Президент РФ Владимир Путин встретился с ламами Буддийской традиционной сангхи России | Буддизм Алмазного пути

Содержание скрыть
5 Будди́йская традицио́нная са́нгха Росси́и (БТСР) — централизованная религиозная организация, являющаяся самой крупной буддийской общиной Бурятии[1]. Центр Буддийской традиционной сангхи России и резиденция ее Пандита Хамбо-ламы находится в Иволгинском дацане. 1 История 2 Религиозное позиционирование 3 Отношение к другим общинам и школам 4 Участие в политике 5 Критика 6 Примечания 7 Литература 8 Ссылки Читайте также: Кто такие кочевники – каков их быт и образ жизни?История БТСР является правопреемником Центрального духовного управления буддистов, существовавшего в период СССР[2] с 1946 года и с 1922 по 1930-е годы носившего название «Центральный Духовный Совет»[3]. В 1995 году главой сангхи (Хамбо-ламой) стал Дамба Бадмаевич Аюшеев, изменивший в 1997 году старое название организации на настоящее[4] и обновивший устав[1] и учредительные документы организации[4]. Согласно этим документам, БТСР перестала включать в свой состав буддийские общины Тывы и Калмыкии, а также, как считает ряд критиков, намного усложнила процесс выборов нового Бандидо Хамбо-ламы[4]. Как указывает главный редактор журнала «Буддизм России» Андрей Терентьев, согласно уставу БТСР, «глава этой организации избирается настоятелями храмов, а настоятели храмов при этом назначаются главой организации»[5]. Данные действия Д. Аюшеева, а также неоказание Д. Аюшеевым почестей посетившему Бурятию Богдо-гэгэну и изменение Д. Аюшеевым кадровой политики привели к созыву внеочередного совета сангхи (хурала), постановившего сместить Д. Аюшеева с должности Бандидо Хамбо-ламы и избрать на данную должность Н. Илюхинова[4]. Д. Аюшеев, вернувшись из поездки в Россию, собрал новый внеочередной совет сангхи, признавший постановления предыдущего внеочередного совета нелегитимными по формальным признакам (отсутствие кворума и присутствие на совете посторонних людей). После этого Н. Илюхинов со сторонниками зарегистрировал собственную общероссийскую организацию, названную «Духовным управлением буддистов России»[4]. Вышеуказанное происшествие, а также то, что БТСР отказалась от экспонирования «Атласа тибетской медицины» в США, устроив пикет, который вскоре был разогнан, стали причинами возрастания конфликтов между региональными властями и правлением БТСР[6], которые постепенно прекратились только в 2007 году в связи с уходом с должности президента Бурятии Леонида Потапова[7]. В 1999 году лама Данзан-Хайбзун Самаев, являвшийся в 90-е годы настоятелем Буддийского храма в Санкт-Петербурге начал «бунт трёх дацанов против „диктатуры Аюшеева“», официально перерегистрировав их в качестве новой независимой организации «Майдар». Причиной этого, по словам Самаева, стало то, что таким образом Аюшеев теперь не мог самостоятельно назначать настоятелей этих дацанов, самым большим из которых являлся Ацагатский дацан, а также несогласие с общим курсом Хамбо-ламы[7]. В 2001 году образовался новый раскол общины. Оппозицию Аюшееву составил Чой-Дорже Будаев, который ранее был главой Центрального духовного управления буддистов и имел очень значительный авторитет среди буддистов региона. Чой-Дорже Будаев создал Объединение буддистов Бурятии, включавшее в себя 8 организаций. Риторика нового объединения в значительной степени направлена против БТСР и Аюшеева, что выражается в крайне сложных отношениях этих организаций: «При встречах доходит до драк», — отмечает кандидат исторических наук С. Б. Филатов[7]. В 2004 году в Бурятии был открыт центр «Ринпоче-Багша», который возглавил лама Еше Лодой Ринпоче, являющийся представителем Далай-ламы. Как отмечает С. Б. Филатов, данное событие послужило причиной того, что «Аюшев более не может претендовать на роль ведущего духовного авторитета буддистов республики»[7]. В начальный период своей работы Д. Аюшеев добился полного административного и финансового контроля над рядом дацанов, что стало одной из главных причин усиления влияния БТСР на буддизм в России[1]. В настоящее время БТСР является строго иерархичной централизованной организацией, придерживающейся «жесткой идеологической дисциплины»[1]. Религиозное позиционирование Как отмечает кандидат исторических наук и научный сотрудник отдела философии, культурологи и религиоведения ИМБТ СО РАН П. К. Варнавский, «БТСР позиционирует себя в качестве единственной религиозной институции, представляющей не просто бурятский буддизм, но и буддизм в масштабах всей России», хотя в России существуют и другие буддийские общины[8]. Так из 53 бурятских буддийских общин на момент 2011 года только 26 общин находятся под контролем БТСР, 13 других общин принадлежат Объединению буддистов Бурятии, 5 общин принадлежат Республиканской централизованной религиозной буддийской организации «Майдар», 3 общины принадлежат Духовному управлению буддистов России, 6 общин являются независимыми[9]. БТСР в настоящее время отражает в себе намного меньшую пропорциональную представительность групп буддистов, чем Центральное духовное управление буддистов, существовавшее ранее. Несмотря на то, что Хамбо-лама удостоен звания «глава буддистов России» в документах Межрелигиозного Совета России, БТСР не имеет значительного контроля над двумя другими традиционными буддийскими регионами России: Калмыкией и Тувой. Последователи буддизма в данных регионах предпочитают обращаться к собственным буддийским главам, не связанным с БТСР: к Шаджин ламе Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и к Камбе-ламе Тувы[10]. БТСР также в отличие от других общин указывает на свою «полную независимость от „материнского“ тибетского буддизма»[9], что поддерживается федеральной властью[11]. В одном из интервью Дамба Аюшеев ответил на вопрос о происхождении бурятского буддизма следующим образом: «Буряты получили буддизм от Дамба-Доржи Заяева, а он, в свою очередь, получил его в первом своем рождении от Будды Кашьяпы (англ.)русск., а во втором — от Будды Шакъямуни! Запомните это»[12]. БТСР занимает националистическую позицию, ориентированную на местное население. Буддийские действия в дацанах, согласно мнению Аюшеева, должны проводиться на бурятском языке, а также частично на тибетском, но не на русском[7]. Отношение к другим общинам и школам Глава БТСР Д. Б. Аюшеев придерживается позиции школы Гелуг и жёстко высказывается относительно других буддийских школ: «Сангха — это Гелуг, поэтому ко всем остальным течениям и школам в буддизме, таким как дзен-буддизм или карма-кагью, Сангха должна относиться, как православные к пятидесятникам»[1]. Д. Б. Аюшеев также часто указывает на отсутствие компетентности и правомерности у тех буддийских учителей и дацанов, которые не входят в БТСР[13]. В 2009 году Аюшеев критически высказался по поводу появления возможности приезда Далай-ламы в Россию: «Возможно, Далай-ламу будут пускать в Россию, но кто его будет приглашать?», чем по оценке информагентства «Новый Регион» усилил раскол сообщества буддистов[14]. Участие в политике БТСР из всех буддийских общин России наиболее активна в политической сфере, результатом чего является участие БТСР в следующих организациях[8]: Общественная палата РФ, Межрелигиозный совет России, Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ[15], Азиатская буддийская конференция за мир. Посредством этих организаций БТСР участвует в контролировании соблюдения прав человека в России, а также в миротворческой деятельности, укрепляя взаимодействие с властью. БТСР полностью поддерживает федеральную власть, ожидая от неё взамен помощи «в сохранении контроля Сангхи над своей паствой». Также существуют отдельные факты того, что БСТР стремится усилить своё влияние на коренные народы Сибири, тем самым сделав их более лояльными текущей власти[16][11]. Представители БТСР указывают на желательность законодательного закрепления приоритетности «„традиционной религии“ бурятского народа» и стремятся с помощью своей политической деятельности «решить проблему параллельных буддийских структур»[13]. 24 августа 2009 года БТСР признала Дмитрия Медведева, посетившего Иволгинский дацан, воплощением Белой Тары, считающейся в буддизме бодхисаттвой-целительницей, приносящей удачу. Данное признание является возрождением традиции, согласно которой хамбо-лама присягал на верность каждому российскому императору или «Белому царю», признавая его воплощением Белой Тары и «распластываясь на земле» перед правителем при встрече[17][18]. Критика В 2000 году участники группы «Арьяа-Баала», которая на тот момент являлась частью БТСР, написали открытое письмо на имя президента Бурятии, в котором назвали действия руководства БТСР «деструктивными» ввиду того, что оно выступает против тибетских лам, посещающих Бурятию, не признаёт авторитет известных тибетских наставников буддизма, а также создаёт «вражду и громкие скандалы»[7]. Лама Данзан-Хайбзун Самаев остро критиковал политику БТСР, направленную, по его мнению, только на открытие новых дацанов и ступ. Так открытие Ступы Будды в Кижингинском дацане, по его мнению, стало «образцом „лжевозрождения“, поскольку оно не связано с каким-либо учением, а только с деньгами». Близкой позиции придерживался Ригзин-лама, являющийся одним из сторонников Чой-Дорже Будаева, критикуя БТСР за неправильно выбранные приоритеты: «Главное в буддизме — образование, учение, молитва, проповедь, а не организация народных праздников, отправление ритуалов, строительство дацанов»[7]. Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче отмечал в интервью, что политическая деятельность Аюшеева и БТСР в федеральных организациях «не принесла никакой пользы ни буддистам Калмыкии, ни буддистам Тувы»[19]. Примечания ↑ 1 2 3 4 5 Варнавский, 2011, с. 205 ↑ Варнавский, 2011, с. 193 ↑ Жеребцов Ю. В. Центральное духовное управление буддистов (рус.). Энциклопедия Забайкалья (22 августа 2012). Архивировано из первоисточника 23 октября 2012. Проверено 22 августа 2012. ↑ 1 2 3 4 5 Манзанов, 2005, с. 81 ↑ А. А. Терентьев Отягощенная карма конспиролога. Независимая газета — Религии (16 ноября 2011). Архивировано из первоисточника 19 ноября 2012. Проверено 26 октября 2012. ↑ Манзанов, 2005, с. 82—83 ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Филатов, 2010 ↑ 1 2 Варнавский, 2011, с. 201 ↑ 1 2 Варнавский, 2011, с. 206 ↑ Fagan, March 2001, с. 10 ↑ 1 2 Карпова, 2012, с. 43 ↑ А. Махачкеев Хамбо-лама Дамба Аюшев: Мы поддерживаем наших братьев — тибетских буддистов. «МК в Бурятии», ИА «Байкал Медиа Консалтинг» (26 марта 2008). Архивировано из первоисточника 10 октября 2012. Проверено 10 октября 2012. ↑ 1 2 Варнавский, 2011, с. 207 ↑ Глава российских буддистов: Далай-ламу будут пускать в Россию, но кто его будет приглашать?. NEWSru.com (11 марта 2009). Архивировано из первоисточника 23 октября 2012. Проверено 9 октября 2012. ↑ Карпова, 2012, с. 42 ↑ Варнавский, 2011, с. 201—202 ↑ Медведев стал Белой Тарой. Газета.Ru (24 августа 2009). Архивировано из первоисточника 23 октября 2012. Проверено 9 октября 2012. ↑ «Белый царь»: почему буддисты хотят признать Медведева воплощением божества. АиФ (24 августа 2009). Архивировано из первоисточника 23 октября 2012. Проверено 9 октября 2012. ↑ А. Белов «Голоса Калмыкии и Тувы в Москве не слышны». Независимая газета — Религии (15 июня 2011). Архивировано из первоисточника 5 ноября 2012. Проверено 28 октября 2012. Литература Варнавский П. К. «Национальная» религия в контексте глобализации: традиционный буддизм в современной Бурятии // Антропологический форум / гл. ред. А. Байбурин. — 2011. — № 14. — С. 192—211. Карпова Т. В. Социокультурная динамика отношений российского государства и буддистских объединений в постсоветской России // Научный поиск. — Шуйский государственный педагогический университет, 2012. — № 2 (4). — С. 41—43. Манзанов Г. Е. Современное состояние религиозности в республике Бурятия // Религиоведение (журнал). — 2005. — № 2. — С. 79—87. — ISSN 2072-8662. Филатов С. Б. Буддизм в Бурятии: новые тенденции // Русское ревью. — 2010. — № 3. Fagan G. Buddhism in Postsoviet Russia: Revival or Degeneration? // Religion, State & Society. — Keston Institute, March 2001. — Vol. 29. — № 1. — С. 9—21. — ISSN 0963-7494. Ссылки Официальный сайт Буддийской традиционной Сангхи России Сайт Иволгинского дацана — Резиденции Главы Буддийской традиционной Сангхи России Бадмаев С. Н. Карма российского буддизма. «НГ-Религии» (3 августа 2011). Архивировано из первоисточника 17 августа 2012. Проверено 9 августа 2012. Константинов Н. Буддизм старый и новый. «НГ-Религии» (5 февраля 2003). Архивировано из первоисточника 17 августа 2012. Проверено 9 августа 2012. Внимание, только СЕГОДНЯ! Источник: http://AngryBirdsMania.ru/19628 Егор Борисов принял делегацию Буддийской традиционной Сангхи России | Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия)

Главная  → О нас  → Новости  → Президент РФ Владимир Путин встретился с ламами Буддийской традиционной сангхи России

22.04.2013

В апреле этого года Президент РФ Владимир Путин посетил Бурятию и встретился с ламами Буддийской традиционной сангхи России. Встреча прошла в селе Верхняя Иволга, в знаменитом Иволгинском дацане, который существовал еще до революции. Советская власть к 1930 году закрыла все бурятские храмы и устранила религиозные общины.

Но в 1945 году отношение государства изменилось – Иволгинский дацан был открыт заново и отстроен практически с нуля. Сегодня этого большой монастырский комплекс, состоящий из многих сооружений. Основное культовое здание, главный храм, был возведен и освящен в 1972 году. С советских времен и до сих пор это место привлекает множество людей, ищущих свой духовный путь.

Именно здесь сегодня хранится нетленное тело Пандито Хамбо-ламы XII Даши-Доржо Итигэлова.

Владимир Путин во время визита посетил резиденцию нынешнего Хамбо ламы Дамба Аюшеева. На встрече с буддийскими учителями президент нашей страны подчеркнул: «Россия – единственная, наверно, страна в Европе, в которой буддизм является традиционной религией.

Это началось еще с Елизаветы Петровны: она признала буддизм в качестве таковой. С тех пор буддисты играют очень заметную роль в жизни народов России, помогают людям и в горе, поддерживают их, вместе с ними и в радостях, разумеется. Это было во все времена.

Хорошо известно, как буддисты проявили себя и в годы тяжелых испытаний: и в Первую мировую войну, и в Великую Отечественную, – несмотря на то, что сами, как и представители всех других конфессий России, серьезно пострадали в 30-е годы прошлого века.

И сегодня вы исполняете очень высокую миссию: всегда с людьми, всегда с народом».

Президент РФ осмотрел святыни дацана и дважды подошел к нетленному телу Пандито Хамбо-ламы Итигэлова – в начале визита и в конце. Владимир Путин отметил: «Я сейчас посмотрел на ваши самые главные, самые почитаемые святыни. Вы очень бережно относитесь, сохраняете это все для людей.

Но самое главное в том, что вы пропагандируете очень доброе гуманистическое учение, которое основано на любви людей друг к другу, любви к своей собственной стране, придерживаетесь традиций, связанных с межнациональным и межконфессиональным миром, что очень важно, и за что хочу вам еще раз выразить свою признательность и благодарность».

Владимир Путин также подчеркнул, что поддерживает очень добрые отношения с Пандито Хамбо-ламой в течение многих лет, и поблагодарил его за эти отношения и дружбу.

«И хочу ещ раз подчеркнуть, что и я, и Правительство России, и региональные власти всегда в вашем распоряжении, всегда готовы вас поддержать.

Несмотря на то, что у вас потребности самые скромные (знаю, что вы всегда опираетесь на свои собственные силы), тем не менее хочу сказать еще раз: мы всегда в вашем распоряжении. Большое вам спасибо за нашу совместную работу», – сказал Владимир Путин.

Хамбо лама Буддийской традиционной сангхи России Дамба Аюшеев рассказал, что во время встречи обсуждались вопросы поддержки буддийских учебных заведений, в частности буддийских университетов в Иволгинском и Агинском дацанах.

Хамбо лама рассказал о планах по созданию мастерской по изготовлению буддийских скульптур на территории Иволгинского дацана, для этих целей необходимо приобрести специальное оборудование.

Глава государства пообещал оказать всяческое содействие в данных направлениях.

Другой вопрос, который обсудили на встрече, касался строительства крупного буддийского центра в Санкт-Петербурге. Также Хамбо лама затронул и тему возведения буддийского храма в Москве. Однако решение этого вопроса отложено до обсуждения его с мэром столицы Сергеем Собяниным.

Источник: http://www.buddhism.ru/prezidentskiy-vizit/

Глава Буддийской традиционной сангхи России: Ваше Святейшество, уважаемый Владимир Владимирович!

Речь Д. Аюшеева на встрече председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и руководителями традиционных религиозных общин России.

“Я, пользуясь таким случаем, от буддистов хотел бы поблагодарить Вас за то, что я могу вместе со своими братьями высказать, что думаю, что мы делаем.

Но я хочу Вас поблагодарить за то, что… С 2000 года Вы как встали во главе нашей страны, мы, буддисты, почувствовали себя уверенными в себе, нас перестали трогать лишний раз по многим вопросам, потому что остаточные коммунистические идеологи у нас были в республике и в регионах, но когда почувствовали, что пришёл Президент, хозяин, они немного присмирели. И нам дали возможность в течение 10 лет, сколько Вы были Президентом, и мы буквально за 12 лет подняли все свои храмы — дацаны, восстановили все свои границы, которые у нас были. Самое главное, когда в государстве порядок, когда власть сильна, руководство уважает, тогда мы, буддисты, чувствуем себя гораздо увереннее. Потому что есть такая, будем говорить, легенда, со времён Будды идущая к нам в основе, когда ученики у Будды спросили: «Что мы будем делать после ухода вас, Будда, наш учитель?» Будда ответил своим ученикам: «Вы будете жить со своим Раджой. Будет государство, будет наша религия, будет в государстве спокойно, и будет наша религия спокойной». И поэтому мы, следуя той традиции Будды, всегда уважаем руководство нашей страны и мы всегда за спокойствие. И то, что Вы нам дали, подарили это спокойствие, и мы воспользовались этим, и хотелось бы, чтобы дальше так было. А 2002 год, Вы знаете, для нас очень прекрасный год был, он войдёт в историю нашего буддизма. Через 200 лет мои буддисты будут вспоминать, во времена какого Президента России к нам пришла наша святыня, это нам подарок, и я вот за это хочу Вас поблагодарить.

Ну а то, что Вы предлагаете, что мы можем быть партнёрами с государственными чиновниками, я думаю, что это очень хороший наказ нам. Я, приезжая к себе, буду нашим чиновникам говорить, что мы теперь партнёры, оказывается. И будем работать сообща, вместе.

Но наша деятельность какого смысла? Мы, например (буддистская религия в этом отношении), вовлечены во всю социальную жизнь нашего народа. Почему? Потому что основа нашего дацана — это всё-таки сельская местность, это глубинка.

И мы первые, кто не заинтересован в том, чтобы люди уезжали, покидали свои сёла, улусы, потому что там же и демографический фактор. Если человек живёт в селе, у него детей всегда будет больше, чем в городе.

Если человек в селе хорошо живёт, значит, ему не надо уезжать в города, и не будет вынужденной миграции (или как мы называем?), учитывая, что Забайкалье, Бурятия, вот эти наши места.

Люди выезжают в центральные районы. Я вот стараюсь делать всё, чтобы люди не уезжали со своего места жительства. Когда уходят от нас, покидают нашу республику или Забайкалье люди (независимо от вероисповедания, независимо от этого), — это ослабляет нашу позицию, поэтому мы делаем всё, что…

Вот в последнее время мы начали восстанавливать наше хозяйство: мы возвращаем наших баранов, образно говоря, мы возвращаем своих коров, мы возвращаем своих коней. Почему? Потому что в своё время, во время коммунистов, привезли из Голландии коров, откуда-то баранов привезли, которые в наших условиях вообще не могли жить.

Люди в колхозах работали на них больше, а получали меньше. А сегодня мы создаём хозяйства такого порядка, чтобы скот нас кормил, а не наоборот. И вот таким образом, если жизнь на земле у нас будет лучше, люди не будут уходить. Я говорю своим руководителям, ну нашим чиновникам, что мы даём людям хлеб с горем и грехом пополам.

Но дайте, пожалуйста, людям зрелища, чтобы человек, живя в сельской местности, чувствовал себя не ущербным. Поэтому мы для таких мероприятий проводим свои национальные виды спорта (борьба, стрельба из лука, скачки), — это, как бы сказать, под нашим патронажем находится. Мы проводим в год по 30 таких мероприятий. Мы собираем сотни и тысячи людей.

Я шучу, что «Единая Россия» так не собирает, как мы там собираем. Они жалуются, правда, но я говорю правду. Мы можем собрать без ничего и выделяем огромные деньги и берёмся за воспитание наших детей с малолетства, со школьной скамьи, с детского сада. Почему? Потому что — например, тот же вид борьба — мы заинтересованы, чтобы люди были здоровыми.

А когда мы видим, что человек в 9-10-м классе учится и нет среди них нормального парня, который больше 60 кг весит (независимо — бурят или русский, в сельской местности), я говорю: «Это что такое? Это же вымирание нации, это генофонд». От чего зависит? От питания. У нас 50% питания привозят.

У нас кур привозят откуда-то из-за границы, мясо привозят из Бразилии, Австралии, ещё откуда-то. Откуда будут давать нам? На чём будут держаться потенциал моего народа, потенция, возможности и другие качества? И поэтому мы боремся таким образом, что мы должны кушать то, что есть у нас.

Мы должны жить там, где живём, потому что для моего народа другого места нет, Владимир Владимирович. Мы к татарам не приедем, под Рязань не приедем. Мы будем жить там, и Вы не дождётесь нас. Да, мы живём и будем жить.

Мы будем делать всё возможное, чтобы эти места — берега Байкала и Забайкалье — были заселены, чтобы люди были, чтобы из космоса видели, что мы живём там. А то один раз увидят с космоса, что людей нет, все выехали за Урал, и тогда это будет наше бедствие. Поэтому, Владимир Владимирович, та поддержка, которую Вы нам предлагаете, это очень мне нравится, например.

Я могу сейчас взять на вооружение, завтра сказать своим чиновникам: «Всё, теперь будете работать, как Владимир Владимирович сказал».

И думаю, что все деяния, которые мы делаем, Вы можете, Владимир Владимирович… Как бы сказать? Приедете к нам, я Вам лично покажу, что мы делаем, покажу, что мы делаем для народа, потому что мы прекрасно знаем, что, если мы не будем этому народу помогать, то какого чёрта строить дацаны? Кто туда будет ходить ко мне? У меня храмы же не в городах, не в посёлках — у меня храмы в сельской местности.

Если вокруг, например, 10 деревень стояло, если они разъедутся, то как бы мне государство ни помогало, я откуда верующих-то найду? С Китая же я не буду приглашать! Поэтому, исходя из этого все эти проблемы, что дошкольного воспитания, что в военных образованиях и тому подобное у нас, всё это правильно и мы с удовольствием будем это поддерживать. И я ещё раз хочу сказать Вам, Владимир Владимирович, благодарность за то, что Вы нам спокойствие дали. Это дороже даже, чем деньги, чем материальные средства. Вот это спокойствие, которое Вы, будучи Президентом, Премьер-министром… И люди верили в Вас: сильный лидер — значит, крепкое государство. Если будет так продолжаться у нас, значит, будет спокойствие и мы, буддисты, будем Вас поддерживать, радоваться, что есть человек, который может управлять этим огромным государством. Огромность государства я только понимаю, потому что я прилетаю издалека. Некоторые здесь у нас сидят в Москве, они же не понимают, что Россия очень огромная. Я шесть часов оттуда лечу и пять часов обратно.”

Читайте также:  Что такое нирвана в буддизме и каковы этапы ее достижения?

Источник: http://www.taday.ru/text/1465710.html

Аюшеев, Дамба Бадмаевич

Биография

Дамба Бадмаевич (Василий Борисович) Аюшеев (1 сентября 1962, с. Шергольджин Красночикойского района Читинской области) — XXIV Пандита Хамбо-лама — глава Буддийской традиционной сангхи России.

В 1980 году окончил Петровск-Забайкальское педагогическое училище. Затем работал учителем в Кункурской средней школе Агинского автономного округа.

По направлению Агинского дацана в 1983 году поступил в Буддийский университет им. Дзанабадзара в Улан-Баторе (Монголия) и окончил его в 1988 году. Специализировался по тибетской медицине.

В течение года по поручению ЦДУБ СССР был куратором советских студентов, обучавшихся в Буддийском университете. После этого работал эмчи-ламой в Иволгинском дацане.

В 1991 году назначается ширээтэ ламой дацана Балдан Брэйбун в селе Мурочи Кяхтинского района, первого дацана на территории этнической Бурятии. В течение двух лет под его руководством был заново отстроен на месте разрушенного новый цокчен дуган, размерами сопоставимый с прежде существовавшим.

28 апреля 1995 года Дамба Аюшеев на альтернативной основе избирается XXIV Пандита Хамбо-ламой, председателем Центрального духовного управления буддистов РФ, впоследствии переименованного в Буддийскую Традиционную Сангху России – одного из буддийских объединений РФ.

За время пребывания Д. Аюшеева на этом посту был вновь возведен дацан на Верхней Берёзовке (в Улан-Удэ) в качестве второй резиденции Пандита Хамбо-ламы, открыты два буддийских института (в Иволгинском и Агинском дацанах). В них преподают бурятские, тибетские и монгольские учителя.

Открыты новые дацаны и дуганы на территории этнической Бурятии. Буддизм признан в качестве одной из четырех традиционных конфессий России, широко развиваются международные связи.

С 2 августа 1995 г. является членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации.

С 23 декабря 1998 г. входит в президиум Межрелигиозного совета России.

С 3 марта 2004 г. входит в президиум Межрелигиозного совета стран СНГ.

Пандита Хамбо-лама Дамба Аюшеев является вице-президентом Азиатской буддийской конференции за мир

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Аюшеев,_Дамба_Бадмаевич

Источник: https://nandzed.livejournal.com/1557273.html

Духовный лидер буддизма школы Кагью встретился с главой Буддийской традиционной Сангхи России

20-21 июня Кармапа XVII Тринле Тхайе Дордже посетил республику Бурятию. Знакомясь с традиционной буддийской республикой, высокий гость посетил Иволгинский дацан и встретился с главой Буддийской традиционной Сангхи России Хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым.

Встреча прошла в теплой дружественной атмосфере. Поприветствовав друг друга, стороны высказали взаимные симпатии и обменялись приглашениями к последующим визитам, сообщается в информации пресс-службы Российской ассоциации буддизма школы Карма Кагью.

Настоятель монастыря Дагба-лама показал Гьялва Кармапе дацан, пригласил познакомиться с уникальным бурятским Пандито Хамбо-ламой Итигэловым, загадка нетленного тела которого уже более 75 лет поражает воображение не только буддистов, но и ученых всего мира. Посетив дворец Хамбо-ламы Итигэлова, Гьялва Кармапа отметил, что эта встреча подарила ему чувство глубокого покоя.

Визит Гьялва Кармапы в Бурятию совпал с национальным праздником. Его Святейшество стал почетным гостем этого события. Он теплыми словами приветствовал Хамбо-ламу Аюшеева и участников праздника: «Дорогие друзья, большое удовольствие присутствовать здесь. Я слышал сегодня, что это редкое знаменательное событие, такой праздник.

И присутствовать на таком празднике — это особо благоприятный знак. Как только я ступил на эту землю, я почувствовал себя как будто я дома, весь пейзаж, все виды сильно напоминали родину моего отца.

И на секунду, когда мы ехали сюда, я подумал, неужели я дома? Я очень признателен за возможность участвовать в этом событии и хочу всем вам пожелать процветания и гармонии, и пусть деятельность Хамбо-ламы распространяется для блага всех чувствующих существ».

Хамбо-лама Дамба Аюшеев пожелал высокому гостю и сопровождающим его ученикам долгих лет жизни и уютного и комфортного пребывания на бурятской земле. Дамба Аюшеев подчеркнул, что учеников Гьялвы Кармапы всегда будет принимать лама Итигэлов.

Кроме того, обращаясь к Гьялва Кармапе, он отметил: «Вы первый тибетский Ринпоче, который встретился с Хамбо-ламой Итигэловым. Многие тибетские Ринпоче сюда приезжают, но к ламе Итигэлову зайти боятся.

Вы великий тибетский Ринпоче, и я понял, почему вы пошли к Итигэлову — потому что вы родом из Кхама».

В знак своего расположения к ученикам из Сибири и Бурятии, Гьялва Кармапа провел в Улан-Удэ посвящения на Гуру Римпоче, великого учителя буддизма, принесшего буддизм из Индии в Тибет.

Первое путешествие по России Кармапы XVII Тринле Тхайе Дордже подходит к концу. Последний город, который он посетит, — Владивосток.

А перед посещением Бурятии Кармапа XVII впервые прибыл в Иркутск. Это событие знаменательно для истории нашей страны тем, что на территории России буддизм традиции Карма Кагью присутствует с XIII века, исторически практикуется в традиционно буддийских регионах Калмыкии, Бурятии и Тыве и имеет множество последователей.

За последние десятилетия это первый визит в Сибирь буддийского ламы столь высокого уровня.

Знакомясь с буддийской Россией, Гьялва Кармапа неоднократно подчеркивал, что гостеприимство россиян, их открытость Учению и искренность, буддийские традиции на территории нашей страны позволяют ему ощутить дружественность атмосферы и почувствовать себя буквально как дома.

«Это мой первый приезд в Сибирь в этой жизни, но я чувствую, что был здесь прежде. Обычно каждая местность дает спектр ощущений, и с буддийской точки зрения это понимается как ситуация общей кармы. На земле каждая местность пробуждает определенные впечатления. Здесь, в Сибири, я чувствую присутствие очень сильной энергии», — сказал Гьялва Кармапа.

В Иркутске Гьялву Кармапу встретили сотни практикующих буддизм сибиряков. Приехали также буддисты школы Карма Кагью со всей страны и из Европы. К встрече высокого ламы подготовили рассказы-презентации о всех городах Сибири и о тех буддийских проектах, которые силами сибиряков развиваются не только в Иркутске, Новосибирске, Красноярске, Томске, но и в небольших сибирских городах.

Кармапа подарил сибирякам посвящение (торжественная церемония передачи благословения или наставлений по практике. — Прим. ред.) на Марпу. Марпа-переводчик — буддийский учитель, был мирянином, имел семью, дом, хозяйство и тем не менее перенес из Индии в Тибет тексты и живую передачу буддийского учения ваджраяны.

В дальнейшем Марпа и продолжившие эту линию поучений буддийские учителя сформировали школу Кагью. Как отметил Гьялва Кармапа, обычно тибетский буддизм делят на четыре части. Для некоторых школ наиболее важно изучение, а школа Кагью подчеркивает важность практики — медитации. «Поэтому в нашей традиции много великих мастеров, которые постоянно медитируют.

Это, вероятно, та причина, по которой нас называют «йогинами», — объяснил Гьялва Кармапа.

Кроме встречи с учениками, Кармапа осмотрел достопримечательности Иркутска, встретился с представителями мэрии города. Начальник отдела по работе с религиозными организациями Евгений Голубев отметил, что городские власти ориентированы на развитие толерантности и открытости в межконфессиональных отношениях.

Евгений Голубев подчеркнул также, что сотрудничество со школой Кагью может способствовать развитию у сибирской молодежи интереса к здоровому образу жизни и поможет отвратить молодое поколение от наркотиков.

Его Святейшество в свою очередь отметил, что школа Кагью действительно готова способствовать нравственному воспитанию молодежи и готова сотрудничать с властями в этом направлении.

Источник: https://emax.ru/world/religion/8608-duhovnyj-lider-buddizma-shkoly-kagyu-vstretilsya-s-glavoj-buddijskoj-traditsionnoj-sanghi-rossii.html

Итоговое Собрание Буддийской традиционной Сангхи России

7 марта  2018 года в конференц-зале Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» им. Дамба Даржа Заяева состоялось очередное итоговое Собрание Буддийской традиционной  Сангхи России под руководством XXIV Пандито Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева.

Ежегодное финансово-отчетное Собрание Ширээтэ Лам дацанов Буддийской традиционной Сангхи России в Иволгинском дацане проходит после завершения праздничных хуралов Монлам Ченмо, с новым годом по Буддийскому календарю.

Такие собрания проводятся ежегодно,  на них ширээтэ ламы более 50 дацанов, входящих в БТСР, Дид Хамбо ламы и Пандито Хамбо лама отчитываются перед Ревизионной комиссией Сангхи во главе с ее председателем Далаевым Бато-Цырен ламой, отчеты по финансово-хозяйственной деятельности своих дацанов за прошедший 2017 год. Также отчеты представили и Глава Буддийской традиционной  Сангхи России Хамбо Лама Дамба Аюшеев, Дид Хамбо лама по Забайкальскому краю Цырен Дондукбаев и Дид Хамбо лама по Республике Бурятия Дагба Очиров.

Известно, что буддийские дацаны  существуют на пожертвования верующих и спонсоров, поэтому на таких собраниях речь идет о всех средствах, поступивших в каждый дацан, а также о том, на что они были потрачены. Хамбо Лама особо отмечает, что поступающие в дацаны средства должны быть всегда под контролем.
Результаты работы Сангхи  России — это работа всех дацанов и всех кто помогает дацанам.

В планах стоит  продолжение строительства незавершенных дуганов и в последующем открытие их, развитие и поддержка бурятского языка  и так далее..

На ряд вопросов Ширээтэ Лам руководством Сангхи России были даны исчерпывающие ответы. Состоялся очень интересный и важный разговор большой команды единомышленников, обмен мнениями по тем или иным вопросам, касающихся дальнейшей деятельности организации и планов мероприятий БТСР на год.

По завершении Собрания состоялась встреча с Хамбо Ламой Этигэловым. Эта встреча всегда носит особый характер, поскольку один раз в год и только в день Собрания, в самом начале нового года, во Дворце Учителя происходит необычное действо.

Каждый Ширээтэ Лама через тексты ежедневных Посланий Хамбо Ламы Этигэлова получает в эти минуты особое, личное обращение и благословение Учителя на год. Как экзаменационный билет, Ширээтэ Ламы вытягивают эти заветные советы, Учение Хамбо Ламы Этигэлова, обращенные лично к ним.

И пророческие слова Учителя становятся вдохновляющей основой для деятельности на целый год.

Пресс служба Буддийской традиционной Сангхи России.

Источник:

Источник: http://buddhist.ru/buddhist-news/site/8554-itogovoe-sobranie-buddijskoj-traditsionnoj-sangkhi-rossii

Будди́йская традицио́нная са́нгха Росси́и (БТСР) — централизованная религиозная организация, являющаяся самой крупной буддийской общиной Бурятии[1]. Центр Буддийской традиционной сангхи России и резиденция ее Пандита Хамбо-ламы находится в Иволгинском дацане. 1 История 2 Религиозное позиционирование 3 Отношение к другим общинам и школам 4 Участие в политике 5 Критика 6 Примечания 7 Литература 8 Ссылки Читайте также:  Кто такие кочевники – каков их быт и образ жизни?История БТСР является правопреемником Центрального духовного управления буддистов, существовавшего в период СССР[2] с 1946 года и с 1922 по 1930-е годы носившего название «Центральный Духовный Совет»[3]. В 1995 году главой сангхи (Хамбо-ламой) стал Дамба Бадмаевич Аюшеев, изменивший в 1997 году старое название организации на настоящее[4] и обновивший устав[1] и учредительные документы организации[4]. Согласно этим документам, БТСР перестала включать в свой состав буддийские общины Тывы и Калмыкии, а также, как считает ряд критиков, намного усложнила процесс выборов нового Бандидо Хамбо-ламы[4]. Как указывает главный редактор журнала «Буддизм России» Андрей Терентьев, согласно уставу БТСР, «глава этой организации избирается настоятелями храмов, а настоятели храмов при этом назначаются главой организации»[5]. Данные действия Д. Аюшеева, а также неоказание Д. Аюшеевым почестей посетившему Бурятию Богдо-гэгэну и изменение Д. Аюшеевым кадровой политики привели к созыву внеочередного совета сангхи (хурала), постановившего сместить Д. Аюшеева с должности Бандидо Хамбо-ламы и избрать на данную должность Н. Илюхинова[4]. Д. Аюшеев, вернувшись из поездки в Россию, собрал новый внеочередной совет сангхи, признавший постановления предыдущего внеочередного совета нелегитимными по формальным признакам (отсутствие кворума и присутствие на совете посторонних людей). После этого Н. Илюхинов со сторонниками зарегистрировал собственную общероссийскую организацию, названную «Духовным управлением буддистов России»[4]. Вышеуказанное происшествие, а также то, что БТСР отказалась от экспонирования «Атласа тибетской медицины» в США, устроив пикет, который вскоре был разогнан, стали причинами возрастания конфликтов между региональными властями и правлением БТСР[6], которые постепенно прекратились только в 2007 году в связи с уходом с должности президента Бурятии Леонида Потапова[7]. В 1999 году лама Данзан-Хайбзун Самаев, являвшийся в 90-е годы настоятелем Буддийского храма в Санкт-Петербурге начал «бунт трёх дацанов против „диктатуры Аюшеева“», официально перерегистрировав их в качестве новой независимой организации «Майдар». Причиной этого, по словам Самаева, стало то, что таким образом Аюшеев теперь не мог самостоятельно назначать настоятелей этих дацанов, самым большим из которых являлся Ацагатский дацан, а также несогласие с общим курсом Хамбо-ламы[7]. В 2001 году образовался новый раскол общины. Оппозицию Аюшееву составил Чой-Дорже Будаев, который ранее был главой Центрального духовного управления буддистов и имел очень значительный авторитет среди буддистов региона. Чой-Дорже Будаев создал Объединение буддистов Бурятии, включавшее в себя 8 организаций. Риторика нового объединения в значительной степени направлена против БТСР и Аюшеева, что выражается в крайне сложных отношениях этих организаций: «При встречах доходит до драк», — отмечает кандидат исторических наук С. Б. Филатов[7]. В 2004 году в Бурятии был открыт центр «Ринпоче-Багша», который возглавил лама Еше Лодой Ринпоче, являющийся представителем Далай-ламы. Как отмечает С. Б. Филатов, данное событие послужило причиной того, что «Аюшев более не может претендовать на роль ведущего духовного авторитета буддистов республики»[7]. В начальный период своей работы Д. Аюшеев добился полного административного и финансового контроля над рядом дацанов, что стало одной из главных причин усиления влияния БТСР на буддизм в России[1]. В настоящее время БТСР является строго иерархичной централизованной организацией, придерживающейся «жесткой идеологической дисциплины»[1]. Религиозное позиционирование Как отмечает кандидат исторических наук и научный сотрудник отдела философии, культурологи и религиоведения ИМБТ СО РАН П. К. Варнавский, «БТСР позиционирует себя в качестве единственной религиозной институции, представляющей не просто бурятский буддизм, но и буддизм в масштабах всей России», хотя в России существуют и другие буддийские общины[8]. Так из 53 бурятских буддийских общин на момент 2011 года только 26 общин находятся под контролем БТСР, 13 других общин принадлежат Объединению буддистов Бурятии, 5 общин принадлежат Республиканской централизованной религиозной буддийской организации «Майдар», 3 общины принадлежат Духовному управлению буддистов России, 6 общин являются независимыми[9]. БТСР в настоящее время отражает в себе намного меньшую пропорциональную представительность групп буддистов, чем Центральное духовное управление буддистов, существовавшее ранее. Несмотря на то, что Хамбо-лама удостоен звания «глава буддистов России» в документах Межрелигиозного Совета России, БТСР не имеет значительного контроля над двумя другими традиционными буддийскими регионами России: Калмыкией и Тувой. Последователи буддизма в данных регионах предпочитают обращаться к собственным буддийским главам, не связанным с БТСР: к Шаджин ламе Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и к Камбе-ламе Тувы[10]. БТСР также в отличие от других общин указывает на свою «полную независимость от „материнского“ тибетского буддизма»[9], что поддерживается федеральной властью[11]. В одном из интервью Дамба Аюшеев ответил на вопрос о происхождении бурятского буддизма следующим образом: «Буряты получили буддизм от Дамба-Доржи Заяева, а он, в свою очередь, получил его в первом своем рождении от Будды Кашьяпы (англ.)русск., а во втором — от Будды Шакъямуни! Запомните это»[12]. БТСР занимает националистическую позицию, ориентированную на местное население. Буддийские действия в дацанах, согласно мнению Аюшеева, должны проводиться на бурятском языке, а также частично на тибетском, но не на русском[7]. Отношение к другим общинам и школам Глава БТСР Д. Б. Аюшеев придерживается позиции школы Гелуг и жёстко высказывается относительно других буддийских школ: «Сангха — это Гелуг, поэтому ко всем остальным течениям и школам в буддизме, таким как дзен-буддизм или карма-кагью, Сангха должна относиться, как православные к пятидесятникам»[1]. Д. Б. Аюшеев также часто указывает на отсутствие компетентности и правомерности у тех буддийских учителей и дацанов, которые не входят в БТСР[13]. В 2009 году Аюшеев критически высказался по поводу появления возможности приезда Далай-ламы в Россию: «Возможно, Далай-ламу будут пускать в Россию, но кто его будет приглашать?», чем по оценке информагентства «Новый Регион» усилил раскол сообщества буддистов[14]. Участие в политике БТСР из всех буддийских общин России наиболее активна в политической сфере, результатом чего является участие БТСР в следующих организациях[8]: Общественная палата РФ, Межрелигиозный совет России, Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ[15], Азиатская буддийская конференция за мир. Посредством этих организаций БТСР участвует в контролировании соблюдения прав человека в России, а также в миротворческой деятельности, укрепляя взаимодействие с властью. БТСР полностью поддерживает федеральную власть, ожидая от неё взамен помощи «в сохранении контроля Сангхи над своей паствой». Также существуют отдельные факты того, что БСТР стремится усилить своё влияние на коренные народы Сибири, тем самым сделав их более лояльными текущей власти[16][11]. Представители БТСР указывают на желательность законодательного закрепления приоритетности «„традиционной религии“ бурятского народа» и стремятся с помощью своей политической деятельности «решить проблему параллельных буддийских структур»[13]. 24 августа 2009 года БТСР признала Дмитрия Медведева, посетившего Иволгинский дацан, воплощением Белой Тары, считающейся в буддизме бодхисаттвой-целительницей, приносящей удачу. Данное признание является возрождением традиции, согласно которой хамбо-лама присягал на верность каждому российскому императору или «Белому царю», признавая его воплощением Белой Тары и «распластываясь на земле» перед правителем при встрече[17][18]. Критика В 2000 году участники группы «Арьяа-Баала», которая на тот момент являлась частью БТСР, написали открытое письмо на имя президента Бурятии, в котором назвали действия руководства БТСР «деструктивными» ввиду того, что оно выступает против тибетских лам, посещающих Бурятию, не признаёт авторитет известных тибетских наставников буддизма, а также создаёт «вражду и громкие скандалы»[7]. Лама Данзан-Хайбзун Самаев остро критиковал политику БТСР, направленную, по его мнению, только на открытие новых дацанов и ступ. Так открытие Ступы Будды в Кижингинском дацане, по его мнению, стало «образцом „лжевозрождения“, поскольку оно не связано с каким-либо учением, а только с деньгами». Близкой позиции придерживался Ригзин-лама, являющийся одним из сторонников Чой-Дорже Будаева, критикуя БТСР за неправильно выбранные приоритеты: «Главное в буддизме — образование, учение, молитва, проповедь, а не организация народных праздников, отправление ритуалов, строительство дацанов»[7]. Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче отмечал в интервью, что политическая деятельность Аюшеева и БТСР в федеральных организациях «не принесла никакой пользы ни буддистам Калмыкии, ни буддистам Тувы»[19]. Примечания ↑ 1 2 3 4 5 Варнавский, 2011, с. 205 ↑ Варнавский, 2011, с. 193 ↑ Жеребцов Ю. В. Центральное духовное управление буддистов  (рус.). Энциклопедия Забайкалья (22 августа 2012). Архивировано из первоисточника 23 октября 2012. Проверено 22 августа 2012. ↑ 1 2 3 4 5 Манзанов, 2005, с. 81 ↑ А. А. Терентьев Отягощенная карма конспиролога. Независимая газета — Религии (16 ноября 2011). Архивировано из первоисточника 19 ноября 2012. Проверено 26 октября 2012. ↑ Манзанов, 2005, с. 82—83 ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Филатов, 2010 ↑ 1 2 Варнавский, 2011, с. 201 ↑ 1 2 Варнавский, 2011, с. 206 ↑ Fagan, March 2001, с. 10 ↑ 1 2 Карпова, 2012, с. 43 ↑ А. Махачкеев Хамбо-лама Дамба Аюшев: Мы поддерживаем наших братьев — тибетских буддистов. «МК в Бурятии», ИА «Байкал Медиа Консалтинг» (26 марта 2008). Архивировано из первоисточника 10 октября 2012. Проверено 10 октября 2012. ↑ 1 2 Варнавский, 2011, с. 207 ↑ Глава российских буддистов: Далай-ламу будут пускать в Россию, но кто его будет приглашать?. NEWSru.com (11 марта 2009). Архивировано из первоисточника 23 октября 2012. Проверено 9 октября 2012. ↑ Карпова, 2012, с. 42 ↑ Варнавский, 2011, с. 201—202 ↑ Медведев стал Белой Тарой. Газета.Ru (24 августа 2009). Архивировано из первоисточника 23 октября 2012. Проверено 9 октября 2012. ↑ «Белый царь»: почему буддисты хотят признать Медведева воплощением божества. АиФ (24 августа 2009). Архивировано из первоисточника 23 октября 2012. Проверено 9 октября 2012. ↑ А. Белов «Голоса Калмыкии и Тувы в Москве не слышны». Независимая газета — Религии (15 июня 2011). Архивировано из первоисточника 5 ноября 2012. Проверено 28 октября 2012. Литература Варнавский П. К. «Национальная» религия в контексте глобализации: традиционный буддизм в современной Бурятии // Антропологический форум / гл. ред. А. Байбурин. — 2011. — № 14. — С. 192—211. Карпова Т. В. Социокультурная динамика отношений российского государства и буддистских объединений в постсоветской России // Научный поиск. — Шуйский государственный педагогический университет, 2012. — № 2 (4). — С. 41—43. Манзанов Г. Е. Современное состояние религиозности в республике Бурятия // Религиоведение (журнал). — 2005. — № 2. — С. 79—87. — ISSN 2072-8662. Филатов С. Б. Буддизм в Бурятии: новые тенденции // Русское ревью. — 2010. — № 3. Fagan G. Buddhism in Postsoviet Russia: Revival or Degeneration? // Religion, State & Society. — Keston Institute, March 2001. — Vol. 29. — № 1. — С. 9—21. — ISSN 0963-7494. Ссылки Официальный сайт Буддийской традиционной Сангхи России Сайт Иволгинского дацана — Резиденции Главы Буддийской традиционной Сангхи России Бадмаев С. Н. Карма российского буддизма. «НГ-Религии» (3 августа 2011). Архивировано из первоисточника 17 августа 2012. Проверено 9 августа 2012. Константинов Н. Буддизм старый и новый. «НГ-Религии» (5 февраля 2003). Архивировано из первоисточника 17 августа 2012. Проверено 9 августа 2012. Внимание, только СЕГОДНЯ! Источник: http://AngryBirdsMania.ru/19628 Егор Борисов принял делегацию Буддийской традиционной Сангхи России | Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия)

1 ОКТЯБРЯ Глава Республики Саха (Якутия) Егор Борисов провел встречу с делегацией Буддийской традиционной Сангхи России, прибывшей в город Якутск для участия в торжественной церемонии открытия буддийского дацана.

На встрече присутствовали глава Буддийской традиционной Сангхи России, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, член Президиума Межрелигиозного совета России Дамба Аюшеев – XIV Пандито Хамбо лама, почетный ректор Буддийского университета (Бурятия) Ганжурцырен Раднаев – Ганжур лама и руководитель религиозной организации Буддийская община «Лотос» города Якутска Дмитрий Жалсараев –Дандар-Гэбшэ лама.

По традиции Егор Борисов рассказал гостям о Якутии, ее географических и климатических особенностях. Также глава республики поведал о культурных традициях многонационального народа Якутии, подчеркнув, что, живя в таких суровых и экстремальных природных условиях, якутяне привыкли помогать друг другу независимо от национальности и вероисповедания.

Глава Буддийской традиционной Сангхи России Дамба Аюшев сердечно поблагодарил Егора Борисова за гостеприимный прием, за возможность впервые побывать на якутской земле. Он также рассказал об основах и главных идеях буддизма, отметив, что его религия всецело направлена на сохранение и укрепление мира.

В ходе теплой беседы, длившейся более часа, стороны обсудили различные вопросы, нашли много общего в культурном развитии якутского и бурятского народов.

В завершении встречи Ил Дархан Республики Саха (Якутия) и XXIV Пандито Хамбо лама обменялись сувенирами и традиционными национальными подарками.

Также во встрече приняли участие заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Александр Соловьев и руководитель Департамента по делам народов Республики Саха (Якутия) Алексей Сергучев.

СПРАВКА:

Буддизм официально был признан в России во времена правления императрицы Елизаветы Петровны.

В 1763 году был утвержден избранный на собрании ширээтэ лам (настоятелей) дацанов Бурятии первый Пандита Хамбо лама Дамба-Даржа Заяев (1702–1777), который являлся главным духовным деятелем, руководителем всех дацанов в Бурятии.

Заяев получил образование в Гоман-дацане в Тибете. Так в России возникла централизованная буддийская организация, которая в настоящее время носит название Буддийская традиционная Сангха России.

В 1915 году в Санкт-Петербурге было завершено строительство первого на западе Российской империи буддийского монастыря.

Во времена советской власти многие буддийские монахи и простые верующие были репрессированы, а дацаны разрушены. К началу 1940-х годов на территории СССР не существовало ни одного действующего буддийского монастыря.

В 1990 году здание дацана в Петербурге было возвращено буддистам, которые пригласили на должность настоятеля бурятского ламу, полностью посвященного монаха (гелонга) Данзан Хавзуна Самаева.

В 1995 году на собрании ширээтэ лам дацанов Центральное духовное управление буддистов было реорганизовано в Буддийскую традиционную Сангху России. Сейчас в состав БТСР входит несколько десятков буддийских организаций: дацаны и общины в Агинском автономном округе, Бурятии, Иркутской области, Москве и Санкт-Петербурге.

В настоящее время буддизм широко распространен в Тайване, Таиданде, Непале, Китае, Монголии, Корее, Шри-Ланке, России, Японии. Также тибетский буддизм  развивается в западных странах.

Истогчник: egorborisov.ru

Источник: http://old.sakha.gov.ru/special/node/198214

Буддийская традиционная Сангха России

версия
для печати

Сведения о Хамбо Ламе Итигэлове находятся в различных архивных учреждениях. Систематизация и анализ сведений позволяют (пока в первом приближении) идентифицировать основные временные вехи, связанные с его именем.

По сохранившейся родословной Итигэлов родился в 1852 году в местности Улзы-Добо (юго-восточный берег озера Сагаан Нур, ныне территория Оронгойской сельской администрации Иволгинского района Республики Бурятия). У его отца Мантагарай Этигэла были 3 сына и дочь. Лишившись родителей, Итигэлову рано пришлось начать работать. С детства он отличался целеустремленным и независимым характером.

С середины 60-х годов 19 века более 20 лет Итигэлов обучался в Анинском дацане – крупном духовном, философском и культурном центре, находящемся в трехстах километрах от его родины. Настоятелем дацана в этот период был Хойто Ламхай Аюшин Галдан.

Он определил Итигэлову стипендию за счёт жителей сел Ойбонт, Тохорюкта, Нурэй и Могой. Итигэлов был казачьего сословия и должен был нести службу, и по указанию Хойто Ламхай жители этих сёл также выплачивали отступные от службы в течении 20 лет.

Годы учебы Итигэлова пришлись на сложное время для иноверцев. Это был период принудительного крещения бурят и других народов Сибири и Дальнего Востока, что сопровождалось и подкупом (за крещение платили немалые деньги, освобождали от налогов и пр.), и ограничением духовных связей с Монголией и Тибетом.

Итигэлов после обучения в Анинском дацане защитил высокие духовные звания гэбши, затем габжи и достиг в науках высокого совершенства. Известно, что во время учебы в Анинском дацане он совершенствовал свои знания и в Цугольском дацане (ныне находится на территории Читинской области).

После окончания учебы в Анинском дацане и службы в разных дацанах Итигэлов снова начал в 1895 году обучение на медицинском факультете в Тамчинском (Гусиноозерском) дацане.

В 1898 г. Итигэлов вернулся в Янгажинский дацан, где был зачислен в штатные ламы. Он преподавал буддийскую философию, одновременно исполняя обязанности Гэсхы Ламы Цогчен дугана. В 1903 г.

его назначают Ширээтэ Ламой Янгажинского дацана. В этой должности он ведет активную общественную деятельность.

Высокая образованность, авторитет среди духовенства и местного населения способствовали тому, что его избрали депутатом Удинского округа.

С началом русско-японской войны (1904 г.) прихожане Янгажинского дацана казаки Янгажинской станицы призываются и направляются на фронт. Ширээтэ Итигэлов проводит обряды по защите уходящих на фронт земляков.

В период военных действий, в целях совершения добродетели для воинов, погибших и пострадавших во время войны, особенно воинов-милостынедателей Янгажинского дацана, под руководством Ширээтэ Ламы Итигэлова строится Чойра-дуган и Дэважин-дуган, прилагаются большие усилия для просветительской деятельности среди верующих и мирян.

За усердие и верноподаничество Ширээтэ Янгажинского дацана Итигэлов царскими указами награждается шейной и нагрудной медалями.

Весной 1910 года XI Пандито Хамбо лама Иролтуев наносит визит в Янгажинский дацан и предлагает Д.Д.Итигэлову выставить на выборы свою кандидатуру на пост Пандито Хамбо Ламы, в связи с предполагаемой собственной отставкой.

Через год (19 марта 1911 г.), пройдя непростую процедуру выборов в Резиденции Пандито Хамбо ламы (Тамчинский дацан) Д.Д.

Итигэлов был избран и приведен к присяге в сане ХII Пандито Хамбо Ламы Ламайского духовенства Восточной Сибири.

В начале февраля 1913 года ХII Пандито Хамбо лама Итигэлов приглашается на празднование 300-летия дома Романовых в столицу Российской империи Санкт-Петербург. Делегация ламаистского духовенства была принята в Департаменте по религиозным делам Министерства Внутренних дел.

19 февраля Пандито Хамба Лама Итигэлов провел торжественный молебен за здравие и благоденствие Императора и всего царского дома в Санкт-Петербурском буддийском храме «Гунзечойнэй». Он присутствовал на торжественном обеде в честь 300-летия дома Романовых и от имени всех бурят, духовных и светских, произнес поздравительную речь.

Затем делегация была удостоена личной аудиенции Императора, на которой Пандито Хамбо Ламе Итигэлову был пожалован «За отличное усердие» Орден Святого Станислава III степени.

Вскоре, после возвращения делегации из Санкт-Петербурга, началась Первая Мировая война. По инициативе Пандито Хамбо Ламы Итигэлова в Верхнеудинске было создано «Общебурятское общество», куда вошли 120 духовных и светских лиц.

Главной задачей нового общества было привлечение населения к оказанию финансовой и материальной помощи государству.

Благодаря деятельности этого общества было собрано 130000 рублей, продукты питания, обмундирование, медицинские принадлежности и установлен в прифронтовой полосе лазарет.

В 1915 году Пандито Хамбо Лама Итигэлов с Дамби Хэшэктуевым объехал все дацаны. На собранные деньги они приобрели одежду, обувь, полотенца, табачные изделия, ягоды, сахар, товары повседневной потребности и отправили к Пасхе на действующий фронт и в госпитали.

Кроме этого, в прифронтовые госпитали для оказания помощи и лечения раненых были направлены эмчи-ламы во главе с Кенсур Хамбо Ламой Иролтуевым.

За особые труды и заслуги по оказанию помощи лицам, призванным на войну, а также семьям раненных и павших Император Николай Второй пожаловал Пандито Хамбо Ламе Итигэлову орден Святой Анны II степени и медаль.

Д.Д.Итигэлов был Председателем II Общебурятского съезда, который прошел в июле 1917 года в Тамчинском дацане.

Вскоре после этого он в связи с болезнью сложил с себя полномочия Пандито Хамбо Ламы и вернулся в Янгажинский дацан, где занимался просветительской деятельностью и лечебной практикой.

Он создал труды по буддийской философии (их более 50), написал фундаментальный труд по тибетской фармакологии «Жор», оставил духовное завещание своим прихожанам, ученикам и потомкам.

В 15-й день первого летнего месяца 1927 года в возрасте 75 лет ХП Пандито Хамбо Лама Итигэлов в присутствии лам Янгажинского дацана попросил прочитать для него молитву «Благопожелание уходящему» (Нуга Намши).

Ламы не могли решиться и тогда он начал ее читать сам. Ламы присоединились к чтению молитвы и после окончания обряда, и в соответствии с завещанием Д.Д.

Итигэлова поместили его в позе лотоса в бумхан (саркофаг) и оставили в захоронении в местности Хухэ Зурхэн (в Иволгинском районе Республики Бурятия).

В 1955 году, в соответствии с завещанием Итигэлова ХVII Пандито Хамбо Лама Лубсан Нима Дармаев с группой лам подняли бумхан с телом ХП Пандито Хамбо Ламы Итигэлова и убедившись в неизменности его тела, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь поместили в бумхан.

В 1973 году XIX Пандито Хамбо Лама Жамбал Доржо Гомбоев с ламами Иволгинского дацана повторно осмотрели тело ХП Пандито Хамбо Ламы Итигэлова и, убедившись в его сохранности, поместили в бумхан.

10 сентября 2002 года ХХIV Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев с группой лам Иволгинского дацана в присутствии светских лиц (эксперты-криминалисты и др.) вскрыли бумхан Хамбо Ламы Итигэлова и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его в Иволгинский дацан.

Таким образом, доступные к настоящему времени историко-архивные материалы, воспоминания старожилов, сохранившиеся сведения в библиотеках дацанов позволяют только наметить основные вехи жизненного пути одного из выдающихся духовных лидеров северного буддизма XII Пандито Хамбо Лама Д.Д.Итигэлова.

Детали и обстоятельства каждого этапа жизни требуют дополнительного изучения.

Феномен обретения тела Учителя вызвал активность и интерес буддистов (не только в России, но и за её пределами) к изучению духовного наследия Учителя, более глубокому познанию образа его жизни, исторического фона и других обстоятельств его духовной и общественной деятельности.

Рекомендуем ознакомится: http://sangharussia.ru

Источник: http://worldunique.ru/punkt-1/istoriya/34406-buddijskaya-traditsionnaya-sangkha-rossii