Шаманская болезнь и как от неё излечиться
Автор Алла Громова
Вы никогда не задумывались, как становятся шаманами? Знакомые с общими концепциями шаманизма знают, что это такие же люди как и мы с вами. Они рождаются, стареют и умирают. У них есть семья, дети, внуки и кроме определенных способностей ничто не говорит об их магической природе.
Шаман по наследству или?..
Рано или поздно Шаман совершает свой последний путь в земной жизни и переходит в другое бытие, становясь Духом. Как правило, наследником шамана становится кто-то из родни, но это может быть и абсолютно посторонний человек, даже не подозревающий о предначертанном пути.
Потенциальный Шаман обладает основной способностью – сенсетивностью, то есть, чувствительностью. Учеными доказано, что такие люди – это не вымысел, а личности, у которых правое полушарие мозга развито больше, чем его левая логическая часть. Духи старого служителя не могут оставаться без посредника и ищут его среди жителей общины, которой служил их прежний хозяин/проводник.
Когда такой человек найден, Духи начинают вводить его в другие миры, и такое вхождение не всегда проходит гладко. Был даже введен термин – шаманская болезнь, который характеризует состояние человека близкое к умопомешательству, неадекватным состояниям и прочим отклонениям психического характера.
Настолько ли это болезнь?
В какой-то момент к Избранному приходят Духи и начинают вводить его в мир сновидений. Эти существа являются или его покровителями из верхнего мира, или Духами-помощниками из среднего и нижнего миров.
Находясь в состоянии, когда реальность и тонкий мир воспринимаются одновременно, будущий неподготовленный Шаман не всегда может адекватно реагировать на окружающих и на происходящее с ним.
Проблема усложняется тем, что сторонние наблюдатели не видят того, что осязает он, а шаман сам не понимает, что его не понимают
Такое состояние вошло в научную литературу, как «шаманская болезнь». С течением времени Шаман обучается и избавляется от данного «недуга». Тут есть два пути:
- Вместе с Духами он самостоятельно исследует все приобретенные свойства и методом проб и ошибок начинает ими управлять.
- Если состояние молодого Шамана не улучшается, и он самостоятельно не может справиться с ним, односельчане идут за помощью к опытному Шаману из другой общины, чтобы он научил непосвященного.
Помощь при шаманской болезни
Чтобы как можно быстрее научится различать миры (реальный и мир духов) Избранный учится камланию. Как только к нему приходят Духи, он начинает ритуальные действия. Более опытный Шаман помогает своему последователю сделать бубен (или отдает свой), трещотку либо хомуз.
При приближении Духов Избранник начинает отбивать ритм на музыкальном инструменте и усиливает состояние транса. Это помогает разделить в сознании два мира и научиться управлять способностью входит в транс.
Постепенно мозг приучается к вибрациям и ритмике бубна и для вхождения в состояние транса требуется все меньше времени.
Окончание камлания означает возвращение в реальность.
Что за чертой «шаманской болезни»?
Во время обучения, то есть протекания шаманской болезни, Шаману показывают тропинки, по которым он может ходить, вводят в разные миры и уголки этих миров. Он учится управлять и призывать Духов-помощников, общаться с покровителями из верхнего мира.
Практически для опытного шамана не существует невыполнимых задач. Он может избавить от болезней, вернуть душу человеку или его утраченную жизненную энергию, решить жизненные проблемы.
Все это дается с разрешения и с помощью Духов разных уровней.
Так у Духов-покровителей Шаман спрашивает к какому богу ему обратиться в конкретной ситуации, А уже отталкиваясь от ответа, посылает своих Духов-помощников в нужный мир или часть мира.
Главным во всем обучении является умение контролировать переходы из одного состояния в другое. Именно этот контроль отличает Избранника от не очень здорового человека.
По большому счету, Шаман – это очень сильная и самодостаточная личность, которая умеет найти правильный выход из любой ситуации.
Ученье дается не легко, но растворение в природе, умение ловить все вибрации окружающего мира помогают преодолеть любые барьеры.
Источник: http://www.sibirskiyshamanizm.com/shamanskaya-bolezn/
Шаманская болезнь – не лечится!
В эпиграфе – вольная шутливая интерпретация отрывка из стихотворения В. Маяковского «Кем быть?».
Можно ли стать шаманом по доброй воле? В принципе, да. Но те, кто этого желают, не совсем понимают, чего они хотят. Шаман – это не человек, который призывает духов, как верного пса, чтобы тот принёс ему тапочки. Даже пса нужно выдрессировать для этого. Выдрессировать же духов невозможно, с ними можно только договариваться.
Если изъясняться строго, то слишком многие слова выше пришлось бы взять в кавычки. Например: «выдрессировать», «договариваться», «духов»…
Быть шаманом – это не просто какие-то «сверхсилы», это образ мышления, мировосприятия. Это сама основа жизни.
Однако статья про феномен «шаманской болезни». Этой темой и ограничимся.
Маяковский явно имел «шаманское чувство», это особенно видно по его ранним стихам, например «Скрипка и немножко нервно». Вообще, многие поэты обладают шаманским чутьём
Что такое «шаманская болезнь»
Это не болезнь вовсе. Но внешне выглядит неприятно и странно, и часто внешне похоже на психическое расстройство. Поэтому в народе закрепилось – «шаманская болезнь».
Отчасти этот феномен обоснован психическими проблемами, которые неизбежно возникают, когда человек начинает контактировать с чем-то, чего он не понимает.
Человеческий удел – земной, материальный мир, который мало похож на другие миры, с которыми работают маги, колдуны и шаманы.
Когда человек, привыкший к земной реальности, вдруг начинает явственно ощущать, что через него пробивается нечто неведомое, то он паникует, нервничает. Это сказывается на его психическом состоянии. Но причины психических изменений даже не в этом.
В процессе «шаманской болезни» уже начинаются трансформации психики и астрального тела человека, который может стать шаманом.
Шаманская болезнь – это предвестник того, что человек, который ей подвержен, переходит в иное качество. Он становится тем, что древние греки называли «психопомпом» – то есть существом, которое способно связывать мир живых и мёртвых, мир людей и духов.
Таким образом, шаманская болезнь – не болезнь в прямом смысле слова, а процесс трансформации, который, обычно, болезненный для человека, которого это коснулось.
Анубис – египетский бог-психопомп
Признаки шаманской болезни
Внешне выглядит это нелицеприятно. Человек в состоянии «шаманской болезни» похож на страдающего маниакальной депрессией, а то и шизофренией.
Он может лежать несколько дней в постели, не желая ничего, и уж тем более – общения, а потом внезапно вскочить и вытворять странные вещи, которые не поддаются рациональному осмыслению.
Это очень похоже на поведение юродивых в момент экстаза. По сути, юродивые – те же шаманы, только от христианской религии.
Юродивый на картине В. Сурикова «Боярыня Морозова»
Шаманизм – это тоже форма религии своего рода. В классическом варианте шаман отправляет ритуалы духам, которые ему помогают.
Итак, признаки шаманской болезни:
- глубокая депрессия;
- внезапный крайне сильный подъём тонуса, маниакальная активность;
- галлюцинации;
- глобальные мысли, и образы, которые отражают устройство мироздания;
- неприятие обыденных и нормальных для большинства людей вещей, норм поведения, жажда познания другого мира;
- стремление к уединению;
- стремление к камланию.
Всё это очень похоже на классические симптомы психических расстройств. В чём же разница, и как отличить?
Разница между «шаманской болезнью» и нервными и психическими расстройствами
Разница в сути происходящих процессов. Шаманская болезнь и её проявления имеют метафизический смысл, а психоневрологические расстройства – нет.
Из вышеперечисленных симптомов, полагаю, всё понятно, кроме «стремления к камланию». Этот пункт может вызывать вопросы.
Стремление к камланию может выражаться:
- в непроизвольном желании совершать нелогичные (но, как правило, не опасные для окружающих) действия; например – разбить чашку, разложить осколки определённым образом и наговаривать на них какую-нибудь «белиберду»;
- в особенном восприятии музыки – особенно, ритма – желании танцевать, причём в виду это выглядит, как ломаные телодвижения, хотя некая гармония в них сохраняется;
- в привычке постоянно бубнить себе по нос какой-нибудь простой монотонный мотив, или отбивать ритм на чём попало (простые ритмы обладают гипнотизирующим эффектом, а гипноз способен ввести в транс, в состоянии которого шаманы камлают);
- в непроизвольном выкрикивании непонятных фраз – что называется, ни к селу ни к городу (это типичное свойство юродивых).
В общем-то, так себя ведут и многие – кого презрительно величают в народе «психами». Это, к слову, на заметку – что не стоит относиться свысока к тому, кого не понимаешь. Возможно, что у иных «психов» внутренний мир куда богаче, чем у многих «приличных» людей.
Satan Panonski – одиозный хорватский рок-музыкант, отличался девиантным поведением, своим поведением на сцене демонстрировал экстремальные формы «шаманской болезни», не пошёл по пути изучения Искусства, и его постигла смерть.
Дело в том, что «шаманская болезнь» склоняет человека вступить на путь изучения Искусства. Это некое предназначение. И как только человек начинает следовать своему пути, шаманская болезнь перестаёт быть «болезнью».
В практике, обычно, человек, подверженный «шаманской болезни» уходит в отшельничество по зову своего «духа»-водителя. Дух-водитель – или дух-проводник – за время отшельничества показывает будущему шаману уровни мироздания, недоступные обычному восприятию.
«Божественная комедия» средневекового поэта Данте Алигьери по сути – описание инициации шамана, только в контексте христианских верований. Спутник Данте – античный поэт Вергилий – водит его по аду, чистилищу и доводит до врат рая.
Вергилий показывает Данте другие – тонкие – миры!
Данте Алигьери, последний поэт средневековья и первый – эпохи Возрождения
После инициации и отшельнической практики шаман, в отличие от психических больных, может мыслить вполне ясно и вести себя адекватно. А в течение шаманской болезни человек, в принципе, тоже остаётся в адекватном состоянии, и способен ставить под сомнение особенности собственного восприятия, чего сумасшедшие, обычно, не делают.
Более того, люди, которых поразила «шаманская болезнь» часто сами могут не догадываться об истинной природе своих переживаний и их смысле! Им может казаться, что они действительно не в себе. И они весьма самокритичны и поэтому ранимы в этот период. Но те, кому суждено стать шаманом, обычно, находят свой путь.
«Лечение» от «шаманской болезни»
Лечение в этом случае одно: принять в себе свою природу. То есть пройти путь посвящения до конца и стать шаманом. Попытка сопротивления, попытка «вылечить» «шаманскую болезнь» ведёт к опасным последствиям – реальному сумасшествию и даже смерти.
Из статьи А.М.Кузнецова «Шаманизм как антропологическое явление»
Период кризиса отмечен появлением духа, который извещает, что выбрал этого человека своим помощником или мистическим партнером по браку, и предлагает избраннику свою помощь в ответ на согласие стать шаманом.
Если согласие получено, то болезнь прекращается, но все уже в курсе, что этого молодого человека ждет шаманская судьба, и остается только подыскать ему подходящего наставника.
В том случае, когда призванный сопротивляется воле духа, болезненные симптомы еще более усугубляются, что может привести даже к летальному исходу. Характерное описание данного явления приводит Л.Я.Штернберг.
“Перед тем, как стать шаманом, рассказывал мне один знакомый шаман, он болел более двух месяцев, в течение которых лежал неподвижно, пластом, в полном беспамятстве. Не успевал он отойти от одного припадка, как впадал в другой. “Я умер бы, — сказал он мне, — если бы не сделался шаманом”.
Читайте также: Буддийские храмы в китае – 5 самых интересных монастырей
К слову:
Духовная жизнь Христа, как известно, началась, когда ему исполнилось 30 лет. Три года Иисус проповедовал и совершал все свои чудесные деяния, описанные в Библии. Потом его судили и распяли. На тот момент ему было 33 года.
Мессианский путь Иисуса начался с крещения. Крестил его Иоан Предтеча (Креститель). После этого Иисус удалился, как известно из Библии, в пустыню на 40 дней, где был искушаем Сатаной, но сумел устоять против искушения. И только после этого он вернулся в мир и начал свой путь в качестве мессии.
Эта библейская история – типичное описание отшельничества и шаманской инициации. Шаманизм тоже относится к религиозным верованиям – к «примитивным» формам религии, которые гораздо древней христианства, и присущи всем архаичным народам. Вуду, например, это тоже форма шаманизма.
С точки зрения антропологов, эта история о сорокадневном отшельничестве Христа заимствована из преданий о шаманах, которые тоже всегда удалялись, чтобы переродиться. С точки зрения служителей христианского культа смысл истории о страстях христовых – противоположный языческим смыслам, к которым христиане относят и шаманизм.
Христос, искушаемый духами во время своей инициации
В шаманизме неофит – грубо говоря «новичок», тот, кто только вступает на Путь – заключает союз с духом-хранителем, который ему открывает тайны и помогает впоследствии. И шаман несёт определённые обязательства перед этим духом.
В христианском искажённом представлении дух-хранитель, с которым обычно договариваются шаманы, это Дьявол. А Иисус отринул союз с Дьяволом и /или духом-хранителем. Но тут есть логическая неувязочка.
Во-первых, у Христа уже и без всяких дьяволов был дух-хранитель. Это Бог-отец, или Святой дух. Именно с этой сущностью искал контакта и союза инициированный актом крещения Иисус. Согласно христианской концепции, Бог – это отец Христа (и сам Христос получает божественный статус после крещения и отшельничества!).
Во-вторых, «страсти христовы» и есть так называемые мытарства – путешествия по тонким планам мироздания, знакомство с законами астрального мира. Естественно, там есть и зловредные духи (эгрегоры), но в том и задача шамана, чтобы преодолеть их влияние и научиться влиять на них в своих интересах – например, чтобы изгонять бесов.
Представьте, что стали бы «лечить» Христа от «шаманской болезни». Мол, куда ты прёшься, лучше возделывай свой огород и расти детишек! Тогда бы наша современная культура до неузнаваемости выглядела бы по-другому.
Иоан Предтеча (Креститель), который инициировал (крестил) Христа
«Шаманскую болезнь» не лечат, её проходят, как первый этап пути.
После шаманской болезни
Шаман делает свою психику гибкой, наподобие актёра школы Станиславского. Ему это необходимо, чтобы:
- Чувствовать тонкие энергии астрального мира;
- Не испугаться (духов), выдерживать напряжения этих энергий, поскольку их много.
Когда выходишь в астрал, это подобно тому, что на тебя обрушивается лавина – грандиозные потоки информации. Это – как смотреть сто каналов по телевизору одновременно. Такая волна информации и энергии запросто может захлестнуть неподготовленного человека.
Подобный эффект – только от приёма ЛСД – описывает известный психолог Тимоти Лири:
обычно человек видит лишь небольшую часть того, что у него в сознании, словно, находясь в тёмном чулане, освещает окружающее фонариком, но когда он принимает галлюциноген, то в чулане словно загорается яркая лампа – в этом смысл «расширенного сознания».
Увидеть весь «чулан» своей памяти, своего сознания человек, часто, не готов. Об опасности психотропных веществ уже много сказано, не станем здесь повторяться.
Но теперь представьте, что шаману нужно заглянуть в «чулан» всего мира – в астрал, – а не только в свой разум!
Тимоти Лири
И кстати, да, традиционно шаманы многих народов принимали опьяняющие настойки, чтобы достигнуть состояния экстаза, в котором возможно попасть на высшие уровни реальности. Древние шаманы понимали пугающие и опасные сущности как «злых духов». Но на самом деле, это просто концентрированные узлы негативной энергии – деструктивные эгрегоры.
Пейотль – кактус, из которого делают напиток шаманы Латинской Америки, чтобы войти в состояние транса для камланий
- Чтобы не быть раздавленным мощнейшим энергоинформационным потоком, достигать высокой степени концентрации – сужать «лампу», которая освещает «чулан», до узкого луча, который выхватывает из всего многообразия необходимые элементы;
- Чтобы (впускать в себя духов без последствий) подключаться к разным (в том числе и опасным, вредным) эгрегорам, взаимодействовать с ними.
- Произвольно изменять свойства собственного астрального тела (по сути – это умение быть в астрале разными людьми – то же актёрство). Это нужно для того, чтобы вместо другого человека (заказчика, например), решать его проблемы на астральном уровне «мягким», «дипломатичным» образом, без воздаяния за вмешательство. Это примерно, как в 90хх бандиты ездили на разборки и крошил друг друга в салат, а сейчас сидят в кабинетах и договариваются. Согласитесь, это гораздо цивилизованнее. Кто не понял шутку юмора: я работаю без грубого насилия над астральным полем людей и избегаю конфликтов с мощными эгрегорами, работая с ними «дипломатично», потому что грубое вмешательство потом может обернуться проблемами для заказчика магического влияния.
Что происходит в результате шаманской болезни
Идёт перестройка психики и астрального тела. В принципе: любой человек способен существовать только в том мире, который готов осмыслить и принять. Поэтому мы мыслим символами, понятиями и категориями. И разумеется, это не истинное виденье мира, а лишь его схема, образ. Шаман способен менять схемы в зависимости от необходимости для решения конкретных задач.
Основной принцип магии: истины нет, есть лишь схема решений, которая либо подходит к данной ситуации, либо нет. Правильная схема (ритуал, заговор, обращение к духу) – та, которая работает в данной ситуации.
Что происходит, если человек не принимает реальность, которую ему показывают? В этом случае происходит разрыв между «реальностью» и человеком – то сеть, то, что психиатры называют шизофренией.
Нельзя стать шаманом, повторяя практики других шаманов. Даже наставники обучают не самим ритуалам, а принципам шаманизма, то есть они, скорее, обучают мыслить, а не действовать. У всех шаманов ритуалы разные, индивидуальные.
Всё Искусство постигается только собственной практикой и опытом.
Будда обычно говорил своим ученикам:
“Не верь тому, что я говорю! Это мой опыт, но в тот момент, когда я говорю это тебе, это становится неверным, потому что для тебя это не опыт. Слушай меня, но не верь. Экспериментируй, ищи, изучай. Пока ты сам не узнаешь, твое знание бесполезно; оно опасно. Знание, которое заимствовано, это препятствие”.
Слово изречённое – есть ложь (древняя истина)
Если шаман не выдерживает инициацию, он сходит с ума, а иногда и умирает. Поэтому опасно самому подстёгивать в себе «шаманские способности», рваться за грань, и принимать всякие «шаманские снадобья», наркотики и т.п. Дело в том, что все атрибуты – от заговоров и ритуалов, до шаманского бубна и снадобий – это просто двигатель.
Но Вы никуда не приедете, если не знаете, куда ехать. Чтобы это понять, куда двигаться, нужно прислушиваться – к себе и окружающему пространству, потому что всё пропитано астральной энергией, и даже не выходя в сферу атрала можно ощутить её влияние.
Быть шаманом здорово, но не более здорово, чем, например, быть хорошим фармацевтом.
:
Источник: https://BlackShaman.ru/shamanskaya-bolezn/
Шаманская болезнь
Искатели истины вставшие на путь познания, часто сталкиваются с достаточно странной закономерностью – их мировоззрение начинает не просто рушится, а происходит нечто большее.
Разрушение проявляется не только в изменении сознания, но и в более жестокой форме, в болезненных ощущениях в теле, депрессивно-суицидальных состояниях, могут начаться проявляться разнообразные видения и не только во сне, но и наяву.
Возникает ощущение что с головой не все в порядке, жизнь пуста и не имеет смысла.
Вся эта тошнотворная ситуация может резко изменятся на противоположные ощущения, ощущения эйфории, ярких красок жизни, что все в этом мире совершенно – имеет свою причину и следствие, жизнь течет именно так, как заложено высшей силой. Эта высшая сила, постоянно руководит и направляет, подкидывая нужную информацию, людей, знания.
Это состояние, которое с легкой руки этнографов назвали шаманской болезнью сейчас приобретает все большие масштабы.
Если в некотором прошлом, обучение тайным знаниям, умение управлением потоками энергии, общением с духами проводилось старым знающим шаманом, который мог помочь своему ученику справится с навалившимися трудностями, объяснить этот процесс, не дать впасть в крайности, помочь справится с проявлениями, пережить их, то современном мире духовная трансформация не такая легкая задача как может показаться на первый взгляд, все приходится познавать самостоятельно, без чьей-то крепкой поддержки. С распространением книг по духовному пути и эзотерическим знаниям, невольно привело к тому, что все больше и большее количество людей сталкивается с непонятным для себя состоянием, и оно их по меньшей мере пугает. Редко встретишь описание, что эта книга может вызвать у вас заболевания, психические и физические расстройства, ощущения внутренней пустоты и депрессии. Нет же, вместо этого, каждый второй рассказывает о просветлении, духовной радости, о том, что в вашей жизни все начнет происходить по каким-то загадочным, магическим путям, все что вы хотели свалится на вас прямо с неба. А, в итоге, оказывается, это болезненный и трудный процесс изменения сознания, на который мы не подписывались.
Сложность процесса перехода, даже не в том, что надо знать что шаманская болезнь существует, и ты не первый кто с ней столкнулся, что это не какое-то разрушение ума, а нормальное изменение основ мировоззрения.
Ломка сознания не может происходить гладко! Сложность в том, что попав в этот круговорот, адепта не просто «колбасит» духовно и физически, а в том, что под влиянием депрессивных состояний и глюков сознания, он начинает совершать активные действия, менять стиль своей жизни.
Разрушает контакты с социумом, теряет свое место в окружении, постоянно меняющееся мироощущение заставляет совершать поступки которые для внешнего окружения кажутся по крайней мере странными. От этого, теряются друзья, работа, может даже семья.
Что толку такому искателю истины сказать, что это нормальный процесс трансформации – ему это знание мало чем поможет.
Даже если шаманская болезнь дойдет до психических крайностей, заставив обратится к психиатру, то обычная медицинская точка зрения мало чем поможет. Психиатр попытается вернуть сознание в норму, приобщить такого человека обратно к социуму, таким образом лишив адепта возможности раскрыть свой внутренний магический потенциал.
Шаманская болезнь проявляется не просто в психологических расстройствах, она порой имеет вполне конкретные физические проявления, такие как скачки давления, симптомы желудочно-кишечных расстройств, жар, озноб, непонятные болевые ощущения в разных органах тела и т.д.
Симптомы могут исчезать и появляться вновь, казалось бы без всяких видимых причин. Обращаясь в медицинские учреждения с подобными расстройствами выявляется, что никаких особых физических отклонений нет.
Соответственно лечение такого заболевания может оказаться не просто лишним, но и в какой-то мере вредным и губительным. Лечить здорового человека медики у нас умеют.
Дело в том, что изменения идут не на физическом плане, а в энергетической структуре, эти изменения неизбежно влияют на физическое тело, которое собственно не виновато в их проявлении.
Во-первых не стоит боятся этого явления, пытаться как-то сгладить ее эффект, или проскочить быстрее. Трансформация происходит у всех по разному и сказать какой срок продлятся симптомы практически не возможно. Все зависит от конкретного человека и степени изменения энергетической структуры.
Читайте также: Пустотность в буддизме – что это такое и как ее осознать?
Не могу сказать, что этот процесс совершенно безопасен и не несет какого-то разрушительного эффекта. Под воздействием психологической ломки, духовный искатель может натворить много глупостей, которые сложно будет исправить в дальнейшем.
Поэтому лучше найти человека который уже проходил по подобному пути и частично может подсказать что делать, удержать от необдуманных действий.
Ломка личности неизбежна и ее механизмы схожи со стандартными возрастными кризисами. Наиболее близкое состояние – возрастная ломка в подростковом переходном периоде, когда молодым людям хочется все крушить, изменять, кажется что родители ничего не понимают и вообще мир совершенно не правильный.
Собственно механизм в данном случае тот-же, происходят глубинные изменения связанные со становлением личности. Если это сопровождается тягой к духовному, человек стремится пройти духовный путь развития, то переживания становятся несколько иными, более интенсивные и продолжительные.
В этот момент искатель получает дозу страдания, каких-то жизненных ударов, периодически сменяющихся радостью и невероятно удачными обстоятельствами. Почему происходят такие рывки, вероятно потому-что они необходимы на пути обучения.
Их интенсивность и продолжительность на прямую зависят от глубины и силы духовного изменения.
Не стоит пытаться игнорировать события несущие изменения, а также впадать в роль страдальца, которого за что-то наказывают небеса, – лишь переживая эти состояния и жизненные уроки, происходит настоящая трансформация тонкого тела. В итоге, под действием этой силы, либо будет раскрыт внутренний потенциал, либо жизнь вновь примет вполне обыденное течение.
Шаманом вы не станете, может и с духами разговаривать не будете, но ощущение что внутри что-то изменилось сохранится. Идя по пути развития, не стоит слишком упираться на получение ситхов (невероятных способностей), главное гармония с самим собой и улучшение энергетической структуры, а способности лишь побочный эффект, когда прокачивается энергетика.
Продолжение статьи – духовная трансформация личности.
Источник: http://www.VladimirPutnik.ru/2013/10/Shamanskaja-bolezn.html
Что такое “шаманская болезнь”
|
|
Источник: https://ru-shamanism.livejournal.com/298175.html
«Шаманская болезнь» или бремя культуры и цивилизации
В близких к эзотерике кругах, известно загадочное словосочетание – шаманская болезнь. Вошло оно в разговорный обиход с лёгкой руки этнографов. И означает исходно некие состояния, которые переживает будущий шаман, перед тем как у него проснутся скрытые внутренние силы и способности, и он начнёт видеть тонкий мир, и получит возможность осознанно с ним взаимодействовать.
Читайте также: Вегетарианство в индии – почему жители этой страны не едят мясо?
Состояния эти весьма своеобразны, причудливы и порой болезненны.[1] Как показывает практика, шаманская болезнь заразительна и интернациональна, то есть не имеет национальных границ и «заболеть» ею рискует любой, серьёзно соприкоснувшийся с духовным путём, и с изменёнными состояниями сознания, практика которых, по мнению многих источников, ведёт к вышеупомянутым результатам[2].
Классики этнографии (М. Элиаде, Х. Кальвайт) приводят сведения, что у некоторых племён наилучшими шаманами считались физически хилые, глубоко невротизированные личности, которые, возможно как раз благодаря этим особенностям, имели особое восприятие и доступ в мир духов и потусторонних сил.
У разных народностей существовали разные представления о передаче шаманских способностей, у некоторых считалось, что шаманом можно только родиться, другие же полагали, что при определённых условиях способности можно обрести, пройдя некие инициации и получив одобрение у духов.
В любом случае, лишь единицы шли этим, особым путём.
Сейчас, очевидно в связи с изменениями в структуре общества и отходом от традиционного родового и семейного институтов, очевидным крахом института религии, «шаманская болезнь» распространилась вширь, и встречается гораздо чаще в связи с активным самостоятельным поиском духовных ориентиров и откровений.[3] Узкая специализация единичных на племенное сообщество жрецов – шаманов — знахарей – священников, практически исчезла. В связи с НТР резко возрос уровень эгоцентризма и обособления. Теперь чуть ли не каждый сам себе шаман. И число «болеющих» искателей истины, естественно, заметно увеличилось.
С современной точки зрения можно сказать, что в процессе протекания шаманской болезни активизируются вытесненные теневые структуры личности. Происходит это очевидно, по причине как осознанного так порой и не осознанного (что важно), желания взаимодействия человека-искателя с разного рода божествами, архетипами и энергетическими потоками.
Которые по своей широте, мощи и многомерности гораздо более широки и глубоки чем обычное повседневное сознание человека, жёстко обусловленного воспитанием и культурой.
[4] Соответственно, при соприкосновении с таким объёмом сил, обычное личностное сознание со всеми его жёстко обусловленными культурой механизмами вытеснения начинает трещать по швам и разваливаться.
Обостряются невротические реакции, которые прежние, обыденные механизмы защит сдерживать уже не в состоянии, всплывают разнообразные детские страхи и комплексы, утончается и обостряется восприятие, повышается общая чувствительность и болезненность при прежних навыках адаптации и взаимодействия, наработанных за всю предыдущую жизнь. Всё это существенно осложняет жизнь в период прохождения «шаманской болезни» длящийся в среднем минимум от трёх до шести лет, в ряде случаев встречается циклическое, повторное течение «болезни», с периодами обострения и ремиссии, растягивающиеся иногда на десятилетия. Есть, кстати, отдельная категория людей «болеющая» с детства, и «выздоравливающая» в случае прохождения определённого духовного пути. Этнографами описаны случаи, когда люди, отказавшиеся принять шаманский дар, умирали. Были так же описаны случаи когда дар принимался на ограниченное количество времени (12 лет)[5].
Симптомы как правило следующие: разной степени и длительности депрессивно- суицидальные состояния, порой довольно сильные, человек и умирать не хочет и не понимает и не чувствует зачем жить, поиск смысла жизни принимает порой весьма разрушительные формы. Порой во сне или наяву являются разнообразные видения.
Адепту может казаться, что он сходит с ума, что жизнь бессмысленна и пуста, на него или на неё могут наваливаться жесточайшие депрессии и приступы невротических реакций, иногда доходящих до грани с психозом, апатия.
Или напротив, накатывать приступы необъяснимой эйфории, когда кажется что всё понятно и ясно, что-то вроде этакого просветления, которое тоже, через некоторое время, куда-то бесследно исчезает, как и тоска. Общее состояние часто нестабильно. Особые сны, склонность к одиночеству, отчуждение от людей, трудность и порой невыносимость общения с ними.
Потеря своего места в социуме вследствии постоянно меняющегося мировоззрения и мироощущения, трудности в адаптации. Постоянное ощущение присутствия внутри чего-то неизъяснимого и доставляющего то боль, то наслаждение. Иногда, какие-то состояния задерживаются, словно испытывая или соблазняя.
Зачастую но не всегда, присутствуют ярко выраженные психосоматические явления. Человек, страдающий шаманской болезнью может «переболеть» массой совершенно разнообразных «болезней» с полным букетом симптомов и проявлений. Медицинское обследование, как правило, никаких органических патологий не обнаруживает.
Часто проявляются симптомы телесных болезней, напоминающие аллергические реакции, симптомы желудочно-кишечных расстройств, поносы, запоры, изменение вкуса, непереносимость или наоборот тяга к каким то продуктам, слабость и вялость, телесная апатия, сонливость при, в общем, сохранённом психическом тонусе, или напротив приливы сил, когда кажется что можно свернуть горы. Повышенная или пониженная кожная чувствительность, жар и озноб. Разнообразнейшие боли в разных метах тела и во всём теле. Скачки артериального давления, внезапные головокружения, расстройства памяти и восприятия, сложности с фокусировкой внимания. Все симптомы могут периодически исчезать, словно их и не было, чтобы через некоторое время появиться вновь без всякой видимой закономерности.[6] В разработке находится гипотеза о том, что характер протекания болезни зависит от того, к кому ближе по своим архетипическим склонностям конкретный человек — к богам или титанам[7].
В общественных и личных взаимоотношениях возникают сложности.
Если раньше род, племя, село или деревня были достаточно хорошо осведомлены о том что происходит с неофитом, то теперь после многочисленных политических и культурных революций и перемен традиции передачи знания во многом утрачены и зачастую ни окружающие ни сам человек не понимают, что же происходит.
В отдельных моментах пытаясь прибегнуть к помощи психиатрии. Что в данном случае совершенно бесполезно. Сложности в отношениях возникают в основном от того что для болеющего «шаманской болезнью» перестают быть очевидными те морально этические установки по которым живёт большинство людей.
Его внутренние опоры расшатываются и рушатся, он подвержен резким сменам состояний и настроений, непредсказуем и на каком-то уровне окружающие воспринимают весь этот поведенческий комплекс как опасность для себя. И стараются принять адекватные с их точки зрения меры.
Не секрет, что будущему шаману в современном мире необходимо маскироваться от большинства себе подобных, изображая из себя нормального обычного человека. Открыться можно только немногим единомышленникам в соответствующих по духу сообществах. Это, кстати одна из причин массового возникновения всевозможных субкультур и течений в них.
Вследствие соприкосновения с силами тонких миров в человеке начинает пробуждаться его духовная суть, что разрушает привычные опоры КИМЛ[8] в человеке, и разрушение это настолько глубокое, что последствия и побочные эффекты доходят до отчётливых физиологических реакций и телесной перестройки. Происходит преображение личности, заложенной в детстве, по сути это может для некоторых стать вторым рождением[9].
Схожая картина «болезни» наблюдается у начинающих практиков практически любых, сколько нибудь затрагивающих тонкие и теневые сферы школ и систем. Начиная от ортодоксальных христианских, и заканчивая популярными тренингами по развитию чувствительности.
И даже у тех, кто обладая некоторой восприимчивостью от природы, и решительным настроем, прочёл какое то количество соответствующей литературы. В результате доминанта внимания смещается в соответствующие сферы, и результат практически неминуем.
Как правило, «болезнь» тем сильнее или дольше, чем сильнее намерение человека и его внутренний потенциал[10].
Практически во всех случаях осмысленного просвещения и обучения в этой сфере не существует, все кто «в теме», знают, что должно «колбасить» и если колбасит, то это хорошо, значит, есть толк от практики или семинара. Просто надо это как то пережить.
Наш опыт показывает, что тяжесть и болезненность упомянутых состояний складывается из двух основных факторов, КИМЛ и индивидуальных психоэнергетических особенностей человека.
С индивидуальностью ничего не поделаешь, и переживать всевозможные состояния при её перенастройке и возможно частичной трансформации придётся во всей полноте, так как процесс этот длительный и тонкий.
[11] А вот эффекты при взаимодействии сил тонкого мира, богов и архетипов с КИМЛ и её преображение можно существенно облегчить, используя арсенал МТ[12] и отдельные, подходящие случаю психотерапевтические техники[13].
Не стоит бояться этого явления и стараться как-то избежать его или «проскочить» побыстрее, считая досадной помехой.
Эта своеобразная ломка личности неизбежна и её механизмы, по сути, аналогичны механизмам возникновения возрастных кризисов, которые, так или иначе переживает каждый человек, так как каждый проходит здесь, на земле какой-то свой духовный путь.
В случае же индивидуальной тяги к духовному пути, к пути индивидуации, или к пути самопознания, переживания становятся несколько иными, и пожалуй более интенсивными и продолжительными. Или просто более акцентированными и осознанными.
Конечно крайне сложно сопоставить количество боли и удовольствия у обывателя и духовного искателя, и по большому счёту, неизвестно, кто больше страдает. Возможно из-за специализации каждый получает свою долю страданий и счастья в своей сфере. Кто то в мирской, а кто то в духовной.
Как вести себя «болящему»? Не бояться и стараться не поддаваться соблазну стечь в образ жертвы-страдальца. Это ничего не даст. Попытка переждать так же бесперспективна. Стоит стараться не игнорировать, но переживать потоки состояний и переживаний не поддаваясь им. Не позволяя переживаниям завлекать себя в состояния полного отождествления с происходящим.
Стараться сохранять если не позицию наблюдателя, (что оптимально, но трудно) то хотя бы какую-то отрешённо наблюдающую за происходящим часть сознания и души. Это сделать сложно, но в каком-то смысле это язык силы, и если мы хотим раскрыть свой потенциал, расторгнуть лишние и ненужные договора с Богами[14] то придётся постараться.
Лучше всего довериться происходящему и прислушиваясь к себе, к своему внутреннему голосу пережить и переболеть каждую из приходящих болей, и мало того попробовать отыскать в них смысл. Осознать причины, которые, как правило, кроются где-то в дисгармонии взаимоотношений субъекта, (меня) и мира(всего остального что я не считаю собой).
Каждая такая боль или болезнь существуют не сами по себе, но парадоксальным образом ведут, через вынужденное напряжение, через боль к осознанию сущности дисгармонии к познанию себя и мира как есть и к овладению своей внутренней силой, к раскрытию своего потенциала. К обработке и получению своего внутреннего философского камня.
Нужно только набраться мужества и терпения и вооружиться здравым смыслом, не слишком уповая на авторитеты рискнуть и пуститься в этот путь. А в пути не только трудно, но и интересно. Там ведь нет обыденности…
[1] М. Элиаде Шаманизм: Архаические техники экстаза Париж — 1964
[2] Р. Ассаджиоли «Нервные заболевания при духовном росте».
[3] Карл Ясперс. Духовная ситуация времени Jaspers K., Die geistige Situation der Zeit, 1932, сайт koob.ru.
[4] В.Лебедько, Е.Найденов «Архетипические путешествия» Пенза «Золотое сечение» 2010.
[5] А. Горбовский «Тайная власть, незримая сила» М. «Прометей» 1989
[6] Дипак Чопра «Идеальное здоровье» Мн. «Харвест» 1999
[7] Е. Найдёнов «Три кита. Или Титаны, Боги и Демоны » http://www.naidenow.ru/
[8] В.Лебедько «Культурно Информационная Матрица Личности в контексте Западной Тадиции» 2001, на сайте http://sannyasa.ru и в библиотеках Интернета.
[9] Х. Кальвайт «Шаманы, знахари целители». М. Изд-во Трансперсонального института 1998
[10] Ассаджоли Роберто А 90 Психосинтез: теория и практика«Рефл бук.- 1994.
[11] К.Г.Юнг «Психология и Алхимия» Мн. «Харвест» 2001
[12] В.Лебедько, Е.Найденов «Магический Театр: методология созидания души» Самара. «Бахрах-М» 2008
[13] Ф.Перлз, П.Гудмен, Р.Хендриксон «Практикум по гештальттерапии» М. «Психотерапия», 2007
[14] В.Лебедько, Е.Найденов «Архетипотерапия» Пенза «Золотое сечение» 2010.
Источник: http://www.naidenow.ru/?p=717
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.