Молитвенный барабан в буддизме — как он работает?

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Молитва – неотъемлемая часть любой веры, способная спасти нас и наших близких от несчастья, оберегать, хранить. В буддийской традиции для подобного обычая есть специальное приспособление. Статья ниже расскажет, что такое молитвенный барабан в буддизме, каким он бывает, как работает и на какие чудеса способен.

Кто-то его называет «молитвенный барабан», кто-то – «молитвенное колесо». Для тибетцев это «колесо Мани», а для монголов, калмыков и бурятов – «хурдэ». Но как бы его ни называли, суть остается одна – это важный атрибут в буддизме.

Он представляет собой цилиндрическое изделие из дерева или металла абсолютно любого размера – от нескольких сантиметров до нескольких метров. На его внешнюю, видимую часть нанесены фрагменты мантр, а внутри содержится свернутый тончайший листок, на котором также написаны молитвы, повторяющиеся много (иногда до миллиона) раз и превращающиеся в круговорот.

Хурдэ содержит сакральный смысл неимоверной силы – один оборот приравнивается к произнесению бесконечного множества записанных на свертке мантр.

Так, прилагая физические усилия наряду с духовными побуждениями, человек может даровать благо не только себе, но и всем, о ком в настоящий момент думает.

Считается, что колесо может помочь любому, кто верит в его силу, неважно, мал ты или стар, буддист или приверженец другого вероисповедания.

Существует мнение, что такой «хитрый» предмет был придуман для слабослышащих, слабовидящих или безграмотных людей, не имевших возможности читать записанные священные слова.

Молитвенные колеса могут достигать огромных размеров – тогда они устанавливаются на территории храмов, у ступ и пагод – а могут быть маленькими, компактными, которые можно хранить дома или носить с собой.

О появлении молитвенного колеса рассказывает одна любопытная буддистская легенда. Задолго до появления на свет Сиддхартхи Гаутамы распространялись мысли Будды Дипанкары.

Однажды к нему пришел король нагов – змееподобных водных существ – с просьбой о даровании мантры для счастья всех земных созданий.

Дипанкара выполнил эту просьбу, подарив тому специальный цилиндр, внутри которого был свиток со священными молитвами.

Наги долгие века зорко следили за сохранностью этого дара и благоговейно пользовались им – крутили, тем самым все ближе приближаясь к совершенству души. Спустя некоторое время к учителю Нагарджуне пришел Будда Сострадания и сказал, что ему следует, отправившись к нагам, попросить у них дарованный Дипанкорой хурдэ, чтобы все живые создания мира получили необъятную пользу.

У учителя получилось выполнить великое поручение, а после, сквозь поколения, почитание колеса с чудесными свойствами и его вращение достигло наших современников, принося счастье и избавление от тяжких мук.

Хурдэ бывают разных видов. В зависимости от размеров, расположения, способов вращения они могут быть:

Ручные барабаны отличаются миниатюрностью, компактностью. Их без труда может крутить одна пара рук, а также их можно передвигать с места на место.

Стационарные колеса устанавливаются в монастырях, и достигают таких огромных габаритов, что для их вращения потребуются силы нескольких людей. Так, самый большой хурдэ обосновался в Тибете, в древнем китайском городке Дукэцун. Весом он больше шестидесяти тонн, а высотой превышает два десятка метров.

Барабаны Мани могут приводиться в действие разными силами: ветром, потоком воды, с помощью тепла свечи или за счет электричества. Нередко устанавливается сразу несколько храмовых барабанов в ряд, и тогда можно усилить их эффект, прокрутив их поочередно.

В последнее время можно купить декоративный хурдэ. Особой магического смысла такой вид не несет, его обычно привозят просто как сувенир из экзотических азиатских стран.

Чтобы претворить чудеса в жизнь, нужно взяться за ручку и прокрутить ее по часовой стрелке, как бы следуя за солнцем. В тот же момент сверток внутри барабана, а значит – нанесенные на него слова – тоже будут вращаться. Получается, будто буддист многократно, быстро и последовательно читает молитвы, не произнося ни слова.

Однако делается это не только для того, чтобы облегчить задачу молящегося. Мантра, двигаясь по кругу, приобретает правильную, благоприятную конфигурацию, а потоки энергии становятся еще более заряженными.

Буддийские практики предполагают, что для максимального накопления энергии и очищения кармы нужно прокрутить барабан 180 раз. Очень важно настроиться на волну доброты, чистоты, не забывая думать о хорошем, о своих родных, желать счастья всем живым созданиям.

Чаще всего в хурдэ используется главная, сильнейшая мантра буддистов – «Ом Мани Падме Хум».

Именно отсюда пошло название «Мани-барабан».

При вращении молитвы излучают невидимый, но невероятно яркий свет, который способен стирать омрачения и плохую карму, даже из прошлых рождений. При медитации с молитвенным колесом можно визуализировать исходящий свет вместе со своей энергией. Лучики света, рассеивающиеся от мантр, словно освещают душу, забирают все болезни, невзгоды и дурные мысли.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, что статья вам понравилась. Присоединяйтесь к нам в социальных сетях, и будем искать истину вместе.

Источник: http://asmodeus.su/mantry/molitvennyj-baraban-v-buddizme-kak-on-rabotaet

Что такое молитвенный барабан?

Молитвенные барабаны всегда были неотъемлемой частью буддийского пейзажа. Их в великом множестве возводили в Тибете и Монголии, Непале и Бутане, Калмыкии и Туве – везде, где тибетский буддизм получал широкое распространение. Молитвенное колесо – это деревянный или железный барабан размером от нескольких сантиметров до нескольких метров, на котором написаны мантры. 

Они устанавливались в монастырях, у ступ и храмов, а также в наиболее посещаемых местах, чтобы люди, вращая барабан, могли накопить духовные заслуги, а также очиститься от омрачений и негативной кармы, накопленной в этой и предшествующих жизнях не только того человека, который в данный момент его вращает, но и всех существ, о благе которых этот человек в данный момент думает. 

Один оборот колеса «приравнивается» к произнесению всех мантр, которые оно “несет в себе”, а их может быть очень много: все внутреннее пространство барабана тоже заполняется мантрами, написанными на рулонах тончайшей бумаги.

Смысл такой «механизации» вовсе не в том, что колесо как бы выполняет за человека его работу, да еще и с “нечеловеческой” производительностью, а в том, что кругообразное движение магических формул придает потокам энергии правильную конфигурацию и тем самым очищает пространство и всех, кто в нем находится, от накопившихся “неправильных” зарядов.

Молитвенный барабан, независимо от его размера, большой он или маленький, бронзовый или деревянный, это всегда чудо.

Какого бы вероисповедания ни придерживался человек, он может быть совсем маленьким ребенком, который едва научился ходить и еще не знает, кто он – буддист или христианин, но он уже тянет руки к молитвенному барабану, чувствуя сердцем его сказочную нездешнюю сущность.

Глядя на искреннюю радость ребенка, впервые приводящего в движение молитвенный барабан, невольно задаешься вопросом: кто придумал его, как он появился на земле?

История возникновения молитвенных колес или Дар иных миров

Полистав древние тибетские тексты, мы узнаем, что молитвенный барабан на протяжении неисчислимых тысячелетий хранился у царя змееподобных существ, нагов. Он был принесен ему в дар Буддой Дипанкрой, достигшим Просветления задолго до известного нам исторического Будды Шакьямуни. Наги берегли подаренный им молитвенный барабан и, вращая его с молитвами и верой в сердце, достигали вершин духа. 

В первом столетии до нашей эры в южной Индии появился на свет мальчик, которому суждено будет стать одним из величайших буддийских ученых и мыслителей.

Он примет монашеские обеты, закончит университет Наланда и затем, предприняв множество путешествий в подземный мир нагов, получит имя Нагарджуна.

Наги поделятся с ним своей безграничной мудростью, и он изложит то, что узнал от них, в многочисленных философских трактатах, которые по сей день изучаются в тибетских монастырях.

Однажды наставнику Нагарджуне явился Ченрезиг, Будда Сострадания. Он приказал ему, немедленно отправиться в царство нагов и испросить у подземного царя тот молитвенный барабан, который Будда Дипанкара отдал ему много тысячелетий назад. «Если ты принесешь его, все живые существа получат неизмеримую пользу», – молвил Ченрезиг на прощанье.

В соответствии с тибетскими источниками, Нагарджуна передал практики, связанные с молитвенным барабаном, львиноголовой дакине. Она, в свою очередь, обучила им индийских йогов: в линии передаче упоминаются Тилопа и Наропа.

В Тибет идею возведения молитвенных барабанов и связанные с ними молитвы и духовные практики принес Гуру Падмасамбхава, а новую силу этой традиции в Тибете придал последователь Наропы Марпа и его прославленный ученик, святой Миларепа. Эти великие йоги, чьи имена в Тибете известны каждому, распространили учение о молитвенных барабанов в Стране снегов.

Так в силу неизмеримой любви Будды Сострадания и великих усилий йогов Индии и Тибета, молитвенные барабаны, которые много тысячелетий оставались в ведении высших существ, обладающих чудодейственными силами, оказались в мире людей и теперь помогают каждому, кто способен увидеть в них бесценный дар иных миров.

О пользе вращения молитвенных барабанов

Молитвенные барабаны содержат плотно свернутые свитки с мантрами Ченрезига, Будды Безграничного Сострадания, «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ». Говорится, что одно вращение молитвенного барабана с чистыми помыслами равносильно прочтению вслух помещенных в него миллионов мантр. Молитвенный барабан приносит умиротворение и покой в сердца людей, дарит гармонию окружающему нас миру, усмиряя местных духов.

Безграничная польза возведения и вращения молитвенных барабанов подробно описана в тексте четвертого Панчен-ламы (1781-1852). Этот текст был составлен для того, чтобы каждый, кому в наш век упадка посчастливилось увидеть молитвенный барабан и прикоснуться к нему, не упустил этой редчайшей возможности очистить свою карму и накопить заслуги.

Вращение молитвенного барабана, пишет четвертый Панчен-лама, полезно для людей с низшими, средними и высшими способностями.

«Единожды повернувший молитвенный барабан, – говорил Будда Шакьямуни, – обретает больше заслуг, чем созерцатель высших способностей, который провел в затворничестве целый год.

Больше его заслуга, чем созерцателя средних способностей, ушедшего в затворничество на семь лет, и созерцателя низших способностей, ушедшего в затворничество на девять лет».

По словам Будды Мудрости Манджушри, «четыре защитника и охранители десяти направлений даруют защиту от всех препятствий со всех углов и сторон света» человеку, вращающему молитвенный барабан. Полностью очищается его негативная карма, приводящая к рождению в низших мирах.

А после смерти такой человек отправляется в чистую страну Будды, рождается в бутоне лотоса, а затем творит благие дела Будд во всех сторонах света.

На обыденном уровне, по словам Будды Майтрейи, «вращение молитвенного барабана защищает от всех заразных болезней и эпидемий … помогает победить орды демонов и зловредных духов».

Лама Сопа Ринпоче, инициатор возведения молитвенных барабанов в самых разных странах мира, указывает, что вращение барабана способствует излечению даже таких тяжелых болезней, как рак.

Для этого нужно посвящать молитвам и вращению барабана час или несколько часов в день.

Если боль и не уйдет окончательно, пишет лама Сопа, то, по меньшей мере, это поможет устранить те коренные причины, которые влекут за собой такие болезни.

Приводя в движение барабан, мы одновременно начитываем шестислоговую мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ и также представляем, что помещенные в барабан миллионы мантр излучают свет. Лучи этого света полностью уничтожают негативную карму и омрачения, которую мы копили с безначальных времен. Наша негативная карма уходит в молитвенный барабан в виден черных облаков, и там разрушается.

Затем нужно подумать о других живых существах и направить спасительные лучи молитвенного барабана к ним. Если есть время, можно представить, как эти лучи достигают сначала низших миров, очищая обитателей ада, голодных духов и животных, а затем освещают высшие миры: людей, полубогов и богов, неся благо им.

Подобная практика, по словам Ламы Сопы Ринпоче, – источник колоссальных заслуг.

Читайте также:  Дацан на лысой горе – что расположено вокруг храма

В священных текстах много говорится и о той пользе, которую получают люди, принимающие участие в строительстве молитвенного барабана. 

«Те счастливые, кто возводит молитвенный барабан с мантрами ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ для других существ, – пишет четвертый Пачен-лама, ссылаясь на Будду Майтерйю, – кто рассказывает другим об этом барабане, – распространяют учения Будды». Поэтому они накапливают больше заслуг, чем от прочтения ста тысяч раз по десять миллионов мантр. И даже живые существа, которых коснется их тень, освобождаются от рождения в низших мирах. 

Источник

Источник: https://www.oum.ru/literature/buddizm/chto-takoe-molitvennii-baraban/

Молитвенный барабан

На протяжении веков, молитва, как способ исцеления, используется во многих культурах во всем мире. Мы видели и слышали много примеров того, как молитва делает бесчисленные чудеса в жизни. В тибетском буддизме, молитвенный барабан является одной из форм устной молитвы. Это увлекательный религиозный инструмент, который использует силу несказанных слов.

В тибетском буддизме, мантры (молитвы) не обязательно нужно произносить, чтобы они помогали. Некоторые мантры высечены на камнях и оставлены в куче возле дороги, где путешественники могут увидеть их, и мантру необходимо просто рассматривать, для того, чтобы она была полезной.

Есть много типов молитвенных барабанов, но небольшие ручные барабаны, как показано здесь, являются наиболее распространенными на сегодняшний день.
Молитвенные барабаны пользуются популярностью у слабослышащих, слабовидящих, или неграмотных буддистов Тибета, Индии и Китая. Барабаны позволяют верующим молиться, даже если они не могут читать или говорить.

Помимо ручных молитвенных барабанов существуют фиксированные молитвенные барабаны больших размеров, которые часто установлены вокруг буддийских святынь или в отдельных комнатах храма, и приводятся в движение паломниками.

Некоторые молитвенные барабаны рассчитаны на питание от электродвигателей.

Также известны молитвенные барабаны (наверное, более правильно называть «молитвенные мельницы»), которые приводятся в движение энергией ветра или воды.

Молитвенный барабан имеет особое значение для тибетцев. Он является средством для распространения духовного благословения, благополучия и удаления негативной энергии.

Как правило, каждый молитвенный барабан содержит рулон тонкой бумаги с мантрой, помещенной на ось внутри барабана, обычно с мантрой «Ом Мани Падме Хум» (буквы ниже показывают эту знаменитую мантру на тибетском), поэтому его называют еще Мани барабаном. Мантра на рулоне отпечатана много-много раз (чем больше копий мантры, тем больше пользы), а также слоги мантры вырезаны на внешней стороне контейнера барабана.

Тибетские буддисты верят, что чтение этой мантры, вслух или про себя, вызывает мощное доброжелательное внимание и благословение Авалокитешвары (тиб. Ченрезиг; калм. Арьябала; бур. Арьяа-Баала) — воплощение бесконечного сострадания.

Тибетский буддийский Мани барабан всегда вращают по часовой стрелке, если смотреть сверху, по нескольким причинам: он следует за направлением Солнца; он вращает слоги мантры, так что они будут проходить по порядку, как если читать;  и он соответствует часовому обходу ступы (культового сооружения).

Согласно Тибетской буддийской традиции, отношению к молитвенному барабану такое — вращение такого барабана имеет такой же эффект, как достойное устное чтение молитвы.

Большая часть тибетской культуры в настоящее время вынуждена искать убежища за пределами своей родины. В Тибете под китайским правлением, механические барабаны везде, на грузовиках и автобусах, автомобилях и танках, но духовное обучение и практика, и даже обучение на тибетском языке, строго ограничены.

С распространением тибетского буддизма на Западе, новые типы Мани барабанов пришли в бытие. Многие покупают молитвенные барабаны для декоративной ценности.

Конечно, нет ничего плохого с таким приобретением, так как молитвенные барабаны создают отличные декорации.

Тем не менее, нужно знать, что есть гораздо большее для молитвенных барабанов, чем просто их способность хорошо выглядеть на камине.

Есть электронные варианты. Его Святейшество Далай-Лама сказал, что мантра на компьютере работает так же, как традиционный молитвенный барабан.

Одна из идей, которые у меня есть, это использовать электронный барабан для исцеления. Любой человек с заболеваниями щитовидной железы, да и не только, если даже у него нет ни малейшего представления о Дхарме, может использовать молитвенный барабан для медитации и исцеления.

Можно медитировать и визуализировать двумя способами.

Первый: вы визуализируете пучки света, исходящие от мантр из молитвенного барабана. Они освещают вас и очищают вас от всех ваших болезней и причин болезни, от ваших негативных мыслей и от всех плохих отпечатков, оставленных на вашем ментальном плане.

Второй: вы визуализируете, лучи, исходящие от мантр. Они подобно вакууму засасывающему пыль, засасывают все болезни и всех вредных духов, и, самое главное, причины болезни и негативную карму. Все это поглощается или всасывается в молитвенный барабан, тем самым очищая вас.

Можно представить все это черным облаком, которое затем разрушается в барабане.

Молитвенный барабан — это отличный инструмент для медитации, визуализации, успокоения и центрирования. Это, на самом деле, удивительное новшество из мира тибетского буддизма.

Источник: http://alefa.ru/zdorove/iscelenie-zdorove/molitvennyj-baraban.html

Что важно знать о молитвенных барабанах Хурдэ

25 октября 2014 года в помещении нового малого храма Иволгинского дацана – Гунриг дугана, с 6.00 ч. утра до 20.00 ч. вечера, пройдет Дашинима хурал – ежегодный молебен освящения центра традиционного буддизма России.

В такой великий день, происходящий один раз в году, верующие могут принести с собой статуэтки почитаемых Божеств из домашнего алтаря, изображения Сахюусанов своей семьи, родовых дацанов и т. д.

Через силу своей веры человек обретает огромную силу благословений всех Будд и Бодхисаттв, могущественную защиту и помощь в этой жизни и во всех последующих.

Посетив в этот день дацан, непременно вместе со своими Божествами, совершайте круги Гороо по территории монастыря, вращайте большие и малые Хурдэ – молитвенные барабаны с десятками и миллионами мантр, окажите свое почтение субурганам. В этом есть особый смысл…

На территории Иволгинского дацана во благо верующих, во благо народов многонациональной Республики Бурятия установлены субурганы, подавляющие своей силой любые распри, любое влияние негативных сил, а также многочисленные молитвенные барабаны Хурдэ, внутри которых заключены мантры Божеств, устраняющих любые препятствия – внешние и внутренние. В нашу эпоху именно Гороо вокруг ступ и вращение Хурдэ являются самыми легкими способами накопления добродетелей. Так сказал сам Будда. Существует множество разных видов Хурдэ. Наиболее известные из них — храмовые (установлены внутри и снаружи, на территории комплекса), домашние (настольные), ветряные.

Сейчас вашему вниманию мы предлагаем статью, подготовленную ламой Иволгинского дацана, известным калмыцким мастером по изготовлению и установке Хурдэ (его работы сегодня украшают многие дацаны Сангхи России) Батра Чемидова.

Хурдэ — буддийский молитвенный барабан

Молитвенные барабаны издревле были неотделимой частью буддийской культуры. Их в безмерном множестве воздвигали в Тибете и Монголии, Непале, Бурятии, Туве, Калмыкии – повсюду, где буддизм обретал широкое распространение.

Они устанавливались внутри монастырей, у ступ и храмов, а также в наиболее посещаемых местах, с тем, чтобы люди, вращающие барабан, могли обрести многочисленные духовные заслуги, а также очиститься от омрачений и дурной кармы, накопленной в этой и предшествующих жизнях.

Молитвенный барабан, независимо от его размера, крупный он или крохотный, бронзовый или деревянный, ветряной или ручной, может стать источником пользы для любого человека, какого бы вероисповедания он ни придерживался. Даже для самого маленького человечка, едва-едва научившегося ходить и еще даже не знающего, кто он – буддист или католик, но он уже тянущего свои ручки к молитвенному барабану, ощущая духом его благое назначение…

Возникновение хурдэ связывают с одной буддийской легендой. Давным-давно, когда еще в наш мир не пришел Будда Шакьямуни, на Земле процветало буддийское Учение Татхагаты Дипанкары.

Как-то раз к нему пришел царь Нагов — обитателей водной стихии, и попросил у Татхагаты молитву для благополучия всех существ. В ответ на эту просьбу Будда Дипанкара даровал ему особый барабан, наполненный свитками священных мантр.

Наги трепетно оберегали преподнесенный им Татхагатой этот Хурдэ. И, вращая его, преисполненные верой, они достигали великого духовного совершенства.

Однажды перед великим Учителем Нагарджуна предстал сам Арьябала – Бодхисаттва Сострадания.

Он повелел ему немедленно отправиться в царство Нагов и выпросить у Владыки Водной стихии тот самый молитвенный барабан, который некогда, много тысячелетий назад, подарил ему Будда Дипанкара: «Если ты принесешь его, то все живые существа всех Трех Времен обретут неохватную пользу!».

Махасиддх Нагарджуна исполнил эту великую просьбу Арьябалы. И с тех пор, передаваясь из поколения в поколение, через многие тысячелетия, эта традиция почитания и вращения Хурдэ, дошла до наших дней.

Польза от вращения Хурдэ

В буддийских текстах говорится, что одно лишь вращение молитвенного барабана с чистыми помыслами равносильно прочтению вслух вложенных в него миллионов мантр. Молитвенный барабан приносит умиротворение и покой в сердца людей, чья вера дарит гармонию окружающему миру, укрощая препятствующих и вредоносных духов.

Безграничная польза строительства и вращения молитвенных барабанов детально изложена в тексте IV Панчен-Ламы (1781–1852 гг.).

Этот текст был создан для того, чтобы каждый, кому в наш век упадка посчастливилось увидеть Хурдэ, прикоснуться к нему, не потерял этой редкостной возможности очистить свою негативную карму и накопить великое множество добродетелей – духовных заслуг («буян» – бурят.).

Бодхисаттва Мудрости Манджушри сказал следующее: «Четыре Защитника и Защитники Десяти направлений тому человеку, который вращает молитвенный барабан, даруют протекцию от всех преград, исходящих со всех углов и сторон света». Полностью очищается его дурная карма, приводящая к рождению в низших мирах.

А после смерти такой человек направляется в Чистые Земли бесчисленных Будд, рождается там из цветка лотоса, а затем созидает благие дела во всех сторонах света, во всех Трех Временах.

Будда Майтрейя также передал знание о том, что “вращение молитвенного барабана оберегает человека от всех инфекционных болезней и эпидемий “.

Важно помнить и то, что для преумножения благотворного духовного результата от вращения Хурдэ, его нужно вращать с правильной, чистой мотивацией – желать счастья всем живым созданиям. Ведь к океану бесчисленных существ, которым в эти минуты желаем блага, относимся и мы сами. В настоящем или будущем…

В буддийских текстах много говорится и о том благе, которое получают люди, принимающие участие в создании и сооружении молитвенного барабана.

«Счастливцы те, кто воздвигает молитвенный барабан с мантрами ОМ МАНИ БАДМЕ ХУМ или другими мантрами для блага других существ,— подчеркивает в своем труде IV Панчен-Лама, ссылаясь на Будду Майтрейю,— кто повествует другим об этом барабане, кто распространяет славу и благо Учения Будды.

Они обретают и накапливают еще большее количество заслуг, чем можно обрести и накопить от чтения ста тысяч раз по десять миллионов мантр. И даже живые создания, которых коснется их тень, в ту же секунду освобождаются от рождения в низших мирах».

Пресс-служба Сангхи России

Источник: http://www.sangharussia.ru/news/detail.php?ID=13586

Источник: http://buddhist.ru/buddhist-news/site/6532-chto-vajno-znat-o-molitvennyh

Буддийский молитвенный барабан Хурдэ

Привезла я однажды такую штуковину из Китая. Как сувенир. Их там вообще продают в каждой сувенирной лавке — и маленькие, и большие.  Иногда бывает, покручу, покручу  в руке — прикольно. Буддисты же сказали бы, что я таким образом их буддийские мантры «читаю» и очищаю свою карму… А  я и не знала.

Кто-то из самих же китайцев тогда говорил мне, что с помощью такого барабана обычно молились неграмотные люди.

Слова молитв написаны на барабанчике.

И  читать их было вовсе не обязательно: достаточно покрутить этот барабан и, считай, молитвы твои услышаны.

Позднее выяснилось, не все так просто с барабаном этим.

В тибетском буддизме считается, что его вращение обладает мощным энергетическим действием.

И, как опять же заверяют приверженцы буддизма, очищается не только карма того, кто в данный момент это колесо крутит, но и всех, о ком он в этот момент думает.

Читайте также:  Какие народы исповедуют буддизм и где они проживают?

(Буду знать

Источник: https://milomalo.ru/archives/19288

Молитвенный барабан

В тибетском буддизме существует ритуал вращения молитвенных колес. Молитвенное колесо – это деревянный или железный барабан размером от нескольких сантиметров до нескольких метров, на котором написаны мантры.

Вращение колеса обладает очень мощным благотворным действием: оно помогает очищать карму – не только того человека, который в данный момент его вращает, но и всех существ, о благе которых этот человек в данный момент думает.

Один оборот колеса “приравнивается” к произнесению всех мантр, которые оно “несет в себе”, а их может быть очень много: все внутреннее пространство барабана тоже заполняется мантрами, написанными на рулонах тончайшей бумаги.

Смысл такой “механизации” вовсе не в том, что колесо как бы выполняет за человека его работу, да еще и с “нечеловеческой” производительностью, а в том, что кругообразное движение магических формул придает потокам энергии правильную конфигурацию и тем самым очищает пространство и всех, кто в нем находится, от накопившихся “неправильных” зарядов.

Молитвенный барабан, независимо от его размера, большой он или маленький, бронзовый или деревянный, это всегда чудо.

Какого бы вероисповедания ни придерживался человек, он может быть совсем маленьким ребенком, который едва научился ходить и еще не знает, кто он – буддист или христианин, но он уже тянет руки к молитвенному барабану, чувствуя сердцем его сказочную нездешнюю сущность.

Глядя на искреннюю радость ребенка, впервые приводящего в движение молитвенный барабан, невольно задаешься вопросом: кто придумал его, как он появился на земле? Молитвенный барабан приносит умиротворение и покой в сердце, создает гармонию пространства и усмиряет враждебных духов.

В древних тибетских источниках сказано, что «вращение молитвенного барабана защищает от заразных болезней и эпидемий, помогает победить орды демонов и зловредных духов».

Тибетские «молитвенные колеса» (названные тибетцами «колеса Мани») были предназначены и задуманы для распространения духовного благословения и благополучия. Рулоны тонкой бумаги, на которых множество раз напечатана или написана основная буддийская мантра (молитва) «Ом Мани Падме Хум» из древних индийских и тибетских рукописей, намотана вокруг оси в защитном контейнере и раскручивается вокруг этой оси. Обычно крупные декоративные версии слогов мантры вырезаны на внешнем корпусе молитвенного колеса. Тибетские буддисты верят, что произнесение этой мантры тихо или про себя призывает сильное благосклонное внимание и благословение Ченрези — воплощения сострадания.

Ручной молитвенный барабан. Применяется в буддистских практиках. Слова мантр вырезаны на внешней стороне барабана, а также многократно пропечатаны на внутренней, бумажной, части инструмента. Один оборот барабана означает прочтение такого числа мантр, сколько их начертано на нем. Считается, что вращение такого цилиндра способствует накоплению заслуг.Возьмите “Молитвенный барабан” за ручку и, благодаря противовесу на цепи, вращайте по часовой стрелке. В это время, мантры скрученные внутри барабана, тоже будут вращаться. Вы будто-бы очень быстро читаете очень длинные мантры. Это Буддийская традиция. По буддийской традиции, для духовной практики – накопления заслуг и очищения кармы – верующему необходимо сделать 180 оборотов барабана вокруг своей оси.

Для того, чтобы усилить тот благотворный эффект, который вращение молитвенного барабана способно оказать на нашу жизнь, необходимо вращать его с чистой мотивацией – желать счастья всем живым существам.

Молитвенные барабаны содержат плотно свернутые свитки с мантрами Ченрезига, Будды Безграничного Сострадания «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ». Говорится, что одно вращение молитвенного барабана с чистыми помыслами равносильно прочтению вслух помещенных в него миллионов мантр.

Молитвенный барабан приносит умиротворение и покой в сердца людей, дарит гармонию окружающему нас миру, усмиряя местных духов. Безграничная польза возведения и вращения молитвенных барабанов подробно описана в тексте четвертого Панчен-ламы (1781-1852).

Этот текст был составлен для того, чтобы каждый, кому в наш век упадка посчастливилось увидеть молитвенный барабан и прикоснуться к нему, не упустил этой редчайшей возможности очистить свою карму и накопить заслуги. Вращение молитвенного барабана, пишет четвертый Панчен-лама, полезно для людей с низшими, средними и высшими способностями.

«Единожды повернувший молитвенный барабан, – говорил Будда Шакьямуни, – обретает больше заслуг, чем созерцатель высших способностей, который провел в затворничестве целый год. Больше его заслуга, чем созерцателя средних способностей, ушедшего в затворничество на семь лет, и созерцателя низших способностей, ушедшего в затворничество на девять лет».

По словам Будды Мудрости Манджушри, «четыре защитника и охранители десяти направлений даруют защиту от всех препятствий со всех углов и сторон света» человеку, вращающему молитвенный барабан. Полностью очищается его негативная карма, приводящая к рождению в низших мирах.

А после смерти такой человек отправляется в чистую страну Будды, рождается в бутоне лотоса, а затем творит благие дела Будд во всех сторонах света. На обыденном уровне, по словам Будды Майтрейи, «вращение молитвенного барабана защищает от всех заразных болезней и эпидемий … помогает победить орды демонов и зловредных духов».

Лама Сопа Римпоче, инициатор возведения молитвенных барабанов в самых разных странах мира, указывает, что вращение барабана способствует излечению даже таких тяжелых болезней, как рак. Для этого нужно посвящать молитвам и вращению барабана час или несколько часов в день.

Если боль и не уйдет окончательно, пишет лама Сопа, то, по меньшей мере, это поможет устранить те коренные причины, которые влекут за собой такие болезни. Для того, чтобы усилить тот благотворный эффект, который вращение молитвенного барабана способно оказать на нашу жизнь, необходимо вращать его с чистой мотивацией – желать счастья всем живым существам.

Приводя в движение барабан, мы одновременно начитываем шестислоговую мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Мы также представляем, что помещенные в барабан миллионы мантр излучают свет. Лучи этого света полностью уничтожают негативную карму и омрачения, которую мы копили с безначальных времен. Наша негативная карма уходит в молитвенный барабан в виден черных облаков, и там разрушается.

Затем нужно подумать о других живых существах и направить спасительные лучи молитвенного барабана к ним. Если есть время, можно представить, как эти лучи достигают сначала низших миров, очищая обитателей ада, голодных духов и животных, а затем освещают высшие миры: людей, полубогов и богов, неся благо им.

Подобная практика, по словам Ламы Сопы Римпоче, – источник колоссальных заслуг.

В священных текстах много говорится и о той пользе, которую получают люди, принимающие участие в строительстве молитвенного барабана. «Те счастливые, кто возводит молитвенный барабан с мантрами ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ для других существ, – пишет четвертый Пачен-лама, ссылаясь на Будду Майтерйю, – кто рассказывает другим об этом барабане, – распространяют учения Будды». Поэтому они накапливают больше заслуг, чем от прочтения ста тысяч раз по десять миллионов мантр. И даже живые существа, которых коснется их тень, освобождаются от рождения в низших мирах.

Полистав древние тибетские тексты, мы узнаем, что молитвенный барабан на протяжении неисчислимых тысячелетий хранился у царя змееподобных существ, нагов. Он был принесен ему в дар Буддой Дипанкрой, достигшим Просветления задолго до известного нам исторического Будды Шакьямуни.

Наги берегли подаренный им молитвенный барабан и, вращая его с молитвами и верой в сердце, достигали вершин духа. В первом столетии до нашей эры в южной Индии появился на свет мальчик, которому суждено будет стать одним из величайших буддийских ученых и мыслителей.

Он примет монашеские обеты, закончит университет Наланда и затем, предприняв множество путешествий в подземный мир нагов, получит имя Нагарджуна. Наги поделятся с ним своей безграничной мудростью, и он изложит то, что узнал от них, в многочисленных философских трактатах, которые по сей день изучаются в тибетских монастырях.

Однажды наставнику Нагарджуне явился Ченрезиг, Будда Сострадания. Он приказал ему, немедленно отправиться в царство нагов и испросить у подземного царя тот молитвенный барабан, который Будда Дипанкара отдал ему много тысячелетий назад. «Если ты принесешь его, все живые существа получат неизмеримую пользу», – молвил Ченрезиг на прощанье.

В соответствии с тибетскими источниками, Нагарджуна передал практики, связанные с молитвенным барабаном, львиноголовой дакине. Она, в свою очередь, обучила им индийских йогов: в линии передаче упоминаются Тилопа и Наропа.

В Тибет идею возведения молитвенных барабанов и связанные с ними молитвы и духовные практики принес Гуру Падмасамбхава, а новую силу этой традиции в Тибете придал последователь Наропы Марпа и его прославленный ученик, святой Миларепа. Эти великие йоги, чьи имена в Тибете известны каждому, распространили учение о молитвенных барабанов в Стране снегов.

Так в силу неизмеримой любви Будды Сострадания и великих усилий йогов Индии и Тибета, молитвенные барабаны, которые много тысячелетий оставались в ведении высших существ, обладающих чудодейственными силами, оказались в мире людей и теперь помогают каждому, кто способен увидеть в них бесценный дар иных миров.

Сайт, – сохраним Тибет.

Молитвенный барабан: дар иных миров

Медный корпус молитвенного барабана с мантрами «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» на санскрите и тибетском языках был изготовлен в Индии по специальному заказу тибетских лам Гьюдмеда.

Основу молитвенного барабана составляет свыше ста миллионов мантр Будды Сострадания «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ», которая способствует развитию в сердцах людей сострадания и любви.

В молитвенный барабан в общей сложности заложено свыше 115 миллионов мантр. (Точная цифра 115.264.800 мантр)

Читать всю статью:

Поздравить Будду с Днем рождения, попросить исполнения желаний у индийского принца можно и в Тюмени.

В областном музее изобразительных искусств установлен барабан — аналог хурдэ, буддийского молитвенного барабана, который представляет собой железный цилиндр с отверстиями и дверкой, закрывающейся на задвижку. От настоящего он отличается тем, что на нем не написаны тексты тибетских молитв.

«Когда вы кладете записку в барабан хурдэ, нужно сделать вращательное движение по солнцу.

Существует такое неписанное правило, что вращать его можно и в другую сторону, но самое главное заключается в том, что одно вращательное движение заменяет многократное повторение молитвы, то есть это другой способ обращения к небу», — пояснили авторы проекта. После того, как молитвенный барабан будет полностью заполнен, записки с молитвами должны быть сожжены, по крайней мере, такая традиция существует в Китае

Читать статью полностью:

ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ (санскр.) — магич. мантра, состоящая из 6 самостоят. слогов, самая популярная во всех будд. странах. Ее произносят, перебирая четки, буддисты всех национальностей. Камни (мани), на которых она написана, встречаются повсюду от Непала до Южной Сибири. Буддийские легенды связывают появление ее с проповедями самого Будды (6-5 вв. до н. э.).

Однако, по мнению специалистов, она впервые встречается в тантрийских текстах 3 в. н.э. Довольно часто в литературе ее пишут в виде 4-х слогов: “Ом мани падме хум” и даже переводят “Ом, ты сокровище на лотосе”, что вполне соответствует реальному значению на языке санскрит входящих в нее слов: мани — драгоценность, жемчужина; падма — цветок лотоса.

Значение мантры: Ом Мани Падме Хум

Содержание Мантры ОМ-МА-НИ-ПАД-МЭ-ХУМ (обсуждение на форуме)

Тибетская мантра ОМ МА НИ ПАДМЕ ХУМ для достижения Нирваны

Амулет с изображением мантры “Ом Мани Падме Хум”, мантры божества сострадания Авалокитешвары. Помогает развить сострадание и терпение, проявить лучшие человеческие качества.
Как выяснилось, функцию молитвенного колеса может выполнять и обыкновенный компакт-диск. Это открытие впервые применено на практике в диске “Музыка для 35 Будд”. На его поверхности написана мантра ОМ АХ ХУМ – одна из основных и наиболее “всеохватных” мантр. Она всего одна, но зато скорость вращения компакт-диска очень велика: за час он совершает примерно 20 000 оборотов. Таким образом, пока вы слушаете музыку, мантра “прокручивается” (разумеется, беззвучно) 20 000 раз!
Читать дальше:

Читайте также:  Круг сансары – что это такое и как из него выйти?

Превратите свой харддиск в «Молитвенное Колесо»

Вы можете усилить действие мантры, удалив из компьютера разный мусор и разместив на нем как можно больше духовных текстов, картин и икон. В результате будет происходить возгонка хорошего и полезного для всех живых существ со скоростью 7200 оборотов в минуту.

Источник: http://moikompas.ru/compas/molitvenny_baraban

Какой секрет хранят молитвенные барабаны?

Сила молитвенного барабана огромна. Она меняет жизнь к лучшему, помогает обрести гармонию и внутреннее равновесие. Секрет этого могущественного атрибута хорошо известен тибетским монахам. 

Где и когда появился молитвенный барабан? Ответ на этот вопрос дают легенды Древнего Тибета. Этот атрибут силы и могущества Будда когда-то принес в дар царю нагов. Наги – существа, подобные змеям, бережно хранили этот дар, чтобы в назначенное время передать его Нагарджуну – тибетскому монаху. Произошло это еще в I столетия до нашей эры.

Тибетское чудо

Тибетские тексты, сохранившиеся до наших дней, гласят, что вместе с молитвенным барабаном человечество получило чудодейственную силу. Барабан помогает каждому нуждающемуся – не зря его называют тибетским чудом.

Размеры загадочного атрибута, материал, из которого он изготовлен, вероисповедание пользующегося им человека не имеют значения. Но работает молитвенный барабан только в руках того, у кого чистые помыслы.

Удивительно то, что при виде молитвенного барабана рука непроизвольно тянется к нему. Он гипнотизирует и взрослых, и детей. В чем причина такой притягательности?

Что внутри?

Разгадать секрет молитвенного барабана помогут тибетские книги. В них сказано, что один поворот барабана даст человеку больше, чем год затворничества для познания духовных истин.

А правда заключается в том, что внутри тибетских барабанов находятся свитки с мантрами. Каждый поворот барабана вокруг своей оси приводит эти мантры в движение. Эффект равносилен чтение священных текстов. Но…

Один поворот молитвенного барабана равен почти миллиону прочтений мантр. Вращать его нужно по часовой стрелке, тем самым направляя созидательную энергию вперед.

Сколько раз повернуть молитвенный барабан?

Буддистские монахи по традиции поворачивают молитвенный барабан вокруг его оси 180 раз. Духовные практики учат, что именно такое количество вращений полностью очищает карму и способствует накоплению заслуг человека. В общей сложности оно равно прочтению и силе 115 миллионов мантр.

Но и простого прикосновения к тибетскому чуду иногда достаточно, чтобы привлечь в свою жизнь положительные перемены. Ускорить желаемые события и усилить результат позитивных изменений тоже можно. Для этого при контакте с молитвенным барабаном нужно искренно желать счастья и благополучия близким, друзьям и недругам.

Каков будет результат?

Здесь все индивидуально. На земном уровне человек, вращающий молитвенный барабан, защищает себя от болезней, безденежья, несчастий в личной жизни.

На уровне высшего сознания результат проявляется в очищении сознания и обретении гармонии, небесного благословения.

Сведущие люди говорят, что, вращая молитвенный барабан каждый день по часу, человек открывает себе все дороги и находится под защитой всех природных стихий.

21 января 2014

Источник: https://vostoklavka.ru/info/kakoj-sekret-hranjat-molitvennye-barabany-/

Какая мантра на молитвенных барабанах?

То, что заряжает положительной энергетикой, заключает в себе гармонию, дарует умиротворение, гармонию в душе и покой в сердце… Что это в буддийской культуре? Молитвенный барабан, который с незапамятных времен воздвигали в Непале, Калмыкии, Тибете и пр!

Веками воспетые – молитвенные барабаны…

Древние тибетские источники гласят, что вращая молитвенный барабан, можно защитить себя от заразных заболеваний, успешно бороться с ордами демонов и злопыхательных духов.

История древнего Тибета неразрывно связана с молитвенными барабанами. Их устанавливали у ступ и храмов, чтобы каждый желающий мог обрести покой, умиротворение, очиститься от дурной ауры, омрачений, которые человек испытал ранее.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Амулет, который поможет найти свое счастье и любовь… Читать далее >>>

Громадный или размером «с песчинку», из золота или дерева молитвенный барабан в любом случае будет источником пользы для любого человека, независимо от его вероисповедания.

Даже для крохи-младенца молитвенный барабан пойдет на благо… Малыш еще ничего не осознает, не знает, кто он – буддист либо католик, но он уже тянет свои ручки к молитвенному барабану, чувствуя его благотворное влияние.

Молитвенный барабан принято вращать по часовой стрелке. Внутри барабаны заключены специальные мантры. Буддийская традиция гласит, что нужно совершить 180 оборотов барабана вокруг свой оси, чтобы стать по-настоящему счастливым человеком и накопить заслуги.

Какая мантра написана на молитвенных барабанах?

О безграничной пользе молитвенных барабанов можно прочесть в тексте четвертого Панчен-ламы. Он знал, что в наше в наше непоколебимое время нужно что-то такое особенное, к чему можно прикоснуться и стать по-настоящему счастливым человеком! Он знал, что нужна палочка-выручалочка для спасения будущего общества, когда будет царить век упадка!

Нутро молитвенных барабанов заполнено плотно свернутыми свитками с мантрами Ченрезига и пр. Только представьте, одно вращение этой конструкции с чистыми намерениями по силе приравнивается к прочтению вслух помещенных в барабан миллионов мантр!

Вращая барабан, можно приговаривать шестислоговую мантру «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ». Приводя конструкцию барабана в движение вообразите, что мантры, находящиеся внутри него, излучают божественный свет.

Целительные лучи этого света убивают негативную энергетику и избавляют от печали. Наша негативная карма превращается в огромную темную тучу, которая уходит в молитвенный барабан и там разрушается.

Не лишним бы было подумать о других живых существах, направив живительные лучики и на них.

Источник: http://o-sebe.com/kakaya-mantra-na-molitvennyih-barabanah/

Как я знакомилась с Элистой? Буддийские храмы

Ступа Просветления. В переводе с санскрита ступа — это вершина, верхушка. Это может быть макушка или пучок волос на голове.

В буддизме ступы — это монументы, символизирующие просветленный ум Будды. На мой христианский взгляд — маленькие часовенки со всей буддийской атрибутикой.

Главная цель строительства таких ступ — нести благотворную энергию, мир и созидание той стране, в которой они стоят.

О том, что в храм буддистов нельзя заходить в обуви и с покрытой головой, нас предупредили еще при покупке путевки.

Прежде чем зайти в ступу, нужно по белой дороге обойти ее три раза. Так очищаются мысли, так начинаешь думать о вечном… Словно через тебя проходит энергия равновесия. Ступу по верху окружает хоровод канатов с флажками — тысячи разноцветных флагов, на каждом написаны молитвы — подношения духам ветра и воздуха, которые должны разносить мантры по всему свету.

Вокруг — поле, и степной ветер развевал флажки с громким звуком. Мне это напомнило музыку ветра. Все верно — и музыка ветра нейтрализует негативную энергию.

С самого открытия в 1998 году ступа не закрывалась ни на час. В любое время суток каждый буддист может придти сюда со своей бедой, найти защиту у Будды, успокоить мысли и чувства. Покрутить молитвенный барабан, очиститься и — продолжать свой путь на Земле.

Мы внимательно слушали подробный рассказ гида. Подъехала машина, вышел приветливый человек с открытым лицом, поздоровался с нами и медленно пошел по белой дороге вокруг ступы. Депутат народного хорала, помощник местного ламы.

Прекрасная традиция — обошел ступу, сформировал позитивное намерение, успокоил внутренние страсти, и уже любое дело — дело созидания.

Разулись. Вошли в крохотную комнатку — алтарную. Все стены расписаны в буддийских традициях — тонко, мелко, прописана каждая деталь. Посередине — огромный молитвенный барабан. Вращая барабан, люди могут накопить духовные заслуги, очиститься от омрачений и негативной кармы, накопленной в этой и предшествующих жизнях.

Молитвенные барабаны содержат плотно свернутые свитки с мантрами Ченрезига, Будды Безграничного Сострадания «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ».

Считается, что одно вращение этого барабана с совершенно чистыми помыслами равнозначно прочтению вслух помещенных в него миллионов мантр. Независимо от вероисповедания, покрутить такой барабан полезно каждому.

И мы, как дети, с чистыми помыслами ручейком пошли по кругу крутить ручки барабана. Каждый думал о своем, о главном, о вечном, о самом лучшем.

В Калмыкии отношение к любой религии благоговейное. Тот факт, что для 22 прихожан-католиков в городе построен костел, вызывает уважение.

А православные храмы и часовни — истинные произведения архитектурной мысли. Казанский кафедральный Собор. Поклонный крест и Храм-часовня Преподобного Сергия Радонежского.

В Элисте живут и работают христиане, и именно для них выстроены эти красивейшие храмы и соборы.

Наш путь лежал дальше — за город, в буддийский храм Сякюсен-сюме буддийского комплекса Геден Шеддуп Чойкарлинг. Он был построен в 1996 году в стиле древнейших тибетских монастырей.

Самое первое ощущение, когда самого храма еще не видно — пьянящий запах цветущих петуний, гармонично смешанный с вольным вкусом степного разнотравья… Может быть, посещение ступы так обострило мое обоняние?

На много километров вокруг — ни одного строения. Храм в степи. Дорогу к храму преградило стадо красивых коров. С лоснящимися боками. Неужели корова — и в Калмыкии священное животное, что так вольготно чувствует себя у святого места?

Молитвенные барабаны расположились в этот раз перед хурулом. Обошли храм, покрутили барабаны, разулись, вошли в хурул.

Низенькие молельные скамеечки, все в коврах. Тихо, чисто. В центре — трехметровый золотой Будда, сидящий в позе лотоса. Чуть ниже — портрет Далай-Ламы XIV. Помещение украшено огромным количеством искусственных цветов — лотосы, розы, хризантемы. Живой лотос срывать нельзя — священный цветок.

Историю возникновения древнейшей религии мира — буддизма, рождения Будды и поиска Далай-ламы в подробностях поведала нам эрудированный гид. За час всего не расскажешь, но это глубоко замотивировало нас узнать больше самостоятельно.

В буддизме нет одной священной книги, как у христиан (Библия), у мусульман (Коран) или у иудеев (Тора). Книги буддистов — это 108 книг основного учения Будды (Ганджур) и 225 томов толкований этих книг (Данджур). Именно потому в центре буддизма, на Тибете, лам готовят 18 лет.

В начале 90-х годов Калмыкия направила своих юных сынов на учебу в тибетские монастыри. И только сейчас они начинают возвращаться.

Учат их в пяти тибетских школах — врачи, бакши-учителя, те, кто несет учение Будды, художники, астрологи и те, кто в совершенстве владеет боевыми искусствами.

В той или иной степени любой лама имеет навыки по всем пяти школам. Про чудеса тибетской медицины и мастеров боевых искусств написаны сотни книг и снято множество фильмов.

Астрология — наука древняя, хотя в других религиях не признается наукой.

А вот о художниках стоит поговорить отдельно. Чему можно учиться 18 лет? Не все так просто. Искусству танка — тибетской живописи — учатся всю жизнь! В этом деле не меньше секретов, чем в тибетской медицине или астрологии. Художники-буддисты пишут свои картины только минеральными, натуральными красками.

В состав красной краски, например, входит сухая кровь из носа ламы. Потрясающе! В каждом храме все стены расписаны красной краской как главной. Каждая линия, каждый штрих на полотне — плод многодневных усилий. На все нужно получить высочайшее благословение.

Тибетцы называют пишущих танка художников «ладжиба» — «мастер, пишущий богов». Каждая фигура Будды, каждый жест должен соответствовать канонам, нельзя нарушить установленных правил. Каждую краску изготавливают в определенном возрасте.

Например, желтую и белую краску делают молодые энергичные мужчины, зеленую и синюю — неспешные и слабые. Краска танка не меняет своего цвета в течение очень долгого времени.

Большая удача — нам удалось увидеть процесс создания красочного панно для хурула. Мастера не была на месте, но леса и недописанная картина явно указывали на работу в процессе.

Были написаны сотни маленьких Будд, но ни у одного из них не было глаз. Гид объяснила, что художник, к примеру, должен на одном полотне изобразить 198 божеств. И только 199-й — с открытыми глазами.

Только тогда всем остальным последний Будда может открыть глаза. Удивительная традиция.

Но самое большое восхищение нас ждало впереди!

буддизм, города, достопримечательности, религия, путешествия

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/world/articles/18713/