История буддизма в России

Буддизм – одна из трех основных мировых религий, основоположником которой является Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (566 – 473 гг до н.э).

Родиной буддизма является Индия, однако буддизм в России уже много веков органично сосуществует с остальными религиями множества живущих здесь национальностей. Особенно буддизм повлиял на культуру и обычаи народов Сибири и Средней Азии, а в монголо-бурятской культуре, переплетясь с шаманизмом, буддизм придал яркости древним обычаям.

Еще в Древней Руси бытовал текст «Повести о Варлааме и Иоасафе», где прообразом царевича Иоасафа послужил Будда. Царевич стал одним из христианских святых, а жизнь Будды стала известной благодаря этому произведению.

В современной России буддизм начал распространяться через кочевников, осевших на землях Бурятии и Прикаспия.  Официальное признание буддизм в России получил в 1741 году после издания указа императрицы Елизаветы Петровны о признании в Бурятии ламаистской веры.

Вместе с тем утверждалось 11 буддийских монастырей (дацанов) и 150 религиозных учителей (лам). Интерес  к буддизму усилился в конце 19 века. В это время Россия стала одним из крупнейших центров изучения этой религии.

На фоне усиления интереса к Востоку в научных, политических и религиозных кругах стали появляться и первые российские буддисты. 

Первый в Европе буддийский храм открылся в 1915 году в Петрограде, несмотря на сопротивление православной церкви. Но в 1930-х годах с приходом новой власти монастыри и храмы буддистов были разорены. Петербургский храм был закрыт в 1938 году. В 1940 году буддизм в России официально уже не существовал.

Через несколько лет, в 1946 году, в связи с обновлением политики Сталина году бурятам было вновь разрешено исповедовать свое учение. Тогда же была создана организационная структура управления, созван первый собор ламаистского духовенства и открыты два храма. Буддизм в России был разрешен только в Бурятии до самого начала перестройки.

Здесь, недалеко от столицы республики, расположен Иволгинский дацан – своеобразная духовная столица буддистов Российской Федерации. К началу 60-х годов наблюдается новый, общеевропейский всплеск интереса к Востоку и буддизму. В России заметно влияние идей семьи Рерих, косвенно повлиявших на популярность буддизма.

Значительно повлияла на распространение этой религии и официальная буддийская организация тех лет.

Сегодня буддизм в России представлен тибетским направлением, в частности, школой гэлуг. Успешно действуют также и другие, более мелкие школы: карма-кагью и ньингма. Главой Буддийской общины России является Пандидо Хамбо лама Дамба Аюшеев, входящий в конфессиональный совет при Президенте РФ. Столицей буддизма в России традиционно является Санкт-Петербург.

В современной России достаточно много буддийских храмов готовы открыть свои двери для посетителей и верующих, но большинство таких религиозных учреждений находятся на территории Бурятии, Читинской и Иркутской областей. Но все же первый в Европе Дацан «Гунзэчойнэй» построен в Петербурге еще до Революции и функционирует до сих пор. 

Один из наиболее авторитетных буддийских храмов в России – Иволгинский Дацан, который находится в 40 километрах от Улан-Удэ.

Иволгинский Дацан является резиденцией Главы буддистов России и представляет собой не просто храм, а огромный монастырский комплекс, расположенный на трех гектарах живописной земли. Хамбын-Хурэ и Римпоче-Багша – два других, не менее известных храма в Улан-Удэ.

На территории Бурятии в настоящее время функционирует достаточно много и других буддийских храмов: Тамчинский, Мурочинский, Санагинский, Кыренский, Чесанский.

В Читинской области расположен Агинский Дацан, который был основан еще в 1811 году родами  хори-бурят из Монголии. Кроме того, в Забайкальском крае действует Цугольский, Читинский и Угданский Дацан.

2014-11-20 11:57:16

Источник: https://www.astrostar.ru/articles/ezoterika/ucheniya-i-napravleniya/istoriya-buddizma-v-rossii.html

БУДДИЗМ

БУДДИЗМ- одна из мировых религий (наряду с христианством и исламом). Возник в Древней Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Он стал Буддой («Пробужденным»), обретя просветление.

Распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В центре Б.- учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В ходе развития Б.

в нем постепенно сложились культ Будды и бодхисатв («просветленных», наставников), ритуал, появились сангхи (монашеские общины) и т. д. Жизнь Будды стала известна в Древней Руси по тексту «Повести о Варлааме и Иоасафе».

Царевич Иоасаф, прообразом которого послужил Будда, стал христианским святым (память его отмечается Русской православной церковью 19 ноября). В 19 — начале 20 вв. Россия стала одним из крупнейших центров изучения Б. (труды В. П. Васильева, И. П. Минаева, С. Ф. Ольденбурга, О. О. Розенберга, Ф. И. Щербатского и др.).

Издавались источники (Библиотека Буддика) и велись археологические раскопки памятников Б. в Средней и Центральной Азии. На территории Российской федерации Б. распространен в Бурятии, Туве, Калмыкии (в последней — государственная религия). См. также Ламаизм.

Особенности буддизма в Бурятии

Цогчен-дуган в Иволгинском дацане. 2012 год

Буддизм в Бурятии является самым северным ответвлением центрально-азиатской культурно-исторической вариации буддизма Махаяны, сформировавшейся в Тибете в конце XIV — начале XV века и получившей название Гэлуг (хотя есть сведения и о влиянии традиции Ньингма). Основатель этой школы выдающийся деятель Цонгкхапа (бур.

Зонхобо) почитается последователями буддийской религиозной традиции в Бурятии наравне с основателем всей буддийской традиции Буддой Шакьямуни.

Последователи Гэлуг в Бурятии предпочитают употреблять либо это самоназвание школы, либо общий термин «учение Будды», «махаянское учение», подчеркивая тем самым отсутствие в тибетском буддизме принципиальных различий с учением буддизма Махаяны.

Незначительные отклонения от общемахаянской традиции проявляются в бурятском буддизме в основном в культовой системе, в обрядности и магической практике и обусловлены влиянием традиционных, более древних и архаичных верований, культов, обрядов тибетцев и бурят-монголов.

В частности, в культовую систему буддизма были инкорпорированы и ассимилированы традиционные народные обряды, ритуалы и верования, связанные с культом обо, почитанием духов земли, гор, рек, деревьев. В эзотерической религиозной практике монахов большую роль играют методы тантрического происхождения, образующие основу буддизмаВаджраяны.

Резкое различие в обрядности обыденного и эзотерического уровней буддизма проявляется также в том, что на первом особую сотериологическую роль в «спасении» верующих от страданий Сансары играет учитель-наставник (лама), а на втором — решающее значение придается личному морально-психологическому самосовершенствованию адепта с помощью тантрической практики, йогического созерцания и других эзотерических методов, позволяющих освободиться от причинно-следственной зависимости закона кармы (но всё же непременно под руководством учителя). В философском, психологическом и этическом учении бурятского буддизма нет серьёзных отличий от фундаментальных положений буддизма Махаяны, изложенных в тибетском варианте буддийского канона — Кэнгьюр (бур. Ганжуур) (108 томов) и Тэнгьюр (бур. Данжуур) (225 томов).

Буддизм оказал мощное позитивное влияние на развитие традиционной науки и культуры бурят-монголов. Особенно сильным и плодотворным было его воздействие на формирование и развитие философской мысли, норм нравственного поведения, медицины, хронобиологии, биоэнергетики, культуры психической деятельности и психотехники, художественной литературы, изобразительного искусства и кулинарии.

Из огромного количества различных культовых отправлений обрядового комплекса в бурятских дацанах в настоящее время отмечаются 6 больших хуралов: Сагаалган (Новый год), Дуйнхэр (Калачакра), Гандан-Шунсэрмэ (рождение, Пробуждение и Паринирвана Будды Шакьямуни), Майдари-хурал (ожидание прихода Будды грядущего мирового периода Майтрейи), Лхабаб-Дуйсэн (нисхождение Будды с неба Тушита), Зула-хурал (день памяти Цонгкхапы).

Источник: http://russiahistory.ru/buddizm/

История возникновения и распространения буддизма

Буддизм – это древнейшая мировая религия, которая зародилась намного раньше христианства, ислама и других религиозных направлений. Буддизм относится к мировым религиям по той же причине, что и остальные – это направление объединяет в себе множество различных по культуре народов и распространяется по всему земному шару.

В основе данного религиозно-философского течения лежит духовное пробуждение, человеческое желание и изучение человеческого сознания. Можно сказать, что буддизм – это отношение к жизни, где вера в Бога не является обязательным условием. Именно поэтому буддизм считают в большей степени духовным направлением, нежели религией.

 

История возникновения буддизма

История буддизма началась в первом тысячелетии до нашей эры на территории современной Индии. То время было обусловлено зарождением различных рациональных философских теорий и идей, а также новых религиозных течений. Все эти направление преследовали только одну идею и цель – освобождение человеческого сознания от страданий.

Настоящей родиной религии считается северно-восточная часть Индии, где в то время жил и учил основатель буддизма – Будда. Территория распространения буддизма начала постепенно увеличиваться и вскоре об этом религиозном направлении узнал весь мир.

О том, где возник буддизм, подробно написано в различных священных писаниях данной религии. Одной из главных причин такого быстрого развития и распространения буддизма на востоке стало то, что существующая ведическая религия с каждым днем ослабевала.

Такое ослабление было связано, в первую очередь, с государственным преобразованием страны.

В то время активно шел процесс создания и развития новых государственных институтов, что значительно ухудшало положение господствующего класса – жрецов (брахманов), которые, в соответствии с религией, считались привилегированным классом.

Новые же преобразования напрямую касались положения брахманов, так как теперь в положение «первого» класса выдвигалось второе сословие – воины и цари. Более того, ортодоксальная система также столкнулась с появлением и активным распространением аскетических движений, которые открыто ставили под сомнение безусловный авторитет брахманов.

Участников таких движений называли шраманами, и они выступали против всевозможных ритуалов и жертвоприношений брахманов, считая, что люди способны сами обрести себя и выбрать соответствующий путь. Все эти события в совокупности предоставили великолепную основу для развития нового направления.

Следует отметить, что шраманские направления оказали огромное влияние на становление индийской культуры и философии. Они основали свободную философскую школу, где можно было обсуждать, обосновывать и доказывать различные теоретические и практические положения. Примечательно, что индийская философия возникла как раз в процессе постоянных споров и дискуссий между шраманскими группами.

Будда Шакьямуни – основатель буддизма, был одним из саманов. История возникновения буддизма насчитывает множество событий, которые послужили становлению мировой религии.

Видео об истории возникновения буддизма

Основатель буддизма

Основателем этого религиозного течения является Будда, которого иначе называют «Просветленным». Его имя при рождении – Сиддхартха, а фамилия – Гаутама.

Примечательно, что все сведения о его жизни известны лишь из изложений его последователей.

Читайте также:  Техника выполнения шавасаны – поэтапное описание

После смерти Будды всю информацию о нем распространяли из уст в уста, а письменно закреплять сведения о его жизни и учениях стали лишь через несколько столетий после смерти.

Одними из самых знаменитых сказаний об учителе являются сведения, содержащиеся в сборнике Джаката, который был написан примерно во втором веке до нашей эры.

В сборнике говорится, что Будда (Сиддхартха Гаутама) родился в южной части страны, где сейчас располагается Непал, в городе Капилавасту.

Его отцом был глава одного из могущественных кланов Шакьев, который принадлежал к касте воинов (второе сословие).

При рождении Будды его родителям было ясно предсказан тот факт, что их сын в будущем станет великим человеком. В частности, его называли будущем Великим Правителем или Учителем Мира.

Отец наотрез отказывался признавать это предзнаменование и всячески ограждал своего сына от знамений и страдания мира, так как хотел, чтобы Будда пошел по его стопам. Все годы юности он провел в домашних условиях, пользуясь роскошью богатого человека.

Однако Будда всегда был склонен к различным переживаниям и размышлениям, поэтому вскоре обратился к изучению религии. Когда ему стукнуло 29 лет, вопреки воле отца, он все-таки увидел четыре знамения, которые сыграли главную роль в его будущей судьбе.

В этих знамениях Будде было представлено несколько человек. Один из них был очень старым, чтобы продолжать жить, второй был болен неизлечимой болезнью и много страдал, третий – умер.

Это настолько сильно удивило будущего основателя мировой религии, что он задумался, но вскоре понял, что данные знамения – это лишь способ показать ему страдание, которое присутствует во всем мире. Самое ужасное для него было то, что, согласно древней религии, человек обречен на перерождение, страдания бесконечны.

После этого Будда увидел странствующего человека, у которого не было ничего, но он радовался жизни. Именно это и просветлило Будду, и он обрел свою судьбу.

Из-за всего случившегося Будда решил покинуть свой дом, чтобы точно понять, как избавить человека от страданий. И даже рождение сына не повлияло на его решение. Он ускакал на своем коне и стал настоящим отшельником, поселившись в лесу.

Затем он повстречал нескольких аскетов и присоединился к ним в надежде на то, что строжайшая аскеза поможет ему в достижении поставленной цели.

Однако на протяжении шести лет такого образа жизни к Будде не пришла ни одна светлая мысль, поэтому он решил уйти от аскетов.

Будде на тот момент было уже тридцать пять лет. Однажды в лесах восточной Индии Будда уселся под одно из деревьев и дал обет, что не покинет это места до тех пор, пока не разгадает страдание. Семь недель он сидел под деревом.

По легенде, вскоре к Будде приблизился Мара (искуситель), буддийский дьявол. Мара всеми способами пытался искусить Будду, насылая на него пороки страсти, желания и наслаждения. После этого искуситель насылал на него землетрясения, наводнение и смерчи.

Затем Мара сказал Будде предоставить доказательства своего добродушия и милосердия, на что Будда коснулся рукой земли, и она сказала: «Я его свидетельница».

После этого Мара вместе с демонами бежали прочь, а Будда на следующий (49-ый) день познал все тайны и причины страданий, а также достиг абсолютной отрешенности от мира.

После этого Будда еще сорок девять дней провел под деревом. Затем он отправился в парк, где встретил пятерых аскетов, с которыми странствовал ранее. Им он прочитал первую из своих многочисленных проповедей. Скончался Будда в возрасте восьмидесяти лет, после того, как не смог отказаться от куска свинины, который ему предложил кузнец. 

Видео о том, как и где возник буддизм

Учения и направления буддизма

Буддизм на востоке в средние века имел довольно большое значение, так как в то время религия мотивировала деятельность, поведение и культуру многих народов.

Будда после долгих лет скитаний пришел к выводу, что причиной человеческого страдания являются сами люди, которые зависимы от материальной обеспеченности и от жизни в целом.

Он говорил, что его учения не являются каким-то божественным волеизъявлением. Будда считал это лишь мысленным созерцанием. Основные учения Будды:

  • Учение о карме и зависимом происхождении. Заключается как раз в том, что все люди живут ради материальных ценностей, и что это заложено в их сознании.
  • Учение о бессущности.
  • Учение об освобождении от желаний. В этом Будда считал причину постоянных страданий и новых рождений человека.
  • Учение об особой морали. Все действия, намерения и отношения должны свидетельствовать о чистоте и добродушии человека.

Основные направления буддизма:

  • Хинаяна. В данном направлении идеалом считается монашеская жизнь. Здесь нет понятия об аде и рае, а иконы, магия и другие культовые обряды отсутствуют. Также в этом направлении человек не может надеяться на пантеон святых и должен спасаться своими усилиями.
  • Махаяна. Появляется понятие мирянина, что сопоставимо с монахом и позволяет надеяться на спасение. Также отсутствует пантеон святых, культовые обряды и понятие об аде и рае.

Страна, где возник буддизм, в первом веке до нашей эры значительно уступила свои позиции более привычной религии – иудаизму. Однако буддизм распространился во многих странах Азии и остается одной из мировых религий.

Как Вы относитесь к буддизму? Интересна ли Вам эта религия? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Источник: https://www.rutvet.ru/in-istoriya-vozniknoveniya-i-rasprostraneniya-buddizma-8036.html

Буддизм. История возникновения

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Когда рабовладельческий способ производства стал тормозить дальнейшее развитие производительных сил, когда перед обществом начала вставать задача создания личной заинтересованности работающего в результате его труда, одной из религиозных форм критики старого строя стало утверждения наличия души как некоей единой для всех людей внутренней основы бытия.

Соответственно появляется идея человека – не члена определенной варны, а человека вообще, абстрактного человека. Взамен множества обрядов и запретов для определенной варны выдвигается идея единого морального начала как фактора спасения для любого человека независимо от его национальной или социальной принадлежности.

Последовательное выражение этой идее дал буддизм, что и явилось одной из причин превращения его в мировую религию.

Буддизм в своих истоках связан не только с брахманизмом, но и с др. религиозными и религиозно – философскими системами древней Индии. Анализ этих связей показывает, что появление буддизма было обусловлено и объективными социальными процессами, подготовлено идейно.

Буддизм не был порожден “откровением” достигшего божественной мудрости существа, как это утверждают буддисты, или личным творчеством проповедника, как обычно считают западные буддологи. Но буддизм не явился и механическим набором имевшихся идей.

Он внес в них много нового, порожденного именно общественными условиями эпохи его возникновения.

Первоначально элементы нового религиозного учения, как утверждает буддийская традиция, передавались изустно монахами своим ученикам.

Литературное оформление они начали получать сравнительно поздно – во 2-1 вв. до н.э. Сохранился палийский свод буддийской канонической литературы, созданный около 80 г. до н.э.

на Шри-Ланка и названный позднее “типитака” (санскр. – “трипитака”) – “три корзины закона”.

В 3-1 вв. до н.э. и в первых веках н.э. происходит дальнейшее развитие буддизма, в частности создается связное жизнеописание Будды, складывается каноническая литература. Монахи – теологи разрабатывают логические “обоснования” главных религиозных догм, нередко именуемые “философией буддизма”.

Теологические тонкости оставались достоянием сравнительно небольшого круга монахов, имевших возможность отдавать все свое время схоластическим спорам. Одновременно развивалась другая, морально – культовая сторона буддизма, т.е. “путь”, который может привести каждого к прекращению страданий.

Этот “путь” и был собственно тем идейным оружием, которое способствовало в течение многих веков удержанию трудящихся масс в повиновении.

Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области индивидуального культа.

Имеется ввиду такая форма религиозного поведения, как бхавана – углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как “чань” и “дзен”.

Многие исследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а не религией.

Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации. Так последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагами распространения религии.

В 1 в. н. э. в Буддизме образовалось две ветви: Хинаяна (“малая повозка”) и Махаяна (“большая повозка”). Это разделение было вызвано прежде всего различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии.

Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира – монашество.

Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь.

Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.

Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь.

В Махаяна важную роль культ бодистав – индивидов, уже способных войти в нирвану, но окрадывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мир призывом к воздействию на него.

Ранний Буддизм отличается простотой обрядности.

Её главным элементом является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам – культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма.

Махаяна к культу Будды добавила почитание бодистав, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.

Распространение буддизма. Буддизм в нашей стране.

В VI – VII вв. н. э. начался упадок Буддизма в Индии, обусловленный упадком рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, к XII – XIII вв. он теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения, переместившись в другие районы Азии, где трансформировался с учетом местных условий.

Читайте также:  Буддизм в туве – каковы его основные черты и особенности?

Одной из таких разновидностей Буддизма, утвердившийся в Тибете и Монголии, явился Ламаизм, сформировавшийся в XII-XV вв. на базе Махаяны. Название происходит от тибетского слова лама (высший, небесный) – монах в ламаизм. Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев) – воплощений Будды, живых богов, к которым причисляются главным образом высшие ламы.

Ламаизму присуще массовое распространение монашества, при этом существенно упростился процесс общения с Богом: верующему достаточно было прикрепить к шесту листок с молитвой, чтобы его колебал ветер, или вложить его в специальный барабан.

Если в классическом Буддизме не было образа верховного Бога – творца, то здесь он появляется в лице Адибузды, представляющегося первичны эвеном всех дальнейших воплощений Будды. Ламаизм не отказался от учения о нирване, но место нирваны в ламаизме занял рай.

Если верующий будет выполнять все требования ламаистской морали, то после страданий и лишений сансары его ждут успокоение и блаженная жизнь в раю. Для характеристики ламаистской картины мира имеет известное значение верование в существование неведомого идеального государства (Шамбалы), которому предстоит сыграть когда-нибудь решающую роль в истории Вселенной и Земли.

За многие годы своего существования Буддизм распространился в азиатском регионе, где во многих государствах оказывает сильное влияние на общественную и политическую жизнь. В Лаосе, Камбодже и Таиланде руководство церковью принадлежит главам государств.

В странах, где сильно влияние Буддизма, сохраняется множество монахов: достаточно сказать, что в Камбодже монахом является каждый двадцатый мужчина.

Буддийские монастыри выступают в качестве крупных учебных заведений, которые являются центрами просвещения и искусства.

В нашей стране Буддизм представлен в основном в качестве Ламаизма. Буддийской религии придерживаются многие народы, населяющие Сибирь.

Деятельность ламаистского духовенства возглавляется Центральным Духовным Управление Буддистов, учрежденным собором 1946 г.

Председатель управления носит сан бандидо-хамболабы и достаточно долгое время находился в Иволгинском дацане (монастыре), расположенным невдалеке от г.Улан-Уде.

Буддизм в современной России.

Буряты с древних времен были шаманистами. Во всех случаях жизни они видели вмешательство духов. Верховным божеством считалось Вечно Синее Небо – Хухэ Мунхэ Тэнгри. Земля, по шаманистским понятиям, является серединным миром.

Чтобы стать шаманом, человек должен обладать прежде всего наследственностью – утха, т. е. иметь предка шамана. Шаманисты не имели специально построенных храмов. Шаманские тайлаганы проводились на открытом воздухе в особо почитаемых местах.

Считалось, что человек может воздействовать на богов и духов путем жертвоприношений, соблюдением определенных правил и традиций. Некоторые традиции сохранились до наших дней.

На западном берегу Байкала буряты сохранили свою первоначальную веру, оставаясь шаманистами, а на восточном берегу под влиянием монголов обратились к буддизму.

В XVIII–XIX веках все Забайкалье и часть Прибайкалья оказались под влиянием буддийской религии. Вместе с буддизмом на территорию Бурятии проникают достижения культур народов Тибета и Монголии. В 1723 году в Забайкалье прибыли 100 монгольских и 50 тибетских лам.

В 1741 году императрица Елизавета Петровна издала указ, согласно которому в Бурятии признавалось существование ламаистской веры и утверждалось 11 дацанов и 150 штатных лам. При дацанах открылись школы, печатались книги. В 1916 г.

в Бурятии насчитывалось 36 дацанов и свыше 16 тыс. лам.

Проникновение буддизма в Бурятию, способствовало распространению среди народа тибетской медицины. Появились медицинские школы (манба-дацаны), где перепечатывались классические трактаты, а также создавались новые труды, обогащающие опыт бурятских эмчи-лам.

В медицинских трактатах “Чжуд-ши” и “Вайдурья-онбо” описано 1300 лекарственных средств растительного происхождения, 114 видов минералов и металлов, 150 видов животного сырья. Тибетские лекарства отличаются многокомпонентностью (от 3 до 25 составляющих) и применяются в виде различных лекарственных форм: порошков, отваров, сиропов, настоев, мазей.

После Октябрьской революции 1917 года в стране началась борьба как против шаманистов, так и против буддистов. В 1931 году старомонгольская письменность была заменена латинской, в 1939 г. – русской. С 1927 по 1938 гг.

все 47 дацанов и дуганов, существовавших ранее в Прибайкалье и в Бурятии, были закрыты и разрушены. С 1938 по 1946 год не действовал ни один дацан. В 1947 г. в 40 километрах к югу от Улан-Удэ был построен Иволгинский дацан. Вскоре возобновил работу Агинский дацан.

В течение последующих 44 лет нужды верующих бурят обслуживали лишь эти два храма. И только в 1991 году к двум действующим добавились еще 10.

С 1991 г. ведется строительство новых дацанов во многих районах Бурятии. Во время путешествий можно посетить действующие дацаны в Тункинской долине, Баргузинской долине, в Иволгинске, в Гусиноозерске, в Орлике.

Иволгинский дацан.

В 40 километрах от Улан-Удэ находится Иволгинский дацан, построенный в 1947 году. На протяжении длительного времени Иволгинский дацан был резиденцией Центрального Духовного Управления буддистов России и его главы Хамбо-ламы.

Прежде чем войти в храм, необходимо обойти территорию дацана по ходу солнца, вращая при этом хурдэ – молитвенные барабаны. Каждый поворот барабана равнозначен многократному повторению молитвы. Основное культовое здание, главный храм дацана, построен и освящен в 1972 г.

Внутри храма центральное положение занимает наиболее почитаемая и священная статуя Будды, в позе призывающей Землю в качестве свидетеля. В этот момент, предшествующий достижению нирваны, Будда обращается к богине Земли с просьбой засвидетельствовать его заслуги и помочь в борьбе с Марой (Сатаной).

Вокруг статуи изображены 16 найданов (подвижников). Ниже статуи Будды находится портрет и трон Далай-ламы XIV, на котором никто больше не имеет права сидеть. Религиозные церемонии ведутся на тибетском языке.

На территории дацана находится также малый храм, суборганы – ступы, которые возводятся в местах нахождения буддийских реликвий, оранжерея со священным деревом Ботхи, крупнейшая в России библиотека буддийских текстов. Большая часть старых книг на тибетском языке, на бурятский и русский языки они не переведены.

Ежегодно в дацане проводятся большие осенний и зимний хуралы. В феврале – марте празднуется Новый год по восточному календарю. Главный хурал лета – это праздник Майдари.

На праздник Майдари-хурал (бодисатва Майтрейя) собирается значительное количество верующих.

Церемония продолжается несколько дней, кульминацией становится шествие вокруг храма со статуей Майдари под удары барабанов, звон бронзовых колокольчиков хонхо и медных тарелок, звуки длинных труб ухэр-бурэ.

Возглавляет процессию символическая колесница Майдари и его статуя, которую несет на руках один из лам. Бодисатва Майтрейя символизирует любовь, сострадание и особые надежды на будущее. Считается что, Майтрейя как преемник, избранный самим Буддой, должен прийти на землю как Бог грядущего.

Источник: http://works.doklad.ru/view/-sNJ1PkhBnw/3.html

Презентация по курсу “Религии России” на тему “Буддизм”

Инфоурок › История › Презентации › Презентация по курсу “Религии России” на тему “Буддизм”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Буддизм Презентацию подготовила: учитель МОУ СОШ № 18 г.Заволжье Нижегородской области Статьина Валентина Владимировна

2 слайд Описание слайда:

Вероучение и культ буддизма Возникновение буддизма Буддизм в России

3 слайд Описание слайда:

Буддизм Мировая религия (этика и образ жизни) Возникла в 6 – 5 веках до н.э. в Древней Индии, распространился в Китае, Японии, Бирме, Тибете, Сибири, в 20 веке – в Северной Америке и Европе В 1 веке н.э. разделился на 2 направления- хинаяну (малая колесница – предназначена для избранных) и махаяну(большая колесница – предназначена для широких масс)

4 слайд Описание слайда:

Основатель буддизма Сиддхарта Гаутама- родился в 563 г.до н.э. Близ Гималаев, рядом с границей Непала, умер между 486 и 473 гг. до н.э.

5 слайд Описание слайда:

Правило буддистов: хранить три Драгоценности: – Будду, – Дхарму – сангху

6 слайд Описание слайда:

Будда абсолютно просвещенное, всеведущее существо, достигшее духовных вершин через развитие ума и сердца в длинной последовательности перерождений – сансара Главными из этих вершин являются просветление – бодхи и успокоение – нирвана, которые знаменуют окончательное освобождение – мокша и достижение высшей цели духовных устремлений

7 слайд Описание слайда:

Статуя Будды.Пещерный монастырь Лунмэнь.672-675 гг.

8 слайд Описание слайда:

Дхарма Закон, открытый Просветленным, с помощью которого можно понять законы жизни и общества и взаимозависимость всего. Этот закон Будда постиг и сообщил ученикам в виде Слова, текста сутр (проповедей, бесед).

Тексты Закона Будды передавались устно, в 80 году до н.э.

Они были впервые записаны на пали (специально созданном буддийскими монахами языке, близком санскриту – литературной разновидности древнеиндийского языка)

9 слайд Описание слайда:

Сангха община равных, не имеющих никакой собственности, нищенствующих ( бхикху, на пали: бхиккху), сообщество носителей Закона, хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют путем Будды

10 слайд Описание слайда:

Четыре благородные истины буддизма Первая истина гласит, что существование, состоящее в рождении, старении, болезнях, смерти, не достижении желаемого, есть страдание. Жить – значит страдать (Пещерная келья монаха –отшельника)

11 слайд Описание слайда:

Четыре истины буддизма Вторая истина провозглашает причиной страдания троякую жажду чувственных наслаждений, существования и гибельного перерождения. Причина страданий – желания ( Монастырь Гумбум. Тибет 1.Храм «Изумрудного Будды» в Таиланде – место обязательного паломничества)

12 слайд Описание слайда:

Четыре истины буддизма Третья истина утверждает, что страдание может быть прекращено только искоренением этой причины. Для освобождения от страданий надо избавиться от желаний (Будда на лотосе в беседке. Мьянма)

13 слайд Описание слайда:

Четыре истины буддизма Четвертая истина предлагает для этого Восьмеричный путь (он же Срединный), каждая ступень которого должна быть по – буддийски правильной. Путь избавления от желаний – следование учению Будды (Перед статуей Будды.Таиланд)

14 слайд Описание слайда:

Стоящий Будда. 17-18 вв.

15 слайд Описание слайда:

Восьмеричный путь Созерцание Закона Размышление о нем Правильная речь Правильное поведение Правильный способ поддержания жизни Правильное приложение сил Правильная память Правильное сосредоточение

16 слайд Описание слайда:

Характеристика бытия Страдание – духкха Изменчивость – анитья Отсутствие неизменной души –анатман Учение о взаимозависимом возникновении всех вещей- пратитья самутпада

17 слайд Описание слайда:

Учение Будды Будда учил, что в мире существует лишь закономерное, беспрестанное чередование возникновения и развития, разрушения и гибели. Это и есть сансара.

Карма («деяние») – это общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения, в узком смысле – влияние совершенных действий на характер его настоящего и последующего существования

18 слайд Описание слайда:

Читайте также:  Художники японии – от древности до наших дней

Человек состоит из пяти элементов Телесного – рупа Ощущений – ведана Распознавания –санджня Кармических импульсов – санскар Сознания –виджняна Именно набор этих пяти элементов и перерождается раз за разом, образуя в каждом последующем рождении новые сочетания

19 слайд Описание слайда:

Учение Будды Нирвана («угасание») – состояние абсолютного покоя, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, освобождения от круговорота рождений и смертей Основное буддийское правило – ахимса – избегать причинения вреда другим живым существам

20 слайд Описание слайда:

Восемь благоприятных символов Существует набор из восьми предметов, который ставится на алтаре в буддийском храме, но может стоять в доме, в юрте, где живет семья, исповедующая буддизм. Эти предметы называются «восемь драгоценностей», «восемь эмблем славы», «восемь знаков счастья» Зонт, защищающий от злых помыслов, – атрибут царской власти

21 слайд Описание слайда:

Восемь благоприятных символов Две рыбы, символизирующие единство и духовное освобождение: «Как вода позволяет рыбе плыть свободно, так и буддийская вера освобождает душу»

22 слайд Описание слайда:

Восемь благоприятных символов Ваза, наполненная напитком бессмертия, – сокровищница благих помыслов

23 слайд Описание слайда:

Восемь благоприятных символов Лотос – символ чистоты и залог спасения

24 слайд Описание слайда:

Восемь благоприятных символов Раковина, закрученная вправо, – символ блаженства. Используется в богослужениях в качестве трубы или сосуда для пожертвований и символизирует «произнесённое слово»

25 слайд Описание слайда:

Восемь благоприятных символов Узел – символ бесконечного цикла перерождений, а также благополучия, единства всех вещей и переменчивого характера времени

26 слайд Описание слайда:

Восемь благоприятных символов Штандарт – символ горы Меру, центра буддийской вселенной, символизирует также победу над невежеством и смертью

27 слайд Описание слайда:

Восемь благоприятных символов Колесо Учения – колесо с восемью спицами, символ восьмеричного пути к совершенству

28 слайд Описание слайда:

Основные направления буддизма Хинаяна («малая колесница») Махаяна («великая колесница») Ваджраяна («алмазная колесница»)

29 слайд Описание слайда:

Хинаяна ( «Малая колесница») Одна из форм изложения Закона в Малой колеснице -учение о четырех благородных истинах Буддийский идеал «освобождения» принял в хинаяне форму форму преимущественно личного совершенствования, независимо от каких-либо внешних условий.

Главным условием вступления на этот путь было, по примеру Будды, оставление всех мирских забот и обязанностей, забвение привязанностей и склонностей, разрыв родственных уз.

Только монахи в Малой колеснице считались членами санхи – общины- и могли достичь нирваны

30 слайд Описание слайда:

Махаяна («Великая колесница») Основной акцент делается на учение о бодхисаттвах. Это просветленные (знающие) существа, которые, обретя просветление (бодхи), самоотверженно дают обет остатьс в кругу перерождений (земной жизни), чтобы помочь достичь просветления другим живым существам.

Путь бодхисаттвы основывается на развитии шести совершенств: терпения, щедрости, нравственности, мужественнности, умения медитировать и мудрости. Стремиться к этому могут и монахи, и миряне.

Махаяна предполагает возможность достижения нирваны для всех людей, в том числе мирян (отсюда название «Великая колесница»), что и сделало буддизм мировой религией

31 слайд Описание слайда:

Ваджраяна («Алмазная колесница») Тантрам (самым ранним текстам) – учат только посвященных. Огромное значение придается ритуалу, многочисленным способам йогической и эзотерической практики

32 слайд Описание слайда:

Буддийский культ Ранний буддизм отличался простотой обрядности , главными элементами были культ Будды, почитание святых мест, поклонение ступам – культовым сооружениям, где хранятся реликвии буддизма Махаяна к культу Будды добавила почитание бодхисаттв, были введены молитвы и магические заклинания, стали строиться храмы Ваджраяна имеет довольно сложную культовую практику, доступную лишь посвященным и требующую особого состояния сознания (медитация, произнесение мантр)

33 слайд Описание слайда:

Буддизм в России Утвердился в России как махаяна среди бурят, тувинцев, калмыков и частично алтайцев Распространение получила школа гелукпа ( «традиция добродетелей»), основателем которой является великий реформатор тибетского буддизма Цзонхава (1357 – 1419) В Россию буддизм пришел из Тибета и Монголии на рубеже 16 – 17 веков. Первый буддийский монастырь в Бурятии – Цонгольский (Хилгантуйский) дацан – был основан в 1730-х годах В 1741 году указом Елизаветы Петровны буддизм в Бурятии был официально признан в статусе государственной религии России

34 слайд Описание слайда:

Буддизм в России К концу 19 века буддизм в Бурятии представлял собой развитую общественно – религиозную систему. Действовало более 40 дацанов, в которых насчитывалось более 10 тыс. монахов – лам.

Агван Доржиев (1853 – 1938) сыграл важную роль в истории буддизма в России В 1930 – х годах начались гонения на духовенство и религию по всей стране В 1938 году были закрыты все буддийские школы и монастыри, духовенство подверглось репрессиям В 1946 году было разрешено открыть один дацан в Бурятии С 1990 года начинается новый период, возрождаются и отстраиваются буддийские храмы и монастыри в Бурятии, Туве и Калмыкии Ныне в России насчитывается 26 дацанов Бурятии, Улан – Удэ, Иркутска, Читы, Москвы

35 слайд Описание слайда:

Основные термины и понятия (глоссарий) Ахимса – основное буддийское правило непричинения вреда живому Бодхи – состояние просветления или пробуждения Бодхисаттвы – просветленные последователи Будды, учителя, которые добровольно отказались от нирваны для того, чтобы помочь другим людям достичь просветления Будда – Просветленный, легендарный основатель буддизма, объект почитания Ваджраяна – направление в буддизме, последователи которого концентрируют свое внимание на специфических упражнениях (йоге) и произнесении специальных молитв (мантр)

36 слайд Описание слайда:

Глоссарий Восьмеричный (срединный) путь – способ организации жизни на земле для каждого буддиста с целью достижения состояния просветления Дацан – буддийский монастырь Дхарма – закон, управляющий миром Лама – монах у буддистов Махаяна – направление в буддизме, сторонники которого полагают, что достижение нирваны доступно широкому кругу последователей Будды, включая мирян Мокша – освобождение от страданий и перерождений Нирвана – состояние успокоения, освобождения от желаний Сансара – процесс постоянного рождения, развития и смерти, чередования состояний всего сущего, круговорот перевоплощений

37 слайд Описание слайда:

Глоссарий Сангха – община верующих буддистов Сутры – проповеди, беседы Будды, обращение к ученикам Ступа – культовое сооружение буддистов Хамбо – лама – духовный глава определенного региона Хинаяна – направление в буддизме, сторонники которого полагают, что только монахи – аскеты могут достичь нирваны

Не тот материал, который искали? Воспользуйтесь поиском по нашей базе из 3112702 материалов.

Искать

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya_po__kursu__religii_rossii_na_temu_buddizm-141239.htm

Развитие буддизма в России

МБОУ СОШ с. Варфоломеевка

Сообщение

по курсу “Основы мировых религиозных культур”

на тему: “Развитие буддизма  в России”

Выполнила: ученица 4 класса

Сисенова Жасмин

Проверил: учитель Нусхаева М. М.

        Буддизм в России — одна из распространенных на территории страны религиозных традиций. Традиционными районами, где исповедуется буддизм, являются Бурятия, Тыва, Калмыкия, Республика Алтай, Забайкальский край и Иркутская область.

Также буддийские общины существуют в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. Большая часть приверженцев буддизма в России относится к школе Гэлуг, также значительное количество российских буддистов принадлежат к школе Карма Кагью.

Золотая обитель Будды Шакьямуни

«Золота́я оби́тель Бу́дды Шакьяму́ни» (калм. Бурхн Багшин алтн сүм) — крупнейший буддийский храм Республики Калмыкия, один из крупнейших буддийских храмов в Европе. Расположен в центре Элисты на улице Юрия Клыкова. Освящён 27 декабря 2005 года.

Здание хурула имеет 56 метров в высоту и вмещает в себе самую большую в России и Европе двенадцатиметровую статую Будды.

Храм был возведён на месте старого завода железобетонных изделий на улице Ленина по благословению духовного лидера тибетских, монгольских и российских буддистов Далай-ламы XIV, посетившего Элисту в 2004 году с пастырским визитом. Строительство первой очереди храма заняло менее года.

Открытие хурула состоялось 27 декабря 2005 года и было приурочено к празднованию национального праздника Зул, а также к годовщине депортации калмыков в Сибирь и на Дальний Восток в 1943 году.

Церемония открытия началась в шесть часов утра с ритуала освящения. Поскольку эта часть церемонии должна проводиться в присутствии только монахов, для мирян была организована прямая телевизионная трансляция.

В официальной части приняли участие Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, монахи центрального хурула, Хамбо-лама Монголии, представители Кымбы-ламы Республики Тыва, представитель Бурятии Еше Лодой Ринпоче, Чжампа Тинлей, а также владыка Калмыцкий и Элистинский Зосима и представитель Московского Патриархата отец Дудко.

В церемонии также участвовали представители правительства Калмыкии, Тывы, Бурятии, посол Непала в России, гости из Японии, Индии, Америки и стран Европы.

Храм является одной из главных достопримечательностей Элисты. Он представляет собой величественное здание, где совершаются молебны, ритуалы и праздничные богослужения.

По периметру здание «Золотой обители Будды Шакьямуни» обнесено оградой с чередующимися через каждые пять метров белоснежными ступами. Всего вокруг хурула 108 ступ. Южные ворота являются главными.

Всего в ограде храма имеется четыре входа, расположенных по четырём сторонам света. Весь архитектурный план монастыря имеет форму мандалы.

Здание хурула окружают 17 пагод со статуями великих буддийских учителей монастыря Наланда.

Хурул состоит из 7 уровней. На первом расположены библиотека, музей и конференц-зал. Второй уровень — это молельный зал (дуган) с 12-тиметровой статуей Будды Шакьямуни.

Внутрь статуи заложены священные предметы — мантры, благовония, драгоценности, пригоршни земли из всех районов республики, растущие на территории Калмыкии растения и злаки. Сама статуя покрыта сусальным золотом и инкрустирована бриллиантами.

На третьем уровне находятся комнаты индивидуального приема, где монахи, врач тибетской медицины и астрологи ведут прием верующих. Также на этом уровне находится администрация. Четвёртый уровень — резиденция главы буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и малый конференц-зал.

На пятом уровне — резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьятцо. На шестом уровне находятся хозяйственные помещения. На седьмом уровне расположена комната для медитации, которую могут посещать исключительно духовные лица.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/09/27/razvitie-buddizma-v-rossii