Искусство танки в буддизме – как их создают в тибете

Буддийские тханки

Искусство танки в буддизме - как их создают в Тибете

В центре тханки изображён Будда, восседающий в позе лотоса (падмасане).

Буддийские тханки

Тханка. Самантабхадра. IX  век. Шелк, минеральные красители. Китай

В буддизме ваджраяны  («колесница Ваджры» — направление в буддизме) большое значение имели тханки  (живопись на шелку). Иногда их называют буддийскими иконами. Во время медитации они служили  для визуализации возникающих образов.

Тханка бодхисатвы   Самантабхадры («всецело добрый»)  перед вами  изображает бодхисатву, одного из пяти бодхисатв созерцания, эманацию Будды Вайрочаны.  Самантабхадра  является воплощением  всеобъемлющего сострадания. Руки сложены в витарка-мудре (жесте учения). Согласно разработанной иконографии Самантабхадра  изображался верхом на слоне.

Художник,  который рисовал эту танку,  скорее всего не видел слона. Поэтому у животного складчатые уши и лапы вместо ног. На слоне надета упряжь, напоминающая конскую сбрую.

Одним из ключевых эпизодов в жизни Будды стал момент просветления, которого он достиг в медитации семь дней, по другим источникам – семь недель. В то время злой бог Мара пытался помешать ему,  соблазняя красавицами  и пугая воинством.

В центре тханки изображён Будда, восседающий в позе лотоса (падмасане). Его левая рука  сложена в жесте дхаяна-мудра-жест медитации, правая – в жесте бхумиспарша-мудра,  жесте прикосновения к земле. А над головой  расположен синетелый шестирукий Мара с двумя скрещенными мечами  над головой.

По сторонам от Будды – чудовища,  представляющие войско  Мары, которые несмотря на устрашающий вид, не могут победить решимость Будды достичь просветления.

По краям тханки – бодхисатвы, внизу помещены изображения семи драгоценностей Вселенского правителя: колесо, конь, белый слон, волшебная жемчужина, меч, мудрый советник и прекрасная царица.

Считается, что буддизм проник в Китай в I веке. Со временем он получил широкое распространение  в различных слоях общества.  Уже к началу  V  века среди монахов Китая  началось движение на Запад, в Индию – на родину буддизма.

Чтобы посетить святые места  и достать  буддийские тексты, они проходили расстояние в тысячи километров, преодолевая различные невзгоды  и препятствия. Одним из самых знаменитых паломников  был Сюан Цзан (604-664гг.

), он дошел до Индии  и с триумфом вернулся,  привезя на родину большое количество текстов и изображений.

На этой тханке изображен странствующий буддийский монах, в основе изображения которого, возможно, лежал какой-то потрет  Сюан Цзана. Паломник показан  с плетеной корзиной за плечами.

Согласно традиции  в ней он несет  священные тексты, собранные в Индии. Его сопровождает тигр, уверовавший в буддизм. Зверь охраняет странника в пути.

В Музее Рубина В Нью Йорке хранится тханка, посвященная защите ее почитателей от восьми великих страхов.

Тара и восемь великих страхов

Повествовательная тханка. Тара. Восточный Тибет. 19 век. Пигменты на ткани. Художественный музей Рубина В буддийских описательных картинах сцены расположены по часовой стрелке вокруг центрального изображения.

В этом рассказе на картине женское божество Тара сидит на цветке лотоса в центре и предлагает защиту путешественникам от «Восеми Великих страхов.» В буддийском искусстве, защита связано с несколькими категориями божеств, в том числе гневными защитниками и просветленными мирными божествами.

Они еще до появления индуистских и буддийских традиций считаются богинями всемогущими в своих защитных аспектах. Богиня Тара представляет просветленное действие и является самой любимой защитной фигурой гималайского буддизма.

На тханке изображены сцены защита от лишения свободы, защита от бандитов, защиты от болезней, защиты от диких слонов и т.д.

тханка AKSHOBHYAVAJRA
Божество медитации Акшобьяваджра, описанное в Тайной Тантре (Гухйашамая), символически объединяет Семьи Пяти Будд. Трехглавый, шестиступенчатый, держащий ваджру и колокол, обнимая супругу, он представляет собой окончательную форму Будды Акшобхья и унификацию метода и мудрости, которая позволяет преодолеть двойственность.

Источник: https://turisheva.ru/2013/01/10/buddiyskie-thanki/

Редкие предметы тантрических практик Тибета

Редкие предметы тантрических практик Тибета.  

foto_historyimperium_ross
Оригинал взят у imperium_ross в Редкие предметы тантрических практик Тибета.

Буддизм одна из древнейших мировых религий культуры Востока, признан самыми различными народами с совершенно разной культурой и традициями.

Распространен в Индии, Китае, Японии, Корее, Непале, Тибете, Монголии, Бурятии, Туве, Калмыкии, Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе, Камбодже, Бутане, Вьетнаме, Сингапуре, Малайзии и других странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии.

Раздувать тему буддизма и вдаваться в тонкие подробности и различия философского учения “Просветлённого” не входит в мои планы, вся суть сводится к очень редким и необычным антикварным предметам религиозного культа Тибетский буддизм, и краткого описания.

Серебряный Тибетский Будда, иногда и он не обходится без сексуального наслаждения.

Морские ритуальные белые раковины были использованы еще в незапамятные до буддийские времена. Почти все традиционные Индийские герои обладали своей собственной раковиной, используемой как боевой рог. Например раковина Девадатта, принадлежавшая Арджуне, главному герою Махабхараты, издавала мощнейший звук, приводивший в ужас врагов.

Раковина – это символ богатства, силы и величия, ее всепроникающий звук разгоняет злых духов, предотвращает природные бедствия, усмиряет опасных существ. Одним из главных атрибутов Вишну была раковина Панчаяна, символизирующая акт создания из первичных вод. Звучание ее также имело глубокий смысл – издаваемый звук похож на священный звук Аум (Ом), от которого все произошло.

Внутренние пропорции раковины представляют собой загадочную Божественную Пропорцию (или Золотое Сечение), являющейся идеальным выражением порядка и красоты нашей вселенной.Классическая пурба – это трехгранный кинжал с коротким лезвием и массивной, богато украшенной рукояткой.

Это один из тех ритуальных предметов, который может представлять Будда-форму и используется для подавления тревожащих энергий.Тройное лезвие пурбы означает победу над основными мешающими чувствами — гневом, неведением и привязанностью, а также контроль над прошлым, настоящим и будущим.Кроме того, форма такого кинжала символизирует элемент огня и мощно защищающую активность.

Как высшее оружие, иссекающее ненависть и гнев и наносящее удар по демоническим препятствиям, пурба проявляется в своей наиболее насыщенной и символичной форме как Ваджракилая с тремя головами, шестью руками и нижней частью тела в виде пылающего трёхстороннего лезвия острого кинжала.Ритуальный символический нож в форме полумесяца, отсекающий неведение. Лезвие символизирует мудрость.

В тибетском буддизме существует 17 форм изогнутого ножа. Пламенный нож дигуг защитника Дордже Бернагчена увенчивает рукоять с золотым центральным ядром и половиной Ваджра, украшают языки пламени и пасть мифического животного – макары – указание на мощь и защиту.

Дигуг символизирует в целом отсечение главного корня обусловленного существования – неведения и иллюзии эго, является проявлением мужского принципа – активности (поэтому обычно находится в правой руке). Атрибут активной мудрости многих Йидамов.Главный символ тантрического буддизма, или ваджраяны, откуда и происходит его название.

В древнем индуизме ваджр — скипетр бога-громовержца Индры. В буддизме ваджр представляет несокрушимую силу и символизирует неизменную и неразрушимую природу Просветленного ума, чистую истину Дхармы. Ваджр – мужской символ, аспект сострадания, блаженства и искусных средств на пути к Просветлению.Как ритуальный предмет, ваджр бывает нескольких видов.

Самые распространенные – пятиконечный и девятиконечный ваджр. У первого пять концов с одной стороны представляют пять омрачений, которые очищаются в пять видов мудрости. Центральный шарик символизирует, что в состоянии Просветления между ними нет разницы с точки зрения абсолютной истины. Девятиконечный ваджр символизирует девять путей Древней тибетской школы (Ньингма).

Старинный Тибетский антикварный навесной замок в виде карпа, необычность формы замка с первого взгляда приковывает своим вниманием глаза.Тибетская маска сделанная из человеческого черепа, используемый для ритуальных целей как в индуистской, так и в буддистской тантре.В Тибете капала зачастую богато украшались золотом и драгоценными камнями, но в данном случае мастера в этой ритуальной маске сделали исключение.

IMPERIUM_ROSS.

Leave a Comment to the Entry

This page was loaded Sep 18th 2018, 6:41 pm GMT.

Источник: https://foto-history.livejournal.com/10155843.html

Искусство в буддийской культуре

Инфоурок › Начальные классы › Презентации › Искусство в буддийской культуре

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Искусство в буддийской культуре В буддизме главную роль играют изображения БУДДЫ.

Существует три вида этих изображений: Будда в образе учителя-сидящий с поднятой правой рукой , Будда Торжествующий-сидящий с опущенными руками , Будда «спящий»- фигура лежащего Будды ,уходящего в нирвану .

Все детали скульптур, подчиняются «32 иконографическим признакам великой личности» и 80вторичных признаков большой красоты ,которые подробно изложены в священных текстах.

2 слайд 3 слайд Описание слайда:

Эти признаки символизируют различные качества и достоинства Будды. Выступ на макушке-знак достижения всезнания , удлинённые мочки ушей-знак всеслышания , глаз мудрости в межбровье-знак всевидения .

4 слайд Описание слайда:

Искусство ТАНКА- буддийского изобразительного искусства распространено во многих направлениях буддизма. Танки-это священные прямоугольные изображения .обрамлённые шёлком или парчой ,которые вешаются в храмах и святых местах как объекты почитания. Первая танка появилась в Индии и изображала «колесо сансары»

5 слайд Описание слайда:

В буддизме считается , что искусство является одной из форм служения самому божеству. Человек ,решивший стать художником проходил длительное обучение в монастырях. Полный срок-20 лет.

6 слайд Описание слайда:

Во время одного из обрядов монахи – буддисты изображают МАНДАЛУ- круг символический вид буддийской Вселенной.

7 слайд Описание слайда:

Мандала может восприниматься как капля взятая на анализ крови, по которой можно определить , что за изменения происходят в организме.

8 слайд Описание слайда:

Буддийская культура богата разнообразием предметов декоративно-прикладного искусства. Буддийские храмы и ступы ,богато украшены каменной резьбой и фресками , танка, скульптура и ритуальные предметы уже более двух тысячелетий восхищают ценителей прекрасного.

9 слайд Описание слайда:

Великий буддийский учитель Цонкапа говорил ,что искусство должно служить высокой цели-учить людей добродетели и мудрости и тем самым способствовать благу народа.

10 слайд

Не тот материал, который искали? Воспользуйтесь поиском по нашей базе из 3113422 материалов.

Искать

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/iskusstvo-v-buddiyskoy-kulture-1499655.html

В петербургском музее истории религии открылась выставка “искусство медитации и молитвы”

ВСЕ ФОТО

В петербургском Государственном музее истории религии (ГМИР) открывается выставка “Искусство медитации и молитвы”.

В экспозицию вошли самые яркие памятники буддийского искусства – скульптура, предметы культа и декоративно-прикладного искусства, созданные мастерами Тибета, Бурятии и Монголии в XVIII-XIX веках.

Как отмечают организаторы выставки, великолепие пластики из собрания ГМИР призвано усилить звучание образов религиозного искусства, принадлежащих кисти Николая Дудко – одного из самых значительных мастеров современной буддийской свитковой живописи.

Дудко прошел уникальный для русского художника-буддиста путь – от первых встреч с бурятскими ламами до обучения в Дхарамсале у личного художника Далай Ламы Сангей Еше.

Персональные выставки художника с успехом экспонировались по всему миру, произведения находятся в музейных собраниях и частных коллекциях России, Голландии, США, Франции, Японии и других стран, говорится в пресс-релизе, опубликованном на сайте ГМИР.

Буддийская свитковая живопись (по-тибетски – танка) восходит к индийской живописи на тканевой основе – пата. Художники-ламы пишут танку на грунтованной хлопковой ткани.

Они используют натуральные пигменты: растертые полудрагоценные камни – лазурит, малахит, бирюзу, киноварь. Насыщенность красок усилена использованием твореного золота и серебра.

Традиционно буддийские танки являются зримым воплощением священных образов, основой для медитации и молитвы.

Николай Дудко работает в традиционной манере “менри”. На выставке будут представлены классические работы.

Среди них – танка “Будда Шакьямуни и шестнадцать архатов”, танка “Бодхисаттва Манджушри”, написанная в технике “сертан” – с использованием твореного (жидкого) золота, а также одно из лучших произведений Дудко – редкая горизонтальная многофигурная танка “Сукхавати – Чистая земля Будды Амитабхи”.

Отдельные свитки выполнены в традиции тибетской буддийской школы “Старых тантр”. Танки с изображением основателя школы ньингмапа Гуру Падмасамбхава и гневного божества-защитника Гуру Драгпур Килая были освящены выдающимся учителем традиции дзогчен Чогьял Намкхай Норбу Ринпоче.

Выставка состоит из четырех разделов. В первом представлены материалы, демонстрирующие подготовительные этапы создания танки: специальный подрамник с натянутой тканью; образцы прорисовок священных образов; особые трафареты, позволяющие напылять рисунок на основу в технике “припороха”.

Раздел дополнят графические листы с изображениями различных божеств буддийского пантеона из канонического сочинения Чжанчжа Хутухты Ролби Дорже по иконографии “Древо собрания 300 изображений”, копии иконометрических канонов для написания священных образов и несколько миниатюрных танок из большой живописной серии “Пантеон божеств ньингмапа”.

История буддийского искусства связана с развитием отдельных учений, духовных практик и ритуалов различных школ тибетского буддизма. Три раздела выставки будут посвящены презентации памятников религиозного искусства трех школ – гелугпа, ньингмапа и кагьюпа. Две последние – ранние, нереформированные школы.

Центральный экспонат комплекса ньингмапа – большая танка Дудко “Гуру Падмасамбхава”. В нижней части комплекса будет воссоздан молитвенный столик ньингмапинского ламы с ритуальными предметами из фонда Музея: ваджра и колокольчик, чаша для исполнения тантрийских ритуалов, священный сосуд, барабанчик-дамару и торма – жертвенные подношения.

Дополнят экспозицию скульптурные образы Гуру Падмасамбхавы, великого тибетского йогина и поэта Миларепы, изображение мистического божества Дака Зажед.

Центральный экспонат раздела “Школа гелугпа” (школа добродетели): изображение основателя школы Дже Цзонхавы (1357-1419) – одна из редчайших буддийских скульптур, созданная в технике многоцветной перегородчатой эмали.

Выставка будет работать с 28 мая по 30 августа 2009 года.

Источник: https://www.newsru.com/religy/27may2009/ausstellung.html

Тибетские танки | Туроператор по Тибету “Новый Путь”

Впервые приехав в Тибет, вы можете быть смущены словами «танки», «тханки», «танконопись». Что же такое танка?

Танка – (тханка) тибетское слово, которое переводится дословно, как картина-свиток. Это картина на ткани с изображением Будд, святых, исторических персонажей, мандал или зарисовок научного содержания. Религиозные танки можно сравнить с иконами в христианстве. Танки глубоко и ярко отражают тибетскую культуру и религию.

Не каждый художник может писать танки. Для рисования танк имеются серьезные требования к мастеру, он должен быть буддистом-мирянином или буддистским монахом. Танка пишется по строгим религиозным традициям.

Во–первых, буддист-художник просит духовного наставника осмотреть глубину его медитативного опыта, чтобы получить разрешение писать танки.

Во-вторых, после осмотра наставник обращается с молитвой к Бодхисатве мудрости Манджушри, с просьбой войти в тело художника, который в процессе рисования должен хранить в себе чистоту в теле и душе, воздержаться плотских удовольствий, отказаться от мяса, лука, чеснока, чтобы уделить все свое внимание творчеству.

Рисуя каждую черту образа Будды, художнику надо читать соответствующие каноны, иногда даже следует делать простирания, и поэтому рисование танки тоже считается одним из способов медитации и накопления заслуг. Чтобы завершенная танка была священна, проводится ритуал освящения: прошение к Будде, нарисованном на танке, о покровительстве через этот образ.

Краска для рисования танки крайне изысканна, состоит по большей части из растений и природных ископаемых минералов, в том числе и чистых золота, серебра, киновари и т.д., к которым прибавляют желчь животных. Благодаря такому составу, краски на танках не выцветают даже спустя сотни лет!

Ткань для танки берется суровая, некрашеная. По окончании рисунка картину подвергают сложнейшему процессу оформления: ее натягивают на рамку, покрывают клеем, ровняют поверхность и накладывают краски. Полотно с рисунком укрепляется на парчовой подложке.

На верхнем конце танки укрепляют два куска желтого шелка и два шелковых шарфа, которые могут быть связаны в узел и служить для прикрытия и украшения. Концы картины крепят на двух стержнях из твердой древесины, чтобы танку можно было легко свернуть в свиток.

По способу и материалам изготовления, танки делятся на тканные, печатаные и нарисованные. Туры в тибет откроют Вам, что наиболее ценные – это вышитые шелком танки, танки, сделанные способом ковроделия, танки из цветного шелка, танки-апликации и танки из жемчуга.

Наиболее драгоценные танки можно встретить в коллекциях зимнего Дворца Потала или в летней резиденции Далай Ламы парке Норбулинка. Из нарисованных танок наиболее сложны в написании золотые танки, выполненные в одном цвете, или выполненные золотом на черном фоне. Но не менее прекрасны и цветные танки.

Стоимость новых нарисованных танок варьируется от размера и сложности написания от 50$ до 3000$ и более.

Тур в Тибет запомнится надолго, если привезти в качестве подарка тибетскую танку, это реликвия, которая будет переходить из поколения в поколение, не переставая удивлять своей свежестью, красотой и глубоким духовным смыслом.

Предыдущая статья | Следующая статья

Источник: http://newwaytravel.ru/tibet/articles/tibetskie-tanki.html

Что такое живопись танка

(Из лекций известного художника танок Марианны ван дер Хорст)

Танка – произведение изобразительного искусства, буквально – «рисунок на ткани, который может быть свернут и взят с собой». По-тибетски танка называется рейдри (рей – хлопок).

Помимо традиционных танок (самый распространенный размер 75х50 см), выполненных на загрунтованном холсте, существуют и другие их виды: построенные из песка или нарисованные на стене, изготовленные в стиле аппликации или вышитые, и другие.

Величина может быть также очень разной: так, для праздников и церемоний изготавливают изображения гигантских размеров – до нескольких десятков метров, для ношения на теле пишутся миниатюрные танки (их обычно вкладывают внутрь ладанок – гау).

Тибетское буддийское искусство формировалось под влиянием художественных традиций Индии, Китая и Непала. Так, у тибетского правителя Сонгцен Гампо (начало VII в.) было две супруги-принцессы – непальская и китайская.

Каждая из них привезла с собой в Тибет бесценное приданое: непальская – множество священных изображений и статую восьмилетнего Будды, а дочь китайского императора – статую Будды в двенадцатилетнем возрасте (оба изображения находятся в Лхасе). Они и послужили первыми образцами, которыми руководствовались многие поколения художников и скульпторов.

Помимо этого царь Сонгцен Гампо заказал непальским мастерам образ Авалокитешвары, размер которого был равен росту самого правителя. Его святейшество V Кармапа (начало XV в.) распорядился отдать под роспись стены нескольких монастырей, а также заказал множество танок в непальском стиле.

Большое число изображений Белой Тары, Майтреи и других божеств было изготовлено в 1500-х года при II Далай-ламе. Лоден Шераб Дагьяб Ринпоче в книге Tibetan Religious Art (издана в Германии, 1977) пишет, что произошло взаимопроникновение стилей и сейчас уже не найти примеров чисто индийской, непальской или китайской школы.

В тибете исторически сложились три основные школы танка-живописи: менри, карма-гадри и менсар

Первый стиль – менри, широко известный как непальский стиль. Сформировался в период правления I Далай-ламы, его основатель – Менла Дондруб (1440 г.р., Южный Тибет). Его учителем был Допа Таши Гьяцо, мастер непальского стиля.

Менла Дондруб был очень образован, откорректировал ранние тексты по иконографии. В своих книгах дал подробнейшее описание религиозных объектов танка-живописи – их семь.

Главная его заслуга состоит в том, что он выработал «драгоценность правильных пропорций» – дал точные измерения изображений, в том числе объемных (скульптуры, ступы).

Кроме этого Менла Дондруб разъяснил «духовные и вспомогательные принадлежности художника», а также разработал новые пигменты и техники подготовки холста. Особенностями живописного стиля менри являются насыщенные цвета, чистые и яркие краски.

Второй стиль – карма-гадри. Этот стиль сформировался и расцвел в Восточном Тибете (провинция Кхам) в XVI веке, в период правления Микьё Дордже – VIII Кармапы (1507–1554).

Важную роль в развитии и распространении стиля сыграли «три таши»: Тулку Намка Таши, Чой Таши и Кашу Карма Таши. Первый, Тулку Намка Таши (1500 г.р.

, Верхний Йарлунг), обучался у нескольких знаменитых мастеров, чтобы «рисовать в отличительном стиле». Этот особый стиль был основан на 3-х образцах:

1) китайская свитковая живопись, поднесенная V Кармапе китайским императором; 2) рисованные маски, засвидетельствовавшие чудо,  когда III Кармапа проявил свой лик в полнолуние импера-тору (дошелма – «лицо в луне»);

3) китайская танка, изображающая 16 архатов ранней буддийской традиции.

Художественная традиция, которую Намка Таши учредил исходя из всего этого, стала известна как карма-гадри.

Третий стиль – менсар (мангсар), или «новый менри». Самый поздний стиль, основанный на менри (с нововведениями в стиле, пигментах и подготовке холста), появился в XVII веке и стал очень популярен в Западом Тибете. Его основатель – Чоинг Гьяцо (1645 г.р., провинция Цанг). Для этого стиля характерен прозрачный пейзаж и очень яркие, интенсивные цвета изображенных божеств.

В Тибете танки изготавливаются для созерцания и тантрических практик, ритуалов, для определенных праздников или церемоний, для подношения, в подарок.

Когда в семье кто-либо болел, или умирал, или испытывал какие-то проблемы, часто заказывали изображения будд.

Некоторый возраст считается не очень благоприятным (например 13, 25, 37, 49 лет) и принято заказывать танки – это дает заслугу и заказчику, и художнику.

Какие бывают авторы танок:

1. Это могут быть не обязательно буддисты, а люди, владеющие техникой – ремесленники. Так, в Непале много танок пишется на продажу. Но лучше, если художник является буддистом, практиком. Особенно,  когда вы изо-бражаете божество высших тантр – вам нужно иметь посвящение. 2. Обычные художники.

Они могут писать танки для ритуала, разового случая, не являясь при этом практиками. 3. Люди с тонким восприятием, ясновидцы.  Они способны увидеть божественный образ  и запечатлеть его или дать описание,  чтобы художник мог нарисовать. 4. Обычные художники.

Они могут писать танки для ритуала, разового случая, не являясь при этом практиками.

5. Существа,  достигшие высокой духовной реализации.  Так, Кармапы,  как правило,  были одаренны  во всех видах  искусств.

На Востоке художники танка чаще всего рождались в артистических семьях, проходили долгий путь обучения. Художник считался прошедшим обучение, когда знал пропорции, мог от руки (без разметки) рисовать красивые обводки, наносить орнаменты золотом. В Тибете художники рассматривались скорее как ремесленники, хотя и имели посвящения и «духовные амбиции».

Художник танка должен быть скромным, религиозным, средних лет (т.е. не слишком молодым и не слишком старым), он должен быть здоров (органы чувств в порядке), иметь хороший, гармоничный характер.

Живопись танка – это Дхарма

Процесс танка-живописи является практикой Дхармы, и создаваемое на холсте изображение – это проявление тела Будды. Для создания совершенной танки необходимо обладать совершенным знанием, поэтому художнику полагается тренировать свою активность через поведение, речь, медитацию, танцы и др.

Мы должны быть внимательны и сконцентрированы, очищать свои тело, речь и ум. Дело не только в технике: божества, создаваемые нами, действительно присутствуют здесь. Без концентрации нет совершенств, допускаются ошибки.

По завершении танки уже есть результат, и не важно, сколько танка существует, важно ее действие. Так, в песчаной мандале, которая может существовать всего неделю (пока длится ритуал), создается дом божества, новая реальность.

Живописец танка должен быть подготовлен. Перед работой следует совершить ритуал, читать тексты, делать подношения, давать подаяние и др. Ему нужно благословение учителя (ламы) на работу, на инструменты и материалы. Учитель, в свою очередь, дает благословение после медитации на просветленное существо (например, Манжугхоша). Он просит божество войти и освятить тело, речь и ум художника.

Когда художник должен нарисовать идама или защитника, очень важно иметь посвящение на это божество, особенно, если это тантрическая форма. Если он не имеет посвящения, то через благословение учителя может вступить в мандалу этого божества.

Когда делается изображение, относящееся к ануттарайога-тантре, художник непременно должен иметь посвящение в этот класс тантры, и, рисуя, начитывать мантру божества. Желательно перед работой совершить ретрит.

Важно иметь с заказчиком гармоничные отношения, тогда будет хороший результат.

Качества художника и заслуги, обретаемые благодаря изображению образов Будд были описаны в стихах Селгьяла (gSal.rgyal.gyi.tshigs.su.brad.pa, Канджур, сутра, том 201):

  Кто бы ни изображал форму Победоносного,   Все они должны обрести (переродившись) привлекательную и благородную форму,   Контроль над чувствами, эрудицию, солнцеподобное сияние.

  И будут прекрасно воспринимаемы в глазах мира.

И из этой же работы:

  Кто б ни изображал форму Сугаты –   Их тела будут без изъянов   И так мягки и расслаблены, как сердцевина лотоса.

  Они будут свободны от болезней, боли, страдания и страха.

А также:

  Кто б ни изображал форму Владыки – Защитника Вселенной,   Они не станут ни чьими рабами и не будут ни у кого в распоряжении,   Не станут бедными или имеющими низкое положение в обществе;   Их чувства не станут поврежденными.   Люди, которые изображают Будду или сооружают ступы,   Будут иметь превосходное богатство и владеть сокровищами,

  И они победят врагов.

Пропорции изображения Будды сохраняются неизменными с древнейших времен. В разных культурах могут присутствовать те или иные особенности (например, удлиненная форма ушниши, соединенные на одной линии брови, заостренная или округлая форма носа, большая или меньшая длина и толщина мочки уха и пр.), но основа всегда одна.

Так, высота стоящей фигуры Будды составляет 125 сор (малых условных единиц). Двенадцать малых единиц (м.е.) образуют одну большую единицу (б.е.). Например, размер лица от линии роста волос до подбородка составляет 1 б.е., высота шеи составляет 4 м.

е., высота груди 2 б.е., длина бедра также 2 б.е. и т.д. При построении изображения обычно используется масштабная линейка, сделанная из полоски бумаги. Величина единицы высчитывается исходя из того, какого размера изображение Будды нужно построить.

Примеры изображения фигур с помощью сетки

Тело Будды обладает особыми признаками, 32 из которых считаются видимыми (их описание имеется в Абхисамаяланкаре).

Другие 80 признаков невидимы.

Утверждают, что Его Святейшество Далай-лама и, например, Калу Ринпоче обладают подобными признаками (например, изображениями колес Дхармы на ладонях и ступнях), но не всем дано это увидеть.

32 внешних признака тела Будды:

1. На каждой ладони, ступне рельефно отпечатаны колеса-дхармачакры с тысячью спиц – это символы энергии. 2. Поверхность стоп плоская,  стопы полностью прилегают к земле.  Их сравнивают  с низом панциря черепахи, поверхность твердая, плоская, гладкая. 3. Между пальцами перепонки из света (как у лебедя). 4. Кожа гладкая и чистая, как у младенца. 5.

Семь частей его тела округлые:  шея плавно переходит в плечи и руки,  спина и грудь также округлые, кисти рук и ступни пухлые. 6. Основание  ногтя  далеко  от  кончика  пальца  (т.е.  ноготь занимает практически  всю последнюю фалангу  пальца). 7. Очень округлые пятки, выступающие за границу стопы. 8. Тело стройное, прямое. 9.

Локти и колени округлые, суставы не выступают. 10. Волосы на голове растут вверх. 11. Икры округлые, их сравнивают с ногами антилопы. 12. Руки длинные – Будда может свободно коснуться лотоса, на котором восседает. 13. Половой орган явно не выражен, но это не означает его отсутствие.

 (Примечание: Считается, что в Будде гармонично  сочетается  мужское  и  женское  начало,  и  если бы  изображался мужской  орган,  то  впрямую указывалось, что Будда мужчина. Это же относится и к бодхисаттвам. У женских божеств половые признаки изображаются совершенно явственно, равно как у гневных божеств и защитников.) 14. Кожа сияющая, золотистого цвета.

15. Вся поверхность кожи идеальна, прекрасна и чиста, как поверхность золотого браслета. 16. Волосы на голове завиваются по часовой стрелке, из каждой поры растет по одному волоску. 17. Между бровями «третий глаз» – это тончайший длинный волос, закрученный по часовой стрелке.

Если он развернется, то может достичь конца времени и Вселенной (способность видеть каждое существо в любое время где бы то ни было). 18. Верхняя часть тела могучая и сильная подобно телу льва. 19. Переход от шеи к плечам очень плавный, не видно мускулов и сухожилий. 20. Область ключиц до плеча также округла. 21.

Вся поверхность тела Будды всегда чистая и благоухает, на нем не сказывается качество пищи и другие условия. 22. Тело стройное, прекрасных пропорций, подобно дереву Бодхи. 23. На голове ушниша – собрание белой плоти, закрученное по часовой стрелке. Высота ее не может быть измерена, в действительности это энергия, уходящая в бесконечность, т.к.

у Будды бесчисленное множество чакр. Ушниша имеет глубокий мистический смысл. Снаружи ушниша покрыта волосами и имеет вид прически. 24. Язык очень длинный, им можно коснуться кончиков ушей и макушки. 25. Голос мелодичный, с богатым диапазоном, как у старой опытной птицы, его сравнивают с голосом Брамы.

Тот, кто слышит его, тотчас избавляется от препятствий и страхов. 26. Щеки округлы и полны, как у льва. 27. Зубы сияюще белые. 28. Все зубы одинаковой величины. 29. Зубы идеальной формы, между ними нет щелей, они располагаются прекрасными дугами. 30. Зубов сорок (20 + 20). 31. Темные и светлые части глаз идеально ясные, чистые.

32. Ресницы длинные, каждая загнута вверх и отделена от других, их сравнивают с ресницами быка.

Источник: http://a-artemyeva.ru/about_thanka.html

Для прослушивания передач МРК вы можете использовать проигрыватель Media Player  <\p>

Этим летом в художественной галерее поселка Сунчжуан в пригороде на востоке Пекина проходила выставка произведений четырех художников из г. Лхаса. На выставке было представлено 40 танка из частных коллекций и известных храмов Тибета. Впервые увидел эти потрясающие картины.

На выставке я познакомился с одним из художников, приехавших в Пекин из Лхасы. Норпу Ситхар родился в 1967 году в Шигацзэ в семье художника. Его предки в пятом поколении уже передавали традиционное искусство тибетской живописи. С 12 лет он на протяжении 7 лет учился живописи у отца.

Затем, чтобы повысить свое мастерство пошел в ученики к известному тибетскому мастеру танка. С 1991 года участвует в работах по восстановлению настенных росписей в тибетских храмах. В 1994 году создал Центр искусства танка стиля мяньса.

С 2005 года отвечает за работы по реставрации настенных росписей в памятнике мирового культурного наследия – дворце Потала в Лхасе. Он является членом правления Китайской ассоциации сохранения и развития тибетской культуры, а также проректором Тибетского художественного института.

Норпу Ситхар рассказал мне об этом уникальном искусстве Тибета.

Танка стали широко известными в последние 20-30 лет. А в Тибете их история насчитывает более 1500 лет. Это картины религиозного содержания, которые в основном используют во время службы в тибетском буддизме – ламаизме.

Танка – тибетское слово, которое переводится дословно, как картина-свиток. Это картина на ткани с изображением Будд, святых, исторических персонажей, мандал или зарисовок научного содержания. Религиозные танка можно сравнить с иконами в христианстве.

Танка глубоко и ярко отражают тибетскую культуру и религию.

Танка представляют собой цветные картины на загрунтованном холсте, шелке или бумаге. Нередко танка выполняют как аппликации. Используются бумага, шелк и холщовое полотно в качестве материала для танка. На протяжении сотен лет в Тибете сформировалось немало стилей, техник создания этих картин.

Но главными направлениями создания танка считают две основные техники: живописные (тиб. bris-than) и вытканные или вышитые шелком (тиб. gos-than). Для живописных танка чаще всего используют шелк. Вышитые танка создаются закреплением краски на ткани. Танка, представленные на этой выставке, были созданы именно в технике «bris-than».

Эти танка отличаются насыщенными яркими цветами, тщательно проработанными деталями рисунка, и они наполнены загадочным духом Тибета.

Материал, используемый для этих танка — это льняная или хлопчатобумажная ткань, а иногда и шелк для особо важных изображений. Прежде всего, материал натягивается на деревянный подрамник (тиб. than-shin). Затем грунтуется специальной пастой, приготовленной из животного клея смешанного с порошком мела.

Когда паста высыхает, поверхность тщательно полируют с обеих сторон. Начинают работу с рисунка, постепенно выполняя основные и второстепенные детали. После этого начинается процесс росписи. Последней и, пожалуй, самой важной частью работы над танка, является роспись золотом.

После окончания танка вшивается в парчовое обрамление. На верхнем конце танка укрепляют два куска желтого шелка и два шелковых шарфа, которые могут быть связаны в узел и служить для прикрытия и украшения. Концы картины крепят на двух стержнях из твердой древесины, чтобы танка можно было легко свернуть в свиток.

После этого совершается обряд освящения танка, который проводит опытный лама.

Не каждый художник может писать танка. Для рисования танка существуют серьезные требования к мастеру, он должен быть буддистом-мирянином или буддистским монахом. Танка пишется по строгим религиозным традициям. Сначала буддист-художник просит духовного наставника осмотреть глубину его познавательного опыта, чтобы получить разрешение писать танка.

Затем после осмотра наставник обращается с молитвой к бодхисаттве мудрости Манджушри, с просьбой войти в тело художника, который в процессе рисования должен хранить в себе чистоту в теле и душе, воздержаться плотских удовольствий, отказаться от мяса, лука, чеснока, чтобы уделить все свое внимание творчеству. Манджушри (санскр. букв.

«красивое сияние») – ботхисаттва высшей добродетели и счастья, поднял дух просветления и решил быть бодхисатвой в сансаре до тех пор, пока не останется ни одного живого существа, нуждающегося в спасении. Вместе с Авалокитешварой и Ваджрапани – один из трёх главных бодхисатв. Манджушри олицетворяет мудрость. В Китае образ Манджушри встречается во многих легендах.

В Тибете земным воплощением Манджушри считался основатель школы гелукпа Цзон Капа (нач. 15 в.).

Как сказал мне Норпу Ситхар, окончательная истина существует в человеческом сердце, следует понять эту истину, основываясь на разнообразном жизненном опыте. Этот опыт, превращается в движения кисти художника.

Если не постичь этой мудрости, то невозможно кистью создавать образы, если не ощутить радость медитации, то невозможно можно достичь яркой выразительности; уровень совершенствования и образованности художника определяет уровень и достоинства произведений, а также выражает степень постижения художником истины.

Рисуя каждую черту образа Будды, художнику следует читать соответствующие каноны, иногда даже необходимо делать земные поклоны (простирания), и поэтому рисование танка тоже считается одним из способов медитации и накопления заслуг. Чтобы завершенная танка была священна, проводится ритуал освящения: прошение к Будде, изображенному на танка, о покровительстве через этот образ.

Краска для рисования танка особая, состоит по большей части из растений и природных ископаемых минералов, в том числе и чистого золота, серебра, киновари и т.д., к которым прибавляют желчь животных. Благодаря такому составу, краски на танка не выцветают даже спустя сотни лет.

Наиболее ценные – это вышитые шелком танка, танка, сделанные способом ковроткачества, танка из цветного шелка, танка-аппликации и танка из жемчуга. Наиболее драгоценные танка можно встретить в коллекциях зимнего Дворца Потала или в летней резиденции Далай Ламы парке Норбулинка.

Из нарисованных танка наиболее сложны в написании золотые танка, выполненные в одном цвете, или выполненные золотом на черном фоне. Но не менее красивы и цветные танка.

Например, стоимость танка на этой выставке в зависимости от размера и сложности написания и составляла от 100 до 3000 долларов США и более.

Подобно священным изображениям других религий тибетские танка используются для молитвы.

Но главное назначение этих символических изображений другое: они предназначены для медитации, в ходе которой человек отождествляет себя с изображенным божеством, символом изначальной совершенной природы человека.

Именно поэтому тибетцы называют танка словом «мелонг», то есть «зеркало», в котором человек может увидеть истинного себя.

Танка, как уникальная формой искусства тибетского буддизма, возникла в седьмом веке Тибете в период правления Сонгцена Гампо. С появлением танка в империи Тан связано одно важное историческое событие.

В середине 7 века нашей эры правитель тибетского царства Тубо – Сонгцэн Гампо – с целью установления добрососедских и дружественных отношений с империей Тан и заимствования у нее передовой культуры для развития Тубо, решил породниться с династией Тан.

Чиновник-посланец Тубо по делам бракосочетания Лудунцзань, человек необыкновенного таланта, победил в соревнованиях ума и остроумия всех посланцев других царств. Император династии Тан не хотел выдавать замуж принцессу в далекое царство Тубо и задал новую, очень трудную задачу.

Лудунцзань ловко узнал от кормилицы принцессы тайну и, наконец, одержал неоспоримую победу в конных состязаниях с мячом.

Принцесса Вэньчэн покинула столицу Чанань со статуей Будды Шакия-муни, множеством буддийских канонов и мастерами различных профессий. Император Тан Тайцзун устроил торжественные проводы. В пути принцесса, Лудунцзань и сопровождающие лица перебирались через покрытые снегом горы и степи, переправлялись через бурные реки.

По дороге они не только совместно с местными тибетскими жителями преодолевали всяческие трудности и опасности, но и обучали местных жителей технологии обработки земли, прядению и вязанию, медицине и т.д.

Принцесса Вэньчэн прибыла в Тибет, стала женой Сонгцена Гампо, а танка – эта форма искусства с яркой тибетской окраской – появилась во дворце императора Тан.

На картинах, представленных на выставке, очень частыми были изображения ботхисаттвы Гуаньинь. Гуаньинь является самой близкой сердцу китайцев. Ее личность – воплощение сострадания, озаряет светом своего внимания людей.

В народе считают, что стоит лишь назвать ее имя, и получишь спасение и заботу, поэтому и среди ханьцев и тибетцев вера в Гуаньинь является самой распространенной. Богиня Милосердия вначале была в мужском облике ботхисаттвы Авалокитешвары.

На фресках Дуньхуана времен династии Тан, ботхисаттва еще изображалась в мужском обличии, к концу династии Тан, изображения Гуаньинь постепенно округлились.

На самом деле, в буддийских сутрах ботхисаттвы не разделяются на мужчин и женщин, в соответствии с изменениями судьбы, все живое принимает разные формы по воле случая. Со времен династии Сун Гуаньинь изображают в виде женщины богини.

Красочная живопись танка создает такой разноцветный мир, что люди испытывают чувство радости, лицо Будды также вызывает ощущение доброты и сердечности. Изумительно тонкая работа художников, яркие краски, необычная тематика картин и на меня произвели неизгладимое впечатление.

Источник: http://russian.cri.cn/841/2011/10/25/1s401765.htm

Искусство тибетского буддизма. Выставка в Эрмитаже

В Санкт-Петербурге, в Государственном Эрмитаже в настоящий момент работает временная выставка «“Обитель милосердия”. Искусство тибетского буддизма». Мне посчастливилось на ней побывать, рассмотреть и пофотографировать редкие экспонаты.

Миларепа. Тибет. XV век.

Слоновая кость, краска, резьба, позолота.

На выставке представлено около 350 произведений тибетского искусства VIII – начала XX веков из эрмитажного собрания. Основу составляют коллекции, сформированные в начале XX века выдающимися исследователями Центральной Азии Э. Э Ухтомским, Ю. Н. Рерихом, П. К.

Козловым и другими.

На выставке «“Обитель милосердия”. Искусство тибетского буддизма».

Среди предметов, большинство из которых экспонируются впервые, – древние тханки (живописные произведения), буддийская скульптура, ступы, ритуальные и другие предметы.

Майтрея на небесах Тушита. Китай, XIX в. Холст, минеральные краски, шёлк, парча.

Они скомпонованы в залах по разрядам буддийского пантеона – будды, бодхисаттвы, идамы, дхармапалы, дакини, локапалы, низшие божества.

Махапаринирвана Будды. Китай, XVIII в. Дерево, краска, лак; резьба, позолота.

Что мне бросилось в глаза и удивило прежде всего? Несколько изображений и статуй Будды Шакьямуни, где он изображён стоя.

Мне доводилось однажды в Тибете видеть изображение Будды Шакьямуни стоящим, но на нём акцентировали внимание как на большой редкости, исключении из правил, якобы только Будда грядущего – Майтрея – изображается стоя, а Шакьямуни всегда изображают в медитативной сидящей позе.

Гадательное изображение. Тибет, XIX век. Стиль «новый менри». Холст, минеральные краски.
Фрагмент изображения выше.

Или вот, например, скульптура Будды Шакьямуни:

Будда Шакьямуни, Непал, IX-X вв. Бронза, краска; литьё, позолота.

Из её описания на сайте Эрмитажа: «Данная статуэтка изображает Будду стоящим в позе трибханга с изящным S-образным изгибом тела.

Подобная иконография характерна для раннего искусства Гандхары – Будда держит правую руку перед грудью в жесте защиты и бесстрашия (абхая-мудра). Согласно легенде, этим жестом он остановил взбесившихся слонов.

Скульптура является одним из главных шедевров по качеству исполнения и художественному уровню».

«Сандаловый» Будда с монахами. Китай, вторая половина XVIII века. Бронза, краска, бирюза; литьё, позолота, инкрустация, гравировка, чеканка.

Магически действуют и древние тханки – перед ними хочется побыть подольше, они по-настоящему вдохновляют и благословляют. Тханка – это свиток, написанный минеральными красками на хлопчатобумажном полотне или шёлке, предварительно загрунтованном смесью из мела и клея. Их развешивали в храмах и домах, использовали в религиозных процессиях.

Авалокитешвара. Бутан, XVII век. Шёлк, минеральные краски.

На выставке представлена самая большая в коллекции тангка – 186 х 110 см – «Монастыри гор Утайшань». Её можно долго рассматривать: она служит своего рода путеводителем по этому священному горному хребту.

Фрагмент китайской тханки «Монастыри гор Утайшань», вторая половина XIX века, холст, минеральные краски.

Тибет считается местом, где пребывает Авалокитешвара, бодхисаттва милосердия. Согласно легендам, именно под его покровительством здесь была создана особая духовная культура, а сам Тибет стал своего рода «обителью милосердия», центром буддийской культуры для всего мира.

Авалокитешвара. Китай, XVIII в. Бронза, краска, полудрагоценные камни; титьё, позолота, инкрустация.
Авалокитешкара. Китай, XVII-XVIII вв. Бронза, краска, лак; литьё, позолота, гравировка.

В центре одного из залов экспозиции находится мандала Белой Тары – одной из самых почитаемых буддийских богинь. Она выложена ламами Иволгинского дацана (Республика Бурятия) из цветного песка, привезённого специально с берега Байкала.

Считается, что во время возведения и до разбора мандалы божество находится в храме, благословляя каждого пришедшего. К окончанию работы выставки (примерно в середине января 2016 г.

) состоится ритуал разбора мандалы, при этом часть песка будет поднесена специальным божествам – хранителям воды, а оставшуюся часть песка ламы раздадут присутствующим, он будет оберегать их от болезней и несчастий.

Смысл разбора мандалы – подчеркнуть непостоянство материального мира, направить людей на поиск истинного знания, способного принести благо всем живым существам. Мандала очень красивая и завораживающая, в ней видится некая карта, путь в мир просветлённого, пробуждённого сознания. К окончанию работы выставки (примерно в середине ян

Мандала богини Белой Тары

А вот ещё удивительные древние мандалы:

Мандала Ушнишавиджаи, Хара-Хото, конец XII – XIII вв. Роспись на дереве.
Мандала божеств планет, Хара-Хото, конец XII – XIII вв. Шёлк, минеральные краски.

Особого внимания на выставке заслуживает единственная эрмитажная бонская статуэтка – это фигурка божества религии бон, которая являлась основной до создания тибетского государства в начале VII века и занимала главенствующие позиции в Тибете вплоть до XIII в. Бонских произведений искусства сохранилось весьма мало.

Бонское божество Кунга Акор. Тибет, XVI век. Непальская школа. Бронза, краска; литьё, позолота.И множество других прелюбопытных экспонатов, описать которые затруднительно в рамках одной статьи. Если есть возможность – посетите эту выставку. Кстати, в соседних залах находится и постоянная экспозиция Эрмитажа, посвященная произведениям буддизма.

Выставка «“Обитель милосердия”. Искусство тибетского буддизма» работает до 17 января 2016 года. Адрес: Санкт-Петербург, Дворцовая пл., д. 2, Государственный Эрмитаж, 3-й этаж Зимнего дворца. Залы 333-342. Посещение выставки входит в стоимость входного билета в музей. Ближайшие метро к Эрмитажу: «Адмиралтейская», «Гостиный двор».

Источник: https://start-yoga.livejournal.com/24202.html

Значение танка и мандал в тибетском буддизме

Многообразие буддизма

Роль учителя в буддизме

  ↳ Школы Тибетского Буддизма
      ↳ Краткая история Линии Передачи Дрикунг Кагью
          ↳ Значение символа Дрикунг Кагью

↳ Значение танка и мандал в тибетском буддизме

↳ Ваджра и колокольчик

Значение танка и мандал в тибетском буддизме

Буддийские практики выполняются для достижения просветления и освобождения от бремени циклического существования.

 В свою очередь, назначение сакрального искусства выражается в поддержке практикующего, создавая объекты медитации, которые служат источником вдохновения на пути духовного роста.

Такие объекты-артефакты можно воспринимать на различных уровнях: на конвенциональном уровне они открывают красоту всего сущего, но на более глубоком сакральном уровне они становятся объектами для концентрации ума практикующего, либо стимулами для развития инсайта, внутреннего опыта.

Танка в тибетском буддизме  –  это художественное произведение, на котором обычно изображены божества, духовные учителя, мандалы. Исторически, живопись танка развивалась и совершенствовалась в Тибете на протяжении веков.

Так, одним из особых вкладов 5-го Далай -Ламы было улучшение качества сакрального искусства в стране.  Он основал гильдии и определил критерии качества работы их участников.

При создании танка художники должны строго выполнять все канонические правила: размеры изображения, пропорции, цвета.

Работа начинается с того, что на раму натягивается холст, который покрывается клеем и мелом и шлифуется камнем. После этого, согласно канону, четко следуя размерам, рисуется контур божества и лишь после этого начинается работа красками. Выбор цветов также регламентирован.

Особое значение имеет использование золота для окраски деталей. Золотые танка являются очень ценными. В работе над ними  основа полностью покрывается золотом, а цвет применяют для обозначения линий образа божества и его лица.

Подобная танка Калачакры хранится в храме Деден Цуглаг Кханг в апартаментах Его Святейшества Далай-Ламы.

Художник танка должен быть духовным человеком. Ему или ей необходимо знать сакральные тексты, выполнять практики, начитывать мантры, медитировать.

И в наши дни, например, в такие художественные школы тибетского сакрального искусства как Норбулинг в Индии или Церинг Арт в Непале принимают только студентов, практикующих буддизм. Художник создает произведение сакрального искусства с помощью своего духовного потенциала.

Практик внимательно вглядывается в танка, визуализирует божество в своем сердце, концентрируется  на него и медитирует.

Постепенно, в ходе тщательной и терпеливой работы, «подружившись» с божеством, а также исполняя наставления духовного учителя, возможно достичь высокого духовного уровня – Самбхогакайи. Даже простое созерцание танка считается  добродетельным действием. Также, танка служат гарантом выздоровления, хорошего здоровья и долголетия.

Мандала, в свою очередь, это символическая круглая фигура, которая отображает Вселенную и ее обитателей.

В соответствии с сакральными текстами шестого века до н.э. искусству создания мандал монахов обучал сам Будда Шакьямуни. Таким образом, тибетский буддизм позаимствовал создание мандал из буддизма Индии.

Обычно для создания мандалы используют драгоценные камни, цветы, рис, цветные камушки или окрашенный песок. Такой песок обычно получают, размельчая полудрагоценные камни.

Создание мандал, соблюдая все определенные каноном детали, требует особого умения, что монахи развивают годами, обучаясь в монастырях или художественных школах.

Творя мандалу, монахи нараспев читают мантры и проводят ритуалы, таким образом, в мантре накапливается огромная духовная энергия. Каждая мандала изображает священный дворец определенного божества. Божеству присущи просветленные качества: сострадание, мудрость и постижение пустоты.

В тибетском буддизме мандалы используются в тантрических учениях, во время которых высококвалифицированные духовные учителя передают практикам полномочия выполнять какую-либо тантрическую практику.

Божество мандалы, которое находится в ее центре, а также сама мандала, служат для опоры в практике.

Их энергетическая сила огромна, и они помогают трансформировать негативные  беспокоящие эмоции практикующего в интуицию и мудрость.

Таким образом, сакральное искусство в тибетском буддизме имеет выдающееся значение, так как оно помогает практикам достичь конечной цели – освобождения от обмана сансары.

© Флера Бирмане, художник,

автор многочисленных танка,

Источник: http://www.drikung.lv/buddism/methaodsattributes/thankamandala-meaning

Ссылка на основную публикацию