Буддизм в Китае и его влияние на культуру страны

Содержание скрыть

Влияние буддизма на культуру Китая велико, к тому же это учение имеет глубокие корни в самых разных странах.

Но в чем заключается это влияние и что оно несёт людям? Понимают ли жители страны настоящие ценности названного верования и живут ли согласно советам великого Будды? Далее в статье мы рассмотрим, как выглядит буддизм в Китае. И так как эта тема очень обширна и многогранна, нам придётся лишь кратко излагать основные положения.

Немного о буддизме

Прежде чем перейти к основной теме статьи, следует разобраться с тем, что же такое буддизм. Бесспорно, каждый из нас слышал это слово много раз и имеет примерное понятие о том, что это такое. Но эти знания могут быть разрозненными или даже ошибочными, если их черпали из непроверенных источников. Именно для этого следует хотя бы кратко узнать историю и суть буддизма.

Где же возник буддизм как учение? Появился он на севере Индии, именно там, где располагались такие древние государства, как Магадха и Кошала. Зарождение данной религии произошло в I тысячелетии до н. э.

К сожалению, информация ученых очень скудна об этом периоде, но даже из имеющихся данных можно сделать определенные выводы.

Так, на указанное время приходится кризис ведийской религии, а как мы знаем, подобные ситуации всегда способствуют возникновению чего то нового, появлению альтернативных учений.

Создателями нового направления стали обычные путешественники, странствующие старцы, шаманы и монахи. Среди них нашелся лидер буддизма Сиддхартха Гаутама, который признан его основателем.

Кроме того, в это время происходил политический кризис. Властителям нужна была сила, помимо армии, которая помогала бы держать народ в повиновении. Такой силой и стал буддизм. Он по праву считается царской религией. Замечено, что он развивался только в тех государствах, правители которых разделяли буддистские взгляды.

Философия Древнего Китая: буддизм, даосизм, конфуцианство

Три названные течения являются фундаментальными в философии Китая. Религиозная система страны полностью построена на этих трех учениях, которые очень схожи между собой.

Почему три? Дело в том, что территория Китая очень большая, и найти общий язык разным религиозным общинам было довольно трудно.

Именно поэтому в разных окрестностях формировались отдельные течения, но через время все они трансформировались в какую то из трех названных религий.

Что же общего у этих течений? Важной особенностью является отсутствие божества, которому необходимо поклоняться. Это очень важный момент, который отличает буддизм от других религий мира, в которых всегда есть верховный Бог. Также этим учениям свойственна философская оценка мира.

Другими словами, здесь вы не найдёте четких указаний, заповедей или приказов, потому что у каждого человека есть свобода выбора.

И третьей важной особенностью является то, что эти три направления в одинаковой степени направлены на развитие человеческого потенциала и самосовершенствование.

Конфуцианство, даосизм, буддизм в Китае зарождались не одновременно. Первой массовой религией стал буддизм, который насчитывал с каждым годом всё большее число последователей.

При этом следует отметить, что китайский буддизм (чань буддизм) несколько отличался от того учения, которое было популярно в Индии. На смену ему постепенно пришел даосизм, который популярен и по сегодняшний день.

Это учение рассказывает о духовном пути и помогает правильно его отыскать.

И завершающим было конфуцианство, которое основывалось на утверждении, что цель жизни любого человека заключается в творении блага для окружающих, гуманизме и справедливости. Конфуцианство, буддизм в Китае распространены больше всего. Даже на сегодняшний день эти две религии имеют самое большое число верных последователей на территории Китая.

Проникновение буддизма в Китай

Буддизм в Китае зарождался постепенно. Время его становления пришлось на рубеж нашей эры. Правда, существуют данные, в которых говорится, что буддистские проповедники появились на территории Китая раньше, но доказательств этому нет.

Следует отметить, что информация учёных настолько разнится, что некоторые источники утверждают, что буддизм зародился в Китае в то время, когда там уже существовали даосизм и конфуцианство. Эта версия так же не имеет абсолютных доказательств, но к ней склоняется большинство учёных.

Дело в том, что конфуцианство, буддизм в Китае переплетались очень тесно. Если бы последователи двух течений не разграничивали постулаты религий, то возможно они бы слились в единое направление. Четкое разграничение происходило из за того, что буддизм в Древнем Китае в некоторой мере противоречил нормам поведения в конфуцианстве.

Принесли религию в Китай купцы, которые следовали по Великому шёлковому пути из других государств. Примерно во втором веке нашей эры буддизмом начинает интересоваться и двор императора.

Но неужели китайский народ мог так просто отказаться от старых, пусть и похожих, верований и принять новое учение? Дело в том, что буддизм воспринимался китайцами как некая модификация даосизма, а не абсолютно новое течение.

С течением времени даосизм и буддизм так же очень тесно сплелись, и на сегодняшний день эти два течения имеют очень много точек соприкосновения.

История проникновения учения Будды в Китай заканчивается в начале второго века, когда была создана «Сутра 42 статей» письменное изложение основ учения.

Монах Ань Шигао

Основоположника буддизма мы знаем, но кто же считается родоначальником этой религии в Китае? Такой человек действительно был и звали его Ань Шигао.

Он был простым парфянским монахом, который приехал в город Лоян. Это был образованный человек, и благодаря этому он проделал огромную работу. Конечно, он работал не сам, а с группой помощников.

Вместе они перевели около 30 буддийских сочинений.

Почему же это огромная работа? Дело в том, что перевести религиозный текст не сложно, но сделать это правильно, понять замысел автора и передать именно его точку зрения – это не каждый переводчик сможет.

Ань Шигао это удалось, и он создал прекрасные переводы, которые полностью отображали суть буддийского учения. Кроме него этим также занимались и другие монахи, которые переводили сутры.

После появления первых достоверных переводов всё большее число людей стали интересоваться новым течением.

С этого момента в хрониках того времени всё чаще упоминалось о великих празднествах, которые проводили буддийские монастыри. Религиозное течение становилось более популярным с каждым годом, а в государстве появлялось все больше иностранных миссионеров. Но даже несмотря на активизацию всех этих процессов, ещё целое столетие течение не было признано в Китае на официальном уровне.

Время смуты

Буддизм в Древнем Китае был воспринят отлично, но время шло вперед, менялись люди и власть. Заметное изменение произошло в IV веке, когда это течение стало завоевывать верховных властителей. Почему новая религия резко стала так популярна?

Особенности буддизма в Китае заключаются в том, что он приходит во времена кризисов, когда народ недоволен и растерян. Так случилось и на этот раз. В государстве началось время смуты.

Буддийские проповеди посещало много людей, ведь эти речи успокаивали людей и приносили умиротворение, а не злость и агрессию.

Кроме того, такие отрешенные настроения были весьма популярны среди аристократического общества.

Аристократы Южного Китая любили отгораживаться от происходящих событий, и обычный народ перенял эту способность, только в несколько ином виде.

Именно в период кризиса люди захотели окунуться в свой внутренний мир, найти себя настоящего и понять окружающих.

В этом и состоят особенности буддизма в Китае – он давал своим последователям ответы на все волнующие вопросы. Ответы были ненавязчивые, каждый свободно выбирал свой путь.

Судя по достоверным источникам, можно сказать, что в это время в стране процветал буддизм переходного типа, в котором значительное внимание уделялось медитации. Именно из за этого некоторое время народ воспринимал новое течение как модификацию уже известного даосизма.

Такое положение вещей привело к созданию некоего мифа в народе, который гласил о том, что Лао Цзы покинул родные края и отправился в Индию, где стал учителем Будды. Доказательств эта легенда не имеет, но даосы часто использовали её в своих полемичных речах с буддистами.

По этой причине в первых переводах очень много слов заимствовано из даосской религии. На этом этапе буддизм в Китае характеризуется тем, что складывается определённый Китайский буддийский канон, в который входят китайские переводы, тексты с санскрита и сочинения из Индии.

Следует отметить монаха Даоань, который внес наибольший вклад в развитие буддизма в Китае. Он занимался миссионерской и комментаторской деятельностью, создал монастырский устав, а также ввел культ будды Майтреи.

Именно Даоань начал добавлять к фамилиям всех буддийских монахов приставку «Ши» (из за того, что Гаутама Будда происходил из племени Шакья).

Ученик этого монаха активно доказывал и защищал тезис о не подвластности религии правителю, а также именно он создал культ Амитабхи, который стал самым известным и популярным божеством на Дальнем Востоке.

Кумараджива

В определенное время считалось, что Китай – центр буддизма. Такое мнение бытовало в те времена, когда государство стало предметом нападения для ряда кочевых племен. Религия только выиграла от того, что в Китае смешалось столько этносов. Пришедшие племена благоприятно воспринимали новое верование, так как оно напоминало им магию и шаманство.

Кумараджива – это известный монах проповедник на севере Китая. Стоит отметить, что именно в этой части государства, религия развивалась под очень строгим контролем со стороны императора. Именно Кумараджива заложил фундаментальные основы буддийской школы в Китае.

Он также занимался переводом оригинальных текстов и проповедничеством. В V VI веках началось четкое разграничение религии по ветвям (этот процесс начал Кумараджива). Активно происходил процесс «индианизации» и принятия подлинных буддийских концепций. Последователи разделились, что послужило возникновению 6 разных школ.

Таким образом, окончательно сформировался чань буддизм в Китае.

Каждая школа группировалась вокруг своего последователя, а также вокруг определённых текстов (китайских или оригинальных буддийских). Именно ученик монаха Кумарадживи создал учение о том, что дух Будды присутствует во всём живом, а также о том, что можно спастись при помощи «внезапного просветления».

Династия Лян

Влияние даосизма и буддизма на культуру Китая сделало своё дело. Уже в VI веке буддизм становится официальной религий и господствующим течением. Однако, как мы уже знаем, случиться такое без поддержки верховной власти не могло.

Кто же этому поспособствовал? Поднял буддизм на новый уровень император У ди из династии Лян. Он провел довольно заметные реформы. Буддийские монастыри стали крупными собственниками земель, они начали приносить доход императорскому двору.

Если вы спросите, какой буддизм в Китае, то однозначного ответа вам никто не даст. Именно во времена императора династии Лян сформировался так называемый комплекс трех религий, или сан цзяо.

Каждое учение из этой тройки гармонично дополняло другое. Считалось, что буддийское учение отражает внутреннюю и сокровенную мудрость китайских мудрецов.

Также в это время буддизм получил свою нишу, которая заняла достойное место в обрядности китайского народа, – речь идет о заупокойных обрядах.

Этот этап характеризовался тем, что китайцы начали праздновать молебнами день поминовения усопших и отмечать день рождения Будды. Все большее распространение набирал культ, который сводился к освобождению живности. Этот культ возник из учения о том, что всё живое имеет в себе частичку Будды.

Школы буддизма

Распространение буддизма в Китае произошло довольно быстро. За короткое время успели сформироваться определённые школы чань буддизма, которые оказали значительное влияние на традиции Дальнего Востока. Все школы можно условно разделить на три группы: школы трактатов, сутр и дхьяны.

Школа трактатов основывалась на индийский учениях. Последователи этого направления больше занимались философскими вопросами, чем распространением своего учения.

Обычные люди и монахи, которые принадлежали этой школе, писали философские трактаты, а также изучали материалы, которые были написаны в глубокой древности.

Ещё одним направлением их деятельности были переводы писаний с индийского на китайский.

Школа сутр базировалась вокруг одного главного текста, который выбирал лидер. Именно этому писанию следовали все ученики, и именно в нем они находили высшее выражение мудрости Будды.

Читайте также:  Где находится гора меру и существует ли она в реальности?

Как мы уже поняли, школы сутр основывались на конкретном доктринально религиозном тексте. Несмотря на это, последователи занимались и рассмотрением многим теоретических и философских вопросов.

Ещё они разрабатывали сложные системы, которые трудно отнести к определенному индийскому тексту.

Школа дхьяны – это школа практиков. Здесь последователи занимались йогой, медитацией, молитвами и тренировали психотехнику. Они несли своё знание в народ, обучали его простым способам контролировать свою энергию и направлять её в правильное русло. Также сюда относят школу монашеских заклинаний и школу монашеской дисциплины.

Буддизм и культура

Бесспорно, что буддизм в культуре Китая играет значительную роль. Влияние этой религии наиболее ярко видно в литературе, архитектуре и искусстве страны. Во времена буддийских монахов было построено огромное количество монастырей, храмов, пещерных и скальных комплексов. Они отличались архитектурным великолепием.

Строение этих времен характеризуются изящностью и ажурностью, что показывает неконсервативный характер буддистов. Новые религиозные сооружения буквально обновили старые и некрасивые постройки Китая.

Они выделяются многоярусными крышами, которые символизируют небеса. Все построенные здания и подземные комплексы являются ценнейшей исторической памяткой.

Очень органично в архитектурный ансамбль вписываются фрески, барельефы и характерная округлая скульптура.

Округлые здания были популярны в Китае давно, но во времена буддийских монахов они распространились в огромном количестве.

На сегодняшний день, буквально в каждом китайском храме можно встретить скульптурные изображения, восходящие к индокитайской культуре.

Вместе с религией в страну также пришло и новое животное, которое очень часто можно встретить на различных скульптурных произведениях, – лев. До момента проникновения верования Гаутамы, это животное было практически неизвестно китайскому народу.

Именно буддизм привил китайской культуре некую любовь к художественной прозе, которая до этого была совершенно не распространена там. Новеллы со временем стали самым дорогим для китайского человека видом художественной прозы. В то же время, возникновение художественной прозы в Китае повлекло за собой создание более крупных жанров, таких как классический роман.

Именно чань буддизм занимает важное место в формировании китайской живописи. Для художников сунской школы присутствие Будды во всем сущем отыграло особенную роль, благодаря чему их картины не имели линейных перспектив.

Монастыри стали богатым источником информации, так как именно здесь собирались, размышляли и писали свои труды великие монахи, художники, поэты и философы. Эти люди приходили именно в монастырь для того, чтобы отрешиться от внешнего мира и следовать своему внутреннему творческому пути.

Стоит отметить, что китайские монахи первыми изобрели ксилографию, то есть книгопечатание при помощи размножения текста посредством матриц (досок с зеркальными иероглифами).

Китайская устная культура очень пополнилась благодаря буддийским легендам и мифам. Философия и мифология тесно сплелись в сознании людей, что породило даже некоторую привязку к реальным историческим событиям. Большое влияние на философскую мысль Китая имели буддийские идеи о внезапном просветлении и интуиции.

Удивительно, но даже известная чайная традиция Китая также берет свое начало в буддийском монастыре. Считается, что искусство чаепития зародилось именно тогда, когда монахи искали способ медитировать и не засыпать.

Для этого и был изобретен полезный и бодрящий напиток – чай. По легенде, один монах заснул во время медитации, и чтобы больше такого не происходило, он обрезал свои ресницы. Упавшие ресницы дали ростки чайного куста.

Настоящее время

Есть ли сегодня буддизм в Китае? Кратко ответить на этот вопрос сложно.

Все дело в том, что исторические обстоятельства сложились таким образом, что начиная с 2011 года деятельность буддистов в КНР находится под строгим контролем.

Это связано с тем, что современная китайская власть, начиная с 1991 года, ведет жесткую политику. Правительство само диктует правила того, как должен развиваться буддизм в Китае.

В частности, монахи должны были отречься от Далай ламы XIV, чтобы заняться изучением коммунистических текстов. Естественная реакция буддистов на это понятна. Буддизм в Китае не имеет возможности развиваться и находить новых последователей.

Такая политика государства приводила к неоднократным случаям ареста и произвола. К сожалению, на сегодняшний день КНР не принимает буддизм в его естественном виде.

Возможно, в будущем ситуация пойдет на улучшение, ведь исторически китайскому народу очень близок буддийский взгляд на жизнь.

Подводя некоторые итоги, следует сказать, что философия Древнего Китая буддизм воспринимает, как нечто подобное и родное. Представить религиозно философские идеи этой страны без буддийских мыслей просто немыслимо. Такие слова, как «Китай», «религия», «буддизм» исторически связаны и неразделимы.

Источник: https://autogear.ru/article/288359/buddizm-v-kitae-i-ego-vliyanie-na-kulturu-stranyi/

3.1 Влияние буддизма на культуру

Влияние буддизма на культуру Индии и других стран чрезвычайно широко и многообразно и поэтому заслуживает отдельного исследования. Здесь же мы ограничимся общими замечаниями.

Появление и распространение буддизма явилось катализатором всех творческих сил Дальнего Востока. Как пишет В.С. Поликарпов: «Весь Дальний Восток обязан Индии буддизмом, который способствовал формированию своеобразных культур Китая, Кореи, Японии и Тибета».

Буддизм способствовал обновлению традиционных религий стран Востока – ведической религии в Индии, которая затем вытеснила буддизм; даосизма и конфуциантсва в Китае, вскоре составившими с буддизмом единое мировоззрение китайцев; синтоизма в Японии, который также неразрывно связан с буддизмом.

Прежде всего, буддизм оказал огромное влияние на восточную архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, танец, театр.

С распространением буддизма создавались многочисленные буддийские храмы и монастыри, величественные пещерные и скальные комплексы. Строились буддийские пагоды – многоярусные сооружения, символизирующие буддийские небеса. Буддийской архитектура придавала национальной архитектуре стран Дальнего Востока новые черты, которые сейчас считаются традиционными.

Под воздействием идей буддизма расцвело садовое искусство. Никакая другая религия не была так тесно связана с растительным миром, с красотой природы, как буддизм. Буддийские монахи разводили вокруг своих монастырей целые рощи.

Для этого у них было достаточно досуга, и жили они в окружении мирной природы, столь благоприятствующей душевному покою. Вот почему садовое искусство того времени тесно связано с храмами и монастырями.

Из Индии буддийский храмовый сад перекочевал в другие страны, в Китае, Корее, Японии дал жизнь садам нового типа. (В Японии – знаменитый «сад камней»).

Развитие скульптуры проявилось прежде всего в создании для храмов и монастырей величественных и изящных скульптур Будд и Бодхисаттв. Эти скульптуры также стали традиционными для Индии, Китая, Японии и др. стран.

Буддийские монастыри веками были одними из главных центров культуры стран Дальнего Востока. Здесь проводили свое время, искали вдохновения и творили поколения поэтов, художников, ученых и философов.

В архивах и библиотеках монастырей накоплены бесценные сокровища письменной культуры, регулярно копировавшиеся и умножавшиеся усилиями многих поколений трудолюбивых монахов – переводчиков, компиляторов, переписчиков.

Вместе с буддизмом в Японию пришла китайская «азбука».

Китайские буддийские монахи изобрели искусство ксилографии, т.е. книгопечатания. Размножения текста с помощью матриц – досок с вырезанными на них зеркальными иероглифами.

Искусство чаепития впервые возникло в буддийских монастырях, как бодрящее средство для многочасовых медитаций.

«Буддизм оказал глубокое влияние на становление принципов традиционного восточного искусства.

Прежде всего следует отметить тесную связь между незавершенностью в восточном искусстве и философско-религиозным сознанием Востока.

Именно буддизм с его учением о вечно изменяющемся чувственном мире дал художнику важный методологический принцип, позволивший ему создать неповторимый мир образов восточного искусства».

В буддизме особенно ярко проявляется изначальное значение образного слова, которое придает его философско-этическим абстракциям эмоциональную убедительность и «достоверность». И вообще для буддизма характерно тяготение к притчам, к образной метафоре и сравнению.

Доминирующее значение образного слова в буддизме неизбежно требовало его реализации в действии, поэтому он очень активно использует различные формы национальных, народных художественных традиций, в том числе театр.

Например, в Японии буддизм почти полностью ассимилировал древний театр «Но», наполнив его своим содержанием.

Современные исследователи отмечают, что под влиянием древних традиций и буддизма в искусстве Востока очень сильны декоративные принципы.

Декоративность особенно проявляется в изображении сцен из жизни куртизанок знаменитой школы Матхура средневековой индии, в бесконечных вариациях знаменитого скульптора японского средневековья Энки, создавшего пять тысяч скульптурных изображений Будды, в движениях и одеждах танцовщиц и танцовщиков ритуальных танцев и т.д.

Влияние же буддизма на западные страны, до XIX века не было сколько- нибудь заметным. С развитием науки и техники, в странах Западной Европы усиливается брожение умов и развивается культурный кризис.

Французский историк Жюль Мишле писал в 1864 году: «На Западе такая теснота! Греция с наперсток – дышать нечем. Иудея высохла, я задыхаюсь. О, дайте мне, дайте надышаться с азийских высот воздухом глубин Востока!»

В начале XX века физика испытывает кризис. Проникнув в глубины бытия физики столкнулись с явлениями микромира не поддающимися обычной логике. Возникли идеи об исчезновении материи. К тому же физические картины кажутся отвлеченными и далекими от реального мира. Поэтому передовые ученые: Эйнштейн, Бор, Шредингер и др.

находят опору в древних философских учениях Востока, в частности в буддизме. Они обнаруживают множество параллелей в современной физике и в буддизме, которые не только укрепляют их уверенность в правильности своих теорий, но и одухотворяют эти теории, позволяют приблизить их к повседневной жизни.

Эйнштейн называл буддизм единственной религией совместимой с современной наукой.

Буддизм оказал влияние и на становление современного психоанализа (Фромм, Фрейд, Юм).

Главное же влияние Буддизма на культуру, именно в сохранении и развитии вечных идеалов человечества: Истины, Любви и Красоты, без которых невозможно само понятие «культура».

Иудаизм, христианство, ислам: сходство и различие Христианство (от греческого слова christos – “помазанник”, “Мессия”) зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом – чрезвычайно важное для понимания корней христианской веры – проявляется и в том… Конфликт добра и зла в дуалистических религиях (на примере зороастризма) 2. Влияние зороастризма на дуалистические религии (индуизм, иудаизм, христианство и ислам)

Зороастризм считается религией откровения, оказавшей наибольшее влияние на современный мир. Ее корни уходят во 2-ое тысячелетие до н. э., во времена…

2. Христианство

2.1 Основы христианского вероучения Христианство (от греческого слова christos – “помазанник”, “Мессия”) зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине…

Христианство

Христианство прошло долгий путь, прежде чем стало мировой религией и духовной основой европейской культуры. Оно зародилось в I веке нашей эры, и вначале формировалось в лоне иудаизма, как одна из его сект…

Образы смерти в мировых религиях

2.1 Христианство

В христианстве двойное отношение к смерти. Христос смертью смерть попрал. В почитании креста мы почитаем смерть, освобождающую, побеждающую смерть. Чтобы ожить, нужно умереть. В кресте смерть преображается и ведет к жизни, к воскрешению…

Осмысление слов Христа, записанных в Евангелии от Матфея 5:43- 48

2.1.4 Христианство

Православие. Учение о совершенстве в православии сводиться к такому понятию как обожение. Первая ступень этого процесса называется Таинством Покаяния…

1. Христианство

Христианство (от греческого слова christos – “помазанник”, “Мессия”) зародилось как одна из сект иудаизма в 1 в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом – чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии – проявляется и в том…

Основные пути формирования христианского характера

2. ВЛИЯНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

«В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33) [1]. Эти слова указывают на то, что в жизни каждого христианина будет нечто, что испытает его на прочность и под воздействием чего будет изменяться характер…

Основные пути формирования христианского характера

3. ВЛИЯНИЕ ЛЮДЕЙ

Наставления, передача жизненного опыта, знания ? всё это человек еще с юношеских лет перенимает и усваивает от родителей, которые являются первыми наставниками, а также пасторов и духовных отцов, повинуясь которым (1Пет…

Проблемы сексуальных отношений и планирования семьи в религиозных обществах

1.2 Христианство

Секс, как известно из западного киноискусства является для человека «основным инстинктом». И потому для христиан очень важно уметь объяснить внешним людям о христианском взгляде на этот вопрос…

Читайте также:  Касты в индии – как происходит деление и чем касты отличаются от варн?

Развитие учения Христологии в ранней Церкви (1-3 века)

1.2 Влияние гностицизма

Гностицизм – религиозно-философское движение, представляло огромную угрозу христианству во 2-3 веках Э. Кернс Дорогами Хритианства (Москва: Протестант, 1992), 74.. Гностики полагали то, что через особые тайные знания можно освободиться от материи…

Религия и воспитание человека

1.2.2 Христианство

Христианство (от греческого слова christos – “помазанник”, “Мессия”) зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом – чрезвычайно важное для понимания корней христианской веры – проявляется и в том…

Роль мировых религий в современном мире

3. Христианство

«… Говоря о развитии европейского мира, нельзя пропустить движение христианской религии, которой приписывается пересоздание древнего мира, и с которой начинают историю новой Европы…»(4; с. 691). ХРИСТИАНСТВО (от греч. — «помазанник»…

Сравнительный анализ христианства и ислама

Христианство

Христианство (от греч. Чсйуфьт — «помамзанник», «мессимя») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета это Мессия, Сын Божий, Бог, ставший человеком…

2.1. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ХРИСТИАНСТВО

Христианство, провозглашенные им вероучения, идеи и этические принципы выросли на почве определенных общественных отношений. В первые века нашей эры римляне окончили завоевание Средиземноморья. Подчинив себе множество народов и государств…

Источник: http://rel.bobrodobro.ru/382

Буддизм -возникномение и влияние на культуру (стр. 1 из 6)

благ, безмолвен и невозмутим,

прикасается к пространствам он,

как ладонями к щекам своим.

Р.М.Рильке. Будда

Буддизм – самая древняя универсальная мировая религия, которая выступает общим религиозным компонентом различных цивилизаций Востока, от Индии до Японии.

Его философия глубока и оригинальна, причем интеллектуальный потенциал философии высок даже на фоне достаточно серьезных поисков мыслителей Упанишад. Не случайно выдающийся русский востоковед О.О.

Розенберг говорил, что буддизм – «ключ к восточной душе», подчеркивая тем самым, что без него невозможно понять особенности культур и мышления многих восточных народов.

Целью данного реферата не является систематическое изложение основ учения Будды. Имеется достаточное количество книг, освещающих этот вопрос. Большинство из них изданы в последнее десятилетия, часть – послужила источниками для написания данного реферата (см. список литературы). Особо хочется отметить «Индийскую философию» С.

Радхакришнана, где основы буддизма изложены подробно и объективно, и сопровождаются большим количеством цитат из буддийских священных текстов. В книге используется образный язык, сохраняющий дух буддизма, его жизненность.

Но «Индийскую философию» нельзя рекомендовать как популярное изложение учения Будды, она для достаточно подготовленного читателя.

Ценность же данного реферата в том, что в идеальном случае он позволит увидеть, как преломляются идеи буддизма в сознании данной конкретной личности – автора реферата.

Буддизм возник первоначально как проявление религиозного свободомыслия в борьбе с окостеневшей брахманской ортодоксией и внешним ритуализмом.

Буддизм отверг как брахманское учение о сакральности сословно-варновой системы, так и авторитет священных Вед, утверждая, что любой человек может стать святым – архатом или буддой. Между тем, буддизм является «только повторением философии упанишад (заключительной части Вед)» с новым ударением.

Безразличие к авторитету Вед и обрядовая набожность, вера в закон кармы, перерождение и возможность достижения мокши или нирваны, доктрина о непостоянстве мира и индивидуальном – все это является общим для упанишад и Будды.

Таким образом буддизм явился очищением истоков религии («замутнились источники вод»). И как оказалось Будда не только очистил «источник», но и создал универсальное, живое учение способное к «самоочищению», к постоянному обновлению.

Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, известный миру под именем Будды – Просветленного.

Сын царя из племени шакья (каста кшатриев – воинов), Сиддхартха Гаутама родился около 567 г. до н.э. в городе Капилавасту.

Согласно общепринятой биографической схеме царь, чтобы не исполнилось предсказание знаменитого аскета Асита Девалы об аскетической карьере единственного наследника, окружает его роскошью и делает все, чтобы принц не знал никаких забот. Он хочет оградить юношу от печалей и горестей мира.

Но Сиддхартхе все-таки удается выбраться за пределы дворца, и там происходят три встречи с реальностью: с больным, стариком и похоронной процессией. Так беззаботный царский отпрыск узнает, что в мире есть болезнь, старость и смерть.

По некоторым версиям, он встречает еще и отшельника, что наводит его на мысль о возможности найти выход из круговорота страданий этого мира. Потрясенный своими открытиями, будущий Будда принимает решение искать этот выход. Он бежит из дворца и в возрасте 29 лет присоединяется к бродячим отшельникам, с которыми проводит шесть лет.

Попав в сообщество аскетов, Будда быстро овладевает разными техническими приемами йогического самоограничения и легко входит в самые сложные йогические состояния, но его постоянно преследует мысль, что таким способом он не познает истину.

После очередной неудачной попытки достичь просветления путем уменьшения рациона и задержки дыхания (близок к смерти) отшельник Гаутама приходит к окончательному убеждению, что ему надо искать иной путь. Он занялся размышлением и молитвами.

Сидя под деревом бо (индийской смоковницей) Гаутама постоянно и неподвижно смотрел на восток, и его ум был устремлен к одной цели: «Я не сдвинусь с места, пока не достигну высшего и абсолютного знания». Он провел под деревом семь недель.

Однажды, когда он все еще был предан глубоким размышлениям, отдыхая под деревом, которому его приверженцы дали имя Бодхинанды, или трон разума, он переживает состояние бодхи – «просветления», или «пробуждения». Он овладел тем, чего искал.

После этого начинается его проповедническая деятельность.

Число учеников Будды постепенно увеличивалось. Они объединялись в буддийские общины – сангхи (первая была основана самим Буддой), которые затем развились в буддийские монастыри.

По всем направлениям были разосланы миссионеры для обучения новому учению. Целый ряд брахманов обращается в буддизм.

Многие люди стали мирскими учениками Будды; нескольким женщинам было разрешено создать орден буддистских монахинь.

Когда после миссионерской деятельности, продолжавшейся примерно сорок лет, Будда понял, что приближается время для него отказаться от своего тела и достигнуть паринирваны – окончательного освобождения, он потратил последние часы жизни на советы и наставления собравшимся монахам. Последними его словами были: «Все составные части бытия преходящи; прилежно трудитесь ради вашего спасения». Передают, что он умер в возрасте восьмидесяти лет. Будда известен под несколькими именами, в том числе Шакьямуни – мудрец из Шакьев и Татхагата – достигший истины.

Борхес, анализируя легенду о Будде в своем эссе «Версии одной легенды», делает интересное замечание: «В конце XIX века Оскар Уайльд предложил свою версию [легенды]: Счастливый Принц [герой одноименной сказки] умирает во дворце в заточении, так и не открыв для себя горестей этого мира, но его посмертное изваяние внимает земным скорбям с высоты пьедестала».

Основой буддизма являются четыре благородные истины: 1) существует страдание (духкха); 2) у него есть причина; 3) оно может быть прекращено; 4) есть путь, ведущий к этому.

Итак, основой буддизма является истина о страдании. Страдание (духкха) понимается буддизмом не только как физическое, но и как страдание «души». «Рождение есть страдание, старость есть страдание, болезнь есть страдание, смерть есть страдание.

Соединение с неприятным есть страдание, разъединение с приятным есть страдание, любое неудовлетворенное стремление есть страдание. Короче, все пять элементов составляющие человеческое существо есть страдание» («Дхаммачаккаппаватанасутта»).

Страдание – это постоянный атрибут человеческой жизни, более того, это форма существования индивида. Однако подобное существование не является истинным, поскольку страдание противоестественно. Поэтому необходимо избавление от данной формы существования, т.е. от страдания.

Для того, чтобы избавиться от страдания, нужно понять причины его возникновения.

Главной причиной страдания в буддизме считается «неведение» (авидья), которое является началом цепи причинно-следственных связей приводящих к страданию.

«Из неведения возникают санскары (очертания), из санскар возникает сознание, из сознания возникают имя и форма, из имени и формы возникают шесть органов чувств, из шести органов чувств возникает соприкосновение, из соприкосновения возникает ощущение, из ощущения возникает жажда (или желание), из жажды возникает привязанность, из привязанности возникает становление, из становления возникает рождение, из рождения возникают старость и смерть, скорбь, стенание, страдание, уныние и отчаяние. Таково происхождение всей это бездны страдания».

Неведение состоит в ложном представлении о «самости» – ложном чувстве «я». Одним из важнейших положений буддизма является теория несуществования индивидуального «я» (души).

Учение говорит, что если мы захотим проанализировать, что же такое наша индивидуальность, наша личность, мы не сможем ее найти, т.к. телесная форма, восприятия, чувства, склонности и интеллект являются непостоянными.

Рис Дэвидс указывает: «Не может быть индивидуальности без сочетания, не может быть сложения и соединения без становления; не может быть становления различным без распада, исчезновения, которое раньше или позже будет неизбежно полным».

Это вечный процесс, в котором нет ничего постоянного. Здесь нет ничего постоянного, ни названия, ни формы.

«Бодхисаттва сказал некоему паломнику: «Ты хочешь выпить воды Ганга, благоухающей запахом леса?» Паломник отвечает так: «Что такое Ганг? Песок ли Ганг? Вода ли Ганг? Ближний ли берег Ганг? Дальний ли берег Ганг?» Бодхисаттва отвечал: «Если ты исключишь воду, песок, ближний берег и дальний берег, где ты найдешь какой-нибудь Ганг?» (Из Джатак). Когда мы представляем себе реку, мы воображаем себе что-то, лежащее в основе сочетания двух берегов и воды; в такой же мере неправильно мы воображаем себе некое индивидуальное «я» (душу), лежащее в основе духовных состояний. Понятие индивидуального «я», если его проанализировать, сводится именно к этому, к тому, что некоторые качества сосуществуют. Как «тело» есть название для системы качеств, точно так же и «душа» есть название для суммы состояний, составляющих наше духовное существование. Без качеств нет души, как нет реки без двух берегов.

Теорию несуществования индивидуального «я» прекрасно иллюстрирует Юм: «Что касается меня, когда я самым близким образом вхожу в то, что я называю самим собой, я всегда спотыкаюсь о то или иное частное восприятие, восприятие тепла или холода, света или тени, любви или ненависти, боли или удовольствия.

Я никогда не могу поймать себя самого без восприятия и никогда не могу наблюдать что-либо кроме восприятия. Когда мои восприятия на какое-то время удаляются, как в здоровом сне, все это время я не ощущаю себя, и можно поистине сказать, что я не существую.

А если бы все мои восприятия были удалены смертью и я не мог бы думать и чувствовать, не мог бы видеть, любить и ненавидеть после распада моего тела, то я был бы целиком уничтожен, и я не представляю себе, что еще нужно для того, чтобы сделать меня совершенно несуществующим.

Если кто-нибудь после серьезного и беспристрастного размышления будет думать, что у него другое понятие о себе самом, я должен буду признаться, что я с ним больше не могу спорить. Все, что я могу допустить, это то, что он, может быть, точно так же прав, как я, и что мы существенно расходимся по этому частному пункту.

Он, может быть, воспринимает что-то простое и непрерывное, что он называет собой, но во мне, я уверен, такого начала нет.

Однако, если не считать некоторых метафизиков подобного рода, я осмеливаюсь утверждать относительно всего остального человечества, что все люди представляют собой только пучки или собрания различных восприятий, которые следуют одно за другим с невообразимой быстротой и находятся в постоянном течении и движении. Наши глаза не могут повернуться в глазницах, не меняя наших восприятий. Наше мышление еще более изменчиво, чем наше зрение; все наши другие чувства и способности также участвуют в этом изменении; нет ни одной душевной силы, которая оставалась бы неизменно одной и той же, если только не на одно мгновение».

Источник: http://MirZnanii.com/a/317574/buddizm-vozniknomenie-i-vliyanie-na-kulturu

Понятие о материальной культуре и буддизм: возникновение, распространение, влияние на культуру



1

Задание 7

 

План

 

План

Читайте также:  Свадебные традиции в китае – как проходит торжество

1. Понятие о материальной культуре

1.1. Понятие «культура»

1.2. Понятие о материальной культуре

2. Буддизм: возникновение, распространение и влияние на культуру

2.1. Буддизм как одна из мировых религий

2.2. Возникновение буддизма

2.3. Распространение буддизма

2.4. Влияние буддизма на культуру

Список литературы

1. Понятие о материальной культуре

1.1. Понятие «культура»

 

Понятие культура в различных литературных источниках толкуется неоднозначно. Можно привести несколько основных значений:

      совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни;

      уровень таких достижений в определенную эпоху у какого-либо народа или класса общества. Уровень, степень развития какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности;

      просвещенность, образованность, начитанность. Наличие определенных навыков поведения в обществе, воспитанность. Совокупность условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека;

      разведение, выращивание какого-либо растения. Культивирование, обработка, возделывание.

      микроорганизмы или совокупность микроорганизмов, выращенные в лабораторных условиях в какой-либо питательной среде.

Такое объединение в одном слове биологического и социально-гуманитарного значений объясняется историей происхождения данного термина. Культура от латинского cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание.

Таким образом, культуру можно рассматривать как область человеческой деятельности, связанную с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъектности (характера, навыков, умения и знаний).

Культура всегда составляет определенную органическую целостность. Однако при научном изучении феномена культуры принято выделять культуру материальную и духовную.

Материальна культура – это совокупность средств производства и материальных благ, создаваемых в процессе человеческого труда и имеющих конкретно-предметное выражение. Материальная культура призвана удовлетворять физиологические потребности человека.

Духовная культура – уровень интеллектуального, морально-этического, эстетического и эмоционального развития общества, а также результаты интеллектуальной деятельности человечества.

1.2. Понятие о материальной культуре

Под материальной культурой традиционно понимается совокупность вещей, устройств, сооружений, т.е. искусственно сотворенный человеком предметный мир. Иногда его называют «второй природой». Однако артефакты — лишь одна из граней объемного тела материальной культуры — продуктивно-предметная грань.

Наряду с ней выделяют процессы, средства и способы создания и потребления названных продуктов — технологическую грань, а также техническую культуру самих создателей и потребителей предметного мира или его фрагментов — субъектную грань. Материальная культура имеет не только качественно разные грани, но и количественно различные срезы.

Она может быть рассмотрена на разных уровнях: от единичных предметов, процессов и людей до глобальных цивилизаций.

Важная особенность материальной культуры – ее нетождественность ни материальной жизни общества, ни материальному производству, ни материально преобразующей деятельности.

Материальная культура характеризует деятельность человека с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования.

Материальная культура включает себя разнообразные по типам и формам артефакты, где природный объект и его материя трансформированы так, что объект превращен в вещь, т.е. в предмет, свойства и характеристики которого заданы и продуцированы творческими способностями человека так, чтобы они более точно или более полно удовлетворяли потребностям человека.

Традиционно культурологи выделяют такие области внутри материальной культуры, которые связаны с практической деятельностью людей, производством и воспроизводством их социальной жизни, а так же производством и воспроизводством самого человека.

Первая и большая часть материальной культуры: орудия труда, все средства производства, жилище, технические средства, т.е. все то, что, получило название искусственной среды или среды обитания человека.

Эту часть материальной культуры обозначают термином производственно-техническая культура или материально-техническая основа жизни общества.

Особой частью производственно-технической культуры являются производственные технологии и специальные формы общения людей в процессе производства, трудовой и творческий потенциал участников трудовой деятельности.

Вторая, не менее значимая часть материальной культуры связана с функционированием множества общественных институтов, организаций и учреждений, обеспечивающих нормальный ход общественной жизни во всех ее сферах и, в первую очередь, в социально-политической.

Третьей областью материальной культуры справедливо считают производство и воспроизводство самого человека. Эта область материальной культуры исследует ни столько методико-биологические проблемы воспроизводства человека, сколько анализирует проблемы взаимоотношений поколений.

2. Буддизм: возникновение, распространение и влияние на культуру

2.1. Буддизм как одна из мировых религий

Буддизм представляет собой самую древнюю из мировых религий, при этом являясь скорее религиозно-философским учением, берущим начало в древних учениях Индии и основанное на идее перевоплощения.

В основе буддийского вероучения лежит внутреннее стремление человека  к духовному озарению, или нирване, достигнуть которую помогают медитация, мудрость и высшие моральные  ценности.

Основная цель буддизма – самосовершенствование человека, освобождение от цепи перерождений, приносящих страдание, в основе которого  лежат эгоистические желания.

      Основатель буддийского учения Будда Шакьямуни предложил  путь постижение истины, освобождения от страданий и достижения нирваны.

Это так называемый «благородной восьмеричный путь», состоящий из правильного понимания, правильного намерения, правильной речи, правильного поведения, правильной жизни, правильного усилия, правильного отношения, правильного сосредоточения.

Буддизм не столько религия, сколько нравственное учение, отвечающее созерцательному мироощущению людей Востока.

Как считают верующие, неукоснительное соблюдение всех предписанных  учением правил этического поведения (в частности, не убивать живое, не употреблять мясной пищи, не причинять страданий другим, работать над своим положительным сознанием) и выполнение созерцательных упражнений приведет человека к освобождению от страданий.

2.2. Возникновение буддизма

Буддизм возник в Индии 2,5 тыс. лет тому назад. Первоначально явившись проявлением «бунта» с брахманским учением. Он отвергает священность сословно-варновой системы и авторитет священных Вед, утверждая, что любой человек может стать святым – архатом (т.е. святым, достигшим цели, нирваны, и навеки погрузившийся в нее) или буддой.

Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, известный миру под именем Будды – Просветленного.

Сын царя из племени шакья (каста кшатриев – воинов), Сиддхартха
Гаутама родился около 567 г. до н.э. в городе Капилавасту. Согласно общепринятой биографической схеме царь, чтобы не исполнилось предсказание знаменитого аскета Асита Девалы об аскетической карьере единственного наследника, окружает его роскошью и делает все, чтобы принц не знал никаких забот.

Он хочет оградить юношу от печалей и горестей мира. Но Сиддхартхе удается выбраться за пределы дворца, и там происходят три встречи с реальностью: с больным, стариком и похоронной процессией. Так беззаботный царский отпрыск узнает, что в мире есть болезнь, старость и смерть.

По некоторым версиям, он встречает еще и отшельника, что наводит его на мысль о возможности найти выход из круговорота страданий этого мира. Потрясенный своими открытиями, будущий Будда принимает решение искать этот выход. Он бежит из дворца и в возрасте 29 лет присоединяется к бродячим отшельникам, с которыми проводит шесть лет.

В это время он быстро овладевал разными техническими приемами йогического самоограничения и легко входит в самые сложные йогические состояния, но его постоянно преследует мысль, что таким способом он не познает истину. Таким образом, Будда приходит к убеждению, что ему надо искать иной путь.

Он занимается размышлениями и молитвами, погружается в медитацию, и достигает состояния бодхи – «просветления», или «пробуждения». После этого начинается его проповедническая деятельность.

Число учеников Будды постепенно увеличивается. Они объединяются в буддийские общины – сангхи (первая была основана самим Буддой), которые затем развились в буддийские монастыри.      

2.3. Распространение буддизма

Буддизм, распространяясь с течением веков на колоссальные соседние территории, не вступал в противоречие с уже существовавшими там исконными вероисповеданиями и культурой. Находилось много общего с местными божествами, обычаями и обрядами.

Буддизм ассимилировался с ними, вбирая в себя многие аспекты местных культов, видоизменялся под давлением других религий, однако в основе своей остался неизменным. Так как буддизм в качестве последней инстанции признает только индивидуальный опыт, он призывает не относиться к Учению как к догме.

Будда призывает применять положения его учения на практике, и если они не выдерживают такой проверки, отбрасывать их.

Кроме того, сам Будда рассматривал свое учение как плот, с помощью которого можно переплыть океан сансары (несовершенного, изменчивого бытия) и достичь противоположного берега – нирваны. На берегу плот больше не нужен. Поэтому, достигший нирваны оставляет учение. Его дальнейший путь лежит за пределами мыслей и слов.

После смерти основателя его учение передавалось из уст в уста, которое было записано к I в н.э. и составило буддийский канон – Трипитака (Три
Корзины), состоящий из трех частей.

Это сутры, считающиеся изложением подлинных проповедей Будды, виная – тексты, посвященные нормам монашеского общежития и монашеской дисциплине, и абхидхарма – тексты, посвященные изложению философской и психологической проблематике буддизма.

В буддийских сутрах много несоответствий, что связано не только с размыванием и развитием основ учения с течением времени, но и с тем, что слова Будды всегда были предназначены для определенного человека, слушающем его учение в определенное время и в определенном месте. Главной целью Будды было не создать учение, а направить данного конкретного человека к освобождению. Поэтому учение Будды со временем дало начало множеству буддийских школ, развивающих те или иные положения раннего буддизма.

Все же основа всех разнообразных ответвлений учения Будды – четыре благородные истины и благородный восьмеричный путь. «Подобно тому как воды океана имеют только один вкус – вкус соли, так и мое учение имеет только один вкус – вкус спасения», – говорит Будда.

Постепенно в буддизме формируются два основных направления: Хинаяна – малая колесница, самоназвание – тхеравада (учение старейших) и Махаяна – великая колесница.

Первое из этих направлений называют также южным буддизмом, поскольку оно получило распространение в странах южной и юго-восточной Азии, а второе – северным буддизмом по причине его преимущественного распространения в странах, лежащих к северу от Индии.

Религиозным идеалом Хинаяны является архат (достойный), то есть святой, полностью следующий монашеским обетам и предписаниям и достигший нирваны. Нирвана достигается индивидуально и лишь благодаря собственным усилиями. Достичь ее могут только монахи, цель же мирян – забота о сангхе и улучшение своей кармы.

Будда – не божество и не сверхъестественное существо, а просто человек, первоучитель, нашедший благодаря собственным трудам путь к освобождению и указавший его другим людям. Он обрел нирвану и в мире больше никак не присутствует.

Поэтому все молитвы и другие формы культа имеют смысл лишь как мемориальные акты, цель которых отдание почтения памяти учителя и воспоминание о нем как о примере для подражания.

Ориентация Хинаяны почти исключительно на монашескую среду обусловили ее ограниченное распространение в странах традиционно связанных с Индией.

Идеалом Махаяны, напротив, является бодхисаттва (тот, чья сущность – просветление), то есть святой, достигший высшего пробуждения и обретший состояние будды, но отказавшийся от вступления в окончательную нирвану(паринирвану) во имя спасения всех живых существ. Бодхисаттвы дают обет не вступать в нирвану до тех пор, пока ее не обретут все живые существа.

Главные качества бодхисаттвы – премудрость, то есть способность постигать истинную реальность, и великое сострадание, выражающееся в умении спасать различные типы живых существ.

Распространяясь за пределами Индии, Махаяна проявила исключительную гибкость в приспособлении к новым условиям и характеру иных культур и цивилизаций (в частности синтез китайский традиционных учений и положений Махаяны породил одну из самых замечательных школ Буддизма – Чань-буддизм), что и позволило ей сделать буддизм мировой религией.

2.4. Влияние буддизма на культуру

Влияние буддизма на культуру поистине огромно. Каждая из религий накладывает отпечаток на культуру, традиции и обычаи, для буддизма, же который, является не только религией, но стилем жизни это характерно вдвойне.

Появление и распространение буддизма явилось катализатором всех творческих сил Дальнего Востока. Как пишет В.С. Поликарпов: «Весь Дальний Восток обязан Индии буддизмом, который способствовал формированию своеобразных культур Китая, Кореи, Японии и Тибета».

Буддизм способствовал обновлению традиционных религий стран Востока – ведической религии в Индии, которая затем вытеснила буддизм; даосизма и конфуциантсва в Китае, вскоре составившими с буддизмом единое мировоззрение китайцев; синтоизма в Японии, который также неразрывно связан с буддизмом.

Прежде всего, буддизм оказал огромное влияние на восточную архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, танец, театр.

Источник: http://turboreferat.ru/culture/ponyatie-o-materialnoj-kulture-i/198543-994061-page1.html