Далай Лама XIV

В 1989 году Далай-лама XIV стал лауреатом Нобелевской премии мира, а в 2006-м он получил американскую Золотую медаль Конгресса.

Далай-лама XIV (Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьяцо) – духовный лидер буддистов по всему миру – в Тибете, Монголии, Бурятии и многих других регионах. До 2011-го возглавлял Центральную тибетскую администрацию, или Тибетское правительство в изгнании, после того, как Тибет был аннексирован Китаем.

Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьяцо (Tenzin Gyatso) родился в 1935 году в деревушке Такцер (Taktser) в провинции Амдо на северо-востоке Тибета (Taktser, Amdo, Tibet). Был он

девятым из шестнадцати детей в бедной семье, при рождении мальчик получил имя Лхамо Дхондуб (Lhamo Döndrub), что означает ‘Богиня, исполняющая желания’. Интересно, что в Тибете имена дают вне зависимости от пола ребенка, потому имя мальчика звучит по-женски. Как бы ни было, позднее он изменит свое имя.

Раннее детство будущего Далай-ламы проходило в атмос

фере тяжелого труда – родители его, как и все прочие жители деревни, выращивали картофель, пшеницу и овес. Позднее он

сделает многое, чтобы помочь трудной доле бедных крестьян, а тогда никто еще не знал, что скоро этому простому мальчику предстоит решать судьбу всего народа.

Когда скончался Далай-лама XIII, тибетское правительство снарядило поисковый отряд, чтобы найти его новую реинкарнацию, и среди прочих деревень поисковики посетили и Такцер.

Юный Лхамо вел себя очень естественно – он ведь не мог знать, что искривленные ветви можжевельника на крыше указывали на то, что новый лама находится где-то рядом.

Когда мальчику показали вещи, принадлежавшие ранее Далай-ламе, а также то, что не имело к нему никакого отношения, он без труда рассортировал их, при этом назвав вещи предшественника своими. Это стало последним а

гументом в пользу того, что маленький Лхамо Дхондуб из деревни Такцер – новая реинкарнация Далай-ламы. В обратный путь поисковый отряд двинулся уже вместе с 4-летним ребенком – его перевезли в монастырь. Позднее Далай-лама вспомнит это время как не самое счастливое время его детства.

В 1939 году его перевезли в Лхасу, а зимой 1940 года Далай-лама XIV был официально введен в должность главы тибетского народа.

Затем снова был монастырь, где Далай-лама брил голову и носил монашескую одежду бордового цвета, тогда же он сменил имя на Джампел Нгаванг Лобсанг Еше Тензин Гьяцо.

А потом началась долгая и сложная учеба, и он получил степень доктора буддийской философии, а также учил санскрит, медицину, логику, ораторское искусство и много прочих наук.

Вскоре после того, как Далай-лама XIV вступил в должность, Китай аннекси

овал Тибет, и случилось так, что родная провинция Лхамо, Амдо, находилась как раз близко к границе, а стало быть, попала под контроль китайских коммунистов.

Среди первых указов, которые Далай-лама издал как глава тибетского правительства, была всеобщая амнистия, а в 15 лет он уже назначил кабинет министров и попробовал вести переговоры с Пекином, в надежде избежать полномасштабной войны.

Увы, китайские войска все же вошли в Тибет, и после девяти лет тщетных попыток договориться с китайскими властями, в 1959 году Далай-лама, переодетый в простого солдата, отправился в изгнание в Индию.

Это были долгие годы правления в изгнании – оставил свой пост Далай-лама XIV лишь в 2011 году.

За эти годы в его стране, лидером которой он не переставал быть ни одной минуты, случилось много. Так, в 2001 году в Тибете впервые прошли д

мократические выборы, а весной 2011 года Далай-лама объявил о своем уходе с поста политического лидера страны. Позднее он выразил пожелание, что следующий Далай-лама вовсе не должен быть и политическим лидером Тибета.

С тех пор Далай-лама XIV путешествует по миру, выступает перед тибетцами, обучает буддизму и много практикует сам. Среди его интересов – медицина и физика, экономика и окружающая среда, а также защита прав и миротворческая деятельность. У Далай-ламы XIV множество всевозможных наград и почетных степеней от мировых университетов.

Авторитет ламы среди тибетцев и буддистов всего мира невероятно высок, а сам он не устает повторять, что в нынешнем воплощении у него есть три главные обязанности: разъяснение общечеловеческих ценностей, достижение гармонии между разными религиями и помощь тибетскому народу.

Источник: http://facecollection.ru/people/dalay-lama-xiv

Далай-лама, духовный лидер тибетского народа: биография, учение, цитаты и высказывания :

Фигура далай-ламы имеет многовековую историю. Она известна в буддистской традиции еще с конца XIV столетия.

Начиная с XVII века эта должность совмещает в себе религиозные и государственные функции, обладает необычайно большим влиянием и пользуется уважением и почтением. Известно, что за всю историю Тибета далай-лам было 14.

Сколько лет далай-ламе нынешнему, что представляет собой этот институт, в чем состоит его учение – об этом будет рассказано в статье.

Линия передачи «Тулку»

В соответствии с буддистскими тибетскими представлениями, бодхисаттва принял решение стать буддой (просветленным существом) во имя блага всех людей и спасти все живое от страданий.

Для того чтобы найти выход из бесконечного круга перерождений – сансары, он сам не уходит в нирвану, воплощаясь в одном из людей, которым и является далай-лама.

Таким образом, существует непрерывная линия передачи духовной сущности бодхисаттвы, носящая название «Тулку».

С XVII века и до 1959 года далай-ламы руководили Тибетом, находясь в его столице Лхасе. Их правление носило теократический характер, то есть было тесно связано с буддистскими верованиями и традициями, по сути, основываясь на них. Поэтому и по сей день в Тибете далай-лама считается духовным лидером всего народа. Он носит титул «Его Святейшество».

Значение слова и выбор ламы

В переводе с монгольского языка «далай» значит «океан», что в данном контексте мыслится как «великий». Монгольские ханы, которые правили после Чингиса, именовались титулом «Далай-хан» – «Великий хан».

Что касается второй части названия тибетских правителей, то понятие «лама» в тибетском понимании тождественно санскритскому «гуру», что означает «учитель». Таким образом, значение слова – «Великий учитель».

Как выбирают далай-ламу? Когда умирает человек, являвшийся при жизни очередным воплощением бодхисаттвы, монахи, считая, что произошла реинкарнация в другого человека – маленького ребенка, – принимаются за его поиски. Он должен обладать определенными качествами и пройти ряд сложных испытаний.

Сам процесс поисков является довольно сложным и долгим. Продолжаться он может многие годы. Он начинается следующим образом.

Тело скончавшегося далай-ламы, которое забальзамировано, помещают на трон в сидячем положении и ждут, пока его голова повернется.

После этого монахи начинают гадать с помощью вод священного озера, на глади которого они рассчитывают увидеть указание на название тибетской провинции, где они, возможно, найдут нового ламу.

Затем они снаряжают целую экспедицию в этом направлении. Считается, что дети, являющиеся перерождениями бодхисатвы, как правило, помнят те вещи и тех людей, которые присутствовали в их прошлых жизнях.

Некоторые из них обладают способностью к чтению религиозных текстов, хотя никогда не учились этому.

После того, как новый тибетский лама найден, ребенка забирают в Лхасу и там под руководством опытных наставников обучают несколько лет.

Суть тибетского буддизма

Тибетский буддизм, который иногда называют «ламаизм», что является не совсем корректным, представляет собой одно из направлений в буддизме, которое характерно для таких регионов, как сам Тибет плюс прилегающие области Гималаев, Монголия, Бурятия, Калмыкия, Тува и ряд других.

Это комплекс учений и медитативных практик, характерной чертой которого является существование уже упомянутой выше традиции перерождений, приведшей к тому, что в лице института далай-ламы произошло объединение светской и духовной власти.

В основе тибетских учений лежит понятие, близкое к понятию «дхарма», одному из важнейших также и в индуистской философии и религиях.

Его можно трактовать как совокупность норм и правил, которые необходимы для того, чтобы соблюдался и поддерживался космический порядок. Оно означает и религиозный долг, и нравственные устои, и универсальный закон бытия.

Считается, что люди, соблюдающие принципы дхармы, могут достичь нирваны, или мокши, то есть освобождения от страданий материального мира, от необходимости новых рождений.

Далай-лама XIV

Все вышесказанное в полной мере относится к сегодняшнему ламе, духовному лидеру Тибета, которого зовут Тэнцзин Гьямцхо. Он родился в 1935 году, 6 июля. Место рождения – Китай. Далай-лама является лауреатом Нобелевской премии мира, которую он получил в 1989 году.

Еще он имеет большое количество наград, среди них – Золотая медаль Конгресса – высшая награда США, которой его наградили в 2007 году. Он возглавлял правительство Тибета в изгнании до конца апреля 2011 года, после чего передал полномочия Лобсангу Сангаю.

Реинкарнацией своего предшественника Далай-лама XIV был признан в 1937 году, когда ему было 2 года. Во время одного из испытаний, увидев некоторые реликвии и игрушки предыдущего ламы, он закричал: «Это мое!» В октябре 1939 года он прибыл в Лхасу в составе каравана.

Возведение на трон и изгнание

На трон он был возведен в феврале 1940 года в Тибете, точнее в его столице Лхасе. В 1950-х годах на эти территории вторглись китайские войска, после чего с одобрения далай-ламы в 1951 году было подписано соглашение, предполагавшее мирное освобождение страны.

Затем ламой в продолжение девяти лет предпринимались попытки мирного сосуществования с центральными китайскими властями. Однако после того, как произошло и было подавлено восстание против Китая, он был вынужден покинуть столицу в марте 1959 года и нашел убежище на территории Индии, где сегодня находится правительство Тибета в изгнании.

В 2012 году, после ухода из политического руководства, далай-лама сделал заявление относительно своей позиции по независимости Тибета. Он подчеркнул, что, несмотря на мнение китайских властей, не испытывает стремления к независимости страны, а лишь выступает за его автономное существование в составе КНР на демократической основе.

Содержание учения

Учением далай-ламы является Дзогченг, в котором говорится об изначальной природе – неотъемлемой для каждого существа и выражающейся в состоянии, называемом «ригпа». Эта природа ума характеризуется как пустая, ясная, чистая, всеобъемлющая. Также для ее отражения используются такие термины, как «естественное состояние», «изначальное осознование».

Читайте также:  Философия японии – как она формировалась и что заключает в себе

Она не имеет своей формы, но наделена способностью к восприятию, проявлению, переживанию, отражению или выражению любых других форм. При этом она никоим образом не затрагивается другими формами.

В качестве примера мастера учения Дзогченг приводят зеркало, проявляющее любые отражения, никак не влияющие на само зеркало.

Если человек сможет поддерживать подобное состояние внутри себя, то он будет защищен от каких-либо проявлений страдания.

Дзогченг передается ученику мастером, который смог добиться реализации в себе изначального природного состояния. Суть учения содержится в трех заветах, которые призывают:

  • ознакомиться с природой собственного сознания с помощью опытного наставника;
  • избавиться от сомнений;
  • поддерживать в себе такое состояние.

В соответствии с названными заветами, учение разделяется на три раздела:

  • посвященный природе ума;
  • очерчивающий изначальное пространство;
  • содержащий тайные устные наставления.

Следуя Дзогченгу, человек может в продолжение одной жизни достичь окончательной реализации – «состояния будды», в том числе посредством реализации «тела света» в самом конце жизненного пути.

Ненасилие

Еще одна важная сторона учения далай-ламы – ненасилие. Оно представляет собой систему ценностей, социальную и этическую концепцию, а также духовную практику. В основе каждого из направлений лежит неприятие насилия и полный отказ от него в достижении каких бы то ни было целей, в том числе и благих.

Ненасилие может проявляться как принципиальное убеждение – религиозное, философское, этическое, а также как политическая прагматическая стратегия. Одним из идеологов ненасилия является Махатма Ганди – выдающийся индийский деятель – политический и общественный, чья философия оказала воздействие на сторонников мирных перемен, в частности в движении за независимость Индии.

Зона ахимсы

В буддизме, как и в индуизме, понятие «ненасилие» тесно связано с идеей ахимсы – непричинения вреда всем живым существам.

В 1987 году Далай-лама XIV предложил мирную политическую программу, которую он назвал «Зона ахимсы», или «Зона мира». Ее суть заключается в следующем предложении.

Сначала сделать зоной ненасилия Тибет, проведя там полную демилитаризацию, а затем расширить ее до размеров всего земного шара.

Программа предполагает, что Тибет, в качестве зоны мира, будет очищен от всех видов оружия и станет местом, где человек сможет гармонично сосуществовать с природой. Именно за выдвижение этого плана, который еще называют «Срединный путь», Далай-лама XIV был награжден Нобелевской премией мира.

Мудрые изречения

Цитаты далай-ламы отличаются мудростью и могут быть интересны любому человеку. Возможно, изречения этого уважаемого человека помогут кому-то в той или иной жизненной ситуации. В связи с этим целесообразно привести близкое к тексту изложение некоторых цитат далай-ламы, касающихся религии, радости и страданий.

  • Религия является личным делом каждого человека, его индивидуального сознания. А оно у всех разное. Существует несколько концепций, связанных с Богом, например, концепции Бога-создателя или теория, выводящая закон причины и следствия. Каждая имеет право на существование. Но даже если человек является неверующим, главное, чтобы он был честным, искренним и сострадательным.
  • По мере того, как человек развивает в себе альтруизм, любовь и сострадание, он избавляется от ненависти, гордыни и низменных желаний.
  • Нельзя позволять иссякать живущей в вас радости. Несчастье уничтожает все вокруг, вместо того, чтобы страдать, лучше попытаться что-либо изменить, а если изменить уже ничего нельзя, то страдания тут не помогут.
  • Люди зачастую усиливают свою боль и страдания, проявляя излишнее внимание к мелочам, принимая многое слишком близко к сердцу.

Источник: https://www.syl.ru/article/378519/dalay-lama-duhovnyiy-lider-tibetskogo-naroda-biografiya-uchenie-tsitatyi-i-vyiskazyivaniya

Биография и книги автора Далай-лама XIV

Об авторе

Тензин Гьяцо, Его Святейшество Далай Лама XIV (Jetsun Jamphel Ngawang Lobsang Yeshe Tenzin Gyatso, born Lhamo Döndrub) (Нгаванг Лобсанг Тензин Гьяцо, тиб. བསྟན་འཛིན་རྒྱ་མཚོ་; род. 6 июля 1935) — духовный лидер буддистов Тибета, Монголии, Бурят-Монголии, Тывы, Калмыкии, и др. Лауреат Нобелевской премии мира (1989).

Биография

Далай Лама XIV, Тензин Гьяцо, является духовным лидером тибетского народа и последователей тибетского буддизма во всех странах. Буддисты верят, что Далай Ламы являются воплощениями Авалокитешвары (Бодхисаттвы Сострадания) на земле, они рождаются здесь, чтобы служить людям.

Признанный как Далай Лама, Лхамо Дондруб получил новое имя — Чжецун Чжампел Нгаванг Ешэ Тензин Гьяцо. Среди возможных переводов этих многочисленных эпитетов: «Святой», «Великомилосердный», «Защитник веры», «Океан мудрости». Тибетцы обычно называют его Ешэ Норбу — «Всеисполняющая драгоценность» или просто Кундун — «Присутствие».

На западе Далай Ламу чаще всего называют «Его Святейшество».

Ранние годы

Далай Лама XIV родился 6 июля 1935 в семье среднезажиточных фермеров-монгуров в маленькой и бедной деревушке Такцер, расположенной на холме над широкой долиной на северо-востоке Тибета в провинции Амдо.

Его отец Чойкьон Цэринг и мать Сонам Цомо (её имя было в дальнейшем изменено на Дики Цэринг), как и другие 20 семей деревни (включая нескольких этнических китайцев), занимались выращиванием овса, пшеницы и картофеля. При рождении он получил имя Лхамо Дондруб. Он был пятым из девяти детей в семье.

Самой старшей была его сестра Цэринг Долма, которая была на восемнадцать лет старше Далай Ламы. Самый старший брат, Тхуптен Чжигмэд Норбу, позже был признан реинкарнацией высокого ламы Такцер Ринпоче.

В своей автобиографии «Моя земля и мой народ» Далай Лама XIV пишет: «Если бы я родился в богатой аристократической семье, я бы не смог проникнуться чувствами и чаяниями беднейших тибетцев.

Но благодаря своему простому происхождению я могу понять их, предвидеть их мысли, и именно поэтому я так сильно сострадаю им и всегда пытался сделать всё, чтобы облегчить их долю.» В 1909 Далай Лама XIII, совершая паломничество по святым местам, посетил деревню Такцер. Он отметил красоту этого места и сказал, что хотел бы вернуться сюда вновь.

В 1937, уже после кончины Далай Ламы XIII, в деревню Такцер прибыла особая группа лам, искавшая его новое воплощение. После соответствующих испытаний (в частности, когда ему показали различные реликвии и игрушки предыдущего Далай Ламы, он сказал: «Это моё, это моё!») двухлетний Лхамо Дхондруб был признан реинкарнацией своего предшественника. Сам Далай Лама XIV считает, что далеко не все инкарнации Далай Лам были подлинными. Он уверен, что является воплощением Далай Ламы V, так как в детстве у него было очень много ярких снов, связанных с этой прошлой жизнью.

Восточный район Тибета, где находилась деревня Такцер, был под контролем Китая. После длительных переговоров между тибетским правительством и местной администрацией, в октябре 1939 Лхамо Дхондруб покинул дом своих родителей и направился в Лхасу.

Возведение на трон и изгнание

Далай Лама был возведён на трон 22 февраля 1940 в Лхасе, столице Тибета. После вторжения в Тибет китайских коммунистов в 1949—50-х годах он в течение девяти лет предпринимал попытки мирного сосуществования с китайскими властями.

После подавления антикитайского восстания он был вынужден оставить Лхасу в ночь на 17 марта 1959 года, чтобы найти убежище в Индии.

С этого времени живёт в Дарамсале (штат Химачал-Прадеш), где находится Тибетское правительство в изгнании.

Образование

Далай Лама обучался по традиционной тибетской системе, двумя официальными наставниками: Линг Ринпочхэ и Тричжанг Ринпочхэ.

В программу обучения входили «пять больших наук» (логика, тибетское искусство и культура, санскрит, медицина, буддийская философия) и «пять малых» (поэзия, музыка и драматическое искусство, астрология и словесность).

Другом юного Далай Ламы был также известный австрийский альпинист и писатель Генрих Харрер, проживший семь лет в Тибете после экстрадиции из Британской Индии.

Далай Лама обучался с шести до двадцати пяти лет от роду, получив высшую учёную степень гэшэ-хларамба («доктора буддийской философии»). В возрасте двадцати четырёх лет он сдал предварительные экзамены в трёх главных монастырских университетах Тибета: Дрепунге, Сэре и Гандене.

Заключительные экзамены прошли в главном храме Лхасы во время ежегодного молитвенного фестиваля Монлам зимой 1959 года. Утром в экзаменационный день Далай Лама сдавал экзамены по логике тридцати учёным. Во второй половине дня он участвовал в философском диспуте с пятнадцатью учёными. Вечером тридцать пять учёных экзаменовали его по вопросам монашеской дисциплины и метафизики.

Далай Лама блестяще сдал экзамены в присутствии 20 000 учёных-монахов и получил звание Доктора богословия (Гэшэ-Хларамба).

Руководство страной

В 1949 году резко обострились тибетско-китайские отношения. Китайское правительство настаивало на том, что Тибет является частью Китая. Выражая точку зрения своего народа, Далай Лама писал: «С 1912 до рокового 1950 Тибет de facto был государством, независимым от любой другой державы, и наш статус по сей день остаётся тем же, что и в 1912 году».

17 ноября 1950 Народно-освободительная армия Китая вошла в Восточный Тибет, что ещё более осложнило ситуацию.

26 октября 1950 МИД Индии направил в Пекин следующую ноту: «Сейчас, когда китайское правительство предприняло вторжение в Тибет, навряд ли можно совместить с этими событиями мирные переговоры, и, естественно, часть тибетцев будет опасаться, что эти переговоры пройдут под давлением.

При современном положении дел вторжение китайских войск в Тибет не может быть рассмотрено иначе как удручающее событие, не согласующееся с интересами самого Китая в налаживании мира в регионе. Так считает индийское правительство».

В том же году чрезвычайная сессия Национальной ассамблеи Тибета обратилась к пятнадцатилетнему тогда Далай Ламе с просьбой принять на себя всю полноту духовной и светской власти. 17 ноября 1950 состоялось возведение Далай Ламы Тензина Гьяцо на престол духовного и светского правителя Тибета.

Cтав главой государства и правительства, в 1954 Далай Лама XIV едет в Пекин на мирные переговоры с Мао Цзэдуном и другими китайскими лидерами, в числе которых были Чжоу Эньлай и Дэн Сяопин.

В 1956, посещая Индию в рамках празднования 2500-летия буддизма, он проводит ряд встреч с премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру и премьер-министром Китая Чжоу Эньлаем для обсуждения обострившейся политической обстановки в Тибете.

Его усилия по мирному урегулированию тибето-китайского конфликта были сведены на нет жёсткой политикой Пекина в восточном Тибете, которая повлекла за собой народные волнения. Движение сопротивления быстро распространилось и на другие части Тибета. 10 марта 1959 года в столице Тибета, Лхасе, вспыхнуло беспрецедентное по своему размаху восстание.

Его участники провозглашали независимость своей страны и требовали от Китая оставить Тибет. Тибетское народное восстание было жестоко подавлено китайской армией. Далай Лама покинул Тибет и получил политическое убежище в Индии. За ним в изгнание последовало около восьмидесяти тысяч тибетцев.

С 1960 года Далай Лама проживает в индийском городке Дхарамсала, который называют «маленькой Лхасой». Там находится штаб-квартира тибетского правительства в изгнании. В 2001 году Далай Лама объявил, что если у тибетского народа будет избираемая политическая власть, институт Далай Лам может утратить свою актуальность. Он будет счастлив тогда наполовину уйти в отставку и позволить институту Далай Лам умереть вместе с ним. В 2005 в интервью газете «Хиндустан Таймс» Далай Лама уточнил свою позицию: «Если я умру в течение нескольких ближайших месяцев или до того, как мы вернёмся в Тибет, тогда придёт новый Далай Лама». Под «возвращением в Тибет» Далай Лама имеет в виду обретение Тибетом независимости или хотя бы прав автономии в составе Китая. В 2002 году Далай Лама сложил с себя обязанности политического руководителя Тибета, и теперь главой Тибетского правительства в изгнании является премьер-министр Самдонг Ринпоче.

Читайте также:  Одежда буддийских монахов в разных направлениях буддизма

В 2002 году между китайскими властями и представителями Далай Ламы возобновились конфиденциальные переговоры о предоставлении большей автономии Тибету, но до сих пор никаких конкретных результатов достичь не удалось.

Ввиду деликатности диалога Пекин официально не признает даже наличие таких контактов.

Как заявляет правительство Тибета в изгнании, конечной целью переговорного процесса является достижение возможности для тибетцев сохранить свою культурную идентичность.

Международная деятельность

В первые годы изгнания Далай Лама неоднократно обращался в Организацию Объединённых Наций с просьбой о содействии в разрешении тибетского вопроса. В результате Генеральной Ассамблеей ООН было принято три резолюции (в 1959, 1961 и 1965), призывающих Китай уважать права человека в Тибете и стремление тибетцев к самоопределению.

Создав новое тибетское правительство в изгнании, Далай Лама видел первоочередную задачу в выживании тибетцев в изгнании и спасении их культуры. Для этой цели были основаны поселения тибетских беженцев, основным занятием стало сельское хозяйство.

Экономическое развитие и создание системы образования способствовало воспитанию нового поколения тибетцев, хорошо знающих свой язык, историю, религию и культуру. В 1959 был создан Тибетский институт драматических искусств, а также Центральный институт высшей тибетологии — высшее учебное заведение для тибетцев, проживающих в Индии.

Для сохранения обширного собрания учений тибетского буддизма — основы тибетского образа жизни, в изгнании было воссоздано свыше 200 монастырей. В 1963 Далай Лама провозгласил демократическую конституцию, основанную на буддийских принципах и Всеобщей декларации прав человека, для свободного Тибета. Сегодня тибетский парламент формируется на основе выборов.

Далай Лама постоянно подчёркивает необходимость демократизации тибетской администрации и неоднократно заявлял, что после разрешения тибетского вопроса он не будет занимать какого бы то ни было политического поста. В 1987 Далай Лама выдвинул «План мира из пяти пунктов» как первый шаг по созданию в Тибете зоны мира.

План предусматривал прекращение массового переселения китайцев в Тибет, восстановление основополагающих прав человека и демократических свобод, прекращение использования Китаем территории Тибета как места для производства ядерного оружия и захоронения ядерных отходов, а также начало серьёзных переговоров о будущем Тибета.

15 июня 1988 в Страсбурге он выдвинул расширенный вариант «Плана из пяти пунктов», предложив демократическое самоуправление в Тибете «в сотрудничестве с Китайской Народной Республикой». 2 сентября 1991 года тибетское правительство в изгнании объявляет страсбургское предложение недействительным в силу закрытости и негативного настроя китайского руководства по отношению к выдвинутым в Страсбурге предложениям.

9 октября 1991, выступая в Йельском университете в США, Далай Лама сказал, что хотел бы посетить Тибет, чтобы собственноручно оценить сложившуюся политическую ситуацию.

«Я очень беспокоюсь, — сказал он, — что эта взрывоопасная ситуация может повлечь за собой вспышки насилия. Я хочу сделать всё, что в моих силах, дабы это предотвратить.

… Мой визит стал бы новой возможностью для достижения понимания и создания основы для выработки решения путём переговоров».

Контакты с востоком и западом

С 1967 года Далай Лама предпринял ряд путешествий по всем пяти континентам и к настоящему моменту побывал уже в 46 странах мира.

Россию Далай Лама посетил уже семь раз: трижды в советский период — в 1979, 1982 и 1986 годах; позднее, в 1991 и 1992 годах он посетил традиционные буддийские республики: Бурятию и Агинский Автономный Округ, Туву и Калмыкию.

В 1994 году вновь побывал в Москве, и 1996 году посетил Москву по дороге в Монголию. В 1994, находясь в Москве, он даже выступал в Госдуме. Однако чем более прочным становилось российско-китайское партнёрство, тем труднее было Далай Ламе попасть в Россию.

С 2001 по 2004 Россия отказывала ему в предоставлении въездной визы. В ноябре 2004 года, после десятилетнего перерыва, Далай Лама прибыл с кратким пастырским визитом в буддийскую республику Калмыкия.

Межрелигиозный диалог

Далай Лама встречался с Папой Римским Павлом VI в Ватикане в 1973 году. На пресс-конференции в Риме в 1980 он выразил надежду на встречу с Иоанном Павлом II: «Мы живём в период колоссального кризиса, в период событий, сотрясающих мир.

Невозможно обрести душевный покой, если нет гарантий безопасности и гармонии в отношениях между народами. Вот почему с верой и надеждой я жду встречи со Святейшим Отцом, дабы обменяться идеями и чувствами и выслушать его суждение о том, как можем мы открыть дверь к миру и покою в отношениях между народами».

Далай Лама встречался с Папой Римским Иоанном Павлом II в Ватикане в 1980, 1982, 1990, 1996 и 1999. В 1981 Далай Лама беседовал с епископом Кентерберийским Робертом Ранси и другими лидерами англиканской церкви в Лондоне.

Он также встретился с лидерами исламской, римской католической и иудейской церкви и выступил на конгрессе мировых религий, где в его честь была проведена межконфессиональная служба.

«Я всегда верю, — говорил он, — что гораздо лучше, если у нас будет широкое разнообразие религий, широкое разнообразие философий, нежели одна религия или философия. Это необходимо в силу того, что у людей разные ментальные наклонности. У каждой религии есть свои уникальные идеи и методы. Изучая их, мы обогатим собственную веру».

Признание и награды

С 1973 года, когда Далай Лама впервые посетил страны Запада, многие зарубежные институты и университеты присуждали ему награды и почётные учёные степени в знак признания его блестящих трудов по буддийской философии и активной пропаганды межрелигиозного диалога, решения международных конфликтов, вопросов, связанных с нарушением прав человека и загрязнением окружающей среды. Вручая Далай Ламе премию имени Рауля Валленберга (совещание Конгресса США по правам человека), конгрессмен Том Лантос отметил: «Мужественная борьба Его Святейшества Далай Ламы свидетельствует о том, что он является ведущим лидером в борьбе за права человека и мир во всем мире. Его неиссякаемое стремление положить конец страданию тибетского народа посредством мирных переговоров и политики примирения требует колоссального мужества и жертвенности».

Среди многочисленных премий и наград, присужденных Далай Ламе за его заслуги в борьбе за мир и соблюдение прав человека: филиппинская премия Магсейсея (известная как «Нобелевская премия Азии»); гуманитарная премия имени Альберта Швейцера (Нью-Йорк, США); премия имени доктора Леопольда Лукаса (Германия); «Премия памяти» (фонд Даниэля Миттерана, Франция); «Награда за лидерство в области миротворческой деятельности» (фонд «Ядерного века», США); украинский орден «Оливковая ветвь»; награда «За мир и объединение» (Национальная мирная конференция, Нью-Дели, Индия) и Первая премия Фонда Сарториуса (Германия).

Нобелевская премия мира

Решение норвежского Нобелевского комитета присудить Премию мира Далай Ламе вызвало одобрение всего мирового сообщества (за исключением Китая). Комитет подчеркнул, что «Далай Лама в своей борьбе за освобождение Тибета неуклонно выступает против применения насилия.

Он призывает к поиску мирного решения, основанного на терпимости и взаимном уважении, с целью сохранения исторического и культурного наследия своего народа».

10 декабря 1989 года Далай Лама принял Нобелевскую премию от имени всех, кто подвергается гонениям, всех, кто борется за свободу и трудится во имя мира во всём мире, а также от имени тибетского народа.

«Эта премия, — заявил он, — подтверждает нашу убеждённость в том, что оружием правды, мужества и решимости Тибет добьётся освобождения. Наша борьба должна быть ненасильственной и свободной от ненависти».

Далай Лама также направил слова поддержки возглавляемому студентами демократическому движению в Китае: «В июне этого года народное демократическое движение в Китае было жестоко подавлено.

Но я не думаю, что демонстрации протеста не принесли плодов, ибо дух свободы вновь ворвался в сердца китайского народа, и Китай не сможет устоять перед этим духом свободы, захлестнувшим сегодня многие части мира.

Мужественные студенты и их сторонники показали китайскому руководству и всему миру лицо подлинного гуманизма, присущее этой великой нации».

Простой буддийский монах

Далай Лама часто говорит: «Я — всего лишь простой буддийский монах, не больше, не меньше». Он ведёт жизнь буддийского монаха. В Дхарамсале он просыпается в 4 утра, медитирует, читает молитвы и выдерживает жёсткий график официальных встреч, аудиенций, религиозных учений и церемоний.

Каждый свой день он завершает молитвой.

Отвечая на вопрос об источнике своего вдохновения, он часто приводит своё любимое четверостишие из труда прославленного буддийского святого Шантидевы:
«Покуда длится пространство, Покуда живые живут, Пусть в мире и я останусь

Страданий рассеивать мглу.»

Источник: http://www.rulit.me/authors/xiv-dalaj-lama

Далай-лама XIV – Буддийская практика. Путь к жизни полной смысла

Далай-лама XIV

Буддийская практика. Путь к жизни полной смысла

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА АНГЛИЙСКОГО ИЗДАНИЯ

Наставления Его Святейшества Далай-Ламы я впервые услышал в 1972 году. Через три дня после моего приезда в город Дхарамсалу, что на севере Индии, он начал шестнадцатидневный курс лекций (по четыре-шесть часов ежедневно), посвященный различным этапам пути к просветлению.

Я занимался тибетским языком и практиковал тибетский буддизм с 1962 года; мои учителя, особо искушенные в толкованиях тибетских текстов, подготовили меня к обучению у йогов, бежавших из Тибета в Индию.

Читайте также:  Как пользоваться буддийскими четками – практика работы с мантрами

И, говоря откровенно, мне показалось маловероятным, что этот облеченный государственной властью человек, явившийся на свет в своем нынешнем воплощении в 1935 году на северо-востоке Тибета, человек, который на основании множества предсказаний, видений, чудесных знамений и проверок был в двухлетнем возрасте признан Четырнадцатым Далай-Ламой, действительно способен на все то, что обещала программа его курса.

Но услышанное меня поразило.

Далай-Лама говорил о самых разнообразных аспектах пути к просветлению. Он покорил мой ум и сердце, высказав целый ряд идей, от фундаментальных до наиболее частных, которые прояснили многие вопросы, долго остававшиеся для меня неразрешенными. Он заставил меня на многое взглянуть по-новому.

Далай-Лама говорил по-тибетски так быстро и отчетливо, что невозможно было отвлечься ни на мгновение. Как-то раз он особенно воодушевленно объяснял, какого рода размышления лучше всего способствуют развитию способности сострадать.

Голос его порой становился необычайно высоким – «козлиным», как в шутку выразился сам Далай-Лама. Мне же в этих интонациях слышалась вдохновенная погруженность поэта. В продолжение цикла лекций Его Святейшество представил слушателям весь спектр практик, ведущих к просветлению.

С подлинно философской глубиной он показывал взаимосвязь вещей, между которыми на первый взгляд не было ничего общего.

Тот же голос поэта и философа звучит в этой книге: порой он трогает сердце живыми описаниями человеческого страдания и преимуществ альтруизма, порой же обращает наше внимание на отличительные черты таких глубоких практик, как, например, медитация на пустоту. Все это способно послужить пищей для многолетних размышлений.

В пятилетнем возрасте Далай-Ламу привезли в столицу Тибета Лхасу, где он прошел полный курс обучения в монастыре.

Из-за вторжения в 1950 году китайских коммунистов в Восточный Тибет шестнадцатилетний Далай-Лама неожиданно оказался вынужден взять в свои руки бразды государственного управления.

Несмотря на его попытки достичь понимания и наладить сотрудничество с захватчиками, Далай-Ламе грозила неминуемая опасность, и в 1959 году он бежал в Индию. В изгнании он успешно воссоздал множество центров по изучению всех областей тибетской культуры.

Он много путешествовал и посетил почти все страны мира с целью донести не только до буддистов или сторонников иных религий, но до всех и каждого идею о важности милосердия при любом общественном строе. Его неутомимые усилия во имя тибетского и всех других народов были отмечены в 1989 году Нобелевской премией мира.

Его Святейшество опубликовал множество книг – как для широкого круга читателей, так и для тех, кто проявляет углубленный интерес к буддизму.

В настоящей книге он прослеживает многовековые традиции духовных практик Тибета и исходя из собственного опыта советует, как идти по духовному пути, ведущему к ясности ума и эмоциональному преображению.

Тем самым он показывает нам, как наполнить нашу жизнь смыслом.

В течение всех тридцати лет нашего знакомства, в том числе тех десяти, что я состою главным переводчиком Далай-Ламы в лекционных поездках по США, Канаде, Индонезии, Сингапуру, Малайзии, Австралии, Великобритании и Швейцарии, я наблюдаю, как Его Святейшество проникается этими практиками всей глубиной своего существа. Для нас важно понимать, что этот удивительный человек – проницательный, сострадательный, веселый – воспитан именно тибетской культурой. Мы должны относиться к ней как к одному из величайших чудес света.

Джеффри Хопкинс,

доктор философии,

профессор тибетологии университета штата Вирджиния

ПОТРЕБНОСТЬ В МИРЕ И ДОБРОТЕ

Когда я путешествую по различным уголкам мира и общаюсь с людьми, у меня всякий раз возникает ощущение, что мы – члены одной семьи. Пусть даже мы встречаемся впервые, я вижу в каждом из них друга. Да и по правде говоря, все мы хорошо знакомы, ведь мы – люди и основные цели у нас одни и те же; мы ищем счастья и не желаем страдать.

ДВА ПУТИ К СЧАСТЬЮ

К счастью можно прийти двумя путями. Первый путь – внешний. Приобретая лучшее жилище, лучшую одежду, более приятных друзей, мы можем в той или иной степени обрести счастье и удовлетворение. Второй путь – это путь духовного развития, и он позволяет достичь счастья внутреннего.

Однако эти два подхода не равноценны. Внешнее счастье без внутреннего не может длиться долго. Если жизнь рисуется вам в черных красках, если вашему сердцу чего-то недостает, вы не будете счастливы, какой бы роскошью себя ни окружили.

Но если вы достигли внутреннего спокойствия, то можете обрести счастье даже в самых тяжелых условиях.

Материальное благополучие само по себе иногда способно помочь решить какую-то проблему, но взамен оно создает другую. Скажем, человек может быть богат, хорошо образован, занимать высокое положение в обществе, но счастье обходит его стороной, и вот уже он начинает принимать успокоительное и злоупотреблять спиртным.

Ему все время чего-то недостает, он по-прежнему чем-то не удовлетворен и находит спасение в наркотиках или в бутылке. С другой стороны, встречаются люди, у которых не так много денег, чтобы за них волноваться, – и они наслаждаются покоем. Бедные в материальном плане, такие люди всё же довольны и счастливы. Вот что значит правильный умственный настрой.

Материальный достаток сам по себе никогда не сможет полностью решить проблему человеческого страдания.

В этой книге я предлагаю вам, мои читатели, ознакомиться с ценными тибетскими методиками, корни которых уходят в далекое прошлое. Ежедневное применение этих методик позволяет достичь умиротворенности ума.

И как только ваши ум и сердце обретут покой, смятение и тревога уйдут сами собой, и вы почувствуете себя счастливее. Происшедшие изменения отразятся на ваших отношениях с другими людьми.

А став лучше как человек, вы станете лучше как гражданин своей страны и в конечном счете – как гражданин мира.

Источник: https://libking.ru/books/religion-/religion-self/115398-dalay-lama-xiv-buddiyskaya-praktika-put-k-zhizni-polnoy-smysla.html

Далай-лама XIV и его история

Здравствуйте, мой дорогой читатель! В статье  краткая история жизни главного духовного наставника последователей тибетского буддизма.

Семь лет в Тибете

Друзья, недавно посмотрела фильм «Семь лет в Тибете» (1997). Очень хороший фильм о дружбе, любви, о юности Далай-ламы XIV и исторических событиях нескольких стран.

Фильм снят по автобиографической книге Генриха Харрера – знаменитого австрийского альпиниста (актер Брэд Питт), которого судьба привела в Тибет в годы Второй мировой войны. Генрих становится учителем, а затем другом юного Далай-ламы.

Если вы еще не посмотрели этот фильм, настоятельно рекомендую! Есть над чем подумать. О смысле жизни, например. О добре и зле, о войне и мире, о бережном отношении к природе и животным,  о сострадании, и, наконец, о философии буддизма.

Интересный факт: после выхода фильма на мировой экран, правительство Китая запретило актеру Брэду Питту когда-либо посещать их страну.

После просмотра фильма мне захотелось узнать еще больше о Тибете и удивительном человеке – Далай-ламе XIV. Благодарю жизнь, что я живу в одно время с великими людьми, у которых многому учусь. Одним из них является Далай-лама XIV.

Далай-лама XIV — краткая биография

Летом 1935 года в бедной крестьянской семье родился мальчик. Его назвали Лхамо Тхондуп. Каким образом этот малыш стал Далай-ламой? Все не так просто, друзья!

Титул Далай-ламы носят первосвященники ламаистской церкви в Тибете. Незадолго до своей смерти каждый Дала-лама составляет послание, в котором говорится, где следует искать его новое воплощение.

Перед тем, как приступить к розыскам будущего главы тибетской церкви, высшие ламы обращаются к астрологам, которые и определяют место и время следующего воплощения.

Почти всегда будущий Далай-лама воплощается в ребенке, которого узнают по многим приметам: необычным событиям при рождении, странному поведению в младенчестве, родимым пятнам определенной формы. Таким образом был опознан нынешний Далай-лама.

До середины XX века резиденцией Далай-ламы являлся дворец Потала в городе Лхасу, где начинался длительный процесс обучения и воспитания будущего ламы. Только пройдя этот нелегкий путь, он получал всю полноту власти и его признавали главой древнейшей из мировых религий.

Ребенок изучал сложнейший церемониал, тибетский язык, литературу, буддийскую философию, догматику, основы медицины и другие науки, после чего получал право называться ламой.

Мальчик в возрасте трех лет стал рядовым послушником в монастыре. На первом экзамене он должен был продекламировать наизусть 125 листов священных текстов! В пять лет он взошел на трон.

Лхамо Тхондуп, признанный Далай-ламой, получил новое имя — Чжецун Чжампел Нгагванг Ешэ Тэнцзин Гьямцхо.

Далай-лама XIV

Все шло своим путем, но в 1950 году китайские войска оккупировали Тибет. Местные жители попытались вести борьбу с оккупантами, но Его Святейшество призвал тибетцев добиваться своей независимости мирным путем.

Тибетцы в 1959 году попытались поднять восстание, которое было жестоко подавлено китайскими войсками. После этих событий Далай-лама XIV покинул Тибет и переехал в Индию. Его Святейшество живёт в Дхарамсале, где находится Тибетское правительство в изгнании.

Тэнцзин Гьямцхо ведет религиозную и пропагандистскую деятельность, не прекращая бороться за освобождение Тибета мирным путем. За заслуги в деле укрепления мира он был удостоен Нобелевской премии мира. Биография Далай-ламы XIV продолжается.

Цитаты Далай-ламы XIV

  • Нет нужды в храмах, нет нужды в сложной философии. Мой мозг и мое сердце являются моими храмами; моя философия — это доброта.
  • Я не отмечаю дни рождения. Мне кажется, что это пустая трата времени. Для меня этот день ничем не отличается от других. В некотором роде каждый день — день рождения. Вы просыпаетесь утром, все свежо и ново, и главное, чтобы этот новый день принес вам что-то важное.
  • Помните, что не всегда то, что вы хотите, действительно вам нужно.
  • Люди были созданы для того, чтобы их любили, а вещи были созданы для того, чтобы ими пользовались. Мир в хаосе, потому что все наоборот.
  • Прежде чем осуждать кого-то, возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори ему, что ты знаешь, как правильно жить.
  • Если проблему решить можно — не стоит о ней беспокоиться, если проблему решить нельзя — беспокоиться бесполезно.

Дорогие читатели, если вы считаете статью «Далай-лама XIV- биография, цитаты» интересной, поделитесь с друзьями в социальных сетях. Спасибо! Оставайтесь, будет интересно!

ИсточникЪ публикации   “Дамы-Господа”

Источник: https://subscribe.ru/group/klub-zdorovya-dlya-teh-komu-za-sorok/13290982/