Тантрический буддизм

Сразу после возникновения буддизм стал своего рода революционным учением, призванным свергнуть узурпировавший власть брахманизм, а вместе с ним и остатки древних верований.

Через несколько столетий буддизм, будучи крайне толерантной религией, сам впитал в себя многие элементы старинных вероучений.

Очень хорошо эти тенденции прослеживаются на примере тантрического буддизма, – своеобразного синтеза оккультизма и буддийской философии.

Суть и предназначение

Тантрический буддизм или Ваджрая́на, появился приблизительно в V веке нашей эры на основании тантрических текстов, а также сложного сочетания понятий буддизма и древнеиндийских культов плодородия. Термин Ваджрая́на в переводе с санскрита означает алмазная колесница и символизирует путь к пробуждению сознания, которое подобно несокрушимому алмазу.

Ни в коем случае не следует путать тантрический буддизм с индускими тантрическими практиками. Ведь последние предполагают соединение личностной души с Абсолютом с помощью высвобождения сексуальной энергии. Тогда как тантрический буддизм получил своё название только благодаря названию разновидности буддийских священных текстов, – тантре («нить, последовательность»).

Среди остальных направлений буддизма тантрический буддизм занимает особое место, поскольку не предназначен для, так сказать, массового использования.

Культовые практики тантрического буддизма включают в себя опасные и порой пугающие ритуалы, призванные высвободить звериную природу человеческого подсознания.

Поэтому, тантрический буддизм доступен исключительно посвящённым, которые дали «обет Бодхисаттвы» и практикуют только под пристальным взглядом наставника.

Вероучение и методы

Центральный идеал тантрического буддизма – это уже упомянутое понятие «Бодхисаттвы», – человека, достигшего верхней ступени иерархии существ тантрического буддизма.

Подобные вершины  доступны только тому, кто смог войти в состояние нирваны, а затем отказаться от него с целью вернутся в мир страданий и принести просветления оставшимся там живым существам. Следует заметить, что Бодхисаттва – это термин, взятый из Махаяны (самой распространённой школы буддизма).

Тантрический буддизм как ответвление Махаяны немного видоизменил путь к состоянию Боддхисатвы, – в Махаяне человек мог стать Бодхисаттвой только спустя огромное количество перевоплощений, в тантрическом буддизме этого можно достичь всего за одну жизнь.

Но цена за такое «ускоренное развитие» очень велика, поскольку путь тантрического буддизма жесток и опасен, а в случае ошибки его адепт может навсегда кануть ужасных нижних мирах.

В качестве методов достижения состояния Бодхисаттвы в тантрическом буддизме используются мантры, визуализация образов божеств тантрического буддизма и созерцание мандал. Подобные практики есть во всех буддийских и индуистских религиозных традициях, но в тантрическом буддизме они имеют некоторые особенности.

Так, чтение мантр предполагает тайное обучение правильному произношению звуков, а визуализация требует очень чёткого представления образа того или иного божества вплоть до возможности с ним побеседовать.

В основном, все эти методы практикуются одновременно, представляя собой сложную медитацию, основанную на символизме и подавлении мыслей и наклонностей, препятствующих просветлению.

Таким образом, тантрический буддизм привлекает к себе последователей, в первую очередь, возможностью быстрого обретения состояния нирваны. Но отважится на посвящение в него способен только человек, готовый взглянуть на самые тёмные уголки своей сущности  ради стремления стать Бодхисаттвой.

2014-11-18 10:42:42

Источник: https://www.astrostar.ru/articles/drevnie-kultury/indiya/tantricheskiy-buddizm.html

Тантра в буддизме

Здесь мы попытались дать краткие ответы на некоторые ваши вопросы. Если вы хотите увидеть здесь ответ на ваш вопрос, пишите на электронный адрес web@ripa-center.ru

Сегодня мы расскажем, что такое тантра в буддизме.

Тантра – это методика, при помощи которой человек может достичь самосовершенствования. Из всех подобных методик тантра является самой древней.

Тантризм получил популярность, благодаря тому, что в его рамках не используются изматывающие и аскетические практики.

Сущность тантры

Если переводить с санскрита дословно, то “тантра” означает – “ткацкий станок”. Если переводить это в иносказательный смысл, можно сказать – тантра сплетает между собой физическое и духовное, как ткацкий станок сплетает поперечные нити. Слово «тантра» имеет корень «тан», обозначающий объяснение, изложение, толкование, расширение, расцветание, распространение.

Слово «тантра» имеет второй корень «тра», обозначающий инструмент. Таким образом, тантра является инструментом, расширяющим человеческое сознание, позволяющим человеку выйти за рамки своих обыкновенных возможностей. Тантра признается методикой, ведущей человеку к просветлению, то есть к итоговой цели каждого буддиста.

Заниматься тантрой можно индивидуально или в группах, но обязательно под присмотром наставника.

Особенности тантры в буддизме

Тантра в буддизме имеет следующие особенности: • использование данной практики является одним из альтернативных методов достижения просветления, • практиковать тантру могут не только монахи, но и миряне, • в рамках тантрических практик используются медитации, направленные на трансформацию сознания, • большое значение, как мы уже отмечали выше, играет наставник, гуру.

Виды тантр

Рассмотрим виды тантр: Крийя, Ануттара, Чарья, Маха тантры. Это нельзя назвать полным списком, но он отражает основные виды тантр.

Принципы тантрического буддизма

К основному принципу тантр в буддизме можно отнести то, что страсти, желания человека не отвергаются, не избегаются, они находят свое преображение в ходе духовных практик и переходят в духовный путь, который является путем освобождения. То есть при помощи тантры страсть перевоплощается в мудрость.

Человек, исповедующий тантрический буддизм, выражает стремление достичь состояния Будды. Прекрасно тут то, что считается – абсолютно каждый человек при должном старании может достичь состояния просветления, используя данную практику.

Таким образом, тантрический буддизм дает надежду на избавление от страданий практически любому человеку.

И тут уже встает дело выбора, захочет ли человек избавиться от страдания именно таким путем или выберет какой-то другой.

Что касается распространения тантрического буддизма, то он был распространён там же, куда достиг буддизм.

На сегодняшний день это направление буддизма широко распространено не только в восточных странах, но в странах Запада, а также в нашем государстве.

Это учение, эта практика позволяет людям достичь нового духовного уровня, нового духовного развития, которые важны как для физической, так и для духовной составляющей жизни человека.

Центр Рипа.   Дизайн сайта – imren.ru

Источник: http://www.ripa-center.ru/buddhism/tantricheskij-buddizm.html

Буддизм тантрический

Направление буддизма, формирование которого относят к III в.

Другие названия: ваджраяна (Алмазный путь, Алмазная колесница), мантраяна (Колесница тайных слов, Колесница мантр), гухья мантраяна (Тайный путь мантр), эзотерический буддизм, теоретический буддизм, буддийский тантризм, тантра. Название тантризм правой руки (дакшиначара, дакшинамарга) связано с ритуалом принесения в жертву крови из большого пальца правой руки.

В отличие от индуистского (индусского) тантризма левой руки (вамачара, вамамарга), тантрический буддизм имеет целью не слияние с персонифицированным богом, а переход сознания в состояние нирваны, абсолюта?. Ритуалы в нем не имеют характера оргий и доминирует философский аспект.

Читайте также:  Буддийские богини – подробное знакомство с женским пантеоном

Женское начало пассивно и отождествляется с мудростью (праджня ). Мужское начало активно и выступает как средство (упайя?, упая ) достижения освобождения. Основателем учения считается Асанга (IV в.

), которому приписывают создание «Гухьясамаджа-тантры», произведения высшего уровня тантрической литературы. В индуизме тантризм наибольшее развитие получил в кашмирском шиваизме.

В канон тантрического буддизма кроме палийского канона «Трипитака» входят учение о космических циклах («Калачакра»), трактаты о космическом Будде (Ади-будда), о высочайшем состоянии сознания (Махамудра) и др. Одна из форм ваджраяны — тибетский буддизм.

Тантризм оказал влияние на школы китайского буддизма ми, чань, тяньтай, на школы японского буддизма дзэн , сингон, тэндай. Некоторые тантрические произведения (сутры , тантры , шастры ) имеют двойное прочтение. Одно — буквальное (нейартха?), доступное всем и воспринимаемое как миф. Истинный смысл при этом остается скрытым.

Другое (нитартха?) доступно только посвященным, проникающим в скрытую суть произведения. Иногда тексты записываются тайным, «сумеречным» языком (самдхьябхаша?, сандхьябхаша?, самдхьябхаса?), содержащим символы, метафоры.

Каждый этап духовной практики в тантризме сопровождается ритуалом посвящения (абхишека?, дикша?, дикшана?, упанаяна?, упасадхана?). Учитель (гуру , сиддха?, махасиддха?) открывает адепту тайны шифров, символов, иносказаний, мантр. Обучает технике изменения состояния сознания, философии учения.

Передавать знания неподготовленному, непосвященному человеку категорически запрещается. Между учителем и учеником должна быть психологическая совместимость. Их отношения регулируются гуру-йогой. Почитание учителя обязательно. Тантризм привлекает высокой эффективностью, возможностью получить освобождение в одной жизни.

Уход из мира, разрыв с ним не обязательны. Главное — достижение единства мира и природы будды в самом себе, постоянное поддержание этого осознания через практику (садхана), ритуал. В тантризме присутствуют элементы магии и алхимия. Широко применяется визуализация и управление энергиями, Символика.

Символ и знак выступают как синонимы, но когда говорят о невербальном выражении сущности чего-либо, а не просто о замене предмета условленным знаком, принятым по договоренности для обозначения этого предмета, применяют термин-символ.

В буддизме главная мантра-символ — Ом , главная мудра — махамудра?. В мандалах и янтрах представлены комбинации символов. В тантрическом буддизме большое значение придается символам мужского и женского начал, традиционным в индийской культуре. Ваджра? (алмаз) изображается в виде стержня с овальным или острым навершием.

Выступая как скипетр, оружие символизирует мужскую силу, высшую ценность. Учение тантрического буддизма называют ваджраяной. Двунаправленная ваджра, стержень с двумя навершиями трактуется как единство противоположностей. Пятиконечная — как пять видов мудрости. Точка, из которой расходятся стержни, — зародыш вселенной. Их схождение в одну точку — однонаправленное, одноточечное сознание.

Ваджра в руках великих сущностей, будд, бодхисаттв или пучок ваджр считается символом молнии, мгновенного просветления, оружия, побеждающего неведение. Другие названия ваджры: дордже, дорчже (тибет.), очир (монгол.), дзинганси (кит), конгосё (яп.) и т.д. Женское начало, лоно (йони, гарбха и др.), изображается в виде колокола, колокольчика (сс. гханта, гхантика, тибет. дильбу).

Термин татхагатагарбха означает порождающее лоно, чрево высшего начала, космическое сознание, абсолют, содержащий все потенции мира, наполненную пустоту. Другое значение — интуитивная женская мудрость (праджня). Колокольчик с пестиком — символ единства мужского и женского начал, мудрости и метода, средства (упайя).

Такое же значение имеет мудра в виде любовного объятия мужчины и женщины (сс. юганаддха, тибет. яб-юм). Слон-альбинос, белый слон означает величие. Его увидела мать Будды во время родов. Бог Сакра (Шакра) является на белом слоне, который держит в хоботе ваджру. Колесо — символ учения (Дхармачакра).

Золотые рыбки — освобождение, цветок лотоса — чистота, зеркало — зеркалоподобная мудрость, которая не замутняется тем, что отражается в ней. Книга — высшая мудрость праджняпарамиты. Меч — просвещение, рассекающее тьму невежества.

В архитектуре буддийских ступ и др. присутствуют символы первоэлементов материи: земля (квадрат), вода (круг или овал), огонь (треугольник) воздух (пустая чаша или полумесяц), эфир (маленький кружок, точка, пылающая капля мудрости или лиана).

Символы используют для рефлексий и медитативного созерцания, что способствует приведению сознания в определенное состояние, благоприятное для духовной практики.

В явной или неявной форме символы присутствуют не только в предметах культа, но во всем, что окружает буддиста: в орнаменте, в живописи, скульптуре.

Природные объекты, животный мир, явления окружающей среды могут рассматриваться как символы, вызывающие в сознании ощущения и переживания, связанные с буддийскими доктринами невечности, изменчивости, единства, пустотности и т.д. Яркий пример — искусство дзэн. Широкое применение символики характерно для тантрического буддизма.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/

Буддизм тантрический  Доклад  Философия
46588
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Буддизм тантрический

Источник: http://diplomba.ru/work/117463

Ваджраяна (тантрический буддизм)

В начале второй половины I тыс. н. э. в буддизме махаяны постепенно зарождается и формируется новое направление, или Яна ( “Колесница”), получившая название ваджраяны, или тантрического буддизма; это направление может считаться заключительным этапом развития буддизма на своей родине – в Индии.

Здесь надо сразу же сказать, что само слово “Тантра” никак не характеризует специфику этого нового типа буддизма. Тантра”(как и Сутра”) просто тип текстов, в которых может и не быть ничего “тантрического”.

Лишь в том случае, если слово “Сутра” означает “нить”, на которую нечто нанизывается, то слово “тантра”, образованное от корня “тан” (тянуть, растягивать) и суффикса “тра”, означает основу ткани; то есть, как и в случае с сутрами, речь идет о неких базовых текстах, служащих основой, стержнем.

Поэтому, хотя сами последователи тантризма и говорят о “Пути Сутр” (хинаяна и махаяна) и “пути мантр”, тем не менее, они предпочитают называть свое учение ваджраяной, противопоставляя ее не махаяне (тантры всегда подчеркивают, что ваджраяна суть “путь”, яна, внутри махаяны), а классическому махаянскому пути постепенного совершенствованию, так называемой парамитаяне, то есть, пути парамит, или совершенств, переводящих на тот берег. То есть, ваджраяна противопоставляется именно парамитаяне, а не махаяне, которая включает в себя и парамитаяну (достижение состояния будды за три неисчислимых кальпы) и ваджраяну (достижение состояния будды за одну жизнь, “в Этом Теле”.

Слово ваджра, входящее в название “Ваджраяна”, первоначально употреблялось для обозначения громового скипетра индийского зевса – ведийского бога индры, однако постепенно его смысл изменился. Дело в том, что одно из значений слова “Ваджра” – “алмаз”, “адамант”.

В рамках буддизма со словом “Ваджра” начали ассоциироваться с одной стороны, изначально совершенная природа пробужденного сознания, подобная несокрушимому алмазу, а с другой – само пробуждение, просветление, подобное мгновенному удару грома или вспышке молнии.

Ритуальная буддийская ваджра, так же, как и древняя ваджра, представляет собой вид скипетра, символизирующий пробужденное сознание, а также каруну (сострадание) и упаю (искусные средства) в оппозиции праджня – упая (праджню и пустоту символизирует ритуальный колокольчик; соединение ваджры и колокольчика в ритуально скрещенных руках священнослужителя символизирует пробуждение как результат интеграции (юганнадха) мудрости и метода, пустоты и сострадания. Следовательно, слово ваджраяна может быть переведено как “Алмазная Колесница”, “громовая колесница” и т. п. первый перевод наиболее распространен.

Читайте также:  Что такое пагода в буддизме и какие они бывают?

Следует сразу же сказать, что в отношении аспекта мудрости (праджня) ваджраяна не предполагает практически ничего нового по сравнению с классической махаяной и базируется на ее философских учениях – мадхьямаке, йогачаре и теории татхагатагарбхи.

Все своеобразие алмазной колесницы связано с ее методами (упая), хотя цель применения этих методов все та же – обретение состояния будды для блага всех живых существ. Ваджраяна утверждает, что главное преимущество ее метода – его чрезвычайная эффективность, “Мгновенность”, позволяющая человеку стать буддой в течение одной жизни, а не трех неизмеримых (асанкхея) мировых циклов – кальп.

Следовательно, адепт тантрического пути может быстрее выполнить свой обет бодхисаттвы – стать буддой для избавления всех существ, утопающих в болоте циклического существования рождений – смертей.

Вместе с тем наставники ваджраяны всегда подчеркивали, что этот путь является и самым опасным, подобным прямому восхождению к вершине горы по канату, натянутому над всеми горными ущельями и пропастями. Малейшая ошибка на этом пути приведет незадачливого йогина к безумию или рождению в особом “Ваджрном аду”.

Гарантией успеха на этом опасном пути является приверженность идеалу бодхисаттвы и стремление обрести состояние будды как можно быстрее, чтобы скорее получить способность спасать живые существа от страданий сансары. Лишь в том случае, если же йогин вступает на колесницу грома ради собственного преуспеяния, в погоне за магическими силами и могуществом, его конечное поражение и духовная деградация неотвратимы.

Поэтому тантрические текстысчитались сокровенными, а начало практики в системе ваджраяны предполагало получение специальных посвящений и соответствующих им устных наставлений и разъяснений от достигшего реализации пути учителя.

Вообще же роль учителя, гуру, в тантрической практике чрезвычайно велика и иногда молодые адепты тратили много времени и прилагали огромные усилия, чтобы найти достойного наставника.

В силу этой сокровенности практики ваджраяны ее также называли колесницей тайной тантры или просто тайным (эзотерическим) учением (кит. Ми цзяо.

Все тантры, то есть доктринальные тексты ваджраяны, представляющие собой, подобно сутрам, наставления, вложенные авторами тантр в уста самого будды – бхагавана, делились на четыре класса: крия – тантры (тантры очищения), чарья – тантры (тантры действия), йога – тантры (йогические тантры) и аннутара йога – тантры (тантры наивысшей йоги), причем последний, или высший класс также делился на материнские тантры (если в них делался упор на мудрость – праджню и женское начало), отцовские тантры (если в них особое значение придавалось методу – упае и мужскому началу) и недвойственные тантры (если эти два принципа играли одинаковую роль. И некоторые специфические классификации существовали. Так, тибетская школа ньингма – па называла аннутара йогу великой йогой (маха – йога) и дополняла стандартную классификацию еще двумя типами йоги: ану – йога (изначальная йога), предполагавшая работу с “Тонкими” (энергетическими) психофизиологическими центрами тела (чакры и Нади), и маха ати – йога (великая совершенная йога, или дзог – чэн. Правда, следует добавить, что окончательно стандартная классификация тантр утвердилась достаточно поздно, не ранее XI века, и не в Индии, а в тибете (возможно, что ее автором является бромтонпа, 992-1074, ученик знаменитого проповедника буддизма в стране снегов атиши.

Каждому типу тантр соответствовали свои методы:

В крия – тантрах преобладают внешние формы практики, прежде всего, различные мистические ритуалы, в чарья – тантрах появляются элементы внутренней, созерцательной практики, в йога – тантрах она преобладает, а аннутара йога – тантры уже исключительно относятся к внутренней психопрактике. Впрочем, аннутара йога – тантрам присущ и ряд весьма специфических черт, которые достаточно отчетливо отличают этот тип тантрических текстов от текстов других классов.

Основные методы, предлагаемые первыми тремя классами тантр, могут быть сведены к совершению особых, имеющих сложное символическое значение, ритуалов – литургий и к практике мантр, технике визуализации (мысленного воспроизведения образов) божеств и созерцанию мандал.

Практика чтения мантр имеет в ваджраяне столь большое значение, что ее часто даже называют мантраяной – колесницей мантр (иногда это название применяют к практике первых трех категорий тантр. Строго говоря, практика произнесения молитв – мантр хорошо известна и классической махаяне. Однако природа махаянских молитв и тантрических мантр и дхарани (см. Прим. 2.

) совершенно различна. Махаянские мантры обычно рассчитаны на понимание непосредственного смысла составляющих их слов и предложений. Например: “ом! Свабхава шуддха, сарва дхарма свабхава шуддха. Хум! Ом! Чисто своебытие, своебытие всех дхарм чисто. Хум или мантра праджня – парамиты из “Сутры Сердца”: “ом! Гате, Гате, парагате, парасамгате, бодхи.

Сваха! Ом! О уводяще за пределы, переводяще за пределы пределов, ведуще за пределы пределов запредельного, пробуждение. Славься! Или знаменитая мантра великого сострадательного бодхисаттвы авалокитешвары “Ом Мани Падме хум” – “ом! Драгоценно – лотосовый! Хум! Следует обратить внимание на то, что уже в этих мантрах такие слоги, как ом и хум оставлены без перевода.

Эта священная непереводимость (слог ом, или аум считался священным еще задолго до буддизма) уже непосредственно роднит их с тантрическими мантрами. Звукосочетания, образующие эти мантры, такие, как хум, ах, хри, э -ма-хо и тому подобные, не имеют никакого словарного смысла.

Они рассчитаны на непосредственное воздействие их звучания, самих звуковых колебаний и модуляций голоса при их произнесении на сознание и психофизические параметры повторяющего их йогина. Произнесение мантр подразумевает также созерцательное сосредоточение и понимание внутреннего (эзотерического) смысла мантры и ее воздействия.

Часто могут также созерцаться написанные тексты мантр (иногда визуализируемых на определенных частях тела), при чем задается определенный цвет, размер, толщина и другие параметры созерцаемых букв.

Кукай (кобо дайси), основоположник японской тантрической школы сингон (774-835) стал одновременно и создателем японского национального алфавита именно благодаря интересу тантр к звуку и его графической фиксации. Практика тантрических мантр предполагала также получение специального посвящения, которое сопровождалось объяснением правильного произнесения того или иного звука.

Техника визуализации божеств также чрезвычайно в Ваджраяне разработана.

Читайте также:  В каких странах исповедуют буддизм – изучаем карту мира

Практикующий йогин должен научиться представлять того или иного будду или бодхисаттву не просто как некое изображение, а как живого человека, с которым можно даже беседовать.

Обычно визуализация божеств сопровождается рецитацией посвященных ему мантр. Особенно эта форма созерцания характерна для методов аннутара йога – тантр первой стадии практики (так называемая ступень порождения – утпатти крама.

Мандала (букв. : “Круг”) – сложная трехмерная (хотя существуют и иконы, изображающие мандалы) модель психокосма в аспекте пробужденного сознания того или иного будды или бодхисаттвы (его изображение обычно помещается в центре мандалы.

Йогин визуализирует мандалу, строит как бы внутреннюю мандалу в своем сознании, которая потом актом проекции совмещается с внешней мандалой, пресуществляя окружающий йогина мир в мир божественный, а точнее, изменяя сознание йогина таким образом, что оно начинает развертываться на ином уровне, соответствующем уровню развертывания сознания божества мандалы; это уже больше не “мир Пыли и Грязи”, а чистая земля, “поле будды”. Попутно мы отметим, что существовали даже грандиозные храмовые комплексы, построенные в форме мандалы. По мнению многих исследователей, таков, например, знаменитый индонезийский монастырь боробудур, представляющий собой гигантскую мандалу в камне.

Трудно сказать, когда впервые элементы тантрической практики, существовавшие в буддизме с древности, начали оформляться в особую йогическую систему – ваджраяну. По-видимому, этот процесс начинается в IV – V веках.

Во всяком случае, к Viii веку все формы методов, описанные в тантрах первых трех классов, уже существовали (в первой четверти Viii века они уже начинают проповедоваться в Китае. В середине Viii века начинается появление тантр наивысшей йоги (аннутара йога – тантры) и соответствующих им форм практики (см.

Прим. 3. .

если же говорить о месте появления тантрического буддизма, то им, скорее всего, была южная или восточная Индия (возможно, это район, где располагалась знаменитая ступа дханьятака – ныне селение Амаравати округа гунтур штата андхрапрадеш, но генезис ваджраяны в таких индийских землях, как Орисса или бенгалия также не исключен; впоследствии ваджраяна особенно процветала в камарупе – Ассам.

Аннутара йога – тантры (то есть, повторим, тантры наивысшей йоги) используют все описанные выше методы и приемы, однако их содержание в значительной степени изменено.

Кроме того, тантрам этого класса присущ и ряд специфических черт, которые обычно и ассоциируются в популярной литературе со словом “Тантра”, и очень часто, когда говорят о тантрах, имеют в виду как раз тантры наивысшей йоги (гухьясамаджа тантра, хеваджра тантра, чандамахарошана тантра, чакрасамвара тантра, калачакра тантра и др.

Но прежде чем рассматривать их специфику, зададимся вопросом о происхождении ваджраяны, что в значительной степени поможет понять и сущность тантрических текстов наивысшей йоги, и характер описываемых в этих текстах методов, а также и языка, которым эти методы описываются.

Ко времени появления алмазной колесницы уже в самом буддизме, как широко распространенной и процветающей религии, появилось собственное внешнее благочестие, зачарованное своей праведностью и добродетелями, обретенными в стенах монастырей; возникла монашеская элита, подменившая дух учения пробужденного скрупулезным следованием букве монастырских уставов и формальных предписаний. Это постепенное угасание живого религиозного импульса побудило ряд последователей буддизма бросить вызов традиционному монашескому образу жизни во имя возрождения духа учения будды, противного всякому формализму и догматической омертвелости и базирующегося на непосредственном психотехническом опыте. Данная тенденция нашла наивысшее выражение в образах махасиддхов ( “Великих Совершенных”), людей, которые предпочли опыт индивидуального отшельничества и йогического совершенствования монастырской замкнутости. В образах махасиддхов (тилопа, наропа, марипа и др. ) Много гротескного, юродствующего, порой шокирующего среднего обывателя с его расхожими представлениями о святости и благочестии.

Махасиддхи были прежде всего практиками, йогинами, которых интересовало именно скорейшее достижение религиозной цели, а не схоластические тонкости интерпретации дхармы и ставшие самоцелью бесконечные дискуссии о них в монастырских центрах.

Йогины – махасиддхи не связывали себя принятием формальных обетов, вели свободный образ жизни и даже внешне, своими длинными волосами (а иногда и бородами), отличались от бритых монахов (интересно, что и сейчас во время совершения тантрических ритуалов в дацанах Монголии и Бурятии ламы – монахи одевают на свои бритые или коротко подстриженные головы парики с характерной прической йогинов ваджраяны, становясь при этом временно как бы мирянами. Не имея догматических предубеждений, они свободно общались с такими же, как и они индуистскими йогинами, презревшими ограничения брахманской ортодоксии, что приводило к неограниченному обмену идеями и методами йогической практики. По-видимому, именно в этой среде и формировались приемы и образы, характерные для тантр класса наивысшей йоги (расцвет движения махасиддхов – X – XI века), усвоенные много позднее и в не совсем полном объеме и монастырским буддизмом.

Говоря о махасиддхах, нельзя хотя бы предельно кратко не упомянуть о шести йогах наропы:

1 йога промежуточного состояния;.

2 йога внутреннего тепла;.

3 йога сновидений;.

4 йога иллюзорного тела;.

5 йога переноса сознания;.

6 йога ясного света.

Хотя все методы этих йогических систем весьма интересны, здесь нам придется ограничиться лишь несколькими словами о перечисленных выше форм тантрической йоги.

Первая из этих йог предполагает умение йогина входить в промежуточное состояние между смертью и новым рождением (Антара бхава; тиб. Бардо; кит. Чжун инь. Йогин достигает особого состояния сознания, отождествляемого им с промежуточным.

В нем исчезает ощущение тела, и сознание йогина (психологический субъект) может свободно перемещаться в пространстве, переживая различные видения. При этом йогин ощущает, что он привязан к своему телу эластичной нитью. Разрыв нити означал бы подлинную смерть.

Для чего нужно вхождение в промежуточное состояние? В тантрическом буддизме существует представление, что каждый умерший в определенный момент переживает пробуждение и созерцает беспредельный ясный свет пустотного дхармового тела, тождественный его собственной изначальной природе.

Закрепление этого переживания (что, как утверждает традиция, практически никому не удается) означает обретение состояния будды и выход из сансары. Поэтому йогин стремится еще при жизни войти, находясь в состоянии самадхи, в промежуточное состояние, и попытаться в нем обрести пробуждение.

Йога внутреннего тепла (чунда йога, тиб. Туммо) особенно популярна в тибетской школе кагью – па (каджуд – па.

Чунда – йога предполагает работу с психофизиологическими “Тонкими” центрами – чакрами и каналами, по которым жизненная энергия (прана) циркулирует по телу (Нади), для сублимации праны, что выражается в сильном разогреве тела, и трансформации сознания (переживания состояния недвойственности блаженства и пустоты. Особый Инте.

Источник: https://krasivyepricheski.com/foto-prichesok/vadzhrayana-tantricheskiy-buddizm