Символика цвета в структуре буддийской танки

6/2013

УДК 27-526.62-051 С.З. Дашиева

СИМВОЛИКА ЦВЕТА В СТРУКТУРЕ БУДДИЙСКОЙ ТАНКИ

В статье делается попытка выявить тенденции цвета в танке. В буддийской иконографии символике цвета придается большое значение, каждый цвет имеет свое настроение, значение и смысл, структура танки передает сложные и глубокие понятия духовной сущности в физическом пространстве; в каком-то смысле является символом самого человека и его внутренней жизни.

Ключевые слова: танка, символика цвета, эстетика, смысл.

S.Z. Dashieva

SYMBOLOGY OF COLOR IN THE STRUCTURE OF BUDDHIST THANKA

In the paper the attempt to reveal general tendencies of color in a thanka is made. In Buddhist iconography symbol-ogy of color has great significance, every color has its own mood, sense and meaning, the structure of thanka corresponds complicated and profound concepts of spiritual essence in physical space; in a sense it is someone’s symbol, and a symbol of his inner life.

Key words: thanka, symbology of color, esthetics, sense.

В буддийской эстетической культуре предмет, явление природы или человек декоративно стилизуются, превращаясь в символ изображения.

И здесь основная красота иконографии содержится в духовном начале, в смысле выражения признаков высшей духовной жизни.

Танка служит не только объектом духовного поклонения и иллюстрацией священных текстов, но гораздо более важно то, что в ней воплощается символика и смысл буддийской религиозной культуры.

Существуют разные уровни трактовки буддийских символов – внешний и внутренний, явный и скрытый. Внешний уровень объяснений связан с поверхностным описанием видимого объекта, а внутренний, скрытый смысл танки, отражает многосложные и многослойные аспекты буддийской философии.

Внимательному исследователю при определенном знании должно быть понятно, что в загадочных изображениях Будд и Бодхисаттв, защитников, пугающих своей необыденной яростной мимикой и украшениями, в их цветовых характеристиках, в «муд-рах» (сакральных жестах) Будд, в различных позах и атрибутах божеств, скрыт свой смысл, шифр, язык культуры.

Некоторые символы и асимметричные линии одновременно скрывают и открывают глубину танки.

Одно из главных значений в танке имеет система цветовых символов, которая в практике буддийских знаний более детализирована и конкретна.

Здесь может идти речь не об отдельных красках, а о сложных композициях цветов, что нашло свое отражение в светской и божественной иерархии, в философии, мифологии и литературе.

В целом для такой религиозной культуры как буддизм (Индия, Китай, Тибет и др.) ха-

рактерно восприятие мира сквозь призму цветовых символических обозначений. Канон написания танки включает ряд цветов, которые соотнесены с элементами космической системы мироздания, причем на первых ступенях иерархической лестницы стоят пять цветов (панча-Варна), которые символизируют состояние души, небесного Будды, части тела, части мантры и т.д.

– красный, белый, желтый, синий и зеленый. Данные цвета воспринимались как пять образов (божеств): Вайрочана – белый; Ратна-самбхава – желтый; Акшобхья – синий; Амитаб-ха – красный; Амогасидхи – зеленый, благодаря которым можно познать все и представить модель мироздания в красочном изображении [1, с. 121]. Цвет сам по себе статичен, неподвижен.

Но в отношении одного цвета к другому возникает образ движения. С помощью цвета можно что-то выделить или оттенить. Свет и цвет определяют настроение иконы. Танка в меняющихся композициях цвета имеет различное символическое значение и эмоциональное воздействие. Условные танки являются отражением неполноты наших знаний о божественной реальности.

И в то же время – это знак, указывающий на существование красоты Абсолютной, которая сокрыта в Божестве [2, с. 6].

Для примера проведем символику белого цвета. Этот цвет – символ святости, мистического просветления, бессмертия божеств, он ассоциируется с началом творения мироздания.

С древних веков белый цвет имеет свойства очищения и божественности [3, с. 48]. Здесь можно сказать о буддийской богине Таре и ее форме, которая изображается оттенком белого (Белая Тара).

Кроме того, она обозначает чистоту, святость [4, с. 86]. В мандале, представляющей со-

бой графическую модель Вселенной, белый круг и точка в центре обозначают мистический центр, в который спускается верховное божество Вайрочана для совершения акта великого творения. Вайрочана в буддийской мифологии считался главным из пяти дхьяни-будд. Он изображался белым цветом, и мандала помещалась в центре или на востоке.

Сияние цветов дхьяни-будд (синего, желтого, красного и зеленого) и дает в основном белый цвет, который символизирует очищение. В буддизме белый цвет олицетворяет пространство, т.к. оно образуется из соединения всех элементов мироздания, с которыми связаны дхьяни-будды (воздуха, огня, воды и земли).

В свою очередь, белый цвет появляется в многочисленных эпизодах рождения Будды. Известная легенда гласит, что королева Майя, мать Будды, видела во сне белого слона, который летал по воздуху и прикоснулся к ее правой стороне. И прежде, и теперь слоны известны своей силой и интеллектом, а также связаны с облаками и плодородием.

В своей прежней жизни Будда был слоном несколько раз, как отмечалось в Джатаках или рассказах о предыдущих рождениях. Белый слон был и сам будущий Будда, который спустился с небес, чтобы родиться. Таким образом, он так же представляет для королевы Майи целомудренное рождение, или элемент тождества духа над плотью.

Джузеппе Туччи отмечает, что: « цвет сам по себе имеет сокровенное значение, последовательное изменение оттенков – это гармоничное применение разного количества белого порошка, умелое применение в буддийском искусстве рядом красного, зеленого и бирюзового оттенков ».

Все это свидетельствует о том, что древние танкописцы познавали палитру цветов интуитивно, в каких-то духовных прозрениях. Неверный цвет уже считался дисгармонией. Кроме того, в любом цвете есть такие свойства как прозрачность и плотность, густота, блеск и тусклость, которые создают разнообразную палитру смысла и значения.

Черный цвет обозначает изначальную темноту, что характеризуется темнотой скрытого Бытия. В области, где темно, нет света, но есть звук, который мы не можем слышать, т.к. это недоступно для слуха любого физического существа.

Тьма становится светом, тенями цвета, звуком цвета, и звук создает форму. Один из самых интересных примеров представлен так называемыми черными картинами.

Особый жанр представляет черная танка – очень мистическая картина, изображающая мерцающие, блестящие формы, возникающие из полупрозрачной темноты. Их эстетическое влияние про-

истекает из контраста мощных линий на черном фоне, что делает их одним из наиболее эффективных способов оценить мастерство танкописца.

Существует целый ряд технологий с использованием золотых линий на черном фоне, больших цифр, параметров и разнообразных цветов. Черные картины относительно поздно появились в буддийском искусстве. С помощью этих танок художники могут вызвать в воображении видения таинственного трансцендентного мира.

Чернота гневных божеств, которые часто являются предметом этих танок, означает мрак ненависти и невежества. Роль этих качеств – в пробуждении ясности и правды.

Черный цвет представляет не просто физическую смерть, он также обозначает и духовную смерть, смерть эго, уничтожение неведения, смерть всего, что стоит на пути просветленного опыта [5]. Танки с черным фоном образуют особую категорию созерцательной живописи.

Черный цвет ненависти превращается в мудрость в сострадании. Таким образом, можно констатировать, что в черных танках фронтальное божество в светящемся видении полупрозрачного цвета обращает зло в добро.

Единство мира не исключает, а предполагает многообразие. Выражением этого многообразия и является цвет. Цвет дается в иконе локально, его границы строго определены границами предмета, взаимодействие цветов осуществляется на семантическом уровне [2, с. 15].

В древнем буддийском танкописании больший акцент делается на духовном значении, что, естественно, повлияло на развитие и практику буддийской эстетики. Глубокие и яркие цвета – белый, зеленый, синий, красный, желтый и золотой – объединяют всю композицию.

Все художники прибегали к символике цвета, каждый цвет имеет свое значение и настроение. Цвет может существовать только лишь в связи с объектом. Цвет -это есть цвет чего-то. Следует помнить о том, что речь идет не просто о символике цвета, но и о значении объекта, имеющего тот или иной цвет.

И каждый танкописец, нанося на полотно подчас микроскопические цветовые оттенки, которыми он в бесконечных модификациях окружает основной объект и его действие, и которые не затрагивают основной канон, передает сложные и глубокие понятия духовной реальности.

Цвет в танке не принадлежит предмету -его поверхности и форме. Он, как и все в танке, подчинен одной задаче – приоткрыть мир духовной сущности в физическом пространстве. При помощи своих цветовых символов танка

6/2013

передает информацию так же, как письменный или печатный текст.

В книге «Тибетское искусство резьбы на камне» («ФШЙ^^Й^Ж») Джанг Чао Ин пишет: «Любимые цвета тибетцев – белый, желтый, синий, красный, зеленый этот вопрос дает возможность сравнения системы цветов в различных религиях, выявления различий и общих элементов этих систем, с помощью чего можно сравнивать ряд культурных традиций с точки зрения восприятия и использования цвета. Исследование позволит в дальнейшем углубить понимание восприятия и употребления цвета у различных этносов» [6, с. 124].

Таким образом, в буддийской иконографии существует развитая система цветообозначения. В танке мы имеем дело не с локальным цветом, а гаммой и палитрой цветов. В основе канонических цветов лежат сходные представления и ассоциации.

В буддизме наблюдается большая детализация и систематизация цветовой символики. В настоящее время цвет становится символом социально-политических структур и самого человека.

Исследователи говорят о появлении новой области исследования, изучающей происхождение цветового символа, его содержание, межкультурные различия в цветовой символике. Визуальные, духовные и эмоциональные прояв-

ления цвета в искусстве танки взаимосвязаны. Эффекты воздействия цвета и управление ими становится основой эстетического учения о цвете.

Литература

1. Саусе Е. On the power of color, stones, and crystals. -NY., 1989.

2. Языкова И.К. Богословие иконы. – [Электронный

ресурс]. – URL: http://www.wco.ru/biblio/books/

jazykl/main.htm.

3. Серов Н.В. Лечение цветом. Мода и гармония. -СПб.: ЛИСС, 1993. – С. 331.

4. Landaw J., Weber A. Images of enlightenment: Tibetan art in practice. – NY.: Snow lion lublications, 1993.

5. URL: http://buddhayana.ru/. – [Электронный ресурс].

6. Slavik J. Dance of colours: basic patterns of colour symbolism in Mahayana Buddhism / Ethnological Studier. – V. 41. – Goteborg, 1994.

7. Религиоведение: энциклопедический словарь. – M.: Академический проект, 2006.

Дашиева Саяна Зэмбэевна, аспирант Педагогического университета Внутренней Монголии, старший лаборант кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: dharmasa-9@mail.ru.

Dashieva Sayana Zembeevna, postgaduate student, Inner Mongolian Pedagogical University, senior laboratory assistant, department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: dharmasa-9@mail.ru.

УДК 008 (571.54) О.Э. Нимаева

ФЕНОМЕН АРХЕТИПОВ И АРХЕТИПИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ БУРЯТ

Данная статья посвящена феномену архетипов и архетипических образов в традиционной культуре бурят. В культуре любого народа существуют определенные универсалии, на которых базируется устойчивость этнической культуры. Это универсальные константы, диктующие определенные нормы, идеалы, ценностные ориентиры. В них «зашифровано» отношение человека к явлениям, событиям, нормам, ценностям и т.д.

Ключевые слова: архетип, архетипический образ, традиционная культура, миф.

О.Е. Nimaeva

THE PHENOMENON OF ARCHETYPES AND ARCHETYPICAL IMAGES IN TRADITIONAL CULTURE OF THE BURYATS

.postlight.com”>

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/simvolika-tsveta-v-strukture-buddiyskoy-tanki

Благие символы Буддизма. Символика буддизма

Помощь астролога

В буддизме, как и в любой другой религии, существуют религиозные символы, означающие какие-либо проявления всеобщей жизненной энергии или же аспекты учения. В отличие от символов других культов, символы буддизма имеют двойное значение – одно из них относится к обществу и истории, а другое непосредственно связано с духовной составляющей (обычно это просветление).

Читайте также:  Интересные факты о китайском языке – более 25-ти необычных особенностей

Благие символы буддизма

Среди символов буддизма выделяют восемь самых благоприятных (ещё их называют благими). Для буддистов они являются тем, что приносит покровительство небес и, соответственно, защищает от разного рода жизненных напастей. Их значение для буддистов огромно.

Символ буддизма Божественный Благой Зонт олицетворяет собой духовную защиту Будды, которую он распространяет на всех живых существ. На грубом материальном уровне Зонт представляет собой символ благородства, богатства и уважения. Для обычного человека это имело определённое значение — чем больше зонтов несли слуги человека, тем выше был его статус в обществе.

На духовном уровне Зонт являлся оберегом для всех от их жизненных страданий, от всяческих препятствий, болезней, в том числе умственных. Жёлтый либо белый цвет Благого Зонта символизирует духовную власть Будды. Купол Зонта представляет собой мудрость, а украшения в виде бахромы или оборок – то, как проявляется в этом мире сострадание ко всем живущим на Земле.

Золотые Рыбки на самом деле не сделаны из золота, просто их чешуя сверкает на солнце так, что ослепляет своим сиянием.

Это два священных золотых карпа, которые на Востоке считаются практически божествами. Для общества они имеют значение настоящих природных богатств, изобилия, благополучия земных и водных просторов.

Так как Рыбок пара, то они ещё считаются символом верности супругов и их долгой жизни.

На более тонком уровне Рыбки символизируют достижение духовных богатств, и освобождения от границ и рамок земного существования. Рыбы плавают свободно в речных и океанских водах – подобно им, достигший настоящего просветления человек безгранично свободен и счастлив.

Драгоценная Ваза или Ваза Изобилия являет собой символ процветания, долгой счастливой жизни и реализации задуманного. Это золотой церемониальный сосуд, украшенный изображениями лотоса и инкрустированный драгоценными камнями.

Горлышко Вазы запечатано пробкой из дерева, что способно исполнить любые желания, и обвязано шелковым шарфом из мира богов. Считается, что Драгоценная Ваза всегда полна, вне зависимости от того, сколько оттуда было взято.

На духовном уровне Ваза является средоточием духовных достоинств и добродетелей, а также символом воплощения в жизнь благих намерений и желаний. Ещё Ваза имеет значение как умиротворение, посему эти церемониальные предметы обычно зарывают на территории храмов.

Цветок Лотоса – это, пожалуй, самый известный из всех символов буддизма, он знаком даже тем, кто не имеет никакого понятия об этом учении. Это символ совершенства, святости и духовной чистоты. Довольно часто последователей Будды изображают находящимися на цветке лотоса – это иллюстрация их причастности к святости.

Подобно тому как цветок лотоса вырос из грязи и мути болот, пребывая при этом чистым и незапятнанным, адепт буддизма, который искренне следует пути своего Учителя, способен очиститься физически и духовно, и, кроме того, избавиться от привязанностей, накладываемых на человека этим миром.

Цветок Лотоса, в том числе, является символом независимости от Сансары – бесконечного круга жизней и смертей, посему имеет большое значение для последователей буддизма.

Белая Раковина – это непременный атрибут всех древнеиндийских богов, при помощи которого они провозглашали победу над врагами. Звук раковины отпугивал злых демонов, вселяя в них ужас перед мощью богов. Это символ великого гласа Дхармы.

Завиток Белой Раковины повернут не в левую, как у обычных моллюсков, а в правую сторону. Согласно учению буддизма, чтобы приобрести правый завиток, моллюск должен подряд прожить пять жизней кем-то из обычных существ.

В буддизме Раковина имеет значение как символ распространения учения буддизма и его превосходства над остальными культами. Звук Раковины разносится во всех направлениях – также и учение буддизма беспрепятственно проникает во все уголки Земли, обретая своё истинное значение.

Символ Бесконечного Узла представляет собой связь всех живых существ и всего, что происходит во Вселенной. Узел не имеет ни начала, ни конца – это символ абсолютно полного обретения человеком всех мудростей и достоинств.

Узел может иметь разную форму – это может быть свастика, которая располагается на груди Будды, или завиток счастья, который носит Кришна. Ещё Узел может иметь форму бриллианта, который замыкается со всех его углов.

Кроме того, контуры Бесконечного Узла буддисты видят в значении тех отметин, что расположены на капюшоне кобры.

На духовном уровне буддизма Узел – это бесконечное сострадание ко всему живому и самая наивысшая степень мудрости.

Знамя Победы или Стяг Победы – на материальном уровне символизирует победу над препятствиями и врагами, над невежеством и всем ложным, что вообще существует в мире. Знамя Победы существовало ещё во времена древнеиндийских королей и представляло собой цилиндрической формы полотнище с эмблемой, прикреплённое к деревянному столбу.

Для буддизма Стяг Победы – это символ превосходства Будды над всеми демонами и богом иллюзий Марой, а также над всей мировой злобой и агрессией. Считается, что учение Будды победило неведение и смерть, так как он смог достичь божественного просветления и вырваться из круга Сансары.

Последним восьмым благим символом является Колесо Дхармы. Он имеет значение как символ перемен и постоянного движения вперёд. Это Колесо является средством передвижения для Владыки мира Чакравартина.

Его показывают с восемью спицами, ступицей с тремя либо четырьмя завитками и ободом, украшенным лентами и цветами лотоса. Спицы – это восьмеричный путь Будды, ось колеса представляет собой нравственность как основу.

Завитки на ступице – это преодоление желания, злости и невежества (если их три) или символы учения о Четырёх Истинах (если их четыре).

Восемь спиц разрубают на своём пути все помехи, не дающие добраться до истинного просветления. В восьмеричном пути все восемь качеств должны быть правильными – это воззрение, мышление, речь, поведение, образ жизни, усилие, осознание и созерцание. Чем быстрее движется Колесо Дхармы, тем быстрее происходит духовный рост человека, если он следует восьмеричному пути.

Существуют другие, менее важные в глобальном смысле буддистские символы.

Это мандала, являющая собой модель Вселенной, где обитают божества, мантра – мистическая звуковая формула, способная повлиять на материальный мир, и ступа – священное ритуальное сооружение, представляющее собой модель мироздания и тело самого Будды.

Также в буддизме прижились индуистские символы – маска иллюзии Ванаспати, свастика, закручивающаяся в правую сторону, чакра, в индуизме бывшая символом силы богов, а также всем известная мантра сострадания ОМ или АУМ, имеющая значение абсолютного слога. Так что символика буддизма не появилась на пустом месте.

Источник: http://yogarossia.ru/buddhism/istoriya/simvoly-buddizma-simvolika.html

Визуальная Дхарма | Буддизм Алмазного пути

Главная  → Учение  → Статьи  → Буддийское искусство  → Визуальная Дхарма

Анатолий Алексеев 

Истоки и первые этапы формирования буддийской художественной традиции неразрывно связаны с высокими достижениями гуманистической культуры Древней Индии — с астрономией и антропологией, логикой и математикой, геометрией и философией.

Изучая закономерности человеческого телосложения, ученые Древней Индии избрали определенные показатели размеров тела в длину, ширину и по окружности. Приняв во внимание все индивидуальные отклонения и несовпадения, они дали классификации физических типов человека в числовом и графическом выражении.

Со временем практические извлечения из общеиндийской иконометрии наряду с иконографическими разделами буддийских сутр и тантр были включены в состав буддийского канона[1].

Вместе с Учением Будды морскими и караванными путями произведения буддийских мастеров распространялись из Индии в соседние страны, становясь основой национальных буддийских школ искусства.

Тибетское искусство

Начиная с середины первого тысячелетия буддийские художественные традиции проникали в Тибет с трех направлений: из Индии, Средней Азии и Китая.

Помимо переводов тантр и традиций живописи, от индийцев и непальцев тибетцы получили технологию литья колокольного металла, у них же научились лепке из глины, смешанной с лекарственными травами, а также искусству отливки скульптур из меди и бронзы.

Из Китая в Тибет пришли теоретические работы по искусству, тексты восемнадцати наук[2], искусство свитковой живописи, пейзажной графики и техника изготовления гобеленов и вышивки.

Надо отметить, что тибетцы знакомились с буддийским литературным и художественным наследием не по хронологии их возникновения. Более ранние памятники буддийской культуры входили в оборот позднее тех, что возникли после,  и систематизированы они были только к XIV−XVI вв.

В общих чертах тибетскую ветвь развития буддийской иконографической теории и практики можно представить в следующих этапах: а) знакомство с образцами живописи и перевод трактатов на тибетский язык; б) составление комментариев к основным источникам и копирование образцов; в) попытка обобщения разнообразных традиций и составление компилятивных руководств по технике изготовления произведений; г) анализ и систематизация источников, составление оригинальных тибетских трактатов, формирование основных направлений живописи.

Согласно традиции, художественные произведения служат высокой цели учить людей мудрости и способствовать их благу. Выражая то, что невозможно выразить никаким другим способом, они дарят вдохновение и пробуждают Просветленный настрой.

Типология искусств

При рассмотрении буддийского художественного канона в целом традиция говорит о физических, вербальных и ментальных формах искусства. В буддизме они именуются опорами или символами тела (живописные изображения), речи (каллиграфия, тексты) и ума (ступы и мандалы) Будд.

Иконография в системе восемнадцати наук Востока относится к высшему разряду искусства тела. Традиционные сочинения, посвященные буддийскому искусству, сообщают о назначении живописи, характеристиках, определяющих качество изображений, а также о качествах художника и заказчика.

Первые буддийские изображения

Истории создания первых иконографических изображений хорошо иллюстрируют их назначение и силу воздействия на зрителя. Одна из легендарных историй повествует о том, как король Бимбасара получил драгоценный подарок от короля Утраяны.

Печалясь, что не может достойно отблагодарить союзника, Бимбасара по совету мудрого министра Ярцула решил послать в ответ изображение Будды. Приглашенный художник, пораженный сиянием, исходившим от Учителя, не мог создать соразмерного образа. Тогда Победоносный, глядя на тщетность стараний мастера, предложил отправиться к чистому озеру.

Там, глядя на отражение Будды в воде, живописец запечатлел его. По совету Учителя фигура была окружена изображением двенадцати звеньев взаимозависимого происхождения и шлоками о том, к чему следует стремиться и что следует оставить.

Когда Утраяна, получив драгоценный дар, увидел картину, он сразу же обрел интуитивное понимание действительности. Дальнейшее созерцание этого изображения привело его к состоянию трансцендентального видения.

Другая история повествует о цейлонской принцессе, получившей изображение Татхагаты в ответ на щедрое подношение. Этот образ был создан лучами света, отразившимися на холсте, — художники обвели его и раскрасили.

Увидев картину, девушка сразу встала на путь пробуждения и вскоре достигла Освобождения.

Эти легендарные истории имеют множество уровней прочтения, предлагая, в частности, простое объяснение некоторых расхождений в трактовке иконометрических пропорций в сутрах и тантрах.

Назначение буддийских изображений

Итак, согласно традиции, художественные произведения служат высокой цели учить людей мудрости и способствовать их благу. Выражая то, что невозможно выразить никаким другим способом, они дарят вдохновение и пробуждают Просветленный настрой.

Не имеющим возможности читать тексты изображения позволяют узнать о содержании текстов, а начинающим практику медитации помогают запомнить детали образов, которые следует мысленно представлять.

Говорят, что правильно написанная и освященная тханка излучает Будда-энергии, защищающие ее владельца.

В странах традиционного распространения буддизма принято заказывать и изготавливать изображения при рождении ребенка, в случае болезни, смерти родственников и в другие важные моменты жизни, поскольку, помимо защиты, создание священных образов позволяет накопить добродетели и заказчикам, и художнику.

Однако правильным и, следовательно, красивым, а потому и священным считалось только такое произведение искусства, которое отвечало всем правилам единства и соответствия формы, эмоции, идеи и цели изображения.

Буддийский художественный канон

Читайте также:  Морин хур — музыкальный инструмент монголии и бурятии

Иконографические правила в буддийском художественном каноне опираются на ряд критериев.

I.Соразмерность форм тела

Для определения физической красоты и соразмерности тибетцы используют принцип ньягродха, имея в виду равновеликость высоты тела и его ширины на уровне плеч с вытянутыми в сторону руками, а также симметричность правой и левой стороны тела, высоты верхней, до лобка, и нижней частей. Следует отметить, что тип телосложения, форма лица, глаз, характерная поза — все это определяет функциональную и сущностную характеристику персонажа. Например, Будды и Бодхисаттвы изображаются высокими и стройными, а Защитники и опекуны Дхармы — грузными и коренастыми (при этом чем больше размер головы по отношению к росту, тем могущественнее изображенные аспекты). Подробнейшим образом эта область рассматривается в трактатах по иконометрии, где каждому классу пантеона соответствует набор отличительных признаков.

В странах традиционного распространения буддизма принято заказывать и изготавливать изображения при рождении ребенка, в случае болезни, смерти родственников и в другие важные моменты жизни, поскольку, помимо защиты, создание священных образов позволяет накопить добродетели и заказчикам, и художнику.

II.Красота и гармоничность

«Искусство, — писал Чогьям Трунгпа, — призвано выражать безоговорочную красоту, которая, наполняя все ясностью и смыслом, дарит нам способность осознать совершенство феноменального мира… также можно определить как мир и прохладу, поскольку она снижает высокую температуру агрессии и невроза».

Категория красоты в Тибете включала в себя самые разнообразные признаки — от структурных до описательных.

Зафиксированные в каноне определения, излагающие 32 отличительных признака Будды, 18 особенностей женской красоты и многие другие, до настоящего времени поддерживаются живой буддийской традицией.

III.Эмоциональная выразительность

Сознательно и целеустремленно разрабатывая задачу единства формы и содержания, художники уделяют большое внимание психологическому и эмоциональному воздействию изображения.

Например, Будды и Бодхисаттвы изображаются юными и прекрасными со сдержанно-миролюбивой улыбкой; большинство Дакинь имеет эротическую привлекательность; гневные тантрические аватары — красивые, умиротворенные, но с гневной гримасой; Защитники имеют разъяренно-устрашающий вид.

Различие эмоциональных состояний выражается также формой лица и глаз. У мирных Будд и Бодхисаттв лицо имеет форму яйца или кунжутного зерна, характерная форма лица гневных — квадратная или круглая.

Состояние созерцательной отрешенности выражается удлиненной лунообразной формой глаз, прикрытых веками: у Тар глаза имеют форму живота рыбы, у разъяренных Даков и Дакинь — квадратную и круглую.

IV.Различие или характерная определенность формы

В пояснении к этому правилу традиционно перечисляются особенности мужского и женского телосложения: стройные боги — высокий лоб, широкий торс, высокая стопа; богини — узкий торс, широкие бедра, высокая грудь; гневные боги — грузное тело с толстыми конечностями, низкорослые, большой живот.

V.Атрибутивная характеристика

Среди перечисленных иконографических признаков атрибутивная характеристика наиболее информативна. При анализе таких элементов иконографии, как головные уборы, ритуальные предметы, одежда, украшения, мудры, ваханы, постаменты, нимбы и т.п.

, можно достаточно точно определить десятки тысяч образов индо-тибето-монгольской художественной традиции.

Следует отметить, что в Ваджраяне один и тот же предмет может рассматриваться и интерпретироваться на четырех уровнях: внешнем, внутреннем, тайном и абсолютном.

VI. Цвет

Подобно атрибутивной характеристике цвет имеет важное смысловое значение. Каждый из основных цветов обычно связан со стихией, стороной света, Татхагатой (одним из пяти Дхьяни-Будд, или Будд Медитации) и его активностью, органом чувств, аспектом мудрости и т.

д. Символическое значение цвета может изменяться в зависимости от того, какая садхана (текст для ритуальной медитации), мандала, тантра берется за основу изображения. В тибетской хрестоматии цветовое значение красоты связывается с технологическим процессом.

Образец буддийского художника

Обращаясь к художникам, канонические тексты настоятельно требуют точно соблюдать иконометрические предписания. В них говорится, что наличие ошибок в пропорциях, изображении жестов и атрибутов чревато для художника несчастьями и болезнями.

Говорится о том, что мудрость не сопутствует созерцанию несовершенных изображений. Более того, где бы такие изображения ни находились, процветание этого места иссякнет и будут возникать разного рода проблемы и несчастья.

Конечно, если художник искусен в рисовании, сведущ в пропорциях, наследует традицию от учителя, посвящен в предмет духовной практики, связанной с иконописью, если он понимает буддийскую символику и семантику элементов композиции, а также если он скромен, добр к другим и терпелив — в этом случае он обретет для себя и принесет другим большую пользу от создания изображений, получит прекрасное окружение и богатство на мирском уровне и действительное Просветление на абсолютном.

Тем не менее создать совершенное изображение довольно трудно. В Тибете, когда хотели подчеркнуть трудности иконописного мастерства, говорили: «Хочешь родиться в аду — становись иконописцем». Согласно традиции, высокое общественное предназначение требует от художника ответственности не только за уровень профессионального мастерства, но и за весь стиль жизненного поведения.

Художнику необходимо поддерживать свое тело и рабочее место в безукоризненной чистоте, осознавая энергии, проводником которых он является. Он должен получить соответствующие полномочия и поддерживать принятые обязательства, стараясь правильно выполнять ежедневную медитацию.

«Прежде чем приступить к работе над изображением, — писал известный живописец Гега Лама, — художник осуществляет ритуал, устраняющий потенциальные препятствия, медитативно представляя себя в образе соответствующего Защитника Учения. Представляя себя в форме Будд пяти семейств, мастер освящает краски и кисти, и до тех пор, пока работа не завершена, он отдает ей всю энергию.

При завершении работы ему надо суметь объяснить ее качества, для того чтобы порадовать заказчика и устроить праздник».

Все эти требования осуществимы, если есть передача не только художественной, но и духовной преемственности от квалифицированного учителя. В противном случае живописцу вряд ли стоит браться за изготовление священного образа.

Качества покровителя искусств

Искусство иконографии предъявляет высокие требования не только к исполнителю, но и к покровителю.

Согласно традиции, хороший покровитель искусств должен понимать ценность и важность работы, которую он намеревается поддержать, быть вежливым и терпеливым к собственной нужде, восхищаться творчеством художника и почитать тех, кто составляет ему компанию.

Промедление не может разочаровать идеального покровителя и не изменяет его намерений. Будучи щедрым, он выполняет все свои обещания и испытывает радость от своей спонсорской деятельности, поскольку создание художественных произведений служит высоким целям, воспитывает благие достоинства и мудрость людей. 

Говорят, что правильно написанная и освященная тханка излучает Будда-энергии, защищающие ее владельца.

Школы и мастера

Руководствуясь этическими и эстетическими нормами древних буддийских традиций и опираясь на медитативный опыт великих практиков, тибетские художники к XVI веку создали самобытные школы живописи.

Среди них основатели художественных направлений: Мэнри — Таши Гьяцо и Мэнла Дёндруп; Кхенри — Кхьенце Чинмо; Гадри — Микьё Дордже (Кармапа VIII) и Намка Таши; Мэнсар — Чёйинг Гьяцо и многие другие мастера, чьи стили впоследствии оказали влияние на всю художественную культуру Центральной Азии и Дальнего Востока.

Среди буддийских народов России распространение получили изображения школ Мэнри и Мэнсар. Они, как правило, экспортировались из Китая и Монголии, там же проходили обучение многие бурятские и калмыцкие художники.

Однако следует отметить, что хорошие изображения не только в России, но и во всем мире — большая редкость.

Тем не менее изучение, а порой и возрождение различных художественных искусств и ремесел поддерживается сегодня интересом западных энтузиастов, расценивающих тибетскую художественную культуру как эталон чистоты буддийских традиций.

[1] В собрании Данджур содержится около восемнадцати трактатов по искусству.

[2] 1) техника, или знание мира; 2) медицина; 3) грамматика; 4) диалектика; 5) наука о Вселенной; 6) наука об одушевленных существах; 7) этика; 8) наука о перерождениях; 9) наука о времени; 10) наука о смерти; 11) наука о духовном совершенствовании и трех степенях интеллекта; 12) наука о сознании; 13) наука о возникновении (18 дхату); 14) наука о восприятии; 15) наука о дхарани; 16) наука о лекарствах и эликсирах; 17) наука о вероучении; 18) наука о бодхи, или знание мгновенного ухода из сансары.

Источник: http://www.buddhism.ru/vizualnaya-dharma/

Символы буддизма и их значение | Христианство на 4-women.ru

Согласно одной Тибетской легенде, когда Божественный мудрец достиг Совершенного Пробуждения, ему преподнесли восемь символов, называемых благоприятными. Сейчас они очень популярны как в самом Тибете, так и в странах, куда буддизм пришёл по северной ветви.

Эти знаки очень древние и присутствуют в таких религиях, как индуизм и джайнизм. Также их можно встретить на стенах Буддийских монастырей, ну и, конечно, в домах верующих людей. В этой статье мы рассмотрим восемь символов буддизма и поразмышляем над их смыслом.

Это знак достижения Нирваны и преодоления Океана Сансары. В буддийских сутрах достижение Нирваны аналогично достижению Того Берега. Что это значит? Чтобы объяснить, необходимо дать определение противоположному термину «Этот берег».

Он символизировал Мир Страстей, состоявший из шести путей. Наше подсознание тесно взаимодействует с Миром Форм и имеет прямое отношение к перерождению (Океан Сансары). Те, кто плывёт по этому океану, постоянно попадают в Мир Страстей.

Так происходит процесс перерождения.

Где же расположен Тот Берег? Он представляет собой Мир Без Форм. Если у человека есть мирские желание, то они, подобно волнам, станут серьёзным препятствием при попытке добраться до Того Берега. А святой, вошедший в этот океан, без проблем его преодолеет, так как он победил свои мирские желания. Отсюда появилось ещё одно значение знака «золотые рыбки».

Они стали символом победы над нашими мирскими желаниями: у рыб не возникает страха перед океаном, они плывут туда, куда хотят. Золотой цвет олицетворяет заслуги, обретённые в ходе духовной практики.

Вы спросите, а почему там не одна рыбка, а две? Думаем, это подсказка, намекающая на то, что в духовной практике нужно не только накапливать добродетельные поступки мыслей, речей и тела, но и развивать мудрость.

Существуют и другие интерпретации (то есть символы буддизма имеют несколько значений). Историки считают, что золотые рыбы – это две Индийские реки: священный Ганг и его самый полноводный и длинный приток – Ямуна. Таково добуддийское объяснение этого знака. В те времена упомянутые реки олицетворяли левый и правый канал в эфирном теле человека.

А в древних текстах двух золотых рыбок образно сравнивали с глазами Спасителя. Далее мы рассмотрим другие символы буддизма и их значение. У некоторых знаков тоже будет несколько интерпретаций.

2. Лотос

Цветок лотоса является символом святого сострадания и любви. А эти два чувства входят в четыре неизмеримости и помогают найти путь к душе Бодхисаттвы. Белый лотос символизирует святость и духовную чистоту. Розовый — считается знаком Спасителя, то есть самого Будды.

Своими корнями лотос уходит в ил, его стебель проходит через толщу воды, а лепестки поднимаются над ней. Они открыты солнцу и чисты. В сознании просветлённого нет загрязнений. Три корневых яда не способны отравить ум святого, подобно тому, как грязная вода не может удержаться на незапятнанных лепестках лотоса.

3. Раковина

Как и другие символы буддизма, она имеет собственное значение. Белая раковина с закрученной вправо спиралью считается знаком просветления Спасителя, а также благой вестью всем существам о возможности достичь его природы.

В древности раковина была музыкальным инструментом (духовым). Поэтому не удивительно, что она символизировала звук, который распространялся по всем направлениям.

Так же и учение Будды передаётся повсеместно, призывая всех существ пробудиться ото сна неведения.

Чаще всего в природе встречаются раковины, у которых спираль закручена влево. Раковины с правосторонней спиралью очень редки. Именно они ассоциировались в сознании людей с особенными признаками и считались священными. С направлением их спирали связывали движение небесных светил: звёзд, планет, в том числе Луны и Солнца.

Читайте также:  Буддийские атрибуты – в чем их значение и применение

4. Драгоценный сосуд

Относится к категории «Самые красивые символы буддизма», картинки которых присутствуют в любом Буддийском храме. Это знак здоровья, долгой жизни, а также благосостояния и богатства. Крышка сосуда украшена драгоценностью, которую называют чинтамани (в переводе с санскритского – исполняющая задуманное).

Вы уже знаете, что символы буддизма могут иметь несколько толкований. Вот и содержимое кувшина имеет две интерпертации. Первая говорит о том, что внутри находится нектар бессмертия.

Вспомните, на тханках такой кувшин с эликсиром бессмертия держали и Будда Амитаюс и ученица Падмасамбхавы – Мандрава. Они обрели вечную жизнь и забыли, что такое старение и смерть.

С другой стороны, в Учении Будды сказано: в Трёх мирах ничто не может быть вечным, вечна лишь наша истинная природа. Применяя практики долгожительства, занимающийся может существенно продлить своё существование и устранить жизненные преграды.

Главным препятствием является дефицит энергии. Продление жизни особенно ценно, если человек практикуется для достижения Освобождения, совершенствуется в сострадании и любви, накапливает мудрость и заслуги, тем самым становясь нужным другим существам.

Согласно второй интерпретации, этот сосуд наполнен драгоценностями. Причём их можно брать сколько угодно, он от этого не опустошается. Что символизируют драгоценности? Это благие воздаяния за благодетельные поступки, совершаемые людьми. Тот, кто накапливает положительную карму, обязательно пожнёт плоды счастья.

5. Колесо Дхармы

Колесо закона – пятый символ буддизма, фото которого прилагается к статье. Его восемь спиц отражают суть учения – соблюдение восьми «благородных принципов»: правильной веры, поведения, речи, ценностей, стремлений, добывания средств к существованию, концентрации и оценки собственных действий. Центр колеса – это точка сознания, излучающая душевные качества.

6. Знамя победы

Этот символ буддизма означает торжество Дхармы над неведением, а также прохождение препятствий Мары. Это знамя находится на вершине горы под названием Сумеру. Пока существует Вселенная (Небеса Брахмы и Мир Страстей), эта гора Совершенства будет нерушимой. Следовательно, и учение Спасителя уничтожить просто невозможно.

7. Бесконечный узел

Некоторые символы буддизма имеют несколько интерпретаций. И бесконечный узел относится к этой категории. Для одних он является бесконечным круговоротом бытия, для других – символом вечности, для третьих – знаком неисчерпаемых знаний Будды.

Также это знак взаимозависимости всех событий во Вселенной и сложной взаимосвязи между состраданием и мудростью в процессе достижения Просветления. А чтобы его достичь, нужно преодолеть бесконечно длинный путь Махаяны.

Путь Бодхисаттвы довольно долог и включает в себя множество кальп.

Ещё есть гипотеза, что бесконечный узел отражает другой символ, состоящий из 2 переплетающихся змей. Змея – это один из самых древних знаков кундалини, который пришёл в Индию из Древнего Египта. Скорее всего, бесконечный узел имеет связь с чандали. Это подтверждается теорией о том, что переплетающиеся змеи очень похожи на движение кундалини по левому и правому каналам эфирного тела.

8. Зонт

Драгоценный зонт – последний благоприятный символ буддизма. Пока человек идёт по пути Просветления (достижение природы Будды), знак помогает ему в преодолении препятствий.

Традиционно зонт от солнца символизировал в Индии защиту, а также царское величие. Поскольку его держали над головой, естественно, он символизировал уважение и почёт. Для светских правителей зонты делали из павлиньих перьев.

В религиозном сознании большинства людей защита от непогоды ассоциировалась с защитой от пороков, загрязнений и страстей, мешающих духовному развитию.

То есть, подобно тому, как простой зонт спасает нас от лучей солнца или дождя, его драгоценный аналог защищает от преград на пути к Пробуждению.

Тибетский вариант формы зонта был заимствован у китайцев и индусов. Прототипы состояли из шёлкового купола и деревянного каркаса со спицами. По краям шла бахрома или оборка.

Шёлк был красным, жёлтым, белым или разноцветным, а черенок красили исключительно в красный или золотой цвет. В Тибете по зонту можно было узнать статус владельца. Причём он был символом не только светской власти, но и духовного могущества.

Согласно древним преданиям, Учителя Атишу почитали до такой степени, что выделяли ему в сопровождение тринадцать зонтов.

Заключение

Теперь вы знаете основные символы буддизма. Надеемся, что вам понятно их значение. Без смысловой нагрузки они — всего лишь красивые картинки, украшения и безделушки. Используйте эти символы для достижения состояния Просветления.

Источник

  • Основатель буддизма и основные сведения об этой религии Буддизм — учение религиозно-философской направленности, несомненно, являющееся первой мировой религией по времени своего основания. Христианство «моложе» буддизма на 5 веков, в свою очередь как ислам……
  • Символы евангелистов и их значение Каждая религия базируется на большом количестве символов, имеющих глубокий сакральный смысл. Их толкование раскрывает основные каноны учения и позволяет проникнуть в самую его суть с……
  • Буддийская ступа: названия, культовое значение. Культура буддизма С древности у всех народов существует особый ритуал захоронения и специальные места для них. Люди приходят на могилы предков, отдавая им дань уважения. Во многих……
  • Священная Книга Буддизма — отображение религии Индии Буддизм является первой мировой и ведущей религией большей части регионов Индии, но сегодня он также распространяется и на территориях многих других государств. Зарождение буддизма связано……
  • Храм Весеннего Будды – символ уважения китайского народа к наследию буддизма Буддизм – одна из мировых религий, которые широко распространены в Азии. На государственном уровне буддизм принят в Китае, Таиланде, Тибете, Индии, Камбодже, Непале и других……
  • Христианские символы и знаки Посещая храмы и открывая церковные книги, мы сталкиваемся с большим количеством всевозможной религиозной символики, значение которой порой бывает не вполне понятно. Особенно это ощутимо, когда……
  • Знаки и символы веры в православии Знаки и символы существуют на земле издавна. Ними изображают отношение к определенной культуре, религии, стране, роду или вещи. Символы христианской православной культуры подчеркивают принадлежность к Богу, Иисусу, Духу Святому, через……
  • Что такое атеизм? Символы атеизма Сегодня многие люди, когда слышат слово «атеист», считают, что этот человек постоянно должен пребывать в конфликтах с представителями различных религиозных конфессий. Но на самом же……
  • Древнегреческий бог Аид. Символы бога Аида Античная Греция – страна удивительная. Её высокоразвитая культура сыграла огромнейшую роль в развитии мировой цивилизации. Мифологический образ мышления, присущий людям того времени, породил религию, в……
  • Махаяна — это… Направления буддизма Махаяна – это одна из основных школ буддизма, которая в современном мире объединяет более ста пятидесяти миллионов человек и является одной из самых гуманных религий……
  • Армянские кресты. Религиозные символы Армянский народ, как и славяне, исповедует христианство. Но, что касается главного религиозного знака, то существуют определенные отличия. Узоры, украшающие армянские кресты, символизируют животворящую силу, а……

Теперь вы значете что такое Символы буддизма и их значение, у нас можно прочитать об этом, а также, смотрите другие молитвы и статьи о религии онлайн!

Источник: http://4-women.ru/religiya/hristianstvo/simvoly-byddizma-i-ih-znachenie.html

Символика цвета в буддийском искусстве

Главная Блог Символика цвета в буддийском искусстве.

В буддизме существует такое понятие как «радужное тело».

является переходным состоянием во время медитации, в котором материя начинает трансформироваться в чистый свет. Высшее достижение сансары (череда перерождений), есть достижение нирваны (состояние освобождения от  страданий).

 Действительно, сколько спектров содержат в себе  всевозможные проявления света, и таким образом цвета радужного тела означают пробуждение внутренней сущности к полному объему знаний, к которым можно получить доступ прежде, чем выйти за порог состояния нирваны.

Поэтому становится понятным, что обилие цветов в буддийском изобразительном искусстве, делает его уникальным и эффективным.

Основные пять цветов, это: белый, желтый, красный, синий и
зеленый.

   – черный цвет   –  символизирует убийства и гнев     – белый цвет     –  обозначает отдых и мышление     – желтый цвет   –  обозначает сдерживание и питание     – красный цвет  –  для покорения и вызова      – зеленый цвет  –  означает изгнание нечистой силы 

   – синий цвет      –  преданность и целомудрие

Пять трансцендентальных (философский термин означающий выход за пределы, или потусторонний) будд, олицетворяющих абстрактные аспекты Будд.

– Вайрочана           – Белый телом.

– Ратнасамбхава     – Желтый телом.

– Акшобхья             – Синий телом.

– Амитабха              – Красный телом.

– Амогхасиддхи       –  Зеленый телом.

Медитируя на отдельные цвета сущности Будды можно достичь:

– Белый      – преобразует заблуждение невежества в мудрость реальности  – Желтый    – превращает гордость в мудрость одинаковости  – Синий      – превращает гнев в зеркало  мудрости  – Красный   – превращает иллюзию привязанности к мудрости различения 

– Зеленый   – превращает ревность в мудрость благоустройства.

Древний буддизм придавал большое значение духовному значению
цветов, которые оказывают большое влияние на духовную практику и эстетику. Также, тибетцы считают, что различные цвета оказывают воздействие на расширение возможностей сверх-восприятия органами чувств. Так воздействие цветовой гаммы имеет следующее воздействие на органы чувств:

      – Белый важен для глаз;        – синий важен для ушей;        – желтый важен для носа;        – красный важен для языка; 

      – зеленый важен  для головы.

БЕЛЫЙ

Белый может не рассматриваться как отдельный цвет, т.к. он в себе содержит весь спектр цветов. 

Все присутствует в белом.Предполагается,  что белый обладает как очень холодным качеством, как снег, так и очень горячим, как расплавленный металл или летнее солнце. Белый, напоминает о смерти и конце вещей, но также и обозначает святость и чистоту. А так-же,  ведет за пределы тьмы.

ЧЕРНЫЙ

Черный цвет означает изначальную тьму. Тьма, это область где нет света, в том числе и отраженного. Есть звук, но он не слышим, так как он недоступен слуховым возможностям любого физического существа.Черные картины относительно позднее явление в буддийском искусстве. Чернота также означает тьму ненависти и невежества.

СИНИЙ

Вечность, правда, преданность, вера, чистота, целомудрие, мир, духовность и интеллектуальность,  это лишь некоторые из ассоциаций, которые появляются в различных культурах и выражают общее мнение, что синий цвет,  является самым холодным, наиболее обособленным и не менее «материальным» из все оттенков.

КРАСНЫЙ

Красный, на протяжении всего развития цивилизации ассоциируется с жизнью. Он влияет на сохранение нашей жизненной силы, но так же и быть предупреждением  об опасности и угрозе жизни.

  Как  огонь, имеющий две стороны. Он может быть теплым и спасительным, а может, неконтролируемым и разрушительным.Красный цвет – цвет ритуалов и действий.

Это цвет страсти, которая действует как разрушитель мудрости.

ЖЕЛТЫЙ 

Желтый цвет наиболее близок к дневному свету. Он имеет самое высокое символическое значение в буддизме и связан с желто-оранжевым одеянием монахов. Этот цвет ранее носили преступники. Он был выбран Буддой, как символ его смирения и отделения от материалистического общества. Таким образом, желтый в буддизме означает отказ от желаний и смирение. Также, это цвет земли и ее уравновешенности.

ЗЕЛЕНЫЙ

Зеленый находится в середине видимого семицветного спектра, и таким образом воплощает в себе качества баланса и гармонии. Этот цвет относится к природе, деревьям и растениям. Зеленый также обозначает свежую энергию и активность. 

694 | Добавил: RaceN | | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1

Источник: http://club-anomaly.org/blog/simvolika_cveta_v_buddijskom_iskusstve/2014-01-16-1