Как буддизм влияет на жизнь

Содержание скрыть

Буддизм — это, скорее, философия, направленная на работу над собой и своим сознанием, чем религия. Главная отличительная особенность буддизма в том, что он никому не навязывается, не рекламируется — к нему вы должны прийти сами в поисках ответов на свои жизненные вопросы.

Минимализм

С течением времени вы начнёте понимать, что вещи не так важны для счастья, что можно обходиться минимальным набором бытовых предметов для комфортной жизни.

Вы больше не будете гнаться за новыми гаджетами, навязываемыми рекламой, вы поймёте, что и со старым и уже родным смартфоном или ноутбуком вполне комфортно. Это будет проявляться во всём, начиная от походов в ресторан и покупки одежды. Вы избавитесь от этой современной болезни — вещизма.

Придёт понимание, что вы, в принципе, ничем не владеете в этой реальности, а чувство обладания навязано извне.

Терпимость

Вы станете намного терпимее ко всему происходящему в мире, в том числе к людям, не разделяющим ваши взгляды на жизнь.

Каждый раз при взаимодействии с человеком вы будете понимать, что все люди разные и путь к счастью у каждого свой, пусть даже он кажется вам совсем безумным. Ведь все религии говорят об одном и том же, только на разных языках.

В каждом человеке вы будете видеть личность, несмотря на его социальное положение, вероисповедание, эрудированность и внешний вид. У вас не будут появляться мысли вроде: «Какой он дурак», «Что он себе позволяет», «Ненавижу таких».

Здоровый образ жизни

Вследствие изучения философии буддизма вы постепенно поймёте, как хорошо иметь здоровый образ мышления, а без здорового образа жизни это невозможно.

Вы изучите все свои вредные привычки, начнёте от них избавляться, ведь так вы станете свободнее, а значит, гораздо счастливее. Осознаете, что алкоголь и другие одурманивающие вещества пагубно влияют на ваше сознание, оно под их действием становится затуманенным и не принадлежит вам, а это вредит постоянной работе над собой.

Буддизм также даёт возможность задуматься, что мы едим и для чего, как мы это делаем. Он также утверждает, что не надо мучить себя вегетарианством или постоянным мясоедством — во всём нужно найти баланс, а не впадать в крайности. Многие буддисты спокойно едят мясо с осознанием того, как оно появилось у них и для чего оно нужно организму.

Вы начнёте долгий путь работы над собой и своим телом. В здоровом теле — здоровый дух и здоровое сознание. Но вы, опять же, не будете впадать в крайность, ставя спортивные и диетические эксперименты, всё будет происходить постепенно, ведь в этом и есть залог побед на пути к лучшему себе.

Медитация

В буддизме медитация — это один из основных инструментов для поддержания своего сознания в чистоте и поиска своего «я». Вы научитесь медитировать, хотя поначалу это занятие и покажется вам странным. Потом оно станет просто полезной привычкой.

Есть различные виды медитации, начните с самых простых, и через определённое время (от 6 месяцев до 1 года) вы будете медитировать как монах-отшельник.

Медитация полезна, и это уже неоспоримый факт: вы станете спокойным, научитесь наблюдать и концентрировать своё внимание на главном, а не рассеивать свои мысли в никуда. Это просто хороший способ побыть одному среди мирской суеты.

Гибкость

Буддизм учит быть гибким, не доходить до крайностей в своих убеждениях. Все наши представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, рождены субъективным восприятием. Нет чёрного и белого — всё относительно.

Ближе всего к осознанным поступкам приходишь именно тогда, когда отстранён от своих субъективных взглядов и эгоистичных намерений. Решения будут приниматься не под влиянием эмоций, а путём построения логических цепочек. Конечно, и они могут быть неверными, но все мы здесь для учёбы.

Человеколюбие

Помощь можно оказывать не только своим близким, но и чужим людям, тем, кто в ней нуждается. Вы станете больше сочувствовать тем, кого вы раньше не замечали или не хотели замечать.

Доброе отношение к другим — это путь к самому себе, к очищению сознания. Вам не будет нужна благодарность, вы будете помогать другим просто потому, что так надо, никак иначе, «кто, если не я».

Но при этом вы не ударитесь в крайность, не отдадите последние штаны, ведь иначе вы и ваши близкие будут несчастны и толку от вашей помощи будет ноль. Во всём нужна мера.

Спокойствие

Вы станете спокойным как слон, перестанете брюзжать и беспокоиться по пустякам. Некоторых будет напрягать ваше спокойствие, люди привыкли выплёскивать всё наружу, но вам просто нечего будет выплёскивать, ведь вы — «пустота». Вы будете спокойно относиться к другим людям, к себе, к проблемам. Ведь всё относительно, стоит только посмотреть на происходящее под другим углом.

Личная жизнь

В личной жизни тоже будут происходить метаморфозы. Улучшится понимание своего партнёра, вы научитесь лучше заботиться о близком человеке и больше ценить его самого.

Качество секса выйдет на новый уровень, ведь вы не будете думать только о своём наслаждении. Чувство счастья будет наполнять каждое мгновение вместе с любимым человеком.

Бессмысленных ссор станет гораздо меньше: тратить время и энергию на пререкания вам просто не захочется.

Необычные знания

Если раньше вы и знать не знали про реинкарнацию, мантры, сансару, то благодаря буддизму ваши знания и тезаурус расширятся.

Некоторые вещи вы начнёте принимать внутри себя, хотя раньше думали, что всё это ерунда. Особенно вам понравится идея перерождения (реинкарнации) человека: в следующей жизни вы вполне сможете стать космонавтом или баобабом, и это зависит от того, как вы проживёте эту жизнь.

Также вас иногда будет посещать мысль, что весь мир и время — это круг, сансара, по которому вы ходите вновь и вновь, пока не усвоите определённые уроки, а также не освободитесь от потребительского восприятия мира.

Личностный рост

Колесо ваших личных качеств, благодаря буддистскому подходу, начнёт раскручиваться с новой силой: вы станете более дисциплинированным, спокойным, ответственным, наблюдательным. Рост будет происходить равномерно, без явных перекосов.

Вы будете замечать, что становитесь лучше как личность, это отметят и другие люди. Вы станете лучше осознавать себя в реальности и контролировать своё отношение к происходящим событиям. Ваша внутренняя сила и энергия начнут расти день ото дня, а оптимистичный настрой станет лучшим союзником на пути к достижениям.

Буддизм — это древняя философия поиска себя, работы над своим сознанием и отношением к жизни. Она не навязывает своих правил и устоев. Даже если вы примете не всё, чему учит буддизм (вроде веры в реинкарнацию, сансару и карму), а лишь какую-то часть — уже эти знания способны сделать вашу жизнь лучше.

Источник: https://lifehacker.ru/buddhism/

Религия, буддизм, монашеская жизнь в Тайланде на земле желтых одежд

И вот, после насыщенного дня, пришел вечер. Отдыхая, мы тихо сидели до дворике отеля. На следующий день мы собирались посмотреть монастыри и храмы Чианг Мая.

Легкий ветерок шелестел неведомыми тайскими растениями и нес сладкие запахи их цветов. В обманчивом полусвете желто-розовой зари стали лиловыми ажурные контуры деревьев, предметов и отдаленных гор.

Наступило магическое время прозрачной вечерней тишины.

А вскоре на бархатном ночном небе появился миллион чистых звезд и совершенно иная, нежели в наших широтах, светлая луна. Мы смотрели в этот звездный водоворот, ощущая бесконечность Вселенной, по которой летит наша планета, весь наш, в общем-то не такой огромный мир, ощущая хрупкость и краткость человеческого бытия.

<\p>

В эти минуты хотелось размышлять о непостижимом и бескрайнем, возвышенном и вечном, и было трудно вообразить, что не все в нашем мире устроено идеально.

Не все? И тут, видимо, в сочетании с нашими планами, припомнилось! Таиланд – это страна, где есть, кажется, место для любой религии, где гармонично сосуществуют буддизм, христианство и ислам, три величайшие религии в мире.

Религия Тайланда и его соседей

Термин «религия» используется для обозначения человеческих представлений о вере в бога. Во всех уголках мира, во всех странах, во все исторические эпохи, люди задавались вопросом о смысле жизни, о том, как следует жить, что происходит с человеком после смерти, есть ли кто-то или что-то «там», по ту сторону жизни. Разные религии давали людям разные ответы.

Известно, что многоконфессиональный Таиланд граничит со следующими странами – Малазией, Камбоджей, Лаосом и Мьянмой. А какие религии исповедуют его ближайшие соседи?

Спросите любого человека в возрасте от 20 до 120 лет, какая в Тайланде религия? И вы услышите, что религия Тайланда – буддизм.

Почему же следует именно такой ответ, вместо ожидаемого перечня существующих здесь конфессий? Вы безусловно правы, если решили, что все дело в численности их приверженцев.

Страна Приверженцы каких религий проживают в стране
Бирма Буддисты 89%, христиане 4% (баптисты 3%,католики 1%), мусульмане 4%, анимисты 1%, прочие  2%
Лаос Буддисты  67%, христиане 1,5%, прочие 31.5%
Камбоджа Буддисты  96,4%, мусульмане 2.1%,  прочие  1.3%, неуказанные 0.2%
Малайзия Мусульмане  60,4%, буддисты 19,2%, христиане 9,1%, индуисты 6,3%, традиционные китайские религии 2.6%, прочие 1.5%
Таиланд Буддисты 94,6%, мусульмане 4.6%, христиане 0,7%, прочие  0,1%

Из таблицы видно, что большая часть населения Таиланда являются последователями буддизма, затем почти 5% приходится на мусульман, и все это дополняется горсткой христиан, сикхов и индуистов.

Исламские проценты – это жители юга страны, находящиеся в непосредственной близости от малазийской границы. Среди них сильны сепаратистские настроения. Кое-где в провинциях местные мусульмане оружием в руках аргументируют необходимость создания независимого исламского государства.

Как видите, христиан в Таиланде совсем немного. Возможно, это связано с тем, это была религия захватчиков. Почти все страны Юго-Восточной Азии были захвачены Францией и Англией, независимость Сиама с 16 века буквально висела на волоске.

Все это породило трудно преодолимое историческое предубеждение, что именно христианство угрожает суверенитету тайской нации. Нельзя сбрасывать со счетов также слишком разнящееся ментальное восприятие мира и человека у представителей христианства и буддизма.

Православие в Тайланде

Родиться тайцем – значит родиться буддистом.

Однако современный средний таец является буддистом в той же самой мере, в какой большинство европейцев являются христианами.

В основном люди соблюдают религиозные ритуалы, но лишь немногие из них следуют всем правилам буддизма.

Однако, хотя современные жители страны Тайланд не слишком религиозны, но, тем не менее, значение религии по-прежнему велико, как в семейной жизни, так и в жизни общества.

В этой стране даже летоисчисление ведется со дня смерти Будды, которая по нашему летоисчислению произошла в 543 году до н.э. Поэтому наш, сегодняшний 2014 год, для Таиланда год 2557.

В соответствии с Конституцией страны, символ нации – король Тайланда, является защитником и покровителем всех религий. При этом сам тайский монарх непременно должен быть буддистом, поскольку государственной религией Тайланда является буддизм, основанный на учении Тхеравады.

Традиционно, языком религии Тайланда является пали. Подробнее о древнем пали, каменной книге Трипитака и буддизме направления Тхеравада можно прочитать в этой статье о Мьянме.

Буддийская религия основана на этике кармы, согласно которой, если вы делаете хорошие вещи, то хорошие вещи случаются и с вами. Ее мирная и все принимающая природа является в значительной мере философией жизни, основные постулаты ее нацелены на любовь, терпимость, уважение к другим.

Как это замечательно, показывать любовь и уважение к другим и получать их обратно!

А как обстоят дела с православием в Тайланде? Удивительно, но в Таиланде сейчас действуют всего только 1 православный монастырь и 7 православных приходов, да еще один планируется открыть в Чианг Май.

А удивительно это потому, что во второй половине 19 века – начале 20 завязалась тесные дружеские отношения между нашими странами, такие, что даже один из наследных принцев Сиама был женат на православной русской. Об этой необыкновенной истории любви читайте здесь.

Читайте также:  Чем буряты отличаются от монголов – культура и образ жизни ойратов

Монахи в Тайланде

Они встречаются повсюду, но особенно их много в ранние утренние часы, когда наступает время собирать милостыню. Вид обритых наголо, босоногих, облаченных в оранжевые одежды послушников и буддийских монахов неизбежно напоминает иностранцам, что Тайланд это страна, где доминирующей силой в человеческой жизни является буддизм.

Большинство тайских мужчин проводят некоторый период своей жизни в качестве монахов. Это может быть несколько недель, месяцев или лет, в зависимости от желания конкретного человека. Они оставляют свои семьи, дела, обязанности и отрешенно живут в это время при храме, проходя там обучение.

Нынешний король Пхумипон Адульядет был монахом в 1956 году, а его сын, наследный принц Маха Ватчиралонгкорн, принял этот сан в 1978 году. Даже сегодня тайское правительство позволяет любому госслужащему взять на 3 месяца полностью оплачиваемый отпуск, чтобы в это время побыть монахом!

Монахи чрезвычайно почитаются в тайском обществе, возможно, даже больше, чем члены королевской семьи! В аэропортах и автобусах – для них отведены специальные места, они бесплатно пользуются общественным транспортом, собираемая ими по утрам добровольное и весьма щедрое подаяние – знак уважения и преданности тайцев, совершающих тем самым благой, улучшающий карму поступок. Перед тем, как открыть новый бизнес, переехать в новый дом или даже купить новый мотоцикл, тайцы просят благословения у монахов, без чего, считается, не возможно достичь удачи и процветания.

Монахи, как и все люди, не лишены слабостей и недостатков, контролировать проявление которых им помогает строгий монастырский устав (227 заповедей и правил!), а избавляться от снедающих человека страстей и желаний, мешающих достичь Нирваны, призвана медитация.

Хотя ее важность очевидна для любого тайца, число людей, в действительности ее практикующих, пожалуй, не на много больше, чем в странах Запада. Даже среди монахов популярность медитативных практик не особенно велика.

Те же из них, кто серьезно занимается медитацией, как правило, обитают в отдаленных монастырях в джунглях.

Монашеская одежда – символ бедности. Однако жизнь в качестве монаха для многих тайцев, выходцев из крестьянских семей, это шаг вверх по социальной лестнице, это возможность куда более сытного и комфортного существования.

Тайские монахи не работают, располагают достаточным свободным временем, поэтому охотно общаются на всевозможные, чаще необременительные, темы с посетителями монастырей.

Также они с удовольствием практикуются с иностранцами в английском языке.

Буддийские монахини

Тайские женщины – составляют, по оценкам, 51 процент от населения страны. Они были в числе первых женщин в Азии, которым было предоставлено право голоса. Тем не менее, когда дело доходит до религии, женщины в Таиланде продолжают бороться за равноправие.

Буддизм направления Тхеравада в свое время был представлен монашескими общинами как для мужчин, так и для женщин. «Монах» на пали – «bhikkhu» (биггу), женщина-монах – «bhikkuni» (произносится – биггуни или бхиккуни). Но в настоящее время женщины не могут стать полноправными монахами, носящими желтые монашеские рясы. В Тае женщин не рукополагают, женские монашеские общины отсутствуют.

Хотя в стране есть единственное исключение – Преподобная Дхаммананда Bhikkhuni – настоятельница первого женского монастыря Songdhammakalyani в Тайланде.

Она была рукоположена в Шри-Ланке, откуда вернулась на свою родину, для того, чтобы здесь поднять религиозный статус женщин, бороться с гендерным неравенством при выборе женщинами-буддистками монашеского служения.

“Женщины всегда способствовали буддизму, потому что это они на самом деле кормят монахов.

Зайдите в любой храм в Таиланде, и 80 процентов из дежурных – женщины! Они являются той истинной основой, которая поддерживает буддизм в этой стране “, – говорит Дхаммананда.

Но пока в Тайланде женщины могут стать всего лишь послушницами и носить при этом белые одежды. Приблизительно 15 000 монахинь в Таиланде бреют головы и носят подобные одеяния. Они принимают обеты, проходят посвящение, аналогично монахам, медитируют, учатся Дхарме, ведут строгую и непритязательную монашескую жизнь, но, в отличие от монахов, не могут исполнять буддийские церемонии.

И женщины-монахи в Тайланде не пользуются каким-то особенно уважительным отношением. Пожалуй даже, отношение к ним не достаточно уважительно. Не имея собственных монастырей, они скромно живут в уголке мужского. Обычно это сироты и вдовы. Жизнь их протекает в непрерывном труде.

Буддийские монастыри и храмы Тайланда

“Ват” буквально означает храм. Поэтому этот термин вполне возможно использовать не только по отношению к буддийскому религиозному центру, но и к мусульманским мечетям или христианским церквям.

Этим же словом обозначается монастырь.

Однако чаще всего под термином Ват в Таиланде имеют в виду не только храм, но и входящий в его состав монастырь.

В общем случае Ват представляет собой типовую совокупность нескольких религиозных сооружений разной функциональности. Вот основные из них:

  1. Бот или Убосот – это одно из самых главных зданий храма, предназначенное для самых важных церемоний. Поэтому его интерьер наиболее красив: внутри он украшен росписями, снаружи имеет белые стены, окруженные колоннадой, окна и двери отделаны красным цветом, на его черепичной крыше изображения охраняющих грозных драконов и божественных нагов. В нем находятся наиболее почитаемые статуи Будды. Обычно это сооружение находится в центре храмовой территории.В храме Бот или Убосот может быть только один. Разница между этими двумя разновидностями главного здания в том, что Убосот по своей внешней границе обложен каменными пограничными маркерами в виде листьев. Последние так и назывались – Bai, что на тайском значит – листья.
  2. Вихан (Вихара)- более скромное по оформлению, но зато большее по размерам сооружение, тоже со статуями Будды внутри. Оно предназначено для молитв монахов и прихожан, для собраний, чтения лекций, здесь делаются пожертвования Будде. Подобных сооружений в одном Вате может быть несколько.
  3. Чеди или Пранг – разновидности ступ (пагод). У Чеди форма конусообразная или колоколообразная с высоким шпилем, а Пранг – больше похож на початок кукурузы. Это чрезвычайно важный элемент монастыря Тайланда.Ступы предназначены для хранения священных буддийских реликвий, или праха королей или выдающихся религиозных деятелей. Это наиболее священная и важная структура Ват.
  4. Мондоп или хотрай – две разновидности сооружений для хранения священных писаний, реливий, изображений. По назначению близки к библиотеке. Первый тип – здание в виде квадрата, второй же тип – сооружение на сваях, подобная конструкция обеспечивала лучшую сохранность драгоценных бумаг.
  5. Кути – так называется помещение или участок территории, где живут монахи.
  6. Сала – сооружение, напоминающее беседку, в нем хорошо медитировать, слушать лекции или просто отдохнуть, укрывшись от жаркого солнца.

Ступа, Вихарн и бот возводятся в первую очередь. После этого, в зависимости от финансовых возможностей и количества монахов, создаются другие структуры.

С древних времен храмы играли значительную роль во многих аспектах жизни тайского общества.

Это было не только место отправления религиозных нужд, но и образовательный центр, где располагались школы, и место, где лечили больных. Ват служил обществу в качестве домов для престарелых и обездоленных.

Здесь находился центр тайского искусства и архитектуры. Храм был местом общения молодежи и даже своеобразным развлекательным центром, где люди наслаждались тайскими народными операми или классическими тайскими танцевальными драмами.

Социальная жизнь сельской общины всегда вращалась вокруг Ват.

Сейчас в стране насчитывается более 30 тысяч монастырей и более 300 тысяч монахов. Наиболее значимые храмы в стране носят статус Королевский, их около 200, самый важный и священный из них – Ват Пхра Кео в Бангкоке, а на севере, в Чианг Май – Ват Пра Тхат Дой Сутеп.

Правила посещения буддийских храмов Тайланда

  • Одежда для посещения храма в Тайланде должна быть скромной, закрывающей плечи и колени. Голову здесь покрывать не нужно. Обувь снимается перед входом.
  • В храме следует отключать мобильные телефоны, нельзя говорить громко, шуметь, дети не должны бегать.
  • Все изображения Будды считаются священными и требуют к себе уважительного обращения. Нельзя их обнимать, опираться на них. Нельзя обращать ступни в сторону статуи Будды. Не следует к алтарю поворачиваться спиной.
  • Используйте только правую руку, когда вам нужно что-то передать или получать от монаха.
  • Женщинам нельзя прикасаться к монахам, даже пожертвования следует передавать им через мужчину. И монахи никогда не касаются женщин, в том числе даже своей собственной матери.

Будда и рыбы

Среди множества всех его бесчисленных перерождений, однажды Будде пришлось прожить жизнь рыбы.

И, наверное, было в этой жизни его что-то такое особенное, раз буддисты, памятуя об этой его реинкарнации, создают специальные прудики с рыбами.

Часто такие водоемы устраивают у храмов, в парках, подобный был даже в зоопарке Чианг Мая. А их обитателей каждый желающий может покормить и тем самым улучшить свою карму.

Мы долго наблюдали, как рыбы, раскормленные, привыкшие к обильному угощению, сбиваются в плотную кучу в том местечке пруда, где бросают корм, разевают рты и ждут. И вот наступает этот восхитительный момент рыбьего счастья и в воде мгновенно начинается свалка.

Толстые серебристые тела, с намерением ухватить и проглотить предложенной вкусноты по максимуму, немилосердно толкаются, выхватывают что-то друг у друга, перемещаются, следуя своим каким-то стратегическим соображениям, в нетерпеливой погоне за удачей взмывают из водной своей стихии в стихию воздушную.

По какой-то неведомой мне самой причине такой милый прудик с рыбами запал мне в душу и прихотливой ассоциацией неразрывно связался в памяти с Буддой, создателем основной религии Тайланда… Я смотрю на фотографию живого серебра, снующего в воде, цепочка воспоминаний протягивается дальше, и я, как наяву, вижу буддийский храм в Тайланде и приветливо улыбающихся монахов в шафрановых одеждах…

В тему:

Источник: http://www.control-point.ru/tailand/religiya-v-taylande-buddizm-monahi-hramy/

Буддизм: всеобъемлющее влияние – ☭ Свой человек в ЮВА

Если попытаться выделить главный фактор, фундаментально определяющий жизнь большинства тайцев, то это, конечно, буддизм. Образ мышления, сформированный буддизмом, проявляется почти в каждом поступке и на каждом повороте судьбы.

Так что тот, кто хочет понять тайцев, должен ознакомиться с основами этой одной из трех мировой религией, распространившейся на обширных территориях Азии за пять веков до возникновения христианства.

То, что тайцы с течением времени создали свою, таиландскую форму буддизма, говорит лишь об их национальной самобытности, которой они гордятся больше всего.

Поэтому, неслучайно, что  популярные турфирмы Уфы и других городов, предлагают туры, так или иначе связанные с буддизмом. Нам предстоит заняться таиландским вариантом буддизма, а также его проявлениями в повседневной жизни.

Буддизм основан на учении принца Сиддхартхи Гаутамы, родившегося, по преданию, в 543 г. до н. э. в Лумбини на территории современного Непала (в нескольких километрах от границы с Индией). Почетное звание Будды (Просветленного), под которым он получил известность в Азии, а позднее во всем мире, было присвоено ему учениками лишь в конце его жизненного пути.

Сиддхартха Гаутама в юности вел роскошный образ жизни, как это было свойственно большинству царствующих семей. Но его рано начали посещать сомнения в смысле и пользе материальной стороны жизни.

В возрасте 29 лет он покинул наконец прочные стены своего дворца, навсегда расстался со своей женой Яшодхарой и новорожденным сыном Рахулой и отправился в одиночестве искать ответы на вопросы о смысле жизни.

«Рахула» означает «кандалы», и это имя символизировало, что младенец приковывал Сиддхартху к мирской жизни. Сменить ее на жизнь духовную было, разумеется, непросто. Какое-то время Гаутама подвергал себя аскезе и истязаниям, однако вскоре отверг их как бесполезные.

Как он узнал позднее, истина всегда находится на «срединном пути», а не в крайних мыслях и поступках. Эта философия сбалансированного поведения и мышления и сегодня сказывается на психологии тайцев.

После множества самоистязаний Сиддхартха Гаутама наконец достиг просветления, медитируя под деревом бодхи. Место, где произошло это событие, оказавшее такое влияние на жизнь огромного количества людей, находится в современной Северной Индии.

Читайте также:  Что такое шамбала и где она находится – нераскрытая тайна планеты

Оно было названо Бодхгая, что примерно значит «место просветления».

Новоиспеченный Будда, или Просветленный, сформулировал основы своего учения в «четырех благородных истинах», которые отдельные западные мыслители позже сочли «враждебными жизни»:

  1. Дукха («боль»). Все в жизни есть страдание.
  2. Самудая {«желание»). Всякое страдание имеет причиной желание.
  3. Ниродха («окончание»). Страданиям можно положить конец, уничтожив желания.
  4. Магга («путь»). Желания, а тем самым страдание, можно уничтожить, следуя по «восьмеричному благородному пути»

Этот «восьмеричный благородный путь» был своего рода строгим уставом жизни, требовавшим от того, кто следовал ему, высоконравственного поведения и незыблемой самодисциплины. Он состоял из:

  1. Истинного познания, т. е. познания «четырех истин» и понимания проблем существования.
  2. Истинного мышления, т. е. мыслей, которые, не причиняя никому вреда, стремятся к благородным началам.
  3. Истинной речи, т. е. речи, которая не должна причинять никому вреда. Люди также не должны лгать из корыстных побуждений.
  4. Истинных поступков, т. е. не убивать, не красть и т. д., помогать своим собратьям.
  5. Истинного существования, т. е. такого существования, которое никаким образом не наносит ущерба другим.
  6. Истинного стремления, т. е. преодоления собственными силами негативных мыслей.
  7. Истинного сосредоточения, т. е. достижения самопознания с помощью созерцания и медитации.
  8. Истинной концентрации, т. е. такой концентрации, с помощью которой можно проследить мысль до конца, не отвлекаясь от нее.

Даже во времена Будды лишь немногие соответствовали всем этим требованиям, для этого было необходимо огромное количество времени и крайняя степень сосредоточенности. «Простые» люди прежде всего пытались вести нормальный гармоничный образ жизни.

И все же тот, кто брал на себя этот труд, оказывался вознагражден: по учению буддизма, человек переживает реинкарнацию, т. е. после смерти вновь появляется на свет в другом теле – иногда человеческом, иногда как животное или демон.

Тот, кто совершал в течение жизни больше хороших, чем дурных, поступков или путем медитации достиг чистого знания, мог рассчитывать на лучшее новое рождение и тем самым на лучшую участь.

Большое количество дурных поступков, соответственно, оплачивалось негативной реинкарнацией.

Эта философия кармы (по-тайски – кам), воздаяния по заслугам, и сегодня глубоко коренится в мышлении каждого буддиста и во многом определяет его жизнь. Одно из наиболее положительных следствий – поразительная невозмутимость, с которой люди воспринимают горести и неприятности, поскольку считают, что они постигли человека как заслуженное наказание за дурные поступки в прошлой жизни.

Гораздо менее конструктивен закономерно вытекающий из кармической философии фатализм, т. е. отношение к плохим обстоятельствам как к неизбежно предписанным судьбой и полный отказ от любых попыток активной борьбы. Большая часть азиатского равнодушия, удивляющего, а то и раздражающего западного человека, коренится в представлении о неизменной карме, в которой виноват сам человек.

Конечная цель буддизма – нирвана (по-тайски нипхан), уничтожение всяческих желаний, бесплотное, надчеловеческое состояние и конец цепи перерождений. Будда умер совершенным и просветленным, он достиг нирваны.

Многие статуи «лежащего Будды» (по-тайски «Пхранон») показывают его как раз в тот момент, когда он, лежа на правом боку, переходит в нирвану.

Однако от «обычных» буддистов, что приносят к статуям приношения в виде цветов и фруктов, нирвана далека так же, как от христиан – мысль о распятии себя на кресте за грехи других.

Как и многие другие религии, буддизм после смерти своего основателя раскололся на несколько направлений.

Южная ветвь буддизма, проникшего из Индии сначала на Шри-Ланку, а затем в Юго-Восточную Азию, получила название тхеравада («учение, путь старейших»), или хинаяна («малая колесница»).

В Северной Индии сформировалась махаяна («великая колесница»), распространившаяся в Китае, Центральной Азии, Вьетнаме, Японии, Корее и до XIII века игравшая не последнюю роль среди религиозных верований Индонезии, Камбоджи и других стран Индокитая.

В отличие от тхеравады махаяна переносит акцент с личного достижения человеком нирваны на спасение мира в целом, поэтому идеалом становится бодхисаттва – совершенное «просветленное» существо, помогающее другим. Бодхисаттва перейдет в нирвану только тогда, когда последнее существо на земле будет освобождено от страданий.

Буддизм начал проникать на территорию Таиланда с начала нашей эры, но только при знаменитом короле Рамкамхенге из Сукхотхая (правил 1279-1318) под влиянием цейлонских монахов он был провозглашен государственной религией. В середине XVIII века тайские буддисты «отблагодарили» своих шриланкийских собратьев.

Группа монахов во главе с Пхра Упали из Аюттхаи ввела в Канди на Шри-Ланке «высшее монашеское посвящение» (только для верующих из высших каст), что способствовало возрождению на острове буддийских традиций. Отношения между братскими буддийскими странами Шри-Ланкой и Таиландом продолжали развиваться, и сегодня они активно обмениваются монахами.

В 1978 году монахи из Шри-Ланки подарили вату Интхрави-хан в Бангкоке, как они утверждали, частички пепла кремированного Будды, которые были помещены в ушнишу (выступ на голове) гигантской храмовой статуи Будды.

В Таиланде господствует первоначально сложившийся на Шри-Ланке буддизм тхеравада, который здесь никогда не обозначают названием хинаяна («малая колесница»), как это делают приверженцы «великой колесницы».

Последователи тхеравады считают, что в отличие от махаянистов они в точности придерживаются Священного писания.
За точным соблюдением всех правил следит сангха, сообщество монахов, или избранный из их числа наблюдательный совет.

Подчинение монахов этому совету начинается уже в момент инициации, когда новые последователи Будды повторяют фразы на языке пали:

  • Buddham Sharanam Gacchami
  • Dhammam Sharanam Gacchami
  • Sangham Sharanam Gacchami

Что можно перевести как:

  • Мое прибежище – Будда.
  • Мое прибежище – Дхамма (буддийский закон).
  • Мое прибежище – сангха (монашеское братство).

Нарушения правил, предписанных сангхой, может привести к исключению из сообщества монахов. В худшем случае совет даже возбуждает уголовное дело, и нарушители рискуют оказаться за решеткой. Как и во всех конфессиональных наблюдательных органах, членами Совета сангхи являются пожилые, консервативно настроенные монахи, нетерпимые к любым отклонениям от предписанных норм.

В 1989 году это почувствовала на себе секта «Санти асок». Она была основана в 1975 году одним телевизионным продюсером, прошедшим обряд инициации как «обычный» монах и называвшим себя монашеским именем Пхра Бодхирак.

Недовольный неверно толкуемым, по его мнению, буддизмом, он собрал вокруг себя множество сторонников и создал центры «Санти асок» в Бангкоке, Накхонпатхоме, Кхорате, Накхонсаване и Ройете.

Что же эти люди делали не так? Прежде всего, они были строгими вегетарианцами, в то время как «нормальные» монахи употребляют мясо.

Затем, в секту «Санти асок» можно было вступить, только приняв обет на всю жизнь, тогда как обычно разрешается пребывать в монашестве какой угодно срок: и несколько недель, и несколько месяцев или лет.

Но самое главное – эти монахи считали простую, трудовую жизнь важнее медитации, молитв и чтения религиозных текстов.

В 1989 году Совет сангхи возбудил уголовное дело против Пхра Бодхирака и его приверженцев, так как они не являлись «настоящими» монахами. Последовало долгое судебное разбирательство.

Сперва члены секты получили недолгие сроки заключения, но в конце концов власти переменили свое решение и ограничились лишь постановлением о том, что члены «Санти асок» должны изменить свою «униформу», чтобы отличаться от «настоящих» монахов», как того требовала сангха.

Во время этого дела большинство населения и почти все политики стояли на стороне всесильной сангхи. Журналистам, защищавшим «Санти асок», угрожали тюрьмой, а их изданиям – лишением лицензии.

Члены секты прекратили активную борьбу с религиозным истеблишментом и продолжают совершенствоваться, не привлекая к себе особого внимания.

Они зарабатывают деньги, содержа биологические фермы и вегетарианские рестораны.

Такая резкая реакция на «Санти асок» показала, с одной стороны, границы таиландской демократии и свободы совести, а с другой – страх таиландцев перед тем, что с таким трудом воздвигнутое государственное здание может рухнуть в любой момент.

Оно покоится на трех китах, нашедших символическое отражение на национальном флаге, – монархии (голубая полоса флага), народе (красная полоса) и религии, которая в основном отождествляется с буддизмом (белая полоса).

Если поколеблется одна из основ – в данном случае религия, – угрожает рухнуть все здание.

В качестве опоры государственности, буддизм, как и любая другая религия, пользуется защитой закона, и король Пхумипхон Адульядет считается покровителем всех представленных в Таиланде конфессии. Оскорбление религиозных чувств карается тюремными сроками.

Это почувствует на себе любой западный турист, вздумавший сфотографировать свою спутницу, усевшуюся на статую Будды. Образы Будды священны, и статуи, по мнению тайцев, подвергаются осквернению, если на них кто-нибудь садится или становится.

Когда некий датский журнал опубликовал фотографии тайской девушки, позировавшей на статуе Будды, возмутились самые широкие круги таиландской общественности.

Мало того, чтобы предотвратить возможное осквернение своих религиозных символов, таиландцы запретили вывозить из страны скульптуры Будды – чтобы они не превращались в пресс-папье или вешалки для шляп.

Как покровитель религиозных общин, король Пхумипхон посещает не только буддийские ваты (монастыри), но также храмы и святилища других конфессий.

В целом буддизм терпим к любой религии, если она не потрясает основ государственности.

Таиланд сумел стать образцом такой религиозной страны, где стычки между представителями различных вероисповеданий, которые, например, в Индии происходят чуть ли не ежедневно, практически невозможны.

Сегодня 95% тайцев буддисты, 4% – мусульмане, остальные считают себя христианами (около 300 ООО), сикхами и индуистами (вместе около 100 ООО). Атеистам нет места ни в статистике, ни в повседневной жизни.

Атеизм для тайца – немыслимое состояние пустоты, существование безо всякой опоры.

Путешественники, утверждающие, что не принадлежат ни к одной конфессии, столкнутся с непониманием, возможно, не лишенным тщательно скрытого отвращения.

Райнер Крак — Эти поразительные таиландцы

Источник: https://bkk-tour.ru/buddizm/

Какая вера в Тайланде – буддизм, как образ жизни

В Таиланде официальной религией является буддизм Тхеравады. Это религиозно-философское ученье основано на понимании и принятии мира таким, какой он есть. Главной задачей тайского буддизма – суметь оказаться вне трех миров, в нирване. Для этого нужно обойти нашу жизнь, мир радости и мир горя.

Буддизм в Тайланде плотно проникает в жизнь каждого тайца с самого рождения. Все, что окружает маленького ребенка в первые годы его жизни, так или иначе связано с Буддой и его благими наставлениями.

Каждый добропорядочный, верующий таец соблюдает все наставления Будды, чтобы после мирского цикла жизни, оказаться в той самой нирване, уйти в благоприятное небытие.

Благодаря такой оптимистичной и доброй вере, в большинстве своем, местные жители, дружелюбны, открыты и невозмутимы. К слову, в наше время такие характеристики становятся редкостью.

Особенности религии буддизма в Таиланде

На улицах Таиланда редко встретишь тех, кто куда-то спешит и суетится. Учение Будды преподносит скоротечность жизни. Учит уметь прочувствовать все ее грани, тонкие моменты и ответвления с позитивной точки зрения.

В некоторой степени это раздражает европейцев и представителей других религий. При такой расслабленности, с тайцами очень тяжело «иметь дела» и строить какие-либо денежные отношения.

В отличие от наших соотечественников, таец не будет расстраиваться, что опоздал на важную встречу или подвел группу людей из-за своей медлительности.

Разумеется, на такое положение вещей влияет не только Будда, но и внушительная жара, «расплавляющая» тело и личные качества.

Смысл тайского буддизма Тхеравады

Как уже говорилось ранее, тайцам сразу при рождении «выдают» жизненную цель – прожить мирской путь максимально безгрешно, не запятнать свою карму, достичь нирваны. Для монахов – этот путь будет немного короче, чем для обычного местного жителя. Монах не отвлекается на житейские проблемы, имея возможность оказаться в нирване несколько быстрее.

Читайте также:  Достопримечательности лхасы – главного города тибета

В отличие от других форм буддизма, тайская Тхеравада – полагает, что Будда – это реальный человек, достигший того самого состояния нирваны. Перед тем, как он перешел в небытие, он оставил некоторые наставления, в последствии называемые ученьями Будды.

Благодаря такому реалистичному положению дел, тайцы не надеются на мифического персонажа, только на свои достижения. В тайском буддизме нет места грехам, которые можно отмолить, поступкам, которые можно сгладить через подаяние Богу.

В качестве сравнения, расскажем о ответвлении буддизма – Махаяне. Эту ступень религии признают в Тибете, Монголии, несколько в Японии. В отличие от тайского мировоззрения, тут Будда считается Богом.

К нему можно обратиться, искупить вину, придя в храм и сделав пожертвование.

Зная подобные тонкости о религии в Тайланде, можно на секунду заглянуть в душу местного жителя, понять их взгляды на жизнь, найти объяснения некоторым их поступкам.

Источник: https://mirthailand.ru/kultura/kakaya-vera-v-tajlande.html

Религии Тайланда

Около 95% населения Таиланда исповедуют буддизм тхеравада («малой колесницы»). Вторая по распространенности религия — ислам (менее 5%), причем 70% тайских мусульман проживают в южных провинциях страны. Менее 1% приходится на остальные религии (христиане, сикхи, индуисты, даосисты).

Доподлинно неизвестно, когда буддизм распространился на территории современного Таиланда.

Принято считать, что это произошло в II-III веках нашей эры, В Южной Азии, а именно в Таиланде, Бирме и на Шри-Ланке прижился так называемый тхеравадский буддизм, относящийся к «малой колеснице», Эта ветвь буддизма, в отличие от махаяны («большой колесницы»), распространенной на Севере Азии — Китае, Корее, Тибете и Японии, является более древним и жестким направлением буддизма.

Буддизм в Тайланде

Пожалуй, трудно найти другую страну в мире, в которой буддизм был бы так тесно переплетен с культурой, традициями, социальной и повседневной жизнью. Все основные буддистские праздники объявлены в Таиланде национальными.

Буддистские ритуалы сопровождают тайцев в течение всей жизни, будь то рождение или бракосочетание, покупка нового дома или открытие своего бизнеса, Наверное, в каждой тайской деревне есть храм, куда люди приходят не только для совершения религиозных обрядов, При храмах работают школы, госпитали и аптеки, сюда можно прийти за новостями или для общения. Буддистские монахи ведут строгий образ жизни, соблюдая 227 правил, однако с этими правилами знакомы и миряне, поскольку каждый мужчина, обычно в возрасте от 13 до 18 лет, может стать буддистским монахом на срок от нескольких дней до нескольких месяцев (обычно это происходит в сезон дождей с июльского полнолуния, праздника Асанха Пуча). Временно монашеский обет принимал и Король Таиланда.

Монахи, одни из самых почитаемых людей в Таиланде, совершают многочисленные обряды и церемонии, а также занимаются духовным воспитанием местного населения.

Возможно, именно в религиозном воспитании, которое сводится к праведному образу жизни, где нет места не только злым поступкам, но и злым мыслям, следует искать истоки тайского гостеприимства, радушия и терпимости. Буддисты верят, что жизнь есть страдание, а все в ней происходящее — непостоянно и бренно. Отсюда — спокойствие и терпимость.

Последователи принца Гаутамы, ставшего Буддой, верят в карму, в то, что все деяния (хорошие и плохие) этой жизни отразятся на последующих перерождениях, поэтому стремятся придерживаться пяти обетов: не убий живое существо, не воруй, не вступай в незаконные половые связи, не лги, не употребляй спиртные напитки и наркотики.

Как бы банально это ни звучало, каждый таец стремится делать добрые дела для улучшения своей кармы, в частности, тайцы регулярно посещают храмы и не скупятся на пожертвования (прежде всего, храмам и монахам).

Источник: https://info-thailand.ru/religii-tajlanda

Буддизм в Таиланде

Буддизм играет очень важную роль в повседневной жизни тайского народа. Поскольку около 95% людей в Королевстве Таиланд являются буддистами, буддизм почти неизбежно отражается в таких случаях, как дни рождения, свадьбы, переезд в новый дом, похороны, открытие офисов, покупка новых автомобилей и т.д.

Буддийский монастырь

История проникновения Буддизма

Хотя никаких конкретных доказательств о времени проникновения Буддизма на территорию современного Таиланда найти невозможно, однако считается, что буддизм был впервые принесен в страну в течение 3 века до н.э. когда буддийские миссионеры Тхеравада под руководством преподобного Сона и Уттара были отправлены к индийскому императору Asoke и посетили Suwannaphum (“Золотую Землю”).

После возвращения паломников Буддизм был принят и утвердился на большей части Индокитая.

Важным отличием утверждением Буддизма на территорию Юго-Восточной Азии является, то что эта религия не уничтожала местные верования, как это делало христианство на Руси, огнем и мечем искореняя языческие верования.

Поэтому на территории Таиланда повсеместно встречаются индуистские божества, а так же широко распространено такое явление как Анимизм – вера в духов.

Общие сведения о Буддизме

Буддийского учение придерживается четырех Благородных Истин:

  • Истина о страдании
  • Истина о причине страдания
  • Истина о прекращении страдания
  • Истина о восьмеричном пути

Жизнь это череда непрерывных перерождений и страданий. Таким образом, конечной целью буддизма является достижения Нирваны, что буквально означает исчезновение всех желаний и, следовательно, всех страданий (или дуккха). Это конец не только страданий и действий (карма), но и конец цикла перерождений.

Буддизм, вероятнее всего, достиг своего апогея во время правления короля Ли (внук короля Рамкамхенга) времен государства Сукхотай.

В течение столетий буддизм был главной движущей силой в тайском культурном развитии. Тайцы всех классов приняли буддийское учение.

Хотя буддизм и объявлен государственной религией, все тайцы обладают полной свободой вероисповедания.

Существует ограничение только для королей – в тайской Конституции записано, что тайские короли должны быть буддистами,  при этом, должны быть покровителями и защитниками всех религий.

На территории Таиланда более 32 000 буддийских храмов и монастырей по всей стране, и большинство из них находятся в сельской местности.

В Таиланде буддистские монахи высоко почитается за их целомудренную жизнь, сдержанность, доброжелательность и знания о духовной практике.

Чтобы позволить людям посвящать больше времени своей религии, все основные буддийские дни объявлены национальными праздниками.

Сцены из жизни Будды на стенах монастыря

Буддийские монахи

Одним из таких обычаев является обычай временно пострига в буддистские монахи, как правило, но не обязательно постриг в буддистские монахи происходит в начале ежегодного сезона дождей.

Это традиция свято почитается на протяжении веков и ей следуют все мужчины королевства, даже Его Величество Король Пхумипон Адульядет и наследный принц Маха Вачиралонгкорн были монахами в течение коротких периодов. Король Таиланда, один из богатейших людей мира, как и все монахи ходил по улицам Бангкока, просил подаяние.

Их действия являются примером для продолжения традиция последующими поколениями. Если тайский мужчина не был монах, он предпочитает об это на каждом перекрестке не рассказывать.

Буддийский монах

Быт монаха

Подъем у монахов очень ранний, после непродолжительных чтений, они отправляются по улицам собирать подаяния, этот обряд называется Бинтабат.

можно наблюдать, как рано утрам идут монахи, по одному или по двое и подходят к домам, к лавочкам или на рынке и жители складывают в их кувшин (правильно называется “бат”) подаяния, пищу и деньги.

Обычно сбор  подаяний разделен на несколько маршрутов, особенно в храмах, где имеется большое количество монахов и послушников.

Монах на плавучем рынке собирает подаяние.

По возвращению в монастырь, примерно в 9 часов утра у монахов завтрак. Стол в привычном нам понимании отсутствует, обычно это просто циновка или столик на каждого монаха высотой 30 см.

Послушники, местные жители, которые при этом присутствуют, пишу не употребляют. После того, как монахи завершили с едой, к приему пищи приступают все остальные. Обед проходит по такой же схеме.

После полудня монахам запрещено употреблять пищу, они могут пить только травяные настои, воду, молоко.

Монахи не должны заботится о хлебе насущном, их задача медитировать, изучать учение Будды, а общество должно обеспечить их всем необходимым.

К сожалению современность очень далека от тех условий, когда Буддизм зарождался на территории Индии и сейчас ко многим запретам монахи относятся легкомысленно. Не редкость, когда можно увидеть монаха с сигаретой.

В туристических местах часто от буддийских монастырей остались одни атрибуты и там давно балом правят деньги. Многие молодые люди относятся к уходу в монастырь, как обязанности, “так надо”.

Но все же Буддизм на территории Таиланда это не просто религия, это движущая сила, это философия, которая делает тайцев улыбчивыми, добрыми.

Храмовый ребенок

Часто в буддийских монастырях можно увидеть мальчиков в монашеских одеждах, называть их монахами неправильно, но кто жэ они? Это понятие с тайского языка можно перевести, как храмовый ребенок.

Жизнь в буддийском монастыре для мальчика в сельской местности является почти обязательной и через это проходят многие. За время проживания в монастыре юные служители Буддизма получают знание о религии, в них воспитывается дисциплина, т.к. жизнь в монастыре к этому обязывает, и назвать ее легкой и веселой не получается.

… а меня не взяли.

Рано утром перед рассветом, храмовый ребенок должен подготовить чашу для подаяний и другие атрибуты для монахов, которые отправляются для сбора подаяний по окрестным деревням. В дальнейшем храмовые дети помогают нести собранную пищу в буддийский монастырь. По возвращении в храм, храмовый ребенок, совместно с послушниками, готовит еду и накрывает стол для монахов.

Монахи и монахи-ученики носят похожие одежды и могут быть примерно одного возраста, иногда даже трудно определить кто перед вами стоит.

Тем не менее, есть много различий между ними, а именно:

  • Монахи соблюдают 227 заповедей,
  • Новички соблюдают только 10 заповедей.
  • Монахи-Ученики не могут выполнять некоторые важные обряды, принимать участие в важных буддистских церемониях монахов, а так же носить Sanghati – одежду, которая обычно носится через плечо.

Жизнь храмового ребенка, чем-то похожа на жизнь домработницы,  только домработница получает за свой труд деньги, а храмовый ребенок нет. Напротив, он трудится за бесплатное питание и проживание. В удаленных буддийских монастырях, которые окружены только бедными деревнями тайских фермеров,  даже пища для монахов и послушников предлагается в довольно ограниченном количестве.

Очень часто в буддийский монастырь мальчиков отдают бедные крестьяне, которые считают, что лучше послать своих сыновей в буддийский монастырь, где они могут получить бесплатное питание и проживание, постигнут учение Будды, а также это благоприятно отразится на карме родителей. Но в некоторых случаях мальчики из хорошо обеспеченных семей так же отправляются в монастырь, для того чтобы монахи, дали им нравоучения и научили их быть дисциплинированными и хорошими буддистами.

Буддизм и женщина в Таиланде

 Хоть и в некоторых течениях Буддизма женщине позволяется уйти в монахини, но в Таиланде женщина не может стать буддийским монахом. Хотя существует целый свод правил и запретов для женщин, их даже больше чем у монахов-мужчин – 311. В Таиланде, недалеко от Бангкока, в провинции Накхон Патхом есть женский буддийский монастырь, но официальная Сангха его не признает.

Женщина в Таиланде может быть послушницей при буддийском монастыре, он атак же сбривает волосы, брови, но носит белые одежды. При этом на плечи послушниц ложится большая часть бытовой работы – уборка помещений, мытье посуды и т.д.

Распространенные заблуждения о Буддизме

  • Одежда монахов отличается по цвету в зависимости от их статуса.

Словарь используемых буддийских терминов

Как правильно – буддистский или буддийский?

Буддийский – это прилагательное образованное от существительного Буддизм

Буддистский – это прилагательное образованное от существительного Буддист

И тот и другой вариант является правильным в зависимости от контекста.

Сангха – монашеская община

 

Источник: https://bibliothai.ru/country/kultura/buddizm-v-tailande.html