Тайны древнего буддийского храма в Бурятии

Содержание скрыть

Память оживляет даже камни прошлого, и даже в яд, выпитый некогда, подливает капли меда – хоть и принадлежит цитата известному пролетарскому писателю Максиму Горькому, но именно она приходит на ум в Табангут-Ичетуйском дацане «Дэчен Рабжалин», когда ширээтэ Баир лама Чагдуров берет с алтаря на руки потемневшую от времени небольшую статуэтку Будды Шакьямуни. Когда-то она, наверное, сияла золотом с домашнего или храмового алтаря. Но что для Просветленного этот внешний лоск! – В неисчислимых мирах появление и исчезновение бесчисленных будд это только иллюзорное представление ради пробуждения и освобождения тех живых существ, что все еще спят в океане сансары. А на нас же, живых существах, рожденных в своей сути с природой Будды, но отдающихся обману опасных для жизни деяний, все еще толстый слой «загрязнений». 

Возвращение реликвий

Эту и две фигуры учеников Будды местные жители приметили под камнем в Шулэг обоо еще до восстановления дацана, свое укрытие там священные реликвии нашли, наверное, еще в те времена, когда безбожники в 1930-х годах разрушали буддийские храмы, уничтожали культовые предметы.

Эти бронзовые изваяния пережили опасное и смутное время, но сохранились. Возможно, кто-то из местных жителей, остававшихся чистыми среди моря грязи, тайком посещал это место, делал скромные подношения и возносил молитвы, чтобы они могли вернуться снова к верующим.

Баир лама говорит, что статуэткам требуется реставрация. 

Мальчишки, приехавшие из районного центра села Петропавловка, щелкают кадры на своих смартфонах, охотно слушая настоятеля дацана.

Тот достает из необычного футляра еще одну реликвию, которая словно сама пожелала оказаться в Табангут-Ичетуйском дацане, – «далгын сомо» – старинную ритуальную стрелу  с шелковыми лентами и изображением Жамсаран сахюусана.

Ее, считающуюся символом жизненной силы, привез сюда человек, который впоследствии стал нижнеичетуйским зятем – в трудный жизненный период эта реликвия попала к нему. 

Так возвращаются в наше время святыни в родные пенаты. Две бронзовые буддийские чаши для подношений разрыли из-под земли свиньи с соседней отары, эти старинные предметы явно принадлежали дацану до его разрушения – их передал ламам житель Нижнего Ичетуя Бато Мункуев. Колокольчик и ваджру в дацан вернул Базаржаб убгоо, некогда бывший хувараком в этом дацане. 

Табангуты, считающиеся самым смелым и воинственным бурятским родом, переселившиеся в начале ХVIII века из Монголии, основали свой дацан здесь в 1773 году. В дореволюционное время в дацане было пять дуганов: Цогчен, Гунриг, Сахюусан, Майдар.

В штате дацана состояло около 115 лам и хувараков, к числу которых относились 14 лам оттока и 16 казачьих комплект-лам. По данным летописи 1833 года, дацан посещали 535 человек, из них к числу казаков относились 290.

Когда Баир лама показывает на алтаре фотографии лам, которые в лучшие времена служили в Табангут-Ичетуйском дацане, мальчишки вопрошают: а где они сейчас? Им еще невдомек, что люди достигают предела в этой жизни, может, кому-то из тех лам с фотографий довелось стать жертвой воинствующих безбожников или пройти через испытания ссылкой в лагерях. Кто знает, может, вернулись или возвращаются те безвестные ламы, чтобы возрождать былую славу своих предшественников. 

Известно, что в этом дацане давал посвящение Калачакры Галсан-Содбо гэгээн из Внутренней Монголии – воплощение Очирдари, считающегося хранителем тела Будды.

В 1872 году ширээтэ лама Ичетуйского дацана Чойдок Цыдыпов, которому приписывают составление большого сочинения «Прояснение этапов путей и прочее» и перевод на монгольский язык труда лхарамба ламы Алакши Дандара «Поучения о мирских радостях»,  претендовал на должность Пандито Хамбо ламы. Большим авторитетом пользовался в свое время ширээтэ дацана Тунгалаг Данжин Шолхойн, в подчинение которого входил глава хоринского Анинского дацана Гелун Шираб Малахайн.

В свое время в дацане хранились хроники, родословные многих родов, книги нравоучительского характера, произведения Востока, также имелся здесь многотомный свод буддийских сочинений Ганджур и Данджур.

На алтаре сегодня заняла место старинная фотография трехэтажного Табангут-Ичетуйского дацана, демонстрирующая его красоту и величие. Эти бесценные свидетельства прошлого раздобыл уроженец этих мест Шагжитаров Булат Цыденжапович.

Со временем, возможно, вернутся из небытия еще много свидетельств истории, новые старые имена тех, кто на джидинской земле нес людям Учение Будды. 

Смутное время

В 1930-х годах советская власть перешла к прямым репрессиям против церкви, дацанов, служителей культа. В те страшные годы, по сохранившимся свидетельствам, изрубили Дагба ламу топором прямо на крыльце дацана. Зурхайч лама Чойбон, спрятав свои драгоценности, буддийские книги возле подножия горы Бурханта, бежал в Монголию, даже не успев распрощаться со своим братом Доржи. 

В Нижнем Ичетуе не оставляет никого равнодушным история жизни гэбшэ ламы Галдана Лудуповича Зандеева, который стал связующим звеном между прошлым и настоящим.

Он родился в 1899 году в прекрасной долине под названием Холой. Мальчиком с отроческих лет его отдали хувараком в дацан «Дэчин Рабжилинг».

Дослужившись до высокого духовного звания гэбшэ ламы, во время ликвидации всех дацанов он вынужден был бежать в Монголию. Осенью 1933 года его вместе с братом Дамби задержали на границе.

Из Заудинской тюрьмы по решению суда Галдана отправили в ссылку, а его брата из-за болезни оставили в тюрьме. 

Долгие 20 лет Галдан Лудупович жил в Коми АССР. После окончания срока ссылки он боялся приехать на родину, да и не знал, живы ли его родные. До 1952 года он пас коров, коз и жил этими заработками. 

Лишь в 1952 году решил написать письмо и узнать про своих родных. Летом 1952 года его родные получили письмо и тут же отправили вызов. Вернувшись в родные края, он прожил с родными 28 лет. Жил счастливо среди детей своих племянников и помогал в воспитании их детей. Галдан Лудупович умер в возрасте 82 лет. 

Возрождение Ичетуйского дацана

Новую историю Табангут-Ичетуйского дацана можно исчислять с 17 мая 2008 года. В этот день к джидинцам приехал Хамбо лама Дамба Аюшеев.

Сюда же в местность Жаргаланта недалеко от Нижнего Ичетуя прибыли настоятель Сартуул-Гэгэтуйского дацана Чингис лама, оттуда же Аркадий лама, настоятель Атаган-Дырестуйского дацана Барадий лама, настоятель Сартуул-Булагского дацана Баяржаб лама. Им вместе с Баир ламой предстояло принять решение о строительстве дацана.

Хамбо лама приехал на джидинскую землю не с пустыми руками, а с какой-то картой. Поставив лам перед собой, он устроил для них настоящую проверку по ориентированию на местности. 

Находится ли на южной стороне от нас Бурханта обоо? – Находится, – следовал ответ.

Есть ли на западной стороне священное место Шулэг баабай? – Да, есть. Это священная гора, на которой поклоняются казаки. Хозяин этих мест носит погоны.

Уходившие на военную службу поднимались поклониться на обоо перед дальней дорогой и, как гласит предание, живыми возвращались домой. На северной стороне должно быть обоо Жаргаланта – и оно испокон веков на том же месте.

Есть ли на северо-востоке обоо Гозогор? Протекает ли по западной стороне речка Ичетуй. 

Когда были подтверждены все координаты, Хамбо лама удостоверился, что именно в этом месте находился Табангут-Ичетуйский дацан и дал команду ламам разойтись, чтобы открыть каждому свой «третий глаз». Позже расставил их по четырем точкам, где вбили колышки – так определили очертание нынешней территории дацана. В этот день был проведен специальный молебен.

На обозначенной территории ламам удалось обнаружить сохранившиеся камни фундамента старого Цогчен дугана. От него по всем канонам расположения дуганов удалось определить место для строительства Сахюусан дугана. У каждого дацана есть свои защитники-сахюусаны. Когда начинают строить дацан, в первую очередь возводят сахюусан дуган.

Тогда дацан обретает своего защитника, и все дальнейшие действия проходят под его защитой. 

13 июня 2008 года был заложен ритуальный сосуд бумбэ дацана Дэчин Рабжилинг в Жаргалантуе. 

Мальчик хочет в дацан

Когда было определено местонахождение нынешнего Табангут-Ичетуйского дацана, Баир лама обнаружил, что дом, где он рос мальчишкой на гурте вместе со своей семьей, как раз вписывается в его границы. Мама одного рода с первым бурятским ученым Доржи Банзаровым в советское время работала заведующей.

Ей хватало общественных забот.  Дети на гурте, как вспоминает Баир лама, не доставляли проблем со здоровьем, росли крепкими. Они тогда не знали, что именно в этом месте находился дацан, но что удивительно, будучи совсем еще маленьким, в 6-7 лет, он говорил, что станет ламой.

Недавно в одной семье, где он проводил молебен, ему напомнили об этом. Хозяйка дома стала спрашивать у мужа, помнит ли он, как однажды они, молодожены, увидев купающегося в луже Баира спросили: кем он хочет стать, когда станет взрослым.

Тогда ответ мальчишки поразил их, ведь в те коммунистические времена никто не мог ожидать этого. 

Как и все дети своего времени Баир лама в школьные годы успел стать октябренком, потом – пионером. Все-таки желание стать священнослужителем было на самом деле, кто знает, может, это было его кармическое предназначение.

После окончания школы Баир Чагдуров поступил хувараком в Сартуул-Гэгэтуйский дацан, где в течение года постигал азбуку тибетского языка и основы буддизма.

Тогда бывший настоятелем дацана Матвей Рабданович Чойбонов отправил своего ученика в Буддийский университет при Иволгинском дацане. Хамбо лама Дамба Аюшеев лично принял представителя 1-го табангутского рода.

На первом курсе Баира определили старостой института, где учились около ста человек – эту ответственность он нес три года. Ему приходилось строго спрашивать и со старшекурсников, если они нарушали устав учебного заведения.

После 5 лет учебы он был направлен в качестве ламы обратно в Сартуул-Гэгэтуйский дацан. Оттуда через три года Хамбо лама перевел его в Бултумурский дацан 2-го табангутского рода.

Через год ему было сказано вернуться на родину, чтобы возрождать Табангут-Ичетуйский дацан. Весной 2008 года в Нижнем Ичетуе в школе состоялось большое собрание. Жители села активно поддержали инициативу строить дуган на старом месте.

Буквально за три месяца они сумели поставить дуган, дом для ламы. Уже на Сагаалха здесь проводили обряд очищения Дугжууба.

Источник: http://asiarussia.ru/articles/19954/

Буддийский монастырский комплекс в Бурятии — Иволгинский дацан

Иволгинский дацан – крупный буддийский монастырский комплекс, центр буддизма РФ, резиденция Пандито Хамбо-ламы.

Находится в населенном пункте Верхняя Иволга, в пределах Иволгинского района Бурятии.

Иволгинский дацан – крупный буддийский монастырский комплекс, центр буддизма РФ, резиденция Пандито Хамбо-ламы.

Находится в населенном пункте Верхняя Иволга, в пределах Иволгинского района Бурятии, примерно в 36 км к западу от Улан-Удэ.Иволгинский дацан – наиболее известный буддийский монастырь Бурятии.

Он привлекает многочисленных паломников и туристов, которые приезжают сюда не только со всей России, но и из других стран.

Здесь ежедневно проводятся ритуалы, а по религиозным праздникам – соответствующие службы. Иволгинский дацан является местом пребывания довольно необычной святыни – нетленного тела Хамбо-ламы Итигэлова.

Основание Иволгинского дацанаБуддизм распространился по Бурятии в XVII столетии. Он был принесен в эти края монгольскими ламами. До революции 1917 года в России имелось более 35 дацанов, из которых 32 – в тогдашней Забайкальской области, занимавшей большую часть современной Бурятии и Забайкальского края.

Однако, затем настали трудные времена. К 1930 годам буддизм в нашей стране был почти полностью искоренен. Почти все дацаны были разрушены, а монахов отправили в тюрьмы, ссылки и на каторжные работы. Сотни лам были расстреляны. Ситуация стала меняться к лучшему лишь к середине 1940 годов.

Весной 1945 года Совет народных комиссаров Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республики выпустил постановление. Этим постановлением разрешалось основание нового дацана.Местные буддисты стали собирать деньги и предметы культа.

На те средства, которые удалось собрать, в месте, известном как Ошор-Булаг, буквально посреди чистого поля построили первый храм. В декабре 1945 года здесь впервые провели открытую службу. В 1951 году были выделены земли под строительство монастыря, тогда тут выстроили дома для проживания лам и некоторые хозяйственные постройки.

В 1970 годах осуществлялось возведение почти всех существующих сегодня храмов дацана. В 1991 году в пределах монастыря открыли Буддийский университет. Сегодня в нем проходят обучение больше ста монахов.

Читайте также:  Буддисты – вегетарианцы или нет? питание монахов разных школ

В 2002 году в Иволгинский дацан было помещено нетленное тело Пандито Хамбо-ламы XII Итигэлова. Для хранения этой буддийской реликвии был возведен новый храм, куда в 2008 году и поместили тело Учителя.

В состав дацана входят 10 храмов. Имеется также ряд других зданий и сооружения – резиденция действующего Хамбо-ламы Аюшеева, библиотеки, учебные корпуса, оранжерея, гостиница, разные хозяйственные и жилые строения, информационный центр.

Хамбо-Лама Итигэлов был духовным лидером буддистов Бурятии. По имеющимся данным он появился на свет в 1852 году в пределах нынешнего Иволгинского района.Родители Итигэлова умерли, когда он был еще ребенком. В возрасте пятнадцати лет он пришел в Анинский дацан, а затем более 20 лет занимался там изучением буддизма.

В дальнейшем Итигэлов проявил себя как религиозный деятель. В 1904 году он стал настоятелем одного из дацанов Бурятии, а в 1911 году его выбрали XII Пандито Хамбо-ламой.Принято полагать, что в июне 1927 года Итигэлов ушел в нирвану, предварительно дав указания монахам взглянуть на его тело семьдесят пять лет спустя.

Он был погребен в саркофаге из кедра сидящим в позе лотоса, так как пребывал в этом положении во время своего ухода. Тело Итигэлова дважды тайно осматривалось ламами – в 1950-х и 1970-х годах. В ходе осмотров ламы пришли к заключению, что оно не изменилось.

В сентябре 2002 года Хамбо-лама Аюшеев совместно с рядом других лиц вытащили куб с телом Итигэлова и препроводили его в Иволгинский дацан.В 2008 году тело Учителя перенесли в возведенный для этого храм. Оно почитается как святыня буддизма.Новый храм был выстроен по чертежам Дэважин-дугана Янгажинского дацана.

Дэважин-дуган в 1906 году спроектировал и возвел сам Итигэлов, однако этот храм был разрушен в 1930-х в ходе преследований буддистов.Тайна сохранности тела Хамбо-ламы – загадка для ученых.

После поднятия тела были взяты некоторые элементы биологических тканей, но уже в 2005 году любые дальнейшие анализы были запрещены Аюшеевым. Данные лабораторных исследований показали, что ткани не омертвели.

Монахи, ухаживающие за телом, утверждают, что у него изменяется температура и даже появляется испарина на лбу. Увидеть Нетленного Учителя и поклониться ему можно восемь раз в году, во время важных религиозных праздников.

Источник: https://www.colors.life/post/1204895/

Иволгинский дацан

На бурятских степных просторах у населённого пункта Верхняя Иволга расписной шкатулкой выделяется Иволгинский дацан – буддистское сердце России. Несмотря на его короткую историю, ещё не обросшую красивыми легендами, место считается магическим и священным для 3 миллионов буддистов огромной страны.

Дацан – это буддистский бурятский монастырь, включающий в себя не только храмы, но и университет. Такое название святыни прижилось только в России, поскольку здесь буддизм довольно долго был изолирован от внешних влияний. В классическом понимании дацан – это факультет, на котором изучают философию и медицину.

В Россию религия Будды попала из Монголии с помощью кочевников в XVII веке и прочно обосновалась в Забайкалье, где господствовал шаманизм. Основные принципы новой веры – гармония с собой и окружающим миром – не только не противоречили привычной культуре, но и расцвели здесь новыми красками.

Несколько десятков дацанов были открыты для верующих, развивалось изучение тибетского языка, главы монастырей – ламы – назначались генерал-губернаторами. Отчасти это было связано с политическими интересами Российской империи на Востоке.

Революция всё изменила: служители были арестованы, храмы закрыты и разорены, к 1940 году буддизм окончательно ушёл в небытие.

Но молитвы представителей всех конфессий, очевидно, были услышаны в 1945 году – вождь внезапно смягчился по отношению к «опиуму для народа» и позволил, в частности, вернувшимся из лагерей и ссылок буддистам построить храм в месте под названием Ошор-Булаг. Поговаривают, что сыграла свою роль переданная на нужды красной армии сумма денег, собранная ламами.

Строили новый монастырь на болотистой местности. Сначала это был простой деревянный дом, подаренный общине зажиточной бурятской семьёй.

Первая служба с соблюдением всех необходимых обрядов прошла в 1945 году, а в 1948 году был возведён первый факультет философии.

Остальные сооружения – Согчен дуган (главный соборный храм), Чойра дуган, Деважен дуган, Джуд дуган, Сахюусан сумээ, Майдари сумээ, Маанин дуган, Ногоон Дари Эхэн сумээ, Гунрик дуган, дуган Зелёной Тары – были открыты в 1970-х годах.

Нарядный тибетский стиль храмов сразу привлекает внимание. В отличие от каменных дуганов на Тибете, бурятские святыни выполнены преимущественно из дерева и практически все имеют так называемую прихожую – зимы в Бурятии вьюжные. Жемчужина монастыря – дворец с нетленным телом одного из величайших подвижников XX века – хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова.

Будущий Учитель воплотился в 1852 году в Бурятии. Он рано остался без родителей и самостоятельно прошёл 300 км до Анинского дацана, где впоследствии стал послушником. Итигэлов постигал истину больше 20 лет, много учился и медитировал, чтобы в итоге стать Учителем Восточной Сибири.

В 1927 году он собрал возле себя приближённых и отдал последнее наставление навестить его через 30 лет, после чего сел в позу лотоса, прочитал молитву и впал в нирвану – как думалось, навечно. Внешнюю оболочку ламы поместили в кедровую бочку и, как было завещано, навестили через 30 лет.

Ученики были поражены: тело было нетленным, более того, у него подросли волосы и ногти. Итигэлова вновь похоронили. В следующий раз его покой потревожили в 2002 году, на этот раз, вместе с учёными. Они взяли анализы, образцы ткани и волосяного покрова. Результат был ошеломительным: ткани не омертвели.

Скептицизм исследователей пытался выдать множество объяснений, но монахи знали ответ. Они спокойно извлекли тело и перенесли его во Дворец, самую красивую постройку на территории монастыря.

С тех пор паломники со всего земного шара приезжают поклониться внешней оболочке двенадцатого Пандито хамбо-ламы, искренне веря, что он слышит каждую их просьбу.

Жизнь в этом благословенном месте протекает на удивление мирно. Ароматы благовоний окутывают помещения, шелестят лоскутки ткани на дереве, крутятся барабаны хурдэ с мантрами, а монахи монотонно шепчут слова молитв, сказанные Буддой 2500 лет назад.

Читайте также статьи о статуе Будды в Гонконге и другой буддийской реликвии – храме Махабодхи в Индии.

В этнографическом парке-музее «ЭТНОМИР» всегда рады гостям. Приезжайте гулять по парку, расширять кругозор, восполнять пробелы в знании своей и других стран!

Уникальная галерея «Путешествие по России», расположившаяся вдоль северного фасада 7 павильона Улицы Мира «Вокруг света», знакомит с каждым регионом прекрасной, многоликой, необъятной России. Все 85 субъектов федерации представлены информативно и красочно. Информационный щит «Республика Бурятия» – иллюстрированный рассказ о достопримечательностях края:

  • Баргузинский заповедник;
  • Иволгинский дацан;
  • Музей истории Бурятии в Улан-Удэ;
  • традиционный бурятский костюм;
  • байкальская нерпа, манул, краснокнижный сибирский козёл, баргузинский соболь;
  • сопка Баин-Тогод, Долина потухших вулканов, бухта Аяя, Ининский сад камней;
  • Одигитриевский собор в Улан-Удэ и другие объекты.

Источник: https://ethnomir.ru/articles/ivolginskiy-datsan/

Буряты: вероисповедание, храмы и монастыри. Шаманизм, буддизм и православие в Бурятии

Духовное развитие 20 апреля 2018

Культура и вероисповедание бурят представляют собой синтез восточных и европейских традиций.

На территории Республики Бурятия можно встретить и православные монастыри, и буддийские храмы, а также побывать на шаманских ритуалах.

Буряты – колоритный народ с интересной историей, которая развивалась на берегу величественного Байкала. О религии и традициях бурятского народа пойдет речь в нашей статье.

Кто такие буряты?

Этот этнос проживает на территории Российской Федерации, Монголии и Китая.

Больше половины от общего числа бурят проживает в России: в Республике Бурятия, в Иркутской области (Усть-Ордынский округ), Забайкальском крае (Агинский округ). Встречаются и в других районах страны, но в меньшем количестве.

Буряты – это древнейшая народность Байкальского региона. Современные генетические анализы показали, что их ближайшими родственниками являются корейцы.

По одной из версий, название народа произошло от монгольского слова «бул», означающего «охотник», «лесной человек». Так древние монголы называли все племена, жившие на берегах Байкала. Долгое время буряты находились под влиянием ближайших соседей и на протяжении 450 лет выплачивали им налоги. Близость с Монголией способствовала распространению буддизма в Бурятии.

История возникновения народности

Буряты произошли из различных монгольских племен и в начале своего становления (XVI-XVII века) состояли из нескольких родовых групп. Новый толчок в развитии этноса наступил с приходом в Восточную Сибирь первых русских поселенцев.

С присоединением прибайкальских земель к Российскому государству в середине XVI века часть бурят переселилась в Монголию. Позже произошел обратный процесс, и до начала XVIII века они вернулись в свои родные земли.

Существование в условиях российской государственности привело к тому, что бурятские племена и группы стали объединяться благодаря социальному и культурному взаимодействию. Это привело к образованию нового этноса в конце XIX века.

Самостоятельная государственность бурят (Бурят-Монголия) начала формироваться в первой половине XX века. В 1992 году в составе Российской Федерации была образована Республика Бурятия, Улан-Удэ стал ее столицей.

Видео по теме

Верования

Буряты долгое время находились под влиянием монгольских племен, потом последовал период Российской государственности. Это не могло не отразиться на вероисповедании бурят. Как и многие монгольские племена, изначально буряты были приверженцами шаманизма.

Для этого комплекса верований используют и другие термины: тенгрианство, пантеизм. А монголы называли его «хара шашын», что означает «черная вера». В конце XVI века в Бурятии получил распространение буддизм. А с середины XVIII столетия стало активно развиваться христианство.

На сегодняшний день эти три религии бурят гармонично сосуществуют на одной территории.

Шаманизм

У местного народа всегда было особое отношение к природе, что нашло отражение в их древнейшей вере – шаманизме. Они почитали Вечно Синее Небо (Хухэ Мунхэ Тэнгри), которое считалось верховным божеством. Природа и природные силы считались одухотворенными.

Шаманские ритуалы проводились у определенных объектов на открытом воздухе, чтобы достичь единства между человеком и силами воды, земли, огня и воздуха. Тайлаганы (ритуальные празднества) устраивались на близлежащих к озеру Байкал территориях в особо почитаемых местах.

Через жертвоприношения и соблюдение определенных правил и традиций буряты воздействовали на духов и богов.

Шаманы были особой кастой в общественной иерархии древних бурят. Они сочетали в себе мастерство целителя, психолога, манипулирующего сознанием, и сказителя. Стать им мог только тот, у кого были шаманские корни. Обряды производили сильное впечатление на зрителей, которых собиралось до нескольких тысяч.

С распространением буддизма и христианства шаманизм в Бурятии начал притесняться. Но это древнее верование, лежащее в основе мироощущения бурятского народа, не могло быть уничтожено полностью. Многие традиции шаманизма сохранились и дошли до наших дней.

Духовные памятники того периода, в частности сакральные места, являются важной частью культурного наследия бурятского народа.

Буддизм

Жители западного побережья Байкала оставались приверженцами этого вероисповедания, буряты же, жившие на восточном берегу, обратились к буддизму под влиянием соседей-монголов.

В XVII веке из Тибета через Монголию в Бурятию проникает ламаизм – одна из форм буддизма. Как следует из названия, в этом религиозном направлении большая роль уделяется ламам. Они почитались как учителя и проводники на пути к просветлению.

Читайте также:  Будда майтрейя – когда ожидать его появления в мире людей?

Для этой новой для бурят религии характерна особая пышность церемоний. Обряды проводятся по строгим правилам. Ярким примером является ритуал цам-хурал. Этот театрализованный обряд богослужения включал исполнение священных танцев и показ пантомим.

Преданность шаманизму среди бурят была настолько велика, что даже в ламаизм они привнесли такие атрибуты древнего верования, как одухотворение природных сил и почитание духов-хранителей рода (эжинов). Вместе с буддизмом в Бурятию приходит культура Тибета и Монголии.

В Забайкалье прибыло более 100 тибетских и монгольских лам, начали открываться дацаны (буддийские монастыри). При дацанах функционировали школы, издавались книги, развивалось прикладное искусство.

А также они были своеобразными университетами, которые готовили будущих священнослужителей.

1741 год считается поворотным в истории становления буддизма как вероисповедания бурят. Императрица Екатерина Петровна подписала указ, признававший ламаизм одной из официальных религий на территории России. Официально был утвержден штат из 150 лам, который освобождался от уплаты налогов. А дацаны становились центром развития тибетской философии, медицины и литературы в Бурятии.

https://www.youtube.com/watch?v=rg7lkwIDodo

На протяжении почти двух столетий ламаизм активно развивался, обретая все больше последователей. После революции 1917 года, когда к власти пришли большевики, начался период упадка буддийской традиции бурят.

Дацаны были закрыты и разрушены, а ламы репрессированы. Только в 1990-х годах началось возрождение буддизма. Было построено 10 новых дацанов.

Однако еще в 1947 году недалеко от столицы Бурятии Улан-Удэ был основан Иволгинский дацан, и снова заработал Агинский.

Сейчас Республика Бурятия является центром буддизма в России. В Эгитуйском дацане находится статуя Будды, сделанная из сандалового дерева. Для нее даже было построено помещение, в котором поддерживается определенный микроклимат.

Буддийские храмы и монастыри

Буряты были кочевниками. Жили они, как и многие тюркские племена, в юртах. Поэтому изначально у них не было постоянных храмов. Дацаны располагались в юртах, обустроенных специальным образом, и «кочевали» вместе с ламами. Первый стационарный храм, Тамчанский дацан, был построен в конце XVI века. Монастыри делятся на несколько категорий:

  • Дуган – монастырский храм, название произошло от тибетского слова, означающего «зал собраний».
  • Дацан – у бурят означает «монастырь», а в Тибете так называли учебные факультеты при крупном монастыре.
  • Хурул – так называют все буддийские храмы калмыков и тувинцев. Название произошло от монгольского «хурал», что означает «собрание».

Интересна архитектура буддийских монастырей и храмов Бурятии, в которой прослеживаются 3 стиля:

  • Монгольский стиль – представлен строениями, напоминающими юрты и шатры. Первые храмы были передвижными и располагались во временных сооружениях. Стационарные храмы сначала строились в виде шести- или двенадцатиугольных зданий, а затем стали квадратными. Крыши выполнялись в форме, напоминающей верхушку шатра.
  • Тибетский стиль – характерен для ранних буддийских храмов. Архитектура представлена прямоугольными сооружениями с белыми стенами и плоской крышей. Храмы, выполненные в чисто тибетском стиле, встречаются нечасто.
  • Китайский стиль – предполагает роскошное убранство, одноэтажные постройки и двускатные крыши, выполненные из черепицы.

Многие храмы построены в смешанном стиле, например, Агинский дацан.

Иволгинский монастырь

Этот дацан был основан в 1947 году в 40 км от Улан-Удэ. Он служил резиденцией Духовного управления буддистов России. В дацане находится священная статуя Будды и трон далай-ламы XIV. Каждый год в храме проводятся крупные хуралы. В начале весны празднуется Новый год по восточному календарю, а летом – праздник Майдари.

Иволгинский храм знаменит тем, что там хранится нетленное тело ламы Итигэлова. По легенде, в 1927 году лама завещал своим ученикам осмотреть его тело через 75 лет, затем сел в медитацию и ушел в нирвану.

Его похоронили в той же позе в кедровом кубе. Согласно завещанию в 2002 году куб был открыт, а тело осмотрено. Оно было в неизменном состоянии.

Были проведены соответствующие обряды и ритуальные действия, а нетленное тело ламы Итигэлова перенесено в Иволгинский дацан.

Агинский монастырь

Этот буддийский дацан был построен в 1816 году и освещен ламой Ринченом. Комплекс представляет собой главный храм и 7 малых сумэ. Агинский дацан известен тем, что с момента основания в нем ежедневно по 4 раза совершался Маани хурал (поклонение Бодхисаттве Арья Бала).

В монастыре печатались книги по философии, медицине, логике, астрономии и астрологии. В конце 1930-х храм был закрыт, некоторые здания были частично разрушены, а некоторые были заняты под военные и светские нужды.

В 1946 году Агинский монастырь был снова открыт и действует до сих пор.

Гусиноозерский монастырь

Другое название – Тамчинский дацан. Изначально не был стационарным, а располагался в большой юрте. В середине XVIII века был построен первый храм на постоянном месте. А спустя почти 100 лет монастырский комплекс состоял уже из 17 храмов.

С начала XIX и до середины XX века Тамчинский дацан был главным монастырем Бурятии, которая в то время называлась Бурят-Монголия. Постоянно там проживало 500 лам, и еще 400 были приходящими.

С приходом к власти большевиков дацан был упразднен, как и многие другие религиозные объекты. Его здания заняли под нужды государства. Там располагалась тюрьма для политзаключенных.

В конце 50-х годов XX века Гусиноозерский дацан был признан памятником архитектуры и начались работы по его реставрации. Снова открыл храм свои двери для верующих в 1990 году. В этом же году он был освящен.

В дацане хранится памятник, представляющий высокую историческую и культурную ценность. Это так называемый «оленный камень», возраст которого, по данным археологов, составляет 3,5 тыс. лет. Свое название этот камень получил из-за изображений мчащихся оленей, которые высечены на нем.

Христианство

В 1721 году была создана Иркутская епархия, с которой и началось распространение православия в Байкальском регионе. Особого успеха миссионерская деятельность достигла у западных бурят.

Там получили распространение такие праздники, как Пасха, Рождество, Ильин день и др.

Активному продвижению православия в Бурятии препятствовала приверженность местного населения шаманизму и развивающемуся буддизму.

Российская власть использовала православие как способ влияния на мировоззрения бурят. В конце XVII века началось строительство Посольского монастыря (на фото выше), что способствовало укреплению позиции христианской миссии.

Использовались и такие методы привлечения последователей, как освобождение от уплаты налогов в случае принятия православной веры. Поощрялись межэтнические браки между русскими и коренным населением.

К началу XX века около 10% от общего количества бурят были метисами.

Все эти усилия привели к тому, что к концу XX века насчитывалось 85 тыс. православных бурят. Затем последовала революция 1917 года, и христианская миссия была ликвидирована. Активные деятели церквей были расстреляны или сосланы в лагеря. После окончания Второй мировой войны началось возрождение некоторых храмов. А официальное признание православной церкви произошло только в 1994 году.

Селенгинский Троицкий монастырь

Открытие храмов и монастырей всегда было важным событием в укреплении христианства. В 1680 году по указу царя Федора Алексеевича было поручено построить на берегу реки Селенги монастырь и сделать его центром православной миссии в регионе.

Новая обитель получила поддержку в виде казенных средств, а также денег, книг, утвари и одежды от царя и знати. Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь владел землями, рыболовными угодьями, вотчинами. Вокруг обители стали селиться люди.

Как и планировалось, монастырь стал средоточием православной веры и образа жизни в Забайкалье. Почиталась обитель среди населения близлежащих сел за то, что в ней хранилась икона чудотворца Николая Мирликийского. Монастырь посещали выдающиеся религиозные, политические и государственные деятели. В обители находилась обширная по тем временам библиотека из 105 книг.

В 1921 году Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь был закрыт. Его здания некоторое время занимал детский дом, а с 1929 по 1932 год монастырь пустовал. Затем здесь действовал пионерский санаторий, а позже – детская спецколония. За это время многие здания монастыря потеряли прежний облик, какие-то были разрушены. Только с 1998 года обитель стала возрождаться.

Старообрядчество

В середине XVII века на Руси началась церковная реформа. Менялись обряды, но не все были готовы к этим изменениям, что привело к расколу церкви. Несогласных с новыми реформами преследовали, и они вынуждены были бежать на окраины страны и за ее пределы.

Так появилось старообрядчество, а его последователей называли староверами. Они скрывались на Урале, в Турции, Румынии, Польше и в Забайкалье, где жили буряты. Староверы селились большими семьями в основном на юге Забайкалья. Там они возделывали землю, строили дома и церкви.

Насчитывалось до 50 таких поселений, 30 из которых существует и сейчас.

Бурятия – самобытный, колоритный регион с красивейшей природой и богатой историей. Чарующие чистейшие воды Байкала, буддийские храмы и священные места шаманов привлекают людей, желающих окунуться в природную и духовную атмосферу края.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Духовное развитие
Какие воскресные молитвы читают на службе в храме и дома?

Когда идёт молитва, верующий склоняет голову в знак смирения и почтения, делает поясные и земные поклоны, может лежать ниц с головой, преклонённой до земли. Все эти поклоны при знании устава церкви верующий делает не …

Духовное развитие
Два памятника вознесения Господня – храм на Большой Никитской и церковь в Коломне

По истечении сорока дней после чудесного воскрешения из мёртвых взошёл Иисус со Своими учениками на Елеонскую гору, что вблизи Вифании, благословил их и вознёсся на небо, дабы воссесть одесную Отца Своего. С этого мом…

Духовное развитие
Храм Афанасия и Феодосия в Череповце освящён в честь святых – основателей города

В 2012 году в г. Череповце Вологодской области освятили вновь построенный храм святых Афанасия и Феодосия. С инициативой возведения церкви выступили в 2004 году жители города. Два года спустя при поддержке духовенства…

Духовное развитие
Воскресенская церковь (Форос): история храма и его описание

Воскресенская церковь (Форос) относится к числу самых выразительных крымских памятников архитектуры. Пожалуй, она является вторым по узнаваемости (после дворца “Ласточкино Гнездо”) символом всего южно…

Духовное развитие
Храм Бориса и Глеба в Дегунино – один из старейших в Московской области

Храм Бориса и Глеба в Дегунино, как и церкви во многих других местах России, посвящены детям великого князя Владимира. Знамениты они в первую очередь тем, что стали первыми русскими святыми. Канонизированы Борис и Гле…

Духовное развитие
Благочестивые князья Петр и Феврония. Храм Петра и Февронии в Ростове-на-Дону

Сегодня молодые супружеские пары или те, кто ищет свою половинку (или у кого есть огромное желание родить здорового ребенка), имеют возможность пойти в храм благоверных князей Петра и Февронии и искренне помолиться и …

Духовное развитие
Великомученица Варвара: храмы и иконы, названные в ее честь

Невозможно представить себе историю православия без присутствия в ней святых. Мужчины и женщины, старцы и совсем еще дети – великие страдальцы за Веру и Господа. Чьи-то имена всегда на слуху, кому-то верующие возносят…

Компьютеры
Как найти храм в джунглях в “Майнкрафт” и что в нем есть?

Как вы прекрасно знаете, в “Майнкрафте” огромную роль играет ваше умение создавать объекты, а также строить здания. Если вам это удается, то вам уже будет значительно легче выживать в этом мире. Естественно, игра не з…

Новости и общество
Греческая Афина: храмы и статуи богини. История, легенды и описание. Храм Афины-Паллады

Афина покровительствует стремящимся к познанию, городам и государствам, наукам и ремеслам, уму, сноровке, помогает молящимся ей повысить свою изобретательность в том или ином деле. В свое время являлась одной из самых…

Путешествия
Город Сочи: храмы и соборы

Читайте также:  Где находится лаос и почему стоит его посетить?

Город Сочи знают как самый крупный курорт на Черноморском побережье России и столицу зимней Олимпиады 2014 года. Но не всем известно, что за 180 лет существования города в нем было построено более 30 церквей и храмов,…

Источник: http://monateka.com/article/273989/

Буддийские святыни Буддийские памятники Бурятии Основные цели

Буддийские святыни Буддийские памятники Бурятии

Основные цели создания тура • развитие религиозного и историческопознавательного туризма; • пропаганда родного края, как туристского центра • улучшение социально-экономического положения региона.

В Бурятии находятся еще несколько уникальных памятников-раритетов буддизма, каких нет ни в каком другом регионе России и даже мира 1. нетленное тело бывшего хамбо-ламы Итыгилова в Иволгинском дацане, приобретенное после его 75 летнего пребывания в земле; 2. скульптура Авалокитешвары (бур.

Арьяа-Баала) в Челутаевском дацане Джидинского районв РБ; 3. восковые фигуры Агвана Доржиева – известного религ иозного и политического деятеля середины Х 1 Х – нач. ХХ вв. , учителя Далай-ламы Х 111; хамболамы Иролтуева; Далай-лам 13 -го и 14 -го в Ацагатском дацане; 4. 14 -метровая Ступа «Джарун-Хашур» в Кижингинском р-не 5.

8 -метровая скульптура Будды из кедра в Кижингинском р-не

План маршрута • Посещение нетленное тело бывшего хамбо-ламы Итыгилова в Иволгинском дацане, приобретеное после его 75 -летнего пребывания в земле; • Восковые фигуры Агвана Доржиева – известного религиозного и политического деятеля в Ацагатском дацане; • 14 -метровая Ступа «Джарун-Хашур» в Кижингинском р-не • 8 -метровая скульптура Будды из кедра в Кижингинском р-не • Скульптура Авалокитешвары (бур. Арьяа-Баала) в Челутаевском дацане Джидинского районв РБ;

Немного истории Буддийское искусство Бурятии представляет собой уникальное явление мирового значения. Байкальский регион с древнейших времен был включен в этнокультурные процессы народов Сибири и Центральной Азии. С распространением буддизма в XVIII в.

на территории Забайкалья развиваются новые виды искусства: храмовая архитектура, скульптура, танка, музыка. Распространяясь на территории Забайкалья, буддийское искусство к этому времени представляло сплав индийских, тибето-монгольских традиций, испытавших влияние и китайской культуры.

На территории Забайкалья буддизм ассимилировался с бурятскими культурными традициями.

Распространение буддизма шло в Забайкалье из Тибета через Монголию. С 30 -х гг. XVII в. отмечены периодические посещения южного Забайкалья монгольскими ламами-проповедниками, проводившими религиозные обряды; в записках иностранных путешественников содержатся многочисленные примеры синтеза добуддийских верований и буддийской религии в жизненном укладе бурятских племен.

Иволгинский дацан • Одним из крупных религиозных, образовательных, а также художественных центров на территории Восточной Сибири является Иволгинский дацан.

На сегодняшний день он представляет наиболее полный и завершенный пример архитектурного ансамбля бурятских буддийских дацанов, по традиции воплощающий идею хото-мандала.

Иволгинский Цокчин дуган по своему объемнокомпозиционному строению и художественному решению является прямым продолжателем традиций бурятского буддийского искусства.

Ацагатский дацан • Шолотский, позднее Ацагатский дацан (с. Ацагат) был основан в 1825 году близ реки Шулуты и являлся одним из крупнейших и известных монастырей Бурятии. Позже дацан был перенесен на другое место.

Основной причиной переноса дацана было неудачное расположение его в низменной и отличавшейся сыростью местности.

При выборе места для сооружения храма принимались в расчет положение гор и скал, окружающих местность, вид самого места, отношение к нему близлежащих рек, колодцев и других водных источников.

Скульптура Авалокитешвары Мааниин дуган был открыт 13 ноября 2005 года. Он посвящен Будде сострадания и милосердия одиннадцатиликому Авалокитешваре (Арьяа Баала бур. ). Здесь ламы ежедневно проводят молебны во благо всех живых существ. Также проводятся молебны – зурган юроол, посвященные усопшим.

Спасибо за внимание

Источник: http://present5.com/buddijskie-svyatyni-buddijskie-pamyatniki-buryatii-osnovnye-celi/

Главные достопримечательности Бурятии: заповедники, дацаны и старообрядческие деревни :

Бурятия – это край уникальных природных заповедников, буддийских дацанов и цветущих горных долин. Именно в границах этого края расположена большая часть береговой линии Байкала – глубочайшего в мире озера и крупнейшего источника пресной воды.

Чем еще интересен регион? В нашей статье вы найдете информацию о самых значимых достопримечательностях Бурятии с фото и подробными описаниями.

Краткий очерк о Бурятии

Республика Бурятия – 15-й по площади субъект Российской Федерации, который был образован в 1923 году. Сегодня в его пределах проживает около 980 тысяч человек. Столица региона – город Улан-Удэ.

Республика расположена в южной части Восточной Сибири, юго-восточнее озера Байкал. Расстояние от Москвы до города Улан-Удэ составляет 5500 км. Климат в регионе резко континентальный, с теплым коротким летом и очень холодными зимами. За год здесь выпадает не более 250 мм атмосферных осадков.

В основе экономики Бурятии – машиностроение, металлообработка, золотодобыча, цветная металлургия и лесная промышленность.

Кроме того, в недалеком будущем у республики есть все предпосылки, чтобы стать мировым лидером так называемой водородной энергетики.

В Бурятии, на сегодняшний день, насчитывается шесть городов, 29 пгт и 615 сел. Административно территория региона разделена на 23 муниципальных района.

Достопримечательности Бурятии – это и уникальные природные заповедники, и старинные православные монастыри, и экзотические для русского человека дацаны (духовно-образовательные буддийские центры). В столице края работает несколько музеев с невероятно интересными и увлекательными экспозициями.

Лучшие достопримечательности Республики Бурятия (список)

В 2011 году Бурятию посетило 586,5 тысяч туристов, что принесло региональному бюджету свыше 100 миллионов рублей. Сюда приезжают не только российские граждане, но и путешественники с Китая, Монголии, Южной Кореи, Германии, Франции. Поток туристов в республику увеличивается с каждым годом примерно на 10-20%.

В регионе развивается экологический, лечебно-оздоровительный и культурно-познавательный туризм. Ниже мы составили для вас список из десяти самых интересных достопримечательностей Бурятии, которые стоит посетить обязательно. Это:

  • Иволгинский дацан.
  • Баргузинская долина.
  • деревня Тарбагатай.
  • Сретенский монастырь (женский).
  • Селенгинский монастырь (мужской).
  • священная гора Бурин-хан.
  • Долина вулканов.
  • загадочное озеро Таглей.
  • Чивыркуйский залив Байкала.
  • Музей истории Бурятии в Улан-Удэ.

Еще одна уникальная достопримечательность Бурятии, о которой непременно стоит упомянуть – забайкальские старообрядцы. Это самобытная старорусская культура, внесенная в Список нематериального наследия ЮНЕСКО. Ее центром считается село Тарбагатай, расположенное в одноименном районе республики.

Иволгинский дацан

Дацанами называют буддийские монастыри-университеты, реже – отдельные факультеты. Архитектура этих сооружений особенна: внешне они напоминают многоярусные ступенчатые пирамиды, сужающиеся кверху.

Иволгинский дацан – одна из главных достопримечательностей Бурятии, официальный центр буддизма в России. Он расположен в селе Верхняя Иволга, что в 35 километрах от Улан-Удэ. Разноцветные и необычные крыши этого храмового комплекса видны издалека.

Дацан в Верхней Иволге был построен в 1945 году, что удивительно по двум причинам: во-первых, только что завершилась изнурительная Вторая мировая война, а во-вторых, отношение к религии в сталинские времена было, мягко говоря, негативным. Колоритная особенность Иволгинского дацана в том, что почти все его здания выстроены из дерева.

Если вы планируете посетить это место, то вам следует узнать о некоторых правилах буддийского этикета. Так, в пределах храмового комплекса нельзя громко разговаривать, поворачиваться спиной к изваяниям Будды или показывать на них пальцем.

Деревня Тарбагатай

Тарбагатай – небольшая деревушка в 50 км к югу от города Улан-Удэ. Это место, где каждый двор пронизан культурой старообрядчества. Жители деревни открыты, радушны и добродушны. И это радушие в сочетании с ярко оформленными фасадами деревянных изб и есть истинная суть Тарбагатая!

Село было основано в середине XIX века переселенцами из Польши, Белоруссии и Западной Украины. Именно тогда старообрядцы были объявлены еретиками и подвергались сильным гонениям.

По указу Екатерины Второй их семьи были переселены за тысячи километров, в край сурового климата и скудной почвы. Однако старообрядцы здесь прижились, сумев сохранить все свои ритуалы и культурные традиции.

Познакомиться с ними теперь может абсолютно любой турист.

Баргузинская долина

Наряду с историко-культурными объектами, достойны внимания также многочисленные природные достопримечательности Бурятии.

На территории республики есть два национальных парка, три заповедника и огромное количество удивительных памятников природы.

Среди них – загадочное озеро Таглей с целебными свойствами, Ушканьи острова с лежбищами байкальских тюленей на берегах, Чивыркуйский залив – один из самых живописных уголков на побережье Байкала.

Баргузинская долина, расположенная вблизи одноименного населенного пункта, поистине неповторима по красоте своих ландшафтов и разнообразию природных комплексов. Здесь чрезвычайно популярен пешеходный, водный, а в зимнюю пору – лыжный туризм. Отправившись в поход по Баргузинской долине, вы увидите и сочные красочные луга, и злаковые степи, и сосновые леса, и даже настоящие песчаные барханы!

Источник: https://www.syl.ru/article/340749/glavnyie-dostoprimechatelnosti-buryatii-zapovedniki-datsanyi-i-staroobryadcheskie-derevni

Бурятия – центр буддизма России

В Бурятии находится центр буддизма России. Во всех районах существуют дацаны – буддийские монастыри. Самые известные дацаны – Иволгинский (центр буддизма в России), Тамчинский (один из самых старинных) и Ацагатский.

Иволгинский Дацан – памятник истории местного значения, поставлен под охрану государства постановлением правительства Республики Бурятия в 1996 году. Расположен дацан в 30 километрах от Улан-Удэ.

С 1937 года в Забайкалье не было официально действующих буддийских религиозных центров. Благодаря усилиям вернувшихся к 1945 году из ссылок и лагерей старых лам, в декабре 1945 года было разрешено открыть Хамбинское сумэ в селении Верхняя Иволга. С тех пор многие годы Иволгинский дацан являлся единственным буддийским религиозным центром на территории Бурятии.

Полное название Иволгинского дацана звучит так: Тугэс Баясгалантай Улзы номой Хурдын Хиид – Монастырь Колесо Учения, приносящее счастье и полное радости.

В настоящее время Иволгинский дацан представляет целый монастырский комплекс и является резиденцией Главы буддистов России Пандито Хамбо Ламы.

Ансамбль монастыря включает: Цогчен-дуган, Сахюусан-сумэ, Майдарин сумэ, Деважин-сумэ, Чойра-дуган, дом Хамбо ламы, музей, гостиницу, жилые дома священнослужителей, субурганы и многочисленные хурдэ (молитвенные барабаны).

Хурдэ представляет собой круглый или восьмигранный цилиндр, диаметр которого может колебаться от десятков сантиметров до 1.5-2 метров.

Через центр этого цилиндра и через оба его конца проходит вертикальная железная ось. В середине его закладывают длинный свиток, где записаны мантры-молитвы.

Назначение хурдэ состоит в том, что каждый верующий, проходя мимо них, мог прокрутить цилиндр, в который вложена молитва.

Главный храм дацана Цогчен-дуган выстроен по принципу мандалы , древней религиозно-символической идеи, берущей свое происхождение из Индии. Охраняют здание 12 каменных львов. В алтаре Цогчен-дугана расположен пантеон тысячи Будд, огромная скульптура Будды Шакьямуни.

Также там находится скульптура богини Лхамо покровительницы дацана. Каждый монастырь избирает себе в постоянные покровители одного из докшитов гениев-хранителей священного буддиского учения. Традиционно Лхамо изображается едущей на муле.

Сама богиня трехглазая, устрашающей внешности, синего цвета.

На территории дацана расположены пять ступ субурганов. Каждая их них имеет свое архитектурное решение. Одна из них посвящена основоположнику Петербурского дацана Агвану Доржиеву, другая деяниям Будды Шакьямуни, три различным аспектам Будды. Пятая ступа посвящена ламам, служившим в дацане.

Особой любовью и заботой пользуется маленькая оранжерея, в которой зимой и летом стоит вечнозеленое дерево Бодхи, сидя под которым принц Сиддхартха Гаутама получил просветление. Иволгинский дацан придерживается давно сложившегося порядка проведения богослужений: больших хуралов и ежедневных богослужений.

Кроме обрядовых ритуалов деятельность Иволгинского дацана также включает лечение прихожан с помощью лекарств тибетской медицины, в которой заложен многовековой опыт применения лекарственных средств природного происхождения.

В тибетской медицине используется специфический метод диагностики заболевания пульсовый. Арсенал методов лечения различен: многокомпонентные порошки, в состав которых входят разнообразные составляющие растительного и животного мира, минералы, металлы.

Большая часть сырья для эмчи-ламы (лекаря) поступает из Индии, Китая, Тибета.

В 1991 году при Иволгинском дацане был открыт буддийский университет Даши Чойнхорлин филосовского направления. В институте обучаются около 100 хувараков-студентов из разных регионов России. Студенты изучают буддийскую философию цанид, основы тантризма, медицину, астрологию, иностранные языки и другие науки. Преподавание ведут учителя из Тибета, Монголии, Индии.

Источник: http://statesymbol.ru/image/regionsymbol/20051004/39600050.html