буддизм в вопросах и ответах

Подавляющая часть русскоговорящего пространства нашей планеты далека от буддизма, что и не удивительно.

  Поэтому приезжая на отдых в буддийский Таиланд туристы сталкиваются  с совершенно отличными от христианского мира традициями, которые  удивляют,  обескураживают и, порой, вызывают настороженность.

  Зная это, и помогая приезжающим  адаптироваться в новой и необычной стране, редакция  решила открыть рублику «Буддизм в вопросах и ответах».  И начать хочется с  самых распространенных вопросов.

Можно ли каждому желающему заходить в буддийских храм и как себя там следует вести?

Заходить в буддийский храм можно каждому желающему при условии соблюдения нехитрых правил. Первое правило касается внешнего вида. Совершенно логично, что для того места, куда люди приходят соприкоснуться  с тем, что гораздо более чем обыденность, с высшим, подходит и специальный стиль одежды, совершенно отличной от той, что предназначен для отдых на пляже или похода в клуб.

И в этом случае буддийские храмы не совершили революции, в православную церковь верующие так же одевают специальную одежду.   Провинциальные буддийские храмы относительно «дресс – кода»  более демократичны, главное чтобы не было откровенно короткой одежды снизу и чрезмерно декольтированной- сверху.  Второе правило. В буддийских храм не возможно заходить в обуви.

Она непременно оставляется за порогом.  Считается, что ноги это самая грязная часть нашего тела, потому что соприкасается с землей. Поэтому, выглядеть они будут гораздо чище без обуви, которая с слову сказать, может быть сделана их кожи умерших насильственной смертью животных. Да и с точки зрения простой гигиены это оправдано.

Так как народы ЮВА- много времени проводили и проводят,  сидя на полу, а потому следят за его чистотой, тем более в храме.

Третье правило совсем простое и вытекает из предыдущего. Ни в коем случае нельзя  размещаться в храме так, чтобы при сидении на полу ноги указывали в направлении алтаря с изображением Будды и скульптур монахов, а также живых представителей духовенства.

В буддийских храмах позволяется фотографировать (редким исключением является зал, где размещен Изумрудный Будда, в Бангкоке),  но при возникшем желании запечатлеться с постоянными обитателями храма, помнить нужно о том, что монахам и монахиням Южной ветви буддизма не разрешено прикасаться к  особям противоположного пола. Это напоминание поможет всем избежать конфузных ситуаций.

Как разобраться в символике внутри буддийского храма?

Алтарь

Внутри помещения находится алтарь с изображением Будды, ориентированный так, чтобы лицо было обращено на восток, причем, кроме основной, центральной и самой крупной, иногда присутствуют скульптуры разного размера, отражающие различные этапы жизненного пути  Пробужденного, кроме него часто  алтарь формируют скульптуры известных монахов, размещающиеся чуть ниже уровнем.

Перед алтарем по центру находится поддон под свечи и масляная лампа с плавающим фитилём, от пламени которой они поджигаются, как правило по обе стороны от него выставлены круглые емкости с песком и пеплом для благовонных палочек.

Пришедшие в храм местные жители за символическую плату могут приобрести небольшое традиционное подношение в виде цветов орхидей, лотоса, свечек и благовонных палочек (иногда в набор включают и кусочки сусального золота).

  Зайдя внутрь помещения они присаживаются на колени лицом к алтарю и  складывают руки в традиционном жесте почтения «вай». После чего выкладывают цветы, поджигают и выставляют свечи и ароматические палочки.

  Количество последних регламентировано,  ведь каждая из них несет свою смысловую нагрузку: первая – означает самого Будду, вторая – его Учение (Дхарму), третья – сообщество монахов (Санкха). А после этого трижды касаются лбом пола,  отдавая дань тем же трем основным составляющим их духовного учения.

Если же в наборе храм предлагает золотые пластинки, их приклеивают к скульптурным изображениям Будды или монахов. Место для этого выбирают в соответствии  с  желаниями и чаяниями что-то получить или от чего-то избавиться.

Палочки для предсказания «сиамси»

Многие из тайцев не особенно долго находятся в помещении, чаще всего они приходят в храм в вязи намерением решить совершенно конкретную задачу, связанную со здоровьем или благосостоянием.  Для получения ответов на свои чаяния местные жители прибегают к использованию нехитрого гадания с помощью специальных палочек. Это безусловно не буддийская традиция.

Потому что Будда был категорически против специальных заглядываний в линю судьбы, которые на самом деле отвлекают людей от проживания ситуации в настоящем с полным ее принятием, не зависимо от того, что происходит.  Тем не менее эта традиция нашла свое место в казалось бы самом ортодоксальном  духовном учении и судя по всему не собирается уступать свои позиции.

  Возвращаясь к гаданию, следует отметить, что каждая из палочек пронумерована  от 1 до 28 и все двадцать восемь находятся в специальном стакане, который при выполнении процедуры нужно наклонить под углом приблизительно 45 градусов и потряхивать до тех пор, пока из него не выпадет одна из всего набора.

Прочитав номер на палочке, гадающий должен подойти к специальному стенду, на котором размещены листочки с текстами. В них в иносказательной форме даются рекомендации или пожелания, а также  трактовка сложившейся ситуации.

В случае если  спрашивающий не удовлетворен полученной информацией, он может свернуть листок с предсказанием в трубочку и привязать к дереву у входа в храм. Это равносильно подаче в небесную канцелярию прошения о пересмотре судьбы.

«Почетные» доски Нередко на стенах буддийских, особенно провинциальных, храмах можно увидеть большие  мраморные доски, прикрепленные к стенам,  а на них рядами идущие надписи.  Они – свидетели того, на чьи пожертвования этот храм был возведен.

Иногда, при возведении нового храмового комплекса каждый желающий может внести свою посильную лепту в  строительство, даже при скромном материальном положении, «купив» за символические деньги кусочек черепицы для крыши или облицовочного материала будущего здания.

А за это  на обратной стороне «именного подношения» можно поставить свою личную подпись.

Амулеты

Нередко в буддийских храмах, славящихся особенно известным настоятелем,  организуют специализированные магазинчики по реализации амулетов, этим мастером выполненных.

Они, так же как и святая вода, используются тайцами для охраны тела и души от негативного воздействия извне.

Некоторые из амулетов выпускаются монахами по специальному случаю или назначению для чего проводится особая церемония, на которую приглашаются известные монахи из нескольких монастырей. Традиция амулетоношения очень распространена в этой стране.

Редко какой таец, не зависимо от возраста и пола, не носит на себе оберег.  Подробно тема амулетов рассматривалась на страницах нашей газеты, а в настоящее время сообщение об этой уникальной традиции «выложено» на  сайте компании.

Веревочки и браслеты на руку  

Кроме амулетов у буддийском храме можно  познакомиться с традицией повязывания специальных ниточек или плетенных браслетиков. Их назначение – оберегающее или «на удачу». Традиция эта очень древняя и уходит корнями в представление тайцев о  двойственной природе сил, управляющих жизнью и смертью человека (кван и виньян).

Та, которая способствовала его процветанию и здоровью иногда могла покидать владельца, и тогда тот заболевал. В данном случае к хворающему приглашали специалиста по возвращению жизненной силы.

Для  чего, среди прочих, манипуляций он повязывал клиенту веревочку на правую руку, по которой энергия возвращалась, а  затем на левую, – чтобы не утекла обратно.

В настоящее время для получение такого оберега в храме местные жители  усаживаются на колени перед монахом, мужчины протягивают  руку, которую его повязывают, женщины подставляют сложенные лодочкой ладони, куда монах его кладет. Любой посетитель храма при соблюдении вышеперечисленных правил поведения, может стать обладателем  подобного амулета.

Денежное дерево

Еще одним необычным для туристов элементом буддийского храма является денежное дерево. Выглядит оно довольно своеобразно – его основой является  ствол банановой травы, в который втыкается  специальные шпажки  с отверстием, предназначенным для того, чтобы туда можно было поместить денежную купюру.

  Такие деревья  выставляются во внутреннем помещении храма и каждый желающий может приколоть к нему свою денежную веточку, а иногда, при проведении специальных церемоний,  уже полностью «оснащенное» дерево может преподноситься  отдельной семьей в качестве материальной поддержки храму.

Данная традиция родилась  из той части буддийской доктрины, которая касается отношения монахов к материальным ценностям и денежным знакам в частности.

В настоящее время она находит отражение и в ежегодной церемонии Тод Пхра Бра, когда маленькое денежное дерево Пха Бра (phaa – одежда, brah- лес) преподносится монахам вместе с одеждой. По приданию, в те времена, когда жил Будда им не было разрешено  получать одежду непосредственно из рук мирян.

Поэтому монахам приходилось пользоваться брошенной одеждой или  саваном умерших,  кроя, сшивая и окрашивая его  для своих нужд. Видя такое положение вещей, люди стали оставлять приготовленную для монахов робу просто в лесу. Те же кто, не могли предложить одежду, привязывали к  веткам деревьев деньги. 

Зачем у буддийских храмов стоят клетки с птичками, а в тех храмах, где есть водоемы-емкости в разной водной живностью?

Ответ простой. В бытовом понимании механизмов действия закона Дхармы (учение буддизма), все обусловлено законом причинно-следственных связей. Сделал хороший поступок, получи отдачу в этой или следующей жизни.

В небесной канцелярии ведется строгий учет и контроль. Поэтому благим делом считается выпускание животных в среду их естественного обитания. Птички в небо, рыбки, черепашки и даже улитки- отправляются обратно в воду.

В этом есть своя гармония! И заработок для тех, кто эту живность ловит.

Зачем делают и продают и храмов гирлянды из цветов? 

Их преподносят скульптурам Будды или монахов – сподвижников, широко известных в этой стране в знак выражения почтения и благодарности.

А могут отнести в домик духов, или подвесить на лобовое стекло собственного автомобиля или другого транспортного средства, чтобы обезопасить таковое от негативного воздействия извне, особенно злых духов (их наличие в тайской буддийской картине мира  не вызывает ни у кого противоречий).

Кроме того, сделанные из искусственных цветов гирлянды могут украшать и дерево Бодхи, которое является символом того дерева, под которым Будда достиг просветления более пяти веков тому назад.  Поэтому оно – обязательный элемент  любого буддийского храмового комплекса.

Что за странные бутылочки с водой можно встретить в буддийском и для чего она служит?

Совершенно обычным элементом буддийских храмов является  «заряженная» вода, которая из простой по средством работы над ней (а она заключается в начитывании мантр) монахов и пропускания через специальный зарядный аппарат приобретает необычные свойства и может использоваться при лечении, умывании, окраплении монахами приходящих в храм мирян, обработке помещений, в которых, скажем так,  не очень уютно живется, а так же при приготовлении пищи в особых случаях. С процедуры окрапления или, точнее сказать, омовения статуи Будды в храмах начинается самый любимый тайский праздник -Новый Год, Сон Кран. Иногда такая заряженная вода храниться в больших глиняных ёмкостях, откуда все желающие ее наливают в бутылки или полиэтиленовые пакеты. Некоторые храмы «выпускаю»  специализированную воду, предназначенную для каждого дня недели.  В этом буддийская традиция  близка к христианской, где фигурирует понятие  «святой воды», причем используемой практически для тех же нужд.

Для чего перед буддийским храмом выставляются чаши, в которых растут кувшинки и лотосы?

Да, в самом деле очень часто на территории храма  можно увидеть  вазоны, в которых растут водные эти растения.  И их присутствие -это отголосок прекрасной легенды, согласно которой,  в том месте, куда ступала ножка новорожденного Будды, появлялся цветок лотоса(лилии).

Кроме того и само растение – это уникальный природный символ, за счет того что его корни в земле, в грязи, стебель растет сквозь воду, а сам пахнущий цветок с лепестками лежит над водой и греется на солнце.

Именно из-за такой особенности роста цветка, он символизирует прогресс и развитие, совершенствование души от первобытной грязи и невежества материализма, через воды опыта, к яркому сиянию пробуждения и совершенства. Чистый, незапятнанный грязью цветок лотоса ассоциируют с чистым и совершенным духом лучших из людей.

  Душа невежественного и темного человека – как нераскрывшийся лотос. Когда же человек наполняется сокровищами буддистского знания, цветок лотоса распускается и расцветает. Поэтому Будда изображается сидящим на раскрывшемся цветке лотоса.

Источник: http://thaiuniversal-estate.com/node/246

Особенности храмов разной веры

08 июля 2015 10:30 | №27 1 8929 1

В нашей стране живут верующие очень многих религий. И часто, даже из любопытства, мы заходим в храмы представителей не своей веры.

Сравниваем архитектуру, традиции, обычаи. Что желательно знать, заходя в культовое сооружение католиков, православных, мусульман, иудеев, буддистов? О чем надо помнить, чтобы ненароком не оскорбить религиозных чувств?

Читайте также:  Национальные блюда тайланда – необычная кухня тайцев

Православная церковь в форме… корабля

Культовыми зданиями православных христиан являются церкви, соборы и часовни. С давних пор все христианские храмы строятся так, что с высоты птичьего полета они похожи на огромный крест, круг (символ вечности) либо корабль (Ноев Ковчег). Согласно традиции, православный храм всегда воздвигают алтарем на восток.

Храм, как правило, имеет один или несколько куполов круглой, крестовидной либо восьмигранной формы. Их венчают колокольни.

Внутри православных храмов расположен иконостас – перегородка с прикрепленными к ней иконами. Она отделяет алтарь, куда могут входить только мужчины, от притвора и паперти.

В каждом храме также есть клирос и хоры для певцов, чтецов и пономарей, а посреди установлен аналой с иконами.

При входе в храм мужчина должен снять головной убор и стать на правую часть храма, а женщина – покрыть голову и занять место на левой стороне.

Знаменитый храм. Собор Святой Софии построен в XI веке в центре Киева по приказу князя Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков его перестроили в стиле украинского барокко. До наших дней в нем сохранилось много древних фресок и мозаик, в том числе знаменитая мозаика Богоматерь Оранта.

Католический костел – без иконостаса

Католики молятся в костелах и соборах. Чаще всего эти культовые сооружения построены в готическом или неоготическом стиле. Внутреннее устройство зданий во многом сходно с православными храмами, но у католиков отсутствует иконостас.

В храме отчетливо выделена центральная часть – алтарная, или, как ее еще называют, пресвитерий. Это то самое место, где проходят богослужения и где хранятся Святые Дары. Оно отмечено неугасаемой лампадой. Рядом с центральным алтарем зачастую располагаются боковые приделы в честь святых.

Кроме того, в помещении католического храма есть отдельное место для хора и ризницы.

При входе в храм мужчины должны снимать головные уборы, а вот женщинам покрывать голову не обязательно. Пальцы правой руки прихожане окунают в кропильницу – сосуд со святой водой, который стоит перед храмом, а затем крестятся.

Знаменитый храм. Кафедральный собор Святых Апостолов Петра и Павла в Луцке – старейший в Украине. Построен в 1616-1639 годах по проекту известного архитектора Джакомо Бриано как церковь при монастыре иезуитов.

Синагога «смотрит» на Иерусалим

Евреи проводят религиозные обряды в синагоге, фасад которой обязательно должен быть обращен к Иерусалиму. В Европе это означает ориентацию на восток. Снаружи синагога представляет собой обычное здание.

Внутри него у входа есть умывальник, где священнослужители омывают руки и ноги перед началом службы, и жертвенник для жертвоприношения животных. За ними расположено Святилище в виде шатра, куда могут входить только священнослужители.

В глубине Святилища за занавесом находится Святая святых с Ковчегом Завета, на котором высечены Десять священных Заповедей иудеев.

Переступая порог синагоги, иудеи должны дотронуться до укрепленной на дверном косяке мезузы – футляра, в который вложен пергамент с отрывком из Торы. Женщины и мужчины входят в синагогу с покрытой головой и молятся в разных помещениях.

Знаменитый храм. В поселке Жовква Львовской области есть уникальная синагога-крепость, построенная в XVII веке по указу польского короля Яна Казимира в стиле барокко.

Мечеть обращена к Мекке

Дом молитвы мусульман – мечеть. Она представляет собой здание круглой или квадратной формы, которое обращено к Мекке, с башнями-минаретами (числом от одного до девяти). В мечети нет культовых изображений, но на стенах могут быть начертаны строки из Корана. Справа расположена кафедра-минбар, с которой проповедник-имам читает свои проповеди.

Верующие молятся в мечетях пять раз в день. Перед молитвой мусульмане проводят омовения, а перед вхождением в храм обязательно снимают обувь.

Также всем нужно покрыть голову, а женщинам еще и надеть максимально закрытую одежду. Молятся мужчины и женщины в разных помещениях.
Знаменитый храм.

В 2011 году в Киеве на Татарке возвели мечеть Ар-Рахма (“Милосердие”) с огромными 27-метровыми минарета.

Буддийский храм собрал культовые сокровища

Быть буддистом означает искать себе прибежища у «Трех Сокровищ» – у Будды, его учений и общины. Буддийский храм устроен так, что все сокровища собраны в одном месте. Храмы отличаются обилием шпилей, лепных украшений на фасаде, а также особым устройством карнизов, которые мягко и изящно загнуты вверх.

Храм состоит из трех залов. В «золотом зале» хранятся статуи и изображения Будды, а также находится алтарь. Второй зал – пагода – имеет три или пять ярусов, в центре находится столб из ствола большого дерева. На его вершине хранится частица останков Будды. А третий зал, для чтений, предназначен для священных свитков и книг.

Перед входом в золотой (алтарный зал), женщинам и мужчинам необходимо снять головные уборы, пройти к алтарю по ходу солнца (слева направо). Во время религиозной службы (хурала) можно сидеть на скамейках или на ковре в позе лотоса, но нельзя закидывать ногу на ногу, вытягивать ноги в сторону алтаря.

Знаменитый храм. Самый крупный в Европе буддистский храм “Белый Лотос” основан последователями школы кунг-фу в 1988 году в Черкассах.

Напомним, ранее мы рассказывали, что означают жесты святых на иконах.

Словарик

Ризница – место, где хранятся литургические предметы, в том числе одеяния.

Аналой – столик, на который кладутся книги, иконы и другие церковные принадлежности.

Источник: http://NaPensii.ua/articles/1088-osobennosti-hramov-raznoy-very

Буддийские храмы и монастыри: взгляд изнутри

Буддистские монастыри

Буддистские монастыри© Людмила Кукуету

Буддистские монастыри© Людмила Кукуету

Буддистские монастыри© Людмила Кукуету

Буддистские монастыри© Людмила Кукуету

Буддистские монастыри© Людмила Кукуету

Буддистские монастыри© Людмила Кукуету

Буддистские монастыри© Людмила Кукуету

Буддистские монастыри© Людмила Кукуету

Буддистские монастыри© Людмила Кукуету

Буддистские монастыри© Людмила Кукуету

Буддистские монастыри© Людмила Кукуету

Буддистские монастыри© Людмила Кукуету

Буддистские монастыри© Людмила Кукуету

Буддийские храмы и монастыри – одно  из самых поразительных и уникальных  явлений, которые можно наблюдать в Гималаях.

Буддистские монастыри © Людмила Кукуету

Самыми   колоритными по праву считаются средневековые храмы, и первое,  что бросается в глаза  – буйство красок.  Все статуи, картины, маски, предметы для ритуалов разрисованы такими  разнообразными цветами, о существовании которых ты и не догадывалась.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ:

  • Незабываемый рассвет в Гималаях: глазами путешественников

И все это многоцветие каким-то невообразимым  путем сохранилось со времен  Средневековья.  Остается только догадываться, как  мастера этого достигли, но поговаривают, что в те времена в краску добавляли желчь  домашних животных для сохранности цвета. Проверить так это или нет, сейчас не предоставляется никакой возможности, да и это не так уже и важно.

Буддистские монастыри © Людмила Кукуету

Вход в буддийский храм охраняет Гард, страшное чудище с разрисованным лицом и распахнутой пастью, мало кто осмелится сказать такому хоть слово поперек.

   Самое  ценное, что он охраняет – это статуя Будды у алтаря.

  Буддизму не присущ целый пантеон Богов, но в храмах можно увидеть множество статуй Будды в разных воплощениях,  его матери Майя Деви  и других связанных с ними лиц.

Буддистские монастыри © Людмила Кукуету

По всему периметру такого храма в стены встроены небольшие ящички, там хранятся мантры, которые повторяют  ламы во время ритуалов, и просто так в одиночестве – для души.

В храме много всяких цветов, свечек и аромоламп, поэтому,  кроме  многообразия цветов,  здесь царит и буйство запахов.

И молитвенные барабанчики снаружи, вращение которых автоматически означает повторение молитв.  Местные никогда не проходят мимо,  не покрутив их.

 Буддистские монастыри © Людмила Кукуету

Современные буддийские монастыри своим    интерьером почти не отличаются от Средневековых, в религиозной концепции буддизма  мало что изменилось с тех времен. Единственное, современные монастыри просторней и светлее. Прогресс….

Также, существуют целые храмовые комплексы, с  просторным внутренним двориком,  массой сооружений, где живут, работают и учатся ламы, служители и  живущие здесь люди.

Буддистские монастыри © Людмила Кукуету

 А есть и совсем крошечные монастыри в горах, которые состоят  всего из двух комнаток, настолько маленьких,  что, кажется,   они просто выдолблены в скале.

Тут нет ни алтаря, ни Гарда, даже статую Будды найдешь здесь не сразу.

Здесь живет всего один лама, и он всегда тебе рад,  ибо, несмотря на отрешенность от всего мирского и одиночество, порой  и у него возникает потребность пообщаться из себе подобным.  

Буддистские монастыри © Людмила Кукуету

Следует помнить, что при входе в монастыри необходимо обязательно разуваться.

Буддистские монастыри © Людмила Кукуету

Все буддийские храмы и монастыри очень отличаются между собой в зависимости от  размеров, времени сооружения,  количества  проживающих  там  лам, но    в каждом из них ты можешь получить благословение, побеседовать с ними, найти приют на несколько ночей, или просто выпить чая.  А самок главное – ощутить ни с чем не сравнимую божественную энергетику и окунуться в другую Вселенную.

Подписывайся на наш telegram и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!

Источник: https://travel.tochka.net/9636-buddiyskie-khramy-i-monastyri-vzglyad-iznutri/

Как выглядят буддийские храмы

Всякий, кто впервые попадает в Таиланд, непременно подпадает под очарование местной религиозной культуры, средоточием которой являются, конечно же, храмы или ваты, как они тут называются.

Тайская культовая архитектура развивалась веками, но при всем ее все храмы имеют ряд общих черт, о которых мы хотели бы вам сегодня рассказать.

Представитель туроператора по Таиланду, компании Sayama Travel Катерина Тарасенко подготовила краткий ликбез по архитектурным изяществам тайских храмов.

Итак, традиционный тайский храм состоит из двух основных частей: Путтават – территория с сооружениями, созданными для поклонения Будде, и Сангхават – здесь расположены жилища монахов.

Путтават, в свою очередь, состоит из ряда строений:

Чеди или ступа – колоколообразное сооружение с острым шпилем, внутри которого хранятся буддийские реликвии. В Буддизме чеди как бы “стабилизируют” землю, являясь точками соприкосновения неба и земли. Им поклоняются как священным символам, представляющим космическое тело Будды.

Пранг – тайский вариант кхмерских башен. Пранги легко опознать – они похожи на огромные початки кукурузы.

Главное сооружение в Путтавате, где размещается основная святыня (чаще всего, статуя Будды), называется убосот или бот. Здесь проходят все религиозные церемонии. Боты, как правило, имеют многоярусную крышу, конек каждого уровня которой увенчан роговидным украшением, представляющим собой голову мифической птицы гаруды. Оно называется чофа.

Кроме того, в Путтавате всегда находятся вихарн – зал проповедей (точная копия бота), сала – открытый павильон, хо трай – библиотека, а также ряд других сооружений и архитектурных форм.

И, конечно же, вы не найдете ни одного храма, в котором бы не было Нага – многоголового мистического змея, который охранял Будду во время медитаций. В архитектуре храма Нага непременно присутствует в виде перил лестницы, ведущей к боту.

Всякий, кто впервые попадает в Таиланд, непременно подпадает под очарование местной религиозной культуры, средоточием которой являются, конечно же, храмы или ваты, как они тут называются.

Тайская культовая архитектура развивалась веками, но при всем ее все храмы имеют ряд общих черт, о которых мы хотели бы вам сегодня рассказать.

Представитель туроператора по Таиланду, компании Sayama Travel Катерина Тарасенко подготовила краткий ликбез по архитектурным изяществам тайских храмов.

Итак, традиционный тайский храм состоит из двух основных частей: Путтават – территория с сооружениями, созданными для поклонения Будде, и Сангхават – здесь расположены жилища монахов.

Путтават, в свою очередь, состоит из ряда строений:

Чеди или ступа – колоколообразное сооружение с острым шпилем, внутри которого хранятся буддийские реликвии.

В Буддизме чеди как бы “стабилизируют” землю, являясь точками соприкосновения неба и земли. Им поклоняются как священным символам, представляющим космическое тело Будды.

Пранг – тайский вариант кхмерских башен. Пранги легко опознать – они похожи на огромные початки кукурузы.  Главное сооружение в Путтавате, где размещается основная святыня (чаще всего, статуя Будды), называется убосот или бот. Здесь проходят все религиозные церемонии. Боты, как правило, имеют многоярусную крышу, конек каждого уровня которой увенчан роговидным украшением, представляющим собой голову мифической птицы гаруды. Оно называется чофа. Кроме того, в Путтавате всегда находятся вихарн – зал проповедей (точная копия бота), сала – открытый павильон, хо трай – библиотека , а также ряд других сооружений и архитектурных форм.

И, конечно же, вы не найдете ни одного храма, в котором бы не было Нага – многоголового мистического змея, который охранял Будду во время медитаций. В архитектуре храма Нага непременно присутствует в виде перил лестницы, ведущей к боту.

Источник: https://ubr.ua/leisure/travel/kak-vygliadiat-buddiiskie-hramy-209044

Буддийские храмы: архитектура и скульптура

При царе Ашоке буддизм был объявлен государственной религией.
Появление буддизма повлекло за собой возникновение каменных культовых сооружений, служивших пропаганде его идей.

Читайте также:  Дзогчен – что это такое? кратко о тибетском буддийском учении

При Ашоке строились многочисленные храмы и монастыри, высекались буддийские моральные предписания и проповеди. В этих культовых сооружениях широко использовались уже сложившиеся традиции архитектуры.

В скульптуре, украшавшей храмы, отразились древнейшие легенды, мифы и религиозные представления; буддизм вобрал в себя почти весь пантеон брахманских божеств.

Одним из главных видов буддийских культовых памятников были ступы. Древние ступы представляли собой сложенные из кирпича и камня полусферические сооружения, лишенные внутреннего пространства, по облику восходящие к древнейшим погребальным холмам.

Ступа воздвигалась на круглом основании, по верху которого был сделан круговой обход. На вершине ступы ставился кубический «божий дом», или реликварий из драгоценного металла (золота и др.). Над реликварием возвышался стержень, увенчанный убывающими кверху зонтами — символами знатного происхождения Будды.

Ступа символизировала нирвану. Назначением ступы являлось хранение священных реликвий.

Ступы строились в местах, связанных, по легендам, с деятельностью Будды и буддийских святых. Наиболее ранним и ценным памятником является ступа в Санчи, выстроенная при Ашоке в 3 в. до н.э., но в 1 в. до н.э. расширенная и обнесенная каменной оградой с 4 воротами. Общая высота ступы в Санчи 16,5 м, а до конца стержня 23,6 м, диаметр основания – 32,3 м.

Лаконичность и монументальность тяжелых и мощных форм характерны как для этого памятника, так и вообще для культового зодчества периода Маурья. Ступа в Санчи построена из кирпича и снаружи облицована камнем, на который первоначально был нанесен слой обмазки с выгравированными рельефами буддийского содержания. По ночам ступа освещалась светильниками.

Близка по форме к ступе в Санчи Тупарама-Дагоба, выстроенная в 3 в. до н.э. в Анурадхапуре на острове Цейлоне, где параллельно с Индией развивалось близкое к ней искусство. Цейлонские ступы, носившие название дагоба, имели несколько более вытянутую колоколообразную форму. Тупарама-Дагоба представляет собой массивное каменное сооружение с высоким, заостренным кверху каменным шпилем.

Каменная ограда вокруг ступы в Санчи была создана по типу древней деревянной, а ее ворота ориентировались по четырем странам света. Каменные ворота в Санчи сплошь покрыты скульптурой, почти нет ни одного места, где камень оставался бы гладким.

Эта скульптура напоминает резьбу по дереву и слоновой кости, и не случайно резчиками по камню, дереву и кости в Древней Индии работали одни и те же народные мастера. Ворота представляют собой два массивных столба, несущих три пересекающие их наверху перекладины, расположенные одна над другой.

На последней верхней перекладине помещались фигуры гениев-хранителей и буддийские символы, например колесо — символ буддийской проповеди. Фигура Будды в этот период еще не изображалась.

Сцены, украшающие ворота, посвящены джатакам — легендам из жизни Будды, перерабатывавшим мифы Древней Индии. Каждый рельеф является целой большой новостью, в которой с подробностью и тщательностью изображены все действующие лица.

Памятник, так же как и священные книги, должен был как можно полнее освещать тот культ, которому он служил.

Поэтому с такой подробностью рассказываются все события, связанные с жизнью Будды Живые образы, выполненные в скульптуре, являются не только религиозными символами, но воплощают в себе многогранность и богатство индийской народной фантАзии, образцы которой в литературе нам сохранила «Махабхарата».

Отдельные рельефы на воротах — это жанровые сцены, повествующие о жизни народа. Наряду с буддийскими сюжетами изображаются также древние божества Индии. На северных воротах в верхней полосе изображена сцена поклонения слонов священному дереву. С двух сторон медленно приближаются к священному дереву тяжелые фигуры слонов.

Их хоботы как бы качаются, скручиваются и протягиваются к дереву, создавая плавное ритмическое движение. Цельность и мастерство композиционного замысла, а также живое чувство природы характерны для этого рельефа. На столбах вырезаны пышные крупные цветы и ползучие растения. Легендарные чудовища (Гаруда и др.

) помещены рядом с изображениями реальных зверей, мифологическими сценами и буддийскими символами. Фигуры даются то в плоском рельефе, то в высоком, то еле различимыми, то объемными, что создает богатую игру света и тени.

Массивные фигуры слонов, стоящие по четыре с каждой стороны, подобно атлантам, несут на себе тяжелую массу ворот.

Необычайно поэтичны скульптурные фигуры качающихся на ветвях девушек — «якшини», духов плодородия, — помещенные в боковых частях ворот. От примитивных и условных древних форм искусство в этот период далеко шагнуло вперед. Это проявляется прежде всего в несравненно большем реализме, пластичности и гармонии форм.

Весь облик якшини, их грубоватые и большие руки и ноги, украшенные многочисленными массивными браслетами, крепкая, круглая, очень высокая грудь, сильно развитые бедра подчеркивают физическую силу этих как бы напоенных соками природы, упруго качающихся на ветвях девушек.

Ветки, за которые хватаются руками молодые богини, сгибаются под тяжестью их тел. Движения фигур красивы и гармоничны.

Эти женские образы, наделенные жизненными, народными чертами, постоянно встречаются в мифах Древней Индии и сравниваются с гибким деревом или молодым, буйным побегом, так как они воплощают могучие творческие силы обожествленной природы. Ощущение стихийной силы присуще всем образам природы в скульптуре Маурья.

Вторым видом монументальных культовых сооружений были стамбха — монолитные каменные столбы, обычно завершенные капителью, увенчанной скульптурой. На столбе высекались эдикты и буддийские религиозные и моральные предписания. Вершина столба украшалась лотосовидной капителью, несущей скульптуры символических священных животных.

Такие столбы более ранних периодов известны по древним изображениям на печатях. Столбы, возведенные при Ашоке, украшены буддийскими символами и по своему назначению должны выполнять задачу прославления государства и пропаганды идей буддизма. Так, четыре льва, соединенные спинами, на сарнатхском столбе поддерживают буддийское колесо.

Сарнатхская капитель сделана из полированного песчаника; все изображения, выполненные на ней, воспроизводят традиционные индийские мотивы. На абаке помещены рельефные фигуры слона, коня, быка и льва, символизирующие страны света. Животные на рельефе переданы живо, их позы динамичны и свободны. Фигуры львов наверху капители более условны и декоративны.

Являясь официальным символом мощи и царственного величия, они значительно отличаются от рельефов в Санчи.

В период правления Ашоки начинается строительство буддийских пещерных храмов. Буддийские храмы и монастыри высекались прямо в массивах скал и представляли подчас крупные храмовые комплексы. Суровые, величественные помещения храмов, разделенные обычно двумя рядами колонн на три нефа, украшались круглой скульптурой, резьбой по камню и живописью.

Внутри храма помещалась ступа, расположенная в глубине чайтьи, против входа. От времени Ашоки сохранилось несколько небольших пещерных храмов. В архитектуре этих храмов, как и в других каменных сооружениях периода Маурья, сказались традиции деревянного зодчества (главным образом в обработке фасадов).

Таков вход в один из наиболее древних пещерных храмов Ломас-Риши в Барабаре, выстроенный около 257 г. до н.э. На фасаде воспроизведены в камне килевидная арка над входом, выступы балок и даже ажурная решетчатая резьба. В Ломас-Риши над входом, в узком пространстве пояса, расположенного полукругом, помещено рельефное изображение слонов, поклоняющихся ступам.

Их грузные фигуры ритмическими и мягкими движениями напоминают рельефы ворот в Санчи, созданные двумя веками позднее.

Дальнейшее развитие внутреннего помещения, еще мало развитого в храме Ломас-Риши, привело к созданию крупных пещерных храмов — чайтий во 2 – 1 вв. до н.э. Наиболее значительными являются чайтьи в Бхаджа, Кондане, Аджанте, Насике. В них выкристаллизовался ранний тип пещерного храма, нашедший свое лучшее выражение в чайтье в Карли.

Первоначально чайтья заимствовала отдельные элементы деревянного зодчества, что отразилось не только в повторении архитектурных форм, но и во вставленных деревянных деталях. Вместе с тем характер вырубленного в скалах помещения, своеобразная связь ваяния и зодчества вызвали к жизни совершенно новый род архитектуры, просуществовавший в Индии около тысячи лет.

Наиболее значительна в художественном отношении чайтья в Карли 1 в. до н.э.. Величественный интерьер чайтьи оформлен двумя рядами колонн. Восьмигранные монолитные колонны с пухлыми гранеными капителями завершены символическими скульптурными группами коленопреклоненных слонов с восседающими на них мужскими и женскими фигурами. Свет, проникающий через килевидное окно, освещает чайтью.

Прежде свет рассеивался рядами деревянных орнаментированных решеток, что еще более усиливало атмосферу таинственности. Но и теперь, выступая в полумраке, колонны как бы надвигаются на зрителя. Токовые коридоры настолько узки, что за колоннами почти не остается пространства Стены вестибюля перед входом во внутреннее помещение чайтьи украшены скульптурой.

У подножия стен стоят массивные фигуры священных слонов, исполненные в очень высоком рельефе. Пройдя эту часть храма, как бы посвящавшую в историю жизни Будды и подготовлявшую определенное молитвенное настроение, паломники попадали в таинственное, полутемное пространство святилища с блестящими, отполированными, как стекло, стенами и полом, в которых отражались блики света.

Чайтья в Карли – одно из лучших архитектурных сооружений Индии этого периода. В ней ярко проявилась самобытность древнего искусства и характерные черты культовой индийской архитектуры. Скульптура пещерных храмов обычно служит гармоничным дополнением архитектурных деталей фасада, капителей и т. п.

Ярким образцом декоративной скульптуры пещерных храмов является упомянутое оформление капителей чайтьи, образующее своеобразный фриз над рядом колонн зала.

Автор и источник публикации: 

Фрагмент книги из рунета. Автор не известен ;((

Источник: https://indonet.ru/article/buddiiskie-hramy

Правила поведения в буддийских храмах Тайланда

Тайцы — народ миролюбивый. Но это не значит, что в святых для каждого тайца местах — буддийских храмах — можно вести себя как попало. Для удобства понаехавших (то есть нас) во многих буддийских храмах в Тайланде установлены таблички, где рассказано, как себя вести. Итак, правила поведения в буддийских храмах: белое не надевать, обтягивающее не носить, и наконец…

Храм Изумрудного Будды (Ват Пхра Кео) — главный буддийский храм Бангкока и всея Таиланда.

Для большинства русских туристов храм – это магазин, где бухла можно купить. Поэтому приезжая в Таиланд, они свято чтят традицию ходить в этот «храм» минимум два раза в день: на заутреню и вечерню, а многие еще и на всенощное бдение остаются. И очень зря.

В Таиланде (и в остальных странах Юго-Восточной Азии) много других, не менее прекрасных храмов — буддийских. Посещают их больше сами тайцы да европейцы с американцами, но и русские туристы в последнее время понемногу стали подтягиваться.

Что не может не радовать.

Конечно, тайцы понимают, что не все приезжие из христианских стран люди знают, как вести себя в буддийских храмах Таиланда. Поэтому всячески помогают им: ставят на территории храмов таблички с правилами поведения, дают накидки и длинные юбки.

А чаще за деньги сдают. Сегодня мы решили помочь вам сэкономить лишние 50-100 бат на «аренде» юбки! Да и вообще, буддизм — мировая религия, и ваты, чеди, дацаны есть не только в Таиланде.

Буддийские храмы можно встретить в Японии, Китае, Индии, Москве, Петербурге, Элисте…

Во многих буддийских храмах Таиланда одежду туристам дают бесплатно. Но в некоторых — например, в бангкокском храме Ват Арун (на фото) — за деньги. Видимо, потому что она очень красивая.

Итак, в одном из буддийских храмов Чиангмая — знаменитом Ват Чеди Луанг (Wat Chedi Luang) — мы сфотографировали табличку с правилами поведения в буддийских храмах Таиланда. Вот они.

Правила поведения в буддийских храмах

1) Пожалуйста, одевайтесь подобающим образом: никаких шорт, футболок с коротким рукавом, коротких юбок.
2) Пожалуйста, ведите себя тихо.
3) Пожалуйста, снимайте обувь перед входом в храм. Оставьте ее на специальной полочке.

4) Не садитесь на помосты, предназначенные для монахов, и не залезайте на древние постройки.
5) Пожалуйста, следите за своими вещами.
6) Не вытягивайте ноги в сторону статуй и изображений Будды.
7) Не целуйтесь, не обнимайтесь в храме.
8) Не курите.

9) С осторожностью относитесь к слишком дружелюбным незнакомцам, которые навязываются вам в гиды.

Правила поведения в буддийском храме, выставленные для посетителей знаменитого храма Ват Чеди Луанг (Wat Chedi Luang), Чиангмай.

Друзья, а вы были в буддийских рамах Таиланда (или других стран)? Поделитесь впечатлениями с читателями нашего сайта!

Источник: http://uehali.com/buddhist-temple-behaviour-rules.html

Архитектура японских буддийских храмов

История и религия.

Одни говорят, что “Архитектура” – это божественное вдохновение человечества в представлении небесных сфер в физических формах.

Другие говорят, что это математические принципы освоения природных явлений в конкретном месте пространства.

Но независимо от того, что говорят те или иные, обоснование архитектурных концепций выходят за рамки национальных границ, несет в себе свидетельства великих цивилизаций и является мировым наследием.

Читайте также:  Будда амитабха – какой силой обладает это божество?

В связи с этим социально-религиозная архитектура представляется одной из важнейших характеристик высокоразвитых цивилизаций, ибо она может продемонстрировать культурное взаимодействие, общие социальные ценности и политические убеждения народа. Буддийская храмовая архитектура – яркий пример такого космополитического взаимодействия между Японией и материковой Восточной Азией.

Как архитектура готических соборов в Европе, так и буддийская архитектура династии Тан, складывались в средние века и повлияла абсолютно на все азиатские страны. Может показаться, что китайские и японские (а также корейские, вьетнамские и т.д.) храмы мало чем отличаются, но при ближайшем рассмотрении мы увидим в них уникальность японского национального характера.

Храм Тодайдзи в г. Нара. Япония. 752 г. Крупнейшее в мире деревянное здание.

Дзен-архитектуры как таковой в природе не существует, и по мере повествования станет ясно почему.

Конечно дзен привнес в свое время кое-какие концепции, но не в само строительство, а в обустройство, озеленение и структурирование внутреннего пространства и в большей степени двориков.

А то, что интерьер выглядит аскетично и просто, вовсе не влияние дзен, но особенность японского национального характера в целом. Но начнем по порядку.

В конце 6 в. нашей эры династия Суй в Китае стала покровителем и сторонником буддизма. Император лично выделял деньги и предоставлял земли для строительства храмов и монастырей. Появлялись многие буддийские общины, открывались буддийские школы, но все они пока зависели от индийских миссионеров. В это время были заложены первые принципы буддийской архитектуры в Китае и всей материковой Азии.

Хотя буддизм достиг Японии в 6 в., до начала 7-го в. он не признавался, пока император Ямамото не установил регулярных контактов с династией Тан.

Новые дипломатические отношения инициировали новый поток знаний, искусств и ремесел (в том числе декоративно-прикладных) из Китая через Корею в Японию.

Примерно с этого периода японское искусство делится на древнее и то классическое искусство, которое японцы позаимствовали у китайцев. Буддизм получил квази-государственное признание у императорского двора и особо приветствовался среди благородных семей.

Этот факт побудил к началу воплощения в жизнь ряда проектов строительства храмов по всему Китаю и Японии. Примерно в это же время были возведены храмы в Нара и Киото. Некоторые храмовые комплексы, например, Тодайдзи и Хорюдзи существуют и сегодня.

Интерьер одного из помещений храма Тенрюдзи в Киото.

С самого начала усилия японских ремесленников были направлены на воспроизведение оригинальной китайской архитектуры как можно точнее, как и художники старались подражать китайским мастерам живописи.

Но постепенно появлялись местные версии стиля, которые были разработаны больше на японский вкус. В архитектуре мастера также решали некоторые проблемы, связанные с погодой, которая здесь более дождливая, чем в Китае. Синтоистские святилища стали строить тоже по этому образцу.

От буддийских храмов их архитектура отличается лишь в деталях, так что заметит это разве что специалист.

Буддийская храмовая архитектура – это четкий синтез множества концепций, как философских, так и чисто научных. Следующая глава будет посвящена планировке и материалам для строительства.

Тэг:

Источник: http://zen-designer.ru/articles/616-arkhitektura-yaponskikh-buddijskikh-khramov

как называется буддийский храм?

  • Дацаны буддийские монастыри-университеты.

    Сеть монастырей-дацанов создана гелугпинцами. В крупнейших дацанах проживало до нескольких десятков тысяч монахов. Дацаны были также образовательными центрами.

    Иволгинский дацан

  • Буддийский храм называется дацаном. На территории России дацаны распространены в Восточной Сибири. Сеть монастырей-доцанов создана гелугпинцами. Наиболее крупные дацаны имели три факультета – общий ( философский-цанид), медицинский и тантрический. На тантрический факультет принимали только монахов, получивших общую философскую подготовку.

    Агинский дацан – крупнейший в России буддийский монастырь, расположенный в Читинской области. Основан в 1816году.

  • В Японии начиная с V в. строились буддийские храмы, принадлежавшие различным сектам. Эти храмы сами по себе становились произведениями зодчества и центрами многих искусств архитектуры, садово-паркового искусства, скульптуры, живописи, каллиграфии, декоративно-прикладного искусства. Храмы и монастыри были тем местом, где человек укрывался от мирской суеты и мог бы предаваться возвышенным размышлениям и созерцанию. Создавать определенный психологический настрой и были призваны произведения буддийского искусства. Само место для храма выбиралось по строгим законам геомантии: во-первых, оно должно было быть средоточием благоприятных сил, во-вторых защищать город (или резиденцию императора, сегуна или дайм владетельного князя) от неблагоприятных потусторонних демонических воздействий. Буддийские храмы, открытые для обозрения, служили украшением местности; их высокие многоярусные крыши органично вписывались в рельеф, гармонично сочетаясь с окружающим пейзажем. Храмовый ансамбль с окружающим его садом, где весной цвели бело-розовые сакуры, летом пышные цветы, осенью алели клены, а зимой все было подернуто сверкающим инеем, оказывал на сознание посетителей неизгладимое впечатление, словно они воочию лицезрели небесную страну Сукхавати, Чистую Землю Будды Амиды, одного из главных персонажей буддийского культа. Классическим примером такого гармоничного храмового ансамбля может служить прекрасный храм Удзи-Бдоин с окружающим его пышным садом и озером.

    В состав собственно храмового комплекса обычно входили пагоды (тоо) , колокольня (сороо) , зал для проповедей (коодоо) , библиотека (хранилище рукописей кодзоо) , зал для медитаций на сутрах (хоккэдо) ; помещение-жилище монахов (сообоо) и трапезная (дзикидоо) .

    Пагода является самым высоким сооружением на территории храма, архитектурной доминантой всего района или даже города. Пагоды возникли в древней Индии они служили напоминанием о Будде Гаутаме Шакьямуни. Согласно древней легенде, когда Будда собирался покинуть этот мир и уйти в нирвану, его опечаленные ученики попросили оставить им какое-нибудь напоминание о нем.

    И Будда тогда перевернул свою чашу для собирания подаяния и сказал, что это и будет напоминанием. Древние индийские пагоды (ступы) действительно имели форму перевернутой вверх дном чаши, в фундаменте которой замуровывали буддийские реликвии, части тела самого Будды или его учеников, священные писания, драгоценности и т. д.

    В Китае (а впоследствии и в Японии) буддийские пагоды трансформировались в высокие многоярусные башни с далеко выступающими и загнутыми кверху карнизами крыш, постепенно уменьшающимися в размерах по направлению вверх.

    Через всю башню изнутри проходит ее главная опора высокая и массивная деревянная, колонна, насквозь пронизывающая все сооружение: внизу, под фундаментом, она упирается в базовый камень (он же реликварий) , а вверху образует высоко возносящийся над последней крышей декоративный шпиль.

    Со всех сторон храмовый комплекс окружает глиняная стена с величественными воротами с каждой стороны света.

    Главные здания храмов (кондо или хондо) были украшены настенной живописью (клеевыми или лаковыми красками) , живописными свитками и скульптурными фигурами, изображавшими канонические образы буддийской иконографии: будды, бодхисатвы (грядущие будды) и боги-хранители буддизма, гневные и благостные, а также буддийские святые. Буддийская скульптура деревянная, бронзовая, глиняная и лаковая служила неотъемлемой частью буддийского ритуала, объектом молитвенного поклонения. Интерьер храма, наполненный величественными фигурами, запечатленными в позах медитативной сосредоточенности (или, наоборот, в эксцентричных боевых стойках, с яростными оскаленными лицами) вызывал у паломников благоговейный трепет.

  • Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/arhitektura-skulptura/kak-nazivaetsya-buddijskij-hram/

    Как вести себя в буддийском храме – Статьи – Арриво

    Статья 26 ноября 2013

    Зима – время путешествий в Азию, а это значит, что сейчас самое время изучать буддийские традиции и правила поведения на территории религиозных достопримечательностей.

    поделись поделись твитни <\p>

    Зима – время путешествий в Азию, а это значит, что сейчас самое время изучать буддийские традиции и правила поведения на территории религиозных достопримечательностей, которые отличаются необыкновенной красотой и шармом.

    Буддизм – это религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее в Индии в VI веке до нашей эры (а на другом конце Евразии в это время зарождалась античность среди греческих городов), и являющееся не только одним из самых древних в мире, но ещё и сохранившемся до наших дней без явных изменений. Учения и обряды буддийских монахов не меняются столетиями.

    И чтобы прикоснуться к этой тайне востока и своими глазами увидеть красоту архитектуры, многие туристы стремятся посетить буддийские храмы от Индии до Китая.

    Что нельзя делать в буддийском храме

    Не будем перечислять такие элементарные вещи, как: употребление алкоголя, катание на роликах и выгул домашних животных. Но есть не тривиальные правила, которые следует иметь ввиду перед посещением буддийского храма, в какой бы стране он не находился.

    • Если вы идёте не просто на экскурсию, а хотите присутствовать на священном служении (что допускается в отдельных храмах), ни в коем случае нельзя опаздывать. Опоздание может расцениваться как неуважение к священнослужителям.
    • Перед входом в храм, необходимо снять головные уборы и разуться. Помимо этого, одежда должна закрывать руки по предплечье и ноги по щиколотку. Иногда при входе в храм выдаются специальные одежды посетителям, но о своём костюме, конечно, лучше позаботиться заранее. 
    • Нельзя разговаривать по телефону, общаться друг с другом и решать какие-либо свои проблемы.
    • Женщинам лучше вообще не начинать разговор и не предпринимать никаких действий в отношении священнослужителей – в некоторых храмах монахам запрещено общаться с женщинами. Или с посетителями вообще.
    • Никогда не садитесь перед статуей Будды так, чтобы на нее указывали носки ваших ног (а у тайцев даже в отношении людей это считается неприличным жестом).

    Что можно делать в буддийском храме

    • В центральном зале совершайте движение по ходу солнца, т.е. слева направо, стараясь не поворачиваться спиной к алтарю.
    • Делать подношения и пожертвования (этим мы развиваем в себе щедрость и подавляем жадность).
    • Заказать молебен (как правило, в вестибюле слева от входа в центральный зал), вписывая имена родных и близких и делая подношения. Через благопожелание всем живым существам мы приобретаем благоприятную карму.
    • Если вам нужно побыть какое-то время в храме чтобы подумать о смысле жизни, о добре и зле, о моральных и этических нормах, можно присесть на скамейку или на пол.

    Структура буддийского храма

    Каждый храм должен быть окружён стеной с тяжёлыми воротами.

    За главными храмовыми воротами располагается многоярусная башня – пагода, в которой хранятся останки святых. Как правило, пагода строится в три-пять этажей, но в отдельных храмах она может достигать ста и более метров.

    За пагодой – центральный, или «золотой» зал. В зале – алтарь с изображением Будды, ориентированный так, чтобы его лицо было обращено на восток. Кроме основной, могут быть и скульптуры меньшего размера, изображающие жизненные пути Будды, или его последователей. Перед алтарём поддон под свечи и благовония.

    Пагоду и Золотой зал окружают галереи, в которых живут монахи и люди при храме.

    Структура буддийского храма на примере Ситэнно-дзи в Японии

    При входе в храм можно приобрести небольшое традиционное подношение в виде цветов орхидей, лотоса, свечей и благовонных палочек.

    Свечи зажигаем и ставим в поддон у входа в храм. От свечей зажигаем благовония и вставляем в вазы с песком, которые расположены рядом. Чтобы сделать подношение, в центральном зале надо сесть на колени перед алтарём (туристы могут не садиться) и, сложить руки у головы в жесте почтения. После чего выложить на подготовленный там поддон цветы. В некоторых храмах есть ящики для денег.

    Крупнейшие центры буддизма в мире

    • Храм Махабодхи – знаменитый буддийский храм в Бодх-Гая (штат Бихар, Индия), расположенный в том месте, где Гаутама Сидхартха достиг просветления и стал Буддой.
    • Таньчжэ – крупный буддийский храмовый комплекс на западе от Пекина. Это один из самых известных храмов Китая, построенный ещё в эпоху Цзинь( 265-420 ).
    • Дворец Потала в городе Лхаса в Тибете Расположен на возвышающемся над городом высоком холме.
    • Ароматная пагода – обширный комплекс буддийских храмов и святилищ, построенных в известняковых горах Хыонгтить в Ханое.
    • Боробудур – буддийская ступа и связанный с ней храмовый комплекс традиции буддизма махаяны.

      Боробудуррасположен на острове Ява в Индонезии и строился между 750 и 850 годами нашей эры.

    • Монастырь Копан – тибетский буддийский монастырь школы Гелуг в Непале. Он построен на вершине холма Копан, в предместьях Катманду, неподалёку от ступы Боднатх.
    • Ват Чалонг – буддийский храм Пхукета.

      Полное название храма – Ват Чайятарарам. Находится в южной части острова в районе (тамбоне) Чалонг, в 10 км к югу от Пхукет-тауна.

    • Рёан-дзи– буддийский храм в районе Укё города Киото, Япония. Храм принадлежит к ветви Мёсин-дзидзэн-буддийской школы Риндзай-сю. Название храма означает «храм покоящегося дракона».
    • И может быть не самый крупный, но точно известный каждому буддийский храм – Шаолинь. Храм с древней и не простой историей, на сегодняшний день, обросший длинным списком мифов и легенд. Как, впрочем, и весь буддизм. Но это уже совсем другая история.

    А что уж является мифом или реальностью – можно определить только своими ногами ступив на территорию храма. Не забыв перед входом разуться.

    thinkstockphotos.com, flickr.com

    Источник: http://www.arrivo.ru/statii/sovety/kak-vesti-sebya-v-buddiiyskom-hrame.html