Профессия — востоковед

Алексей Маслов, заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ

Специалисту, который занимается налаживанием экономических связей с Востоком, не обойтись без изучения истории стран и их традиций. Если в Китае, приехав в провинцию Шаньдун, в разговоре с китайским партнером вы вспомните, что здесь родился Конфуций, шансы на успех сильно возрастут.

— Алексей Александрович, кого принято называть востоковедами? Это исключительно ученые, которые занимаются изучением языков, истории, географии, культуры Востока? Или востоковедами должны быть все, кто, так или иначе, взаимодействует с соответствующими странами?

— Востоковедение – это весь комплекс наук и дисциплин, связанных с Востоком. «Комплекс» – ключевое слово: он включает и языки, и историю, и экономику, и многое другое. Поэтому любому, кто собирается работать с Востоком, лучше изучать востоковедение в целом.

Для нас, западных людей, действительно, не очень понятно, какое отношение, например, исторические сведения имеют к бизнесу, к торговле.

Мы привыкли, что человек может приехать в любой американский штат и прекрасно там жить, работать, не зная, живут ли в этом штате индейцы, когда туда пришли первые белые поселенцы, и т.д. Но на Востоке это не так.

В Китае, если вы не читали Конфуция и не можете его к месту процитировать, вас сочтут варваром и относиться к вам будут соответственно.

Специалисту, который занимается налаживанием экономических связей с Востоком, не обойтись без изучения истории стран и их традиций. Если, приехав в провинцию Шаньдун, вы в разговоре с китайским партнером вспомните, что здесь родился Конфуций, шансы на успех сильно возрастут.

— Действительно ли на Востоке деловой этикет сильно отличается от того, который принят на Западе?

— Да, это так, и людям, которые хотят вести бизнес с Востоком, нужно специально изучать многие вещи, которые нам, с нашей западной в целом культурой, могут показаться мелочами.

Приведу простой пример — визитные карточки и отношение к ним.

У нас, в России, а также в США и Европе совершенно не важно, как вы подаете визитную карточку. В Китае же, в Корее, в Японии визитную карточку принято подавать и принимать двумя руками. Протянуть или взять визитную карточку одной рукой — оскорбление, пренебрежительное отношение.

И если западному человеку обычно все равно, как вы поступили с его визиткой, – контакт есть, все нормально, – то когда вы берете визитную карточку китайца, корейца или японца, то обязательно должны на нее внимательно посмотреть — даже если не понимаете, что там написано.

Ни в коем случае нельзя класть визитку в задний карман и потом на нее садиться — человек серьезно обидится.

Оформление визитных карточек также отличается. Однажды я был на встрече с Биллом Гейтсом — на его визитке было написано только «William Gates-Jr» и дан адрес электронной почты. Это понятно — все и так знают, кто он такой.

Но на Востоке важна не личность человека — даже такого, как Билл Гейтс, – а его статус, регалии, место в иерархии. Поэтому на карточке китайского или японского бизнесмена будут скрупулезно перечислены все его должности и ученые степени.

Нашему бизнесмену, едущему на Восток, тоже лучше подготовить визитные карточки, которые будут соответствовать местным традициям, — его будут больше уважать.

Еще один пример — жесты. В западной культуре во время выступления принято обращать руку ладонями к собеседнику, а на Востоке ладонь должна быть повернута к себе, поворачивать ее к собеседнику — оскорбление.

Мы при подготовке востоковедов учим их и таким, казалось бы, мелочам.

— Предположим, российская компания отправляет делегацию в Китай или Корею. Что еще нужно знать, чтобы успешно провести переговоры?

— Например, на Востоке численность делегации — показатель ее статуса и уровня. И если у нас на деловые переговоры от компании могут приехать два человека, а то и вовсе один, то состав восточных делегаций – человек семь-восемь. Если наши бизнесмены хотят, чтобы их восприняли всерьез, нужно ехать большой делегацией.

Еще один момент — кто говорит от лица делегации. В моей практике был такой случай: одна российская компания, связанная с металлургией, вела переговоры с Китаем об открытии там ее представительства.

Им нужно было продвинуть на рынок свою продукцию, а ее никто не принимал. Причем с российской стороны переговоры вели опытные менеджеры, до этого работавшие в Германии, в Швейцарии.

Мы с коллегами-востоковедами проанализировали ситуацию и поняли: их плохо принимают, потому что на переговорах они все говорят одновременно.

У китайцев принято, чтобы от лица делегации говорил один человек, в противном случае они приходят к выводу, что в делегации нет единства мнений.Я посоветовал полностью сменить состав делегации и дать слово на переговорах кому-то одному. Через месяц все контракты были заключены.

От лица делегации должен говорить человек не очень молодой. Были случаи, когда российские делегации возглавляли молодые менеджеры — тридцать лет или около того, и на Востоке их не воспринимали как солидных партнеров, хотя знали их формальный статус.

Очень важно правильно одеться на переговоры. На Западе иногда на переговоры приходят в джемперах; если жарко, надевают легкие рубашки. На Востоке — только деловые костюмы и белые рубашки, даже если на улице плюс сорок.

Женщинам не рекомендуется надевать украшения и открытые платья — по китайским, корейским представлениям, это может быть воспринято как кичливость, вызов, демонстрация богатства, тогда как женщина должна показывать скромность и деловые качества.

Были очень неприятные случаи, когда наши женщины на переговоры с китайцами по российской привычке надевали все свои украшения.

Есть и некоторые странные, на европейский взгляд, вещи. Если делегация едет на Дальний Восток, то лучше, если у человека, который ее возглавляет, нет бороды – там все еще существует представление, что цивилизованный человек должен быть гладко выбрит. А на Ближнем Востоке – наоборот.

— О странах Ближнего Востока рассказывают, что во время переговоров гостей очень много угощают. А как с этим в Китае, Корее?

— В Китае и Корее все самое важное тоже решается за столом. Вы можете опоздать или даже не явиться по уважительной причине на переговоры, но если вы отказываетесь от делового ужина, контракт не заключить.

Отказ от ужина — это отказ от серьезного обсуждения проблемы, потому что именно там будут делаться основные выводы о перспективах сотрудничества. Наши представители должны выдержать всю эту длинную смену блюд, быть готовыми к тому, что за ними будут внимательно наблюдать.

Например, желательно делать заметки по ходу беседы, а еще лучше взять для этого на ужин секретаря или протоколиста.

— Если говорить о собственно экономических проблемах — существует ли здесь какая-то «восточная специфика»?

— Прежде всего, нам может показаться, что мы очень много знаем о Востоке — о том, как растет китайский ВВП, как там меняются цены, – но на самом деле это не так. То, что преподается в большинстве российских вузов в качестве курсов «экономика Азии» и т.п.

, – это, по большей части, очень тривиальные вещи, которые можно найти в Интернете. Зачастую эти сведения к тому же очень сомнительны: мы знаем, что публикует Госкомстат Китая, но если сравнить «ВВП по Госкомстату КНР» с суммарными показателями по провинциям, то расхождения будут очень велики.

А если посмотреть, например, что пишут о китайском ВВП в западной прессе, то станет понято, что кто-то здесь пишет неправду.

Восток очень неохотно публикует действительные сведения о себе — даже такие макроэкономические показатели, как реальный ВВП или уровень цен, занижают или завышают в угоду политическим нуждам, а информацию более прикладную — как избежать двойного налогообложения в Китае, например, – вообще найти невозможно.

Поэтому мы учим наших студентов прежде всего думать, анализировать, сопоставлять. Использовать свое знание восточного языка и искать действительно полезные сведения о предприятиях и регионах Китая, Кореи, Японии. Помимо общеизвестных «цифр и фактов», здесь важно прибегать к небанальным источникам.

Например, сейчас в Восточной Азии бум интернет-блогов — очень полезно бывает посмотреть, что там пишут. Обязательно читать местные газеты, особенно в регионах. Или я очень советую не пренебрегать бесплатными листками по китайской недвижимости, смотреть, где сколько стоит офис, какие адреса повторяются.

Это поможет сразу определить, с какой фирмой вы имеете дело — где у нее офис, насколько этот район престижен.

Надо уметь задавать правильные вопросы во время бесед с восточными деловыми партнёрами или даже при разговоре с жителями какой-нибудь китайской деревни – из этого можно почерпнуть порой не меньше полезного, чем из официального отчета.

Я считаю важным приглашать для преподавания людей, которые долго работали в Восточной Азии и могут рассказать какие-то конкретные сведения о налоговой политике в разных провинциях, о том, какие отрасли там действительно развиты, как построена деловая этика. Личный опыт, поданный как научное или экспертно-аналитическое обобщение, очень важен.

Читайте также:  Шаманизм в туве – древнейшее верование республики

— Существует представление, что на Востоке очень важны личные и родственные связи. Нужно ли это учитывать специалистам, которые, например, торгуют с восточными странами?

— Да, и достаточно большое количество «бед» случается, если недооценивать роль, которую в экономике Азии играют клановые структуры.

Например, если наша фирма уже завязала контакт с кланом из китайской провинции Хэнань, ей не стоит связываться с другими хэнаньскими кланам, пытаясь устроить между ними «гонки» за дружбу с вами.

У нас часто думают, что можно заставить китайцев конкурировать между собой за наше предложение — это не так. Они скорее сговорятся и перестанут иметь с вами дело вовсе. Если вы с кем-то уже работаете, продолжайте, по крайней мере, в этом регионе иметь дело только с ними.

Еще один важный момент — отношения с государством. На Востоке принято считать, что все серьезные вещи решаются на государственном уровне, поэтому, прежде чем ехать со своим предложением в Китай или в Корею, лучше заручиться поддержкой, что называется, «официальной Москвы». В Китае без этого даже концерт российских исполнителей может не состояться.

— Допустим, молодой человек решил стать профессиональным экономистом-востоковедом — с чего нужно начать?

— Прежде всего, изучить восточный язык. Здесь большие преимущества у тех, кто изучает его с детства. Конечно, в наших школах учат восточным языкам чаще всего очень слабо, но в дальнейшем даже такой уровень поможет.

Потом — нужно, на мой взгляд, выбирать факультет или отделение, где учат именно востоковедению, а не экономике, потому что, конечно, какие-то вещи востоковед не будет знать так хорошо, как профессиональный экономист, но зато будет разбираться в том, что экономисту не очень доступно.

С подготовкой востоковедов в России сейчас серьезные проблемы из-за того, что образовательных центров не хватает для обеспечения потребностей рынка труда, но кое-где этому все же учат. Кроме нашего отделения в Вышке, есть сильные факультеты в МГУ, СПбГУ, в Дальневосточном и Сибирском федеральных университетах.

В процессе обучения нужно обязательно организовать себе две стажировки. Одну — в рамках бакалавриата, другую — в магистратуре. Это важно хотя бы потому, что заговорить на восточном языке без пребывания в среде доступно не всем. Я советую очень тщательно выбирать университет — партнер с восточной стороны.

Есть всем известные центры — это Токийский университет в Японии, Сеульский университет в Корее, Пекинский, Циньхуа и Шанхайский университеты в Китае. Есть и другие заведения. Важно не ошибиться, поехать в хорошее место, где ответственно относятся к уровню подготовки иностранных студентов.

Потому что в Китае, например, в ряде вузов существует точка зрения, что западные студенты приезжают не столько учиться, сколько развлекаться, и относятся к ним соответственно.

Необходимо тщательно отследить этот момент, проанализировать учебную программу, формы подготовки, уровень получаемых сертификатов, возможность помимо языкового обучения слушать профильные курсы, например, по экономике или праву.

На мой взгляд, востоковеду крайне желательно не ограничиваться уровнем бакалавра, а получить магистерское образование: так ему будет проще на рынке труда.

— А где обычно работают дипломированные востоковеды? Как строится их карьера?

— Здесь есть три пути. Первый — консультирование средних компаний: российско-китайских, российско-корейских, российско-японских. Все они, скорее всего, будут так или иначе связаны с энергоресурсами, машиностроением, нефтехимической, пищевой и текстильной промышленностью, IT-технологиями — это ключевые направления нашего сотрудничества с Востоком.

Здесь как раз понадобится знание восточной специфики: экономической, правовой. Например, как-то у нас на Дальнем Востоке закупили очень дешевую китайскую линию по производству крекеров, а потом выяснилось, что его обслуживание, наладка стоят в два раза больше, чем сама линия – так был составлен контракт. Дело в том, что в Китае обычно все эти услуги покупаются «пакетом».

А если покупать все отдельно, то выйдет очень дорого.

Специалист-консультант может относительно быстро заработать довольно серьезные деньги. Но это будет связано с очень высокими рисками провала и во многом зависит от того, насколько в целом компания успешна на рынке.

Второй путь — работа в крупных компаниях, как, например, «Газпром» или «Лукойл». Здесь карьерный рост будет очень медленным, но зато те, кто имеет терпение ждать семь-восемь лет, будут со временем получать очень серьезные деньги и станут классными специалистами, так как будут иметь возможность получать опыт у гигантов бизнеса.

Наконец, третий вариант, который я рекомендую далеко не всем, — выбрать карьеру в российском представительстве восточной компании. Человеку придется работать в условиях восточной дисциплины и восточных порядков, а это может оказаться непросто.

— Представления об иерархии разные?

— «Разные» – неправильное слово. Приведу пример: один мой знакомый работал в китайской компании, поставлявшей в Россию лифты и сопутствующее оборудование. Он предложил новую, весьма интересную схему продаж лифтов, а его за это понизили в должности.

Не потому, что схема плохая, а потому что это не его уровень — предлагать такие решения. На Востоке если человек проявляет подобную инициативу в неправильной форме, это расценивают как недоверие, неуважение к руководителю.

То есть надо знать особую восточную корпоративную этику

Или — восточные люди уверены, что все вопросы лучше решать через личные связи. Другого моего знакомого взяли в компанию, которая хотела поставлять из России гражданские самолеты, чтобы он обо все договорился по своим личным каналам.

Он предложил: давайте пойдем официальным путем, ведь все равно рано или поздно так придется сделать. И его уволили — китайцы решили, что он просто не обладает нужными им связями.

Идея идти полностью официальным путем в ряде случаев восточному сознанию чужда.

Поэтому работать на восточную компанию — путь для немногих, хотя сейчас российские востоковеды, особенно кореисты, востребованы местными представительствами «Самсунга», «Хендай» и других гигантов корейского бизнеса.

Беседовала Екатерина Рылько

Источник: http://ecsocman.hse.ru/text/35497768

Что такое Востоковедение? Востоковедение — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Востоковедение (ориенталистика) — исторически сложившаяся на Западе наука, изучающая комплексно историю, экономику, языки, религию, этнографию, искусство, философию, памятники архитектуры Востока, под которыми имеют в виду страны Азии и частично Африки, так как часть африканских государств являются мусульманскими. В то же время африканистика выделяется в самостоятельное направление.

Внутри востоковедение делится на ряд направлений: арабистика, арменистика, ассириология, вьетнамоведение, гебраистика, египтология, индология, индонезиеведение, иранистика, корееведение, малаистика, монголоведение, османистика, семитология, синология (китаистика), тибетология, тюркология, филиппинистика, японоведение и другие.

Восток всегда притягивал к себе умы людей своей загадочностью, таинственностью, своими глубокими познаниями мира, человека. Восток это не только самопознание, самосовершенствование, это богатейшие культурные традиции, привлекающие к себе внимание и по сей день.

Страны Востока отличались не только богатым внутренним миром, но были самыми богатыми в материальном плане. Роскошь Востока поражала и поражает многих. Несметные богатства жителей Востока казались просто неисчерпаемыми, что привлекло внимание колонизаторов, которые разграбили, разрушили большую часть этих ценностей.

В большей степени в изучении Востока повезло России из-за её географического расположения. Связь России с Востоком всегда была более тесной, чем у других западных стран. Путешественники, купцы из России постоянно общались с жителями Востока.

Именно налаживание торговых и политических связей вызвало первоначальный интерес жителей Запада. Знакомство с Востоком началось с освоения языков. Создавались многочисленные словари по санскриту, китайский, персидский, манчжурский, турецкий и другие словари.

Изучались труды древних и средневековых авторов, описывающих историю, быт и обычаи местного населения.

Вообще научное исследование восточных стран началось в 17–18 веках. В это время расширился круг изучаемых языков, систематизируются и переводятся тексты восточных авторов, издаются записки путешественников.

В 18–19 веках помимо восточной филологии возникло сравнительное языкознание. Стали появляться азиатские общества: Азиатское общество в Париже, Королевское азиатское общество в Лондоне, Германское востоковедное общество в Лейпциге и другие.

Создавались специальные высшие учебные заведения по изучению восточных языков. Появились капитальные исследования по истории Востока и его культуре. В России в 1818 году был организован Азиатский музей, ставший академическим востоковедным центром. В нем хранились восточные рукописи и монеты.

В это же время начался процесс колонизации восточный стран.

В 19–20 веках ориенталистика получила широкий размах. Появились историки и ученые по востоковедению, причём не только в западных, но и в восточных странах. Было издано большое количество словарей, созданы крупные хранилища восточных рукописей. Периодически созывался международный конгресс ориенталистов.

В России были созданы востоковедные курсы и основана Всероссийская научная ассоциация востоковедения (ВНАВ). В 1930 году Азиатский музей и другие восточные курсы были реорганизованы, и вместо них стал функционировать институт востоковедения АН СССР.

Проводившиеся археологические изыскания открыли миру давно утерянные цивилизации, осветили неизвестную историю жизни древнего Востока.

И сегодня проводится огромная работа по собиранию, изучению и изданию средневековых памятников литературы и искусства, истории и науки, философских и религиозных учений. Востоковедение полностью опровергло мнение части учёных об отсталости в экономическом, политическом и культурном развитии стран Востока.

Читайте также:  Божество ваджрасаттва и практика работы с ним

Глубокое изучение древних текстов подтвердило наоборот высокий уровень ряда восточных стран в техническом, научном, политическом, культурном отношении. Ряд современных ученых используют эти данные в своих открытиях.

Неизвестно, сколько ещё удивительного ждёт жителей Запада при раскрытии древнего таинственного мира Востока.

Спасибо, за интерес к теме “что такое Востоковедение”!

Источник: https://samopoznanie.ru/schools/vostokovedenie/

Читать онлайн «Веда: тайны Востока», автора Бхактиведанта Свами Прабхупада Абхай Чаранаравинда

ВЕДА. ТАЙНЫ ВОСТОКА

Сборник статей

Бхактиведанта Свами Прабхупада и его последователи

Издательство и перевод ББТ

Содержание

Предисловие

1 Введение в сознание Кришны

Что такое сознание Кришны, или бхакти-йога

Кто такой Кришна?

Учение Вед

Шесть отличительных свойств бхакти-йоги

Самопознание: кто я?

Ты — не тело

Верные поиски в неверном направлении

Хатха-йога и «Бхагавад-гита»

2 Перевоплощение и закон кармы

Переселение души

Одна ли у нас жизнь?

Познание души

Душа в материальном мире: рыба, выброшенная на берег

Как избавиться от страданий

3 Наука и Веды

Стоит ли верить Дарвину?

Эволюция: факты и вымысел

Главный изъян современной науки

Закон перевоплощения

Научное познание Бога

4 Любовный вакуум

Секс и страдания

Вечная жажда

Четыре факта, о которых стоит задуматься Как полюбить весь мир

Перенаправить свою любовь

5 Древняя мудрость в наши дни

Духовный совет бизнесменам

Ошибка правозащитников

Власть и изобилие

Как воспитать идеального человека

Как правильно молиться, когда в школах царит хаос

«Зеленые», праведные, мертвые… Что-то еще?

6 Духовные традиции и учители

Четыре Благородные истины буддизма

Повторяйте имя Бога

Что такое настоящая религия?

Сознание Кришны: индуистский культ или божественная культура?

Можно ли определить возраст Вед?

7 Диалог Востока и Запада

Платон

Джон Стюарт Милль

Карл Маркс

Зигмунд Фрейд

Ставка на Бога: пари Паскаля и преимущества веры

8 В Веды в жизни современного человека

Дхарма: природа, долг и преданное служение

Как работа может стать поклонением

Вынужденные склониться

Вегетарианство и законы природы

Наивысшее образование

9 Практическое руководство по бхакти-йоге

Введение

Кто нуждается в гуру?

Как найти друзей в духовной жизни?

Уважение ко всему живому

Как постичь Кришну при помощи языка

Повторение мантры Харе Кришна

Предисловие

Впервые я встретил Его Божественную Милость А.Ч. Бхактиведанту Свами Прабхупаду весенним вечером 1975 года.

Я приехал, чтобы пожить несколько недель в загородном доме, подаренном ему Джорджем Харрисоном из группы «Битлз», а до того несколько месяцев с интересом читал его книги.

Общение с последователями Шрилы Прабхупады восполнило пробелы в моих познаниях, но мне хотелось лично познакомиться с их духовным учителем. Поэтому, узнав, что он прилетает в Англию, я решил продлить свой визит.

Он был меньше ростом, чем я представлял себе, но его присутствие в комнате создавало ощущение какого-то необычайного могущества.

Облаченный в легкие шафрановые одежды, с нанесенным желтой глиной знаком на лбу, с обернутым тканью монашеским бамбуковым посохом в руках, он, казалось, перенесся в наши дни из древности. Ему было 79 лет, но походка его была пружинистой и энергичной, как у юноши.

Чуткий ко всем деталям окружающей обстановки, Шрила Прабхупада тем не менее казался погруженным в свой внутренний мир, в то духовное измерение, которое он называл «сознанием Кришны».

Усевшись, он надел очки и вслух прочел санскритский стих из пятитысячелетней «Бхагавад-гиты». Глубоко задумавшись на несколько секунд, он вдруг поднял глаза и окинул взором юные лица тех, кто сидел перед ним, — в том числе и мое — и заговорил.

Годы учения и жизнь, отданная духовной практике, позволяли ему говорить о ведической философии с подлинным авторитетом ученого и в то же время с глубокой личной мудростью.

Он знал предмет, о котором говорил, ибо сам жил этим и постиг все на собственном опыте, — и горячо желал, чтобы другие тоже приобщились к этому знанию, чтобы усвоили сказанное.

Его сдержанные манеры и настойчивая речь несколько смягчались природным смирением и поистине детской непосредственностью. От него исходило подлинное сердечное тепло и любовь к своим ученикам. Еще он был удивительно остроумен. В комнате могло царить мертвое молчание, а мгновение спустя воздух вдруг оглашался смехом.

Он объяснял глубочайшие и сложнейшие философские понятия при помощи выразительных аналогий и историй или прибегая к ярким примерам из мира природы.

На ранних утренних прогулках, в беседах с посетителями и друзьями, в ежедневных лекциях — он все время наставлял и просвещал нас, спокойно помогая проникнуть в ход его рассуждений, довольно непривычный для нас, европейцев, и в то же время почему-то неожиданно близкий.

Когда Шрила Прабхупада говорил, казалось, что где-то в глубине души мы все это уже знаем, а он лишь напоминает нам. Он не пытался навязать нам некий набор догматов, а словно мягко будил. К концу его краткого визита я избавился от всяких сомнений в достоверности его слов и знал, что по крайней мере какое-то время буду продолжать ежедневную практику сознания Кришны.

Но слова Шрилы Прабхупады далеко не всегда были приятны. Он был сострадательным и праведным учителем с горячим, благородным, любящим сердцем и поэтому редко критиковал конкретных людей.

Но когда речь заходила о некоторых воззрениях выдающихся политиков или ученых, представлявших угрозу людскому благополучию, — тут он мог высказываться очень резко, отстаивая такую манеру проповеди открыто и решительно.

Он объяснял, что каждый поступок, совершенный человеком, есть конечный результат долгого выбора, продиктованный его личным мировоззрением. Мировоззрение может быть весьма примитивным, ограниченным лишь стремлением удовлетворить насущные биологические потребности и защититься от соперников.

А может быть и каким-нибудь сложным общественно-политическим построением, продиктованным намерением принести наибольшее счастье наибольшему числу людей.

Но если эти идеи уже доказали свою несостоятельность, если причинили вред людям, став причиной их угнетения или способствуя их деградации, или же если проблемы от них были в любом случае неизбежны, — Шрила Прабхупада открыто выступал против. Он считал себя вправе указывать на несоответствия в распространенных мировоззренческих доктринах, если от них страдают люди.

Он терпеть не мог постоянной смены политических учений. Он пережил на своем веку несколько катастроф — две мировые войны, ужасы раздела Индии — и не раз был свидетелем массовых беспорядков и погромов, причиной которых было искусственное деление людей на расы и религии.

Поэтому он сурово осуждал фантастические социальные эксперименты политиков и их пустую, бессмысленную риторику, называя все это «обманом невинных людей».

Он не скрывал своего критического отношения к модным научным теориям, призванным объяснить загадки сознания и самой жизни, но так и не сумевшим найти практических подтверждений своим постулатам.

Он утверждал, что научные рассуждения, не имеющие под собой четкой философской основы, могут вылиться лишь в эксплуатацию окружающего мира и, как следствие, привести к истощению ресурсов. Он называл такие однобокие исследования «блефом» и «воровством». А узнав, что кто-то из выдающихся мыслителей отрицал существование Бога, он говорил о нем как о «глупце и мошеннике».

При этом многое из того, что в наше время носит название религии, он рассматривал как некую социальную условность, несущую в себе «разбавленные» интерпретации первоначальных религиозных учений.

Он критиковал жизнь в современных городах — чересчур механизированную, оторванную от естественного производства пищи — и говорил о ней: «слепые ведут слепых».

Образовательные учреждения, где не учат нравственности и не дают знания о душе, он называл «бойнями», а человеческую жизнь, лишенную высшей цели, — «потраченной впустую».

При этом как в целом, так и в частностях он положительно отзывался обо всем, что написано в Ведах — древней мудрости, изложенной на прекрасном санскрите.

Эти наставления появились задолго до того, как возникли все известные нам религии, но уже содержали в себе те важнейшие истины, о которых впоследствии говорили многие учители и пророки.

Шрила Прабхупада призывал решительно отказаться от бездумной жизни, посвященной решению сиюминутных проблем, и воодушевил многие тысячи людей на ежедневные занятия духовными практиками и медитацией.

Он основал несколько сельскохозяйственных общин, открывал храмы, школы, вегетарианские рестораны и положил начало многим другим художественным и культурным проектам. На Западе его считали подлинным глашатаем Востока, а в Индии — реформатором, наполнившим старую традицию свежими силами.

Своего духовного учителя Шрила Прабхупада встретил в Калькутте в 1922 году, в возрасте двадцати шести лет. Именно от него он получил священный наказ — проповедовать на английском языке.

Представитель и наследник ведической традиции, Шрила Прабхупада был последним звеном в длинной цепи учителей, восходящей к Самому Кришне. Кроме того, он сделал то, чего не сделал ни один из его предшественников, — донес до людей учение Вед на самом распространенном в мире языке.

Для этого он постоянно путешествовал, лично рассказывая людям об этом знании и наставляя тех, кто решил следовать по его стопам.

Читайте также:  Тибетские практики – общий обзор основных техник и упражнений

Результаты проповеди Шрилы Прабхупады и стремительное распространение его Движения по всему миру побудили британского историка доктора А.Л. Бэшема заметить: «Со времен Римской империи не было такого, чтобы кому-то удалось принести на Запад с Востока целую религию».

О том же говорит и доктор Харви Кокс, профессор богословия Гарвардского университета: «Не так много мы сумеем вспомнить людей, которым удалось успешно перенести целую религию в совершенно чуждую ей культурную среду. Это — редчайшее достижение во всей религиозной истории человечест …

Источник: https://knigogid.ru/books/511316-veda-tayny-vostoka/toread

Восток – дело тонкое. Особенности и обычаи восточных стран

Дальний Восток получил такое название из-за того, что он сильно отдален от Европы, поэтому и его традиции отличаются от привычных нам.

Китай

Эта страна с удивительной историей и многовековыми традициями. Хотите увидеть что-то новое и непривычное? Оформляйте визу в Китай и отправляйтесь в это удивительное государство.

Культура Китая насчитывает около пяти тысячелетий, на нее оказали особое влияние философские направления: даосизм и конфуцианство. Также в этой стране, как и в других государствах Ближнего Востока, принято подчиняться правящему классу.

Китайский язык считается одним из сложнейших в мире.

Примечательно и то, что их приветствие отличается от привычного нам – в знак уважения жители Китая кивают головой, а если здороваются с человеком высшего класса или хотят подчеркнуть особое отношение к нему, то совершают полный поклон, целовать при встрече в Китае не принято.

Если вам говорят, что вы выглядите старше своих лет, то это считается комплиментом. Обращение на «вы» допустимо к пожилым людям, с остальными общаются в основном на «ты».

Особые традиции в этой стране и для гостей. В частности, во время застолья гости должны «эмоционально» принимать пищу, они издают различные звуки, восхищаются блюдами. Если есть в молчании, то это будет означать, что гость недоволен угощениями.

Но перед этим проходит своеобразная «игра», когда хозяин уговаривает гостей приступить к трапезе, а те какое-то время должны отказываться. Во время трапезы гостям периодически подливают чай, пить его все время необязательно, в Китае не принято, чтобы посуда на столе пустовала.

Доедать рис и лапшу до конца не стоит, таким действием вы покажете, что хозяин предложил недостаточно еды.

Если вы едите палочками, то не держите их вертикально, такое положение столовых приборов ассоциируется с поминками. Также нельзя угощать кого-то своими палочками, у каждого должен быть свой набор.

Хотите поблагодарить хозяина во время трапезы? Постучите легонько пальцами по краю стола.

Когда вы идете в гости, нужно обязательно взять подарок, причем особой популярностью пользуются продуктовые презенты.

Таиланд

Жители этой страны верят в гороскоп и различные важные даты, оказывающие влияние на судьбу человека. Выбор дня для важного события всегда согласовывается со специалистами в этой сфере, причем данной традиции придерживается даже молодежь.

Осуждать климат считается дурным тоном. Заходя в дом, нельзя вставать на порог, поскольку местные жители верят, что в нем обитают добрые духи. Нудизм и загар топлес запрещены, а за выброшенную на дороге жвачку, вы можете получить штраф, сумма которого составляет целых 600$, а если не сможете заплатить, то и вовсе попадете в заключение.

Шорты допустимо носить только в отеле или на пляже, в других общественных местах такой элемент гардероба недопустим. Вместо них нужно надевать юбки или брюки, которые закрывают лодыжки. Входя в храм, нужно снимать обувь и проходить босиком, а в некоторые из них можно заходить в обуви, но с закрытой пяткой.

Тайцы чтут и уважают королевскую семью, поэтому любое проявление неуважения в их адрес наказывается законом, за это можно даже попасть в тюрьму сроком до 15 лет!

Филиппины

Несмотря на то, что по своей натуре местные жители спокойные, на культуру страны оказали влияние испанские традиции. В этом государстве регулярно проходят шикарные карнавалы, красочные фестивали, местные жители любят искусство и различные праздники.

Япония

Японский этикет особо не менялся на протяжении тысячелетий. При встрече принято поклониться или слегка кивнуть, в зависимости от социального статуса и положения. Поклон также используется, чтобы извиниться или поблагодарить.

Японцы отличаются пунктуальностью, поэтому не опаздывайте с ними на встречу. Они не смотрят в глаза и отличаются вежливостью. Число 4 в Японии означает смерть, поэтому избегайте его. Здесь не дарят цветы, а подарки нельзя открывать при человеке, который их подарил.

Как и в России, в Японии, входя в дом, нужно разуваться, даже на входе в туалет лежат специальные тапочки.

Не менее богатые правила предъявляются к процессу приема пищи. Начинать есть должен сам хозяин или человек, пригласивший вас в ресторан или кафе. Необходимо доедать еду из тарелки до конца – это служит знаком того, что можно перейти к следующему блюду.

Японская кухня известна во всем мире, сегодня сложно найти крупный город, где не было бы японского ресторана. Также популярны столовые приборы, которые они используют, а именно палочки.

Многие блюда по правилам этикета в Японии разрешено есть руками.

Вьетнам

Вьетнамцы трепетно относятся к общению, они ведут себя сдержанно, следят за мимикой, жестами и тоном, чтобы не обидеть своего собеседника.

Улыбка у них далеко не всегда выражает радость, она характеризует застенчивость и даже печаль, научиться различать истинные чувства собеседника можно лишь при долгом общении с местными жителями.

Индонезия

В этом государстве ценят личное пространство. Не так давно на островах был распространен ислам, он и заложил основы почитания древних традиций и уважения к личности человека.

Ближний Восток

На его культуру и традиции оказал влияние ислам, поэтому обычаи согласованы с этим религиозным учением. Только в Израиле и на Кипре среди населения не преобладают мусульмане.

Основные постулаты Ислама – это запрет на свинину и потребление алкогольных напитков, изображение живых существ, а также строгие требования к внешнему виду, особенно это касается женщин.

В этих государствах высоко ценят национальное искусство. Местные жители наслаждаются национальной музыкой. На Востоке также бережно относятся к произведениям искусства, поэтому в странах имеется множество специальных учреждений, изучающих культуру своего народа.

Еще одна особенность восточной культуры – уважительное отношение к старшим. С раннего детства детей приучают к почитанию своих родителей, бабушек и дедушек.

Турция

Турция – это мусульманская страна, имеющая богатую историю, в ней множество традиций и обычаев. Если встречаются малознакомые люди, то в знак приветствия они пожимают руки, близкие друзья и родственники целуют друг друга в щеку 1-2 раза. Входя в дом, первым делом нужно поприветствовать самого старшего человека.

В восточных странах не принято сидеть, закинув одну ногу на другую, при такой позе вы показываете ступни ног или подошву, чем оскорбляете окружающих.

Во всем мире известны турецкие бани, местные жители нередко приглашают посетить их. Турки также любят дарить подарки и принимать их. Они любят сладости, если вы привезете в подарок русский шоколад, то они будут в восторге.

Египет

В этой стране после окончания приема пищи нужно перевернуть чашку, пока вы этого не сделаете, вам будут регулярно подкладывать добавку. Если вы обедаете в ресторане, то имеется вероятность, что счет сильно возрастет.

Юго-Восточная Азия

В ней преобладает буддизм, поэтому нормы поведения довольно строгие. Конечно, к туристам относятся более лояльно, но это вовсе не говорит о том, что можно нарушать установленные правила.

К примеру, похлопывания по голове в Юго-Восточной Азии приравниваются к тяжелейшему оскорблению. Это объясняется буддизмом, в соответствии с ним считается, что в голове заключена душа.

Также не стоит прикасаться к еде левой рукой, в государствах Ближнего Востока, Южной Азии и некоторых государствах Африки придерживаются мнения, что левая рука «нечистая», поскольку ей осуществляются гигиенические процедуры.

Индия

В этой стране ценят личное пространство, поэтому не нужно прикасаться к другим людям. В знак приветствия сложите ладони вместе и слегка кивните.

В Индии большую часть блюд едят руками. Если вы хотите показать хозяину дома, что сыты, достаточно оставить в тарелке часть еды.

В музеи и храмы нужно заходить босиком, поэтому необходимо разуваться и оставлять обувь на входе.

Что касается пляжей, то женщинам нужно учесть, что на выходных местные жители приезжают посмотреть на прекрасную половину человечества. Ругаться и спорить бессмысленно, если вам неприятны взгляды, то единственный вариант избавиться от них – одеться.

Разница в культуре и обычаях бывает довольно сильная, иногда тяжело запомнить все правила. Но именно такое различие делает путешествия еще интереснее и увлекательнее.

С Веселым туристом все легко и быстро!

Источник: https://www.VeselyiTurist.ru/poleznoe/obychai-i-etiket/vostok-delo-tonkoe