Современный и традиционный Японский дом. Интерьер, дизайн, схема, фото и видео

Содержание скрыть

Источник

Следует понимать, что японский дом сегодня и вчера – это во многом разные вещи. В нашем мире повсеместно на место старым традициям, материалам, технологиям приходят новые, Родина Самураев не является исключением. Архитектура идет  в ногу со временем и видоизменяется,  в мегаполисах это более заметно, в сельской местности не так явно.

Как устроен традиционный дом в Японии

Классическое жилье японских простолюдинов носит название Минка. В таких строениях жили ремесленники, рыбаки, торговцы, другими словами, все те слои населения, которые не относились к самураям и знати.

Минка можно разделить на несколько видов:

  • матия: где жили горожане;
  • нока: проживали крестьяне;
  • гёка: рыбацкие строения;
  • гассё-дзукури: минк в труднодоступных горных районах с крутыми и массивными соломенными крышами, хижина шелкопрядов.

Основные особенности

Основные материалы дерево, бамбук, глина, трава, солома Легкодоступные и недорогие материалы.
Крыша солома, черепица Опирается на деревянные балки, может быть прямой, заостренной по углам либо приподнятой.
Стены глина, дерево Внутренние стены обычно остутсвуют, вместо них используют Фусума или Сёдзи (передвижные ширмы) — бумага Васи прикреплена к деревянной раме. По этой причине Минка можно смело назвать жильем с свободной планировкой.
Фундамент камень Только это предназначение.
Пол земляной либо деревянный, поднятый на сваях (50-70 см) Покрываются циновками татами или мусиро. Татами более прочный красивый вариант, делается из специального бамбука игуса и рисовой соломы.
Мебель дерево Мебели мало. Шкафы встроенные. Можно выделить Котацу. Это своего рода небольшой японский столик. Состоит из трех элементов: опора, столешница и прокладка между ними в виде тяжелого одеяла или матраса футона. Часто под этим столом в полу находился источник тепла в виде очага. Самые важные вещи храняться в особых японских сундуках на колесиках Тансу, в случае пожара их легко спасти, выкатив на улицу.
Окна и двери дерево и бумага васи Все окна и двери, за исключением главного входа, не являются стационарными, их роль играют Фусума или Седзи.
Декор каллиграфия, картины, икебана Все очень скудно в сравнении с европейскими домами. В основном элементам декора выделяется одна небольшая ниша (токонама).

Татами

Котацу

Все чаще традиционные японские дома возводятся из нескольких этажей, хотя раньше использовался только один уровень.

Вообще история архитектуры развивалась с четом особенностей климата, рельефа и других особенностей. К примеру, высокая температура и влажность повлияли на то, что японское жилище делалось максимально открытым, проветриваемым и светлым.

А опасность землетрясений и цунами сподвигла на использование свай при проектировании. Они смягчали толчки.

Также крышу старались максимально облегчить, чтобы при разрушении дома она не смогла причинить критический физический урон владельцам.

Японский стиль предполагает трепетное отношение к чистоте и гармонии. Ведь изначально помещение было проектом для обитающего на полу человека. А для такой философии отсутствие грязи и хаоса крайне важно. Не зря в обычай вошли такие вещи, как специальные тапочки перед уборной и ванной или исключительно белые носки.

Внутри жилья

Отдельно следует выделить японский сад

Картинка: Сад

Гармония с окружающим миром и природой глубоко вросла в философию этого восточного народа. А это не могло не сказаться на их повседневной жизни, в том числе и на проектировании своего домашнего очага.

Японцы окружали свои дома чудесными и характерными только для них садами. Путешественников поражало красивое и гармоничное сочетание природных компонентов и изделий, сделанных человеком: мостики, пруды, фонари, обвернутые в прозрачную бумагу, статуэтки и многое другое.

Но, пожалуй, Сакура – самый распространенный элемент в японском садике. Это не просто растение, это настоящий  символ всех эпох, династий и империй.

Схема устройства

Итак, если подытожить, то схема устройства традиционного жилища японца будет состоять из следующих мест:

  • внешняя ограда;
  • садик;
  • чайный дом (чаще у знати);
  • хозяйственные постройки (амбар или место хранения орудий труда и инструментов);
  • веранда (энгава);
  • главный вход (одо);
  • прихожая Гэнкан;
  • кухня;
  • туалет;
  • ванная комната или японская баня офуро;
  • комнаты (васицу).

Вообще татами является важным элементом японской культуры. Их количество и расположение могут определять характер васицу. К примеру, это может быть спальня. В таком случае на циновки ставят японский матрац Футон и получается стандартное спальное место жителя местности-родоначальницы борьбы Сумо.

Чайный домик или Тясицу

У важных и богатых семей на территории располагался чайный домик. Первые подобные сооружения появились в 15 веке нашей эры. Из названия следует, что эти места предназначались для чайной церемонии и в целом обладали главными свойствами и признаками культуры – минимализм, аскетизм, простор и освещенность.

В то же время наблюдается и ряд особенностей:

  • Низкий вход, требующий от человека встать на колени. Главный посыл этой идее в том, что независимо от статуса каждый должен нагнуться для входа в этот “храм чаепития и духовного наслаждения”. Второй момент – сюда не допускались люди с оружием, подобная дверь мешала самураю проникнуть в Тясицу с оружием.
  • Напротив входа было обустроено место, в котором сосредотачивались некие атрибуты. Это были либо традиционные каллиграфические рисунки и тексты, которые являлись предметом дискуссии, либо расслабляющие предметы вроде икебан или расточающие благовония палочки и курильницы.

Рисунок: Чайный домик в Японии

Гостиницы Рёкан

Эти отели также можно отнести к традиционным японским домам. Для туристов и путешественников это своего рода храм традиционной японской культуры. Все в номерах обустроено в манере, соответствующей хижине Минка.

Здесь можно с головой окунуться в японскую самобытность. Выспаться на матрасах, постеленных на татами. Провести время в о-фуро. Увидеть традиционные одеяния кимоно, в которые облачен персонал. Вкусить с помощью японских палочек хаси национальную кухню, насыщенную морепродуктами и овощами.

Современный дом в японском стиле

Как упоминалось вначале, современное японское жилье сильно видоизменилось, особенно снаружи, но внутренний дизайн интерьера практически у любого выходца из Страны Восходящего Солнца содержит оттенок национальных традиций.

В нынешних реалиях, когда стоимость квадратного метра и элементов интерьера растет, японский стиль с его минималистическим подходом к обустройству становиться наиболее практичным. А свободная планировка своего жилища предоставляет людям возможность реализовывать свои дизайнерские фантазии и задумки.

Следует отдельно рассмотреть строения в городе и сельской местности.

Город. Вид древних и современных японских городов кардинально изменился. На место деревянных Матия пришли строения, возведены с помощью таких материалов, как кирпич, бетон, железо, битум.

В центральных частях полисов возвышаются деловые небоскребы, где куется основа сильной и стабильной экономики. Здесь располагаются известные на весь мир корпорации.

Основная часть горожан проживает в квартирах, расположенных в многоэтажных строениях. Как правило, это пяти-семи этажные строения. Преобладают однокомнатные квартиры. Площадь комнат не превышает 10 квадратных метров.

Планировка такого жилья просто удивляет своим рационализмом при использовании такой ограниченной площади. При входе вам открывается такой вид:

  • Небольшой узкий коридор.
  • По одну его сторону коридора располагается совмещенный санузел.
  • С другой стороны есть встроенный шкаф и кухня.
  • Далее небольшая комната.
  • Миниатюрный балкон с палкой для сушки.

Во все прослеживается экономия пространства. Это и встроенная в шкаф кухня, и размещение растений на стенах, и миниатюрная ванная. Ну и традиция сидеть на полу, а, следовательно, отсутствие стульев и кресел.

Вход в квартиру

Кухня в шкафу

Но можно выделить и некоторое западное влияние, к примеру, наличие европейской кровати или консоли под телевизором.

Более зажиточные люди приобретают так называемые семейные квартиры (60-90 м2) или частные дома на окраинах.

Сельская местность. Дома вне города меньше подвержены современным тенденциям. Хотя многие из них сегодня строятся по образцу западного общества с использованием ноу-хау материалов, провести аналогию с традиционным Минко все же можно.

Каждый решает для себя, в какой степени его жилье должно соответствовать классической японской культуре и стилю.

Выделим несколько наиболее частых общих признаков, которые присущи домам в глубинке и сейчас:

  • Минимальное количество мебели. Игнорирование стульев и кресел.
  • Возвышение пола на полметра над землей.
  • Свободная планировка, которую обеспечивают передвижные ширмы (Фусума или Седзи).
  • Высокая крыша.
  • Сад.

Каркасные строения

Какие бы мировые тенденции в архитектуре не происходили, японцы строят только каркасные дома. Эта технология просто необходима им для выживания в сейсмоопасной зоне.

Каркасный дом невероятно устойчив к подземным толчкам, он их как бы амортизирует и гасит. Известны каркасные строения, которые пережили за тысячу лет большое количество землетрясений и практически не пострадали.

В этой технологии одни плюсы! Их относительно легко восстановить при разрушении. Эти конструкции легкие,  при обвале они с большой вероятностью не причинят сильных смертельных повреждений.

Выделяют три типа каркасных домов:

  1. Деревянные. Это традиционные японские Минка, чайные домики, храмы;
  2. Железобетонные. Современные небоскребы.
  3. Необычные футуристические строения. Каркасная технология позволяет возводить причудливые строения необычных форм и их сочетаний.

Каркасное необычное строение

Купольные дома – самые современные японские технологии в сфере архитектуры и строительства

Они имеют необычный дизайн в форме полусферы. Это выглядит как инопланетные земные поселения будущего.

Самое уникальное – материал. По сути, это жилище из усиленного пенопласта! Он наделяет эти строения такими полезными и необходимыми для климата Японии свойствами как, прочность и высокая термоизоляция. Также можно избежать трат на каркас и фундамент, что прилично удешевляет его стоимость.

В Европе активно начинают внедрять эту технологии при производстве сезонного загородного жилья.

В завершении видео на тему:

Источник: https://susi-college.com/japanhouse

Как устроен традиционный японский дом

libertiesНаталья сделала прекрасный репортаж про японский дом. У нее в журнале можно найти много интересного про Японию, японский быт и другие путешествия.Пожить в старом японском доме – незабываемый опыт. Все согласно традициям: гэнкан, васицу, фусума, сёдзи, татами, дзабутон, футон, осиирэ. Имеется даже камидана.

С сименавой и сиде, как положено. Сфотографировала все-все-все, сняла небольшое видео. Приглашаю на экскурсию.Гэнкан – японская прихожая. В этой зоне необходимо снять обувь. По правилам положено развернуть ботинки в сторону двери. Наступать на возвышение нужно уже босиком.

Традиционная мужская обувь, возможно это вариант гэта

Комната в традиционном японском стиле называется washitsu. Пространство делится с помощью внутренних раздвижных стен fusuma. Рамы и решетки делаются из дерева, наружная сторона оклеивается непрозрачной рисовой бумагой. Перегородки, отделяющие жилые помещения от веранды называются shoji. Для них используется рисовая бумага, пропускающая свет.

Камидана – ниша для ками. Небольшое синтоистское святилище, наподобие домашнего алтаря в русских избах. Shimenawa – дословно “ограждающая веревка”, обозначает священное пространство. Белые зигзагообразные полоски называются shide. Ками – японские божества, духи.

Центрального отопления нет. Можно включить кондиционер, если он имеется в доме, или напольный обогреватель. Судя по запаху, обогреватель газовый каталитический, так что лучше им не пользоваться. Отапливать дом кондиционером дорого, поэтому решают проблему местно.

Приходит понимание всей прелести японской ванны ofuro. Она небольшая по площади, ноги не вытянешь, зато вода долго не остывает, и глубокая, снаружи только голова. Хозяин заботливо оставил грелки. Также широко распространены электропростыни.

Еще есть специальные приспособления – котацу, писала об этом здесь.

Футон – толстый мягкий матрац, расстилаемый на ночь для сна. Утром убирается в шкаф. Шкаф называется oshiire.

Коридор по периметру дома в теплое время года объединяется с садом. Стены просто сдвигаются, заодно становится прохладнее. В данном случае традиционные сёдзи заменены на современное остекление.

Двери обычно украшают росписью. Обратите внимание, изображение смещено к низу, потому что рассчитано на сидящeгo чeлoвeкa. В японском доме вообще не принято стоять вертикально, переместился с места на место и снова сел на колени. Поза называется seiza, дословно “правильное сидение”.

В гостиной соседствует европейский диван и японский стол на низких ножках. Плоская подушка называется zabuton. Их используют для сидения на полу или на стульях. Хотя японские стулья это фактически сидушка со спинкой.

Кухня расположена вне дома, это больше терраса. Имеется рисоварка, микроволновая печь, что-то вроде гриля, плита и холодильник. Очень много посуды.Стиральная машина просто огромнаяТак как основное пространство дома расположено на возвышении, можно устроить кладовочку. Подпол, как у нас.

Читайте также:  Художники японии – от древности до наших дней

Из окна открывается вид на сад

Это Voneten Guest House на острове Izu-Oshima, находится в местечке Хабуминато, в общем деревня – https://naviaddress.com/81/700037. Дом бронировала на Букинге. Хозяин общительный и гостеприимный. Встретил на остановке, отвез в супермаркет, запустил свой дрон, снял видео на память. Было очень здорово.

Порт Хабу – тихое местечко, самые наилучшие впечатления.

Японская кошка Анко. Воспитанная, в дом не лезет. Даже если дверь открыта, сидит снаружи.В завершение видео, экскурсия по дому:

Источник: https://home-and-garden.livejournal.com/890387.html

Устройство традиционного японского дома и сада | MIUKI MIKADO • Виртуальная Япония

Наш дом – это наша крепость. Это место, где мы чувствуем себя наиболее защищенными. Именно в Японии семейные традиции занимают особое уникальное место. И именно поэтому они затрагивают также само строительство и устройство японского дома. В первую очередь следует отметить, что само сооружение и стиль дома зависят именно от социального положения его владельца.

У японцев считается принципиально важным при строительстве использовать только лучшие материалы и лучших мастеров.<\p>

Кроме этого особое внимание уделяется и ограде перед самими домом. На положение владельца влияет массивность, дизайн и украшения самих ворот. Традиционно дома строили одноэтажными и обязательно прямоугольными.

На сегодняшний день в Японии уже встречаются дома в два этажа.

Вся конструкция японского дома возводится на сваях и опорных столбах.

Такое сооружение дома позволяет оградить жилище от разрушений, связанными с природными катаклизмами Японии и генеральную уборку дома надо будет производить гораздо реже.

Значению крыши уделяют особое внимание, так как именно на нее возлагается основная функция защиты погодных условии, будь то солнечные лучи или проливные дожди.

Японские жилища отличаются наличием раздвигающихся стен. Они обычно располагаются во внутреннем дворе и называются Адамо. Их традиционно изготавливали из деревянных панелей. По своему внешнему виду они напоминали ширму, которая была размером от пола до потолка в высоту.

Кроме того еще одной раздвижной частью японского жилища является седзи. Это перегородка, расположенная во внутреннем пространстве дома. Она отделяет веранду от жилых помещений.

Для разделения пространства внутри жилища на отдельные комнаты используют также фусума. Она отличается от седзи тем, что она заклеивается рисовой бумагой с различными рисунками.

Восток, как говорится, дело тонкое. Западная цивилизация переживает увлечение Японией, ее культурой, сверхновыми технологиями и стремящимся к гармонии с природой духом. В интерьере очень популярен японский стиль, возможно как раз потому, что традиционный японский дом так непохож на наши привычные жилища.

Например, мы все знаем, что любое здание начинается с прочного фундамента, затем строятся стены и, наконец, крыша. В японском доме такого нет. Он не имеет каменного основания, будто стремится в небеса, в сферу духовного, и не отягощает себя чрезмерностью материального имущества. Его основа – деревянные колонны и крыша.

Подлинные причины такой конструкции очевидны и согласуются с природными условиями: жарким летом и обилием зимних дождей, возможными землетрясениями. Океан смягчает климат Японии, поэтому нет необходимости удерживать тепло зимой. Крыша служит защитой от палящего солнца, а простота сооружения позволяет легко восстановить его после землетрясения.

Кое-где сохранилось еще искусство построения зданий без гвоздей, при помощи вырезания в дереве пазов, идеально подогнанных друг к другу. Стены японского жилища – всего лишь перегородки между несущими колоннами. Как правило, одна из стен постоянная, другие представляют собой передвижные панели, выполняющие роль дверей, окон и стен.

Никаких привычных стеклянных окон в рамах нет!

Вместо внешних стен, как уже говорилась выше, сёдзи – панели из тонких реек дерева или бамбука, скрепленные подобно решетке.

Просветы в панели закрывались листом рисовой бумаги, иногда обшивались деревом. Почти карточный домик! Тонкие стенки закреплены в пазах и отодвигаются в сторону, подобно дверцам в шкафах-купе.

В жару сёдзи можно убрать вообще, обеспечив доступ воздуха в спасительной тени крыши.

Внутренние стены являют собой деревянные рамки, оклеенные с обеих сторон толстой бумагой. Они и создают комнаты, а при надобности снимаются вовсе. Также помещения отделяются занавесями или ширмами. Такая легкость позволяет обитателям дома изменять планировку по своим потребностям.

Как же супруги уединяются, наверное, спросите вы? На самом деле, в жилище даже нет общего ложа для мужа и жены.

Соединение тел и душ священно, поэтому происходит в специальном строении в глубине японского сада, в самом укромном и живописном месте. Романтично и неординарно.

Все равно, что оформить чердак в собственность и смотреть на падающие звезды, понимая, как быстротечна жизнь. Понять это до конца сможет только настоящий японец. Но это о возвышенном.

Что до пола, то пол традиционного японского жилища – это деревянный настил, поднятый над землей на высоте не менее полуметра. Дерево уравновешивает перепад температур, настил дает небольшую вентиляцию, к тому же деревянная конструкция в землетрясение безопаснее, нежели каменные нагромождения.

Европейцу непривычно находиться в «бумажном» доме. Это не тот дом, который «крепость». Для японца защита от внешнего мира не так важна, как гармония в душе и единство с духовной составляющей природы.

Что делать, если природа все равно сильней? Придется вложить много труда, чтобы чинить каменное строение после каждого землетрясения.

Не лучше ли быть легким, как перышко, и уметь пригнуться к земле во время буйства стихий, которые вырывают дубы с корнями? Вероятно, японцы понимают непостоянство материальных ценностей и их способность разрушаться, поэтому их жилье и быт довольно аскетичны.

Японский сад

Япония – страна удивительная, и, кажется, никто до конца не поймет ее жителей, их культуры, их отношения к жизненным целям.

Слишком долго эта страна была изолирована от остального мира, слишком самобытной она оказалась вдалеке от культурного котла остальных наций и народностей.

Лишь только теперь у нас есть возможность задумываться над ее историей, искать связь произошедших и настоящих событий в ее исторических и современных образах, в символах.

Для нас Япония значит многое, но и не значит почти ничего. Мы видим символы, восхищаемся их глубиной и последовательностью, но не видим первопричин – для этого нужно быть коренным японцем, с детства впитать в себя весь этот «генный» набор.

К примеру, многое из японской культуры мы взяли для себя в качестве моды для проектирования садового ландшафта загородных домов. Это и сады камней, и японские прудики, и бамбуковые рощи. Но что они значат для японца – непонятно. Как и японский сад.

С детства каждый мог слышать это выражение, но что это означает? В чем, к примеру, отличие от «Вишневого сада» – и там, и там вишня, пусть даже и сакура. Но для нас вишня – рядовое дерево, и таким оно и останется, а сакура для японца… это сакура.

Понять это нельзя, это нужно помнить.

Но перенести символы Японии в российские реалии все же можно, хотя это будет и странно. Впрочем, японцы давно уже не удивляются ассортименту тех же японских ресторанов, которые к ним никакого отношения не имеют. Так же и сад.

В первую очередь, сад этот должен быть чистым. Чистым в том смысле, что среди редких деревьев там не должно быть сучьев, хвороста, кустов, пней – это отвлекает от созерцания отдельных четких объектов.

Это не набор деревьев – это мир в миниатюре, где символически обозначены холмы и горы, реки и равнины. Все эти элементы делаются из песка, воды, живых и сухих трав, камней.

Очень часто природные элементы сочетаются с рукотворными – фонарями в древнем стиле, башенками храмов и мостов, чайных заведений, портов. Говоря в общем, японский сад – это размышление на тему мироздания, своего места в нем.

В этой лаконичной картине каждый найдет занятие по себе. Воин в саду будет безучастно стоять и смотреть, как кружатся листья, опускаясь на землю. Старик присядет на камень и задумается о том, как проходит молодость. Молодежь будет вдыхать запах сырой сакуры и мечтать о жизни.

А любитель приключений будет видеть в каждом камне застывшие изваяния чудовищ древности, ожидающих своего пробуждения. А что – в такой стране, как Япония, возможно все что угодно. Понять бы и нам, чего ожидать. И тогда его энергетика сада точно должна сработать.

Как говорится, каждый сам является шаманом своего счастья. © helpingjapan.ru, e-janaika.net

> Галерея фотографий – Японские интерьеры / Интерьеры в японском стиле

Похожие записи на сайте miuki.info:

Источник: http://miuki.info/2012/11/ustrojstvo-tradicionnogo-yaponskogo-doma-i-sada/

Как устроен традиционный японский дом

Пишет блогер под ником neferjournal:

Пожить в старом японском доме — это незабываемый опыт. Все согласно традициям: гэнкан, васицу, фусума, сёдзи, татами, дзабутон, футон, осиирэ. Имеется даже камидана. С симэнавой и сидэ, как положено. Сфотографировала все-все-все. Приглашаю на экскурсию.

Гэнкан — японская прихожая. В этой зоне необходимо снять обувь. По правилам, положено развернуть ботинки в сторону двери. Наступать на возвышение нужно уже босиком.

Традиционная мужская обувь, возможно, это вариант гэта.

Комната в традиционном японском стиле называется васицу (washitsu). Пространство делится с помощью внутренних раздвижных стен фусума (fusuma). Рамы и решетки делаются из дерева, наружная сторона оклеивается непрозрачной рисовой бумагой. Перегородки, отделяющие жилые помещения от веранды, называются сёдзи (shoji). Для них используется рисовая бумага, пропускающая свет.

Камидана — ниша для ками. Небольшое синтоистское святилище, наподобие домашнего алтаря в русских избах. Симэнава (shimenawa) — дословно «ограждающая веревка» — обозначает священное пространство. Белые зигзагообразные полоски называются сидэ (shide). Ками — японские божества, духи.

Центрального отопления нет. Можно включить кондиционер, если он имеется в доме, или напольный обогреватель. Судя по запаху, обогреватель газовый каталитический, так что лучше им не пользоваться. Отапливать дом кондиционером дорого, поэтому решают проблему местно.

Приходит понимание всей прелести японской ванны офуро (ofuro). Она небольшая по площади, ноги не вытянешь, зато вода долго не остывает, и глубокая, снаружи только голова. Хозяин заботливо оставил грелки. Также широко распространены электропростыни.

Еще есть специальные приспособления — котацу.

Футон — толстый мягкий матрац, который расстилают на ночь для сна. Утром он убирается в шкаф. Шкаф называется осиирэ (oshiire).

Коридор по периметру дома в теплое время года объединяется с садом. Стены просто сдвигаются, заодно становится прохладнее. В данном случае традиционные сёдзи заменены на современное остекление.

Двери обычно украшают росписью. Обратите внимание, изображение смещено к низу, потому что рассчитано на сидящего человека. В японском доме вообще не принято стоять вертикально, переместился с места на место и снова сел на колени. Поза называется seiza, дословно «правильное сидение».

В гостиной соседствует европейский диван и японский стол на низких ножках. Плоская подушка называется дзабутон (zabuton). Их используют для сидения на полу или на стульях. Хотя японские стулья — это фактически сидушка со спинкой.

Кухня расположена вне дома, это больше терраса. Имеется рисоварка, микроволновая печь, что-то вроде гриля, плита и холодильник. Очень много посуды.

Стиральная машина просто огромная.

Так как основное пространство дома расположено на возвышении, можно устроить кладовочку. Подпол, как у нас.

Из окна открывается вид на сад.

Это Voneten Guest House на острове Izu-Oshima, находится в местечке Хабуминато, в общем, деревня. Хозяин общительный и гостеприимный. Встретил на остановке, отвез в супермаркет, запустил свой дрон, снял видео на память. Было очень здорово. Порт Хабу — тихое местечко, самые лучшие впечатления.

Японская кошка Анко. Воспитанная, в дом не лезет. Даже если дверь открыта, сидит снаружи.

Фотографии и текст — Источник

Источник: http://travelask.ru/blog/posts/9423-kak-ustroen-traditsionnyy-yaponskiy-dom

Традиционные японские домики: проекты :

Во все времена существовала мода на жилища, построенные в необычном стиле. Но японские домики сильно отличаются от вариантов подражания голландской, итальянской или французской архитектуре. Западные проекты всегда направлены на воплощение практичности и всех современных удобств. Японские же дома – это визитная карточка, продолжение традиций семьи и мировоззрений древней культуры.

Читайте также:  Кратко о буддизме в японии – школы и направления

Планируем проект

Даже далекий от восточной культуры человек, единожды взглянув на японское жилище, подтвердит, что это очень красиво и необычно. Почему бы не построить себе такой дом? При планировании нужно лишь учесть несколько нюансов.

Постройка должна иметь классические элементы и черты, характерные для японской архитектуры. Придомовое пространство обязательно оформляют в соответствии с требованиями восточной традиции и стиля. Ландшафт и окружающая растительность являются как бы продолжением жилища.

Также проекты японских домов предполагают наличие особых стен, крыши и пола. Конечно, самому сложно будет соблюсти все архитектурные каноны Страны восходящего солнца, особенно если поверхностно знаком с ее культурой. Поэтому, возможно, имеет смысл обратиться к специалистам, которые помогут разработать правильный проект.

На самом деле настоящие японские дома сложно воссоздать из-за огромного количества нюансов и деталей. Поэтому при постройке жилища стоит копировать не сами элементы, а стиль оформления. Да и скорее всего, придется что-то переделать на западный лад под свои нужды.

Особенности планировки

Традиционный японский домик называют «минка». Это слово переводится как «жилище для людей». Внутри дом поделен на две части: зону с утрамбованным земляным покрытием и секцию с высоким полом, который поднимается на полметра с помощью деревянных опор такаюка.

Обычно жилище имеет четыре комнаты: две жилые, гостиную и спальню. Ванную и туалет выносили за пределы основной части дома. Часто жилище в Японии дополнительно используется как магазин или мастерская, и это накладывает отпечаток на будущий проект.

Традиционно выделяют два вида планировок: нока и матия. Первая характерна для сельской местности, вторая – для городской. Они хоть и имеют различия, но выражают схожую концепцию. Рассмотрим обе планировки по отдельности более подробно.

Нока

В сельской местности обычно нет плотной застройки, как это случается в городах. Поэтому японские домики имеют более свободную планировку, выполненную в форме квадрата. Комнат чаще всего четыре, но встречаются варианты, где их вообще шесть или только одна. Все зависит от потребности хозяев.

В проект обязательно закладывают большой двор, расположенный сбоку от основной части дома. Он часто выполняет функцию мастерской и кухни, поскольку там размещают специальную печь камадо.

Исторически всегда выделяли комнату с очагом, которая одновременно могла исполнять роль столовой и гостиной. На плане-схеме всегда условно отмечают комнаты: общую, обеденную и спальню.

Но одно помещение могло выполнять разные функции, поскольку мебель у японцев компактная и при необходимости может складываться и убираться.

Матия

Проекты матия могут быть самыми разнообразными, поскольку выполняются в соответствии с занятиями жильцов и особенностями местности.

В условиях тесной застройки городов или в горах комнаты выстраивают в ряд. А двор приобретает узкую форму и вытягивается вдоль длинной части дома. Также существуют изогнутые планировки.

Они обычно появляются, когда к малогабаритному жилищу на небольшом участке пристраивают дополнительные помещения. Стесненные условия просто вынуждают строить там, где осталось место.

Поэтому очень часто в больших городах имеют вид буквы «Т» или «Г» японские домики.

Фото наглядно демонстрирует, как могут располагаться комнаты. Планировка имеет вытянутую форму.

В зоне высокого пола находятся две жилые комнаты: гостиная (дзасики) и столовая (има), а также торговое помещение (мисэ). Перед ними в секции земляного покрытия располагается двор (тоори-нива).

В нем будет установлена печь, колодец и раковина. Двор поделен на две части: жилое и торговое пространство.

Также особенностью городского жилища являются примыкающие постройки: склады и санузлы. На схеме они не отображены. Проекты «матия» часто предполагают наличие нежилого второго этажа, который используется для хранения чего-либо. К нему ведет крутая лестница, скрытая за деревянными перегородками, или шкаф, выполненный в виде ступенек без перил.

Типичный проект

Современный японский дом, расположенный поближе к столице, традиционно имеет пять комнат. Это гостиная, кухня со столовой и три спальни. Общая площадь такого жилища составляет примерно 90 квадратных метров.

Дома сельской местности, в которой цены меньше, по размеру чуть более габаритные. Площадь достигает 120 квадратных метров. Поэтому в сельских жилищах на одно помещение больше. Также перед созданием проекта учитывается количество детей.

Каждый ребенок должен иметь свою комнату.

Площадь помещения в Японии измеряется татами. Это примерно метр в ширину и два в длину. Самый распространенный размер комнаты составляет шесть татами. На такой скромной площади легко все умещается. Ведь в Стране восходящего солнца минимум мебели: шкафы и полки встроены в стены, а роль кроватей исполняют матрасы, которые легко убираются.

Учитываем особенности отопления

Что нужно знать про японские дома перед созданием своего проекта? Традиционно они рассчитаны только на теплое время года. Благодаря особой конструкции помещения хорошо вентилируются, спасая жильцов от жары. Это будет являться и минусом, поскольку зимой будет довольно холодно.

В японских домах нет привычных систем отопления, есть лишь местное обогревание. Оно производится переносными керамическими или глиняными хи-бати, которые наполнены древесным тлеющим углем. То есть получается, что обогреваются только отдельные квадратные метры.

Конечно, можно грамотно подойти к выбору материалов для отопления и построить дом, стилизованный под японский. Например, отличной заменой станет теплый пол или обогревательные элементы, встроенные в стены.

Выбор материала

Японский домик всегда строился из дерева, бумаги и тканей. Внешние стены изготавливают из глины и бамбука. Каркас жилища возводится из дерева. Для укрепления или создания фундамента часто используют камень. Внутренние стены как таковые отсутствуют. Их прекрасно заменяют скользящие легкие перегородки из бумаги или ткани – ширмы-фусума.

Вполне можно воссоздать японский домик своими руками, подобрав материалы, которые больше подходят для холодного климата. Это может быть брус, пластик или синтетическое сырье. Главное, чтобы материалы были стилизованы под дерево и камень. Ширмы внутри дома можно успешно заменить декоративными панелями из ПВХ или МДФ с текстурой бамбука или шелка.

Проектируем кровлю

Первое, что делает японский домик узнаваемым, – это крыша. Ее конструкция похожа на вычурную китайскую кровлю. Но японские крыши практичнее и более упрощенные. На них больше всего похожи голландские и датские вальмовые конструкции, которые рассчитаны на обильные осадки и сильные ветра.

Японские домики всегда имеют кровлю, которая имеет отрицательную кривизну скатов и сходится под углом 60°, как сложенные руки при молитве. Также для восточного стиля характерно несколько ярусов крыши и длинные большие свесы, особенно над входом и на углах. Такая конструкция позволяет подальше отвести талую и дождевую воду от стен и фундамента дома.

Внешние и внутренние стены

Роль внешних стен выполняют седзи – бамбуковые или деревянные каркасы из тонких реечек, которые собираются как решетка. Промежутки между ними раньше оклеивали плотной бумагой и частично обивали деревом. Со временем, особенно в местах с холодным климатом, предпочтение стали отдавать стеклу и другим более технологичным материалам.

Окон и дверей в традиционном понимании в японских домах нет. Их заменяют тонкие стены на шарнирах. При необходимости они легко снимаются, чем обеспечивают естественную вентиляцию или просто создают большое пространство.

Однако двигаются только три стены, поскольку одна все-таки должна оставаться несущей. Также домики в японском стиле изнутри часто разделяют занавесями и ширмами.

Они позволяют легко и быстро сделать перепланировку, если понадобится большее или меньшее количество комнат.

Проектируем пол

Как уже упоминалось, в восточной стране пол поднимают на полметра над землей. Это обеспечивает некоторую вентиляцию, оберегает от гниения и спасает от затопления.

Пол традиционно делают из дерева, поскольку в жару оно меньше нагревается, а зимой дольше охлаждается. Также пол покрывают татами – прямоугольными матами из прессованной соломы.

Перед входом в дом ниже уровня пола должна быть сделана специальная приступочка – гэнкан. На ней принято оставлять всю уличную обувь.

В современных помещениях на пол можно уложить материал, который напоминает природную текстуру – бамбук или речную гальку. Это могут быть натуральные породы кедра, дуба, ламинат или ковровые покрытия, имитирующие традиционные циновки.

Придомовая территория

Спроектировать ландшафт будущего жилища – это не менее важная задача. Японские домики всегда имеют очень красивую придомовую территорию.

Вдоль дорожек и у входа в дом можно посадить декоративные деревья, кустарники необычной формы, сосну Тунберга. Также ландшафт прекрасно украсит причудливый сад камней и небольшой прудик с водопадом.

По периметру территории устанавливается высокая ограда с воротами, которая чаще всего изготовлена из тонких стальных трубок и плотно закрыта кустарниками. Бюджетные варианты восточных домов просто обносятся большой каменной стеной.

Планировка настоящего японского домика – это целое искусство, которое познается годами. И в некоторых случаях имеет смысл скопировать только отдельные элементы восточного жилища.

Источник: https://www.syl.ru/article/304678/traditsionnyie-yaponskie-domiki-proektyi

• Обычный дом ниндзя Такаяма (тайники, ловушки, пассивная оборона по-японски)

Наиболее известная  усадьба  ниндзя – это Такаяма, расположенная сейчас в г. Ига-Уэно.

Когда вы посмотрите на этот дом снаружи, вам и в голову не придёт воскликнуть: «О-о, да это же дом ниндзя!» поскольку ни этот конкретный дом, ни любые другие подобные строения совершенно не выглядят как нечто специфическое, присущее только субкультуре синоби.

Дома ниндзя, или, как их принято называть, «усадьбы» (屋敷 «ясики» буквально переводится как «большой дом», «усадьба») внешне выглядят абсолютно невзрачно, точно так же, как и окружающие их обычные японские дома. То, что собственно делает их домами ниндзя – находится внутри. 

Внешний вид Такаяма ниндзя-ясики в г. Ига-Уэно 

Итак, подходя к дому с лицевой стороны, мы попадаем на дощатую веранду, отделённую от собственно жилого помещения обычной раздвижной бумажной ширмой-сёдзи. Прямо у входа в доме устроено два тайника (см.

таблицу 1): под одной из половиц, непосредственно у входа, устроен тайник катанакакуси 刀隠し, представляющий собой небольшую полость, скрытую под доской пола, нажав на одну сторону которой рукой или ногой, можно легко извлечь оттуда спрятанный там меч.

Объяснение наличия таких тайников весьма банально – вбежав в комнату безоружным, через долю секунды ниндзя оказывался «вооружён и очень опасен»… Кроме того, наличие открыто хранимого боевого (а не гражданского, типа айгути) оружия в доме, где его, по определению, быть не могло (например, в доме простого крестьянина, под личиной которого действовал синоби) не могло не вызвать практически мгновенной реакции со стороны контролирующих «тишину и порядок» агентов мэцукэ, которым не преминули бы доложить, в свою очередь, заботливые, но не в меру наблюдательные и любопытные соседи. Кстати сказать, как для средневековой, так и для современной Японии такая бдительность граждан – это норма: она не только не осуждаема, но и всемерно приветствуема японским обществом. 
Таблица 1: 

Опять-таки, в случае погони, преследуемый мог забежать в дом и, если у него имелось несколько мгновений, при помощи сообщника, проживающего в доме, он мог «бесследно раствориться», спрятавшись во втором тайнике, расположенном под полом веранды: т.н.монокакуси 者隠し, или «тайнике для человека». 

Устройство тайника для меча (катанакакуси 刀隠し) в ниндзя-ясики г. Ига-Уэно: 

Катанакакуси представляет собой небольшую полость, устроенную под полом непосредственно у входа. Сверху её прикрывает хорошо подогнанная, но не закреплённая половица, ничем не отличающаяся от соседних, кроме того, что один из её внешних углов немного утончён подобно одностороннему клину).

Она лежит на П-образном основании из деревянных реек, специально изготовленных таким образом, чтобы при случайном наступании на половицу она не поднималась, а открывалась лишь при надавливании под определенным углом на самый край возле стены или подвижной ширмы (сёдзи), где основание для половицы отсутствует. 

Экскурсовод музея ниндзя-ясики Такаяма (г. Ига-Уэно) демонстрирует устройство верхней крышки тайника катанакакуси 

Экскурсовод музея ниндзя-ясики Такаяма (г. Ига-Уэно) демонстрирует правильное место нажатия на половицу-крышку, скрывающую тайник катанакакуси

Длина катанакакуси не превышает 70 см, ширина – 20 см, глубина – 20-25 см 

Устройство тайника для человека (монокакуси 者隠し) в ниндзя-ясики г. Ига-Уэно: 

Этот тайник было возможно использовать только при наличии партнёра, знающего об устройстве тайника и его месторасположении.

 Монокакуси представляет собой нишу под полом веранды дома ниндзя, глубиной не более 50 см, имеющую небольшую щель в наружной части, через которую можно наблюдать за происходящим снаружи, оставаясь совершенно невидимым.

Читайте также:  Ньингма – одна из четырех школ тибетского буддизма

Отодвинув сёдзи и убрав кусок направляющей рейки, ниндзя получал доступ к люку, открывающемуся в полу. Человек, которого необходимо было спрятать, залезал внутрь, а его напарник, установив на место рейку, возвращал тайник к его первоначальному виду, вновь задвинув сёдзи. 

Экскурсовод музея ниндзя-ясики Такаяма (г. Ига-Уэно) демонстрирует открытый тайник-схрон монокакуси

Слева от входа находится хозяйственное помещение – что-то среднее между кладовой и кухней. Эта половина дома не имеет тайных приспособлений, кроме люка с верёвочной лестницей, поэтому мы начнём движение по дому не слева направо, а справа налево, двигаясь против часовой стрелки последовательно от одной стены к другой, от одного тайника – к другому. 

Хозяйственное помещение дома Такаяма (г. Ига-Уэно): пожалуй, одно помещение в доме, где всё, что вы видите – этим и является: печь, двери, пол, кадушка, горшок с цветами.

Единственное приспособление, имеющее отношение к секретам ниндзя – это вертикальный люк в стене наверху и верёвочная лестница, ведущая на второй этаж (в правом верхнем углу фотографии, подробности см.

далее по тексту статьи). 

Следить за перемещениями недругов перед фасадом дома и вовремя реагировать на те или иные события и происшествия, оставаясь при этом совершенно невидимым, можно было и при помощи скрытого «наблюдательного пункта» михариба みはりば, расположенного справа от входа. 
 

Таблица 2 

Устройство «наблюдательного пункта» (михариба みはりば) в ниндзя-ясики г. Ига-Уэно: 

Михариба – это небольшая ниша, скрытая от посторонних раздвигающейся дверью встроенного шкафа (押入осиирэ), на самом деле представляет собой пространство, где устроена смотровая щель, снаружи ничем не отличающаяся от своего аналога с другой стороны входа.

Однако если в с другой стороны – это просто стена, со стороны михариба – это более широкая перегородка, поставленная диагонально, что совершенно не бросается в глаза при взгляде прямо с фасада. Кроме того, такое расположение открывает более широкий угол обзора, в отличие от того, если бы она была поставлена строго параллельно стене дома.

Кстати сказать, позади пространства михариба существует еще одна потайная дверь, ведущая в «стоячий» монокакуси, куда ниндзя, при малейшем подозрении в его наличии у смотровой щели, мог немедленно скрыться. В этом тайнике также люк, ведущий в подземный ход нукэмити, ведущий далеко за пределы дома.

Таким образом, вбежав в помещение и резко отодвинув дверцу осиирэ, противник хватал только пустоту, и оказывался вновь одураченным. 

Сразу за дверцей стенного шкафа, скрывающего нишу михариба, устроен домашний алтарь (камидана). В доме ниндзя Такаяма он на первый взгляд, ничем не отличается от тысяч и тысяч подобных домашних святилищ, по назначению используя которые, японцы и по сей день чтят богов и своих предков.

Однако для живших здесь ниндзя подобный алтарь служил защитой в буквальном смысле, имеющем очень мало общего с мистикой: за ним скрывается вход в подземный ход (抜け隧 нукэ-мити), куда можно попасть тремя путями: нырнув в потайную дверцу прямо под алтарём (隠し戸 какусидо), из тайника монокакуси со стороны входа (где также расположена наблюдательная щель михариба) и с другой стороны, минуя еще одну дверцу «стенного шкафа» осиирэ (слева от камидана – см. таблицу 2) и используя самозакрывающуюся дверь (絡繰り扉 каракури-тобира), расположенную в нише за шкафом (см. таблицу 3). 

Таблица 3 

Устройство 絡繰り扉 каракури-тобира (двери с механизмом самозакрытия) в ниндзя-ясики г. Ига-Уэно: 

Потайная дверь (каракури-тобира), ведущая к монокакуси, замаскированному под встроенный шкаф и одному из проходов к нукэ-мити (подземному ходу), расположенному позади алтаря. Сама дверь устроена таким образом, что открыть её можно, только нажав на сторону, прилегающую к стене. После того, как ниндзя входил в тайник-схрон, дверь, под действием системы противовеса, закрывалась за ним сама. 

Экскурсовод музея ниндзя-ясики Такаяма (г. Ига-Уэно) демонстрирует открытую дверь каракури-тобира 

Попадая внутрь, ниндзя поднимал потайной люк, и скрывался в подземном ходе, ведущем далеко за дом 

(на схеме обозначено стрелкой налево) или вылезал в тайник со стороны михариба (прямо). 

Экскурсовод музея ниндзя-ясики Такаяма (г. Ига-Уэно) демонстрирует открывание потайной двери в подземный ход. 

Далее, если мы проследуем вдоль правой стены дома, мы больше не встретим никаких секретных приспособлений. Стена оканчивается аналогичной деревянной верандой, но с противоположной главному входу стороны.

На этой веранде располагается маленькая дверца, выходящая непосредственно в сад справа от дома, открыть которую изнутри или снаружи и вообще отличить от обычно панели невозможно, если не знать секрета не только ее открытия, но и самого существования.

Такое приспособление носит название сикакэдо仕掛け戸 («хитрая дверь»). Кроме того, в полу у выхода в сад расположен еще один тайник катанакакуси. 

Устройство – 仕掛け戸 сикакэдо («хитрой двери») в ниндзя-ясики г. Ига-Уэно: 
 

Сикакэдо – это дверца около 60 см высотой, внешне выглядящая как простое деревянное основание боковой стены веранды. Дверца снабжена двумя скрытыми невидимыми щеколдами, которые, чтобы их открыть (как изнутри, так и снаружи), необходимо поддеть через щель между дверцей и проёмом.

Обычно, обитавшие в доме ниндзя делали это двумя полосками бумаги, чем-то напоминающими короткую линейку, называемыми каэси (щеколда открывается очень легко и бесшумно).

Эта дверца позволяет незаметно выйти (или войти) в дом со стороны, где обычно нет ни входа, ни выхода, что особенно важно тогда, когда необходимо обойти незваных гостей или наблюдающих за входами врагов. 

Так выглядит открытая сикакэдо снаружи

Противоположная (левая стена) главной комнаты выглядит обычно для японского дома: она затянута тёмными деревянными панелями шириной 3 сяку (около 1 м) и высотой около пяти сяку (примерно 1 м 66 см).

Однако крайняя к веранде панель имеет секрет: она скрывает за собой еще один тайник монокакуси и лестницу, представляющую из себя простые деревянные планки, прибитые непосредственно к стене. Панель одинаково выглядит с обеих сторон и имеет ось вращения посередине.

Такое устройство позволяло ниндзя мгновенно скрыться за панелью в устроенном там схроне и или взобраться по потайной «лестнице для прятанья» какурэбасиго隠れ梯子 на секретный второй этаж, или выйти наружу через проход, имеющийся под полом (он не сообщается с подземным ходом, скрытым под камидана). Такой трюк театрально назывался дондэн-гаэси ドンデン返し: «быстро сменить декорацию». 

Таблица 4 

Устройство ドンデン返し дондэн-гаэси (вращающейся панели) в ниндзя-ясики г. Ига-Уэно: 

Для того, чтобы провернуть панель вокруг своей оси и проникнуть в тайник-схрон монокакуси за ней, ниндзя было необходимо слегка приподнять её (сама панель очень лёгкая, хотя на первый взгляд выглядит весьма массивной и тяжёлой) и, придерживая ладонями, двигаться вместе с поворотом панели.

Это можно сделать как стоя лицом к панели, так и прижавшись к ней спиной, причём второй метод считается более эффективным, так как не затрудняет движения ног (вместо семенящих шагов, которые вы вынужденно делаете, стоя лицом к панели, в случае позиции к ней спиной вы просто шагаете вначале левой, а затем правой ногой – и всё).

Войдя внутрь, ниндзя отпускал панель и она снова становилась на место, фиксируясь в неподвижном состоянии. Сдвинуть её влево или вправо нельзя, просто толкнув, открыть тоже. При простукивании эта панель не отличается от соседних, таким образом создавая иллюзию цельной стены.

При необходимости, из тайника, расположенного позади секретной вращающейся панели дондэн-гаэси, ниндзя мог легко по лестнице попасть через люк в потолке на секретный второй этаж или оказаться вне дома, используя проход под полом и внешней стеной. 

Экскурсовод музея ниндзя-ясики Такаяма (г. Ига-Уэно) указывает посетителям на наличие секретного второго этажа.  Обратите внимание на то, что над левой стеной нет наблюдательных панелей, ведущих в главную жилую комнату – 

они есть только на противоположной заднему выходу стене – непосредственно над какуси-кайдан). 

Экскурсовод музея ниндзя-ясики Такаяма (г. Ига-Уэно) позирует на лестнице, 
ведущей на второй этаж 

Ещё один тайник аналогичного устройства, но не имеющий лаза под полом, находится на противоположной выходу стене, справа откакуси-кайдан. Вход в него находится не в комнате, а с обратной стороны.

Стена тайника, выходящая в центральную комнату, затянута близко расположенными друг к другу вертикальными рейками, позволяя незаметно наблюдать за происходящим в комнате из темнотымонокакуси. По центру стены имеется ниша (токонома) с обычной, на первый взгляд, деревянной полкой.

На самом деле эта «полка» является скрытой лестницей (隠し階段 какуси-кайдан), ведущей на второй и, минуя его, на третий этажи дома. 

Таблица 5 

Схема секретного устройства «стены», противоположной заднему входу в дом Устройство 隠し階段 какуси-кайдан (скрытой лестницы) в ниндзя-ясики г. Ига-Уэно: 

Внешне (спереди и снизу) выглядящая как обычная полка, скрытая лестница ведет к люку, оснащённому мощным запором, на второй секретный этаж дома в помещение для тайного наблюдения за жилой комнатой. Для того, чтобы опустить лестницу, необходимо прижать специальный клин на центральной вертикальной доске, освободив ход лестнице вниз.

Сама лестница представляет собой закреплённую на подвижных петлях с левой стороны ниши лестницу-доску в пять перекладин, по которой ниндзя мог мгновенно влезть наверх и занять наблюдательную позицию за замаскированным окном.

После этого его партнёр, оставшийся внизу, вновь ставил лестницу на место и комната принимала свой первоначальный вид. 

Экскурсовод музея ниндзя-ясики Такаяма (г. Ига-Уэно) демонстрирует опущенную лестницу какуси-кайдан

Второй этаж в Такаяма-ясики – это очень низкое и довольно узкое помещение, скорее коридорчик Г-образной формы, соединённое вертикальным люком с маленькой комнатой, в которой можно было сидя разместить несколько человек с оружием.

Это секретное пространство, вместо стены, выходящей в комнату, имеет тонкие перегородки из рам, затянутых тонкой соломой, что позволяло прекрасно видеть и слышать всё, что происходило внизу. Затаившийся там воин или воины могли следить за поведением агрессивно настроенного гостя и, в случае возникновения непосредственной угрозы, мгновенно атаковать его.

Кроме того, в этой потайной комнате также могло храниться оружие на случай, если ниндзя придется спасаться бегством на второй этаж и, через него, на третий этаж, а в руках на этот момент не окажется ничего. 

Панели, затянутые тонкой соломой над какуси-кайдан. Во время экскурсии по усадьбе ниндзя Такаяма в секретном помещении включают свет, и экскурсовод показывает, насколько хорошо всё видно сквозь соломенный слой.

В обычном состоянии, когда свет выключен, увидеть что-то сквозь ширму невозможно. Интересно, что такой соломкой затянута и балка, идущая поперёк комнаты, создавая полную иллюзию тонкой перегородки и цельности конструкции (см. фото на таблице 4).

Правда, на балке эти соломенные вставки намного уже. 

На второй этаж в доме Такаяма, как уже отмечалось, ведёт не только скрытая лестница (какуси-кайдан) из главной комнаты, но и вертикальный люк, расположенный в подсобном помещении. В обычное время люк был опущен, скрывая секретное помещение второго этажа за ним.

В случае возможного нападения или другой опасности люк открывался и из него опускалась верёвочная лестница –навабасиго 縄梯子 (которую также называют какурэбасиго 隠れ梯子 – «лестница для бегства»). При необходимости ниндзя мгновенно поднимался наверх, втягивал лестницу за собой и закрывал люк.

Или, намеренно оставив лестницу и люк открытыми, неожиданно атаковал поднимающегося по лестнице врага ударом меча.

Если враг, забежавший в «подсобку», был на тот момент один и у ниндзя было несколько мгновений пока на предсмертный крик прибегут остальные, он мог затянуть лестницу наверх и закрыть люк, задав врагам загадку – кто убил их товарища и куда он делся через мгновение после убийства? 

   

Кукла, изображающая атакующего мечом ниндзя из люка на второй этаж в подсобном помещении. Лестница опущена, а дверца подпёрта. После своей атаки ниндзя мгновенно втягивал лестницу вверх и выдёргивал подпорку – дверца падала вниз и превращалась в ничем не примечательную деревянную панель под потолком… 

В доме Такаяма есть также третий этаж, представляющий собой довольно высокий чердак, взобравшись на который и втянув за собой лестницу, можно было временно избавиться от преследователей. Попасть на третий этаж можно двумя способами – через люк со второго этажа (см. таблицу 5) и через лаз по верёвочной лестнице из подсобного помещения. 
 

Верёвочная лестница, ведущая на третий этаж из подсобного помещения

Вот, пожалуй, и всё о доме ниндзя Такаяма. Я постарался как можно подробнее описать и проиллюстрировать историческое наследие ниндзя, выраженное в их хитроумной архитектуре – а это, как мне кажется, интересно всем без исключения. 

             В.В. Момот  Секреты ниндзя-ясики

Источник: http://www.imhodom.ru/node/11429