Зандан Жуу. В Бурятии находится самая ценная реликвия буддийского мира

Требование это можно рассматривать, как беспрецедентное, так как в буддийской традиции она приравнивается к живому Будде и несет в мир безграничное благословение.

Представители Традиционной буддийской сангхи России никак не прокомментировали этот инцидент. Однако известно, что эти китайские граждане не представлялись и не предъявляли никаких документов.  

По мнению юриста Традиционной сангхи России Биликто Дугарова, скорей всего, это мошенники, которые предприняли попытку провокации.

— Цели этой провокации, скорей всего, лежат вне плоскости религиозных отношений. Вряд ли это представители какой-то буддийской организации Китая. Вероятно, это частные лица иностранного происхождения, соответственно ими должны заниматься российские спецслужбы, – отметил Биликто Дугаров. 

Тем не менее, это повод вновь напомнить общественности об огромной значимости этой буддийской святыни.  

Прижизненное изображение Будды

По мнению известного российского буддолога Андрея Терентьева, в буддийской традиции махаяны указывается несколько скульптурных и живописных портретов, сделанных еще при жизни Будды. Однако лишь одно из этих изображений считается дошедшим до наших дней. Это как раз и есть известная статуя Сандалового будды Зандан Жуу, которая находится в Эгитуйском дацане.

Изначально это была скульптура «в натуральную величину» (то есть около 2 м) скульптура из гоширши (разновидность сандалового дерева), изготовленная по заказу раджи Удаяны на 38-м году жизни Шакьямуни.

Впервые эта история была зафиксирована письменно в китайском переводе «Экоттара-агама-сутры» расширенной махаянской версии «Ан-гуттара-никаи», составленной тохарским монахом Дхармананди в 385 году.

Устное предание должно быть намного древнее этого года, так как уже в кушанское время была известна другая версия этой легенды, согласно которой изготовление статуи связывается с раджей Прасенаджитом, а не Удаяной.

Согласно одной из версий этой легенды в IV веке кашмирский монах Кумараяна, желая спасти эту святыню от местных войн, перенес ее в Центральную Азию, где буддизм тогда процветал. Он остановился в одном из оазисов Великого шелкового пути – в Куче.

Правитель Кучи повелел ему жениться на своей младшей сестре и стать духовным вождем государства.

А его сын, Кумараджива (344- 413), стал настолько знаменитым буддийским мудрецом, что в Кучу были направлены китайские войска, чтобы захватить Кумарадживу и привезти его в Китай.

Сандаловый Будда в Китае

В 384 году Куча пала и Кумараджива был доставлен в Китай вместе с этой статуей. До 417 года статуя оставалась в Чанъани, затем переехала в Цзянькан, где содержалась в монастыре до 588 года.

Во время военных действий этот монастырь был разрушен, но статую спас монах по имени Чжу-ли, который переправил ее в Янчжоу, в Цзянсу, а в 614 году изготовил копию этой скульптуры.

Очевидно, были сделаны и другие копии, поскольку японский паломник Эннин, посетивший Китай в 838 году упоминает уже четыре статуи Сандалового Будды.

В 970 году еще одна копия была сделана по заказу японского пилигрима Тёнэна (938-1016) и увезена в Японию. Там она и по сей день считается наисвятейшей реликвией японского буддизма. В 1018 году она была установлена в зале Сяка храма Сэйкадзи, где и находится по сей день.

Рассказывал об истории Сандалового Будды и знаменитый Чжан-чжа хутухта Ролби Дорже (1717-1786): «…И после воздвигли святыню Зандан Жуу в великой обители «Минжунсы» – города, находившегося на месте нынешнего Пекина во времена династии Дай Жина Чжурчжэньского.

Впоследствии все императоры, унаследовавшие трон, оказывали ей высочайшие почести, построив множество храмов… А во времена великой монгольской династии Дай Юань Зандан Жуу установили в монастыре Шэнъансы.

По приказу императора Хубилай-Сэчена (Мудрого) построили вихар-монастырь на месте нынешней великой Белой ступы (Байтасы) и учредили многочисленный монашеский орден, оказывали беспримерные и беспрестанные почести и проводили молебны. Последующие юаньские императоры (монгольские) и цари минской династии молились и поклонялись также усердно и прилежно.

Наступило время династии Чин (Цин), четвертый год императора Канси. Милостивый чакравартин, воплощение бодхисаттвы Манджушри, издал указ построить новый храм под названием «Чрезмерная милость» вблизи заветного града на северо-западе в чертогах желтого города, и перенесли туда драгоценный Жуу».

Из российских исследователей первым об этой статуе написал Д. Позднеев, который, в частности, отмечал, что именно в монастыре Сандалового Будды у подножия этой статуи состоялась историческая встреча Дзанабазара и императора Канси. Они оба сидели на одном ковре, вспоминая, вероятно, об исторической встрече Пагба-ламы с императором Хубилаем.

Как Зандан Жуу попал в Бурятию

В 1900 году во время боксерского восстания в Китае монастырь Сандансы был разрушен, а статуя перевезена в храм бурятского поселка Еравна – в Эгитуйский дацан.

Известны три версии перевозки статуи на территорию России. Так, Базар Барадин сообщал, что ее туда перевезли сами китайские монахи, спасая от французских погромов при подавлении боксерского восстания в Пекине. По второй версии, изложенной А. М.

Стрелковым, монахи увезли ее в Утайшанъ, а там буряты, а именно эгитуйский лама Эрдени Соржо (настоящее имя его – Гомбо Дорже), ее выкупили и привезли в Еравну. Согласно третьей версии, бурятские казаки во время пожара вынесли драгоценную статую из монастыря и спасли ее от гибели.

Потом зимой 1901 года в качестве трофея они доставили статую в Бурятию.

После пожара китайские монахи, по разным сведениям, собрали пепел, оставшийся от сгоревшего монастыря, в несколько больших кувшинов. Эти кувшины являются религиозной реликвией, которой до сих пор поклоняются.

Как бы там ни было, в январе 1901 года статуя была установлена в Эгитуйском дацане. В 1935 году советская власть разгромила дацаны, и статуя попала в фонды Антирелигиозного музея Улан-Удэ.

Тогда же вынули из ур-на-коши Будды вставленный туда тысячи лет назад алмаз и разбили ушнишу статуи, после чего исчезли хранившиеся там священные вложения.

Сама статуя, не представлявшая, по мнению большевиков, «валютной ценности», уцелела.

Возвращение в Эгитуйский дацан

25 сентября 1991 года статуя была возвращена в отстроенный заново Эгитуйский дацан. Как рассказал «Байкальской правде» известный журналист и писатель Александр Махачкеев, который тогда работал в Министерстве культуры РЬ, ему пришлось в то время участвовать в процессе передачи статуи Эгитуйскому дацану.

— Как говорят, когда Сандалового Будду вывозили из Еравны, люди бросали в грузовик деньги. Тогда на сотрудников правоохранительных органов это произвело огромное впечатление, потому что в Улан-Удэ грузовик приехал буквально заполненный деньгами. – рассказал Александр Махачкеев.

По его словам, когда было принято решение о передаче Зандан Жуу буддистам, ему было поручено организовать этот процесс.

— Священная статуя хранилась на втором этаже нынешнего Одигитриевского собора – там располагался Антирелигиозный музей. С величайшими предосторожностями мы спустили статую по лестнице со второго этажа и погрузили в машину.

Считаю, что Зандан Жуу спас меня от сильной травмы. Ведь каменные ворота собора очень узкие, машина буквально шоркнула бортом по каменному столбу и мне чуть не отхватило пальцы.

Но, видимо, благодаря помощи Зандан Жуу я вовремя спохватился и убрал руку.   

По мнению Андрея Терентьева, прижизненная скульптура стоящего Будды действительно существовала, и именно она послужила прототипом для художников Гандхары, Матхуры и Бамьяна. К IX веку в Китае было, по крайней мере, четыре копии этой статуи. Какая из них попала в Пекин, сейчас сказать трудно.

В настоящее время в Эгитуйском дацане находится та статуя, которая стояла более тысячи лет в Пекине. Бурятский Зандан Жуу, совершенно необычно глядящий вверх, покрытый темной сандаловой пастой и тремя слоями китайской сусальной позолоты, в точности соответствует описанию Ролби Дорже и других очевидцев, упоминающих эти особенности.

Источник: http://asiarussia.ru/buddhism/17465/

Зандан-Жуу

по-бурятски Зандан-ЖууСандаловый Владыка — уникальная и очень древняя статуя,   известная реликвия буддийского мира.
Эта скульптура Будды Шакьямуни высотой 2 метра 18 см выполнена из сандалового дерева, как гласит предание, около V века до н.э.,  по заказу раджи Уддияны.

Существует мнение, разделяемое большинством,  что она —  первая и единственная статуя, сделанная при жизни Будды.

 В буддийской традиции она приравнивается к живому Будде и несет в мир безграничное благословение.

В настоящее время Сандаловый Будда  признан в России памятником культуры федерального значения.

История появления и проделанный путь

О том, как возникло самое первое из изображений Будды Шакьямуни, существуют разные точки зрения и множество  легенд. В индийской версии говорится, что его выполнил  Вишвамитра, в то время как Будда давал поучение. Он вырезал статую из сандалового дерева, глядя на отражение в воде, так как от самого Просветленного исходило яркое сияние.

Известно также упоминание в истории Будды Шакьямуни,  указывающее на существование статуи, возникшей  при его жизни и известной как «образ из Уддияны«,статуи, выполненной по просьбе правителя этой удивительной древней буддийской страны.
Говорится, что этот скульптурный портрет излучал «божественный свет».

В поздних сутрах Махаяны о нем написано: «Майдгальяяна-путра, последователь Будды, перенес художника в небесные пространства, куда Будда Шакьямуни удалился на три месяца, чтобы передать Учение своей матери. Там художник лицезрел превосходные знаки тела Будды и запечатлел их в виде статуи из сандалового дерева.

Когда Татхагата вернулся из небесных дворцов, образ из сандала  приветствовал Господина Мира» (3). Здесь идет речь о Сандаловом Будде.
По сведениям А.А.Терентьева, согласно китайскому переводу Экоттара-агама-сутры (из Ануттара-никаи),  изложенной тохарским монахом Дхармананди (385 г. н.э.

), история возникновения статуи Зандан-Жуу такова:
Будда Шакьямуни пребывал на небесах Тушита, проповедуя Дхарму своей матери Майе, переродившейся там после смерти. В это время раджа Прасенаджит очень сильно захотел увидеть Просветленного Владыку.

Тогда ближайший ученик Будды — Маудгальяяна, достигший чудесных способностей,  перенес мастеров к Будде, чтобы они могли увидеть его, и по возвращении изваяли статую в натуральную величину из сандалового дерева «гоширша».

Когда Будда Шакьямуни вернулся, статуя приветствуя его, сделала  ему навстречу шесть шагов, и это послужило основой пророчества Будды об этой статуе: она будет перемещаться на север, и там где она будет находиться, следует ожидать расцвета буддизма.
Спустя века статуя Будды действительно покинула Индию.

В китайских источниках упомянуты сведения о ее дальнейшм пути в северном направлении.

 Китай

Так в IV веке монах Кумараяна из Кашмира, желая спасти драгоценную статую во время кровопролитных местных войн, увез ее в Центральную Азию. Он обосновался в городе-оазисе Великого шелкового пути под названием Куча, где женился на сестре местного правителя Дживаке и стал духовным наставником. С этого времени там  начал процветать буддизм.

Сын того самого монаха Кумараджива вырос в обстановке, благоприятной изучению Дхармы, и стал знаменитым буддийским мудрецом. Его слава была столь громкой, что в 384 году в Кучу за ним из Китая были посланы войска с целью захватить Кумарадживу. Вместе с ним  в Китай забрали и статую Сандалового Будды.

 С этого времени Китай стал аккумулировать в себе буддийскую мудрость.

Тибет

Из Китая статуя отправилась в Тибет в начале VIII века.

Тогда китайская и непальская принцессы-буддистки вышли замуж за тибетского царя Сронцзангамбо и привезли в Страну Снегов буддийские реликвии, среди которых была статуя Сандалового Будды.

Непальская принцесса Бхрикути считалась воплощением Зеленой Тары, а китайская принцесса Вэнь-чэнь — воплощением Белой Тары. Уже при следующем правителе Тибета — Тисрондэцене буддизм стал  в этой стране государственной религией.

Монголия

По другим китайским источникам, во время правления Чингиз-хана Сандаловый Будда оказался в Монголии, в то время происходили первые контакты монголов с буддийской философией, увенчавшиеся впоследствии принятием буддизма на государственном уровне.

Из Монголии вновь статуя вернулась в Китай. Она хранилась в провинции Ли, в храме буддийского монастыря, выстроенном специально для нее — Сандан-Сы «Монастырь Сандалового Будды». В XIX веке этот монастырь находился  на территории столицы Китая. Все буддийские паломники из Монголии, Бурятии и Тибета поклонялись чудесной статуе, посещая Пекин.

Россия

Из Китая в 1901 году статуя отправилась в Забайкалье, и с тех пор не покидает Россию.

Читайте также:  Виджнянавада – знакомство с направлениями буддизма

Произошло это благодаря нашим бурятским казакам, оказавшимся в то время в Китае, а как именно, точно не известно.Востоковед и буддист В.М.Монтлевич писал: «Но обрывки сведений о самом похищении сохранились, и эти сведения более или менее достоверны, ибо поведал их мне в 1969 году известный русский востоковед Борис Иванович Панкратов, тридцать два года проживший в Китае (с 1916 по 1948 гг.)».

В 1890-1901 гг разразилось Ихэтуаньское восстание в Пекине, когда тайное общество И-хэ-цюань «Кулак во имя справедливости и согласия» организовало беспорядки в стране, широко известные как Боксерское восстание.В июне 1901 года Пекин был захвачен повстанцами, сожжен и разгромлен.

На восстание жестко отреагировало мировое сообщество, повстанцы были уничтожены объединенными силами Англии, Германии, России, Японии и Франции в сентябре 1901 года. В этих событиях принимали участие и наши бурятские казаки, оказавшиеся в это непростое время в Пекине.

По одной из версий они во время пожара вынесли драгоценную статую из монастыря, и тем самым спасли от гибели, потом зимой 1901 года в качестве трофея доставили в родную Бурятию.

По другой версии, сандаловая статуя была куплена ламами Эгитуйского дацана во время восстания и попала в Еравну благодаря невероятным усилиям Соржо-ламы Эгитуйского дацана Гомбо Доржо Эрдынеева и многих других людей, рисковавших своей жизнью, с огромными предосторожностями вывозивших ее из Китая.

Так или иначе, драгоценная статуя Сандалового Будды отправилась еще дальше на север, и оказалась в начале XX века в Забайкалье, в Эгетуйском дацане России. Тогда же предусмотрительно была сделана металлическая копия статуи, которую и выставили на обозрение в специальном храме-дугане, как объект поклонения и почитания, а сам оригинал надежно спрятали.

В поисках знаменитой статуи вскоре в Бурятию приехали японские эксперты,  до которых дошли сведения, что статуя находится в Эгетуйском дацане. При виде металлической копии их постигло сильное разочарование, они вынуждены были уехать ни с чем.

До 1935 года статую надежно скрывали  в Бурятии, пока и в России не наступили трагические для  буддизма времена антирелигиозной политики, когда дацаны подверглись разрушению, многие ценные реликвии оказались уничтожены,  а ламы репрессированы. Но статуя уцелела и в это непростое время.

Она попала  в число реликвий, которые были переданы в фонды нового Антирелигиозного музея, находившиеся в Одигитриевской церкви г.Верхнеудинска (теперь это Национальный музей Республики Бурятия (Улан-Удэ), где она хранилась под стеклом в шкафу на втором этаже. В то же время в огне и без соблюдения должных условий хранения гибло огромное количество замечательных культовых реликвий и произведений.25 сентября 1991 года статую возвратили буддистам, передав в тот же Эгитуйский дацан, где открыто почитали когда-то металлическую копию. Впервые в России только теперь Сандаловый Будда предстал перед людьми. Это расценивается как благое предзнаменование для развития Дхармы не только в Бурятии, но и в целом в нашей стране. Статуя содержит сильное благословение Будды, создавая благоприятные условия для процветания Учения Будды — Дхармы, пробуждая к нему интерес.

Буддийская святыня России

Некоторое время статуя хранилась в храме-дугане Эгитуйского дацана в Бурятии, в небольшом деревянном одноэтажном здании, неприспособленном для хранения культурных и исторических ценностей. В нем невозможно было создать соответствующие условия для хранения мировой буддийской святыни.

Поэтому Буддийская традиционная Сангха России приняла решение о строительстве специального помещения для хранения статуи с поддержанием постоянного микроклимата. В течение 15 лет шел сбор средств на строительство храма-дворца для Сандалового Будды.

Благодаря пожертвованиям прихожан Эгитуйского дацана и отдельным спонсорам, новый  храм Зандан Жуу был октрыт 25 июля 2008 года. На церемонию его освящения  съехались люди из разных регионов нашей страны.

Старшее поколение бурят, движимое желанием поддержать и продолжить традиции своих предков, специально для этого торжества шило новые праздничные национальные костюмы. С полудня до восьми часов вечера неиссякала живая очередь людей, пришедших в дацан, чтобы увидеть Будду.

Долгий путь чудесной статуи Зандан Жуу из Индии через Китай, Тибет, Монголию, в Россию, из страны в страну, в северном направлении на протяжении веков стал свидетельством исполнения пророчества Будды.22 апреля 2003 года было принято Решение Буддийской традиционной сангхи России «утвердить в качестве буддийских святынь России: статую Зандан Жуу, Атлас тибетской медицины, Драгоценное тело Хамбо Ламы Д-Д.Итигэлова«.

Другие древние статуи Будды

Известно о существовании еще одной  древней  статуи Будды, созданной при его жизни и  дошедшей  до нашего времени. Это знаменитый  Джово Шакьямуни (Джово Ринпоче, «Драгоценный Господин») — образ 12-летнего принца Сиддхартхи Гаутамы.С VII века до наших дней она хранится в Тибете, в храме Джоканг.Джово Ринпоче —  самая священная статуя Тибета.

Это статуя единственная в своем роде, считается, что она была освящена самим Буддой Шакьямуни. Статуя сделана из сплава драгоценных металлов с добавлением драгоценных камней. По преданиям,  она появилась в Капилавасту во времена юности Будды и впоследствии была подарена китайскому императору царем Магадхи.

Однако, достоверно утверждать что-то о времени ее возникновения трудно,  в письменных источниках она упоминается лишь с VII века, начиная со времени правления тибетского царя Сронцзангамбо, когда Джово Ринпоче в Тибет привезла китайская принцесса в качестве приданого.См. также: Терентьев А.А. Сандаловый Будды раджи Удаяны. Литература:
1.

Юлия Ларионова, культуролог,куратор выставки «Три драгоценности: Будда, Дхарма, Сангха. Буддийское искусство из частных коллекций» Сандаловый Будда
(на фото: тханка «Сандаловый Будда», Бурятия, XIX в., частная коллекция)
2. Дари Арданэ для «Номер один»: Сандаловый Будда
3. Паршикова И.В., Дензонг Норбу.

Буддийские статуи: История возникновения, традиционная роспись и роль в Ваджраяне//Буддизм Ваджраяны России: от контактов к взаимодействию, М., 2012, С. 679-686.

Источник: http://zandanzhuu.ru/?page_id=434

Дацаны Бурятии: Эгитуйский дацан. Статуя Сандалового Будды

После Анинского дацана нас повезли на границу Еравнинского района в поэтический сад камней посвященный поэтам Бурятии.

Так встречает Еравнинский район

Подробнее напишу об этом немного позже. Далее мы отправились вглубь Еравнинского района в местность  Хара-Шибирь, где на берегу реки Маракта расположился Эгитуйский дацан со священной статуей Сандалового Будды — Зандан Жуу.

Фотография с сайта selorodnoe.ru

Признаюсь, только в этой поездке я узнала, что в Бурятии есть статуя Сандалового Будды.

И это не просто статуя, а по преданию, единственная прижизненная скульптура Будды Шакьямуни, которая признана буддийской святыней России.

Она является мировой святыней буддистов, выполнена полностью из сандалового дерева, высота статуи 2 м. 18 см. Сделана статуя была по заказу раджи Уддияны 2800 тысяч лет назад.

Перед тем, как зайти в храм-дуган Сандалового Будды, нам рассказали историю Эгитуйского дацана и историю статуи Зандан Жуу.

А так же предупредили, что выражение лица Сандалового Будды меняется в зависимости от угла обзора, а может быть от его отношения к вам, кто знает

Источник: http://livetraveling.ru/dacany-buryatii-egitujskij-dacan-statuya-buddy-zandan-zhuu/

Странствия сандалового будды

Ezomir.

В далеком бурятском дацане хранится статуя будды шакьямуни, которая, возможно, является самой ценной реликвией всего буддийского мира. Речь идет о сандаловом будде, который в искаженном бурятском произношении зовется по-тибетски зандан – жуу.

Неизвестная святыня.

В далеком бурятском дацане хранится статуя будды шакьямуни, которая, возможно, является самой ценной реликвией всего буддийского мира. Речь идет о сандаловом будде, который в искаженном бурятском произношении зовется по-тибетски зандан – жуу. Эту статую можно сравнить с туринской плащаницей или с черным камнем каабы.

Да что далеко ходить, ее значение для буддийского мира сопоставимо с деревом бодхи в бодхгайе или сингальским зубом будды. Но в отличие от всех вышеперечисленных религиозных реликвий бурятский зандан – жуу в буддийском мире почти неизвестен.

В чем же дело? Бурятию уже трудно назвать “Медвежьим Углом”, богом забытым местом, сведения о котором можно найти , внимание, только в записках редких путешественников. Эпоха интернета уравняла всех, и турагентства соревнуются в изощренных методах “Раскрутки” брендовых объектов республики.

Почему, в таком случае, сандаловый будда остается святыней местного значения, в отличие от, скажем, нетленного тела итигэлова, паломничество к которому уже приобретает международный размах?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться, так ли уникальна и священна статуя будды, хранящаяся в эгитуйском дацане. За последние годы о ней вышли две серьезные научные работы чешского религиоведа Любоша белки и известного петербургского буддийского деятеля Андрея Терентьева. Многое из того, что будет сказано в этой статье, почерпнуто из этих работ.

История странствий сандалового будды.

Буддийская легендарная традиция утверждает, что прижизненное изображение будды шакьямуни из сандалового дерева было изготовлено на небесах, куда будда чудесным образом переместился для того, чтобы преподать учение своей матери, которая переродилась богиней.

Правитель одного из мелких индийских государств того времени раджа Удаяна затосковал об исчезнувшем учителе и велел нескольким скульпторам отправиться на небеса и изваять там точную его копию. Будде статуя понравилась, и после своего возвращения на землю он объявил ее своим заместителем.

Впоследствии, в течение двух с половиной тысяч лет сандаловый будда странствовал по Азии. В III в. статуя попадает из Индии в Китай, откуда, в свою очередь, ее перевезли в центральную Азию, в город куча, столицу государства древних индоевропейцев юэчжи.

Позднее статуя, возможно, побывала в тибете, где с нее сняли копию, которую тибетские буддисты считают главной своей святыней. Еще одна копия сандалового будды была увезена в Японию, где хранится до сих пор в одном из храмов Киото. Статуе поклонялся хубилай – хан, по заданию которого сандаловый будда был доставлен в ханбалык самим Марко поло.

Знаменитая статуя стоящего будды в афганском бамиане, уничтоженная талибами, также является ее увеличенной копией. Наконец, зандан – жуу обрел временное пристанище в Пекине, где стал главным сокровищем маньчжурского императорского двора.

Пылающий Пекин.

1900 год стал для дряхлеющей цинской империи катастрофичным. Возмущенные агрессивной колониальной политикой европейских держав и Японии, китайские крестьяне и ремесленники стали объединяться в отряды и громить посольские кварталы.

Россия была в числе 8 других держав, которые пострадали от действий мятежников, и присоединила свои войска к иностранному карательному контингенту. В результате каратели ворвались в столицу и подвергли форменному разграблению императорский квартал Пекина – запретный город.

Европейцы грабили дворцы и, заметая следы, сжигали их.

Сохранилось воспоминание одного из очевидцев происходившего грабежа: “солдаты, зарывшись с головой в сундуки красного лака, копались в вещах императрицы, другие ворошили груды парчи и шелков, кто рассовывал по карманам или просто ссыпал в рубаху или фуражку рубины, сапфиры, жемчуга, горный хрусталь; кто увешивался драгоценными жемчужными ожерельями. Растаскивали часы с каминов, снимали часы со стен; саперы орудовали топорами, расколачивая мебель в щепы, чтобы выбрать драгоценные камни, которыми были инкрустированы дворцовые кресла. Один из них очень усердно старался разрубить прелестные часы в стиле Людовика XV, чтобы извлечь циферблат, на котором сверкали хрустальные цифры; он вообразил, что это бриллианты” (ссылка.

Операция “Срочная Эвакуация”.

Та же участь ожидала и храм сандалового будды с его драгоценным содержимым. Однако находившиеся в составе российского контингента бурятские казаки из забайкальского казачьего войска по просьбе монгольских лам успели тайно вывезти статую из города. В течение нескольких лет они везли ее в Бурятию.

Операция координировалась начальником почтовой службы российского посольства Николаем гомбоевым, небезызвестным и вездесущим Агваном Доржиевым и настоятелем эгитуйского дацана ламой зодбоевым.

Как сообщается в исследованиях: “Ее Везли на Санях, Укрыв Соломой, Рогожей, Замаскировав Провиантом и Почтовым Реквизитом” (ссылка. Когда статую привезли в Бурятию, было решено определить ее в отдаленный дацан, чтобы не привлекать к ней излишнего внимания.

Российские власти понятия не имели о дерзком поступке бурятских казаков, а если бы узнали, то, вероятно, расценили бы его как опасное должностное преступление. Операция не вышла за пределы “Бурятского Круга”.

Читайте также:  Национальные блюда монголии – что едят потомки чингисхана?

Парящая статуя.

Статуя сандалового будды представляет собой изображение будды шакьямуни высотой в 2 метра 18 сантиметров вместе с небольшим постаментом. Вопреки названию, сама статуя, как показал анализ, выполнена из липы и покрыта сверху слоем сандаловой пасты.

Имеются сведения, что верхнюю часть головы зандан – жуу изначально украшал Рубин или алмаз, а внутрь статуи были помещены мощи будды. Эти ценные артефакты, вероятно, были похищены в 1935 году, когда статую перевозили из эгиты в Улан-удэ.

Традиция утверждает также, что статуя не покоится на постаменте, а как бы парит в воздухе на волосок от него. Потому проверить ее подлинность, якобы, можно, проведя шелковую нить между подошвами ступней и основанием. Однако такой проверки не проводилось, равно, как и полноценного научного анализа возраста древесины.

И это несмотря на то, что статуя некоторое время находилась на хранении в одигитриевском музее, который служил музейным хранилищем, и на реставрации в эрмитаже. В 80-х годах прошлого века статую вернули эгитуйскому дацану.

Китай возврата святынь требует.

Посещая отделы дальневосточного искусства в лувре или британском музее, вы можете видеть старинные фарфоровые вазы и панно, попавшие туда в результате разграбления запретного города в 1900 году. Китай уже давно требует от западных стран и Японии возвращения ценностей.

Только в том случае, если договориться не удается, китайские власти и крупный бизнес выкупают утерянные предметы на аукционах. Так, на сегодняшний день выкуплено около 200 единиц на общую сумму в 33 миллиона долларов США (ссылка.

Для правительства КНР дело чести восстановить запретный город в прежнем виде и закрыть позорную страницу истории своей страны. Это, однако, только капля в море, поскольку число таких экспонатов, по некоторым оценкам, равняется полутора миллионам.

Китай понимает это и ставит цель вернуть, по крайней мере, самое ценное.

Странная ситуация.

В случае с сандаловым буддой – ситуация странная, если не сказать неразрешимая.

Фактически в этой истории буряты обвели вокруг пальца и Китай, оставив его без шедевра мирового значения, и Россию, которой придется решать эту проблему, если на нее обратят внимание власти соседней державы.

Официально в Китае считается, что статуя сандалового будды сгорела вместе с храмом, в котором она хранилась. Но мало ли шедевров, считавшихся безвозвратно утерянными, возвращались к своим владельцам?

В 2003 году буддийская традиционная сангха России признала статую зандан – жуу одной из трех буддийских святынь России. Однако на федеральном уровне признание эгитуйской святыни подлинным памятником буддийского искусства, вывезенным из Китая, сталкивается с вопросами культурной дипломатии.

Странствия не окончены?

Один мой петербургский коллега как-то высказал мысль о том, что ни в интересах Бурятии, ни в интересах России продвигать в средствах массовой информации вопрос о сандаловом будде.

Рано или поздно это приведет к тому, что КНР пришлет своих экспертов и потребует возврата святыни в Пекин. Но, с другой стороны, такое продвижение уже началось.

Упомянутые мною исследования белки и Терентьева написаны на английском языке и наверняка уже известны китайским коллегам.

Суждено ли зандан – жуу остаться святыней местного значения, “Внутренним Бурятским Делом” или когда-нибудь вопрос о сандаловом будде войдет в повестку российско – китайских отношений? Ясно одно, сандаловая статуя будды является заложником ситуации, а, значит, ее странствия еще не завершены. (С) Николай цыремпилов.

Источник: https://science.ru-land.com/stati/stranstviya-sandalovogo-buddy

Сандаловый Будда

Размер текста:

Живое духовное учение распространяется не только через беседы с Учителем и чтение книг, но и посредством зрительного восприятия произведений искусства, интерьера, архитектуры храмов.

Обучение через наблюдение связано с наглядной моделью макрокосмоса вселенной и микрокосмоса человека. Это наблюдение позволяет увидеть тончайшие духовные переживания и нравственные качества: любовь, радость, доброту, мудрость.

Примером такого распространения знаний являются религиозные святыни.

Одна из почитаемых святынь буддийского мира – статуя Сандаловый Будда, Зандан Жуу, находящаяся в Эгетуйском дацане Бурятии. Он считается живым Буддой – его изображения несут благодать.

На танках у него особая иконография: он стоит, с большими длинными руками почти до колен, среди цветов и пейзажа.

Это такой телесный человеческий Будда, подобный Будде Майтрейе, но в то же время находящийся среди благодатных небесных миров.

Статуя Сандалового Будды считается дошедшим до наших дней прижизненным изображением Будды Шакьямуни, сделанным по заказу раджи Уддияны. Есть легенда, записанная тохарским монахом Дхармананди в 385 г. н.э. (в китайском переводе Экоттара-агама-сутры из Ануттара-никаи по сведениям А.А.

Терентьева), что Просветленный был в это время на небесах Тридцати Трех Богов, проповедуя Дхарму своей матери Майе, переродившейся там после смерти. Раджа Прасенаджит возжелал видеть Просветленного и повелел изваять его статую. Маудгальяна, ученик Будды, достигший чудесных способностей, перенес мастеров на небеса, где они встретились с Просветеленным.

Мастера были возвращены на землю и изваяли статую из сандалового дерева «гоширша» в натуральную величину около двух метров. высотой.

Когда Будда Шакьямуни вернулся в земной мир, статуя приветствовала его,сделав 6 шагов. И Просветленный сделал пророчество, что она будет перемещена на север, и там произойдёт расцвет буддизма.

В китайских источниках есть сведения о ее перемещении из Индии того времени. В IV веке монах Кумараяна из Кашмира, чтобы спасти статую от местных войн, увез ее в Центральную Азию, где в Куче (городе-оазисе Великого шелкового пути) был вынужден жениться на сестре правителя Дживаке и стать духовным наставником в государстве.

Его сын Кумараджива стал знаменитым буддийским мудрецом. Слава его стала так велика, что в 384 году китайские войска осадили Кучу, чтобы захватить Кумарадживу и привезти в Китай. Вместе с ним была перевезена статуя Сандалового Будды, после чего последовал взлет буддийской мысли в Китае.

В начале VIII в. жены тибетского царя Сронцзангамбо из Непала и Китая привезли буддийские реликвии, и среди них статую Сандалового Будды, в Тибет. Непальская принцесса Бхрикути почиталась как Зеленая Тара, а китайская принцесса Вэнь-чэнь как Белая Тара. И уже при следующем правителе, царе Тисрондэцане, буддизм стал государственной религией Тибета.

По другим китайским источникам статуя попала сначала в Монголию во время правления Чингиз-хана в XIII в. и потом была перевезена в Китай, где неизвестно сколько лет хранилась в провинции Ли, в специально для нее выстроенном монастыре Сандан-Сы – «Монастырь Сандалового будды».

История ее пребывания в России удивительна.

В Китае в 1890-1901 гг. разразилось Боксерское восстание (Ихэтуаньское восстание, тайное общество И-хэ-цюань «Кулак во имя справедливости согласия»). В июне 1901 года Пекин был захвачен повстанцами, сожжен и разгромлен.

Статуя Сандалового Будды хранилась в монастыре Сандан-сы – «Монастырь Сандалового Будды», где все буддийские паломники Монголии, Бурятии и Тибета поклонялись ей, посещая Пекин. Востоковед и один из старейших русских буддистов В.М.

Монтлевич пишет об этом: «Но обрывки сведений о самом похищении сохранились, и эти сведения более или менее достоверны, ибо поведал их мне в 1969 г. известный русский востоковед Борис Иванович Панкратов, долгие годы (32 года, с 1916 по 1948 гг.) проведший в Китае.

Зимой 1901 г., после разгрома Боксерского восстания, бурятские казаки, пользуясь суматохой и разрухой в городе и пожаром в самом монастыре, вывезли статую. Руководил операцией начальник русской почты Гомбоев.

Статую положили на сани, укрыли соломой и рогожей и замаскировали провиантом и почтовым реквизитом. Всего было двое саней, статую везли на вторых, как бы грузовых, санях.

Можно представить благоговейный трепет и отчаянный восторг тех, кто исполнил это смелое и опасное предприятие, ведь они совершили религиозный подвиг ради распространения Учения, безусловно, исполняя наказ не известных нам и почитаемых учителей и лам.

Исполнители знали, что есть поверье: там, где находится Сандаловый Будда, там и центр буддийской религии. Какой верующий не восхитится душой считать таковым центром свою страну и свой дацан. Без особых приключений статуя прибыла в Забайкалье и была укрыта в Эгитуйском монастыре (дацане).

Тогда была изготовлена металлическая копия статуи и размещена в Эгитуйском дацане; оригинал был тщательно укрыт в секретном месте. Эта мера предосторожности была вполне уместна.

Восстание в Китае было жестоко подавлено силами Англии, Германии, России, Японии и Франции в сентябре 1901 г. И вскоре в Бурятию приехали японские эксперты на поиски знаменитой статуи. Японцы имели сведения, что статуя находится в Эгитуйском дацане. Приехавшим показали металлическую копию, и они вынуждены были в полном разочаровании уехать.

После революции, в тридцатых годах, когда буддизм был в опале, Сандаловый Будда на долгие годы становится «арестантом» – он хранится в застекленном шкафу на втором этаже Одигитриевской церкви г. Улан-Удэ, где разместились фонды Краеведческого музея.

И, надо сказать, что это была счастливая для статуи судьба, ибо в те лихие годы в огне и неприглядных условиях хранения гибло множество замечательных религиозных памятников старины.

Только в 80-х годах статую вернули верующим, поместив уже не тайно, а открыто в тот же Эгитуйский дацан, где стояла когда-то металлическая копия».

Предсказание сбывается, и появление Зандан Жуу в Забайкалье в ХХ в. является благим предзнаменованием для развития Дхармы в России.

Статуя Сандалового Будды как бы эманирует из себя буддийское учение, создавая условия для всех взаимодействующих с ней в виде кармических ситуаций, благоприятных для процветания Дхармы. Статуя проявляет себя как живой Будда, вызывая интерес к текстам и учению, пробуждая стремление к изучению буддийского мышления – возможности практики Дхармы.

Танка «Будда Шакьямуни с учениками Маудгальяной и Сарипутрой», Бурятия XIX в. Грунтованная ткань, минеральные краски, частная коллекция. Танка «Сандаловый будда», Бурятия XIX в. Грунтованная ткань, минеральные краски, частная коллекция.

Источник: https://www.infopotok.ru/articles-in-journal/155-sandalovyj-budda.html

По святым местам Бурятии

?v_kedah_po_miru (v_kedah_po_miru) wrote,
2017-02-23 13:20:00v_kedah_po_miru
v_kedah_po_miru
2017-02-23 13:20:00После знакомства с Улан-Удэ Путешествие по Бурятии: что стоит посетить в Улан-Удэ можно продолжить путешествие по этой волшебной республике в том направлении, которое вы определите для себя. А мы предлагаем небольшой обзор религиозных объектов Бурятии, для общего представления о том, куда можно направить свои кеды в этом направлении.

Дацаны

Иволгинский дацан

Буддийский монастырь и университет. Находится в селе Верхняя Иволга в 36 км западнее центра Улан-Удэ. Самый известный дацан Бурятии и значимое место паломничества буддистов не только России, но и всего мира. Это духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России.

Главное, ради чего сюда едут паломники – нетленное тело ламы Даши-Доржо Итигэлова, предсказавший революцию и период безверия. Родился он 1852 году, а в 1927 году ушёл в нирвану. И с тех пор ему удаётся держаться в этом состоянии, медики не имеют объяснений для этого феномена.

Как добраться?

Доехать до дацана можно на маршрутном автобусе №130 с площади Банзарова (рядом с рынком), который едет до пос.Иволгинск, потом пересесть на маршрут Иволгинск – дацан (15 руб.).В дни больших хуралов маршруты №130 идут прямо до дацана.

Ацагатский дацан

Дацан расположен на западной окраине села Нарын-Ацагат Заиграевского района Бурятии, 50 км от Улан-Удэ. Старейший дацан Бурятии, хотя само строение 1992 года, предыдущие постройки уничтожены временем и Советами.

В прошлом имел и другое название — Курбинский дацан. Относится к буддийским независимым объединениям Бурятии.

Местные служители передают из поколения в поколение историю о том, что его посетил император Николай I в 1891 году, в рамках кругосветного путешествия.

Как добраться?

Из общественного транспорта нашли вот такой вариант: от Улан-Удэ, Пищевая, 1г, маршрут Улан-Удэ – Унэгэтэй, но, конечно, можно попытать счастья на автовокзале. Вот здесь можно посмотреть https://biletavto.ru/

Тамчинский дацан

Он же Гусиноозёрский даца́н «Даши́ Ганда́н Даржали́нг» (ранее Хамби́нский, Хулунно́рский). Буддийский монастырский комплекс. Находится в селе Гусиное Озеро Селенгинского района Бурятии.

На территории Тамчинского дацана, перед входом в Цогчен-дуган, находится легендарный археологический памятник оленный камень Алтан-Сэргэ («Золотая коновязь»), которому, по определению археологов, 3—5 тысяч лет.

Как добраться?

Читайте также:  Буддийские храмы в индии – путешествие по родине буддизма

Дацан расположен в 150 км от Улан-Удэ, близ дороги, ведущей в Монголию. Можно добраться на арендованном транспорте или, в теории, с автовокзала Улан-Удэ до Гусиноозёрска, а там уже взять такси.

Кижингинский дацан «Дэчен Даши Лхумболинг»

Буддийский монастырь (дацан) в Кижингинском районе Бурятии, один из красивейших; расположен в 12 км к юго-западу от районного центра — села Кижинга.

Как добраться?

Добраться до Кижинги можно с автовокзала на маршрутке. А назад попасть сложнее, так что лучше договариваться заранее. Можно взять информацию здесь http://www.taksi-kizhinga.ru/raspisanie.html

Эгитуйский дацан

Находится в 250 км к востоку от Улан-Удэ в Еравнинском районе, в 1,5 км северо-западнее села Эгита, на правом берегу речки Хара-Шэбэр. В дацане хранится сокровище, буддийская святыня России: статуя Будды из сандалового дерева высотой 2 м 18 см – Зандан Жуу. По преданию она является единственной прижизненной скульптурой Будды Шакьямуни.

Как добраться?

Проезд до самого дацана на маршрутном автобусе рейсом «Улан-Удэ- Можайка» с автовокзала ежедневно.

Цонгольский дацан “Балдан Брэйбун”

Дацан расположен в селе Мурочи, на правом берегу реки Чикой, в 60 км от города Кяхта. Поэтому его называют также Чикойским или Мурочинским дацаном. Этот дацан также именуют и Хилгантуйским, в соответствии с названием местности, где прошла первая буддийская служба.На территории этого дацана стоит вышка из длинного и гладкого бревна с круглой деревянной бочкой наверху.

Такая конструкция не встречается больше ни в одном из дацанов Бурятии. Местные старожилы рассказывают, что, когда ламы обращали в буддизм местное население, они собрали всех шаманов в этом месте и убедили их принять буддийскую веру. Были сожжены все бубны и шаманские костюмы. В бочку положили священные реликвии и серебряные монеты и подняли наверх, чтобы Будда видел подарки.

Как добраться?

Можно добраться на арендованном транспорте или с автовокзала Улан-Удэ, по маршруту Улан-Удэ – Кяхта.

Православные храмы

Сретенский женский монастырь с. Батурино

Первый и на данный момент единственный женский монастырь в Бурятии. Расположен в селе Батурино Прибайкальского района в 64 км к северо-востоку от Улан-Удэ. 100 км от Байкала.Можно заказать экскурсию.

Во время экскурсии вам покажут храм и колокольню, расскажут про почитаемые святыни монастыря.Доехать можно от Улан-Удэ (с автовокзала) маршруткой или автобусом по баргузинскому тракту до села Батурина.

Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь

Расположен в 81 км к северо-западу от Улан-Удэ на левом берегу реки Селенги. Первый православный монастырь в Забайкалье. Основан в 1681 году. В советские годы здесь были сначала колония, затем психиатрическая больница, строения обветшали, теперь активно восстанавливаются.Добраться можно маршруткой до с. Троицкое, электричкой до ост. Троицк или Таловка.

Собор Воскресения Христова

Храм находится почти на самой границе с Монголией, в городе Кяхта.Список Толгской иконы Божией Матери – по рассказам старожилов чудесным образом сохранился от пожара, случившегося в первой кяхтинской деревянной церкви, и была найдена на другой день на пожарище в груде углей и пепла, при чём ничего другого не было спасено от огня.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери

Нижнеанга́рск, деревянная церковь. Самый северный храм Байкала. Как говорится: будете у нас в Нижнеангарске – милости просим.

Конечно, религиозных объектов в республике намного больше. Здесь лишь малая часть. Хотите больше? Пишите и задавайте вопросы!

Байкал, Баргузин, Бурятия, Иволгинский дацан, Сибирь, дацан, достопримечательности, маршруты, монастырь, путешествия, путешествия по России, путешествия по Сибири, храм, церковь

Источник: https://v-kedah-po-miru.livejournal.com/2169.html

Республика Бурятия – магия сандалового Будды

Если Вы обнаружили опечатку, ошибку или неточность, сообщите нам – выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

…И статуя, встав на ноги, сделала семь шагов к богу!Ночь от Иркутска до Улан–Удэ, еще 300 километров на восток – этим маршрутом паломники едут в один из самых дальних монастырей Бурятии – Эгитуйский дацан, чтобы увидеть сандаловую статую Будды, сделанную, по легенде, еще при его жизни. Здесь мистика и реальность слились воедино, а чтобы прикоснуться к тайне, достаточно протянуть руку…

Бурятия до сих пор считается одним из самых неизведанных регионов Восточной Сибири, хотя, казалось бы, и известна всем.

Дороги если и проложены, то лишь до крупных городов, а так – степь, уводящая далеко в Монголию, тайга – непроходимая, покрывающая равнины, купающая ветви кедров в ледяных реках и поднимающаяся в горы, выше которых божественный мир над облаками.

Здесь земля звучащей молитвы, которую поют цикады, которой шумят ароматные травы и смолистые, дрожащие на ветру, лиственницы. И повсюду обязательно стоят дацаны – монастыри, красоте которых могут позавидовать даже храмы Индии. А реликвии, хранящиеся в дацанах, бесценны!

Статую омывала священная вода с небаОдним из самых величественных считается Эгитуйский дацан, основанный в 1826 году и восстановленный в начале 1990–х. Расположен храм на западном берегу реки Маракта, в местности Хаара-Шибирь.

Несколько лет назад в дацане построили новый большой храм – дуган, и лишь с одной целью: чтобы сохранить величайшую святыню – Зандан Жуу, статую из сандалового дерева, которая, по преданию, является единственной прижизненной скульптурой самого Будды Шакьямуни… И невозможно описать ощущения, когда стоишь перед ней!Более 2 500 лет назад тогдашний владыка Тибета, узнав, что скоро Будда уйдет из этой жизни, захотел сделать его скульптуру, которая бы источала силу и веру всему миру. Тогда Будда в состоянии глубокой медитации перенесся на небеса Тушита, решив поделиться знаниями со своей матерью Майе. Самые великие ламы земли мысленно обратились к нему с просьбой благословить статую – и Будда согласился. Лучшие мастера нашли черное сандаловое дерево, под которым Будда часто медитировал, срезали часть его и принесли к берегу реки Ганг. Будда явился в назначенный час. Но он источал столь яркий свет, что мастера не могли смотреть на него, поэтому вырезали статую, глядя на отражение Будды в реке. Когда статуя была готова, она сама сделала семь шагов к Будде, и тот благословил ее правой рукой…До 1935 года статуя находилась в одном из храмов Эгитуйского дацана, и поклониться к ней приезжали буддисты из Индии и Тибета. Но в смутный период репрессий Зандан Жуу перевезли в Улан-Удэ, в Музей истории Бурятии. А 25 сентября 1991 года Зандан Жуу вертолетом доставили Эгитуйский дацан. В тот день шел мокрый снег и, по словам лам, “небеса омывали и очищали путь Зандан Жуу как аршаном – священной водой”. Потом статую отреставрировали и оставили в небольшом деревянном храме, пока, наконец, в 2007 году специально для нее не построили большой каменный дуган.Статуя чудотворная, – убежден Ширээтэ лама дацана. – Многие люди исцелялись около нее, некоторые, проведя в храме ночь в состоянии медитации, получали ответы на самые сокровенные вопросы. Неслучайно к нам сюда постоянно приезжают паломники!Самый меткий стрелокОсобенно много народа собирается на день рождения, открытия нового дугана – в июле, когда устраивается большой праздник и состязания – “Игры трех мужей”: конные скачки, традиционная стрельба из лука и бурятская борьба бухэ барилдаан. Почти все участники “игр”, разумеется, буддисты, и даже монахи среди них есть.Ваш автор как раз попал в самый разгар “игр” на турнир лучников, саму старшему из которых было… 87 лет. Был и один из самых уважаемых стрелков Бурятии Церендарже Магаков, которому уже 73, причем он не, только постоянно участвует в чемпионатах, но сам делает луки и стрелы. “Соревнования по стрельбе проводились в Забайкалье еще во времена Чингисхана! Раньше, разумеется, стреляли стрелами с металлическими наконечниками, теперь с деревянными и по матерчатым сурам — подушечкам на земле. Побеждает тот, кто собрал больше очков – больше попал по центральной мишени на расстоянии шестьдесят метров”, – рассказывал мне мастер.

Даже мастера спорта по классической стрельбе из лука проигрывают на турнирах, где бьют по мишеням из традиционных, бурятских (их основу делают из березы, а тетиву – из жил животных). Почему традиционная бурятская стрельба сложней? Тут тебе никаких “полезных приспособлений” вроде прицелов и противовесов! И стрелять из классического лука в Бурятии учатся с детства – отцы и деды делятся с подрастающим поколением знаниями, полученными от предков.

“Золотая коновязь” великой Тамчи

И, конечно, если оказался в Бурятии, надо съездить в старейший дацан Забайкалья – Тамчинский дацан, что у берега Гусиного озера – на другом конце республики! Единственная проблема: как добраться? Маршрутки от Улан-Удэ сюда не ходят, а поезд лишь один, рано утром. Но, видимо, сам Будда благоволил автору этих строк!

Тамчинский дацан (он же – Тамча) был основан еще в 1741 году у горы Цокто Хонгор монголом Жимбой Ахалдаевым, прибывшим в Забайкалье в 1720–х. Первый храм представлял из себя обычную войлочную юрту, но уже в 1750–м построили деревянный. В XIX веке дацан стал активно расширяться – дома, где жили монахи, и храмы строили один за другим.

В 1861 году при монастыре открылась религиозно-философская школа, куда приезжали учиться даже из Монголии и самых отдаленных уголков Сибири. В Тамчинском дацане находилась и резиденция высших буддийских иерархов Восточной Сибири.

Здесь стоял трон, на котором восседал сам Хомбо – лама Итигэлов: его нетленное тело (живет уже 159 лет!) теперь находится в легендарном Иволгинском дацане.

До революции в Тамче был целый комплекс храмов – 21, а вокруг в домиках жило более 2 500 лам: когда они одновременно в центральном дугане читали молитвы, их слышали за много километров в степи! “Раньше железной дороги не было, и еще до того, как центром Бурятии стал Улан-Удэ, здесь находился культурный и экономический центр Забайкалья.

Около Тамчи проходила дорога “на Москву”, а еще раньше, в старину, через эту местность пролегал Великий Чайный путь из Китая. По сути, Тамча была в определенной степени столицей бурятского региона”, – рассказывал мне Гончок лама… Но наступили 1930 годы.

Дацан закрыли, большинство храмов уничтожили, в центральном дугане ночевали заключенные, работавшие днем на строительстве железной дороги до Улан-Удэ, а домики лам отдали под жилье рабочих с птицефермы и скотобойни…Однако все возвращается на круги своя: поселок теперь пропадает – люди его стали покидать после того, как Союз распался, а дацан, восстановленный в 1990-м, уверенно расширяется. Недаром здесь вскоре после восстановления побывал сам Далай-лама!Вначале 1990-х наконец–то нашли и священный “Олений камень” (Алтан-Сэргэ – “золотая коновязь”), которому, по определению археологов, более 3 500 лет. В советские годы камень пропал, но потом его обнаружили под одним зданием – как часть фундамента. Реликвию извлекли, пригласили для реставрационных работ специалистов из Эрмитажа, и вскоре камень поставили на прежнее место – перед главным дуганом.С четырех сторон на камне высечены изображения оленей. А использовали его во время ритуала вызова духов. К камню привязывали коня, и тот своим громким ржанием призывал небожителей во время Цам – мощнейшего ритуала защиты буддийского учения. Фрагменты одного из последних Цамов в дацане были запечатлены в 1928 году во время съемок культового фильма Пудовкина “Потомок Чингисхана”, получившего популярность даже за пределами СССР – в Европе (там он шел под прокатным названием “Буря над Азией”).

…Прошла неделя моего путешествия по Бурятии. Осталось еще несколько дней, а потом – в Иркутск, и обратно в Ригу. А так хотелось еще, ведь каждый дацан – это целый мир, большая интересная история. И еще – горы, степь, тайга, реки, бескрайний Байкал. Бурятия – место, откуда не хочется уезжать, ну а если уж так случилось, тогда надо обязательно возвращаться.

По материалам поездки в Сибирь корреспондента “7 секретов”.

По материалам информационных агентств Восточной Сибири от 12 октября 2011

Источник: http://travel-siberia.ru/main/2326-respublika-buryatiya-magiya-sandalovogo-buddy.html