Краткий экскурс в историю Буддизма

Содержание скрыть
2 Жизнь и личность Будды
2.1 “Джатаки”, или рассказы о былых существованиях Будды, входят в состав “Сутта-питаки” (“Корзины текстов”), в свою очередь являющейся одним из трех разделов “Типитаки”. Джатаки наиболее наглядно воплотили в себе тот синтез общеиндийских литературных и фольклорных традиций и буддийского учения, который вообще характерен для палийского канона. Большая часть сюжетов джатак (всего их в “Типитаке” пятьсот сорок семь) почерпнута из индийского народного творчества. Поэтому многие басни, легенды и сказки, которые используются в джатаках, встречаются в других памятниках индийской литературы (эпосе, “Панчатантре”, “Катхасаритсагаре” и т. д. ), в индийском и мировом фольклоре (например, джатака о верном изречении, за которой стоит общеизвестная сказка о благодарных зверях и неблагодарном человеке). Присутствуют в джатаках и традиционные для индийской литературы приемы обрамления, чередования стихов и прозы, резюмирующих сентенций и т. п. , а кардинальная для религиозно-философских учений Индии идея метампсихоза реализуется в них как серия эпизодов из различных рождений Будды на пути к конечному его просветлению. В этой связи каждая джатака распадается на три части: введение, в котором изложены события, побудившие Будду рассказать последующую историю, затем сама история о прошлом и, наконец, отождествление героев этой истории с Буддой н его слушателями. Поучительность и серьезный тон сочетаются в джатаках с занимательностью рассказа, и не случайно они были главным средством буддийской пропаганды, отражая наиболее распространенное и доступное для широких масс понимание буддизма. По своей популярности с джатаками могут сравниться немногие произведения мировой классики. Они переводились и перелагались на языки всех тех стран Азии, куда проник буддизм, а кроме того, лишенные буддийской морали, вошли в десятки произведений дидактической и развлекательной литературы. Поэтому люди, не имеющие никакого отношения к буддизму и никогда не слышавшие о джатаках, тем не менее хорошо знают часть их сюжетов из книг Эзопа и Бабрия, Лафонтена и Крылова, из “Тысячи и одной ночи” и “Калили и Димны”. Источник: http://nervana.name/buddism/buddha.htm Читать Буддизм[1] — первая по времени возникновения мировая религия. Другие мировые религии появились значительно позднее: христианство — приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам — более чем через тысячу. Мировой религией буддизм считается на том же основании, что и две другие только что названные религии: подобно христианству и исламу буддизм в своем распространении по земному шару решительно переступил этноконфессиональные и этногосударственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями. Буддийский мир простерся от Ланки (Цейлона) до Тувы и Бурятии, от Калмыкии до Японии; продолжается начавшийся в конце XIX в. процесс распространения буддизма в Европе и Америке. Буддизм стал религией сотен миллионов людей в Юго-Восточной Азии, традиционно связанной с родиной буддизма — Индией, и религией Дальнего Востока, цивилизации которого формировались на основе традиций китайской культуры. Цитаделью буддизма уже тысячу лет является Тибет, куда буддизм принес индийскую культуру и которому он дал письменность, литературный язык и основы цивилизации. Буддийской философией восхищался А. Шопенгауэр, с уважением отзывались о ней Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до самых оснований. В лоне буддийской традиции были созданы утонченнейшие философские системы, изучение и осмысление которых и сейчас интересно не только с чисто историко-философской точки зрения, — вполне возможно, что буддийское умозрение способно обогатить и современную философию, в выжидании стоящую на перепутье новоевропейской классики и постмодерна. Таким образом, изучение буддизма (а дисциплина, занятая научным изучением буддизма, более ста лет тому назад получила название буддология) необходимо и для востоковеда, и для культуролога, и для религиоведа, и для философа. И конечно, нельзя понять буддизм, не обратившись прежде всего к вопросу о причинах его происхождения. Надо сказать, что этот вопрос вполне правомерен и с точки зрения самого буддизма: ведь буддизм провозглашает принцип всеобщей причинной обусловленности, а следовательно, и сам также должен рассматриваться с точки зрения причинной обусловленности (пратитья самутпада). Не будет ошибкой сказать, что буддизм возник в Индии (точнее, на Индийском субконтиненте, поскольку на территории исторической Индии в настоящее время существует несколько государств: Республика Индия, Пакистан, Бангладеш и Непал; к этим континентальным странам следует также добавить и остров Ланку) в середине I тысячелетия до н. э., то есть в знаменитое ясперсовское «осевое время», время возникновения рациональной философии и этически ориентированных религий, когда архаическая имморальная религиозность сакрализованного космоса сменяется религиями спасения и освобождения человеческого существа. Сама буддийская традиция признает две даты паринирваны (смерти) основателя буддизма Сиддхартхи Гаутамы (Будды Шакьямуни): 544 г. до н. э. и 486 г. до н. э. (здесь, конечно, не имеются в виду совершенно фантастические даты, родившиеся из астрологических выкладок поздних тантрических авторов). Именно первая дата была принята ЮНЕСКО, когда в 1956 г. весь мир отмечал 2500-летие буддизма. Однако в настоящее время ни один серьезный буддолог не считает эти даты (так называемые «долгая хронология» и «исправленная долгая хронология») исторически релевантными. Но этот вывод, пожалуй, и все, что сближает позиции разных буддологов по вопросу о датировке жизни основателя буддизма. Впрочем, кажется, есть согласие и еще по одной позиции: никто не сомневается, что Будда жил до походов Александра Македонского в Индию, то есть до 20-х годов IV в. до н. э. Далее начинаются разногласия: одни ученые максимально приближают Будду к эпохе походов Александра, другие же, напротив, разводят эти даты. Эти разногласия определяются спецификой источников, которыми те или иные буддологи предпочитают пользоваться: это царские хроники, монастырские хроники или же списки глав сангхи (буддийской монашеской общины) от паринирваны Будды до вступления на престол первого буддийского императора Ашоки (273?–232? до н. э.). Последний тип источников представляется наиболее надежным, а к тому же и дающим дату паринирваны Будды, максимально приближенную к «золотой середине», — около 400 г. до н. э. Поскольку традиция утверждает, что Будда прожил 80 лет, мы, думается, не очень ошибемся, если предположим, что Будда был современником и ровесником Сократа. Почему вообще возник буддизм? Это неблагодарный вопрос, и, следуя совету выдающегося французского историка-медиевиста М. Блока, нам не стоит предаваться «фетишизму истоков» и надеяться на то, что знание причин возникновения буддизма раскроет для нас его суть. Более того, надо откровенно признаться, что современные научные данные о древнеиндийском обществе слишком скудны, чтобы надеяться на ответ, хоть сколько-нибудь приближающийся к полноте. О происхождении буддизма написано множество книг, но особой ясности в этом вопросе по-прежнему нет. Поэтому мы ограничимся тем, что охарактеризуем некоторые достаточно очевидные причины и условия, способствовавшие возникновению буддизма и его укреплению в индийском обществе древности. Буддизм возник в северо-восточной части Индии (территория современного штата Бихар), где находились те древние государства (Магадха, Кошала, Вайшали), в которых проповедовал Будда, и где буддизм с самого начала своего существования получил значительное распространение. Обычно считается, что здесь, с одной стороны, позиции ведической религии и связанной с ней варновой (сословной) системы, обеспечивавшей привилегированное положение брахманской (жреческой) варны, были слабее, чем в других частях Индии (то есть северо-восток Индии был как бы слабым звеном брахманизма), а с другой — именно здесь шел бурный процесс государственного строительства, предполагавший возвышение другого благородного сословия — варны кшатриев (воинов и светских правителей — царей). А буддизм и возник как оппозиционное брахманизму учение, опиравшееся прежде всего на светскую власть царей. Важно также отметить, что именно буддизм способствовал созданию в Индии мощных государственных образований вроде империи Ашоки. Много позднее, уже в V в. н. э., великий буддийский философ Васубандху, излагая в своем «Вместилище Абхидхармы» («Абхидхармакоша») миф о происхождении общества, почти ничего не говорит о брахманах, но очень подробно описывает происхождение царской власти (предлагая один из древнейших вариантов договорной теории) и воинского сословия. В том, что буддизм опирался даже не столько на сословие кшатриев, сколько на царскую власть как таковую, была скрыта существенная опасность, в полной мере проявившаяся в период так называемого упадка буддизма в Индии, приведшего к практически полному исчезновению буддизма на его родине (VII–XIII вв.). Собственно, никакого упадка не было. В монастырях-университетах (Наланда, Викрамашила) продолжала расцветать монашеская ученость, писались утонченнейшие трактаты по логике и эпистемологии, выигрывались диспуты, тантрические йогины — махасиддхи (великие совершенные) — собирались на свои мистические пиршества и предавались созерцанию в лесах и на кладбищах. Просто цари постепенно переставали поддерживать буддизм, в силу не совсем ясных причин возвращаясь в лоно брахманской ортодоксии — индуизма. Вместе с прекращением царской поддержки исчезал и буддизм. Там же, где цари сохраняли приверженность Учению (Дхарме) Будды, расцвет буддизма продолжался. Так, например, было в бенгальском государстве Палов, цари которого продолжали покровительствовать буддизму вплоть до того, как Бенгалия оказалась под властью завоевателей-мусульман. Таким образом, в Индии буддизм был «царской религией», что не мешало ему одновременно быть и формой древнеиндийского свободомыслия, поскольку носителем религиозной и вообще идеологической ортодоксии и ортопраксии было в Индии жреческое сословие брахманов. И даже в самый поздний период своего существования в Индии буддизм не утратил этого духа свободомыслия. Вспомним, к слову, к какому поистине вольтеровскому примеру прибегает буддийский философ, один из первых проповедников буддизма в Тибете Шантаракшита (VIII в.), критикуя брахманистское положение, согласно которому в случае конфликта между данными опыта и утверждениями Откровения — Вед предпочтение должно отдаваться утверждениям Писания. Вот, говорит Шантаракшита, возвращается домой муж и застает свою жену в объятиях любовника. Муж начинает ругать ее, а она всё отрицает. Тогда муж говорит, что всё видел своими глазами, а его жена обращается к соседям и патетически восклицает: «Люди добрые! Ну видели ли вы такого идиота, как мой муженек, который больше доверяет каким-то своим глазам, чем словам такой добродетельной женщины, как я!» Источник: https://www.litmir.me/br/?b=555333&p=1 К вопросу о датировке жизни исторического будды L. S. Cousins «The Dating of the Historical Buddha: A Review Article» (*)

Будда умер 2600 лет назад, но его учение живо до сих пор. Это был Человек, который открыл нам Свет и путь к познанию самих себя и пределов своей Вселенной. Он дал нам такое учение, как Буддизм.

Благодаря ему, многие научились контролировать свое тело и его желания. Жить в гармонии со своей душой. Будда дал нам «срединный путь». Научил нас не впадать в крайности и быть смиренными.

Будда учит нас спокойствию и стойкости в преодолении любых жизненных невзгод и препятствий.

Эта статья лишь в общих чертах расскажет Вам об основных вехах из жизни Будды Шакьямуни и основании Буддизма.

Мы постарались сделать её максимально понятной и интересной для вас!

Желаем вам мира, гармонии и приятного прочтения

В 546 году до н.э. у раджи Шуддходхана и царицы Маха Майя родился Сиддхартха Гаутама. Будущий основатель буддизма. Гадалка предсказала его родителям, что это будет великий ребенок. Он станет либо величайшим в истории человечества царём-завоевателем, либо отшельником, который изменит основы основ. Первый вариант для его отца был наиболее предпочтителен и он начал готовить сына к его миссии.

Но в то время Гаутама об этом не знал и наслаждался спокойной и беззаботной жизнью принца племени шакьев.

Его отец решил во чтобы-то ни стало оградить сына от внешнего мира, его убогости, ветхости, болезней и разложения. Того, что творилось за пределами царского дворца. Охрана дворца очень строго следила за тем, чтобы ребенок ни в коем случае не покидал пределы отцовских владений.

Сиддхартха был очень способным ребенком и ярко выраженным интровертом. Он проявлял большие успехи в изучении наук и спорте, но все-таки больше тяготел к размышлениям.

Когда Сиддхартхе исполнилось 16 лет, его отец решил, что пришла пора женить сына и подобрал для него самую красивую невесту- принцессу Яшодхару. Принцесса, кстати, приходилась для него кузиной.

Через год у этой прекрасной пары родился сын, которого назвали Рахула. Имя которого многие течения в Буддизме трактуют по разному, но все сходятся в том, что этот ребенок стал «преградой и испытанием» для Сиддхартхи. Жена и ребенок были своего рода «путами», которые мешали его пробуждению. Однако это всего лишь трактовки буддистских монахов. Верить им или нет, решать вам.

29 лет Сиддхартха Гаутама жил во дворце со своей женой и множеством наложниц, ни в чем себе не отказывая. Однако, не всё было так хорошо, как казалось его отцу. Сиддхартха испытывал серьезные сомнения относительно того, правильный ли образ жизни он ведет.

Однажды он попросил своего колесничего Чанну тайно вывести его за пределы замка. Гаутама уже давно хотел узнать, как течет жизнь за пределами царских владений.

Во время прогулки по городу, Гаутама видел страшные и пугающие его вещи. Ему были даны «четыре великих знака», которые положили начало его просвещению.

Первый знак— нищий старик- он познал, что не все живут в такой роскоши, как он.

Второй знак— больной человек- он познал страх человека заболеть и испытывать муки тела.

Третий знак— разлагающийся труп- он познал смертность человеческой природы. Конечность бытия.

Четвертый знак— отшельник- он узрел своё предназначение.

В тот же вечер он в сопровождении Чанны покидает дворец. На протяжении 6 лет Сиддхартха будет подвергать свою плоть умерщвлению и крайней аскезе. Доводя себя до изнеможения. Находясь на грани жизни и смерти, самих человеческих возможностей.

Но изнуряющие методики не приводили к просветлению и лишь затуманивали его разум. Сиддхартха понял, что пора искать другой путь.

Сев под фикусовым деревом (дерево Бодхи), он начал медитировать. И поклялся себе, что не уйдет до тех пор, пока не познает истину.

После 49 дней медитации, ровно в день своего 35- летия, Сиддхартха достиг Пробуждения и отныне стал именоваться Буддой (Пробужденный, Просветленный).

Зная, что обладает ценными знаниями, он решил идти и учить людей. Так образовалась Сангха, т.е. сообщество подвижников Будды.

45 лет Будда путешествовал по Индии и распространял свое учение. За это время к нему присоединились десятки тысяч приверженцев, среди которых были и цари и высшие вельможи, даже брахманы отказывались от своей прошлой религии, вед,  и принимали учение Просветленного.

В возрасте 80 лет Будда спросил у своих учеников, есть ли у них еще какие-либо вопросы, которые остались для них нерешенными. Ни у кого вопросов не было. Будда поведал им всё, что только знал, а половина его учеников еще при его жизни смогли достичь Нирваны.

После этого Будда вступил в Паринирвану. Т.е., говоря проще, вышел за пределы цепи перерождений, освободился от уз жизненных и божественных страданий.

Его последние слова были:

«Все составные вещи недолговечны. Стремитесь к собственному высвобождению с особым усердием».

Источник: http://veganize.ru/buddhism/

Жизнь и личность Будды

Переходя от упанишад к раннему буддизму, мы переходим от работы многих умов к вероучению, признающемуся творением одного человека.

Упанишады – работа, с удивительной верностью воссоздающая атмосферу целого общества, буддизм – конкретное воплощение мысли в жизни одного человека.

Это единство жизни и мысли оказало чудесное влияние на современный ему мир. Своеобразная личность и жизнь Будды во многом помогли успеху раннего буддизма.

Любой человек, обладающий воображением, будет изумлен, узнав, что за шесть веков до Христа в Индии жил государь, не уступающий никому до него или после него в духовном бескорыстии, возвышенном идеализме, в благородстве жизни и любви к человечеству. Ученикам, а через них и всему миру, странствующий проповедник Гаутама известен под именем Будды “знающего”, “просвещенного”.

Будда родился около 567 года до н.э. Его собственное имя – Сиддхартха, то есть “Достигший своей цели”; его родовое имя – Гаутама, имя его отца Шуддходана, имя матери – Майя. Он был наследным принцем царства Шакья и был воспитан в Капилавасту, столице царства Шакья, второй женой Шуддходаны, Махаяпати, так как мать Гаутамы умерла через семь дней после его рождения.

Передают, что он женился на своей двоюродной сестре Яшодхаре и имел от нее сына Рахулу, который позже стал его учеником. Уже рано тяготы и тайны этого непонятного мира стали довлеть над ним с большой силой.

В нем вызывали тревогу преходящесть и изменчивость жизни; он остро почувствовал, в каких черных пучинах гибнет множество человеческих существ, став жертвою темноты и греха.

Суть рассказа о четырех знамениях, встреченных Гаутамой на дороге в Капилавасту, старике, согбенном годами, больном, измученном лихорадкой, умершем, за которым шли плакальщики, рыдая и вырывая у себя волосы, и нищенствующем монахе, – сводится к тому, что несчастья этого мира поразили впечатлительную натуру Будды.

Одного вида несчастий было достаточно для того, чтобы пробудить в нем сознание векового бремени, тяготеющего страшнее всего над невинными и угрожающего погубить даже лучшие стремления человека. Отдельные случаи страдания для Будды были иллюстрациями всеобщей проблемы.

Все, что в нем было твердого, было потрясено, и он содрогнулся, видя, как ужасна жизнь.

—————————————-

Подавленный пустотой чувственных вещей, он отказался от довольства, могущества и богатства жизни во дворце, чтобы размышлять о вечном и найти для своих собратьев людей спасение от низости жизни и плотских иллюзий. В те дни искатели истины, преследуемые и одержимые духовным беспокойством, становились странствующими отшельниками. Искатель света должен начать свои поиски отвержением всех благ мира.

В соответствии со старинным обычаем Будда ушел из дома и стал аскетом. Он отказался от своего сана, одел желтый плащ и стал просить милостыню, странствуя по дорогам мира в поисках света и покоя.

Это великое отречение от мирских благ он осуществил в возрасте 29 лет. Он пытался найти духовный покой в философском размышлении и некоторое время странствовал в одиночестве по морям чужой мысли, но не добился при этом большого успеха.

Утонченная диалектика не дает излечения от духовного беспокойства.

Другое средство ухода от жизни состояло в суровых лишениях, которым подвергалось тело.

Гаутама с пятью верными друзьями отправился в уединенное место в джунглях Урувелы, где всячески умерщвлял свою плоть и усердно постился, стремясь обрести душевный мир с помощью сурового аскетизма.

Ему не удалось получить какое-либо утешение, ибо истина была так же далека, как всегда. Он начал приходить в отчаяние и однажды ночью чуть не умер, потеряв сознание от усталости и просто от истощения. Но истина все еще оставалась проблемой, а жизнь стояла под знаком вопроса.

—————————————-

После целых шести лет сурового аскетического послушания Будда пришел к убеждению, что этот метод совершенно бесплоден. Он взвесил на весах пустоту богатства, мудрость школ и суровость аскетизма и нашел, что они не нужны.

Очистив тело воздержанием, усовершенствовав ум смирением и укрепив сердце одиночеством, он стал искать мудрости в пустыне. Он обратился к вещам, созданным богом, надеясь узнать истину в красоте утра, великолепии солнца и пышности природы и жизни.

Он занялся размышлениями и молитвами.

В легендах рассказывается о действиях Мары, стремившегося отвлечь внимание Будды и заставить его отказаться от его цели то с помощью яростных нападений, то путем искушений и приманок. Мара ничего не добился.

Сидя под деревом бо (индийской смоковницей – Ред.

) на травяном ложе, Гаутама постоянно и неподвижно смотрел на восток, и его ум был устремлен к одной цели: “Я не сдвинусь с места, пока не достигну высшего и абсолютного знания”.

Он провел под деревом семь недель.

“Когда ум берется за большую и сложную проблему, он продвигается вперед, обеспечивает шаг за шагом все новые и новые позиции, очень мало представляя себе, каких успехов он достиг, пока, в результате внезапного озарения, он не постигнет, что победил.

Повидимому, так случилось с Гаутамой”. Однажды, когда он все еще был предан глубоким размышлениям, отдыхая под деревом, которому его приверженцы дали имя Бодхинанды, или трона разума, его ум озарился. новым светом. Он овладел тем, чего искал.

——————————————

Когда он обрел просветление после многих лет постоянных поисков и размышлений, он счел своей обязанностью рассказать обреченным толпам о пути к вечному счастью.

Миру, идущему по неверному пути, он стал проповедовать благую весть о четырех благородных истинах и восьмеричном пути.

Не беспокоясь о тонкостях метафизики, он проповедовал этический путь, желая спасти массы людей, живших в грехе и позоре.

Ясность и кротость его лика, красота и достоинство его жизни, серьезность и энтузиазм его любви, мудрость и красноречие его проповеди завоевывали сердца равно мужчин и женщин.

В качестве своих первых учеников он избрал пятерых из своих товарищей по аскезе. Для них он произнес свою первую проповедь о “дхармачакраправартане”, или “приведении в движение Колеса Закона”.

Его товарищи приняли его учение и первыми были должным образом посвящены в члены буддистского ордена, или Сангхи.

Число учеников постепенно увеличивалось. По всем направлениям были разосланы миссионеры для обучения новой дхарме. Самыми первыми и наиболее знаменитыми из обращенных были Сарипутта и Могаллана, аскеты Раджагрихи, которые получили истину от Ассаджи, одного из пяти первоначальных учеников. Будда лично принял их в свой орден.

Другими знаменитыми учениками, занимающими большое место в ранних летописях буддизма, были: Упали, читавший текст Винайи на первом соборе после смерти Будды; Кашьяпа, председатель собора, влиятельный буддист того времени (рассказывают, что сожжение тела Будды было отсрочено до его прихода), и Ананда, двоюродный брат Будды и любимый ученик, который нежно любил Будду, заботился о нем и был ближе всех к нему в момент его смерти.

Тысячами вступали люди в ученики Будды. Целый ряд учителей-брахманов обратился в буддизм. Когда Будда посетил двор отца через двенадцать лет после того, как он его оставил, он сделал это только для того, чтобы обратить в свое учение отца и мать, жену и сына. Многие стали его мирскими учениками; нескольким женщинам было разрешено создать орден буддистских монахинь.

Когда после миссионерской деятельности, продолжавшейся примерно сорок лет, он понял, что приближается время для него отказаться от своего тела и достигнуть паринирваны, он потратил последние часы жизни на советы и наставления Ананде и собравшимся монахам.

Субхандра, странствующий аскет, слушал его учение в последние мгновения и был последним учеником, обращенным самим Буддой. Будда попросил учеников высказать свои сомнения и затруднения, с тем чтобы он мог устранить их. Они хранили молчание.

Тогда Благословенный обратился к братиям: “А ныне, братья, я прощаюсь с вами – все составные части бытия преходящи; прилежно трудитесь ради вашего спасения”. Передают, что он умер в возрасте восьмидесяти лет. Великий Будда навсегда олицетворяет душу Востока с ее напряженным спокойствием, мечтательным благородством, тихим покоем и глубокой любовью.

Читайте также:  Что такое дацан – особенности буддийских храмов тибетской школы

Будда известен под несколькими именами, в том числе Шакьямуни – мудрец из Шакьев и Татхагата – достигший истины.

—————————————-

Упоминаемые здесь факты могут считаться достоверными. В “Лалитавистаре” и в джатаках имеются другие, в большей или меньшей степени легендарные события.

Если мы вспомним, что буддистские сочинения, рассказывающие о жизни Будды, написаны спустя 200 лет после событий, о которых они повествуют, нас не удивит, что в них содержится много легендарного в сочетании с рассказами, в значительной мере достоверными.

Богатое воображение его последователей украсило историю его жизни бесчисленными легендами. Эти последние говорят не столько о подлинной жизни учителя, сколько о том, как он трогал сердца и поражал воображение людей.

——————–Сарвепалли Радхакришнан«ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ РАННЕГО БУДДИЗМА»

(Индийская философия. Т.1, гл. VII. М., 1956)

Скачать книгу (zip-doc-132Kb)

“Джатаки”, или рассказы о былых существованиях Будды, входят в состав “Сутта-питаки” (“Корзины текстов”), в свою очередь являющейся одним из трех разделов “Типитаки”. Джатаки наиболее наглядно воплотили в себе тот синтез общеиндийских литературных и фольклорных традиций и буддийского учения, который вообще характерен для палийского канона. Большая часть сюжетов джатак (всего их в “Типитаке” пятьсот сорок семь) почерпнута из индийского народного творчества. Поэтому многие басни, легенды и сказки, которые используются в джатаках, встречаются в других памятниках индийской литературы (эпосе, “Панчатантре”, “Катхасаритсагаре” и т. д. ), в индийском и мировом фольклоре (например, джатака о верном изречении, за которой стоит общеизвестная сказка о благодарных зверях и неблагодарном человеке). Присутствуют в джатаках и традиционные для индийской литературы приемы обрамления, чередования стихов и прозы, резюмирующих сентенций и т. п. , а кардинальная для религиозно-философских учений Индии идея метампсихоза реализуется в них как серия эпизодов из различных рождений Будды на пути к конечному его просветлению. В этой связи каждая джатака распадается на три части: введение, в котором изложены события, побудившие Будду рассказать последующую историю, затем сама история о прошлом и, наконец, отождествление героев этой истории с Буддой н его слушателями. Поучительность и серьезный тон сочетаются в джатаках с занимательностью рассказа, и не случайно они были главным средством буддийской пропаганды, отражая наиболее распространенное и доступное для широких масс понимание буддизма. По своей популярности с джатаками могут сравниться немногие произведения мировой классики. Они переводились и перелагались на языки всех тех стран Азии, куда проник буддизм, а кроме того, лишенные буддийской морали, вошли в десятки произведений дидактической и развлекательной литературы. Поэтому люди, не имеющие никакого отношения к буддизму и никогда не слышавшие о джатаках, тем не менее хорошо знают часть их сюжетов из книг Эзопа и Бабрия, Лафонтена и Крылова, из “Тысячи и одной ночи” и “Калили и Димны”. Источник: http://nervana.name/buddism/buddha.htm Читать Буддизм[1] — первая по времени возникновения мировая религия. Другие мировые религии появились значительно позднее: христианство — приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам — более чем через тысячу. Мировой религией буддизм считается на том же основании, что и две другие только что названные религии: подобно христианству и исламу буддизм в своем распространении по земному шару решительно переступил этноконфессиональные и этногосударственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными и религиозными традициями. Буддийский мир простерся от Ланки (Цейлона) до Тувы и Бурятии, от Калмыкии до Японии; продолжается начавшийся в конце XIX в. процесс распространения буддизма в Европе и Америке. Буддизм стал религией сотен миллионов людей в Юго-Восточной Азии, традиционно связанной с родиной буддизма — Индией, и религией Дальнего Востока, цивилизации которого формировались на основе традиций китайской культуры. Цитаделью буддизма уже тысячу лет является Тибет, куда буддизм принес индийскую культуру и которому он дал письменность, литературный язык и основы цивилизации. Буддийской философией восхищался А. Шопенгауэр, с уважением отзывались о ней Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока — индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до самых оснований. В лоне буддийской традиции были созданы утонченнейшие философские системы, изучение и осмысление которых и сейчас интересно не только с чисто историко-философской точки зрения, — вполне возможно, что буддийское умозрение способно обогатить и современную философию, в выжидании стоящую на перепутье новоевропейской классики и постмодерна. Таким образом, изучение буддизма (а дисциплина, занятая научным изучением буддизма, более ста лет тому назад получила название буддология) необходимо и для востоковеда, и для культуролога, и для религиоведа, и для философа. И конечно, нельзя понять буддизм, не обратившись прежде всего к вопросу о причинах его происхождения. Надо сказать, что этот вопрос вполне правомерен и с точки зрения самого буддизма: ведь буддизм провозглашает принцип всеобщей причинной обусловленности, а следовательно, и сам также должен рассматриваться с точки зрения причинной обусловленности (пратитья самутпада). Не будет ошибкой сказать, что буддизм возник в Индии (точнее, на Индийском субконтиненте, поскольку на территории исторической Индии в настоящее время существует несколько государств: Республика Индия, Пакистан, Бангладеш и Непал; к этим континентальным странам следует также добавить и остров Ланку) в середине I тысячелетия до н. э., то есть в знаменитое ясперсовское «осевое время», время возникновения рациональной философии и этически ориентированных религий, когда архаическая имморальная религиозность сакрализованного космоса сменяется религиями спасения и освобождения человеческого существа. Сама буддийская традиция признает две даты паринирваны (смерти) основателя буддизма Сиддхартхи Гаутамы (Будды Шакьямуни): 544 г. до н. э. и 486 г. до н. э. (здесь, конечно, не имеются в виду совершенно фантастические даты, родившиеся из астрологических выкладок поздних тантрических авторов). Именно первая дата была принята ЮНЕСКО, когда в 1956 г. весь мир отмечал 2500-летие буддизма. Однако в настоящее время ни один серьезный буддолог не считает эти даты (так называемые «долгая хронология» и «исправленная долгая хронология») исторически релевантными. Но этот вывод, пожалуй, и все, что сближает позиции разных буддологов по вопросу о датировке жизни основателя буддизма. Впрочем, кажется, есть согласие и еще по одной позиции: никто не сомневается, что Будда жил до походов Александра Македонского в Индию, то есть до 20-х годов IV в. до н. э. Далее начинаются разногласия: одни ученые максимально приближают Будду к эпохе походов Александра, другие же, напротив, разводят эти даты. Эти разногласия определяются спецификой источников, которыми те или иные буддологи предпочитают пользоваться: это царские хроники, монастырские хроники или же списки глав сангхи (буддийской монашеской общины) от паринирваны Будды до вступления на престол первого буддийского императора Ашоки (273?–232? до н. э.). Последний тип источников представляется наиболее надежным, а к тому же и дающим дату паринирваны Будды, максимально приближенную к «золотой середине», — около 400 г. до н. э. Поскольку традиция утверждает, что Будда прожил 80 лет, мы, думается, не очень ошибемся, если предположим, что Будда был современником и ровесником Сократа. Почему вообще возник буддизм? Это неблагодарный вопрос, и, следуя совету выдающегося французского историка-медиевиста М. Блока, нам не стоит предаваться «фетишизму истоков» и надеяться на то, что знание причин возникновения буддизма раскроет для нас его суть. Более того, надо откровенно признаться, что современные научные данные о древнеиндийском обществе слишком скудны, чтобы надеяться на ответ, хоть сколько-нибудь приближающийся к полноте. О происхождении буддизма написано множество книг, но особой ясности в этом вопросе по-прежнему нет. Поэтому мы ограничимся тем, что охарактеризуем некоторые достаточно очевидные причины и условия, способствовавшие возникновению буддизма и его укреплению в индийском обществе древности. Буддизм возник в северо-восточной части Индии (территория современного штата Бихар), где находились те древние государства (Магадха, Кошала, Вайшали), в которых проповедовал Будда, и где буддизм с самого начала своего существования получил значительное распространение. Обычно считается, что здесь, с одной стороны, позиции ведической религии и связанной с ней варновой (сословной) системы, обеспечивавшей привилегированное положение брахманской (жреческой) варны, были слабее, чем в других частях Индии (то есть северо-восток Индии был как бы слабым звеном брахманизма), а с другой — именно здесь шел бурный процесс государственного строительства, предполагавший возвышение другого благородного сословия — варны кшатриев (воинов и светских правителей — царей). А буддизм и возник как оппозиционное брахманизму учение, опиравшееся прежде всего на светскую власть царей. Важно также отметить, что именно буддизм способствовал созданию в Индии мощных государственных образований вроде империи Ашоки. Много позднее, уже в V в. н. э., великий буддийский философ Васубандху, излагая в своем «Вместилище Абхидхармы» («Абхидхармакоша») миф о происхождении общества, почти ничего не говорит о брахманах, но очень подробно описывает происхождение царской власти (предлагая один из древнейших вариантов договорной теории) и воинского сословия. В том, что буддизм опирался даже не столько на сословие кшатриев, сколько на царскую власть как таковую, была скрыта существенная опасность, в полной мере проявившаяся в период так называемого упадка буддизма в Индии, приведшего к практически полному исчезновению буддизма на его родине (VII–XIII вв.). Собственно, никакого упадка не было. В монастырях-университетах (Наланда, Викрамашила) продолжала расцветать монашеская ученость, писались утонченнейшие трактаты по логике и эпистемологии, выигрывались диспуты, тантрические йогины — махасиддхи (великие совершенные) — собирались на свои мистические пиршества и предавались созерцанию в лесах и на кладбищах. Просто цари постепенно переставали поддерживать буддизм, в силу не совсем ясных причин возвращаясь в лоно брахманской ортодоксии — индуизма. Вместе с прекращением царской поддержки исчезал и буддизм. Там же, где цари сохраняли приверженность Учению (Дхарме) Будды, расцвет буддизма продолжался. Так, например, было в бенгальском государстве Палов, цари которого продолжали покровительствовать буддизму вплоть до того, как Бенгалия оказалась под властью завоевателей-мусульман. Таким образом, в Индии буддизм был «царской религией», что не мешало ему одновременно быть и формой древнеиндийского свободомыслия, поскольку носителем религиозной и вообще идеологической ортодоксии и ортопраксии было в Индии жреческое сословие брахманов. И даже в самый поздний период своего существования в Индии буддизм не утратил этого духа свободомыслия. Вспомним, к слову, к какому поистине вольтеровскому примеру прибегает буддийский философ, один из первых проповедников буддизма в Тибете Шантаракшита (VIII в.), критикуя брахманистское положение, согласно которому в случае конфликта между данными опыта и утверждениями Откровения — Вед предпочтение должно отдаваться утверждениям Писания. Вот, говорит Шантаракшита, возвращается домой муж и застает свою жену в объятиях любовника. Муж начинает ругать ее, а она всё отрицает. Тогда муж говорит, что всё видел своими глазами, а его жена обращается к соседям и патетически восклицает: «Люди добрые! Ну видели ли вы такого идиота, как мой муженек, который больше доверяет каким-то своим глазам, чем словам такой добродетельной женщины, как я!» Источник: https://www.litmir.me/br/?b=555333&p=1 К вопросу о датировке жизни исторического будды L. S. Cousins «The Dating of the Historical Buddha: A Review Article» (*)

Journal of the Royal Asiatic Society, Third Series, Vol. 6, No. 1 (Apr., 1996), pp. 57-63

В пятнадцатом веке автор «Синей летописи» писал: «В целом (и на это следует обратить внимание) в высказываниях ученых относительно годов рождения и нирваны Учителя присутствуют довольно значительные разногласия» (1).

Именно этой теме были посвящены научные исследования, результаты которых изложены на тысячах страниц и опубликованы в двух томах (третий готовится к печати) (см. прим.).

При этом может сложиться впечатление, что данная ситуация не очень-то изменилась за последнюю половину тысячелетия, хотя на самом деле это конечно же не так.

Ведь хотя мы до сих пор не смогли установить точные даты жизни Будды и Махавиры, в изучении этой темы, безусловно, был достигнут значительный прогресс, что вполне очевидно даже при беглом взгляде на традиционные даты, использовавшиеся в более ранних источниках.

——————————————————————————————-

(*) Обзорная статья по материалам «The Dating of the Historical Buddha/Die Datierung des Historischen Buddha», edited by Heinz Bechert, 2 Vols (of 3). (Symposium zur Buddhismusforschung, IV, 1-2) pp. xv + 525; x + 530. Gottingen, Vandenhoeck & Ruprecht, 1991-2. DM 310, 256.

(1) Blue Annals, p. 22 (cited Symp. IV, 1, p. 399).

——————————————————————————————-

В восточной буддистской традиции Китая, Вьетнама, Кореи и Японии (в особенности последних двух стран) традиционной датой Махапариниббаны (смерти) Будды считается 949 г. до н.э., при этом как вариант встречается и 878 г. до н.э.

Хотя, как кажется, ранее (вплоть до пятого века н.э.) общеупотребительной была другая дата – 686 г. до н.э.

Хотя такая датировка в какой-то мере могла быть обусловлена желанием разместить время жизни Будду ранее, чем Лао-цзы, эти и другие подобные даты были выведены путем сопоставления таких событий в жизни Будды, как упомянутые в различных текстах землетрясения, с различными явлениями, описанными в китайских хрониках. Все это является достаточно очевидным свидетельством того, что ранние буддистские миссионеры не принесли с собой в Китай никакой конкретной хронологической информации.

Читайте также:  Лучшее время для медитации – что рекомендуют в буддизме

В северном буддизме в тибето-монгольском культурном регионе официальной датой Махапариниббаны считается 881 г. до н.э., хотя также известны и другие даты в пределах девятого века.

По всей вероятности такая датировка основана на мифический хронологии Шамбалы, связанной с системой Калачакры. Однако, на более раннем этапе авторитетные тибетские источники, похоже, опирались на даты, лежащие в пределах 21-го века до н.э., чье происхождение не вполне ясно (*).

При этом как китайским, так и тибетским ученым было хорошо известно о существовании и других датировок.

Все это резко контрастирует с южной буддистской традицией, в источниках которой вообще не упоминается о каких-либо разногласиях, связанных с основной хронологией жизненного пути Будды (хотя там тоже есть небольшие отличия, как то определение момента начала календарного года).

——————————————————————————————-

(*) О датировке тибетской школы сакья: «В хронологическом приложении к написанной им агиографии его дяди, Драгпа Гьелцен (Grags-pa rgyal-mtshan), Сакья Пандита утверждает, что расчеты Шакьяшри (Sakyasri), сделанные в 1210-ом году на основании данных Винаи (Vinaya), представляют собой ошибочную хронологию, поскольку относят паринирвану Будды к 543-му году до н.э. (45). Сакья Пандита считал правильной хотанскую хронологию, принятую его дядей, невзирая на то, что согласно ей паринирвана Будды датируется 2133-ем годом до н.э. (46)» Рональд М. Дэвидсон «Тайные миры и чистые обители центрально-азиатского буддизма».  – прим. shus

——————————————————————————————-

В этих источниках датой Махапариниббаны Будды считается 543 г. до н.э., что, безусловно, намного ближе к реальности, чем другие широко известные альтернативы.

Поэтому в принципе неудивительно, что уже в наше время эта датировка получила довольно широкое распространение: она, по всей видимости, была принята во Вьетнаме и Индонезии, а также такими современными организациями, как «Всемирное братство буддистов» (World Fellowship of Buddhists).

Также есть некоторые свидетельства в пользу того, что она широко использовалась в Кашмире, Индии и Непале в заключительный период существования буддизма в этих регионах (после двенадцатого века или немногим ранее) (2).

Рассматриваемая в данном обзоре многотомная работа является итоговым результатом конференции, состоявшейся в 1988 году близ Геттингена, инициатором и организатором которой был Heinz Bechert.

Хотелось бы так же отметить, что современное возрождение интереса к этой теме во многом является заслугой именно Bechert, опубликовавшего ряд статей по этому вопросу еще до конференции (3).

Несомненно, что даже без материалов первичных источников, которые должны быть опубликованы в заключительном томе, этот сборник статей является очень значимым вкладом в исследования данной темы и в течение долгого времени будет оставаться очень важным источником для любого серьезного исследования домаурийской и ранней буддистской истории.

——————————————————————————————-

(2) In the present volumes see: Symp(osium) IV, 1, pp. 344-57; 359-61; 398-9; 409-11; Symp. IV, 2, pp. 266-8 (nn. 15 and 17); 271 n. 42.

(3) Bechert, H., “The date of the Buddha reconsidered”, IT (1982), pp. 29-36; “A remark on the problem of the date of Mahavira”, IT (1983), pp. 287-90; Die Lebenszeit des Buddha – das alteste feststehende Datum der indischen Geschichte? (Gottingen, 1986); “Remarks on the date of the Historical Buddha”, Buddhist Studies (1988), pp. 97-117.

——————————————————————————————-

На самом деле, это многотомное издание не ограничиваются конкретным вопросом датировки жизни Будды.

Значительная его часть (более 120 страниц) посвящена истории исследований этой проблемы, в то время как в другом объемном (около 60 страниц) разделе приведены соответствующие первичные источники, причем некоторые из них опубликованы только в этом сборнике.

Также большое внимание в нем уделено истории применения различных хронологических систем в конкретных буддистских странах. Все это, безусловно, представляет огромный интерес для изучения различных аспектов истории буддизма, но, вне всякого сомнения, самое большое внимание привлекают разделы, непосредственно связанные с датировкой жизни Будды.

История исследований

Добротная статья Sieglinde Dietz содержит детальный обзор истории исследований, посвященных датировке жизни Будды (Symp. U, 2, pp. 11-83).

Вполне очевидно, что примерно с 1687 года (Couplet) ученые постепенно начали получать информацию об основных датах, поддерживаемых различными традициями, и поэтому неудивительно, что к началу девятнадцатого века они стали склоняться к более, как им казалось, разумным датировкам палийских источников, составляющих основу южно-буддистской традиции. С возрастанием количества известных источников, а также с использованием «греческой синхронизации» (*), в течение пары десятилетий стало возможным установить фиксированные даты правления маурийских императоров Чандрагупты и Ашоки, но вслед за этим возникли и некоторые проблемы. Уже в 1836 году переводчик «Махавамсы» G. Tumour признавал, что палийские источники помещают правителей Маурьев примерно на шестьдесят лет ранее.

——————————————————————————————-

(*) Речь идет об именах греческих правителей, упомянутых в одной из эпиграфических надписей Ашоки. См. «Большой наскальный указ из Шахбазгархи»  – прим. shus

——————————————————————————————-

Впоследствии, в течение девятнадцатого столетия различные ученые отстаивали достоверность ряда дат в пределах четвертого и пятого веков до н.э., в особенности предложенное Т. W. Rhys Davids определение «не позднее нескольких лет после 412 г. до н.э.», к которому мы еще вернемся.

Однако в последние десятилетия девятнадцатого и в начале двадцатого столетий в научной среде постепенно сформировался консенсус, согласно которому Будда умер в начале пятого века, причем чаще всего указывались даты 483 и 486 г.г. до н.э.

Частично это произошло по причине того, что ученым стало ясно, что более ранние датировки поддерживаются данными из пуран, а также оценкой Jacobi свидетельств из джайнских источников.

Еще одним важным источником является так называемая «Точечная летопись» (Dotted Record) (*) – китайский текст пятого века н.э., который, судя по всему, свидетельствует о своей собственной датировке Махапариниббаны: около 486 г. до н.э.

Как видно из обзора Hubert Durt японских и корейских источников, некоторые японские ученые уже с восемнадцатого столетия начали принимать достоверность даты, основанной на «Точечной летописи», а информацию о нем B. Nanjio передал Max Muller еще в 1884 году. Другая статья Erhard Rosner посвящена Yu Cheng-hsieh, который в 1813 году утверждал, что Будда был рожден в первом веке до н.э.

, что, вне всякого сомнения, является ошибочным, но вместе с тем с достаточной ясностью демонстрирует развитие критической тенденции в вопросе датировки жизни Будды.

——————————————————————————————-

(*) См. Akira Hirakawa «History of Indian Buddhism (From Sakymani to Early Mahayana)», стр.22:

«Точечная летопись», распространявшаяся вместе с китайским переводом тхеравадинского комментария на Винаю «Самантапасадика», также указывает на аналогичную дату. После смерти Будды по окончанию каждого ретрита, проходившего в период сезона дождей, в этот текст добавлялась одна точка.

Эту «точечную летопись» процитировал в своей работе Fei Ch’ang-fang, который закончил составление буддийской библиографии и истории «Li-tai san-pao chi» в 597 г. н.э. Fei Ch’ang-fang сообщает, что к 489 г. н.э. к тексту было добавлено 975 точек. Допущенная Fei ошибка корректирует эту дату до 490 г. н.э.

Таким образом, смерть Будды произошла за 975 лет до 490 г. н.э., т.е. в 485 г. до н.э. – прим. shus

——————————————————————————————-

Достигнутый консенсус (о котором говорилось выше) оставался практически абсолютно доминирующей точкой зрения в европейском (4) и южно-азиатском научном сообществе в течение первой половины двадцатого века.

Я исключаю из рассмотрения слишком уж фантастические индийские хронологические построения, описанные в очень интересных во всех других отношениях статьях Jens-Uwe Hartmann и Gustav Roth.

(Помимо этого в европейской литературе также существуют фантастические псевдоисторические произведения, например, очень занимательные книги об Атлантиде, Континенте Му и т.п. таких писателей, как Donnelly, Churchward, Scott-Elliot и им подобных, но мы обычно не рассматриваем их в рамках серьезной научной деятельности!).

Можно было бы предположить наличие немного большего разнообразия в работах японского научного сообщества (обзор которых был сделан Hajime Nakamura), но в них тоже достаточно стандартной является датировка смерти Будды первой четвертью пятого века.

——————————————————————————————-

(4) Хотя имелся и ряд несогласных, особенно E. J. Thomas.

——————————————————————————————-

Но в недавнее время мало-помалу начали нарастать сомнения в достоверности этой датировки.

И этому способствовали три причины: 1) нарастающее ощущение того, что такая ранняя дата не соответствует археологическим данным; 2) постепенное признание факта, что «Точечная летопись» может иметь сингальское происхождение и таким образом не является полностью независимой от южной традиции; 3) более полное осознание факта существования значительного количества главным образом сарвастивадинских источников, которые датируют восхождение на трон Ашоки примерно через 100 лет после Махапариниббаны, в отличие от 218 лет, указанных в палийских источниках. Вероятно, впервые это было озвучено Etienne Lamotte, который в своей чрезвычайно авторитетной исторической работе (вероятно «The History of Indian Buddhism» – прим. shus) практически уравнял прежний консенсус с источниками сарвастивадинов, выделив «длинную хронологию» (т. е. скорректированную версию южно-буддистской традиции), которая считает датой смерти Будды 486 г. до н.э., и «короткую хронологию» (т.е. сарвастивадинскую), которая относит это же самое событие к 368 до н.э. Затем Lamotte фактически принимает «длинную хронологию» в качестве рабочей гипотезы (comme hypothese de travail) (5), хотя в последние годы своей жизни он, наверное, предпочел бы более позднюю датировку.

——————————————————————————————-

(5) Lamotte, E., Histoire du bouddhisme Indien, des origines a I’ere Saka, Bibliotheque du Museon, vol. 43 (Louvain, 1958), p. 15. Происхождение выражения «рабочая гипотеза» в этом контексте обычно приписывается авторству Max Muller. (Он применил его к датировке Самудрагупты). Однако, OED приписывает его первое использование на английском R. H. Hutton в 1871 году.

——————————————————————————————-

Хронологические системы, используемые в буддистских странах

Вполне очевидно, что размер моей статьи не позволяет сделать полный обзор всего диапазона работ, включенных в два тома этого сборника.

Поэтому просто отметим, что тибетско-монгольские данные основательно представлены в статьях Gunter Gronbold, Claus Vogel, Per Kvaerne, Klaus Sagaster, Eckart Zabel, Champa Thupten Zongtse (на тибетском языке), а также в статье Seyfort Ruegg, наполненной ссылками и аннотациями.

Центрально-азиатские и иранские материалы изложены в статьях Klaus Rohrborn, Werner Sundermann (две статьи) и Klaus Schmidt. В дополнение к уже упомянутым работам восточно-буддистские материалы рассматриваются в статьях Herbert Franke, Lewis Lancaster и Bhikkhu Pasadika (Вьетнам).

В этом сборнике также присутствуют две статьи, посвященные «Теории осевого времени», основанной на идеях Карла Ясперса, и статья со сравнительным исследованием, посвященным параллельным вопросам в ранней греческой истории.

Большинство из вышеуказанных публикаций отвечают самому высокому стандарту научных исследований, а вот в отношении некоторых других работ я испытываю определенные сомнения. В связи с этим позвольте мне просто упомянуть более пятидесяти страниц, посвященных каким-то немыслимым (при всей эрудированности) умозрительным рассуждениям P. H. L.

Eggermont и сомнительной попытке A. K. Narain возродить старую теорию о том, что в одной из надписей Асоки присутствует дата (в частности в MRE I).

Выводы авторов статей по вопросу датировки жизни Будды

Ряд авторов этого сборника пытаются определить наиболее вероятную дату жизни Будды путем использования косвенных свидетельств из истории индийской культуры. Тринадцать статей, использующих такой подход, Bechert разместил в отдельном разделе, и по результатам их анализа делает следующее заключение:

«… как мне кажется, мы неизбежно приходим к выводу, что все основные источники косвенных свидетельств указывают на более позднюю, чем предложенная скорректированной «длинной хронологией», датировку жизни Будды» (Symp. IV, i, p. n).

Но создается впечатление, что в этом высказывании содержится некоторое преувеличение, поскольку не все авторы озвучивают какие-либо датировки, а другие формулируют свою позицию с большой осторожностью.

Наверное, лучше бы было сказать, что общая тенденция состоит, как минимум, в отсутствии возражений против более поздних дат.

Несомненно также и то, что археологические данные, представленные в данном сборнике Herbert Hartel и частично Hermann Kulke, являются основным аргументом в поддержку более поздней датировки, хотя не вполне ясно насколько они репрезентативны.

Другими авторами материалов, которые, как кажется, поддерживают позднюю датировку являются: Georg von Simson, Oskar von Hinuber, Siegfried Lienhard (около 400 г. до н.э. с отклонением в обе стороны примерно на двадцать лет), Wilhelm Halbfass и (весьма осторожно) Lambert Schmithausen.

Из десяти статьей, которые Bechert классифицирует как исследования, касающиеся конкретно индийской традиции, семь, как кажется, заслуживают особого внимания. Самая крайняя точка зрения здесь принадлежит Gen’ichi Yamazaki, который защищает «длинную хронологию», в то время как ни в одной другой статье данного разделе не предполагается дата ранее 420 г. до н.э.

Akira Hirakawa защищает «короткую хронологию», а сам Heinz Bechert устанавливает диапазон от 400 до 350 г.г. до н.э. с оговоркой, что «не исключены и несколько более поздние даты» (Symp И.В., 1, p. 236). Помимо этого создается впечатление, что ни один из участников (кроме Eggermont), не предполагает датировку позже 380 г. до н.э. Hajime Nakamura, K. R.

Norman и Richard Gombrich придерживаются интервала дат, предложенного Andre Bareau: около 400 г. до н.э. с отклонением в обе стороны примерно на двадцать лет. Другими словами, согласно этой точке зрения период проповеднической деятельности Будды приходился на вторую половину пятого века до н.э.

и, возможно, распространялся на первую четверть четвертого века до н.э.

Читайте также:  Религии индии – кратко об их возникновении и формировании в стране

Стоит отметить, что такая датировка весьма близка к тому, чтобы стать «срединной хронологией», т.е. занять место посередине между «короткой» и «длинной» хронологиями (*).

В конце концов, вполне возможно, что разница между «короткой» и «длинной» хронологией исходно составляла что-то около 150-ти лет, которые в разных источниках были округлены до ста или двухсот лет, т.е.

все дело только в литературных условностях.

——————————————————————————————-

(*) Ниже интервалы в годах (цифра в скобках) между датами Махапариниббаны Будды в «южной» (юх), «длинной» (дх), «срединной» (сх) и «короткой» (кх) хронологияхи:

368(кх)

Источник: https://webshus.ru/21003

Путь Будды

ПУТЬ БУДДЫ:
Путешествие со смыслом

2 – 12 марта 2018 г.

Стоимость без дополнительных расходов*

Самолет, поезд, автобус с кондиционером, лучшие отели в регионе

Лекции, увлекательные рассказы

И практика майндфулнес для желающих

Общение с интересными, увлеченными людьми

Ради этого путешествия они готовы на время оставить бизнес

Жемчужины буддийской
и индийской культуры

Только проверенные места и маршруты

Предприниматель, executive-коуч, сертифицированный преподаватель майндфулнес

Путешествие в волшебный мир Индии через знакомство с мировосприятием в этой стране.

Проходя по пути Будды в сопровождении гида-эксперта, вы узнаете страну, историю Будды и, вероятно, откроете что-то новое в себе.

Лумбини – место, где Будда родился
Бодхгайя – место, где Будда достиг Просветления

Сарнатх – место, где он произнес первую проповедь

Кушинагар – место, где Будда покинул этот мир

Вы сможете погрузиться в медитацию под деревом Бодхи, где Будда достиг Просветления, побывать в знаменитом буддийском университете Наланда, где учились великие учителя, увидеть живых ланей, которые, по преданию, первыми пришли слушать проповедь Будды.

В этом путешествии мы пройдем по Пути Будды – Пути каждого из нас. Все мы проходим через одни и те же жизненные испытания: Рождение, Страдание, Поиск Истины, Служение, Смерть. История жизни принца Сидхарттхи раскроется перед нами и позволит глубже понять свой собственный путь.

День 1 и 2 (2 – 3 марта)

Перелет Москва – Дели.
Прибытие в Дели.
Отъезд в Бодхгайю на поезде.

Знакомство участников с ведущей и друг с другом. Обсуждение деталей путешествия.

День 3 (4 марта)

Прибытие в Бодхгайю. Осмотр местных достопримечательностей.
Посещение храма Махабодхи – места, где Будда достиг Просветления.

Рассказ о том, как история Индии дала возможность появления Будды.
Краткая история Индии:

  • Индская, или Хараппская цивилизация
  • Приход ариев
  • Появление шраманов – аскетизм и “полагание на собственные усилия”

Как понимать буддийские изображения: буддийская живопись – зашифрованные смыслы и наставления.

Разговор о значении набора правил и принципов в жизни человека. Жизненный кодекс как основа более осознанного проживания.

День 4 (5 марта)

Бодхгайя – Наланда – Раджгир – Бодхгайя

Наланда – это древний буддийский университет и монастырский комплекс V – XII веков, крупнейший образовательный центр своего времени, в котором обучались 10 тысяч студентов, преподавали 1000 профессоров, а в библиотеке хранились 9 миллионов книг. Выпускниками этого университета стали лучшие буддийские учителя.

Раджгир – название этого города означает «Обитель королей». Впервые он был упомянут в древнем индуистском эпосе Махабхарата. Ученые считают, что этому городу около 3000 лет.

Именно здесь исторический Будда повернул “Колесо Дхармы” во второй раз и дал наставления, которые легли в основу традиции Махаяны.

Место силы образуют две платформы: на нижней находится пещера Ананды – любимого ученика Будды, а верхняя – это открытая площадка, где Будда давал Учение Праджняпарамиты о пустоте и сострадании. По пути мы проезжаем мимо бамбуковых лесов, в которых Будда жил в окружении своих учеников.

Беседа о том, чему учит жизнь Будды Шакьямуни: символический, буквальный, типологический и аллегорический смыслы.Существующие буддийские традиции и школы, и какое отношение это может иметь к не-буддистам.

Рассказ о Большой и Малой колесницах, раннем буддизме и его более поздних формах.

День 5 (6 марта)

Переезд Бохгайя – Варанаси. Размещение в отеле.

Вечером – посещение Церемонии огней на берегу Ганга.

Разговор о том, как связаны современная психология и буддизм. Практика применения буддийских техник в различных психологических подходах.

День 6 (7 марта)

Посещение Сарнатха

Сарнатх – пригород Варанаси, где Будда Шакьямуни впервые повернул “Колесо Учения” и разъяснил 4 Благородные Истины, прочитав проповедь своим первым пяти ученика.

Осмотр ступы Домекх и посещение музея, где находятся важные реликвии буддийской и индуистской культуры.Осмотр колоны Ашоки.

Суть учения Будды. 4 Благородные Истины и основные положения учения Будды.

День 7 (8 марта)

Прогулка по Варанаси. Осмотр достопримечательностей.
«Варанаси старше Истории, Традиций и Легенд».

Марк Твен

Загадочный Варанаси считается самым древним из ныне существующих городов. Индуисты верят, что человек, которому повезло умереть в Варанаси, обретает свободу и выходит из круга рождений и смертей.

Согласно легенде, он был создан самим богом Шивой, и с тех пор уже более трех тысячелетий является центром просвещения, философии и культуры индуистов.

Полагают, что тот, кто побывал в Варанаси, обретает мистическую силу и духовное прозрение.

Мы спустимся по всемирно известным “гхатам” – лестницам для ритуальных омовений, уходящих прямо в воду, в Ганг, и проедем на традиционных деревянных лодках вдоль храмовых комплексов, растянувшихся на несколько километров вдоль берега.

Беседа о том, что мы можем взять для себя в буддийском взгляде на мир.Поговорим и об искусстве быть счастливым: полезные знания и умения, дающие уверенность и покой нашему сознанию.

День 8 (9 марта)

Переезд Варанаси – Кушинагар. Осмотр достопримечательностей. В древние времена город был известен как Кушавати, столица царства маллов. В Рамаяне он упоминается как город Куша, сына Рамы, известного короля Айодхайя. Согласно преданию, Будда не случайно выбрал Кушинагар, поскольку среди его жителей было очень много почитателей Будды. Именно здесь он отправился в Паринирвану, закончив свой земной путь. Сегодня – это место поклонения тысяч буддистов. Мы посетим храм Махапаринирваны, где находится статуя лежащего Будды, а также ступы Паринирваны.

Беседа о том, как современные взгляды на природу сознания и буддизм связаны? Феномен сознания – подходы в современной науке.

День 9 (10 марта)

Переезд Кушинагар – Лумбини – Кушинагар. Посещение достопримечательностей.

Лумбини находится на территории Непала, недалеко от индийской границы. Это место, где родился принц Сиддхартха Гаутама. Согласно преданию, сразу после рождения Будда сделал 7 шагов, и при каждом шаге под его ногами распускались цветки лотоса.

На территории храмового комплекса находится храм Майя Деви, посвящённый матери Будды, с древним памятным камнем, изображающим рождение Будды. Вокруг храма – руины древних буддийских храмов, а также дерево Бодхи. Весь комплекс состоит из десятка монастырей и храмов.

Понимание природы непостоянства: как сформировать адекватное отношение к неизбежным изменениям. Созерцание изменчивости явлений и опыта.

День 10 (11 марта)

Переезд Кушинагар – Горакпур.
Перелет Горакпур – Дели.
Посещение музыкального представления в Дели.

Подведение итогов путешествия: обмен впечатлениями, главные выводы и открытия.

День 11 (12 марта)

Осмотр достопримечательностей Дели. Осмотр главных достопримечательностей Старого Дели, в котором даже камни нашептывают историю минувших веков.Не узкие улочки и дома Старого Дели поражают воображение, а дух древнего города, который всегда стоял на перекрестке индийской истории и всегда оставался самим собой. Осмотр бахаистского храма Лотоса (Храма всех религий) и огромного религиозного комплекса богини Лакшми Нарайян, Президентского Дворца.

Желающие собираются на заключительный праздничный ужин.

День 12 (13 марта)

Счастливое возвращение домой. Перелет Дели-Москва.

– Бизнес-коуч первых лиц и топ-менеджеров
– Тренер по майндфулнес, выпускница Массачусетского университета по программе “MBSR – Снижение стресса на основе майндфулнес”- Специалист по управлению стрессом, автор программы развития стрессоустойчивости и повышения эффективности на основе психофизиологического профиля человека с помощью высокоточного оборудования- Основательница Международного университета нейролидерства и коучинга (NLC)

Среди ее клиентов – ВТБ24, L’Oreal, Wella, Mars, Kinross, Северсталь, Билайн, Сбербанк, Сибур, Альфа-Банк и другие.

При ранней регистрации цена ниже!

Регистрационный невозвращаемый взнос – 7000 р.

Что включено в стоимость тура?

В сумму от 96 000 р. входит:

  • Встреча в аэропорту
  • Транспортное обслуживание
    (с кондиционером)
  • Проживание в отелях
  • Завтраки
  • Экскурсионная программа
  • Переезд на поезде Дели – Бодхгайя
  • Внутренний перелет Горакпур – Дели

*В стоимость не включены:

  • Перелет Москва – Дели – Москва
  • Медицинская страховка
  • Виза в Индию и в Непал
  • Входные билеты в музеи
  • Чаевые
  • Личные расходы
  • Праздничный ужин

*Оплата услуг гида-эксперта

Не включена в стоимость. Гид-эксперт, основываясь на буддийских принципах, работает за donation – вознаграждение, размер которого остается на ваше усмотрение.

Как определить сумму donation?

– вам должно быть комфортно и приятно благодарить: размер donation должен быть, с одной стороны, доступным для вашего бюджета, а с другой – у вас не должно быть чувства, что вы остались в долгу- это добровольный взнос, который делается, если вы чувствуете внутреннюю потребность отблагодарить вашего гида – чем больше человек готов заплатить за что-либо, тем больше он будет ценить и серьезнее относиться к полученному

– добровольное пожертвование может быть вариантом духовной практики: для дающего – это практика умения отдавать, избавление от привязанности; для получающего – умение бескорыстно выполнять работу, не привязываясь к результатам труда.

Как подготовиться к поездке:

Вам необходимо приобрести медицинскую страховку на время поездки – она нужна для получения визы. Сделать это можно в любой подходящей вам страховой компании. Примерная стоимость на 15 дней – до 1500 р.

Мы вылетаем из Москвы в Дели 2 марта в 19.50 и обратно 13 марта в 01.25 (рейсы компании “Аэрофлот”).

Вы можете заказать билеты на эти рейсы или на другие, удобные вам, но так, чтобы успеть на поезд Дели-Бодхгайя 3 марта.

Вам необходимо получить визу на двукратный въезд в Индию (double). (Однократная виза не позволит вам попасть в Лумбини, который находится на территории Непала, и вернуться обратно в Индию.)

Сделать это можно самостоятельно через посольство Индии или через агентство-посредника. Мы пользуемся услугами Космо-Тревел.

Для получения визы вам понадобится приглашение индийской стороны – свяжитесь с нами, и мы вам его сделаем.

Визу в Непал мы получим при пересечении границы Индии и Непала. Стоимость – около $30-40 на человека.

Расходы на оплату входных билетов в музеи не включена в стоимость тура и оплачивается на месте. Ориентировочная сумма – $100-$200.

Шоппинг возможен по приезду в Дели. В остальных городах покупают обычно только сувениры.

Кстати, чаевые приветствуются, но не являются обязательными.

Размер расходов в поездке, конечно, зависит от ваших привычек. В целом Индия – страна недорогая, и вы вполне можете уложиться в$200-300 на всю поездку.

Стоит принять во внимание, что в тех местах, которые мы будем посещать, существует традиция делать подношение. Что это такое? Это когда вы выражаете свою благодарность и практикуете щедрость.

Размер пожертвований – от 10 центов до бесконечности (обычно $0,5-2). В этом ритуале важна не сумма, а мотивация, с которой вы делаете подношение. Если вам будет слишком жаль отданных денег, это омрачит благое действие. По местным представлениям, совершая пожертвование, вы зарабатываете благую заслугу, на основе которой появляется благая карма.

Да, два путешествия прошли с очень хорошими отзывами. Мы хорошо знаем, куда ехать, что там делать, и уверено чувствуем себя на предстоящем маршруте. Кроме того, в Индии у нас надежная принимающая сторона – проверенное турагенство.

Нет, наше путешествие носит исключительно светский характер. Мы приветствуем представителей любых взглядов и верований.

Да, с нами ездили дети. Вместе с тем, содержание экскурсий и посещаемые объекты будут более интересны и понятны взрослым, нежели детям. Кроме того, в Индии принято добавлять в пищу больше специй, чем привычно нам: для взрослого это будет новый опыт, а для ребенка может стать поводом для капризов и некоторых неудобств.

В марте в Дели или Варанаси днем +28 … +35 градусов Цельсия, ночью – +18… +22. В Лумбини в марте +30 …+34 градуса Цельсия.Местное время отличается от московского на 2,5 часа (GMT +5:30).

Наиболее выгодно брать доллары и/или евро, менять на местные деньги на месте.

Заблаговременно перед поездкой мы проведем организационный вебинар и расскажем обо всех деталях предстоящего путешествия.

Оставить заявку
на участие

Заполните форму, и мы свяжемся с вами,
чтобы ответить на ваши вопросы

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

Знаете, кому было бы интересно поехать?

Поделитесь страницей с друзьями!

Контакты

Phone: +7 (495) 765-01-35
E-mail: info@ucoach.ru

Источник: http://events.ucoach.ru/buddha