Буддийский храм в Чите – внешний вид дацана и день из жизни лам

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Мы продолжаем рассказ о святых для буддистов местах в России. Виртуальное путешествие приведёт вас в Забайкальский край, где на берегах реки Читы расположился краевой центр с таким же названием. 

Речь пойдёт о расположенном здесь даца̀не – так по традиции называют буддийский монастырь, который является также и образовательным заведением.

Читинский дацан – это место, куда местные жители с удовольствием приходят за советом и нужной информацией, даже если они и не придерживаются буддийской веры. Здесь всегда внимательно выслушают и помогут.

Строительство

Идея постройки нового храма для буддистов в Чите возникла ещё в 1994 году. Местная администрация выдала разрешение на возведение храма лишь в 2001 году.

Участок для него был выбран не сразу. Имелся ряд вариантов, и дид Хамбо-ламе Забайкальского края – Цырен-ламе пришлось даже прибегнуть к древнему тибетскому гаданию Мо – бросить кости, чтобы определить благоприятное место.

Он располагается в черте города, в тихом, спокойном месте, под сенью древних сосен, овеянный их целебным ароматом. Целых 8 лет прошло от закладки первого камня в 2002 году до официального открытия.

Начало этому процессу в 2007 году положили 46 млн рублей, которые Агинский Бурятский автономный округ вложил в постройку из своего бюджета. Осуществление проекта затянулось из-за недостаточного финансирования, но в середине августа 2010 года Дамба Брайбунлинг торжественно открылся, будучи освящённым российским духовным лидером буддистов – Хамбо-ламой Аюшеевым. 

Хамбо Лама Аюшеев

Название дацана означает «там, где собрали рис буддийского учения». Чита второй среди русских городов (первым был Санкт-Петербург) оказалась счастливой обладательницей буддийской святыни, в дополнение к уже имевшимся христианской и исламской церквям.

По местным обычаям открытие дацана отметили на ипподроме соревнованиями в национальных видах спорта:

  • борьбе,
  • скачках,
  • стрельбе из лука.

Эти состязания исторически всегда курировались представителями буддийского духовенства.

Сгоревший дацан

В Чите раньше уже существовал буддийский храм, но в 1914 году пожар его уничтожил. Причина не была установлена. Символично, что второй храм открыли в ту же дату, что и первый, спустя 111 лет.

История гласит, что в прежнем дацане не отправлялись службы, это была его музейная модель под названием «Буддийский культ», содержащий порядка 1700 экспонатов. Музей был в Сельскохозяйственной и промышленной выставке в числе прочих павильонов.

Построен был павильон в саду, названном в честь Жуковского, который сейчас является городским парком ОДОРА. Буддийские культовые реликвии переехали сюда из местного краеведческого музея. По тем временам это была лучшая мировая коллекция.

Городской парк ОДОРА, Чита

Сгоревший храм является прообразом нынешнего. Они сходны тем, что имеют:

  • три этажа,
  • украшения с резьбой,
  • крышу из черепицы.

Но новый дацан считается самым современным в мире из-за того, что в него проведены электричество, отопление, водоснабжение. 

Это стало возможным только из-за нахождения здания в черте города. Передовые технологии соединились здесь со старинным бурятским зодчеством.

Территория храма

Для отделки главного здания и территории было приложено немало стараний. Металлические элементы декора отливались в столице Бурятии, позолота для их украшения была куплена в Индии.

Все постройки вписаны в квадрат со стороной 108 метров. Главные ворота и храм соединены гирляндами треугольных, как принято в южном буддизме, хии-морѝнов – специальных флажков. Они пяти цветов и имеют подписи. 

По-другому флажки называются «кони ветра». Это название не случайно, так как ветер, приводящий их в движение, распространяет вокруг благой посыл, в них заключённый. Силы природы часто задействованы в различных буддийских ритуалах.

Войдя в ворота, посетитель отправляется в гороо – священный обход территории нечётное количество раз. Совершается он слева направо, так же как движется Солнце по небосклону.

Проходя мимо беседок с молитвенными барабанами, в которых заключены мантры, следует вращать барабаны. Это равноценно прочтению молитв, содержащихся в них.

Один оборот соответствует 100-кратному повторению мантры. Когда большие праздники, это может засчитаться и за тысячу прочтений, и даже за миллион. 

Молитвенный барабан

Беседки окружают храм с трёх сторон, кроме южной. Как и сама святыня, они украшены крышей из черепицы и резными украшениями. В жёлтых домиках вдоль забора живут монахи-хувараки (ученики), ламы, настоятель храма, расположена администрация. 

Многочисленные посетители приходят к врачу, астрологу и костоправу, которые есть среди восьми проживающих тут лам. В одном из домиков есть кафе, в котором готовят национальное блюдо – вкуснейшие буузы и другую пищу.

В постройках на территории просматривается смешение четырёх стилей: 

  • тибетского,
  • бурятского, 
  • китайского, 
  • русского.

Справа – юрта, символ Вселенной у монгольских кочевников. В ней принимает посетителей самый сильный духовно монах – настоятель Баир-лама.

Юрта на территории дацана, Чита

В основном он принимает в Угданском дацане, но бывает и здесь, чтобы был шанс попасть у всех желающих.

Здесь же, но ближе к воротам, находится ступа. Обычно ступы бывают закрытыми, но здесь субурган выполнен в форме открытой остроконечной беседки, навершие которой украшает соёмбо – символические изображения солнца, огня, земли и луны.

Обычно ступу обходят вокруг, чтобы очиститься от пороков и улучшить карму, но в эту можно войти и оставить на полу подношение в виде сладостей или риса.

Главный храм

Цокчѐн-дуга̀н, или главный храм, украшает собой центр архитектурной композиции этого комплекса. Вход в храм обрамлён резными кедровыми выступами. Все деревянные элементы ярко расписаны минеральными красками.

Над ним – дхармачакра (колесо учения). По бокам от колеса – газели, которые, по легенде, были среди слушателей первой проповеди Будды, то есть, при первом повороте колеса учения. Само колесо – это символ Солнца, его восемь спиц – благородный Восьмеричный путь каждого буддиста.

Колесо учения

Главный храм защищают от сил зла два чугунных льва у входа и два дракона на крыше. Дуган повторяет форму территории – он тоже квадратный.

Перед входом имеется железная курительница для благовоний. Её вес – 8 центнеров. Возле этого сосуда тоже принято оставлять подношения. Тут можно класть и деньги, и мясо, и другие продукты –у кого что есть. Утром половина подаяния складывается внутрь, половину оставляют снаружи.

Внутреннее убранство

Внутри дугана тоже нужно повторить путь солнца — совершить гороо, подобно пчеле, облетающей цветок, прежде чем выпить из него нектара. Сделать это можно на 1-м этаже, в зале, где проходят службы.

Внутреннее убранство дацана

Одним из внутренних элементов декора тут является свастика, которая в буддизме тоже символизирует движение солнца. В зале висят флажки уже тибетской, квадратной формы, с мантрами и изображениями пяти животных.

Алтарь украшает почти двухметровая золочёная статуя Будды весом в 200 килограммов, а перед ней – портрет Далай-ламы XIV. У Будды кедровый постамент, на котором он сидит в позе лотоса.

Статуя Будды

Рядом с древним и современным буддийскими лидерами есть изображения и других знаменитых адептов буддизма. В нижней части алтаря два демона охраняют учение от врагов. Здесь же маленький молитвенный барабан и место для подаяний верующих.

В интерьере много ярких, праздничных украшений, сделанных местными умелицами из лоскутов ткани. Они висят или выполнены в виде половиков.

Путь на 2-й 3-й этажи открыт только монахам.

Рабочий день ламы

К домикам лам уже с утра выстраиваются очереди. Начало их рабочего дня совпадает с восходом солнца.

Оно ознаменовывается чтение священных мантр, источником которых служит «Кадон». Во время молебна, который лама читает каждое утро в одиночестве, он просит благоденствия для всех живых существ, чтобы они всегда друг друга помнили. 

После этого проходит второй, общий молебен Сахюусан. Он призывает к заботе друг о друге и памятовании о проявленной кем-то доброте.

Произносит молебен дежурный лама, а остальные, в позе лотоса слушают его, прикрыв глаза и расслабившись. Здесь могут присутствовать и прихожане.

К концу службы верующих уже значительное количество: большинство приходит за помощью в разрешении личных проблем, некоторые – за сувенирами, свериться с расписанием хуралов, посмотреть на красивое убранство.

Приём желающих длится, пока не сядет солнце. Часы работы не лимитированы, каждого выслушают столько, сколько потребуется. Для решения проблемы лама использует различные обряды и приспособления для их проведения: 

  • травы, 
  • веер, 
  • благовония, 
  • колокольчики, 
  • цветные камешки, 
  • старинные книги и другие.

Лама Читинского дацана проводит обряд очищения

Обедают ламы по очереди, чтобы приём верующих не прерывался.

После приёма проходит молитва Согчел. Во время неё просят, чтобы всё живое было счастливым и пребывало в мире. 

Затем, уже в своей келье, монахи обдумывают сделанное за день, анализируют свои ошибки.

Правила посещения дацана

Вход в дацан открыт человеку любого вероисповедания. Голова должна быть непокрыта, а женщинам не желательно надевать брюки. При посещении храма лучше думать о хорошем.

Входя в дуган, нужно сложить ладони так, чтобы загнутые большие пальцы были внутри. Это символизирует лотос с троном Будды. В образовавшееся между ладонями отверстие нужно шёпотом сказать свою просьбу. Она не должна касаться себя. Просить нужно для других. Этим достигается накопление благой кармы.

Затем, не разнимая рук, нужно коснуться макушки, лба, горла и сердца. Таким образом очищается ум, речь и тело.

Нельзя приходить в опьянении, курить, ругаться здесь, а, выходя, не следует поворачиваться к алтарю спиной. 

Об общих правилах поведения в дацане вы можете почитать здесь.

Службы

В дацане, по адресу Богомягкова, 72, можно заказать молитву за здравие, как своё, так и других людей.

Числа указаны по лунному календарю.

Ежедневно в 10 по расписанию бывают Согой и Сахюусан, а по воскресеньям ещё и Сагаан Шухэртэ.

Торжественные хуралы посвящены таким событиям:

  • празднику Сагаалган (Белый месяц);
  • Доншод – дню, когда Будда родился, обрел просветление и ушёл в нирвану;
  • Майдари – восхвалению Будущему Будде;
  • Санжадай – празднику, когда Будда спустился с неба Тушиты;
  • Зула – подношению 1000 лампад;
  • Намсарай – посвящение Хранителю колеса учения, который приносит благосостояние и удачу во всём.

Заключение

На этом мы прощаемся с вами, друзья! Ум маани бадмай хум! Что значит – добра вам и процветания!

Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

Источник: http://o-buddizme.ru/mesta-i-svyatyni/buddiyskiy-khram-v-chite

Страсти буддийского монастыря

Страсти буддийского монастыря

Корреспондент «Русской планеты» побывала в читинском дацане, где провела день с одним из монахов храма «Дамба Брайбунлинг».

Очищение дорог от препятствий

У небольших домиков на территории читинского дацана, чтобы попасть к астрологу, к звездочету или за советом к ламе, с самого утра стоят очереди. Даже в то время, когда служители храма еще не принимают.

День Батора ламы начинается с восходом солнца. Как и его собратья, он живет на территории дацана — в паре шагов до главного храма.

– Солнце уже высоко по нашим меркам, — говорит Батор лама. — Через пять минут, ровно в 7:00 утра, мы начитываем священные мантры по книге «Кадон». Это традиционный ежедневный молебен. Произнося его, мы как бы обращаемся к Будде, просим, чтобы у всех живых существ все было хорошо, и чтоб они не забывали друг о друге. Этот молебен необходимо зачитывать в одиночестве, подождете меня у храма?

Ожидание затянулось более чем на полтора часа. На время чтения мантр на территории дацана — абсолютная тишина. Молчит огромный колокол у храма, не слышно ритуальных песен. Все будто ждет полного восхождения солнца и начала нового дня.

– Вы устали ждать, наверное? — окликнул меня Батор лама, выходя из храма. — Это долго обычно, я и предупредить забыл.

Один за другим домики покидают служители храма в бордово-желтых сари.

– Сейчас еще один утренний ритуал. Дежурный лама будет читать молебен Сахюусан, — объясняет Батор лама. — Примерно 2700 лет назад, когда Будда стал Буддой, он написал в своих учениях о том, что люди должны помогать друг другу и помнить о тех, кто им помог. Молебен Сахюусан как раз произносится для того, чтобы все живые существа на земле заботились и помнили друг друга.

Присутствие прихожан на этой молитве разрешается. Со стороны обряд напоминает массовую медитацию: слушая молитву одного из лам, служители усаживаются в центр храма в позу лотоса, и, кажется, погружаются в транс: глаза закрыты, тело расслаблено, даже дыхание замедленно — момент осмысления того, чем предстоит насытить день.

К завершению чтения Сахюусана храм уже наводнен прихожанами: кто-то скупает в местной лавке сувениры, кому-то интересно расписание праздничных служений на предстоящий месяц, кто-то просто наслаждается нарядным убранством дацана, прогуливаясь по основной зале святилища. Но все-таки большинство из визитеров принесли в «Дамба Брайбунлинг» свои беды, заботы и вопросы, ответы на которые самостоятельно не могут найти.

Читайте также:  Круг сансары – что это такое и как из него выйти?

– С тех пор, как наш дацан открыл свои двери (В 2010 году. — Примеч. ред.), не было ни единого дня, чтобы мы не принимали людей. Каждый может прийти к ламе пока не село солнце и пробыть в домике со служителем столько, сколько потребуется. Некоторые по три часа сидят и делятся своими горестями. Мы стараемся всех выслушать до конца и всем помочь, — рассказывает Батор лама.

Мне понятно, что любовь к ближнему, стремление к гармонии — основа вашей религии. Но все мы люди, неужели нет усталости, чувства какого-то раздражения и личного отношения к той проблеме, которую человек принес? Ведь бывают глупые, надуманные причины для расстройства?

– Знаете, когда человек плачет, ему плохо! И не важно, согласен я с причиной его чаяния или нет. Он плачет, значит, внутри что-то болит, — отвечает Батор лама. — В священных сутрах написано: «Все живые существа были когда-то друг другу матерью».

Слышали же о перерождении? В прошлых жизнях все мы были матерями друг другу. Всякое живое существо. Даже комар, мошка в одной из прошлой жизни были матерью вам или мне. А вы как к своей маме относитесь? С любовью же? Или как мама относится к своему ребенку? Вот.

И мы стараемся ко всем, кто к нам пришел, отнестись как к матери или как к ребенку.

То есть прихлопнуть комара или муху для вас немыслимо?

– Только если случайно. Я вам сейчас одну историю расскажу, а вы подумаете. Однажды в Индии по берегу моря шел молодой мужчина. Солнце уже наполовину закатилось за линию горизонта, начинался прилив и горячий воздух, остыв, уже не жег кожу, а гладил. Он наслаждался нежностью уходящего дня.

В голове были добрые мысли. Навстречу ему шли девять таких же молодых людей. Поравнявшись с ним, они набросились на мужчину и сильно избили его. Просто так. Казалось, без причины. Избили и пошли дальше. Он сильно пострадал.

Когда лежал в больнице, его родственники обратились к оракулу, чтобы узнать, почему это случилось с близким им человеком. Оракул, войдя в состояние транса, увидел, что много-много жизней назад те девять человек, которые покалечили мужчину, были мухами, которых он, так же в прошлой жизни, убил одним махом.

В этой жизни они просто вернули ему долг. У всего есть причина и следствие. И вы об этом помните.

Рассказывая одну за другой поучительные истории, Батор лама то и дело поджигает какую-то траву в золотистой пиале. Густой голубоватый дым наполняет комнату, воздух становится мутным, пахнет хвоей и вместе с тем чем-то сладким.

Зачем вы все время поджигаете что-то?

– Нам, ламам, нельзя испытывать привязанность даже на уровне обоняния. А от вас духами пахнет, — улыбается Батор лама.

Разговор все время прерывают люди, по очереди заглядывающие в комнату, где обычно принимают посетителей.

– Народу, наверное, уже много собралось. Надо принимать, слушать, — говорит Батор лама. — Вы можете сидеть рядом со мной, но я не знаю, захотят ли люди рассказывать о своих бедах, когда со мной посторонний.

На улице действительно толпились люди. Длинная очередь растянулась вдоль узкой тропинки на несколько метров.

Первые несколько посетителей и правда отказались делиться тем, что их тревожит, в присутствии третьего. Я вышла наружу и разговорилась с одной из прихожанок.

– Я часто прихожу сюда. У меня зрение почти пропало за последние пару лет после автокатастрофы. Столько операций уже пережила. И с дочкой проблемы — замуж вышла неудачно. К ламе пришли сегодня вместе с ней, — рассказывает женщина.

— Мы сами православные, но, я вам скажу по секрету: в православный храм редко хожу, да и нет какого-то удовлетворения душевного от общения со священниками. Хочется душу свою открыть и чтобы кто-то, близкий к Богу, помог, поддержал, посочувствовал. В церкви я не нахожу для себя этого. А здесь… Тут никто никого не корит.

Когда выхожу от ламы, мне так хорошо. Как будто воздуха в легких больше, как будто светлее и чище все становится вокруг.

Женщину с дочерью Батор лама принял примерно через четверть часа.

– Недолго ждали сегодня, — улыбаясь, сказала посетительница. — Я к вам, Батор лама, с той же просьбой: ложусь на операцию в будущем месяце. Помолитесь, откройте дороги наудачу. Врач сказал, что эта попытка последняя, если после операции слепота будет прогрессировать, не поможет уже больше ничего. Не допустите!

На столе ламы множество шкатулок, обшитых пестрым шелком, золотистых розеток, миниатюрных металлических вазочек, в каждую из которых воткнут затейливого плетения веничек из каких-то травинок и павлиньих перьев; рядом блюдо со сладостями и много-много рукописных книжек в потертых переплетах.

– Все это мне пригождается для проведения обрядов. В коробочках — благовонья и ритуальные травки, веерами и веничками разгоняется дым и очищается воздух, — объясняет Батор лама. — Это все создает атмосферу, которая помогает настроиться на гармонию, равновесие и найти ясность.

Держа в руках небольшой золоченый колокольчик, лама начал читать молитвы. Распевно, громко под звон колокольчика, то пристально глядя в глаза собеседнице, то опуская веки.

Загадочный и завораживающий ритуал длился около 40 минут. Время от времени лама прекращал чтения молитвы, перебирал цветные камушки, перелистывал рукописные страницы книг.

– Это был обряд очищения дорог от препятствий, — сказал Батор лама, когда посетительница вышла. — Сейчас у нас время обеда. Пойдемте, угощу.

Три порока

Не все ламы уединяются для принятия пищи одновременно. Уходят посменно, чтобы в каких-то из домиков все-таки продолжился прием гостей.

– На обед у нас сегодня бульон с лапшой, на второе яичница, мясо, овощи, — сообщает лама. — Мы едим такую же пищу, как и все.

А как же мясо? Ведь это убитое животное. А вы и комара не убиваете, разве это логично?

– У нас здесь такой климат. Если мы не будем есть мяса, заболеем. Одного из наших лам забрали несколько лет назад в индийский дацан служить. Через два года он вернулся сюда. Такой худой, больной. Они же не едят мяса.

Там коров убивать нельзя. А он не смог на одних овощах и рисе, болеть начал. Сюда как приехал, опять стал мясо кушать и поправился потихоньку. И потом, этих животных убиваем не мы. Мы живем с подношений, то есть подаяниями.

А это другое.

Вам нравится тот путь, который вы выбрали?

– Да. Когда я учился в восьмом классе, один лама сказал моим родителям, что меня нужно отдать в дацан. После восьмого класса меня привезли в Агинский дацан «Дэчен Лхундуюлинг», — вспоминает Батор лама. — Там учитель посмотрел на меня и сказал: «Давай-ка ты придешь к нам после девятого класса!».

Увидел, что я еще был не готов. И так, не поверите, три раза я приезжал и все на год откладывали. Только по окончании школы меня приняли в дацан и я стал хубараком (Учеником, послушником. — Примеч. ред.). Еще через год меня приняли на философский факультет в дацане, а позже отправили в Улан-Удэ.

Там я десять лет учился на факультете калчакры тантры. Это как бы изучение колеса времени, учение о цикличности, ритуальным танцам там же учат, построению песочной мандалы — дворца обетованного Божества. Из священного песка и камней, которые привозят с Байкала строится песочная мандала.

Это делается для того, чтобы местность, на которой она построена, процветала. Ведь мы с вами, люди, потребители. Мы пользуемся природой и ничего не отдаем взамен. Молитвы у священной песочной мандалы произносятся природе в благодарность от всех живых существ. Что мы ее не забываем и чтим.

Этому всему я учился почти одиннадцать лет, после чего стал называться ламой.

Обед за увлекательной беседой пролетел незаметно. За час отсутствия на улице скопилось еще больше народа. Теперь не только у домиков лам, но и у мягкой юрты соорудили за время нашего отсутствия.

– О, это приехал наш главный, настоятель Баир лама. Он очень сильный лама. К нему сейчас большинство гостей будет стоять. Он приезжает сюда нечасто. В основном в Угданском дацане принимает, но это ведь далеко, поэтому иногда выбирается сюда, чтобы все, кто желает, могли попасть к нему.

Пока не начало садиться солнце Батор лама принимает гостей. Один за другим в домик заходили люди: кто-то со слезами на глазах, кто-то в предвкушении какого-то радостного события в своей жизни.

– Я не люблю своего мужа, лама, — жалуется монаху молодая посетительница. — И у меня есть другой человек, с которым мне хочется жить. Но с супругом у нас общий ребенок, который нуждается в отце, любит его. А я не знаю, что делать! Он так меня раздражает, я видеть его не могу, все время ищу повод уйти из дома к тому, кого люблю. Как поступить, лама?

– У нас есть четыре основных чувства: слух, зрение, обоняние, осязание. Но они не навсегда с нами, — отвечает Батор лама. — Тебе нравится слышать того, кого ты любишь, когда ты смотришь на него, тебе радостно, когда он трогает тебя, ты испытываешь наслаждение, когда ты вдыхаешь его запах, он тебя пьянит.

Когда-то так было и с твоим мужем, но это прошло. Все эти чувства — временные. Они не могут быть с тобой вечно. Когда-то ты умрешь. А ребенок с тобой навсегда. И когда тебя не станет, он останется, родит своих детей, они своих. И будет жизнь. Ребенок важнее всего.

Сейчас ты вкушаешь плоды трех пороков: неведенья, страсти и гнева! Неведение — это отрицание того, что необходимо и того, как правильно, страсть — это твое желание обладать другим человеком, твоя от него зависимость, но самый страшный порок из трех — гнев! Он автоматически сжигает все доброе, что ты сделала за свою жизнь. Один приступ гнева, который ты выливаешь на мужа, уничтожает все добро, которое ты принесла в этот мир за тысячи своих перерождений. Вот почему после приступа гнева болит голова, и трясутся руки. Ты выгораешь изнутри. Иди домой к семье и победи в себе пороки. Твой ребенок важнее всех страстей, которые были и которые ты еще будешь испытывать.

К половине девятого вечера сумерки прикрыли окрестности дацана каким-то полупрозрачным покрывалом уставшего за день воздуха. Постепенно растворилась толпа.

– Вот таков мой день. Все дни одинаковы, разные только истории и боль, с которой приходят люди. Весь смысл жизни ламы — в помощи ближнему. Сейчас в храме будет молебен Согчел. Мы будем просить у Будды счастья и мира для всех живых существ. А после уединимся в своем жилище, чтобы обдумать прошедший день. Понять, что сделали неправильно, какие были ошибки.

Дня без ошибок не бывает и над собой надо работать все равно. Так когда-то завещал нам Будда. Этому я учился в течение месяца ретрита после получения сана, когда медитировал в одиночестве 30 дней и ночей, не общаясь ни с кем.

И все равно каждый вечер я сознаю, что над собой нужно много работать, чтобы достичь состояния Будды, когда он осознал, что человек приходит в этот мир, чтоб пережить четыре состояния: рождение, старение, болезнь и смерть. Каждый день ко мне приходят люди и говорят об одном, другом, третьем и четвертом.

И каждому же я стараюсь объяснить, что вся жизненная суета бренна, что удел жизни земной — в страдании, и гармония постигнет лишь того, кто примет это как дар и понесет его с легкой душой и чистыми помыслами.

Далее в рубрике Тренировка на ребенке«Русская планета» собрала истории детдомовцев, которые «не подошли» опекунам Читайте в рубрике «Титульная страница» «Кто там сверлит?!»Космическая общественность и СМИ активно обсуждают попытку неизвестного астронавта досрочно вернуться домой с помощью электродрели

Источник: http://chita.rusplt.ru/index/kak_prokhodit_den_lamy_chitinskogo_datsana-12063.html

Читинский дацан

Буддийский монастырь – Читинский дацан – это уникальное религиозное сооружение, которое поражает своей красотой и величием. Это культовое здание было официально открыто лишь в 2010 году, но, несмотря на молодость, монастырь стал местом поклонения туристов, исповедующих различные религии.

Читайте также:  Буддийские пещерные храмы – удивительная архитектура азии

Освящение площадки, на которой был возведен в дальнейшем буддийский храм, прошло 26 мая 2001 года. Следующая пятилетка, которая продлилась до конца 2007 года, ознаменовалась возведением дацана.

В 2008 и 2009 годах на западной, восточной и северной части религиозного сооружения были дополнительно установлены конструкции, выделяющиеся цветной черепицей и великолепным резным орнаментом.

Именно здесь на крыше были размещены молитвенные барабаны, которые являются одним из главных элементов всей буддийской обители.

Статуя Будде Шакьямуни была транспортирована в Читу из монгольской столицы – города Улан-Удэ. Двухметровая фигура изготовлена из прочного материала, покрытого позолотой.

Вместе с Буддой на территорию Читинского дацана были доставлены фигуры двух львов, которые установлены по бокам от божества. В качестве материала для их изготовления была выбрана латунь, которая придала скульптурам определенный цветовой оттенок.

Из Улан-Удэ был доставлен и сосуд-курильница, который является важной атрибутикой в буддийских религиозных обрядах.

15 августа 2010 года была проведена церемония Рабнай, которая подразумевает собой освящение буддийского храма. После этого состоялось официальное торжество, которое ознаменовало собой открытие Дацана.

На церемонии открытия религиозного сооружения присутствовали представители верховной власти Забайкалья, в том числе и Равиль Гениатулин, занимающий пост губернатора, а также члены Сангхи России.

Присутствовали в этот торжественный день и ширээтэ ламы изо всех действующих Дацанов, расположенных на территории российского региона – Бурятия. Среди приглашенных гостей числился и советник управления при Президенте РФ – О. Кололева.

Буддийский храм – место обретения душевного спокойствия

«Дамба Брайбунлинг». Именно так Читинский дацан звучит на тибетском языке. Если обратиться к дословному переводу, то это словосочетание обозначает фразу: «Место, где был собран рис учения Будды».

Это религиозное заведение после открытия согласно расписанию проводит службы-хуралы, а также традиционные буддийские обряды и церемонии, в частности, посвященные сахюсанам, которые являются хранителями учения.

В Читинский дацан приходят люди различных конфессий и национальностей, так как именно здесь они могут обрести душевное равновесие и спокойствие. Священнослужители проводят обряды очищения, которые позволяют странникам обрести покой в мирской жизни и найти выход из трудной ситуации.

Читинский дацан – это уникальная религиозная обитель, которая отличается невероятной умиротворенной атмосферой, которая воцарилась внутри буддийского храма, а также великолепный объект архитектуры, вызывающий восторженные эмоции у всех посетителей.

Источник: https://samovar.travel/place/chitinskiy-datsan/

Иволгинский дацан — современный центр буддизма в России

Иволгинский дацан является современным центром буддизма в России и резиденцией Хамбо-ламы Пандито. Известен также как «монастырь Колеса учения», дарящего радость и блаженство, Гандан Даши Чойнхорлин и под другими именами.

Расположен данный комплекс на бурятских степных просторах в окрестностях населенного пункта под названием Верхняя Иволга. Именно здесь хранится нетленное тело знаменитого ламы Итигэлова, которое заводит в тупик представителей мирового научного сообщества.

Иволгинский дацан, официальный сайт комплекса и другую полезную информацию для туристов можно узнать из нижеследующего текста.

История буддийского монастыря

Из Монголии в Забайкалье буддизм проник в семнадцатом веке. До этого местное население практиковало шаманизм и поклонялось духу Великого Байкала, огня, дерева, камня и различных животных, тотемные изваяния которых были найдены в больших количествах в окрестностях озера.

До социалистической революции на территории страны находилось несколько десятков дацанов, однако в рамках борьбы с «опиумом для народа» к 1937 г. абсолютное большинство культовых заведений в независимости от конфессии было закрыто или снесено.

История началась довольно странно, а именно – в годы Великой Отечественной Войны. Говорят, что тогда местная буддистская община во главе с ламами, вернувшимися из ссылок и лагерей, сумела собрать рекордную по тем временам сумму в несколько сотен тысяч советских рублей, после чего передала ее на нужды красной армии.

И уже в мае 1945 г., незадолго до окончательной победы, народный комиссариат Бурят-Монгольской АССР издал постановление о строительстве в месте под названием Ошор-Булаг. По слухам, дал добро на это сам Иосиф Сталин.

Начали строить буквально посреди чистого поля. Изначально он имел вид обыкновенного деревянного дома, однако, благодаря усердию общины, уже к 1948 г.

был возведено главное здание будущего храмового комплекса, а спустя еще 3 года построена масса сооружений служебного и хозяйственного назначения, а также жилье для монахов и учителей. С 1970 по 1976 г.

возникли Цогчен-Дуган, имеющий целых 8 стен, и величественный Деважин Сумэ (третий соборный храм).

: главный храм данного комплекса создан по проекту Янгажинского дацана, который был разработан и построен при личном участии учителя Хамбо еще в 1906 г. Однако во время социалистической революции 1917 г. храм был бесследно уничтожен, как и большинство информации, касающейся монастыря.

Сразу после развала Советского Союза (в 1991 г.

) на базе данного объекта появилось первое высшее учебное заведение (университет), созданное специально для хувараков (студентов-буддистов, изучающих медицину, иконографию, тантрические практики и философию). 2002 г.

стал особо знаменательным для храмового комплекса, поскольку он смог обрести тело ушедшего в нирвану ламы Хамбо Итигэлова. Для максимальной сохранности этой весьма необычной реликвии было возведено отдельное здание.

Что посмотреть

В отличие от тибетских культовых сооружений, возведенных из камня, в Монголии и Бурятии основным строительным материалом является дерево. Подобные архитектурные решения выглядят несколько непривычно для тех, кто уже посещал буддистские храмы в теплых азиатских странах, однако ничем им не уступают по красоте и обилию ярких красок.

Остальные элементы, такие как загнутые вверх углы крыш, многочисленные изображения, статуи и изваяния, являются вполне типичными для подобных построек. В главном дворце комплекса находится тело нетленного ламы Хамбо Итигэлова, а сам дуган назван в его честь.

Будучи 15-летним подростком, Хамбо остался без родителей и решил присоединиться к одной из буддистских общин, расположенной в Анинском дацане.

Для этого мальчику пришлось проделать огромный путь пешком в несколько сотен километров.

Чтобы постичь премудрости философских и духовных истин, будущий учитель провел в стенах монастыря более 20 лет, и только после этого принялся за самостоятельное распространение учения.

Вскоре он стал наиболее авторитетным учителем среди всех религиозных деятелей Сибири. Появившись на свет в средине девятнадцатого века, учитель Доржо Даша Итигэлов в 1927 г. принял решение покинуть этот мир посредством ухода в нирвану.

Важно знать: приняв позу лотоса, старец велел своим последователям и ученикам похоронить его тело в коробе из кедра, а спустя семь десятков лет достать его обратно.

В точности выполнив наставление своего гуру, удивлению монахов, извлекших ламу, не было предела: мало того, что у тела учителя отсутствовали какие-либо признаки разложения, идеально сохранился эпителий, глазные яблоки, суставы и хрящевые ткани.

Коллектив врачей, которые с 2002 г. ведет постоянное наблюдение за состоянием данного феномена, утверждает, что тело ламы поддерживает постоянную температуру, способно потеть и даже периодически набирать и сбрасывать вес. Создаётся впечатление, что учитель является спящим.

Интересный факт: биохимические анализы подтверждают тот факт, что состав тканей кожного покрова и внутренних органов полностью идентичен составу, который присущ абсолютно здоровому человеческому организму. При этом судмедэксперты отрицают какое-либо вмешательство извне вроде мумифицирования или бальзамирования.

Чойра Дуган

Помимо главного дворца, в котором до сих пор находится нетленное тело учителя, на территории присутствует немало интересного. Чойра Дуган предназначен специально для коллективных молебнов, которые начинаются ежедневно с 9:00 утра.

Посвящен шестирукому Белому Махакале, в буддистской традиции считающимся одним из центровых божеств процветания и богатства. Махакала является обладателем трех глаз и носит яркую одежду, с которой свисает множество украшений.

Участие в подобном молебне будет полезно тем, кто хочет улучшить свое материальное положение и «поймать за хвосту птицу удачи».

Храм Зеленой Тары

Храм Зеленой Тары, которая считается прародительницей всех Будд, называется Ногоон Дара Эхын. Великая богиня имеет 108 обличий и является одной из главных защитниц всего человечества.

Согласно мифологии, именно Зеленой Таре первой среди всех женщин удалось достичь просветления и совершенства, однако она отказалась от вечной нирваны для того, чтобы помогать людям.

Посетить данный храм стоит всем тем, кто желает обрести божественное покровительство и воздать почести матери богов.

Обратите внимание: на территории храмового комплекса присутствует волшебный камень, к которому, согласно древним преданиям, однажды прикоснулась сама Зеленая Тара. Говорят, что данная реликвия обладает колоссальной силой и способна исполнять любые желания.

Причем можно сразу проверить: сбудется оно либо нет. Для этого потребуется отойти от камня на 8-10 шагов, закрыть глаза и пойти с вытянутой рукой навстречу артефакту.

Если рука попала точно в область камня, не столкнувшись при этом с какими-либо другими препятствиями, то загаданное непременно произойдет.

Дэважин представляет собой небольшое двухэтажное строение из глины, посвященное божествам, охраняющим буддийское учение в целом и всех его адептов в отдельности.

Майдарин Сумэ возведен из дерева в 1970-х годах двадцатого века в честь Будды-Майтреи.

Можно посетить также тантрический дуган Жуд, Маанин, Сахюусан и другие храмы, каждый из которых обладает собственным предназначением и отличительными особенностями.

Посещение

Перед тем как нанести визит в Иволгинский дацан, стоит знать, что он является не только музейным комплексом, но и действующим буддийским монастырем.

Поэтому посещение данного места предполагает соблюдение ряда требований, таких как запрет на курение и употребление алкогольных напитков на территории, а также на нецензурную речь и неуважительное поведение по отношению к другим обитателям и гостям.

Запрет на видео и фотосъемку распространяется исключительно на внутренние помещения, на улице же фиксировать наиболее понравившиеся места в памяти своего фотоаппарата не возбраняется.

Осматривать территорию принято по часовой стрелке, то есть слева направо. Центральные ворота открываются обыкновенно несколько раз в год по большим праздникам, поэтому в будние дни посетители входят на территорию через калитку, расположенную слева от основного входа.

Возьмите на заметку: обход храмового комплекса (Горос) построен аналогично траектории движения солнечного диска, представляет собой своеобразный очищающий обряд и позволяет максимально подробно ознакомиться со всеми экспонатами. Туристы, не располагающие подобной информацией, обычно начинают хаотично метаться между домами лам, ступами и дуганами, упуская тем самым из виду массу интересных деталей.

Можно самостоятельно крутить хурдэ (вращающиеся барабаны для молитв) и вешать на кусты и деревья лоскутки цветной ткани с текстом определенной мантры, именем человека или особым пожеланием, которое непременно должны услышать божества. На специальные алтари (хадаки) многие туристы кладут ритуальные шарфы синего цвета, символизирующие бескорыстие и гостеприимство.

Нетленное тело ламы Итигэлова выносится на обозрение посетителей не чаще 8 раз в году. Поэтому желающим лично взглянуть на этот феномен стоит заранее узнать дату ближайшего выноса.

Информация для посетителей

Как добраться

Проще всего добраться до Иволгинска из Улан-Удэ, откуда регулярно ходит маршрутное такси. Отсюда можно без труда уехать прямым рейсом. Весь путь от столицы Бурятской республики до объекта занимает порядка 1-1,5 часов. Тем, кто добирается на собственном автомобиле, стоит придерживаться трассы федерального значения А165, по которой вполне реально доехать до объекта за 30-50 минут.

Стоимость билетов

Стоимость проезда от Улан-Удэ составляет ориентировочно 65-70 рублей. Работа экскурсовода оплачивается отдельно.

Для тех, кто желает остановиться на пару дней в окрестностях этого уникального культурного памятника, есть возможность арендовать часть либо целый дом непосредственно у местных жителей.

Ближайший отель, который можно забронировать при помощи сети интернет, находится в 15 километрах от дацана. Официальную информацию, расписание служб (хуралов) и другую полезную информацию можно найти на сайте.

Имейте в виду: посещение абсолютно бесплатное!

Буддистское сообщество, в отличие от последователей некоторых монотеистических религиозных культов, отличается высокой лояльностью к представителям любых конфессий. Поэтому правила поведения на территории весьма немногочисленны.

Для женщин отсутствует необходимость покрывать голову перед тем, как войти в один из храмов (как в православных церквях). Гостям не стоит поворачиваться спиной к изображениям Будды и отвлекать внимание присутствующих во время молитвы.

Почему стоит обязательно посетить монастырь

Посещение объекта позволяет ознакомиться с историей возникновения и развития одной из древнейших религий мира – буддизма. Несмотря на довольно молодой возраст, его посещение является запоминающимся и ярким событием, позволяющим обрести гармонию, получить ответы на ряд волнующих вопросов и просто отдохнуть от мирской суеты.

Помимо внушительного количества буддийских реликвий и образцов аутентичной архитектуры, на территории монастыря можно найти вольеры для косуль, музей памятников, библиотеку, ступы и различные скульптуры. Также здесь можно посетить монахов-астрологов, провидцев или научиться стрелять из лука.

Читайте также:  Буддизм алмазного пути карма кагью – зарождение и развитие

Обзорную экскурсию по Иволгинскому дацану вы можете посмотреть в следующем видео:

Фотогалерея

Источник: https://101mesto.com/svyatye-mesta/ivolginskij-datsan-tsentr-buddizma.html

Ойкумена

Батор Лама в Зугалайском дацане – с 2005 года после окончания буддийского университета. Он стал ламой, потому что семья жила тяжело.

Практика, когда дети из многодетных семей или матерей-одиночек становятся послушниками или идут учиться, достаточно распространена.

Хотя в дацан он попал благодаря внешним обсатоятельствам, ему нравится путь, который он выбрал. Молодой лама живёт при дацане с послушниками.

О распорядке дня.

– Утром я встаю часов в 10.00, завтракаю, за коровами ухаживаю – у нас их две. Сено им даю, стайку чищу, на водопой гоню. Где-то после 11.00 в дацан перехожу, молебны читаю или сижу на молебнах, работаю. Каждый день стараюсь занять себя чем-нибудь.

Суббота и воскресенье – самые насыщенные дни. Люди отдыхают, приходят за советом или на молебен. В будни работаю с документами – налоговые отчёты, счета… Всё это надо кому-то делать. До 17.00-18.00 нахожусь в дацане, потом опять иду к коровам.

Потом в интернете до ночи посижу или телевизор посмотрю.

Не бывает дней, когда я тут один. Со мной тут послушники живут – трое: местный, зулагалайский, из Харашибири и из Ушарбая. Один после школы пришёл, другому 40 с лишним лет. Лам нас трое.

Кто-то по домам сегодня, кто-то дежурный – молитву читает. Мы постоянно в движении.

О том, с чем приходят в дацан.

– Мы более приближены к народу, решаем их повседневные вопросы, проводим приём граждан. Так проиходит, потому что они сами не заинтересованы изучать буддизм. Чаще всего люди спрашивают, исполнятся ли их намерения, про здоровье, про жизнь, про себя.

В сельской местности живём – скотину своруют, спрашивают, в каком направлении можно найти. Если кто-то хочет, мы можем лекции прочитать, показать йогу. Мы чаще сами это делаем – раз в год привозим учителей, всё им рассказываем. В дацан мало людей ходит – в основном, бабушки. Сейчас, конечно, чуть побольше ходят.

Этот дацан в 1995 году открыт, только лет 20 развитие получает.

О моде и восприятии.

– Некоторые прихожане ходят потому, что модно в наше время. Они ходят, потому что так принято – почему бы и мне не пойти. Чтобы кто-нибудь верил, таких мало. Буддизм сейчас развивается, особенно в западных странах. Каждый по-своему видит его. На западе модно, когда у тебя в доме статуя Будды.

Плохо использовать атрибутику нашу, как это делали в Элисте, смешивать её с алкоголем (прокуратура в ноябре 2016 года оштрафовала в Элисте владельцев Buddha Lounge Bar за оскорбление чувств верующих буддистов Калмыкии, Тувы и Бурятии и потребовала сменить вывеску, – авт.).

Нельзя буддийские атрибуты и символы ставить в таких местах.

О работе и деньгах.

Работы в селе нет, только школа, администрация, колхоз и личные подсобные хозяйства. Отсюда сейчас не так много уезжают, как раньше. В 2015 г из округа выехало 1,2 тысячи человек при населении в 80 тысяч. В 2016-м чуть меньше стало – 500 человек. Ничего не поменялось, развал, работы нет.

Молодёжь не идёт на тяжёлые работы – молодую семью не заставишь баранов пасти, бесполезно. Все хотят лёгких денег.

Источник: https://www.chita.ru/articles/99764/

Чита: Дамба Брайбунлинг

29 февраля — 2 марта 2012 года

Дамба Брайбунлинг — это дацан в Чите. Если кроме слова «Чита» вам в первом предложении ничего не знакомо, то этот пост для вас.

Как мы знаем, Забайкальский край, во-первых, граничит с Бурятией, а во-вторых, помимо Читинской области включает в себя Агинский Бурятский автономный округ. Бурятия — буддийская республика, одна из трёх, наряду с Тувой и Калмыкией, на территории страны.

Бурят в крае насчитывается около 7%, и логично, что второму по численности народу региона положено иметь религиозный центр в краевой столице. Когда-то подобное заведение в Чите существовало, но сгорело ещё до революции. И вот спустя почти 100 лет, в 2010 году открылся Дамба́ Брайбунли́нг.

История его строительства, а также расписание хура́лов (служб) приведены на стендах перед входом.

Название в переводе с тибетского означает «место, где собран рис учения Будды», а даца́ном у бурят традиционно называется буддийский монастырь, выполняющий также образовательные функции. Входные ворота.

В архитектуре дацана превалирует китайский стиль.

Пройдя на территорию, мы первым делом видим перед собой цокче́н-дуга́н, то есть главный храм монастыря.

От ворот к храму протянуты гирлянды разноцветных флажков. Это так называемые хий-мори́ны, «кони ветра». В буддийских ритуалах зачастую используются силы природы, и этот не исключение.

Хий-морины, каждый из которых подписан и окрашен в один из пяти цветов, соответствующих году рождения их обладателя, развеваются ветром, распространяющим заложенный в них положительный посыл.

Ветер дует — конь бежит.

Наверное, пока вы рассматриваете дуган, мне нужно попробовать хотя бы поверхностно (а лучше я и не смогу) рассказать историю буддийской веры. Во всех основных мировых религиях есть несколько течений. В буддизме как в самой древней, ведущей свою историю с VI века до н. э.

, их много, но обычно выделяют три основных. Тхерава́да — «учение старейших», самое древнее из практикуемых направлений буддизма. Наибольшее распространение Тхеравада имеет на Шри-Ланке, а также в соседних Мьянме и Таиланде, поэтому её зачастую называют южным буддизмом.

Маха́яна, или Великая колесница — более новое ответвление, пользующееся популярностью в Китае, Японии и Корее, и поэтому прозванное северным буддизмом.

Если консервативная Тхеравада делает упор на монашескую жизнь и ставит целью личное освобождение, Махаяна предполагает более простое достижение конечной цели, доступное каждому, а параллельно — донесение учения Будды до как можно большего числа верующих.

Ваджра́яна, или Алмазная колесница — самое молодое направление, выделившееся из Махаяны. Ваджраяна распространена на Тибете, в Непале, Монголии и, что нам особенно интересно, в России, где подавляющее число буддистов относятся к школам Гелуг и Карма Кагью.

Ваджраяна, которую ещё называют тантрическим буддизмом, дополнительно к особенностям Махаяны предусматривает практику различной эзотерики: занятия йогой, чтение тайных мантр и прочее.

При этом сами приверженцы Ваджраяны считают своё учение наиболее опасным: последствия отклонения от верного пути могут быть очень существенны.

Но и плюс очевиден: только Ваджраяна может принести просветление уже в этой жизни, тогда как для достижения нирваны в Тхераваде и Махаяне придётся несколько раз переродиться, то есть проследовать по колесу сансары.

Между буддийскими направлениями есть и более мелочные различия. Например, форма хий-моринов у южных буддистов принята треугольной (там они называются лунгтами), а у тибетских — квадратной. В Чите снаружи висят треугольные флажки, а в дугане — квадратные.

Нахождение на территории дацана накладывает некоторые нормы поведения.

Кроме выполнения вполне ожидаемых действий (не курить, не сорить, не ругаться, оставить негативные мысли), от посетителя вне зависимости от религиозных взглядов требуется обойти храм по часовой стрелке, тем самым выказав уважение к древней религии. Этот обряд носит название гороо́, и именно им мы сейчас займёмся, в процессе осматривая элементы монастырского двора.

Под навесом-пагодой находится барабан хурдэ́, внутри которого заключены молитвы или мантры на тибетском. Так как на планете число желающих помолиться значительно превышает число владеющих тибетским языком, эта процедура в буддизме упрощена: нужно всего лишь повернуть барабан. Один оборот считается за одно прочтение.

Позади и справа от дугана тоже имеются навесы, но хурдэ под ними нет.

С правой же стороны находится юрта. Её появление в буддийской символике можно связать с монгольскими кочевниками, для которых она была не просто домом, но и прототипом Вселенной.

Вдоль боковых заборов построены домики, в которых живут хувараки (не знаю, где ударение) и ламы́. Первые — монахи, обучающиеся в дацане, вторые — их наставники и учители. Дальний домик занят столовой.

Перед домиками — недвусмысленные лавочки.

В правом ближнем ко входу углу территории находится сту́па, или субурга́н. Она представляет собой куполовидное сооружение, содержащее в себе некую реликвию. Вершина ступы по тибетской традиции украшена символом огня, солнца и луны — соёмбо.

Назначение ступ, как и прочих ритуальных принадлежностей буддистов, — очищение кармы и избавление от пороков. Обычно ступы замурованы, и для привлечения на себя магии необходимо обходить их (ламы совершают 108 кругов), но читинская открыта, а внутри — подношения в виде конфет, печенья и целой горы риса.

Стоит обратить внимание, что вокруг дугана растут сосны, явно превосходящие его по возрасту. Благодаря им практически не видны страшные соседние дома (мы же на окраине Читы), отчего место становится ещё более уединённым.

Сделав круг, возвращаемся ко входу в храм.

На ближнем плане курительница для ароматических веществ.

Подальше — пара идентичных китайских львов, охранников входа в святилище.

Над дверью присутствует обязательное изображение колеса учения — дха́рмача́кры, а также пара газелей.

Колесо символизирует солнце, а восемь его спиц обозначают так называемый Восьмеричный путь, некий аналог десяти христианских заповедей или пяти столпов ислама.

Газели же, по преданию, присутствовали при передачи знания от Будды к его первым ученикам, то есть при запуске вышеозвученного колеса.

Теперь давайте зайдём внутрь, благо снимать в дугане разрешено.

Внутреннее убранство храма как минимум не уступает в цветастости внешнему.

В дугане также положено совершать гороо. Выбор направления обхода неслучаен: проходя по часовой стрелке, человек повторяет путь солнца.

То же вращение солнца скрыто в свастике, которая в буддизме встречается повсеместно.

Так как назначение большинства предметов в зале храма для меня неведомо, вместо их описания попробую кратенько пройтись по принципам буддийской веры.

Сразу оговорюсь, что я не буддист и могу где-то не так истолковывать тот или иной постулат, поэтому для точного и детального изучения этой безусловно интересной религии стоит обратиться к более компетентным источникам. Поправки от осведомлённых людей также принимаются.

Начать следует с самого Будды Ша́кьямуни, или Сиддха́ртхи Гаута́мы, как его назвали при рождении. Сиддхартху с детства тщательно оберегали от отрицательных проявлений существования, но мимо него они не прошли.

В итоге он отрёкся от мирской жизни и за шесть лет нашёл путь к просветлению, став Буддой («просветлённым»).

Своё учение он передавал ученикам ещё 45 лет, после чего ушёл в окончательную и бесповоротную нирвану (состояние просвещённости).

Таким образом, буддизм знает три драгоценности: Будду, дха́рму (то есть учение Будды) и са́нгху (буддийскую общину носителей учения).

Вся жизнь на земле представлена Буддой как страдание, описанное в Четырёх Благородных Истинах:

1) жизнь — это неизбежное страдание; 2) причина страдания — в тяге к приятным ощущениям, попросту — в эгоизме; 3) прекращение страдания возможно только в случае понимания сути происходящего и полного отказа от понятия «я»; 4) к прекращению страдания ведёт Восьмеричный путь.

С точки зрения буддистов, существование человека формируется неким потоком энергии, который после очередной смерти стремится к новому воплощению (процесс перерождений называется колесом сансары). Это стремление — пагубное, оно означает, что человек ещё не насытился жизнью и не понимает истинный ход вещей.

Те условия, в которые попадает рождённый (бедность или богатство, здоровье или болезни и т. д.), диктуются его кармой, то есть общим вектором поступков в прошлых инкарнациях.

Таким образом, человек в буддизме предстаёт единственным вершителем своей судьбы, и никакие высшие силы сюда самостоятельно не вмешиваются.

Для выхода из круга перерождений необходимо, как уже отмечалось, понять истинную суть событий, для чего необходимо научиться воспринимать окружающий мир вне собственного «я», которое в буддийском учении считается иллюзией.

Для этого нужно попытаться смотреть на мир как на единое целое, а не стараться разбить его на составные части (одной из которых и является это злосчастное «я»), то есть выйти на принципиально иной уровень, когда познание чего-то нового становится «непосредственным переживанием», а реальность воспринимается без искажения о личностные понятия. С этой целью применяются занятия медитацией и другие действа.

В жизни буддист должен руководствоваться путём любви, так как любовь представляет собой очень схожий процесс отождествления «я» и «не-я», слияния мира двух людей и отказ от собственной системы ценностей.

Вообще миролюбие — неотъемлемое качество буддизма.

Приверженцы дхармы любят утверждать, что за всю историю буддисты никогда не вели религиозных воин, хотя ввиду расплывчатости самого понятия «религиозная война» с этим (при желании, конечно) можно поспорить.

Надо отметить, что буддизм позиционирует себя скорее как некую философию, учение по достижению просветления, а не свод жёстких законов и указаний.

Существует даже довольно замыленная аналогия, сопоставляющая дхарму с пальцем, указывающим на Луну: и учение, и палец лишь помогают найти нужный объект, но как палец может и должен поворачиваться вслед за Луной, так и познание может быть осуществлено по-разному.

Роль Будды в буддизме отличается от роли христианской Троицы или магометанского Аллаха. Во-первых, Будда преподносится как человек, первым постигший истину и передавший её ученикам. Во-вторых, Будда не является создателем и надсмотрщиком Вселенной.

Любой достигший просветления становится буддой (именно с маленькой буквы) и соединяется с Буддой.

Так что бог в буддизме — это состояние, а не некий творец и тем более не карающее око, а сам Будда является непререкаемым авторитетом и ориентиром для остальных, а не бородатым дядей, чьего наказания нужно бояться.

В буддизме (особенно в Махаяне) благодаря его смешению с традиционными религиями сложился большой пантеон божеств и магических созданий, но разобраться в их иерархии довольно сложно.

Вселенная в глазах буддиста предстаёт в виде ма́ндалы, изображения или трёхмерной скульптуры, где центральный круг — это измерение будд и бодхиса́ттв, то есть тех, кто решил стать буддой и вывести других живых существ из круга сансары.

Примерно так всё и работает. Алтарная часть храма.

В центре алтаря обязательно присутствует статуя Будды.

Перед ним — изображение Дала́й-Ламы́ XIV, нынешнего духовного лидера тибетского буддизма.

Внизу видны два демона. Это хранители дхармы, их задача — охранять учение от врагов.

В нижней части алтаря — небольшой барабан-хурдэ и подношения прихожан.

Хурдэ в работе.

Хий-морины здесь, как и положено в тибетском буддизме, имеют квадратную форму. На них помимо мантр изображены пять животных — обладателей силы и энергии.

Читинский дацан к крупнейшим даже по меркам страны не относится, но для первого соприкосновения с буддизмом новых ощущений хватает за глаза.

Место необычное во всех отношениях: новые мысли, новые ритуалы, новые архитектурные формы, непривычно азиатские.

Путешествовать по стране интересно.

   

Вся серия:

    Часть 1: от Ленина до Анохина
    Часть 2: Амурская улица
    Часть 3: от центра к северу → Часть 4: Дамба Брайбунлинг

    Часть 5: Титовская сопка

    Часть 6: детали
    Над Сибирью: перелёт из Читы в Екатеринбург

Источник: https://www.on-walking.com/world/chita-4