Понятие кармы в буддизме – действия и их результат в будущем

Что такое карма и как ее очистить?

Понятие кармы в буддизме - действия и их результат в будущем

Жажда справедливости заставляет верить в неизбежность ответа на каждое действие. Отчасти это может объяснить, что такое карма, но само понятие намного шире. Пришло оно из индуизма, системы философских и религиозных объяснений мироустройства, поэтому для понимания придется выйти за рамки стандартных представлений.

Что такое карма человека?

В индуистской традиции жизнь рассматривается, как череда непрерывных воплощений, через которые проходит кармическая связь. Ни один шаг не остается без последствий. Чтобы лучше понять, что такое карма, рассмотрим ее разные виды.

  1. Саньчита. Состоит из уже совершенных действий.
  2. Прарабдха. Происшествия, которым суждено произойти в текущем воплощении. Является следствием прошлых деяний.
  3. Криямана. Возможный результат текущей деятельности, подразумевает относительную свободу от прошлого и возможность выбора.
  4. Агама. Состоит из планов на будущее.

Карма в Буддизме

В ведической традиции, что такое карма, объяснялось взаимосвязью причины и следствия, что подразумевает влияние отдельных поступков человека на его дальнейшее существование.

Буддизм позаимствовал это понятие и расширил его, придав значимость любому влиянию, а не только ритуальному. Значение имеет все: поступки, слова и мысли. Карма и судьба в Буддизме не являются синонимами.

Первое слово в переводе с санскрита означает «действие», то есть не является чем-то предопределенным свыше.

Как мы зарабатываем карму?

Расхожее выражение «плюс к карме» имеет вполне логичное объяснение, в течение жизни есть реальный шанс улучшить свое положение или сделать его хуже. Понимание, что такое человеческая карма, устраняет вопросы относительно неравенства происхождения.

Буддизм объясняет это совокупностью действий в прошлых воплощениях. Она определяет все: от страны появления до физических параметров и талантов. Поступки, совершенные в новой жизни, ведут к следующему воплощению.

Такой круговорот носит название колесо сансары.

Целью человека считается развитие до особого состояния – просветления, которое освобождает от непрерывной череды воплощений. Чтобы достичь его, необходимо накопить положительную энергию.

Буддисты верят, что одной жизни для этого недостаточно, поэтому постоянно надо делать разумный выбор в сторону положительных воздействий.

Важна осознанность, позитивные действия, выполненные только из-за невозможности поступить иначе, не принесут необходимой энергии.

Законы кармы

Проще всего понять, что такое закон кармы, будет любителям физики. Здесь тоже действует правило обратного воздействия: посланная в мир информация, вернется обратно. Проблема в том, что человек не помнит своих прежних воплощений и не знает, за что расплачивается в текущей жизни. Поэтому стремление к Просветлению является главной целью. Все это описывается четырьмя законами:

  • предопределенное существование ведет к страданию;
  • неприятности имеют причину;
  • при ее устранении пропадут и страдания;
  • единственный метод избавиться от боли – прийти к осознанию.

Кармический долг

Не всегда сумма поступков прошлой жизни дает положительный результат, в этом случае говорят, что плохая карма мешает человеку развиваться.

Ее можно преодолеть, но только путем прихода к осознанию собственной ответственности во всем происходящем. Предопределено не каждое действие, а только ключевые точки, поэтому при помощи упорного труда есть возможность исправить положение.

Если градус негативных поступков слишком высок, то отработка кармических долгов займет не одно воплощение.

Кармические отношения

Каждое взаимодействие с другими существами создает связь, которая проходит через все воплощения. Чем более близким было общение, тем прочнее эта нить. Кармические отношения между мужчиной и женщиной являются демонстрацией такой привязки.

Считается, что при ее достаточной прочности люди в каждом воплощении будут искать друг друга.

Карма одиночества может объясняться невозможностью встретить такого связанного человека в нынешнем воплощении или негативной энергией, заработанной в прошлой жизни.

Образующиеся связи не всегда обладают положительной окраской, нити, связывающие врага и жертву обладают особой прочностью. И пока конфликт не разрешится, такие личности будут притягиваться в каждом возрождении. Случается, что кармические противники встречаются в рамках одной семьи, это могут быть и самые близкие родственники. Чем серьезнее конфликт, тем теснее связь между его участниками.

Кармический брак

Определить партнера, пришедшего из прошлой жизни, можно по удивительной легкости общения в начале знакомства.

Такие отношение переходят в каждое воплощение, чтобы человек разобрался со сложившимися противоречиями. Кармическая связь между женщиной и женщиной тоже возможна, пол не является постоянной величиной.

Бывшие любовники могут прийти в следующую жизнь в телах одного пола из-за неправильных поступков прошлого воплощения.

Кармические причины болезней

Появление некоторых заболеваний сложно объяснить с точки зрения науки, в этом случае христиане воспринимают их, как испытание, посланное создателем. Другое объяснение – кармические болезни.

Это значит, что человек не является игрушкой в руках высших сил, а расплачивается за собственные деяния, совершенные в прошлой и этой жизни. Также влияние оказывает карма рода – совокупность действий семьи в течение нескольких поколений.

Поможет лучше понять кармические болезни и их причины таблица, приведенная ниже.

Заболевание Причина
Аллергия Ощущение слабости, пренебрежение собственными способностями.
Грипп Плохие принципы и убеждения.
Ожирение Чувство уязвимости, желание защиты, высокая тревожность.
Простуда, ОРВИ, ОРЗ Беспричинный гнев и досада.
Кариес, пульпит, прочие стоматологические проблемы Нежелание принять ответственность за свою жизнь.
Гастрит, язва Страх будущего, скупость, зависть.
Бронхиты и прочие легочные заболевания Зажатость, зависимость от мнения окружающих, желание всем понравиться.
Колиты, энтероколиты, другие заболевания толстой кишки Внутренний застой, избегание любых событий, страх сильных переживаний, чрезмерная консервативность.
Патологии тонкого кишечника Отсутствие инициативы, желание подчиняться воле других.
Сахарный диабет, эндокринные расстройства, болезни поджелудочной железы Обидчивость, чрезмерная властность, стремление контролировать любую мелочь.
Циститы; инфекции и другие болезни мочеполовой системы Зажатость в интимной сфере, предрассудки, соблюдение запретов на сексуальные отношения.
Инфаркты, тахикардия, гипертония, гипотония, прочие сердечнососудистые патологии Отсутствие радости, боязнь проявления положительных эмоций и любви к другому человеку.
Нефриты, почечнокаменная болезнь, прочие почечные патологии Негативное отношение к окружающим, желание все переделать, страх сильных эмоций.
Желчнокаменная болезнь, ДЖВП, другие заболевания желчевыводящих путей Застарелая обида, неумение прощать.
Боли в грудной клетке Страх любви и интимной близости.
Расстройства психики и ЦНС Движение против законов Вселенной, нежелание работать над своими ошибками, поступки «назло».
Гепатиты, циррозы, другие патологии печени Жестокость и злоба, выдаваемые за добрые поступки. Непонимание совершаемого зла и обида на ответные действия.
Злокачественные опухоли Сильная злоба, разочарование, страх и беспомощность.

Как узнать свою карму?

В каждое новое воплощение человек приходит без знаний о прошедшей жизни. Получить информацию о ней можно при достижении Просветления или с помощью других людей, уже достигших этого этапа.

Диагностика кармы не может быть проведена дистанционно или с помощью математических расчетов, общие законы здесь не действуют, требуется глубокая оценка ситуации каждого конкретного человека.

Поэтому рекомендуется не торопиться открывать прошлые воплощения, а идти путем саморазвития, на котором они постепенно начнут проявляться сами.

Как улучшить карму?

Приход в новую жизнь с негативным багажом рождает необходимость его отработки в новом воплощении. Способ, как исправить карму, только один – привнесение в мир исключительно позитивных вибраций. Если и в этой жизни не выйдет исправить свои недостатки, то следующая реинкарнация будет еще более тяжелой. Каждый урок придется выучить, сбежать с лекции и подкупить экзаменатора не получится.

Кармический откуп

Иногда исцеление кармы принимает причудливые формы: люди начинают благословлять своих недоброжелателей, становятся по-детски наивными, проявляют почтение к родителям, которых считали недостойными этой роли.

Происходит это из-за понимания, что любое страдание заслужено, поэтому избавиться от него можно только при помощи глубокой проработке собственных недостатков.

Семейные проблемы могут говорить о неразрешенных проблемах с родителями, а разрешить их можно, пожертвовав гордостью, то есть откупившись.

Как очистить карму?

Ни одному шаману и кудеснику чистка кармы не под силу, потому что это выражение в корне неверно. Устранить события прошлого невозможно, а будущее зависит только от самого человека, поэтому стремление очиститься выглядит абсурдно.

  1. Улучшить свое нынешнее существование и заложить хороший фундамент для следующего воплощения возможно, но делается это путем длительного самосозерцания и переосмысления своей жизни.
  2. Одного признания собственных ошибок мало, необходимо предпринимать действия, которые помогут их избегать в будущем.
Мудры для любви, здоровья, богатства, привлечения денег и достаткаМудры представляют собой священные жесты, которые способны влиять на разные аспекты жизни, меняя энергетику человека. Чтобы получить результаты, необходимо практиковаться регулярно, соблюдая существующие правила и технику выполнения каждого жеста. Тантрический массаж – техника и масла для тантрического массажаТантрический массаж используется влюбленными для того, чтобы обострить свои чувства, усилить влечение и связь. Процесс несложный и его можно освоить самостоятельно. Есть ряд особенностей и правил проведения воздействия, которые важно учитывать.
Что такое нирвана и как ее достичь?В понимании того, что такое нирвана, у представителей восточной и европейской расы есть серьезное различие. У некоторых людей состояние нирваны ассоциируется с ощущением неимоверного счастья и радости. Философия Востока описывает нирвану как опыт постижения совершенно иной жизни. Славянская культура и мифология отличается от жизни современного человека, так они вместо зодиакального круга использовали славянские чертоги. Определить свой славянский знак можно по дате рождения.

Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-karma-i-kak-ee-ochistit

Закон кармы. 12 законов кармы

Статья об общей концепции теории закона кармы, в которой будет рассказано, откуда произошло само понятие кармы, и каким образом его интерпретируют в различных духовных школах и религиозных учениях.

Закон кармы. 12 законов кармы

Для начала давайте рассмотрим, откуда произошло само понятие «закон кармы».

Некоторые люди думают, что происхождение этого закона связано с ведизмом, другие приписывают его буддизму, третьи вообще к новым течениям, сформировавшимся в современных духовных практиках.

И те и другие отчасти правы, но для того чтобы узнать, откуда в действительности пришёл закон кармы, мы должны обратиться вглубь веков.

Само слово «карма» ведёт своё происхождение от слова kamma, что в переводе с языка пали означает 'причина-следствие', 'воздаяние', 'деяние'.

Понятие кармы не может рассматриваться отдельно от таких краеугольных концепций, как реинкарнация и сансара. Обо всём этом мы сейчас и поговорим. Впервые слово «карма» встречается в Упанишадах. Это, как мы знаем, один из текстов, относящихся к веданте, или учению вед.

Поэтому если говорить правильно, то все последующие применения понятия кармы в других учениях и религиях происходят непосредственно из веданты. Буддизм также позаимствовал его оттуда, т. к.

сам Будда был рожден в Индии, где господствовали правила древних учений Вед и веданты.

Что же такое закон кармы? Это вселенский причинно-следственный закон, согласно которому все наши действия — праведные и греховные — будут иметь последствия. Причём эти последствия могут проявиться не только в текущем воплощении, если мы принимаем на веру концепцию о реинкарнации сущности и переселении душ, а также в последующих.

Однако, по мнению автора статьи, этот подход слишком линеен и применим только в том случае, если мы рассматриваем время как линейное, двигающееся строго вперёд. Существуют другие концепции движения времени, когда все три его составляющие, условно называемые «прошлое», «настоящее» и «будущее», развиваются одновременно.

Но это уже тема другого разговора, однако, желательно, чтобы читатель понимал, что не всё так однозначно, как этого хотелось бы.

Таким образом получается, что от наших поступков и мыслей, совершаемых сейчас или совершенных в прошлом, будет напрямую зависеть и наше будущее. Этот вывод интересен тем, что, в отличие от идей христианства или ислама, в ведантизме гораздо больше подчёркивается индивидуальная ответственность человека за то, что им совершается.

Одновременно с этим ему предоставляется большая степень свободы выбора: он вправе выбирать свою судьбу, т. к. от чистоты его мыслей и поступков будет зависеть и его будущее.

С другой стороны, прошлая, накопленная человеком карма на протяжении его предыдущих воплощений оказывает влияние на то, как он живет сейчас, в особенности на такой фактор, как условия, в которых человек родился.

Читайте также:  Японские музыкальные инструменты - знакомимся с искусством страны

Что такое реинкарнация и закон кармы

Как мы уже сказали, без концепции реинкарнации практически невозможно было бы объяснить и сам закон кармы. Реинкарнация — это идея о перерождении сущности. Сущность можно назвать душой или духом, но суть состоит в том, что душа постоянно перерождается в разных телах и не всегда человеческих.

Идея о реинкарнации пришла к нам не из Индии или, вернее, не только оттуда. До нашей эры, в античную эпоху, эллины дали этому понятию другое название — метемпсихоз. Но суть реинкарнации и метемпсихоза одна. Известно, что Сократ, Платон и неоплатоники разделяли идеи метемпсихоза, что видно из «Диалогов» Платона.

Таким образом, зная, что реинкарнация — это неотъемлемая часть нашей жизни, мы понимаем, что закон кармы работает в полную силу.

То, как вы (ваша сущность) вели себя в прошлых воплощениях, непременно скажется на том, что происходит в настоящем, а, быть может, и в других перерождениях.

Также в течение этой жизни у человека существует возможность улучшить свою карму за счёт благих действий и мыслей так, что уже в текущем воплощении можно развернуть направление своей жизни в благоприятное русло.

Почему у христиан нет концепции реинкарнации? 

В древних направлениях христианства, таких, как секты катаров или альбигойцев, вера в реинкарнацию существовала, но в традиционном христианстве эта идея полностью отсутствует, т. к.

считается, что душа пришла сюда единожды и после физической смерти тела она предстанет перед Богом, где будет решено, что произойдёт дальше, в жизни после смерти, — рай или ад. Таким образом, у человека нет других попыток, что в какой-то мере обделяет и уменьшает количество возможностей для совершения добрых дел.

С другой стороны, он избавлен от пребывания в сансаре, на которую обречены живые существа согласно концепциям веданты и буддизма.

Прочитайте статью “Реинкарнация в Православии”.

Важно отметить следующий аспект понятия кармы: она не является наказанием или воздаянием, хотя может так переводиться. Карма — это последствия, которые человек получает, исходя из того, как он жил.

Здесь нет влияния провидения, поэтому человек решает, что будет лучше для него, и он сам может решить, каким образом вести себя, чтобы максимально повлиять на судьбу в этом и последующих воплощениях.

12 законов кармы, которые изменят вашу жизнь. Закон кармы кратко

  • Первый закон — великий. Закон причины и следствия. Что посеешь, то и пожнёшь.
  • Второй закон — закон создания. Жизнь возникла давно, но она требует от нас участия. Мы — её часть. Отсюда можно сделать вывод, что накапливаемая карма членов общества также влияет и на развитие всего общества.
  • Третий — закон смирения. Принятие ситуации. Это один из наиболее популярных законов, который в настоящее время попросту эксплуатируется по поводу и без повода различными духовными учителями. Суть его состоит в том, что, только приняв ситуацию, человек сможет её изменить. В целом здесь говорится даже больше, чем о самом принятии: скорее, речь идёт об осознании. Как скоро вы осознаете ситуацию или состояние, в котором вы находитесь, вы сможете на это повлиять.
  • Четвёртый — это закон роста. Человек должен что-то менять в первую очередь в самом себе. Изменяя себя изнутри, он меняет свою жизнь и снаружи, таким образом воздействуя и на окружающее.
  • Пятый — закон ответственности. То, что происходит с человеком в его жизни, зависит от его поступков в прошлых и настоящей жизнях.
  • Шестой закон — о связи. Всё, что бы мы ни делали в настоящем или прошлом, оказывает влияние на окружающее и будущее. Здесь будет уместным вспомнить эффект бабочки. Любое, казалось бы несущественное, действие или мысль оказывает влияние на нас и на других.
  • Седьмой — закон фокуса. Нельзя думать о двух вещах одновременно.
  • Восьмой — закон благодарения. Здесь речь идёт не о благодарности кому-то конкретному и даже не о благодарности божеству, а в целом — миру. То, что вы выучили, вы должны будете однажды применить. Это и будет вашей благодарностью по отношению ко Вселенной.
  • Девятый закон — здесь и сейчас. Опять же, один из наиболее популярных законов, позаимствованных многими духовными школами. Концентрация мысли на настоящем моменте, потому что, находясь в настоящем, но думая о прошлом или будущем, мы пропускаем настоящий момент, лишая его первозданности. Он пролетает перед нами, но мы его не замечаем.
  • Десятый — закон об изменении. Ситуация не изменится и будет повторяться в разных видах до тех пор, пока вы не извлечёте из неё нужный урок.
  • Одиннадцатый — закон о терпении и вознаграждении. Для того чтобы получить желаемое, нужно прилагать усердие, и тогда желаемая награда станет доступной. Но самая большая награда — это та радость, которую человек получает от выполнения правильных действий.
  • Двенадцатый — закон значения и вдохновения. То, во что вы вложили много энергии, играет в вашей жизни большое значение, и наоборот.

Существуют и так называемые 9 законов кармы, но они по большей части дублируют уже имеющиеся 12 и относятся к дальнейшему углублению теории закона кармы.

Вкратце закон кармы можно свести к следующему: всё то, что с человеком происходит в жизни, — это результат его действий в прошлом или настоящем и направлено на то, чтобы восстановить баланс между совершённым и совершаемым в настоящем и будущем.

Закон воздаяния — карма: закон кармы гласит, что человек ответственен за происходящее с ним

Как мы уже отметили выше, закон кармы — это не закон воздаяния. Вернее, он не должен пониматься как воздаяние извне, невидимой рукой господа или чего-то другого.

Этот закон можно понимать с позиции воздаяния только таким образом, что человек своими поступками формирует свою реальность, поэтому и воздаяние будет происходить в зависимости от того, сколько благих или неправильных поступков и мыслей было сгенерировано на протяжении прошлых жизней. Отсюда ведут начало такие понятия, как «тяжёлая» или «лёгкая» карма.

Если у человека «тяжёлая» карма, то её, быть может, придётся изживать на протяжении нескольких воплощений и она будет продолжать оказывать воздействие на человека в виде жизненных обстоятельств, его окружения и т. д.

https://www.youtube.com/watch?v=C9EZaHUJyU0

Интересно посмотреть на трактовки понятия закона кармы в философских школах санкхьи и мимансы. Это древние философии, возникшие на основе учения Вед. Здесь закон кармы понимают исключительно как автономный. Он не связан никоим образом с воздействием свыше, т. е.

ответственность за происходящее всецело лежит на человеке. В других школах, признающих наличие Бога или верховного существа, которое управляет нашей жизнью, закон кармы объясняется уже по-другому.

Человек не ответственен за всё, что с ним происходит, потому что есть невидимые силы, от которых также зависит течение жизни во Вселенной, но закон кармы при этом действует.

Путь Будды и законы кармы

Одна из наиболее значимых для нас интерпретаций закона карма пришла к нам из учения буддизма. Будда, как мы знаем, признавал действие закона кармы, но его прочтение этого закона не было жёстким.

В буддизме наличие кармы не означает, что человек проживёт свою жизнь только так, как ему это предначертано в связи с накопленной им кармой из предыдущих воплощений.

Таким образом, Будда говорит, что человек властен над судьбой, у него есть свобода воли.

Согласно Будде карма делится на 2 части: накопленная в прошлом — пурана-камма, — и та, что формируется в настоящий момент — нава-камма. Прошлая карма определяет обстоятельства нашей жизни сейчас, а то, что мы делаем в настоящий момент, — нава-камма — будет формировать наше будущее.

По-другому это ещё называется «дайва», или судьба, детерминированность, а вторая часть — это пуруша-кара, или человеческое действие, т. е. человеческая инициатива, воля.

Благодаря этой второй части кармы — нава-камме или пуруша-каре — человек способен изменить своё будущее и даже настоящее.

Самым важным моментом пуруша-кары (человеческого действия) можно считать её высшее проявление — действие без желания получить результат. Это одна из основ учения Будды — исключить желание, т. к. желание есть основа страдания. Учение о страдании — это своего рода аксиома учения буддизма, известная как «4 Благородные Истины».

Только после освобождения от желания, любые совершённые действия перестанут быть привязанными к результату, т. к. именно желание результата, каков бы он ни был — хороший или плохой, хорошим или плохим намерением он формировался, — продолжает работать на создание кармы.

Неудивительно, что Будда также говорит о том, что только действия, произведенные в результате намерения, а не просто любые действия, приводят к созданию кармы. Так мы видим опять же уклон в сферу осознанности.

Действия, совершаемые неосознанно, не ведут к увеличению и отягощению кармы.

Тем, кто стремится перейти в нирвану, нужно постепенно избавиться от желаний. Тогда вы обретёте мокшу, и закон кармы перестанет работать. Из изложенного выше понятно, что закон кармы будет работать там, где есть привязанность к результату, а она генерируется силой желания.

Нужно понизить стремление получить что-то, и тогда вы это получите. Это один из выводов, которые можно сделать, изучив закон кармы и его толкование Буддой. В теории его легко понять, но применять на практике бывает довольно сложно. Для того чтобы стать Буддой, не нужно стремиться им стать.

Это изложенная в одном предложении суть учения буддизма.

Источник: https://www.oum.ru/yoga/osnovy-yogi/zakon-karmy/

Общее понятие кармы в буддизме и других религиях | Разное за 10.09.2018 (Сентябрь 2018 год)

В практически всех религиях нашего мира существует объяснение того, почему человек должен придерживаться высокоморального поведения.

Особенно глубоко и подробно эта тема раскрыта в ряде индийских учений – карма в буддизме и индуизме является воплощением причинно-следственной духовной связи. Мы подробно разберемся в самом этом понятии, а также рассмотрим основные его отличия в двух представленных выше религиях.

Общее понятие кармы в буддизме и других религиях

Какой бы религии не придерживался человек, он прекрасно знает, что почти каждое его действие и поступок имеет определенные последствия. Обычно тот или иной выбор оставляет след на будущей жизни после смерти.

Если постараться обобщить данную схему, то получится, что плохие или же негативные поступки склоняют чашу весов в сторону будущего наказания, а хорошие или положительные деяния соответственно влекут поощрение.

Такая система несколько разнится в каждой из религий, но принципы остаются примерно одинаковыми. Несколько иначе на этот вопрос отвечает блок индийских учений.

Любое из них известно тем, что уделяет особое внимание, прежде всего духовной составляющей человека и ставит во главу всей жизни развитие именно в этом направлении.

Не удивительно, что и причинно-следственная связь человеческих поступков и событий здесь трактуется совсем по-другому.

Прежде всего, следует отметить, что переводится это слово на русский как деяние. Это наиболее близкое по значению слово из всех возможных переводов.

Карма представляет собой своеобразный закон, который регулирует взаимоотношение между поступками человека и будущими событиями, которые становятся их результатом. Это подразумевает, что в жизни людей ничего не происходит просто так.

Любая потеря или находка, успех и неудача – все это регулируется только кармой и ничем другим. Именно действия человека программируют всю его последующую жизнь.

https://www.youtube.com/watch?v=d2qa69_DDuk

Что интересно, карма затрагивает не только конкретную человеческую жизнь – не стоит рассматривать ее так узко. Этот закон является центральным в еще одном понятии, которое характерно для индийского блока религий, как сансара. Как и в отношении кармы, у каждого учения своя трактовка этого явления и для каждого она индивидуальна, но все же информационный фундамент понятия одинаков.

Читайте также:  Джоканг - главный буддийский монастырь лхасы

Именно такой константой и является карма, хотя такое определение не совсем верно, ведь именно она и провоцирует данную цикличность и процесс перерождения вызван ее наличием у того или иного человека.

Всякая душа, которая столкнулась с понятием кармы и сансары пытается вырваться из этого цикла, ее цель – освобождение от него и переход на совершенно иной уровень. Об этом процессе мы поговорим чуть ниже.

Важно отметить, что роль Бога во всем этом действии также немного отличается в зависимости от того, какую религию мы рассматриваем. Чаще всего Бог является своего рода распределителем поощрений и наказаний в зависимости от качества кармы. Либо же никак не вмешивается в кармические процессы, но способен воздействовать на нее непосредственно.

Закон кармы в индуизме

Прежде всего, необходимо осознать, что понятие кармы не подразумевает какой-либо судьбы и не выступает в ее роли. Индуизм придерживается того, что человек обладает свободой выбора, ведь без нее и не было бы возможности выйти из сансары и обрести высшую свободу.

Не существует абсолютно никакой упорядоченности в кармических действиях. Это означает, что совершая тот или иной поступок, человек не программирует себя на какое-либо событие. Конечно, положительные действия влекут положительное и наоборот, но в какой момент времени плоды будут получены – не знает никто.

Чтобы лучше понять это явление, необходимо ознакомиться с разновидностями кармы, которые описывает индуизм.

Всего их три:

  • Накапливаемая (криямана);
  • Приносящая плоды (прарабдха);
  • Накопленная (санчита).

Все поступки и действия оставляют какую-то часть в накапливаемой карме, ее запас постоянно пополняется, пока мы выполняем кармические действия.

Когда приходит пора перерождения духа, накапливаемая энергия переходит в разряд накопленной. В этот момент происходит цикл сансары и часть накопленной кармы распределяется по будущей жизни случайным образом.

Это означает, что в ней может быть поровну наказаний и поощрений, либо же они могут быть в абсолютно разных долях.

Все это является волей случая, поэтому велика вероятность, что прарабдха в итоге будет полностью состоять из наказаний, хотя в целом карма была положительна.

Подобный круговорот происходит до тех пор, пока накопленная карма не используется вся для перерождений. В этом случае дух человека обретает свободу и вырывается из цикла сансары.

Но как может закончиться санчита, если она постоянно восполняется за счет крияманы, спросите вы. Именно об этом мы сейчас и поговорим.

Как уже упоминалось, положительные поступки делают карму светлее и влекут за собой всевозможные поощрения в виде наслаждений и тому подобного.

На первый взгляд может показаться, что следует стремиться к позитиву, и что именно здесь сокрыт единственный путь к духовной свободе. На самом деле это не так. Любые поступки, будь то хорошие или плохие, укрепляют вашу позицию в цикле сансары. Конечно, в первом случае ваша жизнь будет куда лучше, она приносит много радости и наслаждений, но это не свобода, а хождение по кругу.

Освобождение, или как оно еще называется мокша, возможно только в том случае, когда за вашими поступками не стоит никаких собственных желаний. То есть суть такой деятельности сводится к выполнению какого-либо дела, без ожидания платы или вознаграждения за него. Конечно же, речь здесь идет не столько о материальных благах, сколько о достижении какого-то внутреннего результата.

Например, человек может сделать что-то хорошее на первый взгляд безвозмездно, на самом же деле он преследует какие-то свои интересы, это даже может быть банальное желание потешить свое самолюбие или что-то в этом духе. Пусть такой поступок и отложится положительно в его карме, но ни одного шага на пути к мокше в результате такой деятельности не произойдет.

Напротив, такая деятельность берет часть санчиты и уничтожает ее. Именно в этом и заключается секрет того, каким образом можно покинуть сансару.

Следует отметить, что все это вовсе не означает, что душевное освобождение и выход из цикла возможен только после смерти, нет, подобных результатов можно добиться и при жизни, а также сопровождается познанием самой сути человека и раскрытием душевного потенциала.

Закон кармы в буддизме

Здесь дела обстоят несколько более лояльно к человеку, нежели в индуизме. Карма в учении буддизма это, прежде всего осознанный выбор каждого. Данную особенность можно трактовать таким образом: только обдуманные намерения могут как-либо влиять на карму человека.

Цикличность и сансара в буддизме также присутствуют, только имеют гораздо более обобщенный характер. Дело в том, что кармические последствия нарастают как снежный ком. Это означает, что совершая какой-либо негативный поступок, вы призываете данный негатив в свою жизнь. Его присутствие провоцирует появление еще большего объема плохих событий.

В результате человек остается с резко негативной кармой, которая способна переноситься на следующие жизни и проявляться в них целым рядом проблем. Именно с подобными процессами и связаны различные врожденные заболевания, склонность к преступной деятельности, нищете или жестокости.

Как же исправить положение дел, если сама отрицательная карма провоцирует человека на действия, еще больше ухудшающие ее? Здесь необходимо вспомнить о том, что буддийская карма принимает только те действия, что выполнены осознанно. Это значит, что достаточно изменить свой взгляд на ситуацию и начать выполнять действия для других, а не для себя.

Что интересно, буддийская карма учитывает даже мысли, а не только поступки. Конечно, замыслить убийство и совершить его не одно и то же, но даже допуск таких рассуждений оставляет некоторую негативную отметку. Именно поэтому важно контролировать не только свои действия, но и мысли.

Вообще, буддизм различает всего две кармические разновидности, что меньше чем в индуизме, причем они не имеют столь плотной связи. Существует так называемая судьба или дайва и действие или пуруша-кара. Первую можно кратко охарактеризовать как прошлое, вторую – настоящее.

Само учение рекомендует отбросить все воспоминания и думать только о настоящем и будущем, поскольку именно тут сосредоточены возможности для изменения кармы, а никак не в прошлом. Конечно, дайва создала все то, в чем человек живет, но именно в его силах сделать так, чтобы все изменилось.

Поэтому необходимо сконцентрироваться и изменить свою деятельность, а также постараться контролировать абсолютно все свои мысли. Результатом этого станет обретение положительной кармы, которая будет приносить всевозможные дары своему обладателю.

Спрогнозировать то, какие последствия будет иметь тот или иной поступок достаточно сложно. Вполне вероятно, что хороший поступок повлечет негатив и наоборот. Это объясняется витиеватостью будущего и тем, что существует слишком большое количество различных переменных, которые могут повлиять на то или иное событие. Такое явление довольно часто встречается в нашей жизни, и оно далеко не ново.

Вспомните, сколько случаев вы знаете, когда намерения человека были благими, а результат его деятельности повлек катастрофические последствия. Именно поэтому упор следует делать не на те поступки, свершение которых стало итогом личного желания, а на те, которые делаются неосознанно и не преследуют никакой выгоды. Это также позволит достичь состояния нирваны – аналога мокши.

На самом деле вырваться из цикла сансары в буддизме в разы проще, чем это описывается в индуизме. Для этого необходимо сосредоточить всю свою деятельность на других людях, а не на себе.

Любые проявления собственного желания отбрасываются в сторону, поскольку они могут не только просто добавить положительной кармы, но и повлечь негативные последствия описанные выше.

Именно поэтому поступки, которые никак не привязаны к результатам являются наилучшим выбором и позволяют покинуть сансару, перейдя на новый уровень понимания души.

Следует отметить, что причина, по которой появляется карма в буддизме, схожа с ее появлением в индуизме. Это, прежде всего так называемое невежество человека.

Дело в том, что люди отстраняются от своего духовного развития и замыкаются только на своей физической оболочке и мире материальном.

Подобные действия как раз и заключают душу в цикл сансары, поскольку она уже не представляет собой того, чем была изначально.

Именно поэтому они присутствуют абсолютно во всех индийских религиях и являются ключом к освобождению.

Источник

Источник: http://kwoman.ru/obshhee-ponyatie-karmy-v-buddizme-i-drugix-religiyax.html

Карма

карма, карма это Статья по тематике

Индуизм

История · Пантеон

Направления

Вайшнавизм  · Шиваизм  · Шактизм  · Смартизм

Верования и практики

Дхарма · Артха · Кама
Мокша · Карма · Сансара Йога · Бхакти · Майя

Пуджа · Мандир · Киртан

Священные писания

Веды · Упанишады Рамаяна · Махабхарата Бхагавадгита · Пураны

другие

Родственные темы

Индуизм по странам · Календарь · Праздники · Креационизм · Монотеизм · Атеизм · Обращение в индуизм · Аюрведа · Джьотиша

Портал «Индуизм»

п·о·р

Буддизм
Культура
История
Философия
Люди
Страны
Школы
Понятия
Тексты
Хронология
Критика буддизма
Проект | Портал
п·о·р

Ка́рма, Ка́мма (санскр. कर्म, пали kamma — «причина-следствие, воздаяние», от санскр. कर्मन् karman IAST — «дело, действие, труд») — одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой, и используется в основном для понимания связей, выходящих за пределы одного существования. В различных индийских религиях даются слегка отличающиеся друг от друга философские толкования понятия кармы.

Закон кармы осуществляет реализацию последствий действий человека, как положительного, так и отрицательного характера, и, таким образом, делает человека ответственным за свою жизнь, за все те страдания и наслаждения, которые она ему приносит.

Результаты, или «плоды кармы», называют карма-пхала. Действие закона кармы охватывает как прошлые, так и будущие жизни человека. Деятельность, совершаемая человеком в освобождённом состоянии мокши, не производит плохой или хорошей кармы.

Понятие кармы уходит своими корнями к ранним Упанишадам, по которым все живые существа несут ответственность за свою карму — свои действия и их последствия — и за своё освобождение из круговорота рождения и смерти сансары.

В веданте отводится определённая роль Богу как распределителю плодов кармы или как обладателю силы менять карму индивида.

В общем, последователи буддизма и большинства традиций индуизма рассматривают естественные причинно-следственные законы как достаточное объяснение результатов кармы.

Согласно другой точке зрения, компетентный гуру, действуя как представитель Бога, может по своему усмотрению частично освободить ученика от его кармы.

Содержание

  • 1 Индуизм
    • 1.1 Толкование кармы в разных философских школах индуизма
  • 2 Буддизм
  • 3 Гностицизм и христианство
  • 4 Оккультизм
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Индуизм

Одно из первых драматических описаний закона кармы можно найти в «Бхагавад-гите», являющейся частью эпоса «Махабхарата». Один из главных героев эпоса, Арджуна, готовясь к битве осознаёт, что в рядах его противников находятся члены его семьи, его учителя и наставники. Впав в смятение, Арджуна решает не принимать участие в сражении.

Кришна, играя роль возницы его колесницы, среди других вещей разъясняет Арджуне понятие «долга» и убеждает его в том, что долгом для него является сражаться в предстоящей битве. Вся «Бхагавад-гита» представляет собой беседу между Кришной и Арджуной о различных аспектах жизни и философских темах.

Изначальная концепция кармы в индуизме получила своё дальнейшее развитие в различных традициях и философских школах, таких как веданта и тантра.

Карма означает «действие» или «деятельность» и в более широком смысле олицетворяет универсальные принципы причины и результата, деятельности и её последствий, действия и воздаяния, которые повсеместно присутствуют в жизни. Карма не является судьбой — люди действуют в соответствии со свободой воли, создавая свою собственную судьбу.

Согласно Ведам, если мы сеем добро — мы пожнём добро; если мы сеем зло — мы пожнём зло. Карма представляет собой совокупность всех наших действий и их последствий как в этой, так и в предыдущих воплощениях, которые определяют наше будущее.

Читайте также:  Техника медитации шаматха - как достичь состояния ясного сознания

Влияние кармы можно преодолеть путём разумной деятельности без привязанности к её плодам, осуществляемой в соответствии с предписаниями священных писаний.

Закон кармы имеет духовное происхождение. Многие индуисты видят прямое вмешательство Бога в кармические процессы, тогда как другие рассматривают естественные законы действий и их последствий как достаточное объяснение эффектов кармы. Карма не является наказанием или воздаянием, а представляет собой естественные последствия деятельности индивидуума.

Кармические последствия также могут быть нейтрализованы с помощью определённых действий и не обязательно являются частью судьбы индивида, не поддающейся изменению.

То есть определённое действие, практикуемое в настоящем, не привязывает индивидуума к какому-то определённому будущему опыту или реакции — карма не является настолько простым соотношением между наградой и наказанием.

В священных писаниях индуизма карма делится на три вида: санчита (накопленная), прарабдха (приносящая плоды) и криямана (накапливаемая в настоящий момент). Вся криямана-карма в конце концов превращается в санчита-карму.

Из запаса санчита-кармы для каждого воплощения индивида берётся пригоршня — и эта пригоршня действий, которая уже начала приносить свои плоды, и которая истощится только после того, как её плод будет вкушён, называется прарабдха-кармой.

Таким образом, пока запас санчита-кармы ещё не истощился, его часть забирается как прарабдха-карма, давая индивиду кармические результаты в этой жизни, и удерживая его в круговороте рождения и смерти. Джива не может достичь мокши до тех пор, пока весь накопленный запас санчита-кармы полностью не истощится.

Толкование кармы в разных философских школах индуизма

Последователи некоторых систем философии индуизма (таких как ньяя и вайшешика) считают, что закон кармы непосредственно контролируется Богом — Верховным Существом, сотворившим мир в соответствии с этим законом.

Таким образом, утверждается, что адришта — добродетельная и греховная карма определённых живых существ — не может сама по себе принести надлежащие результаты, так как является неразумным, лишенным сознания началом.

Тот, кто контролирует адришту и распределяет все радости и печали жизни в соответствии с кармой, — это Бог.

В некоторых других системах — таких как санкхья и миманса — закон кармы является автономным и действует независимо от воли Бога. Согласно этим системам, происхождение и устройство Вселенной можно объяснить с помощью одного закона кармы без признания бытия Бога.

Какой бы ни был статус закона кармы, сфера его применения ограничивается областью действий, совершаемых под влиянием обычных страстей и желаний. Все действия, производимые ради получения выгод и благ в настоящем или в будущем, управляются этим законом.

Подобно тому, как жареное семя не прорастает, так и бескорыстные, бесстрастные действия не приводят ни к каким — хорошим или плохим — результатам в жизни индивида.

Таким образом, под влиянием закона кармы находятся те индивиды, которые так или иначе зависят от окружающей среды, подчинены влиянию обычных страстей и импульсов жизни и стремятся к получению определённых благ в следующей жизни.

Бескорыстные и лишенные страсти поступки не вызывают ни хороших, ни дурных последствий, а наоборот способствуют искоренению, разрушению уже накопленных последствий нашего поведения в прошлом, когда мы находились под влиянием привязанности или пристрастия, корыстных надежд или опасений, и тем самым ведёт нас к мокше. С достижением освобождения от зависимости наше «Я» выходит из подчинения закону кармы, живёт и действует в атмосфере свободы.

Буддизм

В буддийской теории карма создается только намеренным, то есть осознанным действием, а не всяким действием вообще.

В буддийской терминологии карма никогда не обозначает свои последствия; её последствия известны как «плод» или «исход» кармы (камма-пхала или камма-випака; монг. үйлийн үр).

Намерение может быть хорошим или плохим, так же как и желание может быть хорошим или плохим. Хорошая карма (кусала) дает в дальнейшем хорошие последствия, а плохая карма (акусала) — плохие последствия.

Будда отрицал как кармический детерминизм, согласно которому текущий момент полностью предопределён прошлой кармой, а будущее изменить невозможно, так и индетерминизм, согласно которому настоящее не имеет причин.

Кроме прошлой кармы (пурана-камма), действующей при определённом сочетании факторов, Будда выделял карму, формируемую в настоящем (нава-камма), которая оказывает влияние на будущее. Согласно другому схожему разделению, у кармы существуют две части: дайва (судьба) и пуруша-кара («человеческое действие»).

Первая часть кармы связана с прошлыми поступками и является частью, которую человек не может изменить. Вторая часть является «сво­бодной инициативой», с помощью которой человек может действовать таким образом, чтобы создать условия для изменения будущего.

В качестве предельного проявления пуруша-кары человек при помощи «действия без привязанности к его результатам» (карма-марга) или особого знания (джняна-марга) может «прекратить действие закона кармы» и достигнуть нирваны.

Проповедуя о прошлой карме монахам в «Махакамма-вибханга-сутте» («Беседе о большой классификации»), Будда указывал на то, что каждое из следующих суждений может быть верным в конкретных случаях:

  1. Плохие действия приносят плохой результат;
  2. Плохие действия приносят хороший результат;
  3. Хорошие действия приносят хороший результат;
  4. Хорошие действия приносят плохой результат.

Будда объяснял это «бесконечным количеством факторов (в бесконечной цепочке предыдущих перерож­дений)», которые необходимо принимать во внимание. Запутанный механизм действия кармы, согласно Будде, может полностью видеть только тот, кто достиг пробуждения.

В то же время при проповеди среди мирян Будда «в чисто воспитательных целях» создавал однозначную связь между результатами в текущей жизни и действиями в прошлом. Так в Чулакаммавибханга-сутте Будда указывал, что короткая жизнь человека связана со склонностью к убийству и насилию, болезни — с жестокостью, уродство — с гневом, а бедность — с завистью и жадностью.

Будда призывал последователей сместить внимание с прошлого на настоящее, говоря, что выражение «Что посеешь в прошлом, то и пожнёшь» обнуляет ценность правильного поведения и убирает возможность достичь освобождения. Поэтому более правильным выражением Будда считал выражение «Пожинаешь то, что сеешь в настоящем». Результаты действий в настоящем, согласно Будде, могут проявляться как в этой жизни, так и в последующих жизнях.

Гностицизм и христианство

Христианские конфессии и Церкви, имеющие Апостольское преемство, отрицают веру в существование кармы.

Учение о переселении душ и карме исторически принимали такие гностические течения, как альбигойцы (катары), павликиане и богомилы.

Гностические течения, а также современные течения, не принадлежащие к традиционным христианским конфессиям, трактуют некоторые отрывки из Библии как примеры кармического воздаяния. В качестве аргументов ими приводятся толкования эпизодов Нового Завета об Иоанне Предтече и слов Иисуса Христа об Илии.

В учениях традиции эзотерического христианства карма нашла своё отражение как «закон причины и следствия».

Оккультизм

Алиса Бейли «кармой» называет один из важнейших законов, причины и основания которого скрыты в строении любой материи и во взаимодействии единиц этой материи между собой.

Отсюда, помимо самого кармического закона и его принципов, всегда необходимо рассматривать и тот план, ту субстанцию, материю, в которой этот закон действует, те атомные единицы материи, чьё взаимодействие законом регулируется, а также ту «бо́льшую жизнь», в которую эта материя и эти единицы включены и которая так же кармически их обуславливает, но уже на своём, более высоком уровне существования, на более высоком уровне причинно-следственных связей.

Различают карму разных типов и подтипов, в зависимости от уровня существования. Человеческую карму (где субстанция — само человечество) разделяют на: индивидуальную карму, семейную, национальную, расовую, мировую. Так же различают карму царств природы (минеральную, растительную, животную), карму планетарную, солнечную, космическую.

Тема освобождения от кармы — это в реальности лишь эволюционный уход той или иной сущности из-под влияния кармических ограничений субстанции более низкой и переход под влияние более высокой кармической вибрации и плана её существования.

Для человека это волевое преодоление кармы его животной, физической природы, отрыв от влияния этой природы и переход под влияние кармы «Божьей Воли». Буквальное «освобождение от кармы» невозможно в принципе, как невозможна в природе пустота.

См. также

  • Теософия Елены Блаватской
  • Философия индуизма
  • Дхарма
  • Четыре Благородные Истины
  • Сурат Шабд Йога

Примечания

  1. Часто карму путают с плодами кармы, что приводит к фатализму. Примером данной ошибки могут служить высказывания вида «Такова моя карма».
  2. Pratima Bowes, The Hindu Religious Tradition 54-80 (Allied Pub. 1976) ISBN 0-7100-8668-7
  3. Complete Works of Swami Vivekananda, Vol.

    II, at 217—225 (18th reprint 1995) ISBN 81-85301-75-1

  4. Alex Michaels, Hinduism: Past and Present 154-56 (Princeton 1998) ISBN 0-691-08953-1
  5. Yogananda, Paramahansa, Autobiography of a Yogi, Chapter 21 ISBN 1-56589-212-7
  6. Swami Krishnananda on the Guru mitigating the karma of the disciple
  7. Swami B. V. Tripurari on grace of the Guru destroying karma
  8. Sant Kirpal Singh GodMan — Богочеловек 1971
  9. Sant Kirpal Singh THE WHEEL OF LIFE — Колесо Жизни 1971
  10. Пьер Франко Марченаро, Путь Духовности 50,66 (Центр Человека, Кишинев, 2003) ISBN 9975-9663-8-1
  11. E.g., Compare with Pratima Bowes, The Hindu Religious Tradition 54-80 (Allied Pub. 1976) ISBN 0-7100-8668-7
  12. Complete Works of Swami Vivekananda, Vol. II, at 217—225 (18th reprint 1995) ISBN 81-85301-75-1
  13. Alex Michaels, Hinduism: Past and Present 154-56 (Princeton 1998) ISBN 0-691-08953-1.
  14. Goyandaka J, The Secret of Karmayoga, Gita Press, Gorakhpur
  15. Лысенко, 2011, с. 362
  16. 1 2 3 Лысенко, 2011, с. 363
  17. Лысенко, 2011, с. 361
  18. 1 2 3 Лысенко, 2011, с. 364
  19. J. Lavrin «The Bogomils and Bogomilism» The Slavonic and East European Review (London, 1929, vol. VIII, p.270)
  20. Avi Rabinowitz Karma in the Bible: Jacob, Joseph, Moses, the Egyptians, and the Ten Commandments
  21. Max Heindel, The Rosicrucian Cosmo-Conception|The Rosicrucian Cosmo-Conception or Mystic Christianity (Part I, Chapter IV: Rebirth and the Law of Consequence), ISBN 0-911274-34-0,1909.
  22. Heindel, Max (1910s), The Rosicrucian Philosophy in Questions and Answers (Volume II, Section 7, Question nº89: The Essence of Christianity), ISBN 0-911274-90-1, www2
  23. Алиса А. Бейли «Трактат о космическом огне», с. 798
  24. Алиса А. Бейли «Трактат о космическом огне», с.469
  25. Алиса А. Бейли «Трактат о космическом огне», с.802

Литература

  • Аюшеева Д. В. Интерпретация закона кармы современными тибетскими буддистами // Вестник Бурятского государственного университета. — Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2010. — № 14. — С. 5—10. — ISSN 1994–0866.
  • Донец А. М. О некоторых особенностях буддийской концепции кармы // Вестник Бурятского государственного университета.

     — Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2011. — № 14. — С. 210—215. — ISSN 1994–0866.

  • Кэрролл Р. Т. Карма // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. — 672 с. — ISBN 5-8459-0830-2, ISBN 0-471-27242-6.
  • Лысенко В. Г.

    Карма // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц;. — М.: Вост. лит.,ИФ РАН, 2011. — С. 360—369. — 1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.

  • Rosen, Steven J.

    (1997), «The Reincarnation Controversy: Uncovering the Truth in the World Religions», Torchlight Publishing, ISBN 188708911X,  

  • Capel, Evelyn (1988), «Reincarnation Within Christianity», Rudolph Steiner College, ISBN 0904693082,  

Ссылки

  • Карма — статья из словаря: «Индуизм, джайнизм, сикхизм»
  • Понятие кармы в индуизме
  • Часто задаваемые вопросы о карме и перерождении — статья Александра Берзина о понятии кармы в буддизме.

  • Камма в буддизме Тхеравады
  • «Как управлять своей кармой» — статья из журнала Hinduism Today — Бодхинатха Вейлансвами
  • Карма — Азбука Эзотеризма

карма, карма википедия, карма по дате рождения, карма це, карма это, кармадонское ущелье, кармазепин, карманная пони, карманные часы, карманов и полотно

Карма Информацию О

Карма

Карма
Карма Вы просматриваете субъект
Карма что, Карма кто, Карма описание

There are excerpts from wikipedia on .postlight.com”>

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-98215.html

Ссылка на основную публикацию