Почему буддизм стал мировой религией – история и причины

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня мы с вами поговорим о том, почему буддизм стал мировой религией.

Что такое мировая религия

Буддизм, как нам уже известно, является одной из трех древнейших мировых религий наряду с христианством и мусульманством. Что значит «мировая религия»? Это та, что исповедуется людьми разных стран и даже континентов, т.е. это религия, которая вышла за пределы той страны, где она зародилась.

На данный момент Буддизм исповедуется в огромном количестве стран — Тибете, Монголии, Китае, Японии, Тайланде, Лаосе, Шри-Ланке, и многих других, а также в Российских республиках — Бурятии, Калмыкии, Туве и ряде регионов на западе. Популярность буддизма растет с каждым днем, и уже давно вышла за пределы своей родины — Индии.

Итак, чтобы проследить его историю, давайте сначала кратко вспомним, как возникло это религиозно — философское мировоззрение.

История зарождения

Буддизм зародился в Индии примерно в 6 веке до н.э. В одной состоятельной индийской семье родился мальчик по имени Гаутама Сиддхартха. Все свое детство и юность он провел в трех дворцах в роскоши и богатстве, ни в чем не нуждаясь.

В 29 лет он впервые столкнулся со смертью и бедностью. Эта ситуация вызвала сильнейшее потрясение у него: он претерпел психологическую трансформацию и решил уйти из дома, чтобы ходить по миру и найти истину.

Гаутама много странствовал, подвергал себя аскезе, занимался различными духовными и физическими практиками. Однажды, просидев долгое время под деревом Бодхи, он познал Истину и таким образом, достиг Нирваны — состояния благодати и понимания сути всех вещей.

Так он стал Буддой, т.е. Просветленным. Будда считал, что осознанное отношение к себе и ко всему живому в этом огромном мире — единственный гармоничный путь, чтобы достигнуть состояния просветления и избежать страдания. В основу его учения заложены четыре благородные истины:

  • наша жизнь является по своей сути страданием
  • причина же этого состояния — желания и страсти
  • любое страдание можно преодолеть
  • существует путь, чтобы прекратить эти страдания, и он называется Восьмеричный Путь.

Восьмеричный путь заключается в том, что у человека, избирающего его, должны быть: правильное сознание, мысли, речь, действия, образ жизни, старания, осознанность. Кроме того, он должен стремиться находиться в состоянии здесь-и-сейчас.

Только пройдя все эти ступени, можно достичь просветления. До тех пор, пока мы не достигнем состояния Нирваны, мы будем участвовать в постоянном кармическом перерождении в высшие или низшие формы жизни. Когда же мы станем просветленными, наша душа освободится от кармы и с того момента будет свободной.

Причины

Давайте подумаем, почему же идеи Будды так «прижились» среди людей.

Дело в том, что философия этого учения пришлась очень многим по душе, т.к. стать просветленным и умиротворенным мог каждый человек, вне зависимости от положения, которое он занимал в жизни, т.е.

буддизм стал первой мировой религией, которая уравняла всех людей.

В такой кастовой стране, как Индия, этот подход в ту пору был, можно сказать, революционным, однако некоторым людям он пришелся по душе.

Кроме того, новое философское учение воспринималось как спасение от несчастья. Идеи о том, что страдание можно победить, захватили умы людей. У Будды появилось множество последователей и учеников, а внутри самого воззрения образовалось несколько направлений и большое количество школ.

Основные направления — это:

  • махаяна — самая популярная ветвь учения: цель махаяны — это спасение не только себя, а человечества в целом
  • тхеравада — самое древнее движение: его цель — исповедование Дхармы, учения Будды, и личное спасение
  • ваджраяна — это тантрическая ветвь учения, которая образовалась внутри махаяны. Наверное, самое мистическое направление, которое гласит, что освобождения можно достичь путем занятиями йогой и медитациями. И сделать это вполне возможно в течение одной  жизни.

Популярность буддизма объясняется и тем, что главным гуру этого учения был реальный человек, который самостоятельно достиг состояния полного покоя. Будду воспринимали как лидера и живой пример человека, сумевшего достигнуть состояния счастья.

Также эта религиозная концепция никогда не внедрялась насильно, в отличие от других мировых вероисповеданий. Кроме того, данное вероучение не запрещает исповедовать какую-либо иную религию, помимо непосредственно самого буддизма. В мире есть как «чистые» сторонники этого исповедания, так и те, кто вместе со своей изначальной верой является еще и буддистом.

Как мы с вами видим, это философское учение является толерантным и благожелательным по отношению ко всем формам жизни, существующим на нашей планете. Совокупность всех этих факторов сыграла свою роль в том, что буддизм приобрел большое распространение и признание среди людей.

И сейчас, в наше не самое спокойное время, это восточное верование привлекает все больше и больше людей именно по вышеуказанным причинам.

Одна из буддийских истин гласит:

Наверное, именно этого очень не хватает современному миру.

Заключение

Итак, дорогие читатели, сегодня мы с вами поговорили о том, как и когда возник буддизм, о сути этого мировоззрения, а также о причинах и факторах, в связи с которыми он стал одной из трех мировых религий. Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ссылкой на нее в социальных сетях.

Всего доброго!

Источник: http://o-buddizme.ru/istoriya-buddizma/pochemu-buddizm-mirovaya-religiya

Буддизм – философия, психология или религия? | Буддизм Алмазного пути

Буддизм может считаться философией, поскольку буддийские поучения представляют собой законченное и логичное мировоззрение; но – это не просто философия. Философия может объяснять суть явлений на формальном уровне слов и понятий, в то время как Учение Будды охватывает всю нашу сущность целиком.

Оно задействует не только интеллект, но и подсознание, эмоциональную сферу, сферу чувств, а также наши речь и действия.

И философия, и практика буддизма ведут к ясности мысли, однако только практика может приводить к необратимой позитивной трансформации человека, давая ключ к пониманию сути явлений, происходящих как в нашем сознании, так и во внешнем мире.

Вследствие того, что Учение преображает тех, кто его применяет, некоторые люди считают буддизм разновидностью психологии. Различные школы психологии стремятся помочь людям не обременять окружающих и не иметь слишком много личных трудностей.

Хоть и психология, и буддизм способны изменять людей, все же буддизм – для тех, кто уже здоров. Можно сказать, что буддизм начинается там, где заканчивается психология. О буддизме Алмазного пути речь идет тогда, когда люди уже стабильны, когда они ощущают пространство как блаженство, а не что-то угрожающее.

Отталкиваясь от этого, Учение развивает безграничное мужество, радость и любовь – качества, изначально присущие уму.

Применение Учения в повседневной жизни придает всем ситуациям ощущение осмысленности и роста и рождает глубокое доверие к его методам.

По мере того как усиливается осознание обусловленной природы всех явлений, жесткие концепции становятся неуместными и естественным образом проявляются совершенные качества тела, речи и ума.

Конечный результат практики – полное Просветление или Состояние Будды – выше интеллектуальных или терапевтических целей как философии, так и психологии; это – состояние совершенства вне концепций.

Буддизм также не может в полной мере считаться религией и имеет мало общего с монотеистическими религиями Ближнего Востока. В буддизме отсутствуют многие понятия, известные нам из этих религий, такие как Бог-творец, грех, священное писание, догмат и другие.

Ритуальность, возникшая в буддизме в последние века, делает его внешне похожим на религию.

Однако, говоря о буддизме как о религии, следует отнести его к религии опыта, где для того, чтобы получить понимание, нужно сначала попробовать, как на нас влияет та или иная практика, в отличие от религий веры, где нужно в первую очередь верить.

Буддизм является религией не веры, но опыта с 2560-летним стажем. Он соединяет в высшей степени логичный философский взгляд и преобразующую силу психологических методов для достижения глубокого и внеличностного состояния ума.

Источник: http://www.buddhism.ru/ru/?p=6240

Буддизм – это учение, а не религия

Словарь Уэбстера определяет религию как «систему верований, обрядов и праздников, направленную на почитание некой высшей сверхъестественной силы, которая является предметом поклонения. Буддизм не является религией, потому что, во-первых, Будда – это не сверхъестественная сила. Будда – обычный человек, который достиг Полного Понимания реальности жизни и Вселенной.

Жизнь – это мы, а Вселенная – это наша среда обитания. Будда учил, что все существа обладают одинаковыми возможностями для достижения Полного Понимания себя и своей жизни, а также для того, чтобы освободить себя от всех страданий и таким образом достичь абсолютного счастья. Все существа могут стать Буддой и соединиться с природой.

Будда – не Бог, но учитель, который показывает нам путь возвращения Свободы и Понимания с помощью преодоления пороков, таких как жадность, гнев, невежество, которые ослепляют нас в данный момент. «Будда» — это санскритское слово, означающее «Свобода, Просветление/Понимание». Основателя буддизма, Будду Шакьямуни, мы называем «Учителем Первоначал».

Он достиг полного Понимания жизни и Вселенной. Буддизм – это его дар нам, учение, которое освещает путь к Будде.

Во-вторых, буддизм не религия, потому что «вера» в учении Будды – это не «слепая» вера, она далека от суеверия и предрассудков. Будда Шакьямуни учил не слепо верить тому, что он говорит, он убеждал попробовать учение на себе и доказать его справедливость для людей на практике. Будда хотел, чтобы мы знали, а не только верили.

Учение Будды возникло из его собственного опыта познания реальности жизни и вселенной, и оно указывает нам дорогу для познания своей правды. Это похоже на то, как хороший друг рассказывает нам о своем путешествии в Европу, о достопримечательностях, которые он посетил и о том, как туда добраться, чтобы увидеть все самим.

Будда использует совершенно научный способ, чтобы показать нам реальность такой, какая она есть на самом деле.

В-третьих, буддизм не религия, поскольку все обряды и праздники не посвящены одному сверхъестественному существу, а скорее посвящены людям, вовлеченным в процесс. Церемонии и праздники в буддизме всегда имеют образовательную цель. Они напоминают об учении Будды и поддерживают всех, кто практикует учение.

Например, церемония Покаяния Тысячи Будд, которая проходит во время празднования китайского Нового Года, помогает практикующим культивировать смирение в сердце и уважение к другим людям. Цель всех «церемоний» состоит в том, чтобы помочь другим пробудиться от невежества и прийти к Свободе и Пониманию.

Наконец, буддизм не является религией, потому что «поклонение» в буддизме основано не на эмоциях, а на фактах. Ученики Будды посвящают себя практике поддержания Чистоты Сознания, потому что эта практика приносит настоящее счастье и возможность помочь другим людям и обществу достичь полного понимания и свободы.

Только через полное понимание и свободу мы можем реализовать наши возможности и познать наше собственное Я.

Итак, буддизм – это, безусловно, не религия, а именно учение, которое показывает нам путь, приводящий к полному пониманию себя и всего, что нас окружает.

Перевод: Ольга Катушкина, редактор Марина Горяева.

Источник: https://shiyanbin.ru/buddizm-eto-uchenie-a-ne-religiya/

Путь к смыслу жизни: суть буддизма

Суть буддизма.

Getty

Почти 300 млн жителей Земли называют себя буддистами. Учение принес людям индийский принц Сиддхартха Гаутама, живший 2,5 тыс. лет назад. Легенда рассказывает, что будущий вероучитель провел детство и юность в роскоши, не зная тревог и волнений. В 29 лет он впервые увидел бедность, болезнь и смерть других людей.

Принц понял, что богатство не избавляет от страданий, и отправился на поиски ключа к истинному счастью. Шесть лет он странствовал по свету, знакомился с философскими теориями разных народов. Духовные поиски привели Гаутаму к «буддхи» (просветлению). Дальше Будда преподавал принципы нового учения до своей смерти.

Буддизм нельзя считать классической религией. Это своеобразный философский способ жизни. Приверженцы учения соблюдают 3 принципа:

  • жить порядочно и честно;
  • изучать мысли и действия других людей и свои собственные;
  • относиться к окружающим с мудрым пониманием.

Читайте также:  Буддизм в тайланде – влияние религии на образ жизни

Буддисты верят, что, следуя этим идеям, можно избавиться от страданий и прийти к блаженству.

Учение Гаутамы распространилось по всему миру. В нем есть решения для проблем современного общества, нацеленного на погоню за материальными благами. Буддизм учит, что богатство не гарантирует счастья. Буддистская философия интересна тем, кто хочет постичь глубину человеческого мышления, узнать природные методы оздоровления.

Буддисты терпимо относятся ко всем другим религиям. Эта система убеждений основана на мудрости и понимании. Поэтому в мировой истории ни разу не было войн во имя буддизма.

Для любого цивилизованного человека приемлемы 4 буддистские благородные истины.

  1. Суть жизни – страдание, т. е. болезни, старение, смерть. Мучительны и душевные страдания – разочарование, одиночество, тоску, гнев, страх. Но учение буддизма не призывает к пессимизму, а объясняет, как освободиться от страданий и прийти к счастью.
  2. Страдания вызваны желаниями. Люди мучаются, если их ожидания не сбываются. Вместо того чтобы жить ради удовлетворения своих страстей, нужно просто изменить желания.
  3. Страдания прекратятся, если отказаться от бессмысленных страстей и жить сегодняшним днем. Не стоит застревать в прошлом или воображаемом будущем, лучше направить свою энергию на помощь людям. Избавление от желаний дает свободу и счастье. В буддизме это состояние называется нирвана.
  4. К нирване ведет благородный восьмеричный путь. Оно состоит из правильных воззрений, устремлений, слов, поступков, средств к жизни, усилий, осознанности и сосредоточения.

Следование этим истинам требует мужества, терпения, психологической гибкости и развитого ума.

Буддийское учение привлекательно тем, что его можно постичь и проверить на собственном опыте. Эта религия утверждает, что решение всех проблем находится не снаружи, а внутри самого человека. Она дает своим последователям стойкость перед любыми невзгодами, душевную гармонию и счастливую размеренную жизнь.

Источник: http://www.wday.ru/stil-zhizny/kop/put-k-smyislu-jizni-sut-buddizma/

ReikiWay.ru – Путь Рэйки |

Что такое Буддизм и его отличие от других религий.

Буддизм – самая ранняя по времени появления из трех «мировых» религий. Другие распространенные в мире религии – христианство и ислам – появились позже (соответственно пять и двенадцать веков спустя).

За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления и философию, но и культуру, искусство, систему образования, систему целительства – иными словами целостную цивилизацию, основанную на буддийских представлениях.

По всему миру проявляются некоторые аспекты учения Будды, даже если они называются другими словами. Современная психологическая наука взяла многие аспекты Дхармы – практику щедрости, например. Или практику объединения (слияния) с тем, кто способен решить сложные вопросы.

Эта практика широко используется в современной гештальт-терапии.

Интересуясь буддизмом, практикуя традиции буддизма можно применять всю эту науку в целом, не ограничиваясь ее отдельными аспектами.

Многих людей буддизм привлекает тем, что не требует коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвящённых местным богам.
В христианстве или исламе это невозможно.

Буддизм не относится ни к монотеистическим (признающим единого бога), ни к политеистическим (основанным на вере во многих богов) религиям.
Будда не отвергал богов других религий и не запрещал своим последователям поклоняться им.

Буддист может одновременно исповедовать даосизм или любую другую “местную” религию, поэтому довольно сложно установить точное количество буддистов в мире.

Буддизм был и остаётся религией, принимающей разные формы в зависимости от того, где она распространяется.
Китайский буддизм – это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм – синтез буддийских идей, мифологии синто, японской культуры и тому подобного.

Название «Буддизм» происходит от имени основателя этого учения Будды. Будда означает “Просветлённый”.

Будда Шакьямуни (мудрец из племени шакьев) жил в Индии в V-IV вв. до н. э.

Поэтому родина буддизма – Индия. Общество Древней Индии делилось на сословия. На представителей каждого из сословий налагались очень четкие требования и ограничения. Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола, а как к личности

(например, в отличие от последователей индийского брахманизма Будда считал, что женщины наравне с мужчинами способны достичь высшего духовного совершенства).

Для буддизма в человеке важны только личные заслуги.
Так, словом “брахман” Будда называет любого благородного и мудрого человека независимо от его происхождения.

Более 25 веков назад в царской семье одного из маленьких государств на северо-востоке Индии родился сын Сиддхартха. Его родовое имя – Гаутама.

Мальчик родился с тридцатью двумя признаками “великого мужа” (золотистая кожа, знак на ступне, широкие пятки, светлый круг волос меж бровей, длинные пальцы рук, длинные мочки ушей и т. п.).

Странствующий аскет-астролог предсказал, что его ждёт великое будущее в одной из двух сфер: или он станет могущественным правителем, способным установить праведный порядок на земле, или же будет великим отшельником. Мать принца умерла вскоре после его рождения.

Отец сделал всё возможное, чтобы предсказание не сбылось: создал атмосферу вечного праздника, чтобы принц никогда не узнал о горестях этого мира.

Сиддхартха жил в роскоши, не ведая забот, со временем завёл семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба не распорядилась иначе. Усилия отца оказались напрасными. Принцу удалось три раза тайно выбраться из дворца. И во время этих вылазок он повстречал больного и понял, что красота не вечна и в мире есть уродующие человека недуги.

Во второй раз он увидел старика и понял, что молодость не вечна. В третий раз он наблюдал похоронную процессию, показавшую ему недолговечность человеческой жизни. Сиддхартха был потрясен увиденным и, узнав о том, что на свете существуют болезни, старость и смерть, решил избавить людей от страданий, и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья.

Он пытался преодолеть страдания этого мира, ведя уединённый и созерцательный образ жизни. После шести лет аскетической практики и очередной неудачной попытки достигнуть высшего прозрения с помощью голодания он убедился, что путь самоистязания не приведёт к истине.

Тогда, восстановив силы, он нашёл уединённое место на берегу реки, сел под дерево (которое с этого времени называется деревом Бодхи, т. е. “деревом Просветления”) и погрузился в созерцание.

Перед внутренним взором Сиддхартхи прошли его собственные прошлые жизни, прошлая, будущая и настоящая жизнь всех живых существ, а потом открылась высшая истина – Дхарма (словом Дхарма – называют учение Будды).

С этого момента он и стал Буддой – Просветлённым, или Пробуждённым, – и принял решение учить Дхарме всех ищущих истину людей, независимо от их происхождения, сословной принадлежности, языка, пола, возраста, характера, темперамента и умственных способностей. Случилось это, когда Сиддхартхе было 35 лет.

Он странствовал с проповедями по городам и сёлам, у него появились ученики и последователи, собиравшиеся послушать наставления Учителя, которого они и стали называть Буддой. В возрасте 80 лет Будда скончался. Его тело было по обычаю кремировано, а прах разделён между восемью последователями, шесть из которых представляли разные общины. Его прах захоронили в восьми разных местах, и впоследствии над этими захоронениями были воздвигнуты мемориальные надгробия – ступы. Ученики и после смерти Учителя продолжали проповедовать его учение по всей Индии.

Они создавали монашеские общины, где это учение сохранялось и развивалось.

Учения, данные Буддой Шакьямуни, со временем приобрели форму религии, которую мы знаем под названием «буддизм».

Так как Будда приобрел приверженцев своего учения в разных слоях общества, то и поучения его многочисленные ( 84 000) и порой в чем-то даже противоречивые. Поэтому сам Будда говорил:

” Не верьте всему, что я сказал, только потому, что я Будда, но проверяйте все на собственном опыте. Будьте сами себе путеводным светом.»

Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тягостных сторон человеческого существования – страданий, невзгод, страстей, страха смерти.

Отличие буддизма от других религий заключается в том, что буддизм считает – судьба человека зависит только от его собственных усилий и неустанной сознательной работой над собой.

Буддизм учит, что сущность человека изначально чиста и неизменна; но под влиянием его поступков меняется лишь бытие человека и его восприятие мира. Совершая негативные поступки, человек формирует для своего будущего болезни, бедность, унижения. Совершая позитивные поступки, получает в своей жизни возможность наслаждаться радостью и умиротворённостью.

Таков закон кармы (морального воздаяния), который определяет участь человека и в этой жизни, и в будущих перевоплощениях.

Высшую цель буддизм видит в Просветлении (или Пробуждении) – освобождении от кармы (причинно-следственной связи) и выходе из круга сансары. Сансара – круговорот бытия. Круговорот вынужденных перерождений в обусловленных состояниях сознания, в которых невозможно управлять миром своего опыта.

Состояние человека, достигшего полного освобождения от страданий, называется нирваной. Некоторые ошибочно думают, что нирвана – это ничто, и даже путают это со смертью. Под нирваной понимается состояние совершенства (состояние Будды). Это непривязанное пребывание в том, что есть. При этом если ничего не происходит, это проявление пространства ума.

Если что-то происходит, снаружи или внутри, это его свободная игра.

А тот факт, что любые события и переживания возможны, выражает безграничность ума.

Еще одно из центральных понятий буддизма – учение о пустоте. «Пустота» – это термин, который вовсе не обозначает «ничто» или «отсутствие чего-либо».

На самом деле этот термин указывает на взаимозависимость и нематериальность всех явлений. Именно в этом смысле все явления в буддизме считаются пустыми, или не обладающими абсолютной реальностью.

Все является пустым в смысле отсутствия независимого друг от друга существования.
Ничто не возникает само по себе – все происходит на основе тех или иных условий. Пустота не может быть понята посредством концепций. Ее постижение есть проявление Состояния истины. Постигнуть суть всех явлений, можно лишь ощутив единство с ними.

Ощутив единство, мы перестаем испытывать негативные эмоции к кому-либо или чему-либо. В буддизме не призывают отсекать эмоции, исходя из их нереальности ( в этом противники порой обвиняют буддийское учение).

В буддизме используют сочувствие для преобразования эмоции в полезный всем существам поступок.

Так же для управления своими собственными эмоциями, мыслями и поступками буддисты используют медитацию. Медитация – это упражнения, позволяющие превращать в наш собственный опыт то, что мы уже поняли интеллектуально.

На различных уровнях буддийских поучений передаются различные методы медитаций.

Будда не отрицает существования богов и других сверхъестественных существ (демонов, духов, созданий ада, богов в виде животных, птиц и т. п.

), но считает, что они тоже подчинены действию закона причины и следствия – кармы и, несмотря на все свои сверхъестественные силы, не могут самого главного – избавиться от перевоплощений.

Только человек способен “встать на путь” и, последовательно меняя себя, искоренить причину перерождений, достичь нирваны. Чтобы освободиться от перерождений, богам и другим существам придётся родиться в человеческом облике.

Только среди людей могут появиться высшие духовные существа: будды – люди, достигшие Просветления и нирваны и проповедующие Дхарму, и бодхисаттвы – те, кто сознательно откладывает уход в нирвану ради помощи другим созданиям.

Проповедь своего учения Будда начал с “четырёх благородных истин”.

Согласно первой истине, всё существование человека есть страдание, неудовлетворённость, разочарование. Даже счастливые моменты жизни в конечном итоге приводят к страданию, поскольку они связаны с окончанием моментов счастья.

Хотя страдание универсально, оно не является изначальным и неизбежным состоянием человека, поскольку имеет свою причину – желание или жажду удовольствий, – которая лежит в основе привязанности людей к существованию в этом мире. Такова вторая благородная истина.

Некоторый пессимизм первых двух благородных истин преодолевается благодаря следующим двум.

Читайте также:  Буддийское божество по году рождения – найди своего защитника

Третья истина гласит, что причина страдания, поскольку она порождена самим человеком, подвластна его воле и может быть им же и устранена – чтобы положить конец страданиям и разочарованиям, надо прекратить испытывать желания.

О том, как достичь этого, говорит четвёртая истина, указывающая восьмеричный благородный путь: “Этот благой восьмеричный путь таков: правильные взгляды, правильные намерения, правильная речь, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознание и правильное сосредоточение”.

Четыре благородные истины во многом напоминают принципы лечения: история болезни, диагноз, признание возможности выздоровления, рецепт лечения.

Не случайно буддийские тексты сравнивают Будду с врачевателем, который занят не общими рассуждениями, а практическим излечением людей от духовных страданий. Своих последователей Будда призывает постоянно работать над собой во имя освобождения, а не тратить время на разглагольствования о предметах, которых они не знают по собственному опыту.

Он сравнивает любителя отвлечённых разговоров с глупцом, который вместо того, чтобы позволить вытащить попавшую в него стрелу, начинает рассуждать о том, кем она была выпущена, из какого материала сделана и так далее.

В буддизме в отличие от христианства и ислама, нет церкви, но есть сообщество верующих – сангха. Сангха – это духовное братство, помогающее в продвижении по буддийскому пути.

Община помогает своим членам поддерживать дисциплину, необходимую для продвижения на пути и руководство опытных наставников.

После всего вышесказанного возникает закономерный вопрос: а является ли буддизм религией?

В самом деле, что же делает его религией, если в нём нет ни такого Бога, как в христианстве, исламе и других монотеистических религиях, ни такой веры в богов, как в политеистических религиях, ни бессмертной души (есть поток сознания, опыт которого переходит из воплощения в воплощение) – основы спасения во всех других религиях, нет церкви как посредника между богом и людьми?

Тем не менее, известно, что буддизм исповедуют большинство народов Азии.

Буддизм – можно назвать религией прежде всего потому, что он учит верить в освобождение от страданий, в возможность для человека достичь Просветления, нирваны.
Однако спасает в буддизме не Бог; спасение приходит изнутри человека в результате его собственных духовных усилий.

На вопрос «является ли Буддизм идолопоклонничеством» следует сначала разобраться с терминологией.

Да, в буддизме принято поклонятся буддийским иконам – тханкам или статуям, олицетворяющим Будд.
Кстати, иконам и статуям принято поклоняться и в христианстве.

Но статуя в буддизме является лишь символом, который помогает сосредоточить свой ум на его истинной природе – чистоте и целостности. А Идол – это статуя или предмет, которому поклоняются как божеству, кумир номер Один.

Идолопоклонство – это подмена поклонению истинному Богу неким придуманным существом, отказ от веры в истинного единственного Бога.

В буддизме нет веры в единого Бога, но Будда – не придуманное существо, а реальный человек, постигший природу нашего с вами ума и посвятивший свою жизнь обучению этим истинам других людей.

Буддисты не поклоняются Богу (хотя испытывают безграничное уважение к достижениям Просветленных, и, человеку неразобравшемуся в тонкостях буддизма, это может даже чуточку напоминать слепое поклонение), а стремятся через ощущения слияния с природой Просветленного Будды «разбудить» свою истинную природу.

В буддизме считается, что каждому из нас свойственна природа Будды.

Словом «Будда» называют еще и просветленное состояния ума. «Полностью очистившийся» от всех завес, омрачающих ясность ума – это Будда.

Будде свойственно «полное раскрытие» всех качеств ума, к которым относятся бесстрашие, бесконечная радость, безграничное сочувствие, мудрость и активность для блага всех существ.

В буддизме считается, что такое состояние ума изначально присуще любому человеку. Это наша истинная природа, которую мы порой не осознаем из-за омрачений ума.

Буддизм дает путь или рецепт, проверенный веками как эти омрачения устранить и стать Буддами.

Поэтому по своей сути буддизм является не религией, а скорее философией жизни.
Или даже образом жизни.

Когда Шакьямуни спросили, является ли он Богом, а его учение – религией, он определенно ответил: «нет».
Он сказал, что пришел в этот мир не для того, что бы обучать людей религии, а научить человечество, как жить в мире с самим собой и другими, и как реализовать свою цель и достичь Просветления.

Источник:  Наталия Донец (http://reiki.nn.ru/forum/viewtopic.php?f=20&t=400#p566)

Источник: http://reikiway.ru/samosovershenstvovanie/chto-takoe-buddizm-i-ego-otlichie-ot-drugix-religij

Буддизм как мировая религия

Пожалуй, буддизм – одна из самых оригинальных религий в мире. Во-первых, потому, что это даже и не религия, а просто философская система, которая в процессе своего развития и приспосабливания к мышлению среднестатистического человека приобрела черты религии.

Во-вторых, потому что центральная фигура буддизма – это вовсе никакой не бог, а просто человек, который смог познать собственную природу и поведать об этом другим.

А, в- третьих, потому что буддизм, в отличие от других религий-лидеров, никогда не насаживался с помощью военной агрессии в таких масштабах, как это происходило с христианством и исламом.

  Всё потому, что буддизм – философия самоуглубления, и главное в ней – познание себя, а не вера в слова священника. В качестве пути личного осознания высших сфер бытия буддизм сумел завоевать приблизительно пол миллиарда сторонников во всём мире.

Буддизм как мировая религия начал обретать последователей сразу после провозглашения Буддой основных его постулатов.  Первоначально буддизм был своеобразной оппозицией к царящему на то время в Индии брахманизму.

 Давно устаревшая система верований, в центре которой были священники-брахманы, уже не давала народу ожидаемого от религии успокоения.

Поэтому буддизм был воспринять достаточно активно благодаря обещанию просветления уже в теперешней жизни, тогда как брахманизм сулил освобождение от сансары только в перевоплощении брахманом.

Свойственные буддизму терпимость и непричинение зла разрешили ему мирно сосуществовать с другими культурами и верованиями Азии. Межнациональный характер  этой религии и широкое распространение в восточных странах позволили говорить о буддизме как о мировой религии уже в эпоху средневековья.

За свою историю буддизм мог несколько раз становится государственной религией в той или иной азиатской стране. Где-то его поддерживали, где-то изгоняли, а через несколько столетий начинали вновь поддерживать.

Буддизм как мировая религия перетерпел множество трансформаций, расслоившись на множество школ и течений, в количестве которых с ним не сравнится ни одна другая мировая религия. Возможность трактовать вероучение буддизма по своему усмотрению позволила ему объединиться с коренными религиями многих стран, превратившись в ламаизм в Тибете или дзен-буддизм в Китае.

Экзотичность буддийского вероучения наконец привела его в Европу и Америку, где он был активно подхвачен людьми, которых уже не удовлетворяло христианство.

Буддизм как мировая религия с каждым годом завоёвывает всё больше и больше последователей. Хотя сложность философской доктрины буддизма не позволяет становится его сторонниками людям, которые ждут от религии быстрого решения всех проблем.

Буддизм требует от человека самостоятельно искать ответы на вечные вопросы, потому быстрее всего в западных странах он распространяется среди интеллигентной прослойки общества. В Азии становлению буддизма как мировой религии очень способствовало так называемое восточное мышление, интравертное по своей сути.

 Без сомнения, предрасположенность к ассимиляции с другими вероучениями, а также соответствие принципам, позволяющим разрешить большинство глобальных проблем, и дальше будут способствовать распространению буддизму как мировой религии.

2014-11-20 12:34:03

Источник: https://www.astrostar.ru/articles/ezoterika/ucheniya-i-napravleniya/buddizm-kak-mirovaya-religiya.html

Ответы@Mail.Ru: сообщение о буддизме

Буддизм – самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам – на целых двенадцать столетий.

Основное число его последователей живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии) , Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (Бирма) , Таиланде, Лаосе.

В нашей стране буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в Москве, С-Петербурге и во всех крупных городах России. С конца XIX – начала XX в.

последователи буддизма появились в странах Европы и в США: на сегодняшний день там представлены практически все сколько-нибудь значительные направления и школы, существующие на Востоке. Общую численность буддистов в мире определить трудно: такого рода переписи не проводились нигде, да они и противоречат этическим и правовым нормам многих стран.

Однако весьма приблизительно можно сказать, что в мире сегодня насчитывается около 400 млн мирян, исповедующих буддизм, и около 1 млн монахов и монахинь. Две с половиной тысячи лет назад у Будды были уникальные возможности учить: он жил во времена расцвета цивилизации северной Индии и был окружен очень одаренными учениками.

Это дало ему возможность на протяжении 45 лет показывать существам пути к полному раскрытию ума, что проявилось в многообразии данных им средств. Кангъюр – собрание собственных слов Будды, записанных после его смерти, – это 108 томов, содержащих 84 тысячи полезных наставлений.

Появившиеся позднее комментарии учеников составляют еще 254 тома, каждый толщиной не менее двух сантиметров, они называются Тенгьюр. Именно из богатства методов и следует понимать последние слова Будды, которые он сказал в возрасте 80 лет, перед тем как покинуть тело: “Я могу умереть счастливо: я не оставил ни одного поучения в закрытой ладони.

Все, что вам полезно, я уже дал”. Как следует из этого высказывания, он дал то, что можно непосредственно применять в жизни. На вопросы, почему и чему он учит, Будда неизменно отвечал: “Я учу потому, что вы и все существа стремитесь быть счастливыми и хотите избегать боли. Я учу тому, каким все является, – вещам, как они есть”.

И хотя впоследствии эти поучения стали основой целого ряда школ, эти школы объединяет то, что все они, каждая на своем уровне понимания жизни и учения Будды, нацелены на всестороннее развитие человека – осмысленное использование тела, речи и ума. Поскольку буддийское учение многогранно и основывается на опыте, а не на вере, недостаточно ограничиться описанием его содержания. Его особенности становятся видны только в сравнении с другими мировоззрениями. В то же время приближаться к учению Будды стоит освободившись от слишком жестких представлений, так как полноту его мудрости невозможно описать как “то, а не это”.

Будди́зм — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

Буддизм – самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам – на целых двенадцать столетий.

Основное число его последователей живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии) , Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (Бирма) , Таиланде, Лаосе.

В нашей стране буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в Москве, С-Петербурге и во всех крупных городах России. С конца XIX – начала XX в.

последователи буддизма появились в странах Европы и в США: на сегодняшний день там представлены практически все сколько-нибудь значительные направления и школы, существующие на Востоке. Общую численность буддистов в мире определить трудно: такого рода переписи не проводились нигде, да они и противоречат этическим и правовым нормам многих стран.

Однако весьма приблизительно можно сказать, что в мире сегодня насчитывается около 400 млн мирян, исповедующих буддизм, и около 1 млн монахов и монахинь. Две с половиной тысячи лет назад у Будды были уникальные возможности учить: он жил во времена расцвета цивилизации северной Индии и был окружен очень одаренными учениками.

Это дало ему возможность на протяжении 45 лет показывать существам пути к полному раскрытию ума, что проявилось в многообразии данных им средств. Кангъюр – собрание собственных слов Будды, записанных после его смерти, – это 108 томов, содержащих 84 тысячи полезных наставлений.

Появившиеся позднее комментарии учеников составляют еще 254 тома, каждый толщиной не менее двух сантиметров, они называются Тенгьюр. Именно из богатства методов и следует понимать последние слова Будды, которые он сказал в возрасте 80 лет, перед тем как покинуть тело: “Я могу умереть счастливо: я не оставил ни одного поучения в закрытой ладони.

Все, что вам полезно, я уже дал”. Как следует из этого высказывания, он дал то, что можно непосредственно применять в жизни. На вопросы, почему и чему он учит, Будда неизменно отвечал: “Я учу потому, что вы и все существа стремитесь быть счастливыми и хотите избегать боли. Я учу тому, каким все является, – вещам, как они есть”.

Читайте также:  Скандхи в буддизме – знакомство с важнейшей частью учения

И хотя впоследствии эти поучения стали основой целого ряда школ, эти школы объединяет то, что все они, каждая на своем уровне понимания жизни и учения Будды, нацелены на всестороннее развитие человека – осмысленное использование тела, речи и ума. Поскольку буддийское учение многогранно и основывается на опыте, а не на вере, недостаточно ограничиться описанием его содержания. Его особенности становятся видны только в сравнении с другими мировоззрениями. В то же время приближаться к учению Будды стоит освободившись от слишком жестких представлений, так как полноту его мудрости невозможно описать как “то, а не это”.

Буддизм – самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам – на целых двенадцать столетий.

Основное число его последователей живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии) , Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (Бирма) , Таиланде, Лаосе.

В нашей стране буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в Москве, С-Петербурге и во всех крупных городах России. С конца XIX – начала XX в.

последователи буддизма появились в странах Европы и в США: на сегодняшний день там представлены практически все сколько-нибудь значительные направления и школы, существующие на Востоке. Общую численность буддистов в мире определить трудно: такого рода переписи не проводились нигде, да они и противоречат этическим и правовым нормам многих стран.

Однако весьма приблизительно можно сказать, что в мире сегодня насчитывается около 400 млн мирян, исповедующих буддизм, и около 1 млн монахов и монахинь. Две с половиной тысячи лет назад у Будды были уникальные возможности учить: он жил во времена расцвета цивилизации северной Индии и был окружен очень одаренными учениками.

Это дало ему возможность на протяжении 45 лет показывать существам пути к полному раскрытию ума, что проявилось в многообразии данных им средств. Кангъюр – собрание собственных слов Будды, записанных после его смерти, – это 108 томов, содержащих 84 тысячи полезных наставлений.

Появившиеся позднее комментарии учеников составляют еще 254 тома, каждый толщиной не менее двух сантиметров, они называются Тенгьюр. Именно из богатства методов и следует понимать последние слова Будды, которые он сказал в возрасте 80 лет, перед тем как покинуть тело: “Я могу умереть счастливо: я не оставил ни одного поучения в закрытой ладони.

Все, что вам полезно, я уже дал”. Как следует из этого высказывания, он дал то, что можно непосредственно применять в жизни. На вопросы, почему и чему он учит, Будда неизменно отвечал: “Я учу потому, что вы и все существа стремитесь быть счастливыми и хотите избегать боли. Я учу тому, каким все является, – вещам, как они есть”.

И хотя впоследствии эти поучения стали основой целого ряда школ, эти школы объединяет то, что все они, каждая на своем уровне понимания жизни и учения Будды, нацелены на всестороннее развитие человека – осмысленное использование тела, речи и ума. Поскольку буддийское учение многогранно и основывается на опыте, а не на вере, недостаточно ограничиться описанием его содержания. Его особенности становятся видны только в сравнении с другими мировоззрениями. В то же время приближаться к учению Будды стоит освободившись от слишком жестких представлений, так как полноту его мудрости невозможно описать как “то, а не это”.

Буддизм – самая древняя из трех мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам – на целых двенадцать столетий.

Основное число его последователей живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии) , Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (Бирма) , Таиланде, Лаосе.

В нашей стране буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в Москве, С-Петербурге и во всех крупных городах России. С конца XIX – начала XX в.

последователи буддизма появились в странах Европы и в США: на сегодняшний день там представлены практически все сколько-нибудь значительные направления и школы, существующие на Востоке. Общую численность буддистов в мире определить трудно: такого рода переписи не проводились нигде, да они и противоречат этическим и правовым нормам многих стран.

Однако весьма приблизительно можно сказать, что в мире сегодня насчитывается около 400 млн мирян, исповедующих буддизм, и около 1 млн монахов и монахинь. Две с половиной тысячи лет назад у Будды были уникальные возможности учить: он жил во времена расцвета цивилизации северной Индии и был окружен очень одаренными учениками.

Это дало ему возможность на протяжении 45 лет показывать существам пути к полному раскрытию ума, что проявилось в многообразии данных им средств. Кангъюр – собрание собственных слов Будды, записанных после его смерти, – это 108 томов, содержащих 84 тысячи полезных наставлений.

Появившиеся позднее комментарии учеников составляют еще 254 тома, каждый толщиной не менее двух сантиметров, они называются Тенгьюр. Именно из богатства методов и следует понимать последние слова Будды, которые он сказал в возрасте 80 лет, перед тем как покинуть тело: “Я могу умереть счастливо: я не оставил ни одного поучения в закрытой ладони.

Все, что вам полезно, я уже дал”. Как следует из этого высказывания, он дал то, что можно непосредственно применять в жизни. На вопросы, почему и чему он учит, Будда неизменно отвечал: “Я учу потому, что вы и все существа стремитесь быть счастливыми и хотите избегать боли. Я учу тому, каким все является, – вещам, как они есть”.

И хотя впоследствии эти поучения стали основой целого ряда школ, эти школы объединяет то, что все они, каждая на своем уровне понимания жизни и учения Будды, нацелены на всестороннее развитие человека – осмысленное использование тела, речи и ума. Поскольку буддийское учение многогранно и основывается на опыте, а не на вере, недостаточно ограничиться описанием его содержания. Его особенности становятся видны только в сравнении с другими мировоззрениями. В то же время приближаться к учению Будды стоит освободившись от слишком жестких представлений, так как полноту его мудрости невозможно описать как “то, а не это”.

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/68498817

10 самых часто встречающихся заблуждений и мифов о буддизме

Популярность буддизма во всём мире растёт, и число его приверженцев достигло уже одного миллиарда человек. Буддистские практики давно вошли в моду в западных странах, но при этом немногие способны понять их суть и большинство даже не имеет буддистского наставника.

Бытует распространённое мнение, что буддизм — это одна из религий или философских концепций, однако это не соответствует действительности: буддизм — это нечто совершенно другое. Ниже вы найдёте для себя ответ на вопрос: что же такое буддизм или, по крайней мере, чем он не является?

1. Религия

Хотя многие совершенно уверены в статусе буддизма как религии, есть всё же некоторые несоответствия: буддизм не требует от вас веры в Бога, не призывает отказаться от каких-либо других верований, и истинному Будде не нужны служители культа, которые играют такую важную роль в мировых религиях.

Ответ на вопрос о религиозной сущности зависит от того, кого вы спрашиваете: некоторые относятся к буддизму как к ритуалу, а другие считают его лишь философскими взглядами.

Идея и практика ненасилия — совсем не то же, что философия пацифизма, как многие полагают.

Будда говорил не о политических или культурно-социальных взглядах, а о личности человека, поэтому буддисты практикуют ненасилие, но при случае могут и принять меры по предотвращению насилия, направленного против них.

Вспомните многочисленные документальные и художественные фильмы о монахах, занимающихся боевыми искусствами: великие мастера всеми силами стараются избежать боя, но если это невозможно, они принимают его с честью.

3. Медитации

При слове «буддист» большинство сразу представляет себе человека, медитирующего в позе лотоса и поющего мантры. Однако, как показывают исследования, лишь небольшое число приверженцев буддизма регулярно медитирует, это касается даже буддистских монахов.

Исследователи опросили представителей различных религиозных общин и выяснили, что в среднем буддисты занимаются медитацией даже немного меньше, чем представители других конфессий: более половины из них медитируют лишь время от времени.

Некоторые считают, что Далай-лама для буддистов — это кто-то вроде Папы Римского для католиков, однако это не так. Далай-лама — один из лидеров тибетской школы Гелуг, при этом формально школой руководит Ганден Трипа (в пер.

с тибетского — «Держащий Золотой Трон»). В отличие от Далай-ламы, это не линия реинкарнации, а выборная должность.

Приверженцы различных буддистских школ не считают Далай-ламу своим основным духовным наставником, поэтому он является просто главным ламой традиции Гелуг.

5. Будда

Весёлый толстяк, сидящий в позиции лотоса, — таким неискушённые люди представляют себе Будду, но, конечно, это изображение не имеет ничего общего с Буддой Шакьямуни, первым из достигших просветления.

Хохочущий толстяк известен как Хотэй, или Будай — это божество счастья, веселья, общения и достатка считается также воплощением бодхисаттвы Майтрея, одного из Будд.

Правда, Майтрея много странствовал, поэтому вряд ли был настолько толстым.

6. Язычество

Относить буддизм к язычеству можно, только если назвать язычеством вообще все религии, отличающиеся от христианства, ислама и иудаизма. Буддизм не обращает внимания на многие аспекты веры, которые считаются важными в остальных религиях, в то время как это лишь различные проявления одной и той же буддистской сущности. Далай-лама даже как-то заявил:

Бытует убеждение, что самоистязание и страдания для буддиста — неотъемлемая часть духовной практики и даже основная её цель. Но буддисты не стремятся во что бы то ни стало замучить себя до смерти, чтобы в следующей жизни родиться высшим существом: через боль они пытаются постигнуть непостоянство жизни и учатся превосходить негативные переживания и ощущения путём их принятия.

Истинный буддист понимает, что мир несовершенен, но не опускает руки и не станет морально или физически истязать себя почём зря. Победа над болью и страданием — одна из самых важных частей Буддистского Пути.

8. Аскеза

Иногда человек, зная кое-какие из правил, которые проповедует буддизм, например, ненасилие и отказ от убийств, начинает полагать, что все буддисты обязательно придерживаются вегетарианства и вообще самым строгим образом ограничивают себя в рационе.

Некоторые из стремящихся к просветлению действительно практикуют вегетарианство, но лишь исходя из своего личного выбора, основанного на понимании принципов буддизма. Будда Шакьямуни никогда не был против употребления мяса и даже отклонял некоторые аргументы в пользу вегетарианского питания. Буддистская доктрина, таким образом, не приравнивает мясоедение к участию в убийстве.

9. Реинкарнация

Считается, что все буддисты верят в реинкарнацию, или постоянный цикл перерождения человека, однако это не совсем так.

Возможно, всё дело в неправильном переводе одного из ключевых понятий: многие буддисты вместо слова «перерождение» предпочитают использовать термин «возрождение», а идеи о переселении душ в различных животных или других людей поддерживают далеко не все буддистские традиции.

10. Сиддхартха Гаутама

Многие люди, особенно религиозные, убеждены, что буддисты поклоняются Будде как верховному божеству, но это в корне неверно: Сиддхартха Гаутама, известный также как Будда Шакьямуни, был простым человеком, достигшим просветления, и настаивал на том, что в нём нет ничего божественного. Более того, он вообще считал вопросы о наличии или отсутствии в мире Бога несущественными.

Само слово «Будда» означает всего-навсего «проснувшийся» — Сиддхартха был просветлённым человеком и никогда не претендовал на нечто большее. Так что в буддизме нет никакого Бога, но вы можете в него верить и при этом быть буддистом.

  • Дмитрий
  • Распечатать

Источник: https://www.publy.ru/post/6518