Зарождение буддизма и его основные принципы

ОАНО ВПО “Волжского университета им. В. Н. Татищева” (факультет СПО)

Реферат по истории.

Тема: Зарождение буддизма и его основные принципы.

Выполнил: Мирзомамадов Ифрон

Студент группы ПО-101

Тольятти, 2013г.

1) Введение……………………………………………..3-4 стр.

2) Когда и где зародился буддизм.……………………5-6 стр.

3)Реальный Будда и Будда из легенд………………….7-8 стр.

4)Четыре благородные истины..……………………..9-10стр.

5)Основные положения и постулаты..……………..11-13стр.

6)Дхарма….. …………………………………………14-15 стр.

7)Национальные формы Буддизма…..…………….16-17 стр.

8)Буддизм на западе …………………………………18-20 стр.

9)Принципы буддизма ………………………………….21стр.

10) Список используемой литературы………………….22 стр.

Введение

Актуальность и научная значимость исследования социальных аспектов буддизма обуславливается тем, что сегодня наблюдается особый интерес к изучению наследия буддийской мысли.

Это объясняется тем, что наступление нового века ознаменовалось для человечества острейшими проблемами, связанными с экологическим кризисом, духовной деградацией и информационной перегруженностью.

Алчность человеческого “Я”, противопоставившего себя окружающему миру, явилась одним из источников экологических и духовно-нравственных проблем.

Обращая взор на процессы, происходящие в современном мире, мы приходим к мысли, что причина конфликтов, происходящих в нем, исходит из противоречий, которые возникают внутри человека. В связи с этим становится необходимой потребность переосмысления духовно-нравственных ценностей и идей, оказывающих влияние на формирование человека, его отношение к окружающему миру.

А это, в свою очередь, предполагает неизбежное возвращение к духовно-нравственным ценностям прошлого, в котором гармоничное сосуществование человека и окружающего мира, было доминирующим в сознании большинства людей.

Поэтому неудивителен сегодняшний интерес к буддизму, поскольку в его основных положениях и принципах, как философско-психологических, так и духовно-практических, нашли свое отражение и современные проблемы.

Буддизм – самая ранняя по времени появления из «мировых» религий – играл

и  играет  в  истории  народов  Азии  очень  крупную  роль,  во   многом

аналогичную той, какая была суждена христианству  в  Европе,  исламу  на

Ближнем и Среднем Востоке.

За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и

развил  не только религиозные  представления,  культ,  философию,  но  и

культуру,  искусство,  систему  образования  –   иными   словами   целую

цивилизацию.

Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций  народов  тех

стран, которые попали в сферу его влияния, а также  опредилил  их  образ

жизни и мысли  миллионов  людей  этих  стран.  Большинство  приверженцев

буддизма живут сейчас в Южной,  Юго-Восточной  и  Восточной  Азии:  Шри-

Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме,  Японии,

Камбодже, Мьянме, Тайланде и Лаосе.

Многих  верующих  буддизм  привлекал  именно  тем,  что  не  требовал

коренной ломки их образа жизни и привычек,  в  том  числе  и  отказа  от

обрядов,  посвящённых  местным  богам.  Буддизм  не   относится   ни   к

монотеистическим  (признающим  единого  бога),  ни  к   политеистическим

(основанным на вере  во многих богов) религиям.  Будда  не отвергал  богов

других религий  и  не  запрещал  своим  последователям  поклоняться  им.

Буддист может одновременно  исповедовать  даосизм,  синтоизм  или  любую

другую “местную” религию,  поэтому  довольно  сложно  установить  точное

количество буддистов в мире. Буддизм является в настояшее время одной из

самых распространённых религий в мире.

КОГДА И ГДЕ ЗАРОДИЛСЯ БУДДИЗМ

Сами буддисты ведут отсчёт  времени существования  своей  религии  от

кончины Будды, однако среди них нет единого мнения о  годах  его  жизни.

Согласно традиции наиболее консервативной буддийской школы –  тхеравады,

Будда жил с 624 по 544 г. до н.э. (VI в.). По научной версии время жизни

основателя буддизма – с 566 по 486 г. до н.э. В  некоторых  направлениях

буддизма придерживаются более поздних дат: 488-368 гг. до н.э.

Родина буддизма – Индия (точнее, долина  Ганги  –  одна  из  наиболее

экономически развитых частей страны). Самой влиятельной религией Древней

Индии был брахманизм. Его культовая  практика  состояла  в  основном  из

жертвоприношений многочисленным богам и сложных ритуалов, сопровождавших

практически любое событие. Буддизм же  с  момента  своего  возникновения

отрицал действенность жертвоприношения и не принимал деления на сословия

(варны), рассматривая общество как состоящее из двух  категорий:  высшей

(брахманы,   кшатрии  и  гахапати),  и  низшей  –  она  включала  людей,

обслуживающих господ-

ствующие  слои.  Буддизм  впервые  обратился  к  человеку   не   как   к

представителю какого-либо сословия,  клана,  племени  или  определённого

пола, а как к личности, в человеке важны были только личные заслуги.

Буддизм зародился в условиях ожесточенной классовой борьбы,  которая

разгоралась  на севере Индии в VI-V вв. Классовые противоречия  достигли

здесь   крайней   степени.   Роскошная,   изнеженная   жизнь    богачей-

рабовладельцев, князей, брахманов и бедность, нужда рабов, закрепощенных

крестьян и низших каст; соперничество и борьба за власть  между  высшими

кастами, брахманами и кшатриями, –  все  эти  явления  порождали  кризис

традиционного мировоззрения. Вера в незыблемость кастового строя  начала

колебаться.   Широко   распространились   отшельничество,   аскетизм   и

монашество, появлялась неудовлетворенность существующим порядком даже  у

тех, кто принадлежал  к  высшим  кастам.  В  этой  обстановке  возникали

различные еретические учения и  секты.  Одним  из  новых  вероучений,  в

котором   нашло   свое   выражение   общее   настроение    недовольства,

неуверенности, отчаяния, и был буддизм.

БУДДА РЕАЛЬНЫЙ И БУДДА ИЗ ЛЕГЕНД

У Будды две биографии. В одной отражена  судьба  реального  человека,

другая – это собрание  мифов  и  легенд,  со  временем  почти  полностью

оттеснивших историческую фигуру  основателя  буддизма.  Более  25  веков

назад в одном из маленьких государств Индии у царя Шуддходаны и его жены

Майи родился сын Сиддхартха Гаутама. Принц жил в роскоши,  не  ведая  не

забот, не горести. Но узнав о том,  что  на  свете  существуют  болезнь,

старость и смерть, принц решил избавить людей от страданий и  отправился

на поиски рецепта всеобщего счастья. Не простым оказался этот  путь,  но

зато  он  увенчался  успехом.  В  местности   Гая   на   него   снизошло

Просветление, и ему открылся путь спасения человечества. Случилось  это,

когда ему было 35 лет. В городе Бенаресе он прочёл свою первую проповедь

и, как говорят буддисты, “повернул колесо Дхармы”  (высшая  истина).  45

лет Сиддхартха  странствовал по Индии, распространяя своё учение. У него

появились ученики и последователи, которые  своего  Учителя  и  прозвали

Буддой. В возрасте 80 лет Будда скончался, но ученики  и  после   смерти

Учителя продолжали  проповедовать  его  учение  по  всей  Индии.  Такова

реальная биография Будды – человека, ставшего основателем новой религии.

Мифологическое  жизнеописание  гораздо  сложнее.  Согласно  легендам,

будущий Будда перерождался в общей  сложности  550  раз   (83  раза  был

святым, 58 – царём, 24 – монахом, 18 – обезьяной, 13 – торговцем,  12  –

курицей, 8 – гусём, 6 – слоном, кроме того,  рыбой,  крысой,  плотником,

кузнецом, лягушкой, зайцем и т.д.) Так было, пока боги  не  решили,  что

пришло ему время, родившись в облике человека, спасти мир, погрязший  во

мраке неведения. Рождение Будды  в  семье  кшатрия  было  его  последним

рождением. Именно поэтому его назвали Сиддхартха, что означает “тот, кто

достиг цели”.

ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ

Основу мировоззренния  буддизма  состовляют  так  называемые  «четыре

возвышенные истины», в открытии которых и состояло «просветление»  будды

Гаутамы.

Проповедь своего учения Будда начал с  “четырёх  благородных  истин”:  о

страдании и причине страдания, об устранения причины страдания и о  пути

к прекращению страданий. Говорил он своим  ученикам  (бхикшу):  “А  вот,

бхикшу, благая истина  о  том,  что  существует  страдание.  Рождение  –

страдание,  старость  –  страдание,  болезнь  –  страдание,   смерть   –

страдание; соединение с тем, что неприятно, – страдание; разъединение  с

тем, что приятно, – страдание; когда нет возможности достичь желаемого –

это тоже страдание”.

Согласно первой истине, всё существование  человека  есть  страдание,

неудовлетворённость, разочарование. Даже счастливые моменты его жизни  в

конечном  итоге  приводят  к  страданию,   поскольку   они   связаны   с

“разъединением с приятным”. Хотя страдание универсально, оно не является

изначальным  и  неибежным  состоянием  человека,  поскольку  имеет  свою

причину – желание или жажду  удовольствий,  –  которая  лежит  в  основе

привязанности  людей  к  существованию  в  этом  мире.   Такова   вторая

благородная  истина.  Третья  истина  гласит,  что  причина   страдания,

поскольку она порождена самим человеком, подвластна  его  воле  и  может

быть им же устранена – чтобы положить конец страданиям, надо  прекратить

Читайте также:  Причины страданий в буддизме – как их объяснял будда?

испытывать  желания.  В  четвёртой  истине  говориться  о   восьмеричном

благородном  пути:  “Этот  благой  восмеричный  путь  таков:  правильные

взгляды, правильные  намерения, правильная  речь,  правильные  действия,

правильный  образ  жизни,  правильные  усилия,  правильное  осознание  и

правильное сосредоточение”. Таким образом,  восьмеричный  путь  включает

три основные состовляющие: культуру поведения (правильные мысль,  слово,

действие), культуру медитации (правильные осознание и сосредоточение)  и

культуру мудрости (правильные взгляды).

Из всех четырёх истин именно  восьмеричный  путь  состовляет  главное

своеобразие  буддизма.   Будда   не   просто   говорит   о   возможности

освобождения, но  и  указывает  путь,  следуя  которому  каждый  человек

собственными силами, без помощи Будды, способен достичь  свободы  и  сам

стать буддой. Всё это очень отличается  от  других  религий  –  ни  одно

религиозное учение  не  признаёт,  что  человек  может  своими  усилиями

сделать себя богоподобным существом. Встав на этот путь, можно прийти  к

высшей цели человека – выходу из круговорота перерождений  (сансары),  а

значит к прекращению страданий и достижения нирваны.  Следование  только

моральным заповедям приносит лишь временное облегчение.

Другими важными положениями учения Будды являются три  характеристики

бытия  (трилакшана):  страдание  (духкха),   изменчивость   (анитья)   и

отсутствие неизменной души (анатман), а также учение  о  взаимозависимом

возникновении всех вещей (пратитья самутпада).

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПОСТУЛАТЫ

Как и другие религии,  буддизм  обещает  людям  избавление  от  самых

тягостных  сторон  человеческого  существования  –  страданий,  невзгод,

страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертия души, не считая

её чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла  в  стремлении  к

вечной жизни на небесах, поскольку вечная жизнь с точки зрения  буддизма

и других индийских религий – это лишь бесконечная череда перевоплощений,

смена телесных оболочек. В буддизме для  её  обозначения  принят  термин

“сансара”.

Буддизм учит, что  сущность  человека  под  влиянием  его  поступков

постоянно меняется.  Поступая  плохо,  он  пожинает  болезни,  бедность,

унижения. Поступая хорошо – вкушает радость и  умиротворённость..  Сумма

всех поступков и помыслов во всех  предыдущих  перерождениях,  что  лишь

приблизительно  можно  охарактеризовать  словом  “судьба”,  а  буквально

означает закон возмездия – это сила, которая определяет  конкретный  вид

перерождения и называется кармой.

Закон  кармы  составляет  механизм   сансары,   который   называется

бхавачакра – “колесо жизни” (оно же круговорот бытия или круг  сансары).

Бхавачакра  состоит  из  12  нидан  (звеньев):  неведение  обуславливает

кармические  импульсы  (санскары);  они  формируют  сознание;   сознание

определяет  характер  нама-рупы  –  физического  и  психического  облика

человека; нама-рупа способствует  формированию  шести  сфер  познания  –

видимого,  слышимого,  осязаемого,  обоняемого,  ощущаемого  на  вкус  и

воспринимаемого умом (манасом). Органы  чувств  воспринимают  окружающий

мир и порождают желание  (тришна),  которое  в  свою  очередь  порождает

привязанность (упадана) к тому, что чувствует и о  чём  мыслит  человек.

Привязанность  приводит  к   жажде   вечного   существо-вания   (бхава),

следствием чего является рождение. А всякое  рождение  влечёт  за  собой

Источник: http://referat911.ru/Istoriya/zarozhdenie-buddizma-i-ego-osnovnye/360236-2804350-place1.html

Краткая Суть Буддизма

Здравствуйте! Как-то раз мы говорили о суфиях; потом немного затронули индуизм. Поговорим-ка мы сегодня о буддизме – а то меня часто спрашивают, и выясняется, что слухов о нем ходит много, но очень кто доподлинно что-то знает.
Вот я и расскажу, что читал в книгах и видел сам.

В списке мировых религий буддизм занимает одно из главных мест. Да только вот религия ли это?Ведь обычно, когда говорят «религия», подразумевают веру в некое высшее существо, которому можно помолиться и все исправится. В буддизме этого нет.

Сам Будда никогда не призывал во что-либо верить и никогда не говорил о Боге. Более того, он строго-настрого велел своим ученикам не углубляться в вопросы существования и природы Бога.

Он говорил, что такие расследования практически бесполезны и только отвлекут их.

«Я учу вас одному и только одному – как освободиться от страдания. – сказал он ученикам. – Знайте, что главное – внутри вас».

Но для начала – немного истории.Две с половиной тысячи лет тому назад, в шестом веке д.н.э. в маленьком княжестве на севере Индии в царском роде Шакья родился принц Сиддхарта Гаутама или Шакьямуни. Юность его прошла в роскоши дворца. Чтобы чего не вышло, папа с мамой всячески оберегали его от соприкосновения со внешним миром.

Однако юноша подрос, внимательно осмотрелся вокруг и заметил, что жизнь приносит всем живым существам сначала радость, потом страдание, а в итоге все кончается смертью. Он задумался – нельзя ли сделать так, чтобы жизнь не приносила страданий.

Чтобы понять, как этого добиться, он бросил семью, ушёл из дворца, и стал странствовать в глуши, прислушиваясь к разным учениям. И так он пространствовал шесть лет. Занялся крайним аскетизмом, едва не уморил себя голодом.

И вот как-то раз он сидел, уже на пороге голодной смерти. Мимо шла девушка с пирожками. Поглядев на истощенного, похожего на скелет Гаутаму, она пожалела его и предложила пирожок.

И тут он осознал, что если умрет от голода, то это никак не приблизит его к постижению тайны жизни. Осознал – и съел пирожок.

Так родилась буддистская концепция «Среднего Пути» – то есть, что не нужно впадать в крайности. С точки зрения буддизма одинаково вредно и потакать капризам тела, и умерщвлять плоть.

Но это все-таки не было ответом на его вопрос. В конечном итоге, Гаутама сел медитировать под дерево, твердо вознамерившись не вставать, пока не постигнет сути всего сущего. Он просидел, отрешившись от всего, двое суток, и к утру третьего дня истина открылась ему.

Он проснулся от «сна невежества» и стал «пробужденным», то есть – Буддой.
Увидев его в таком состоянии, знакомые подвижники тоже захотели узнать – что же такое ему открылось. Дальше – больше. Начали собираться ученики. То, чему он их учил, и называется «буддизм».

В первоначальном буддизме нет никакой мистики. Есть логика и понимание того, как работает человеческое сознание. Гаутама учил только тому, что испробовал на себе сам.

Вслед Будде, буддисты полагают, что потенциально абсолютная истина (то, что мы называем Богом) есть в каждом живом существе, что она и есть основание нашего сознания.

Они называют эту истину «природой Будды» и говорят, что любой человек, очистивший свое сознание, тоже становится Буддой.Вот и все.

Это немного напоминает слова апостола Павла о том, что в каждом из нас есть «внутренний Христос».

ещё Шакьямуни сформулировал 4 истины:

а) Жизнь полна страданий.b) Причиной страданий является привязанность к приятному и нежелание неприятного.с) Возможна жизнь без страданий.

d) Есть путь, идя по которому можно избавиться от страданий.

Всю оставшуюся жизнь Шакьямуни учил, как идти по этому пути. Спокойно дожил до восьмидесяти лет, а потом умер, сказав напоследок ученикам, что им больше не нужен учитель, теперь они сами все знают и должны сами работать над собой.
Его последними словами были: «Все вещи непостоянны по своей природе. Работайте над своим спасением».

Все вещи непостоянны по своей природе. В этих словах – главная истина буддизма, настолько простая, что все её упускают из вида. Нам что-то нравится, мы цепляемся за это и хотим, чтобы так происходило всегда. «Я так хочу, чтобы лето не кончалось…».

Но если лето не кончится, не будет больше ни осени, ни зимы, ни весны, ни нового лета, природа перестанет обновляться и начнется застой, гниение и смерть.
Когда что-то пришло – радуйтесь этому, а когда придет время уходить – отпустите, чтобы пришло что-то новое.

Но мы все время цепляемся за старое, и в этом причина всех наших страданий. Поняв это, понимаешь учение Будды.

Чтобы легко и непринужденно разговаривать с буддистом, полезно знать три ключевых слова. Перерождение, карма и дхарма. Расшифруем эти неясные термины.

Перерождение значит, что (по мнению буддиста) все мы, умирая, никуда не пропадаем, а снова перерождаемся; находимся в колесе непрерывных рождений и смертей. А поскольку задумываться о происходящем в нашей жизни мы не очень склонны, то с этой карусели мы сами сойти никак не можем. Что же заставляет нас вновь рождаться и вновь умирать без всякого толка?

Читайте также:  Почему в индии корова – священное животное и ее почитают как божество?

Карма – то есть, говоря по нашему – закон сохранения энергии, основание всей науки. Из ничего ничего не появляется и ничто никуда бесследно не исчезает – этому нас учили в школе. Индийские философы резонно выводят, что ни одно наше действие также не остаётся без последствий. Сделав что-то плохое, мы не можем избежать расплаты; сделав же хорошее, получаем награду.

Другое дело, что находясь в этом мире, мы, как правило, не видим ни причин, ни следствий наших поступков. И не понимаем, что происходит в нашей жизни – откуда валятся беды, и почему случаются удачи. На что философия буддизма отвечает нам: эти беды и удачи являются следствиями наших собственных поступков, и отвертеться от этого никто не может.

А поскольку не все долги удаётся погасить в течении одной жизни, то мы умираем и рождаемся вновь в соответствии с тем, как мы себя вели в прошлых жизнях.
Все это, вместе взятое, и называется Дхарма. Дхарма – это закон, по которому устроен и развивается мир; а также это – учение об этом законе и правила, согласно которым нужно себя вести.

Но – постойте! – спросите вы. Зачем освобождаться? Зачем отказываться от дальнейших жизней в этом замечательном мире, пусть они и приносят страдания?
Элементарно. Никто и не отказывается.

Просто пока мы находимся в плену наших мыслей, страстей, заблуждений и иллюзий, мы живем, умираем и рождаемся вновь, не вынеся никаких уроков из прошлой жизни. Мы, как на карусели, все время движемся по одному и тому же кругу, испытывая боль и разочарование. Потом умираем, не сделав никакого вывода.

Проходим тяжёлые испытания после смерти, потом автоматически рождаемся вновь (хорошо ещё, если человеком), ничего не помня, и вся карусель начинается по-новой. Бессмысленно, унизительно и больно.

Хорошо. А что же ждет человека, набравшегося ума, освободившего свое сознание от ядов невежества, жадности и гнева?Тоже очень просто. Вот человек освободился, он расплатился со своими кармическими долгами, он не обязан больше рождаться здесь. Он умирает и попадает в чистые земли (по нашему – в рай). Живет он там, живет – и рано или поздно понимает, что на сердце у него неспокойно.

Он-то освободился и пребывает в блаженстве, а все люди, которых он любил в предыдущих жизнях, продолжают страдать, не зная – как сойти с карусели. От этого ему не по себе.

И тогда он сам, сознательно принимает решение родиться на земле вновь и помочь всем, кому он сможет помочь. Такой человек называется «бодхисаттва».

Он добровольно отказывается от собственного блаженства, пока не освободит всех существ от страданий, вызванных их собственным невежеством. Согласитесь, что в этом что-то есть.

Есть люди, по незнанию приписывающие буддистам полное равнодушие к миру – дескать, им нужна некая нирвана, прекращение бытия – и все.Увы! Невежественные люди всегда наезжают на то, о чем не имеют ни малейшего понятия. Не зря Христос говорил: «Прости им, ибо не ведают – что творят».

Сострадание – это центральное понятие буддизма. Если другим плохо, тебе не может быть хорошо. А в итоге – доброе отношение к людям приводит к накоплению позитивной энергии; рано или поздно количество накопленной позитивной энергии переходит в качество.

Человек начинает видеть безрезультатный круговорот жизни и хочет перестать зависеть от суеты. Он начинает медитировать, ум его очищается и тогда жизнь приводит его к учителю, который показывает ему его истинное сознание.

А уж узнав свое истинное сознание, человек постепенно приходит к полному освобождению.

После того как Будда Шакьямуни покинул этот мир, ученики продолжали нести его учение. Как оно и положено, они быстро разошлись во взглядах на то, чему же именно учил Гаутама и в итоге образовалось несколько ветвей буддизма.

Есть «Малая Колесница» или «Хинаяна» – это те, кто ни, на что не обращая внимания, работают над очищением своего сознания.Есть «Большая Колесница» (Махаяна) – это те, кто хотят помочь всем живым существам, и таким образом постепенно движутся к просветлению.

И есть «Алмазная Колесница» (Ваджраяна) – это те, кто – не забывая о других – стремятся достигнуть просветления в течении этой жизни, используя все подручные методы.

Но, как говорится – кто видит во всем разное, идет от смерти к смерти; а кто видит во всем общее, освобождается. Так что же общего во всех направлениях буддизма?Главное в буддизме – это то, что суть бытия (то, что мы называем Богом или абсолютной истиной) находится внутри нас, и мы не воспринимаем эту суть только потому, что наше сознание загрязнено ядами.

Вывод напрашивается – очистим сознание и воспримем Суть. Правда, эта работа требует большого труда и массы времени. Но, с другой стороны – есть ли в жизни что-нибудь, на что это время можно потратить с большим толком?

Что же ещё есть такого симпатичного в буддизме?
А очень много чего. Я, например, не могу без симпатии воспринимать учение, говорящее, что непочтительно относиться к другим религиям – просто грех. В буддизме не принято проповедовать, склонять кого-то в свою веру.

Вот теперешний Далай-Лама, который официально считается главой буддистов всего мира, на вопрос кого-то из русских – как бы нам поскорее перевести всех в буддизм, сказал: «А зачем? У вас есть своя замечательная вера, и я считаю, что вам совсем не нужно другой религии».

Такой ответ не может не вызвать моего искреннего уважения.

ещё один симпатичный факт – буддисты никогда не вели религиозных войн. Зачем? Если кто-то воспринимает истину не так, как ты, то это – его дело. Воевать здесь не из-за чего. Правоту силой не докажешь. Когда человек будет готов, он сам начнет задавать вопросы.

Далее – творить чудеса в буддизме считается не очень приличным. Буддисты хорошо понимают, что главное – это продвижение по Пути, а демонстрация чудес – только отвлекает и дает повод к гордыне.

И, наконец – Далай-Лама сказал однажды : «Если какое-то из положений буддизма разойдется с данными науки, то я, как глава всех буддистов, официально готов привести буддизм в соответствие с результатами научных исследований».

Да в том-то и дело, что современная физика, чем дальше, тем больше приходит к полному согласию со всеми буддийскими постулатами .

Да – говорит физика, – на самом деле все в мире взаимосвязано; да, на самом деле ничто никуда бесследно не девается; да, на самом деле результат эксперимента зависит от точки зрения наблюдателя. Так что буддизм не спорит ни с наукой, ни с другими религиями.

Буддизм просто существует для тех, кто готов его воспринять.

Так какие же средства используют буддисты, чтобы добиться очищения сознания и достижения просветления?
Самые простые – добродетельную жизнь, непричинение вреда другим существам, медитацию и чтение мантр.

Что же такое – мантра? Мантра – это набор определённых слогов, которые считаются священными, то есть имеющие особую энергетику. Читать мантры нужно особым образом: для этого нужно получить специальное посвящение.

Мантры используются во всех восточных религиях; даже в христианстве есть что-то похожее под названием «умная молитва».

Зачем читать мантры? Считается, что когда человек произносит мантру, его сознание сконцентрировано на ней; это приостанавливает поток мирских мыслей, отвлекающих нас от нашего истинного сознания.

Далее – медитация. Она известна в христианской традиции под названием «созерцание» – то есть успокоение тела и мыслей для того, чтобы без слов почувствовать истину в себе. Именно это у Кастанеды называется «остановкой мира». Об этом я уже как-то рассказывал.

Ну а добродетельная жизнь и непричинение вреда знакомы нам по десяти заповедям – да и в каждой религии есть почти буквально то же самое.

Читайте также:  Китайский бамбук – какое значение он несет для народа поднебесной?

Вот и получается, что все религии – на разных языках – говорят об одном и том же, и даже используют почти одинаковые методы для достижения желаемого. Все правильно – ведь все люди похожи друг на друга, все хотят примерно одного и того же, а Бог – один. Просто все обращаются к нему на разных языках.

Религия (от лат. religare – быть соединенным с чем-то; воссоединять, в смысле восстановления разорванной связи) – система миропредставления, основанная на том, что человек ощущает некую связь со всебытием, высшим всесосуществованием, имеющим системность и организованность.

И вот в этом смысле буддизм – религия. Ведь все мы так или иначе ощущаем связь с миром и все чувствуем, что есть и организованность, и смысл. Чувствуем бессознательно – ощутить это сознательно нам редко удаётся.

Нам мешает то, что в голове у нас все время крутятся мысли – как сделать это, как добиться того, кто что о нас подумал, как мы выглядим… На сердце кипят страсти.

А если эти мысли и страсти вдруг на секунду прекращаются, тучи расходятся – и мы видим, как прекрасен и совершенен мир.

Ведь даже самые заядлые атеисты в душе признают, что «есть что-то такое» – обычно нас просто не устраивает форма, в которую это «это» облекает официальная церковь.

А бедная церковь совсем не виновата – её обряды сформированы веками, и не её вина, что мы живем сегодня на совсем другой скорости, и не даем себе труда остановиться и прислушаться.
Как это сделать – этому и учит буддизм.

А разница между религиями – если внимательно присмотреться – не так уж велика.

Махатма Ганди попросту говорил: «У Бога нет религии». Богу все равно – как мы Его называем; Он терпеливо ждет, когда мы перестанем драться из-за придуманных нами же названий и воспримем великую истину, которая выше всех слов.

Спасибо!

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter© 2018 Аэростатика. Все права на материалы, использованные на сайте, принадлежат их авторам.

Источник: https://aerostatica.ru/2006/10/15/074-kratkaya-sut-buddizma/

Основные направления буддизма

При жизни Гаутамы Шакьямуни буддизм не был оформлен как религиозное течение. Но, последователи Сиддхартхи создали разнообразные направления и школы буддизма и его священную литература.

Вообще, в буддизме сформировалось три основные школы:

ü Хинаяна (Малая колесница), или Тхеравада;

ü Махаяна (великая колесница);

ü Ваджраяна (Алмазная колесница, буддийский тантризм).

Специфика тхеравады сводится к правилам строгого следования нравственно-этическим нормам, обетам, заповедям для монахов и монахинь, поскольку только они входят в общину[58], а, следовательно, достигают просветления. Адептам этой школы не свойственны философские искания в отличие от других ветвей буддизма.

Махаяна серьезно трансформировала учение Будды. В самой природе Будды махаянисты видели божественное. Они разработали концепцию «космического Будды», который способен принимать разнообразные земные формы, чтобы спасать живых существ от страданий. Именно здесь верующие поклоняются огромному количеству бодхисатв (разным воплощениям Будд, просветленным существам)[59].

На базе махаяны в Китае и Японии в VI- XII вв. н.э. сформировалась школа чань-буддзима (дзен – в Японии).

Основателями Чань-буддизма были индийские учителя Бодхидхарма и Кумараджива в IV веке.

Чань впитал в себя рационализм Китая, его эволюция неотделима от истории патриархов данного направления. Каждый из них совершенствовал учение, придавая ему все более «китайские» акценты.

Китайские буддисты вели активную миссионерскую деятельность. Их стараниями буддизм был распространен в Корее, Вьетнаме. Но, пожалуй, самое значительное влияние Чань оказал на японское мировоззрение. Буддизм стал проникать в Японию в эпоху становления государственности, тогда китайские монахи становились учителями японских, для которых принципы буддизма оказались привлекательными.

Важно, что в школе дзен особое место занимает индивидуальное общение учителя с учеником, духовное совершенствование происходит через личное наставничество и уединение. Как правило, монастыри школы дзен располагались в отдаленных, уединенных местностях: в горах, в лесах.

Суть учения школы Чань сводится к 4 принципам:

v Не твори письменных поучений.

v Передавай традицию вне наставлений.

v Прямо указывай на человеческое сердце

v Прозревай природу и становись Буддой.

Наконец, в основе третьего направления буддизма — ваджраяны, или алмазной колесницы лежит вера в мгновенное просветление, что отличает его от других направлений буддизма, для которых характерно постепенное накопление духовных совершенств. Идейным центром данной школы является Тибет.

К традициям ваджраяны восходит и тантрический буддизм. Для понимания тантрического направления рассмотрим сначала сутры. Они занимают важное место в буддийском богослужении.

Сутры, согласно приданию передавались самим Гаутамой ученикам в форме диалогов и были доступны широкой публике[60]. Сутра — название единицы текста Слова Будды[61].

Из них последователи махаяны создали популярные произведения «Лотосовая Сутра» и «Алмазная Сутра».

Сутры были первым видом учения Гаутамы для учеников, вторым стали Тантры. Они носят совершенно иной характер. Их Будда передал тайно только некоторым своим ученикам.

«Являясь высшими поучениями, Тантры предполагают достижения Пробуждения посредством созерцания просветленных божеств и дворцов-мандал.

А каждая мандала является графическим изображением того или иного тантрического учения, передавая его суть на языке символов…Ее можно «читать», изучать как текст и запоминать для последующего воспроизведения в медитации»[62].

Под влиянием Тантры сложился институт тантрических монастырей, в которых разработана специфическая система практик и ритуалов. В их основе лежит построение песочных мандал. Материалом для мандал служит измельченная горная порода, как правило, мрамор. Это своеобразный дворец Будды, в котором каждый элемент играет особую роль, несет специфическую символику.

Вообще символика занимает в буддистских ритуалах очень важное место. Каждое философское понятие имеет символическое значение. Вот только некоторые из них:

v единство всех вещей: бесконечный узел;

v духовное освобождение: золотые рыбки;

v чистота: цветок лотоса;

v знание: колокольчик;

v защита дхармы — зонтик и др.

Возвращаясь к мандалам, отметим, что ежегодно искусству построения этих домов Будды обучается 12 монахов. При этом, здесь нет места творческому самовыражению. Это кропотливый коллективный труд.

Построение мандалы не несет в себе эстетических функция, хотя они очень красивы.

Здесь монахами движет желание принести пользу как можно большему числу живых существ с помощью накопления положительной энергетики.

После завершения работы над дворцом, он разрушается. Почему, если безумного много труда вложено в это построение? Разрушение мандалы — это особый ритуал, смысл которого заключается в подчеркивании одного из важнейших постулатов буддизма.

Монахи говорят: «Все в этом мире подвержено разрушению, и мандала не исключение. Ритуал разрушения — это редкая возможность задуматься о бренности бытия.

Прочувствовать это на глубоком уровне, мы не станем отвлекаться на красивые картинки, но будем стремиться к истинному знанию»[63].

Принципиально важно, что направления буддизма не враждуют между собой, поскольку буддизм не признает авторитета в вопросах учения о буддизме, считая, что познать Будду можно только на практике, на личном опыте. Поэтому в буддизме отсутствуют ереси[64].

Попыткой объединить все школы и направления буддизма стал тибето-монгольский ламаизм, возникший в V веке н.э. Основы теории ламаизма заложены Цзонхавой. 108-томное собрание «Ганджур» вобрал в себя и Хинаяну, и Махаяну, и Ваджраяну.

Несколько слов скажем о духовенстве. Буддийское духовенство — это монахи. Ламы и послушники дацанов (монастырей).

В тибетском буддизме особый статус имеет институт хубилганов (перерожденцев) различных Будд, выдающихся подвижников вероучения.

Именно с хубилганами связано происхождение высшего духовного авторитета — Далай-ламы, который считается воплощением одной из бодхитсатв — существо, достигшее просветления.

Таким образом, буддизм имеет разветвленную структуру. При этом все направления данной религии мирно сосуществуют и не борются друг с другом, так как Путь к просветлению для каждого индивидуален. В этой религии создана уникальная богослужебная практика, в основе которых лежит медитация.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/23373.html