Что такое просветление в буддизме – взгляд разных школ учения

Просветление в буддизме

Что такое просветление в буддизме - взгляд разных школ учения

«Мир Вам!». Вступайте в наше сообщество Господи, Спаси и Сохрани. Нас почти 4000 человек и растем. Так же публикуем ваши молитвенные просьбы от имени сообщества. Нам важна ваша поддержка, подписывайтесь. «Ангела Хранителя Вам!»

Неведение – главная проблема человеческого бытия. Это неумение осознавать все таким, какое оно есть на самом деле. Возникает запутанность в вещах, неспособность отличить хорошее и плохое, полезное и вредное.

Неведение, гнев и зависимость разрушают все позитивные эмоции и порождают массу других. Их еще называют «умственными ядами».

Возникает закономерный вопрос: как избавиться от окружающего негатива? Иными словами, как достичь просветления в буддизме, и в жизни?

Каждый человек знает, что на жизнь можно смотреть с разных сторон. Например, вчерашняя непонятная ситуация, сегодня кажется абсолютно обыденной, не вызывающей удивления. Суть человеческой натуры состоит в том, что правильное понимание вещей приходит нам только с опытом, который нарабатываем мы сами. И дорога к этому опыту зачастую усеяна камнями, об которые приходится спотыкаться.

Суть просветления как высшей формы бытия

В буддизме существует понятие «Бодхи». Очень часто его переводят как «просветление». Считается, что это состояние невозможно описать словами. Оно вне пределов понимания скудного мира. Достижение просветления в буддизме – это вершина развития человека. К ее совершенным качествам относят:

  • мудрость;
  • отсутствие страха;
  • сочувствие к людям;
  • безграничная любовь к миру.

В основе буддистского взгляда на мир лежат ясное мышление и доверие к человеку. Если это состояние раскрыть в себе и поделится с людьми, жизнь обретает колоссальный смысл. Буддисты видят в Будде зеркало собственных возможностей, к которым нужно стремится и развивать их.

Ступени достижения просветления

Путь просветления в буддизме не легкий. К нему нужно прийти постепенно. Прекрасным вариантом станет изучение следующих факторов, имеющих название «бодхьянг»:

  1. Осознанность (смрити). Духовная жизнь начинается с этого этапа. Мы начинаем обдумывать наши деяния, затем мысли и эмоции. Медитация помогает человеку сосредоточится на происходящем в его жизни.
  2. Понимание состояний собственного разума (дхарма-вичая). Этот этап заключается в осознании своих эмоций, умении дать им оценку.
  3. Энергия духа (вирья). Последователей культуры иногда сравнивают с пассивными людьми. На самом деле настоящий буддист является аккумулятором физической и духовной энергии, которая направлена в правильное русло.
  4. Радость (прити). Если эта энергия наполняет человека полностью, его разум становится легким, словно воздушный шар, который летит по жизни.
  5. Спокойствие (прашрабдхи). Этап цикличного пути. Возбуждение и эйфория прошли, и человек остается в устойчивом ощущении натурального счастья.
  6. Направленность ума (самадхи). Человек обнаруживает данный пример в жизни самого Будды. Странствуя с места на место, он ощутил усталость и попросил помощника Ананду принести воды. Вернувшись к Будде, он увидел его медитирующим, и сказал что воды принести не удалось — реку переходил караван повозок и она мутная. Но к удивлению помощника Будда ответил: «Я ничего не слышал». Хотя караван прошел возле самого учителя. Это и называется направленностью ума.
  7. Беспристрастность (упекша). Это и есть высшая степень просветления в буддизме. Если человек обладает упекшей, он словно гранитная гора, становится непоколебимым перед любым дождем или ветром. С развитием последнего качества, верующий становится как сам Будда.

Так же читайте:  Притчи буддизма

Начинающие буддисты часто, по неопытности, задаются вопросом что такое просветление в буддизме. Возможность контролировать свою энергию и разум характеризует это состояние. Умение достичь этого – цель каждого настоящего буддиста.

Смотрите еще видео об этапах пути к просветлению:

Источник: https://tolkovanie.info/prosvetlenie-v-buddizme/

Взаимодействие буддизма с другими философскими школами

Если мы говорим о том, что из западной философии можно применить для постижения буддийской философии, я бы не рекомендовал применять метафизические термины, принятые в западной философии, к буддийской философии, потому что они уже имеют свои собственные уникальные дефиниции в нашей философской системе. Важнее то, в чём мы сильны, – это поиск общих принципов, благодаря которому мы сможем понять развитие различных идей и разовьём более глубокое понимание буддийской философии. Спасибо.

Это зеркальное глубокое осознавание, с помощью которого мы воспринимаем информацию. Здесь не следует понимать, что мы отражаем мир как зеркало. Скорее, это подобно фотоаппарату или звукозаписывающему устройству, которые принимают информацию.

Также есть свершающее глубокое осознавание. Это значит, что мы что-то делаем, мы знаем, что можно сделать с вещами. И последнее – глубокое осознавание дхармадхату. «Дхармадхату» – это санскритский термин.

Это осознавание реальности вещей, осознавание того, что существует, а на более глубоком уровне – как оно существует.

Возьмём, к примеру, дождевого червя. Дождевой червяк подползает к чему-то, например к источнику пищи, и воспринимает информацию. Он способен сопоставлять эту информацию с уже имеющейся и не терять её. Так он может отличить, например, нечто съедобное от камня.

И он способен также индивидуализировать эти объекты: он знает, что он съест именно этот объект, а не какой-то другой. Дождевой червь способен совершать действия: он знает, что он сейчас сделает – съест эту еду.

Хотя, конечно, он не обладает развитым сознанием и не знает, как это называется, он знает, что это можно съесть. Это анализ того, как работает ум всех живых существ.

Вопрос в том, что нужно знать определение, дефиницию для каждой вещи, а для того, чтобы знать её, нужно знать определение в этой системе, значит, нужно знать и другой термин, а этот термин ведёт к другому термину, и так до бесконечности. То есть получается, что познание невозможно?

Здесь можно выйти на более широкий уровень и сказать, что не только термины, но и каждое слово имеет своё толкование, принятое в данном языке.

И если мы возьмём коммуникацию, то она тоже идёт на уровне слов: люди должны понимать друг друга. Но можно говорить и об индивидуальном понимании того или иного слова, которое может отличаться от словарных.

Я здесь говорю об определении главных терминов и о необходимости изучать всю систему в целом.

В принципе, непереводимых текстов нет: перевести можно всё. Но случается и так, что толкования не всегда точны. Если мы возьмём миссионеров, которые в XIX веке переводили буддийские термины, то получается, что они иногда давали неверные толкования терминов. Поэтому нужно вчитываться в дефиниции, пытаться понять, что именно они значат. Спасибо.

Источник: https://studybuddhism.com/ru/prodvinutyy-uroven/istoriya-i-kultura/rasprostranenie-buddizma/vzaimodeystvie-buddizma-s-drugimi-filosofskimi-shkolami

Просветление – миф или реальность?

Просветление тесно связано с поиском смысла жизни. В разных религиозных течениях и философских школах есть различные понимания этого непростого вопроса. В них собраны попытки людей понять, что представляет собой человек и зачем он существует на этой планете.

Что такое просветление?

В обыденной жизни под просветлением понимают откровения, которые получил человек, иной взгляд или новое понимание привычных вещей. В философских школах и духовных практиках это явление имеет другое значение.

В них просветление напрямую связывают со смыслом жизни, поэтому оно получает первостепенную роль в жизни каждого человека.

С этой точки зрения просветление – это выход за рамки обыденности, осознание себя частью вселенной, высшая мудрость, высшее существование.

Просветление в христианстве

Понятие просветления в христианстве значительно отличается от трактовки этого понятия в восточных практиках. Просветление в православии – это попытка осознания Божественной сущности, максимального приближения к Богу и выполнение Его воли.

К просветленным мужам веры относят таких святых: Серафима Саровского, Иоанна Златоуста, Симеона Нового Богослова, Сергия Радонежского и т.д.

Благодаря глубокому пониманию воли Бога и смирению эти святые смогли достичь просветления, которое проявило себя в виде исцеления больных, воскрешения умерших и других чудесах.

Просветление в христианстве неотделимо от крещения Святым Духом и связано с очищением человека от всего греховного и наполнением его сущности Божественной любовью.

По мнению православных духовных отцов, только Всевышний знает, когда человек готов стать просвещенным. В этом вопросе надо полностью полагаться на Бога и не пытаться достичь этого самостоятельно.

Читайте также:  Будда хотей - восточный символ удачи, здоровья и процветания

О том, что человек стал просветленным, можно узнать по его поступкам: они будут смиренными и направленными на благо людям.

Просветление в буддизме

В отличие от понимания просветления в христианстве просветление в буддизме связано с эмоциональной сферой человека. Согласно буддистской традиции, это состояние сопровождается ощущением невообразимого счастья, рядом с которым обычное земное счастье ощущается как страдание. Состояние просветления сложно описать человеческим языком, поэтому о нем говорят лишь с помощью притч или метафор.

Просветление Будды Шакьямуни было первым в истории буддизма. Шакьямуни смог достичь освобождения и выйти за рамки привычного мира. Основной силой Будды на пути просветления была медитация. Она помогает перевести духовные размышления из логического понимания в личный опыт. Кроме медитации Шакьямуни указывал на важность для просветления и таких методов, как знания и поведение.

Просветление в исламе

Как и в других религиях, в центре ислама находится просветление – фана. Аллах сам выбирает человека, на которого он спустит просветление.

Критерием готовности к фане считается желание человека достичь новой ступени своего развития и готовность к этому. Открытое к влиянию Аллаха сердце человека впускает в себя новый мир.

Просветленный человек открывает в себе сверхспособности, которыми он готов служить людям, и сверхлюбовь ко всему живому.

Просветление миф или реальность?

Просветление с научной точки зрения – это открытие чего-то нового или иной взгляд на привычные вещи.

С этой позиции просветление не имеет в себе ничего сверхъестественного и является обычной работой нашего разума. В духовных практиках просветление имеет иной смысл и содержание.

Оно связано с высшими силами и помогает людям обрести душевное равновесие и осознать свое предназначение на этой планете.

Просветление является реальностью для многих религиозных людей, посвятивших себя служению Богу и людям.

На примере просветленных духовных учителей можно учиться расширять рамки своего сознания и открывать свое сердце для влияния высших сил.

Для людей, не интересующихся духовной стороной жизни, просветление может казаться мифом. Такой взгляд может быть обусловлен консервативностью мышления и отсутствием знаний, касающихся этого вопроса.

Психология просветления

Путь к просветлению зачастую начинается с неудовлетворенности жизнью и своим местом в ней.

Чтение умных книг, психологические лекции и семинары по саморазвитию, беседы с мудрыми людьми могут помогать человеку приблизиться к ответу на интересующие вопросы, однако все это – лишь начало пути.

Личные постоянные поиски своего жизненного вектора однажды приводят мозг человека к новому пониманию. Дорога к просветлению зачастую занимает длительное время, а иногда и всю жизнь. Наградой этого пути является обновленный ум и гармония с миром.

Просветление или шизофрения?

Как бы ни казалось странным, но духовное просветление и шизофрения имеют три схожие черты:

  1. Деперсонализация – избавление от собственного Я.
  2. Дереализация – восприятие окружающего мира как нереального, размытого.
  3. Психическая анестезия – снижение силы эмоциональных переживаний.

Чтобы провести различие между этими двумя явлениями, следует проанализировать следующие составляющие:

  1. Причина. Причиной шизофрении нередко являются негативные эмоции и чувства. Причиной просветления является стремление сделать мир лучше, стать более духовным человеком.
  2. Голоса. При шизофрении человек слышит голоса, призывающие к агрессивным или неадекватным поступкам. Просветленный человек слышит голос свыше, призывающий к добру или совершенствованию.
  3. Миссия. При шизофрении интересы человека вращаются вокруг своего Я, даже если больной видит себя кем-то другим. Просветленный человек стремится помочь окружающим.

Признаки просветления

Приверженцы буддизма говорят, что невозможно описать словами, что происходит в момент просветления. Это связано с тем, что эмоции и чувства, переживаемые в процессе просветления, несравнимы с привычными нам эмоциями. Среди признаков просветления называют такие:

  • духовные приоритеты начинают доминировать над материальными;
  • периодически появляются измененные сознания, при которых человеку открываются новые истины или их глубина;
  • появляются необычные способности к созиданию, творению, исцелению;
  • изменяется характер, появляется позитивное мышление, уходят плохие привычки;
  • просветленный человек видит во всем божественную мудрость.

Как достичь просветления?

Человек, желающий достичь просветления, должен пройти через такие шаги:

  1. Всей душой желать просветления. Для этого следует поставить просветление сознания в качестве главного приоритета.
  2. Довериться в вопросе просветления высшим силам. Только Бог знает, когда человек близок к просветлению.
  3. Постараться отдать свою жизнь под контроль божественных сил. Приближаться к Богу через смирение и углубление контакта при помощи молитв или медитаций.
  4. Заниматься саморазвитием, работать над своим характером. Чистое сердце помогает быть более восприимчивым к влиянию Духа.

Пути просветления человека

Духовные учителя различных религиозных течений считают, что техники просветления являются лишь инструментом, который не дает никакой гарантии успеха. Просветление – индивидуально, оно приходит неожиданно и не имеет точной причины. Помочь найти прямой путь к просветлению могут такие техники:

  • молитва;
  • пост;
  • релаксация;
  • медитация;
  • техники самопознания;
  • очищение сознания;
  • техника йога-нидра;
  • избавление от негатива прошлого;
  • повторение имен Бога.

Как жить после просветления?

Просветленные люди не переносятся с этой греховной планеты на другую. Им приходится продолжать жить среди того же окружения в той же местности.

Лишь некоторые из духовных учителей, достигших просветления, уходят в пустынные районы, но зачастую это делается лишь на время. Миссия просветленных людей – нести миру новое знание и новое понимание жизни.

После просветления могут открываться новые способности, которые необходимо использовать для помощи окружающим людям.

Просветленные люди отмечают, что после своего духовного опыта, им становится гораздо легче жить в этом мире. Их Эго и желания перестают управлять всеми поступками. Все необходимые дела совершаются без лени и апатии. Жизнь становится более гармоничной и понятной. Человек перестает тревожиться и нервничать, так как он начинает осознавать суть своей жизни и свою миссию.

Книги о просветлении

О просветлении и о том, как его достичь, написано немало книг. Все они помогают найти свой личный путь в этом вопросе и подняться на новую ступень своего развития. В топ-5 лучших книг о просветлении входят:

  1. Хокинс Д.«От отчаяния к просветлению. Эволюция сознания». В книге описаны практические методы, как прийти к осознанию смысла своего существования.
  2. Экхарт Толле «Сила момента сейчас». В этой книге человек, прошедший путь просветления, простым и интересным языком рассказывает о том, каким путем к просветлению шел он и что включает в себя осознанность жизни.
  3. Джед МакКенна «Духовное просветление: прескверная штука». В книге развенчиваются многие мифы, которые выросли вокруг просветления. Автор старается помочь ищущим осознанности людям найти правильный путь и начать двигаться по нему.
  4. Нисаргадатта Махарадж «Я Есть То». Автор подталкивает человека к размышлениям по поводу своего истинного предназначения. Он заставляет посмотреть вглубь себя и осознать необходимость изучения своего внутреннего мира.
  5. Валерий Просвет «Просветление за полчаса». Автор предлагает читателям обратить внимание внутрь себя и заняться своим саморазвитием. Для этого в книге описаны разнообразные техники, приемы самопознания и работы над собой.
VPN – что это, как настроить и пользоваться сервисом?VPN что это известно не каждому пользователю интернета. При помощи новых технологий можно находиться в сети, но при этом скрывать свое пребывание на определенных ресурсах. Настраивают анонимайзер на компьютере, смартфоне и планшете. Цугцванг – что это такое и как из него выйти?Шахматный термин «цугцванг» обозначает такое положение на доске, когда любой ход одного из игроков приведет к заведомо худшему результату. Сегодня употреблять это слово можно не только в настольных играх, но и во многих других областях жизни.
Эвфемизм в современной русской речиЗагадочное слово «эвфемизм» в реальности хорошо знакомо каждому из нас, к таким иносказаниям люди прибегают ежедневно, сами того не замечая. Лингвисты определяют разные виды этих терминов, которые создавались, с учетом самых разных аспектов. Как пользоваться снапчатом – основные правила настройки и пользованияКак пользоваться снапчатом? В последнее время этим вопросом задается все больше пользователей. Придуманная для развлечения программа неожиданно стала очень известной. Но она имеет свои секреты установки и пользования, которые стоит рассмотреть.
Читайте также:  Синтез искусств в буддийском храме - восхитительные ваты

Источник: https://womanadvice.ru/prosvetlenie-mif-ili-realnost

Четыре стадии просветления в буддизме тхеравады

Четыре стадии просветления в буддизме тхеравады — четыре степени достижения полного просветления, состояния архата, которое буддист может достичь в течение жизни. Эти стадии называются сротаапанна, сакадагамин, анагамин и архат.

 Перед четырьмя стадиями

Обычный человек, или патхаджана (puthujjana) погружён в бесконечный круговорот сансары и неспособен освободиться. Совершая добрые или злые поступки в соответствии со своими желаниями, он перерождается в более высоких или более низких мирах и местопребываниях. Пока он не контролирует своё сознание, его цели спонтанны, что приводит к большим страданиям.

 Благородные люди

Те, кто вступил на благородный Восьмеричный Путь, становится “благородным” (aryapudgala), который уже гарантированно станет архатом, но не обязательно в этом перерождении. Эта цель будет достигнута в зависимости от достижений.

 Вошедшие в поток

Первая стадия называется Сротапанна (Srotaapanna), буквально означает «тот кто вошёл в поток» ( входить: apadyate, поток: srotas), согласно традиционной метафоре, сравнивающей достижение просветления с переходом бурной реки.

Тот, кто входит в поток, открывает свои глаза дхарме (dhammacakkhu). Вошедшим в поток гарантируется просветление через не больше чем семь перерождений, а может и скорее. При этом они уже не будут перерождаться в несчастных мирах адских существ, претов или животных .

Войти в поток можно став праведным человеком, узнав о Дхарме, добившись правильного состояния ума и живя в соответствии с дхармой.

Тот, кто вошёл в поток, получает подкрепление своему интеллекту от учения Будды (or sammadi, «правильное воззрение»), он следует буддийской морали (шила) и почитает Три драгоценности (Будда, Дхарма и Сангха).

 Однажды-возвращающиеся

Сакадагамины  (sakadagami) или экавичика ( тиб. барчечикпа букв. “только с одним препятствием”) – это те кто ещё один раз вернутся. Такие будут ещё ровно один раз рождены в мире людей, а потом станут архатами.

 Невозвращающиеся

Третьей стадией являются анагамины (anagamin), то есть те, кто уже не придёт. Невозвращающиеся уже не вернутся в мир людей или любой мир ниже его после смерти. Они будут рождены в Сфере форм в мирах Шудхаваса (то есть в чистых обителях), откуда они достигнут нирваны.

Некоторые из них могут переродиться в более высоких мирах Шудхавасы, но они уже не переродятся в низших мирах. Анагамины уже сбросили пять препятствий, которые связывают его сознание с сансарой.

Они уже частично просветлённые, и им остаётся достичь совершенства и прийти к полному просветлению.

 Архаты

Четвёртая стадия -архат, полностью просветлённые, кто полностью освободился от оков и кто после своего ухода (Sanskrit: parinirvana , Pali: parinibbana) не будет рождён ни в одном миру сансары .

Архат — в буддизме — человек, достигший полного освобождения от клеш и вышедший из «колеса перерождений», но не обладающий всевидением Будды

Источник: https://mahabon.blogspot.com/2013/04/blog-post_3356.html

Что такое «буддизм». Появление и развитие учения

Буддизм (санскр. बुद्ध धर्म, buddha dharma IAST; пали बुद्ध धम्म, buddha dhamma, «Учение Просветлённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в южной Азии.

Основателем учения былСиддхартха Готама.
Сами последователи этого Учения называли его«Дхармой» (Закон, Учение) или «Буддхадхармой» (Учением Будды). Термин «буддизм» был создан европейцами в XIX веке.

История буддизма начинается с момента рождения принца Сиддхаттхи Готамы. В возрасте тридцати пяти лет, после шести лет строгой аскезы, он обрёл просветление, став известным миру под именем Готама Будда.

В течение сорока пяти лет, странствуя по Индии, он проповедовал открытый им Благородный Восьмеричный Путь. На восьмидесятом году жизни он ушёл в окончательную ниббану. Этот год принят за начальную дату буддийского календаря.

Она соответствует 524 году до н.э. по григорианскому календарю.

В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранении его источников, об истинных путях к прекращению страдания.

Будда познал своим опытом и начал обучать срединному, или Восьмеричному Пути достижения Нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращиваниядобродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью.

Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

Первый буддийский собор, V век до н. э.

Предание утверждает, что вскоре после нирваны Будды произошёл первый буддийский «собор», когда собрались все ученики Будды и трое из них — Ананда, Упали и Махамаудгальяяна на память воспроизвели всё, чему учил Будда — нормы и правила монашеского общежития, «дисциплинарный устав» сангхи (Виная), проповеди и поучения Будды (Сутры) и его философское учение, «сверх-Дхарму» (Абхидхарма). Так возник буддийский Канон — Трипитака (на пали — Типитака), то есть «Три Корзины» Учения (в Древней Индии писали на пальмовых листьях, которые носили в корзинах). Первый из известных нам вариантов Канона — палийская Типитака — долгое время, в соответствии с традицией, передавался устно, и был впервые записан на Ланке около 80 до н. э. в связи с угрозой потери Учения. И в наши дни некоторые монахи, которых называют «держателями Типитаки» («типитакадхара»), традиционно заучивают наизусть отдельные части Типитаки или всю её полностью.

Второй буддийский собор 383 до н. э. Второй буддийский собор провёл царь Каласока в Вайшали, и был он связан с конфликтом между традиционными школами буддизма и более либеральными интерпретациями, известными как Махасангхика.

В соответствии с традиционными школами, Будда был лишь обычным человеком, достигшим просветления, и этот опыт могли повторить монахи, следуя монашеским правилам. Преодолевая страдания, монахи могли стать архатами. Сторонники Махасангхики считали такой взгляд эгоистичным.

Они считали, что цель достижения архатства несущественна, а истинная цель — достижение полного состояния Будды. Подобное воззрение в дальнейшем переросло в Махаяну.

Они были сторонниками более облегчённого монашеского устава, отчего их поддерживало большинство монахов и сторонников буддизма.

Третий собор провёл Царь Ашока около 250 до н. э.  Речь шла о примирении различных буддийских школ, очищении буддийского движения от оппортунистских фракций, выросших под царской опекой, и организации миссионеров через весь известный к тому времени мир.
В это время более чётко установился состав канона Трипитаки, содержащего слова, переданные непосредственно от Будды.

Всего существует 18 школ буддизма. Сейчас традиционно буддизм делят на Махаяну иТхераваду, так называемые Великую колесницу и Учение старейших.

Отличительной чертой Махаяны является учение о Бодхичитте — стремлении к спасению всех без исключения живых существ, подразумевающем безграничное сострадание и любовь к ним; и проистекающем из него понятии Бодхисаттвы — существа, готового отказаться от индивидуального достижения Нирваны с целью спасения всех живых существ. К Махаяне относится тибетский буддизм, китайский буддизм и несколько отдельных буддийских школ.

Последователи Махаяны подразделяют буддизм на Великую Колесницу (собственно махаяну) и Малую Колесницу («хинаяну»), которую называют также Колесницей Шраваков и Пратьекабудд. Само название «хинаяна» (санскр.

हीनयान, hīnayāna, буквально «Малая колесница») было введено методически для обозначения буддистов, ограниченных только стремлением к индивидуальному просветлению, и применялось в исторической полемике с другими, ныне не существующими, школами раннего буддизма и с целью объяснения понятия Бодхичитты.

Тхеравада — единственная сохранившаяся из школ Никая (раннего буддизма). Применение по отношению к ней термина «Хинаяна» некорректно.

Тхеравада активно использует понятие метта-бхавана, аналогичное понятию Бодхичитты в Махаяне, и под определение Хинаяны не подпадает.

В тибетском буддизме вводится также понятие «ваджраяна» (Алмазная колесница или тантрический буддизм). Иногда её считают отдельной, третьей колесницей, иногда — одной из школ Махаяны.

ru.wikipedia.org, theravada.ru, www.pravidya.ru

  • Как научиться контролировать энергетические потоки
  • Ошо о Дзэн

Источник: http://polet-dushi.ru/duxovnye-praktiki/raznye-religii-i-filosofiya/buddizm/chto-takoe-buddizm-poyavlenie-i-razvitie-ucheniya/

Ответы на вопросы / Библия Онлайн

Буддизм является одной из ведущих мировых религий по количеству приверженцев, географическому распространению и социально-культурному влиянию. Воспринимаясь, в основном, как «восточная» религия, он становится все более популярным и влиятельным в западном мире.

Читайте также:  Как живут люди во вьетнаме - быт и культура страны

Это – уникальная мировая религия, хотя она имеет много общего с индуизмом, так оба учат о карме (причинно-следственная этика), Майя (иллюзорность мира) и Самсара (цикл перевоплощения).

Буддисты верят, что конечной целью жизни является достижение «просветления» в их понимании.

Основатель буддизма, Сиддхартха Гаутама, родился в королевских владениях Индии около 600 лет до н.э. Как гласит легенда, он жил в роскоши, под слабым воздействием из внешнего мира. Его родители желали избавить его от влияния религии и защитить от боли и страданий.

Тем не менее, вскоре гармония в его убежище была нарушена – он имел видения старца, больного человека и трупа. Его четвертым видением был мирный монах-аскет (тот, кто отрицает роскошь и удобства). Видя спокойствие монаха, он сам решил стать аскетом.

Он отказался от своей жизни в богатстве и достатке, стремясь к просветлению через аскетизм. Он достиг успеха в этом роде укрощения плоти и интенсивной медитации, став лидером среди своих сверстников. В конце концов, его усилия завершились последним актом.

Он «побаловал» себя миской риса и сел под смоковницей (также называемой деревом Бодхи), чтобы медитировать до тех пор, пока не достигнет «просветления» или же погибнет. Несмотря на его мучения и искушения, на следующее утро он достиг просветления. Таким образом, он стал известен как «просветленный» или «Будда».

Он взял на вооружение свое новое понимание и начал преподавать своим собратьям-монахам, над которыми уже приобрел значительное влияние. Пять товарищей стали его первыми последователями.

Так что же Гаутама открыл? Просветление лежит «посредине», а не в роскошной неге или самоуничижении.

Также он обнаружил то, что в последствии стало известно как «Четыре благородные истины»: 1) жить – значит страдать (Дукха); 2) страдание вызвано желанием (Танха или «привязанность»); 3) устранить страдания можно избавившись от всех привязанностей; 4) это достигается за счет следующих благородного восьмиэтапного пути.

«Восьмиэтапный путь» заключается в наличии правильных 1) точки зрения; 2) намерений; 3) речи; 4) действий; 5) образа жизни (монашество); 6) усилий (направлять энергию должным образом); 7) сознания (медитации); 8) концентрации. Учения Будды были собраны в Трипитаку или «Три корзины».

В этих отличительных доктринах заложены учения, общие с индуизмом, а именно: реинкарнация, карма, майя и тенденция воспринимать реальность пантеистичной в своей ориентации. Буддизм также предлагает замысловатую теологию божеств и возвышенных существ.

Однако, как и в индуизме, в буддизме сложно точно определить взгляды на Бога. Некоторые течения буддизма могут по праву называться атеистическими, тогда как другие можно назвать пантеистическими, а третьи, такие как буддизм Чистой Земли, – теистическими.

Классический буддизм, однако, не упоминает о реальности высшего Существа и поэтому считается атеистическим.

Буддизм достаточно разнообразен. Его в общем можно разделить на две широкие категории: Тхеравада (Учение старцев) и Махаяна (Великая колесница). Тхеравада является монашеским течением, которое закрепляет просветление и нирвану за монахами, в то время как буддизм Махаяны расширяет эту цель просвещения и на мирян, не монахов.

В рамках этих категорий можно найти многочисленные ответвления, включая в частности Тэндай, Ваджраяну, Нитирэнизм, Сингон, Чистую землю, Дзэн и Ребу. Для людей извне, стремящихся понять буддизм, важно не претендовать на знание всех деталей конкретной школы буддизма, если они изучили лишь классический, исторический буддизм.

Будда никогда не считал себя богом или божественным существом. Напротив, он считал себя «проводником» для других. Лишь после смерти некоторые из его последователей присвоили ему божественный статус, хотя и не все его ученики согласились с этим.

Тем не менее, в Библии говорится совершенно ясно, что Иисус был Сыном Бога (Матфея 3:17: «И голос с неба сказал: Это Мой любимый Сын, в Нем Моя отрада») и что Он и Бог едины (Иоанна 10:30).

Никто не может считать себя христианином, не исповедуя веру в Иисуса как в Бога.

Иисус учил, что Он есть путь, а не просто тот, кто показал его, как подтверждает Евангелие от Иоанна 14:6: «Я – Путь, Истина и Жизнь. Только через Меня можно прийти к Отцу». До смерти Гаутамы, буддизм обрел значительное влияние в Индии, а триста лет спустя он охватил значительную часть Азии. Писания и высказывания, приписываемые Будде, были написаны около четырехсот лет после его смерти.

В буддизме грехом, в основном, считается невежество. И хотя грех воспринимается как «моральная ошибка», контекст, в котором различаются «зло» и добро», является аморальным. Карма считается балансом природы, на который невозможно повлиять лично.

Природа не имеет морали, поэтому карма – не моральный кодекс, и грех, в итоге, не является аморальным. Таким образом, можно сказать, что, согласно буддистскому учению, наша ошибка не является моральной проблемой, так как она – это безличная ошибка, а не межличностное нарушение.

Последствия этого понимания разрушительны. Для буддистов грех больше похож на проступок, чем на преступление против природы святого Бога.

Это понимание греха не согласуется с врожденным нравственным сознанием того, что люди находятся в положении осужденных за свои грехи перед святым Богом (Римлянам 1–2).

Последователи буддизма считают, что грех является безличной и поправимой ошибкой, но это противоречит учению о порочности – основной доктрине христианства. Библия говорит нам, что грех человека является вечной проблемой и имеет бесконечные последствия. В буддизме нет нужды в Спасителе для избавления людей от их гибельных грехов.

Для христианина Иисус является единственным средством спасения от вечного проклятия. Буддисты же основываются только на этике жизни и медитативном обращении к возвышенным существам, в надежде на возможное достижение просветления и окончательной нирваны. Более чем вероятно, что им придется пройти через ряд перевоплощений, чтобы погасить огромные накопления кармических долгов.

Для истинных последователей буддизма религия является философией морали и этики, воплощенной в жизни в воздержании от собственного «я». В буддизме реальность является безличной и относительной, поэтому она не важна.

Кроме того, что Бог рассматривается как иллюзорное понятие, растворяя грехи в неморальные ошибки и отвергая все материальные реальности как майя («иллюзия»), даже мы сами теряем «себя». Личность становится иллюзией.

Относительно вопросов о создании мира и вселенной, а также об их создателе учение Будды умалчивает, потому что в буддизме нет ни начала, ни конца. Вместо этого существует бесконечный круг рождений и смертей.

Можно было бы спросить, какой вид Существа создал нас, чтобы жить, терпеть такую боль и страдания, а затем умирать снова и снова? Это может заставить задуматься – а в чем же смысл, зачем? Христиане знают, что Бог послал Своего Сына умереть за нас, один раз, чтобы нам не пришлось страдать всю вечность. Он послал Своего Сына, чтобы дать нам знание, что мы не одиноки и что мы любимы. Христиане знают, что в жизни есть нечто большее, чем страдания и смерть: «…теперь сделал ее зримой явлением нашего Спасителя Христа Иисуса, уничтожившего смерть и Радостной Вестью открывшего миру жизнь и бессмертие» (2 Тимофею 1:10).

Буддизм учит, что нирвана является высшим состоянием бытия, состоянием чистого бытия, которое достигается за счет заслуг каждой отдельной личности. Нирвана не поддается рациональному объяснению и логическому порядку, и поэтому ей не можно научить, а только реализовать. Небесное учение Иисуса, напротив, весьма конкретно.

Он учил нас, что наши физические тела умирают, но души возносятся, чтобы пребывать с Ним на небесах (Марка 12:25). Будда учил, что люди не имеют индивидуальной души, что индивидуальность или «эго» являются иллюзией. У буддистов нет милосердного Небесного Отца, пославшего Своего Сына умереть за нас, для нашего спасения, чтобы обеспечить нам путь для достижения Его славы и величия.

В конечном счете, именно поэтому буддизм должен быть отвергнут.

Источник: https://www.bibleonline.ru/qa/384-buddhism/

Ссылка на основную публикацию