Самые интересные буддийские страны – Статьи – Арриво

Путешествие в азиатские страны всегда дарит новые впечатления. Эмоции от прикосновения к иному миру с богатейшей историей, самобытной культурой и целым рядом возникших здесь и распространившихся на весь мир религий, особое место среди которых занимает буддизм.

Индия

Как гласят сказания, именно в Индии две с половиной тысячи лет назад усилиями мудреца Будды Шакьямуни возникла новая религия – буддизм.

Нетрудно догадаться, что здесь же находятся многие популярные буддийские места паломничества: храм Махабодхи в Бодх-Гае, где Будда достиг просветления; город Сарнатх – место его первой проповеди; город Кушинагар – место его ухода в окончательную нирвану – и другие памятники древности.

Конечно, помимо буддийских реликвий, в Индии есть роскошные дворцы и древние храмы, потрясающие природные ландшафты и национальные парки, восточные базары и и колоритные праздники.

Любителям экзотики стоит обратить внимание на грандиозные чайные плантации, совершить головокружительную поездку по Дарджилингской Гималайской железной дороге или посетить с экскурсией Болливуд – индийский аналог Голливуда.

Перелет: 6-8 часов (напрямую из России)
Виза: нужна (~60-80 $)
Когда ехать: с ноября по июль (в зависимости от региона)

Непал

Наравне с Индией желанным пунктом назначения для любого буддиста является Непал.

На юге этой маленькой гималайской страны находятся городок Лумбини, который считается родиной Будды, и – место, где Будда вырос.

Куда бы ни отправился турист, будь то древние храмы или заповедники, экскурсии или простой поход за провизией в супермаркет, лик Просветленного будет подстерегать его на каждом углу.

Среди других рекомендуемых в Непале занятий – уникальные йога-туры и курсы медитации под руководством опытных духовных наставников, потрясающие пешие и велосипедные горные прогулки, экстремальный сплав на байдарках или плотах.

Перелет: от 12 часов (с пересадкой)
Виза: нужна (~40 $)
Когда ехать: с сентября по ноябрь и с марта по май

Тибет (Китай)

Множество буддийских святынь, храмов и монастырей находится в сказочном высокогорном Тибете. Так, в этом китайском районе расположены Дворец Потала (экс-резиденция далай-ламы, огромный храмовый комплекс), монастырь Джоканг (с одной из самых известных статуй Будды внутри), другие буддийские музеи и реликвии.

Священных достопримечательностей здесь так много, что на полноценное обследование только самых интересных из них уйдет не меньше месяца. Поэтому к путешествию нужно тщательно подготовиться: составить план поездки и учесть нелегкие погодные условия – резкий перепад высот, возможные снежные метели или, наоборот, палящее солнце.

Перелет: 7-8 часов (до Китая) + быстрый перелет до Тибета
Виза: нужна (~45-60 $) + специальное разрешение
Когда ехать: с апреля по ноябрь

Южная Корея

Буддизм проник в Корею во второй половине IV века и долгое время занимал положение государственной религии. Сегодня, если верить статистике, христиан в стране больше, чем буддистов. За прошедшие столетия здесь было построено более 10 тысяч буддийских храмов.

Самые известные из них – расположенный возле города Кёнчжу храм Пульгукса, который внесен в список памятников Всемирного наследия, и так называемые «три жемчужины» (храмы Тхондоса, Хэинса и Сонгванса).

Иностранным туристам предлагается программа «темпл-стей» – возможность провести несколько дней в выбранном храме в обществе местных монахов, поучаствовать в различных церемониях и таким образом изучить буддизм «изнутри».

: как вести себя в буддийском храме

Перелет: 8-10 часов
Виза: не нужна (на срок менее 60 дней)
Когда ехать: с апреля по октябрь (в зависимости от региона)

Шри-Ланка

Согласно легендам, много столетий назад Будда лично посетил остров и изгнал с него злых духов и демонов, обратив местное население в новую для них веру. Ныне буддизм исповедуют более 60% жителей страны. Многие архитектурные памятники Шри-Ланки так или иначе связаны с религией. Так, в долине Канди находится знаменитый Храм Зуба Будды, куда съезжаются паломники со всего мира.

В Михинтале расположен Пик Адама, где можно увидеть золотые отпечатки ног Просветленного. Также на острове существуют пять буддийских ступ – так называемых Пагод мира. Поездку по религиозным святыням в Шри-Ланке можно совместить с превосходным отдыхом и экскурсиями.

Перелет: 10 часов (с пересадкой)
Виза: не нужна (на срок менее 30 дней)
Когда ехать: с декабря по март (юг и запад страны), с апреля по сентябрь (север и восток страны)

Япония

Большинство буддийских школ Японии сформировались под воздействием аналогичных китайских и корейских.

Однако именно в Стране восходящего солнца, в отличие от многих других азиатских стран, буддизм сегодня занимает место господствующей религии, наравне с синтоизмом.

Популярностью у туристов пользуются храм Ситэннодзи в Осаке с роскошным садом и постройками в стиле VI века, а также многочисленные храмы в древней японской столице Камакуре. Здесь же находится одна из самых почитаемых и древних в мире бронзовых статуй Будды.

Посещение буддийских святынь в Японии можно совместить с целым списком других интересных экскурсий, занятий и развлечений.

 Распространенные туристические маршруты – легендарные гора Фудзияма и вулкан Асо; грандиозные ворота святилища Ицукусима на острове ; музеи, театры и выставки в Киото и Наре; коралловые рифы Окинавы; Диснейленд в Токио; Гран-при Японии знаменитых гонок Формулы-1; рестораны с национальной кухней и национальные парки.

Перелет: 8-10 часов
Виза: нужна (нет консульского сбора, ~15-30 $ за оформление документов)
Когда ехать: с марта по июнь, с октября по декабрь

Таиланд

Тайский буддизм часто называют «южным буддизмом» (в противовес «северному буддизму», распространенному в Японии, Китае и Корее). Его характерные черты – почитание законов кармы и реинкарнации, обязательное прохождение мужчин через монашество, тесные взаимоотношения государственной власти с церковной (король обязан быть буддистом по Конституции).

В Таиланде около 30 тысяч буддийских храмов. Одним из самых значительных считается Храм Лежащего Будды в Бангкоке, где установлена огромная статуя божества, окруженная красочными фресками. Страна также хорошо известна своими популярными пляжными курортами, бурной ночной жизнью и массой других развлечений на любой вкус.

Перелет: 9-12 часов
Виза: не нужна (на срок менее 30 дней)
Когда ехать: с ноября по апрель (южные курорты), с марта по октябрь (в центр и на север страны)

Вьетнам

Официально Социалистическая республика Вьетнам сегодня считается атеистическим государством. Центральная Буддийская церковь Вьетнама находится под давлением со стороны властей: в дни выборов местные храмы и вовсе используют в качестве избирательных участков. Однако исторически буддизм оказал большое влияние на развитие страны и ее традиций.

Колоритный храм Линь Фуок, построенный из обломков стекла, керамики и фарфора, находится в Далате. В Ханое расположена Пагода на Одном Столбе – легендарный древний памятник. Другие интересные достопримечательности Вьетнама – потрясающе красивые ландшафты и природные заповедники, Музей изящных искусств в Ханое, необычные экскурсии.

Перелет: 9 часов
Виза: не нужна (на срок менее 15 дней)
Когда ехать: с апреля по май (на севере страны), с декабря по апрель (на юге страны)

Мьянма

По статистике, к буддистам относят себя около 90% населения Мьянмы. Считается, что буддизм пришел сюда еще при жизни Просветленного, а золотая статуя Махамуни в Мандалае была отлита с него лично. Столицу страны Янгон часто называют «городом Будды», так много здесь буддийских святынь и памятников.

Это, например, величественная ступа Шведагон с украшенным драгоценными камнями золотым шпилем. Другая известная на весь мир буддийская достопримечательность – легендарная Золотая гора. Это святилище находится на вершине огромного гранитного валуна на краю скалы. Туристы по достоинству оценивают и первозданную природу Мьянмы – удивительные горы, реки и озера.

Перелет: от 14 часов (с пересадкой)
Виза: нужна (~20-70 $)
Когда ехать: с сентября по май

Тайвань

Буддизм – основная религия на острове Тайвань, которой придерживаются около 10 миллионов жителей страны. Отличительная черта тайваньских буддистов – полная приверженность вегетарианству. Местные достопримечательности – гигантская статуя Будды в нирване в сафари-парке Леофу, буддийский храм Баоцзюэ в Тайчжуне.

Также Тайвань может похвастаться живописной природой (здесь существует культ почитания сакуры), причудливой национальной кухней и прекрасным климатом практически круглый год.

Перелет: от 10 часов (с пересадкой)
Виза: нужна (~50-70 $)
Когда ехать: с октября по май

Сравнительная таблица

Страна Буддийские реликвии Другие достопримечательности/ развлечения Доступность для туристов
Индия +++ +++ +++
Непал ++ ++ ++
Тибет +++ + +
Южная Корея +++ ++ ++
Шри-Ланка ++ +++ +
Япония +++ +++ ++
Таиланд +++ +++ +++
Вьетнам ++ ++ +++
Мьянма +++ ++ ++
Тайвань ++ ++ ++

Распространение буддизма в разных странах

thinkstockphotos.com, flickr.com

Источник: http://www.arrivo.ru/statii/tradicii/samye-interesnye-buddiiyskie-strany.html

в каких странах существует Буддизм?

в каких странах существует Буддизм?

  1. Зародился в Индии, а сейчас по всему миру разошлся.
  2. Будди#769;зм (санскр. #2348;#2369;#2342; #2343;#2352;#2381;#2350;, buddha dharma?; пали #2348;#2369;#2342;#2381;#2343; #2343;#2350;#2381;#2350;, buddha dhamma, Учение Пробужднного ) религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи) , возникшее около VI века до н. э. в южной Азии на основе идей Будды Шакьямуни.

    Буддизм по странам

    Южная Азия – Индия, Кашмир, Шри-Ланка, Бангладеш, Пакистан, Мьянма, Таиланд, Камбоджа, Лаос Юго-Восточная Азия – Вьетнам, Малайзия, Сингапур, Индонезия, Гималаи, Тибет, Бутан, Непал, Монголия, Ладакх, Сикким, Замскар, Аруначал Роcсия – Бурят-Монголия, Тыва, Алтай, Калмыкия Дальний Восток – Китай, Маньчжурия, Тайвань, Япония, Корея

    Европа и Америка – Эстония, США, Германия, Италия

Статуя Будды. Таиланд

Основные сведения
В основе буддизма лежит учение о Четырх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранения его источников, об истинных путях к прекращению страдания.

Предложен срединный или Восьмеричный Путь достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью – праджней.

Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

Буддизм наиболее распространн в Тибете, Мьянме, Таиланде, Шри-Ланке, Камбодже, Монголии, Вьетнаме, Корее, Китае и Японии.

На территории России буддизм был распространн от Кавказа до Сахалина. Сегодня это основная религия в Бурятии, Туве и Калмыцкой степи.

Традиционно буддизм делят на Махаяну и Тхераваду, так называемые Великую колесницу и Учение старейших.

Отличительной чертой Махаяны является учение о Бодхичитте стремлению к спасению всех без исключения живых существ, подразумевающим безграничное сострадание и любовь к ним; и проистекающем из него понятием Бодхисаттвы существа, готового отказаться от индивидуального достижения Нирваны с целью спасения всех живых существ.

К Махаяне относится тибетский буддизм, китайский буддизм и несколько отдельных буддийских школ.

Последователи Махаяны подразделяют буддизм на Великую Колесницу (собственно махаяну) и Малую Колесницу (хинаяну) , которую называют также Колесницей Шраваков и Пратьекабудд. Само название хинаяна (санскр.

#2361;#2368;#2344;#2351;#2366;#2344;, h#299;nay#257;na, буквально Малая колесница ) было введено методически для обозначения буддистов, ограниченных только стремлением к индивидуальному просветлению, и применялось в исторической полемике с другими, ныне не существующими, школами раннего буддизма и с целью объяснения понятия Бодхичитты.

Тхеравада единственная сохранившаяся из школ Никая (раннего буддизма) . Применение по отношению к ней термина Хинаяна невежливо и некорректно. Тхеравада активно использует понятие метта-бхавана, аналогичное понятию Бодхичитты в Махаяне, и под определение Хинаяны не подпадает.

В тибетском буддизме вводится также понятие ваджраяна (Алмазная колесница или тантрический буддизм) . Иногда е считают отдельной, третьей колесницей, иногда одной из школ Махаяны. См. Тантра.

Эта ветвь распространена в Непале, Тибете и отчасти в Японии и России. Из Тибета пришла в Монголию, оттуда в Бурятию, Туву и Калмыцкую степь.

  • индия
  • Китай Япония Таиланд Индия Корея Монголия Тибет Непал
  • Корея, индия, Япония, Китай
  • Непал. Монголия. Китай ( Тибет ) . Кампучия. Вьетнам. Индия. Индонезия. Еще там рядом.
  • Вся Юго-Восточная Азия.
  • Чего это дофига перечислять!
  • япония, китай, индич, монголия
  • Почти во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе
  • В России буддизм, изначально, исповедуют в Бурятии и Калмыкии.
  • Буддисм существует повсюду!!! !
    а вот в каких странах считаеться национальной или государственной религией это уже другой вопрос!!!!
  • Источник: http://info-4all.ru/puteshestviya-i-turizm/goroda-i-strani/v-kakih-stranah-sushestvuet-buddizm/

    Основатель буддизма и география распространения

    Жизнеописания основателя буддизма составлялись спустя несколько столетий и сообщают, что он родился в царской семье племени шакьев в предгорьях Гималаев (местечко Лумбини на юге современного Непала) и получил имя Сиддхартха(на пали Сиддхаттха, букв.

    : Достигающий цели, Преуспевающий) Гаутама (из рода шакьев). Отца его звали Шуддходана (на пали — Суддходана, букв. ʼʼИмеющий рисʼʼ), мать — Майя(Иллюзия).

    Царевич жил во дворцах столицы шакьев Капилавасту (на пали — Капилаватгху) до 29 лет, успел жениться на царевне Яшодхаре (ʼʼХранительница славыʼʼ), и у них родился сын Рахула (ʼʼСхватывающий на летуʼʼ). На улицах столицы Сиддхартхе встретились старик, прокаженный, похоронная процессия и отшельник.

    Читайте также:  Что такое просветление в буддизме – взгляд разных школ учения

    Эти четыре встречи оказали огромное влияние на царевича, жившего без забот и тревоᴦ. Он решается отказаться от права на царствование, покидает семью и уходит в отшельники под своим родовым именем Гаутама.

    В обителях аскетов Гаутама провел шесть лет, обучаясь духовным наукам и подвижничеству, он превзошел в познаниях и способностях своих учителœей, после чего приступил к собственным поискам освобождения, вершиной которых стало Просветление (бодхи).

    С обретением дара Просветления он познал, что бытие есть страдание, безначальная череда рождений и смертей каждого существа, но от нее можно избавиться; он вспомнил всœе свои предыдущие рождения в качестве бодхисаттвы(существа, стремящегося к Просветлению), стал Всеведущим и узнал, что достиг освобождения (мокша) от цепи рождений (сансара), что пребывает в данном мире только из сострадания (каруна)к существам, проповедуя открывшиеся ему истины и Срединный Путьспасения, пролегающий между крайностями наслаждения и самоистязания, что безжеланным шествует в мир покоя, нирваны(букв.: ʼʼнедуновениеʼʼ). Именно после Просветления Шакьямуни становится Буддой, Просветлённым.

    Произошло это событие близ местечка Гайя (в современном индийском штате Бихар). Следующие 45 лет жизни Будда проповедовал установленный им в состоянии Просветления Закон, Дхарму. Все эти годы Будда с учениками шествовал (практически по кругу) по городам шести государств среднего течения долины Ганга.

    Первую проповедь он произнес в Сарнатхе близ Варанаси, последнюю — в Кушинагаре. Места рождения, Просветления, первой и последней проповедей — это четыре святыни, наиболее почитаемые всœеми буддистами мира. Будда не оставил после себя преемника, а объявил таковым Закон, следовать которому каждый вправе в силу собственного разумения.

    Уже в ранних текстах Закона формируется доктрина Будды, согласно которой будды — это особый вид существ, отличный от людей, богов, сверхбогов и т.д.

    До Шакьямуни уже было, по меньшей мере, шесть будд (один из палийских памятников насчитывает 24 будды), и после него ожидается Будда Майтрея(ʼʼТот, кто есть Любовьʼʼ).

    В течение последующих столетий после смерти Будды, его учение широко распространилось в Индии. Царь империи Маурьев Ашока (268 — 231 гᴦ. до нашей эры) объявил себя покровителœем и защитником буддизма. С этого же времени буддизм стал распространяться и в сопредельные страны. Учение Будды начало обретать некие стройные теоретические очертания.

    Распространился догмат о ʼʼтрех драгоценностяхʼʼ (первой драгоценностью считался Будда, второй — его учение и третьей — религиозная община, сохраняющая и укрепляющая учение), сформировались представления о формах и средствах передачи сакрального знания (среди которых предпочтение отдавалось передаче от учителя к ученику), оформилась система взглядов по вопросам аскезы и духовной помощи и выступила на передний план фигура бодхисаттвы — просветленого, который, однако, не спешит вкусить тихого блаженства нирваны и из сострадания помогает людям, которые, как и всœе прочие живые существа, пребывают в мире страданий, обрести спасение, которого, возможно, немногие из них сумеют достичь самостоятельно.

    Наивысший расцвет буддийской культуры Индии относится к первым векам нашей эры.

    Около VII века буддизм был практически полностью поглощен индуистским религиозно-культурным комплексом, сделавшись его частью, а к XIII веху буддизм как самостоятельная конфессия в Индии полностью исчез.

    При этом буддизм оказал значительное воздействие на формирование индуистской культовой организации и практики, а Будда в индуизме стал воплощением божества Брахмы.

    Самого большого расцвета буддизм достиг после распространения в сопредельных с Индией странах. В результате его взаимодействия с местными религиозными и культурно-идеологическими традициями сложились региональные формы буддизма.

    Выйдя за пределы Индии, буддизм утвердил свой статус мировой религии, и одновременно с этим в нем начал происходить процесс инволюции: появились своеобразные национальные формы буддизма, связанные с его взаимодействием с традиционными культами, распространенными в какой-либо восточной стране: тайский, китайский, японский, тибетский, монгольский, бурятский варианты и др.

    формы буддизма. Сформировавшись как религиозно-философское учение в Индии, буддизм создал огромную каноническую и комментаторскую литературу, богатую и разнообразную культовую практику, религиозные институты.

    В большинстве государств, в которых буддизм получил свое распространение, в определœенные периоды истории он являлся государственной религией, способствовал формированию социально-политических и экономических институтов.

    Являясь мировой религией, буддизм по мере интеграции в культуру стран своего распространения сам стал частью культуры, национальной психологии, образа жизни народов, его исповедующих.

    Все это позволяет рассматривать буддизм как религиозно-философский и социокультурный комплекс, дает возможность подходить к нему и как к религии, и как к философии, и как к психологии (буддизм, прежде всœего, ориентирован на изменение сознаниячеловека).

    В 1996 ᴦ. во всœем мире, по очень приблизительной оценке, насчитывалось 325 млн. буддистов (что составляло 6% населœения планеты).

    Следует, однако, отметить, что в это число не входят исповедующие буддизм китайцы, поскольку переплетение трех базовых вероисповеданий – конфуцианства, буддизма и даосизма – у этого народа настолько тесно, что определить численность сторонников отдельных религий весьма сложно.

    Подавляющее большинство всœех буддистов – около 322 млн. из 325 млн., ᴛ.ᴇ. 99%, – сосредоточено в Азии. Вместе с тем, 1,6 млн. сторонников буддизма живет в Европе (включая всю Россию, в т.ч. и ее сибирско-дальневосточную часть) и 1,5 млн. – в Америке.

    Основными районами распространения буддизма являются Юго-Восточная Азия (точнее, ее материковая часть). Восточная и Центральная Азия и в меньшей мере – Южная Азия.

    В Юго-Восточной Азии буддийская религия преобладает во всœех странах Индокитая (исключая полуостров Малакку): Мьянме, Таиланде, Лаосœе, Камбодже, Вьетнаме. Много буддистов и в Сингапуре.

    В странах Восточной и Центральной Азии (Китае, Монголии, Корее, Японии) буддизм повсюду весьма влиятелœен, хотя там распространены и другие религии.

    В Южной Азии буддизм является основной религией только в двух сравнительно небольших странах – Шри-Ланке и Бутане.

    В таких же огромных государствах, как Индия, Пакистан и Бангладеш, а также в Непале буддизм исповедует относительно незначительное меньшинство населœения.

    В России буддизма придерживаются часть жителœей Калмыкии, Тувы, Бурятии, а также Агинского Бурятского автономного округа Читинской области.

    Сегодня буддизм продолжает осваивать новые пространства, подтверждая свой статус мировой религии. Он расширил свою географию — его последователœей можно встретить в странах Северной, Центральной и Южной Америки, в Европе, Австралии, Африке, в нетрадиционных для него регионах России.

  • – Основатель буддизма и география распространения.

    Жизнеописания основателя буддизма составлялись спустя несколько столетий и сообщают, что он родился в царской семье племени шакьев в предгорьях Гималаев (местечко Лумбини на юге современного Непала) и получил имя Сиддхартха (на пали Сиддхаттха, букв.: Достигающий цели,… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/regiliya/view/404117_osnovatel_buddizma_i_geografiya_rasprostraneniya

    Какие страны исповедуют буддизм?

    Буддизм самая старая мировая религия, появившаяся в Индии в середине первого тысячелетия до н.э. Но уже в 4в. последователи буддизма появляются в Корее, в 6в. – Японии, в 7 в.- в Тибете. На островную часть Юго-Восточной Азии и Индокитайского полуострова, буддизм пришел постепенно, начиная со 2 в.

    и в 9в. уже окончательно там закрепился. С 8 по 16в. проникает в Монголию, в 17-18вв.- в Бурятию и Туву. Последователи буддизма привнесли учения в Европу и США в 19-20в.в. Сейчас буддизм широко распространен в Таиланде, Мьянме, Тибете, Камбодже, Шри-Ланке, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии и Китае.

    При этом в странах Азии, под влиянием культурных и религиозных традиций, буддизм принимал определенные национальные очертания, становясь не похожим на буддизм других стран и регионов. В России буддизм исповедуют калмыки, буряты.

    В настоящее время, он является основной религией в республике Бурятия, Туве и степи Калмыкии. В Санкт-Петербурге, Москве и некоторых крупных городах России, появились буддийские общины.

    Международная организация буддистов помогает развитию буддизма в мире, она состоит из 98 региональных центров в 37 странах. Штаб-квартира Всемирного Сообщества Буддистов, в настоящий момент располагается в Таиланде.

    Для этого скопируйте код, расположенный ниже, в буфер обмена и вставьте в HTML-код вашего сайта или блога. Так это будет выглядеть: Познавательныйon-line журналКакие страны исповедуют буддизм?Короткий ответ : Буддизм самая старая мировая религия, появившаяся в Индии в середине первого тысячелетия до н.э. Но уже в 4в. последователи буддизма появляются в Корее, в 6в. – Японии, в 7 в.- в Тибете. На островную часть Юго-Восточной Азии и Индокитайского полуострова, буддизм пришел постепенно, начиная со 2 в. и в 9в. уже окончательно там закрепился.→ прочитать развернутый ответ→ прочитать другие ответы по теме

    Вопрос : Какая существует иерархия в православии?

    Ответ : Как и в любом собрании людей, будь то государственная структура или частная коммерческая компания, в Православной церкви существует своя иерархия. Это необходимо для того, что упорядочить должностные обязанности священнослужителей.

    Вопрос : Что такое евангелие?

    Ответ : Евангелие – одна из четырех канонических книг Нового Завета, описывающих чудесное рождение, жизнь, деяния, страсти Христа и его воскрешение.

    Вопрос : Какие существуют католические святые?

    Ответ : В католической церкви также как и в православной есть свои святые, которые по преданию оберегают человечество и людей в отдельности от различных бед. К лику святых причисляют священнослужителей, мирских людей которые приняли мученическую смерть за веру или вели Богоугодную жизнь и обладали какими-либо дарами от Бога – исцеление, провидение.

    Вопрос : Какой бог в исламе?

    Ответ : В исламе бог один, в отличие от христианской религии, он существует в единственном лице. «Аллах» на арабском языке означает – Бог. Пророк Мухаммад сказал, что Аллах обладает 99 прекрасными именами и кто выучит их, тот войдет в рай.

    bigcities.org/ 16.11.2016 04:22 · #
    Катя

    Источник: http://www.otvetim.info/mirovye-religii/517

    Буддизм в России. История и распространение буддизма в России

    Россия — страна огромная! На её территории преобладает христианское вероисповедание (православие). Однако это отнюдь не единственная религия, которую официально исповедуют в России. Одной из широко распространённых религий является также буддизм. В одних регионах страны эта религия распространена меньше, но есть и такие регионы, где буддизм является основной религией.

    Стоит отметить, что в плане мировой распространённости буддизм занимает также одно из лидирующих мест (III–IV) в главном списке религий.

    На территории Российской Федерации буддизм начал развиваться довольно давно. Эта восточная религия для русского человека вовсе не является диковинной и новой. Но стоит отметить, что популярность её с течением времени растёт.

    И, если можно так сказать, мода на буддизм в России действительно прочно закрепилась. И не без оснований. Буддизм интересен, многогранен, красочен.

    Узнать об этой религии будет любопытно даже тем, кто исповедует другое религиозное учение или придерживается атеистических взглядов.

    Народы России, исповедующие буддизм

    Особенно широко буддизм распространён в Бурятии, Калмыкии и Республике Тува. Народы, проживающие в этих субъектах РФ, в основном проповедуют эту религию. На территории республик есть буддийские храмы.

    Например, главный буддийский храм, расположенный в Элисте, является местом паломничества, к которому съезжаются люди со всех концов России и из других стран. В Бурятии имеется несколько священных дацунов.

    В Республике Тува есть действующие буддийские монастыри.

    Но эта религия распространена не только в указанных регионах. Храмы-пристанища буддистов есть в Москве, Санкт-Петербурге, в Свердловской, Иркутской областях.

    Конечно, в основном буддизм исповедуют такие народы России, как буряты, калмыки, тувинцы. Однако традиционные носители этой религиозной культуры в России не единственные приверженцы этого вероисповедания. Сегодня всё больше можно встретить людей, исповедующих буддизм в средней полосе страны, южном регионе, центральной России. В основном это представители молодёжной прослойки, интеллигенции.

    История буддизма в России

    Если верить историческим справкам, буддизм в России зародился в далёком VII веке. Первые упоминания об этой религии на земле российской встречаются в исторических справках о государстве Бохайском.

    Располагалось это государство на землях, сегодня именуемых Приамурьем или Приморьем. Считается, что большая часть бохайского народа исповедовала шаманизм.

    Однако бохайская знать проповедовала Махаяну (одно из главных буддийских учений).

    Например, знаменитый бохайский поэт Хайтэй нередко посвящал свои строки теме шести перерождений (Дхарме).

    Археологические раскопки на землях, где раньше проживал бохайский народ, указывают на то, что буддизм был одной из основных религий, которую исповедовали на этих землях. При раскопках были найдены многочисленные статуэтки Будды, бодхисаттв и прочие предметы, имеющие прямое отношение к этой культуре.

    Немалую лепту в развитие буддизма на российской земле внесли калмыки. Считается, что калмыки – — это последователи буддизма с плотно сформировавшимся и исторически закрепившимся мировоззрением.

    Читайте также:  Значения тибетских мандал – тайны буддийских ритуалов

    Для них эта религия не нова, привычна и по-настоящему основополагающая. Буддизм прочно закрепился на землях Калмыкии ещё задолго до присоединения республики к России.

    История гласит и об Уйгурском буддизме.

    Бурятия также является прародительницей этой культуры на российской земле. В далёкие времена сотни духовников из Монголии и Тибета долгое время проживали в Бурятии. Они принесли туда своё учение, которое прочно закрепилось на этих землях.

    Давно исповедуют эту религию и народы Алтая. Но стоит отметить, что шаманизм и христианство внесли свою отметку в алтайский буддизм.

    В 1964 году буддийское учение признали в России. В этот период была официально введена должность Пандито хамбо-ламы, который был призван главенствовать в забайкальской и восточносибирской области.

    С тех пор религия официально признана в стране. Буддизм исповедует довольно высокий процент жителей современной России.

    Распространение буддизма в России: наше время

    Буквально в XIX веке была основана и получила развитие буддийская община в Санкт-Петербурге. По сути, Северная столица стала центром российского буддизма. Но XIX–XX век – — это период, когда религия то развивалась и процветала, то, напротив, развитие этого направления затихало из-за влияния политической сферы.

    Только к концу XX века буддизм воспрянул в России с новой силой и начал динамично развиваться. Сегодня эта религия полноценно существует в нашей стране и приобретает всё больше последователей. Молодёжь активно интересуется буддийским учением. Много приверженцев этого учения и среди представителей средневозрастной категории людей (30–40 лет).

    Кто-то приходит к этому вероисповеданию сознательно в зрелом возрасте, А для кого-то это основополагающая религия, которая изначально принята в семье.

    Буддизм в России: основы, особенности

    В основе этой религии стоит уникальное учение Будды, который, как и многие другие Святые, считается человеком, который некогда реально жил на земле.

    В основе учения лежит четыре благородные истины. Следуя учению, человек должен исцелиться от душевной боли и сможет прожить счастливо  и благодатно в этом мире.

    Существует несколько действующих школ буддизма. И в зависимости от того, к какой школе относится человек, исповедующий эту веру, у него преобладают особые взгляды на мир и жизнь. Однако разница в принципах и познаниях невелика. В центре этой религии всегда лежит добро, любовь и путь избавления от страданий.

    Особенности буддийских взглядов меняются в зависимости от того, где распространён буддизм в России. Например, это может быть консервативная школа Тхеравады, а может быть учение Махаяны. Школа Махаяны представлена в России двумя основными течениями: Дзэн и Сон.

    Приверженцы Дзэн-буддизма изучают глубину человеческого сознания. Они хотят познать природу ума. Приверженцы учения Сон практикуют медитации, гипнотические практики, монашество, аскетизм.

    Буддизм в России: где и какой

    Больше всего представителей этой религии в нашей стране исповедуют учение школы Гэлуг. Так же очень много в РФ представителей школы Карма Кагью.

    В Центральной части России широко распространено учение Махаяны. Последователей Дзэн на территории страны значительно меньше. В основном Дзэн-буддизм на российской территории представлен корейской школой Кван Ум.

    На территории Алтая, Калмыкии, Бурятии широко распространён тибетский буддизм. Немало последователей тибетской школы и в Москве, Санкт Петербурге, южной части РФ (Ростов-на-Дону, Краснодарский край).

    Русские буддисты

    Считается, что эту религию в нашей стране исповедует уже более 1 % населения. Среди приверженцев есть так называемые этнические буддисты.

    Это те люди, которые родились на территории республик, где буддизм в России имеет давние исторические корни и является основной религией.

    Также в нашей стране очень много молодых буддистов, которые пришли к этой вере благодаря изучению и принятию восточной культуры.

    Если каких-то сотню лет назад русские буддисты казались православным людям чудаками и были по-настоящему в диковинку в южных, центральных регионах страны, то сегодня такое вероисповедание никого не удивляет.

    Напротив, в наше время восстановлено множество некогда разрушенных буддийских храмов.

    Помимо Элисты, Бурятии, Тувы, буддийский дацан можно найти в Свердловской области, В Санкт-Петербурге есть сразу несколько храмов, имеется молельное место в Иркутске.

    В различных городах нашей страны существуют буддийские общины, где люди, исповедующие религию, находят информационную и духовную поддержку. Сегодня найти специальную литературу можно в любом книжном магазине. Сеть также пестрит различными тематическими материалами. Получить информационное насыщение в этом направлении несложно даже самостоятельно, без помощи каких-то организаций и общин.

    Основные идеи буддизма

    Чем же так привлекательно это религиозное учение и почему всё больше приверженцев буддизма появляется на территории европейских стран? Всё просто! В основе этой религии лежит любовь к человеку, ко всему живому и к миру в целом. Прийти к этой любви и гармонии можно через самопознание и созерцание.

    Четыре основные истины, изречённые Буддой, гласят:

    1. Каждый человек существует под влиянием страдания.
    2. У этих страданий всегда есть причина.
    3. От любых страданий можно и нужно избавиться.
    4. Освобождение от страданий – — это подлинный путь к Нирване.

    В основе буддизма нет чётко установленных рамок. Будда говорил, что каждый человек должен найти свою «золотую середину» между полной аскезой и изобилием. Образ жизни счастливого человека базируется на осознании важных принципов мировоззрения, которые помогают обрести благородство, доброту, любовь.

    Важно понимать, что буддизм не есть «гольная» религия, в центре которой стоит божество, благодаря поклонению которому можно достичь блаженства. Буддизм — это, прежде всего, философия, придерживаясь которой можно познать себя, мироздание и принять высшую истину для улучшения собственного пребывания на этой земле.

    Основные цели учения достигаются не через наказание или страх. Напротив, в основе буддизма лежит только любовь и доброта. Считается, что приблизиться к высшим истинам можно посредством избавления от страдания. А избавиться от страдания можно только познав его природу.

    В буддийском учении существует восьмеричный путь спасения. Это восемь пунктов, соблюдая которые можно обрести знание и стать на путь освобождения.

    1. Правильное понимание: мир состоит из страданий и скорби.
    2. Верные намерения: важно осознать свой путь и научиться сдерживать страсти.
    3. Правильная речь: слово должно нести глубокий смысл и добро.
    4. Продуманные поступки: все дела должны быть добрыми, непустыми и незлыми.
    5. Достойные усилия: вся деятельность должна быть нацелена на добро.
    6. Благостные помыслы: только избавившись от дурных помыслов, можно избежать и обойти страдания.
    7. Сосредоточение: лишь умение сосредоточиться на важном; и отбросить второстепенное поможет достойно пройти восьмеричный путь избавления.
    8. Правильный образ жизни: – только достойная жизнь приблизит человека к избавлению от груза страданий и боли.

    Искренне соблюдая эти несложные правила, человек следует благостному пути очищения. Всё это происходит осознанно, а потому и даёт ожидаемые результаты. Однако для того чтобы пройти такой путь, человек должен пройти через осознание многих вещей, существующих в этом мире, сделать ряд удивительных открытий в себе и окружающих и изменить своё понимание и мироощущение.

    У буддистов в России и других странах своё оригинальное мировоззрение. Обычно последователи этого учения интеллектуально развиты, имеют объёмный кругозор, миролюбивы и смиренны.

    Источник: https://www.oum.ru/literature/buddizm/buddizm-v-rossii/

    Религиозный состав населения Земли

    Несмотря на значительный отход от церкви части населения в XX веке, религия продолжает оказывать большое воздействие на нравы, обычаи, личную жизнь людей, их взаимоотношения в семье и даже на внешнюю политику некоторых государств.

    Религии, которые исповедуют многие народы, живущие в разных странах и на разных континентах, называют мировыми. В мире существуют 3 мировые религии:

    Христианство.

    Это наиболее распространенная из всех мировых религий. Ее исповедуют более 1 миллиарда жителей планеты.

    Христианство наиболее распространено в Европе, Америке, Австралии, хотя приверженцы этой религии встречаются и в Африке, и в Азии, куда оно пришло благодаря миссионерской деятельности европейцев. Христианство включает три ветви: православие, протестантизм и католицизм.

    Приверженцы православия проживают в России, на Украине, в Беларуси, на севере Казахстана, в некоторых государствах Восточной Европы. Народы, исповедующие католицизм, населяют Северную и Южную Америку, многие страны Восточной и Западной Европы.

    Протестантизм преобладает в Канаде, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, в государствах Северной Европы. В некоторых странах мира (например, в США) могут быть представлены все ветви христианства.

    Ислам (мусульманство).

    Он занимает второе место по числу верующих (800 миллионов человек). Почти в 30 странах Азии и Африки ислам провозглашен государственной религией.

    Мусульмане проживают в Саудовской Аравии, Турции, Иране, Афганистане, Пакистане, Бангладеш и других странах Юго-Восточной Азии, а также в государствах Северной Африки: Алжире, Марокко, Египте и др.

    Приверженцы ислама проживают в Казахстане, в отдельных районах России. Благодаря высокой рождаемости в странах, исповедующих ислам, число верующих в этих странах быстро растет.

    Буддизм.

    Занимает третье место среди мировых религий. В мире буддизм исповедуют только 250 миллионов человек. Район распространения буддизма географически ограничен — районы Центральной и Восточной Азии (Монголия, часть верующих Китая, Непал, Мьянма, часть верующих, проживающих в Индокитае, Индии). Исповедуют буддизм и в России: приверженцы этой религии проживают в Бурятии, Калмыкии, Туве.

    Кроме трех мировых, существуют также национальные религии, которые исповедуют какие-либо отдельные народы. Например, в Индии распространен индуизм, в Китае — конфуцианство, в Японии — синтоизм, в Израиле — иудаизм. Иудаизм — национальная религия, которую исповедует еврейское население, проживающее и в других странах.

    Сегодня в некоторых районах Южной Америки, Центральной Африки, на северо-востоке России, на Новой Гвинее еще существуют местные традиционные верования, связанные в основном с почитанием различных духов природы, с брачными обрядами.

    Не только национальные, но и религиозные противоречия часто приводят к возникновению «горячих точек». Например, политическая напряженность в Северной Ирландии связана с религиозной рознью между католиками, составляющими коренное население, и протестантами — выходцами из Англии, захватившими ключевые позиции в экономике.

    Источник: https://geographyofrussia.com/religioznyj-sostav-naseleniya-zemli/

    Российский буддизм: руководитель страны как воплощение Белой Тары

    Так сложилось, что на протяжении большей части двадцатого века все религиозные течения в стране переживали глубокий кризис. Их либо уничтожали, либо позволяли существовать где-нибудь на окраинах социалистического строя. Тем не менее, все три основных мировых религии выжили.

    И христианство, и ислам, и буддизм в настоящее время, пережив период реставрации в России, продолжают развиваться и, как выясняется, даже кое в чем трансформироваться.

    О том, какие процессы происходят сейчас в одном из интереснейших и глубочайших религиозных течений – буддизме, об его реакции на вызовы глобализации и о многом другом рассказывает заместитель директора по научной работе Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН доктор философских наук Сергей Юрьевич Лепехов.

    – Насколько распространен буддизм в России? В каких регионах (кроме вполне очевидной Бурятии) есть центры и храмы?

    – В Российской Федерации буддизм распространен, прежде всего, в регионах, где он считается традиционной религией и исповедуется коренным населением уже несколько столетий. К ним относятся: Бурятия, Тыва, Калмыкия, Тюменская область, Забайкальский край и Иркутская область.

    Исторически сложилось так, что в этих регионах преобладал буддизм тибетской школы Гелугпа, хотя были отдельные представители и других направлений. Еще в начале ХХ в.

    в столице Российской империи – Санкт-Петербурге был построен буддийский храм – дацан и существовала община, основу которой представляли, прежде всего, выходцы из областей, исторически и географически близких к этой религии. В советское время в некоторых крупных городах СССР появились группы интеллигенции, интересующиеся учением буддизма, его философией и историей.

    С распадом СССР и изменением религиозной политики государства во многих городах России были зарегистрированы буддийские религиозные объединения, адепты которых придерживались уже самых различных направлений и школ – не только тибетских.

    Можно сказать, что в настоящее время в европейской части России, Сибири и Дальнем Востоке помимо них представлено все многообразие направлений буддизма тхеравады и махаяны, а по количеству нетрадиционных (для России) общин и групп эта религия вдвое и даже более превосходит число общин на традиционных территориях ее распространения.  

    – Можно ли сказать, что буддизм в разных регионах различается? Если да, то насколько сильно? В каких моментах?

    – Буддизм различается, в основном, в зависимости от того, учения какой из философских школ придерживаются его последователи. Поэтому нюансы существуют, прежде всего, в подобных подходах, тонкости которых доступны только очень образованным людям.

    Читайте также:  Круг сансары – что это такое и как из него выйти?

    Последователи таких направлений уже очень давно распространяли свои учения в разных странах, стремясь приспособить их к местным культурным реалиям и конкурируя между собой, что, в конечном итоге, привело к формированию национальных форм буддизма (тибетского, монгольского, китайского, корейского, японского).

    В связи с этим возникает вопрос о возможности в будущем формирования российского буддизма, лингвистической основой которого будет русский язык, в той же степени, в какой, например, тибетский язык стал основой тибетского варианта религии, а китайский – китайского.

    Основания для таких предположений есть, поскольку многие важнейшие части канона уже переведены, и эта работа продолжается. Вместе с русским языком буддизм, как это было во всех других случаях, приобретет «прививку местной культуры» и неизбежно впитает и многие ценности, характерные для отечественной цивилизации и парадигмы.

    Произойти это должно легче и быстрее, чем в некоторых других случаях, поскольку российский мир изначально развивался по принципу полиэтничности и многоконфессиональности. Надо отметить, что взаимодействие буддизма и нашей культуры началось не сегодня и не вчера, а несколько столетий назад.

    Поскольку все традиционные регионы распространения этой религии в России исповедуют одну и ту же форму тибетского буддизма – Гелугпа, то различия в учении, обрядах – практически нет. Можно говорить о моментах, связанных с языком и народной культурой вообще, исторических особенностях возрождения буддизма в каждом регионе.

    Степень истребления храмов, литературы, монахов во всех этих местностях была высокой, но где-то остались какие-то не разрушенные полностью здания дацанов, чудом выжили отдельные священнослужители, а где-то (например, в Калмыкии) не осталось почти ничего.

    Поэтому можно сказать, что нынешний калмыцкий буддизм ближе к тибетскому, а бурятский – к монгольскому буддизму.

    Различий в буддизме отдельных общин больших городов России – значительно больше.

    Здесь вы встретите и отдельные направления тибетского буддизма, и японского и довольно многочисленных последователей западной ветви буддизма карма-кагью, возглавляемых Оле Нидалом.

    Единственное, что их объединяет – русский язык и естественно, русское происхождение, а, следовательно, (надеюсь) и отечественная культура.

    – Каково в настоящее время состояние буддизма в России?

    – В настоящее время не существует каких-либо законодательных и прочих механизмов, способных активно повлиять на состояние обсуждаемой религии в России.

    Действия зарубежных буддийских проповедников, время от времени посещающих нашу страну, по масштабу прилагаемых усилий, затрате ресурсов и конечным результатам не идут ни в какое сравнение с усилиями иностранных агитаторов, представляющих другие конфессии.

    Поэтому вряд ли можно говорить о каком-то заметном влиянии на состояние российского буддизма из-за границы. В целом, на данный момент ситуацию с этим вероисповеданием у нас можно охарактеризовать как неуправляемую, и это скорее плохо, чем хорошо.

    Наверное, для самих верующих и для государства было бы полезнее, если бы деятельность отдельных буддийских общин (достаточно многочисленных) каким-то образом координировалась одним центральным органом, что сделало бы возможным для представителей различных направлений и организаций регулярно встречаться и обсуждать возникающие насущные проблемы, в том числе и с делегатами государственной власти. Это также позволило бы выступать в различных буддийских международных организациях не только от имени верующих, но и от имени государства, озвучивающего их интересы. Россия как буддийская страна могла бы участвовать в различных международных проектах таких стран, чего сейчас она не делает.

    – К чему может привести дальнейшее развитие буддизма в России?

    – Все зависит от того, по какому пути оно пойдет. Существует много вариантов возможных сценариев развития.

    В целом, если будут углубляться тенденции к обособлению так называемых этнических форм буддизма, то это потенциально может способствовать развитию центробежных тенденций и в политических настроениях населения этих республик.

    Если будет развиваться единый русскоязычный буддизм, то это, естественно, упростит и межконфессиональный и межэтнический диалог, да и придаст больше весу нашим представителям на международной арене, поскольку они будут олицетворять свою, национальную форму буддизма.

    В целом же Россия, на мой взгляд, имеет определенные преимущества перед другими цивилизациями, поскольку ее развитие находится на подъеме, а не на спаде, прогресс же этот обусловлен наличием достаточно интенсивного мультикультурализма, который у нас пока еще удается сохранять, а не межкультурного и межцивилизационного противоборства, которое, к сожалению, происходит в других местах.   

    – Ваш проект посвящен изменению системы буддистских ценностей в условиях глобализации. Каким образом современные тенденции влияют на эту систему?

    – Буддизм как культура и цивилизация существует непрерывно беспрецедентно долгое время.

    Некоторые современные ему когда-то культуры (античная, например) уже давно канули в Лету, а буддизм продолжает (еще раз подчеркну – непрерывно, поскольку это очень важно) существовать и в наши дни как живое культурное образование и, скорее всего, сможет просуществовать еще столько же.

    Эта религия будет представлять очень большой научный и культурный интерес независимо от количества адептов на том или ином этапе своего развития. Даже если последователей не будет вовсе, ценность буддизма для науки нисколько не уменьшится, и он будет продолжать изучаться, как та же античная парадигма.

    Непрерывно существуя, буддийская культура сохранила в себе реликты многих других культур, которые давно уже исчезли, и только в буддийских памятниках сохранились их следы.

    Поэтому, как, к примеру, палеонтологи могут исследовать останки мамонтов, прекрасно сохранившиеся в вечной мерзлоте, так и культурологи видят многие элементы древних культур, изучая памятники обсуждаемой религии.

    Система образования в буддийских монастырях сохранилась почти без изменения такой же, какой она была две тысячи лет назад, что в свое время дало основание нашему выдающемуся российскому буддологу академику Федору Ипполитовичу Щербатскому написать в письме к Сергею Федоровичу Обльденбургу, возглавлявшему Российскую Академию в тот момент: «Все что происходит здесь в Аге (т.е. в Агинском дацане – С.Л.) есть, по всей вероятности, полнейшая копия того, что происходило в Наланде (известном индийском буддийском монастыре – С.Л.)». Нужно отметить, что система образования в тибетских, китайских, монгольских, японских, бирманских монастырях, в разное время, конечно, различалась, но, что еще важнее – между ними было немало общего.

    Здесь мы подходим к еще одной проблеме, которой занимаемся – глобализация и буддизм. Наша нынешняя глобализация – не первая в истории человечества.

    Распространение таких религиозных культур, как христианство и ислам, имело большие последствия.

    Мы настолько привыкли пользоваться их плодами, что не вполне сознаем все те изменения, которые они с собой принесли, а ведь до них были, например, Александр Македонский и Чингисхан.

    Однако раньше всех был буддизм, который и стал первой глобализацией, в результате которой появилась устойчиво существующая цивилизация. Таким образом, правильнее было бы поставить вопрос о влиянии современных глобализационных процессов на те, которые происходили ранее.

    То, что делается сейчас, рассматривается как нечто целостное и системное только в наших теориях, а в действительности представляет собой сложную совокупность отдельных, весьма противоречивых векторов в самых различных сферах деятельности, имеющих свои, не связанные между собой причины и собственную траекторию развития.

    Поэтому на вопрос о влиянии глобализации на отдельные культуры и системы их ценностей трудно ответить коротко и однозначно.

    Все, наверное, согласятся, что технические возможности накопления, копирования и передачи информации на большие расстояния являются одной из наиболее существенных характерных особенностей современной глобализации.

    Однако возникает парадокс, связанный с тем, что существующие технологии переработки этого потока делают доступным для отдельного индивида практически безграничный потенциальный объем, впервые в истории человечества предоставляя ему возможность делать самостоятельный выбор между культурами, как бы минуя социальные институты, то есть, напрямую. С другой стороны, эти же технологии превращают культурные ценности, ранее имевшие для любого человека важный личностный смысл, в некоторый общий продукт – товар на всемирном рынке услуг, что разрушает не только их индивидуальный смысл, но и личность как таковую, превращая ее в объект манипуляций рыночных менеджеров, а, в конечном счете, разрушая культуру.

    Все эти общие размышления применимы и к буддизму. Ценностные ориентации работают таким образом, что если ослабевает курс на одни, то автоматически усиливается движение в сторону других. Когда в систему принципов человека «вкрапляются» элементы, не предусмотренные религиозной культурой, его поведение становится непредсказуемым в данной парадигме, и, следовательно, – «некультурным».

    «Вещизм», потребительское отношение к жизни, к людям – то, что в современноем мире представляется как безусловное благо, как прогресс и одно из проявлений глобализации – в буддизме рассматривается как безусловная «антиценность», как то, от чего человек, в, конечном счете, должен уйти, и что в себе преодолеть.

    Мирское во всех религиях оценивается препятствие к спасению души, но именно в буддийской философии подробно описывается механизм, благодаря которому это происходит, поэтому, наверное, «антивещизм» буддизма более категоричен, чем в других религиозных учениях.

    Современные образованные люди способны ознакомится с текстами уже без всякого посредничества ламы (участие которого в давнюю пору было необходимым, так как лишь небольшой процент населения знал тибетский язык) и вполне в состоянии задать много неудобных вопросов (и лично, и через интернет), если видят, что священник живет не в соответствии с собственными проповедями.

    Это проблема, которая возникает сейчас не только у буддийских священников, но в этом учении она уже осознается и обсуждается на различных международных форумах с участием самых высокопоставленных иерархов.

    Одним из ответов на такие вызовы является рост фундаменталистских тенденций в современных конфессиях. Буддизм, как ни странно, оказался затронут этими веяниями времени меньше других религий. В данном случае я просто констатирую факт, не пытаясь вскрыть причины.

    – Что именно больше всего подвержено изменению? Меняются глубинные ценности или обряды?

    – Как я отметил выше, основные ценности буддизма, в сущности не меняются, то же самое можно сказать и об обрядах, которые проводятся в монастырях, там, где традиция не прерывалась и где образ жизни остается неизменным уже в течении тысячелетий.

    В России, поскольку традиция монастырской жизни в 30-40-е годы прошлого века была практически пресечена, молодые ламы, отправляемые учиться в Монголию, механически заучивали тексты обрядов на непонятном для них тибетском языке и сами не вполне понимали, что же они читают, и какой в этом содержится смысл.

    Свое предназначение они видели тогда в том, чтобы обслуживать религиозные потребности немногих престарелых верующих, допускаемых в единственный на всю страну функционирующий дацан, который со временем должен был естественным образом закрыться.

    Поэтому, когда дацаны стали восстанавливаться, то в первую очередь необходимо было подготовить священнослужителей, способных вести необходимые службы как полагается по канону.

    За пределами монастыря, в так называемом народном буддизме, уже давно происходило (и сейчас происходит) смешение буддийской и шаманистской обрядности и формирование синкретических религиозных представлений, когда одни и те же люди считают себя и буддистами, и шаманистами. Впрочем, это не новое явление, и с глобализацией непосредственно оно не связанно.

    Что в буддизме меняется в наибольшей степени, но скорее не в России, а за ее пределами – так это трансформация общей картины мира, приближение ее к научной. Соответственно, это влечет за собой диалог с учеными, с наукой, а также изменения в традиционном образовании.

    Для России же основная проблема буддизма сейчас – не установившиеся окончательно взаимоотношения с властью.

    Отказ от установок воинствующего атеизма и репрессий позволил возрождать буддизм как свободно исповедуемую религию, то есть восстанавливать разрушенные дацаны и так далее, но возобновить существовавшие когда-то отношения с верховной государственной властью оказалось не так просто, потому что непонятно – какую именно модель таких отношений взять за образец.

    Наиболее устойчивой и взаимоприемлемой (при некоторых оговорках, разумеется) была парадигма взаимодействия с царским правительством и с самим царем, который российскими буддистами рассматривался как воплощение божества – Белой Тары. Крещенный православный царь против этого не возражал.

    Перенесение этой практики руководством Буддийской Традиционной Сангхи России на нынешнего Президента Дмитрия Анатольевича Медведева успеха не имело, и властью понято не было, хотя это можно оценивать как не более, чем попытку возрождения существовавшей когда-то традиции. Президент все-таки не царь, и религиозная политика, проводимая современным государством, отличается от той, которая проводилась столетие назад.

    принт-скрин “Интерактивной карты религиозных общих России”, old.imbt.ru, volshebny-mir.livejournal.com, krolikidv.ru, kalmykiatour.com

    Подготовила Екатерина Пустолякова

    Поделись с друзьями: 

    Источник: http://www.sbras.info/articles/opinion/rossiiskii-buddizm-rukovoditel-strany-kak-voploshchenie-beloi-tary