суть, он станет самоосвобождающимся, и все будет показывать безграничные возможности пространства.

Этот путь называется Махамудрой.

Если мы хотим раскрыть все богатства, силы и способности, лежащие в нас, учитель совершенно необходим.

Кто хочет, скажем, через 15 или 20 лет удалить все, что заставляет нас переживать старость, болезнь и смерть как огромные трудности, должен иметь этот непосредственный доступ.

Учитель нужен и на пути средств.

Он дает нам силу, чтобы мы могли пережить себя как формы энергии и света в Чистой стране. Основа этого — трехкратная передача Алмазного пути. Она состоит из посвящения (ванг), где передаются силовые поля Будды.

Затем следует разрешение (лунг), где опыт текста благодаря слушанию переносится в осознавание. И в конце получаешь поучения. Они открывают содержащиеся в текстах возможности так, что мы можем их широко использовать. Чем быстрее путь ведет к цели, тем важнее учитель. В текстах Алмазного пути очень подробно описаны качества, которыми он должен обладать.

Учителю необходимы сочувствие и готовность вмешаться в поток жизни людей и помочь им — как на короткий срок, так и в долгосрочной перспективе. Поэтому ему нужно быть мудрым и знать, с чем он работает, а также зрелым — благодаря опыту.

Самое главное качество учителя — уметь видеть вещи неличностно. Он должен действительно понять пустоту и не имеет права переживать что-либо узко и с точки зрения эго.

Итак, учителю необходимо обладать постоянным переживанием природы ума и несокрушимыми телом, речью и умом. Ум должен оставаться сильным, речь — убеждающей, а тело — излучающим смелость и радость.

Вначале многие видят учителя очень личностно. Это позволяет возникнуть огромной открытости и создает сильную связь. Но для долгосрочного развития это не лучшая основа. Вскоре мешающие эмоции окрасят также и чистоту этого восприятия, и вместо «вспышки» встречи пробьются наружу ожидания и привычные мысли.

Читайте также:  Буддизм и наука - в чем схожесть этих двух систем знаний

Традиционные тибетцы говорят, немного перегибая палку: «Сохранишь все связи, если будешь вместе с ламой изредка, и нарушишь их, если останешься с ним надолго». Это выражение, однако, противоречит моему опыту взаимоотношений с учениками. Мы, Кагью, поступаем проще. Мы учимся видеть любого ламу как выражение Кармапы. Поэтому не так важно — худой он, толстый, обаятельный или обычный.

Важно, что все ламы выражают различные аспекты Кармапы. Если мы видим его как целую радугу, то другие учителя — разные цвета в ней. Благодаря одному мы получаем опыт мудрости Кармапы, второму — его бесстрашия, сочувствия или других совершенных качеств.

Так можно учиться у каждого. С тем, кто нас сильнее всего трогает, мы создаем особенную связь, выбираем его нашим коренным Ламой. Он — наш самый важный учитель.

Он должен научить нас доверять своей Будда-природе, пространству-ясности-безграничности нашего ума.

Если учитель удерживает свою передачу, если он, в свою очередь, верен своему учителю, его работа будет очень глубокой. То, что он передает, будет чистым, как вода из лучшего источника, и всем принесет пользу.

Он может очень быстро стать популярным: для этого требуется говорить только то, что люди хотят слышать. Но тем, кто хочет не только очистить эго, но и вообще его удалить, учитель должен подарить поток настоящего благословения.

Если он представляет просветленную линию передачи, все будет расцветать, к чему бы он ни прикоснулся. Он будет глубоким, как океан, и большим, как самая высокая гора.

Широкий и с мощными корнями, он будет передавать суть того, что дал Будда 2500 лет назад и что было еще усилено Кармапой.

Что касается самого Кармапы, нам нужно знать, что он — Будда. Мы можем полностью доверять ему в том, что он ведет нас по пути от запутанности к окончательному Просветлению.

Что касается самого Кармапы, нам нужно знать, что он — Будда.

Мы можем полностью доверять ему в том, что он ведет нас по пути от запутанности к окончательному Просветлению. Общаясь с другими учителями, мы должны концентрироваться больше на их способностях, чем на слабостях. Поначалу наше видение ограниченно, притяжение и отталкивание окрашивают переживания.

Так или иначе, у всех существ есть Будда-природа, и сансара есть нирвана. Но если человек владеет и хорошим, и плохим, что мы хотим с ним разделить?

Как действует передача на учеников? Благодаря своей открытости, они перенимают различные качества учителя. Затем, спустя некоторое время, другие начинают чувствовать в этих людях ту же силу и уверенность, полагаются на них и тоже вступают в силовое поле линии.

Вместе с доверием требуется и разумная честность. Не следует терять стиль из-за любой малости. Если долгое время мы переживаем больше очищений, чем благословений, стоит поговорить об этом с учителем. Ученики, которые все держат в себе, — трудны. Мы не хотим никакой веры или мир-дружба-жвачка-буддизма. Сомнения должны быть прояснены, чтобы позднее не возникли препятствия на пути.

Это важно — видеть учителя на высшем, чистейшем уровне. Не как личность, но как неотделимого от его линии и передачи. Это все — ради учеников, а не для пользы учителя. От этого ему лишь прибавляется работы.

Думая, что Будда — обычный человек, получаешь благословение обычного человека. Думая, что простой учитель — Будда, обретаешь благословение Будды. Учитель является зеркалом нашего ума и приносит связь с нашей собственной Будда-природой.

Видя его мудрым, мы будем получать от него пользу. В противном случае мы просто теряем время.

Учитель полезен настолько, насколько он обращает внимание людей на их собственную красоту. Если он может их пробудить и при этом они не станут зависимыми от него, значит, он очень хорош.

Естественно, он не имеет права говорить: «Я источник твоего счастья, а теперь купи мне, пожалуйста, несколько роллс-ройсов». Вместо этого он должен сказать: «Все богатство, которое ты сейчас ощущаешь, — твое собственное.

Если бы его в тебе не было, как бы ты смог его пережить? А теперь неси его в мир и покажи, чему научился». Если затем ученики возвращаются, проверяешь, как все прошло, и показываешь им, куда идти дальше. Так человек получает глубочайшую связь из всех, а именно — совместный рост.

При каждой встрече мы понемногу растем, чему-то учимся. Трудолюбие учителя можно увидеть в самостоятельности учеников. Его мощь проявляется в их способности быть сильными.

Источник: http://www.buddhism.ru/uchitel-i-uchenik-lama-ole-nidal/

Отношения с буддийским учителем в цифровую эпоху

Ну надо ли здесь много говорить?! Что гуру радует, — то вы и совершайте. А что не радует, — отбросьте навсегда. И что есть что, исследуйте усердно. Ведь проповедовал сам Будда, что за учителем следуют и сиддхи. Вы, это зная, способами всеми

старайтесь гуру радость доставлять.

Потова, буддийский йогин, XI в.

Холодная клавиатура металлического ноутбука и звук работы 3D-принтера под светом люминесцентной лампы — жизнь современного человека всё больше походит на декорации фантастических фильмов середины XX века.

Эпоха сверхскоростного интернета, криптовалюты и электромобилей заставляет переосмыслить отношения между учеником и учителем в любой традиции знаний: не только светской, но и духовной. Мы видим как стремительно образование меняет формат. Уже не обязательно сидеть в аудитории и слушать профессора.

Такие ресурсы как Coursera и  Udacity позволяют слушать любые лекции сидя дома на диване. Перемены в формате светского образования очевидны, но изменяется ли духовная система обучения, адаптируясь к современным реалиям?

Пробуя следовать учению Будды, я вскоре понял, что самостоятельные попытки учиться по книжкам сродни чтению дешёвой фантастики: буддийские тексты изобилуют описаниями загадочных миров и существ, непонятными именами и терминами, значение которых теряется в поэтических формах или смешивается с устоявшимися концепциями.

Обладая живым воображением, легко превратить буддийское учение в детскую сказку, где вместо фей в небе летают дакини, а вместо драконов в пещерах живут наги.

Даже трактование текстов по юриспруденции и экономике порой вызывает затруднения, что уж и говорить о философии Праджняпарамиты и особенностях буддийского воззрения на сознание и реальность!

В любой сфере нужен наставник, ведь даже игре на балалайке не научиться по учебнику. Но прежде чем искать учителя, нужно разобраться: кто это? Важно не стать заложником своих предрассудков, важно обладать качеством «чистого сосуда» и не следовать старым концепциям, пытаясь понять новую область знаний.

Фильмы про загадочный Восток показали нам образ мудрого гуру экзотичного вида, обёрнутого в простыню, который говорит загадочными коанами и непременно живёт в гималайской пещере или избушке, проповедуя мудрость избранным ученикам.

Однако в современном мире этот образ все чаще становится  инструментом манипуляции в индустрии просветления, где коммерческие гуру рассказывают приятные истории при свете свечей и благовоний за установленую плату.

Слово «учитель» в большинстве книг о буддизме — kalyana mitra — точнее было бы перевести как «благой друг».

Лама Цонкапа, выдающийся тибетский йогин и философ XIV века, в своём тексте «Лам-рим чен мо» («Поэтапный путь к просветлению») пишет, что благой друг — необходимая основа для практики учения Будды.

Без него достижение положительных результатов просто невозможно. Далее он указывает благие качества, которыми должен обладать благой друг:

Отношения типа «учитель и ученик» предполагают строгую иерархию, однако отношения с другом, пусть и с таким, который значительно мудрее ученика, имеют совершенно другой характер.

Благой друг — это не просто источник достоверной информации. Сегодня вся информация и так доступна в интернете. Благой друг — это, прежде всего, источник вдохновения (чаще переводят как «благословение»), той энергии, что помогает следовать по пути Будды.

Без вдохновения не возникает ни малейшего желания медитировать или соблюдать нравственность — идеалы будд и бодхисаттв кажутся просто сказочными историями.

Но когда нам посчастливится повстречать мастера, который всей своей жизнью воплощает Дхарму (Учение Будды), мы понимаем, что в текстах учения не пустые слова: все наставления могут быть реализованы в жизни. И это наполняет нас решимостью и вдохновением следовать по пути и воплощать учение в жизнь.

В былые времена, учитель долго проверял ученика, а ученик проверял учителя. Убедившись в наличии необходимых качеств у наставника, ученик совершал подношение — символ своей решимости следовать наставлениям.

Это могло быть подношение материальных даров (наименее ценное с точки зрения Дхармы), подношение помощи или подношение практики учения (наивысшее из подношений).

Таким образом ученик показывал свою решимость следовать за благим другом и также развивал одно из качеств будды — щедрость.

Но где найти такого «благого друга»? Покупать билеты в Тибет, Индию или Непал? Отправляться в экспедицию? Вовсе не обязательно!

Будда неоднократно говорил, что важно быть чрезвычайно требовательным к источнику информации, и проверять учение и учителя так, как ювелир проверяет принесённое ему на продажу золото. Поэтому я всегда проверяю, обладает ли автор необходимой компетенцией.

Буддийский философ Васубандху и его брат Асанга, прежде чем принять буддизм, проверяли учение и учителя 12 лет. Решая следовать за учителем, недостаточно очарования его харизмы.

Так же и различные переживания от встречи с наставником не являются достаточным основанием, чтобы следовать его наставлениям. Необходимо проверить, является ли он достоверным источником информации.

Для этого важно знать, является ли он представителем традиционной линии передачи, кто был его учителем и получил ли он достаточную подготовку, чтобы передавать знания.

В поисках такого источника я нашёл ресурс с тысячами статей на любую мыслимую тему в области Дхармы — архив работ доктора Александра Берзина (http://​www​.berzinarchives​.com). Но сегодня любой может завести сайт, написав там что угодно. Необходима проверка.

Александр Берзин родился в 1944 году в городе Патерсоне, штат Нью-Джерси, получил в 1965 году степень бакалавра на кафедре ориенталистики Рутгерского университета в сотрудничестве с Принстонским университетом, в 1967 году — степень магистра, а в 1972 году — степень доктора на кафедре дальневосточных языков (китайский) и санскрита и кафедре индологии Гарвардского университета. С 1969 по 1998 гг. он жил преимущественно в Индии, в Дхарамсале (поначалу как стипендиат Фулбрайта), изучая и практикуя Дхарму с учителями всех четырех тибетских буддийских традиций. Его основным учителем был Ценшаб Серконг Рипоче, ныне покойный мастер-партнер по дебатам и дополнительный наставник Его Святейшества Далай-ламы. На протяжении девяти лет Берзин был его переводчиком и секретарем, сопровождая в нескольких путешествиях по миру. Иногда он также выполнял функции переводчика Его Святейшества Далай-ламы на буддийских мероприятиях. Архив Берзина — ресурс, где детально и ясно объяснены все аспекты буддийского учения — был основан в 1998 году.

Что тут скажешь? Человек, получивший лучшее образование на Западе и Востоке, обладающий решимостью оставить успешную академическую карьеру и посвятить жизнь изучению Дхармы. Я был впечатлён биографией доктора Берзина. Но и этого было не достаточно. Я начал изучать материалы Архивов Берзина.

Я находил там ответ на любой возникающий вопрос.

Без мистических объяснений, на простом языке и с неукоснительным следованием логике, согласно наставлениям самого Будды Шакьямуни, доктор Берзин объясняет любой аспект буддийского учения, опираясь на наставления наиболее авторитетных учителей и текстов. Неделями я жадно читал статьи, пытаясь впитать как можно больше. Ясная логика и понятные примеры убедили меня в достоверности учений.

Через пару недель, набрав в поисковике «Александр Берзин», я не поверил своим глазам: доктор Берзин уже через два дня давал лекцию в Киеве! У меня накопилось много вопросов о деталях учения.

Надо ли говорить, что сидел я в первом ряду. Часть вопросов исчезли во время самой лекции. Доктор Берзин оказался скромным, образованным и красноречивым учителем с прекрасным чувством юмора.

Я был восхищён трезвостью его рассуждений и ясностью объяснений сложных вопросов.

Сразу после лекции я подошёл к нему спросить о чём-то и после недолгой беседы он предложил мне продолжить общение по электронной почте. Уже через пару дней я отправил письмо. На следующий день меня ждал развернутый ответ с ссылками на источники для дальнейшего изучения. Я был счастлив.

У нас завязалось общение и несколько раз в неделю мы обменивались письмами. Каждый ответ доктора Берзина рассеивал непонимание того или иного аспекта учений и у меня возникло естественное желание его отблагодарить.

Архивы Берзина — это благотворительная организация, работающая за счёт пожертвований читателй. Это полностью соответствует наставлениям самого Будды, который запретил продавать Дхарму, которая должная быть доступна любому желающему. Естественно, я делал денежные пожертвования.

Но этого казалось недостаточно. И вот я предложил доктору Берзину свою помощь.

В буддизме отношения между учеником и учителем не односторонние — когда ученик просто непрекословно внемлет словам учителя; это отношения, основанные на взаимной заботе: учитель берёт на себя ответственность за ученика (не только за его понимание, но порой и материальную ответственность), а ученик заботится об учителе. В традиционном обществе учитель и ученик жили вместе и обучение происходило в повседневных ситуациях, когда ученик, укрощая свою гордость, лень и себялюбие, заботился об учителе, а тот давал наставления, наиболее подходящие для темперамента и характера ученика.

Читайте также:  Буддийские храмы в японии - знакомство со святынями

Алекс предложил мне переводить статьи с английского на русский. Доктор Берзин обладает удивительным свойством видеть слабые стороны ума и каждый текст, который он присылал для перевода, содержал множество наставлений и уроков.

Стоит сказать, что перевод текстов буддийской философии требует чрезвычайной точности, чтобы избежать искажения смысла, которое может привести к совершенно разрушительным результатам, ведь мысли — это основа для действий и восприятия реальности.

Потому для перевода необходимо знать и понимать оригинальную буддийскую терминологию, и варианты перевода, которые использует каждый автор. Это требует внимательной работы со словарями и первоисточниками. Так, перевод даже небольшого текста в 3 – 4 страницы может занять несколько дней. Однако, это великолепный способ изучить и усвоить смысл учений.

На мой взгляд, перевод текстов — это наилучший способ постигнуть их суть. После перевода текст проходит проверку редактора языковой секции (в данном случае — русской) и корректора. После чего, перевод публикуется на сайте в соответствующей секции.

Согласно учению Будды, для достижения реализаций или даже просветления недостаточно просто слушать учения или иногда медитировать: необходимо постижение реальности и развитие благих качеств ума и применения Дхармы в повседневной жизни.

Но и этого недостаточно: все реализации зависят от накопленной благой силы кармы; если её недостаточно, понимания не будет. Речь идёт вовсе не о какой-то мистической силе, а скорее о развитии альтруистических качеств ума и укрощении эгоизма.

Это делает ум более гибким и восприимчивым, что в свою очередь помогает понять суть учений. Накопить благую карму можно множеством способов: добрыми делами, искренней помощью другим существам или благопожеланиями. Но один из наиболее действенных способов — это подношение учителю.

В моём случае я подношу своё умение и время, делая переводы текстов, которые делают доступным учение Будды.

Порой практика и работа над переводом становится механической рутиной, и тогда я вспоминаю про ту энергию, с которой работает доктор Берзин. С утра до вечера каждый день он занимается исключительно работой над своим проектом и чтением лекций по всему миру.

Алексу 69 лет и его отпуск длится один день в год. Когда руки опускаются и одолевает лень, я вспоминаю о его неутомимой силе и вдохновение возвращается. Наблюдение за его работой и поведением наполняет меня уверенностью в том, что буддизм сможет достойно развиваться на Западе.

Мне невероятно повезло знать доктора Берзина и учиться у него.

В эпоху цифровых технологий ученики уже не подносят стадо овец, и учитель вовсе не обязательно ходит в разноцветной рясе или живёт в гималайских пещерах. Непостоянство — это суть учения Будды. Способ передачи учения тоже непостоянен и меняется в зависимости от времени и обстоятельств.

Сегодня нам повезло без особенных усилий получить любую информацию, однако это ставит новые проблемы: умение определить достоверный источник знания и подходящего учителя, и быть свободным от предрассудков. После этого дело остаётся лишь за нашей решимостью двигаться по пути.

Ведь сам Будда Шакьямуни говорил: «Кувшин наполняется капля за каплей».

Раз в месяц рассказываем о новых материалах и делимся важными новостями. Без лишней метафизики

Источник: http://eroskosmos.org/buddhist-teacher-in-digital-era/

Учителя буддизма

Интересные статьи и публикации по эзотерике и религии на тему Учителя буддизма вы найдете в онлайн ленте статей раздела Религия.

Буддизм, пришедший в Россию из Индии, к сожалению, глубоко схоластичен. Русские ученики переняли какие-то знания, но суть, душу буддизма перенять не смогли. В итоге русский буддизм — это схоластика, и правильно Гребенщиков над ним стебётся.

То, что я видел и слышал, вызывает горькие чувства, и от настоящего буддизма там нет ничего. Но в Тибете сохранились очаги истинного буддизма.

Сегодня я расскажу о главных отличиях настоящего, сокровенного буддизма от его русско-европейских подделок…

Буддизм – название, данное религиозному движению, истоки которого — в жизни и учении великого Будды. Но, говоря более строго, буддизм означает неизменное учение или Дхарму, которая кроется за всем, что преходяще.

В центре буддизма — учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему.

Страдание и освобождение субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание состояние беспокойства, напряженности…

Буддизм – древнейшая мировая религия, восходящая к учению индийского аскета Шакьямуни, прозванного Буддой («просветленный», «пробужденный»).

Сами буддисты ведут летосчисление своей религии от кончины Будды, однако среди них нет полного согласия относительно датировки времени его жизни (согласно традиции школы тхеравада.

Будда жил с 624 по 544 до н.э.

; по научной версии, принимающей во внимание греческие свидетельства о дате коронации Ашоки, с 566 по 486 до н.э.; согласно новейшим…

Буддизм – самая древняя из трех мировых религий. Он “старше” христианства на пять веков, а ислам “моложе” его на целых двенадцать столетий.

В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских стран буддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы и Америки.

Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой он следует, и вы получите ответ, что более двух с половиной тысяч лет назад ее возвестил людям Будда (что в переводе с санскрита означает “просветленный”). В…

Буддизм российского Востока имеет очень богатую историю. Среди предков калмыков – ойратов – Учение распространялось в три волны. Впервые ойраты получили знание о буддизме от уйгур: вероятнее всего, это были поучения Махаяны.

Во время второй волны, которая пришлась на начало XII века, распространялись различные направления тибетской школы Кагью. В середине XII века самым известным лицом в Тибете был Второй Кармапа Карма Пакши – глава традиции Карма Кагью.

Его даже пригласили к монгольскому двору…

Буддизм первая из мировых религий, возникшая в VI в. до н. э. В дальнейшем он завоевал миллионы последователей в разных странах мира и в первую очередь Азии.

Возникновение буддизма связывается с именем Сиддхартхи Гаутамы (Будды).

Он родился около 560 г. до н. э. Местом его рождения считается северо-восток Индии у границы Непала. Принц Гаутама был сыном главы племени шакьев.

В 29 лет он расстался с беззаботной, роскошной жизнью, покинул дом, оставил жену с сыном и отправился странствовать…

Буддизм – религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его имя.

Почти во всех направлениях буддизма имеются монашеские ордена, члены которых выступают для мирян учителями и священнослужителями.

Однако за вычетом этих общих черт многочисленные направления современного буддизма демонстрируют разнообразие как верований, так и религиозной практики. В своем классическом варианте (тхеравада, «школа старейшин», или хинаяна…

БУДДИЗМ В ИНДИИ складывается на севере страны в 6 в. до н. э. как реакция на кризис традиционной системы моральных и религ. ценностей. Основатель — Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будда (букв. просветленный).

Буддизм в качестве нового мировоззрения, а затем и новой религии, не отверг, а творчески пересмотрел и ассимилировал духовные и культурные традиции Др. Индии.

Приверженцами буддизма стали жившие в одно время с Буддой цари гос-ва Магадха — Бимбисара и Аджаташатру. При Аджаташатру в…

Буддизм получил распространение в большинстве европ. стран; будд. орг-ции, центры или небольшие группы имеются практич. во всех странах Зап. Европы, а также в отд. странах Вост. Европы. Почти во всех зап.-европ.

странах находятся филиалы международной будд. орг-ции “Интернационал Сока гаккай”. Старейшим в Европе являются будд. орг-ции в Германии (с 1903), Великобритании (с 1907), Франции (с 1929).

В 1906 в Лейпциге Общество буддийской миссии Германии провело Буддийский конгресс, в к-ром приняли…

Буддизм — самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам — на целых двенадцать столетий.

Основное число его последователей живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (Бирма), Таиланде, Лаосе.

В нашей стране буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины…

Воспользуйтесь поиском, в случае, если найденной информации по теме Учителя буддизма вам оказалось не достаточно.

Источник: https://www.SunHome.ru/religion/uchitelya-buddizma

Духовный наставник и отец

На пути к Богу и просветлению верующие люди нуждаются в духовном отце. Во всех религиях принято выбирать себе учителя, который поможет разобраться с проблемами.

Зачем люди обращаются к священнослужителям за помощью и советом? Человек познает истину через посредника — священника или гуру. В разных религиях к духовным отцам относятся с уважением.

Все верующие сходятся во мнении, что духовный наставник — проводник и эксперт в области религии.

Кто такой духовный наставник

В индийских традициях это учитель, который рассеивает тьму и обращает душу к свету и знаниям. В индуизме и сикхизме все религиозные учителя, которые ведут человека к духовному развитию, называются гуру.

Наставник помогает формировать нравственные ценности, является образцом поведения и вдохновляющим источником, который помогает в духовной эволюции ученика. Этот термин также относится к человеку, который является духовным проводником и помогает раскрывать душевные возможности.

В православии в роли наставника выступает священнослужитель, священник-угодник.

Православная церковь позволяет христианину самостоятельно выбрать себе духовника. Им становится священник той церкви, куда постоянно ходит христианин. Духовник — не просто человек, он божественная направляющая энергии, которая помогает человечеству осознать его истинную природу.

В буддийской традиции учитель ценится как нравоучитель, заслуживающий большого уважения, и источник вдохновения на пути к освобождению, рассматривается как друг.

Но в тибетском буддизме духовный наставник воспринимается как Будда, самый корень духовного осознания и основа пути. Без учителя не получится приобрести опыт и проницательность.

Тибетские тексты уделяют большое внимание прославлению качеств и добродетелей духовников. С их благословения ученики идут по пути к истинной природе своего разума.

Черты характера хорошего наставника

Выбирая себе учителя, помните, что перед вами такой же человек, как и остальные. У духовного отца свой характер, и, несмотря на религиозный образ жизни, он может совершать ошибки. Для того чтобы определиться с выбором, обязательно:

  • пообщайтесь со священником;
  • исповедуйтесь;
  • попросите благословения.

Только диалог поможет понять, подходит ли вам этот человек и готовы ли вы делиться с ним своими тайнами. Нужно установить доверительный контакт с наставником, открыть ему свою душу и поделиться сокровенными секретами. Только после этого духовное руководство принесет добрые плоды.

Для того чтобы служить людям и быть хорошим духовным наставником, священнослужитель должен обладать такими качествами:

  • отличать добро от зла;
  • быть милосердным, честным, справедливым;
  • обладать спокойствием, состраданием и желанием помочь нуждающимся;
  • быть примером в своей вере для других.

Настоящий нравоучитель не нарушает Божьи заповеди, лишен негативных черт: хвастовства, гордости, зависти, эгоизма. Хороший духовник должен быть свободным от греха и быть бескорыстным, он не способен хитрить и лгать. Единственная цель учителя — помочь другим и поделиться знаниями.

Если у вас не получилось найти сразу духовника, ничего страшного. Обратитесь в другой храм или оставьте эту идею на время. Пообщайтесь с прихожанами и спросите, кто из духовенства пользуется популярностью и доверием людей: вам могут подсказать, где найти духовного учителя.

Стоит поехать в монастыри или другие святые места. Многие верующие не имеют своего наставника, но церковь на это отвечает: есть Евангелие, Предание Церкви, религиозная литература и богослужения.

Это не второстепенные вещи, и если человек осведомлен о них, следует канонам, Господь отблагодарит его за смирение.

Человек, которого нельзя назвать наставником

Слово духовника — это слово Бога. Гуру на самом деле становится связующим звеном между человеком и Господом. Соблюдать его поучения — обязанность ученика. Только просветленная душа приведет еще одну душу к просветлению.

У духовного наставника не должно быть таких отрицательных свойств характера:

  • зависть;
  • злость;
  • ненависть;
  • лицемерие;
  • ревность;
  • гордыня;
  • склонность к воровству;
  • меркантильность.
Читайте также:  Как живут в монголии - быт и традиции кочевого народа

Духовник не должен быть фанатиком, чтобы без споров выслушать и принять инакомыслие. Отношения с учеником должны складываться спокойно, поэтому учитель должен обладать мудростью и терпеливо выслушивать проблемы своего чада.

Чтобы быть чьим-то гуру, требуется Божье указание. Знание, полученное только из книг, не дает возможности стать духовным руководителем.

Взаимоотношения между наставником и учеником в христианстве

После знакомства и первого общения ученика с наставником при обоюдном согласии дальнейшего общения у них возникают взаимоотношения.

Первая стадия

Сначала человек просто приходит к духовнику для исповеди и отпущения грехов, просит совет. Он молится, читает духовную литературу, и ему достаточно этих книг. Какое-то время человеку хватает тех знаний, которые у него есть, по которым он строит свою жизнь. Но постепенно он начинает нуждаться в более близкой нравственной связи с наставником.

Вторая стадия

На этом этапе священник становится наставником для своего чада. Человек привыкает к учителю и доверяет ему. Он выслушивает рекомендации наставника, но относится к ним избирательно, выполняет только то, что ему нравится и близко по духу.

Советы священника воспринимаются как человеческие домыслы, поэтому вначале отношение к ним поверхностное. Вскоре чадо понимает, что это были не просто советы, а Божья воля. И он может быть наказан за их невыполнение.

С годами человек начинает доверять своему духовнику, прислушивается к его словам, и тот становится его наставителем.

Со временем христианин удостоверяется в правильности наставлений. Он понимает, что при неуклонном исполнении советов ему будет хорошо, а при нарушении — плохо. После того как ученик убедится в необходимости соблюдать все правила, священник становится его духовным отцом.

Это можно объяснить на примере родителей и детей. В семье над ребенком властны родители: могут похвалить и наказать. При непослушании мать или отец наказывают чадо, но после смирения и послушания ребенок вновь возвращается к родителям и осознает, что они поступили мудро. Такие же взаимоотношения развиваются между христианином и священником.

Третья стадия

На этом этапе священник становится нравственным отцом для своего подопечного. Между ними возникают тесные доверительные отношения, при которых нравоучитель не настаивает на действии, а лишь дает верное направление.

Взаимоотношения наставника и ученика в индуизме

В Индии выделяют три типа гуру:

  1. духовный наставник для высших каст индусов. Выполняет традиционные ритуалы и не имеет отношение к храму (то есть не священник);
  2. просветленный мастер, который проводит освящение. Этот тип существует в движении бхакти и в тантре и требует беспрекословного послушания;
  3. аватар — гуру, который считает себя достойным, чтобы быть воплощением Бога.

Нравственное усыновление ученика гуру в Индии сопровождается ритуалом. На этой церемонии будущий ученик наносит царапину на голову, надевает праздничную одежду и тщательно украшает себя цветами.

Он становится рядом со своим учителем. Они стоят, скрестив руки, гуру поворачивает лицо на восток, а ученик на запад.

Учитель, прошептав соответствующие слова, призывает молодого человека подняться правой ногой на камне, чтобы быть стойким и смелым.

Духовный учитель кладет на него священный шнур, состоящий из трех кос, сплетенных из девяти хлопчатобумажных нитей, каждой касаясь его левого и правого ребра. Посвященному придется носить его всю свою жизнь. Затем гуру дает ему пояс, чтобы символически придать силу и храбрость.

Затем начинается диалог между учителем и учеником, в ходе которого будут определены их будущие отношения. Гуру берет руки ученика, и один из его помощников наполняет их водой.

Учитель бросает три раза скрещенные руки молодого человека с водой, берет его правую руку между своими ладонями, и говорит пожелания. В конце церемонии ученик выслушивает его обязанности в ближайшие месяцы.

Через год происходит вторая часть церемонии, после которой повторяются ежегодные ритуалы. Когда гуру умирает, он говорит своим ученикам: «Я научил вас всему, что знал, теперь мне пора идти».

Традиционно число учеников ограничено в пользу прямой доверительной связи «учитель —ученик».

В современном мире люди очень редко добиваются истинных гармоничных отношений с духовниками. Связь между ними остается поверхностной или исчезает со временем. На это влияют такие факторы:

  • общественное мнение;
  • давление близких;
  • гордость самого христианина;
  • консервативные принципы.

Некоторые священники сознательно отказываются быть наставниками в силу некомпетентности или опасения впустую потратить силы.

Источник: https://mystroimmir.ru/moyput/otets.html

Учитель и ученик. Причины неудач неофита

Буддизм, пришедший в Россию из Индии, к сожалению, глубоко схоластичен. Русские ученики переняли какие-то знания, но суть, душу буддизма перенять не смогли. В итоге русский буддизм — это схоластика, и правильно Гребенщиков над ним стебётся.

То, что я видел и слышал, вызывает горькие чувства, и от настоящего буддизма там нет ничего. Но в Тибете сохранились очаги истинного буддизма. Сегодня я расскажу о главных отличиях настоящего, сокровенного буддизма от его русско-европейских подделок.

Источник – Эзотерика. Живое Знание

Первое, что отличает настоящий буддизм, — это звучание разума буддистских учителей. Они как будто бы издают дивные звуки, и душа от прикосновения к их мысли купается в счастье. Проявляется это звучание еще и в том, что у них на все совершенно иной взгляд, они иначе расставляют акценты и по-другому смотрят на мир.

А главное — их философия. Она живая, подкрепленная опытом и убежденностью. Настоящий учитель живет в том, чему он учит. И погружает своих учеников в свой мир, который реально существует и гораздо более настоящий, чем живем мы.

Например, буддистский учитель учит презрению к смерти. Но, друзья мои, он гораздо чаще находится по ту сторону границы жизни и смерти, чем по эту. Его душа чиста, как вода горных озер, и сияет, как солнце. А потому тот мир для него – блаженство и знания.

И, конечно же, смерть для него — лишь возвращение домой, куда он часто заходит, а после смерти возвращается насовсем.

Поэтому ему так легко быть непривязанным к земным предметам и вожделениям, что он погружен в мир своей души и любит его больше жизни, той жизни, которую так любим мы.

Это смещение акцентов сквозит сквозь его кожу и распространяется, как елей. И, конечно же, втягивает за собой учеников, как поток бурной реки увлекает попавшие в него стволы деревьев.

В итоге настоящий тибетский учитель учит самим собой, он делится собой и каждое слово его — лишь проявление его мира. Его лаконичные фразы — суть гонцы со священными свитками, на которых запечатлена его жизнь. И это очень чувствуется.

Его мир проникает в учеников, с которыми он связал себя сознательно, и ученики постепенно перемагничиваются под него.

Разум такого учителя подобен хорошо удобренной почве, на которой легко взрастают злаки высокого учения. А заботливая рука его собственного учителя не дает прорастать на ней всяким сорнякам. Это и есть преемственность.

Так же и он сам по отношению к своим ученикам: удобряет их почву, делясь собою, перемагничивая под себя, насаждает это поле правильной философией и вырывает из него сорняки заблуждений.

Проблема же русско-европейского буддизма заключается, в первую очередь, в том, что разум учеников никто из учителей не перемагничивает. И остаются они, как поле, созвучное сорнякам, а не учению истины. А потому учение Истины в них проникнуть не может, оно отталкивается, и вытесняется, и прижиться не может.

Поэтому учитель ищет учеников, которых можно перемагнитить быстро, не к концу жизни. Он ищет созвучных его разуму, чтобы затратить меньше усилий на достижение правильного звучания. Учитель тонко вслушивается в приходящих, стараясь уловить знакомый аромат созвучия.

Более того, учитель вслушивается в пространство, он действительно по-настоящему слушает токи кармы. И если где-то на земле воплощен связанный с ним человек, учитель призовет его, и человек преодолеет все пространства и условности и придет к учителю, и станет его учеником.

Так было когда-то со мной.

Учитель не обременяет себя толпами учеников. Ему важно передать свой разум, вложить себя в достойных, а их никогда не бывает много. И чтобы воспитать такого ученика, уходит огромное количество душевных сил, даже если они видятся раз в несколько лет.

Поэтому схоластика не живет в умах настоящих буддистов. Но, к сожалению, она живет в русско-европейских как бы учениках. Почему так происходит? Я вижу три основных причины.

Причина первая

Учитель разбрасывает немногие зерна философии перед множествами приходящих. И как тонко настроенный инструмент, слушает, как в них это отзовется. Он смотрит в глаза, души, сердца людей, стараясь услышать отзвук. И если отзвук знаком, то учитель заинтересуется этим учеником. И ученика начнет втягивать в мощный Гольфстрим магнетичности ауры учителя.

Я присутствовал на таких ретритах и видел, как это происходит. Меня учили всматриваться в людей таким взглядом, и я пристально наблюдал: что происходит между учителем и его потенциальными учениками. Я видел, как он бросает в них зерна, и он показывал мне, как они отзвучат.

Обычно потенциальные ученики в толпе пришедших на ретрит бывают редко. Все остальные являются фактически неудачниками, которые не прошли отбор. Но учитель им этого не говорит, он сострадателен.

И эти неудачники идут домой и с радостью и жаром обсуждают слова учителя, которые они не поняли, потому что душа их не была отобрана и удобрена учителем для того, чтобы понять, что он говорит. Он лишь разбрасывал зерна.

Сдается мне, что даже когда настоящий учитель приезжал в Россию и проводил ретрит, настоящих учеников он так и не нашел. Потому что я бы их услышал, меня этому учили.

Причина вторая

Так получается, что настоящие учителя за учениками не бегают. Настоящих учителей буддизма все еще можно повстречать в Непале и Тибете, куда к ним приезжают. Сами же они по обыкновению своему путешествуют лишь в Гималаях, где сама среда поддерживает их особое состояние внутренней углубленности.

И стараются не появляться в городах, наполненных людьми с чужеродным им магнетизмом. Те же буддисты, что приезжают в Европу, зачастую не являются учителями. Они едят мясо, пьют спиртное, повторяют выученные когда-то слова, но свечения разума преемственности в них нет.

Они ищут дешевой популярности и ради этого разрешают своим ученикам вести любой образ жизни, забывая при этом, что основа буддизма — это суровая дисциплина и отказ от всего, что препятствует перемагничиванию ученика в переходный период. У них нечему учиться. Они не уничтожают невежество, как завещал Будда.

Они лишь ищут известности и благополучия. Эдакий вариант индусских как бы гуру.

Причина третья

Среди европейцев гораздо меньше искателей истины, способных ее узреть, чем среди индусов или тибетцев, просто потому, что нас так воспитали. Получая образование, мы развиваем свой ум в направлении западной мысли, а она далека от истины.

И чем больше человек учится, чем сильнее развит его интеллект, тем менее он способен узреть слабый свет Татхагаты, исходящий от слов учителя во время ретрита, да еще и в городе.

Ведь на поиски настоящего буддизма в Тибет и Непал особо никто не ездит.

Глядя на эти три причины, я понимаю, почему европейцам и нашим соотечественникам так трудно вникнуть в буддизм. Наверное, проще папуаса научить высшей математике, ведь его ум не заполнен и мягок, а наш ум заполнен и тверд.

И все же настоящие учителя буддизма ищут своих учеников вне зависимости от расы и вероисповедания и готовы вкладываться в более достойных.

Вот только надо доказать, что ты достоин.

Рейтинг: 2.64 (Проcмотров: 2639)

Читайте раздел Буддизм на портале эзотерики naturalworld.guru.

Источник: https://NaturalWorld.guru/exp_uchitel-i-uchenik-prichini-neudach-neofita.htm

Ссылка на основную публикацию