Далай-лама xiii – жизненный путь тибетского правителя и дипломата

“Русский шпион” Агван Доржиев – 2

Далай-лама xiii - жизненный путь тибетского правителя и дипломата

Насколько тесно связаны судьбы России и Тибета? Есть ли историческая связь между политической практикой российской дипломатии начала XX века в отношениях с вассальными территориями Китая (Внешней и Внутренней Монголией, Восточным Туркестаном, Внешним и Внутренним Тибетом) и нынешней политикой России в защите своих стратегических интересов на Востоке?

Окончание. Начало здесь (Часть I)

Операция “принуждения к миру”

Любопытна реакция на первые сообщения о миссии Тибета в России вице-короля Индии Джорджа Керзона, который считал Доржиева мошенником, а его миссию к царю – выдумкой.

Предположение о том, что тибетские ламы настолько изменили своей традиционной подозрительности к европейцам, что открыто направили миссию в Европу, казалось Керзону невозможным.

Он был убежден, что Тибет скорее обратится за поддержкой к Англии, чем к России.

на фото: Джордж Керзон, лорд, вице-король Индии, позже министр иностранных дел Великобритании

В свою очередь в Британии существовало два подхода к проблеме Китая. Центральные власти в Лондоне признавали, что любое предприятие военного характера (во время англо-бурской войны, а также ввиду обострения противоречий как с Германией, так и с Россией) поставит Англию в тяжелое военное и политическое положение.

Правительство же вице-короля Индии в Калькутте считало возможным вооруженные акции в Тибете, который находится в непосредственной близости к границам британской империи. В обстановке, когда Далай-лама игнорирует вице-короля Индии и отсылает нераспечатанными его письма, в Россию публично направляется тибетская миссия.

В итоге после окончания англо-бурской войны, окончательно убедившись в незначительности влияния Китая в Тибете, в бессмысленности обращения к Тибету через Китай и в упорном нежелании Далай-ламы установить личные контакты с англо-индийским правительством, а также, воспользовавшись началом русско-японской войны, английские власти предприняли вооруженную экспедицию в Тибет.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения британцев, стали сообщения их агентов о военных приготовлениях в Тибете, закупках русского оружия и создании Агваном Доржиевым ружейного арсенала в Лхасе.

4 августа 1904 года английский экспедиционный корпус вошел в Лхасу. 7-го сентября там был подписан англо-тибетский договор, по которому Англия получает привилегии в торговле с Тибетом. В Лхасе образуется английская торговая миссия. Далай-лама вместе с Агваном Доржиевым бежит от англичан в Ургу, находящуюся вблизи границ России.

на фото: британский экспедиционный корпус в Лхасе (из книги Лоуренса Уоддела)

Казалось бы, англичане могут установить полный протекторат над Тибетом. Ни Китай, ни Россия, находящаяся в состоянии тяжелейшей войны с Японией, не в силах противостоять Британии. 

8 апреля 1904 года был подписан англо-французский договор Антанта, а еще ранее, в 1903 году, начинаются англо-русские переговоры в Лондоне о разделе сфер влиянии в Персии, Афганистане и Тибете.

Далай-лама надеется на Россию

С этого времени Россия больше не проводила активной политики в Тибете. Тем не менее, установления полного протектората Англии над Тибетом не произошло.

Сказались твердая ориентация Далай-ламы на Россию, то, что Россия имела определенные обязательства перед Тибетом и желание сохранить свой престиж в буддийском мире. В первую очередь, в Монголии, где в это время находился Далай-лама.

Монголию Россия тоже рассматривала в качестве плацдарма своего влияния в Китае.

Всего за полтора месяца до начала русско-японской войны и вскоре после вторжения английских войск в Тибет Петр Бадмаев обратился к Николаю II с памятной запиской “О противодействии англичанам в Тибете”. В записке говорилось, что Тибет имеет важное политическое значение.

на фото: Петр Бадмаев, действительный статский советник 

Эти взгляды Бадмаева имели распространение в определенной части правящей верхушки России, где создавались планы образования монголо-тибетского государства под русским протекторатом путем усиления влияния России на Далай-ламу. Лишь одно за другим поражения русской армии и флота в ходе японской войны и последовавшие англо-русские переговоры остановили проведение активной политики России в Тибете.

Напомним, что Россия, следуя авантюре Витте, в локальной схватке с Японией за Маньчжурию заплатила не только жизнями подданных (400 тысяч человек) и политическим унижением, но и потерей 2,5 миллиарда золотых рублей прямых военных расходов, не считая 500 миллионов рублей, потерянных в виде отошедшего к Японии имущества, потопленных военных и торговых кораблей. Также перешли к Японии Квантунский полуостров с портами Порт-Артуром и Дальним, южная ветка КВЖД и половина русского острова Сахалин.

С октября 1904 года по сентябрь 1908 года Далай-лама находился в пределах Монголии, рассчитывая на помощь России в утверждении его во главе единого монголо-тибетского государства под русским протекторатом, объединенного по религиозному признаку. Духовный глава Тибета надеялся на то, что интересы России заставят правительство в Петербурге покровительствовать Тибету, объединенному с Монголией.

Именно эту мысль внушил ему курсирующий в это время между Петербургом и Ургой Агван Доржиев, который проводил в жизнь доктрину Бадмаева и военной клики в правящих кругах России.

на фото: Далай-лама XIII (имя – Нгаванг Лобсанг Тхуптэн Гьяцо)

Этому противодействовали китайские власти, разжигавшие конфликтные моменты в отношениях Далай-ламы с монгольским хутухтой – главой церкви Монголии (будущим Богдо-Гэгэном), авторитет которого с приездом Далай-ламы резко упал.

Мешали проекту создания монголо-тибетского государства и те политические круги России, которые были заинтересованы в сближении с Англией и паритетном разделении сфер влияния в Китае, и английские власти и правители, желающие укрепиться в Тибете.

В это время Агван Доржиев четвертый раз лично встречается с Николаем II. Встреча происходит 22 февраля 1906 года в Царском селе. К тому времени Россия уже не могла проводить активных наступательных политических действий в Китае.

Она была готова отказаться от единоличной политике в Тибете и согласовывать там свои действия с Англией. Переговоры Доржиева в Петербурге, на которые так надеялся Далай-лама, ни к чему не привели.

Кроме абстрактных обещаний Доржиев ничего не добился.

Россия отказывается от Тибета

К тому времени Россия и Англия окончательно решили прийти к соглашению по всем спорным азиатским проблемам.

31 августа 1907 года в Петербурге подписано англо-русское соглашение относительно Персии, Афганистана, и Тибета. В соглашении Россией и Англией признавался сюзеренитет Китая над Тибетом.

Россия признала также заинтересованность Англии в том, чтобы внешние сношения Тибета не нарушались бы никакой другой страной. 

Проще говоря, Россия предоставила Англии решать судьбу Тибета лишь в отношениях с Китаем, в то время как Монголия оставалась в сфере влияния России. Это соглашение, с одной стороны, заложило основы будущей англо-франко-русской Антанты, с другой стороны, предоставило Китаю широкие возможности для полного подчинения Тибета своей власти.

Тем временем, Далай-лама до 1908 года по совету русского МИДа остается в пределах Монголии, что усиливает там влияние России. Тогда же духовенство Забайкалья по инициативе Доржиева добивалось переселения Далай-ламы в пределы России.

Цель – создание центра мирового буддизма на территории современной Бурятии.

Дипломаты же в Петербурге напротив склонялись к возвращению Далай-ламы в Тибет и всячески пытались нейтрализовать действия военных и религиозных кругов (Безобразова, Бадмаева, Доржиева) во имя сближения с Англией.

В конце 1908 года Далай-лама, окончательно разуверившись в поддержке России, прибыл “на поклон” в Пекин, где императорским указом был восстановлен в своем звании правителя Тибета с дополнительным титулом “лояльный верноподданный наместник” и в начале 1909 года отправлен в Лхасу.

Тибет под покровительством Англии

Не прошло и года, как он был вынужден вновь покинуть Тибет и бежать на этот раз уже в Индию, за что вторично был лишен званий и титулов. Тибет был оккупирован китайской армией. Цинская империя полностью воспользовалась возможностями предоставленными ей международными соглашениями начала века, касающимися Тибета.

За три года пребывания в Сиккиме в городе Дарджилинге Далай-лама неизбежно попадает под влияние английских властей. Весной 1912 года во время Синьхайской революции в Китае с помощью англичан Далай-лама возвращается на родину. Позже после окончания боевых действий между тибетскими и китайскими войсками китайцы были изгнаны из страны, были прекращены все связи с Китаем.

на фото: тибетская кавалерия

Еще во время боевых действий, преодолев противоборство английских советников, Агвану Доржиеву удалось встретиться с Далай-ламой в монастыре Самдинг в Тибете. Эта была последняя встреча Доржиева с духовным и светским главой страны.

Доржиев сообщил ему о признании в скором будущем автономии Внешней Монголии (во время революции в Китае и падения Цинской монархии Россия добилась разделения Монголии на Внешнюю и Внутреннюю, а затем установлении своего контроля над Внешней Монголией), о своем положении в Петербурге и о ходе строительства там буддийского храма.

Далай-лама, по-видимому, еще надеялся на Россию, сохранив заблуждение юности о возможности обрести в ее лице могущественного и бескорыстного покровителя, в котором Доржиев его всячески поддерживал.

По крайней мере, сразу после этой встречи Доржиев от имени Далай-ламы заключил 1913 году в Урге беспрецедентный для того времени договор с правительством монгольского хутухты, будущего Богдо-Гэгэна. В договоре стороны обоюдно признавали независимость Тибета и Монголии от Китая. 

Затем в Петербурге Агван Доржиев передал Николаю II письмо Далай-ламы, в котором тот просил царя придерживаться линии признания и Россией, и Англией независимости Тибета.  Однако это не нарушило общей линии в отношении Тибета со стороны России, и Тибет уже не включался в область непосредственных дипотношений России в Азии.

на фото: Агван Доржиев, посланник Далай-ламы XIII

Следовательно, отпала и необходимость в исполнении Доржиевым функций дипломатического представителя Тибета в России.

Окончательно все закончилось заключением в октябре 1914 года в индийском городе Симла англо-китайской конвенции о признании автономии Внешнего Тибета. Китайское правительство обязалось не превращать Тибет в колонию Китая, а правительство Англии обязалось не аннексировать Тибет или какую-либо часть его.

на фото: карта Внешнего Тибета (ныне Тибетский Автономный район КНР) и Внутреннего Тибета (ныне тибетские префектуры в провинциях Цинхай, Ганьсу, Юньнань, Сычуань КНР) 

Что отделялось от Китая

Россия в свою очередь подписала в Кяхте в 1915 году аналогичное соглашение с Китаем о признании автономии Внешней Монголии. Позже на ее территории было провозглашено сначала независимое Государство Монголия (Монгол Улс) во главе с Богдо-Гэгэном, а затем в 1924 году уже при помощи Советской России провозглашена Монгольская Народная Республика (МНР).

На части территории Монголии, в русском протекторате Урянхайский край (объявлен в 1914 году), в 1921 году была провозглашена Тувинская Народная Республика, вошедшая затем в 1944 году в состав СССР

Кроме того, за период с начала Синьхайской революции 1911-1913 годов до провозглашения в 1949 году Китайской Народной Республики (КНР) на территории Китая возникали следующие государственные образования:

– в 1932 году было образовано марионеточное Государство Маньчжоу-Го (перестало существовать после поражения Японии во второй мировой войне);

– в 1933 году – Восточно-Туркестанская Республика на территории современного Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, возникшая в результате восстания уйгуров и других тюрок-мусульман, подавленного китайским правительством при содействии советских властей;

– 1949 году в связи с угрозой аннексии Китаем было провозглашено Государство Тибет на территории Внешнего Тибета (современный Тибетский автономный район Китая).

С 1914 года Тибет являлся единственным государством в этом регионе, пользовавшимся фактической независимостью. В 1950 был оккупирован Китаем. Теперь уже Далай-лама XIV был вынужден эмигрировать в Индию и в настоящее время (со времени подавления китайцами народного восстания в Тибете в 1959 году) более 50 лет находится в изгнании.

Читайте также:  Принятие прибежища в буддизме - для чего существует этот обряд?

“Проект Бадмаева” и современный Китай 

С конца 80-х годов прошлого века Китай переживает “период модернизации”. Наращивая свой экономический, военный потенциал, он начинает осуществлять политику расширения своего влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе с целью занять там господствующее положение.

В отношении России, которая является для Китая естественным препятствием для связи с Европой, это проявляется в строительстве железной дороги от города Урумчи в Синьцзяне до станции Дружба в Казахстане. Таким образом, Китай хочет получает прямое  железнодорожное сообщение с Европой и странами Средней Азии.

В случае с проектом в Синьцзяне, все порты Китая, в первую очередь южные, связываются с Европой через Казахстан и Центральную Россию.

С активным освоением этой дороги Транссибирская магистраль может постепенно утратить свое значение основного пути железнодорожного сообщения стран АТР с Европой из-за высоких тарифов (южный путь короче и дешевле), и в дальнейшем, возможно, будет использоваться только для внутренних российских перевозок.

на фото: как Китай может расширяет зону влияния на Монголию, Дальний Восток и Сибирь

Помимо этого в Китае задуман международный проект «Туманган» в целях получения китайской провинцией Цзилинь выхода к Японскому морю, что необходимо для развития северо-востока Китая (Маньчжурии). Искомый выход к морю могут предоставить Россия и Северная Корея.

В этот проект входит строительство крупнейшего в японском море порта в районе Зарубино на границе России и КНДР в течении реки Туманган (Туманная) и строительство железной дороги Хуньчунь-Зарубино, которая свяжет КВЖД с этим портом.

Развитие порта Зарубино неизбежно уменьшит значение российских портов в Японском море – Владивостока, Находки и Восточного, составив им сильнейшую конкуренцию.

С начала 2000-х годов проект “Туманган” по политическим причинам и ввиду нежелания России усиливать позиции Китая в этом регионе был (временно?) заморожен.

Однако тема создания международного консорциума для реализации этого проекта периодически возникает на разного рода “международных конференциях”, где говорится о необходимости расширении экономических связей с Китаем в соответствии с “политикой открытости и интернационализации производственного освоения Дальнего Востока”.

Нужны “новые буряты”

Еще на тему железных дорог. Если говорить о развитии масштабного китайского проекта в Синьцзяне, то ключевым пунктом железной дороги через Синьцзян и Казахстан является город Ланьчжоу в китайской провинции Ганьсу вблизи исторических границ Тибета. Он имеет сообщение со всеми портами Китая, а далее в Казахстан в силу естественного географического положения идет только одна прямая ветка.

А теперь вспомним проект Петра Бадмаева о строительстве железной дороги от Транссиба до того же пункта Ланьчжоу, который Бадмаев называл ключом к Китаю.

Спустя 100 лет после двух мировых войн, 70 лет коммунистического режима в России ситуация повторяется с точностью до наоборот. Только теперь уже Китай пытается, ослабив экономическое положение Сибири и Дальнего Востока, начать китайское освоение этих территорий. 

Источник: http://asiarussia.ru/articles/16294/

Три пути к счастью от Далай Ламы

Далай Лама — это духовный лидер и наставник всех буддистов в мире. Многие люди используют его учения себе во благо и живут по правилам великого мудреца, который утверждает, что к счастью есть целых три дороги.

Выбор пути — это сознательный выбор человека. Многие люди постоянно меняют дорогу, пробуя найти то, что для них будет наилучшим способом обретения счастья.

И они делают правильно, ибо человек не может обрести свободу и стать собой с раннего возраста. Обычно для становления энергетического и духовного мира человеку требуется в среднем 30-40 лет с момента рождения.

Учение Далай Ламы поможет стать счастливее и пройти этот путь.

Далай лама и буддизм

Мало кто знает истинные догмы буддизма. Это учение, которое впоследствии стало религией. Сейчас в мире почти полмиллиарда буддистов, которые следуют правилам учения первого учителя — Будды Шакьямуни.

Далай Лама — это духовный наставник людей, а также правитель Тибета. Сейчас политическая сила Далай Ламы утрачена, поэтому новый мудрец, уже 14 по счету, исполняет роль учителя и наставника.

Он помогает людям по всему миру, посещает буддистские храмы, удостаивается огромного количества премий за свои изыскание и за свою мудрость.

В 1989 году Лама получил Нобелевскую премию мира за план по созданию гармонии во всем мире путем отказа от оружия и насилия.

Буддисты искренне верят в то, что каждый Далай Лама, включая нынешнего 14, который занял пост при рождении в 1935 году, является потомками бодхисаттвы Авалокитешвары. После смерти каждого Ламы ученики начинают поиск его реинкарнации, и избранный младенец становится новым Ламой.

Три пути к счастью

Нынешний Далай Лама в одной из своих книг описал три возможных жизненных пути, которые могут и должны привести человека к истинному счастью. Они разные, поэтому любой человек в мире может найти для себя оптимальную стратегию развития и повышения энергетики.

Далай Лама говорит, что всем правят мысли человека. Это первостепенная по важности отправная точка. Начните с того, что вам нужно привести в порядок своим мысли. Вам в этом помогут медитации, а также аффирмации на каждый день. Важно иметь цель или стараться найти ее, так как поиск себя — это тоже цель. Когда вы узнаете, что вам нужно от жизни, можно начинать движение к гармонии и счастью.

Путь первый: сострадательный путь. Сама философия каждого Далай Ламы завязана на сострадании, поэтому каждый из тибетских мудрецов идет по пути созидания и добра.

Говорят простыми словами, очень важно уметь ставить себя на место другого человека и понимать, что для него боль, а что наслаждение. Путь сострадания учит не только дипломатии, но и пониманию. Как говорит мудрец, понять можно кого угодно — нужно лишь сделать усилие и постараться.

Не спешите осуждать людей; возможно, вы еще не знаете, как бы вы поступили на их месте. Старайтесь понимать их, ибо только добром можно победить зло. Выбивать клин клином бесполезно — вы только усугубите положение.

Если вы будете делиться своим пониманием с нуждающимися, Вселенная подарит вам счастье. Такой жизненный путь может оказаться тернистым, потому что исправить всех людей не под силу даже самому великому Ламе.

Путь второй: путь познания. Наука глубоко уважаема Далай Ламой. Он поддерживает даже клонирование, но с некоторыми оговорками, ибо даже искусственный интеллект может, по мнению Ламы, чувствовать боль и страдания. Это отдельный путь, ведущий к счастью.

Сам мудрец всю жизнь занимается наукой, стараясь уделять изучению мироздания как можно больше времени. Дело в том, что наука — это не только оружие, которым люди убивают друг друга. Наука подарила нам много приятных моментов и продолжает это делать.

Мы можем связаться с любимым человеком в любой точке мира без особых проблем, посмотрев ему в глаза. Один этот факт много стоит. Что уж говорить про исследования в области медицины. Далай Лама убежден, что люди, которые развиваются и ищут ответы на вопросы или строят что-то новое, всегда обретают счастье.

Сами попытки должны приносить удовлетворение, ведь в познании мы продвигаемся вперед и оставляем в нем свой след.

Путь третий: полное отрицание. Есть знаменитая фраза о том, как нужно отвечать на вопрос «Как дела?» — «Я отказался от оценочного восприятия мира, поэтому дела у меня никак». И это работает.

Когда отказываешься от «хорошо» и «плохо», остается лишь сама суть Вселенной, ибо Она не разграничивает реальность на положительную и отрицательную. Это под силу лишь нам — людям. Стремясь к этому, монахи уединяются в Тибете.

Что могут предложить на этом пути мирские люди? Поменьше оценивать, осуждать и ценить то, что есть сейчас.

Таковы три пути познания мира и обретения счастья. Живите по законам Вселенной, которые помогут вам в любом избранном пути. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

В каждой мировой религии есть свои защитные молитвы, которые смогут сберечь вас от зла, болезни …

В последнее время все большее количество людей интересуются Буддизмом и его практиками. Философия Буддизма может …

Множество людей по всему миру делает татуировки на своем теле, не подозревая, что они могут …

Имя играет огромную роль в жизни каждой женщины. Свойства, которыми они обладают, позволили выбрать 5 …

Источник: https://dailyhoro.ru/article/tri-puti-k-schastyu-ot-dalaj-lamyi/

Далай-лама XIV – Путь истинного лидера

Будущий правитель Тибета – Далай-лама XIV – родился в глухом горном селении в семье простых тибетских крестьян. При рождении ему было дано имя Лхамо Дхондруп. Он до сих пор считает, что именно благодаря низкому происхождению он смог понять всех жителей своей страны, их чаяния и чувства, независимо от социального статуса и материального достатка.

После кончины Далай-ламы XIII специальная группа, призванная разыскать новое перерождение Бодхисаттвы, остановила свой выбор на юном Лхамо Дхондрупе. Он прошел все испытания и был объявлен переродившимся представителем Будды на земле.

После коронации в столице Тибета, городе Лхаса, юноша получил имя Тензин Гьяцо и титул «Его Святейшество Далай-лама XIV». Тибетский буддизм вновь обрел лидера. Его обучали лучшие философы и монахи Тибета.

Успешно сдав экзамен в присутствии 20000 ученых-монахов, Далай-лама XIV получил титул доктора богословия.

Вскоре Тибет был оккупирован войсками КНР. Далай-лама всячески старался избегать кровопролития и пытался вести переговоры с Мао Цзэдуном.

Однако агрессивная оккупационная политика Мао и навязывание коммунистического образа жизни привели к народному восстанию, которое было жестоко подавлено.

Репрессии и уничтожение монастырей вынудили Далай-ламу и около 10 000 его соотечественников бежать из Тибета в соседнюю Индию.  Начиная с 1960, и по сей день, резиденция Далай-ламы XIV находится в индийском городе Дхарамсала.

Обзор книги «Путь истинного лидера»

Книга Далай-ламы XIV – «Путь истинного лидера» содержит множество мудрых размышлений и наставлений, автобиографию тибетского лидера, его изречения и многое другое. В этой работе передан  миролюбивый дух буддийского лидера, а сама книга учит мудрости и состраданию, которых порой так не хватает в современном мире.

6 качеств, которыми должен обладать истинный лидер

  • Хладнокровие. Это вовсе не означает, что лидер должен быть жестоким и безжалостным. Хладнокровие в понимании Далай-ламы – это спокойствие сознания, самоконтроль, отзывчивость, рассудительность, отсутствие страстных и эмоциональных поступков.
  • Щедрость.  Лидер должен делиться со своими подчиненными не только богатствами, но и славой. Похвала, если она уместна, обладает великой силой.
  • Самодисциплина. Прежде чем управлять другими, нужно сначала научиться управлять собой, своими эмоциями и чувствами. Этот пункт является дополнением к хладнокровию.
  • ?Терпение. Это одно из важнейших качеств лидера. Оно помогает получать результат в долгосрочной перспективе, не тратя энергию на сиюминутные выгоды.
  • Увлеченность. Это способность вызывать энтузиазм и пробуждать мотивацию у всех своих подчиненных, «заряжая» их своей энергией.
  • Сосредоточенность. Это умение сфокусировать всю свою энергию на решении определенной задачи, которое позволяет решать текущие проблемы с большой эффективностью.

Книга Далай-ламы XIV – «Путь истинного лидера»  станет настоящей находкой для любого читателя! Развивайтесь, становитесь мудрее и терпимее, как этому учит Далай-лама XIV, и вы почувствуете, как ваша жизнь меняется к лучшему!

Купить книгу 

С Благодарностью,Всегда Ваш, Happylifeguide!

Если Вы хотите получать ещё больше интересных материалов, помогите нашему проекту. Спасибо!

Источник: http://happylifeguide.ru/post/dalay-lama-xiv-put-istinnogo-lidera/ver-full

Политическая история Тибета во время правления Далай-Ламы XIII :1895-1933 тема диссертации и автореферата по ВАК 07.00.03, кандидат исторических наук Вуль, Никита Александрович

Заключение

Читайте также:  Новый год в буддизме - необычные традиции и обряды

Попытки Тибета достичь независимости базировались на принципах национального самоопределения, хотя тибетцы и не использовали этот термин. Территориальные и национальные притязания Тибета, выраженные на переговорах в Симле, исходили из критериев этнической и культурной принадлежности. В качестве основы своих притязаний тибетцы использовали тибето-китайский договор 822 г.

, высеченный на каменных стелах. Текст его Лочен Шатра цитировал следующим образом: «Территории, где проживают китайцы, пусть принадлежат Китаю, а территории где проживают тибетцы -принадлежат Тибету».

Несмотря на то, что Тибет со временем утратил политический контроль над частью своей территории, на конференции в Симле он требовал всем своим землям право на национальное самоопределение.

Притязания Тибета на территории в Кхаме и Амдо ставились под вопрос, как, собственно, и сама независимость Тибета, из-за отношений, которые были установлены между ним и династиями Юань и Цин. В XX веке

Тибет еще мог претендовать на то, что он косвенным образом осуществляет контроль над своими восточными территориями, но противовесом подобным заявлениям служило китайское административное деление этих земель. Тибет на конференции в Симле мог добиться автономии своих центральных областей, но воскрешение Великого Тибета было химерой.

Косвенное управление землями Восточного Тибета продемонстрировало всю свою слабость именно на переговорах в Симле – реальной власти Лхасы в восточных районах не было, давлению китайцев тибетцы ничего не могли противопоставить. Более того, с 1911 по 1935 гг.

в Кхаме и Амдо произошло около 400-500 вооруженных столкновений, обстановка в этих районах была настолько накаленной, что один из американских путешественников сравнил эти земли с Диким Западом. Местные князьки сражались с центральными властями Лхасы, равно как и с китайской властью и между собой [72, с.69].

Схожие сведения приводит в своем докладе политический офицер в Сиккиме Кингдон Уард, отмечая при этом авторитет Далай-ламы среди независимых племен: «На данный момент независимые тибетские племена контролируют ту часть Юньнани, что лежит к северу и востоку от Янцзы.

Так же они держат под контролем прилегающие части Сычуани между реками Янцзы и Шоло. Положение как лхасского, так и пекинского правительств в этом регионе одинаково тяжелое. Племена маньцзу, населяющие эти земли одинаково враждебно относятся и к китайскому правительству и к правительству центрального Тибета.

Однако благодаря признанию племенами Далай-ламы главой церкви и постоянный контакт, который они поддерживают с Лхасой тому, представляется вероятным, что влияние лхасского правительства в этом регионе будет расти» [40].

Несмотря на периодическую утрату контроля над некоторыми своими территориями, за время правления Далай-ламы XIII Тибет достиг небывалого уровня внутреннего единства и сохранял достаточные силы, чтобы отражать нападки Китая как на дипломатических фронтах, так и на полях сражений.

Вместе , с этим, правительству Тибета удавалось поддерживать порядок на собственных территориях, о чем упоминает в своем докладе капитан Спеер: «Нет никакого сомнения, что сейчас путешествовать по Тибету куда как безопаснее, чем по Китаю, который кишмя кишит бандами, а сельские районы заполонили орды дезертировавших из армии солдат, не получавших жалования. Краткого путешествия через автономный Тибет вполне достаточно, чтобы убедиться, что тибетцы вполне в состоянии управлять своими землями гораздо более эффективно, чем китайцы в собственной стране. В той части Восточного Тибета, что находится в ведении китайской провинции Сычуань, царит беспорядок и хаос, а дорога из Дацзяньлу в Батан, проходящая через Литан, так опасна, что, практически, заброшена. В

Автономном Тибете ситуация полностью противоположна, и я не уверен, что за все время путешествия через его земли хотя бы раз слышал слово “разбойник”» [41].

Тибетское этническое и культурное единство, на базе которого можно было добиваться права на национальное самоопределение, было сохранено во всех районах Тибета.

Кхам все равно оставался тибетским, даже после того, как его завоевал Чжао и попытался там создать некую видимость провинции под названием Сикан.

Согласно взглядам Луиса Кинга, последнего английского представителя в Дарсендо, план Чжао по культурной ассимиляции и колонизации Кхама к 1914 г. закончился полным провалом:

Все реформы, которые начал проводить Чжао Эр-фэн ни к чему не привели. В китайские школы ходили только китайские дети и дети от смешанных браков. Китайские законы, запрещавшие многомужие, и, особенно, тибетские похоронные обряды – игнорировались.

Кочевники так и не начали использовать китайский календарь и китайские топонимы. Также они не обратили внимания на призыв китайцев принять китайские фамилии.

Не последовало никакой реакции на попытки Китая ввести свои законы, обычаи и язык, а ответственные за это ведомства, были недостаточно уверены в собственных силах, чтобы оказывать давление» [84, с. 226].

В отличие от стремления тибетцев добиться независимости на основе права на национальное самоопределение, притязания Китая на всю полноту власти над Тибетом базировались на праве захватчика, сильнейшего. Китай не считал существенным право на национальное самоопределение.

Этническое и культурное единство тибетцев не считалось китайцами достаточным основанием для требования независимости. Борьба Тибета за независимость воспринималась китайцами как сопротивление варваров распространению цивилизации.

Китайцы считали распространение китайской культуры процессом естественным и неизбежным, процессом, когда на смену варварству приходит цивилизация. Тибетская культура вряд ли могла считаться, по представлениям китайцев, образцом цивилизованности. Тибетцы были варварами, которых можно было обратить в лоно цивилизации, только путем ассимиляции.

Китайцы считали Кхам своим, поскольку его завоевали и осуществляли там видимость управления, не принимая во внимание тот факт, что население этих земель целиком состояло из тибетцев. Китайцы даже утверждали, что кхампасцы – народ другой национальности, отличной от национальности обитателей центрального Тибета.

Всех образованных китайцев учили, что Тибет является частью китайской территории, подчас выдавая желаемое за действительное. В период с 1914 по 1919 гг. некоторые китайские дипломаты были готовы признать, что Тибет для Китая потерян, по крайней мере, временно, однако после 1919 г.

, когда в Китае поднялась новая волна шовинизма, сторонники «отторжения части китайской территории» воспринималась не иначе как предатели. Тем не менее, переговоры по вопросу о Тибете показывают, что китайцы воспринимали Тибет не как «неотьемлимую часть Китая», а как зависимое государство, влияние на которое временно утрачено.

Формирование правительства Гоминьдана в 1928 г. положило конец эпохе трехсторонних переговоров о статусе Тибета. Гоминьдан отказался от посредничества Великобритании в переговорах о Тибете, а также от признания факта существования каких бы то ни было интересов Англии в Тибете.

Так закончилась борьба двух империй за Тибет, и утрачена возможность достижения международного соглашения о статусе Тибета.

Правительство Тибета сохранило надежду на двухсторонний международный договор, но решение о самой сути договора – независимости Тибета или только его автономии не было принято.

В связи с этим, уместно упомянуть о нежелании Далай-ламы видеть Тибет в составе Лиге Наций: «Лига Наций делает немало добра, однако, главная задача Тибета защита религии и независимости.

Мы хотим, чтобы Лига поняла – мы независимое госудраство. Китай, заявлет на нас права, которых мы никогда не признавали и не признаем. В 1912 г. мы прогнали китайцев и амбаня.

С тех пор большая часть нашей страны оставалось независимой.

Если Тибет вступит в Лигу Наций, он должен находится в дружественных отношениях с остальными ее членами. Некоторые из них захотят направить в Тибет своих представителей, у нас появятся иноземные путешественники.

Эти путешественники и представители других государств мОгут поставить меня и правительство Тибета в неудобное положение. Некоторые наши обычаи отличаются от американских и европейских, а менять мы их не хотим.

Возможно, в Тибет приедут миссионеры и будут проповедывать христианство, дурно отзываясь о нашей вере. Мы не станем этого терпеть.

Ежели возникнет угроза китайского вторжения в Тибет, придет ли нам на помощь Лига Наций? Может ли она сказать: «Это ваше внутреннее дело, и мы не станем вмешиваться»? Вряд ли, ведь если Тибет вступит в Лигу Наций, он, таким образом, будет признан независимым государством, и никто больше не будет считать, что он находится в вассальной зависимости от Китая.

Но Тибет находится далеко, переброска войск вызовет большие сложности, земля наша суровая, поэтому в случае вторжения Китая, Лига Наций может и отказать в предоставлении нам вооруженной помощи. Вызывает сомнение и возможность оказания какого либо другого воздействия на Китай.

Сейчас обстановка в Китае постоянно меняется, и никому не под силу предугадать каким будет правительство Китая через несколько лет» [67, с. 350-351].

Таким образом, из-за подобной неясности политического статуса Тибета, иностранные государства так и не получили четкого представления об этом статусе – ни о реальном, ни о желаемом.

Эта неясность была блестяще использована пропагандистской машиной Китая, которая утверждала, что Тибет является частью китайской территории, даже в те годы, когда во всем Тибете, за исключением Амдо, не существовало даже видимости китайская власти.

Ни Тибет, ни Англия не вели контрпропаганды, в результате чего утверждения Китая принимались международным сообществом за чистую монету.

Урок, который получила в Тибете Англия, да и сам Тибет, заключался в том, что только за счет сильной армии можно добиться и отстоять независимость страны. Англия не хотела и не могла стать защитником Тибета от Китая, но она убедила Далай-ламу в необходимости существования подобной защиты, снабжала Тибет оружием и военными инструкторами для создания армии.

Попытки Далай-ламы создать армию, которая бы занималась обороной Тибета, были задушены реакционными кругами. Однако военные успехи Тибета в Кхаме в 1918 г. показывают, что создание боеспособной армии было вполне возможно. Капитан британской армии Спеер, проезжавший через район Кукунора в 1924 г.

, отмечал: «Тибетские солдаты, с которыми мне довелось столкнуться, очень хорошо сложены, ростом от 5 футов 11 дюймов до 6 футов. Все тибетские солдаты, которых я встречал, были вооружены английскими винтовками системы Ли Энфилда 1903 г. выпуска1. многие из них носят британские армейские ботинки.

Такое обилие вооружения и амуниции британского производства у тибетских солдат вызывает много нареканий от китайских чиновников» [42].

Вместе с этим, тибетскому правительству в пограничных районах так и не удалось установить полный контроль над местными органами власти, в результате чего тибетцы, проживавшие на порубежных территориях, подчас предпочитали китайских чиновников тибетским. Об этом факте упоминает и

1 Винтовки системы Ли Энфилда были сняты с вооружения британской армии только после Второй Мировой войны. генерал Перейра: «Если бы тибетцы были едины, они были бы сильны. Глава тибетского села Донг отмечал, что тибетцы, проживающие в его селе, предпочитают китайское управление тибетскому.

Китайцы поддерживают в районе некоторый порядок (я полагаю, с их точки зрения) и платят за то, что получают (я полагаю, китайские чиновники и солдаты платят половину реальной стоимости тех товаров и услуг, которые им предоставляют).

Что касается лам, то они только и заняты, что враждой друг с другом, ни за что никогда не платят и угнетают народ» [39]. Генералу Перейре вторит капитан Спеер: «Я был крайне удивлен здешним отношением тибетцев к китайцам, как к чиновникам, так и к обычным людям.

Читайте также:  Сходства и различия буддизма и даосизма - сопоставление

Тибетцы относятся к китайцам с видимым уважением и, кажется, что они очень довольны тем, что находятся под управлением китайцев» [41].

Вмешательство Британии в дела Тибета, поддержка кругов, желавших обрести и сохранить независимость Тибета от Китая, имели, вне всякого сомнения, положительный эффект, но попытки определить статус Тибета наиболее выгодным для Англии образом, повлекли за собой тяжкие последствия.

Роль Британии в качестве посредника в переговорах между Тибетом и Китаем, недопущение какого-либо другого иностранного влияния в Тибете, привела к тому, что англичане были вынуждены признавать «сюзеренитет» – верховную власть Китая над Тибетом даже в те годы, когда эта верховной власти не существовало.

Отсутствие у англичан четкой программы действий позволило китайцам заявлять, что всякое выступление тибетцев за свою независимость является лишь происками Британии.

Политика Англии только усилила противоречия между Тибетом и Китаем. Политические круги одной страны заявляли о независимости, другой – отрицали ее.

Во время Далай-ламы XIII под английским влиянием выросло и окрепло движение за независимость Тибета.

Под британским покровительством Далай-лама пытался создать непременные атрибуты современного общества – в частности, армию, которая должна была защищать фактически независимый Тибет.

Что касается развития советско-тибетского диалога, то помехой ему служила параллельная активность британской дипломатии. Сделав ставку на англичан, Далай-лама не имел серьезных намерений в то же время завязывать долговременные отношения с Москвой. Политика СССР в отношении Тибета имела мало шансов на успех.

Нормальному диалогу препятствовало отсутствие эффективной связи между ними. Советское руководство допустило ряд ошибок принципиального характера: расторжение в 1917 г. русско-английской конвенции 1907 г.

, нежелание заменить ее новым соглашением и антирелигиозная политика советских идеологов, оттолкнувшая, в конечном итоге, ламаистко-теократические круги Лхасы от СССР.

То, что Далай-лама непреклонно отстаивал независимость Тибета, оказал сопротивление восстановлению власти Китая в своей стране, создало то наследие, ту линию, которой пытались впоследствие придерживаться тибетцы.

Далай-лама ХШ сделал все возможное, чтобы подготовить Тибет к грядущим испытаниям.

Его политическое завещание говорит о том, что Далай-лама считал грядущие испытания проверкой на прочность и мужество всего тибетского народа:

В частности, мы должны защитить себя от коммунистов, этих красных дикарей, которые несут ужас и разрушение, куда бы они не шли. Они -худшее из худших.

В их власти уже большая часть Монголии, где они поставили вне закона поиск перерожденца – главы государства Джецундампы. Они грабят и рушат монастыри, под страхом смерти заставляют монахов присоединяться к их армиям.

Где бы они не сталкивались с религией, они тут же начинают искоренять ее, и ни имя

Будды, ни закон дхармы их не останавливает. Уверен, вы слышали вести, идущие из Урги и прочих мест.

Недолго нам осталось ждать того момента, когда красная зараза будет у наших дверей. Она появится либо внутри нашей страны, либо придет из-за ее пределов, мы обязательно с ней столкнемся, это лишь вопрос времени. Когда это случиться, мы должны быть готовы защитить себя.

В противном случае наше духовное и культурное наследие будет уничтожено на корню. Будет стерта память не только о далай-ламе и панчен-ламе, но и о других ламах, перерожденцах и святых. Монастыри будут разграблены и сожжены. На монахов и монахинь будут охотиться и убивать.

Великие работы царей Дхармы будут погублены. Непременные культурные и духовные атрибуты нашего народа будут разрушены и забыты. Право первородства и собственность будут отняты; мы станем рабами нашим захватчикам, будем беспомощно бродить по стране словно нищие.

Каждый будет жить в бедности, а дни и ночи будут медленно проходить в великом страдании и ужасе.

Поэтому сейчас, пока царит мир и спокойствие, пока у нас еще есть власть и силы справиться с создавшимся положением мы должны сделать все возможное, чтобы предотвратить грядущие бедствия.

Когда возможно, используйте мирные средства, но когда они не подходят, не сомневайтесь и немедленно применяйте силу. Сделайте все возможное сейчас, пока еще есть время.

Тогда впоследствии будет не о чем сожалеть» [84, с.229-230].

Источник: http://www.dissercat.com/content/politicheskaya-istoriya-tibeta-vo-vremya-pravleniya-dalai-lamy-xiii-1895-1933

Далай-лама встретится с Гребенщиковым

Далай-лама XIV проведет в Риге 23-25 сентября духовные учения для всех интересующихся буддизмом и его последователей из стран Балтии и России, а также побеседует об актуальных проблемах с известным российским рок-музыкантом Борисом Гребенщиковым и другими деятелями культуры.

Оргкомитет ожидает, что в трехдневных учениях в большом рижском зале “Сконто” примут участие около четырех тысяч человек из десятков стран мира. В ходе учений Далай-лама по традиции даст свои комментарии к трудам выдающихся буддийских мыслителей.

Правильная медитация и пробуждение

На этот раз Далай-лама остановил свой выбор на практическом аспекте буддизма, выбрав для объяснения два сочинения: “Ступени созерцания” индийского философа Камалашилы о правильном подходе к медитации и “Краткий ламрим” (“этапы пути”) тибетского мыслителя Чже Цонкапы о последовательности пути к пробуждению.

“Эти учения важны по нескольким причинам. И первая из них — это сама тема учений. В “Ступенях созерцания” Камалашилы очень подробно объясняется практика медитации, как ее выполнять, на чем концентрироваться. Перевод этого текста недавно появился на русском языке и вызвал большой интерес у читателей. Ведь сегодня медитация пользуется все большей популярностью не только среди буддистов, но и у широкой публики. Второй текст, который будет объяснять Далай-лама, — “Краткий ламрим” Чже Цонкапы — в нем изложены последовательные ступени пути к пробуждению. Авторы этих трудов — особо почитаемые в буддизме наставники”, — сказал РИА Новости представитель Далай-ламы в России, странах СНГ и Монголии, верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

Камалашила — известный в буддизме ачарья (наставник), индийский философ, живший в VIII веке, один из 17 пандит (великих ученых-философов) древнеиндийского монастыря-университета Наланда.

Далай-лама называет тибетских мыслителей — духовными преемниками именно Наланды. Чже Цонкапа — самый известный из них, он почитается в Тибете наравне с Буддой.

Цонкапа жил в XIII-XIV веках и основа школу буддизма Гелуг, получившую распространение и в России.

Учения Далай-ламы для российских буддистов в индийском городе Дхарамсале

Учение Будды пришло из Индии в Тибет, оттуда — в Монголию и буддийские регионы России, а затем распространилось и далее на запад.

Далай-лама неизменно подчеркивает актуальность наследия древнеиндийского буддийского университета Наланды для современного мира, его пользу для людей вне зависимости от их вероисповедания.

Ведь в буддийской философии гармонично сочетаются глубокая мудрость и безграничное сострадание.

“В то время как религиозные практики буддизма представляют интерес исключительно для буддистов, изучение буддийской логики и теории познания, а также науки о сознании и эмоциях, разработанные учителями Наланды, будет полезно каждому человеку”, — уверен Далай-лама.

Гармония без границ

Особенную важность учениям-2017 Далай-ламы для россиян и жителей прибалтийских стран придает одно новшество.

“Впервые в рамках учений в Риге состоится публичный диалог Его Святейшества с представителями интеллигенции России и стран Балтии, озаглавленный “Гармония мира не знает границ”, — сообщил РИА Новости представитель Далай-ламы, верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

В рамках этой программы с буддийским духовным лидером будут беседовать знаменитый российский рок-музыкант, лидер группы “Аквариум” Борис Гребенщиков, режиссер-документалист, президент фестиваля “Артдокфест” и Национальной премии в области неигрового кино “Лавровая ветвь” Виталий Манский, бывший руководитель театра “Практика”, драматург и режиссер Иван Вырыпаев и латвийский режиссер, худрук Нового Рижского театра Алвис Херманис.

В основу первого диалога деятелей культуры и Далай-ламы ляжет его программная книга “Больше, чем религия. Этика для всего мира”. В ней, как и в своих устных выступлениях, духовный лидер заявляет об отказе от “устаревшего”, по его словам, деления мира на “своих” и “чужих” и выделяет идею “единства всего человечества”. Далай-лама также советует современникам для преодоления индивидуальных и глобальных проблем и угроз XXI века переключать внимание с материальных ценностей на любовь, сострадание, терпение и другие духовные ориентиры, служащие залогом подлинного счастья.

Борис Гребенщиков давно интересуется тибетским буддизмом, перевел несколько книг тибетского ламы Чокьи Нимы, в том числе его “Путеводитель по жизни и смерти”, и неоднократно встречался с Далай-ламой. А его группа “Аквариум” уже дважды завершала учения духовного лидера для стран Балтии и России “музыкальным подношением” — благотворительным концертом для всех участников.

Далай-лама и Борис Гребенщиков

В минувшем году Гребенщиков предварил свое “музыкальное подношение” Далай-ламе с песней “Белая лошадь” такими словами: “Это песня о белой лошади, покидающей уют конюшни и отправляющейся на поиски свободы. В точности, как наша душа оставляет уют материального мира и отправляется на поиски просветления, согласно вашим учениям”.

Чему учил Далай-лама россиян в 2016

Учения Далай-ламы для стран Балтии и России проводятся в столице Латвии уже несколько лет.

Впервые в Риге они состоялись в 2014 году после того, как во время визита Далай-ламы в Латвию в 2013 году на встрече с россиянами одна женщина попросила его даровать учения в этой стране, поскольку жителям европейской части России очень дорого и далеко ездить на учения в Индию. В Индии, где живет лидер тибетского буддизма, он проводит учения для российских последователей с 2009 года.

Каждый раз Далай-лама выбирает для учений тот или иной фундаментальный буддийский трактат, актуализирует его и отвечает на многочисленные вопросы аудитории.

В 2016 году он рассказывал собравшимся в зале 4,5 тысячам представителей 65 стран о своем понимании второй главы сочинения Дхармакирти (также одного из 17 пандит Наланды) под названием “Праманаварттика” — “Комментарий к трактату Дигнаги о достоверном познании”.

Далай-лама также призвал каждого “брать на себя ответственность за все человечество”, развивать сострадание и любовь вне зависимости от религиозной принадлежности и личных привязанностей, практиковать веру предков, уважать все конфессии, избегать крайностей, стремиться к миру в Сирии и во всех горячих точках планеты и в целом больше заботиться о других.

Тибетские монахи несут портрет Далай-ламы во время празднования его 80-го дня рождения в Катманду

Далай-лама XIV

Буддисты считают Далай-ламу (в переводе — “Океан-учитель”) воплощением Авалокитешвары — будды сострадания. Далай-лама XIV (Лхамо Дхондруп, впоследствии Тензин Гьяцо) родился 6 июля 1935 года в деревушке Такцер на северо-востоке Тибета. В 1937 году он был признан реинкарнацией своего предшественника — Далай-ламы XIII, а в 1940 — возведен на престол.

После включения Тибета в состав Китая Далай-лама в 1959 году переселился в Индию. Его резиденция расположена в городе Дхарамсала в северном штате Химачал-Прадеш, в предгорьях Гималаев. Там же обосновалось “тибетское правительство в изгнании”. За просветительскую деятельность в разных станах и миротворческие усилия Далай-лама был удостоен в 1989 году Нобелевской премии мира.

В России Далай-лама бывал несколько раз с краткосрочными поездками, последняя была однодневной в 2004 году в Калмыкию.

В последующие годы российские буддисты неоднократно выражали надежду в скором времени увидеть Далай-ламу в своих регионах с более продолжительным визитом, однако вопрос пока не удается решить, поскольку визиты духовного лидера Тибета в другие страны сопровождают ноты протеста со стороны Китая.

Даже после того, как весной 2011 года Далай-лама сложил с себя политические полномочия главы “тибетского правительства в изгнании”, Пекин обвиняет его в стремлении добиться отделения Тибета от КНР.

Буддизм, Россия и Европа

Буддизм — древнейшая мировая и одна из основных четырех традиционных религий России (признана в 1741 году указом императрицы Елизаветы Петровны). Сегодня в стране насчитывается свыше 1 миллиона ее последователей.

Наибольшая волна распространения буддизма в России была отмечена в XVI-XVII веках — среди калмыков, пришедших из западной Монголии через Сибирь в Поволжье, и бурят.

Эти народы приняли буддизм тибетской школы Гелуг, главой которой и является Далай-лама.

Особенно тесной связь с Далай-ламой стала при последнем российском императоре Николае II, когда при дворе возрос интерес к философии буддизма и тибетской медицине.

Российская империя первая из европейских государств установила дипломатические отношения с Тибетом, руководимым тогда Далай-ламой XIII (они были прерваны после революции в России), а в столице Санкт-Петербурге был построен первый в Европе дацан.

По словам настоятеля Петербургского дацана Гунзэчойнэй ширээтэ ламы Буды Бадмаева (Буддийская традиционная сангха России), родоначальниками буддизма в Европе были именно российские буддисты.

Агван Доржиев (1853-1938) — бурятский лама, дипломат и ученый, участвовавший в обучении Далай-ламы XIII, сближавший Тибет и Российскую империю — был одним из первых буддийских священнослужителей, кто читал лекции по буддизму, строил мандалы и проводил ритуальные церемонии в Европе.

Присутствовавший на этом действе Иннокентий Анненский написал стихотворение “Буддийская месса в Париже”. А гидом Доржиева по Парижу был Максимилиан Волошин. Слушателями Доржиева тогда стали также Жорж Клемансо и будущая известная французская путешественница в Тибет Александра Давид-Неэль.

Организаторы учений

Организаторами рижских учений Далай-ламы выступили общество “Сохраним Тибет” (Рига), фонд “Сохраним Тибет” (Москва) и Центр тибетской культуры и информации (Москва).

Источник: https://news.rambler.ru/other/37975392-dalay-lama-vstretitsya-s-grebenschikovym/

Ссылка на основную публикацию