Устройство монгольской юрты – как выглядит гэр внутри и снаружи

Что такое юрта – история возникновения, особенности строительства и виды :

Устройство монгольской юрты - как выглядит гэр внутри и снаружи

Что такое юрта? Юрта представляет собой переносное жилище, широко распространенное у монгольских, сибирских и азиатских кочевников. Сейчас она становится все менее востребованной, однако еще в прошлом столетии у нескольких народов юрты были основным жилищем.

Этимология слова

Что такое юрта? Этимологические корни слова «юрта» берут начало из тюркского языка (от слова «юрт»). В казахском эквиваленте (журт) означало не совсем «жилище», его чаще всего употребляли, когда говорили о месте стоянки. Именно от этого и произошли такие слова, как “Земля Отцов”— Ата-Юрт (тюркс.) и Атажурт (каз.).

Довольно часто понятие «Юрт» использовалось и для обозначения слов «род» и «семья”.

Применительно к самому жилищу слово «юрта» стало использоваться с подачи европейских исследователей. Впервые именно они так назвали переносное жилище кочевых народов, с тех под это понятие закрепилось. Изначально дом кочевника в тюркском языке назывался “Кииз Үй” (войлочный дом или просто “Үй” (дом). “Гэр” — оригинальное название монгольской юрты.

История появления юрты

Согласно существующей теории, юрта была известна нашим предкам уже много веков назад. Ученые полагают, что прообразом современной юрты могло стать жилище андроновцев, использовавшееся в эпоху поздней бронзы (предположительно, это относится к 12-11 веку до нашей эры).

В Северном Китае найдены погребальные статуэтки середины I тысячелетия нашей эры с изображениями верблюдов с навьюченными элементами юрт.

В среднеазиатских, китайских, турецких и иранских миниатюрах имеется разнообразный материал, по которому можно проследить развитие юрты с XIII века (время монгольских завоевательных войн).

Особенности юрты

Особенность жизни и быта кочевников наложили отпечаток и на жилища этих народов. Дело в том, что переносной дом должен был обладать сразу несколькими особенными характеристиками:

  • быстро собираться и разбираться;
  • быть достаточно легким для переноски;
  • быть удобным для жилья;
  • сохранять тепло зимой и прохладу в летний зной.

Конструкция юрты максимально проста и удобна в сборке. 2-3 человека могут справиться со сборкой буквально за час. Перевозить ее в разобранном состоянии можно на лошадях или верблюдах.

Состоит юрта из деревянного каркаса и внешнего войлочного покрытия. Оно не пропускает холод, дождь и ветер, а летом в таком доме достаточно прохладно. Такие особенности делают ее поистине незаменимым элементом в жизни любого кочевого народа.

Из чего состоит юрта

Юрта состоит из нескольких основных частей, которые и обеспечивают удобство, мобильность и функциональность.

  • Канат (кереге) — складные решетчатые стенки, изготовляемые из тонких досок.
  • Уык (уук) — длинные жерди, которые в собранном состоянии образуют купол юрты.
  • Шанырак (тюндюк) — круг, устанавливаемый на вершине купола. Главная задача шанырака — скреплять и удерживать жерди купола.
  • Кошма — войлочный материал служит верхним покрытием, которое крепится на каркас.

Особенно важно, что такая юрта может использоваться кочевниками круглый год. Регулировать освещенность внутри юрты помогает шанырак и войлочное полотно, которое крепится на дверном проеме и при необходимости поднимается.

Шанырак участвует и в удобном отоплении переносного дома. В центре юрты можно разводить огонь (сейчас довольно часто используют печку-буржуйку). Дым от костра поднимается и выходит через решетчатое отверстие. Ночью шанырак накрывается кошмой, что позволяет сохранить тепло в доме.

В летнее время казахская юрта может проветриваться. Для этого поднимают боковую кошму, закрепленную на решетчатых стенках кереге. Это позволяет добиться затенения дома и его проветривания.

Разновидности юрт

Все конструкции юрт принято делить на две группы:

Монгольские юрты отличаются более сложным строением, однако в сборке они значительно легче. Кроме того, размеры у монгольского дома кочевника несколько меньше, чем у тюркского. Световое окно у таких юрт называется “Тооно”, форма у него несколько иная.

Внутреннее убранство

Говоря о том, что такое юрта, нельзя обойти вниманием ее внутреннее наполнение. В центре всегда располагается огонь. Он служит для обогрева жилища и приготовления еды.

Монгольские юрты имеет строгую ориентацию по сторонам света (север-юг). Вход в юрту традиционно направляли на южную сторону. Та часть стены, что направлена на север, внутри украшалась алтарем и многочисленными изображениями богов.

Вся внутренняя территория жилища разделена на 2 половины. На западе находится мужская половина, на востоке — женская.

На мужской половине развешивается оружие, талисманы и упряжь. Ближе к двери помещают постель хозяев дома.

На женской половине находится постель невесты (дочки хозяина дома). Чуть ближе к двери ставят шкаф для кухонной утвари.

Несколько интересных фактов

Существует и несколько интересных фактов о юрте; зная их, можно лучше понять обычаи и традиции самого народа.

  • Снаружи юрты многих народов весьма схожи между собой, однако по внутреннему убранству сразу можно определить, к какой местности и к какому народу относится данное жилище.
  • Зажиточные кочевники сверху покрывали юрту шелковой или бархатной тканью. Такие жилища было видно издалека, и по его внешнему виду сразу можно было определить социальный статус хозяев. Внутренняя часть богато украшалась коврами.
  • У киргизов с основной большой юртой устанавливалась маленькая. Там располагали семейные запасы еды. Если у мужчины было несколько жен, каждой из них предусматривалась отдельная юрта.
  • Круглую форму жилища кочевых народов ученые пытались объяснить несколькими версиями. По одной из них, круг и процесс установки юрты имели сакральное значение (как сотворение мира). Однако существует и вторая версия, более практическая. На открытом пространстве (в степи) постоянно дуют ветра, поэтому круглая форма жилища делает его более устойчивым и крепким.
  • У некоторых народов установкой юрты занимались исключительно женщины. Это объяснялось тем, что именно женщина считается хранительницей семейного очага. Мужчины помогали лишь в тот момент, когда нужно было поднимать и устанавливать на купол шанырак. Эта работа требовала силы и ловкости.

Юрты в современной жизни

Большая часть населения народов, ведущих некогда кочевой образ жизни, сейчас проживает в городах и селах. Несмотря на это монгольские, сибирские и казахские юрты все еще востребованы. Многие семьи свято почитают традиции своих предков и продолжают жить в переносных жилищах.

С каждым годом растет спрос на экотуризм. Многие путешественники платят немалые деньги чтобы провести несколько дней вдали от крупных городов и насладиться единением с природой. Сделать это предлагают гостиницы, размещающие своих постояльцев в отдельные юрты.

Монгольскими юртами в последние несколько лет интересуются австралийские аборигены. Такое жилье максимально удобно и функционально.

Классические монгольские (казахские) юрты можно встретить даже в Антарктиде. Этот теплый войлочный дом стал местом для жилья и работы ученых. В ближайшем будущем количество таких домов там планируют увеличить. Именно юрты стали тем видом быстровозводимого жилища, которое полностью отвечает требованиям полярников.

Несмотря на то что юрты появились много сотен лет назад, они и сейчас остаются популярными и востребованными. Объясняется это удобством в эксплуатации, универсальностью и еще рядом важнейших качеств, важных в быту.

Источник: https://www.syl.ru/article/369451/chto-takoe-yurta—istoriya-vozniknoveniya-osobennosti-stroitelstva-i-vidyi

Жилище диких сибирских обывателей

 В своё время я взял фразу про жилище диких сибирских обывателей из авторских примечаний К. Ф. Рылеева к одному из его произведений, уж не помню, к какому, эпиграфом к моей книге «Божество». Сделал я это, потому что мне понравилось весьма необычное для современного языка сочетание «дикий обыватель».

Жилище диких сибирских обывателей

 Почему именно это выражение стояло эпиграфом к книжке, я уж вам здесь рассказывать не стану. Интересно – почитайте и сами поймёте. А здесь я расскажу как раз о жилищах диких сибирских обитателей. Начнём с юрты.

Почему? Потому что юрта – это изобретение то ли тюрков, то ли монголов, то ли гуннов, сделанное в той самой области, из которой все эти дикие обыватели и попёрли, прежде чем стать сибирскими, центральноазиатскими, европейскими и т.п.

, – где-то в районе Внутренней Монголии или чуть западнее.

Итак, что такое юрта? Слово «юрта» (yurt, jurt, jurd) – тюркского происхождения. У монголов (равно как и у бурят, которые тоже почти монголы) юрта называется гэр. У тюрок слово «юрт» первоначально означало некую территорию, владение, но постепенно это название переместилось на собственно жилище.

А именно (в наиболее общем случае) – жилище на основе цилиндрического плетёного каркаса, обтянутого чем-нибудь для защиты от дождя, ветра и холода, с округлым или коническим навершием. В самом верху обычно оставляется круглое отверстие для выхода дыма.

Классическая юрта покрывается войлочными кошмами (у киргизов они называются которе туурдук) и выглядит примерно вот так:

Юрта киргизов. Буденновский р-н Таласской обл. 70-е годы

Вот победнее:

Бедная монгольская юрта

Вот погрубее:

Юрта, крытая войлоком

А вот побогаче и посимпатичнее:

Казахская юрта

Края кошм обычно отделывались толстым шнурком – чтобы не трепались. Те, кто побогаче, укладывали кошмы в два слоя, а снаружи украшали их узорчатыми лентами.

Юрта, украшенная лентами

В наше время часто незамысловато обтягивают брезентом.

Современная монгольская юрта

Монгольская юрта

Иногда для дополнительного утепления/укрепления/теплоизоляции используют циновки. Бывает, особенно когда жарко, обходятся вообще без войлока, просто закрепляют на каркасе циновки – и всё. Иногда войлок кладут поверх них. Бывает, что циновками юрту обшивают поверх войлока.

Узбекская женщина у входа в юрту. 1913. Фото С. М. Прокудина-Горского

Туркменские юрты

Праздничная или просто богатая юрта в хорошую погоду может быть покрыта коврами.

Праздничная юрта

Василий Верещагин / Vasily Vereshagin Киргизия. Юрты на берегу реки Чу, 1875

В разобранном виде средняя юрта весит около 250 кг, и её легко перевозить в повозке.

Сложенная юрта в повозке

Богатые монголы могли свои юрты вообще не разбирать – ставили их прямо на повозки.

Юрта на повозке

Вот так выглядела юрта Чингис-хана.

Неразобранная юрта на повозке напоминает кибитку, но к кибиткам мы ещё вернёмся.

Считается, что два взрослых человека могут качественно поставить юрту за один-два часа. Сначала ставят по кругу звенья каркаса (кереге) и связывают их между собой тканой тесьмой, между двумя решетками вставляют и привязывают дверную раму (есик).

Затем, пользуясь специальным шестом с развилкой на конце, поднимают и укрепляют 3-4 жердями (уык) верхнюю часть (деталь) юрты, именуемую тундук, тооно или шанырак. Через шанырак выходит дым, светит солнце, шанырак закрывают клапаном во время дождя и снега.

Выглядит он вот так:

Затем к шаныраку подсоединяют остальные жерди, привязывая их нижние концы к верхним развилкам кереге. Можно догадаться, что символическое значение шанырака для номадов – очень велико: тут и солнце, и центр неба, и центр и верх жилища и т.п. Казахи даже поместили шанырак на свой герб, а киргизы на флаг.

Каркас обвязывают/стягивают шнурами, тесьмами, верёвками, а потом укрывают. Чем, я уже рассказал выше. Вот. Внутри в юртах у разных народов и вообще у разных людей всё было устроено по-разному и раньше, а уж в наши дни и подавно. Но кое-какие общие фишки можно назвать.

Внутренности юрты

Например, пол, как правило, был земляной. Иногда, правда, делали деревянный настил. На пол клали войлок, поверх войлока ковры и/или шкуры животных. На стены вешали ковры, вельветовые тряпочки, бархат.

Каракалпакская юрта

Огонь, как правило, разводили в центре юрты. За очагом, у стены напротив входа традиционно располагалось главное лежбище, оно же место главы семьи. В его основании была широкая тахта, на дальний край которой, у стеночки, складывали запасные кошмы, свёрнутые ковры, одеяла, подушки, шкуры, тюки с шерстью. У киргизов весь этот постелесклад называется джук.

Джук в киргизской юрте

Вот. Ну и хватит, пожалуй, об обычных юртах.

По мере того, как тюрки и монголы продвигались на север и запад, сменяли кочевое скотоводство на стойловое (а то и вообще на земледелие), встречались с русскими, которые жили в срубных избах, они переставали считать классическую юрту достаточно серьёзным домом. И начинали её совершенствовать. Так появилась, например, бурятская капитальная юрта:

Бурятская срубная юрта

Такие же иногда строили алтайцы. А вот якуты, хоть и тоже тюрки, видимо, ушли на север ещё до того, как среди тюрок распространились юрты. Их летнее крытое берестой жилище, ураса, напоминало скорее шалаш или чум (о чумах мы ещё поговорим).

Ураса

А зимнее – дьиэ – строилось на основе прямоугольного каркаса из толстых брёвен, к которым прислонялись наклонные стены из брёвен тонких. Всё это обмазывалось глиной или навозом и обсыпалось землёй. Почему-то эти строения тоже иногда называют юртами.

Так. А теперь примемся за другой, не менее распространённый, чем юрта, тип жилища (не только жилища) диких сибирских (не только сибирских) обывателей – чум.

В русском языковом сознании слово «чум» обычно ассоциируется с чукчами, а вообще чумами, чтобы не заморачиваться, зовут все конические шалаши северных жителей. На самом деле, слово это происходит из финно-угорских языков и вовсе не из Сибири.

У коми «тсом» (вот тут мы попытались написать это слово древнепермской азбукой –), у удмуртов «цум» – это конусовидное лесное или прибрежное хранилище припасов. Так же, к слову, называется мера расстояния – перегон по реке от одного чума до другого.

Читайте также:  Абхая мудра - жест защиты и избавления от страха

Русские научились этому слову у удмуртов. А когда продвинулись дальше на север и на восток, они увидели, что всякие «дикие сибирские обыватели» в чумах – живут. И саамы, которые лопари, в общем, тоже в них живут, хоть и не сибиряки.

Конечно, у всех этих народов жилища назывались, да и выглядели немного по-разному.

Вот, например, кувакса саамов:

Семья саамов, 1900 год

Они крыли её мешковиной или брезентом.

А это кота. Тоже саамская. Полностью деревянная.

Саамская кота

Чум тунгусов-эвенков назывался дю. Тунгусы были пешими кочевниками, Сибирь они освоили третьими – после палеоазиатов и юкагиров.

Возможно, именно они и научили все местные племена строить чумы. А может, наоборот, научились у них.

Хотя, по-хорошему, конструкция эта настолько проста, что скорее всего просто её придумали одновременно разные люди в разных местах. Вот так был устроен дю внутри:

Летом дю крыли вываренной берестой (берестяной чум – тыксама дю) или корой лиственницы. Зимние чумы эвенков назывались голомо, утэн и крылись войлоком, берестой, шкурами оленей, а поверх всего этого присыпались землёй и снегом.

Эвенки, кстати, судя по их обычаю размещения внутри жилища, были гостеприимнее монголов: места справа и слева от входа предназначались для хозяев, по бокам от очага – для членов семьи и гостей-женщин, самое тёплое место (малу) за очагом, напротив входа – для гостей-мужчин.

Когда гостей нет, почётное место предназначено для мужских занятий – хозяин чума строгает там всякую хрень, чинит снасти и т.п.

Установка чума:

Тофалары, перейдя к оседлости, научились у русских строить избы, но и от чумов, в которых раньше жили, не отказались – стали использовать их в качестве хранилища для дров или в качестве летней кухни. Вот тофаларские дом и чум рядом:

Ненцы, народ самодийской группы, до того, как начать жить в чумах, использовали самый древний (или один из самых древних) вид человеческого рукотворного жилища – заслон – хэнг.

Заслон может укрыть от ветра, от метели, он быстро ставится – две палки, шкура, натянутая между ними, – всё. Но уже давно ненцы тоже живут в чумах. Преимущественно – крытых оленьими шкурами.

Чум ненцев называется мя.

Отдельные мя строят для рожающих женщин (ся мэй мя – нечистый дом) и рожающих олених (сую мя – дом оленёнка). Мя, в котором умер человек, оставляется и становится своего рода могилой, покойницким мя (халмер мя). Летний мя ненцы покрывают старыми прохудившимися шкурами мехом внутрь.

Молодые ненки у мя:

А есть ещё такой необычный народ – долганы. Тусовались в одном районе эвенки, якуты, русские и нганасаны, разводили оленей, к началу XIX века поперемешались и стали считать себя отдельным народом.

Так вот, эти самые долганы придумали так называемый балок – «нартенный чум», хотя, конечно, никакой это не чум вообще, даже не похож. Это параллелепипедный домик, устанавливаемый прямо на нарты. Т.е.

, возить его можно, как юрту Чингис-хана, не разбирая.

Вот фотография 1927 года (балок справа):

А вот фотография конца 1990-х:

А теперь, собственно, к чукчам.

Именно с чукчами, как уже говорилось, в нашем сознании связано слово «чум» – не в последнюю очередь благодаря замечательной «Песенке о терпении» синтез-группы Игоря Гранова (бывших «Голубых гитар»).

Помните её? А чукча в чуме, чукча в чу-уме… Помните? Хорошо. Так вот, чукчи в чумах не живут. Чукчи, особенно оленные, живут в ярангах. Вот в таких:

Яранга и вялящяеся рядом с ней мясо

Яранга, конечно, немного похожа на чум, но конструкция у неё посложнее:

Каркас яранги

Уловили? Сначала ставятся восемь-двенадцать треног, треноги связываются горизонтальными жердями, потом к ним крепятся основные наклонные – скатные – жерди. Изнутри всё это укрепляется несколькими «швабрами»-распорками. Самый венец подпирают ещё две-три жерди, играющие роль мебели: на них вешают вещи, поперечные перекладины и т.п.

Как правило, яранга разделяется перегородками из шкур на несколько отсеков. Иногда внутри яранги ставят дополнительный, в форме прямоугольного параллелепипеда, каркас, который также накрывают шкурами. В таких случаях вход во внутренний «домик» ориентирован в сторону, прямо противоположную той, в которую ориентирован внешний вход в ярангу.

Так меньше задувает.

На полу яранги раскладывали оленьи, тюленьи и китовые шкуры, оленьи рога. Последние использовались в качестве сидений.

У чукчей научились строить яранги их соседи – эскимосы. До того им, бедным, приходилось зимой жить в иглу (инуктитутское – ᐃᒡᓗ*) – это такая «избушка ледяная»:

глу строили из снежных блоков. Внутри иглу застилали (а иногда и покрывали стены) шкурами морских зверей. Для обогрева жилища и дополнительного его освещения использовались плошки-жирники.

В результате нагревания внутренние поверхности стен оплавлялись, но стены не таяли, так как снег легко выводил избыточное тепло наружу хижины. Поэтому в иглу могла поддерживаться комфортная для жизни человека температура.

Кроме того, снежная хижина впитывала изнутри лишнюю влагу, в результате чего в иглу было достаточно сухо.

Строить иглу – очень хитрая наука. Но эскимосы, научившись у чукчей строить яранги, с радостью начали это искусство забывать. В свою очередь эскимосы и алеуты научили прибрежных чукчей строить валкаран – «дом из челюстей кита». На самом деле он был не совсем из челюстей. Валкаран – это полуземлянка на основе целого китового скелета или просто со стенами из китовых костей.

Эскимосская полуземлянка — валкаран

Эскимосская полуземлянка — валкаран — вид изнутри

Вот. Ну, оставим, пожалуй, в покое наших севрных товарищей и обратимся к индоевропейцам. Как известно, именно праиндоевропейцы были первыми в мире кочевниками, они приручили лошадь и придумали колесницу. До верховой езды они не додумались, правда, зато додумались поставить на колесницу что-то вроде крыши. Примерно так:

Арджуна и Кришна в колеснице

Для индоариев, которые так и остались кочевыми аж до середины XX века, для цыган, колесница с крышей – кибитка – стала не только транспортом, но и домом.

Цыгане с кибитками

Учитывая, что индоарии докочевывали и до Монголии, можно, кстати, предположить, что обращаться с лошадьми и перевозить дома на повозках тюрко-монголы научились у них. Хотя кто знает…

А теперь перенесёмся к юговосточным соседям эскимосов, к североамериканским индейцам.

Индейский «чум» похож на все остальные чумы и называется типи. Распространён в районе Великих равнин. Типи имеет форму слегка наклонённого конусообразного шалаша на каркасе из жердей, покрытых обработанными шкурами бизонов или оленей.

Позднее, с появлением на континенте европейцев, иногда использовалась более лёгкая парусина. На вершине находится дымовое отверстие, обычно прикрываемое двумя лопастями. В нижней части была дополнительная подкладка из шкур, предохраняющая тягу.

Сегодня типи используются только консервативно настроенными индейцами и всякими толкинутыми на индейскую тему.

Типи. Оклахома. 1869 год

Типи часто путают с вигвамом. На самом деле вигвам – это вполне себе такой обыкновенный шалаш. На деревянном каркасе, крытый сеном, соломой, ветками и т.п. В отличие от типи, вигвам округлой формы:

Вигвам апачей, 1903 год

Алгонкинский вигвам

Британские первопроходцы, всякие мормоны и следопыты, пёрли на Дикий Запад, как цыгане, в кибитках, и как эвенки, пешком, а когда решали осесть, перво-наперво строили себе такие серьёзные шалашики, которые получили название «английский вигвам».

Вот так выглядел каркас английского вигвама. Обратите внимание на каменный очаг в глубине.

Поразительно всё-таки, как все эти многочисленные народы двух континентов, жившие в чумах, ярангах и юртах, не придумали за столько веков складывать каменный очаг! Ну, понятно, просто положить камни на пол или даже без камней – расчистить место, сделать ямку – и всё – проще, но ведь с очагом удобнее! Ну ладно чукчи-эскимосы, у них, может быть, камня не было, ну а те, кто не в таком снежном аду? Те же индейцы? Не понимаю.

А вообще, посмотрите на все эти традиционные жилища и задумайтесь – сколько тысячелетий (ты-ся-че-ле-тий, ого!) сотни тысяч человек, целые народы жили, довольствуясь столь малым – стены из каких-то шкур или ваще из бересты, дырка для солнца над головой, шкура под задом, костерок… Вот, многие часто задают друг другу вопросы типа «что вы будете делать, когда вам навсегда отрубят электричество (газ, горячую воду, перестанут выпускать дезодоранты)?» Ну… ну как – что? Сначала посокрушаемся, повымираем немного, а потом… Да ёлки-палки, ну вернёмся в долгое детство человечества и будем счастливы. Посмотрите, вот, на пигмеев. Их «лесное жилище», форест двеллинг, – это ведь вообще просто несколько веточек, даже не шалаш – а им ничего, живут.

Пигмеи живут – и мы выживем. Построим кибитки, впряжём в них питбулей… А пока присматривайтесь, запоминайте – как юрта устроена, как яранга… В городах, скорее всего, будет небезопасно.

 Денис Яцутко

Источник: https://xn—–6kcbac1azfofe4cmqhvgl0bzre.xn--p1ai/stati/kultura/zhilische-dikih-sibirskih-obyvatelei.html

По Бурятии и Монголии. В поисках озера Орог Нуур и палеолитической пещерной стоянки Цагаан агуй

Об озере Орог Нуур, которое мы долго искали и все-таки нашли

Весь этот длинный день мы все время что-то искали. С утра были поиски озера Орог Нуур.

К этому моменту экспедиции мы благополучно пересекли Хангайские горы (помните это там, где красивое озеро Цагаан Нуур, с пасущимися яками на его берегу, кратер потухшего вулкана Хорго уул, великолепные пейзажи лиственничной тайги и пастбища с заливными лугами) и находились посредине пустынной равнины у подножия Гобийского Алтая. Именно сегодня мы планировали пересечь Гобийский Алтай и оказаться на территории монгольской Гоби, величайшей пустыни мира. Но сначала была встреча с озером.

Орог нуур — замкнутое бессточное озеро тектонического происхождения, расположенное очень близко от горы Их Богд («Большое божество», 3957 метров). Озеро не глубокое, от в 1,5 до 3 метров, шириной до 8 километров, а длиной чуть больше 30. Вот такая информация у нас была об этом озере. Еще мы знали, что в нее впадает одна единственная река под названием Туйн Гол и ничего не вытекает.

К озеру мы направились с южной стороны, медленно переползая через заросли саксаула и бесконечные кочки. Очень утомительное и муторное передвижение, скажу я вам.

Такой недружелюбный для автолюбителей ландшафт, следствие разрушительного десятибалльного Гоби-Алтайского землетрясения 1957 г. Уже не мало времени прошло с тех пор, но до сих пор в памяти местных скотоводов те страшные события. Старики вспоминают, что подземные удары сотрясали горы в течение месяца.

Подземный гул, невероятный грохот, тонны пыли в воздухе. Ужасное землетрясение испугало и людей и животных. Дикие горные козлы и бараны в панике спускались с гор, прибивались к стадам домашних животных и оставались с ними пока все не закончилось.

После такой тряски произошли сильные изменения окрестного ландшафта, ближайший горный хребет вырос на полтора метра, в земле образовались протяженные разломы. В некоторых местах появились провалы до двадцати метров глубиной, а в других, наоборот, образовались высокие бугры.

Вот по такому вспученному рельефу мы и пытались добраться до вожделенного озера. Но тщетно. Даже, для подготовленных внедорожников это оказалось не под силу. После небольшого совещания мы решили идти пешком.

И, как оказалось, очень правильно сделали. Позже я узнал, что в 1997 г. в этих местах проходил один из этапов знаменитой Camel Trophy. Российскому экипажу удалось добраться вплотную к берегу Орог нуура.

Машина подъехала по сухой земле близко к глади озера, была оставлена на «твердом грунте», а ребята, члены экипажа, решили искупаться. Постепенно колеса стоящей машины продавили засушенную корку земли, и автомобиль полностью сел на свою раму.

Нас, благодаря Божьей милости и мудрости наших лидеров, сия трудная участь, миновала.

Берег озера Орог нуур был вязким и илистым.

Плавающие водоросли, лягушки, запах сероводорода особого желания искупаться не вызывали. Хотя слышали, что на противоположном северном берегу есть галечные пляжи. Там относительно чистая вода с большими глубинами, в которой купаться более приятно.

И правда, приглядевшись, мы увидели на том берегу небольшой гер-кемп из войлоковых юрт. Чуть вдалеке от нас, на берегах поросших густым камышом, было множество пернатых водоплавающих. Мы их не только видели, но и слышали многочисленный птичий гомон. Вот таким запомнилось мне озеро Орог нуур! А теперь вперед на поиски палеолитической пещерной стоянки.

Читайте также:  Что такое ваджра в буддизме - символика и назначение

О монгольской юрте — носителе кочевого образа жизни

Чтобы добраться до пещеры Цагаан Агуй нам надо было обогнуть восточную часть озера Орог нуур, пересечь Гобийский Алтай и в запутанной сети сайров (так называют в Монголии сухие русла рек, тянущиеся иногда на сотни километров, неотъемлемую часть рельефа пустынь) найти путь к пещере. Дорога была долгой и, признаюсь, утомительной. Пейзажи вокруг значительно изменились. Дорога проходила то по плоским каменистым просторам, поросшими зарослями саксаула, то по горному серпантину.

Периодически встречались «корабли пустыни», становилось достаточно жарко.

Мы приближались к знаменитой пустыне Гоби! Не верилось, что еще три дня назад была тайга, заливные луга и красавцы яки. Часто приходится блудить среди саксауловых зарослей и уточнять правильное направление на стойбищах скотоводов. И ту самое время рассказать о том, как живет кочевой монгольский народ.

До того, как Монголия, ведомая советской Россией, вышла на путь социалистического строительства, большая часть населения этой страны вело кочевой образ жизни. Капитальных зданий было очень мало, исключение составляли храмы и монастыри. Все население жило в юртах, кочуя по просторам огромной страны.

Да и сейчас в юртах проживает немало монгольского народа, особенно в сельской местности. Войлочная юрта или как ее называют монголы — гэр, идеально приспособлена к кочевой жизни. Ее можно свернуть и погрузить на транспорт буквально за час, и также быстро поставить на другом месте.

Раньше разборную юрту транспортировали на повозках, в настоящее время для этого используется грузовой автомобиль, на котором перевозится юрта вместе со всем скарбом.

По дороге, увидев кочевье из трех юрт, остановились с желанием напросится в гости.

Нас встретил лай злобных собак, но впрочем, вышедший на шум хозяин, оказался на редкость добр и гостеприимен.

Он с удовольствием провел экскурсию по своему жилищу, на которую я приглашаю и вас. Основные элементы юрты — деревянный сквозной каркас и войлочные покрытия — приспособлены к быстрой сборке, разборке и перевозке на дальние расстояния.

Остов стандартной юрты состоит из 4–6 деревянных решеток-стен. Кровля юрты составлялась из жердей — уни, один конец у которых заострен, а на другом имеется веревочная петелька.

Заостренным концом они упирались в круг — тоно — центр кровли, а нижним — на решетки-ханы.

Таким образом, давление кровли равномерно распределялось по всему периметру стен. Иногда, чтобы увеличить прочность конструкции, тоно изнутри юрты дополнительно поддерживают двумя-четырьмя стойками. Вход в юрту ранее закрывала завеса из стеганого войлока, которую позже сменила деревянная двустворчатая дверь.

Иногда в зимнее время к входу в юрту пристраивают теплый деревянный тамбур. Юрта, как правило, не имеет окон, и свет проникает в нее через отверстие тоно, а в теплое время года и через открытую дверь. Внутреннее устройство юрты зависит от материального положения семьи, а также, в большей степени, от ее предназначения.

Первая юрта, в которую мы зашли, была предназначена для перекочевки и поэтому выглядела беднее и проще.

Зато следующая, гостевая юрта, собранная для размещения гостей, смотрелась богато и нарядно.

В центре юрты традиционно размещается печь, очаг, символ обжитого дома. Вдоль стены полукругом стояла мебель и домашняя утварь. Третья юрта была предназначена для хозяйственных нужд, при этом она была разделена на две половины — мужскую и женскую. Та сторона юрты, что справа от двери, восточная, (а вход в юрту всегда обращен на юг) считается женской, левая, западная — мужской.

В мужской половине юрты хранился скотоводческий и охотничий инвентарь, на женской половине — хозяйственная утварь. В настоящее время монгольское кочевое жилище немыслимо без современной атрибутики- спутниковой антенны и солнечной батареи.

Краткое знакомство с жилищем монгольских кочевников и с его гостеприимным хозяином состоялось. Снова в путь, вперед к пещере времен палеолита.

На поиски палеолитической пещерной стоянки Цагаан агуй

На поиски этой пещеры ушло полдня непрерывной езды по горным дорогам (мы уже привыкли считать это дорогами) Гобийского Алтая. Наши лидеры знали точные координаты, водители монголы, ребята бывалые, ехали быстро и уверенно. Встречавшиеся по пути скотоводы-кочевники, не сомневаясь ни на минуту, направляли нашу экспедицию по верному пути. Но, все было тщетно. Пещеру мы не нашли.

Зато нашли мы поселок Хатансуудал, центр района Баядинг Баянхонгорского аймака. Да вы знаете, этот «чудный» поселок, с памятником злому и ужасному верблюду на центральной площади.

Пообедав, надоевшими «хуже горькой редьки» буузами (это такие огромные пельмешки с бараниной), и договорившись о ночлеге, мы неожиданно нашли проводника, местного мужичка, взявшего довести до такой желанной пещеры.

Кстати, пришло время рассказать об этой пещере, к которой мы так яростно стремились.

Исследования российско-монгольско-американской экспедиции по изучению каменного века Монголии (оказывается, есть и такая) работающая в стране с 1995 года, радиоуглеродным методом определила, что древесный уголь этой пещерной стоянки датируется возрастом 33 тыс. лет.

По данным раскопок было определено, что пещера обитаема с древних времен. Также в результате исследований и раскопок в пещере было выделено 13 слоев с артефактами и костями животных разных временных периодов. Суммарное количество найденных артефактов (каменные скребки и орудия) превысило 9 тыс.

находок. Находили в пещере, например, китайскую монету 1078—1089 гг., фрагмент бересты с старомонгольской надписью, поясную бронзовую подвеску, бумажные листы с буддийскими текстами и бараньи лопатки с надписями на старомонгольском языке.

Ведомые местным проводником, уже под вечер, мы отправились на встречу с такой легендарной пещерой и наконец-то добрались до нее. Минут двадцать от поселка на машине.

Еще немного пешком, туда за поворот. И вот он вход!

Длина пещеры чуть больше 40 метров, общая площадь около 180 кв. метров. Сводообразный проход шириной 2–3 метра и до 8 метров высотой ведет в достаточно обширный зал.

Стены усеяны крупными кристаллами и друзовидными наростами кальцита.

В стенках встречаются трубообразные туннели, уходящие в глубь массива.

Характерной особенность пещеры является наличие второго входа в потолке, посреди просторного зала, через который проникает рассеянный свет.

Монгольские ученые утверждают, что на стенах пещеры имеются наскальные изображения, датируемые разными исследователями от неолита до эпохи бронзы. Нам очень хотелось их увидеть, но найти эти рисунки, несмотря на тщательный осмотр стен, не удалось. Хорошо, что хоть пещеру нашли!

Тем временем стало совсем темно. Завтра начиналась самая трудная часть нашей экспедиции. Ближайшие несколько дней мы должны были провести в пустыне Гоби! Не знаю как других моих сотоварищей по поездке, но меня лично эта перспектива несколько тревожила. В голове постоянно крутилась фраза древнего китайского путешественника, прочитанная перед поездкой в Монголию.

Прочтите его слова, и вы поймете мое состояние. «Перед нами была пустыня, где много злых демонов и горячих ветров. Путешественники, которым приходится с ними встречаться, гибнут все до единого. Ни птицы не видно в воздухе, ни зверя на земле.

Сколько не вглядывайся в пустыню, не узнаешь, как пройти через неё, и единственный указатель пути по ней — это высохшие кости на песке, погибших здесь путников».

начало предыдущий рассказ следующий рассказ

Источник: https://www.tourister.ru/responses/id_14159

Секреты монгольской юрты

Юрта (гэр) – традиционное монгольское жилище. До народной революции в Монголии (1921-1924) в юртах жила основная часть населения. И сейчас юрты широко распространены, особенно среди сельских жителей.

Ведь монголы всегда были скотоводами-кочевниками и остаются ими до сих пор. Многие из них живут в юртах, не относясь к какому-либо населенному пункту и не имея прописки.

Однако юрты также распространены и в городах и даже в столице Улан-Баторе.

Войлочная юрта идеально подходит для кочевой жизни. Ее можно свернуть примерно за час и перевести с помощью простого транспорта на новое место. Разворачивается юрта также быстро.

Состоит юрта из деревянного остова и войлочного покрытия (иногда в два слоя), поверх которого может быть намотана ткань для защиты войлока от дождя и снега. Юрта может иметь подпорки внутри, а вся ее конструкция стягивается вокруг поясами, которые закрепляются по бокам двери.

Раньше вход делали из стеганного войлока, сейчас в основном используют двери. В зимнее холодное время к входу могут пристроить теплый деревянный тамбур. Окон в юрте нет, свет в жилище попадает через круглое отверстие в центре кровли (тоно) и через открытую дверь в летний период.

Традиционно вход в юрту обращен на юг. С помощью солнечного луча, проникающего в дверь, монголы определяли время. Сейчас за этой традицией следят мало, главное, чтобы вход был удобно расположен для семьи.

В юрте нет ничего лишнего, всё имеет строгое предназначение. Площадь юрты используют очень экономично и рационально.

В центре юрты находится печь. Благодаря круглой форме, тепло распространяется по жилищу равномерно.

На севере юрты находится алтарь с изображением Будды. Эта часть жилища считается самой почетной, здесь принято принимать гостей.

Восточная часть юрты считается женской, а западная – мужской. В женской части храниться посуда и сундуки с тканью, одеждой и украшениями, а в мужской инструменты, седла и охотничий инвентарь.

  1. Нельзя заходить в юрту без приглашения хозяев
  2. Не входите в юрту тихо. Необходимо подать голос, чтобы оповестить хозяев
  3. Не принято здороваться через порог
  4. Порог юрты –  это символ благосостояния семьи. На него нельзя наступать и садиться
  5. Не свистите в юрте, это сигнал, вызывающий злых духов
  6. Нельзя отдавать огонь очага в другую юрту
  7. Не входите в юрту с пустой посудой или лопатой. По монгольским приметам пустая посуда – к несчастью, а лопата – к покойнику
  8. При застолье гостям нельзя меняться местами

Самая большая юрта, построенная по монгольским технологиям, находится в туристическом комплексе «Ставка Чингисхана». Владеют этим комплексом прямые потомки великого завоевателя.

Эта юрта – самый дорогой в Монголии ресторан. Его зал рассчитан на 500 посадочных мест.

Ресторан роскошно украшен: Статуя Чингисхана покрыта шестью килограммами золота, а по стенам развешаны 110 шкур снежных барсов, которые оцениваются в 6 миллионов долларов.

Источник: http://tolivetwice.blogspot.com/2015/04/blog-post_29.html

Про юрты и яранги

В своё время я взял фразу про жилище диких сибирских обывателей из авторских примечаний К. Ф. Рылеева к одному из его произведений, уж не помню, к какому, эпиграфом к моей кнгиге «Божество». Сделал я это, потому что мне понравилось весьма необычное для современного языка сочетание «дикий обыватель».

Почему именно это выражение стояло эпиграфом к книжке, я уж вам здесь рассказывать не стану. Интересно – почитайте и сами поймёте. А здесь я расскажу как раз о жилищах диких сибирских обитателей. Начнём с юрты.

Почему? Потому что юрта – это изобретение то ли тюрков, то ли монголов, то ли гуннов, сделанное в той самой области, из которой все эти дикие обыватели и попёрли, прежде чем стать сибирскими, центральноазиатскими, европейскими и т.п., – где-то в районе Внутренней Монголии или чуть западнее.<\p>

Итак, что такое юрта? Слово «юрта» (yurt, jurt, jurd) – тюркского происхождения.

У монголов (равно как и у бурят, которые тоже почти монголы) юрта называется гэр. У тюрок слово «юрт» первоначально означало некую территорию, владение, но постепенно это название переместилось на собственно жилище.

А именно (в наиболее общем случае) – жилище на основе цилиндрического плетёного каркаса, обтянутого чем-нибудь для защиты от дождя, ветра и холода, с округлым или коническим навершием. В самом верху обычно оставляется круглое отверстие для выхода дыма. Классическая юрта покрывается войлочными кошмами (у киргизов они называются которе туурдук) и выглядит примерно вот так:

Вот победнее:

Вот погрубее:

А вот побогаче и посимпатичнее:

Края кошм обычно отделывались толстым шнурком – чтобы не трепались. Те, кто побогаче, укладывали кошмы в два слоя, а снаружи украшали их узорчатыми лентами.

В наше время часто незамысловато обтягивают брезентом.

Иногда для дополнительного утепления/укрепления/теплоизоляции используют циновки. Бывает, особенно когда жарко, обходятся вообще без войлока, просто закрепляют на каркасе циновки – и всё. Иногда войлок кладут поверх них. Бывает, что циновками юрту обшивают поверх войлока.

Праздничная или просто богатая юрта в хорошую погоду может быть покрыта коврами.

В разобранном виде средняя юрта весит около 250 кг, и её легко перевозить в повозке.

Богатые монголы могли свои юрты вообще не разбирать – ставили их прямо на повозки.

Вот так выглядела юрта Чингис-хана.

Неразобранная юрта на повозке напоминает кибитку, но к кибиткам мы ещё вернёмся. А вот, между прочим, одного писателя такие юрты вдохновили написать увлекательную повесть об исчезающем городе. Категорически рекомендую.

Считается, что два взрослых человека могут качественно поставить юрту за один-два часа. Сначала ставят по кругу звенья каркаса (кереге) и связывают их между собой тканой тесьмой, между двумя решетками вставляют и привязывают дверную раму (есик).

Затем, пользуясь специальным шестом с развилкой на конце, поднимают и укрепляют 3-4 жердями (уык) верхнюю часть (деталь) юрты, именуемую тундук, тооно или шанырак. Через шанырак выходит дым, светит солнце, шанырак закрывают клапаном во время дождя и снега.

Выглядит он вот так:

Затем к шаныраку подсоединяют остальные жерди, привязывая их нижние концы к верхним развилкам кереге. Можно догадаться, что символическое значение шанырака для номадов – очень велико: тут и солнце, и центр неба, и центр и верх жилища и т.п. Казахи даже поместили шанырак на свой герб, а киргизы на флаг.

Читайте также:  Лежащий будда во вьетнаме - интересные для посещения места

Каркас обвязывают/стягивают шнурами, тесьмами, верёвками, а потом укрывают. Чем, я уже рассказал выше. Вот. Внутри в юртах у разных народов и вообще у разных людей всё было устроено по-разному и раньше, а уж в наши дни и подавно. Но кое-какие общие фишки можно назвать.

Например, пол, как правило, был земляной. Иногда, правда, делали деревянный настил. На пол клали войлок, поверх войлока ковры и/или шкуры животных. На стены вешали ковры, вельветовые тряпочки, бархат.

Огонь, как правило, разводили в центре юрты. За очагом, у стены напротив входа традиционно располагалось главное лежбище, оно же место главы семьи. В его основании была широкая тахта, на дальний край которой, у стеночки, складывали запасные кошмы, свёрнутые ковры, одеяла, подушки, шкуры, тюки с шерстью. У киргизов весь этот постелесклад называется джук.

Вот. Ну и хватит, пожалуй, об обычных юртах.

По мере того, как тюрки и монголы продвигались на север и запад, сменяли кочевое скотоводство на стойловое (а то и вообще на земледелие), встречались с русскими, которые жили в срубных избах, они переставали считать классическую юрту достаточно серьёзным домом. И начинали её совершенствовать. Так появилась, например, бурятская капитальная юрта:

Такие же иногда строили алтайцы. А вот якуты, хоть и тоже тюрки, видимо, ушли на север ещё до того, как среди тюрок распространились юрты. Их летнее крытое берестой жилище, ураса, напоминало скорее шалаш или чум (о чумах мы ещё поговорим).

А зимнее – дьиэ – строилось на основе прямоугольного каркаса из толстых брёвен, к которым прислонялись наклонные стены из брёвен тонких. Всё это обмазывалось глиной или навозом и обсыпалось землёй. Почему-то эти строения тоже иногда называют юртами.

Так. А теперь примемся за другой, не менее распространённый, чем юрта, тип жилища (не только жилища) диких сибирских (не только сибирских) обывателей – чум.

В русском языковом сознании слово «чум» обычно ассоциируется с чукчами, а вообще чумами, чтобы не заморачиваться, зовут все конические шалаши северных жителей. На самом деле, слово это происходит из финно-угорских языков и вовсе не из Сибири.

У коми «тсом» (вот тут мы попытались написать это слово древнепермской азбукой -), у удмуртов «цум» – это конусовидное лесное или прибрежное хранилище припасов. Так же, к слову, называется мера расстояния – перегон по реке от одного чума до другого.

Русские научились этому слову у удмуртов. А когда продвинулись дальше на север и на восток, они увидели, что всякие «дикие сибирские обыватели» в чумах – живут. И саамы, которые лопари, в общем, тоже в них живут, хоть и не сибиряки.

Конечно, у всех этих народов жилища назывались, да и выглядели немного по-разному.

Вот, например, кувакса саамов:

Они крыли её мешковиной или брезентом.

А это кота. Тоже саамская. Полностью деревянная.

Чум тунгусов-эвенков назывался дю. Тунгусы были пешими кочевниками, Сибирь они освоили третьими – после палеоазиатов и юкагиров. Возможно, именно они и научили все местные племена строить чумы.

А может, наоборот, научились у них. Хотя, по-хорошему, конструкция эта настолько проста, что скорее всего просто её придумали одновременно разные люди в разных местах.

Вот так был устроен дю внутри:

Летом дю крыли вываренной берестой (берестяной чум – тыксама дю) или корой лиственницы. Зимние чумы эвенков назывались голомо, утэн и крылись войлоком, берестой, шкурами оленей, а поверх всего этого присыпались землёй и снегом.

Эвенки, кстати, судя по их обычаю размещения внутри жилища, были гостеприимнее монголов: места справа и слева от входа предназначались для хозяев, по бокам от очага – для членов семьи и гостей-женщин, самое тёплое место (малу) за очагом, напротив входа – для гостей-мужчин.

Когда гостей нет, почётное место предназначено для мужских занятий – хозяин чума строгает там всякую хрень, чинит снасти и т.п.

Установка чума:

Тофалары, перейдя к оседлости, научились у русских строить избы, но и от чумов, в которых раньше жили, не отказались – стали использовать их в качестве хранилища для дров или в качестве летней кухни. Вот тофаларские дом и чум рядом:

Ненцы, народ самодийской группы, до того, как начать жить в чумах, использовали самый древний (или один из самых древних) вид человеческого рукотворного жилища – заслон – хэнг.

Заслон может укрыть от ветра, от метели, он быстро ставится – две палки, шкура, натянутая между ними, – всё. Но уже давно ненцы тоже живут в чумах. Преимущественно – крытых оленьими шкурами.

Чум ненцев называется мя.

Отдельные мя строят для рожающих женщин (ся мэй мя – нечистый дом) и рожающих олених (сую мя – дом оленёнка). Мя, в котором умер человек, оставляется и становится своего рода могилой, покойницким мя (халмер мя). Летний мя ненцы покрывают старыми прохудившимися шкурами мехом внутрь.

Молодые ненки у мя:

А есть ещё такой необычный народ – долганы. Тусовались в одном районе эвенки, якуты, русские и нганасаны, разводили оленей, к началу XIX века поперемешались и стали считать себя отдельным народом.

Так вот, эти самые долганы придумали так называемый балок«нартенный чум», хотя, конечно, никакой это не чум вообще, даже не похож. Это параллелепипедный домик, устанавливаемый прямо на нарты. Т.е.

, возить его можно, как юрту Чингис-хана, не разбирая.

Вот фотография 1927 года (балок справа):

А вот фотография конца 1990-х:

А теперь, собственно, к чукчам. Именно с чукчами, как уже говорилось, в нашем сознании связано слово «чум» – не в последнюю очередь благодаря замечательной «Песенке о терпении» синтез-группы Игоря Гранова (бывших «Голубых гитар»). Помните её? А чукча в чуме, чукча в чу-уме… Помните? Хорошо. Так вот, чукчи в чумах не живут. Чукчи, особенно оленные, живут в ярангах. Вот в таких:

Яранга, конечно, немного похожа на чум, но конструкция у неё посложнее:

Уловили? Сначала ставятся восемь-двенадцать треног, треноги связываются горизонтальными жердями, потом к ним крепятся основные наклонные – скатные – жерди. Изнутри всё это укрепляется несколькими «швабрами»-распорками. Самый венец подпирают ещё две-три жерди, играющие роль мебели: на них вешают вещи, поперечные перекладины и т.п.

Как правило, яранга разделяется перегородками из шкур на несколько отсеков. Иногда внутри яранги ставят дополнительный, в форме прямоугольного параллелепипеда, каркас, который также накрывают шкурами. В таких случаях вход во внутренний «домик» ориентирован в сторону, прямо противоположную той, в которую ориентирован внешний вход в ярангу.

Так меньше задувает.

На полу яранги раскладывали оленьи, тюленьи и китовые шкуры, оленьи рога. Последние использовались в качестве сидений.

У чукчей научились строить яранги их соседи – эскимосы. До того им, бедным, приходилось зимой жить в иглу (инуктитутское – ᐃᒡᓗ*) – это такая «избушка ледяная»:

Иглу строили из снежных блоков. Внутри иглу застилали (а иногда и покрывали стены) шкурами морских зверей. Для обогрева жилища и дополнительного его освещения использовались плошки-жирники.

В результате нагревания внутренние поверхности стен оплавлялись, но стены не таяли, так как снег легко выводил избыточное тепло наружу хижины. Поэтому в иглу могла поддерживаться комфортная для жизни человека температура.

Кроме того, снежная хижина впитывала изнутри лишнюю влагу, в результате чего в иглу было достаточно сухо.

Строить иглу – очень хитрая наука. Но эскимосы, научившись у чукчей строить яранги, с радостью начали это искусство забывать. В свою очередь эскимосы и алеуты научили прибрежных чукчей строить валкаран«дом из челюстей кита». На самом деле он был не совсем из челюстей. Валкаран – это полуземлянка на основе целого китового скелета или просто со стенами из китовых костей.

Вот. Ну, оставим, пожалуй, в покое наших севрных товарищей и обратимся к индоевропейцам. Как известно, именно праиндоевропейцы были первыми в мире кочевниками, они приручили лошадь и придумали колесницу. До верховой езды они не додумались, правда, зато додумались поставить на колесницу что-то вроде крыши. Примерно так:

Для индоариев, которые так и остались кочевыми аж до середины XX века, для цыган, колесница с крышей – кибитка – стала не только транспортом, но и домом.

Учитывая, что индоарии докочевывали и до Монголии, можно, кстати, предположить, что обращаться с лошадьми и перевозить дома на повозках тюрко-монголы научились у них. Хотя кто знает…

А теперь перенесёмся к юговосточным соседям эскимосов, к североамериканским индейцам.

Индейский «чум» похож на все остальные чумы и называется типи. Распространён в районе Великих равнин. Типи имеет форму слегка наклонённого конусообразного шалаша на каркасе из жердей, покрытых обработанными шкурами бизонов или оленей.

Позднее, с появлением на континенте европейцев, иногда использовалась более лёгкая парусина. На вершине находится дымовое отверстие, обычно прикрываемое двумя лопастями. В нижней части была дополнительная подкладка из шкур, предохраняющая тягу.

Сегодня типи используются только консервативно настроенными индейцами и всякими толкинутыми на индейскую тему.

Типи часто путают с вигвамом. На самом деле вигвам – это вполне себе такой обыкновенный шалаш. На деревянном каркасе, крытый сеном, соломой, ветками и т.п. В отличие от типи, вигвам округлой формы:

Британские первопроходцы, всякие мормоны и следопыты, пёрли на Дикий Запад, как цыгане, в кибитках, и как эвенки, пешком, а когда решали осесть, перво-наперво строили себе такие серьёзные шалашики, которые получили название «английский вигвам».

Вот так выглядел каркас английского вигвама. Обратите внимание на каменный очаг в глубине.

Поразительно всё-таки, как все эти многочисленные народы двух континентов, жившие в чумах, ярангах и юртах, не придумали за столько веков складывать каменный очаг! Ну, понятно, просто положить камни на пол или даже без камней – расчистить место, сделать ямку – и всё – проще, но ведь с очагом удобнее! Ну ладно чукчи-эскимосы, у них, может быть, камня не было, ну а те, кто не в таком снежном аду? Те же индейцы? Не понимаю.

А вообще, посмотрите на все эти традиционные жилища и задумайтесь – сколько тысячелетий (ты-ся-че-ле-тий, ого!) сотни тысяч человек, целые народы жили, довольствуясь столь малым – стены из каких-то шкур или ваще из бересты, дырка для солнца над головой, шкура под задом, костерок… Вот, многие часто задают друг другу вопросы типа «что вы будете делать, когда вам навсегда отрубят электричество (газ, горячую воду, перестанут выпускать дезодоранты)?» Ну… ну как – что? Сначала посокрушаемся, повымираем немного, а потом… Да ёлки-палки, ну вернёмся в долгое детство человечества и будем счастливы. Посмотрите, вот, на пигмеев. Их «лесное жилище», форест двеллинг, – это ведь вообще просто несколько веточек, даже не шалаш – а им ничего, живут.

Пигмеи живут – и мы выживем. Построим кибитки, впряжём в них питбулей… А пока присматривайтесь, запоминайте – как юрта устроена, как яранга… В городах, скорее всего, будет небезопасно.

Ну и бонусы.

В яранге горит огонь:

Про индейскую национальную избу:

Статья об инверсии времени в шаманском чуме эвенков.

Ещё одна, об устройстве шаманского чума.

Серия рисунков Андрея Кузнецова «Чук и Мак».

Техническое. Если вы не видите буквы эскимосского алфавита, скачайте пакет юникодных шрифтов DejaVu, установите их в систему и назначьте DejaVu Sans шрифтом по умолчанию для вашего броузера.

Источники: http://turkolog.narod.ru/, http://en.wikipedia.org/, http://www.ati.com.ua/, http://www.freewebs.com/, http://www.inamcfp.org/, http://www.mongolia.com.ua/, http://www.kazakh.ru/, http://www.nsu.ru/, http://ru.wikipedia.org/, http://geo.1september.ru/, http://home.centurytel.net/westernhorde/toc.html, http://iu.wikipedia.org/, http://www.terra-mongolia.ru/, Народы России: энциклопедия/ Гл. ред. В. Тишков – М.: Большая Российская Энциклопедия – 1994., Этнология: учебник для высших учебных заведений/ Под ред. Г. Маркова и В. Пименова – М.: Наука – 1994 Всё это и ещё куча замечательных статей на сайте http://hrenovina.net

Чугунные ванны. Сантехника: чугунные ванны.

Источник: https://yvision.kz/post/163697

Ссылка на основную публикацию