Добро и зло в буддизме – что подразумевают под этими понятиями?

Тема 8. добро и зло как ключевые категории этики

Добро и зло в буддизме - что подразумевают под этими понятиями?

1. Сущностные черты добра и зла.

Природа добра

Добро и зло — антонимичные понятия и, таким образом, отрицают друг друга. В европейской традиции добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло — с тьмой, тёмным, чёрным. Согласно догматам некоторых религий, добро со злом рассматриваются как автономные силы, ведущие извечную борьбу за право властвовать в мире. Подобная система взглядов в теологии называется дуализмом.

Понятие добра в культуре

В русской культуре слово “добро” изначально означает материальное имущество. “Добрый человек” – богатый человек.

Полный человек, который смог набрать вес благодаря тому, что мог позволить себе покупать продукты, называется “добрым”, “раздобревшим” (располневшим).

“Доброта” – это черта характера, которая позволяет человеку делиться своим добром, имуществом. С приходом христианства слово приобрело другие значения, в том числе не имеющие никакого отношения к материальным благам.

Одна из расхожих фраз, касающихся добра: «Добро должно быть с кулаками». Фраза приписывается М. Светлову, который сообщил её нескольким поэтам с просьбой написать стихотворение, начинающееся на эту строчку [2]. Самое известное стихотворение написал Станислав Куняев:

Добро должно быть с кулаками

Добро суровым быть должно,

Чтобы летела шерсть клоками

Со всех, кто лезет на добро…

Другим примером является фраза «победа сил добра над силами разума», отражающая скепсис по отношению к христианской оценке добра.

Добро является критерием оценивания, абстракцией. Под добром мы понимаем стремления человека, его культуру. Культура и понятия добра и зла тесно связаны. Если культура — это «возделывание» — а сейчас мы понимаем под этим богатство результатов человеческого труда и развития, то одно из направлений этого развития — это добро, другое — зло.

Основной культурный конфликт в понимании добра состоит в том, что одни верят или полагают, что Бог сам освободит полностью и навсегда человека от страданий и зла, если тот будет терпеливо и смиренно служить ему верой и правдой, и, следовательно, добру чужда агрессия.

Другие верят или полагают, что-либо Бога вообще не существует и поэтому необходимо самому бороться со злом и следовательно добро — это не только воля к созиданию блага, но и также агрессивная воля к уничтожению вреда и зла, либо что Бог сам призывает человека к битве со злом.

Добро в буддизме

В буддизме нет привычного европейцам антагонизма «Добро — Зло». Высшее «зло» для буддиста — Сансара, цепочка перевоплощений богов, людей, животных… (в безначально существующей Сансаре есть шесть видов существ — боги, асуры, люди, животные, преты и обитатели нараки).

Какой бы праведной ни была жизнь, она всё равно так или иначе складывается из страданий (собственных или причиняемых), вызываемых желаниями. Например, желание есть становится причиной страдания животных, рыб, птиц, мясо которых употребляется в пищу. Преодоление же страданий возможно посредством освобождения от желаний.

Таким образом, человеческие желания (а также желания богов, животных) можно назвать злом для буддиста.

В писаниях о жизни Будды Гаутамы есть упоминание о персонифицированном зле — это демон Мара, который назван «духом Любви и Смерти». В принципе, в Маре воплощены все земные желания.

Добро в даосизме

Согласно концепции даосизма, нет абсолютного добра и абсолютного зла, нет абсолютной истины и абсолютной лжи — все понятия и ценности относительны. Анализ же бесплоден по причине своей бесконечности.

Из учения о инь и ян следует идея о том, что добро и зло равны и равнозависимы. А значит, добро есть естественное состояние мира, как, впрочем, и зло. Даос, стремящийся к добру, вызывает к жизни зло. Главной добродетелью считается воздержание; это есть начало нравственного совершенствования.

Добро в индуизме

В индуизме за умение отличать Добро от зла ведает сердечная чакра Анахата. С точки зрения индуизма, величина развития этой чакры (относительно остальных чакр) определяет ту крайнюю планку, которая разделят добро и зло.

При слаборазвитой чакре в поступках человека присутствует меньше доброты («Радуйся, что не убил, а только ограбил»).

При чрезмерно развитой чакре изо всякого действия и ситуации человек стремится извлечь и принести в мир больше доброты («Если бьют по правой щеке, надо подставить левую»).

Обе крайности в индуизме не одобряются, но могут одобряться в других религиях.

Когда чакра внезапно закрывается (например, при потере близкого человека или предательстве, когда чувствуется постоянный холод в солнечном сплетении), то человека посещают мысли о самоубийстве.

Тогда для открытия чакры вновь надо найти способ как сделать кому-нибудь добро.

Если это невозможно, то человек отказывается от пищи, через несколько дней наступает истощение, и организм человека (сопротивляясь его чувствам) активизирует чакру выживания — Муладхару

Добро в исламе

Согласно исламской традиции добро это внутреннее качество человека, которое порождается с самого рождения (сущности), а зло является последствием его же грехов, то есть зло исходит от него самого же, а не от Аллаха. Доказательством этого можно привести аяты Корана: «все хорошее, что постигает тебя, приходит от Аллаха. А все плохое, что постигает тебя, приходит от тебя самого» (4:79).

Добро в конфуцианстве

Конфуций считал, что добром является то, что человек сам для себя считает добром

Не делай другому того, чего себе не пожелаешь

Совершенствование же субъективного понимания добра, приближение его к коллективному, Конфуций отдаёт на откуп социальным взаимоотношениям через соответствующие воздаяния.

Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром».

В конфуцианстве чаще затрагивается не вопрос добра и зла, а качества «благородного мужа»

Добро в христианстве

Добро — это действия, приносящие счастье и не причиняющие никому вреда, ущерба, боли, страданий. В христианстве самым главным представителем и источником добра считается Бог.

Объективным критерием добра (также, как и блага) является соответствие его воле Божией. Состояние или чувство, из которого творится добро — это любовь. Совершенная любовь свойственна только Богу.

А, значит, и совершенное добро, без малейшей примеси зла, может творить только Он или существа, выполняющие Его волю.

Христианство рассматривает зло не как самостоятельную сущность, но как умаление добра.

В трактате «Оправдание добра» русский христианский философ конца XIX века Владимир Соловьев определял добро как «действительный нравственный порядок, выражающий безусловно должное и безусловно желательное отношение каждого ко всему и всего к каждому» и отождествлял его с Царством Божиим[3].

Евангельское добро

В Евангелии добро — это прежде всего дела милосердия. Различают дела милости телесной: накормить голодного, напоить жаждущего, принять странника, одеть нагого, посетить больного или заключенного (Мф. 25:35-36). А также милости духовной: обратить грешника от его ложного пути (спасти душу) (Иак. 5:20).

Также в христианстве утверждается, что никакое, даже самое малейшее добро, в конечном итоге не останется без награды от Бога.

Общее представление

Различные религиозные культуры, например, авраамические, манихейские, зороастризма, а также подверженные духовному влиянию буддизма, как правило, воспринимают дихотомию добра и зла в качестве антагонистического дуализма, в котором зло должно побеждаться[1].

В любом языке имеются слова, выражающие понятие добра и зла, своего рода культурная универсалия объединяющая моральные суждения вроде хорошо — плохо, правильно — неправильно, желательно — нежелательно[3].

В наше время суть этой дихотомии, являясь широким понятием, обычно касается, в части добра — любви, справедливости, счастья, добродетели, благих дел, созидания, а в части зла — разрушения, порока, умышленного причинения вреда, дискриминации, унижения, актов не избирательного насилия[4].

Особенностью человеческого поведения является способность одновременного выполнения и добрых, и злых действий[5].

Некоторые исследователи, например, Эдвард О. Уилсон или Франс де Ваал рассматривают вопросы морали, в частности, понятия добра и зла, как вполне применимые и в биологии[6][7].

Причины существования

Начиная с древности, имеется множество точек зрения на причины существования добра и зла. Их можно рассмотреть в зависимости от отношения к двум определениям:

объективно и действительно необходимое для существования человечества

Читайте также:  Где находится лаос и почему стоит его посетить?

необходимое для существования с точки зрения людей

При таком подходе, причины добра и зла укрупнённо делятся на материалистические и идеалистические.

Материалистические причины[править | править вики-текст]

Материалистические причины связывают понятия добра и зла с законами человеческой природы, которые возникают на самых ранних стадиях развития личности. В частности, с естественным устремлением людей, так называемым, натурализмом; с наслаждением-страданием (гедонизмом); счастьем-несчастьем (эвдемонизмом) и т. п.[4].

Эти понятия тесно связаны с социальными условиями, то есть, с конкретными противоречиями жизни общества, их влиянием на мораль определённых эпох и общественных систем. Более того, как полагал Ф.

Энгельс: «Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому»[8]:94. В.

Ленин, в свою очередь, дополнял, что идея добра и зла всегда совпадает с текущими требованиями людей к действительности[9]:195.

Идеалистические причины[править | править вики-текст]

Идеалистические причины исходят из божественного замысла, что придаёт соперничеству добра и зла либо метафизический смысл, либо сводит эти понятия к выражению субъективных пожеланий, склонностей, симпатий и антипатий человека.

В свою очередь, религиозные учения отождествляют добро со знанием истины — человеческой ценности, святости, божественности, а зло рассматривают, как следствие неведения этой истины или относят к ненормальным отклонениям в поведении, что является результатом человеческого несовершенства (см., например, «Грехопадение»)[10].

Дихотомия добра и зла в культуре[править | править вики-текст]

Дихотомия добра и зла давно стала, своего рода, мемом общечеловеческой культуры. Широко встречается в искусстве, в частности, в литературе (см., например, у А. Фета[11] или Ф. Ницше[12]), и живописи, особенно религиозного содержания (см. иллюстрацию статьи).

Кроме того, добро и зло — популярный предмет дискуссии разных слоёв общества[13] и, как следствие, является одной из тем высказываний известных людей. Например:

Всякое в мире добро можно во зло обратить. — Овидий[14].

Нет худа без добра. — Плиний Старший[15].

Не знаю, что лучше — зло ли, приносящее пользу, или добро, приносящее вред. — Микеланджело[16].

Причинять людям зло большей частью не так опасно, как делать им слишком много добра. — Ларошфуко[17].

Когда Добро бессильно, оно — Зло. — О. Уайльд[18].

Зло не может позволить себе роскоши быть побежденным; Добро — может. — Р. Тагор[19].

Зло, равносильно, как и добро являются основополагающими понятиями этики. Согласно многим религиозным доктринам, эти два понятия стояли у истоков сотворения мира. Только зло является как бы поворотной стороной добра, меньшей его частью.

В религии добро – это прерогатива Бога, его могущество в творении добра неоспоримо. Напротив, зло находится в руках у Дьявола (в переводе это значит противник), который слабее Бога. Все религии мира учат, что со злом будет покончено волевым актом Бога.

Все явления этого мира проходят через борьбу категорий добра и зла.

Понятие зла – это действия человека или многих людей, направленные на разрушение или игнорирование принятых в обществе моральных принципов, причинение вреда другим людям и себе, оно несет с собой нравственные страдания и ведет к разрушению личности.

Моральное зло являет собой качества противоположные тем, к чему в идеале стремится общество. Качества подкрепляются наличием соответствующих мотиваций, чувств и устремлений. Моральное зло представлено 2-мя основными категориями: враждебность и распущенность.

Враждебность – это внешняя категория, которая, как правило, имеет сильный посыл. Она направлена на достижение господства любыми методами и ведет к разрушению. В своих проявлениях враждебность опирается на самые отрицательные человеческие качества: ненависть, жестокость, агрессия, желание погубить.

Распущенность – внутреннее качество, направленное на разрушение собственной личности. К числу качеств, характеризующих распущенность, относятся: лень, трусость, неумение держать себя в руках, приоритет собственных склонностей и желаний. Распущенность разрушает личность физически и духовно и может привести к полной деградации.

Зло бывает преднамеренным и непреднамеренным.

Преднамеренное зло предполагает наличие у человека соответствующей мотивации, разработку и исполнение задач, связанных с добровольным причинением ущерба другой личности с целью ее уничтожения, подчинения своей воле, морального и физического насилия. Преднамеренное зло – категория, наиболее порицаемая в обществе, для совершающих преднамеренное зло в любом обществе существует система самых серьезных наказаний, вплоть до отнятия жизни.

Существует также непреднамеренное зло, когда оно происходит вследствие необдуманных поступков, под действием возникших неправильных мотиваций, а также, когда личность не отдает отчет в совершаемых действиях.

К непреднамеренному злу, например, следует относить действия людей, имеющих психические отклонения или находящихся под действием наркотических препаратов.

Человек, совершающий непреднамеренное зло, как правило, сильно раскаивается в совершенных действиях и система наказаний, в отношении его, действует мягче.

Зло, как моральная категория предполагает в человеке полное отсутствие или низкий порог совести.

2. Исторические представления о добре.

Добро и зло в древности

С развитием общества происходили изменения в культуре и мировоззрении. Представления о понятиях «добро» и «зло» также менялись.

Например, в древние времена для жертвоприношений использовали и животных, и людей. Это было обычным явлением.

При первобытнообщинном строе польза и вредность рассматривали, исходя из мнения коллектива. Члены племени зло представляли как то, что мешало им выживать и удовлетворять потребности.

Нападения на другие племена, и даже каннибализм считались добром, поскольку с помощью этого исполнялись желания.

Добродетельные качества приписывали не только мужеству и храбрости, но и хитрости, коварству, порой, жестокости, то есть всему, что влияло на выживание рода.

Постепенно уменьшается зависимость людей от природы. Вместе с изменением потребностей человека другой становится система ценностей. По причине расслоения общества разделяется содержание понятий добро и зло.

Они становятся различными дл разных слоев населения. Для рабовладельцев труд рабов воспринимался в качестве добра, ведь результат их работы давал богатства и жизнь в роскоши.

Для рабов труд на господина представлялся злом, тяжким и изнуряющим бременем.

Древние философы античности, в частности, Аристотель, считали наивысшим благом разум. Но мыслитель подчеркивал, что достоверные знания человеку недоступны.

По Платону, злом считалась «хора» (материальный мир), а добром – «гиперуранию» (мир идей). Сократ считал, что осознание добра и зла способствует добропорядочному существованию и познанию себя.

Также греки отдавали предпочтение мужеству, гордости, беспристрастности и выполнению долга.

Источник: https://megalektsii.ru/s46276t7.html

Что такое добро и зло? – www.13min.ru

Добро и зло

Добро и зло – это противоположные взаимоисключающие понятия. Это как болезнь и здоровье.

В то же время, они  относительны.

Рассуждения индивидуума о том, что такое добро и зло в современном обществе, могут быть бессмысленными и не давать результата по той причине, что он будет основываться, прежде всего, на общественное мнение то, что в обществе считается нравственным. Но вся проблема в том, что любой человек,  когда будет совершать какое – либо действие, он постарается по мере возможности не создать проблем, прежде всего себе.

Шаг к спасению ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Что такое добро?

Учитывая нюансы того, какой оценке может подвергнуться его поступок, даже в том случае если он крайне негативный, все равно постарается сделать так, чтобы со стороны он казался в наилучшем свете.

Эгоизм некоторых людей меняет в их сознании понятия о добре и зле, и они считают, что добро это то, когда им хорошо, а зло — наоборот.

Например, есть такая фраза «Если я украду у соседа банан – это добро, а если он у меня – это зло».

Есть более широкое  понятие  добра. Мир, подобно человеческому организму, состоит из клеточек. Если произойдет разрушение, какой либо клетки, то она будет продолжать разрушать весь организм.

То же самое происходит и в мире — если человечество хочет добра, то нужно, чтобы все его системы взаимодействовали между собой, не разрушая друг друга.

Получается, что добро — это гармония всех частей мира.

Читайте также:  Национальные блюда бурятии - что составляет их основу?

Можно ли доверять рассуждениям человека о том, что такое добро? Конечно, нет, потому что человек это не совершенное существо. Он даже часто сам не совсем понимает,  что для него хорошо или плохо. Например, курение в обществе считается злом. Но курильщик будет утверждать, что сигареты это хорошо, потому что они помогают расслабиться, успокоить нервы.

Получается что сигареты для него — это добро, они дают ему свободу. В результате получаются желтые зубы, бронхит или даже рак. Ни один болеющий раком не скажет что болезнь это благо и добро.
То же происходит и в других случаях, связанных с человеческими особенностями и привычками, не смотря на то, что никто не заинтересован в том, чтобы разрушить себя.

В мире существуют разные группы людей и социальные общности, поэтому в разных кругах один и тот же поступок, какого то человека может трактоваться по разному.

Зло в руках добра

Если, например, спросить отдельно взятого человека, что же такое добро? Он, скорее всего, ответит что добро — это мир во всем мире, это когда хватает денег на какие либо нужды, когда слушаются дети и т.д.  А если задать такой же вопрос  большим сообщностям людей, таким, как страна или государство, религиозные объединения, то ответ будет другим. Например, власти посчитают добром процветание страны.

Проф. А.И. Осипов: Добро и зло

Добро и религия

С точки зрения христианства добро это, прежде всего, божий промысел, который человек проносит в жизнь. Дело в том, что культура добра призывает к победе над злом, то есть к тому, что со злом и плохими деяниями нужно бороться.

Агрессия добру в таком случае не чужда.  В то же время  нужно полагаться на волю Господа, потому, что он не может быть не прав. Высший разум освободит от страданий, если человек будет ему служить и следовать его заветам и наставлениям.

Иисус Христос учил прощать врагов несмотря ни на что.

Но так ли добра эта мораль? Есть такое выражение» «Не наказывая плохих людей, мы тем самым наказываем хороших». Получается, что иногда  молчаливым  согласием  добра можно провоцировать и привести к жизни настоящее зло.

В буддизме терминов «Добро и зло» не существуют. У буддистов есть понятие «Сансара», то есть земные страдания, которые тесно связаны с физическим существованием, и  от которых по возможности должен избавиться человек. Страдания вызываются желаниями, например, желанием есть. Для осуществления этого желания в пищу употребляется мясо животных или птиц, и тем самым причиняет им страдание.

В принципе, в этом есть своя правда, потому что желание человека может часто сыграть против него. Если человек хочет получить много денег. Он может стать алчным, заниматься воровством или даже ограбить банк, что приведет к злу.

В иудаизме добро символизирует ответственность человека за свои поступки, свободу  выбора. Проблему отсутствия справедливости наказания зла и поощрения добра Талмуд трактует как ограниченность человеческого ума и сознания. Некоторые верующие  считают, что зло создано для того, чтобы научить странствующего больше вере в господа.

Сказка о добре и зле. С. Н. Лазарев

Противоречие понятий

Вечный вопрос о смысле жизни  трактуется всеми по-разному, так же как и понимание добра и зла.

Добро или зло зависит от системы, которая существует в определенный период времени. Например, при советской власти злом считалось заниматься спекуляцией, торговать на рынке и менять валюту. В наше время это считается добром. Это и говорит о том, что в разное время такие понятия  относительны.

Добро должно иметь свою силу, чтобы оно могло называть себя благом, нести заряд положительной энергии и продолжать жизнь. Но здесь есть явная  противоречивость. То, что для одного добро, для другого может быть злом. Волчица, которая загрызла ягненка для того, чтобы прокормить волчонка поступила хорошо или плохо?

Выражение «Победа зла силами добра» также  немного водит в противоречие христианскую оценку добра, которая призывает прощать врагов. Дело в том, что культура добра призывает к победе над злом, то есть к тому, что со злом и плохими деяниями нужно бороться. Агрессия добру в таком случае не чужда. Есть такое выражение «Не наказывая плохих людей, мы тем самым наказываем хороших».

С молчаливого согласия и робости «доброго» человека могут совершаться чудовищные поступки.  В то же время  нужно полагаться на волю Господа, потому, что он не может быть не прав. Высший разум освободит от страданий, если человек будет ему служить и следовать его заветам и наставлениям.

Зло в лице Антихриста

Появление и развитие идеологии паразитизма.

Зло — что это такое?

Зло – это смерть, потрясения или боль, которую наносят человеку какие либо факторы, но чаще всего человек наносит их сам себе или ближним.

С точки зрения философии, неприятности могут возникать по той причине, что человек сам несовершенен, оттого их и  провоцирует. Это правда, ведь высшее зло на планете — человек.

Религия говорит о том, что зло приносит дьявол, против которого часто не может устоять человек. Демон создает человечеству благоприятную среду для пороков, а оно, в свою очередь все тщательнее  использует ее. Поощряет тем самым темные силы и зло.

О человеческих пороках можно разговаривать долго, и напоминание о них никого не удивит. Но пороки чаще всего, — зло направленное на самого человека, а уже потом на его окружение. К ним относятся алчность, подлость, ненависть, пьянство, наркомания, курение, либо еще какой то вид зависимости.

В общем понятии зла выделяются разные прослойки, например космическая прослойка, человеческая и социальная. Зло в космическом или вселенском понимании этого слоя выражается как хаос, угрожающий мировому порядку, духовная сущность, которая угрожает человеку,  вызывает различные природные катастрофы.

На социальном уровне зло представляет собой некую силу, которая разрушает социум, разлагает его.

В человеческом плане зло это нарушение духовных, телесных и моральных качеств. В философской этике и религии эти понятия совмещены. Античная этика трактовала зло как начало хаоса в микросхеме и макросхеме.

Аристотель утверждал, что зло представляет собой зверство, порочность, невоздержанность. Также что зло – это не только переизбыток  каких то качеств, но также их недостаток, потому что и то и другое ввергает в хаос.

Быть злым — это значит уподобиться животному или поднимать себя до демонического уровня.

Христианство трактовало зло как отречение от божественного порядка и отречение от бога.

На сегодняшний день к  безусловному злу, направленному именно на общество и массы, можно отнести культуру, которая призывает к низменным инстинктам и примитивному удовольствию своих потребностей.

Например, мания потребления, когда человек уделяет очень большое внимание вещам. Ставя их на первый план в  своей жизни.

Каждая вещь имеет, какую то свою определенную цену, у нее есть определенный вес – грамм или тонна веса, польза, или какая-то функция. Но человек научился делать вещи разными, потребляя из них больше выгоды и высасывая больше возможностей  или даже практически воодушевляя их.

Изобретения и новомодные приспособления значительно облегчают жизнь и делают ее ярче. В этом принципе нет ничего плохого, пока не наступает вещизм. Человек забывает о том, что вещи созданы, для того чтобы служить ему, а не наоборот. Наконец он заболевает, и не может понять причину своего плохого самочувствия.

Их много, этих людей со слабым иммунитетом, которых уже поработил вещизм и шопоголизм.

В общем понятии зла выделяются разные прослойки, например космическая прослойка, человеческая и социальная. Зло в космическом или вселенском понимании этого слоя выражается как хаос, угрожающий мировому порядку, духовная сущность, которая угрожает человеку,  вызывает различные природные катастрофы.

На социальном уровне зло представляет собой некую силу, которая разрушает социум, разлагает его.

В человеческом плане зло это нарушение духовных, телесных и моральных качеств. В филосовской этике и религии эти понятия совмещены. Античная этика трактовала зло как начало хаоса в микросхеме и макросхеме.

Аристотель утверждал, что зло представляет собой зверство, порочность, невоздержанность. Также что зло – это не только переизбыток каких то качеств, но также их недостаток, потому что и то и другое ввергает в хаос.

Читайте также:  Особенности буддийских храмов - как они выглядят и что внутри

Быть злым — это значит уподобиться животному или поднимать себя до демонического уровня.

Христианство трактовало зло как отречение от божественного порядка и отречение от бога.

Зло и научно-технический прогресс

Многие люди проводят у телевизора значительную часть времени. Без него сейчас никуда — ведь нужно быть в курсе всех событий. Но по голубому огоньку показывают чаще информацию, которая имеет негативный смысл, нежели познавательный. Человек сам того часто и не подозревая, впитывает в себя кучу негатива и повреждает свою энергетику.

Любое негативное предсказание, даже в том случае если оно тут же забывается, накладывает отпечаток на психику человека и сохраняется в его подсознании. Проще воздействовать на нее в размягченном и расслабленном состоянии. Чаще всего в таком положении и находиться человек, когда он смотрит телевизор.

Особенно подвержены его информации люди с неокрепшей или неустойчивой психикой. Даже мозг здоровых людей способен как губка впитывать в себя  телевизионный негатив и заряжаться аморальными и разрушающими  идеями.

Часто информация, которая имеет  негативное воздействие, хорошо замаскирована, и необязательно это могут быть триллеры и  боевики.

Даже пресловутая рекламная пауза, которая отнимает кучу времени и энергетических сил человека может буквально зомбировать.

Ученые рекомендуют смотреть телевизор, но при этом не попадать под его воздействие. Не стоит включать его для фона, нужно тщательно выбирать передачи, которые вы хотите посмотреть, если вы не настроены на то, чтобы катаклизмы, акции террористов, и мировой экономический кризис просочились в вашу квартиру, нарушили ее энергетику.   Ведь она вам этого не простит.

Существует такое понятие как энергетический вампиризм. Энергетическим вампиром может быть как надоедливый человек,  так и лишняя информация, которая поступает извне и начинает давить на психику и самоощущение человека.

Известный психолог утверждает, что многие пациенты жалуются на то, что в конце телевизионного просмотра ощущают себя выжатым лимоном. Один из пациентов, после того, как долго слушал рок-концерты, впал в измененное состояние, напоминающее зомбирование.

Он приехал домой и сжег свою квартиру.

Выйдя из полубессознательного состояния, он размышлял над тем , как это случилось и потом вспомнил знакомую песню.

Один пенсионер после просмотра телевизора покончил жизнь самоубийством из-за того, что Егор Гайдар не набрал достаточное количество для того, чтобы стать премьер-министром.

Человек получил ножевое ранение из-за того, что заступался за Ельцина, в то время, как его оппонент  за Горбачева.
Если быть точнее, то не только телевизоры, а еще и компьютеры могут стать виновниками трагедии и энергетического провала.

Добро без зла не может существовать

Никакого ада нет. Ну как же нет, когда ты живешь в аду! (Дмитрий Смирнов)

Как определиться  в мире?

  • Понять для себя, что для вас добро, а что зло поможет ваш разум. Надо прояснить и смириться с тем, что вы живой человек, а значит, склонны ошибаться. Но обязательно надо разобраться с тем, в каких аспектах вы склонны совершать ошибки для того, чтобы совершенствоваться.
  • Не нужно судить других или принимать за них решение. Отвечать мы должны только за то, что делаем лично мы. За то, что соответствует нашим представлениям о мире и о добре.
  • Вам может помочь собственная совесть, которая, как известно, неподкупна. Если совесть говорит о том, что какой то поступок совершать не стоит, вы должны послушаться ее.
  • Можно учитывать наставления религии. Светлая религия имеет четкие наставления и не позволит вам совершить массу грехов.
  • А вот  брать всерьез обычные житейские наставления о том, что такое хорошо,  а что плохо не стоит, потому что с помощью них можно сделать большое количество ошибок.

Вечная борьба зла и добра

Источник: http://www.13min.ru/psixologiya/chto-takoe-dobro-i-zlo/

Этика синтоизма: добро и зло

Ками

Попробуем разобраться в том, что представляют из себя этические постулаты религии Японии – синто, а именно насколько применимы к синтоизму обычные для европейцев понятия “добро” и “зло”.

Стандарты поведения, как индивидуальные, так и общественные, поначалу передавались от одного поколения к другому устно. Позднее они в виде правил были записаны в таких книгах, как Кодзики, Нихон секи (Нихонги) и Тайхо-рё («Законы Тайхо»), ставших общепризнанными канонами.

Стабильность японского общества во многом объясняется соблюдением традиций, обычаев и предписаний, которые были достаточно гибкими и отвечали требованиям каждой новой эпохи.

Такие моральные критерии, как добро и зло, варьировались в зависимости от каждой конкретной ситуации.  Синтоистское понимание истины исходит из того, что ценности нашего мира постоянно меняются.

Например, согласно синтоистской этике, ни секс, ни богатство, ни убийство не рассматриваются как безусловное зло.

При родовой системе организации общества, когда члены коммуны были связаны друг с другом прямыми кровными узами, превалировали общественные ценности. Социальный порядок регулировался простыми правилами, созвучными с относительно примитивным общественным строем того периода.

Внутри социальных групп, имеющих кровные или географические связи, крайне редко встречались антисоциальные элементы. Духовным стержнем общества были ритуалы ками, и потому человеческие взаимоотношения так или иначе зависели от службы божеству.

Поведение людей во многом обусловливалось обрядами поклонения (мацури) божествам – ками.

Когда в Японию пришли континентальные религии, включая буддизм и конфуцианство, социальная жизнь усложнилась и появилась необходимость в правительстве, что повлекло за собой смещение этических акцентов в обществе.

Более того, синтоизм смешался с конфуцианством и утратил свою первозданность.

Таким образом, исходные синтоистские концепции поведения исчезли, но этические нормы, возникшие во время ритуалов ками, выжили и сохранились до наших дней в относительно неизменном виде.

В древнем синтоизме понятия добра и зла, удачи и неудачи, хорошего и плохого выражались терминами, указывающими на наличие или отсутствие практической ценности: ecu (хорошо), аси (плохо).

Душа человека есть благо. В синтоизме нет понятия врожденного греха. Человек по своей природе изначально безгрешен, и мир, в котором он живет, гоже хорош, ибо это мир ками. Иными словами, зло не присуще человеку и миру. Оно вторглось сюда извне. Соблазны и злые помыслы явились из мира тьмы.

Их приносят злые духи, которых зовут магацухи. Зло, творимое магацухи, называется мага. Таким образом, зло — это недуг, временная болезнь. Душа человека чиста и безгрешна, но его плоть и чувства подвержены соблазнам.

Человек творит зло, когда чувствует себя потерянным, обделенным и лишен возможности жить нормально.

В современном синтоизме нет твердых и неизменных моральных канонов. И добро, и зло относительны.

Смысл и ценность того или иного поступка зависят от обстоятельств, мотивации, целей, времени, места и так далее.

В любом случае сердце человека должно быть искренним, а его поведение — уважительным и безупречным. Необходимо уничтожить в себе злобу, эгоизм, стремление к соперничеству и нетерпимость.

Следует учиться прощать. Человеку нужно развивать в себе добросердечие, сочувствие к окружающим и способность взаимодействовать с ними. То, что нарушает социальный порядок, мешает служению ками и гармонии в мире, является злом.

Всякое зло, включая катастрофы, загрязнение окружающей среды и даже природные аномалии, создается злыми духами, которых необходимо изгонять. Таким образом, необходимо различать добро и зло, а различить их человек может только в своей душе с помощью ками. Чтобы правильно судить о добре и зле, потребен союз с божеством.

Такого союза человек достигает, очистив свое сознание и приблизившись к ками во время богослужения.

« Смерть в синто Спасение в синто »

Источник: http://www.sintoizm.ru/etika-sintoizma-dobro-i-zlo/

Ссылка на основную публикацию