Символ свастика – виды и значение

Что такое свастика? Многие, не задумываясь, ответят – символ свастика использовали фашисты. Кто-то скажет – это древнеславянский оберег, и оба будут правы и не правы одновременно. Сколько же вокруг этого знака легенд и мифов? Говорят, что на том самом щите, который Вещий Олег прибил к дверям Царьграда была изображена свастика.

Что такое свастика?

Свастика – это древнейший символ, появившийся еще до нашей эры и имеющий богатую историю. Многие народы оспаривают друг у друга право на ее изобретение. Изображения свастики находили в Китае, Индии. Это очень значимый символ. Что обозначает свастика – созидание, солнце, благополучие. Перевод слова «свастика» с санскрита означает – пожелание добра и удачи.

Свастика – происхождение символа

Символ свастика – это солнечный, солярный знак. Основной смысл – движение. Земля движется вокруг солнца, четыре времени года постоянно сменяют друг друга – нетрудно заметить, что основной смысл символа – не просто движение, а вечное движение мироздания.

Некоторые исследователи объявляют свастику отображением вечного вращения галактики.

Свастика – символ солнца, упоминания о ней есть у всех древних народов: на раскопках поселений инков находили ткани с изображением свастики, она есть на древнегреческих монетах, даже на каменных истуканах острова Пасхи есть свастичные знаки.

Изначальный рисунок солнца – кружок. Затем, заметив четырехчастную картину бытия, люди стали пририсовывать к кружку крест с четырьмя лучами. Однако, картинка вышла статичной – а мироздание вечно в динамике, и тогда у лучиков изогнули концы – крест получился движущимся.

Эти лучи символизируют еще и четыре значимых для наших предков дня в году – дни летне/зимнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия.

Эти дни определяют астрономическую смену сезонов и служили знаками, когда заниматься земледелием, когда строительством и другими важными для общества делами.

Свастика левосторонняя и правосторонняя

Мы видим, насколько всеобъемлем этот знак. Очень трудно односложно объяснить – что означает свастика. Она многогранна и многозначна, это знак первоосновы бытия со всеми его проявлениями, и помимо всего прочего, свастика динамична.

Она может вращаться и вправо, и влево. Очень многие путают и считают стороной вращения то направление, куда смотрят концы лучей. Это неправильно. Сторона вращения определяется углами изгиба.

Сравним с ногой человека – движение направлено туда, куда направлено согнутое колено, а вовсе не пятка.

Левосторонняя свастика

Есть теория, которая говорит, что вращение по часовой стрелке – это правильная свастика, а против – плохая, темная, свастика наоборот. Однако, это было бы слишком банально – правое и левое, черно и белое.

В природе все оправданно – день сменяется ночью, лето – зимой, нет разделения на хорошее и плохое – все, что существует, для чего-либо нужно.

Так и со свастикой – нет хорошей или плохой, есть левосторонняя и правосторонняя.

Левосторонняя свастика – вращается против часовой стрелки. Это значение очищения, восстановления. Иногда ее называют знаком разрушения – чтобы построить что-то светлое, нужно разрушить старое и темное.

Свастику могли носить левым вращением, она называлась «Небесный крест» и была символом родового единства, приношения тому, кто ее носит, помощи всех предков рода и защиту небесных сил.

Левосторонняя свастика считалась знаком осеннего солнца – собирательная.

Правосторонняя свастика

Правосторонняя свастика вращается по часовой стрелке и обозначает начало всего сущего – рождение, развитие. Это символ весеннего солнца – созидательная энергия. Его еще называли – Новородник или Солнечный крест. Символизировал он силу солнца и процветание рода.

Знак солнца и свастика в этом случае равноправны. Считалось, что наибольшую силу он дает жрецам. Вещий Олег, о котором говорили вначале, имел право носить этот знак на своем щите, поскольку ведал, то есть знал Древнюю Мудрость.

От этих верований и пошли теории, доказывающие древнеславянское происхождение свастики.

Славянская свастика

Левостороняя и правосторонняя свастика славян называется – Коловрат и Посолонь. Свастика коловрат наполняет светом, оберегает от тьмы, Посолонь дает трудолюбие и духовную стойкость, знак служит напоминанием, что человек создан для развития.

Эти названия – только два из большой группы славянских свастических знаков. Общим у них были кресты с загнутыми лучами. Лучей могло быть и шесть, и восемь, загнуты они и вправо, и влево, каждый знак имел свое название и отвечал за определенную охранную функцию.

Основных свастических символов у славян 144. Помимо вышеназванных у славян были:

  • Солнцеврат;
  • Инглия;
  • Сварожич;
  • Свадебник;
  • Перунов свет;
  • Небесный вепрь и еще многие виды вариаций на основе солярных элементов свастики.

Свастика славян и фашистов – отличия

В отличие от фашистской, у славян не было строгих канонов в изображении этого знака. Лучей могло быть сколько угодно, они могли быть сломаны под разными углами, могли быть и закруглены.

Символ свастика у славян – приветствие, пожелание удачи, тогда как на съезде нацистов в 1923 году Гитлер убедил сторонников, что свастика обозначает борьбу с евреями и коммунистами за чистоту крови и превосходство арийской расы.

Свастика фашистская имеет свои жесткие требования. Это и только это изображение – немецкая свастика:

  1. Концы креста должны быть заломлены в правую сторону;
  2. Все линии пересекаются строго под углом 90°;
  3. Крест обязательно должен находиться в белом круге на красном фоне.
  4. Правильно говорить не “свастика”, а Hakkenkreyz

Свастика в христианстве

В раннем христианстве часто прибегали к изображению свастики. Ее именовали «гаммированный крест» из-за схожести с греческой буквой гамма.

Свастикой маскировали крест во времена гонений на христиан – катакомбного христианства. Свастика или Гаммадион была основной эмблемой Христа вплоть до конца Средневековья.

Некоторые специалисты проводят прямую параллель между христианским и свастическим крестами, называя последний «кружащийся крест».

Свастика в православии активно использовалась до революции: как часть орнамента священнического облачения, в иконописи, во фресках, которыми расписаны стены церквей. Однако, существует и прямо противоположное мнение – гаммадион – это сломанный крест, языческий символ, к православию не имеющий никакого отношения.

Свастика в буддизме

Со свастикой можно столкнуться везде, где есть следы буддийской культуры, она – след стопы Будды. Буддийская свастика, или «мандзи» обозначает многосторонность миропорядка.

Вертикальной черте противопоставлена горизонтальная, как отношение небо/земля к отношению между мужским и женским. Поворот лучей в одну сторону подчеркивает стремление к доброте, мягкости, в противоположную – к твердости, силе.

Этим дается понимание невозможности существования силы без сострадания, а сострадания без силы, отрицание всякой односторонности, как нарушения мировой гармонии.

Индийская свастика

Свастика в индии не менее распространена. Существуют лево- и правосторонние свастики. Вращение по часовой стрелке символизирует мужскую энергию «инь», против – женскую «янь». Иногда этот знак обозначает всех богов и богинь в индуизме, тогда, на линии пересечения лучей добавляют знак «ом» – символ того, что все боги имеют общее начало.

  1. Правое вращение: обозначает солнце, его движение с востока к западу – развитие вселенной.
  2. Левое вращение олицетворяет богиню Кали, магию, ночь – сворачивание вселенной.

Запрещена ли свастика?

Знак свастики был запрещен Нюрнбергским трибуналом. Незнание породило массу мифов, например, то, что свастика обозначает четыре соединенные буквы «Г» – Гитлер, Гиммлер, Геринг, Геббельс. Однако, эта версия оказалась полностью несостоятельна.

Hitler, Himmler, Göring, Goebbels – ни одна фамилия не начинается на эту букву.

Известны случаи, когда из музеев изымались и уничтожались ценнейшие экземпляры, содержащие изображения свастики в вышивке, на украшениях, древнеславянские и раннехристианские обереги.

Во многих европейских странах существуют законы, которые запрещают фашистскую символику, однако принцип свободы слова практически неоспорим. Каждый случай использования символики нацизма или свастики имеет вид отдельного судебного разбирательства.

  1. В 2015 году Роскомназор разрешил использовать изображения свастики без целей пропаганды.
  2. В Германии жесткое законодательство, регламентирующее изображение свастики. Известны несколько решений судов, запрещающие или разрешающие изображения.
  3. Во Франции принят закон, запрещающий публичную демонстрацию нацистских символов.
Богиня Астарта в мифологииБогиня Астарта манила древних магов и чародеев эпохи Возрождения, посвятивших ей древние описания-гримуары. Большой интерес к ней проявляют и современные маги, которые пытаются использовать магическую силу богини для исполнения своих желаний. Черная вдова – как ее узнать и чем она опасна?Черная вдова – так называют женщину, похоронившую более 2-х мужей. Причинами такого злого рока могут быть проклятие, карма или вампиризм самой носительницы. Изменить свою судьбу можно, но зачастую без помощи специалиста не обойтись.
«Шлем ужаса» – значение славянского оберегаОгромной энергией обладает «Шлем ужаса» – оберег, который помогает человеку познать собственное «Я» и получить защиту в разных ситуациях. Есть специальный ритуал, позволяющий активировать талисман и правильно его использовать. Цветок папоротника в славянской мифологии – как выглядит и как найти?Согласно одной из легенд цветок папоротника обладает огромной силой, поэтому с древних времен многие пытаются его отыскать. Есть определенные правила, касающиеся поиска растения. Кроме этого, интересными являются приметы, связанные с ним.

Источник: https://womanadvice.ru/simvol-svastika-vidy-i-znachenie

Индийская свастика – сакральный символ

Вчерашняя расстановка принесла непередаваемое ощущение Единения.Уже во второй моей расстановке показываются архетипы и сакральные символы.Символ свастика – как проявление моего отношения к Великой отечественной Войне (война – это цена жизни) и индийский сакральный смысл символа свастики – удалось объединить.

Символ свастики проявился в том, как стояли 4 фигуры заместителей.Сакральный смысл расстановки просвечивал для меня сквозь обычные фразы и слова заместителей. И мне не нужно было слов!Вчера был 19 Лунный день.

Символ 19-го Лунного  дня –  Индийская свастика (Зерван), знак всех проявленных и непроявленных миров.

Свет и Тьма, образующие своей борьбой существование настоящего мира.

У этого символа много значений – не только солнце, но и сансаpа, колесо пеpевоплощений. Четыpе лyча символизиpyют четыpе стихии, а также четыpе отpезка жизни человека. Пеpвый – pост и yчеба. Втоpой – женитьба и воспитание детей. Тpетий – обyчение молодежи. Четвеpтый – слyжение богy.

Свастика предполагает и идею движения в двух направлениях: по часовой и против часовой стрелки. Подобно «Инь» и «Ян», дуальный знак: вращаясь по

часовой символизирует мужскую энергию, против часовой — женскую.

Помимо этого, свастика имеет значения царской власти.В последнее время этот символ полностью ассоциируется с Ганешей и Лакшми.

Свастика символизирует всех богов и богинь, и то, что все боги имеют один источник – в этом случае на линии пересечения черт(крест) добавляют символ Ом.

Сва́стика 卐(санскр.

свасти, приветствие, пожелание удачи) — крест с загнутыми концами («вращающийся»), направленными либо по часовой стрелке, либо против часовой стрелки. Свастика — один из самых древних и широко распространённых графических символов.

У большинства древних народов она была символом движения жизни, Солнца, света, благополучия.

Свастика отражает вращательное движение с его производной — поступательным и способна символизировать философские категории.

Слово «свастика» — составное из двух санскритских корней: су, «добро, благо» и асти, «жизнь, существование», то есть «благосостояние» или «благополучие».

Свастика рассматривается не только как солярный символ, но и как символ плодородия земли. Это один из древних и архаичных солярных знаков — указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре части — четыре сезона. Знак фиксирует два солнцестояния: летнее и зимнее — и годовое движение Солнца.

Имеет идею четырёх сторон света.Символический крестообразный знак, состоящий как бы из четырех букв Г греческого алфавита, соединенных между собой их основаниями  или четырех человеческих ног, исходящих из одного, общего центра.

Свастика в Индии традиционно рассматривалась как солярный знак — символ жизни, света, щедрости и изобилия.

В форме свастики был сделан деревянный инструмент для добывания священного огня. Его плашмя клали на землю; углубление в середине служило для стержня, который вращали до появления огня, возжигаемого на алтаре божества.

Читайте также:  Отличия буддизма от синтоизма – традиционной религии японии

Также символ эзотерического буддизма. В этом аспекте называется «Печатью Сердца» и, по преданию, была запечатлена на сердце Будды.

По одной из теорий особый вид свастики, символизирующий восходящее Солнце, победу Света над Тьмой, Вечной жизни над смертью, именовался коловрат (старославянская форма, букв. «вращение колеса»; древнерусская форма — коловоротъ, имевшая значение «веретено»). Вообще можно привести ещё множество примеров, которые неразрывно связывают свастику и Русь.

В старые добрые времена Русский люд женился и выходил замуж под свастикой.

Свастика – нарукавный знак калмыцких формирований обозначается словом «люнгтн», то есть буддийская «Лунгта», означающая — «вихрь», «жизненную энергию».

В добуддийской древнеиндийской и некоторых других культурах свастику принято трактовать как знак благоприятных предначертаний, символ солнца. Этот символ до сих пор широко используется в Индии и Южной Корее, и большинство свадеб, праздников и гуляний не обходится без него.

Буддистский символ совершенства (известен также под названием мандзи, «вихрь» (яп., «орнамент, крест, свастика»), считается закрученным против часовой стрелки. Вертикальная черта обозначает взаимосвязь неба и земли, а горизонтальная указывает на отношения инь—ян.

Направленность коротких черточек влево олицетворяет движение, мягкость, любовь, сострадание, а их устремленность вправо связывается с постоянством, твёрдостью, разумом и силой. Таким образом, всякая односторонность является нарушением мировой гармонии и не может привести к вселенскому счастью.

Любовь и сострадание без силы и твердости беспомощны, а сила и разум без милосердия и любви ведут к умножению зла.

В буддизме, свастика также является одним из сакральных символов – сакральное знание и учение Будды и Его сердце.

Позже стала символом германских нацистов, после их прихода к власти — государственным символом Германии (изображалась на гербе и флаге).

В представлении самого Гитлера, она символизировала «борьбу за торжество арийской расы». В таком выборе соединилось и мистическое оккультное значение свастики, и представление о свастике как об «арийском» символе (ввиду ее распространенности в Индии).

Однако, строго говоря, нацистским символом была не любая свастика, а четырёхконечная, с концами, направленными в правую сторону, и повёрнутая на 45°. При этом она должна быть в белом круге, который в свою очередь изображён на красном прямоугольнике.

Именно такой знак находился на государственном знамени национал-социалистической ермании с 1933 по 1945 гг.

Гитлер начал войну в день летнего солнцестояния.

В индуизме, существует два способа изображения свастики – левосторонняя и правосторонняя.

Оба эти символа являются двумя формами брахмана, что сиволизирует – развитие вселенной(праврити) из брахмана – по часовой стрелке и сворачивание вселенной(ниврити) в брахман – против часовой стрелке.

Это также имеет значение, как проявления брахмана или Бога в четырех сторонах света – север, юг, восток, запад. 

Источник: https://mirastory.livejournal.com/40000.html

Свастика в буддизме

Возвратим Русскому народу свастику. Сборник. Составители Анатолий Глазунов (Блокадник)  и др.

Свастика в буддизме

Буддизм – одна из  интересных мировых религий. А точнее буддизм  – религиозно-философское учение  о духовном пробуждении (бодхи).  Возник буддизм   около  6 века до нашей эры в Индии. Основатель  учения  –  Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

Считать верующих людей, конечно, очень трудно. По данным буддолога А. А. Терентьева,  в  2008 году  на Земном шаре обитали  от 600 до 1300  миллионов  буддистов. По данным Encyclopedia Britannica, в 2011 году численность буддистов составляла 780 миллионов человек.

Больше всего буддистов обитают  в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Бутане, Вьетнаме, Индии, Камбодже, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Корее, Лаосе, Монголии, Мьянме, Непале, Таиланде, Тибете, Шри-Ланке, Японии.

И везде  в этих странах навалом свастики.

Свастика  – в храмах, на храмах, на статуях Будды, на одежде. 

В России буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы. В  последние годы буддийские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России. У всех  почти буддистов России  есть книжки, где свастика.

Тайвань

Стопа Будды

Так что  же делать противникам «нацистской символики»?  Они не знают, что  делать.   Им говорят, что  это не нацистская символика, а буддистская.  Они вынуждены смириться, заткнуться.  Ведь если попытаются в этих странах  требовать убрать все свастики,  идиотам-запретителям  дадут по заднице.

  А как определить, где нацистская символика, где похожая на нацистскую символику, а где разрешенная?  У нас в России в идиотских законах  нет указания, какая  свастика – разрешённая.

А если по Москве или Петербургу пойдет мужик,  а на груди его, на футболке  – свастика, как у Будды, или висит на шее  бронзовая свастика, как у Будды, то –  что делать?   Хватать и сажать, или нет?   А если он скажет, что он дома изучает буддизм.

А   если в сумке у него книжки по буддизму, хватать его  – и в отделение полиции?  Судить  его за «нацистскую символику»? В Индии можно ходить со свастикой, а Петербурге  нельзя? А может он едет в Буддистский храм, есть у нас такой на окраине Петербурга.

Тогда что делать? Как  бедному полицейскому определить  нацистская это символика или нет? А если возникнет русская националистическая  или какая другая организация, а эмблема будет – свастика точно такая, как у буддистов, то хватать и сажать или нет?

Когда закончится в России время  русофобов-идиотов?

Сборник здесь:

http://www.pravda-pravo.ru/forum/index.php/board,25.0.html

Фотографии взяты из  Интернета

Источник: https://a-glazunov.livejournal.com/39655.html

Что вы знаете о Свастике?

Я неслучайно решила поднять эту тему именно сегодня – в памятный день 22 июня – день начала Великой Отечественной войны. Я знаю, что многие люди, увидев Священную Свастику, способны испытать ужас и отвращение к этому древнейшему символу. Но мне очень хотелось бы напомнить людям о том, откуда он берёт исток.

Я глубоко убеждена, что если каждый человек будет об этом знать, то рано или поздно у недочеловеков, таких как скинхеды и им подобные, навсегда исчезнет смысл в использовании Свастики в качестве символа устрашения, насилия, вандализма и жестокости.

Свастика должна перестать быть символом фашизма, поскольку изначально она не имеет к этому античеловеческому движению никакого отношения.

К сожалению, после Второй Мировой войны значение этого великого символа было сознательно забыто европейскими народами, в памяти остался лишь искаженный смысл, отражающий ужас, пережитый во время войны.

Гитлер, взяв Свастику на свое дикое знамя, яростно хотел того, чтобы Запад как можно дольше был в ужасе, взирая на Восток… Поэтому я хочу рассказать вам о Свастике, об её истинном смысле. Свастика – это один из самых священных и самых мистических знаков всех древних народов и Востока, и Запада. Да-да, не только Востока, но и Запада тоже))) Посмотрите на эти фотографии:

США, Великобритания.
В 1900-1910-х гг. Свастику часто печатал Э.Филлипс и другие производители почтовых открыток в Соединённых Штатах и Великобритании. Она называлась «крестом счастья», состоящим из «четырёх L»: Light (свет), Love (любовь), Life (жизнь) и Luck (удача).
Знак Свастики часто можно было встретить на тканях. Жаклин Кеннеди – супруга президента Дж. Кеннеди – имела в своем гардеробе и одежду со Свастикой.
Канада.
Женская хоккейная команда Эдмонтона. 1916 г.
Свитера игроков украшены Свастикой в круге. Такие же Свастики как “Знак Благодарности” носили американские скауты.
США.
Американский флаг со Свастикой, в центре которой “Звезда Удачи”.
Греция.
В древней Греции, на Крите и в Трое, Свастика широко использовалась как декоративный элемент и в храмах, на одежде и щитах воинов, бытовой утвари.
Музей Отаго. Ваза с геометрическим узором. 8 в. до .н.э.
Израиль.
Эйн-Геди. Свастика на мозаичном полу древней синагоги.
Израиль.
Маоз-Хаим. Расположен на границе с Иорданией.
Мозаичный пол древней синагоги IV-XI столетиях н.э. украшен Свастикой.
Болгария, г. Несебр. Православный храм “Пантократор” (“Спас Вседержитель”). Построен в XIII-XIV вв. во времена Второго Болгарского Царства при царе Иване Александре.
Фрагмент:
Для этого древнего храма характерена отделка из керамики и уникальный орнамент, имеющий вид ленты из непрерывной Священной Свастики, обрамляющей его верхнюю часть по всему периметру. (Слева вверху – элемент орнамента) А вот в этом самом древнем на Руси Православном Храме СВятой Софии в Киеве, который был заложен в 1037 г. :

….Священная Cвастика венчает Святительский чин. Здесь – мозаика правой части алтаря и фрагмент центральной части.

Снимки А. Радченко. Фотофрагменты алтаря сделаны с разрешения дирекции собора-музея:

ещё один фрагмент: Ещё фотографии:

Россия.
Свастика на одеяниях православных священнослужителей.
Россия.
«Световой поток» на орнаменте северорусской ткани XIX в. Фрагмент полотенца с изображением собирающих и сеющих прямоугольных Свастик. Браное ткачество; р. Пинега, бывш. Архангельская губ. Конец XIX в.
Фото Г. П. Дурасова.
Россия.
Село Веденье Ярославской обл. Крест православного храма.
Россия.
Нарукавный знак Красной Армии. 1919 г.
(Если увеличить знак, то в Свастике можно заметить буквы Р.С.Ф.С.Р.)
Россия. Дагестан.
Минбар XV в. из Джума-мечети в с. Кубачи (деталь). Ну, и на Востоке, конечно:

Индия.
Свастика венчает индуистский храм.
Индия.
Храм Ганеша. (При увеличении хорошо видна Свастика в верхней части мраморного барельефа).
Индия.
На восточном базаре.
Вьетнам.
Пагода “Лежащего Будды” расположенная на горе Таку, которая находится в сорока километрах к югу от г. Фантьет. “Лежащий Будда” – самая большая статуя Будды во Вьетнаме. Ее высота 6 метров, длина 49 метров. Пагода Таку была основана в 1831 году, во времена правления королевской династии Нгуен.
На груди статуи – Свастика.
Гонконг.
Огромная бронзовая статуя Будды со Свастикой на груди.
Китай.
г. Харбин. Буддийский храм.
15 метровая позолоченная статуя Будды.
Китай.
Свастика даже в знаках.
Непал.
Здесь в форме Свастики делают даже цветочные клумбы.
Сингапур.
Статуэтка Будды.
Сингапур.
Свастика в круге на воротах суда.
Тайвань.
Монастырь в г. Килунг-Буд,
Тайвань.
Буддийский центр.
Ирак.
Мосул. Свастическая сетка в орнаменте михраба. Мечеть аль-Джувайчати. XV-XVII вв.
Иран.
Вверху: Божие Имя «Аллах», начертанное куфическом шрифтом.

Внизу: Свастика, четырёхкратно повторяющая имя пророка Мухаммада (жадеитовое блюдо из Персии – старое название Ирана).

Свастика на надгробьях мусульманского кладбища Убедительно, не правда ли?? Итак, что же такое Свастика? В древнем мире Свастику встречаем повсюду: в Египте и Китае, в Монголии и Тибете, в древней Греции и Перу, Вавилоне и Риме, Ассирии и на Руси и т. д. Чтобы назвать все законы, которые заключает Свастика, нужна отдельная книга. Для буддистов, китайцев, монголов, тибетцев, непальцев Свастика означает “Десять тысяч истин”, относящихся к тайнам видимой и невидимой Вселенной, Первозданной Космогонии и Теогонии. Посвященный в тайны этого знака мог начертать с математической точностью эволюцию Космоса, зарождение человека и остальных видов жизни. Свастика – это огненная эмблема деятельности Космического Электричества, основы Жизни. Свастика – это “четыре руки” всемогущего индийского Божества Огня-Агни, которые, если продолжить, уходят в… Беспредельность, обнимая все, преобразовывая все, бесконечно совершенствуя все в своем вечном и цикличном продвижении. Свастика – символ Двух Начал и их синтеза. Горизонтальная линия Свастики символизирует Материю (или Женское Начало), вертикальная – Дух (или Мужское Начало). Этот знак включает в себя все пары противоположений, из которых состоит Жизнь Космоса и жизнь человека (дух и материю, Свет и тьму, небесное и земное, знание и незнание, начало и конец, конец и беспредельность, любовь и ненависть, рождение и смерть, отрицательное и положительное, пассивное и активное, плюс и минус, день и ночь, рождение и смерть, да и нет, можно и нельзя и т. д. и т. д. Но в своем равновесном (гармоничном) сочетании Свастика символизирует не двойственность Жизни, а единство – Единый Элемент, Единый Агни-Огонь, творящий все сущее. Свастика – символ постоянного вращения Миров и Циклов. Движение вечно и циклично. Но оно также, как и все сущее, состоит из двух противоположностей. Это – Выдох и Вдох Абсолюта-Парабрамана. Выдох и Вдох (Манвантара и Пралайя)- это эволюция и инволюция, развертывание жизни и свертывание. Это – Бытие и Небытие. У Эволюции всего два вида движения – центробежное и центростремительное. И эти законы отражены в Свастике, вращающейся по часовой стрелке (или по Солнцу) и против часовой стрелки. Центробежная сила будет означать, что человек тяготеет к низу, ко всему материальному, у него превалирует земное притяжение, развито земное сознание. Он строит жизнь на основании, выложенном земными сокровищами. Такой человек (если сравнить его с планетой, вращающейся вокруг Солнца) будет устремляться прочь от Света, от Солнца, его мощно притягивает другой полюс – тьма. Если такое движение будет продолжаться из жизни в жизнь, то в конце концов такой человек и в самом деле уйдет во тьму и превратится в космический отброс. Центростремительная сила означает, что человек устремляется к сокровищам небесным. Такой человек притягивается к солнцу – духовному источнику его собственной вселенной, а через него – к общекосмическому Духовному Солнцу – к ХРИСТУ МИРА, к сердцу МАТЕРИ МИРА. Плохо, когда человека затягивает материальное, и он отвергает духовное. Но так же плохо, когда человек из жизни в жизнь отвергает материю. Такой человек начинает презирать Землю и жизнь на ней. Всеми силами он стремится немедленно вернуться обратно – к своему духовному источнику, который послал его на Землю. Но такой человек не желает участвовать в жизни на Земле, потому что она в сравнении с Небесами, темна, тяжела, опасна и, к тому же, ограничивает знание и творчество духа. Такой человек не полезен эволюции, он – не равновесный крест. Но если человек в своем естественном эволюционном движении достигает уравновешивания духовного и материального, то его устремление к своему Духовному Солнцу вовсе не исчезает, не уменьшается. Наоборот, оно нарастает, все ускоряясь. В конце концов его душа сольется с этим Солнцем- Христом. Это – и символ четырех частей света: Восток, Запад, Север и Юг. Это – и четыре Стихии, четыре Элемента, из которых состоит проявленная Вселенная. Это – четыре Цикла Жизни, из которых состоит жизнь и Космоса, и природы, и человека. Эти циклы имеют много аспектов и наименований: это – Юги: Сатья, Двапара, Трета, Кали; это – детство человека, юность, молодость и старость; это сезоны природы – весна, лето, осень, зима. Это Четыре – магическая и научная четверица, главный ключ, открывающий дверь любой науки (как физической, материалистической, так и духовной). Свастика указывает шесть направлений Пространства: верх – низ, левое – правое, от нас и – к нам и символизирует число Шесть – число проявленной, физической Природы Космоса. В Свастике зашифровано и основное число Природы, Космоса, Земли, человека – Семь. Ведь этот знак составлен фактически из четырех семерок. 4 x 7 = 28. Число 28 чрезвычайно проникающее. В частности, мы видим его в четырех фазах Луны, которые сменяют друг друга через каждые семь дней. В Древнем Египте и Индии Свастика – охраняющий талисман и символ спасительной мощи. В Египте она возлагалась на грудь умершего мудреца. Свастика встречается на месте сердца в изображениях Будды (Тибет, Монголия). Она налагается на сердце живых посвященных, причем иногда ее выжигают на теле огнем. Жрецы древней Трои, Халдеи, Ассирии, Перу, Рима изображали Свастику на стенах своих циклопических построек. Древние славяне, в том числе, русские крестьянки вплоть до ХIХ века, вышивали ее на своих полотенцах и на праздничной одежде. В конце Темной Эпохи (Кали Юги) Свастика, как и все священное,унижена. Это случилось даже в пограничных землях некогда великого в своей духовности Тибета. Самый священный и мистический символ народов в Тибете второй половины ХХ века можно было видеть даже на головных уборах черных колдунов.

Читайте также:  Кто такой бодхисаттва и какими качествами он должен обладать?

Как известно, Гитлер посылал в колдовской Тибет секретную экспедицию. Тайны фашистского Рейха пока не все известны, но весь мир знает, что Гитлер продемонстрировал то же самое, что и тибетские черные колдуны. Он также унизил древний символ всех народов, взяв Священную Свастику на свое знамя.

В результате в сознании народов Европы Свастика стала восприниматься как символ фашизма, символ чудовищного насилия. Поэтому многие люди Запада, пережившие Вторую Мировую Войну, не имея представления о происхождении древней символики, уже при одном взгляде на Свастику испытывают ужас.

Но в Индии и в других странах Азии, Свастика по сей день сохраняет свое первоначальное священное и охранное значение. И такое отношение, без сомнения, перейдет в будущее человечества.

Разнообразие изображений Свастики: СВЯЩЕННАЯ СВАСТИКА –
РАВНОКОНЕЧНЫЙ КРЕСТ В ВЕЧНОМ ДВИЖЕНИИ На Руси в разные времена и в различных регионах Свастика имела разные начертания и наименования. Омский исследователь Славяно-Арийских Вед В. Н. Январский насчитал их 144. Здесь представлены некоторые разновидности:

Больше информации о Свастике и других древнейших символах человечества можно узнать здесь.

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/religii/743296

Как свастика стала одиозным символом?

Ступни Будды как символ объединения религий. Один из древнейших символов, представленных на “ступнях” – символ вращения колеса Сансары ( paul prescott / Shutterstock.com)

Как свастика стала одиозным символом?

«Новое красное знамя… с черной свастикой в белом диске было развёрнуто в первый раз. Эффект был столь ошеломляющим, что даже сам Гитлер был приятно удивлен. Свастика стала одним из самых действенных мистических орудий Гитлера… Неведомая сила исходила от загадочного знака». (К. Хайден, биограф Гитлера)

Если кого-либо из вас поприветствуют санскритским словом «Свасти!», будьте уверены – вам пожелали удачи и всяческих благ (от «Su» – «хорошо», «благо» и «asti» – «бытие»). Так и знак свастики в течение многих тысячелетий нес в себе хоть и разнообразные, но исключительно позитивные эмоции. Культуры, в которых свастика отсутствует, можно перечислить по пальцам. Ее можно встретить и на орнаментах американских индейцев, и на изображениях христианских святых. Помню, с каким изумлением я впервые разглядывал свастики, изображенные на так называемой «стопе Будды». Что уж говорить о «счастливом» кармашке для часов в форме свастики, выпущенном в 1925 г. компанией «Кока-кола»! А на бумажных деньгах Временного правительства она присутствует почти в «фашистском» обрамлении вместе с орлом (правда, естественно, двуглавым). Однако хватило всего около трех десятилетий, чтобы свастика утратила все свои положительные ассоциации, до сих пор оставаясь предметом спекуляций нечистоплотных политиков. Навсегда ли? Попробуем разобраться.

Итак, свастика, она же славянский «коловрат», китайский «Вань», греческая «тетраскеле», кельтский «молот Тора», буддийское «мандзи», христианский «гаммадион» или «гаммированный крест».

Древнейшие изображения этого символа встречаются и в доарийской цивилизации Инда, и в трипольской культуре Северо-Западного Причерноморья (около 2 тыс. лет до н.э.).

Древность и широкая распространенность свастики связана прежде всего с ее несомненными геометрическими достоинствами.

Этот символ представляет собой пропорциональный четырехконечный крест с загнутыми в одну сторону концами (концы могут загибаться и овально).

То есть, свастика по сути – эдакий синтез достоинств креста (как фигуры, имеющей центр пересечения вертикали и горизонтали) и круга (как фигуры цикличной, вращающейся).

Эти особенности и определили весь многочисленный арсенал значений, которыми свастика «обросла» за тысячелетия. Свести все это разнообразие к общему знаменателю довольно трудно, поэтому ограничимся самыми обобщенными трактовками.

Православное церковное одеяние средних веков с изображением гамматических крестов. ( ru.wikipedia.org)

Одним из исходных пунктов, безусловно, является кажущееся вращение вокруг неподвижного центра, поэтому во многих культурах свастика символизировала круговорот бытия, движение звездного неба, циклическую смену сезонов. У буддистов она – один из символов сансары – «коловращения» жизни, бесконечной цепи перерождений. В христианстве левосторонняя свастика нередко символизирует стяжание Святого Духа и еще добрую толику значений.

Чаще всего этот динамичный крест трактуют как знак солярный, символ движения солнца по небосклону и солнцеворота.

Возможно, именно солярность (связь с Солнцем) вкупе с геометрической выразительностью сделала свастику в большинстве культур символом света, щедрости, удачи, совершенства (буддисты даже называют ее «печатью сердца Будды»).

Этим значения свастики отнюдь не исчерпываются, и попытка охватить эту тему полностью, я думаю, утомила бы нашего читателя. Любопытствующие могут обратиться к основательному труду Р. Багдасарова «Свастика: священный символ».

Слева – гербовый орел на банкнотах Временного Правительства (1917 г.), справа – “счастливый” кармашек для часов компании…”Кока-кола” (1925 г.) (Р. Багдасаров “Свастика: священный символ”)

Настоящие злоключения свастики начинаются с конца XIX века, когда разнообразные оккультисты и эзотерики начали связывать этот знак исключительно с арийской цивилизацией (в то время у семитских народов свастика еще не была обнаружена). Дошло до того, что происхождение свастики стали выводить из «географии» мифической прародины ариев – Гипербореи. Якобы эта страна располагалась на четырех островах в районе северного географического полюса. Острова разделяли проливы, придававшие Гиперборее вид изгибающегося креста. А дальше – пошло-поехало. Арийцы – хорошо, семиты – плохо. В итоге в начале ХХ века свастика становится символом антисемитских организаций. Немецкое оккультное общество «Туле» (от которого так много почерпнул Гитлер) одним из первых поместило свастику на свой герб. А в марте 1920 г. во время Капповского путча свастика появляется на шлемах так называемой «бригады Экхарда».

Эмблема оккультного ордена “Туле”. (Р. Багдасаров “Свастика: священный символ”)

Неудивительно, что, приобретя нацистско-экстремистскую окраску, «бегущий крест» без особых колебаний избирается в 1923 году Гитлером для эмблемы НДАСП. А в 1933 году новоизбранный рейх-канцлер «производит» свастику в государственные символы Германии (в частности, она помещается и на эмблему Вермахта). Что-что, а «шоуменом» Гитлер был талантливым, склонным ко всякого рода зрелищным эффектам. На зрителя до сих пор производят впечатление кадры с факельным парадом, выстроенным так, что он напоминал «живую» вращающуюся свастику. Говорят, что и лес под Берлином, который высадил Гитлер, до сих пор напоминает «крюкообразный крест». Кстати, именно так – «крюкообразным крестом» (Hakenkreuz), а не «свастикой», предпочитал именовать фюрер свою излюбленную фигуру.

“Эффект был, как от разорвавшейся бомбы”, – писал Гитлер о “презентации” нового брэнда. ( Jim Vallee / Shutterstock.com)

Кстати, «нацистской» может официально считаться лишь свастика, стоящая на ребре в 45°, с концами, направленными в правую сторону. И хотя большинство традиционных свастик Азии и Америки стоят на поверхности под углом в 90°, «любовь» Гитлера дорого обошлась древнему символу. Во многих странах мира свастика, по вполне понятным причинам, стала «вне закона». Но с началом перестройки, многопартийности и безалаберности у свастики вновь появились защитники. Они убежденно и возмущенно требовали вернуть свастике «человеческое лицо», пользуясь всем набором вышеприведенных аргументов. Мол, символ древний, хороший, исконно славянский… И вроде бы все так. Но есть два «но»…

Во-первых – контекст, в котором происходит возрождение свастики. Заметьте, ведь защищают ее в основном не буддисты, не индейцы, не культурологи. Нет, ее защищают политические и идеологические группы вполне определенного склада мыслей.

Например, то же «Русское Национальное Единство», избравшее свастику своим символом («она же не гитлеровская, а наша!»). Нередка она и у украинских возродителей традиций «славного язычества».

Свастика украшает и обложку «православного» альбома «Солнцеворот» рок-группы АЛИСА.

Обложка альбома “Солнцеворот” группы АЛИСА.

Лидер группы АЛИСА К. Кинчев, 2000 г.: «Да поймите же вы, это древний христианский символ… Это знак действующего посредством ветра и огня Святого Духа. В левосторонней свастике нет ничего предосудительного».

Все эти объяснения слушать как-то смешно.

Ведь, по-моему, ясно, что для подавляющего большинства населения нашей родины свастика на подсознательном уровне вызывает четкие ассоциации с вполне конкретной войной, бесчеловечной идеологией, уничтожившей миллионы невинных людей.

Читайте также:  Как живут люди в камбодже – знакомство с культурой и образом жизни

Или Кинчев думает, что пенсионеры (да какие там пенсионеры! 90% населения!) тотчас кинутся в культурологические работы по изучению свастики, коль уж лидеру АЛИСЫ взбрело в голову поместить на альбом именно ее? Или, может, кладбища разрисовываются свастикой в чисто просветительских целях? Одно дело – изображение свастики в буддийском Непале, а другое дело на майке европейского подростка.

Использование свастики в странах, переживших Вторую мировую – это сознательный вызов, самый дешевый способ шокировать и привлечь внимание.

Фанатизм по отношению к использованию свастики в давних культурах, безусловно, глуп и вреден. Для этого я и писал статью. Но когда дело касается оскорбления памяти жертв фашизма, к этому символу надо подходить крайне осторожно. Иначе из всех многочисленных значений за свастикой навеки закрепится именно нацистское.

Сергей Курий

Источник: https://eto-fake.livejournal.com/64990.html

Свастика

Свастика – слово, составленное из двух санскритских корней: существительного «благо», «связанное с благом» и глагола «быть» или «состоять», то есть, «благосостояние», «благополучие». Другое толкование слова: санскритское «су» – солнечная птица, и Астика: божество времен года.

Древний солярный знак – один из самых архаичных знаков – указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре сезона. Фиксирует два солнцестояния: летнее и зимнее – и годовое движение Солнца. Имеет смысл тетрафона и включает идею четырех сторон света.

Знак, центрированный вокруг оси.

Свастика содержит в себе идею движения в двух направлениях: по часовой стрелке и против. Подобно инь-ян, дуальный знак: вращающаяся по движению часовой стрелки представляет мужскую энергию, против часовой стрелки – женскую энергию. В древнеиндийских текстах различаются мужская и женская свастики.

Изображает также двух женских и двух мужских божеств. Имеет нравственную характеристику: движение по солнцу – добро, против солнца – зло. Как благоприятный знак изображается в виде креста с загнутыми под углом или овально (в направлении движения часовой стрелки) концами.

Означает концентрацию, «завинчивание» энергий, удержание потока физических сил с целью управления низшими силами.

Правосторонняя свастика воспринимается как знак господства над материей и управления энергией (как в йоге: удержание тела в неподвижности, «завинчивание» низших энергий дает возможность проявиться высшим энергиям).

Левосторонняя свастика, напротив, означает развинчивание физических и инстинктивных сил и создание препятствия для прохода высших сил. При этом направлении движения отдается предпочтение механической, земной стороне, исключительному стремлению к могуществу в материи. Расположенная против часовой стрелки свастика представляется также как символ черной магии и негативных энергий.

Для Генона основное значение символа заключается в ротарном аспекте – во вращении вокруг центра, а направление вращения является проявлением принципа амбивалентности символического мышления. Этот один из наиболее архаичных символов Рене Генон считает принадлежащим изначальной Традиции и видит в нем «одну из самых поразительных форм «горизонтального креста», «знак полюса».

Свастика воплощает динамический аспект креста (иногда ее концы изображаются в виде ступней); она представляет собой солнечный символ и встречается у многих народов со времен палеолита.

Она найдена в Индии и Иране, в Скандинавии (символ верховного бога Одина; в то же время левосторонняя свастика выступает как символ молота бога грома Тора), в Центральной Америке у майя.

Свастика также называется гаммированным крестом (так как ее очертания напоминают четыре изображенные под прямым углом буквы «гамма»), В качестве солнечного знака свастика обозначала направление движения Солнца, Также за ней закрепилось значение символа жизни, позитивных сил, благополучия, что было частично связано с оппозицией правого и левого (как блага и зла, соответственно); это обозначение благоприятного объекта. Само слово происходит от санскритского «способствующий благополучию». Свастика как символ процветания и благополучия широко распространена во всем мире.

В индуизме, буддизме и джайнизме свастика связывается со священными объектами. Так, например, в индуизме знаком свастики отмечается начало книги, двери, межи.

Различаются правосторонняя (символ солнца и воплощение его дневного движения с востока на запад) и левосторонняя (олицетворение ночи, богини Кали и магии) свастика.

В джайнизме свастика – символ четвертого тиртханкары (вероучителя); ее четыре стороны символизируют четыре мира, в которых может возродиться душа – растительный или животный, ад, земля, небеса.

В буддизме свастика – это следы стоп Будды. В Китае и Японии, куда свастика проникла из Индии, она символизирует процветание, изобилие, долголетие.

Древние греки узнали свастику от народов Малой Азии и называли ее тетраскеле (четвероногое, паук). Они изменили ее направление на левостороннее и закрепили за такой свастикой отрицательное значение знака зла, заката, смерти.

На раннем этапе христианства свастика изображалась на могилах в качестве аналога обычного креста.

Направленная «противусолонь» (по часовой стрелке) свастика, хагенкрейц, стала символом фашистской Германии, которая изначально была истолкована как «антисемитский» знак (хотя впоследствии выяснилось, что древние евреи также использовали свастику).

Источник: http://sigils.ru/symbols/svast.html

Китайская свастика-вань

В этой статье вы узнаете, каковы же значения свастики именно в китайской культуре, а также каким образом она используется в ней.

Древние предметы с изображением свастики были найдены в совершенно различных странах, например, в Индии, в Иране, в Греции и т.д. Если же говорить о Китае, то на его территории свастика стала использоваться еще со времен неолита. Ученые до сих пор не дают однозначного ответа о том, что в древности означала свастика в Китае.

Существует предположение, что во времена неолита свастику связывали с «громом» и «водой». Об этом можно прочитать в энциклопедиях Чарльза Уильямса [1] и Яна-Эрика Нильссона[2]. Помимо этого есть также теория о том, что символ свастики связан с астрологическими явлениями[3].

Однако, как уже было сказано выше, на этот счет нет единого мнения[4].

Неолитический сосуд, найденный на территории Китая, культура Мацзяяо (2600 – 2300 г. до н.э.)

Затем в первых веках нашей эры в Китай из Индии пришел буддизм, в котором также использовалась свастика. В этой связи в Китае стало появляться все больше и больше буддийских предметов с этим символом. Например, его можно увидеть на груди у статуи Будды. В таком случае свастика символизирует его сердце.

Важно отметить, что существует два типа свастики: правосторонняя (направление лучей идет по часовой стрелке) и левосторонняя (направление лучей – против часовой стрелки).

В буддизме в большинстве случаев используется именно последний вариант, что и видно на фотографиях Будды, расположенных ниже (при этом во многих других религиозных учениях, например, джайнизме, предпочтение отдается правосторонней).

Статуя Будды в Гонконге

Статуя Будды в Харбине

Кроме того, левосторонняя свастика не только в Китае, но и в целом на Дальнем Востоке превратилась в общий символ буддизма: на современных картах её используют как знак для обозначения местонахождения буддийских монастырей.

Карта г. Тайбэй, Тайвань

Указатели в Японии

У свастики в буддизме есть много и других значений. Главное из которых заключается в том, что свастика – это благоприятный символ, приносящий счастье и удачу.

Однако, самое интересное, наверное, заключается в том, что в Китае свастику можно очень часто встретить даже на не буддийских предметах. Например, таких как: посуда, одежда, мебель и т.д. Что же в таком случае она означает?

Держатель для кистей в форме свастики, период Канси (1662 – 1722)

Блюдо из фарфора, 1851-1861 гг.

Дело в том, что в китайском языке иероглиф, обозначающий свастику, произносится как вань[5], при этом есть и другие иероглифы, которые звучат точно также. Среди них: иероглиф 万, который переводится как “десять тысяч”. Китайцы связывают эти слова и их значения вместе. Таким образом, символ свастики также символизирует “десять тысяч”[6].

Что же это значит “символизирует “десять тысяч””? Понять это можно, если знать, как китайцы воспринимают слово 万 (вань). Для них это не только обозначение конкретного числа, десяти тысяч, но также обозначение множественности, а иногда и бесконечности.

Другими словами, китайцы воспринимают десять тысяч, как мы миллион. Мы говорим: “там было миллион вещей”, и этим хотим сказать, что их было не конкретно миллион, а просто очень много. Китайцы в таком же значении используют слово «десять тысяч».

У них есть выражение “десять тысяч вещей” (вань у/ 万物), что обозначает все вещи, объекты и предметы, из которых состоит этот мир.

В китайском есть также много других выражений, в которых используется иероглиф 万, а общее значение у слов или выражений с ним – «много» / «бесконечно», но перечислять их здесь все мы не будем.

Вернёмся же к свастике. Исходя из вышесказанного можно понять, что свастика обозначает не столько число 10 000, сколько множественность. Но множественность чего? Поскольку свастика является благожелательным символом, то обычно она обозначает просто много удачи, много счастья и т.д. Однако иногда её символичность становится более конкретной.

Это происходит в тех случаях, если она изображается вместе с иероглифом 寿 (шоу) – “долголетие”. В таком случае свастика обозначает пожелание жить 10 000 лет[7]. Мы помним, что 10 000 – это обозначение множественности, а потому по-русски эта фраза будет лучше звучать так: ” долго жить” / “жить много лет” или даже «жить бесконечное множество лет».

Данное пожелание предназначалось только императору и императрице.

Летняя не официальная одежда императрицы (1885 – 1905)

Фрагмент рукава. Отчетливо видно свастику, а золотые медальоны – стилизованный иероглиф «шоу», долголетие

Интересно, что особой популярностью символ свастики пользовался во время династии Мин в период правления императора Чжу Ицзюня (1572 – 1620 г.)[8].

Это связано с тем, что его девиз правления звучал как Ваньли и записывался иероглифами 万历 (дословно переводится как “бесчисленные годы”), то есть опять же мы видим иероглиф 万 в значении множественности, который в свою очередь связан со свастикой.Подведём итоги. В Китайской культуре свастика появилась еще в неолите.

Согласно одному мнению она символизировала тогда гром и воду, а согласно другому – астрологическое явление. Однако, единого мнения на этот счет нет. Затем в Китай пришел буддизм и вместе с ним у свастики появились новые значение, но ушли старые. Так свастика стала символом счастья и буддизма в целом.

Кроме того, она также используется и на не буддийских предметах, и имеет значение множественности: много удачи, много лет жизни и т.д. Так или иначе свастика для китайской культуры – это благожелательный символ, не имеющий ничего общего с фашистской Германией.

[1] Уильямс Ч. Китайская культура: мифы, герои, символы. – М.: Центр-полиграф, 2011.  – С. 414.

[4] Китайские исследователи на сайте, посвященном культуре Мацзяяо (majiayao.com/htm/201311/12_3754_p3.htm) утверждают, что свастика связана с солярным символом (ян), который сосуществует зачастую с водными символами (инь) в единном узоре. Этимологически иероглиф «巫» (шаман колдун) связан с похожими на свастику символами. – Прим. редактора.

[5] В переводе с пояснениями Дашабхусумика-сутры от Бодхиручи (буддийский переводчик, переселившийся из Сев.

Индии в Лоян в начале VI века) символ «卍» обозначался иероглифом «万», Сюаньцзан (602-664, знаменитый китайский буддийский монах, учёный, философ, путешественник и переводчик) переводил этот же символ иероглифом «德» (добродетель). Затем императрица У Цзэтянь (624-705 гг.

, династия Чжоу) закрепила за символом «卍» звучание «wàn» (万) со значением «накопленное бесчисленным количеством благодеяний счастье» (吉祥万德之所集). – Прим. редактора.

[7] Cammann S. Costume in China, 1644 – 1912. – Philadelphia: Philadelphia Museum of art, 1979. – P.10.

[8] Неглинская М.А. Художественные эмали // synologia.ru [Электронный ресурс]. URL:  ссылка  (дата обращения: 14.02.17).

  • ‹ Предыдущая статья
  • Следующая статья ›

Источник: http://chineseplus.ru/blog/kitayskaya-svastika-van